Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Науменко г м детское музыкальное творчество. Дневники атамана В.Г

Науменко Георгий Маркович родился в Москве в 1945 году. Имеет музыкальное и педагогическое образование. Член Союза композиторов России. Всю творческую деятельность посвятил собиранию, изучению русского музыкального и поэтического фольклора. Наиболее активно ездил в творческие экспедиции в различные области и регионы России и записывал произведения народного творчества с 1967 по 1994 годы. Г.М. Науменко известен как фольклорист-музыковед, этнограф, писатель. Им издано более сотни книг и музыкальных сборников. В них опубликовано несколько тысяч произведений фольклора. Представляет большой интерес авторское творчество Науменко.


Популярными у юных читателей являются его многочисленные, написанные в фольклорном стиле: сказки, страшилки, стихи для детей. Также он является автором фундаментальных научно-популярных, философских, религоведческих и изотерических книг: «Тайны сознания»; «Инопланетяне и земляне»; «Все об НЛО»; «Явное о тайном. Наука о рождении, деяниях, воскресении Христа»; «Великая тайна бытия»; «Пришельцы из прошлого»...


В российской фольклористике Г.М. Науменко отводится особая роль - собирателя, исследователя и популяризатора детского музыкального и поэтического фольклора. Науменко показал в своих публикациях и исследованиях все богатство и разнообразие детского фольклора. Открыл доселе неизвестные жанры произведений детского народного музыкального творчества и фольклора для детей. Впервые были опубликованы с нотами родильные и крестинные песни, пестушки и потешки, сказки с напевами, мелодизированные скороговорки, детские заговоры и гадания, звукоподражания голосам птиц и песни о животных, детская обрядовая, инструментальная и хореографическая музыка.


В публикациях музыкального фольклора выявлено детское вокальное исполнительское искусство, во многом отличающееся от взрослого исполнения народных песен. Оно стало самостоятельным явлением в культуре народного пения. Во всей своей полноте и красоте было раскрыто творчество взрослых для детей, явление огромной важности, целый пласт фольклора. Его основная функция - воспитание и развитие ребенка - физическое, художественное, эстетическое. Нередко Науменко использовал носителей фольклорных традиций, как соавторов своих книг. Их подлинные рассказы об обрядах, обычаях, играх, пестовании и сами песенные образцы, связанные с детством, наполненные необыкновенной красотой родного языка ложились на страницы книги. Например, в известной работе «Этнография детства».


Науменко были сделаны теоретические открытия, касающиеся детского музыкального интонирования, то есть способов исполнения детьми произведений собственного фольклорного репертуара. Раскрыта структура мелодики напевов интонируемых детьми песен и игровых песенных припевов, их взаимосвязь с особенностями голосового аппарата детей, творческими и музыкальными возможностями, а также возрастом исполнителей. Используя опыт и знания в этой области, богатый фактический материал, им была издана «Фольклорная азбука» - методическое пособие для обучения детей народному пению. Своеобразна методика собирания фольклора, которую разработал Науменко. Она позволяла находить подход к детям, психологически их раскрепощать, раскрывать внутренний мир, индивидуальный творческий характер и потенциал каждого юного исполнителя, выявлять богатый и разнообразный песенный и игровой репертуар и записывать его.










  • Дождик, дождик, перестань! Русское народное детское музыкальное творчество
  • Солнышко-ведрышко. Детский музыкальный фольклор Архангельской области
  • Велижские песни. Музыкальный фольклор Смоленской области
  • Науменко Г.М. Русские народные сказки, скороговорки и загадки с напевами

    Всесоюзное издательство "Советский композитор". - М., 1977, - 104 с. Тираж 10000.

    Сказки - единственные произведения фольклора, в которых переплетаются прозаический текст с песенными вставками, где соседствует речь и пение. Интонирование песенных вставок необычайно разнообразно, пластично и выразительно. Используя интонационную палитру, динамические оттенки, тембровые краски, исполнитель голосом всесторонне передает образ и характер персонажа сказки и его действия. Такое исполнение можно определить как драматическое, свойственно оно только этому жанру.

    Настоящий сборник является первым в России изданием прозаических жанров с напевами. В него включены народные сказки с напевами, записанные в Смоленской области, всего пятьдесят образцов. (№ 1-50). Среди них волшебные, бытовые сказки, сказки о животных. Интерес представляет ряд сказок "скоморошин", а также сказки о народных праздниках, обрядах и временах года. Скороговорки с напевами - № 51-58; тесты - № 59-100. Загадки с напевами - № 101-106; тексты № 107-167.

    Науменко Г.М. Жаворонушки: Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры

    Запись, нотация и составление Г.М. Науменко. Общая редакция С.И. Пушкиной. Всесоюзное издательство "Советский композитор". - М. Вып. I. - 1977; Вып. II. - 1981; Вып. III. - 1984; Вып. IV. - 1986; Вып. V. - 1988.

    Каждый сборник серии "Жаворонушки" знакомит читателей с новыми материалами по традиционному народному музыкальному творчеству для детей и самих детей. Первый выпуск "Жаворонушек" вобрал в себя основные жанры детского музыкального фольклора. Второй познакомил с уникальными порой песнями, закличками, приговорками, детскими забавами и играми, приуроченными к различным временам года, а также образцами наигрышей на различных народных инструментах. Третий, в основном, составлен на основе материала, записанного от талантливой костромской исполнительницы детских народных песен К.А. Орфелиновой. Четвертый выпуск представляет собой как бы антологию детского музыкального фольклора, составленную по печатным сборникам XIX-XX веков (начиная с первых единичных публикаций середины XIX века и кончая современными фольклорными сборниками). Пятый выпуск "Жаворонушек" выходит за границы только русского фольклора. На его страницах представлены традиционные народные детские песни и игры пятидесяти пяти народов Советского Союза.

    Жаворонушки-I - Часть 1 (ВЗРОСЛЫЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ): Колыбельные песни и припевки (№ 1-32); потешки (№ 33-91); прибаутки (№ 92-103); сказки (№ 104-119). Часть 2 (ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ): календарные песни (№ 120-140); приговорки (№ 141-183); трудовые песни и припевки (№ 184-189); плясовые песни и припевки (№ 190-196); скороговорки (№ 197-208); считалки (№ 209-219); дразнилки (№ 220-245); игры (№ 246-294). Сведения об исполнителях.

    Жаворонушки-II - Часть 1 (ВЗРОСЛЫЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ): игровые песни и прибаутки (№ 1-29); сказки (№ 30-36). Часть 2 (ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ): народный музыкальный календарь - времена года (№ 37-122); дразнилки (№ 123-138); прибаутки (№ 139-170); загадки (№ 171-186); частушки (№ 187-190); инструментальные наигрыши (№ 191-204). Сведения об исполнителях. Словарь. Рекомендательный раздел (библиография).

    Жаворонушки-III - Часть 1. ДЕТСКИЕ ПЕСНИ К.А. ОРФЕЛИНОВОЙ: колыбельные песни, пестушки, потешки (№ 1-30); прибаутки, игровые и плясовые песни (№ 31-79); календарные песни, заклички, приговорки (№ 80-98); считалки, дразнилки, скороговорки (№ 99-120). Часть 2. ИГРЫ И СКАЗКИ: Игры и игровые припевы (№ 121-161); сказки (№ 162-181). ПРИЛОЖЕНИЕ: "Барин и Фома" Народное театрализованное представление. (С. 88-91). Словарь. Сведения об исполнителях.

    Жаворонушки-IV - Предисловие. Колыбельные песни, пестушки, потешки (№ 1-42); игровые песни, прибаутки, небылицы (№ 43-92); сказки (№ 93-103); календарные песни, заклички, приговорки (№ 104-181); считалки, дразнилки, скороговорки (№ 182-213); игры (214-241). Примечания (указатель источников). Словарь.

    Жаворонушки-V - Предисловие. Колыбельные песни (№ 1-25); пестушки, потешки (№ 26-51); прибаутки, небылицы (№ 52-91); игровые, плясовые песни (№ 92-113); календарные песни - зима, весна, лето, осень (№ 114-164); заклички (№ 165-198); приговорки (№ 199-229); дразнилки (№ 230-244); считалки (№ 245-277); игры (№ 278-304). Словарь. Сведения об исполнителях. Музыкальные источники.

    Науменко Г.М. Чудесный короб. Русские народные песни, сказки, игры, загадки

    Составление, запись и обработка Г.М. Науменко. Рисунки Л.Н. Корчемкина. Издательство "Детская литература". - М., 1988, - 208 с.: ил. Тираж 100000.

    В книгу помещены произведения всех жанров детского творчества. Записаны они от детей и взрослых исполнителей в деревнях и селах в Калининской, Владимирской, Волгоградской Брянской, Архангельской, Вологодской, Смоленской, Калужской и других областях.

    СОДЕРЖАНИЕ - Предисловие. Ходит сон у окон (Колыбельные песни, пестушки, потешки. С. 9-24). Это, братцы, да не чудо ли? (Прибаутки и небылицы. С. 25-50). Золотое зернышко (Сказки, докучные сказки. С. 51-68). Серебряные нити (Загадки. С. 69-94). Весна-красна, на чем пришла? (Календарные песни. С. 95-116). Гори, солнце, ярче! (Заклички и приговорки. С. 117-134). Эй, ребята, бери дружно! (Трудовые песни и припевки. С. 135-140). Эх, шире круг! (Игровые, хороводные, плясовые песни, частушки. С. 141-156). Первенчики-другенчики (Считалки, скороговорки, дразнилки. С. 157-186). Бежит-скачет заинька (Игры. С. 187-200). Пояснение и словарь. Что можно прочесть по детскому фольклору. (С. 201-205).

    Науменко Г.М. Дождик, дождик, перестань! Русское народное детское музыкальное творчество

    Запись, нотация, составление и примечания Г.М. Науменко; вступительная статья Г.М. Науменко, Г.Т. Якуниной; фотографии А.В. Пуртова. Издательство "Советский композитор". - М., 1988, - 192 с.: ил. Тираж 20000.

    Издание содержит около 200 образцов традиционного детского народного музыкального творчества. Различные его жанры впервые полно представлены в записях от самих детей. Сборник состоит из трех разделов. Первый раздел - календарный фольклор (песни старинных обрядов и праздников - колядки, масленичные, веснянки, егорьевские, волочебные, семицкие и др.: заклички и приговорки). Второй раздел - потешный фольклор (веселые прибаутки, забавные небылицы, озорные дразнилки). Третий раздел - игровой фольклор (интонируемые считалки и игровые припевы, исполняемые в играх).

    Содержание сборника - КАЛЕНДАРНЫЙ ФОЛЬКЛОР: календарные песни (№ 1-38); заклички (№ 39-61); приговорки (№ 62-99). ПОТЕШНЫЙ ФОЛЬКЛОР: прибаутки, небылицы (№ 100-120); дразнилки (№ 121-150). ИГРОВОЙ ФОЛЬКЛОР: считалки (№ 151-172); игры (№ 173-190); игры с куклой (№ 191-194). В заключении сборника помещены: примечания (сведения об исполнителях); библиография.

    Науменко Г.М. Котенька-коток. Русские народные детские песни

    Собрал и обработал Г.М.Науменко. Рисунки Г. Скотиной. Издательство "Дом". - М., 1990, - 112 с.: ил. Тираж 100000.

    Книжка "Котенька-коток" приглашает в мир детства, в мир, с которым соприкасается каждый человек с первых дней своей жизни. В ней представлены детские песни и игры, созданные народом для исполнения их взрослыми маленьким детям. Собраны они автором книги в фольклорных экспедициях 1965-1988 годов в Костромской, Ивановской, Нижегородской, Смоленской, Курской, Брянской и других областях. Эти произведения имеют огромное значение для воспитания ребенка. Они являлись самыми первыми услышанными ребенком музыкальными и поэтическими творениями, запоминались им, через них он познавал родной язык, родные мотивы, физически развивался в играх, через них знакомился с окружающим миром. Книга состоит из четырех разделов.

    Науменко Г.М. Золотой серпок. Русские народные сказки

    Собрал и пересказал Г.М. Науменко. Рисунки Н. Трепенок. Издательство "Малыш". - М., 1994, - 80 с.: ил. Тираж 100000.

    Книжка сказок о животных. Записаны они автором в многочисленных фольклорных экспедициях по селам и деревням России. Впервые удалось записать неизвестные раннее сюжеты сказок, например: "Щука и ерш", "Как волк у мужика жил", "Про глухаря" и др. Все сказки даются в литературной обработке и предназначены для детей дошкольного возраста.

    СОДЕРЖАНИЕ - Золотой серпок (5), Как волк у мужика жил (9), Мужик и медведь (13), Щука и ерш (17), Бобры и деревья (21), Рябое яичко (23), Лягушка и кулик (29), Как баран и свинья торговать ходили (33), Про козла (35), Кораблик (39), Как мыши муку делили (43), Лиса, волк и медведь (45), Про мышонка (49), Мороз и заяц (53), Звери и корыто (55), Про глухаря (59), Почему сова мышей ловит (61), Заяц и бобер (65), Ручей и камень (69), Чувилюшка (71). Словарь (78).

    Науменко Г.М., Якунина Г.Т. Солнышко-ведрышко. Детский музыкальный фольклор Архангельской области

    Запись, нотация и составление Г.М. Науменко, Г.Т. Якуниной. Фотографии М. Луговского. Издательство "Белая горница". - Архангельск, 1994, - 144 с.: ил. Тираж 5000.

    Книга "Солнышко-ведрышко" - это попытка собрать воедино крупицы народной мудрости, народной теплоты, что предназначались ребенку с момента его появления на свет, выхаживания (первая часть книги) до того момента, когда дети сами начинают исполнять приговорки, заклички, считалки, игровые припевы (вторая часть книги). Здесь представлен мир детства забытого и родного, узнаваемого и незнакомого. Музыкально-поэтическое народное творчество Русского Севера щедро и богато. Детский музыкальный фольклор собран в селах и деревнях в нескольких районах Архангельской области - Лешуконском, Приморском, Онежском и Каргапольском.

    Науменко Г.М. Фольклорная азбука

    Издательский центр "Академия". - М., 1996, - 136 с. Тираж 10000.

    Книга создана как пособие к курсу "Введение в народоведение", разработанному для начальной школы. Автор представляет концепцию методики работы по обучению детей народному пению с учетом новых сведений о певческих возможностях детей и их музыкальному интонированию (предлагается методика обучения важнейшим вокально-хоровым навыкам: многоголосному пению, пению без сопровождения, развитию слуха, голоса, дыхания, дикции).

    СОДЕРЖАНИЕ - Введение (5). Периодизация детских возрастов (9). Детское музыкальное интонирование (10). Физиологические и вокальные особенности детского голоса (32). Предпосылки и условия музыкального развития (39). Детский музкальный фольклор (50). Хоровое искусство и народная песня (57). Детский народный хор (61). Репертуар (65). Вокально-хоровая работа (86). Воспитание навыка многоголосного пения (94). Музыкальный фольклор в детском саду и школе (108). Опыт работы по обучению детей народному пению (115). Список используемой литературы (130). Дополнение: Детская инструментальная музыка (131).

    Науменко Г.М. Велижские песни. Музыкальный фольклор Смоленской области

    Запись, нотация и составление Г.М. Науменко. Издательство "Гусляр". - М., 1997, - 60 с. Тираж 50.

    В сборник вошло сто народных песен, собранных и нотированных Г.М. Науменко. Записи были сделаны в 1966-1973 годах в Велижском районе. Район этот находится в северо-западной части Смоленской области. С севера он граничит с Псковской, а с востока с Тверской областями; с запада его окружают Белорусские земли. Соседство с этими регионами, их культурной средой несомненно повлияло на музыкально-поэтическое содержание велижских песен, многие из которых уходят в глубокую древность.
    Велижские песни представляют большой художественный и научный интерес. Публикуются они впервые, так как если некоторые тексты и имеют близкие варианты, то напевы оригинальны и в публикациях песенного фольклора неизвестны.

    Песни в сборнике расположены по жанровому признаку: первыми идут лирические песни (№ 1-26); затем песни календарных праздников и обрядов: зимние, весенне-летние, осенние (№ 27-80); и в заключение представлены свадебные песни (№ 81-100).
    В конце сборника даны сведения об исполнителях велижских песен и краткая библиография публикаций фольклорных материалов Г.М. Науменко.

    (Сборник "Велижские песни" отличается от других изданных Г.М. Науменко тем, что это единственный в его творческой деятельности фольклорный сборник, посвященный взрослому музыкальному фольклору. Издан он маленьким тиражом и распространен через Книжный фонд только по библиотекам).

    Науменко Г.М. Русские детские страшилки

    Рассказал и нарисовал Г.М. Науменко. Издательство "Классика плюс". - М., 1997, - 128 с.: ил. Тираж 10000.

    В фольклорных экспедициях по различным уголкам России, собирая народные песни и сказки, Г.М.Науменко слышал от детей и взрослых исполнителей различные страшные истории, былички, рассказы.

    Науменко Г.М. Этнография детства

    Запись, составление, нотации, фотографии Г.М. Науменко. Рисунки Г. Скотиной. Издательство "Беловодье". - М., 1998, - 400 с.: ил. Тираж 3500.

    Книга "Этнография детства" складывалась из подлинных рассказов русских крестьян - хранителей самобытнейшей народной культуры, языка, напевов, обрядов - посвященных зачатию и рождению, крещению и пестованию, лечению, вскармливанию и воспитанию ребенка. Рассказывали кубанские казаки и духоборы юга России, архангельские поморы и устьцильмовские песенницы Коми, нижегородские сказители и секиренские прядеи Рязанщины, старообрядцы Уральска и семейские Забайкалья Сибири и многие другие. Записи велись с 1970 по 1993 год.

    Книга "Этнография детства" состоит из тринадцати разделов.

    СОДЕРЖАНИЕ - Введение "Добрые дети - дому венец" (С. 3 / Написано кандидатом филологических наук М.Ю. Новицкой). Предисловие (7), I. ВО БРЕМЕНИ - Дети - благодать божья (13). На каждую ночь - сына и дочь (15). Соловьиные сны (19). Во святое время (23). II. РОДИНЫ - Как с яйца вода стекает (27). Справить свое дельце (29). При родах (38). Как из каменки жар (47). Родился в рубашке (54). Приняла-тка я на свет (57). Бабий день (66). На родинах (72). III. КРЕСТИНЫ - В ближнее воскресенье (73). Звать в кумовья (75). Погружение в купель (80). Крестинный стол (85). Бабина каша (91). Крестинные песни (98). Размывание рук (103). IV. ИМЕНИНЫ - Духовное рождение (107). Именинный пирог (109). V. СИРОТСТВО И СМЕРТЬ - Со двора во двор (114). На тот свет (116). Проводины (124). При похоронах (130). VI. КОЛЫБЕЛЬ - Под матицей на очепу (131). Укачивание (140). VII. ПЕСТОВАНИЕ - При солнце тепло, а при матери добро (151). Первый зубок (161). VIII. ИГРУШКИ - Опильщик, гусиное горлышко и ветряк (173). IX. ЗАГОВОРЫ - Чей дух прилюбится (183). Сглаз (185). Исполох и ночница (201). Грыжа (214). Плеснявки и щетинка (221). Ни от камени плоду (228). Вязать узелки (234). Руда, ураз, ожог (237). Росная водичка, уховерт и молодик (242). Давить пакалки (247). На горячий кирпич (252). Родимец и собачья старость (254). Х. ПИТАНИЕ - Рожок и сосуля (261). Не вскормишь малого, не видать и старого (267). XI. ОДЕЖДА И УТВАРЬ - Пеленашник и перематочка (276). Уборчики (279). Сидюшка, стоялка, хожалка (284). XII. ПОТЕШКИ - Толкачики-рогачики (291). Ладушки, ладушки (317). XIII. Воспитание - Бегали в карагод (326). При хорошем-то житье (326). Умел дитя родить, умей и научить (333).
    НОТЫ (343). СЛОВАРЬ (365). СВЕДЕНИЯ ОБ ИСПОЛНИТЕЛЯХ (371). СПИСОК МАТЕРИАЛОВ И ИССЛЕДОВАНИЙ (385). ОБ АВТОРЕ (387).

    Науменко Г.М. Игры и игровые припевы

    В сб.: Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть. Русский детский игровой фольклор. Книга для учителей и учащихся. Фотографии А.В. Пуртова. Издательство "Просвещение". - М., 1995. С. 93-193. С нот. Тираж 30000.

    В разделе "Игры и игровые припевы" представлено более 120 детских игр, хороводов и их вариантов с напевами. Записаны они в многочисленных фольклорных экспедициях Г.М. Науменко по селам и деревням России, в период с 1970 по 1993 г.

    СОДЕРЖАНИЕ - I. Жмурки. Мельница. В прыгалку. В льдинку. В мяч. В подкиды. Прятки. Метелица. По стволу. В цепи. В уголки. Лодочка качается. В ушки. Цапки. Море волнуется. Водяной. Двенадцать палочек. Крути-верти, роза. В перевертушки. Чурилка. В кувшинчики. Баня-бабаня. Катай каравай. Палочка-скакалочка. Зайчик. Вареная репка. Нырялки. Юла (С. 93-115). II. В медведя. В краски. Родничок. Грачи летят. В колечко. В коршуна. В ворона. Горелки. Капуста. Волк и овцы. Баба Яга. Пчелы. Золотые ворота. В дятла. Заря-заряница. Гуси-гусаки. Ерыкалище. Девочка и медведь. Дедушка Мазай. Вор-воробей. В горшки. В сову. Молчанка. Заяц и волк. Лузы. Ласточки-белокрылки. Шел козел по лесу. Крута гора. Гуси и волк. В бубен. Птицы. Ягоды. Кот и мышь. Съедобное и несъедобное. Лиска-лиса. Вы поедете на бал? В садовника. Комарик. В крыночки. Жучок-паучок. В орехи (С. 115-152). III. Кто с нами. Ящер. Ленок. Воробушек. Яблонька. Олень - золотые рога. Бояре. Утена. Пахари и жнецы. Лень. Редька. Козлик. В маки. В клубок. Веночек. Заинька. Горох. Березка. Козынька. Хмель. Челнок. В репку. Ленты тянутся. Вербочка. В чечетку. Ваня-казачок. Иголка и нитка. Тополек. Воробей. Прятать венок. Селезень и утка. Дубок. Дрема. Березовые ворота. Кострома. Молчанка. (С. 152-193).
    ПРИМЕЧАНИЯ. Сведения об исполнителях (С. 217-222).


    В фондах Российского Государственного Военно-исторического архива в Москве и Государственного архива Краснодарского края хранятся документы о жизни и деятельности известного генерала Русской императорской армии Вячеслава Григорьевича Науменко (1883-1979). Исторические документы рассказывают о нём, как о блестящем офицере и известном боевом генерале периода Первой мировой войны.

    В.Г.Науменко происходил из семьи войскового старшины станицы Петровской Кубанской области; дворянин, окончил Воронежский кадетский корпус, затем Николаевское кавалерийское училище в Петербурге. В 1903 году направлен на службу в 1-й Полтавский казачий полк, в 1911 году поступил в Военную академию, по окончанию которой направлен в Генеральный штаб. В начале Первой мировой войны служил в 1-й Кубанской казачьей дивизии, принимал участие в боях с августа 1914 по январь 1917 года, был награждён боевыми орденами и Георгиевским оружием.

    В ноябре 1917 года прибыл в г. Екатеринодар и был назначен начальником штаба, затем командующим войсками Кубанской области; участник 1-го и 2-го Кубанских походов. Честь освобождения Екатеринодара 2 августа 1918 года от большевиков принадлежит В.Г.Науменко и его Корниловскому конному полку.

    Блестящая служба Науменко в строевых частях, доблестное командование полком, бригадой и корпусом, успешная деятельность на посту начальника штаба, командующего войсками Кубанской области, члена Кубанского краевого правительства и походного атамана Кубанского казачьего войска закономерно выдвинули его в годы Гражданской войны в ряд крупных деятелей Белого движения.

    Ценнейшим источником по истории Гражданской войны на Юге России являются дневники генерала Науменко, которые он вёл с 1918 по 1953 годы. Дневники в 2000 году передала на хранение в Государственный архив Краснодарского края дочь генерала Наталия Вячеславовна Назаренко.1 Родилась Наталия Вячеславовна в августе 1919 года в г. Екатеринодаре, ныне проживает в русском монастыре Новое Дивеево, в штате Нью-Йорк (США).

    Всего коллекция дневников В.Г.Науменко состоит из 42 тетрадей. Тематически содержание дневников можно условно разделить на 4 раздела. Первые дневники относятся к периоду Гражданской войны и эвакуации в Крым в 1918-1920 гг. Они написаны в основном карандашом, в походных условиях, текст на многих страницах уже угасает. Из боевых операций Добровольческой армии описаны бои за Екатеринодар в августе 1918 года, десант Улагая в августе 1920 года, Заднепровская операция осенью 1920 года.

    Второй раздел посвящён жизни и деятельности в 1920-1930-е годы в эмиграции – о. Лемнос, Сербия. Третий раздел – 1941-1949 гг. Описываются события Второй мировой войны, спасение Регалий Кубанского казачьего войска, организация перемещения казаков из Европы в США, Австралию и др. страны. Дневники четвёртого раздела содержат описания организации жизни и деятельности кубанского казачества в США.

    В дневниках, относящихся к периоду Гражданской войны, Науменко анализирует неудачи поражения Белой армии, взаимоотношения между отдельными личностями. Отрывки из этих дневников им были частично опубликованы в Сербии в 1924 году под псевдонимом В.Мельниковский.2

    Это девичья фамилия его матери, дочери войскового судьи Кубанского казачьего войска. Особое место в дневниках за 1920 год уделяется взаимоотношениям кубанских казаков и лично генерала Науменко с Главнокомандующим ВСЮР генералом П.Н.Врангелем. Каждая тетрадь дневников начинается с эпиграфа: «Что мои глаза видели, а уши слышали».

    В Екатеринодар генерал Врангель прибыл 25 августа 1918 года. В своих воспоминаниях он описал ситуацию в городе, в штабе командующего армией генерала А.И.Деникина, свое назначение командованием 1-ой Конной дивизией и первую встречу с Науменко в бою под станицей Темиргоевской Майкопского отдела 29 августа.

    Вот, что писал Врангель: «Из двух командиров бригад я имел прекрасного помощника в лице командира 1-ой бригады генерального штаба полковника Науменко, храброго и способного офицера».3

    Врангель, описывая бои и разгром Красной Армии на Кубани, многократно упоминает заслуги генерала Науменко, его талант и храбрость, называя его «достойнейшим и блестящим офицером», которого он представил к производству в генерал-майоры.4 В этот период генерал Науменко ведет большую организационную работу по созданию Кубанской армии, что не нашло поддержки со стороны главнокомандующего генерала Деникина.5

    Судя по дневникам Науменко, Врангель отрицательно относился к идее автономии кубанского казачества и созданию Кубанской армии. В апреле 1920 года он допустил крупную ошибку, когда он по требованию атамана Н.А.Букретова отдал приказ об отозвании от высших командных должностей в Кубанской Армии боевых генералов – Улагая, Шкуро, Бабиева и Науменко.

    Вот как эта ситуация изложена в дневнике Науменко: «10 апреля 1920 г. получил назначение прибыть в Сочи, куда приехал генерал Улагай и терский атаман. Здесь Улагай и Шкуро рассказали о положении дел. Атаманы Донской и Терский решили перевезти своих казаков в Крым. Улагай настаивал на переводе кубанцев, но Букретов категорически воспротивился этому, говоря, что, ни один кубанец не последует в Крым. Тогда Улагай отказался от командования армией и принял её на себя Букретов, который заявил, что армия Кубанская боеспособна, настроена отлично и готова воевать, но тормозят всё дело Шкуро, Бабиев, Науменко, присутствие которых в армии не желательно. Вследствие этого генерал Врангель отдал приказ об отозвании нас в его распоряжение. Причём Улагай добавил, что Букретов желает, чтобы бы мы выехали до его приезда в Сочи. Итак, мы, казаки – Улагай, Шкуро, Бабиев и я, не у дел, и нас заменили – Букретов, Морозов».6

    Для отозванных Врангелем в Крым генералов, как и для всей армии, это явилось полной неожиданностью. Армия была обезглавлена.

    В Севастополь В.Г.Науменко добирался на английском корабле. «Пришли в Ялту, - записывает в дневнике Вячеслав Григорьевич, - 14 апреля вечером. Ночевали в море. Вечером вынесли на палубу граммофон, который играл какие-то странные танцы, и англичане танцевали. В 11 вечера ужинали, но наших офицеров на этот ужин не пригласили. Впечатление от этой поездки у меня самое неприятное. Нас, русских, англичане не ставят ни во что. Не знаю, как я буду чувствовать за границей, а поехать туда придётся.

    В Ялте остановился на Бульварной улице, дом, 6. Ялту видел мало, но произвела хорошее впечатление. 17-го в 8.30 пришли в Севастополь. Первый кого я встретил, был генерал Шаталов. Он рассказал о положении дел, и, между прочим, сказал, что у Романовского после его смерти найдены среди бумаг копии писем ко мне и одно из них показал. Значит, была слежка… Из всех разговоров вывел заключение, что единодушия в штабе нет и что уверенности в том, что Крым будет удержан, также нет. Убеждаюсь, что помощь союзников даёт мало. В бухте масса нейтральных кораблей, но всё это больше любопытные».7

    В Севастополе, встретившись с генералами Шкуро, Бабиевым и офицером своего штаба Тобиным, Науменко узнал о событиях 17-19 апреля в Адлере и сдаче атаманом Букретовым и генералом Морозовым Кубанской армии в количестве 34 тыс. казаков большевикам. Сам Букретов сбежал в Грузию, передав атаманскую булаву Председателю Краевого правительства В.Н.Иванису. «К всеобщему удивлению, – писал Науменко, – генерал Врангель принял Иваниса в Крыму очень любезно».8

    Из дневника Науменко: «Тобин говорил, что после сдачи красные немедленно отделили казаков от офицеров, приказали бросить оружие, а потом начали всех грабить. Казаки возмутились, началась драка, в результате часть казаков села на лошадей и ушла. Букретов и красные старались скрыть от казаков прибытие транспортов, вследствие чего многие желающие погрузиться остались. Возмутительнее всех вёл себя Морозов, который ездил на переговоры с большевиками с красным бантом на груди. Так закончилась борьба кубанцев на Кавказе. Казаки проданы Букретовым, Морозовым и теперь ясно, что главнокомандующий сделал большую ошибку, поддавшись на хитрости Букретова. Только мы уехали, начались переговоры о мире, и сбитых с толку казаков некому было поддержать».9

    В дневниковых записях за 17-18 апреля 1920 года приводятся описания встреч Науменко, как с кубанцами, так и офицерами штаба Врангеля, записаны рассказы очевидцев о трагической гибели Кубанской армии. Описана первая встреча с Врангелем, которая состоялась 18 апреля: «Вечером был у Врангеля, но он просил зайти завтра в 7 часов вечера, так как разговор предстоит длинный, а время его расписано по часам. Он меня спросил, получал ли я его письмо, в котором он сообщает мне об его отъезде за границу. Не получил. Очевидно, оно, как и последнее письмо Шатилова, перехвачено агентами Романовского. После Врангеля был у полковника Данилова, который рассказал мне об отозвании нас в распоряжение главнокомандующего и том, что в то же время было дано распоряжение атаманом о воспрещении кому бы ни было из членов армии уезжать с нами. Это произвело удручающее впечатление, так как много офицеров и казаков собирались уехать с нами в Крым».10

    На следующий день состоялся обстоятельный разговор Врангеля и Науменко: «Только что вечером 19 апреля вернулся от генерала Врангеля. Он предложил мне занять штабную должность, но я попросил дать мне возможность побывать дома. На мои слова, что в случае тяжёлого положения семьи я предполагаю перевезти её сюда, он сказал, что это опасно. Относительно кубанцев – его предложения перевести их сюда, сорганизовать и месяца через два перебросить на Таманский полуостров. Генерал Врангель верит в восстание на Кубани, но я считаю, что сейчас оно невозможно. Выступление возможно в июле или августе, т.е. после уборки хлеба, который большевики пожелают социализировать. Рассказал мне Врангель о своих разговорах с Букретовым, он постоянно жаловался на кубанских генералов, что мы помеха всему. Врангель находит, что сейчас время выбросить Букретова из атаманства и принять эту должность мне. Я категорически отказался».11

    Вечером, 22 апреля в Севастополь прибыл генерал Бабиев, который подробно изложил события сдачи Кубанской армии: «С этими сведениями, - продолжает Науменко, - мы втроём, Богаевский, Бабиев и я, пошли к Врангелю. Он принял нас немедленно и сказал, что получил сведения об этом от англичан и что положение далеко не так плохо, что лучшие части в числе 9 тыс. человек плывут в Феодосию, часть казаков ушла в Грузию, часть в горы и на Красную Поляну и лишь незначительная сдалась большевикам (34 тыс.) – это незначительная часть! Здесь мы обсудили вопрос, как быть дальше и решили, возможно, скорее сорганизовать кубанцев».12

    Летом 1920 года Науменко принял участие как командир 2-го корпуса в неудавшемся десанте генерала Улагая на Кубань. Из дневника: «Мы ушли с Кубани 24 августа в 6 часов вечера, забрав всё что можно. Оставили несколько сот повозок и до 100 лошадей, для которых не было места на судах. Потеряли мы около 3000 человек (700 убитыми, остальные раненые). Пришли с Кубани в составе больше, чем ушли. Людей было 14000, стало 17000. Лошадей было 4 тысячи, стало около 7. Пушек было 28, стало 36. Из Ачуева войска перевезли в Керчь, Бабиева направили в Северную Таврию, Кубанское правительство – в Феодосию. Филимонов немедленно уехал в Болгарию. 27 августа выехал из Керчи в Севастополь. Утром был у Врангеля. Принял любезно, но с озабоченным видом. Главную причину неудачи на Кубани он приписывает неправильным действиям Улагая. Я с ним не согласился и указал на то, что главнейшей причиной считаю неудовлетворительную подготовку со стороны штаба главнокомандующего».13

    В дневниковых записях приводится довольно много примеров, свидетельствующих о честолюбии Врангеля и его неискренности как в отношении генерала Науменко, так и вообще к кубанским казакам. Так, в сентябре 1920 года Науменко с большим разочарованием и горечью писал о политике Врангеля: «Обдумав положение кубанского вопроса и отношение к нему главного командования, пришёл к выводу, что Иванис главному командованию выгоден, при нём они надеются взять казачество в свои руки. Обращают внимание подробности: Улагая держат в тени, Ткачёва как атамана считают совершенно невозможным. Меня к делу организации не допускают».14

    В ноябре 1920 года В.Г.Науменко, раненный в последних боях на Днепре, был эвакуирован в Сербию. Тем временем на острове Лемнос, 19 ноября, где были сосредоточены до 18 тыс. казаков, собрались все наличные члены Рады, и кубанским атаманом был избран генерал Науменко. Об этом ему телеграфировал участник Лемносской Рады Д.Е.Скобцов. Запись в дневнике: «Сегодня получил телеграмму Скобцова об избрании меня в атаманы. Придётся согласиться, так как в такое тяжёлое время отказаться нельзя. Кубанцы совсем в загоне».15

    В январе 1921 состоялось 10 встреч генерала Врангеля и Науменко, во время которых Врангель выдвигал такие варианты устройства казачьих войск, которые с точки зрения Науменко могли только распылить казачество. Каждое совещание у Врангеля заканчивалось требованием ввести в предложенную Науменко декларацию о Союзе трех казачьих войск – Дона, Кубани и Терека, руководящую роль главнокомандующего. В.Г. Науменко отметил в дневнике, «что, будучи талантливым командующим, он удивительно легкомыслен в остальном». На одном из совещаний в Константинополе в январе 1921 года, обсуждая неудачи десанта Улагая на Кубань, Врангель сказал: «Это к лучшему, после этой неудачи казаки должны понять, что они ничего не могут сделать. Следующий десант он подготовит иначе и побольше частей не казачьих».16

    В 1921 году кубанские казаки, более 12 тысяч, были перевезены с острова Лемнос в Югославию, а оттуда они расселились по многим странам.

    1923 году произошёл окончательный разрыв между Науменко и Врангелем. Науменко записал слова Врангеля по поводу взаимоотношений с кубанскими казаками: «В этом вопросе пусть нас рассудит история».17

    По воспоминаниям дочери В.Г.Науменко, он в 1923-1924 гг. вёл переписку с П.Н.Врангелем, в которой обсуждались вопросы неудач и поражений в период Гражданской войны, о судьбе казачества в эмиграции. Письма в 1979 году были переданы Наталией Вячеславовной на хранение в Кубанский войсковой музей, который находится в штате Нью-Джерси. К сожалению, найти их автору не удалось. По всей видимости, письма в музее не сохранились. По воспоминаниям Наталии Вячеславовны, Науменко ещё в России резко выступал против идеи Врангеля оставить большую часть казаков в 1920 году на Кубани для организации ими сопротивления и восстаний. В эмиграции Науменко также выступил против засылки в Советскую Россию выпускников военных учебных заведений, где они практически все погибали.

    Генерал Науменко и его семья с честью и достоинством пронесли имя русского гражданина все годы эмиграции, как в Сербии, так и в США. Науменко не принимал подданства тех государств, в которых он проживал в изгнании, хотя ему неоднократно это предлагали. Ответ был всегда один – «я родился и служил России, и умру русским гражданином». В эмиграции атаман был не только известным общественным деятелем, писателем, издавал Кубанский литературный и исторический сборник, но и создал казачьи музеи в Белграде и Нью-Йорке, где хранились казачьи регалии и реликвии.

    Исследователи, историки, биографы и современники отмечают огромную роль Науменко в сохранении российских военно-исторических традиций кубанским казачеством в изгнании. Документы архивов русской эмиграции, за рубежом, так и в Российской Федерации, свидетельствуют о том, что В.Г.Науменко всегда был сторонником единой и неделимой России и вёл непримиримую борьбу с самостийным движением в эмиграции.

    На страницах дневников и воспоминаний остались горечь поражений, печаль о покинутой России, споры и разногласия этих двух генералов русской армии, которые так и не смогли объединить свои усилия в борьбе с большевиками.

    От редактора

    Сборник «Жаворонушки» составлен молодым увлеченным собирателем фольклора Г Науменко, который предлагает читателю свои записи-наблюдения в особой области русского народного творчества, связанной с детьми. Г Науменко уже несколько лет выезжает в летнее время в разные области и районы РСФСР (Смоленскую, Калужскую , Калининскую, Ивановскую, Московскую). Часть записей сделана им в районах севера (Муезерском и Медвежьегорском районах Карельской АССР). Записи производились им с 1962 г. по 1974 г. с помощью магнитофона и лишь небольшая их часть слуховые.

    Страница за страницей раскрывается в первой части книги светлый мир, окружающий ребенка с самой колыбели, любовь и внимание взрослых к малышам. А затем, во второй части, в произведениях самих детей раскрыто чисто детское восприятие окружающей жизни и непосредственный отклик ребятишек на те или иные явления природы.
    Непритязательные напевы, нередко простые повторяющиеся попевки или речитативные возгласы сочетаются с самобытным поэтическим языком многочисленных и жанрово-разнообразных произведений.
    Неизбежные при показе одного жанра или вида народного творчества интонационные повторы и близость ритмических формул компенсируются многообразием поэтических образов и возможностью проследить вариантные различия.

    При знакомстве с материалом следует учитывать особый характер исполнения — большую агогическую свободу (ускорения, ферма-то, переход с пения на говорок и т. п.).
    В сборнике нашли свое отражение устные произведения народного творчества, составляющие его наследие. Это наследие органично вплетается в жизнь современной советской деревни. В процессе своей работы автор сборника обращался к детям разного возраста. Ребятишки охотно спели собирателю современные школьные песни советских композиторов, неприхотливые по мелодии школьные частушки. Доверчиво раскрыли они и свои тайнички: поведали собирателю ю своих детских забавах и песенках по тому или иному случаю, которые не всегда удается увидеть и услышать взрослым, так как дети нередко застенчиво прячут от взрослых свои игры и забавы.
    Не претендуя на полное и систематическое освещение темы — «детское народное творчество», Г Науменко дает все же большой материал, который широко знакомит читателя с мало обследованной областью русского народного творчества и показывает некоторые из его разновидностей с напевами впервые (детские трудовые припевки, приговорки, скороговорки, считалки и др.).
    В сборнике делается также попытка объединить и в известной степени систематизировать по жанрам и видам собранный материал.

    Наряду с широко известными и детям и взрослым играми, сказками и детскими песенками в сборнике можно найти много нового и интересного: зааукивание грибов, ягод, цветов, подражание голосам птиц, скороговорки и т. п.
    Сборник адресован самому широкому кругу всех интересующихся русским народным творчеством. Он имеет определенную познавательную ценность и дает возможность его практического использования. Мы обращаем внимание на богатую поэтическую речь, яркий реализм и национальную самобытность скромных по напевам произведений, которые при добром внимании могут привлечь к себе и исследователя фольклора и работника детского сада, композитора и поэта, и руководителя детского коллектива самодеятельности.

    Науменко Георгия Марковича (1945, Москва) — фольклорист-музыковед, этнограф, писатель.

    Имеет музыкальное и педагогическое образование. Член Союза композиторов России. Всю творческую деятельность посвятил собиранию, изучению русского музыкального и поэтического фольклора. Наиболее активно ездил в творческие экспедиции в различные области и регионы России и записывал произведения народного творчества.

    Им издано более сотни книг и музыкальных сборников. В них опубликовано несколько тысяч произведений фольклора. Представляет большой интерес авторское творчество Науменко.

    Популярными у юных читателей являются его многочисленные, написанные в фольклорном стиле: сказки, страшилки, стихи для детей. Также он является автором фундаментальных научно-популярных, философских, религоведческих и эзотерических книг: «Тайны сознания»; «Инопланетяне и земляне»; «Все об НЛО»; «Явное о тайном. Наука о рождении, деяниях, воскресении Христа»; «Великая тайна бытия»; «Пришельцы из прошлого».

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
    Каково значение кровеносной системы
    Разделка говядины: что выбрать и как готовить?