Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

«Мужицкий» живописец: картины Питера Брейгеля-старшего. Питер брейгель старший картины Произведения брейгеля

Ноябрь в России – месяц памятный. В ноябре революция, та самая, Октябрьская, Великая. Долго отмечали. Теперь перестали. Со всем примирились, с чем-то согласились. Но почему, когда думаю о революции, мне так часто вспоминается Питер Брейгель Старший (Pieter Bruegel de Oude, ок. 1525 - 9 сентября 1569) . Он не понаслышке знал, что такое восстание и сумел отразить это в своих полотнах. Но хватит вступлений, приступим к рассказу.

Брейгеля с революцией роднит многое. Он тоже любил простой народ. За что и получил прозвище «Мужицкий». Только вот любил он то, за что не любят обычно. В его картинах почти всегда гротеск. Ему искренне нравились только дети, о взрослых он думал совсем иначе.

Странное дело, своим главным учителем он считал , даже карьеру художника начал с подделки его работ. Но Босха в раннем самостоятельном творчестве мастера было немного – Брейгеля больше интересовал реализм.

Рыночная площадь – особенное место в любом средневековом городе. Центр всей жизни, центр праздника. Для художника карнавал имел особенное значение. Ему нравилось, когда весь окружающий мир как будто вставал с ног на голову. Именно тогда можно было увидеть самую суть вещей.



Перед нами картина «Битва масленицы и поста». Пост проиграл. Это сплошная похвала глупости. Пьяные люди, калеки, нищие… Их мы видим в первую очередь. Только дети играют в игры, не обращая внимания на причуды взрослых. Люди уже выходят из церкви, выходят, чтобы присоединиться к оргии. Прямо по центру на бочке восседает толстяк. На его ногах – котелки, не голове – пирог. Забавный перифраз Иеронима Босха, его демона обжорства из триптиха «Сад земных наслаждений». У Босха демон пугает. У Брейгеля он смешон.

Смех – лучшее лекарство от страха смерти. А она совсем рядом, тоже тут, на площади, прямо в правом углу картины. Труп мужчины, скорее всего, погибшего от чумы. Его живот вздут, над ним кружатся мухи. Люди идут мимо, не замечают его, бросают милостыню в горшок, стоящий рядом с усопшим. Никто даже не понимает, что он уже мертв, что его смерть угрожает всему городу. Перед нами трагедия, но трагедия незаметная. Именно она больше всего интересовала Брейгеля.

Есть в такой трагедии что-то особенное. Когда она выставлена на показ, то ее все замечают, все видят. Но в этом равнодушном мире, по большей части, всем все равно. И это безразличие убивает. Как тут не вспомнить один эпизод из великого романа «Тихий Дон» Михаила Шолохова. Тот момент, когда к Григорию Мелехову приходят «красные»и один из них просто так убивает его собаку. Когда герой спрашивает, зачем он это сделал, тот отвечает, что ему все равно. Собака, человек, любая другая жизнь – цена всего один патрон. Один патрон – и не важно кто. Так и на картине «Икар» Брейгеля. Главного героя вы даже не видете.



Перед вами корабль, крестьянин, путник, рыбак, прекрасный пейзаж. А Икар у корабля – вон торчат его ноги. Он захотел взмыть в небо, научить людей летать. Но упал, а в итоге всем пофиг. Никто не пытается его спасти. Идти далеко, а корабль под парусами. Что там, еще один погиб, да какая разница, мало смертей что ли в мире?

Смертей много. Питер Брейгель сам это видел. Видел, с какими зверствами испанцы подавляли мятежи в своей колонии, как ни за что гибли тысячи людей в руках инквизиции. Это может свести с ума. И так родилась «Безумная Грета». Именно эту картину обычно вспоминаю я, когда думаю о любой войне.



Есть легенда (она в основе картины) про женщину, которая сошла с ума. В её жизни было слишком много горя. Умерли родные, сгорел дом. Она все сносила, но до той поры, пока не пропала её сковородка. Тогда Грета надела доспехи, взяла меч и пошла в Ад воевать с Дьяволом. Она слышала, что у него лучшие сковородки. Вот тут и пришло время Босха в жизни Брейгеля. Мы видим Грету, которая, не обращая внимания на все, что творится вокруг, идет к своей цели. Но её фигура комична. В правой руке она сжимает меч, на ней латы и шлем, а левой пытается удержать все добро, оставшееся от прошлой жизни. Не лучшая тактика для нападения. Кроме того, она даже не замечает, что сковородка, из-за которой она потеряла разум и отправилась на войну, все еще находится в её корзине.

А на заднем плане женщины обороняют свой горящий дом от чертей, сражаясь не хуже профессиональных солдат. Грета слепа. Слепа не в прямом, а в переносном смысле. Но таковы почти все люди. Питер Брейгель Старший, видевший слишком хорошо, знал это как никто другой. Не случайно именно слепцов он изобразил незадолго до смерти.

«Слепцы» – прекрасная аллегория. Люди обожают следовать за теми, кто сильнее, но при этом не замечают, куда их ведут. Не знают они и того, что, временами, бывает слеп сам ведущий. Как часто дорога к «Царству небесному» на земле заканчивалась провалом и кровавой резней. Не это ли главный урок истории? На полотне мы видим, что первый уже упал, второй только чувствует, что потерял равновесие, но не может ничего понять. Другие еще ни о чем не подозревают. Они падают в болото. Их тела затянет трясина, и никто даже не вспомнит о них.

Считается, что незадолго до смерти Брейгель создал свое лучшее полотно, которое назвал «Торжество правды». Правда не дожила до наших дней, картина бесследно исчезла в истории. Художник, который так хотел открыть людям глаза, в сознании потомков остался певцом глупцов, слепцов и смерти. И только дети и сама природа на его картинах умели искренне радоваться жизни. Может, в этом и было торжество правды – смотреть на мир глазами ребенка?

Загадки Питера Брейгеля старшего

Нидерландский живописец Питер Брейгель старший – один из самых выдающихся мастеров конца эпохи Возрождения. Его полотна пронизаны особым духом, а рассмотреть все бесчисленные детали в работах художника смогут только те, кто обладает недюжинным терпением. Попробуйте только сосчитать фигуры, например, на «Играх детей» – гарантирую, вы собьетесь со счета уже после нескольких десятков. А всего их здесь около двух с половиной сотен – даже исследователи творчества называют разные цифры. На некоторых других картинах это вообще невыполнимая задача, настолько все переплетается и «шифруется». Но на эти изображения, без преувеличения, можно смотреть часами, пытаясь разгадать загадки этого великого мастера.

Биография

Сведений о Питере Брейгеле старшем не так уж и много. Кстати, приставка «старший» появилась, дабы дифференцировать художника от его сына с таким же именем (который, к тому же, пошел по стопам отца и тоже стал художником). Питер Брейгель младший еще в детстве начал копировать картины своего родителя, впоследствии так же увлекся Босхом и создавал устрашающие картины загробной жизни, за что его называли Питер Адский. И хотя творчество сына знаменитого художника во многом напоминает отцовские работы, это не помешало ему снискать популярность. Второй сын также пошел по отцовской стезе, но, в отличие от отца и брата, Ян предпочитал роскошь и в живописи, и в жизни. Сын Яна Брейгеля старшего (тоже Ян) и его внуки продолжили семейную традицию. Так Питер Брейгель старший, хотя умер рано и не смог лично передать сыновьям свой опыт, стал родоначальником целой династии живописцев.

Основной источник информации о жизни и деятельности Питера Брейгеля старшего – биография, написанная Карелом ван Мандером. В ней автор упоминает прозвище художника – Питер-шутник. И знакомясь с работами мастера, начинаешь понимать, откуда взялось это прозвище. Но более известно другое его прозвище – Питер Мужицкий. Предположительно, так Брейгеля называли из-за отсутствия в творчестве возвышенных мотивов. Он не изображал жизнь аристократов, не писал портретов современников из высших слоев общества, чем зарабатывали в те времена на хлеб многие живописцы. Что руководило художником – сложно понять, так как он не оставил после себя ничего, кроме полотен. Нет ни дневников, ни писем, ни хотя бы каких либо записок, которые помогли бы проникнуть в ход мыслей этой очень нестандартной личности.

Даже точная дата рождения знаменитого нидерландского живописца неизвестна. Нет никаких достоверных сведений и о месте, где художник появился на свет. Предположительно, это произошло в 1525 или 1526 году, во всяком случае, не позже 1530 года. Наиболее вероятно, это была деревня Брёгел вблизи Бреды в Нидерландах, хотя во многих источниках как место рождения фигурирует именно Бреда. Настоящая фамилия художника пишется несколько иначе, чем автографы на его картинах. Питер родился с фамилией Brueghel , и такая же фамилия осталась у его нащадков. Но с 1559 года он подписывал свои полотна «Bruegel». Что привело к такому решению, также осталось тайной.

Примерно к середине 40-х годов XVI ст. Питер Брейгель перебрался в Антверпен – большой портовый город. Здесь он начал работать и учиться в мастерской бывшего придворного живописца Питера Кука ван Альста. Если судить исключительно по творчеству, то сложно понять, почему Брейгель выбрал именно эту мастерскую – слишком разное у ученика и его учителя восприятие мира и творчества. Но, тем не менее, Брейгель задержался здесь надолго. Скорее всего, с наставником молодого художника связывали и близкие человеческие отношения. Брейгель был вхож в дом учителя и даже нянчил его маленькую дочку Марию. В мастерской Кука он проработал до самой смерти учителя в 1550 году, а в следующем году был принят в члены Гильдии св. Луки (объединение художников). В то же время он начинает работать в мастерской Иеронима Кока, который занимался печатанием и продажей гравюр. По рисункам Брейгеля здесь были созданы многочисленные гравюры.

То ли итальянские романтические настроения в творчестве наставника, то ли дань тогдашней моде мотивировали Брейгеля на путешествие по Европе. Но в отличие от многих других живописцев, вдохновленных итальянскими пейзажами, Питер не особо был взволнован южными красотами. Оставили его равнодушным и работы величайших мастеров того времени, таких как Микеланджело, Тициан, Рафаэль. Хотя впечатления от этой поездки все же наложили отпечаток на живопись Брейгеля, но куда больше повлияло на него знакомство с работами гениального Иеронима Босха.

В 1563 году Питер Брейгель старший женился на давно знакомой ему Марии — дочери ван Альста. Новоиспеченная семья переехала в Брюссель. Кроме двоих сыновей, у пары родилась еще дочь. Счастье, которое художник переживал в личной жизни, отразилось и в полотнах. Картины того периода излучают умиротворенность и спокойствие. Но, увы, светлая полоса была недолгой. Брейгель умер от неизвестной болезни всего через шесть лет после женитьбы.

Творчество

Картины Питера Брейгеля специфические. Художник предпочитал изображать простую сельскую жизнь, обычных людей. Удивительно, но в повседневной жизни он также максимально стремился к простоте, хотя, судя по всему, недостатка в деньгах не испытывал. Даже в одежде мастер предпочитал грубые ткани и незамысловатые фасоны, чтобы не выделяться из толпы.

Творческое наследие включает как циклы картин («Двенадцать месяцев», «Перевернутый мир»), так и отдельные работы, абсолютно не вписывающиеся в общую манеру художника. Брейгель, например, никогда не писал портретов. Но среди его работ мы находим «Портрет старой женщины», который, в отличие от других приписываемых картин, по мнению большинства исследователей таки принадлежит кисти Брейгеля-старшего. Среди других творческих «табу» было рисование обнаженной натуры.

Среди наиболее знаменитых произведений Питера Брейгеля:

  • «Вавилонская башня»
  • «Охотники на снегу»

  • «Триумф смерти»

  • «Избиение младенцев»

  • «Фламандские пословицы»

  • «Битва масленицы и поста»

  • «Путь на Голгофу»

  • «Страна лентяев»

  • «Притча о слепых»

  • «Сорока на виселице»

  • «Падение Икара»

  • «Лень»

  • «Мизантроп»

  • «Падение мятежных ангелов»

Приблизительно две трети сохранившихся работ – это изображения деревенского колорита. Но если поначалу лица на картинах трудноразличимы, то впоследствии отмечается все больше растущий интерес художника к отдельным индивидуумам. В картинах Брейгеля-старшего много символизма, намеков, скрытых мыслей. Последние годы его жизни пришлись на тяжелые времена террора, и это тоже отразилось в творческих настроениях. В некоторых работах чувствуется и горечь, и разочарование. Последней работой мастера считают «Сороку на виселице», завещанную жене. Как замечает ван Мандер, этим сюжетом продемонстрировано отношение к сплетникам, которых Брейгель рад бы видеть на висилице. Но, по словам ван Мандера, была еще одна работа –«Торжество правды». Она и стала последней. Исследователь считает ее самой лучшей во всем наследии Брейгеля-старшего. Но, к сожалению, это полотно не дожило до наших дней.

Категория

Питер Брейгель Старший (Pieter Brueghel) — великий художник прошлого из Нидерландов. Известен также как Брейгель «Мужицкий «. Родился в 1525 (точная дата неизвестна) году, предположительно в городе Бреда (нидерландская провинция). Ушёл из жизни в 1569 году в Брюсселе. Основными направлениями его живописи были пейзажи и жанровые сцены. Большое влияние на всё искусство Питера Брейгеля старшего оказал Иероним Босх. Надо сказать, что в его семье было немало известных и просто хороших художников, как, например, — сын или , но именно он явился самым известным, который своим творчеством внёс значимый вклад в мировое искусство.

Своё победоносное шествие на Олимп художников с мировым именем он начал, как график. Этому мастерству Питер обучался в Антверпене в мастерской у Питера Кука ван Альста, который был известным придворным художником того времени. После этого он был принят в антверпенскую гильдию художников и стал заниматься живописью на профессиональной основе. Искусство стало его работой. Тогда он впервые увидел картины , которые произвели на него неизгладимое впечатление. После этого он создал несколько вариантов на темы полотен художника и даже стал подражать ему в своей живописи, учиться технике Босха. Так, с этим связана довольно скандальная история, когда гравюра на тему Питера Брейгеля «Большие рыбы поедают малых» была продана с подписью Иеронима Босха за большие деньги.

Его картины — это правда и вымысел. Как и многие художники того времени, он был недоволен политикой, властью, законами, вседозволенностью церкви, но не мог честно говорить об этом, так как за правду могла последовать суровая кара. Еретиков, отступников без сожаления приговаривали к мученической смерти. Поэтому он, как и некоторые другие, предпочитали выражать своё несогласие, внутренний бунт через символизм. Зашифрованные послания в картинах понимали только те, кто знали, как читать эти образы. Может быть, поэтому при жизни его считали «немым». Он писал замечательные картины, но никогда не писал статьи, не переписывался с друзьями. Он не писал портреты своих жён, детей и самого себя и поэтому о нём практически ничего неизвестно. До нас дошли лишь его живописные произведения, да пара официальных документов. Без сомнения, он один из самых загадочных художников и личностей прошлого.

Питер Брейгель Старший умер 5 сентября 1569 года в Брюсселе. Был захоронен в церкви Богородицы. В настоящее время Питер Брейгель старший является одним из самых известных художников прошлого. Его картины находятся во многих музеях мира, около трети из которых — в музее истории искусств в Вене. К сожалению, в Российских музеях его полотна отсутствуют.

Художник Питер Брейгель Старший (Мужицкий) картины:

Безумная Грета

Вавилонская башня

Возвращение стада

Игры детей

Избиение младенцев

Крестьянская свадьба

Крестьянский танец

Малая Вавилонская башня

Мизантроп

На пути в Египет

Обращение Савла

Охотники на снегу

Падение ангелов

Падение Икара

Пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц

Перепись в Вифлееме

Поклонение волхвов

Поклонение волхвов

Питер Брейгель Старший - один из крупнейших представителей Фламандского Возрождения. Наиболее известны его картины и гравюры пейзажной и жанровой тематики. В раннем возрасте Брейгеля отдали в учение к художнику Питеру Крокке ван Альсту. Уже в 1551 году, когда ему было 26 лет, его приняли в гильдию живописцев в Антверпене.
Брейгель получил прозвище "Мужицкий", так как часто носил крестьянскую одежду и был завсегдатаем на крестьянских гуляниях и свадьбах. Он пытался стать ближе к местным жителям и проникнуться их образом жизни, чтобы использовать этот опыт для создания своих произведений. Двое его сыновей также стали знаменитыми художниками - Питер Брейгель Младший и Ян Брейгель Старший. Считается, однако, что Брейгель не являлся их учителем, так как он умер, когда дети были еще совсем маленькими.
Брейгеля можно назвать основоположником жанровой живописи Нидерландов. Его произведения являются своеобразной энциклопедией социальных аспектов жизни общества 16 века. Большинство его картин представляют собой крупные и детальные изображения окружающей местности и жизни крестьян, развернувшейся на ее фоне. Многие из его работ демонстрируют влияние голландского художника Иеронима Босха. В произведениях Брейгеля впервые появляется социальная критика. Некоторые исследователи предполагают, что перед смертью художник попросил сжечь наиболее провокационные из работ, чтобы обезопасить родственников от возможного политического преследования.

Пи́тер Бре́йгель Ста́рший (нидерл. Pieter Bruegel de Oude [ˈpitər ˈbrøːɣəl]; ок. 1525 - 9 сентября 1569, Брюссель), известный также под прозвищем «Мужицкий» - нидерландский живописец и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников. Мастер пейзажа и жанровых сцен. Отец художников Питера Брейгеля Младшего («Адского») и Яна Брейгеля Старшего («Райского»).

Питер Брейгель родился предположительно между 1525 и 1530 годами (точная дата неизвестна). Местом его рождения чаще всего называют город Бреда (в современной нидерландской провинции Северный Брабант) или деревушку Брёгел около этого города.

Первоначально фамилия художника писалась Brueghel (это написание сохранилось у фамилий его детей), однако с 1559 года он начал подписывать свои картины Bruegel.

Свою творческую биографию он начал как график. К середине 1540-х годов он попал в Антверпен, где обучался в мастерской у Питера Кука ван Альста, придворного художника императора Карла V.

В мастерской Ван Альста Брейгель работал до самой смерти своего учителя в 1550 году. В 1551 году Брейгель был принят в антверпенскую гильдию живописцев и поступил на работу в мастерскую к Иерониму Коку, печатавшему и продававшему гравюры. В мастерской Кока художник увидел эстампы с картин Босха , которые произвели на него такое впечатление, что он нарисовал собственные вариации на темы великого художника.

В 1552-1553 годах по предложению Кока Брейгель совершил путешествие во Францию, Италию, Швейцарию, чтобы сделать серию рисунков итальянских пейзажей, предназначенных для репродукции в гравюре. Был потрясён древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения, морскими стихиями и живописными гаванями Средиземноморья. Предположительно в Риме он работал с миниатюристом Джулио Кловио .

В 1563 году Брейгель женился на дочери своего учителя Ван Альста, Марии (Майкен).

В 1556 году Брейгель работал в Антверпене для печатной мастерской «Четыре ветра», принадлежавшей нидерландскому издателю Иерониму Коку. По рисункам Брейгеля здесь были изготовлены гравюры «Большие рыбы поедают малых» и «Осёл в школе». Желая угодить вкусам богатых заказчиков, Кок даже не гнушался подделывать подписи на гравюрах. Так, гравюра «Большие рыбы поедают малых» была продана с подписью знаменитого нидерландского художника Иеронима Босха .

В 1557 году Брейгель написал цикл гравюр, иллюстрирующий семь смертных грехов.

В 1563 году переселился с семьёй в Брюссель.

Можно многое узнать о художнике, ответив на вопрос, чего он не писал. Насколько известно, Брейгель не писал заказных портретов и обнажённых фигур. Из портретов, приписываемых Брейгелю, только один несомненно принадлежит ему. Это картина «Голова крестьянки» 1564 года. Наверняка художник не имел недостатка в просьбах написать портреты своих современников, но судя по всему, Брейгель подобных заказов не принимал. Также в этот период пишется картина - «Поклонение волхвов».

В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. В позднесредневековых иллюстрированных молитвенниках для знати религиозным текстам часто предшествовал календарь, где на каждый месяц приходилось по страничке. Смена сезонов изображалась чаще всего через призму занятий, соответствующих каждому месяцу. Но у Брейгеля в смене времён года основную роль играет природа, а люди, так же, как и леса, горы, вода, животные, становятся лишь частью необозримого ландшафта. «Возвращение стад. Осень», «Охотники на снегу. Зима» и «Сенокос» - одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Две другие - «Жатва. Лето» и «Сумрачный день. Весна». Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Брейгель (точнее Брёгел) Старший или “Мужицкий” (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel) Питер, нидерландский живописец и рисовальщик. В 1552-1553 посетил Италию, работал в Антверпене, с 1563 - в Брюсселе. Глава демократического направления в нидерландском искусстве XVI века, Брейгель с громадной силой и полнотой воссоздавал в своем творчестве жизнь, настроения и мироощущение народа в канун Нидерландской буржуазной революции. От сатирических нравоучительных рисунков, изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе Иеронима Босха, от дробных по композиции, колористически пестрых полотен (“Битва Масленицы и Поста”, 1559, Музей истории искусств, Вена) с середины 1560-х годов Питер Брейгель перешел к созданию несколько более сдержанных по цвету, отмеченных монументальностью и цельностью композиций, обобщенных картин крестьянской жизни.

Изображая постоянно движущуюся народную массу, художник раскрывает заключенные в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие (“Крестьянская свадьба”, “Крестьянский танец”, - обе в Музее истории искусств, Вена). Во многих произведениях художника Брейгеля иносказательно запечатлены бедствия нидерландцев, страдавших под испанским игом (“Избиение младенцев”, Художественно-исторический музей, Вена; “Перепись в Вифлееме”, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель). Испанский террор в Нидерландах породил в некоторых картинах Брейгеля настроения отчаяния и скорби, выразившиеся в горьких иносказаниях (“Сорока на виселице”, 1568. Музей земли Гессен, Дармштадт), в фантастических и символических образах, полных глубокого трагизма (“Безумная Грета”, 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен; “Слепые”, 1568, Национальные музей и галерея Каподимонте, Неаполь). Обилие фигур и деталей, острота контурного рисунка, яркая выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (в изображении фигур) сочетаются в творчестве Брейгеля с пространственной широтой композиции, с тончайшим ощущением тонального единства. Питер Брейгель Старший заложил основы развития национального нидерландского пейзажа.

Творчески переработав уроки итальянской живописи эпохи Высокого Возрождения и одновременно черпая многие свои темы из народных пословиц и притч, лубочных гравюр и листовок, Брейгель создавал глубоко народное искусство, опирающееся на местные традиции и фольклор. В творчестве Питера Брейгеля органично сплавились грубоватый народный юмор и сложное иносказание, лиризм и трагичность, острая жизненная наблюдательность и фантастический гротеск, интерес к бытовым деталям, подробной повествовательности и стремление к широкому обобщению, к созданию гармоничной картины мира. В исполненные строгой гармонии, выдержанные в землистых, серо-зеленых, желтовато-коричневых оттенках ландшафтные виды с бескрайними просторами равнин, речных долин, с холмами и перелесками Питером Брейгелем гибко и естественно вписаны обобщенные силуэтные фигуры населяющих их людей (“Сумрачный день”, “Возвращение стад”, “Охотники на снегу” – все 1565, Музей истории искусств, Вена).

Ясное и трагическое осознание неизбежности судьбы и времени, чувство грандиозности мироздания и понимание истинного места человека в нем, делают Брейгеля одним из величайших мудрецов в искусстве Северного Возрождения. Отмеченное исключительной широтой и глубиной понимания жизненных явлений, мощное и темпераментное творчество Брейгеля оказало громадное влияние на современное ему нидерландское искусство и заложило основы развития искусства Голландии и Фландрии в XVII веке. Автопортрет Питера Брейгеля, фрагмент работы “Художник и знаток”, 1565.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?