Сергей Зенкин: "Шкловский учит творческому преодолению жизненных неудач". Зенкин, сергей николаевич Зенкин с н
Зенкин Сергей Николаевич
Зенкин Сергей Николаевич (род. 1954 г., Москва) — российский литературовед, переводчик, специалист по французской литературе. Окончил Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (1978). Доктор филологических наук (2002). Ведущий научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований Российского государственного гуманитарного университета. Читает курсы по теории литературы и семиотике. С 2004 г. председатель Комиссии по литературе и интеллектуальной культуре Франции при АН РФ. Член редакционного совета журнала «Иностранная литература». Лауреат премии Леруа-Больё (1996, 1997, 2000). Кавалер французского ордена Академической пальмовой ветви (2002).
Основная сфера научных интересов С. Н. Зенкина как историка литературы — французский романтизм. Вместе с тем С. Н. Зенкин как переводчик, комментатор, автор многочисленных вступительных статей сыграл заметную роль в ознакомлении российской публики с методологическими и теоретическими исканиями французской гуманитарной мысли последней трети XX века (Ж. Бодрийяр, Р. Барт, Ж. Старобинский, А. Компаньон и др.).
Избранные работы С. Н. Зенкина по французской литературе:
Диссертации:
1. Зенкин С. Н. Творчество Теофиля Готье: к проблеме позднего романтизма во Франции (1830−1860-е годы): Дис. … кандидата филол. наук, спец. 10.01.05. М., 1986. 306 с.
2. Зенкин С. Н. Творчество Теофиля Готье: к проблеме позднего романтизма во Франции (1830−1860-е годы): Автореф. дис. … кандидата филол. наук, спец. 10.01.05. М., 1986. 24 с.
3. Зенкин С. Н. Французский романтизм и идея культуры: Дис. … доктора филол. наук, спец. 10.01.05. М., 2002.
Публикации:
4. Зенкин С. Н. Абастадо К. Мифы и ритуалы письма [реферат] // РЖ. Общественные науки за рубежом. Сер. 7. Литературоведение. М., 1981. № 5. С. 16-21.
5. Зенкин С. Н. Вуазен М. Воображаемое в творчестве Теофиля Готье письма [реферат] // РЖ. Общественные науки за рубежом. Сер. 7. Литературоведение. М., 1983. № 1. С. 15-19.
6. Зенкин С. Н. Саваль Ж. Переоблачения, метаморфозы и двойничество: Исследование художественной прозы Теофиля Готье письма [реферат] // РЖ. Общественные науки за рубежом. Сер. 7. Литературоведение. М., 1983. № 5. С. 84-88.
7. Зенкин С. Н. Мильнер М. Фантасмагория: Очерки фантастической оптики письма [реферат] // РЖ. Общественные науки за рубежом. Сер. 7. Литературоведение. М., 1984. № 1. С. 32-37.
8. Зенкин С. Н. Снелл Р. Теофиль Готье: Романтический критик изобразительных искусств письма [реферат] // РЖ. Общественные науки за рубежом. Сер. 7. Литературоведение. М., 1984. № 2. С. 115-118.Зенкин С. Н. Роман Теофиля Готье «Мадемуазель де Мопен» // Памятные книжные даты. 1985. М., 1985. С. 148-150.
9. Зенкин С. Н. Театр и актерская игра в художественной прозе Теофиля Готье // Вестник Московского университета. Серия V. Филология. 1986. № 3. С. 50-57.
10. Зенкин С. Н. Шапира М.-К. Взгляд Нарцисса: Романы и новеллы Теофиля Готье письма [реферат] // РЖ. Общественные науки за рубежом. Сер. 7. Литературоведение. М., 1986. № 3.
11. Зенкин С. Н. Современность Бодлера // Лит. обозрение. 1987. №6. С. 72-74.
12. Зенкин С. Н. Преодоленное головокружение: Жерар Женетт и судьба структурализма // Женетт Ж. Фигуры: В 2 т. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. Т. 1. С. 5−56.
13. Зенкин С. Н. Подпорченный парадиз // Иностранная литература. 1998. №8.
14. Зенкин С. Н. Работы по французской литературе. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1999. 316 с.
15. Зенкин С. Н. Генезис текста и история литературы // Новое литературное обозрение. 2000. №41. С. 342-348.
16. Зенкин С. Н. Жития великих еретиков (фигуры иного в литературной биографии) // Иностранная литература. 2000. №4.
17. Зенкин С. Н. Французский романтизм и идея культуры: Аспекты проблемы. М.: РГГУ, 2001. 141 с.
18. Зенкин С. Н. Предисловие // Компаньон А. Демон теории. Литература и здравый смысл. [Пер. с фр. С. Зенкина]. М: Изд-во им. Са-башниковых, 2001. С. 5−10.
19. Зенкин С. Н. Жерар де Нерваль — испытатель культуры // Нерваль Ж. де Мистические фрагменты. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2001. С. 8−40.
20. Зенкин С. Н. Французский романтизм и идея культуры: Неприродность, множественность и относительность в литературе. М.: РГГУ, 2002. 288 с.
21. Зенкин С. Н. О Жане Старобинском // Старобинский Ж. Поэзия и знание: История литературы и культуры: В 2 т. М.: Языки славянской культуры, 2002. Т. 1. С. 7−15.
22. Зенкин С. Н. Ролан Барт и семиологический проект // Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2004. С. 5−28.
23. Зенкин С. Н. Морис Бланшо и образ // Республика словесности. Франция в мировой интеллектуальной культуре. М.: Новое литературное обозрение, 2005. С. 433−448.
24. Зенкин С. Н. Из истории литературного градостроительства: Париж будущего в изображении Шарля Дювейрие и Теофиля Готье // http://ivgi.rsuh.ru/article.html?id=72204
25. Зенкин С. Н. Денон, Бальзак, Кундера: от преромантизма до постмодернизма // http://ivgi.rsuh.ru/article.html?id=72205
26. Зенкин С. Н. Мечты и мифы Эжена Сю // http://ivgi.rsuh.ru/article.html?id=73402
В. П. Трыков
Персоналии: Исследователи французской литературы. Библиография и научные приложения: Библиография.
Сергей Николаевич Зенкин | |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). | |
Дата рождения: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
---|---|
Место рождения: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Дата смерти: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Место смерти: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Страна: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Научная сфера: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Место работы: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Учёная степень: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Учёное звание: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Альма-матер : |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Научный руководитель: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Известные ученики: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Известен как: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Известна как: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Награды и премии: | |
Сайт: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Подпись: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке | |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Серге́й Никола́евич Зе́нкин (род. ) - российский литературовед , переводчик с французского.
Биография
Сергей Зенкин родился в Москве, окончил филологический факультет МГУ (1978), кандидатскую диссертацию защитил там же в 1986, докторскую - в РГГУ в 2001 г.
Труды
- «Madame Bovary» et l’oppression réaliste. - Clermond-Ferrand: Association des publications de la Faculté des Lettres et Sciences humaines, 1996.
- Работы по французской литературе. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1999.
- Введение в литературоведение: Теория литературы: Учебное пособие. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2000.
- Французский романтизм и идея культуры (Аспекты проблемы). - М.: РГГУ, 2001.
- Французский романтизм и идея культуры. - М.: РГГУ, 2002.
- Небожественное сакральное: Теория и художественная практика. – М.: РГГУ, 2012.
- Работы о теории. М.: Новое литературное обозрение , 2012
Напишите отзыв о статье "Зенкин, Сергей Николаевич"
Ссылки
- на сайте РГГУ
- на сайте Института высших гуманитарных исследований
Отрывок, характеризующий Зенкин, Сергей Николаевич
– Мне очень жаль, милая... – прошептал человек. – А ты знаешь, здесь очень много таких, как я. Их здесь целые тысячи... Тебе, наверное, было бы интересно с ними поговорить. Есть даже и настоящие герои, не то, что я. Их много здесь...Мне вдруг дико захотелось помочь этому печальному, одинокому человеку. Правда, я совершенно не представляла, что я могла бы для него сделать.
– А хочешь, мы создадим тебе другой мир, пока ты здесь?.. – вдруг неожиданно спросила Стелла.
Это была великолепная мысль, и мне стало чуточку стыдно, что она мне первой не пришла в голову. Стелла была чудным человечком, и каким-то образом, всегда находила что-то приятное, что могло принести радость другим.
– Какой-такой «другой мир»?.. – удивился человек.
– А вот, смотри... – и в его тёмной, хмурой пещере вдруг засиял яркий, радостный свет!.. – Как тебе нравится такой дом?
У нашего «печального» знакомого счастливо засветились глаза. Он растерянно озирался вокруг, не понимая, что же такое тут произошло... А в его жуткой, тёмной пещере сейчас весело и ярко сияло солнце, благоухала буйная зелень, звенело пенье птиц, и пахло изумительными запахами распускающихся цветов... А в самом дальнем её углу весело журчал ручеек, расплёскивая капельки чистейшей, свежей, хрустальной воды...
– Ну, вот! Как тебе нравится? – весело спросила Стелла.
Человек, совершенно ошалевши от увиденного, не произносил ни слова, только смотрел на всю эту красоту расширившимися от удивления глазами, в которых чистыми бриллиантами блестели дрожащие капли «счастливых» слёз...
– Господи, как же давно я не видел солнца!.. – тихо прошептал он. – Кто ты, девочка?
– О, я просто человек. Такой же, как и ты – мёртвый. А вот она, ты уже знаешь – живая. Мы гуляем здесь вместе иногда. И помогаем, если можем, конечно.
Было видно, что малышка рада произведённым эффектом и буквально ёрзает от желания его продлить...
– Тебе правда нравится? А хочешь, чтобы так и осталось?
Человек только кивнул, не в состоянии произнести ни слова.
Я даже не пыталась представить, какое счастье он должен был испытать, после того чёрного ужаса, в котором он ежедневно, и уже так долго, находился!..
– Спасибо тебе, милая... – тихо прошептал мужчина. – Только скажи, как же это может остаться?..
– О, это просто! Твой мир будет только здесь, в этой пещере, и, кроме тебя, его никто не увидит. И если ты не будешь отсюда уходить – он навсегда останется с тобой. Ну, а я буду к тебе приходить, чтобы проверить... Меня зовут Стелла.
– Я не знаю, что и сказать за такое... Не заслужил я. Наверно неправильно это... Меня Светилом зовут. Да не очень-то много «света» пока принёс, как видите...
– Ой, ничего, принесёшь ещё! – было видно, что малышка очень горда содеянным и прямо лопается от удовольствия.
– Спасибо вам, милые... – Светило сидел, опустив свою гордую голову, и вдруг совершенно по-детски заплакал...
– Ну, а как же другие, такие же?.. – тихо прошептала я Стелле в ушко. – Их ведь наверное очень много? Что же с ними делать? Ведь это не честно – помочь одному. Да и кто дал нам право судить о том, кто из них такой помощи достоин?
Стеллино личико сразу нахмурилось...
– Не знаю... Но я точно знаю, что это правильно. Если бы это было неправильно – у нас бы не получилось. Здесь другие законы...
Вдруг меня осенило:
– Погоди-ка, а как же наш Гарольд?!.. Ведь он был рыцарем, значит, он тоже убивал? Как же он сумел остаться там, на «верхнем этаже»?..
– Он заплатил за всё, что творил... Я спрашивала его об этом – он очень дорого заплатил... – смешно сморщив лобик, серьёзно ответила Стелла.
– Чем – заплатил? – не поняла я.
– Сущностью... – печально прошептала малышка. – Он отдал часть своей сущности за то, что при жизни творил. Но сущность у него была очень высокой, поэтому, даже отдав её часть, он всё ещё смог остаться «на верху». Но очень мало кто это может, только по-настоящему очень высоко развитые сущности. Обычно люди слишком много теряют, и уходят намного ниже, чем были изначально. Как Светило...
Биография
Сергей Зенкин родился в Москве, окончил филологический факультет МГУ (1978), кандидатскую диссертацию защитил там же в 1986, докторскую - в РГГУ в 2001 г.
Труды
- «Madame Bovary» et l’oppression réaliste. - Clermond-Ferrand: Association des publications de la Faculté des Lettres et Sciences humaines, 1996.
- Работы по французской литературе. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1999.
- Введение в литературоведение: Теория литературы: Учебное пособие. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2000.
- Французский романтизм и идея культуры (Аспекты проблемы). - М.: РГГУ, 2001.
- Французский романтизм и идея культуры. - М.: РГГУ, 2002.
- Небожественное сакральное: Теория и художественная практика. – М.: РГГУ, 2012.
- Работы о теории. М.: Новое литературное обозрение , 2012
Ссылки
Категории:
- Литературоведы России
- Филологи России
- Родившиеся в 1954 году
- Персоналии по алфавиту
- Переводчики России
- Переводчики на русский язык
- Выпускники МГУ
- Кавалеры ордена Академических пальм
- Выпускники филологического факультета МГУ
- Выпускники 2-й школы
Wikimedia Foundation . 2010 .
- Зеница (город)
- Зенобия (царица)
Смотреть что такое "Зенкин, Сергей Николаевич" в других словарях:
Зенкин Сергей Николаевич
Сергей Николаевич Зенкин - (род. 1954) российский литературовед, переводчик с французского. Сергей Зенкин родился в Москве, окончил филологический факультет МГУ (1978), кандидатскую диссертацию защитил там же в 1986, докторскую в РГГУ в 2001 г. Редактор издательств… … Википедия
Зенкин, Сергей - Сергей Николаевич Зенкин (род. 1954) российский литературовед, переводчик с французского. Сергей Зенкин родился в Москве, окончил филологический факультет МГУ (1978), кандидатскую диссертацию защитил там же в 1986, докторскую в РГГУ в 2001 г.… … Википедия
Зенкин - Зенкин фамилия. Известные носители: Зенкин, Пётр Григорьевич (1912 1985) советский футболист, тренер. Зенкин, Сергей Николаевич (род. 1954) российский литературовед, переводчик с французского. Зенкин, Сергей Анатольевич (род.… … Википедия
Сергей Зенкин - Сергей Николаевич Зенкин (род. 1954) российский литературовед, переводчик с французского. Сергей Зенкин родился в Москве, окончил филологический факультет МГУ (1978), кандидатскую диссертацию защитил там же в 1986, докторскую в РГГУ в 2001 г.… … Википедия
Филологический факультет МГУ - в самостоятельном виде существует с 1941. До 1920 х годов существовал единый историко филологический факультет Московского императорского университета (затем Первого МГУ), а впоследствии в рамках т. н. политики втузирования гуманитарные… … Википедия
Филологический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова
Филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова - Филологический факультет МГУ в самостоятельном виде существует с 1941. До 1920 х годов существовал единый историко филологический факультет Московского императорского университета (затем Первого МГУ), а впоследствии в рамках т. н. политики… … Википедия
Орёл (футбольный клуб) - У этого термина существуют и другие значения, см. Орёл. Орёл … Википедия
Депутаты Государственной думы Российской Федерации от одномандатных округов - Выборы депутатов от одномандатных округов проходили в ГД РФ I IV созывов (1993, 1995, 1999, 2003). Территория государства была поделена на 225 избирательных округов (по количеству половины мест в ГД РФ, предоставленных депутатам одномандатникам) … Википедия
Книги
- Небожественное сакральное. Теория и художественная практика , Зенкин Сергей Николаевич. Сакральное (священное) - одна из самых общих, многозначительных и глубоких категорий человеческой культуры. Образуя основу религиозных переживаний, обрядов и институций, сакральное…
Сергей Николаевич Зенкин (РГГУ, Москва)
«Казус Мединского» демонстрирует кризис научных репутаций в России, компрометируемых наплывом некомпетентных людей с учеными степенями. Для преодоления кризиса необходим более или менее широкий пересмотр репутаций, и в статье рассматриваются некоторые практические вопросы такой процедуры.
Ключевые слова: институциональные проблемы; научная репутация; научная экспертиза.
Sergey Zenkin (Russian State University for the Humanities, Moscow)
REHABILITATING THE ACADEMIA
“Medinsky case” reveals a crisis of academic reputations in Russia, compromised by the rush of incompetent people with high academic degrees. To overcome the crisis, a more or less wide revision of academic reputations is required, and the article sketches out some practical issues of this procedure.
Keywords: institutional problems; academic reputation; academic expertizing.
«Казус Мединского» продемонстрировал общую проблему - кризис научных репутаций, которые обесцениваются наплывом некомпетентных людей с дипломами, разлагающих профессиональное сообщество. Пропагандист, не имеющий даже понятия о науке, получил обманом степень доктора исторических наук и вопреки общему мнению специалистов продолжает утверждать, что он ученый. На его стороне - не только чиновничья круговая порука, но и массовая распространенность, типичность его случая: таких, как он, много, научное самозванство вошло в порядок вещей, отчего опускаются руки даже у некоторых профессионалов, не знающих, как с этим быть. Симптомом растерянности являются звучащие то тут, то там слова о «ящике Пандоры», который-де откроется при переоценке научных репутаций по содержательным критериям: замучаемся, мол, друг друга переоценивать и друг с другом ссориться.
Масштаб кризиса действительно велик, и для его преодоления недостаточно ужесточить текущую научную аттестацию (чем пытается заниматься набравшийся строгости ВАК). Придется еще и так или иначе пересматривать прошлое - буквально «переписывать историю»! - потому что в этом прошлом накопился, как выражаются экономисты, инфляционный навес дутых, необеспеченных репутаций, в основе которых безнаказанная халтура или прямые фальсификации.
По статистике присуждения ученых степеней в России (она взята с сайта, спонсируемого Минобром, ВАКом и Рособрнадзором) видно, как в 1999-2013 годах кривая графика образует отчетливый «горб», показатели числа присужденных степеней подскакивают в два раза и выше.
Такова картина по всем наукам в целом; сходная динамика прослеживается и по отдельным гуманитарным дисциплинам, в частности по историческим (в таблицах ниже соответствующие строки выделены):
Лица, утвержденные ВАК Министерства образования и науки России в ученых степенях, по отраслям наук
Доктора наук, (человек)
1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |
Всего | 3185 | 2760 | 3022 | 3312 | 3716 | 4044 | 4592 | 3662 | 4293 | 3329 | 3796 | 4182 | 3963 | 3917 | 2914 | 2936 | 3291 | 3214 | 2408 | 2674 | 2074 | 1767 |
из них по отраслям наук | ||||||||||||||||||||||
физико-математические | 430 | 344 | 351 | 383 | 439 | 402 | 391 | 329 | 426 | 259 | 308 | 347 | 313 | 288 | 246 | 264 | 285 | 346 | 173 | 240 | 190 | 150 |
химические | 143 | 101 | 115 | 119 | 112 | 131 | 127 | 99 | 156 | 96 | 103 | 94 | 117 | 96 | 95 | 85 | 78 | 79 | 85 | 41 | 88 | 37 |
биологические | 230 | 174 | 194 | 251 | 261 | 268 | 278 | 182 | 248 | 197 | 246 | 269 | 286 | 270 | 198 | 227 | 221 | 207 | 164 | 214 | 167 | 164 |
технические | 761 | 702 | 732 | 799 | 871 | 952 | 1092 | 785 | 937 | 691 | 708 | 878 | 742 | 755 | 536 | 530 | 580 | 522 | 534 | 324 | 300 | 224 |
сельскохозяйственные | 87 | 92 | 106 | 132 | 133 | 148 | 131 | 120 | 131 | 92 | 122 | 119 | 123 | 112 | 72 | 83 | 95 | 79 | 58 | 74 | 69 | 39 |
|
124 |
122 |
133 | 120 | 149 | 156 | 191 | 163 | 210 | 113 | 160 | 191 | 163 | 177 | 106 | 118 | 145 | 107 | 113 | 107 | 82 | 66 |
экономические | 185 | 156 | 176 | 203 | 226 | 234 | 366 | 328 | 346 | 361 | 416 | 389 | 434 | 535 | 333 | 327 | 474 | 426 | 282 | 423 | 233 | 145 |
философские | 101 | 86 | 91 | 103 | 106 | 134 | 161 | 134 | 155 | 117 | 115 | 118 | 131 | 146 | 86 | 77 | 120 | 104 | 98 | 72 | 39 | 53 |
филологические | 112 | 97 | 138 | 121 | 124 | 181 | 224 | 149 | 206 | 148 | 157 | 179 | 164 | 212 | 160 | 117 | 156 | 212 | 69 | 197 | 119 | 93 |
юридические | 62 | 52 | 42 | 72 | 83 | 82 | 109 | 111 | 113 | 131 | 137 | 165 | 144 | 137 | 94 | 84 | 108 | 85 | 118 | 46 | 57 | 105 |
педагогические | 99 | 103 | 126 | 144 | 189 | 247 | 257 | 249 | 221 | 254 | 231 | 248 | 196 | 218 | 190 | 160 | 156 | 179 | 71 | 185 | 107 | 117 |
медицинские | 597 | 510 | 576 | 590 | 713 | 737 | 855 | 726 | 859 | 594 | 766 | 793 | 775 | 657 | 562 | 612 | 628 | 580 | 414 | 532 | 443 | 406 |
фармацевтические | 17 | 4 | 10 | 14 | 8 | 19 | 13 | 21 | 11 | 10 | 15 | 21 | 14 | 12 | 8 | 9 | 14 | 12 | 9 | 19 | 11 | 9 |
ветеринарные | 16 | 26 | 23 | 52 | 41 | 55 | 41 | 27 | 40 | 19 | 22 | 43 | 32 | 20 | 17 | 22 | 11 | 33 | 13 | 14 | 19 | 18 |
искусствоведение | 22 | 21 | 31 | 18 | 18 | 29 | 21 | 31 | 27 | 17 | 25 | 23 | 25 | 25 | 11 | 19 | 18 | 30 | 9 | 42 | 29 | 23 |
архитектура | 11 | 5 | 3 | 1 | 5 | 1 | 9 | 6 | 8 | 5 | 8 | 8 | 6 | 4 | 5 | 2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 |
психологические | 32 | 31 | 27 | 22 | 35 | 47 | 64 | 42 | 43 | 47 | 50 | 44 | 54 | 46 | 29 | 30 | 41 | 39 | 49 | 41 | 17 | 25 |
социологические | 30 | 15 | 23 | 29 | 48 | 41 | 62 | 48 | 27 | 46 | 55 | 73 | 64 | 55 | 49 | 41 | 34 | 47 | 38 | 31 | 25 | 23 |
политические | 13 | 17 | 26 | 25 | 30 | 27 | 43 | 19 | 5 | 34 | 49 | 44 | 48 | 35 | 24 | 38 | 45 | 50 | 41 | 14 | 29 | 19 |
науки о земле | 103 | 79 | 78 | 84 | 96 | 110 | 104 | 63 | 103 | 70 | 85 | 91 | 97 | 73 | 65 | 50 | 56 | 58 | 31 | 42 | 43 | 33 |
прочие | 10 | 23 | 21 | 30 | 29 | 43 | 53 | 30 | 21 | 28 | 18 | 45 | 35 | 44 | 28 | 41 | 25 | 19 | 39 | 16 | 7 | 15 |
Источник: «Кадры высшей научной квалификации», http://science-expert.ru . Здесь не место подробно анализировать эту временную динамику. Любопытно, конечно, что взлет кривой в 1999 году и ее относительный спад в 2008-м совпадают с приходом новых лиц на высший государственный пост в стране; однако нет уверенности, что здесь имелась прямая связь, - процедуры научной аттестации слишком длительны и инерционны, чтобы столь быстро реагировать на политическую конъюнктуру. Можно лишь достаточно правдоподобно предполагать, что резкий обвал графика в 2014 году объясняется мерами, принятыми министерством Д.В.Ливанова в ответ на разоблачительные экспертизы Диссернета, который развернул свою деятельность годом раньше.
Кандидаты наук, (человек)
1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |
Всего | 12964 | 11553 | 12032 | 13151 | 14560 | 18100 | 23075 | 18976 | 22094 | 25315 | 26054 | 30118 | 30650 | 30577 | 24805 | 24618 | 24343 | 22438 | 20842 | 21364 | 15188 | 13072 |
из них по отраслям наук | ||||||||||||||||||||||
физико-математические | 1242 | 1059 | 993 | 1078 | 1208 | 1338 | 1354 | 952 | 1175 | 1187 | 1246 | 1201 | 1453 | 1473 | 1052 | 1301 | 1227 | 1233 | 813 | 1510 | 1086 | 1068 |
химические | 548 | 462 | 417 | 460 | 451 | 541 | 664 | 636 | 506 | 620 | 681 | 678 | 682 | 766 | 582 | 736 | 657 | 767 | 667 | 424 | 763 | 382 |
биологические | 865 | 811 | 833 | 873 | 865 | 1106 | 1333 | 1009 | 1216 | 1366 | 1393 | 1462 | 1606 | 1487 | 1070 | 1565 | 1419 | 1242 | 1385 | 1113 | 1010 | 795 |
технические | 3271 | 2563 | 2609 | 2706 | 2881 | 3409 | 4781 | 3177 | 3819 | 4334 | 4050 | 5125 | 4804 | 5277 | 3366 | 4410 | 4025 | 3930 | 4084 | 3491 | 3225 | 2450 |
сельскохозяйственные | 405 | 354 | 326 | 413 | 406 | 518 | 674 | 596 | 727 | 667 | 771 | 781 | 757 | 700 | 546 | 717 | 701 | 529 | 332 | 595 | 360 | 256 |
|
539 | 502 | 509 | 549 | 597 | 608 | 829 | 762 | 817 | 958 | 906 | 1116 | 1276 | 1052 | 707 | 849 | 893 | 628 | 939 | 715 | 409 | 351 |
экономические | 940 | 870 | 924 | 1123 | 1336 | 2069 | 2709 | 2635 | 2586 | 4318 | 3853 | 4537 | 4723 | 5638 | 5150 | 2983 | 4081 | 3893 | 3004 | 3121 | 2039 | 1435 |
философские | 331 | 301 | 307 | 330 | 380 | 443 | 550 | 487 | 511 | 552 | 627 | 662 | 665 | 780 | 511 | 519 | 526 | 426 | 346 | 308 | 264 | 275 |
филологические | 535 | 506 | 604 | 637 | 673 | 991 | 1115 | 867 | 1123 | 1063 | 1342 | 1648 | 1545 | 1447 | 1947 | 1448 | 1332 | 1283 | 924 | 1941 | 830 | 788 |
юридические | 257 | 250 | 330 | 407 | 575 | 715 | 1084 | 977 | 1604 | 1459 | 1820 | 2300 | 2336 | 2221 | 1629 | 1597 | 1445 | 1195 | 1427 | 833 | 703 | 688 |
педагогические | 793 | 734 | 940 | 1063 | 1135 | 1662 | 2167 | 1938 | 2086 | 2295 | 2367 | 2794 | 2746 | 2658 | 2413 | 1931 | 1912 | 2084 | 1406 | 1669 | 999 | 1022 |
медицинские | 2034 | 1944 | 2074 | 2251 | 2664 | 2892 | 3429 | 3294 | 3704 | 4222 | 4434 | 4794 | 4929 | 4104 | 3675 | 3973 | 3767 | 2854 | 3435 | 3243 | 2013 | 2317 |
фармацевтические | 52 | 76 | 41 | 57 | 50 | 48 | 86 | 79 | 77 | 89 | 103 | 105 | 110 | 120 | 101 | 93 | 96 | 89 | 126 | 116 | 77 | 107 |
ветеринарные | 110 | 96 | 76 | 77 | 96 | 131 | 199 | 164 | 229 | 243 | 210 | 222 | 208 | 189 | 153 | 188 | 138 | 183 | 144 | 151 | 132 | 79 |
искусствоведение | 90 | 81 | 111 | 95 | 88 | 120 | 114 | 101 | 105 | 91 | 158 | 185 | 171 | 178 | 135 | 226 | 172 | 183 | 112 | 256 | 154 | 106 |
архитектура | 27 | 29 | 18 | 17 | 25 | 18 | 30 | 33 | 31 | 37 | 28 | 33 | 33 | 42 | 14 | 43 | 32 | 29 | 31 | 19 | 39 | 18 |
психологические | 192 | 198 | 213 | 213 | 275 | 416 | 508 | 349 | 537 | 490 | 621 | 730 | 807 | 784 | 553 | 633 | 519 | 516 | 460 | 443 | 269 | 253 |
социологические | 123 | 144 | 137 | 172 | 237 | 294 | 421 | 300 | 430 | 427 | 582 | 605 | 617 | 547 | 389 | 445 | 415 | 342 | 273 | 406 | 192 | 190 |
политические | 58 | 56 | 69 | 96 | 96 | 158 | 202 | 163 | 234 | 275 | 284 | 349 | 439 | 412 | 330 | 311 | 408 | 410 | 399 | 246 | 221 | 204 |
науки о земле | 290 | 258 | 244 | 264 | 265 | 301 | 441 | 203 | 339 | 363 | 380 | 421 | 421 | 376 | 230 | 373 | 353 | 262 | 282 | 638 | 336 | 227 |
прочие | 262 | 259 | 257 | 270 | 257 | 322 | 385 | 254 | 238 | 259 | 198 | 370 | 322 | 326 | 252 | 277 | 279 | 300 | 253 | 126 | 67 | 61 |
Всего за 1994-2015 годы по истории было присвоено докторских степеней - 3016, кандидатских степеней - 16160. С учетом недавних разоблачений приходится опасаться, что значительная их часть - за некоторые годы, возможно, до 50%, то есть многие тысячи, - являются незаслуженными и порождены разными видами академической коррупции. Проблема в том, что люди, получившие эти степени - и в большинстве своем защищенные даже от претензий за плагиат, согласно установленному правительством «сроку давности», - никуда не делись: кое-кто из них, боясь скандала, сдал свой диплом или спрятал его подальше, но многие продолжают делать карьеру в системе науки и образования (в частности, карьеру административную, что типично для несостоятельных ученых), поддерживают в ней коррупционные порядки, воспроизводят себя в учениках и последователях. Поэтому мало лишь сдержать инфляцию новых дипломов, что отчасти достигнуто государственными мерами за последние два-три года; как показывает случай с Мединским, для нормализации положения нужно как-то отделить уже размножившихся псевдоученых от ученых настоящих - отделить хотя бы морально, если не административно. Требуется санация научной среды, более мягкая или более жесткая по формам. В пределе она могла бы дойти даже до введения новых ученых степеней вместо скомпрометированных старых; так финансисты вводят новую валюту вместо обесценившейся.
Необходимость санации как специальной процедуры вызвана тем, что в ближайшее время трудно рассчитывать на выход из кризиса обычным рыночным путем - через институциональную конкуренцию. При такой конкуренции компетентные ученые просто собираются в наиболее авторитетных университетах и лабораториях, тогда как продукция прочих институтов (публикации, дипломы и т.д.) постепенно девальвируется и вытесняется с научного рынка. К сожалению, сегодняшняя система российской науки, опекаемой государственной бюрократией, малоконкурентна и малодемократична, в ней легко деградируют еще недавно лучшие учреждения, а некоторые даже подвергаются гонениям вплоть до закрытия - как это сегодня грозит Европейскому университету в Санкт-Петербурге. Неустойчивые институции приходится поддерживать, а то и заново отстраивать снизу, через непосредственное взаимодействие ученых.
Как видно хотя бы из приведенных выше цифр, объем работы огромен, и задача очень сложна - фактически речь идет о широкой профессиональной переаттестации, да еще и, скорее всего, на общественных началах. Не утопичен ли, осуществим ли такой проект? Об этом трудно судить заранее, все зависит от согласных действий ученого сообщества, а долгая история с министерской диссертацией показала, что согласие по принципиальным вопросам в нем имеется. Перед нами также пример Диссернета: эта общественная инициатива возымела действие, заставила власти принять хоть и половинчатые, но все же реальные меры к наведению порядка.
Санация станет убедительной и принятой обществом, если она будет осуществляться систематично, по ясной и обдуманной программе. Эта программа образуется рядом решений - развилок, на которых делается тот или другой экономический выбор, определяемый соотношением цена/качество: как наиболее эффективно, с наименьшими трудовыми и моральными затратами добиться надежного результата? Ниже перечислены несколько таких вопросов, из ответов на которые можно составить алгоритм практических действий.
- 1. Кто будет этим заниматься? Было бы хорошо, если бы задачу санации науки, включая пересмотр ранее присужденных степеней, взял на себя какой-то государственный орган, например ВАК. Он располагал бы необходимым финансированием (придется выполнить большую высококвалифицированную работу, которая в принципе должна вознаграждаться) и опирался бы на авторитет государственной власти. Но, судя по опыту последних лет, маловероятно, что ученым удастся скоро подвигнуть государство на такие действия; в лучшем случае оно присоединится к уже идущему процессу, подобно тому как Министерство образования начало закрывать коррумпированные диссертационные советы, уже изобличенные Диссернетом. Инициировать этот процесс придется, скорее всего, самим ученым на сетевой и волонтерской основе; институциональную поддержку могли бы оказать некоторые передовые научные учреждения и некоторые специализированные экспертные советы ВАК (такие, как совет по истории, который принципиально вел себя в случае с Мединским).
- 2. Персональная или институциональная переаттестация? При персональной переаттестации проверяется квалификация отдельных ученых, при институциональной ведется мониторинг кафедр, исследовательских отделов, журналов и особенно - диссертационных советов, как официальных «производителей» новых репутаций. В последнее время таким мониторингом занимается Диссернет по своим, формально-количественным критериям; его опыт можно развить, дополнить содержательными параметрами. Институциональная проверка сужает фронт работ, однако рано или поздно ее придется дополнить и персональными решениями, а механизм перехода от одного к другому неочевиден - заслуги ученого не находятся в прямой зависимости от учреждения, где он работает.
- 3. Два метода переаттестации ученых: экспертиза или кооптация? При экспертизе организуется критический пересмотр конкретных профессиональных заслуг исследователя (прежде всего научных трудов), при кооптации его заменяет механизм личного поручительства, как, например, при приеме в члены Вольного исторического общества: наиболее авторитетные ученые рекомендуют других, те в свою очередь дальнейших, а экспертиза требуется лишь в спорных случаях, когда оценки резко расходятся. Кооптация - способ намного менее трудоемкий, чем экспертиза (не нужно заново перечитывать старые книги и статьи), но у него есть недостатки: так, в «серой зоне», за бортом формируемого избранного сообщества могут остаться не только негодные ученые, но и добросовестные специалисты, по тем или иным причинам мало известные в профессиональной среде, - за них некому поручиться, хотя к ним и нет претензий. Ошибочно мнение, будто «и так все знают, кто чего стоит» (а потому не нужны какие-то новые процедуры): на самом деле всем известны не все, в том числе вполне достойные ученые, и они не должны пострадать.
- 4. Если выбран путь экспертизы, что считать ее главной целью: подтверждение заслуженных или отбраковку ложных репутаций? На практике, конечно, всегда делается и то и другое сразу, но одну из этих задач можно ставить как приоритетную, от чего зависит более конкретная стратегия. В первом случае проверке, вообще говоря, подлежат все ученые, во втором - только некоторые, потенциально неблагополучные категории. При последнем решении экспертиза получается избирательной, по одному или нескольким отборочным признакам:
- а) временному (исходя из уже упомянутой статистики, преимущественное внимание обращают на научную продукцию некоторых периодов, отмеченных нездоровым перепроизводством диссертаций);
- б) тематическому (по опыту прежних расследований составляется примерный перечень научных тем, наиболее подверженных фальсификациям);
- в) институциональному (исследуются те сегменты научной среды, где уже ранее были обнаружены злоупотребления: это тоже методика Диссернета, и его экспертизы могут служить одной из «наводок», указывающей на очаги академической коррупции);
- г) статусному (проверке подвергаются прежде всего доктора наук, руководящий состав научно-образовательных учреждений, государственные чиновники, вообще наиболее видные и влиятельные люди, от которых более других зависит развитие и репутация науки).
- 5. Экспертиза отдельных репрезентативных трудов (например, диссертаций) или общий обзор научной деятельности ученого? Оценку диссертаций легче если не осуществить, то формализовать по более или менее строгим правилам, зато ее результаты могут оказаться ненадежными: нередко случается, что ученый работает лучше, чем была его диссертация (если он с тех пор профессионально «вырос»), - или, наоборот, хуже (например, если диссертацию писал за него кто-то другой).
- 6. Экспертиза анонимная (как в научных журналах и на грантовых конкурсах) или открытая (как при защите диссертаций)? Анонимная экспертиза более объективна и менее чревата конфликтами, зато открытая более авторитетна, так как гарантируется именами экспертов. От решения этого вопроса зависит и способ публикации результатов экспертиз - с подробными обоснованиями или же без таковых, по мере получения результатов или же поэтапно, «пакетами», с анализом итогов каждого этапа.
- 7. Выносятся ли итоговые оценки коллегиально, путем обсуждения и согласованного решения экспертной комиссии, или же простым суммированием оценок, выставляемых экспертами независимо друг от друга? Вторую процедуру легче организовать (экспертам не нужно договариваться между собой), но в результате итоговая оценка остается немотивированной и возрастает риск случайных личных предпочтений, не корректируемых дискуссией.
- 8. Бинарные или дифференциальные оценки? В первом случае принимается однозначное решение «достоин - недостоин» (как при защитах диссертаций в нашей стране), во втором - определяется рейтинг исследователя по более или менее гибкой шкале (как при защитах диссертаций, например, во Франции). В условиях массовой взаимной переоценки предпочтительным может оказаться второй, более мягкий способ, снижающий психологический риск конфронтации. По сути же это выбор между «программой-минимум» и «программой-максимум»: при одном решении задача ограничивается дисквалификацией явно несостоятельных, случайных членов научной корпорации, при другом решении результатом работы может стать общий рейтинговый список действующих ученых - постепенно обновляемый и составленный не по формальным наукометрическим показателям, а прежде всего по репутационным оценкам коллег.
При любых вариантах действий непременными представляются:
- составление и публикация хартии, формулирующей задачи и правила научной санации, критерии оценки ученых и их трудов;
- составление и (возможно) публикация списка экспертов, которые понадобятся при любом методе переаттестации;
- приглашение иностранных экспертов (в частности, выходцев из нашей страны, знающих ее язык и привычки, но опирающихся на мировые нормы) и использование зарубежного опыта аттестации;
- систематическая публикация результатов проверки (в тех или иных формах - см. пункт 6).
Наконец, хотя «казус Мединского» случился в исторической науке, было бы желательно заранее предусмотреть возможность расширения санации на другие гуманитарные дисциплины, которые тоже страдают от сходных проблем (автор настоящих предложений сам является представителем смежной, филологической дисциплины, и данный текст - в каком-то смысле советы постороннего). Если историки, проявившие профессиональную солидарность в «деле Мединского», запустят и потянут за собой этот процесс оздоровления - не подчеркивая в его названии, хартии и т.д. собственно историческую специфику, оставляя открытой дверь для коллег из других цехов, - то даже частичной его реализацией по «программе-минимум» они окажут великую услугу всей нашей науке.