Слушаем «Карнавал животных» с ребёнком. «Сен-Санс
Заботливые родители, которым глубоко небезразлично будущее их детей, прекрасно знают о том, что музыка отлично развивает интеллект, мышление, память и внимание детей. Однако далеко не всем удаётся вывести слушание музыки с ребёнком на более высокий уровень, нежели просто фоновое восприятие. Оказывается, музыку с ребенком слушать не только нужно, но и можно. Как же это осуществить?
Психологам давно известно, что маленькие дети обладают образным мышлением. До определённого возраста слова для них не обладают тем значением, как для взрослых.
Иллюстрация к пьесе “Королевский марш льва” из “Карнавала животных”
Например, если ребёнок слышит слово «дерево», до какого-то возраста оно для него мало что значит. А вот если мама покажет ему картинку дерева или, что еще лучше, они выйдут во двор, подойдут к дереву, и он попробует обхватить своими ручонками ствол, а потом провести ладошками по шершавому стволу, тогда это слово уже не будет для него пустым сотрясанием воздуха.
Поэтому, для малышей следует подбирать музыку с ярко выраженными образами и идеями. Возможно, конечно, слушать произведения, которые не обладают оными, но в этом случае, образы придется выдумывать родителям. Для ребёнка наиболее близки те образы, с которыми он уже где-то сталкивался, поэтому, наиболее удачным началом, несомненно, станет «Карнавал животных» , написанный известным композитором Камилем Сен-Сансом .
Сегодня остановимся на трёх пьесах, вошедших в состав этого цикла, а именно «Королевский львов», «Аквариум» и «Антилопы» . Все эти произведения разноплановы, что поможет ребёнку понять различие характеров.
Состав инструментов «Карнавала животных» несколько необычен: струнный квинтет, 2 флейты и кларнет, 2 фортепиано, ксилофон и даже стеклянная гармоника. И это тоже преимущества этого цикла: чадо сможет познакомиться как со струнными инструментами, фортепиано, так и духовыми.
Итак, перед тем, как начать слушать произведения из этого цикла, заранее следует приготовить:
- Фигурки необходимых животных;
- Реквизит, который поможет как ребенку, так и родителям перевоплотиться в этих животных. Например, для льва, это будет грива из шарфа, а для антилоп – рожки, сделанные из карандашей;
- Фантазию! Это самая главная и необходимая составляющая.
Иллюстрация к пьесе “Лебедь” из “Карнавала животных”
Музыку вместе с ребенком нужно прожить, а для этого непременно важно активное участие ребенка. Перевоплотившись во льва, он уловит характер марша, поймёт, где львы крадутся, а где торжественно вышагивают.
Так же и с «Антилопами», ребенок, вдоволь напрыгавшись, никогда не спутает эту музыку с любой другой. При первых же ее аккордах, перед его глазами встанут грациозные антилопы.
Что касается «Аквариума», то при слушании этого произведения ребёнок успокоится: он будет воспринимать царство рыб, как безмолвный, тихий, но прекрасный мир.
Можно действия изображать с помощью игрушек, рисовать или даже лепить. Подойдет всё, что нравится ребенку. И постепенно он сможет безошибочно узнавать любое произведение их этого цикла, а чуть позже и инструменты, которые играют в них.
Слушание музыки должно приносить радость, как взрослым, так и детям. Улыбка и радость ребенка, услышавшего знакомое музыкальное произведение, в руках родителей. Не стоит забывать об этом!
К. Сен-Санс “Аквариум” – визуализация
Описание слайда:
1-Вступление и Королевский марш льва - фр. Introduction et Marche Royale du lion. В короткой интродукции после тремоло двух фортепиано струнные вступают с основной темой, а после расходящихся глиссандо по всему диапазону у фортепиано начинается Марш, в котором звучат фанфары, исполняемые на фортепиано, и грубоватые хроматические ходы, изображающие рычание льва. 2-Куры и петухи - фр. Poules et Coqs. Кларнет, скрипки, альт, фортепиано. Назойливые повторяющиеся звуки, изображающие квохтанье кур, перемежаются с мотивом петушиного кукареканья. «Куриный» мотив взят из клавесинной сюиты Франсуа Куперена. 3-Антилопы (быстрые животные) - фр. Hémiones (animaux véloces). Два фортепиано исполняют быстрые пассажи. 4-Черепахи - фр. Tortues. Струнные и два фортепиано. Цитируется канкан из оперетты Оффенбаха «Орфей в аду», но замедленный в несколько раз, что создаёт комический эффект. 5-Слон ― фр. Eléphant). Контрабас и два фортепиано. Вальсообразная мелодия, играемая контрабасом, основана на заимствованиях двух тем: танца сильфов из драматической легенды Берлиоза «Осуждение Фауста» и Скерцо из музыки Мендельсона к комедии «Сон в летнюю ночь». Комизм заключается в том, что музыка, задумывавшаяся как лёгкая и воздушная и в оригинале исполняемая инструментами высокого регистра, передана неповоротливому инструменту, звучащему в нижней части диапазона и изображающему танцующего слона. 6-Кенгуру - фр. Kangourous. Два фортепиано. Острые стаккатные звучания с форшлагами изображают прыжки кенгуру. 7-Аквариум - фр. Aquarium. Флейта, стеклянная гармоника, струнные, фортепиано. Звучание флейты, играющей мелодию, оттеняется «булькающими» звучаниями и глиссандо у фортепиано и стеклянной гармоники, создавая картину аквариума. 8-Персонажи с длинными ушами - фр. Personnages à longes oreilles. Скрипки чередованием очень высоких и очень низких звуков изображают ослиный крик. 9-Кукушка в глубине леса - фр. Le coucou au fond des bois. Кларнет и два фортепиано. На фоне размеренных аккордов у фортепиано, изображающих лес, кларнет (который, согласно указанию автора, должен находиться за кулисами) периодически играет два «кукующих» звука. 10-Птичник - фр. Volière. Флейта, струнные и два фортепиано. На фоне «шелестящего» тремоло у струнных флейта играет мелодию c трелями и скачками, изображая птичье пение. Пианисты - фр. Pianistes. Два фортепиано в сопровождении струнных играют гаммы и упражнения в стиле Ганона или Черни. Эта часть без перерыва переходит в следующую. Ископаемые - фр. Fossiles. Кларнет, ксилофон, два фортепиано и струнные. Сен-Санс цитирует собственную симфоническую поэму «Пляска смерти», детские песенки «Ah! vous dirai-je, maman» и «Au clair de la lune», а также каватину Розины из оперы Россини «Севильский цирюльник». Лебедь - фр. Le Cygne. Виолончель и два фортепиано. Певучая мелодия у виолончели изображает плавное движение лебедя по поверхности воды, а фигурации у фортепиано ― рябь на ней. На музыку «Лебедя» хореограф Михаил Фокин в 1907 году поставил знаменитый балетный номер «Умирающий лебедь» для Анны Павловой. Сен-Санс был удивлён такой трактовкой ― в его пьесе лебедь не умирает ― но не возражал против неё. Финал - фр. Finale. Исполняет весь ансамбль. Весёлая и лёгкая главная тема перемежается мотивами из предыдущих частей.
«Карнавал животных» (Большая зоологическая фантазия)
- инструментальная сюита,
- созданная французским композитором Шарлем Камилем Сен-Сансом
- в 1886году
Шарль Камиль Сен-Санс- французский композитор
- Камиль Сен-Санс родился в Париже 9 октября 1835 года. Его предки были родом из Нормандии и свою фамилию получили по названию маленького городка Сен-Сан, в котором жили неподалеку от Руана.
- Музыку Камиль начал сочинять с 5 лет. Родители мальчика – парижские музыканты- много времени уделяли музыкальным занятиям сына, и он делал большие успехи. Первый концерт Сен-Санса состоялся, когда юному пианисту едва исполнилось 10 лет.
- В 1848 году(13 лет)он поступил в парижскую консерваторию сначала в класс органа, а затем в класс композиции.
- В 1853 году(композитору 18 лет) с большим успехом была исполнена его первая симфония.
- Сен-Санс много путешествовал и с огромным интересом относился к музыке разных стран. Он был несколько раз и в России, очень любил музыку русских композиторов, охотно знакомил с нею любителей музыки у себя на родине.
- Произведения Сен-Санса отличаются яркой выразительностью, изяществом, близостью к народно-бытовой музыке.
- Творчество композитора обширно и разнообразно. Оно представлено почти всеми существовавшими в то время жанрами, среди которых оперы, балет, кантаты и оратории, реквием и симфонии и т.д.
- Шарль Камиль Сен-Санс был не только композитором, но и прекрасным пианистом, органистом, дирижером, писателем(писал стихи и комедии), а также музыкально-общественным деятелем.
- Скончался Сен-Санс в 1921 году в возрасте 86 лет.
История создания «Карнавала животных»
- В этом произведении нашли отражение воспоминания и привязанности детства – любовь к живой природе(собирал коллекции насекомых, минералов, выращивал цветы, прислушивался к звукам природы –журчанию ручейка, шелесту листьев, пению птиц, изучал повадки зверей). Все это Шарль Камиль
Сен-Санс старался передать в своих произведениях.
- Написана сюита для двух роялей, двух скрипок, альта, виолончели, контрабаса, флейты, кларнета, фисгармонии, ксилофона и челесты.
- Произведение задумано автором как музыкальная шутка, легкая и остроумная, наполненная искрящимся юмором сюита .
- Создана она в 1886 году и имеет подзаголовок «Большая зоологическая фантазия».
- Сюита представлена 14 миниатюрами – музыкальными зарисовками животных и птиц, имеющих каждая свой неповторимый характер, свою стихию:
- Королевский марш льва
- Курицы и петух
- Антилопы
- Черепахи
- Слоны
- Кенгуру
- Аквариум
- Персонаж с длинными ушами(Осел)
- Кукушка в глубине леса
- Птичник
- Пианисты(пьеса-шутка)
- Ископаемые
- Лебедь
- Финал
фисгармония
ксилофон
контрабас
Струнный ансамбль:
две скрипки, альт и виолончель
Путешествие в зоопарк!
Рано, рано мы встаём,
В зоопарк с утра идём:
Много у ворот людей -
Они пришли смотреть зверей!
Вот вошли мы в зоопарк-
Клетки там стоят все в ряд,
У вольеров ходят люди,
На зверей они глядят.
Королевский марш льва
Исполнители:
- Исполнители:
- Исполнители:
- Исполнители:
- Исполнители:
Устрашающе красив,
Он свиреп и желтогрив.
Даже хвост совсем не прост-
С кисточкою длинный хвост.
Лапы сильны и могучи,
Рык несется выше тучи.
Ведь не зря он царь зверей
В жаркой Африке своей.
Струнный квартет
Курицы и петух
Исполнители:
Ах, какой же он горластый!
По утрам кричит всем «Здравствуй!»
На ногах его сапожки,
На ушах висят сережки.
На головке гребешок. Кто же это?
Ну, а Петины подружки-
И хохлатки, и пеструшки-
Шумно крыльями махали,
Громко клювами стучали:
Ко-ко-ко, ко-ко-ко
Нам зерно клевать легко.
Струнное трио
Антилопы
Легко, грациозно и быстро
По скалам, как ветер, несутся,
А после спокойно и тихо
В долине зеленой пасутся.
Тонконоги и красивы,
Осторожны, боязливы,
Шерсть короткая, рогаты,
Как же их зовут, ребята?
Исполнители:
Черепахи
Исполнители:
Медленно они шагают,
Домик свой с собой таскают.
Они могут и кусаться,
Но не надо их бояться.
Это – мирные друзья,
Но трогать все же их нельзя!
Виолончель
Слоны
Исполнители:
Белеют бивни, словно снег,
Животного сильнее нет.
Огромный, серый, с добрым нравом,
Идет по джунглям величаво,
И длинным носом, как рукой,
Поднять он может нас с тобой.
Он весит очень много тонн.
Друзья, конечно, это…(слон)
Виолончель
Кенгуру
О ком загадка эта?
Коричневого цвета,
На двух ногах не тужит,
Ей хвост опорой служит.
Скачками побежит от льва.
Еда – листочки и трава.
На животе в кармане
Прижались дети к маме.
В теплой сумке детвору
Носит только….(Кенгуру)
Исполнители:
Аквариум
Целый день снуют, толкутся
Эти крошки за стеклом:
То гурьбою соберутся,
То плывут в воде гуськом.
Водоросли, как аллеи,
Дно песчаное светло.
Вот одна, других резвее,
Бьется боком о стекло.
Плавнички дрожат, трепещут,
Спинка выгнута дугой.
Чешуинки так и блещут
У красавицы такой.
Исполнители:
Фисгармония
Персонаж с длинными ушами
Ослик наш наверно самый
Средь сородичей упрямый.
Встанет он столбом в пути –
Седоку пешком идти.
У него большие уши.
Он хозяину послушен.
И хотя он невелик,
Он везет как грузовик.
Исполнители:
Струнный квартет
Кукушка в глубине леса
На дереве высоком
Сижу я на суку,
И слышно из далека
Мое «ку-ку,ку-ку».
Белые полоски на груди.
Ты меня послушать приходи!
Всем одно и то же я твержу,
Время беззаботно провожу!
Исполнители:
Птичник
Исполнители:
К дому птиц мы подошли,
Кого там только не нашли:
Тут и утки, и цесарки,
Соловьи, скворцы, казарки.
Увидали мы фазана,
Птицу гордую – орлана,
Посмотрели мы павлина,
Эта птица - просто диво!
Струнный ансамбль
Ископаемые
Когда-то на нашей планете
Животные древние жили.
Огромные, страшные с виду -
Они безобидными были.
Увидеть теперь ископаемых
Мы сможем лишь в зоопарке,
Вместо живых динозавров
Стоят их макеты на травке.
Исполнители:
Все инструменты,
ксилофон
Лебедь
Горделивый, белокрылый,
Он белее белых лилий.
Скользит бесшумно над водой.
Шея выгнута дугой.
Им любуются всегда
Все на берегу пруда.
Исполнители:
Виолончель
Финал
Мы в зоопарке побывали
Там осла и льва видали.
Мы постояли у слона
Огромный он, вот это да!
Мы птичек разных увидали
У клетки с кенгуру стояли,
Много разных там зверей,
Мы пробыли целый день.
Завтра снова мы пойдем,
Новых мы зверей найдем.
Камиль Сен-Санс «Карнавал животных» -
большая зоологическая фантазия
Цель урока: формирование музыкального творчества школьников на основе знакомства с циклом музыкальных пьес, изображающих разных животных.
Задачи урока:
1. Научить детей прислушиваться к музыке, ее выразительным особенностям.
2. Расширить представление детей о мире животных.
3. Развивать у детей фантазию и образное восприятие музыки
4. Развивать вокальные навыки при исполнении песен.
5. Воспитывать бережное отношение к животным.
Ход урока
Слайд 1, 2
«Музыка»
Без музыки не проживу и дня!
Она во мне, она вокруг меня
И в пенье птиц, и в шуме городов,
В молчанье трав, и в радуге цветов
И в зареве рассвета над землей…
Она везде и вечно спутник мой.
Ей все подвластно: радость и тоска,
В ней – просто миг и долгие века.
И воскресить умеет и убить
Заставит полюбить и разлюбить
Но разве может жить она без нас
хотя бы день, полдня? Хотя бы час?
Без наших дум и радостей земных
Без мелочей смешных и не смешных?
Мы ей за все «спасибо» говорим
И, веря в торжество её, - творим!
Организационный момент.
Мотивация учебной деятельности.
Сегодня у нас необычный урок – урок посвящен музыке, живописи и танцу. Почему мы их объединили?
Мы не всегда умеем увидеть и услышать красоту окружающего мира. И часто художники, композиторы и поэты учат нас всматриваться и вслушиваться в окружающий нас мир. Они не только передают собственное настроение, чувства в произведениях искусства, но и доносят до зрителя или слушателя звуки, краски, ароматы, красоту и гармонию.
Гельвеций: “Задача искусства – волновать сердца”. Все виды искусства волнуют сердца, пробуждают в них самые лучшие чувства. Каждый вид искусства делает это своим языком: живопись – линиями и красками, музыка – звуком, танец – движениями.
Тема нашего урока – “Карнавал животных ”…большая зоологическая фантазия.
Мы соприкоснемся с удивительным миром классической музыки, попробуем постичь, понять мысли и чувства композитора, попробуем разобраться в своих мыслях и чувствах, которые пробуждает в нас музыка.
Работа по теме урока
Слайд 3
Камиль Сен-Санс (1835-1921)
Французский композитор, пианист, органист, дирижёр, музыкальный критик и писатель, педагог, музыкально-общественный деятель.
История создания
Идея шуточного произведения под названием «Карнавал животных» возникла у Сен-Санса в начале 60-х годов - молодой профессор школы Нидермейера обещал его своим ученикам. Однако обещание это Сен-Санс выполнил спустя 20 с лишним лет. В феврале 1886 года прославленный композитор и пианист, утомленный гастрольной поездкой по Германии, уединился в маленьком австрийском местечке и за несколько дней написал «Карнавал животных».
Слайд 4, 5
Состав небольшого оркестра «Карнавала животных»: флейта, флейта-пикколо, кларнет, ксилофон, стеклянная гармоника, 2 фортепиано, струнные (2 скрипки, альт, виолончель, контрабас).
Музыка
Слайд 6
В этой сюите увидите сами
Ноты живые: с усами, с хвостами.
Бегать умеют они и лететь,
Ползать и плавать кусать и хватать.
Ноты мохнатые, ноты пернатые,
Стройные ноты и даже горбатые.
Добрые, злые, наземные, водные –
Кто же они? Догадались?
Животные.
Давайте вспомним, что такое сюита?
Музыкальное справочное бюро:
Сюи́та (с фр. Suite - «ряд», «последовательность», «чередование») - циклическая музыка, состоящая из нескольких самостоятельных контрастирующих частей (многочастное произведение), объединённых общим замыслом.
За исключением лебедя, персонажи "Карнавала животных" Сен-Сансом представлены юмористически. В некоторых пьесах композитор олицетворяет ими людские характеры. И эта символичность, ясная его современникам, являлась одной из причин того, что Сен-Санс не желал публиковать “Карнавал”.
"Карнавал животных" Сен-Санса сегодня, пожалуй, самое известное его сочинение. Итак…
Слайд 7
“Королевский марш льва” (грозное рычание внушительно передано хроматическими волнами фортепьянных октав – остроумнейшее звукоподражание; лев здесь не столько страшный, сколько важный);
Слайд 8
2
. “Курицы и петух”
(смехотворно назойливые птичьи крики;
курицы ссорились, возможно из-за найденного зерна или червяка, а петух их ссору оборвал в конце
);
Слайд 9
3.
“Антилопы”
(главенствующая партия здесь у фортепьяно, изобретательными пассажами передающего неистовый бег). Вспомните мультфильм «Золотая антилопа», грациозное, сильное, быстрое животное.
Могут прыгать высоко,
Бегать быстро, далеко,
А крученые рога
Испугают вмиг врага!
Слайд 10
4.
“Черепахи”
(музыкальная ирония над медлительностью);
Слайд 11
5.
“Слоны”
(– а здесь над тяжеловесностью);
Слайд 12
6.
“Кенгуру”
(опять музыкальная метафора, выраженная легкими “прыжками” у фортепьяно);
Слайд 13
7. “Аквариум” (естественно, изображение рыбок; красивые, несколько условные переливы звучаний челесты, фисгармонии, флейты, высоких нот струнных и пассажей фортепьяно, создающие впечатление колышущейся воды).
Сегодня мы с вами познакомились с частью произведений из музыкального альбома «Карнавал животных». Вспомнили, что означает понятие сюита. Какими музыкальными инструментами Камиль Сен-Санс, показал людские характеры. (Работа с карточками).
Домашнее задание: Выбрать для себя понравившуюся тему и нарисовать рисунок.
Весной 1886 года Камиль Сен-Санс украл из своего рабочего графика несколько дней, чтобы провести их в тихом местечке в Австрии и осуществить план, который давно лелеял в своих мечтах. Композитору тогда был 51 год; к этому времени он был признанным гастролирующим пианистом и дирижером, автором трех симфоний и семи концертов, многих хоровых полотен, симфонических поэм и опер, в числе которых уже была "Самсон и Далила", похоронил двух детей, бросил жену и схватил чахотку, которая не помешала ему прожить до 86 лет. Сен-Санс был француз, враг пангерманизма, эклектик и потрясающий мастер. Лист признавался, что, сочиняя музыку, думал про себя: "А понравится ли это Сен-Сансу?" Таким же авторитетом он пользовался среди недругов.
Друзей было больше и, любя их, композитор искренне старался быть им приятным: скакал на швабре вокруг стола, пел диким голосом оперные арии. И вот настал час, когда он подарил им столь же богатую выдумками партитуру. Состав исполнителей в ней не слишком велик: два фортепиано, две скрипки, альт, виолончель, контрабас, флейта, кларнет, фисгармония, ксилофон и челеста. В "Карнавале животных" 14 номеров. Перечислим их по порядку: Королевский марш львов. Курицы и петух. Антилопы. Черепахи. Слоны. Кенгуру. Аквариум. Персонаж с длинными ушами. Кукушка в глубине леса. Птичник. Пианисты. Ископаемые. Лебедь. Финал.
Первым слушателям зоологической фантазии некоторые темы могли показаться знакомыми. Например, ксилофон, выступая от имени Ископаемых, стучит тему из очень серьезного опуса Сен-Санса "Пляски смерти", а кларнет вторит ему колоратурами из "Севильского цирюльника" Россини. Чтобы изобразить слонов, контрабасу потребовалась тема из "Вальса сильфов" Берлиоза. Если запустить тему Черепах раз в восемь быстрее, то получится не что иное, как знаменитый Канкан из "Орфея в аду" Оффенбаха. А представить, что выдают Пианисты, совершенно справедливо записанные автором в участники карнавала, может и любой из нас, особенно если живет по соседству с кем-либо из учащихся Гнесинки или ЦМШ.
"Карнавал животных" при жизни Сен-Санса игрался лишь несколько раз, для своих (в их числе однажды был и Франц Лист); умер Сен-Санс в 1920 году, когда никто уже не понимал, как может жить на свете такой ходячий анахронизм. Через два года после смерти автора партитуру, наконец, издали. И теперь уже стало непонятно, как XX век мог без нее обходиться. Животные Сен-Санса опередили человеческих персонажей Сати, Хиндемита, Шостаковича, Кагеля, Шнитке и зажили среди нас куда более полнокровной жизнью, чем Самсон и Далила. В отместку за собственное невнимание к ним мы выбрали самого беззащитного -- Лебедя -- и назвали его "умирающим".