Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Александр архипенко работы. Скульптурный авангард александра архипенко

В 1906 году он переехал в Москву, а в 1908 – в Париж. Там в биографии Архипенко было положено начало развитию его кубической техники в скульптуре.

В 1910 году Александр открывает собственную школу искусств в Париже. В 1921 году он переезжает в Берлин, где так же учреждает школу. И наконец, в 1923 году Архипенко эмигрирует в Америку, в Нью-Йорк. Там он третий раз за свою карьеру основал школу.

В 1912 году в биографии Александра Архипенко была представлена новая техника скульптуро-живописи, разработанная в попытках объединить форму и цвет воедино. Тем не менее, главный вклад Архипенко в искусство 20 века состоит в том, что он работал над противоречивыми формами. Он осознал эстетическую ценность пустоты. Архипенко известен своими опустошенными формами с пробитыми отверстиями как дополнение к выпуклым массам. Такая скульптурная тенденция нашла отражение в следующих скульптурах: мраморная «Madonna», бронзовая «Woman Combing Her Hair» (1915, музей современного искусства, Нью-Йорк).

Архипенко работал также над резным пластиком, светящимся изнутри. Его близкие к абстракции фигуры принесли автору международную известность. Среди них «Torso in Space» (Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк), «Walking Girl» (музей Гонолулу), «White Torso» (Чикагский клуб искусств). Биография Александра Архипенко также был инженером, гончаром, учителем.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Сын профессора механики Киевского университета Порфирия Антоновича Архипенко; мать – Прасковья Васильевна Машова-Архипенко, дочь иконописца. В 1902, после колебаний между математикой и искусством, поступил в Киевское художественное училище, откуда спустя три года был исключен. Некоторое время посещал частную студию С. И. Светославского. До 1908 жил в Москве.

Весной 1909 через Берлин приехал в Париж и поселился в художественной колонии «La Ruche». Две недели проучился в Национальной школе изящных искусств, затем самостоятельно занимался в музеях, проявляя интерес к ранней готике, древней пластике Египта, Центральной Америки, Ассирии, Греции. В 1909 создал стилизованные скульптуры «Сидящий черный торс», «Адам и Ева», «Сусанна» и «Женщина», в которых сказалось увлечение архаикой. В 1910 снял мастерскую на Монпарнасе, в 1912 открыл художественную школу. Начал разрабатывать концепцию трехмерного кубизма, исполнил скульптуру «Медрано-1» – пример разложения пластической формы на простейшие геометрические объемы. В дальнейшем стал широко применять комбинации разнородных материалов (гипс, дерево, стекло, целлулоид, проволока); конструировал полихромные скульптуры: «Медрано-2», «Карусель Пьеро» и «Голова» (все – 1913; последней посвящено одноименное стихотворение Б. Сандрара). В 1914 исполнил скульптуру «Боксеры» – одно из наиболее абстрактных произведений пластики того времени.

Выставлялся в салоне Независимых (ежегодно в 1910–1914, 1920) и Осеннем салоне (1911, 1912, 1913, 1919); участвовал в выставках авангардистской группы «Золотое сечение» (Париж, 1912, 1913, 1914, 1920), выставке «Armory Show» в Нью-Йорке, 1-м Немецком весеннем салоне в Берлине, Международной выставке постимпрессионистов в Будапеште (все – 1913), групповых выставках в Риме, Праге, Амстердаме и Брюсселе. Провел совместно с Ле Фоконье выставку в музее Остхауз в Хагене (1912/13) и персональную выставку в галерее Der Sturm в Берлине (1913, в каталоге – текст Г. Аполлинера).

В 1914–1918 жил в Ницце. Разрабатывал «cкульптуро-живопись», основанную на комбинации трехмерной скульптуры с раскраской, цветным плоским фоном или обрамлением («Испанка», 1916; «Натюрморт с вазой», 1918). Исполнил цикл полуабстрактных плавно изогнутых торсов из металла и камня и серию женских фигур («Женщина, укладывающая волосы», 1915; «Стоящая фигура», 1916), в которых впервые использовал сквозные отверстия и ниши в качестве изобразительных элементов. Создал серию вертикальных вазообразных скульптур («Луч», 1918; «Ваза-женщина», 1919), в которых отразилось увлечение ранней готикой.

В 1919–1920 провел выставочный тур по городам Европы: Женева, Цюрих, Париж, Лондон, Брюссель, Берлин, Мюнхен, Роттердам, Гаага. В 1921 женился на немке, скульпторе Ангелике Шмитц (Angelica Schmitz, худож. псевдоним Gela Forster), и обосновался в Берлине, где открыл собственную школу. В том же году провел первую персональную выставку в Нью-Йорке, организованную Катрин Дрейер и Марселем Дюшаном под эгидой Анонимного общества (Société Anonyme). В Потсдаме вышла монография о художнике с текстом Ивана Голля и Теодора Дойблера.

В октябре 1923 вместе с женой приехал в США, поселился в Нью-Йорке и сразу же открыл художественную школу на Манхэттене, в которой с перерывами преподавал до 1946. В 1929 принял американское гражданство. В том же году приобрел землю в Бeарсвилле (Bearsville) около Вудстока, где к 1938 построил комплекс зданий для художественной школы и студии. Вел художественные курсы и школы в Лос-Анджелесе (1935), в Университете Вашингтона в Сиэтле (1935–1936), «Новый Баухаус» в Чикаго (1937), в Художественном институте Чикаго (1946–1947), Университете Миссури в Канзас-Сити (1950), Кармелевском институте искусств в Калифорнии (1951), Университете Британской Колумбии в Канаде (1956). Неоднократно совершал лекционные турне по американским колледжам и университетам.

В 1924–1927 разработал и запатентовал механизм для создания иллюзии движения нарисованных объектов с заданными быстротой и ритмом, названный им «архипентура»; впервые продемонстрировал его в 1928 на персональной выставке в Нью-Йорке (гал. Anderson, организована Société Anonyme). В 1940-е изготовил серию «светомодуляторов» – полупрозрачных плексигласовых скульптур, освещаемых изнутри. В разные годы создал реалистические скульптуры: «Повернутый торс», «Диана», «Идущая вперед», «Желание», «Меланхолия», несколько портретов жены, портреты св. князя Владимира, Тараса Шевченко, Ивана Франко (памятники-бюсты установлены в Кливленде), Т. Уайлдера, государственного секретаря США Ч. Хьюгенса, музыкантов В. Фуртвенглера и В. Менгельберга.

Участвовал в групповых выставках русских художников в Берлине (Van Diemen, 1922), Нью-Йорке (Бруклинский музей, 1923), Уилмингтоне (1932), Праге (1935), в российском отделе международных выставок в Венеции (в рамках ХII Международного биеннале, 1920), Филадельфии (1926), Нью-Йорке (1926/1927, Бруклинский музей). В 1927 передал скульптуру «Грация, или Величие красоты» в дар ГМНЗИ. В начале 1930-х участвовал в выставках Ассоциации независимых украинских мастеров искусства во Львове и подарил львовскому Национальному украинскому музею бронзовую скульптуру «Раздумье» (изъята из музея и утрачена в 1950-х).

В послевоенные годы получил признание как один из основоположников художественного авангарда. Удостоился престижных американских и европейских наград, был избран членом Международного института искусств и словесности (1953) и Американского национального института искусств и словесности (1962); его работы приобретались крупнейшими музеями мира. За 40 лет провел в США около 150 персональных выставок. В 1954 устроил ретроспективную выставку в галерее Ассоциации американских художников в Нью-Йорке, в 1955–1956 предпринял выставочное турне по Германии.

В 1957 овдовел. Спустя три года женился на своей ученице художнице Франсис Грей. В 1960–1963 исполнил последние крупные работы – бронзовые скульптуры «Царица Савская» (1961) и «Царь Соломон» (1963), а также серию абстрактных цветных литографий «Живые формы» («Les Formes Vivantes»).

Похоронен в Нью-Йорке на кладбище Вудлон (Woodlawn) в Бронксе. В 1967–1969 мемориальная выставка обошла многие города США. В 1986/87 выставки, посвященные 100-летию со дня рождения художника, состоялись в Национальной галерее в Вашингтоне и в Художественном музее Тель-Авива. В 2000 Ф. Грей основала Фонд Архипенко, призванный сохранять и пропагандировать наследие художника. При его поддержке действует Архивный и исследовательский центр Архипенко, расположенный в Беарсвилле.

Библиография:

* Бурлюк; ХРЗ; AI 2/43, 5/30, 6/40, 7/47, 8/48, 9/33, 10/32, 11/28, 12/32–33, 13/33, 14/33, 15/34, 16/19, 17/20, 18/24, 19/39, 20/31, 21/31, 22/26, 25/28, 27/32, 28/34; Cummings; Naylor.

Голубец M. Архипенко. Львiв, 1922 (на укр. яз.).

Сегал С. Архипенко // Сполохи (Берлин). 1922. № 5. С. 35-37.

Ответ Архипенко // Вещь (Берлин). 1922. № 3. С. 11–12, 14.

Косач Ю. Александр Архипенко: К 50-летию творчества мастера // Русская мысль (Париж). 1957. 7 мая (№ 1052).

Коротич В. Плексигласова мадонна самотностi: (Iз биографии О. Архипенка) // Вiтчизна. 1966. № 10. С. 175–185 (на укр. яз.).

Эренбург И. Г. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. М., 1966. С. 166–167.

Валериус С. Прогрессивная скульптура ХХ века. М., 1973. С. 286–291.

Архипенко А. Архипентура // К истории международных связей ГМНЗИ. 1922–1939 / Авт.-сост. Н. В. Яворская. М., 1978. С. 377–384.

Письма А. Архипенко к Б. Терновцу // Там же. С. 320–328.

Капитайкин Э. История одной коллекции // Русская мысль (Париж). 1987. 15 мая (№ 3673). С. 11.

Ковжун П. Александр Архипенко // Творчество. 1989. № 10. С. 18–20.

Сусак В. Александр Архипенко – «первый скульптор-экспрессионист»? // Русский авангард 1910–1920-х гг. и проблема экспрессионизма. М., 2003. С. 223–236.

Русский Париж. 1910–1960. ГРМ: Альманах. Вып. 35. СПб., 2003. С. 116–117 (илл.).

Американские художники из Российской империи: Альманах. Вып. 208. СПб., 2008. С. 264.

Азизян И.А. Александр Архипенко: Предвоенные парижские годы (1908-1914) // Искусствознание. 2008. № 2. С. 211-253.

Азизян И.А. Скульптурные картины и другие произведения Александра Архипенко военных лет // Искусствознание. 2010. № 1-2.

Азизян И. Александр Архипенко. М., 2010.

Alexander Archipenko. Berlin: Verlag der Sturm, 1913.

Archipenko-Album. Einfuhrungen von T. Daubler und I. Goll. Potsdam, 1921.

Raynal M. A. Archipenko. Rome, 1923.

The Archipenko Exposition of Sculpture and Painting in Ukrainian Pavilion at a Century of Progress. Chicago, 1933.

Alexander Archipenko: Fifty Creative Years 1908–1958 / Text by Archipenko and fifty art historians. New York, 1960.

Alexander Archipenko: A Memorial Exhibition 1967–1969: . Los Angeles, 1967.

Archipenko. International Visionary / Pref. by S. D. Ripley; Foreword by D. W. Scott; Essay by G. Habasque. Washington: Donald H. Karshan, 1969.

Archipenko: The American Years. 1923–1963. New York: B. Danenberg Galleries, 1970.

Karshan D. H. Archipenko: The Sculpture and Graphic Art / Including a print catalogue raisonné. Boulder Colo: Westview Press, 1975.

Michaelsen K. J. Archipenko. A Study of the Early Works. 1908–1920. New York: Garland Pub., 1977.

Archipenko: Sculpture, Drawings, and Prints. 1908-1963 / As collected, viewed, and documented by Donald Karshan. Danville; Ky.: Centre College in association with Indiana University Press, 1985.

Александр Порфирьевич Архипенко

Александр Архипенко родился в Киеве 30 мая (11 июня) 1887 года. Отец его, Порфирий Архипенко, будучи механиком, заведовал университетскими лабораториями и физическими кабинетами. Человек талантливый, автор многих мелких, с лёгкостью совершаемых изобретений, он постоянно усовершенствовал различные сложные механизмы. Эту тягу к изобретательству унаследовал и Александр.

Но наибольшее влияние на мальчика оказал его дед - Антон Архипенко. Он был художником, и Александр с детских лет перенял от него особую любовь к искусству из рассказов о великих мастерах мира, их жизни, успехах и славе. С детских лет познакомившись с искусством, Саша твёрдо решает посвятить себя ему.

В 1902 году Александр поступает в Киевскую художественную школу, где до 1905 года изучает живопись и скульптуру. В своём родном городе он получает основы художественного образования, а затем продолжает его в Москве. Здесь проходят его первые выставки. Формирование художественного мировоззрения Архипенко продолжается в Париже. Учась в Школе искусств, он штудирует старую скульптуру в музеях и одновременно показывает на выставках свои работы.

«Путь А. Архипенко, - пишет исследователь творчества скульптора Павел Ковжун, - воспитание и созревание таланта особенно интересны - уже хотя бы потому, что, помимо неустанного поиска своего самовыражения, он всегда был отважен до прагматизма. Архипенко вырос в полном смысле слова на новой художественной школе. С ранних лет он стремился завладеть материалом: уже в первых его работах проявляется натурализм, приметы стилевого лада, выходившие тогда у него из „архаики“. Устремления молодого художника показывали, что он искал язык сильный и убедительный, однако очень простой. Этот путь привёл А. Архипенко к глыбе. Он начал длительную борьбу с ней, пока не сделал её послушным субстратом, из которого умел добыть совершенно новую форму».

Уже в 1910 году, будучи ещё совсем молодым художником, Архипенко устраивает персональные выставки в Гааге и Берлине. К тому времени он оказывается в первых рядах борцов за новое искусство - принимает живое участие в парижской художественной жизни. Он примыкает к группе кубистов, где вводит в жизнь свои взгляды на искусство и творчество. Эта группа оказалась центром, генерировавшим новые революционные художественные идеи.

П. Ковжун пишет:

«Так начался значительный период в творчестве мастера, который и принёс ему мировую известность. Он тесно связан с его кубистическим методом. Ведь кубизм действительно в первую очередь - принцип строгой системы. Преобладание анализа над чувством, отмечаемое в кубизме, - это прежде всего лишь потребность в упорядочении. Если произведение стремится к упорядоченности, ясному строю - оно приближается к синтезу, а дальше уже слово за художником. Собственно, кубизм совершил главный переворот в современном искусстве тогда, когда научил строить образ: так и метод Архипенко в скульптуре научил строить форму и подвинуть пластику к неожиданным возможностям…

…Искусство Архипенко росло энергичными волнами. Он осваивал новаторские задачи одну за другой и шёл от успеха к успеху. Он создал индивидуальный метод и преобразил его собственным восприятием Именно тогда искусство Архипенко стало на грани гениальности. Его произведения достигли вершин художественной выразительности и мастерства, как наивысшего проявления индивидуальности. „Искусство не есть то, что мы видим - но лишь то, что мы имеем в себе самих“ - так говорит мастер, раскрывая этим свой взгляд на творчество, определяя суть своего творческого деяния как энергии активной, а не пассивной. Пассивным искусством является изобразительный подход (натурализм-реализм), активным - то, что строит новые формы, новые образотворческие возможности. Эти новые формы, новые возможности создавал Архипенко, подчиняясь внутренним творческим импульсам, говорил таким пластическим языком, который обладал своими средствами выражения, утончёнными для глубочайшего общения с теми, кто воспринимал новый мир творческого видения».

Так в 1912 году Архипенко отходит от кубистов. Он чувствует, что теория кубистов ограничивает его в творчестве и обрекает на некую формалистику.

В том же году скульптор основывает в столице Франции свою собственную школу, а затем совершает большое путешествие с выставкой своих работ по главным европейским художественным центрам - по Италии, Швеции, Франции, Германии, Чехословакии. И всюду работы Архипенко, а их было больше 65, пользуются большим успехом. Это был настоящий триумф украинского художника, привлёкшего к себе своим творчеством и смелыми исканиями всю Европу.

Не забывают о нём и на Украине: во Львове издаётся в 1922 году небольшая монография о творчестве художника, написанная М. Голубцом, а в 1923 году - большая монография со статьёй Ганса Хильдебрандта.

В начале двадцатых годов в столице Германии Архипенко вновь основывает школу, собирая вокруг себя немало учеников. Однако уже в 1923 году скульптор покидает Европу и переселяется на постоянное жительство в Америку. Школу с очень широкой художественной программой он открывает теперь в США.

В 1924 году он сконструировал так называемую подвижную живопись, известную под именем её создателя - «архипентура». Суть её в том, что при помощи сложного механизма приводились в движение узкие цветные полосы, создающие определённые композиции, меняя образы по замыслу автора. Позднее подобная скульптура получила название «мобили», а одним из самых ярких представителей её стал американец Александр Колдер-младший.

В США Архипенко устроил примерно тридцать своих выставок. Здесь Архипенко не только провёл свои последние годы (он умер в Нью-Йорке 25 февраля 1964 года), но и подвёл итог всей своей многолетней неустанной творческой работы. В последние годы его искусство достигло большой мужественности, решительности, крупных художественных форм.

Кроме скульптуры, Архипенко много занимался живописью. Цвет, тон никогда не оставляли равнодушным художника. Он первый ввёл раскрашенные плоскости в современную пластику - показал форму в цветовой интерпретации. Эта же тяга к цвету привела его к живописи. Творчество Архипенко-художника также оригинально выразительно, как и его скульптура. Большой, сильный мастер легко и бравурно чувствует и видит форму в цвете, гармонизируя её тональными аккордами.

К сожалению, нельзя назвать счастливой судьбу произведений мастера, с большим трудом всё же попавших на родину. Осенью 1935 года в собрание Львовского национального музея включили дар Архипенко - скульптуру «Ма. Раздумье» - одну их трёх композиций, объединённых под названием «Ма». Стараниями директора музея И. С. Свинцицкого позднее к ней были присоединены ещё девять полученных от автора произведений - две картины и семь рисунков.

Осенью 1936 года в музее Научного товарищества им. Т. Шевченко экспонировалась терракотовая композиция «Шевченко-пророк», переданная в коллекцию Национального музея позднее, в 1940 году.

Остальные произведения, в том числе скульптуры, бесследно исчезли в 1952 году во время беспримерной акции изъятия из музея и уничтожения многочисленного «идейно вредного, националистического» наследия. Остались одни лишь опубликованные в журнале «Мистецтво» и каталогах фотографии.

Из книги Энциклопедический словарь (Б) автора Брокгауз Ф. А.

Из книги Мысли, афоризмы и шутки выдающихся женщин автора

Эдит СИТУЭЛЛ (1887–1964), английская писательница Все некрасивое бренно, а прекрасное вечно – за исключением кожи. * * * Мне часто хочется выкроить время, чтобы поупражняться в скромности. Но все мое время занято мыслями о себе самой. * * * Для кого-нибудь каждый из нас зануда. * *

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СУ) автора БСЭ

Из книги Словарь современных цитат автора Душенко Константин Васильевич

Из книги 100 великих композиторов автора Самин Дмитрий

МАРШАК Самуил Яковлевич (1887-1964), поэт 140 Дама сдавала в багаж / Диван, / Чемодан, / Саквояж,Картину, / Корзину, / Картонку / И маленькую собачонку.«Багаж»

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века автора Новиков В И

МАРШАК Самуил Яковлевич (1887-1964); ХАРМС Даниил Иванович (1905-1942), поэты 168 Жили в квартире / Сорок четыре,Сорок четыре / Веселых чижа.«Веселые чижи»

Из книги Популярная история музыки автора Горбачева Екатерина Геннадьевна

Александр Порфирьевич Бородин (1833–1887) Александр Бородин родился 12 ноября 1833 года в Петербурге. Музыкой Саша начал заниматься с восьми лет и вскоре научился играть на флейте, фортепиано, а позднее и на виолончели. Сочинять мальчик начал едва ему исполнилось девять лет.А в

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Самуил Яковлевич Маршак Двенадцать месяцев драматическая сказка (1943)В зимнем лесу волк беседует с вороном, белки играют с зайцем в горелки. Их видит Падчерица, которая пришла в лес за хворостом и дровами (послала ее жестокая Мачеха). Падчерица встречает в лесу

Из книги Философия Науки. Хрестоматия автора Коллектив авторов

Александр Порфирьевич Бородин Александр Порфирьевич Бородин родился 31 октября 1833 года в Петербурге. Он был сыном князя и солдатской дочери. Поскольку мальчик был рожден вне брака, его записали сыном крепостных Порфирия и Татьяны Бородиных. Отцом же его был Лука

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

ЧИЖЕВСКИЙ Александр Леонидович (1897-1964) - историк, биолог, один основателей биофизики, структурной гематологии, космической эпидемиологии и космической биологии. Окончил Московский археологический институт (1917), учился на физико-математическом и медицинском факультетах

Из книги автора

АЛЕКСАНДР КОЙРЕ. (1882-1964) Александр Владимирович Койре (Коуr?). Койранский - французский философ и историк науки, родился в Таганроге, в 1908 году уехал учиться в Гёттенген, слушал лекции крупнейших ученых и философов Э. Гуссерля, Д. Гильберта, П. Дюгема и др. В Первую мировую

Из книги автора

МАРШАК, Самуил Яковлевич (1887–1964); ХАРМС, Даниил Иванович (1905–1942), поэты 310 Жили в квартире / Сорок четыре, Сорок четыре / Веселых чижа. «Веселые чижи» (1930) ? Маршак,

Александр Архипенко (30 мая 1887, Киев, Российская империя - 25 февраля 1964, Нью-Йорк, США) - российский и американский художник и скульптор украинского происхождения, один из основателей кубизма в скульптуре.

Биография Александра Архипенко

Родился в Киеве. Отец, Порфирий Антонович Архипенко, служил механиком при Киевском университете. Проучившись два класса в реальном училище Валькера, Александр в 1902 году перешел в Киевское художественное училище, из которого был отчислен в ноябре 1905 года за участие в ученической забастовке, вызванной началом революции 1905-1907 г.

В 1906 вместе с Александром Богомазовым организовал первую выставку своих работ в Киеве. В этом же году переехал в Москву, где продолжил образование в Московском училище живописи, архитектуры и скульптуры.

В 1909 году переехал в Париж. В 1909-1914 живёт в интернациональной колонии художников «Улье» (фр. La Ruche), в 1910 выставляется в Салоне Независимых вместе с А.Экстер, Малевичем, Пикассо, Браком, Дереном и др.

Первая персональная выставка - в Хагене (Германия, 1912). В 1921 открывает свою школу-студию в Берлине.

В 1923 переезжает в США, в 1929 получает американское гражданство.

В 1934 оформляет павильон Украины на выставке в Чикаго.

С 1937 преподавал в Новом Баухаусе.

Похоронен на кладбище Вудлон.

Творчество Архипенко

В 1912 году в биографии Александра Архипенко была представлена новая техника скульптуро-живописи, разработанная в попытках объединить форму и цвет воедино.

Тем не менее, главный вклад Архипенко в искусство 20 века состоит в том, что он работал над противоречивыми формами. Он осознал эстетическую ценность пустоты.

Архипенко известен своими опустошенными формами с пробитыми отверстиями как дополнение к выпуклым массам. Такая скульптурная тенденция нашла отражение в следующих скульптурах: мраморная «Madonna», бронзовая «Woman Combing Her Hair» (1915, музей современного искусства, Нью-Йорк).

Архипенко работал также над резным пластиком, светящимся изнутри.

Его близкие к абстракции фигуры принесли автору международную известность. Среди них «Torso in Space» (Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк), «Walking Girl» (музей Гонолулу), «White Torso» (Чикагский клуб искусств).

Работы Архипенко близки к кубизму, он активно использует в скульптуре «негативное пространство».

Произведения Архипенко представлены во многих крупных музеях Европы, США, Израиля. 12 его рисунков находятся в Государственном Эрмитаже.

Работы художника

  • Царь Соломон. 1963, Филадельфия
  • Мадона. Музей Иланы Гор, Яффа
  • Карл фон Вайнберг. 1961, Бронза. Франкфурт
  • Египетский мотив

Библиография

  • Karshan D.H. Archipenko: sculpture, drawings, and prints, 1908-1964. -Danville: Centre College; Bloomington: Indiana UP, 1985.
  • Alexander Archipenko, a centennial tribute. -Washington: National Gallery of Art; Tel Aviv: Tel Aviv Museum, 1986.
  • Азизян И. А. Первая волна скульптурного авангарда: Архипенко, Цадкин, Липшиц // Русский авангард 1910-1920-х годов в европейском контексте / Отв. ред. Г. Ф. Коваленко. - М.: Наука, 2000. - ISBN 5-02-011659-9 С.145-153.
Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?