Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Город мертвых миллионеров: как выглядит самое знаменитое кладбище мира. Обитатели земли мертвых – местные «жители» кладбищ Кладбище мертвых

Если во сне вы оказались на кладбище и сидите на скамейке – это благоприятный знак, вам доверят ответственное дело. Гулять по кладбищу – стало быть, наяву вы это дело провалите. Если события во сне происходят зимой – ситуация усугубится отъездом мужа, друга или возлюбленного, который мог бы помочь дельным советом или конкретным делом. Летнее кладбище предвещает полный успех и торжество по этому случаю.

Старое кладбище означает, что ваше огорчение будет преждевременным и все обернется к лучшему. Современное кладбище означает неблагодарность детей, которые не помогут вам в старости, перекинув заботы о вас на плечи совершенно чужих людей.

Для молодой влюбленной особы сон, в котором она видит себя на кладбище вместе со своим другом, означает искреннюю любовь с его стороны, но ваше деланное равнодушие приведет к тому, что такое возможное и близкое счастье растает, как дым. Видеть себя на кладбище в одиночестве предвещает возможность выйти замуж и горькое сожаление о содеянном.

Если молодая женщина готовится выйти замуж, а во сне видит, что ее свадебная процессия идет среди могил, – такой сон предрекает гибель ее будущего мужа в результате несчастного случая. Если она при этом возлагает на могилы цветы – сие означает долгие годы благополучного здравствования обоих супругов.

Если кто-то обрел статус вдовы недавно, а во сне побывал на могиле мужа – значит, наяву этой особе предстоит выйти замуж вторично.

Разговаривать во сне с мужем, лежащим в могиле, – здоровье, успех в делах и долгая жизнь ждут впереди ее и ее нового избранника. Если муж в своем разговоре высказывает недовольство или осуждение – ее ждут новые заботы и сожаления.

Для пожилых людей видеть сон, связанный с кладбищем, предвещает тихий и спокойный уход в мир иной, но не ранее чем через срок, необходимый для завершения всех намеченных важных дел.

Видеть на кладбище свежие могилы означает, что наяву чей-то бесчестный поступок причинит вам тяжелые муки. Видеть на кладбище разрытые могилы предвещает неприятности и болезни. Заглядывать в пустую могилу – к потере близких.

Если, прогуливаясь во сне по кладбищу, вы находите могилу со своей фамилией, именем и отчеством – это знак грозящей вам опасности, плохих известий, утраты друзей и потери любимого человека.

Сон, в котором вы видите на кладбище веселых детей, предвещает благоприятные перемены и долгую счастливую жизнь. Видеть на кладбище огромные, уходящие в небо надгробные памятники – к плохим переменам и несчастной любви.

Толкование снов из Сонника по алфавиту

Подпишись на канал Сонник!

Это место находится далеко на окраине города, большого, как столица, но такого же маленького одновременно, что иногда кажется даже странным и становится жутко.
Представьте себе местность, полную давящих на психику необъяснимых явлений…
Дорога к мертвому кладбищу пролегает через узкий переулок в метр шириной, стены которого являются забором из красного кирпича, огораживающим две частные территории с огромными домами. Высота ограды превышает два с половиной метра. Этот коридор в неизведанный мир, полный страха и отчаянья, кажется таким длинным, что ступив на него уже не надеешься найти выход…
И вот, пройдя по этой трапе, которую вполне можно назвать коридором времени, около сорока-пятидесяти метров, взору предстает кованная арка с причудливым узором, напоминающим вьючное растение, обрамляющее крест средневековых времен. Вот она, дверь в совсем иной мир. В место, где нет опасностей и бед. Есть лишь скорбь и печаль, терзающая живые души. За аркой кроется кладбище, давно заброшенное жителями этого прекрасного города. Солнце редко отражается на полуразрушенных могильных плитах. Кажется, здесь не было ни души на протяжении многих десятков лет.
Само кладбище Мертвых наполовину заросла шиповником. Растительность в этом месте необычайно пышна. Будто матушка Земля, таким образом, подбадривает бродящие души этого кладбища. Жители не раз поговаривали о таинственных призраках, «появляющихся из ниоткуда и уходящих в никуда». Это слухи. И лишь немногим предоставляется возможность увидеть духов – хранителей мертвого кладбища. Но у тех, кто их видел, начинает меняться жизнь, окружение, работа… Видимо, они понимают, как важно иногда оглядываться назад. Видеть свои ошибки. Ошибки других людей. И они понимают все. Они вдруг узнают о тех вещах, которые мешали жить… И вся эта заслуга в удачах исходит от этого самого кладбища.
Так в чем, собственно, заключается особенность этого места?
Кладбище Мертвых в буквальном смысле слова воздействует на людей, на их психику. Это оставляет глубокий след в душах, как на коре дерева от ножа. Такой, который вряд ли сам восстановит себя…
Однажды побывав здесь, человек становится совсем другим. И лишь смельчаки решались приходить на мертвое кладбище во второй раз, чтобы почтить души, покоящиеся в могилах с самыми многообразными надгробиями, букетом свежих ароматных цветов… Чего боялись остальные? Перемен. Их пугала даже мысль, что их жизнь может снова крупно измениться. Они боялись потерять то, что приобрели. Поэтому, благодарные защитникам кладбища, люди просто продолжали жить.
Описание самого кладбища дается сложно, как ничто другое. Большое, просто огромное количество могил, заросших пышными изумрудными листьями настолько, что не возможно прочесть ни одной буквы на надгробиях. Мраморные плиты разнообразных оттенков, кресты самых необычных форм и видов… Все это восхищало, ослепляло и… исцеляло. Атмосфера таинственности, царящая вокруг, закладывала в сердце странное ощущение надежды. В голову приходят самые простые выходы из ситуаций, до этого считавшихся безвыходными…
А тени, падающие от деревьев и таинственно играющие на могилах, создавали мистическое настроение. Возможно, именно эти тени и были теми самыми призраками. Кто знает?
Могилы… Видимо не раз кто-то решал попытать счастья в поисках «спрятанных в гробах сокровищ». Выкопанные могилы, внушающие страх, напоминали фильмы ужасов об оживших мертвецах. Кое-где даже видны человеческие кости, обнаженные на черной сырой земле. Жутко? Да. Безусловно. Но эта мистика, ощущение прошлого времени в настоящем, невольно заставляет задуматься о будущем…
Если заострить внимание на давности кладбища… Что ж, даты на могилах довольно ранние… Встречаются даты XII века, что говорит об открытии кладбища где-то в 1100 году.
Последняя могильная плита выглядит довольно опрятно. Создается впечатление, что за ней ухаживают. Надпись же, информирует о кратковременной жизни ребенка, окончание пути которого произошло в 1995 году. Могила украшена свежими цветами. С надгробия в форме неправильной трапеции периодически кто-то стирает пыль и опавшие с деревьев листья. Выцветший, некогда золотой, крест правильной формы, соответствующий христианским традициям, все же продолжает ярко сверкать на тусклом свете солнца, отдавая теплом и лаской своего автора. Сразу понятно, что создатель этой красоты и есть родственник ребенка, видимо, самый глубоко скорбящий о нем человек…
И вот, окончание кладбища Мертвых… Прямо противоположно входу в этот забытый мир взору предстает восхитительный вид. Бескрайнее поле, поросшее маковым цветом, и еле видимые горные хребты, растянувшиеся вдоль линии горизонта и растворяющиеся в мрачном, облачном и странно притягательном небе…
Вот он, настоящий срединный мир. Между прошлым и будущим. Между страхом и свободой. Между смертью и новой жизнью…

Кладбище – не просто территория, на которой «утилизируют» человеческие останки, это место, где сконцентрирована очень сильная и разрушительная энергетика смерти. В связи с этим на погосте живут обитатели земли мёртвых и существует своя энергетическая пирамида, которая образована по принципу осознанности той или иной сущности. Чем выше осознанность, тем важнее сущность по своему «социальному статусу».

Дух покойного может ещё долгое время находиться на низших астральных слоях, питая свое эфирное тело , которое люди могут видеть, как призрак. Такие души очень тесно связаны со своим погребённым телом и могут в любую минуту явиться на призыв, если совершить его на могиле. Иногда они вообще не покидают его, а так и оседают рядом, не в силах распрощаться со своим земным существованием. Но не только они обживают данную территорию, существуют и другие образования, которые научились перерабатывать и питаться подобной «пищей».

Как и в любой другой системе, на кладбище есть «король» и «подданные», которые выполняют свои прямые обязанности и занимают определённое место в иерархии. Начнём, пожалуй, с самого высшего элемента, который относится не столь к самой земле мёртвых, как к загробному миру.

Черная вдова

Черная вдова, ещё её величают Смертью или Хозяйкой кладбища, поскольку она заведует всеми душами, которые отошли в царство мёртвое. Существует очень интересная легенда, в которой говорится о том, что когда-то её мужа казнил сам Господь. И она, оставшись вдовой, по сей день продолжает любимого оплакивать. Чтобы отомстить Христу, она приняла сторону заговорщиков во время восстания Сатаны, но не была сброшена вместе с ними на землю, а получила новые обязанности: находиться между светлыми и тёмными силами, занимая промежуточную позицию.

К Чёрной Вдове принято обращаться за тем, чтобы заручиться поддержкой при проведении какого-либо обряда на территории погоста. По большей части, она не принимает в ритуалах участия, но, с её одобрения, практик может получить помощь от иных духов, через которых планирует реализовать то или иное воздействие. Задобрив Хозяйку кладбища, можно быть уверенным в том, что просьбу не оставят без внимания.

Хозяин кладбища

Ещё одна очень важная фигура, которая имеется на каждом погосте, - хозяин кладбища. Одни практики утверждают, Что Хозяином служит самый первый покойник, захороненный на данной территории, другие твердят, что могила Хозяина - самый мощный элемент кладбища, так как к ней стекаются все энергопотоки. В таком захоронении может покоиться как самоубийца, так и ведьма , в зависимости от того, кто из них возьмёт «верх». Поэтому не исключено, что Хозяин может меняться.

К нему обращаются с просьбой поддержки в проведении обряда. Если к Хозяйке больше идут по любовным вопросам, то к нему - за благосостоянием или наказанием врагов.

Семиотрядные бесы

Семиотрядные бесы - особый вид бесовских сущностей. Они входят в прямое подчинение Чёрной Вдове и являются её личным воинством. «Семиотрядники» очень сильные, и с их помощью устанавливаются мощные защиты или наносится колоссальный урон.

Покойники

Конечно же, самыми многочисленными обитателями кладбища являются души умерших людей.

Души могут проявляться самым неожиданным образом, начиная от человеческих очертаний, заканчивая сгустком бесформенного эфира, который больше напоминает плавящийся воздух. Иногда люди могут их ощутить в виде мурашек по телу или чувства, что кто-то стоит рядом.

Стражи

Стражи - астральные существа, которые обрели свой дом на территории погоста и очень рьяно охраняют его границу. Собственно, это и является их основной функцией: соблюдение порядка и покоя на земле мёртвых.

Стражи любят появляться в виде птиц и животных, по поведению которых колдун может заключить, дали ли ему доступ к работе на кладбище. Если животные ведут себя беспокойно и даже агрессивно, значит, практика гонят прочь, и лучше уйти, поскольку никакого толку от его работы уже не будет. Если они благоволят, то всячески помогают, например, могут указать путь к могиле.

Летуны


Если вы не призрак, не вампир, не некромант и не ведьма, но все-таки обожаете гулять по кладбищам, вы, судя по всему — тафофил. Не смущайтесь! Вы же не один такой...

Кладбища любят многие, и причин для этого немало. Кто-то обожает щекотать себе нервы явственным присутствием смерти. Кто-то предпочитает тишину и обилие зелени, как правило, присущие кладбищам. Кроме того, большинство кладбищ — это память человечества, своеобразные исторические музеи. Там хранятся истории людей.

И, разумеется, многие кладбища имеют собственную любопытную историю. Мы собрали для вас наиболее интересные.

История первая... о летающих гробах

Не правда ли — глядя на этот снимок одного из самых старинных кладбищ в человеческой цивилизации, как-то поневоле вспоминаешь мертвую панночку, летающую в гробе над головой бурсака Фомы?

И это довольно правильная ассоциация.

Кладбищу висячих гробов, расположенному на горе Уи в китайском городе Гуюэ, около 4 тысяч лет. Древние китайцы верили: чтобы душа умершего поскорее попала на небо — надо как можно выше подвесить самого покойника. Поэтому в древности вся Азия подвешивала гробы на скалах. Подобные кладбища встречаются в горах Китая, на Бали, в Индонезии.

В каменную скалу вбивали сваи и размещали на них гробы, хотя со стороны кажется, что они ни на чем не держатся.

Этнографы предполагают, что подобные конструкции были, помимо прочего, необходимы, чтобы защитить тела умерших от диких зверей, от врагов...

Но есть и другое мнение: в таком подвешенном на высоте гробу нельзя пошевелиться. Шевельнешься — улетишь. И не на небо, конечно, а вниз. Чтобы уже, как говорится, костей не собрать.

Может быть, древние китайцы заботились не столько о безопасности мертвых, сколько о живых? Кажется, у них были свои предания о вампирах... В таком случае — метод подвешивания гробов весьма разумный.

История вторая... о кладбище с трамваем

Одно из крупнейших кладбищ Европы — Центральное Венское, расположенное в районе Зиммеринг. Основали его в 1874 году, и теперь там имеется больше трех миллионов могил. В 1901 году Зиммерингскую лошадиную дорогу сменил городской электрический трамвай, которому в 1907 присвоили 71-й номер. Он сохранился и по сей день.

В начале века, когда в Европе бушевала испанка, мертвых свозили на кладбище ночью на трамвае (лошадей не хватало). В 1942 для транспортировки трупов уже целенаправленно приобрели 3 трамвая. После войны от этого способа перевозки покойников отказались, но 71-й номер до сих пор ходит по территории кладбища, и все венцы помнят о его особой похоронной миссии. Поэтому, когда хотят высказаться шутливо или иносказательно — говорят об умершем, что он «поехал 71-ым номером».

Кроме трамвая, по огромному кладбищу проходит маршрут автобуса и линия железной дороги. Тем не менее, на самом кладбище тихо и спокойно. И красиво, как в парке. Кладбище — одна из главных достопримечательностей австрийской столицы. Туристы иногда называют его Музыкальным, потому что здесь можно отыскать надгробные памятники большинства известных композиторов — Людвига ван Бетховена, Иоганнеса Брамса, Кристофа Виллибальда Глюка, Франца Шуберта, Иоганна Штрауса (обоих: отца и сына) и, конечно, Вольфганга Амадея Моцарта.

Хотя на самом деле, когда Моцарт умер, его тело бросили в братскую могилу для бедняков на кладбище Святого Марка совсем в другом районе Вены, и где именно он похоронен — до сих пор неизвестно. Тем не менее — гению музыки австрийцы выделили местечко в их почетном Пантеоне-некрополе.

Настоящих могил знаменитостей на кладбище 350, а почетных памятных могил («посвященных») — более 600.

История третья... о спящих и их куклах

Народ торайя, обитающий в Индонезии, наверное, самый неторопливый народ на земле. Во всяком случае, если кто-то из соплеменников вдруг переставал двигаться, есть, дышать — его все-таки не признавали с бухты-барахты мертвым. («Такие вопросы с кондачка не решаются!»)

Свежеумерший покойник считался всего лишь «спящим». В отличие от опасливых китайцев, заботливые индонезийцы помещали тела своих родных, не подающих признаков жизни, в удобные усыпальницы, высеченные в скале. В течение нескольких лет тела там мумифицировались, а люди считались «больными». Чтобы «больным» не было скучно и страшно, для охраны и компании перед усыпальницами выставляли особые куклы «тау-тау».

Спустя годы ритуальный обряд погребения завершали, подбрасывая покойника несколько раз вверх и после укладывая его ногами на юг.

Только после всех этих процедур он уже окончательно считался мертвым.

История четвертая... о почти живых

Куклы на кладбище могут показаться странной идеей, но, объективно, в ней не больше странности, чем в идее художественной надгробной скульптуры. Если куклы «тау-тау» призваны отпугивать духов, то памятники на европейских кладбищах иногда очень эффективно отпугивают живых. Например, жители Генуи не любят свое самое посещаемое туристами кладбище — Стальено — как раз из-за обилия прекрасных статуй, мавзолеев и саркофагов. Большинство надгробий здесь созданы искусными итальянскими художниками XIX века — Санто Варни, Джулио Монтеверде и другими. И это ужасно, ведь статуи выглядят точь-в-точь как живые люди!

Захочешь обнять красивую вдовушку — а она — бррр! — холодная вся...

Не менее пугающим и притягательным для туристов является кладбище Пер-Лашез в Париже. Это вообще самый большой музей надгробной скульптуры — целых 48 гектаров! Здесь 200 лет хоронили знаменитых людей — ученых, писателей, художников, актеров, музыкантов. И большинство из них тоже живы для нас, хотя и не буквально: Оскар Уайльд, Фредерик Шопен, Джим Моррисон...

В России наиболее известные усыпальницы «вечно живых» — Новодевичье кладбище у южной стены одноименного монастыря в Москве и Лазаревское кладбище — музей-некрополь XVIII века в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.

На Новодевичьем похоронены Михаил Булгаков и Гоголь (странно обменявшиеся надгробиями после смерти), Владимир Маяковский, Дмитрий Шостакович, Любовь Орлова, Александр Вертинский, Борис Ельцин, Никита Хрущев и многие другие известные люди.

На Лазаревском кладбище покоится Михаил Ломоносов, Наталья Ланская-Пушкина, представители знатных родов — Трубецких, Волконских, Нарышкиных и др.

История пятая... о поцелуе Смерти

Самый известный памятник кладбища Побленоу в Барселоне изображает непосредственный контакт Смерти и человека. Скульптура называется «Поцелуй смерти»; авторство приписывают то Жауме Барба, то Жоану Фонбернату.

По легенде, неизвестный художник своим творчеством вдохновил шведского кинорежиссера Ингмара Бергмана и тот в 1957 году создал один из лучших фильмов в истории человечества — картину-притчу «Седьмая печать», повествующую про встречу Рыцаря и Смерти.

Сюжет фильма довольно прост: рыцарь Антониус Блок (которого играет Макс фон Сюдов) и его оруженосец Йонс возвращаются на родину из крестового похода после нескольких лет отсутствия. На пустынном берегу моря им является Смерть в образе мужчины в чёрном плаще. Чтобы обмануть Смерть, Рыцарь предлагает сыграть в шахматы... В конце фильма погибает не только Рыцарь, но и множество людей, которых он встретил по ходу фильма.

Никакого внешнего сходства между эксцентричной Смертью в фильме Бергмана и крылатым скелетом в скульптуре нет. Но народная легенда, вероятно, весьма справедливо видит общее в этих двух образах: и там, и там Смерть предстает человеку как нечто живое и осязаемое.

История шестая... об искусстве на костях

Она тоже связана с крестовыми походами, рыцарями и смертью. В Средние века европейцы под влиянием католической церкви и своих христианнейших королей были просто одержимы образом Святой Земли, которую стремились «освободить» из-под гнета неверных и язычников. Война шла тяжело, с переменным успехом. Поэтому в 1278 году король Богемский Отакар II послал в Иерусалим аббата Индржиха Седлецкого с особой миссией: раз уж не удается завладеть Святой Землей там, пусть аббат привезет хотя бы часть ее на родину, чтобы здесь, на месте, свободно пользоваться духовными сокровищами. Аббат так и сделал. Горсть земли, которую он захватил с Голгофы, рассыпали по монастырскому кладбищу. С этого момента захоронения здесь автоматически приравнялись к упокоению в Святой Земле, а местные покойники — к лику праведников.

Кладбище на Кутна Горе сделалось не просто знаменитым, но привилегированным. И с течением времени — очень тесным. Когда перенаселенность чешского варианта «Святой Земли» сделалась по-настоящему угрожающей, знатный род рыцарей Шварценбергов, владельцев местных земель, решил проблему циничным и одновременно эстетичным способом: наиболее древние захоронения эксгумировали, останки зачистили с помощью хлорированной гашеной извести и... Ну не выбрасывать же кости всех этих праведников?! Их мощами решили задекорировать костел Всех Святых, построенный на освященной земле.

Все работы были проведены талантливым резчиком по дереву Франтишеком Ринтом и его помощниками. Оцените их художественный вкус: вазоны, украшения для стен и алтаря, герб благодетелей — господ Шварценбергов, очаровательная люстра из деталей человеческого скелета.

Точное число использованных останков подсчитать невозможно, но в прикидку говорят — их было около 50 000. Дьявольский получился интерьерчик. Не он ли навеял Гансу Рудольфу Гигеру, создателю «чужих», образцы гнезд инопланетных тварей? Или, может, модели сумочек и абажуров из человеческой кожи другим тварям, совсем, увы, не инопланетным? Но это, конечно, крайний вариант.

Надо сказать, теснота общего европейского дома не одних чехов подвигла на странные художества. В Австрии, в альпийском поселке Хальштадт, в небольшой готической церквушке хранится более 600 раскрашенных человеческих черепов.

Кроме затейливых орнаментов, рисунки на черепах включают и надписи — сведения о почившем «владельце». Своеобразное «memento mori» — индивидуальные памятники на мощах. Крошечный альпийский погост просто не способен вместить всех местных мертвецов. Поэтому по принятому в поселке закону каждому умершему отведено не более двух метров земли и 25 лет для упокоения. По прошествии этого срока, если родственники не оплатят дальнейшую аренду, обитателя могилы выселяют, освобождая местечко для следующего покойника. Но совсем уж выкидывать косточки — не комильфо. Поэтому черепа идут на искусство — ими украшают Костяной Дом.

История седьмая... про несвятую землю

Умирают, действительно, все (пока, во всяком случае). Но все же известная поговорка о том, что смерть всех уравнивает, правдива лишь отчасти. Люди — по натуре склочники, и даже на кладбищах это порой бросается в глаза. Кого-то с помпой и почетом хоронят в святой земле, а кому-то отводят специальное место под землей из чувства... брезгливости.

Например, в Лондоне существует кладбище женщин-одиночек. И это не звучит по-феминистски гордо. Местных покойниц когда-то называли также «Винчестерскими гусынями».

Это проститутки, работавшие в публичных домах Лондона и, по мнению общества, заслужившие себе отдельное кладбище. Из сентиментальных побуждений здешнюю чугунную ограду часто украшают цветными лентами, брелоками, стихами и фотографиями, перьями и шелковыми чулками. Но хоронят этих женщин все же отдельно.

Даже после смерти их изолируют от общества.

Как прокаженных.

Так же, как, например, в Кёльнском лепрозории, где с 1180 года прятали от мира этих больных, гниющих заживо. Позднее, в 16-18 веках на месте лепрозория возникло питейное заведение для бедняков и большой пустырь, на котором проводили публичные казни и жгли ведьм. В конце концов эта явно несчастливая земля сгодилась уже только под захоронения. Кельнское кладбище Мелатен открыли в 1810 году, и после того, как оно более ста лет заполнялось красивыми надгробиями и памятниками работы немецких скульпторов, место это все же приобрело некий флер благопристойности и благородства.

История восьмая... о катакомбах и безутешном отце

В конце XVIII века парижские кладбища, основанные еще в Средние века, переполнились настолько, что во многих местах грунт рос уже только за счет человеческих останков. В 1780 году стена кладбища Невинных — самого крупного кладбища французской столицы — разграничивающая мир живых и мертвых, рухнула, и подвалы ближайших жилых домов заполнились костями и трупами. Заражение городской почвы то и дело приводило к вспышкам эпидемий среди населения. Проблему пришлось решать срочно и радикально: французский парламент запретил хоронить покойников в черте города и распорядился убрать все останки с кладбищ в подземные катакомбы.

Откуда они взялись? В свое время король Людовик XI повелел добывать известняк на землях замка Воверт. Подземные шахты и туннели каменоломен протянулись на многие километры от центра города.

Немного позднее монахи Люксембургского монастыря начали использовать пещеры под святой обителью для хранения вина, расширили их и углубили... В общем, тоже внесли немалую лепту. Настолько немалую, что в 1793 году сторож церкви Валь-де-Грас Филибер Аспер, загоревшийся идеей разыскать старинные винные погреба, пошел... и пропал в подземном лабиринте. Его самого отыскали лишь спустя 11 лет — в виде скелета. Тело удалось опознать только по ключам и одежде.

Точная протяженность парижских катакомб неизвестна до сих пор — называют только приблизительные цифры, от 180 до 300 километров. Последний французский король, Людовик XVI, был вынужден издать указ об учреждении Генеральной инспекции каменоломен. Короля в революцию казнили, а этот государственный орган учета существует и по сей день. Катакомбы все еще не исследованы полностью, но в городе постоянно проводятся работы по их укреплению и реконструкции. В частности, заполнение пустующих каменоломен человеческими останками тоже являлось частью этого плана.

Первым расчистили от костей центральное кладбище. Кости вывозили, дезинфицировали, обрабатывали и укладывали на глубине 17 метров под землей в заброшенных карьерах Томб-Исуар. Далее, с 1786 по 1860 год, в течение более чем 70 лет, катакомбы заполняли останками 6 миллионов человек с остальных парижских кладбищ.

Теперь это гигантское хранилище костей — популярный туристический объект. Но посетителям позволяют увидеть только небольшой участок в три километра длиной. Заходить дальше — строго воспрещено под угрозой штрафа в 60 евро. Было бы интересно узнать, какие тайны и монстры обитают в этом царстве мертвых, однако дух монастырского сторожа, сгинувшего здесь в поисках выпивки, предостерегает нас всех от излишней любознательности.

Если парижские катакомбы поражают, в первую очередь, своим размахом и обилием костей, то катакомбы капуцинов в итальянском Палермо — еще один некрополь, облюбованный туристами для посещения — имеет совершенно особые, уникальные козыри. Здесь открыто выставляются для осмотра несколько мумифицированных тел.

А главное — тело двухлетней Розалии Ломбардо. Эта маленькая девочка скончалась от пневмонии почти сто лет назад, в 1920 году. Ее безутешный отец, не желая расставаться с дочерью, попросил доктора Альфредо Салафию сохранить ее тело во что бы то ни стало.

Какие секреты имелись у доктора — неизвестно, но, скорее всего, помимо медицинских процедур, им предпринятых, делу помог и особый микроклимат подземелья.

Розалия кажется спящей. Ее спокойное и умиротворенное лицо выглядит настолько живым, что это вызывает дрожь у всякого, кто видит девочку.

История девятая... о мумиях и проклятом рыцаре

Кто-то видит благо в сохранении тела после смерти, а кто-то — совсем наоборот.

Например, в Германии, в церквушке, некогда принадлежавшей благородному семейству фон Кальбутц, демонстрируется очень хорошо сохранившееся тело рыцаря Христиана Фридриха фон Кальбутца (годы жизни — 1651-1702). Местное предание рассказывает о нем отнюдь не лестные вещи.

Дескать, был он большим любителем попользоваться феодальным «правом первой ночи». У него имелось уже больше десятка законных детей и почти три десятка бастардов. Тем не менее, в июле 1690 года он потребовал «право первой ночи», явившись на свадьбу к бедному пастуху в местечко Баквитц. Несчастная девушка оказала яростное сопротивление. В отместку рыцарь убил ее жениха. За это преступление он угодил под суд, и, чтобы оправдаться, поклялся при всем честном народе, что бесноватый парень сам напал на благородного господина. «И пусть останется мое тело нетленным и не преданным земле, если я обманываю!» — добавил рыцарь, чтобы подкрепить свою клятву.

В те времена свидетельство аристократа не принято было подвергать сомнению. Рыцаря оправдали, отпустили, а когда он умер в возрасте 52 лет, похоронили в семейной усыпальнице. В 1794 году, после смерти последних представителей этой родовитой династии, местная церковная община решила провести реставрацию храма. Усыпальницу фон Кальбутцев вскрыли, чтобы перенести останки на ближайшее кладбище... И что же?

Оказалось, что все покойники истлели, кроме одного — того самого Христиана Фридриха. Он оказался клятвопреступником и его проклятое тело по сей день остается непогребенным.

Мумии часто наводят ужас на людей впечатлительных. Но «кричащая» мумия из музея Гуанахуато в Мексике, способна, наверное, напугать кого угодно.

В этом музее вообще довольно богатое собрание мумий — их здесь 111!

Все эти люди были похоронены в конце XIX — XX веках в каменных гробницах на местном кладбище «Пантеон Святой Паулы».

С 1865 по 1958 год в Мексике действовал закон, обязывающий родственников платить налоги за своих похороненных мертвецов.

За покой этих 111 умерших не заплатили, поэтому тела их были эксгумированы. Когда выяснилось, что они чудесным образом сами собой мумифицировались, их решили поместить в специальное хранилище. В 1969 году при кладбище открылся музей, где тела выставили напоказ в стеклянных витринах.

Жуткие выражения лиц здешних мумий наводят на мысли о том, что эти люди, наверное, были похоронены заживо. Никто не знает — правда это или нет.

Некоторые ученые считают, что мумифицирование человеческого тела после смерти — при определенных обстоятельствах процесс совершенно естественный. Посмертное преобразование подкожного жира приводит к тому, что тело «замыливается», создавая своеобразную защитную пленку, предохраняющую от влияния бактерий и дальнейшего разрушения. Но для такого процесса необходимы постоянство температуры и состава воздуха и чистота среды.

Именно такие условия складываются, если кладбище и каменные склепы расположены на песчаной почве.

В 1925 году под Петербургом в поселке Мартышкино на старом заброшенном лютеранском кладбище в роскошных фамильных склепах стала селиться беспризорная шпана и воры. В поисках наживы эта беспардонная публика повскрывала гробы и мародерствовала, обкрадывая мертвецов, срывая с трупов драгоценности, дорогие кружева, серебряные позументы. Сами трупы воры ради развлечения выкидывали из гробниц, расставляли их вдоль главной аллеи, до смерти пугая местных жителей. Тогда-то и выяснилось, что большинство мертвых на кладбище в Мартышкино мумифицировались. Но в наше время из них сохранились только двое. Эти мумии эпохи Петра I демонстрируются в музее санитарии и гигиены Петербурга на Большой Итальянской улице.

История десятая... об утоплении мертвецов

Чего только ни делают люди с людьми, в том числе — с умершими... Иногда даже мертвых топят.

На Филиппинах имеется любопытный туристический объект — затопленное кладбище. Старинный погост ушел под воду после извержения вулкана в 1871 году. Спустя 110 лет это место обозначили большим каменным крестом — в память о катастрофе и как знак для дайверов, которые любят нырнуть здесь, среди гробов, за своей порцией адреналина.

Но если Филиппинское кладбище затопилось в результате природной катастрофы, то Мемориальный риф Нептуна у побережья Майами — проект намеренный и рукотворный.

Его создали в 2007 году как подводный мавзолей для хранения кремированных останков. Он занимает 16 акров океанского дна. Родственники могут посещать могилы, ныряя с аквалангами на 12-метровую глубину. Ну, или просто зайти на сайт и посмотреть, все ли в порядке, с помощью подводных камер, которыми оснащено это оригинальное кладбище. В плане красоты и тишины здесь все на уровне, а средняя цена похорон — около 7 тысяч долларов.

Если собственное существование при жизни казалось покойнику совершенно бессмысленным, то, по крайней мере, посмертно оно обретает безусловный смысл и значение: прах мертвых тут смешивают с бетоном и встраивают в основание техногенного рифа. Место помечают бронзовой табличкой — такой-то жил, умер. Очень всем пригодился.

История одиннадцатая... о веселом кладбище

Вы ведь не удивитесь, если узнаете, что самое веселое в мире кладбище находится в Румынии?

Правильно. Где ж ему еще быть? Оно так и называется — Веселое и, между прочим, входит в фонд Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Здесь, в сельце Сапанта, на кладбище Марамуреш, таблички на надгробиях гораздо любопытнее.

Говорят, что древние даки, населявшие здешние места, относились к смерти совсем иначе, чем мы. Для них смерть была, скорее, давно ожидаемым и торжественным праздником: вечная душа человека освобождалась от земных тягот и радовалась в предвкушении веселого существования на небе.

В 1930-х годах художник и скульптор Стан Йон Пэтраш вырезал и раскрасил первый веселый могильный памятник — по слухам, он сделал его для своей покойной жены, которую очень любил. На дубовом надгробии в ярких картинках и узорах он рассказал о ее жизни, о том, каким человеком она была, что ей нравилось, что нет, и за что ее уважали другие люди.

Односельчанам понравилась идея Петраша, и теперь на Веселом кладбище более 800 удивительно красивых надгробий, выполненных самим художником и его учениками.

Заглянуть на кладбище и посудачить о жизни умерших соседей — одно из развлечений местных жителей.

Ну, теперь и туристы захаживают. Куда ж без них?

История двенадцатая... о шоссе в ад и сыне Сатаны

Кладбище Stull в американском Канзасе называют также Шоссе в ад. Почему — в точности неизвестно. Тем не менее, это кладбище является одним из самых посещаемых в мире.

Однако сюда идут не ради созерцания памятников. Здесь посетители ищут чего-то абсолютно инфернального. В Америке ходят упорные слухи о том, что якобы на этом кладбище похоронен... сын Сатаны и его земная мать.

И сам Князь Тьмы лично, дважды в год исправно посещает могилы своих родственников, умерших, как говорят, в 1850 году. Для удобства он расположил здесь отдельные врата в Ад.

Естественно, по этой причине здесь обитает и целая куча призраков, оборотней, творят свои злодеяния колдуны и прочие некроманты.

Место считается настолько нечистым, что даже Папа Римский Иоанн Павел II якобы приказал облететь кладбище стороной, когда на своем частном самолете в 1995 году летел в Колорадо на публичные выступления. Вот такой ужас-ужас!

Одно непонятно: зачем Сатане посещать могилы родственников, которые сами-то, по идее, должны находиться в собственном доме у него под боком, то есть в Аду? «Разве только это общая семейная традиция и они все вместе собираются там в дни школьных каникул?» — предполагает Трейси Моррис, известный американский автор юмористических рассказов о сверхъестественном.

История тринадцатая... о том, где спит мафия

А что заставило чуть ли не весь преступный мир Нью-Йорка собраться и спать вечным сном на католическом кладбище св. Иоанна в районе Куинс? Никаких секретов! Просто это кладбище ближе всего расположено к районам, где компактно обитали итальянские эмигранты.

В итоге с течением лет именно здесь оказались похоронены почти все участники мафиозных войн сороковых годов: главы кланов, стукачи и наемные убийцы, друзья и враги, бывшие арестанты и смертники. Кто-то умер от пули, кто-то от болезни, в кругу семьи — но преступные дела у большинства из них были общими, а биографии настолько замысловаты, что хоть фильмы о них снимай. Да и снимали ведь!

Например, история жизни знаменитого босса мафии, гангстера № 1, Чарльза «Лаки» Лучано (1897-1962), главы клана Дженовезе-Лучано вдохновила не одного голливудского кинорежиссера.

Этот тип был организатором «Корпорации убийств» — боевой бригады бандитов, занимавшихся похищениями, рэкетом, заказными убийствами для мафии.

Лучано извлекал прибыль везде, где только возможно. Ему принадлежал весь подпольный рынок преступности: наркотики, азартные игры, проституция. Не раз и не два заслужив казнь на электрическом стуле, он был, тем не менее, прощен и амнистирован американским правительством в 1946 году «за заслуги перед обществом», которые выражались в том, что Лучано перед открытием второго фронта в Европе помог разведке ВМС США установить связь с итальянской мафией.

Умер этот выдающийся деятель от банального сердечного приступа в аэропорту Неаполя, куда прибыл, чтобы встретиться с продюсером Мартином Гошем, который задумал снять о нем документальный фильм. Впоследствии благодарные родственники перевезли тело Лучано в Америку и похоронили его на кладбище мафии в Куинс.

История четырнадцатая... еврейская

В Праге, в старинном еврейском квартале Йозефов расположено еврейское кладбище. Самое древнее надгробие помечено датой — 1439 год. Здесь хоронили с начала 15 столетия до конца 18 — в течение трехсот лет.

Всего похоронено тут около ста тысяч евреев.

А знаменито это кладбище еще и тем, что именно на нем, среди древних каменных надгробий, согласно указаниям конспирологов, проходили тайные собрания «сионских мудрецов».

История пятнадцатая... о японцах, примеряющих гробы

Вероятно, самое суперсовременное кладбище мира расположено в Токио. Японцы часто удивляют европейцев своеобразным подходом ко всему, в том числе — исключительным спокойствием и прагматизмом в вопросах жизни и смерти. Если уж передовые технологии рулят у них в стране везде и повсюду, почему бы не доверить технократичному будущему и свои похороны?

Некрополь «Рёгоку Рёэн» — кладбище Двух Тысяч Будд — гармонично сочетает в себе и современность, и традиции. Располагаясь в высотном здании, внешне оно напоминает, скорее, банковское хранилище. Нужную могилу с урной усопшего можно отыскать при помощи электронной карты с идентификационным чипом. Стены кладбища украшены 2000 прозрачных статуэток Будды, их подсвечивают цветные светодиоды, отчего Будды то и дело меняют окраску — завораживающее зрелище, подходящее для медитации.

Пожилым японцам предлагаются новые современные услуги — планирование и организация собственных похорон, специальные семинары и вебинары по ритуальной моде. Желающие могут не только выбрать для себя симпатичный гробик, но и примерить его. Чтобы лично удостовериться, что в последний путь они отправятся при полном параде и с комфортом.

Как говорят философы, смерть — неотъемлемая часть жизни. И, думается, наши тафофилические прогулки по кладбищам мира продемонстрировали эту мудрую истину весьма наглядно.

Йозеф Винклер

Кладбище горьких апельсинов

На балкончике вы показывали мне персидский пенал, крытый лаковой живописью цвета запекшейся крови с золотом. Он был обидно пустой. Мне захотелось понюхать его почтенные затхлые стенки, служившие сардарскому правосудию и моментальному составлению приговоров о выкалывании глаз.

Осип Мандельштам. «Путешествие в Армению»

Глядя на это маленькое, одетое в белое тело, никто не подумает; «Это – мой сын. Это – мой брат». «Если бы ваши мысли имели тела, они принялись бы за работу, стали бы рубить дрова, сгребать сено, стричь скотину, мочиться, считать деньги, прямо у гроба этого маленького покойника, которого вы воспитывали для вашей жизни».

Пьер Паоло Пазолини. «Соловей католической церкви»

Четырнадцатилетнему Пино Ло Скрудато, зарубленному отцом в июне 1988 года в Кальтанисетте, что на Сицилии, когда он, вместо того чтобы присматривать за десятью коровами на их отдаленном крестьянском подворье, где не было ни электричества, ни водопровода, подключил телевизор к тракторному аккумулятору и смотрел футбольный матч Италия – Ирландия. А также папе Иоанну XXIII.

Из семейного альбома бабушки Йозефа Винклера

На вершине Монтичелло, одного из холмов Рима, там, где раскинулась площадь Пьяцца делла Навичелла, слева от высоких развалин акведука императора Клавдия, берет свое начало улица Санто-Стефано-Ротондо. Она ведет к эспланаде перед церковью Санто-Стефано-Ротондо, одной из старейших итальянских церквей, которая была построена, вероятно, в пятом веке и освящена папой Симплицием. Стены церкви украшены тридцатью четырьмя фресками работы Пома-ранчо, Темпесты и других художников, на которых изображены истязания христианских мучеников. Один из несчастных зажат между двух каменных глыб и раздавлен ими. Молим тебя, Господи, услышь нас! Укроти врагов святого причастия! Другому мученику отрубили кисти рук и, связав их веревкой, повесили на шею. Святая Мария! Девственная лилия целомудрия, царица ангелов небесных! Молим тебя, услышь нас! Ты, страдавшая за жертву сына своего! Кровь душ сливается с той кровью, что ты за нас пролил, и твое страдание – залог нашей будущей святости. Третий христианин разорван на куски бешеными псами. Молим тебя, Отче, услышь нас! Обрати заблудшие души к истинной вере! Молю тебя, твоим потом кровавым, пролитым в саду Гефсиманском, спаси их от адского пекла, которого с трепетом они ожидают. Еще одного положили во гроб и залили расплавленным свинцом. Молим тебя, услышь нас! Преисполни нас любовью к целомудрию. Кровь, пролитая тобою под жестокими бичами, откроет им путь в Царствие небесное, чтобы они возлюбили тебя еще сильнее.

Вздернутому на дыбу бедняге срезали с тела кожу широкими полосами. Помилуй нас! Ты, кровавым потом от страха исходивший Иисус. Еще одному несчастному на деревянной колоде отрубили правую руку. Помилуй нас! Этому двузубыми вилами вспороли безжалостно грудь. Я молю тебя драгоценной кровью, выступавшей из пор кожи твоей, в неслыханной ярости, пронзенной шипами. Еще один держит в руках свою голову в епископской тиаре. Молим тебя, Господи, услышь нас! Искорени проклятых еретиков! Посмотрите на этого бедолагу ~ ему острыми железными вилами исполосовали кожу на всем теле. Спаси их, о Иисус! Своей наготой и позором, бичами и розгами, своим крестом и гвоздями. Молю тебя наготой твоей, позором твоим, кровью, излившейся из ран твоих. А вот другие, сброшенные в горящие ямы, колесованные, разорванные свирепыми медведями, заживо погребенные. Забитые камнями и четвертованные. Господи, помилуй их! А этот – зажарен живьем в раскаленном масле. Спаси его, о Иисус! Заветом болезненным плоти твоей с Отцом твоим, твоей кровью алой. Страданием, на Кресте тобою принятым, и избиением бичами, позволь им, молю тебя, узреть лик твой. Еще одному отрезали груди. Святая Мария! Ты богиня из слоновой кости, царица мучеников, молись за нас! А этот разорван быками. Спаси его, Господи! А вон того столкнули в яму, наполненную шипящими змеями. Спаси его, Господи! Молю тебя, сукровицей и кровью твоей, истекшей из ран твоих, погаси пламя, пожирающее души людей, кровью тобой за них пролитой.

* * *

Дай воску заупокойной свечи стечь на мой пупок, чтобы он запечатал мое бездыханное тело. Образ, издавна висевший над моим смертным ложем, – Madonna sulla Seggiola – «Мадонну на троне» Рафаэля – положите на мой открытый гроб так, чтобы пришедшие со мной проститься, молясь и причитая вокруг моего гроба, как можно больше обращали бы взгляды на мой мертвый лик. Иглами, которыми будете шить мой саван, колите холодные до синевы пятки так, чтобы мне было трудно исколотыми ступнями прибежать, обратившись вампиром, назад, к дому, к детям и внукам по длинной деревенской улице. Если же я и вправду вурдалаком вернусь домой, не бойся и отсеки мне острой лопатой голову от тела и положи ее мне между ног. Собери струящуюся из нее кровь в бокал и выпей ее без остатка, ведь это мой кровь, которую я за тебя пролил, а кто вкушает плоть мою и пьет мою кровь, пребудет во мне, а я пребуду в нем. О Иисус, смиренно в Иерусалим входивший, помилуй нас! О страждущий о Иерусалиме Иисус, помилуй нас! О ты, кто мыл ноги своим ученикам, Иисус, помилуй нас! Хлеб, живительный, подкрепляющий нас, Иисус, помилуй нас! Не забудь украсить свежими, окропленными росой маргаритками мои смертные носилки, на которых мои бренные останки понесут из комнаты, где я умер, по лестнице в семнадцать ступеней в зал деревенской общины и там положат в гроб; а затем, когда мой труп будет лежать в деревянном ящике, обитом черным крепом, напиши на смертных носилках мое имя и даты рождения и смерти и положи их как мосток через ручей, в заросли мха и калужницы. Когда ты время от времени, будешь проходить по этому мостку чтобы нарвать подснежников, ветреницы или цветков калужницы, а твоя мать ляжет или сядет на траву, скрестив ноги будь внимательным, чтобы не наступить на крестики, вырезанные на моих смертных носилках. Тем самым ты сможешь причинить боль моей бедной душе, и я, либо вознесенный на небо, либо пребывающий в чистилище, сложив ноги и руки, как зародыш в материнской утробе, исторгну крик боли, который будет слышен под облаками и в самолетах и пронесется от океана до океана. О ты, Иисус, своей кровью святой, дающий нам усладу, помилуй нас! О ты, за тридцать сребреников проданный Иисус, помилуй нас! О ты, в предсмертной молитве к Отцу своему возопивший, Иисус, помилуй нас! О ты, в саду Гефсиманском от страха потом кровавым исходивший Иисус, помилуй нас/Если даже положат на лик мой больше метра жирной кладбищенской земли, все равно я буду бояться рачков, с маленькими огоньками на шее, много ночей подряд ползущих по моему холму, чтобы сказать мне: Прощай! О ты, ангелом ободренный Иисус, помилуй нас! О ты, поцелуем Иуды преданный Иисус, помилуй нас! О ты, цепями и веревками связанный Иисус, помилуй нас! О ты, учениками своими оставленный Иисус, помилуй нас! Розгой, которой обычно секут деревенских детей, трижды ударь по моему гробу, чтобы листья и цветы разлетелись во все стороны, чтобы вспугнуть живущую в них мою душу. Чтобы мое мертвое тело стало легче нести и чтобы нигде под теми, кто будет нести гроб, не провалилась густо смешанная с лепестками пионов деревенская земля. Пусть во время отпевания пришедшие проститься со мной сядут на траурные скамьи и примут от одетого в черное священника траурные облатки. Облаченный в черное причетник с большой горящей свечой преклонит колени слева от моего гроба, другие же встанут по правую сторону и, конечно же, в головах, а не в ногах смертных моих останков. О ты, пред, Анной и Киафой представший Иисус, помилуй нас! О ты, Иисус, которого ударили по правой щеке, помилуй нас! О ты, лживыми свидетелями обвиненный Иисус, помилуй нас! О ты, Иисус, от которого трижды отрекся Петр, помилуй нас! Если же я умру от сердечного приступа – так моя бабка когда-то умерла – и лопнут одновременно мои сердце и глаза, представь, что упала средняя, одна из трех капель крови, что есть в голове у каждого человека. И если мне станет хуже – смотри, Господи: вот – душа моя, вот – тело мое. Деснице твоей вверяю их, делай с ними, что угодно тебе. Затем проверь, не сбились ли перья в моей подушке в венки. Ведь ты знаешь, я часто тебе об этом рассказывал, такие белые венки из перьев, мы называли их венцы смерти, служат верным знаком скорой кончины. Проведи куском хлеба по моему лбу и кинь его дворовой собаке. Если она съест его – мне еще суждено пожить, а если нет – через несколько часов я умру, потому что смертный пот – более едкий, чем моча, что после смерти хозяина и хозяйки добавляют верным псам в молоко, чтобы, когда их спустят с цепи, могли они прыгать у могилы, выть и наконец сдохнуть. О ты, Пилатом в узилище заточенный Иисус, помилуй нас! О ты, ложно обвиненный Иисус, помилуй нас! О ты, в белых одеждах твоих осмеянный Иисус, помилуй нас! О ты, Иисус, которому предпочли убийцу Бараеву, помилуй нас! Представь себе, лишь вчера я видел тень человека без головы. Белье – был ли это мой саван? – плыло вверх по реке. Плыло постоянно, три часа подряд, пока я, беспомощный, с открытым ртом, тяжело дыша, лежал на спине и услышал сердцебиение прыгавшей по раме зеркала и пристально глядящей на меня летучей мыши. Представь себе дыру в церковной стене. Через нее дьявол пролезал внутрь, и поэтому деревенский поп вместе с прихожанами заделали ее моим черепом. Облатки опускали в чашу со святой водой и вынимали их оттуда с пуповиной Христовой. Огни фейерверка крестами рассыпались в небе. Красный вареный рак, пойманный в реке, лежал на моем перевернутом смертном ложе. Ступени бесконечной винтовой лестницы были сделаны из крышек гробов. Я видел громоотвод и терновый веночек на епископской тиаре, надетой на головку младенца Иисуса. Приди ко мне, сделай из сердца моего святое дитя, оно чисто и никто не может войти в него, кроме тебя, мой возлюбленный младенец Иисус. Моя безглавая тень втыкала верхушку распятия на длинной ручке в могилу моего рано умершего ребенка и трижды стукнула ею по гробу. На лопате могильщика медленно вращался испачканный могильной землей земной шар. Мои члены проплыли через дымоход и, собравшись воедино, начали танцевать. Они валятся, валятся, как камни на улицы. Так свалился и я. О ты, бичами нещадно терзаемый Иисус, помилуй нас! О ты, в насмешку в царскую одежду облаченный Иисус, помилуй нас! О ты, в узилище заточенный Иисус, помилуй нас! О ты, терниями увенчанный Иисус, помилуй нас! Не забудь, что Костлявая время от времени может обращаться в кровососущую летучую мышь. Держи члены мои, бьющиеся в агонии, закрой окно комнаты моей, иначе разобьются стекла. Жители деревни не должны брать список пришедших на похороны голыми руками, а только надев рукавицы. Затем, прочтя его, пусть выбросят его в огонь. Вынеси на свежий воздух простыню, на которой я спал живым, но на которой мертвым мне лежать не пристало, и посмотри, не выстроится ли стая сычей, пролетающая над простыней крестом. Лишь после этого можешь бросить простыню в деревенский колодец, а чтобы смыть тошнотворный трупный запах, выстирай ее куском скипидарного мыла, на котором изображена голова оленя. Чтобы избавиться от трупного запаха, в течение часа обойди весь дом с освященной пальмовой ветвью в руках, однако прежде всего зайди в комнату, где я умер, а также в комнату, где было выставлено для прощания мое тело. О ты, нечистой слюной оплеванный Иисус, помилуй нас! О ты, тростниковой палкой побиваемый Иисус, помилуй нас! О ты, невинно к смерти приговоренный Иисус, помилуй нас! О ты, преднамеренно выданный евреями Иисус, помилуй нас! Если же тебе когда-нибудь придется предстать перед судом в качестве обвиняемого, обвяжись платком, которым обмывали мое тело. Это собьет с толку судью, и он снимет с тебя обвинение. С пола столярной мастерской собери опилки от гроба моего, или, как мы их называли, ангельские локоны, положи их во гроб к ногам моим. Не ходи в магазин ритуальных услуг, а закажи гроб столяру. На Страстную пятницу на кладбище разведи из опилок моего гроба костер. И пусть придут с каждого двора и возьмут из того костра по горящей головешке, чтобы дома разжечь плиту. Скажи Петеру Оберманну, который будет делать мой гроб, чтобы он, если это возможно, не делал бы одновременно с ним пчелиные ульи. Ты, конечно, знаешь, что пчелиные соты похожи на маленькие гробы. Трудолюбивые пчелы прилетят к моим бренным останкам и будут роиться прямо над моей могилой. Но они не должны лакомиться нектаром с белых и красных цветов, растущих на моем могильном холме, ведь я сам должен зацепиться головой за их корни, жевать их и питаться ими. О ты, тяжкое бремя креста несший Иисус, помилуй нас! О ты, у страдающей матери покой отнявший Иисус, помилуй нас! О ты, как агнец на заклание отданный Иисус, помилуй нас! О ты, Иисус, с которого на горе Кальварийской сорвали одежды, помилуй нас! Ту подушку, которую положишь мне в гроб, за несколько дней до моей смерти набей влажной от росы землей с того места, где зарыт Гнедой. Было бы прекрасно, если бы моя голова лежала на этой подушке, из которой пробивалось бы множество пучков травы. Конечно, мне хотелось бы, чтобы подушка, которую положат мне в гроб, была наполнена землей из Иерусалима, но я не смею тебя просить в те немногие дни, что остались до моего ухода, сесть в самолет и с траурными лентами на руках и ногах и джутовым мешком отправиться в Святую Землю. Не забудь, что священник и служки в черных одеждах должны окропить святой водой и окурить ладаном мой гроб, чтобы, когда в него положат мое тело, он был чистым, как Дева Мария. Пусть пара капель ладана упадет в мой гроб и пусть при этом читают «Богородица Дево, радуйся, Господь с тобой, благословенна ты между женами, благословен и плоть чрева твоего Иисус». Чтобы избежать быстрого разложения и чтобы голодные кроты и крысы не обглодали мой нос ине сожрали мои веки, на лицо мне положи платок, смоченный в воде, которой обмывали мое тело. Представь себе меня, лежащего с открытыми глазами и уставившегося в потолок зала деревенской общины во время церемонии прощания, а затем на скользящую туда-сюда крышку гроба, что украшена гниющими раздвоенными ангельскими языками. Снова и снова, целую вечность кряду громко перечисляются все мои грехи, о которых я при жизни не смог прошептать исповеднику, так как был отделен от него жестяным листом с отверстиями в виде крестов. О ты, ногами и руками к кресту прибитый Иисус, помилуй нас! О ты, за врагов своих на кресте молившийся Иисус, помилуй нас! О ты, евреями на кресте осмеянный Иисус, помилуй нас! О ты, разбойником на кресте поносимый Иисус, помилуй нас! Во время трехдневного бдения над покойником положи на мою грудь кусок дерна со скотомогильника на холме, а затем вновь отнеси его и посади там, где он был взят. Если же будешь о моей смерти причитать и взывать к ангелам и чертям с высоко воздетыми вверх руками, то не тычь в бездонное небо пальцами, а надень рукавицы, иначе подобьешь глаза своему ангелу-хранителю, и он не увидит, как ты, один-одинешенек, с корзиной, полной посмертных масок, ступаешь по мосту без черни. Помни о том, что ручей бурлит под твоими босыми ногами. Если ты хочешь не бояться пьяного мужика, когда он грозит тебе окровавленным серпом и испачканной землей косой, то вытащи ржавый гвоздь из моего гроба и, проследив за своим врагом, воткни в след от его ноги, когда он по неосмотрительности ступит на свое поле. Если при жизни он услышит скрип в костях, то почувствует хруст в суставах и душе. Если у тебя заболит зуб, поковыряй гвоздем из моего гроба больной зуб, пока он не станет кровоточить, а потом дедушкиным правилом для кос забей окровавленный гвоздь в абрикосовое дерево возле конюшни. Когда будут выносить мои бренные останки – слово «труп» я произношу неохотно, потому что оно не так красиво, как «мои бренные останки» или, самое подходящее, благородное слово «мертвое тело», – итак, когда мои бренные останки в сопровождении траурного эскорта будут выносить, пойди в стойло и разбуди всех животных. Вся скотина должна стоять, чтобы достойно проститься со мной. Онга и Гнедой – две мои любимые лошади, перекрести Онге звездочку – белое пятно на ее лбу. Пока четыре человека будут выносить гроб с моим телом из дома, нужно, чтобы один из облаченных в фиолетовые одежды служек окурил ладаном всех домашних, Иогля Гандля, Зеппля, Петера, Митце, Воту, Муату, служанок и работников. Холодного мяса, намазанного медом, должно хватить для всех пришедших на поминки, особенно для плакальщиц, для всех тех, кто нес гроб и траурные, фонари, для священника, а также двух облаченных в черное служек. Церемониймейстер должен будет проследить, чтобы в траурной процессии не образовывались бреши, иначе кто-то из жителей деревни скоро умрет, так как эта брешь – место для гроба. О ты, раскаявшемуся на кресте разбойнику рай пообещавший Иисус, помилуй нас! О ты, Иисус, на кресте заботу о матери своей вверивший Иоанну, помилуй нас! О ты, на кресте признавший оставленность отцом своим Иисус, помилуй нас! Проверь, не устали ли лошади, которые тащили телегу с моим гробом на холм, а потом, по цветущей вишневой аллее, на кладбище. Проследи, чтобы на копытах лошадей раскаленными докрасна металлическими прутьями поставили траурные кресты. Если же белые волы не будут к тому времени забиты и проданы, то можешь вместо лошадей запрячь в мои похоронные дроги волов, только проследи, чтобы кучер не стегал их, если они на пару минут остановятся где-нибудь по дороге на кладбище. Особенно обрати внимание, если они остановятся на перекрестке! Кучеру с черным крепом на шляпе нельзя держать в руках обычный кнут, а только обвитый черным крепом прут, взятый из куста орешника, растущего на церковном дворе. Выпей воды из колеи от моих похоронных дрог, думая при этом о своих страданиях, и будешь исцелен. О ты, Иисус, которому на кресте к губам поднесли уксус и желчь, помилуй нас! О ты, своей смертью не кресте все искупивший Иисус, помилуй нас! О ты, на крестеотцу принадлежащий Иисус, помилуй нас! О ты, до самой смерти на кресте смиренный Иисус, помилуй нас! Вместо украшенного рождественскими свечами смертного венца поставь на мой гроб зажженный фонарь, но ради Бога, смотри внимательно, чтобы он не опрокинулся и керосин не разлился и мой гроб не загорелся бы. Представь себе, как трещит жесткий креп, а белые волы пугаются, несутся с горящими дрогами, пока не сбросят мой горящий гроб на землю; мое горящее тело покатится по грядам и застрянет, наткнувшись на огородное пугало, языки огня, как и мой горящий мертвый язык, начнут лизать тряпки пугала, ведь говорят же, что у огня – языки, не так ли? – и мое тело и пугало, мы станем одной кучей пепла посреди поля. Завершающий похоронную процессию должен громко и отчетливо постучать босыми пятками по воротам кладбища, чтобы смерть – не забудь, что смерть – это живой покойник – осталась за воротами. Быстро выброси многочисленные терновые венцы перед кладбищенскими воротами, чтобы Костлявая, а она ведь ходит босиком, не могла вернуться за кем-нибудь из пришедших на похороны. О ты, на кресте свой дух вверивший в руки отца своего Иисус, помилуй нас! О ты, Иисус, сердце которого на кресте было открыто копьем, помилуй нас! Маленький ребенок, выросший настолько, что может выглянуть из-за головы теленка, должен будет нести во время похоронной процессии свечу величиной с мой рост и, естественно, с черной головкой фитиля. При этом не забудь положить ее рядом с букетом цветов ко мне в могилу, чтобы я мог время от времени темными ночами, когда тяжелая земля моего могильного холма уже осядет, зажигать эту свечу и находить в церковных подвалах остатки облаток. С крошками облаток на фиолетовых губах я буду возвращаться к себе и класть голову на подушку, которая, возможно, будет набита землей из Иерусалима. О ты, с креста снятый и на колени матери своей положенный Иисус, помилуй нас! О ты, до последнего часа о своей матери пекшийся Иисус, помилуй нас! О ты, в саванзавернутый Иисус, помилуй нас! О ты, отцов от преисподней спасший Иисус, помилуй нас! Не забудь также на День всех святых повесить на могильные камни распятия и поминальные кренделя, потому что ночью придут нищие и их заберут. К моему кровавым потом исходящему могильному камню прикрепи наполненные святой водой куриные яйца, и пусть они висят там тридцать дней и тридцать ночей. Капающая с них вода должна загасить адское пламя.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?