Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Образ Ленского в «Евгении Онегине» Пушкина. Cочинение «Описание характера Ленского в романе «Евгений Онегин Краткая характеристика ленского

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №13

Имени Героя Советского Союза Санчирова Ф.В.

Городского округа Самара

Реферат по литературе

«Образ Владимира Ленского в

романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Выполнила:

Ученица 9 «А» класса

Чабарова Дарья

Руководитель: учитель

Русского языка и литературы

Твердова И.В.


1. Романтизм как явление в литературе

2 Образ Владимира Ленского

2.1 Дружба с Онегиным и романтические идеалы

2.2 Влюбленность в Ольгу

2.3 Дуэль с Евгением

2.4 Возможности в судьбе

3 Значение образа романтического поэта

Список использованной литературы

1 Романтизм как явление в литературе

Романтизм впервые возник в Германии, в кругу писателей и философов йенской школы. В дальнейшем развитии немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев Вильгельма и Якоба Гримм, Гофмана.

В тесной связи с германскими влияниями находится возникновение романтизма в Англии. Для английского романтизма характерен интерес к общественным проблемам: современному буржуазному обществу они противопоставляют старые, добуржуазные отношения, воспевание природы, простых, естественных чувств.

Ярким представителем английского романтизма является Байрон, который, по выражению Пушкина, "облек в унылый романтизм и безнадежный эгоизм". Его творчество проникнуто пафосом борьбы и протеста против современного мира, воспеванием свободы и индивидуализма.

В русском романтизме появляется свобода от классической условности, создается баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признается самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным.

В творческом споре со сторонниками и практиками романтизма, борясь за утверждение реализма, Пушкин ввел в роман собирательный образ русского поэта-романтика рубежа 10-20-х годов XIX в. Владимира Ленского. Развивая этот характер, он анализирует сильные и слабые стороны романтизма. Отношение автора к Ленскому сложное: добродушная ирония, сочувствие влюбленному герою, горечь по поводу его преждевременной и бессмысленной гибели.

Во время работы над „Евгением Онегиным" Пушкин, пережил трагедию разгрома восстания декабристов. Среди казненных и угнанных на каторгу было много литераторов, друзей Пушкина: К. Рылеев, самый крупный представитель гражданского романтизма декабристов; А. Бестужев, В. Кюхельбекер, А. Одоевский, В. Раевский. Шестая глава романа, в которой рассказывается о поединке и гибели Ленского, создавалась в 1826 г., в значительной части после известия о казни Рылеева и его товарищей. В подтексте строф, посвященных дуэли Ленского, - мучительно-тягостное переживание Пушкина. Взволнованный рассказ о смерти Ленского и лирические раздумья автора о возможной судьбе героя воспринимались наиболее чуткими современниками как поэтический реквием декабристам. Образ Ленского многогранен и не должен истолковываться однозначно.

Впервые в литературе с такой глубиной и силой была раскрыта сложная диалектика человеческой души, показана обусловленность характера героя эпохой и средой, нарисована картина эволюции, духовного обновления человека. Мастерское владение словом, использование богатейших оттенков его значения, разнообразие интонаций – всё это помогло поэту раскрыть бесконечные глубины человеческой души.


2 Образ Владимира Ленского

В романе «Евгений Онегин» А.С.Пушкин противопоставляет двух героев: Онегина, разочарованного и душевно опустошенного «страдающего эгоиста», и Владимира Ленского, молодого, романтически восторженного, с большим запасом нерастраченных душевных сил, исполненного энтузиазмом альтуриста.

Характеризуя своего героя, Пушкин раскрыл мироощущение Владимира Ленского. В нем очень привлекательны нравственная чистота, романтическая мечтательность, свежесть чувств, вольнолюбивые настроения.

Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник Канта и поэт.

Он из германии туманной

Привез учености плоды:

Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный,

Всегда восторженную речь

И кудри черные до плеч.

Из этих строк мы узнаем, что малолетство Ленского прошло вдалеке от Родины. Он жил и учился в Германии, «под небом Шиллера и Гете», где «их поэтическим огнем личность воспламенилась в нем». Ленский – поэт- романтик, «от хладного разврата света ещё увянуть не успев», «он пел поблеклый жизни цвет без малого в осьмнадцать лет». Мы видим мечтательного человека, который свои настроения и мечты стремится высказать в стихах. Он чужд светскому обществу и резко выделяется на фоне пустяковых, буяновых, петушковых и харликовых:

…Ему не нравились пиры,

Бежал он их беседы.

2.1 Дружба с Онегиным и романтические идеалы

Чувствуя себя неуютно в поместье родителей, где всё было слишком не романтичным, где разговоры велись «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне», проникнутый «поэтическим огнем», Ленский горит желанием познакомится с Онегиным, умным, образованным, необычным и странным, по словам соседей-помещиков, и от этого ещё более притягательным собеседником. Знакомство состоялось – «они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень. Не столь различны меж собой».

Внимая восторженным, пылким разговорам юного поэта, умудренный опытом и годами, разочаровавшийся во всех наслаждениях жизни и в людях Онегин:

…слушал Ленского с улыбкой…

И думал: глупо мне мешать

Его минутному блаженству;

И без меня пора придет;

Пускай покамест он живет

Да верит мира совершенству;

Простим горячке юных лет

И юный жар и юный бред.

В противоположность ему Ленский неопытен, наивен, чистосердечен, он раскрывает свою душу перед другом, он «не может ничего скрывать», он готов «разболтать», «вражду, любовь, печаль и радость». Глагол разболтать указывает на несерьезность, юношескую наивность всех этих чувств.

В любви считаясь инвалидом,

Онегин слушал с важным видом,

Как, сердце исповедь любя,

Поэт высказывал себя;

Свою доверчивую совесть

Он простодушно обнажал.

Евгений без труда узнал

Его любви младую повесть,

Обильный чувствами рассказ,

Давно не новыми для нас.

Несмотря на то, что «меж ними все рождало споры и к размышлению влекло», эти люд испытывают взаимную симпатию. Для Ленского это приятельство имела особенно большую роль, так как в этот момент он нуждался в верном друге, которому мог доверить все свои чувства, переживания, поговорить на философские темы:

Племен минувших договоры,

Плоды наук, доброй зло,

И предрассудки вековые,

И гроба тайны роковые.

Судьба и жизнь в свою чреду,

Все подвергалось их суду.

Но в подтексте дальнейшей характеристики юного поэта всё время ощущается противопоставление его Онегину. В отличие от Евгения, душа Ленского ещё не успела «увянуть» «от хладного разврата света». Если Онегин приобрёл богатый опыт в делах любовных, то Ленский, напротив, «сердцем милый был невежда». Если Онегин знал и презирал людей, то Ленский верил в сродство душ, в дружбу; он верил, что существуют избранники, которые осчастливят людей; если Онегин не имел «высокой страсти» «для звуков жизни не щадить», то Ленский пылает «поэтическим огнем».

Но каковы темы поэзии Ленского?

Он пел разлуку, и печаль,

И нечто, и туману даль,

И романтические розы;

Он пел те дальние страны,

Где долго в лоно тишины

2.2 Влюбленность в Ольгу

Любовь Ленского к Ольге – также плод его романтического воображения. Нет, он не любил Ольгу, он любил образ, созданный им самим.

Романтический образ. А Ольга… обыкновенная провинциальная барышня, портрет которой Автору «надоел…безмерно».

Романтик Ленский идеализирует Ольгу. Он обращается не столько к реальной девушке, столько к созданной его воображением абстрактной деве красоты.

Ленский живо представляет в своем воображении ситуацию прихода Ольги на его могилу. В воображении юноши возникает высокое содержание мыслей и чувств возлюбленной – переживаний идеального существа, захваченного идеей значительности и исключительности их любви. Такая глубина, сила и отрешность переживания, как полагает Ленский, возможна только со стороны очень близкого и преданного человека. Отсюда страстно выраженная просьба-заклинание, призыв хранить верность:

Сердечный друг, желанный друг,

Приди, приди: я твой супруг!.

Автор обращает чуткость на то, что Ленский живет в своем романтическом мире. "Сердцем милый невежда", герой не понимает всей глубины сущности вещей, и поэтому влюбляется в Ольгу, заметив лишь "глаза, как небо голубые, улыбку, локоны льняные, движенья, звук, легкий стан..." По словам Белинского, Владимир "украсил ее достоинствами и совершенствами, приписал ей чувства и мысли, которых в ней не было".

Ленский и Ольга: их характеры не противопоставлены один другому, но и не сходны.

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила, глаза как небо голубые,

Улыбка, волосы льняные,

Всё в Ольге,… но любой роман

Возьмите, и найдёте верно

Её портрет: он очень мил;

Я прежде сам его любил,

Но надоел он мне безмерно.

Ольга очень мила, но это натура заурядная, обыкновенная.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Главные образы романа «Евгений Онегин», носители авторских идей и настроений - Онегин и Ленский. Они воплощают различные настроения в среде русского дворянства после победы в войне 1812 года. В России еще не наступил период реакции, класс дворян расслоился на группы по принципу отношения к самодержавию: одна была оплотом монархии, другая, наиболее талантливая и прогрессивно мыслящая, планировала государственный переворот в тайных обществах, третья, критически воспринимающая реальность, терзалась праздностью, не находя себе места в существующей политической системе. В романе «Евгений Онегин» мы наблюдаем представителей двух идейно-психологических слоев молодого русского дворянства.

Евгений Онегин - сын преуспевающего петербургского чиновника - получил типичное для своего времени и класса домашнее образование. Он знал латынь, античную литературу, которую, правда, не любил, увлекался прогрессивной экономической теорией, историей, философией:

онегин ленский поэма герой

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита…

К тому же Онегин умел в свете пустить пыль в глаза, удачно прикрыть неглубокость образования продуманным поведением:

Имел он счастливый талант

Без принужденъя в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С ученым видом знатока

Хранить молчанье в важном споре

И возбуждать улыбку дам

Огнем нежданных эпиграмм.

Евгений вел типичную для столичной аристократии жизнь: балы, рестораны, театры, прогулки по Невскому проспекту, любовные развлечения, в которых он весьма преуспел благодаря способности «шутя невинность изумлять, пугать отчаяньем готовым, приятной лестью забавлять». И все же он выделяется среди общей массы «золотой молодежи» критическим мышлением, благородством души:

Неподражателъная странность

И резкий, охлажденный ум

Онегин отдавал себе отчет в суете и бессмысленности светской жизни, наполненной неискренностью, условностями. Как мыслящий человек, он с горечью сознавал опустошающую душу суету «света пустого», и им овладела русская хандра:

Нет: рано чувства в нем остыли;

Ему наскучил света шум;

Красавицы недолго были

Предмет его привычных дум;

Измены утомить успели;

Друзья и приятельство надоели…

Попытки борьбы с «душевной пустотой» из-за неумения систематически трудиться только усугубили его угрюмость, духовное одиночество, пресыщенность жизненной суетой. Очутившись в наследованном имении, Онегин облегчил жизнь крестьян заменой угнетающей барщины «оброком легким», но непоследовательность, неумение трудиться не позволили ему развить реформаторскую дело. Душевная пустота не оставляла его и в деревне: пошлые разговоры соседей-помещиков, обнажающие узость кругозора и примитивность мышления, тяготили его, он предпочел им гордое и горькое одиночество. Отчужденность Онегин а от поместного дворянства, актуальный кругозор которого ограничен мыслями о «сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне», привела его к полному отшельничеству в «господском доме уединенном».

Знакомство с молодым, образованным романтичным поэтом Владимиром Ленским, также резко выделявшимся в массе поместного дворянства, скрасило Онегин у часы досуга, подарило минуты высокого общения. Ленский казался полной противоположностью Онегин а: «вольнолюбивые мечты, дух пылкий, постоянно восторженная речь», неопытность и горячность, сердечная неискушенность и искренняя порывистость - все отличало юного поэта от Евгения. Что же представлял собой молодой поэт, что отличало его от той бездуховной социальной среды, к которой он принадлежал:

Он из Германии туманной

Привез учености плоды:

Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный,

Всегда восторженную речь

И кудри черные до плеч

Воспитанный на немецкой романтической поэзии, реформаторских идеях Канта, Ленский воспевал высокие чувства людей, искренность и чистоту душевных порывов утонченной натуры, вольнолюбивые настроения проникнутой юношеским максимализмом свободной личности. Поэт видит жизнь такой, какой хочет ее видеть, воспринимает все в розовом свете, романтическое мироощущение наполняет оптимизмом и энтузиазмом его творчество:

Он в песнях высокомерно сохранил

Всегда возвышенные чувства,

Порывы девственной мечты

И прелесть важной простоты.

Ленский со всем нерастраченным жаром души мечтает о счастье всего человечества, верит в священные узы настоящей дружбы. Безусловно, Ленский для Пушкина -духовным родственник декабристов, его общественные идеалы столь же гуманны и благородны.

Холодный ум, душевная пресыщенность и тоска Онегин а не мешали ему любоваться искренностью порывов юного поэта, пылкостью его чувств, горячностью убеждений. Евгений как характер скрытный, одинокий, обращенный в себя более того в ранней юности не отличался такой искренностью, чистотой помыслов, силой убежденности, он постоянно играл определенную роль. Возможно, Онегин более того слегка завидовал честности, естественности друга, скрывая за иронией упоение его прямотой и горячностью:

Он слушал Ленского с улыбкой.

Поэта пылкий разговор,

И ум, ещё в сужденъях зыбкой,

И вечно вдохновенный взор

Глупая ссора привела друзей к дуэли. Неосознанное стремление Ленского стремления к героическому вынудило их стреляться. Ленский «во цвете радостных надежд» был убит. А.С. Пушкин сожалеет о гибели «поклонника славы и свободы», о том, что мечты героя облагодетельствовать человечество обернулись столь нелепой, бессмысленной смертью. Однако Пушкин показывает, что расплывчатость идеалов Ленского, охота самопожертвования, славы, всеобщего благоденствия без осознания реальных путей достижения желаемого неизбежно влекли его к гибели. Как же представляет поэт будущее героя, если бы трагическое стечение обстоятельств не привело его к печальному, достойному, но бесславному финалу?

Быть может, он для блага мира

Иль хоть для славы был рожден;

Его умолкнувшая лира

Гремучий, непрерывный трезвон

В веках поднять могла…

А может быть и то: поэта

Обыкновенный ждал удел.

Пройти бы юношества лета:

В нем пыл души бы охладел.

Во многом он бы изменился,

Расстался б с музами, женился…

Возможно, Ленский превратился бы в обыкновенного помещика, одного из тех, кого он так от всего сердца и заслуженно презирал в пору духовного созревания. Автор оставляет тот самый вопрос без ответа, убежденный лишь в несвоевременности жертвенности столь развитой, гармоничной личности, как несвоевременно и героично было самотверженное выступление декабристов.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Онегин - "театра злой законодатель, непостоянный обожатель очаровательных актрис, почетный гражданин кулис". На Онегина большее впечатление производит Татьяна. Соседи прочат Онегина в женихи Татьяне. Роман Ленского и Ольги. Онегин безмятежно живет в дерев

    краткое изложение , добавлен 14.03.2006

    Роль и значение романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" в русской литературе. Образ Евгения Онегина, его характер и противоречивость взглядов на жизнь и общество. "Евгений Онегин" как роман не только самого Пушкина как автора, но и о нем самом как личности.

    реферат , добавлен 27.03.2010

    Анализ образов Татьяны Лариной и Евгения Онагина, их романтических отношений в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Исследование вопросов: что значит любовь для Онегина и Татьяны, почему Евгений и Татьяна не остались вместе, и, вообще, возможно ли это.

    сочинение , добавлен 29.02.2008

    Роман Александра Сергеевича Пушкина "Евгений Онегин". Тема любви в романе. Естественность и человечность, мечтательность и молчаливость Татьяны Лариной. Чувства Евгения Онегина и их изменения. Лирические отступления, переживания, мысли и чувства автора.

    сочинение , добавлен 10.02.2011

    Роман "Евгений Онегин" - общие характеристики. Энциклопедический взгляд на роман. Практический взгляд на роман. Критика романа "Евгений Онегин". Отзыв современника Пушкина Белинского. Взгляд на "Евгения Онегина" десятилетия спустя в лице Писарева.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2005

    Кто же главный герой романа "Евгений Онегин"? Схожесть и различие автора и главного героя. Лирические отступления поэта о смысле человеческого существования. Идеальный положительный образ русской женщины Татьяны Лариной в противовес образу Онегина.

    реферат , добавлен 23.03.2010

    Романтизм как явление в литературе. Образ Ленского, влюбленность в Ольгу, дуэль с Онегиным. Дружба с Онегиным и романтические идеалы. Значение образа романтического поэта. Размышления о несостоявшемся будущем. Ленский – социальный тип своего времени.

    реферат , добавлен 13.07.2010

    Онегин–добрый мой приятель. Лирические отступления Пушкина р романе "Евгений Онегин" о творчестве, о любви в жизни поэта. Любовь к родине, природе. Духовный мир, мир мыслей, переживаний. Характеристика влияния Байрона и западноевропейского романа.

    реферат , добавлен 12.12.2007

    Неповторимость очарования пушкинских произведений. Оценка образа Татьяны в поэме "Евгений Онегин" с точки зрения идеала девичества того времени. Раскрытие образа Онегина через юный возраст героини. Мнения современных подростков о причине отказа Онегина.

    сочинение , добавлен 21.11.2010

    Общая характеристика и специфически признаки романа Пушкина "Евгений Онегин", его структура и основные сюжетные линии. Шестая глава романа как ключевой эпизод в понимании характеров героев. Место и значение сцены дуэли между Ленским и Онегиным в романе.

Меню статьи:

В романе «Евгений Онегин» Пушкина образ Владимира Ленского резко выделяется на общем фоне. Его личность кажется вырванной из контекста современности, так как Ленский имеет отличительные различия по сравнению с другими персонажами романа. Он кажется слишком идеальным человеком во всех отношениях.

Детство и элементы биографии Ленского

Александр Сергеевич мало внимания уделяет прошлому Ленского, поэтому о некоторых фактах его биографии приходится говорить используя некоторые намеки автора. Детально, с Ленским мы знакомимся в период его 18-летия. Это привлекательный юноша, дворянского происхождения. Его усадьба находится в Красногорье. Он очень образованный и воспитанный человек. Ленский долгое время пребывал заграницей – такое положение вещей было связано в первую очередь с его обучением. Владимир обучался в Геттингенском университете Германии: «Он из Германии туманной привез учености плоды».

Предлагаем ознакомиться с интересным героем – Иваном Петровичем Берестовым в повести Александра Сергеевича Пушкина “Барышня-крестьянка”

Исходя из факта длительного пребывания за рубежом, Онегин называет Ленского полурусским.
О внешности Ленского также известно мало – Пушкин характеризирует его как красивого внешне, привлекательного юношу с длинными кудрявыми волосами.

Владимир Ленский и Евгений Онегин

Дружба Владимира Ленского и Евгения Онегина выглядела очень странным явлением в виду слишком значительных отличий этих героев. Да, нельзя не признать, что между ними есть и сродные черты. Так, например, оба они были аристократами по происхождению, оба были образованными и умными людьми, их знания фактически позволяли им быть философами своего времени.

И Ленский, и Онегин рано остались сиротами. Ни образ Ленского, ни образ Онегина не лишен благородства, которое, впрочем, в случае с Онегиным теряется среди его отрицательных его качеств. Оба персонажа являются странными в рамках современного им общества, и хотя их странности проявляются в разных ипостасях, исключить такой сродный элемент, как сопоставляющий элемент в сопоставлении – общество и его общепринятые парадигмы.

Отличительные черты характера Владимира и Евгения значительно существеннее: это и отношение к светской жизни, и вера в дружбу и любовь, отличительной чертой этих героев является и романтический состав личности Ленского и прагматичный – Онегина. Такие существенные отличия, казалось бы, должны были оттолкнуть героев и спровоцировать антипатию друг к другу, но получилось все наоборот: такие существенные отличия позволили героям дискутировать на различные философские темы, к тому же отсутствие других кандидатов для общения существенно сблизили этих, казалось бы, антонимичных персонажей.

Характеристика личности Владимира Ленского

Владимир Ленский обладает значительным набором положительных качеств, которые позволяют ему выделиться среди общей массы аристократов.

В первую очередь, Ленский – романтик от макушки до пят, особенно явно это проявляется в его отношении к своей возлюбленной – Ольге Лариной: «Поэт, задумчивый мечтатель».

К тому же у Владимира возвышенное отношение к женщинам в целом – он считает их априори необычными и уникальными существами. В общении с представительницами прекрасного пола Ленский испытывает некоторую робость – он чувствует себя в компании женщин неловко, не в своей тарелке, часто он не знает, как ему нужно поступить по отношению к ним, и как правильно повести беседу.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с характеристикой Татьяны Лариной, образ которой описан в поэме А.С. Пушкина “Евгений Онегин”.

Ленский – домосед, он не любит пребывание в светском обществе, ему непонятны увлечения зваными обедами и балами.

Ленский – чистый и открытый человек, он полон позитива, оптимизма и веры в лучшее: «Он пел поблеклый жизни цвет».


В своей душе он еще совсем ребенок, полный юношеского максимализма и идеализма. «Он верил, что друзья готовы за честь его приять оковы».

Такой позитивный набор качеств также не лишен ложки дегтя – Ленский пылкий, вспыльчивый и импульсивный человек, такие качества, на первый взгляд, не должны были воссоздать ему славу дурного человека, но в случае Ленского они стали существенным недостатком, так как не позволяют молодому человеку здраво мыслить в волнительных для него ситуациях.

Владимир Ленский и Ольга Ларина

Владимир Ленский с самых малых лет был знаком с Лариными, в частности с их дочками – Татьяной и Ольгой. Владимир питал нежные чувства к младшей дочери с давних пор, поэтому вскоре, после возвращения из Германии, он стал официальным женихом девушки.

Ольга Ларина была очень красивой девушкой, по меркам современного аристократического общества – кожа ее была светлая, а щеки румяные. Ее круглое лицо обрамляли прелестные золотого цвета кудри. Этот сказочный образ дополняли выразительные голубые глаза. По нраву девушка была веселой и оптимистичной, что выгодно ее выделяло на фоне унылой Татьяны. Однако ее образ не лишен ложки дегтя – Ольга была легкомысленной и ветреной кокеткой.

Онегин долго удивлялся, что такой человек как Ленский выбрал себе в жены не Татьяну, а ее сестру. Однако сердце Владимира, не взирая ни на что, было пленено Ольгой.

Именно Ольге Ленский посвящает свои стихи, все его мысли были заняты исключительно Ольгой. Отношения с Ольгой стали, судя по всему, самой большой радостью в жизни Владимира, но при этом они также стали причиной и самой большой трагедии в его жизни.

«Непроговоренные отношения» Ленского и Татьяны

Отношения Ленского и Татьяны в кругу филологов и литературоведов часто называют «деревенской историей». Эта история достаточно композиционно необычная, хотя это и не сразу замечается читателем. Отношения молодых людей полны «непроговоренных мест» двусмысленностей, недомолвок, смен интонации, обрывов, неожиданных переходов с одного предмета на другой и т. д. Конечно, может возникнуть вопрос: но о каких же отношениях Владимира с Татьяной мы говорим, когда Ленский влюблен в Ольгу? А вот так, отношения все-таки были, и называются они порой «закадровым сюжетом». Литературоведы пришли к общему мнению, что линия Татьяна–Ленский выражает полифонию романа Пушкина. Давайте разберемся с этим вопросом детальнее.

Потенциальность «любовного треугольника»

«Любовный треугольник», как известно, – довольно распространенный литературный сюжет. Однако пушкинский роман примечателен тем, что здесь такой сюжет – потенциальный. «Треугольник» назревает, но оформлению этой геометрической фигуры мешает появление Онегина. Ленский, безусловно, влюблен в Ольгу. Однако молодой человек прекрасно осознает достоинства Татьяны, а также то, что эта девушка может стать лучшей женой, чем Ольга. Так, в частности, считает Юрий Лотман – специалист по семиотике, философ и культуролог, который также анализировал произведение Пушкина. По мнению исследователя, у Владимира с Татьяной куда больше общего, чем у Владимира и Ольги: это и круг интересов, и душевный склад, и особая «поэтичность». И, правда, Ленский похож на старшую Ларину: философская натура (вот, например, Пушкин пишет о молодом человеке: «Цель жизни нашей для него была заманчивой загадкой, над ней он голову ломал и чудеса подозревал»), чистота, не развращенность светскими раутами, наивность, доверчивость, простодушие, стыдливость и робость. Ленский – конечно, романтик. Герой верит в высокие, вечные чувства, в любовь, дружбу.

В деревне у Ленского было не так много друзей, а особенно же – людей, которые понимали мировосприятие и мировоззрение юноши. Редким человеком, понимающим Ленского, оказывалась Татьяна. Лотман подчеркивает, что общество Лариной, должно быть, очень ценилось Ленским. Девушка тонко чувствовала поэзию, подмечала красоту ландшафтов и природы в целом – так же, как Владимир. Однако Пушкин умалчивает о том, что между молодыми людьми проскальзывала какая-то искра, или что Татьяна интересовалась творчеством Ленского, равно как и наоборот. Но в «деревенской истории» Пушкин семь раз обращается к общению между Татьяной и Владимиром. Посмотрим, что это за случаи.

Пушкин о возможной линии Татьяна–Ленский

Первый раз автор упомянул об этой линии в разговоре Онегина с Ленским, когда первый заметил, что выбрал бы Татьяну. На это Владимир – как это ни удивительно – ничего не сказал. Хотя Онегин при этом успел окрестить Ольгу – избранницу Ленского – «глупой луной на этом глупом небосводе». Даже Набоков – коллега Пушкина из другого века – удивился сухой реакции Ленского на такую бестактность со стороны Онегина. Другие два упоминания менее выразительны, чем первое. Хотя, возможно, заслуживает внимания уверенность Евгения, что Ленский приедет на именины Татьяны. Хотя, казалось бы, почему этот праздник – предназначенный для узкого семейного круга – должен касаться Ленского?

…Татьянины именины
В субботу. Оленька и мать
Велели звать, и нет причины
Тебе на зов не приезжать…

Впрочем, нам кажется, что в данном случае фантазия литературоведов, скорее, разыгралась, чем Пушкин, действительно, хотел сделать намек. А вот следующий эпизод уже довольно любопытен. Татьяне снится, что Евгений ссорится с Владимиром. Два друга, два товарища – для чего Ленскому и Онегину ссориться? При этом, автор упоминает об укорах Татьяне. Вероятно, бессознательное (если мы обратимся к концепции австрийского психиатра Зигмунда Фрейда) Татьяны дало о себе узнать: девушка воспринимала Ленского с Онегиным как соперников.

Пятое упоминание – это танец. На именинах Лариной Владимир танцевал первый танец с виновницей торжества. Этот момент особенный по одной причине: этот танец стал последним для Ленского – после этого героя убили на дуэли. Конечно, здесь можно спорить, почему же Владимир приглашает Татьяну. Можно сказать, что Ольгу уже пригласили (раньше). Однако эта версия кажется все равно малоубедительной. Шестой случай упоминания о возможных скрытых чувствах между Татьяной и Ленским уж и вовсе любопытный:

Когда б он знал, какая рана
Моей Татьяны сердце жгла!
Когда бы ведала Татьяна,
Когда бы знать она могла,
Что завтра Ленский и Евгений
Заспорят о могильной сени;
Ах, может быть, ее любовь
Друзей соединила б вновь!
Но этой страсти и случайно
Еще никто не открывал.
Онегин обо всем молчал;
Татьяна изнывала тайно;
Одна бы няня знать могла,
Да недогадлива была…

Что именно кажется литературоведам подозрительным в этом фрагменте? Во-первых, присутствие героини в этом эпизоде, ведь, когда Ленский виделся с Ольгой, Татьяны не было. При этом, несмотря на то что Ольга послужила поводом для дуэли, о самой девушке автор ничего не говорит. Да и няня догадывалась о влюбленности Татьяны в Онегина (об этом писатель прямо упоминает в тексте). Кроме того, Евгений отказывает девушке, а значит – становится «вражеским элементом» для круга семьи Лариных. Тогда почему же любовь Татьяны – горькая, невзаимная – соединила бы друзей? Очень странно. Наконец. Седьмое упоминание уж и вовсе мистифицирует текст, потому что специалисты предполагают буквальность во фразе «брата своего». Эта фраза относится к Татьяне и к тому, что девушке следует ненавидеть Евгения – «убийцу брата своего». Читатель знает, что мать сестер Лариных вышла замуж за нелюбимого, а потому часто помыкала мужем. Существуют даже версии, что Ленский, и правда, мог быть братом Татьяне – по матери – учитывая, что та, вероятно, порой изменяла мужу. Однако, это всего лишь версии.

Дуэль с Онегиным

Импульсивность и эмоциональность Ленского сыграли с этим персонажем злую шутку: на праздновании именин Татьяны Лариной, Онегин уделяет слишком много внимания Ольге – невесте Ленского. В отместку за то, что Владимир, вытащил его к Лариным против воли, Онегин танцует и кокетничает с Ольгой. Легкомысленная и ветреная девушка охотно принимает ухаживания Евгения, чем приводит в недоумение своего жениха. Оскорбленный таким поведением Онегина, Ленский преждевременно покидает праздник, а затем вызывает Онегина на дуэль. Евгений понимает всю абсурдность дуэли, но кардинальных мероприятий по ее избеганию не предпринимает – Евгений совершает некоторые недопустимые нарушения в правилах проведения дуэли, но это не останавливает Ленского. Дуэль окончилась для Ленского трагически – несмотря на то, что Онегин не ставил себе за цель гибель Ленского, волей случая случилось именно так. Владимир погиб на месте. Евгений был поражен случившимся, так как не ожидал такого исхода событий, однако повернуть время вспять было невозможно – случилось то, что случилось.

Образ Владимира Ленского в целом носит позитивный характер – он наделен массой положительных качеств и хорош во всех смыслах этого слова. Однако принципиальность и неумение прояснить случившееся приводит его к гибели.

Онегин, как мы видим, в каком-то смысле – антипод позитивного Ленского. На празднике по случаю именин Татьяны Онегину скучно, гости герою тоже не нравятся, а Ленский – раздражает. Почему Евгений так излишне внимателен к Ольге? Просто из-за скуки, потому что хочет разозлить, подразнить друга – Владимира. Говорят, что дуэль, которая последовала за горячей ссорой героев, можно было предотвратить. И ключ к мирному разрешению конфликта – извинение Евгения. Однако строптивый юноша, конечно же, прощения просить не стал. Онегин поразительно сильно волнуется о своей репутации, боясь о том, что эти события испортят его реноме. Молодой человек, по-видимому, слишком зависим от мнения «высшего света». Таким образом, желая спасти свою якобы честь, удержаться на плаву в вихре интриг этого самого «высшего света», Онегин рискует жизнью товарища, ведь «дико светская вражда боится ложного стыда». Секундантом выбрали некоего Зарецкого – юношу «сомнительной чести». Сомнительность этого героя сыграла свою роль: Зарецкий даже не стал разговаривать о примирении, хотя это входит в прямые обязанности секундантов.

Вольнолюбивые мечты,
Он из Германии туманной
Дух пылкий и довольно странный,
Привез учености плоды:

Как и Онегин, Ленский получил образование нерусское (Пушкин даже назовет его «полу-русским соседом» провинциальных помещиков). Немецкая идеалистическая философия (Кант) была основой образования, полученного Ленским в знаменитом Геттингенском университете. Наряду с идеализмом сказано и о «вольнолюбивых мечтах» Ленского.


Одновременно возникает перед нами и внешний облик, и манера поведения, вполне отвечающие внутреннему содержанию героя.
В следующих строфах, развивающих начатую характеристику вводимого в действие нового лица, Пушкин подчеркивает его восторжен но-мечтательное отношение к жизни. Душевную простоту и наивность.
Ленский полагал, что у него есть высокое жизненное предназначение, только неизвестное ему. Владимиру свойственно высокое, даже восторженное отношение к любви, к дружбе.


Он верил, что душа родная
За честь его принять оковы...
Соединиться с ним должна...


Пушкин посмеивается над сентиментально-романтическим содержанием стихов Ленского, но в его иронии нет ничего злого. Ирония в изображении Ленского всегда соединяется с сочувствием, - это отношение автора к Ленскому будет сопутствовать ему до конца его истории в романе.
Как и Онегин, Ленский не мог сойтись с окрестными соседями помещиками, но с Онегиным он сближается: интересы и запросы образованных и мыслящих людей объединяют их, и это - общее между Онегиным и Ленским.


Разбирая дальнейшие главы романа, мы следим за историей Ленского и развитием его образа.
В главе IV Пушкин рисует «картину счастливой любви» Ленского и Ольги. Рисунки Ленского в альбоме Ольги - вполне в духе мечтательного романтизма.
Эпизодом поединка заканчивается история Ленского. Ночью перед дуэлью Ленский пишет свои стихи:


Куда, куда вы удалились,
Весны моей златые дни?..


В элегии Ленского отмечаются ее уныло-грустный тон, типичные образы, метафоры, лексика: «златые дни весны», «паду ли я, стрелой пронзенный», «таинственная сень гробницы», «Лета», поглощающая память о нем, слеза «девы красоты», пролитая над «ранней урной», и, наконец, «расцвет печальной жизни бурной».


Изображение гибели Ленского полно сочувствия и печали. И те самые сентиментально-романтические формулы, над которыми смеялся Пушкин, пародируя стихи Ленского, звучат уже без всякой иронии:


Его уж нет. Младой певец
Дохнула буря, цвет прекрасный
Нашел безвременный конец!
Увял на утренней заре,
Потух огонь на алтаре!..


Вся следующая XXXII строфа VI главы - изображение только что убитого Ленского с развернутым сравнением мертвеца с «домом опустелым».
Остановимся на строфах, в которых делаются предположения о возможной судьбе Ленского. В окончательном тексте романа два варианта: Ленский мог бы стать настоящим, большим поэтом или превратиться в женатого, «счастливого» деревенского помещика в «стеганом халате».
Итак, судьба Ленского, молодого интеллигента-дворянина, поднимающегося над большинством людей своего круга умом, сердцем, образованием, запросами и интересами, для Пушкина до конца не была ясна, как и судьба Онегина.


Описание могилы Ленского, данное Пушкиным дважды - в конце VI главы и в главе VII, полно грустной поэтичности.
Надгробная надпись - прощание автора с героем, который уже не вернется на страницы «самого задушевного» его произведения:

Владимир Ленский здесь лежит,
В такой-то год, таких-то лет.
Погибший рано смертью смелых.
Покойся, юноша поэт!

Владимир Ленский – один из главных персонажей романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Ленский является неким антиподом Евгения Онегина – он наивен, романтичен, мечтателен и искренен и еще не утратил юношеский пыл, и жизнь еще не успела утомить его.

Ленскому всего 18 лет:

«...Он пел поблеклый жизни цвет / Без малого в осьмнадцать лет...».

Он красив:

«... Красавец, в полном цвете лет...».
«... И кудри черные до плеч...».

Рано осиротев, Ленский почти всю жизнь провел в Германии, где получил блестящее образование и довольно либеральные взгляды:

«Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь…».

Воспринимая мир совершенно по разному, они все же становятся друзьями с Онегиным, который уже успел устать от общества и распрощаться с юношескими мечтами. Хоть их взгляды на все на свете совершенно противоположны и любая беседа перерастает в спор, между ними зарождается настоящая крепкая дружба:

«Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой».

Также как и Онегин, Ленский не вписывается в местное общество с его мещанскими взглядами. Да и вообще не любит выходить в свет, домашний уют ему ближе:

«... Я модный свет ваш ненавижу; / Милее мне домашний круг...».
«...Господ соседственных селений / Ему не нравились пиры; / Бежал он их беседы шумной...».

Владимир Ленский живет в своем идеальном мире, верит в добро и благородство, в высшее предназначение. В силу своей юности он еще не успел осознать ложность своих романтических идеалов и груз жизненных реалий. Он верит в настоящую любовь и дружбу:

«Он верил, что душа родная
Соединиться с ним должна…
Что есть избранные судьбами,
Людей священные друзья;
Что их бессмертная семья
Неотразимыми лучами
Когда-нибудь нас озарит
И мир блаженством одарит».

Идеализирует он и свою возлюбленную Ольгу, в которую влюбился едва заметив “глаза, как небо голубые, улыбку, локоны льняные, движенья, голос, легкий стан...” Но так и не смог рассмотреть ее реальную натуру легкомысленной простушки, совершенно заурядной личности.

Он любит ее со всем пылом 18-летнего юноши:

«Ах, он любил, как в наши лета
Уже не любят; как одна
Безумная душа поэта
Еще любить осуждена…».

Благородные, но очень наивные идеалы приводят нашего героя к трагическому финалу. Так, он воспринимает неудачную шутку Онегина как личное оскорбление, измену и предательство и вызывает лучшего друга на дуэль. На дуэли Ленский погибает:

«Онегин выстрелил... Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет молча пистолет».

Его смерть очень символична. Она наглядно демонстрирует, что поэт, мечтатель, романтик, не узнавший еще действительности, должен погибнуть при столкновении с реальной жизнью.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?