Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Слушаем «Карнавал животных» с ребёнком. «Сен-Санс

Заботливые родители, которым глубоко небезразлично будущее их детей, прекрасно знают о том, что музыка отлично развивает интеллект, мышление, память и внимание детей. Однако далеко не всем удаётся вывести слушание музыки с ребёнком на более высокий уровень, нежели просто фоновое восприятие. Оказывается, музыку с ребенком слушать не только нужно, но и можно. Как же это осуществить?

Психологам давно известно, что маленькие дети обладают образным мышлением. До определённого возраста слова для них не обладают тем значением, как для взрослых.

Иллюстрация к пьесе “Королевский марш льва” из “Карнавала животных”

Например, если ребёнок слышит слово «дерево», до какого-то возраста оно для него мало что значит. А вот если мама покажет ему картинку дерева или, что еще лучше, они выйдут во двор, подойдут к дереву, и он попробует обхватить своими ручонками ствол, а потом провести ладошками по шершавому стволу, тогда это слово уже не будет для него пустым сотрясанием воздуха.

Поэтому, для малышей следует подбирать музыку с ярко выраженными образами и идеями. Возможно, конечно, слушать произведения, которые не обладают оными, но в этом случае, образы придется выдумывать родителям. Для ребёнка наиболее близки те образы, с которыми он уже где-то сталкивался, поэтому, наиболее удачным началом, несомненно, станет «Карнавал животных» , написанный известным композитором Камилем Сен-Сансом .

Сегодня остановимся на трёх пьесах, вошедших в состав этого цикла, а именно «Королевский львов», «Аквариум» и «Антилопы» . Все эти произведения разноплановы, что поможет ребёнку понять различие характеров.

Состав инструментов «Карнавала животных» несколько необычен: струнный квинтет, 2 флейты и кларнет, 2 фортепиано, ксилофон и даже стеклянная гармоника. И это тоже преимущества этого цикла: чадо сможет познакомиться как со струнными инструментами, фортепиано, так и духовыми.

Итак, перед тем, как начать слушать произведения из этого цикла, заранее следует приготовить:

  • Фигурки необходимых животных;
  • Реквизит, который поможет как ребенку, так и родителям перевоплотиться в этих животных. Например, для льва, это будет грива из шарфа, а для антилоп – рожки, сделанные из карандашей;
  • Фантазию! Это самая главная и необходимая составляющая.

Иллюстрация к пьесе “Лебедь” из “Карнавала животных”

Музыку вместе с ребенком нужно прожить, а для этого непременно важно активное участие ребенка. Перевоплотившись во льва, он уловит характер марша, поймёт, где львы крадутся, а где торжественно вышагивают.

Так же и с «Антилопами», ребенок, вдоволь напрыгавшись, никогда не спутает эту музыку с любой другой. При первых же ее аккордах, перед его глазами встанут грациозные антилопы.

Что касается «Аквариума», то при слушании этого произведения ребёнок успокоится: он будет воспринимать царство рыб, как безмолвный, тихий, но прекрасный мир.

Можно действия изображать с помощью игрушек, рисовать или даже лепить. Подойдет всё, что нравится ребенку. И постепенно он сможет безошибочно узнавать любое произведение их этого цикла, а чуть позже и инструменты, которые играют в них.

Слушание музыки должно приносить радость, как взрослым, так и детям. Улыбка и радость ребенка, услышавшего знакомое музыкальное произведение, в руках родителей. Не стоит забывать об этом!

К. Сен-Санс “Аквариум” – визуализация

Описание слайда:

1-Вступление и Королевский марш льва - фр. Introduction et Marche Royale du lion. В короткой интродукции после тремоло двух фортепиано струнные вступают с основной темой, а после расходящихся глиссандо по всему диапазону у фортепиано начинается Марш, в котором звучат фанфары, исполняемые на фортепиано, и грубоватые хроматические ходы, изображающие рычание льва. 2-Куры и петухи - фр. Poules et Coqs. Кларнет, скрипки, альт, фортепиано. Назойливые повторяющиеся звуки, изображающие квохтанье кур, перемежаются с мотивом петушиного кукареканья. «Куриный» мотив взят из клавесинной сюиты Франсуа Куперена. 3-Антилопы (быстрые животные) - фр. Hémiones (animaux véloces). Два фортепиано исполняют быстрые пассажи. 4-Черепахи - фр. Tortues. Струнные и два фортепиано. Цитируется канкан из оперетты Оффенбаха «Орфей в аду», но замедленный в несколько раз, что создаёт комический эффект. 5-Слон ― фр. Eléphant). Контрабас и два фортепиано. Вальсообразная мелодия, играемая контрабасом, основана на заимствованиях двух тем: танца сильфов из драматической легенды Берлиоза «Осуждение Фауста» и Скерцо из музыки Мендельсона к комедии «Сон в летнюю ночь». Комизм заключается в том, что музыка, задумывавшаяся как лёгкая и воздушная и в оригинале исполняемая инструментами высокого регистра, передана неповоротливому инструменту, звучащему в нижней части диапазона и изображающему танцующего слона. 6-Кенгуру - фр. Kangourous. Два фортепиано. Острые стаккатные звучания с форшлагами изображают прыжки кенгуру. 7-Аквариум - фр. Aquarium. Флейта, стеклянная гармоника, струнные, фортепиано. Звучание флейты, играющей мелодию, оттеняется «булькающими» звучаниями и глиссандо у фортепиано и стеклянной гармоники, создавая картину аквариума. 8-Персонажи с длинными ушами - фр. Personnages à longes oreilles. Скрипки чередованием очень высоких и очень низких звуков изображают ослиный крик. 9-Кукушка в глубине леса - фр. Le coucou au fond des bois. Кларнет и два фортепиано. На фоне размеренных аккордов у фортепиано, изображающих лес, кларнет (который, согласно указанию автора, должен находиться за кулисами) периодически играет два «кукующих» звука. 10-Птичник - фр. Volière. Флейта, струнные и два фортепиано. На фоне «шелестящего» тремоло у струнных флейта играет мелодию c трелями и скачками, изображая птичье пение. Пианисты - фр. Pianistes. Два фортепиано в сопровождении струнных играют гаммы и упражнения в стиле Ганона или Черни. Эта часть без перерыва переходит в следующую. Ископаемые - фр. Fossiles. Кларнет, ксилофон, два фортепиано и струнные. Сен-Санс цитирует собственную симфоническую поэму «Пляска смерти», детские песенки «Ah! vous dirai-je, maman» и «Au clair de la lune», а также каватину Розины из оперы Россини «Севильский цирюльник». Лебедь - фр. Le Cygne. Виолончель и два фортепиано. Певучая мелодия у виолончели изображает плавное движение лебедя по поверхности воды, а фигурации у фортепиано ― рябь на ней. На музыку «Лебедя» хореограф Михаил Фокин в 1907 году поставил знаменитый балетный номер «Умирающий лебедь» для Анны Павловой. Сен-Санс был удивлён такой трактовкой ― в его пьесе лебедь не умирает ― но не возражал против неё. Финал - фр. Finale. Исполняет весь ансамбль. Весёлая и лёгкая главная тема перемежается мотивами из предыдущих частей.

«Карнавал животных» (Большая зоологическая фантазия)

  • инструментальная сюита,
  • созданная французским композитором Шарлем Камилем Сен-Сансом
  • в 1886году


Шарль Камиль Сен-Санс- французский композитор

  • Камиль Сен-Санс родился в Париже 9 октября 1835 года. Его предки были родом из Нормандии и свою фамилию получили по названию маленького городка Сен-Сан, в котором жили неподалеку от Руана.
  • Музыку Камиль начал сочинять с 5 лет. Родители мальчика – парижские музыканты- много времени уделяли музыкальным занятиям сына, и он делал большие успехи. Первый концерт Сен-Санса состоялся, когда юному пианисту едва исполнилось 10 лет.
  • В 1848 году(13 лет)он поступил в парижскую консерваторию сначала в класс органа, а затем в класс композиции.
  • В 1853 году(композитору 18 лет) с большим успехом была исполнена его первая симфония.
  • Сен-Санс много путешествовал и с огромным интересом относился к музыке разных стран. Он был несколько раз и в России, очень любил музыку русских композиторов, охотно знакомил с нею любителей музыки у себя на родине.
  • Произведения Сен-Санса отличаются яркой выразительностью, изяществом, близостью к народно-бытовой музыке.
  • Творчество композитора обширно и разнообразно. Оно представлено почти всеми существовавшими в то время жанрами, среди которых оперы, балет, кантаты и оратории, реквием и симфонии и т.д.
  • Шарль Камиль Сен-Санс был не только композитором, но и прекрасным пианистом, органистом, дирижером, писателем(писал стихи и комедии), а также музыкально-общественным деятелем.
  • Скончался Сен-Санс в 1921 году в возрасте 86 лет.

История создания «Карнавала животных»

  • В этом произведении нашли отражение воспоминания и привязанности детства – любовь к живой природе(собирал коллекции насекомых, минералов, выращивал цветы, прислушивался к звукам природы –журчанию ручейка, шелесту листьев, пению птиц, изучал повадки зверей). Все это Шарль Камиль

Сен-Санс старался передать в своих произведениях.

  • Написана сюита для двух роялей, двух скрипок, альта, виолончели, контрабаса, флейты, кларнета, фисгармонии, ксилофона и челесты.
  • Произведение задумано автором как музыкальная шутка, легкая и остроумная, наполненная искрящимся юмором сюита .
  • Создана она в 1886 году и имеет подзаголовок «Большая зоологическая фантазия».
  • Сюита представлена 14 миниатюрами – музыкальными зарисовками животных и птиц, имеющих каждая свой неповторимый характер, свою стихию:
  • Королевский марш льва
  • Курицы и петух
  • Антилопы
  • Черепахи
  • Слоны
  • Кенгуру
  • Аквариум
  • Персонаж с длинными ушами(Осел)
  • Кукушка в глубине леса
  • Птичник
  • Пианисты(пьеса-шутка)
  • Ископаемые
  • Лебедь
  • Финал

фисгармония

ксилофон

контрабас

Струнный ансамбль:

две скрипки, альт и виолончель


Путешествие в зоопарк!

Рано, рано мы встаём,

В зоопарк с утра идём:

Много у ворот людей -

Они пришли смотреть зверей!

Вот вошли мы в зоопарк-

Клетки там стоят все в ряд,

У вольеров ходят люди,

На зверей они глядят.


Королевский марш льва

Исполнители:

  • Исполнители:
  • Исполнители:
  • Исполнители:
  • Исполнители:

Устрашающе красив,

Он свиреп и желтогрив.

Даже хвост совсем не прост-

С кисточкою длинный хвост.

Лапы сильны и могучи,

Рык несется выше тучи.

Ведь не зря он царь зверей

В жаркой Африке своей.

Струнный квартет



Курицы и петух

Исполнители:

Ах, какой же он горластый!

По утрам кричит всем «Здравствуй!»

На ногах его сапожки,

На ушах висят сережки.

На головке гребешок. Кто же это?

Ну, а Петины подружки-

И хохлатки, и пеструшки-

Шумно крыльями махали,

Громко клювами стучали:

Ко-ко-ко, ко-ко-ко

Нам зерно клевать легко.

Струнное трио



Антилопы

Легко, грациозно и быстро

По скалам, как ветер, несутся,

А после спокойно и тихо

В долине зеленой пасутся.

Тонконоги и красивы,

Осторожны, боязливы,

Шерсть короткая, рогаты,

Как же их зовут, ребята?

Исполнители:



Черепахи

Исполнители:

Медленно они шагают,

Домик свой с собой таскают.

Они могут и кусаться,

Но не надо их бояться.

Это – мирные друзья,

Но трогать все же их нельзя!

Виолончель



Слоны

Исполнители:

Белеют бивни, словно снег,

Животного сильнее нет.

Огромный, серый, с добрым нравом,

Идет по джунглям величаво,

И длинным носом, как рукой,

Поднять он может нас с тобой.

Он весит очень много тонн.

Друзья, конечно, это…(слон)

Виолончель



Кенгуру

О ком загадка эта?

Коричневого цвета,

На двух ногах не тужит,

Ей хвост опорой служит.

Скачками побежит от льва.

Еда – листочки и трава.

На животе в кармане

Прижались дети к маме.

В теплой сумке детвору

Носит только….(Кенгуру)

Исполнители:



Аквариум

Целый день снуют, толкутся

Эти крошки за стеклом:

То гурьбою соберутся,

То плывут в воде гуськом.

Водоросли, как аллеи,

Дно песчаное светло.

Вот одна, других резвее,

Бьется боком о стекло.

Плавнички дрожат, трепещут,

Спинка выгнута дугой.

Чешуинки так и блещут

У красавицы такой.

Исполнители:

Фисгармония



Персонаж с длинными ушами

Ослик наш наверно самый

Средь сородичей упрямый.

Встанет он столбом в пути –

Седоку пешком идти.

У него большие уши.

Он хозяину послушен.

И хотя он невелик,

Он везет как грузовик.

Исполнители:

Струнный квартет



Кукушка в глубине леса

На дереве высоком

Сижу я на суку,

И слышно из далека

Мое «ку-ку,ку-ку».

Белые полоски на груди.

Ты меня послушать приходи!

Всем одно и то же я твержу,

Время беззаботно провожу!

Исполнители:



Птичник

Исполнители:

К дому птиц мы подошли,

Кого там только не нашли:

Тут и утки, и цесарки,

Соловьи, скворцы, казарки.

Увидали мы фазана,

Птицу гордую – орлана,

Посмотрели мы павлина,

Эта птица - просто диво!

Струнный ансамбль





Ископаемые

Когда-то на нашей планете

Животные древние жили.

Огромные, страшные с виду -

Они безобидными были.

Увидеть теперь ископаемых

Мы сможем лишь в зоопарке,

Вместо живых динозавров

Стоят их макеты на травке.

Исполнители:

Все инструменты,

ксилофон



Лебедь

Горделивый, белокрылый,

Он белее белых лилий.

Скользит бесшумно над водой.

Шея выгнута дугой.

Им любуются всегда

Все на берегу пруда.

Исполнители:

Виолончель



Финал

Мы в зоопарке побывали

Там осла и льва видали.

Мы постояли у слона

Огромный он, вот это да!

Мы птичек разных увидали

У клетки с кенгуру стояли,

Много разных там зверей,

Мы пробыли целый день.

Завтра снова мы пойдем,

Новых мы зверей найдем.

Камиль Сен-Санс «Карнавал животных» -

большая зоологическая фантазия

Цель урока: формирование музыкального творчества школьников на основе знакомства с циклом музыкальных пьес, изображающих разных животных.

Задачи урока:

1. Научить детей прислушиваться к музыке, ее выразительным особенностям.
2. Расширить представление детей о мире животных.
3. Развивать у детей фантазию и образное восприятие музыки
4. Развивать вокальные навыки при исполнении песен.
5. Воспитывать бережное отношение к животным.

Ход урока

Слайд 1, 2

«Музыка»

Без музыки не проживу и дня!

Она во мне, она вокруг меня

И в пенье птиц, и в шуме городов,

В молчанье трав, и в радуге цветов

И в зареве рассвета над землей…

Она везде и вечно спутник мой.

Ей все подвластно: радость и тоска,

В ней – просто миг и долгие века.

И воскресить умеет и убить

Заставит полюбить и разлюбить

Но разве может жить она без нас

хотя бы день, полдня? Хотя бы час?

Без наших дум и радостей земных

Без мелочей смешных и не смешных?

Мы ей за все «спасибо» говорим

И, веря в торжество её, - творим!

    Организационный момент.

    Мотивация учебной деятельности.

Сегодня у нас необычный урок – урок посвящен музыке, живописи и танцу. Почему мы их объединили?

Мы не всегда умеем увидеть и услышать красоту окружающего мира. И часто художники, композиторы и поэты учат нас всматриваться и вслушиваться в окружающий нас мир. Они не только передают собственное настроение, чувства в произведениях искусства, но и доносят до зрителя или слушателя звуки, краски, ароматы, красоту и гармонию.

Гельвеций: “Задача искусства – волновать сердца”. Все виды искусства волнуют сердца, пробуждают в них самые лучшие чувства. Каждый вид искусства делает это своим языком: живопись – линиями и красками, музыка – звуком, танец – движениями.

Тема нашего урока – “Карнавал животных ”…большая зоологическая фантазия.

Мы соприкоснемся с удивительным миром классической музыки, попробуем постичь, понять мысли и чувства композитора, попробуем разобраться в своих мыслях и чувствах, которые пробуждает в нас музыка.

    Работа по теме урока

Слайд 3

Камиль Сен-Санс (1835-1921)

Французский композитор, пианист, органист, дирижёр, музыкальный критик и писатель, педагог, музыкально-общественный деятель.

История создания

Идея шуточного произведения под названием «Карнавал животных» возникла у Сен-Санса в начале 60-х годов - молодой профессор школы Нидермейера обещал его своим ученикам. Однако обещание это Сен-Санс выполнил спустя 20 с лишним лет. В феврале 1886 года прославленный композитор и пианист, утомленный гастрольной поездкой по Германии, уединился в маленьком австрийском местечке и за несколько дней написал «Карнавал животных».

Слайд 4, 5

Состав небольшого оркестра «Карнавала животных»: флейта, флейта-пикколо, кларнет, ксилофон, стеклянная гармоника, 2 фортепиано, струнные (2 скрипки, альт, виолончель, контрабас).

Музыка

Слайд 6

В этой сюите увидите сами

Ноты живые: с усами, с хвостами.

Бегать умеют они и лететь,

Ползать и плавать кусать и хватать.

Ноты мохнатые, ноты пернатые,

Стройные ноты и даже горбатые.

Добрые, злые, наземные, водные –

Кто же они? Догадались?

Животные.

Давайте вспомним, что такое сюита?

Музыкальное справочное бюро:

Сюи́та (с фр. Suite - «ряд», «последовательность», «чередование») - циклическая музыка, состоящая из нескольких самостоятельных контрастирующих частей (многочастное произведение), объединённых общим замыслом.

За исключением лебедя, персонажи "Карнавала животных" Сен-Сансом представлены юмористически. В некоторых пьесах композитор олицетворяет ими людские характеры. И эта символичность, ясная его современникам, являлась одной из причин того, что Сен-Санс не желал публиковать “Карнавал”.

"Карнавал животных" Сен-Санса сегодня, пожалуй, самое известное его сочинение. Итак…

Слайд 7

    Королевский марш льва” (грозное рычание внушительно передано хроматическими волнами фортепьянных октав – остроумнейшее звукоподражание; лев здесь не столько страшный, сколько важный);

Слайд 8
2
. “Курицы и петух” (смехотворно назойливые птичьи крики; курицы ссорились, возможно из-за найденного зерна или червяка, а петух их ссору оборвал в конце );

Слайд 9
3.
“Антилопы” (главенствующая партия здесь у фортепьяно, изобретательными пассажами передающего неистовый бег). Вспомните мультфильм «Золотая антилопа», грациозное, сильное, быстрое животное.

Могут прыгать высоко,
Бегать быстро, далеко,
А крученые рога
Испугают вмиг врага!

Слайд 10
4.
“Черепахи” (музыкальная ирония над медлительностью);

Слайд 11
5.
“Слоны” (– а здесь над тяжеловесностью);

Слайд 12
6.
“Кенгуру” (опять музыкальная метафора, выраженная легкими “прыжками” у фортепьяно);

Слайд 13

7. “Аквариум” (естественно, изображение рыбок; красивые, несколько условные переливы звучаний челесты, фисгармонии, флейты, высоких нот струнных и пассажей фортепьяно, создающие впечатление колышущейся воды).

Сегодня мы с вами познакомились с частью произведений из музыкального альбома «Карнавал животных». Вспомнили, что означает понятие сюита. Какими музыкальными инструментами Камиль Сен-Санс, показал людские характеры. (Работа с карточками).

Домашнее задание: Выбрать для себя понравившуюся тему и нарисовать рисунок.

Весной 1886 года Камиль Сен-Санс украл из своего рабочего графика несколько дней, чтобы провести их в тихом местечке в Австрии и осуществить план, который давно лелеял в своих мечтах. Композитору тогда был 51 год; к этому времени он был признанным гастролирующим пианистом и дирижером, автором трех симфоний и семи концертов, многих хоровых полотен, симфонических поэм и опер, в числе которых уже была "Самсон и Далила", похоронил двух детей, бросил жену и схватил чахотку, которая не помешала ему прожить до 86 лет. Сен-Санс был француз, враг пангерманизма, эклектик и потрясающий мастер. Лист признавался, что, сочиняя музыку, думал про себя: "А понравится ли это Сен-Сансу?" Таким же авторитетом он пользовался среди недругов.

Друзей было больше и, любя их, композитор искренне старался быть им приятным: скакал на швабре вокруг стола, пел диким голосом оперные арии. И вот настал час, когда он подарил им столь же богатую выдумками партитуру. Состав исполнителей в ней не слишком велик: два фортепиано, две скрипки, альт, виолончель, контрабас, флейта, кларнет, фисгармония, ксилофон и челеста. В "Карнавале животных" 14 номеров. Перечислим их по порядку: Королевский марш львов. Курицы и петух. Антилопы. Черепахи. Слоны. Кенгуру. Аквариум. Персонаж с длинными ушами. Кукушка в глубине леса. Птичник. Пианисты. Ископаемые. Лебедь. Финал.

Первым слушателям зоологической фантазии некоторые темы могли показаться знакомыми. Например, ксилофон, выступая от имени Ископаемых, стучит тему из очень серьезного опуса Сен-Санса "Пляски смерти", а кларнет вторит ему колоратурами из "Севильского цирюльника" Россини. Чтобы изобразить слонов, контрабасу потребовалась тема из "Вальса сильфов" Берлиоза. Если запустить тему Черепах раз в восемь быстрее, то получится не что иное, как знаменитый Канкан из "Орфея в аду" Оффенбаха. А представить, что выдают Пианисты, совершенно справедливо записанные автором в участники карнавала, может и любой из нас, особенно если живет по соседству с кем-либо из учащихся Гнесинки или ЦМШ.

"Карнавал животных" при жизни Сен-Санса игрался лишь несколько раз, для своих (в их числе однажды был и Франц Лист); умер Сен-Санс в 1920 году, когда никто уже не понимал, как может жить на свете такой ходячий анахронизм. Через два года после смерти автора партитуру, наконец, издали. И теперь уже стало непонятно, как XX век мог без нее обходиться. Животные Сен-Санса опередили человеческих персонажей Сати, Хиндемита, Шостаковича, Кагеля, Шнитке и зажили среди нас куда более полнокровной жизнью, чем Самсон и Далила. В отместку за собственное невнимание к ним мы выбрали самого беззащитного -- Лебедя -- и назвали его "умирающим".

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?