Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Наследие и последний приют леонардо да винчи в "долине королей". Лестница леонардо да винчи в замке шамбор Что посмотреть в замке

Леонамрдо ди сер Пьемро да Вимнчи (итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, 15 апреля 1452, село Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции -- 2 мая 1519, замок Кло-Люсэ, близ Амбуаза, Турень, Франция) -- великий итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, математик, физик, естествоиспытатель), яркий представитель типа «универсального человека» (лат. homo universale) -- идеала итальянского Ренессанса. Его называли чародеем, служителем дьявола, итальянским Фаустом и божественным духом. Он опередил своё время на несколько веков. Окружённый легендами ещё при жизни, Леонардо -- символ безграничных устремлений человеческого разума. Явив собою идеал ренессансного «универсального человека», Леонардо осмысливался в последующей традиции как личность, наиболее ярко очертившая диапазон творческих исканий эпохи. Являлся основателем искусства Высокого Возрождения.

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано близ Винчи: недалеко от Флоренции в «Три часа ночи» т.е в 22:30 (по современному отсчёту времени).

Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро и его возлюбленная, крестьянка Катерина. Первые годы жизни Леонардо провёл вместе с матерью. Его отец вскоре женился на богатой и знатной девушке, но этот брак оказался бездетным, и Пьеро забрал своего трёхлетнего сына на воспитание. Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать её образ в своих шедеврах. Жил он в это время у деда. В Италии того времени к незаконнорожденным детям относились почти как к законным наследникам. Многие влиятельные люди города Винчи приняли участие в дальнейшей судьбе Леонардо. Когда Леонардо было 13 лет, его мачеха умерла при родах. Отец женился повторно -- и снова вскоре остался вдовцом. Он прожил 67 лет, был четырежды женат и имел 12 детей. Отец пытался приобщить Леонардо к семейной профессии, но безуспешно: сын не интересовался законами общества.

Мастерская Верроккьо находилась в интеллектуальном центре тогдашней Италии, городе Флоренции, что позволило Леонардо обучиться гуманитарным наукам, а также приобрести некоторые технические навыки. Он изучил черчение, химию, металлургию, работу с металлом, гипсом и кожей. Помимо этого юный подмастерье занимался рисованием, скульптурой и моделированием. В мастерской часто бывали такие известные мастера, как Гирландайо, Перуджино, Боттичелли и Лоренцо ди Креди. Впоследствии, даже когда отец Леонардо принимает его на работу в свою мастерскую, он продолжает сотрудничать с Верроккьо.

В 1473 году, в возрасте 20 лет, Леонардо Да Винчи получает квалификацию мастера в Гильдии Святого Луки.

В возрасте 24 лет Леонардо и ещё трое молодых людей были привлечены к судебному разбирательству по ложному анонимному обвинению в содомии. Их оправдали. О его жизни после этого события известно очень мало, но, вероятно, у него была собственная мастерская во Флоренции в 1476--1481 годах.

В 1482 Леонардо, будучи, по словам Вазари, очень талантливым музыкантом, создал серебряную лиру в форме конской головы. Лоренцо Медичи послал его в качестве миротворца к Лодовико Моро, а лиру отправил с ним как подарок.

Леонардо присутствовал на свидании короля Франциска I с папой Львом X в Болоньи 19 декабря 1515 года. Франциск поручил мастеру сконструировать механического льва, способного ходить, из груди которого появлялся бы букет лилий. Возможно, этот лев приветствовал короля в Лионе или использовался во время переговоров с папой. В 1516 году Леонардо принял приглашение короля и поселился в замке Кло-Люсе, неподалёку от королевского замка Амбуаз. Здесь он провёл последние три года жизни со своим другом и учеником Франческо Мельци, получая пенсию порядка 10000 скудо.

Во Франции Леонардо почти не рисовал. У мастера онемела правая рука, и он с трудом передвигался без посторонней помощи. Третий год жизни в Амбуазе 67-летний Леонардо провел в постели. 23 апреля 1519 года он оставил завещание, а 2 мая скончался в окружении учеников и своих шедевров в Кло-Люсе. По словам Вазари, да Винчи умер на руках короля Франциска I, своего близкого друга. Эта малодостоверная, но распространённая во Франции легенда нашла отражение в полотнах Энгра, Ангелики Кауфман и многих других живописцев. Леонардо да Винчи был похоронен в замке Амбуаз. На могильной плите была выбита надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства».

Его основным наследником был Франческо Мельци: кроме денег, он получил картины, инструменты, библиотеку и др. Салаи и его слуге досталось по половине виноградников Леонардо.

Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник. Кроме того, не исключено, что Да Винчи мог быть и скульптором: исследователи из университета Перуджи -- Джанкарло Джентилини и Карло Сиси -- утверждают, что найденная ими в 1990 году терракотовая голова является единственной дошедшей до нас скульптурной работой Леонардо да Винчи. Однако сам Да Винчи в разные периоды своей жизни считал себя в первую очередь инженером или учёным. Он отдавал изобразительному искусству не очень много времени и работал достаточно медленно. Поэтому художественное наследие Леонардо количественно не велико, а ряд его работ утрачен или сильно повреждён. Однако его вклад в мировую художественную культуру является исключительно важным даже на фоне той когорты гениев, которую дало Итальянское Возрождение. Благодаря его работам искусство живописи перешло на качественно новый этап своего развития. Предшествующие Леонардо художники Ренессанса решительно отказывались от многих условностей средневекового искусства. Это было движения в сторону реализма и многое уже было достигнуто в изучении перспективы, анатомии, большей свободы в композиционных решениях. Но в плане живописности, работы с краской, художники были ещё достаточно условны и скованы. Линия на картине четко очерчивала предмет, и изображение имело вид раскрашенного рисунка. Наиболее условным был пейзаж, который играл второстепенную роль. Леонардо осознал и воплотил новую живописную технику. У него линия имеет право на размытость, потому что так мы её видим. Он осознал явления рассеяния света в воздухе и возникновения сфумато -- дымки между зрителем и изображенным предметом, которое смягчает цветовые контрасты и линии. В итоге реализм в живописи перешёл на качественно новую ступень.

Леонардо да Винчи (1452-1519) - великий итальянский художник и учёный,
яркий представитель типа "универсального человека"

Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (1452-1519), итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый и инженер. Основоположник художественной культуры Высокого Возрождения, Леонардо да Винчи сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо во Флоренции. Методы работы в мастерской Вероккьо, где художественная практика сопрягалась с техническими экспериментами, а также дружба с астрономом П.Тосканелли способствовали зарождению научных интересов молодого да Винчи. В ранних произведениях (голова ангела в “Крещении” Верроккьо, после 1470, “Благовещение”, около 1474, - оба в Уффици; так называемая “Мадонна Бенуа”, около 1478, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) художник, развивая традиции искусства Раннего Возрождения, подчеркивал плавную объемность форм мягкой светотенью, иногда оживлял лица еле уловимой улыбкой, добиваясь с её помощью передачи тонких душевных состояний.

Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях, исполненных в различных техниках (итальянский и серебряный карандаши, сангина, перо и др.), Леонардо да Винчи добивался, прибегая иногда к почти карикатурному гротеску, остроты в передаче мимики лица, а физические особенности и движение человеческого тела юношей и девушек приводил в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции.

В 1481 или 1482 Леонардо да Винчи поступил на службу к правителю Милана Лодовико Моро, исполнял обязанности военного инженера, гидротехника, устроителя придворных праздников. Свыше 10 лет он работал над конным монументом Франческо Сфорца - отца Лодовико Моро (глиняная модель памятника в натуральную величину разрушена при взятии Милана французами в 1500).

В миланский период Леонардо да Винчи создал “Мадонну в скалах” (1483-1494, Лувр, Париж; второй вариант - около 1497-1511, Национальная галерея, Лондон), где персонажи представлены в окружении причудливого скалистого пейзажа, а тончайшая светотень играет роль духовного начала, подчеркивающего теплоту человеческих отношений. В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие он выполнил стенную роспись “Тайная вечеря” (1495-1497; из-за особенностей примененной во время работы Леонардо да Винчи над фреской техники - масло с темперой - сохранилась в сильно повреждённом виде; в ХХ веке реставрирована), знаменующую собой одну из вершин европейской живописи; ее высокое этическое и духовное содержание выражено в математической закономерности композиции, логически продолжающей реальное архитектурное пространство, в ясной, строго разработанной системе жестов и мимики персонажей, в гармоничной уравновешенности форм.

Занимаясь архитектурой, Леонардо да Винчи разрабатывал различные варианты “идеального” города и проекты центрально-купольного храма, оказавшие большое влияние на современное ему зодчество Италии. После падения Милана жизнь Леонардо да Винчи прошла в непрестанных переездах (1500-1502, 1503-1506, 1507 — Флоренция; 1500 — Мантуя и Венеция; 1506, 1507-1513 — Милан; 1513-1516 — Рим; 1517-1519 — Франция). В родной Флоренции он работал над росписью зала Большого Совета в Палаццо Веккьо “Битва при Ангьяри” (1503-1506, не закончена, известна по копиям с картона), стоящей у истоков европейского батального жанра нового времени. В портрете “Моны Лизы” или “Джоконды” (около 1503-1505, Лувр, Париж) он воплотил возвышенный идеал вечной женственности и человеческого обаяния; важным элементом композиции стал космически обширный пейзаж, тающий в холодной голубой дымке.

К поздним произведениям Леонардо да Винчи относятся проекты памятника маршалу Тривульцио (1508-1512), алтарный образ “Святая Анна и Мария с младенцем Христом” (около 1507-1510, Лувр, Париж), завершающий поиски мастера в области световоздушной перспективы и гармонического пирамидального построения композиции, и “Иоанн Креститель” (около 1513-1517, Лувр),

где несколько слащавая двусмысленность образа свидетельствует о нарастании кризисных моментов в творчестве художника. В серии рисунков с изображением вселенской катастрофы (так называемый, цикл с “Потопом”, итальянский карандаш, перо, около 1514-1516, Королевская библиотека, Виндзор) раздумья о ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими представлениями о цикличности природных процессов.

Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи являются его записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), отрывки из которых вошли в “Трактат о живописи”, составленный после смерти мастера его учеником Ф.Мельци и оказавший огромное влияние на европейскую теоретическую мысль и художественную практику. В споре искусств Леонардо да Винчи первое место отводил живописи, понимая ее как универсальный язык, способный воплотить все многообразные проявления разумного начала в природе. Облик Леонардо да Винчи был бы воспринят нами односторонне без учета того, что его художественная деятельность оказалась неразрывно связанной с деятельностью научной. В сущности, Леонардо да Винчи представляет в своем роде единственный пример великого художника, для которого искусство не было главным делом жизни.

Если в молодости он преимущественное внимание уделял живописи, то с течением времени это соотношение изменилось в пользу науки. Трудно найти такие области знания и техники, которые не были бы обогащены его крупными открытиями и смелыми идеями. Ничто не дает такого яркого представления о необычайной универсальности гения Леонардо да Винчи, как многие тысячи страниц его рукописей. Содержащиеся в них заметки в сочетании с бесчисленными рисунками, придающими мысли Леонардо да Винчи пластическую овеществленность, охватывают все бытие, все области знания, являясь как бы нагляднейшим свидетельством того открытия мира, которое принес с собой Ренессанс. В этих результатах его неустанной духовной работы явственно ощущается многоликость самой жизни, в познании которой художественное и рациональное начала выступают у Леонардо да Винчи в нерасторжимом единстве.

Как ученый и инженер он обогатил почти все области науки того времени. Яркий представитель нового, основанного на эксперименте естествознания Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике, видя в ней главный ключ к тайнам мироздания; его гениальные конструктивные догадки намного опередили современную ему эпоху (проекты прокатных станов, машин, подводной лодки, летательных аппаратов). Собранные им наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных сред на окраску предметов привели к утверждению в искусстве Высокого Возрождения научно обоснованных принципов воздушной перспективы. Изучая устройство глаза, Леонардо да Винчи высказал правильные догадки о природе бинокулярного зрения. В анатомических рисунках он заложил основы современной научной иллюстрации, занимался также ботаникой и биологией.

И как контраст с этой полной высшего напряжения творческой деятельностьюжизненная судьба Леонардо, его бесконечные скитания, связанные с невозможностью найти в тогдашней Италии благоприятные условия для работы. Поэтому, когда французский король Франциск I предложил ему место придворного живописца, Леонардо да Винчи принял приглашение и в 1517 году прибыл во Францию. Во Франции, в этот период особенно активно приобщавшейся к культуре итальянского Возрождения, Леонардо да Винчи был окружен при дворе всеобщим почитанием, носившим, однако, скорее внешний характер. Силы художника были на исходе, и через два года, 2 мая 1519 года, он скончался в замке Клу (близ Амбуаза, Турень) во Франции.

Признание
пользователей

Франция — страна королей. Короли были, конечно, и в других странах, а в некоторых монархия сохранилась до сих пор, и это несмотря на революции и войны, ставшие причиной исчезновения с географических карт некогда могущественных империй. Во Франции монархия не сохранилась. Наоборот, народ поступил с ней жестко, гильотиной наказав за «если нет хлеба, пусть едят пирожные».

5


Украшение камина в замке Амбуаз (флигель Карла VIII)

И все же, когда мы говорим «король», «королева», «королевский замок», вспоминаем прежде всего Францию. И не только потому, что во Франции монархия достигла своего абсолюта (лучше Людовика XIV об этом сказать нельзя: «Государство — это я»), но и потому, что французы со свойственной им тягой к пышным церемониям, красивым жестам, одеждам и речам имели самый блестящий в Европе двор, на который остальные монархии смотрели с завистью. Резиденции и сады французских королей, их манеры, придворный этикет со всеми его сложными ритуалами пытались копировать, перенести в другие страны, приладить к другим королям. Но, как правило, получалось только бледное подобие — за французами, придумавшими моду , угнаться было невозможно.

Однако не сразу Франция стала задавать тон остальной Европе. В Средние века это была дремучая страна с необразованным населением, раздираемая феодальными разногласиями и конфликтами с соседними странами. Толчком для комплексного преображения Франции, развития ее искусства, архитектуры, изящной словесности стало итальянское Возрождение. Все началось не совсем красиво — с вторжения на итальянские земли и захвата некоторых итальянских княжеств (вплоть до XIX века Италия не была единой страной). Из многочисленных итальянских походов французские короли принесли самое главное — свежие мысли и новые идеи относительно того, как должна выглядеть королевская резиденция.

Короли стали приглашать итальянских мастеров для перестройки и обустройства своих многочисленных замков, большинство из которых в то время находились в долине реки Луара. Одним из таких мастеров стал Леонардо да Винчи, приехавший во Францию по личному приглашению Франциска I.

Так долина Луары (или долина королей, как ее еще называют) оказалась последним пристанищем величайшего гения в истории человечества. Здесь он провел последние годы своей жизни, здесь он и похоронен.

11


Замок Амбуаз и часовня Святого Губерта (слева), где находится могила Леонардо да Винчи

5


Замок Кло-Люсе, где Леонардо провел последние годы своей жизни - с 1516 по 1519 гг.

В рамках своего мини-тура по долине Луары я не могла пропустить Амбуаз, где находятся два замка, связанных с именем Леонардо да Винчи. Из Блуа , где я провела два дня, один из которых посвятила Шамбору, Шеверни и Борегару , я отправилась на электричке в Амбуаз. Но, несмотря на ранний утренний приезд, не успела на автобус до самого романтичного из замков долины Луары — Шенонсо. На самом деле, это было даже к лучшему, потому что у меня оставались силы на спокойный осмотр замков в Амбуазе — королевской резиденции и Кло-Люсе.

Амбуаз, как и Блуа, — небольшой городок (всего 12 000 жителей), раскинувшийся на оба берега Луары. Так как вокзал SNCF в Амбуазе находится на левом берегу реки, то, чтобы попасть в старый город, где находятся замки, нужно пройти последовательно по двум мостам через Луару. Почему по двум? Дело в том, что по центру реки находится довольно крупный остров Иль д’Ор (Золотой), который как бы и разбивает мост на две части.

С моста видна главная достопримечательность Амбуаза — замок Амбуаз. В отличие от замка в Блуа, Амбуазский замок не имеет во французском языке приставки Royal (королевский), хотя в принципе право на это имеет. В стенах замка родился и умер король Карл VIII. Вездесущий Франциск I (тот самый, что строил замки в Блуа и Шамборе и пригласил да Винчи во Францию) провел в Амбуазе детство и очень любил этот замок, где неоднократно останавливался уже в зрелом возрасте.

9


Замок, окруженный довольно мощными фортификационными башнями и стенами, находится на холме и возвышается над остальной плоскостью города. Это место было выбрано совершенно не случайно. В Средние века здесь находилась стратегически важная переправа через Луару, которую проще всего было контролировать именно с такой возвышенности.

Амбуазский домен достался королям из династии Валуа очень просто: владельцев обвинили в государственной измене, а имущество конфисковали.

11


Не успев на автобус до Шенонсо, я отправилась в замок Амбуаз. Как и в Шамборе, взяла аудиогид на русском языке. У того и другого замка — довольно обширная территория, многочисленные покои многочисленных королей и других исторических личностей, поэтому аудиогид необходим как воздух — иначе ходишь бесцельно и бездумно словно китайский болванчик.

Королевские покои в Амбуазском замке строились в основном при жизни короля Карла VIII, который родился в Амбуазе и был сентиментально привязан к месту, где прошло его детство. Именно он привез с собой из итальянских походов итальянских мастеров — художников, инженеров, зодчих, которые приложили руку к устройству новой королевской резиденции, имеющей ренессансные черты.

Самое обидное, что король в ней так и не пожил. Ударившись головой о притолоку отхожего места здесь же, в Амбуазе, Карл VIII получил сотрясение мозга и через 9 часов банально умер, не приходя в сознание. Карлу было всего лишь 28 лет и после себя он не успел оставить наследников. Так королем стал Людовик XII из орлеанской ветви Валуа, который перенес резиденцию в обожаемый им Блуа .

Как сказали бы в наше время, это была заявка на получение премии Дарвина за самую нелепую смерть.

Но прежде, чем отправиться осматривать королевские покои, я посетила главное, ради чего, собственно, и приехала в Амбуаз. Место, где (предположительно) находятся останки Леонардо да Винчи, — часовня Святого Губерта (Сен-Убер). Интересно, что часовня построена все при том же Карле VIII по просьбе его жены Анны Бретонской. Однако, в отличие от королевских покоев, часовня выполнена в стиле пламенеющей готики с ее чрезмерным вниманием к деталям, избыточностью башенок и каменных украшений.

6

Вот такие симпатяшки-гаргульи (непременный элемент любого готического здания) украшают часовню.

3


Перед входом в часовню на портале фасада снизу изображены чудеса Святого Губерта (покровителя охотников, поэтому он всегда изображается с животными), а сверху — Дева Мария с младенцем Иисусом на руках, по бокам от которых скромненько так помещены коленопреклоненные Карл VIII и Анна Бретонская.

7


Внутри часовня чем-то напомнила интерьер собора Саграда Фамилия. Понятно, что сравнивать их на самом деле нельзя — разные люди создавали эти здания в разные эпохи и с разным замыслом. Но все же именно о Саграде Фамилия я вспомнила, когда увидела тончайшее каменное кружево и витражи часовни Святого Губерта.

3


2


Витражи относятся к 18-19 вв. и изображают сцены жизни Святого Людовика.

5


Самое главное, ради чего стоит приехать в Амбуаз, потратить деньги на входной билет в замок, подняться на холм и зайти в часовню — это увидеть место, где покоятся останки величайшего гения, когда-либо жившего на земле. Леонардо да Винчи.

На табличках над его могилой написано на французском и итальянском, что умер он в Кло-Люсе 2 мая 1519 года. Похоронен в замке Амбуаз в церкви Святого Флорентина, разрушенной в 1807 году. Останки перенесены в часовню Святого Губерта в 1863 году.

В действительности достоверно неизвестно, кто именно покоится под могильной плитой. Одна из тайн истории, которую французские власти не спешат раскрыть, ведь тогда, скорее всего, выяснится, что это вовсе не да Винчи, а кто-то другой. Детектив, по которому можно смело снимать фильм о поисках истинных останков великого флорентийца.

Дело в том, что некоторое время Амбуазский замок был в центре бушевавших в XVI веке во Франции религиозных войн между католиками и гугенотами. В городе царила разруха и беззаконие. Кладбище, где был похоронен да Винчи и представители знати, было разорено, так как мародеры забирали себе все ценное, что только можно, вплоть до крышек гробов, из-за чего кости перемешивались. Позже, уже во времена Бонапарта, его ставленник, получивший во владение Амбуаз с условием восстановления, так «довосстанавливался», что окончательно разобрал и разрушил церковь Святого Флорентина. Позже кости Леонардо да Винчи были отобраны из общей кучи практически наугад, по тем приметам, что художник был рослым человеком с крепким телосложением.

Жаль, что сегодня мы в точности не знаем, где находятся настоящие останки гения — Франция не спешит отдавать на экспертизу то, что лежит под могильной плитой в часовне Святого Губерта. Что мы знаем в точности, так это то, что последние годы своей жизни да Винчи провел здесь, в Амбуазе, в окружении учеников, и занимался тем, что ему нравилось гораздо больше живописи — инженерным делом и проектированием.

Но вернемся обратно на площадку замка. Еще одна причина, по которой все-таки стоит потратиться на входной билет и посетить Амбуазский замок, — это возможность осмотреть окрестности.

С высоты замкового холма весь город как на ладони. Немного однообразный сверху — все эти крыши графитового цвета наводят тоску…

7


Зато вполне симпатичный вблизи. В городе множество интересных кондитерских, шоколадных и ресторанчиков, где приятно провести вечер за бокалом местного туреньского.

5


Самая знаменитая кондитерская в городе. Упоминается во всех путеводителях по Амбуазу

Хорошо видна с замкового холма и главная и старейшая церковь города — Сен-Дени, построенная в романском стиле.

5


Но, самое главное с точки зрения жителя средневековой крепости, отлично просматривается стратегически важная переправа через Луару.

В наши дни, конечно, переправа, как и толстые мощные стены замка, утратила военное значение. Да и вообще Луара в век автомобилей и самолетов утратила свое значение — в качестве водной артерии, соединяющей север и юг страны.

2


Гаргульи - вечные стражники переправы на башне Юрто

В наши дни по реке плавают только декоративные лодочки для увеселения туристов. А раньше по ней плыли огромные баржи, груженные вином, хлебом и лесом.

8


После посещения часовни Святого Губерта и осмотра окрестностей я отправилась в королевские покои — относительно небольшое здание (не сравнить по размаху и масштабу с всего-то охотничьей резиденцией Шамбор Франциска I!), которое считается одним из первых во Франции, относящихся к ренессансному стилю.

4


2


Вид из башни Миним ("Малыши"), где располагались комнаты королевских детей, на флигель Карла VIII с ложами в ренессансном стиле

Более других отношение к замку в Амбуазе имеет Карл VIII, по приказу которого и была построена сохранившаяся до нас резиденция. Также в строительстве замка участвовали Людовик XII (предпочитавший родовое гнездо Блуа) и Франциск I, который провел детство в Амбуазе, но в итоге перенес свой двор из долины Луары в Фонтенбло.

Амбуазский замок, как и другие королевские резиденции Валуа, был совсем не любим представителями следующей правящей династии — Бурбонами.

По моему впечатлению, Амбуаз довольно аскетично обставлен, по сравнению, например, с Шеверни . Но в истории Амбуаза было гораздо больше потрясений, так как он служил одной из арен борьбы католиков и протестантов, и его стены видели как многочисленные заговоры, так и кровавые расправы над мятежниками. Потом были безумства французской революции и безалаберность чиновников Республики…

В 19 в. после столетий запустения и невзгод замок возвращается орлеанской ветви Бурбонов, последних королей Франции, представители которой владеют Амбуазом до сих пор.

Еще одна достопримечательность Амбуазского замка — сад во французском «регулярном» стиле. Правильнее было бы сказать, «в итальянском», потому что идею такого сада французы снова позаимствовали у даровитых и щедрых итальянцев.

Сад был разбит еще при Карле VIII и, как и королевские покои Амбуаза, считаются первым «регулярным» садом во Франции, после чего мода на подобные сады распространилась повсеместно.

До Кло-Люсе я дошла, разумеется, не по подземному ходу, а по улочкам Амбуаза, о которых расскажу подробнее в другом отзыве, потому что есть там интересности, уникальные именно для этого города.

Кло-Люсе, разумеется, не такой помпезный, как королевская резиденция Амбуаз. И занимает он не стратегически выгодное положение над рекой и не возвышается над городом, а наоборот, сливается с ним, окруженный другими домами и особняками. Это даже не замок, а, скорее, усадьба с большой зеленой территорией и садом.

Но, на мой взгляд, Кло-Люсе в Амбуазе если не превосходит, то не уступает королевскому замку по посещаемости и популярности у туристов. Еще бы, здесь провел 3 последних года своей крайне насыщенной жизни величайший гений в истории человечества — Леонардо да Винчи.

Кло-Люсе, в отличие от Амбуазского замка, перешел Валуа на законных основаниях договора купли-продажи. Франциск I предоставил особняк в распоряжение Леонардо да Винчи с тем, чтобы держать великого мастера подле себя (дорога между замками занимает 10 минут неспешного шага).

Леонардо приезжает вместе с учениками во Францию уже в почтенном возрасте (64 года) и забирает с собой из Италии три своих полотна, одно из которых — несравненная «Мона Лиза» с ее загадочной улыбкой. Копии работ да Винчи, включая «Мону Лизу», украшают сегодня Гранд-саль (обеденный зал) замка.

Во Франции Леонардо занимался организацией придворных празднеств (причем у него уже имелся богатый опыт — в Милане Леонардо был распорядителем пиров и достиг в этом высокого уровня мастерства), архитектурными и инженерными проектами.

Нужно заметить, что в последние годы жизни его здоровье сильно пошатнулось, и он больше вдохновлял своими идеями других людей, нежели что-то создавал. На могильной плите да Винчи в церкви Святого Флорентина было начертано, что он «величайший художник, инженер и зодчий Французского королевства», хотя гений прожил во Франции лишь три года, тогда как с Италией был связан весь его жизненный путь.

После своей смерти итальянский мастер оставил поистине гигантское наследие. Всего лишь небольшая часть приходится на картины. Настоящий талант талантлив во всем — от литературы до музыки, от военного дела до искусства сервировки, и Леонардо этому самый яркий пример. В его наследии — чертежи механизмов, намного опережающих свое время вроде танка или аэроплана, нонсенса для по сути еще «темных» XV—XVI вв.

В подвале Кло-Люсе изобретениям да Винчи посвящена отдельная экспозиция, где эти изобретения были воссозданы по его макетам — как в реальных вещах, так и в 3D видеороликах, созданных компанией IBM, в которых объясняется принцип их действия.

В общем, часы в подвале да Винчи могут пролететь незаметно. Особенно, как мне кажется, будет интересно представителям сильного пола, которых обычно интересуют всякие технические и военные штуки.

Из книги Над пропастью во лжи автора Новодворская Валерия

Из книги Прощание славянки автора Новодворская Валерия

Из книги «Гнуснейшие из гнусных». Записки адъютанта генерала Андерса автора Климковский Ежи

Из книги Красный истребитель. Воспоминания немецкого аса Первой мировой войны автора Рихтхофен Манфред фон

ВО ФРАНЦИЮ Нам приказали погрузиться в поезд. Никто не знал, куда нас отправляют: на запад, восток, юг или север.Ходило много слухов, но большинство из них были фантазиями. У нас, однако, оказалось правильное предположение – на запад.Нам четверым предоставили купе второго

Из книги Домик на скале автора Воскресенская Зоя Ивановна

ПОСЛЕ ОТЪЕЗДА В этот день сестры Винстен сели обедать, как всегда, в два часа. Стол был сервирован по-преж-нему, меню было обычное для пятницы: гороховый суп, красная рыба с картофельным пюре. Размеренная жизнь в пансионе текла своим чередом, но сестрам было необыкновенно

Из книги Демократия в Америке автора де Токвиль Алексис

ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРЫМ СИСТЕМА ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВВЕДЕНА У ВСЕХ НАРОДОВ, А ТАКЖЕ ПРИЧИНЫ, ПОБУДИВШИЕ АНГЛОАМЕРИКАНЦЕВ ПРИНЯТЬ ЭТУ СИСТЕМУ Любая федеративная система имеет недостатки, которые законодатель не в силах преодолеть. -Сложность всякой

Из книги Александр Галич: полная биография автора Аронов Михаил

Хроника отъезда 1Утром 25 июня Александр Аркадьевич и Ангелина Николаевна навсегда покинули Советский Союз. Детально восстановить события этого дня помогают многочисленные свидетельства очевидцев.Драматург Леонид Зорин, живший с Галичем в одном доме, этажом выше, видел,

Из книги Синий дым автора Софиев Юрий Борисович

После отъезда 1Впоследствии Галич неоднократно говорил о вынужденности своего отъезда и в этой связи часто любил рассказывать историю из своего раннего детства, когда он жил еще в Севастополе. У него был приятель - еврейский мальчик по имени Моня. Однажды они залезли на

Из книги Фонвизин автора Люстров Михаил Юрьевич

ВО ФРАНЦИЮ! Генерал Потоцкий, ставший представителем Врангеля в Белграде, занялся выгодной коммерцией - он связался с рядом французских фирм и стал поставлять им русских рабочих. Среди русских беженцев поднялась безудержная агитация за переезд во Францию. Генерал брал

Из книги Жизнь Достоевского. Сквозь сумрак белых ночей автора Басина Марианна Яковлевна

Путешествие во Францию Причины, побудившие Фонвизина отправиться в августе 1777 года в свою вторую в жизни заграничную поездку, кажутся вполне очевидными: из его писем и мемуаров современников следует, что здоровье Екатерины Ивановны пошатнулось, ее мучит отвратительный,

Из книги Письменный стол автора Каверин Вениамин Александрович

Накануне отъезда Федору впервые в жизни предстояло совершить столь длительное путешествие. До десяти лет он из родной Москвы никуда не выезжал. Когда же ему исполнилось десять, отец его - штаб-лекарь Михаил Андреевич Достоевский - купил в Тульской губернии маленькую

Из книги Бетанкур автора Кузнецов Дмитрий Иванович

Из книги 10 гениев науки автора Фомин Александр Владимирович

ПРИЧИНЫ ОТЪЕЗДА С РОДИНЫ В 1808 году испанский инженер Августин Бетанкур (полное имя Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделярия Бетанкур-и-Молина) жил в Париже. Его отъезд из Испании был вызван несколькими причинами:первая - финансовые разногласия со всемогущим

Из книги Легендарные фаворитки. «Ночные королевы» Европы автора Нечаев Сергей Юрьевич

Жизнь Пифагора на Самосе и причины отъезда в Кротон Если есть достаточные основания полагать, что путешествия Пифагора - лишь плод фантазии его биографов, то отъезд ученого в италийский город Кротон около 531 года до нашей эры - событие вполне реальное. Диоген Лаэртий

Из книги Фердинанд Порше автора Надеждин Николай Яковлевич

Отъезд во Францию Перед тем как отплыть во Францию, Вирджиния побывала во Флоренции. Ей хотелось повидаться с матерью. Счастливый случай свел ее там с сорокалетним графом Бентивольо, который знавал ее еще ребенком. Она повисла у него на шее, как в детстве.Граф был

Из книги автора

70. Бегство во Францию Да, это было бегство. От тяжких законов оккупационных властей. От позора поражения. От щемящего чувства вины. От самих себя.Отправились в Париж, где у семейства Порше жило много друзей, и прежде всего Луи Рено. Пристроив машину в Штутгарте у одного из

Многие французские короли благосклонно относились к живописным землям долины Луары, возводя на них свои замки-резиденции. Но одно из этих зданий не является обычным, замок Кло-Люсе – это последний дом великого Леонардо да Винчи . Именно здесь, посетив Францию по приглашению Франциска I, художник провёл последние три года своей жизни. И сегодня небольшой замок из розового кирпича привлекает тысячи туристов не полётом архитектурной и дизайнерской мысли, а расположенным в нём музеем да Винчи.

Не одного хозяина сменили земли и строения в долине Луары. В древности здесь обосновалось галльское племя, в XII веке Гуго Амбуазский построил замок и преподнёс его в дар женскому монастырю, а позже территория принадлежала Этьену Лелу, достаточно состоятельному помощнику повара Людовика XI. В 1477 году он построил здесь небольшую усадьбу.


Значительные изменения произошли после того, как Карл VIII возжелал устроить в замке свою резиденцию и выкупил его за 3500 экю золотом. Художники, архитекторы и резчики по дереву превратили Кло-Люсе в королевский замок, как мы его видим. А для королевы Франции Анны Бретонской из белого песчаника здесь была сооружена капелла.


Ставший в последствие королём Франциском I, герцог Ангулемский с сестрой Маргаритой Наваррской в молодости часто проживали в замке. Именно здесь монарх и предложил пожить , прибывшему во Францию в 1516 году. Франциск I платил жалование в 700 экю каждый год, содержал штат прислуги, оплачивал бытовые нужды и покупал работы художника. Королю нравилось слушать его рассказы об архитектуре и живописи. По легенде, на встречи с Леонардо он приходил по тайному подземному переходу. В возрасте 67 лет художник умер в замке в окружении учеников и был похоронен в часовне королевского замка Амбуаз. А в Кло-Люсе был организован дом-музей Леонардо да Винчи .


Экскурсия в дом-музей начинается с подъёма в дозорную башню, с которой открывается вид на долину и замок Амбуаз. У входа туристов встречает сотрудница музея, переодетая служанкой художника. Хотя работы по воссозданию интерьера, проведённые Бернаром Витри, не полностью аутентичны, получить представление о последних годах да Винчи можно. Так, в спальне сохранился камин с королевским гербом и итальянская мебель, а в кабинете всё расставлено так, словно творец только вышел из комнаты и скоро вернётся. Далее следуют салоны, оборудованные в стиле XVIII века, которые служили да Винчи выставочными залами. А парадный зал в стиле Ренессанс поражает своим блеском.

Многие годы наследие Леонардо существовало только в виде схем, но теперь в музейную экспозицию входят ещё и коллекция макетов в парке. Прототипы вертолёта, самолёта, танка и парашюта, «подсмотренные» в будущем, Леонардо да Винчи поражают туристов своей схожестью с ныне существующими.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?