Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Певец должен. Эстрадный певец

WikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 28 человек(а).

Каждый начинающий певец должен знать, что если просто стоять и хорошо петь на сцене, то вряд ли это заинтересует слушателей. Вот несколько советов, которые помогут вам устроить отличное шоу.

Шаги

    Любите песни, которые вы поете. Это общая фраза, но если вы не будете вкладывать сердце и душу в песню, у вас это будет получаться фальшиво и/или отвратительно. Даже если это кавер, попробуйте как можно больше связывать слова песни и чувства.

    Улыбайтесь как можно больше. Даже если вы самый что ни на есть «эмо», ваши действия должны выглядеть так, будто вы хорошо проводите время, потому что угрюмость не по душе слушателям. Пусть зрители видят, что вы отлично проводите время, и вы сможете произвести нужный эффект. Это не значит, что вы не должны менять чувства в разных песнях, это просто означает, что вы не должны выглядеть серьезным во время исполнения.

    Двигайтесь! Вперед, не стойте на одном месте, чувствуя себя неловко! Если вы постоянно двигаетесь, даже чуть-чуть, ваши движения привлекут внимание публики. Хорошие примеры певцов, которые много двигались - Аксель Роуз, Фредди Меркьюри, Моррисси, Дэвид Ли Рот, Брюс Дикинсон, Майкл Джексон, Боно, Хейли Уильямс и Роберт Плант. Посмотрите видео некоторых ваших любимых артистов на Youtube, чтобы увидеть, что они делают на сцене, и переходите к следующему шагу.

    Украдите движения великих парней. Вперед, никто не обвинит вас, если вы скопируете некоторые идеи известных певцов. Аксель Роуз прославился своим сценическим поведением как среди поклонников, так и среди критиков. Не копируйте одного человека и не копируйте все их движения. Выделите моменты, которые вам нравятся больше всего, и сделайте их своими. В конце концов, увидев, насколько легко они делают "сумасшедшие" вещи на сцене, вы будете чувствовать себя более комфортно, выполняя свои сценические движения.

    Научитесь использовать мимику и позы, чтобы сочетать их с эмоциями. Будьте осторожны, чтобы не зажать горло или не сделать что-то другое, что помешает хорошей вокальной технике! Посмотрите, как Джефф Тэйт правильно владеет голосом, а также драматично выражает эмоции.

    Узнайте, когда НЕ СТОИТ привлекать внимание. Иногда вы должны позволить другим участникам группы быть в центре внимания. В противном случае вы станете эгоистом в глазах других! Вспомните Дэвида Ли Рота! Хотя это и здорово - то и дело быть немного эффектным, вокалисты должны иногда отступать.

    Говорите с вашими зрителями. Если вы заведете аудиторию, это привлечет их внимание. Фредди Меркьюри пел строчку, а затем просил зрителей повторить ее. Заведите слушателей песнями. Задайте им нестандартные вопросы (не «Как у нас дела сегодня вечером?!»), заставьте их кричать, скажите, что вы хотите видеть фан-зону, и подобные вещи, в зависимости от вашего стиля музыки.

    Если вы также играете на музыкальном инструменте (пока поете), например, на гитаре или басах, и не можете много двигаться, используйте мимику или ваши руки, чтобы заставить толпу следовать за вами и создавать хорошую атмосферу. Хорошо будет выкрикнуть: "Come On!" затем с помощью жестов заставьте толпу собраться. Хорошие примеры: Джеймс Хэтфилд (Metallica), Билли Джо Армстронг (Green Day), Гедди Lee (Rush), Мэтт Беллами (Muse). Или, если вы играете на барабанах и поете, хорошим примером является Аарон Гиллеспи (Underoath).

  • Когда вы джемите, представляйте, как будто вы находитесь перед слушателями. Это подготовит вас психологически к тому, чтобы действовать и двигаться перед публикой.
  • Не переусердствуйте. Опыт поможет развить свой стиль. Пусть он будет уникальным, и не будет пародией.
  • Обязательно благодарите свою публику! Они дали вам время, чтобы исполнять песни для них!
  • Имейте представление о том, что вы хотели бы сделать, прежде чем выйти на сцену, и попытайтесь практиковать это. Вы же не хотите бояться и стоять на месте. Подготовьте реплики для себя; когда вы говорите определенное слово, сопроводите его движением руки, или заставьте публику спеть несколько строк.
  • Установите личную связь с публикой, рассказывая истории или создавая фон для ваших песен, вашей группы, или вас самих.
  • Отпустите. После того как вы практиковались и напрягались, стараясь, чтобы все получалось легко, единственный способ заставить это отлично работать - не беспокоиться, думая об этом, и просто действовать на автопилоте.
  • Избегайте употребления "рок-н-ролльных клише", то есть спрашивать толпу: «Как настроение сегодня вечером» или «Давайте пошумим».
  • Создавайте зрительный контакт с другими членами своей группы и публикой.
  • Танцуйте! А еще лучше, создайте свои СОБСТВЕННЫЕ танцевальные движения. Когда Майкл Джексон исполнил лунную походку, зрители ахнули, и это стало одним из величайших живых выступлений.
  • Возьмите несколько уроков актерского мастерства, если вы чувствуете, что у вас проблемы с самовыражением или выражением эмоций.

Предупреждения

  • Приготовьте воду для сцены, чтобы предотвратить обезвоживание и обморок во время выступления!
  • Не переусердствуйте с движениями, помните, что вы в первую очередь певец, попадание в правильные ноты и умение держать тональность является более важным.
  • Не жалуйтесь! Если это не является чем-то важным, отпустите. Никогда не говорите плохо об участниках своей группы, песнях или местах встречи. Вы столкнетесь с проблемами, и вы будете выглядеть мелочным.
  • Старайтесь не думать о плохих вещах, иначе вы просто столкнетесь с проблемами!
  • Не забудьте разогреть голос, прежде чем покорять сцену!

Сейчас, термин вокалист почти совпадает с термином певец, но в современной эстрадной музыке трактуется несколько шире, в частности подразумевая возможность декламирования, речитатива и т. д.

Певец - тот, кто поёт, занимается пением. Исполнитель вокальной музыки: песен, романсов, арий, хоров, синглов и т. п. Музыкант, исполняющий музыку на музыкальном инструменте, которым является его собственный голос. Певец - наиболее распространённая разновидность вокалиста.

Лидер-вокалист - участник музыкального коллектива, исполняющий преимущественно основные вокальные партии.

Бэк-вокалист - участник музыкального коллектива, исполняющий дополнительные, гармонические вокальные партии (своеобразные подпевки).

Существует различные системы классификации голосов (и певцов, соответственно). Какие-то из них учитывают силу голоса, то есть то, как громко певец может петь. Другие - насколько подвижен, виртуозен, отчётлив голос певца. Третьи включают немузыкальные характеристики, такие как внешние данные, актёрские способности и др.

Наиболее часто, используется классификация, учитывающая диапазон голоса и пол певца. Даже руководствуясь только этими двумя критериями, получается множество разновидностей:

Другие вокальные разновидности - колоратурное сопрано, драматический тенор, бас-баритон, бас-профундо. Существует даже категория певцов-мужчин, поющих в диапазоне женского голоса. Этот тип голосов редок, но до сих пор используется, в основном в опере. В музыке барокко многие роли были написаны для кастратов - певцов мужского пола, которым в мальчишеском возрасте была сделана операция кастрации для предотвращения мутации и для сохранения высокого как у женщины голоса. В современном вокальном исполнительстве эти роли может исполнять певец, владеющий развитой техникой пения фальцетом. Певцов такого типа именуют контратенорами (он же мужской альт).

Где научиться петь?

Вопрос, несомненно, довольно общий: дело в том, что одних интересует, например, джазовая импровизация, другим достаточно уверенно чувствовать себя в караоке и т. д.

Классификация вокала по манере исполнения

Академический (классический, оперный),
эстрадный,
джазовый,
народный

При этом, в основе всего лежит именно академическая постановка вокала: она даёт свободу владения голосом.

При этом переход типа «джазовый в академический» может стать настоящей ломкой для певца, именно поэтому желательно сразу определиться, чему именно хочется учиться.

Важно понимать, что за 2-3 месяца научить петь профессионально невозможно даже людей с природной постановкой голоса и абсолютным слухом.

В случае с академическим вокалом первый год придётся петь только упражнения, вокализы (пение без слов - на «о-о-о» или «а-а-а») и простые песни.

Потом можно понемногу переходить к романсам и несложным ариям. Дело не в том, что в основе науки пения лежит какая-то техника, доступная избранным. На самом деле, как правильно петь, можно рассказать за полчаса, все остальное - дело тренировок.

В этом смысле, пение похоже на спорт. В зависимости от природных способностей будет получаться чуть быстрее или чуть медленнее, но в любом случае нужны упорные тренировки. Уроки вокала - это история на несколько лет.

Самая распространённая и самая правильная форма обучения вокалу - индивидуальные занятия с педагогом (здесь мы не касаемся ансамблево-хоровой школы - это целый отдельный мир).

Найти своего педагога довольно сложно, и даже рекомендации ничего не гарантируют: тут ещё важно сойтись чисто по-человечески, ведь вам придётся провести вместе очень много времени. Манер преподавания - ещё больше, чем разновидностей вокала, можно сказать, у каждого педагога своя манера.

Есть старая академическая школа, есть бывшие рокеры и т.д. Объединяет их конечно одно: не поющих преподавателей пения не бывает.

Прошлый и/или настоящий успех вокалиста на сцене - ещё не гарантия того, что он научит вас хорошо петь.

Качество пения самого педагога напрямую не влияет на качество преподавания - более того, принцип «делай как я» тут не работает, поскольку голосовой аппарат у всех разный (у кого-то шея длиннее, у кого-то короче).

Один подробно расскажет про строение гортани (с рисунками и схемами) и как она должна встать, чтобы звук был правильный. Другой будет что-то говорить про купол во рту, а третий просто предложит взять в рот огурец.

Бывают и оригиналы, которые заставляют распевать разные неприличные слова: и это, оказывается, очень эффективно работает.

Стоимость индивидуальных занятий у разных педагогов колеблется от 80грн. до $100 за академический час.

Но опять-таки, высокая цена не говорит о супер профессионализме педагога, исходить нужно скорее из собственных возможностей: заниматься необходимо минимум два раза в неделю (аккомпаниатор оплачивается отдельно).

Непрофессиональный педагог - это кошмар всех начинающих вокалистов, поскольку идентифицировать его новичку довольно сложно. Халтура часто вскрывается только потом... например, при переходе к более опытному специалисту, когда голос уже испорчен, - приходится переучиваться.

Если на уроках поётся несвободно и длительное время нет улучшений (первые хорошо слышимые результаты, в принципе, должны появляться уже через 8-10 уроков) или, ещё хуже, появляется боль в горле или сиплость - от такого педагога нужно бежать немедленно. При подобных проблемах можно обратиться к врачу-фониатру - он наверняка определит, что работа с голосом идет неправильно.

Учиться никогда не поздно

Зато начинать учиться вокалу можно когда угодно. Любому голосу отпущен определённый период, после которого он при активном использовании постепенно «стирается». Это примерно 30 лет. Так что, начав петь лет в 40, можно и не дожить до конца своей славы.

Вопиющий случай: пришёл учиться дедушка 70 лет, у него был шикарный баритон, тембр - как у молодого. Правда, склероз брал своё, и певец часто забывал... слова своих арий прямо во время выступления.

В музыкальные школы, как правило, берут только детей. А в любое музыкальное училище, готовящее академистов, нужно поступать уже с готовыми, отработанными произведениями (песня, романс, ария).

Если знакомых педагогов нет совсем, можно поискать в музыкальных консерваториях, или училищах - многие преподаватели вокала подрабатывают и частной практикой.

Чтобы избежать лотереи (увы, даже профессор может испортить ученику голос), сходите на концерты-зачёты, которые часто бывают общедоступными, и послушайте, как поют разные ученики, - это будет наилучшим свидетельством профессионализма преподавателя.

В конце концов, дойдите до ближайшего Дома культуры и узнайте, нет ли там студии эстрадно-джазового, народного или оперного вокала.

При любом раскладе не стесняйтесь своего неумения - практически любой хороший педагог с удовольствием берётся именно за неопытных учеников. Конечно, умение сыграть хотя бы простенькую гамму не повредит. Но даже те, кто не знает, что такое нотный стан, в процессе обучения вокалу все равно усваивают хоть какие-то основы музыкальной грамоты - во-первых, в этом нет ничего сложного, а во-вторых, просто нет другого выхода.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

С какого возраста можно учиться пению?

Приобщаться к пению можно в любом возрасте. Желательно - в юном, даже... в утробе матери (учёными было показано, что зародыш реагирует на музыку изменением ритма своего сердца!). Пусть ребенок "спит у рояля", когда родители музицируют. Будущему певцу еще до "взрослых" занятий желательно формироваться музыкально. Это ускорит будущее вокально-техническое развитие. Детские впечатления прочны и создают фундамент для предстоящей профессии. Многие выдающиеся певцы начинали петь в детском хоре, соблюдая умеренную голосовую нагрузку. Если после мутации (у мальчиков, в процессе созревания, голос может стать более низким) сформируется профессиональный голос, то пение в детстве явится существенным вкладом в становление вокалиста.

Начальный период! Не заложив фундамента, не жди успехов. Выражаясь афористично, учение в молодости - резьба по камню, в старости - черчение на песке. Первые вокальные шаги намечают и закрепляют нейромышечные координации. Если начальные координации порочны, то при дальнейшем выправлении эти связи не исчезают, а лишь покрываются новыми навыками и в неблагоприятных условиях рецидивируют. Начальные впечатления зачастую создают шоковые ассоциации, вырабатывают на уровне подсознания стойкие условные рефлексы. Хаотичные же рефлексы вызовут голосовые неполадки даже в отдаленном будущем.

Основные качества: тембр, диапазон и громкость. Важнейшее - тембр. При умеренном диапазоне и малой силе голос может представлять интерес, если тембр красив. Но при плохом тембре (даже с широким диапазоном и большой громкостью) классическое пение лишено привлекательности. Высота звука зависит от частоты колебаний голосовых складок, сила - от интенсивности выдыхания и амплитуды колебаний складок, тембр - от состава обертонов.

Как быстро можно научиться петь?

По каким свойствам классифицируют певческие голоса?

Тип певческого голоса определяется по тембру, диапазону, переходным звукам, способности комфортно выдерживать определенную тесситуру. Имеет значение характер голосовых складок. Тип голоса определяется и по качеству звучания регистров. У сопрано зачастую более свободно звучат высокие звуки. У басов - центр и низы, у меццо-сопрано - средний регистр.

Ошибки в определении типа голоса случаются нередко, а последствия этого негативны. Голос новичка не развит, не может выразиться полноценно. К тому же, подражая кому-либо, начинающий певец "подгоняет" голос под какой-то стандарт. Оценка типа голоса должна уточняться в процессе развития певца. Немало и "промежуточных" голосов. Например, ни бас, ни баритон, а бас-баритон. Иногда такого певца стремятся вести как баса либо баритона, частично искажая природу. Утрировка одного из регистров помогает имитировать более низкий или высокий; тип голоса. Но сгущение, например, грудного тембра ведет к затрудненности "верхов". Во всех индивидуальных оттенках определить тип голоса очень важно. Когда годы поют "не своим" голосом - это разрушительно для него. Голосовой аппарат во вред себе способен приспосабливаться и имитировать звучание, которому хочется соответствовать.

Легко ли овладеть основами вокальной техники?

Если голос "поставлен" от природы, то легко. Но это большая редкость. Попадаются счастливцы, у которых гортань анатомически удачно построена и организована для пения. Им не требуется особых приспособлений для перехода от речи к пению. Для большинства же такой переход сопряжен с поисками приспособлений гортани. Обычно овладевают голосом долго, отчасти вслепую. А бывает, неудачное звучание исправляется малой частностью. Например, исполнитель форсировал голос, но поменял его тип или осознал пользу для него придыхательной атаки - и тон стал мягким, певучим. Корректировать голос надо "уважительно" по отношению к его природе.

Почему пению учатся долго?

Не всегда долго, хотя в большинстве случаев. На достижение и закрепление культуры вокального звучания обычно уходит много времени. Вокалист не видит собственных "клавиш" и в поисках технического развития нередко ошибается, долго исправляется вслепую. Капризна вокальная техника, но это лишь средство. Певец должен быть грамотным музыкантом, выразительным артистом. Этому тоже долго учатся.

Можно ли научиться петь по книгам?

Петь учит практика. Учиться петь по книгам - учиться плавать на берегу. Но грамотные книги передают опыт, помогают осознать голосовые проблемы, содействуют самостоятельной работе певца, сокращают время обучения. Если ученик не умеет работать самостоятельно, или даже подготовленный вокалист не осознает свою технику, то они, встретив новые певческие трудности, легко теряют вокальную форму.

Существуют ли секреты обучению пению?

Мистического нет, есть непознанное. Учащимся нужны вокальные данные, работоспособность, талант. Даже - везение. Пой согласно природе голоса! Если индивидуальные свойства голоса и нервной системы называть "секретами", то они существуют.

Что называют вокальным слухом?

Вокальный слух - это способность определять качество певческого звука, умение распознавать недостатки голосов. Вокалисты воспринимают певческое звучание не только слухом, но и мышцами голосового аппарата, вибрационными ощущениями, зрением, то есть взаимодействием разных органов чувств, опыта, интеллекта слушающего. Главный инструмент вокальной педагогики - слух, связанный с субъективными певческими ощущениями, тоже отчасти субъективен, особенно у неопытных исполнителей. Он нуждается в подстраховке. Певец слышит в преломлении ощущений своего голоса. Слуховая информация перерабатывается сознанием, связана с аналитическими способностями, нуждающимися в развитии и в опыте.

Что называют атакой звука?

Атакой звука называют его начало, зарождение. Воинственный смысл слова не имеет отношения к пению. Условно различают три типа атаки: твердую (сначала смыкаются голосовые складки, затем давление воздуха размыкает их); мягкую (подача дыхания и смыкание складок происходят одновременно); придыхательную (сначала обильно подается через голосовую щель дыхание, затем включаются в работу складки). От того, как голосовые складки включились в работу, зависит дальнейшее звучание голоса. За основу в пении обычно берется мягкая атака звука. Другими пользуются, когда этого требуют технические и художественные задачи. При напряженном звучании голоса наиболее полезна придыхательная атака.

Какое дыхание целесообразно в пении?

Наиболее приемлемо смешанное дыхание, или, что одно и то же, грудобрюшное, реберно-диафрагматическое, косто-абдоминальное. Оно сопровождается движением диафрагмы, нижних и средних ребер, брюшной стенки. Менее применим грудной тип дыхания. Всеми отрицается дыхание ключичное. Гигиенично дышать через нос: наружный воздух очищается от пыли, увлажняется, согревается. Этим предохраняются дыхательные пути от раздражения.

Работать ли над дыханием вне пения?

Тренировать певческое дыхание вне пения, как правило, не рекомендуется. Все части голосообразующей системы тесно взаимодействуют. Изолированно работают над дыханием редко и по решению педагога.

В какие часы результативнее петь?

Не всегда есть возможность выбирать время. Но хронотипы людей различны (хроно - от греческого: время). "Жаворонкам" лучше распеваться утром (10 - 12 часов), "совам" - к вечеру (15 - 18). Специалисты по биоритмам даже утверждают, что, теряя контакт с нашим телом, люди через десятилетия наживают патологию.

Можно ли обходиться без вокальных упражнений?

В бытовом пении (бурлаки, крестьяне в поле и т. д.) упражнений вообще не пели. В академическом обучении исключения тоже бывают, но профессиональная подготовка в целом не обходится без вокальных упражнений. Они не только приводят голос в наилучшее рабочее состояние, но тренируют его целенаправленно с учетом индивидуальных и ситуативных задач.

От исполнителей оперных партий - две октавы. От камерных певцов - полторы. Необученные певцы чаще используют объем септимы (типичный, средний диапазон народных песен). Рамки эти условны.

Что мешает расширять диапазон певческих голосов?

Необученные певцы используют звучание преимущественно одного регистра. У мужчин - чаще грудного. Этим и ограничиваются. Расширению диапазона путем микстования (искусственного объединения грудной и головной функций голоса) мешает в первую очередь стабилизация и перегрузка грудного звучания. А также зажатость гортани, напористое дыхание, искажение природы, типа голоса. Попытки подогнать верхние звуки к грудному тембру - это типичное нарушение природы голоса, игнорирование регистровых механизмов, они, несомненно, чреваты последствиями.

Певческая форма, трудно обретаясь, довольно легко теряется без тренировки. Ее приходится постоянно поддерживать. Происходят и возрастные изменения, требующие нахождения новых вокальных координаций. Поставленные от природы голоса - весьма редки. Абсолютное большинство голосов требует обработки.

Каковы основные дефекты звука у певцов?

Типичные недостатки: форсирование, "гортанность" голоса, открытый или перекрытый звук. Пестрое звучание гласных, зауженные и, е, безопорность звучания, сиплый тремор или жесткий. Неточное попадание на звук (подъезды). Зажатое или открытое звучание "верхов". Нарушение вибрато, тремор. У певцов хора - тенденция к обезличиванию тембра.

Каковы способы исправления вокальных дефектов?

Способов много: верное определение типа и характера голоса; удобный для пения репертуар; снятие лишнего мышечного напряжения; применение придыхательной атаки для смягчения тембра; использование подвижных упражнений для облегчения звука; требования опоры, зевка, высокой позиции. Лучший способ - недопущение дефектов. Для исправления одних и тех же дефектов могут применяться разные вокальные приемы. Одним певцам лучше помогают мышечные ощущения, другим - вибрационные.

Каковы особенности обучения певцов-любителей?

Любители занимаются добровольно и вне строгих норм профессионального обучения; имеются в виду: возрастной ценз, сроки обучения, профессиональная перспективность, технические требования, охват музыкальных стилей, четкое соответствие академической или народной манере пения. Репертуар любителей должен быть одновременно и учебным, и концертным, чтобы не снижать интерес к занятиям, не уповать на успехи лишь в отдаленном будущем.

Что называют камерным пением?

Камерное пение - от латинского "комната" - подразумевает исполнение вокальной музыки в жанрах романса, песни, ансамбля. Камерное пение требует от исполнителя богатства тонкой нюансировки (каждая песня - спектакль). Мощь голоса не обязательна.

Уместны ли выступления в подготовке новичка?

Выступления полезны на всех этапах обучения (с посильным репертуаром!). Выступления тонизируют певцов, активизируют самостоятельную работу, обнаруживают коллективно недостатки занятий, а также учат исполнителей реализовываться художественно, преодолевая концертный стресс (иногда исполнители принимают валерьянку, что конечно, само по себе не здорово).

Мутация в переводе с латинского - "изменение" - перемена голоса у подростков с наступлением полового созревания. Она наступает примерно в 14-15 лет. У южан раньше. У девочек голос меняется плавно, даже незаметно. У мальчиков из-за резкого увеличения гортани возникает охриплость, неустойчивость фонации. Голосовые складки краснеют. Появляется обилие слизи. Новая конфигурация увеличивающейся гортани может оказаться неблагоприятной для пения. В период мутации (около двух лет) мальчикам не рекомендуется петь. А перегрузка голоса недопустима.

Детское пение использует фальцетное звучание, которое характеризуется легкостью, прозрачностью, звонкостью тембра, ограниченностью диапазона и силы звука. До семи лет пение сохраняет фальцетный характер. К 12 - 13 годам частично выявляется и грудной тембр.

Необходимо строго отбирать посильный репертуар, ограничиваться естественным для данного возраста диапазоном и умеренной силой звучания. Петь без зажимов и форсировки. Можно петь систематически, но непродолжительно. Следует избегать бытового крика, типичного для детей.

Надо не допускать дефектного и слишком длительного пения, после которого голос "садится", то есть устает, тускнеет, теряет свою звонкость, хрипнет. Это происходит в результате форсировки голоса, перенапряжения гортани, утрировки грудного тембра на высоких звуках, пения в неудобной тесситуре.

Какой жанр удобен для первых шагов обучения?

Наиболее вокальна народная песня. Рожденная голосом, она прошла через естественный отбор голосами многих поколений. К тому же она может звучать в сопровождении разных инструментов (баян, гитара, балалайка, бубен, ложки и т. д.) и без них, что удобно в самостоятельных занятиях. Эстрадные песни далеко не все пригодны для обучения академического певца. Зачастую они написаны без учета вокальных ценностей: тембр, плавность голосоведения, удобство тесситуры. Многие из них несовместимы с пением в стиле бельканто, ведут к подражанию артистам, шепчущим или кричащим перед микрофоном.

Что главное в обучении пению?

Каждый ответит по-своему, исходя из личного опыта. Пожалуй, главное - это осознание собственных голосовых приспособлений и исполнительских возможностей. Познать себя трудно. Все стремятся соответствовать стандарту. А требуется осознание своих возможностей: что голосу выгодно, какие исполнительские стили подходят нервной системе. В техническом отношении главное для "академиста" - преодоление регистровой разрозненности путем смешения звучания. То есть выработка сплава грудного и головного звучаний, баланс которых индивидуален и изменчив тесситурно: звук выше - тембр "головней", звук ниже - тембр "грудней". Звучание есть взаимодействие дыхания с гортанью. Дефекты взаимодействия: слишком плотное смыкание голосовых складок, их регистровый, не смешанный способ работы, вялость или напористость дыхания.

Какие вокальные устои типичны для академистов?

Несмотря на пестроту методических позиций, в литературе и в практике прослеживаются такие общие установки: петь на опоре, округло, с высокой позицией, смешанным звуком. Расшифруем эти понятия. Оперно-концертное звучание (не микрофонное) - опёртое, энергичное, упругое. Это относится и к звуку, и к дыханию, так как звук - колебание воздуха, вызываемое дыханием, пульсообразно проходящим через голосовую щель. Петь округло - значит петь объемно, с расширенной глоткой (на "зевке"), благородным звуком. Петь с высокой позицией - значит насыщать голос звонкостью, серебристостью, полётностью. Соединение головной и грудной функций устраняет разнотембровость регистров и расширяет диапазон академических певцов. При этом переходные звуки становятся беспроблемными.

Микрофон - друг или враг вокальной культуры?

Микрофон и другие электроакустические системы способны очень помогать вокальной культуре и обучению певцов. Но если по всем каналам звучит преимущественно антивокальная продукция, то певческая культура обрекается на падение. Радио, телевидение влияют на слух народа и обучающихся пению сильнее, чем все консерватории и оперные театры. Микрофонное безопорное напевание несовместимо с оперным звучанием.

Каково влияние на певцов аудиотехники, звукозаписи?

Применение аудиотехники многопланово влияет на вокальное обучение. Звуковой эфир - это вокальный всеобуч. Засилье скудоголосия в теле и радио эфире снижает вокальный вкус слушателей и начинающих певцов. И наоборот: пропаганда на радио и телевидении вокальной классики повышает вокальную культуру общества.

Звукозапись - является эффективным инструментом вокальной педагогики, позволяющий певцам анализировать свое звучание. Действен самоконтроль и в момент исполнения (слушание себя через динамики, использование функции "караоке"). При этом мышечные и вибрационные ощущения поющего дополняются действенным слуховым самоконтролем. Ведь восприятие певцом своего голоса через костную проводимость, через мышечные ощущения дает несколько искаженное представление о своем звучании. Надо полнее использовать возможности электроакустических систем.

Какой дефект звучания более распространен?

Напряжение голосового аппарата, форсировка звучания. От скованности гортани ухудшается тембр и вибрато, страдают все технические показатели. Частая причина напряженного пения - стремление к громкости. Звучность зависит не столько от физических усилий, сколько от рациональной работы голосового органа.

Форсировка голоса - дефект, приводящий к жесткости звучания, к затруднённости верхнего регистра, к засорённости тембра и тремоляции голоса (tremolo - значит «дрожащий»). Следует отметить, что тремоло - это не вибрато.

Вибрато – это в основном низкочастотная модуляция частоты звука

Тремоло – модуляция амплитуды звука.

Форсировка происходит из-за эмоционального перехлеста, из-за использования трудного репертуара, из-за неумения формировать переходные звуки и тоны верхнего регистра, из-за пения "не своим голосом". Разрушителен режим даже малейшего, но длительного форсирования звука. Следует соразмерять силу дыхания с возможностями гортани. Напор дыхания на голосовые складки перенапрягает гортань, ухудшает звучание, делает голос жестким, не льющимся, выжимающимся. С годами раскачивает его. Парадоксально, но чаще форсируют обладатели крупных голосов. Первоначально удивив слушателей силой звучания, они в дальнейшем стремятся подтверждать "голосистость". Это входит в привычку и уже не замечается исполнителями.

По какой причине чаще теряется вокальная форма?

Обычно вокальная форма теряется из-за нерациональной работы гортани, хотя это редко осознается. Гортань невидима. Как правило, функционирует разнорегистрово; напрягается, замыкая голосовую щель. При этом нарушается и координация с дыханием, резонаторами. Чаще всего требуется усовершенствовать.

В широком смысле - это искусство передачи певческим голосом художественного, образного, идейного содержания музыкального произведения. Вокальное искусство, непосредственно связанное со словом, ярко, доступно отражает замысел композитора, глубину, силу и правду человеческих характеров, выражает мысли, чувства, тонкие ощущения, нюансы эмоций.

История профессии

Прежде, чем человек изобрел музыкальные инструменты, он научился петь. В песне выражал свои чувства, эмоции, которые рождала в нем жизнь,- радость, горе, веселье, печаль, страдание. Постепенно появились музыкальные интонации. За ними закреплялось определенное значение - интонация плача, сигнальные напевы, игровые мотивы, Интонации сплетались в единую линию - рождалась мелодия...

Профессия в современности

Существует пение сольное, ансамблевое, хоровое, пение с аккомпанементом и без него, пение в опере, оперетте, на камерной сцене и эстрадное пение. Я расскажу об одном из многочисленных видов пения, которое близко и понятно мне – эстрадное.

Начну с самого главного. Что же такое пение?

Наиболее понятное и обиходное понятие:пение - это демократический жанр музыкального искусства, доступный каждому и любимый всеми.

В современной эстрадной музыке много направлений - от поп-музыки до музыки в стиле рок или диско. Певец должен чувствовать и различать их особенности, в каждой песне выявлять ее своеобразие. Умный и тонкий выбор концертной программы гарантирует часть успеха у публики. Исполнение ее требует от певца большой музыкальной культуры, особой манеры пения и умения общаться с аудиторией.

Что касается эстрадного репертуара, то он разнообразен и богат. Певец обязан донести до слушателя содержание, раскрыть эмоциональную глубину произведений, заставить сопереживать музыке, откликнуться чувством, сердцем на «событие» песни. Все это должно осуществляться на протяжении краткого времени - ведь произведение редко длится более пяти-восьми минут. В одном концерте певец исполняет около двадцати номеров. Это могут быть песни разного характера, но в любом случае программа должна быть составлена со вкусом, иметь стержень, внутреннее содержание, не быть пестрой, нести в себе идейный и эмоциональный смысл, давать возможность певцу показать свои вокальные данные.

Артист эстрадного вокала должен часто обновлять свой репертуар, чтобы не повторяться и не останавливаться на достигнутом. Эстрадный певец мобилен в освоении репертуара, быстро разучивает произведения, обладает хорошей памятью, владеет современным музыкальным языком.

Выдающиеся люди данной профессии

Прославившихся, завоевавших любовь зрителей певцов очень и очень много.

Некоторые остаются любимыми навсегда, некоторые не надолго. Кого-то любят слушать почти все, а есть песни для избранных. О вкусах не спорят!!!

Известный русский музыкальный критик А. Серов писал о М. И. Глинке , который, кроме композиторского дарования, обладал прекрасным голосом: «В Глинке счастливейшим образом сочетались дары природы, которые необходимы в своей совокупности для истинно изящного пения. Дар хорошего (по крайней мере, довольно красивого, довольно сильного и гибкого) голоса, талант к управлению голосом, умение технически им распоряжаться, и, наконец, в-третьих - высшее художественное понимание музыки, ее духа, средств и целей до самой их глубины, недоступной для организаций менее артистических, высшее совершенство декламации и музыкального исполнения вообще».

Уникальные стороны профессии

Профессиональные занятия вокалом начинаются с 18 лет. К этому возрасту окончательно формируются физиологические данные человека (мужчины или женщины), формируется голос, дыхательный аппарат, мышечная структура. К этому возрасту человек созревает как личность, становится ясным его характер, темперамент, склонности, интеллектуальные возможности.

Прежде всего, голос нужно поставить. Существуют голоса, «поставленные» от природы. Они позволяют без особых приемов добиться всех качеств профессионального звучания. Но, как правило, голос певца требует работы над ним. Великий русский композитор М. И. Глинка писал, что все голо от природы, несовершенно и нуждается в обработке. Поставить голос певцу - овладеть дыханием, научиться согласовывать работу всех частей голосового аппарата (рот, зубы, язык, гортань, дыхательный аппарат и прочее), добиться ровного звучания во всем диапазоне, выявить красоту и неповторимость тембра, развить силу и ловкость мышц, участвующих в процессе пения. Перед певцом ставятся сложные задачи. Он должен уметь изображать звуком ту или иную музыкальную ситуацию, передавать настроение и характер персонажа, создавать роль. Кроме сугубо профессиональных навыков, вокалист, несомненно, должен овладеть музыкальной культурой, то есть приобрести знания в области истории, теории музыки.

Певец эстрадного плана - первый пропагандист современного вокального творчества зарубежных и русских композиторов. Он первый дает жизнь новым сочинениям, от него зависит судьба новой музыки.

Степень востребованности в нашем (своем) регионе

Профессия певца считается одной из самых престижных. Успех, популярность, высокие заработки - вот в массовом представлении его атрибуты жизни.

Профессиональные певцы и вокалисты – каждый индивидуален по-своему.


В прошлой статье – «Хочешь быть первоклассным вокалистом? Будь им!» – я рассказал о пяти основным навыков, которыми должен обладать истинный вокалист. Последним пунктом была индивидуальность. Вот о ней я и хочу поговорить и задеть несколько интересных вопросов, с которыми я столкнулся в своей вокальной практике.

Для начала хочу задать такие вопросы: «Чем отличается вокалист от чтеца [имеется в виду рэп-исполнитель]?» и «Чем отличается певец от вокалиста?». На первый вопрос вы намного быстрее и увереннее ответите, чем на второй. Хотя, по сути, главный ответ будет одинаковым. Певец – это разновидность и более узкая спецификация вокалиста. Это касается и всех вокальных направлений: рэп-исполнитель, рок-солист, джаз-певец, оперный певец и т.д. Вокалист – это тот человек, который исполняет различные вокальные партии (как основные, так и гармонические), включая декламирование, речитатив, вокализ, вокальное аккомпанирование и т.д. Вокалист способен работать в нескольких разных, иногда даже противоположных, музыкальных направлениях, что делает его специалистом более широкого профиля, чем певца.

В своей жизни я встречался как с вокалистами, так и с певцами и певицами. И, могу заверить, вторых намного больше по одной простой причине: вокалисты в основном меломаны, а певцы – любители одного или родственных музыкальных направлений. Как пример, могу привести первую вокалистку моей экс-группы « DizZy » [о группе я упоминал ранее в статьях]. Несмотря на то, что группа работала в основном в направлении рок-музыки, вокалистка уже имела опыт в таких направлениях, как Vocal Trance , Vocal House , Jazz , Blues , Arabic Music , тот же Rock , а также шансон, народные песни и ещё ряд различных направлений, о которых даже не помню и, возможно, не знаю. Она была, действительно, вокалисткой. В противовес ей могу привести большую часть своих друзей из мира музыки, большинство из которых эстрадные певцы. Но также есть рок-солисты, рэп-исполнители, оперные певцы. Отличительная черта: многие музыкальные направления не признают либо не считают достойными их внимания.

У певцов есть свои плюсы и минусы. Певцы работают в определённом направлении, совершенствуя его вокальные элементы. Это делает певцов «базой», но не «прогрессирующим двигателем» этого направления из-за нежелания увидеть музыкальный мир за рамками их представления о нём. Вокалист, в свою очередь, не может быть таковой «базой», но легко может стать началом новому направлению или стилю. Вокалист – это постоянно прогрессирующий элемент. Если вокалист останавливается на определённом направлении и задерживается в нём на долгие годы, он может потерять свой «внутренний двигатель прогресса» и превратится в певца выбранного им направления. В большинстве случаев так и происходит. Однако есть и певцы, которые решаются выйти за рамки своего привычного кругозора и перейти в ряды вокалистов. Грубо говоря, своеобразный вечный и парадоксальный «Инь-Ян».

Как я писал в предыдущей статье, первоклассный вокалист должен быть индивидуален. В принципе, это касается и певцов. Но далее я упускаю певцов по той причине, что, считаю, вокалистом должен стремиться стать каждый певец, и не наоборот.

Итак, об индивидуальности вокалиста. Сразу хочу отметить, не следует путать с таким понятием как «личность» – это два разных понятия! Каждый человек – какая-никакая, но личность. Индивидуальность – это тот, кто выделяется из толпы социальной массы личностей. Говорят, что каждый человек индивидуален. Добавлю, по-своему. Однако в мире музыки не каждый вокалист или музыкант есть индивидуальностью! Опять-таки ссылаясь на предыдущую статью, ярким примером этого было выступление Марии Соломнишвили в отборочном туре украинской версии шоу «Х-фактор».

Что я подразумеваю под индивидуальностью вокалиста? Индивидуальность вокалиста – его отличительная особенность от привычного, стандартного, классического Другими словами – его «изюминка». Хотя, если вокалист индивидуален, правда, не в ту сторону, тогда мне больше нравится о таком вокалисте сказать по-украински: « Він просто має іншу неперевершену родзинку! » [Он просто имеет другую неповторимую изюминку]. А вокалистов с «родзынками» не так уж много, но существуют! К сожалению, встречал. А про певцов с «родзынками» вообще молчу.

В чём заключается эта отличительная особенность? Достаточно малого изменения в привычном видении, чтобы стать индивидуальным. Что касается вокалистов, проще всего выделить свою индивидуальность с помощью неизвестных произведений. Для этого необходимо выделить себя на фоне привычного стандарта общей массы вокалистов. Но, если вы решили показать свою индивидуальность с помощью популярного произведения, то следует морально подготовить себя к жёсткому потоку критики в адрес вашей индивидуальности. Не готовых к этому, может просто напросто смыть с музыкальной арены.

Предположим, вы вокалист, которого пригласили выступить на военно-патриотическом вечере, посвящённому Дню Победы. Вас просят исполнить всем известную песню «Катюша». Задача не из простых, если вы желаете показать свою индивидуальность. Как вы проявите себя в этой работе (ведь, действительно, это уже сложная работа). У вас есть стандартная фонограмма, привычные слова и военная форма – основные условия задачи. Добавим сюда, что когда вы выйдете выступить, от вас ожидают чего-то нового и неимоверного, так как вы популярны и узнаваемы… А здесь – всем знакомая «Катюша», и вроде бы ею удивить вы не можете. Показать себя как рядовой вокалист вы не желаете [три первых навыка, о которых говорилось в предыдущей статье], оставить просто впечатление как-то тоже не по-вашему [четвёртый навык]. Вам необходимо держать свою марку, свою особенность, свою индивидуальность, чтобы не раствориться в огромной массе вокалистов и певцов, которые до вас уже на протяжении более 70 лет исполняют эту песню в разных вариациях. А у вас ещё и привычная фонограмма!

Что в таком случае может стать индивидуальным и выделить вас из этой массы? Больше повезло тем, кому сама природа дала уникальные особенности для вокала, к примеру, уникальный и неповторимый тембр голоса. Сложнее тем, кого природа не наделила такими сверхособеннностями и тяжело выделиться из массы. Здесь уже включаются креативность и творческое мышление, которые и помогут, в прямом смысле этого слова, «сделать» вас индивидуальным. Сюда я включаю особенные жесты, особенную мимику, спецэффекты, элементы постановок, нестандартные решения, импровизации и т.д. При удачном выступлении вы получаете восторженное большинство зрительской массы, при провале – недовольство. И в том, и в том случае – огромный поток критики с различными эмоциональными зарядами. Какой бы случай не был, всегда есть довольные и недовольные стороны – закон жизненного равновесия. Все, о ком говорят, пишут только с хорошей или только с плохой стороны – не могут быть профессионалами! Чем больше различной критики, тем профессиональнее вокалист (в принципе, это касается любой сферы искусства, в том числе музыкантов и ди-джеев).

Поэтому, если вы желаете быть «особенным» - будьте к этому готовы! Для этого вам необходима уверенность, о которой я хочу также поговорить.

Начну, пожалуй, с того, что сегодня слушал один трек любительского характера, который мне напомнил мои первые ошибки не только в плане вокала, музыки и т.д. Это были мои ошибки в плане жизни! Я не был уверен в том, что делал. А это очень и очень плохо! Не буду сейчас мусолить необходимость быть уверенным в жизни – я акцентирую внимание на основной теме статьи: необходимо быть уверенным, когда ты поёшь, уверенным, что тебе необходимо петь, уверенным, что ты способен петь так, как ты этого желаешь.

Мне всегда, казалось, что я не способен петь так, как мне хочется. Но наступил момент, когда уверенность в своих способностях перевесила боязнь чужих мнений, критики, страх ошибиться и прочих неприятных ощущений. Сейчас, когда мне говорят, что я самоуверенный, отвечаю: «Да, я такой!». Главное, чтобы не вышло как в том анекдоте. Небольшое отступление.

Битый час подряд нудно и скучно занимаются сексом хилый мужчинка и роскошная дама. Оба пьяные. Как они до этого дошли – ясная история. Она стоит на карачках (как говорится, раком), а он сзади её лишь бы как, но двигается медленно и периодически. От скукотища и неполучения должного удовольствия дама постепенно засыпает. Полная тишина и лёгкое поскрипывание кровати. Он продолжает что-то пытаться там сделать. Чтобы не уснуть, он закуривает сигарету, малыми порциями втягивая дым в лёгкие. Вдруг незаметно немного пепла от его сигареты падает ей на поясницу. В полудрёме она вскрикивает: «Ай!». В ответ он гордым и уверенным голосом эротично произносит: «Да, я такой!».

Ну, примерно такой анекдот. Одним словом, самоуверенность тоже имеет свою грань и её нужно видеть. Вырабатывается она не сложно, но для неё нужна верная основа, которая не пошатнётся.

На сегодняшний день, я считаю, благодаря этой уверенности мне не приходится тратить много времени на изнурительные репетиции по вокалу. Если я не пел три-четыре месяца подряд, мне достаточно две двухчасовые репетиции и в меру горячий чай, чтобы восстановить должным образом свой вокальный голос, в отличие от большинства, которые месяцами восстанавливаются, пьют сырые яйца и переживают, что не смогут восстановиться. При этом на репетиции не буду себе загружать мозг различными распевками типа «Ма-мо-му-мы-ми», а сразу начну петь любимый мною репертуар, не боясь, что на вокализе или во время импровизации я могу сорвать голос. Здесь также срабатывают первый навык (умение управлять своим голосом) и ещё один момент.

Мне безумно нравятся слова Мастера Шифу из комедийного мультфильма «Панда Кунг-Фу»: «Когда ты сосредотачиваешься и думаешь лишь только о кунг-фу – выходит полный отстой!». Вообще этот мультфильм идеален для приведения примера о значении уверенности в любимом деле – рекомендую. Абсолютно также могу сказать о пении. Чем больше вы задумываетесь о том, как правильно попасть в ноты, как не ошибиться в тексте во время исполнения, как ни сорвать голос во время выступления – получается аналогичная лажа. Я не отрицаю, что каждый вокалист должен знать нотную грамоту и попадать в ноты, не отрицаю, что нужно заучивать текст песни наизусть (наоборот, я даже требую этого). Это всё необходимо – это и есть та основа для уверенности, о которой говорил выше. Но сейчас говорю о другом. Во время выступления (или той же записи) необходимо насквозь прочувствовать то произведение, которое исполняешь, услышать каждый звук, и отдать слушателю всю свою внутреннюю энергию так, как ты желаешь (подчёркиваю – как желаешь ты!), а не так, как хотели бы услышать окружающие. Тебе это должно не просто нравится, ты должен быть уверен в том, что тебе это нравится! Вот и ещё один элемент индивидуальности, который непредсказуем и зависит от множества факторов: твоего внутреннего мира, эмоционального состояния на данный момент, желания и уверенности в себе.

Это всё, о чём я хотел сегодня рассказать и, надеюсь, что донёс своё представление об одном из самых сложных моментов в практике вокалистов (да и не только их). Возможно, некие более мелкие детали были мной упущены, но основные раскрыты и учтены. И, надеюсь, что моя очередная статья поможет тем, кто выбрал путь быть вокалистом или певцом!

И помните, каждый уникален и индивидуален по-своему!

Расскажи о своем творчестве, о чем оно и для кого?

Моё творчество – это моё душевное состояние, оно для всех, оно о самых чистых чувствах, которые существуют. Разные жизненные обстоятельства способствуют моему выбору стиля работы. Например, после выпуска песен "Fly to the sky" и "Where are you angel" совместно с моей сестрой Альбиной, я попробовал себя в другом стиле. У песни "Your life" очень глубокий жизненный смысл. А ещё я пробовал себя в легком рэпе – песня "Про любовь" в написана как раз в этом стиле. Она про чувства и про принципы жизни. Конечно, помимо этих песен и проектов я работаю над новыми. Вот совсем недавно я вернулся из Франции. Там на протяжении почти двух месяцев я работал над новым проектом.

Как формировался твой музыкальный опыт?

Я с детства занимаюсь музыкой и творчеством, участвовал в разных концертах, спектаклях, шоу. Потом закончил музыкальную школу имени Чиприяна Порумбеску и поступил в консерваторию на факультет композиции. Я уже на третьем курсе! Образование – это необходимость и возможность усовершенствовать себя в профессиональном плане. Ну а если говорить о первом опыте в мире шоу бизнеса, то это было реалити-шоу "Fabrica de staruri". Я благодарен тем, кто поверил в меня и дал мне шанс проявить себя. После "Fabrica de staruri" я начал писать песни – как для себя, так и для тех, кто любит моё творчество.

Какими качествами, на твой взгляд, должен обладать профессиональный певец?

Талантом в первую очередь. Певец должен очень много работать, учиться и совершенствовать свой опыт и знания. Он должен быть харизматичным и, конечно же, искренним, петь душой и сердцем.

Как думаешь, чтобы хорошо петь, необходимо страдать?

Наша эстрада сильно отличается от зарубежной – преимущественно работой под фонограмму. Правильно ли это, по твоему мнению?

Музыка должна быть живой во всех смыслах. Чтобы её можно было прочувствовать.

Как проходит твой обычный день?

Мой обычный день очень насыщен и весь проходит в работе и в занятиях. Я много пишу, сочиняю, потом занимаюсь своими делами: встречи, переговоры, спорт, а также общение с друзьями и коллегами.

Чем любишь заниматься в свободное время?

В свободное время я занимаюсь спортом: играю в футбол, большой теннис. Еще отдыхаю с друзьями, коллегами и, конечно, семьей.

Кого бы ты назвал самым близким и дорогим человеком?

Ближе семьи у меня нет никого, это самое драгоценное, что есть в нашей жизни. Я очень благодарен своей семье за поддержку, за понимание. Для меня это самые близкие и надежные люди.

Андрей, раскрой секрет: какой должна быть девушка, чтобы тебе понравиться?

Она должна быть искренней, милой и позитивной. И нужно, чтобы она могла поддержать в трудную минуту. Девушка, которая может мне понравиться, должна полюбить не только мою оболочку, но и мой внутренний мир.

Выражение, которое ты чаще всего употребляешь?

"Если не можешь изменить мир, попробуй изменить хоть что-нибудь внутри себя". И ещё мне очень нравятся слова великого русского писателя Льва Николаевича Толстого: "Нет величия там, где нет простоты, добра и правды".

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?