Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сезон охоты открыт! Вот вам и дружба братьев по разуму.

Кратко о статье: После пробной публикации статьи про съемки первой части трилогии «Индиана Джонс» в декабрьском номере «Мира фантастики» мы получили множество положительных откликов. Вы просили нас сделать обзоры шедевров фантастического кинематографа постоянной рубрикой «Видеодрома». Слово читателя для нас закон - с этого номера «Шедевры крупным планом» будут неотъемлемой частью журнала. Читайте новую статью Михаила Попова про съемки культового фильма «Хищник».

Особенности инопланетной охоты

“Хищник”: первый контакт

Я нашел и настрелял довольно много дичи; наполненный ягдташ немилосердно резал мне плечо.

Иван Тургенев, “Записки охотника”

Первая часть “Хищника” - фильма про, пожалуй, одного из самых известных в мире вымышленных инопланетян - была снята в 1987 году. В 1988 году эта картина была номинирована на “Оскар” за лучшие спецэффекты, в том же году получила премию “Сатурн” и “BMI” за музыку, а также премию “Хьюго” за драматизм. При бюджете в $15 млн., к настоящему времени она собрала уже около $100 млн., породив не просто серию книг и комиксов, а целое культурное явление. Миллионы поклонников по всему миру, быстрые съемки второй части (1990) - и, как ни парадоксально, почти 15 лет кинематографического простоя.

“Хищник” - фильм на все времена. Его отличительные особенности - гениальная сюжетная концепция, неповторимый дизайн инопланетного охотника за головами, хрестоматийная операторская работа и удачное сочетание атмосферы панического страха с ненавязчивым, слегка циничным юмором (фильму был присвоен рейтинг R - то есть кровь, насилие и нехорошие слова во всей их красе).

Сезон охоты открыт!

В джунглях Центральной Америки высаживается группа армейского спецназа США под руководством майора Шеффера по кличке “Датч” (слэнговое значение - “Немец”), он же - Арнольд Шварценеггер. Боевое задание - найти вертолет, потерпевший крушение в здешних местах.

Сказано - сделано. Упавший американский вертолет быстро обнаруживается, но людей в нем почему-то нет. Зато вокруг полно следов местных партизан, а на деревьях висят трупы спецназовцев армии США - без кожи, выпотрошенных и подвешенных за ноги на большой высоте.

Решив, что здесь нахулиганили коммунистически настроенные партизаны, Арни ведет свою группу по их следу. Вскоре бравые солдаты обнаруживают деревню повстанцев, и на радостях начинают немножко стрелять и чуть-чуть взрывать. На месте деревни остается куча дымящихся развалин, трупы советских военных специалистов и симпатичная аборигенка по имени Анна.

Майор Шеффер наконец-то осознает, что его отряд попал в какую-то грязную заварушку между США и СССР, а поиски упавшего вертолета - всего лишь официальный предлог для проведения этой операции.

Прихватив с собой Анну в качестве трофея, солдаты принимают единственно верное решение и начинают быстро уходить к тому месту, где их должен подобрать вертолет.

Но не тут то было. Все это время за ними неотступно следило некое существо - невидимое, легко передвигающееся по деревьям и явно недружелюбное. У этого незнакомца были свои планы на спецназовцев, которые, если опустить подробности, заключались в следующем: убить, ободрать, выпотрошить, повесить на дереве и (под настроение) - отрезать голову в качестве сувенира.

Тренированные американские солдаты начинают погибать один за другим. До них постепенно доходит что “ожившие джунгли” (так определила их Анна) - это не злые коммунисты, а вполне реальный пришелец из космоса, который рассматривает их в качестве своей законной охотничьей добычей.

В конце концов, Арни остается один. Устав терпеть наглые выходки Хищника, он использует подручные средства (нож, грязь, бревна, лианы) и устраивает ему такой “I’ll be back”, что смотреть фильм можно только стоя, отдавая честь.

Получив в финале поленом по голове, Хищник загрустил и начал тыкать пальцами в какой-то приборчик, подозрительно смахивающий на бомбу. Майор Шеффер понял, что наступает полный конец фильма и резво припустил по джунглям - подальше от эпицентра взрыва. Да не простого, а ядерного.

Учитывая безрадостные перспективы главного героя, вроде бы можно было поставить точку - но нет! Над джунглями появляется вертолет, пилоты которого прилетели посмотреть - что это там так красиво шарахнуло? Арнольд встает, стряхивает с себя радиоактивный пепел и бодро машет им рукой. Вот такая глыба, вот такой матерый человечище сейчас руководит штатом Калифорния.

Это интересно

Маски Хищника, продающиеся в магазинах игрушек.

  • Мало кто знает, что “Хищник” оказался настоящей кузницей кадров для высших должностных лиц американской демократии. В 1998 году актер Джесси Вентура, стрелявший в фильме из знаменитого “Минигана”, был избран на пост губернатора штата Миннесота. В 2003 году Арнольд Шварценеггер победил в напряженной предвыборной борьбе и стал губернатором Калифорнии. Кроме того, Сонни Лэндхэм (в фильме - разведчик Билли) в 2003 году выдвигал свою кандидатуру на пост губернатора штата Кентукки - но, увы, безуспешно.
  • Актер Сонни Лэндхэм заключил договор на съемки в “Хищнике” только с одним условием - при нем постоянно будет находиться телохранитель. Страховые компании, работающие со съемочной группой, настояли на телохранителе, поскольку Лэндхэм был известен своим скверным характером и постоянным желанием набить кому-нибудь морду. Телохранитель должен был защищать других актеров от него.
  • Кровь Хищника - зеленая субстанция ядовитого цвета - была куплена в обычном магазине игрушек, продающих различные “приколы” для детей.
  • Подробности о расе Хищников вы можете найти в октябрьском номере “МФ” за 2004 год и январском - за 2005 год.

Вот вам и дружба братьев по разуму

Сценарий “Хищника” представляет собой классический вариант “перевертыша” - начавшись как стандартный боевик в стиле “доброе утро, Вьетнам”, он внезапно превращается в научную фантастику с элементами неприкрытого садизма и жестокости (нечто похожее было в фильме “От заката до рассвета” Квентина Тарантино). Лозунг “Убей их всех!”, актуальный для начала картины, быстро уступает место отчаянной борьбе за выживание - причем вплоть до наступления развязки у зрителя нет никакой уверенности в том, что человеку удастся одолеть гнусного пришельца.

До своего выхода на экраны картина рекламировалась слоганом “Чужой в джунглях”. Здесь следует иметь в виду феноменальный успех фильмов “Чужой” (1979) и “Чужие” (1986), снятые в стиле “большая охота на человека”. Действительно, “Хищник” по своей сути очень похож на серию “Чужих” - похож настолько, что вскоре эти два монстра стали воевать друг с другом в книгах и комиксах, а в 2004 году появились на экранах кинотеатров (“Чужой против Хищника”).

Однако, в отличие от слизистого монстра, порожденного воспаленным воображением Ганса Р. Гигера, “Хищник” не так сильно отличался от человека. Он был заведомо разумным и с одинаковым успехом пользовался как высокотехнологическим, так и архаическим оружием.

Кстати, об оружии - примечательно, что для победы над Хищником Арнольду потребовалось отказаться от своей современной экипировки и вернуться “назад к природе”. Примитивные охотничьи методы оказались настолько эффективны, что быстро восстановили статус-кво между человеком и пришельцем. Последний был вынужден выбросить плазменную пушку, раздвижное копье и автоматическую ловчую сеть, перейдя к старому доброму рукопашному бою.

В этом и заключается прелесть первого “Хищника”. Шварценеггер сначала проигрывает своему недружелюбному брату по разуму (это вполне естественно, но не слишком интересно), однако под конец фильма ему удается свести все различия между ними к минимуму, поставив инопланетянина в равное положение с собой. А кто из нас не мечтал сразиться с пришельцами из мрачных глубин далекого космоса на одинаковых условиях? Набить зеленым человечкам морду - мечта каждого уважающего себя любителя фантастики.

Как это начиналось

Фильму было присвоено рабочее название “Охотник” (“Hunter”), но из-за того, что аналогичное наименование уже было у сериала про полицейских (режиссер Фред Дреер), его переименовали в “Инопланетного охотника”, а под конец съемок дали название, вошедшее в историю - “Хищник”.

Первые наброски сценария братьев Томас представляли этого инопланетянина как некое бестелесное существо (дух), способное контролировать мозг любого животного.

Более поздняя версия пришельца приобрела тело, которое выглядело откровенно глупо - большая тварь с одноглазой (глаз располагался посреди лба) собачьей головой на длинной шее. К счастью, подобное чудо не попало в фильм. Благодаря дизайнеру Стэну Уинстону и режиссеру Джеймсу Кэмерону охотник за головами приобрел тот вид, который мы все так хорошо знаем.

Широко известны слухи о том, что Хищника играл Жан-Клод Ван Дамм. Это верно лишь отчасти - в 1987 году Ван Дамм действительно участвовал в разработке фильма и даже несколько раз надевал костюм инопланетянина. Однако по целому ряду причин - прежде всего потому, что Ван Дамм был почти на 40 сантиметров ниже Шварценеггера (их финальный поединок превратил бы фильм в комедию), а также потому, что Ван Дамма не устраивала его роль в целом - он покинул съемочную площадку.

Подать мне сюда губернатора!

Вместо него пригласили огромного (рост под два метра) негра по имени Кевин Питер Холл, у которого уже был опыт в подобного рода фильмах - он исполнял роль инопланетного охотника в малобюджетной картине “Без предупреждения” (1980). Интересно, что Холл также сыграл пилота вертолета, прилетающего в конце фильма за Шварценеггером (в короткой сцене, когда пилот глядит вниз и говорит: “Что за...”, мы можем увидеть истинное лицо нашего “Хищника”).

Согласно сценарию, Хищник должен был прыгать по джунглям - легко и непринужденно, как Тарзан. Проворный Ван Дамм вполне смог бы сделать это, но здоровенного Холла не выдерживало ни одно дерево. Отчаявшись, создатели фильма взяли обычную обезьяну и нарядили ее Хищником. Животному эта затея совершенно не понравилась - грозный “Хищник” раскачивался на ветках, визгливо орал и отказывался слезть на землю, если ему не дадут банан. В итоге сцены с прыжками по деревьям пришлось снимать на специально сделанных для Питера Холла декорациях.

За кадром

Джон МакТирнан хотел, чтобы актеры, играющие роль спецназовцев, вели себя в фильме, как настоящие коммандос. Для этого он устроил им веселую жизнь: подъем в 6 утра, легкий завтрак, затем - тренировки с оружием, марш-бросок по местности на 7 километров (съемки проходили в мексиканских джунглях). После обеда - физические упражнения в спортзале, обучение работе со средствами радиосвязи, изучение боевых сигналов руками, и только потом - репетиции ролей. Это продолжалось две недели (Шварценеггеру, правда, пришлось на время прервать съемки и улететь в Лос-Анджелес на свою собственную свадьбу). В результате один только Арни похудел на 10 килограммов, но, по его собственным словам, полностью перевоплотился в настоящего спецназовца.

Съемки фильма были непростыми. Как это обычно бывает со всеми людьми, оказавшимися в джунглях, почти весь состав команды “Хищника” подхватил какую-то пренеприятнейшую желудочно-кишечную инфекцию. Режиссеру удалось избежать этого лишь благодаря тому, что он был очень занят работой и почти ничего не ел (в итоге похудел примерно на 12 килограмм). Однако МакТирнан все же умудрился сломать себе запястье, а актер Ричард Чавес (роль солдата Рамиреса) был сильно покусан муравьями.

Один из самых эффектных моментов фильма - паническая стрельба солдат по джунглям, выкосившая в них целую просеку. Но мало кто догадывается, чего стоили эти кадры создателям картины. “Миниган” (пулемет General Electric M-134), используемый спецназовцами, был настолько велик, что не предназначался для индивидуального ношения - его обычно устанавливали на вертолеты или бронемашины.

Специально для съемок “Хищника” была сделана укороченная версия этого оружия, заряженная холостыми патронами калибра 7,62. Актер Джесси Вентура (солдат Блэйн) едва не получил травмы, в первый раз попытавшись выстрелить из такой игрушки. Во-первых, в него ударил мощный поток отстреленных гильз, ведь М-134 выпускает 6000 пуль в минуту (100 в секунду), а во-вторых, Джесси сразу же унесло назад отдачей (при использовании боевых патронов она эквивалентна давлению веса в 110 килограмм).

Скорость вращения стволов пришлось снизить почти в три раза. Для безопасности на актера надели бронежилет и каску с бронированным забралом. Сзади его придерживали специальные подпорки (чтобы Вентура не заваливался на спину от отдачи). Так как стволы пулемета вращались электродвигателем, кабель к нему был протянут через штанину Джесси.

После съемок этого фильма для армии США действительно была разработана ручная версия подобного оружия. Электродвигатель, требовавший огромных аккумуляторов, был заменен на двухцилиндровый бензиновый привод, калибр стволов уменьшен, скорострельность понижена. Однако такой пулемет ни разу не применялся на практике, так как он был слишком тяжелым и непрактичным для простой пехоты.

Фильмы:

“Хищник” (1987). В 2002 году на DVD вышло специальное издание этого фильма.

“Хищник-2” (1990). Благодаря популярности комиксов “Чужой против Хищника” в одном из эпизодов этого фильма на стенде трофеев был показан череп Чужого.

“Чужой против Хищника” (2004). Один из самых ожидаемых фантастических фильмов 2004 года.

Книги:

Стив и Стефани Перри. “Чужие против Хищников: добыча” (1994)

Дэфид Ф. Бишоф. “Чужие против Хищников: планета охотников” (1994)

Натан Арчер. “Хищник: бетонные джунгли” (1995)

Натан Арчер. “Хищник: холодная война” (1997)

Сэнди Скофилд. “Хищник: игра по-крупному” (1999)

Стефани Перри. “Чужие против Хищника: война” (2000)

Марк Церасини. “Чужой против Хищника” (2004).

Кроме того, Чужим и Хищникам посвящено множество комиксов фирмы Dark Horse (www.darkhorse.com), а также игры: “Predator: Concrete jungle” , “Aliens vs. Predator: Extinction” , (Playstation 2, X-Box), “Aliens vs. Predator” , “Aliens vs. Predator 2” , “Aliens vs. Predator 2: Primal Hunt” (PC).

Хищник и армия

Хищник выходит из режима невидимости.

  • Способность Хищника становиться невидимым - это не замысел сценаристов, а случайная ошибка людей, ответственных за спецэффекты в этом фильме. Увидев ее, режиссер дал команду сделать невидимость одной из основных черт инопланетного монстра.
  • Ходят слухи, что в начале 90-х годов прошлого века Департамент Обороны США предпринял попытку разработать костюм, дающий похожий эффект. В нем использовались миллионы фиброоптических волокон, которые позволяли воспроизводить для наблюдателя пейзаж позади солдата, делая его, таким образом, практически невидимым. В таком костюме силуэт человека расплывался и выглядел, как дрожащий горячий воздух, трудноразличимый даже на небольшом расстоянии.
  • Совершенно точно известно, что Массачусетский технологический институт получил от армии США грант в $50 млн. на разработку военного снаряжения с “улучшенными камуфляжными свойствами”. Детали этого проекта держатся в строгом секрете.

* * *

12 июня 1987 года “Хищник” стартовал во 1623 кинотеатрах США. За первую неделю показа он собрал свыше $12 млн. и почти полностью окупил расходы на свое создание. Произошло невероятное - фильм категории “B” (не блокбастер, а рядовая картина средней руки) быстро обрел статус “культового”. Уникальный образ Хищника вызвал целую волну художественных публикаций, настольных игрушек, комиксов и компьютерных игр. Молодой режиссер получил пропуск в большое кино, Шварценеггер положил себе на счет очередные миллионы долларов, а мы до сих пор с восхищением смотрим кадры восемнадцатилетней давности, вновь переживая ощущения от первого просмотра этой замечательной картины.

Отойдя на десяток футов от лежащего Шефера, Хищник медленно вынул силовой кабель электронной пушки из штепсельного разъёма на основании шлема. Конусообразное облачко голубой энергии вырвалось из отключенного кабеля и рассеялось в воздухе. Медленным, даже торжественным жестом он повторил процедуру и ещё одно голубое облачко растаяло во влажной атмосфере джунглей.
Алан Шефер абсолютно не понимал, что делает его противник. А то, как он это делает... "Красуется!" - вдруг пронеслось в его уставшем мозгу, и солдат почувствовал прилив злости.
Хищник же в это время многозначительными движениями расстегнул крепления пушки, сдвинул её с подставки и отшвырнул в сторону.
Шефер всеми своими шестыми чувствами понимал, что надо сматываться. Попытался отползти в сторону, но, вспомнив, что он элитный солдат, вновь откинулся на дерево, продолжая наблюдать за соперником.
Хищник расстегнул застежки шлема. Наложил пальцы на лицевую часть, застыл на мгновение, и сдернул шлем с герметичной прокладки.
Алан вздрогнул. Но, признаться, мужчина ожидал худшего. Он только хотел прокомментировать внешность его врага, вложив в это всё своё презрение, как заметил, что рука Предэйтора потянулась к поясу. Сосредоточившись, вернее, пытаясь сосредоточиться, Шварцнеггер... простите, Алан Шефер сделал гениальный по своей простоте вывод: пояс - а что может висеть на поясе? - правильно, оружие.(Видимо, ему в этот момент просто вспомнился Бэтмен). Также его перенапрягающийся мозг выдал два выхода из ситуации: первый - бежать, второй - ждать смерти.
Только Шефер собрался поступить соответственно первому плану действий, как Предэйтор стал приближаться к нему с чем-то таинственным и, несомненно, ужасным в руке...лапе.
Мужчина тяжело вздохнул, помолился всем известным ему видам оружия и решил поступить согласно второму плану.
Хищник приблизился к солдату почти вплотную. Затем опустился на одно колено и протянул Шеферу... цветы.
- Что... что это? - элитный солдат спецподразделения "Дельта" группы "Зет" впервые не знал, как ему реагировать на действия противника. Быть может, под цветами была спрятана пушка, или их запах был ядовит, или одно их касание превращало в пепел, но... но от цветов шёл такой восхитительный аромат, даривший покой, спокойствие, возбуждение...
- Так вот что это! - Шефер ловким движением выбил цветы из лапы... руки Хищника. Он довольно быстро понял, что это был афродизиак. - Значит... - тут до него медленно дошло значение ситуации, - Ты хочешь от меня... этого?!
Пришелец кивнул.Подивившись его наглости, Алан, однако, продолжил возмущаться:
- Вот чего он захотел!Ты, между прочим, убил всех моих людей!
Предэйтор махнул рукой, будто это был пустяк.
- Ты... ты пытался меня убить! - Шефер пытался вспомнить остальные его прегрешения. Хищник отрицательно покачал головой и, не дав солдату вспомнить что-нибудь ещё, взвалил сопротивляющуюся тушу себе на плечо и запрыгнул на дерево, направляясь в сторону своего корабля. Да, сегодня у Предэйтора появился новый и, несомненно, лучший трофей.
Бедный Алан Шефер не знал, что Хищники редко влюбляются в свои трофеи, а если влюбляются, то навсегда. Также он не знал, что кровь Предэйтора, помимо исцеления ран, меняет строение некоторых человеческих органов, что может потом вылиться в некоторые весёлые последствия. Но это будет потом. А сейчас... в принципе, что сейчас?Ведь на корабле Хищника установлен щит невидимости...
* * *
Но как повезло студенту-неудачнику, когда, изучая флору и фауну джунглей Гайаны, он случайно обнаружил букет странно-выглядящих, да и странно-пахнущих растений...

То это выглядит фактом естественным: дискотеки 80-х вообще сейчас в почете. Но каким образом все четверо оказались примешаны к проекту четвертьвековой давности под названием «Хищник»? Ведь, кажется, снимался там из всей четверки только Шварценеггер.

Стэну Уинстону кто-то подкинул в душевую кабинку в номере отеля огромных жаб. Создатель Терминатора и других кошмарных монстров в реальной жизни оказался персоной чувствительной: решив, что это очередной прикол Шварценеггера, он попросил своих помощников собрать земноводных в наволочку и, проникнув в номер актера, засунуть их ему под матрас. К Арнольду как раз приехала его новоиспеченная жена, журналистка и племянница президента Кеннеди Мария Шрайвер (их свадьба состоялась в разгар съемок, для чего актер специально летал на 4 дня в Лос-Анджелес), так что »подарок« достался ей. Но Шварценеггер на следующий день ни словом не упомянул о жабах, чем только укрепил Уинстона в его подозрениях. Лишь десять лет спустя Стэн случайно выяснил, что подшутил над ним не Арнольд, а собственные сотрудники - те самые, которых он отправил »вершить возмездие« над австрийцем…

Самой сложной с точки зрения постановки оказалась сцена разгрома командой Датча лагеря повстанцев, включающая огромное количество управляемых взрывов, взлетающий на воздух вертолет, осколки от бесчисленных пулевых попаданий и прочую пиротехнику. Координатор трюков и режиссер второй группы Крэйг Р. Баксли и его команда, состоящая из лучших в Голливуде каскадеров, сделали свою работу на пять с плюсом: хотя в фильме фигурирует 64 трупа, никто из актеров не пострадал.

Когда МакТирнан смонтировал черновую склейку ленты и прикинул, чего там не хватает, уже позже, в студии, он доснимал на фоне зеленого экрана некоторые сложные кадры (те самые, что предполагали участие обезьяны). Спецэффекты фильма не ограничивались хромакеем, пиротехникой и аниматроникой - например, атомный взрыв нарисовали мультипликаторы, а »невидимость« для Хищника разработали специалисты из студии R/Greenberg Associates: в варианте, описанном братьями Томасами, инопланетянин передвигался внутри отражающей сферы, в фильме же красный костюм актера фотохимическим способом заменили дрожащей рябью, скомпонованной из фрагментов окружающих зарослей. Увидев красивый эффект, случайно получившийся в результате тестов, продюсеры в разгар съемок потребовали подправить сюжет, введя в сценарий больше сцен с »невидимостью«.

Чтобы получить кадры с людьми, какими их видит Хищник, была задействована съемка в инфракрасном диапазоне. Окончательная картинка формировалась путем наложения »инфракрасных« кадров на обычные: чтобы изображения с разных камер были идентичными, их закрепили параллельно, синхронизировав все движения. Кислотного вида кровь Хищника было получена путем смешения интимной смазки K-Y Jelly с жидкостью из светящихся палочек, а щелкающие звуки, издаваемые пришельцем, изобразил на постпродакшне Питер Каллен (Оптимус Прайм из франшизы «Трансформеры» /Transformers/ (2007)).

»Я был очень рад, что меня позвали снимать «Хищника», - говорил МакТирнан годы спустя. - Мне хотелось сделать старомодное попкорновое кино. Развлекательное, но не очень дорогое«. Попкорновое кино вполне оправдало себя в прокате, стартовавшем 12 июня 1987-го года. Мировые сборы составили $98,235,548, за фильмом немедленно вырос длинный »хвост« из новеллизаций, комиксов и видеоигр. »Хищник« даже был номинирован на »Оскар« за спецэффекты, но награда ушла к ленте «Внутреннее пространство» /Innerspace/ (1987) . Пентагон же был так вдохновлен увиденным, что в следующие годы потратил кучу денег на разработку »невидимого костюма« для армии США - без особого, впрочем, успеха.

Доказавший свою профпригодность МакТирнан с ходу получил заказ на «Крепкого орешка» /Die Hard/ (1988) , а Джесси Вентура и Арнольд Шверценеггер впоследствии стали губернаторами Минессоты и Калифорнии (то же самое пытался проделать в Кентукки Сони Лэндэм, но потерпел фиаско). Лента получила относительно неплохое продолжение, два безобразных кросс-овера »Чужой против Хищника« и нестыдный ребут от Роберта Родригеса под вывеской «Хищники» /Predators/ (2010) . А Шейн Блэк дорос до должности режиссера и в эти дни, ровно четверть века спустя, снимает «Железного человека 3» /Iron Man 3/ (2013) .

Что же до Мексики, то в ней после »Хищника« стало одной достопримечательностью больше: жители Пуэрто-Вальярта превратили съемочную площадку фильма в туристический аттракцион, обвешали территорию табличками, установили скелет сожженного на съемках вертолета на постамент и водят туда киноманов со всего мира. Будете проезжать поблизости - не упускайте шанса; виды оттуда, говорят, открываются просто замечательные, а в открытом поблизости ресторанчике El Eden (»Эдем") очень неплохо кормят.

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!
Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?