Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Религия и культура камбоджи. Обычаи и традиции камбоджи

Буддизм считают своей религией около 95 % населения страны Камбоджа. Религия этой местности носит название тхеравада, или «южный буддизм».

В Камбодже не удивительно, что буддизм имеет статус основополагающего вероисповедания и полностью признаётся законами страны.

Есть небольшой процент (1,5%) населения страны Камбоджа, религия которых ислам. Христиан здесь и того меньше – около 0,5 %. Здесь буддизм носит название и характер тхеравадского, который к тому же, признан государственной религией. В Камбодже насчитывается огромное количество (более 4300) монастырей и храмов.

Монахи Камбоджи разделены на два крупных ордена: Тхаммаютникай (более численный) и Маханикай. Хотя второй орден не столь велик, он поддерживается местными органами власти.

Монашеские группы живут скромно и соблюдают 227 правил буддистских монахов. Они не принимают участие в развлекательных мероприятиях, а своё существование полностью посвящают религии. Буддийские монастыри носят название «вата».

В жизни обычного народа страны Камбоджа, религия имеет важнейшее значение, и камбоджийцы придерживаются религиозных буддийских принципов в обычной жизни.

Во все века становления культуры страны Камбоджа, религия находила своё отражение в её искусстве. Вера местных жителей в анимизм всецело отражалась в их культурном развитии. Своих приверженцев имеют также религии индуизм и буддизм. Обе эти направленности появились на Азиатском материке ещё в самом начале нашей эры.

Кхмеры проживают в поселениях, расположенных недалеко друг от друга. Там они обрабатывают земли, а когда запас полезных свойств почвы, на выбранной ими территории, иссякает – они покидают эту землю и переселяются. Остальная основная часть жителей Камбоджи живёт в постоянных сёлах у берегов водоёмов или вблизи рек. Поселения кхмеров часто включают также китайские общины, которые исповедуют конфуцианство.

Красными кхмерами, во времена своего властвования на территории современной страны Камбоджа, религия была запрещена до 1979 г.

Жители Камбоджи, исповедующие буддизм, считают всё бытие круговоротом переселения души. Потому, стараются «накопить» хорошие дела. Это они делают через пожертвование финансов или вещей для храмов, или приносят пищу для монахов.

На развитие культуры кхмеров, в различные эпохи, было оказано влияние интернациональных культур. Камбоджийское культурное наследие объединяет в себе черты китайской и тайской культур.

Санскрит – официальный язык, используемый в литературе. Разговорным языком является кхмерский, который в изучении довольно трудный. Место второго языка страны принадлежит английскому, несмотря на то, что многие жители говорят на французском.

Необычайные архитектурные постройки, сохранённые на сегодняшний день, - это комплексы храмов «Ангкор-Ват» и «Байон», расположенные в городке Сием-Реал. Это мощное наглядное свидетельство величественности возводимых сооружений культурного характера империи.

Наряду с постройками сооружений и храмов, небывалым развитием характеризуется также прикладное искусство, развитие скульптурных памятников, становление музыкальных и танцевальных направлений. Всё это, в дальнейшем сыграет необычайно важную роль в развитии культуры и архитектуры современной Камбоджи, которая известна сегодня.
Пример объединения прошлого Камбоджи и её настоящего – королевский балет, который был основан на танцевальных тайских, явских и индийских традициях и принципах.

Прекрасным местом, с образцами кхмерской культуры и изображением индуистских божеств, является Национальный музей в г. Пномпень.

· Административное деление · Политическое устройство · Внешняя политика · Экономика · Транспорт · Культура · Наземные мины в Камбодже · Близкие статьи · Примечания · Литература · Официальный сайт · Видео «Камбоджа»

За развитие культуры в стране ответственно Министерство культуры и изобразительного искусства. Культура Камбоджи имеет сильные индийские влияния, касающиеся языка, искусства и других элементов. Важным фактором, формирующим культуру, был также буддизм направления тхеравада, пришедший в эти земли в первые века нашей эры и широко здесь распространившийся. Помимо собственно кхмерской, культура страны включает также и культуру более 20 различных этнических групп, проживающих главным образом в горных и холмистых районах на северо-востоке страны.

Танцы и музыка

Камбоджийские танцы как правило делят на 3 группы: классические танцы, народные танцы и бальные танцы. Классические танцы изначально исполнялись только для представителей королевского двора в качестве развлечения, имеют также церемониальное значение. Несмотря на некоторые влияния соседних культур, классический кхмерский танец - довольно уникальный вид искусства. Исполнители таких постановок искусно одеты, особое значение в исполнении имеют движения, жесты и позы танцора. Само исполнения носит медленный, размеренный характер. Музыка, сопровождающая такие представления, включает ксилофоны, металлофоны, деревянные духовые инструменты, различные барабаны и гонги.

Народные танцы отличаются от классических как правило более быстрым ритмом, меньшей значимостью жестов и движений и менее декоративной одеждой исполнителей. Народные танцы и особенности их исполнения разнятся от региона к региону и различны у разных этнических групп страны. Народные танцы тесно связаны со сказками и другими произведениями местного фольклора. Кхмерская традиционная музыка, как и танцы, восходит к временам древней Кхмерской империи и имеет заметные индийские влияния.

Изобразительное искусство

История изобразительного искусства Камбоджи уходит в глубь вков к древним ремёслам. Кхмерское искусство достигло своего пика с течение периода Ангкора. Традиционное искусство и ремесло включает ткачество, производство изделий из серебра и золота, резьбу по камню, производство лакированных изделий, гончарное дело, монументальную живопись, искусство изготовления воздушных змеев и др. Серьёзным ударом по искусству стал период нахождения у власти красных кхмеров, связанный с гонениями на художников и других представителей искусства и их довольно частым физическим устранением. Последнее время наблюдаются некоторые улучшения в этой области, связанные с поддержкой правительства и неправительственных организаций, и, кроме этого, с привлечением в страну туристов.

Литература

Многочисленные надписи на камнях, стенах и колоннах говорят о древности кхмерского языка. Вслед за надписями на камнях получили распространения, записанные на пальмовых листах, тексты и комментарии буддийских текстов Типитаки; большое число их и сегодня хранится в монастырях по всей стране. Кхмерская эпическая поэма Реамкер основывается на индийском эпосе Рамаяна и имеет традиционную танцевальную постановку. Широкое распространение в Камбодже получили различные формы устного творчества. Позже развитие получила придворная литература, так король Анг Дуонг (1841-1860) известен не только как правитель, но и как классик литературы благодаря написанию им романа Какей , который имеет важное культурное значение и сегодня. Классической историей трагической любви является Тум Теав , получвшая широкое распространение как минимум начиная с середины XIX века и имеющая устную, литературную и танцевальную формы. Тум Теав стала широко известна на западе после перевода литературной версии этой истории, написанной монахом по имени Преах Ботумтхера Сом (англ. ) на английский язык американцем Джорджем Чигасом в 1915 году. Монах Сом признаётся одним из лучших кхмерских классиков.

Кухня

Рис и жареный прахок

Как и в других странах юго-восточной Азии, основой пищи камбоджийцев является рис. Ввиду густой речной сети и наличия таких крупных водоёмов как Меконг и озеро Тонлесап, важное место в камбоджийской кухне традиционно занимает рыба. Традиционна также паста из квашеной рыбы прахок , которая по своей сути представляет способ длительного хранения продукта. Прахок служит наиболее распространённой приправой к еде; часто просто употребляется с рисом. Кроме того, традиционные ингредиенты включают различные тропические фрукты, рыбный, устричный и соевый соусы, карри, тамаринд, имбирь, кокосовое молоко, чёрный перец и др. Широко распространённое обеденное блюдо камбоджийцев представляет собой суп из рисовой лапши в свином бульоне с луком и чесноком. По сравнению с соседними тайской и вьетнамской кухней, камбоджийская довольно малоизвестна и не имеет широкого распространения в мире.

Камбоджа. Сиануквиль - город для всех 2013

Национальный характер кхмеров довольно широко известен - это спокойные и сдержанные люди, имеющие некоторую склонность к праздному времяпрепровождению, уважающие короля и свою страну, и истинно верующие буддисты. Они очень терпимы к проявлению инакомыслия или незнанию местных законов, но все же рекомендуется не пренебрегать их терпением. В большинстве своем они категорически не приемлют алкоголь и наркотики, но это касается, в основном, только "европейской продукции". Некоторые кампучийцы, особенно женщины, постоянно жуют бетель. А мужчины используют жевательный табак или различные местные травы, обладающие слабым наркотическим действием.

Чувство коллективизма у кхмеров, по мнению многих исследователей, очень похоже на японское. При этом очень заметна общинность и даже некоторая клановость. Институт семьи и религиозные традиции здесь особо почитаемы. "Ват" или "Уот" ("храм") является центром любой камбоджийской деревни. Обычно Ват представляет собой сам храм или пагоду, окруженные стеной, небольшое "святое место" со статуями Будды, водоем и жилой квартал, в котором проживают монахи. Обычно храм содержит на попечении начальную школу, в которой обучаются деревенские дети.

Когда кампучийскому юноше исполняется 16 лет, он идет в храм и живет монашеской жизнью в течение нескольких лет. Цель этой практики состоит в том, чтобы научить молодых людей основам буддизма, поднять уровень человека, который, как считается, соответственно поднимает статус человека в "следующей жизни", после перерождения. При проживании в монастыре молодые люди проводят время в труде, молитвах, размышлениях и учебе. Поэтому и последующая тесная связь человека и религиозных заповедей, столь характерная для Камбоджи, становится вполне объяснимой.

При посещении храмов принято оставлять головные уборы и обувь при входе, почтительно относиться к монахам и изображениям Будды, а также делать пожертвования в счет храмов. Обходить храм следует по часовой стрелке. Фотографировать культовые сооружения и местных жителей следует только испросив на то разрешения (в большинстве случаев за это потребуется заплатить).

Камбоджийцы традиционно приветствуют друг друга пожатием рук и поклоном, подобным тайскому жесту "вай", но в последнее время кхмеры все чаще просто жмут друг другу руки. Женщины используют традиционное приветствие и между собой, и в общении с мужчинами. При посещении частного дома, офиса или организации принято дарить небольшой подарок.

При посещении страны следует учитывать, что у кхмеров не принято показывать свой гнев или злость (это означает "потерю лица"), прикасаться к чужой голове (особенно это касается детей), показывать на кого-либо пальцем, отдавать и принимать что-либо двумя руками (это можно делать только "чистой" правой рукой), класть ступни ног на стол или демонстрировать собеседнику подошвы (ноги из-за постоянного соприкосновения с землей считаются "нечистыми") и поднимать вверх большой палец руки (у кхмеров это считается сексуальным жестом).

Форма одежды в большинстве случаев вполне неформальная. И мужчины, и женщины в повседневной жизни носят саронг из хлопчатобумажной или смесовой ткани. Шелковые саронги одеваются по праздникам или используются в повседневной носке достаточно обеспеченными людьми. В городах повсеместно носят обычные брюки и платья широкого кроя, закрывающие большую часть тела. В формальных случаях, вроде религиозных фестивалей или семейных торжеств, женщины часто носят "хои" (рубашка особого кроя), но в основном женщины одеваются очень скромно.

Туристам рекомендуется носить легкую одежду - брюки (но не шорты и мини-юбки!) и рубашки с длинным рукавом, особенно при посещении религиозных объектов. Во всех остальных случаях рубашки с коротким рукавом и одежда свободного фасона вполне допустимы.

Несколько слов об укладе местной жизни.
При взгляде на жилье камбоджийцев, во-первых, удивляешься бедности. Во-вторых, замечаешь, что дома стоят на сваях, на случай затоплений и для обустройства зоны отдыха в тени, и имеют 2 этажа. На самом верхнем этаже спят в холодное время года, потом в зависимости от температуры сначала спускаются на 1 этаж, а в самую жару и вовсе на улицу на землю (у некоторых домов на земле есть настил). Внутри дома практически без мебели, спят кхмеры прямо на полу на циновке. Живут очень и очень бедно! В частности поэтому, но во многом и из-за собственной лени, едят все, что бегает, прыгает и ползает. Причем, придумали ленивый способ ловить насекомых — устанавливают неоновые лампы, а под ними ведра. Насекомые стукаются об лампу и падают в ведро. Содержимое ведра потом падает на сковородку. Мы местные деликатесы пробовать не стали, для меня это дикость.


Лень камбоджийцев определяется их верой. Я не вникала в подробности, но суть в том, что они верят в реинкарнацию. И родиться бедным очень хорошо, так как это означает, что земной путь походит к концу. И поэтому никто не стремится к тому, чтобы что-либо изменить в своей жизни. Их и так всё устраивает. Раз дано им было родиться бедными, значит, так надо, и они не в праве это менять. Вот такая вот философия.

Впрочем, вернувшись в Камбоджу спустя три года, я заметила, что уровень жизни в стране заметно поднялся. Очень много ее жителей обзавелись автомобилями, причем большая часть из них — Лексусами. Цены на все тоже заметно поднялись. Больше Камбоджу нельзя назвать страной «one dollar»))

В предыдущей части я уже упоминала богиню танца Апсару. Ее изображения есть почти во всех . Легенда гласит: «Водная гладь расступилась, и вышли на земной берег девушки нежнейшей красоты». Это как раз о них. Во времена расцвета Ангкорской империи эти удивительные нимфы танцевали для знати. Представления апсар стали неотъемлемой частью королевского балета. Танцовщицы воспитывались и жили в королевском дворце. Быть апсарой было очень престижно, к ним относились с уважением и почетом. После разгромления империи сиамами искусство танца было утеряно. И не известно, какова была бы его судьба, если бы Камбоджу не колонизировала Франция. Традиция танца французам понравилась, и он был восстановлен по храмовым фрескам с небольшими изменениями. Изначально апсары были одеты только в шелковые юбки и массивные украшения, грудь оставалась обнаженной. Французы изменили наряд на более скромный, скорее, похожий на сари. И сам танец утратил свой сакральный смысл и стал скорее развлечением для жителей и гостей Камбоджи. Хотя есть другая версия, которая заключается в том, что после разгрома Ангкора танцовщицы были отправлены работать на рисовые поля, но некоторые из них позже вернулись и стали тайно обучать девушек искусству этого танца. То есть забыт и утерян он не был. Но, в любом случае, своим возрождением танец апсара обязан французам.

В Ангкоре мы настолько впечатлились изображениями Апсар, что решили однозначно увидеть и сам танец. Вариантов для этого было два — или пойти в ресторан, где дают танцевальные представления, или пойти на настоящий балет апсары — лазерное шоу «Улыбка Ангкора». Мы выбрали второй вариант, так как, по словам местных, в ресторанах показывают лишь жалкое подобие апсары, а настоящий танец можно увидеть только в театре балета. А нам, естественно, хотелось впечатлений настоящей апсары))
Фотографировать было нельзя, да и не хотелось отвлекаться от лицезрения такой красоты) Поэтому фотографии из интернета:



Впечатлений, конечно, мы получили море! Один только танец с подсвечниками чего стоил! Это был самый грандиозный номер из всех увиденных мною в жизни. Честно, так нельзя танцевать! Обычный человек так точно не может! На сцене однозначно было полубогиня Апсара! Жаль, что в интернете я не нашла ни фото, ни видео этого танца, но это было незабываемо!

Когда я была на этом шоу в 2014 году, билет включал в себя ужин в буфете театра. Сейчас есть возможность купить билет без ужина, но дешевле обычной цены. В январе 2018 года в зависимости от сектора посещение театра стоило 40 и 30 долларов без ужина и на 8 долларов дороже с ужином. Посмотреть актуальные цены и забронировать билеты можно на официальном сайте .

Если у вас будет время, обязательно погуляйте по Сиемрипу и посетите его . Так вы сможете лучше понять культуру и традиции этой удивительной страны. И, я уверена, полюбите ее и захотите еще не раз вернуться.

P.S. Больше информации о наших путешествиях и фотографий — в моем

Камбоджа – старинное королевство, находящееся на полуострове индокитай , в юго-восточной азии, рядышком с лаосом, вьетнамом и таиландом. Территория государства небольшая – чуть больше 180 тыс. Кв. Км, но перспективы ее формирования довольно многообещающие. Туризм тут лишь начинает формироваться, но климат для него просто идеален, а достопримечательности истории, хотя и пострадавшие от бесчетных войн, «скапливались» с 1-й половины I тысячелетия. Достаточно сказать, что собственно в камбодже расположен известный храмовый комплекс ангкор – одна из очень таинственных и известных достопримечательностей всей азии.

Столицей государства считается пномпень – самый большой город, считавшийся в минувшем, в период французской колонизации, очень красивым, но теперь очень много его исторических и культурных ценностей пропало – войны не пощадили и их. Сегодняшний пномпень называют мегаполисом, политическим, научным, культурным и центром промышленности, в котором рядышком с технологичными небоскребами очень хорошо сосуществуют королевские замки и буддийские храмы, однако для отдыхающих – особенно европейских, он малопривлекателен – в том смысле, что развлекательных мероприятий тут чуть-чуть, отдых не очень организован, да и бедности тоже хватает – не всегда она просто шокирует. Часто на улочках встречаются кучи мусора, а жара и пыль вообще считаются традиционным событием; уличное движение можно именовать экстремальным, а тротуары нередко заполнены; также на улочках встречается немало калек и попрошаек – население города составляет более 1 млн. 325 тысяч людей.

Правда, путешественники все же заезжают в пномпень на пару дней, по дороге на сиануквиль – пляжный курорт с прекрасно отличной инфраструктурой, тёплым морем и комфортными пляжами. Достаточно тут и странников, желающих посетить буддийские храмы.

В столице стоит посетить только пару мест, и начать можно с королевского дворца. Хотя вход в сам дворец закрыт, можно осмотреть ближайшие строения, королевские сады и статую золотого будды. Для поклонников истории открыт государственный музей, в котором собраны богатейшие коллекции предметов – начав с VI столетия.

В городах сосредоточены большинство знаменитых мест государства – пожалуй, даже их основная часть.

Вторым большим городом, после столицы, считается баттамбанг , находящийся в северной части камбоджи, и в нем тоже многое сбереглось еще с колониальных периодов – к примеру, устаревший французский квартал. В окрестности разместились и иные интересные места: по большей части это храмы и храмовые комплексы, но имеется еще искусственное озеро и месторождения сапфиров – они тоже интересуют отдыхающих.

Более того, в городе немало ресторанов, ресторанов и кафе, где можно пробовать кухню многих азиатских стран – не только камбоджийскую, но и тайскую, китайскую и китайско-кхмерскую, японскую, европейскую и даже российскую – в государствах азии, где развивается туризм, сервис тоже регулярно развивается и становится больше.

О климате камбоджи

Сейчас немножко об идеальном климате, так заманивающем поклонников отдыха на пляже. Климат в камбодже тропический муссонный: в летнее время года, с мая до октября, воздух нагревается до 26-32°C, а в зимнее время года температура пониже, до 22°C – для жителей россии вполне удобно и то, и другое. Влажность во время зимы тоже уменьшается, так что туристические операторы предлагают отправиться в камбоджу с сентября по март, но на пляжах и в летнюю пору можно себя чувствовать очень хорошо – дожди есть, однако они не очень тревожат отдыхающих.

Вообще отдых на пляже в камбодже выделяется от отдыха в прочих государствах: море тут очень чистое, а мир под водой нетронутый – дайверы пока еще нечасто навещают эти места.

Ситуация, культура и природа камбоджи

Культурное наследие государства сбереглось не целиком – особенно разрушительным был период «красных кхмеров», но до сегодняшних дней все равно «дошло» много ценностей.

Ангкор сложно было разрушить – этот очень большой храмовый комплекс в девятом веке был столицей кхмерского государства, а сегодня его посещает почти что каждый приехавший в камбоджу путешественник. Ангкор-бат известен больше, чем другие сооружения – всего их около сотни, и они все внесены ЮНЕСКО в перечень всемирного наследства. Собственно храмы являются в камбодже главными достопримечательностями, но также и в здешней природе есть поразительные места, очень достойные внимания.

В западной камбодже есть озеро тонлесап – самое крупное пресное озеро юго-восточной азии. Оно довольно помутневшее, и знаменито тем, что очень резко может менять собственную площадь, разливаясь на 16 тыс. Кв. Км в дождливый сезон, и уменьшаясь до 2,5 тыс. Кв. Км во время сухого сезона. Эта натуральная знаменитость влечет отдыхающих собственной оригинальностью: тут в биосферных заповедниках живёт очень много видов болотных птиц и зверей. Биосферными называют те заповедники, в которых животные не только охраняются, но и исследуются, и всегда проходит прогноз обстановки природы.

В озере тонлесап и сейчас много рыбы, а раньше оно просто кишело ею, и многие жители этих мест до этих пор зарабатывают на жизнь ловлей рыбы. Люди тут практически всю жизнь проводят на воде, и с детских времен умеют держать весла: тут все плавучее – бары и кафе, рестораны и магазины, школы, поликлиники, станции автозаправочные станции и полиция.

Королевский балет – это то, без чего не может обойтись отдых в камбодже. Этот балет оригинален тем, что в нем применяются обычаи средневекового танца, относящегося к периоду ангкорской культуры – раньше он назывался сиамским балетом. Представления базируются на древних индийских, тайских и яванских танцах; это искусство часто расположилось на грани исчезновения, но его сумели сохранить, и по сей день вместе с обычными сюжетами в танец стали вносить сегодняшние детали.

Отдых на курортах камбоджи

Курорты камбоджи не так развиты, как в иных южно-азиатских государствах , однако они развиваются, и также отличительны поразительной натуральной чистотой. К примеру, в сиануквиле, не считая чистейшей воды, богатейшей растительности и золотых пляжей, есть очень комфортные современные отели – с тремя, четырьмя и пятью «звездами», а при большом желании можно снять комфортное бунгало.

Курорт кеп был наиболее востребован в 1-й половине прошлого столетия – тут отдыхали богатые жители франции и камбоджийцы, однако при кхмерах тут достаточно многое было разрушено и закинуто. Сегодня можно видеть много закинутых и полуразрушенных французских вилл – джунгли частично поглотили их, однако некоторые строения превосходно сбереглись и применяются.

Пляжи в кепе не подобные, как в сиануквиле – на них много черных скал, но существует и песочные – в основном на островах, до которых легко добираться на небольшом катере. Там, на мелководье, можно найти много поразительных зверей, растений и кораллов – можно даже своими силами поохотиться на крабов, а после попросить их подготовить прямо на берегу.

Отдыхающих тут пока мало, но кеп возрождается, и вскоре опять станет знаменитым и преуспевающим курортом.

Сейчас камбоджу сложно назвать райским местом для отдыхающих, но она очень интересна и красива, а рассказывать о ней можно долго – многие, кто там побывал, говорят, что данная страна «очаровывает» туриста.

Климат и развлечения в камбодже

Теги: камбоджа,
интересные места камбоджи,
культура камбоджи

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?