Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как работает театральный костюмер. Обустройство костюмерной в театре Знания и навыки

Ни один театр не обходится без костюмерной – помещения, в котором хранятся костюмы для выступлений. По своему назначению костюмерная во многом схожа с гардеробной, но при этом все же имеет свою специфику. В первую очередь, это связано с особенностями и количеством вещей, которые там хранятся, ведь количество театральных и маскарадных костюмов может доходить не только до нескольких сотен, но даже тысяч единиц. Для изготовления сценических костюмов применяют не только ткани, но и другие материалы, например, бумагу либо картон. Чтобы не испортить изделие, необходимо его правильно хранить, ведь многие "нестандартные" материалы нельзя подвергать деформации, поэтому такую необычную одежду невозможно просто положить на полку. В этом случае оптимальным решением станет купить вешало . Данная конструкция предназначена не только для хранения, но и для демонстрации одежды. Чаще всего такое оборудование устанавливают в магазинах, но оно актуально и для костюмерных в театрах и киностудиях. В том случае, если ваше учреждение специализируется на оказании услуг по прокату маскарадных костюмов, данная конструкция также будет функциональным вариантом. Вешало напольное, приобрести которое вы можете в нашей компании, позволит в полном объеме продемонстрировать ассортимент, имеющийся в наличии. Для хранения головных уборов и обуви понадобятся соответственно специальные кронштейны и выдвижные ящики. Если помещение небольшое, обратите внимание на эргономичную встроенную мебель.

Дополнительное оборудование для костюмерных

Нередко костюмерная выполняет не только роль помещения для хранения костюмов и театрального реквизита, но и гримерной, в которой актеры готовятся к предстоящему выступлению, а также комнаты отдыха. Чтобы обеспечить максимальный комфорт, необходимо позаботиться об оснащении костюмерной дополнительным оборудованием. В обязательном порядке в помещении должно быть зеркало во весь рост. Также понадобится оборудование для ухода за одеждой (гладильная доска, место для хранения швейных принадлежностей и т.п.), ведь в процессе подготовки к выступлению все должно быть под рукой.Не будет лишним установить в костюмерной удобную мягкую мебель, чтобы актеры могли отдохнуть между выступлениями. Очень важным при оснащении костюмерной грамотно подобрать освещение, ведь это является необходимым условием для работы гримеров.

Спектакль начинается в пять часов вечера. По правилам, костюмер должен быть на рабочем месте за час до начала действия. Лера начинает свою работу с гладильной доски — отпаривает юбки для актрис. Кстати, гладить — это не единственная задача костюмера. Мелкий ремонт одежды тоже входит в его обязанности, поэтому надо хорошо владеть иголкой и ниткой, чтобы при необходимости оперативно подправить испорченную вещь.

Вся одежда хранится на специальном складе. Там костюмер берет наряды, которые понадобятся артистам во время спектакля. Костюмов до ужаса много, и висят они вплотную друг к другу, причем не только на уровне глаз, но и наверху, под потолком. Помещение склада очень маленькое, и беспрепятственно передвигаться по нему практически невозможно. Чтобы попасть из одного конца склада в другой, приходится прикладывать немалые усилия. Задача усложняется, если у тебя в руках шесть-семь вешалок с костюмами. Это не только неудобно — длинные и объемные костюмы путаются под ногами и закрывают обзор; это еще и физически тяжело, поскольку одежда актеров много весит за счет плотных тканей и замысловатой фурнитуры.

Главная сложность работы — это непосредственный процесс одевания артистов. Лера работает, в основном, с танцорами балета. Девушек много, и каждой надо помочь: разобраться, где чья юбка, не запутаться в хитром костюме, застегнуть все молнии и крючки (обязанность костюмера — застегивать одежду на каждом из артистов по очереди).

«Это при том, что основная масса актеров — люди очень капризные. Костюмеру постоянно приходится бегать от одного человека к другому. Кому-то корсет жмет, еще кто-то запутался в юбке и порвал колготки. Больше десятка человек — и каждому нужно уделить внимание. А если не уделить — обижаются. И свое плохое настроение непременно срывают на костюмере».

После того, как артисты оделись и ушли исполнять первое действие, костюмер подготавливает следующую партию нарядов. Либо отдыхает, но это реже. Объем работы зависит от сложности постановки и от количества задействованных в ней костюмов. Чаще всего артистам приходится переодеваться по несколько раз за спектакль. Это значит, что у костюмера практически не остается времени на отдых: он постоянно занят подготовкой новых нарядов. Поэтому хороший костюмер должен знать свой склад и с легкостью в нем ориентироваться. В условиях ограниченного времени это особенно важно. Когда артисты возвращаются, все начинается по-новой: расстегнуть костюм, помочь снять, подать следующий, застегнуть, выслушать. И так с каждым человеком. Еще желательно между делом аккуратно развесить предыдущую партию нарядов.


Работа заканчивается минут за пятнадцать до конца последнего отделения спектакля, который костюмер, чаще всего, посмотреть не может. Это не единственный минус — зарплаты у костюмеров обычно тоже очень маленькие. Леру поддерживает осознание себя частичкой театра и сценического действа. Впрочем, как и многих других работников в сфере культуры.

Фото на главной: blog.europeanafashion.eu.

Работа костюмером в театре или киностудии – одна из самых незаметных, с одной стороны, а с другой - является незаменимой для создания актерам неповторимых сценических образов на подмостках театра или на съемочной площадке.

Практически в каждом театре или киностудии есть костюмерный цех, где изготавливают и хранят сценические костюмы, как вновь пошитые, так и оставшиеся костюмы от прошлых постановок и снятых фильмов. И, причем, эти костюмы могут быть и уникальными, подходящими, только для конкретной постановки или фильма и многоразовыми, которые можно применять для многих спектаклей и съемок кинофильмов.

Режиссер, начиная работу над постановкой нового спектакля или фильма, совместно с художниками – постановщиками, привлекаются и художники-костюмеры для подбора сценической одежды, которая бы наиболее точно зрительно соответствовала образу того или иного персонажа спектакля или художественного фильма. Как правило, лучшие костюмеры оказывают существенную помощь в процессе этого подбора, и при этом она бывает неоценимой.

Помимо этого, костюмер занимается контролем состояния сценических костюмов и при необходимости отправляет их на стирку, починку или реставрацию в пошивочный цех, а если нужен мелкий и срочный ремонт, то и сам осуществляет его. В процессе съемок или спектакля костюмер постоянно находится вблизи артистов, чтобы быстро устранить недостатки в одежде или помочь актерам переодеться.

Костюмер профессия

Профессия костюмера – это преимущественно профессия для женщин. Однако нередки случаи, когда ею обладают и мужчины. Работник этой профессии, например, костюмер-реквизитор – это специалист костюмерного цеха, который следит за чистотой и сохранностью не только сценической одежды, но и сценических реквизитов в виде оружия, тростей и пр. В этом цеху костюмы сохраняются со специальными бирками, где указаны названия постановок и фильмов с фамилиями актеров, которые их использовали. Это нужно для того, чтобы не было путаницы, если у артистов есть дублеры. Кроме бирки костюм для каждого сценического образа снабжен специальной описью, где указаны все реквизиты: головной убор, обувь, нижнее белье, трость, очки и прочее.

Костюмер перед началом спектакля или съемки тщательно должен проверить комплектность сценической одежды. И, приводя ее в соответствующий порядок, он и помощник костюмера разносят одежду по гримеркам в театре или на съемочной площадке, где артисты подготавливаются к выходу. При этом им необходимо помочь в одевании костюма, например, в затяжке корсета или одевании криолиновой юбки. Иногда сценический образ таков, что требуется гример-костюмер, который оказывает помощь актеру для наложения соответствующего образу грима.

Костюмер в театре

Театральный костюмер – это специалист постановочного цеха в театре, который ведает сценическими костюмами.

В крупных театрах, где многочисленные труппы артистов, сценические костюмы, а значит и костюмеры, которые ими занимаются, иногда разграничены на мужские и женские костюмы, сценические одежды главных героев спектаклей и одежду массовки, на балетные и оперные костюмы актеров и т.п.

Как уже отмечалось, костюмер во время подготовки новых спектаклей находится в тесном контакте с режиссером и художником, контролирует процесс пошивки костюмов и участвует в их примерках. Он должен обладать хорошими знаниями в тенденциях и стилистике, как современных моделей одежды, так и костюмов исторических эпох. В театрах, которые давно находятся на службе у Мельпомены, в распоряжении костюмеров находятся сценические одежды, иногда имеющие большую ценность. Они, со временем, становятся экспонатами театральных музеев и выставок. Поэтому с какой степенью ответственности работает в театре костюмер зависит, будут ли сценические костюмы сохранены в качестве экспонатов истории того или иного театра. В таких театрах вакансия костюмер – это уникальная возможность приобщиться к искусству и стать хранителем музейных костюмов.

Костюмер: профессия в кино

Отправляясь со съемочной группой на натурные съемки костюмер, который задействован в создании художественного или телевизионного фильма либо сериала, должен аккуратно упаковать задействованные в съемке костюмы в кофры и чемоданы. А в процессе их транспортировки бдительно следить за сохранностью своего багажа. При этом он обязательно в командировку берет утюг, а также солидный запас различных ниток и иголок для починки костюмов. В каком бы месте не производилась съемка, костюмер съемочной группы должен успеть погладить сценическую одежду и, в случае необходимости, быстро ее починить.

С недавних пор, отдавая дань важности профессии костюмера в кино, в титрах фильмов, наряду с именем режиссера или актера начал появляться и костюмер, что делает его фактически соавтором кинопроизведения.

Костюмер в Доме культуры

Обязанности костюмера в Доме культуры ничем не отличаются от обязанностей его коллег в театре или кино. Состоя в коллективе Дома культуры или филармонии, костюмер должен обладать художественным вкусом, ответственностью, трудолюбием, интересом к области искусства, участвуя во всех мероприятиях очага культуры.

Здесь также он должен знать все виды, марки, размеры и другие особенности костюмов, аксессуаров и реквизитов. Кроме знания современного и исторического костюма, он должен умело ухаживать за сценической одеждой, очищая, выглаживая, и выполняя мелкие ремонты. Организовать такой удобный порядок хранения костюмов и их реквизитов, чтобы можно было легко их найти.

Должностная инструкция костюмера (обязанности костюмера)

В обязанности костюмера входит:

  • надлежащее обслуживание спектаклей, съемок, телепередач, выступлений артистов;
  • осуществление хранения, отбора и получения сценических костюмов, а также обуви и головных уборов, которые подобраны художником или его ассистентом;
  • осуществление частичного или полного одевания артистов и участников массовых сцен;
  • мелкий ремонт сценической одежды при проведении съемок, постановок или репетиций;
  • осуществление укладки и упаковки костюмов, обуви и головных уборов;
  • обеспечение надлежащей сохранности костюмов;
  • постоянное дежурство на съемках, постановках и во время проведения репетиций.

Костюмер должен хорошо знать гардероб театра, киностудии, Дома культуры. Правила безопасности при производстве ремонта сценической одежды, утюжки чистки и стирки костюмов. Порядок ведения, оборота, а также составления документации.

Любой спектакль остается произведением театрального искусства, вне зависимости от того, о какой масштабности идет речь, вне зависимости от того, сколько десятков или даже сотен людей занято в этом спектакле, а также вне зависимости от того, сколько прибыли он приносит.

Другое дело, что ни один театр, ни один концертный зал не обходится без декораций, и ни один актер не выходит на сцену без костюма.

Отдельно стоит отметить, что в любом концертном зале, в любом театре постановки периодически меняются... а вместе с ними меняются и декорации, костюмы, какие-то аксессуары, детали, без которых постановка, будь то спектакль или концерт, не будут смотреться полными, законченными, органичными.

И если в крупных концертных залах, театрах созданы все условия для хранения костюмов, декораций, то в небольших, и тем более маленьких зданиях культурного назначения, далеко не всегда предусмотрены помещения для хранения декораций и костюмов.

Почему идет речь о необходимости специальных помещений? Во-первых, необходимо понимать, что декорации, костюмы требуют специальных условий хранения. И речь идет не только о достаточном пространстве для хранения объемных декораций, но о необходимости создания определенной температуры, освещенности, влажности и так далее.

Во-вторых, долгосрочное хранение костюмов и декораций в сценических карманах (характерно для небольших театров, концертных залов) противоречит нормам пожарной безопасности, являясь серьезным нарушением.

Возникает вполне логичный вопрос, где хранить оборудование для концертных залов, театров, если в самом здании не предусмотрено специальное помещение для хранения?

Собственно, раньше решение этого вопроса было весьма проблематичным. Сегодня же, когда стали появляться склады хранения, этот вопрос не представляет собой большую проблему.

Необходимо только определиться со складом хранения, и вопрос можно считать закрытым.

Итак, на какие моменты следует обращать внимание при поиске склада под хранение костюмов, декораций?

В первую очередь, необходимо обеспечить декорациям, костюмам оптимальные условия для хранения: определенную температуру, влажность, освещение и так далее. Особенно важно уделить внимание именно этому вопросу, если речь идет об эксклюзивных декорациях, костюмах - исторических, элитных и так далее. Нужно понимать, что далеко не каждый склад сможет предоставить вашим вещам те условия хранения, в которых они нуждаются.

Во-вторых, необходимо обеспечить безопасность хранимым вещам. Здесь надо обращать внимание на то, насколько большое внимание уделяет склад обеспечению безопасности своей территории. Так, совершенно не лишними будет сигнализация (как по периметру склада, так и в каждом отдельном помещении, отведенном под хранение), наличие охраны, видеонаблюдения и так далее.

И, наконец, еще один важный нюанс. Если речь идет о декорациях, костюмах для театров, концертных залов, то необходимо выбирать склады индивидуального хранения, которые в отличие от складов ответственного хранения смогут предоставить своим клиентам наиболее комфортные условия сотрудничества.

Стоит повториться, что декорации, костюмы являются уникальными предметами, каждый из которых представляет для театра, концертного зала определенную ценность, и за сохранность каждой вещи склад должен нести ответственность.

В случае со складом индивидуального хранения все выше перечисленные условия, начиная от обеспечения безопасности для каждого предмета, переданного на хранение и заканчивая созданием оптимальных для хранения условий, выполняются в полной мере.

Кроме того, каждый клиент склада, который передал на хранение любые вещи, имеет свободный доступ к этим вещам в любое время суток и совершенно бесплатно.

Одним из наиболее привлекательных предложений на рынке временного хранения вещей является компания ВашStorage, предоставляющая своим клиентам наиболее выгодные условия сотрудничества.

Каждый клиент получает комнату для хранения вещей заданных размеров. Вам не придется переплачивать за лишние метры. В зависимости от объема декораций, от количества костюмов, вы сможете выбрать помещение того размера, который будет достаточен для оптимального размещения вещей, и при этом не будет оставаться лишнего пространства.

Каждое помещение запирается на замок, и вы получите ключ, а также возможность круглосуточного доступа к хранимым вещам, что позволит вам в любое время проверить целостность, состояние декораций, костюмов, а также в случае необходимости забрать их в любой удобный для вас момент.

И последнее, о чем следует сказать, это о том, что компания ВашStorage не ограничивается только предоставлением услуг по хранению, но также клиентам склада предоставляются в пользование парковка, тележки, лифт, с помощью которых можно обеспечить быструю и удобную доставку груза до помещения для хранения.

Костюмер - специалист, отвечающий за хранение и подготовку костюмов в театре, на киностудии и т.п. Профессия подходит тем, кого интересует мировая художественная культура и труд и хозяйство (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

В костюмерном цеху костюмы хранятся, снабженные ярлычками с названиями спектаклей и фамилиями актёров, для которых они сшиты. Это помогает избежать путаницы, если у актёра, занятого в роли, есть дублёр. Костюм к каждой роли снабжается описью, в которой перечисляются все детали: обувь, головные уборы, нижнее белье, аксессуары и т.д.

Перед началом представления костюмер проверяет комплектность костюмов, приводит их в порядок и относит в гримёрки, где актёры готовятся к выходу. Иногда актёру требуется помощь в одевании. Например, невозможно без посторонней помощи затянуть корсет или надеть юбку с кринолином. Некоторые роли требуют костюма, но особого грима. Поэтому к процессу подготовки актёра подключается и гримёр.

Реквизит (оружие, трости, цветы, украшения, очки, письма и т.п.) тоже является частью образа и дополняет костюм. Поэтому костюмер и гримёр работают сообща с реквизитором.

После представления костюмер снова уносит костюмы на хранение, чистит и ремонтирует. Если нужно, отправляет их в чистку или прачечную. Когда нужна мелкая починка и подгонка по фигуре, костюмер делает его сам, а для крупного ремонта обращается в пошивочный цех.

Если нет такой возможности, серьёзный ремонт тоже становится обязанностью костьмера. Когда костюм приходит в непригодность, костюмер сообщает об этом заведующему постановочной частью, чтобы тот мог вовремя заказать дубликат.

Отправляясь на гастроли, костюмер аккуратно упаковывает костюмы в чемоданы и кофры, а в дороге бдительно следит за багажом. При этом у него с собой обязательно есть утюг, нитки и иголки. Где бы ни состоялось представление, костюмер успеет погладить костюмы, а если надо - зашить и заштопать.

Костюмер занимается костюмом на всех этапах его существования.

При создании нового спектакля или фильма разрабатываются и новые костюмы. Художник по костюмам придумывает эскиз, пошивочный цех воплощает замысел. Костюмер участвует в процессе, присутствует на примерках.

Но если спектакль сходит со сцены, костюмы отправляются в запасники.

Чем старее театр или киностудия, тем больше костюмов накапливается в костюмерной. Со временем они приобретают музейную ценность. Костюмерная превращается в своего рода музей (хотя и без посетителей), и вот уже костюмер чувствует себя музейным смотрителем. Ведь сохранность старых костюмов - это тоже забота костюмера.

Рабочее место

Театры, кино- и телестудии, филармонии. Костюмер может состоять в коллективе какого-либо шоумена (певца, музыканта и т.п.), сопровождая его на всех выступлениях, в том числе и на гастролях.

Оплата труда

Зарплата на 09.07.2019

Москва 30000—60000 ₽

Важные качества

Костюмеру необходим художественный вкус, ответственность, трудолюбие, интерес к той сфере искусства (тетра, кино и пр.), в которой он работает.

Знания и навыки

Костюмер должен знать виды, размеры, марки, сортность и другие качественные характеристики костюмов, артистического реквизита и аксессуаров.

Нужны познания в области современной и исторического костюма. Умение ухаживать за одеждой (гладить, чистить, выполнять мелкий ремонт), поддерживать такой порядок хранения и складирования костюмов и реквизита, чтобы каждый предмет можно было легко найти.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?