Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Загадочная и величественная цивилизация майя. Древние цивилизации латинской америки

Немногим раньше по времени, по соседству с ацтеками (на территории нынешних Юкатана-Гватемалы-Сальвадора-Гондраса) существовала более обширная цивилизация индейцев майя.

Цивилизация Майя

Майя - группа индейских народов, родственных по языку. Откуда взялись эти народы? Как они появились в джунглях Центральной Америки? Точного ответа на эти и другие вопросы не существует. На сегодняшний день одна из основных точек зрения по этому вопросу состоит в том, что Америка была заселена из Азии через Берингов пролив в период верхнего палеолита, т.е. приблизительно 30 тысяч лет назад.

Майя – одна из ярчайших цивилизаций доколумбовой Америки. Это «культура-загадка», «культура-феномен» полная противоречий и парадоксов. Она породила огромное количество вопросов, но не на все есть ответы. Майя, живя практически в каменном веке (не знали металлов до X века н.э., колесных повозок, плуга, вьючных и тягловых животных), создали точный солнечный календарь, сложнейшую иероглифическую письменность, использовали понятие нуля раньше арабов и индусов, предсказывали солнечные и лунные затмения, вычислили движения Венеры с ошибкой лишь на 14 секунд в год, достигли поразительного совершенства в архитектуре, скульптуре, живописи и производстве керамики. Поклонялись своим богам и в то же время подчинялись царям и жрецам, строили под их руководством храмы и дворцы, совершали ритуальные обряды, приносили себя в жертву, воевали с соседями.

Майя создали необыкновенные сами по себе города, построенные только на мускульной силе. И почему-то, почти все города классического периода несут на себе следы насильственного разрушения. В настоящее время известно более 200 развалин древних городов. Полный список известных городов майя .

Вдревности майя представляли различные группы, которые имели общую историческую традицию. В связи с этим, характеристики их культур были сходными, физические черты совпадали, и говорили они на языках, относящихся к одной лингвистической ветви. При изучении цивилизации майя, выделяют несколько периодов. Их названия и хронология таковы:
- ранний доклассический (около 2000 – 900 годы до н.э.)
- средний доклассический (900 – 400 годы до н.э.)
- поздний доклассический (400 год до н.э. – 250 год н.э.)
- ранний классический (250 – 600 годы н.э.)
- поздний классический (600 – 900 года н.э.)
- постклассический (900 – 1521 годы н.э.)

Эта строгая научная информация, ни в коей мере не объясняет, почему города майя начали приходить в упадок, их населения сокращаться, а междоусобица усиливаться. А вот процессы, окончательно погубившие великую цивилизацию, проходившие в колониальный период, длившийся с 1521-го по 1821 год, совершенно очевидны. Великие гуманисты и христиане - мало того, что завезли грипп, оспу и корь, - огнем и мечом образовывали на американском континенте свои колонии. То, что раньше не шло на пользу майя, – разрозненность и отсутствие единого управляющего центра государства, не пошло на пользу и завоевателям. Каждый город являл собой отдельное воинственное государство, и приходилось прилагать все новые и новые усилия, чтобы захватить территорию.

А города майя строили с большим умением и размахом. Стоит упомянуть Ламанай, Кахаль Печ, Эль Мирадор, Калакмуль, Тикаль, Чичен-Ицу, Ушмаль, Копан. Некоторые из этих городов существовали более тысячелетия. Развалины каждого из них - подарок археологам, историкам и туристам.

Большой интерес вызывают представления угасшей цивилизации о времени и космосе. Цикличное время майя, связанное с природными и астрономическими явлениями, отображалось в различных календарях. Согласно одному из предсказаний, очередной (последний) цикл завершится 22 декабря 2012 года. Конец цикла будет ознаменован наводнением, после чего погибнет этот мир, родится новая вселенная и начнется новый цикл… Что ж, у нас есть все шансы убедиться в достоверности предсказаний майя.

В течение I - начале II тысячелетия н.э., народ майя, говорящий на различных языках семьи майя-киче, расселился на обширной территории, включающей южные штаты Мексики (Табаско, Чьяпас, Кампече, Юкатан и Кинтана Роо), нынешние страны Белиз и Гватемалу и западные районы Сальвадора и Гондураса. Эти территории, расположенные в тропической зоне, отличаются разнообразием ландшафтов. На гористом юге протянулась цепь вулканов, частью действующих. Когда-то здесь на щедрых вулканических почвах произрастали мощные хвойные леса. На севере вулканы переходят в известняковые горы Альта Верапас, которые дальше к северу образуют известняковое плато Петен, отличающееся жарким и влажным климатом. Здесь и сложился центр развития цивилизации майя классической эпохи. Западную часть плато Петен, дренируют реки Пасьон и Усумасинта, впадающие в Мексиканский залив, а восточную - реки, несущие воды в Карибское море. К северу от плато Петен влажность понижается вместе с высотой лесного покрова. На севере Юкатекских равнин влажные тропические леса сменяются кустарниковой растительностью, а на холмах Пуук климат настолько засушлив, что в древности люди селились здесь по берегам карстовых озер (сенот) либо сохраняли воду в подземных резервуарах (чультун). На северном побережье полуострова Юкатан древние майя добывали соль и торговали ею с жителями внутренних областей.

Первоначально считалось, что майя проживали на обширных территориях тропических низменностей небольшими группами, занимаясь подсечно-огневым земледелием. При быстром истощении почв это заставляло их часто менять места поселений. Майя отличались миролюбием и проявляли особый интерес к астрономии, а их города с высокими пирамидами и каменными строениями служили также жреческими церемониальными центрами, где люди собирались для наблюдений за необычными небесными явлениями. По современным оценкам, древний народ майя насчитывал более 3 млн. человек. В далеком прошлом их страна была самой густонаселенной тропической зоной. Майя умели сохранять плодородие почв в течение нескольких веков и превращать малопригодные для сельского хозяйства земли в плантации, где выращивали маис, бобы, тыкву, хлопок, какао и различные тропические фрукты. Письменность майя основывалась на строгой фонетической и синтаксической системе. Дешифровка древних иероглифических надписей опровергла прежние представления о миролюбии майя: многие из этих надписей сообщают о войнах между городами-государствами и о пленниках, принесенных в жертву богам. Единственное, что не подверглось пересмотру из прежних представлений, - исключительный интерес древних майя к движению небесных тел. Их астрономы очень точно вычислили циклы движения Солнца, Луны, Венеры и некоторых созвездий (в частности, Млечного пути). Цивилизация майя по своим характеристикам обнаруживает общность с ближайшими древними цивилизациями Мексиканского нагорья, а также с отдаленными месопотамской, древнегреческой и древнекитайской цивилизациями.

В архаический (2000-1500 до н. э.) и в ранний формативный периоды (1500-1000 до н. э.) доклассической эпохи, в низменных районах Гватемалы, обитали небольшие полубродячие племена охотников и собирателей, питавшихся дикими съедобными кореньями и плодами, а также дичью и рыбой. Они оставили после себя лишь редкие каменные орудия да несколько поселений, определенно датированных этим временем. Средний формативный период (1000-400 до н.э.) - первая сравнительно хорошо документированная эпоха истории майя. В это время, появляются мелкие земледельческие поселения, разбросанные в джунглях и по берегам рек плато Петен и на севере Белиза (Куэльо, Кольха, Кашоб). Археологические данные говорят о том, что в эту эпоху майя не имели помпезной архитектуры, деления на классы и централизованной власти. Однако в последующий поздний формативный период доклассической эпохи (400 до н.э. - 250 н.э.), в жизни майя произошли серьезные изменения. В это время строятся монументальные сооружения - стилоботы, пирамиды, площадки для игры в мяч, наблюдается бурный рост городов. Внушительные архитектурные комплексы возводятся в таких городах, как Калакмуль и Цибильчальтун на севере полуострова Юкатан (Мексика), Эль Мирадор, Яшактун, Тикаль, Накбе и Тинталь в джунглях Петена (Гватемала), Серрос, Куэльо, Ламанай и Номуль (Белиз), Чальчуапа (Сальвадор).

Происходит быстрый рост возникших в тот период поселений, таких как Кашоб на севере Белиза. В конце позднего формативного периода, развивается меновая торговля между удаленным друг от друга поселениями. Больше всего ценятся изделия из нефрита и обсидиана, морские раковины и перья птицы кецаль. В это время, впервые появляются острые кремневые орудия и т.н. эксцентрики - изделия из камня самой причудливой формы, иногда в виде трезубца или профиля человеческого лица. Тогда же складывается практика освящения зданий, устройства тайников, куда помещались изделия из нефрита и прочие драгоценности. В последующий ранний классический период (250-600 н.э.) классической эпохи, майяское общество сложилось в систему соперничающих городов-государств, каждый со своей царской династией. Эти политические образования, обнаруживали общность как в системе управления, так и в культуре (язык, письменность, астрономические знания, календарь). Начало раннего классического периода, приблизительно совпадает с одной из древнейших дат, зафиксированных на стеле города Тикаль, - 292 н.э., что в соответствии с т.н. "долгим счетом майя" выражается цифрами 8.12.14.8.5. Владения отдельных городов-государств классической эпохи, простирались в среднем на 2000 кв. км, а некоторые города, например Тикаль или Калакмуль, контролировали значительно большие территории.


Политическими и культурными центрами каждого государственного образования являлись города с пышными сооружениями, архитектура которых представляла собой местные или зональные вариации общего стиля майянского зодчества. Здания располагались вокруг обширной прямоугольной центральной площади. Их фасады обычно украшали маски главных богов и мифологических персонажей, вырезанные из камня или выполненные в технике рельефа. Стены длинных узких помещений внутри зданий часто расписывались фресками с изображениями ритуалов, праздников, военных сцен. Оконные перемычки, притолоки, лестницы дворцов, а также отдельно стоящие стелы были покрыты иероглифическими текстами, иногда с портретными вкраплениями, повествующими о деяниях правителей. На притолоке 26, в Яшчилане, изображена супруга правителя, помогающая мужу одевать военные регалии. В центре городов майя классической эпохи, возвышались пирамиды до 15 м высотой. Эти сооружения нередко служили усыпальницами почитаемых людей, поэтому цари и жрецы практиковали здесь ритуалы, имевшие целью установить магическую связь с духами предков.

Ритуальная игра в мяч, имела важное значение в религии майя. Практически в каждом крупном поселении майя была одна или более подобная площадка. Она представляет собой, как правило, небольшое прямоугольное поле, по бокам которого расположены пирамидальные платформы, с которых жрецы наблюдали за отправлением ритуала. Между тем существовал культ игры. В "Пополь-Вух", бесценном своде мифов майя, игра в мяч упоминается, как игра богов: в ней состязались божества смерти Болон Тику (или как их называют в тексте Владыки Шибальбы, т.е. преисподней) и два брата полубога Хун - Ахпу и Шбаланке. Таким образом, игроки инициировали на сцене один из эпизодов борьбы между добром и злом, светом и тьмой, мужским и женским началом, змеем и ягуаром. Майяская игра в мяч, как и сходные игры других народов Месоамерики, заключала в себе элементы насилия и жестокости - она завершалась человеческим жертвоприношением, ради которого и затевалась, а игровые площадки были обрамлены кольями с человеческими черепами.

Большинство северных городов, построенных в постклассическую эпоху (950-1500 годы), просуществовали менее 300 лет, за исключением Чичен-Ицы, дожившей до 13 века. Этот город обнаруживает архитектурное сходство с Тулой, основанной тольтеками около 900 года, что позволяет предположить, что Чичен-Ица служила форпостом или была союзником воинственных тольтеков. Название города образовано от майяских слов "чи" ("рот") и "ица" ("стена"), но его архитектура в т.н. стиле Пуук, нарушает классические майяские каноны. Так, например, каменные крыши зданий держатся скорее на плоских балках, чем на ступенчатых сводах. Некоторые рисунки, вырезанные в камне, изображают совместно воинов майя и тольтеков в сценах битв. Возможно, тольтеки захватили этот город и со временем превратили его в процветающее государство. В постклассический период (1200-1450), Чичен-Ица какое-то время входила в политический союз с близлежащими Ушмалем и Майяпаном, известный как Лига Майяпана. Однако еще до появления испанцев Лига распалась, и Чичен-Ица, как и города классической эпохи, был поглощен джунглями. В постклассическую эпоху получила развитие морская торговля, благодаря чему на побережье Юкатана и близлежащих островах возникли порты - например, Тулум или поселение на острове Косумель. В поздний постклассический период, майя торговали с ацтеками рабами, хлопком и птичьими перьями.

В соответствии с мифологией майя, мир создавался и уничтожался дважды, прежде чем наступила третья, современная эра, которая началась в переводе на европейское летосчисление 13 августа 3114 до н.э. От этой даты отсчитывали время в двух системах летосчисления - т.н. долгим счетом и календарным кругом. Основой долгого счета служил 360-дневный годовой цикл под названием "тун", разделенный на 18 месяцев по 20 дней в каждом. Майя пользовались скорее двадцатеричной, нежели десятеричной системой счета, и единицей летосчисления считали 20 лет (катун). Двадцать катунов (т.е. четыре века) составляли бактун. Майя применяли одновременно две системы календарного времени - 260-дневный и 365-дневный годовые циклы. Эти системы совпадали каждые 18 980 дней, или каждые 52 (365-дневных) года, обозначая важный рубеж конца одного и начала нового временного цикла. Древние майя рассчитали время вперед до 4772, когда, по их убеждению, наступит конец нынешней эпохи и Вселенная будет в очередной раз уничтожена.

На семьи правителей, возлагалась обязанность проводить обряд кровопускания при каждом важном событии в жизни городов-государств, будь то освящение новых зданий, наступление посевной страды, начало или завершение военной кампании. По мифологическим представлениям майя, человеческая кровь питала и укрепляла богов, которые, в свою очередь, давали силу людям. Считалось, что наибольшей магической силой обладает кровь языка, ушных мочек и гениталий. Во время обряда кровопускания на центральной площади города собирались тысячные толпы людей, включая танцоров, музыкантов, воинов и знать. В кульминационный момент церемониального действа появлялся правитель, часто с супругой, и шипом растения либо обсидиановым ножом пускал себе кровь, делая разрез на пенисе. Одновременно жена правителя прокалывала себе язык. После этого они пропускали через раны грубую веревку из агавы, чтобы увеличить кровотечение. Кровь капала на полоски бумаги, которые затем сжигались на костре. Из-за потери крови, а также под воздействием наркотических веществ, голодания и прочих факторов участники ритуала прозревали в клубах дыма образы богов и предков.

Общество майя строилось по модели патриархата: власть и главенство в семье переходили от отца к сыну или брату. Общество майя классической эпохи было сильно стратифицированным. Отчетливое разделение на социальные слои наблюдалось в Тикале, в 8 веке. На самом верху социальной лестницы, находились правитель и его ближайшие родственники. Далее шла высшая и средняя наследственная знать, обладавшая разной степенью власти, за ними следовали свита, ремесленники, архитекторы разного ранга и статуса, ниже стояли богатые, но незнатные землевладельцы, потом - простые земледельцы-общинники, а на последних ступеньках, находились сироты и рабы. Хотя эти группы контактировали между собой, они жили в отдельных городских кварталах, имели особые обязанности и привилегии и культивировали собственные обычаи.

Древние майя не знали технологии выплавки металлов. Орудия труда они изготавливали преимущественно из камня, а также из дерева и раковин. Этими орудиями земледельцы рубили лес, пахали, сеяли, собирали урожаи. Не знали майя и гончарного круга. При изготовлении керамических изделий они раскатывали глину в тонкие жгутики и накладывали их один на другой либо слепляли пластины из глины. Обжигалась керамика не в печах, а на открытых кострах. Гончарным ремеслом занимались как простолюдины, так и аристократы. Последние расписывали сосуды сценами из мифологии или дворцовой жизни.
До сих пор исчезновение цивилизации майя является предметом спора исследователей. При этом имеются две главные точки зрения на счёт исчезновения цивилизации майя - экологическая и неэкологическая гипотезы.

Экологическая гипотеза основана на балансе взаимоотношений человека и природы. Со временем баланс был нарушен: постоянно растущее население сталкивается с проблемой нехватки качественных почв, пригодных для земледелия, а также с нехваткой питьевой воды. Гипотеза экологического исчезновения майя была сформулирована в 1921 году О. Ф. Куком.

Неэкологическая гипотеза охватывает теории различного вида, начиная завоеванием и эпидемией и заканчивая изменением климата и прочими катастрофами. В пользу версии завоевания майя говорят археологические находки предметов, принадлежавших другому народу средневековой Центральной Америки - тольтекам. Однако большинство исследователей сомневаются в правильности данной версии. Предположение о том, что причиной кризиса цивилизации майя стали климатические изменения, а в особенности засуха, высказывает геолог Геральд Хауг (Gerald Haug), занимающийся вопросами изменения климата. Также некоторые учёные связывают крах цивилизации майя с концом Теотиуакана в Центральной Мексике. Некоторые учёные полагают, что после того как Теотиуакан был покинут, образовав вакуум власти, имеющий воздействие и на Юкатан, майя не смогли восполнить этот вакуум, что привело в итоге к упадку цивилизации.

В 1517 году, на Юкатане под началом Эрнандеса де Кордобы появляются испанцы. Испанцы завозят из Старого Света болезни, ранее неизвестные майя, включая оспу, грипп и корь. В 1528 году, колонисты под началом Франсиско де Монтехо начинают завоевание северного Юкатана. Однако ввиду географической и политической разобщённости испанцам потребуется около 170 лет, чтобы полностью подчинить себе регион. В 1697 году, последний независимый город майя Тайясаль был подчинён Испании. Так закончилась одна из самых интересных цивилизаций древней Месоамерики.

Города Майя :

Гватемала : Агуатека - Балберта - Гумарках - Дос Пилас - Ишимче - Ишкун - Йашха - Каминальхуйу - Канкуэн - Киригуа – Ла Корона - Мачакила – Мишко Вьехо - Наачтун - Накбе - Наранхо – Пьедрас Неграс - Сакулеу – Сан Бартоло - Сейбаль - Сиваль - Тайясаль – Такалик Абах - Тикаль - Топоште - Уашактун - Эль Бауль - Эль Мирадор - Эль Перу

Мексика : Аканмуль - Акансех - Баламку - Бекан - Бонампак - Ичпич - Йашчилан - Кабах - Калакмуль - Коба - Комалькалько - Кохунлич - Лабна - Майяпан - Мани - Нокучич - Ошкинток - Паленке – Рио Бек - Сайиль - Сакпетен – Санта Роса Штампак - Танках - Тонина - Тулум - Ушмаль - Хайна - Цибильчальтун - Чакмультун - Чакчобен - Чиканна - Чинкультик - Чичен Ица - Чунчукмиль - Шкипче - Шпухиль – Эк Балам - Эдзна

Белиз : Алтун Ха - Караколь - Кахаль Печ - Куэйо - Ламанай - Лубаантун – Ним Ли Пунит - Шунантунич

Гондурас : Копан – Эль Пуэнте

Сальвадор : Сан Андрес - Тасумаль – Хойя де Серен

Цивилизация майя - уникальна. Их письменность, система календарей, познания в астрономии поражают даже современных специалистов по космологии. Индейцы Майя - одни из самых древних и загадочных цивилизаций, когда-либо существовавших на Земле.

Рождение цивилизации майя

Ученые определили, где жили индейцы. По теории, после окончания последнего ледникового периода, племена, жившие на севере, пошли на юг для освоения новых земель. Сегодня это территория Латинской Америки.

Затем, последующие 6 тысяч лет индейцы создавали свою культуру – строили города, занимались земледелием.

К 1500 году до нашей эры майянцы проживали на полуострове Юкатан, территории современной Гватемалы, южных штатов Мексики и западных частей Сальвадора и Гондураса.

Индейцы майя: история развития цивилизации

Первыми крупными центрами стали города Эль-Мирадор, Накбе и Тикаль. Процветало строительство храмов, широко использовались календари, развилась иероглифическая письменность.

На фото ниже - древний культурный центр майя в древнем городе Тикаль.

Индейцы создали собственную систему, включающую архитектуру с уникальными постройками – пирамидами, монументами, дворцами, политику и социальную иерархию. Общество делилось на массы и элиту, состоящую из правителей.

Племя майя верило, что их правители произошли от богов. Статус подчеркивался одеяниями с обязательным атрибутом – нагрудным зеркалом. «Зеркало народа» - так называли майя своего верховного правителя.

Правящий класс майя

Древняя цивилизация майя насчитывала более 20-ти миллионов человек.

Была создана целая система из 200 городов, 20 из них были мегаполисами с населением более 50 тысяч человек.

Экономическое развитие племен майя

Первоначально майянцы занимались подсечно-огневым земледелием – вырубали лес на участке, который планировали обрабатывать, потом деревья и кустарники сжигали, а золой удобряли почву. Так как в тропиках земля неплодородна, ее ресурсы быстро истощались, и поля переставали обрабатывать. Они слова зарастали лесом. Потом весь процесс начинался заново.

Но с увеличение населения потребовались новые методы, и индейцы начали использовать для террасного земледелия склоны холмов. Также осваивались и болота – на них устраивались приподнятые поля путем насыпи грядок высотой в метр над уровнем воды.

Они устраивали системы орошения, по сети каналов вода стекала в резервуары.

Путешествовали по воде на каноэ, выдолбленные из красного дерева. В них одновременно могли находиться до 50 человек. Торговали рыбой, раковинами, акульими зубами и другими морскими дарами. Соль была в роли денег.

Производство соли

Для изготовления оружия использовали обсидиан, привозимый из Мексики и Гватемалы.

Нефрит был ритуальным камнем, он всегда был в цене.

Нефритовые изделия

Жившие на равнине торговали съестными припасами, хлопком, шкурами ягуаров и перьями кетцалей.

Искусство и архитектура

Во время «классических» раннего и позднего периодов (250 – 600 годы нашей эры и 600 – 900 годы нашей эры) было построено огромное количество храмов, появляются росписи стен с изображением правителей. Происходит расцвет искусства.

Ниже фото барельева с изображением правителя.

Новыми культурными центрами становятся Копан и Паленке.

Миграция

Начиная с 900 года нашей эры южные равнины постепенно пустеют, поселения остаются в северной части Юкатана. До 1000 года нашей эры растет влияние мексиканской культуры, процветают города Лабна, Ушмаль, Кабах и ЧиЧен-Ица.

Ниже фото пирамиды в городе ЧиЧен-Ицы

После таинственного краха Чичен-Ицы главным городом майя становится Майяпан.

Почему исчезла цивилизация майя

Никто достоверно не знает причину исчезновения индейского народа. На этот счет есть только гипотезы. Согласно основной, в 1441 году произошло восстание вождей, обитавших в соседних с Майяпаном городах. Это стало причиной вырождения цивилизации и превращения ее в разрозненные племена. Также повлияли засуха и голод. Затем появились конкистадоры.

Ниже на фото - последний центр цивидизации.

В 1517 году испанские корабли пристали к неизвестному берегу. В битве с индейцами конкистадоры увидели золото. С этого началось истребление народа майя, так как испанцы считали, что золото должно принадлежать их правителям. В 1547 году майя были покорены, но части племен удалось спастись и скрыться в центре полуострова Юкатан, где они жили на протяжении 150 лет.

Болезни, которые принесли с собой испанцы, вызвали вспышки эпидемий. У индейцев не было иммунитета к гриппу, кори и оспе, и они умирали миллионами.

Культура и религия индейцев истреблялась всеми возможными способами: рушились храмы, уничтожались святыни, идолопоклонничество каралось пытками.

За 100 лет с момента пришествия в Латинскую Америку европейцами была полностью искоренена цивилизация майя.

Смотрите ниже документальный фильм канала BBC о загадочной цивилизации майя

Основными родами племен майя были образованы независимые города-государства, обладающие прилегающими городками и землями. Правили этими государствами так называемые «великие люди», которые избирались пожизненно и пользовались неограниченной властью. Древнейшие города майя – Киригуа, Ица и Тикаль, после захвата племенных земель тольтеком Кукульканом и его воинами, дополнились такими новыми государствами, как Чичен-Ица, Майяпан и Улималь.

Размеры и красота городов майя поражали путешественников, впервые увидевших подобное великолепие у людей, которых они считали варварами.

Также творениями майя стали роскошные и храмы, богатство архитектуры которых во сто крат превосходило инкские и ацтекские сооружения. Ученым майя удалось опередить свое время на сотни лет, сделав потрясающие в области астрономии, астрологии и математики, которые превзошли все достижения европейцев, живущих в те времена. Многие из этих открытий были и расшифрованы только в нашем веке. Кроме этого, авторству майя принадлежит система нумерации и цифра ноль.

Жизнь майя

В древние времена племя майя населяло Центральную Америку, часть современной Мексики, Сальвадора, Гондураса и Гватемалы. Сегодня майя представляют собой племена индейцев, живущих на территории Южной Америки. Во времена расцвета своей цивилизации они сумели покорить все древние народы, господствуя над ними около двенадцати столетий. Однако после 900-го года нашей эры майя по неизвестной причине начала медленно .

Ученые до сих пор удивляются, как примитивное племя, занимающееся земледелием, смогло создать неповторимые пирамиды, храмы, города и гробницы.

Колонизаторы Старого света, в Южную Америку, застали цивилизацию, пришедшую в полный упадок. Посчитав произведения искусства и архитектурные памятники языческими идолами, они уничтожили все культурное наследие загадочных майя. Однако колонизаторы не сумели разрушить их знания астрономии, точностью которых не перестают современные ученые. Также они оставили потомкам руины некогда великих и царственных городов народа майя, куда сегодня стремятся многие туристы и поклонники исчезнувшей цивилизации.

Бытует мнение, что знания племенам майя дали боги, спустившиеся с неба – инопланетяне, но, к сожалению, эта теория пока остается недоказанной, несмотря на очевидные , свидетельствующие в ее пользу.

История цивилизации майя остается покрытой тайной. Но науке удалось выяснить, что многие из секретов – не больше, чем миф. Разрушал легенды представитель международного издательства National Geografic Майкл Шапиро.

1. Цивилизация майя внезапно исчезла

Как падение Римской империи не означало конец существования римских граждан, так и исчезновение государства майя, которое достигло эпогея своего развития в IX в. до н.э., не означает, что коренное население бесследно исчезло.

Сегодня примерно 40% жителей Гватемалы, около 14 млн человек, проживающие на юге Мексики и полуострове Юкатан, являются потомками народов майя.

Майи стойко пережили пять столетий испанской оккупации, сохранив при этом культурные традиции, исконный аграрный образ жизни и обычай празднования фестивалей.

Более 20 провинций Гватемалы населены отдельными народностями майя. Каждая из них имеет собственную культуру, одежду и язык. Так тысячи лет майя живут за пределами своей империи.

2. Майи не верили в конец света

В фильмах про апокалипсис нам рассказывают, что майи пророчили . Этот момент приходился на 5000 год по календарю майя. Но это не соответствует действительности.

Представители древней цивилизации праздновали начало следующего цикла, который наступит в 5125 году также, как мы отмечали наступление нового тысячелетия. Не обнаружено ни одной записи, свидетельствующей о конце времен. Во всяком случае они надеялись, что с новой эрой человечество вступит в эпоху высшего сознания, укрепления мира и глубокого понимания других народов, населяющих землю.

3. Древние майя придумали концепцию нуля.


Календарь народов майя опирается в расчет на значение ноль. Однако, идея нуля, вероятно, не тайна цивилизации майя. Она возникла в . И только в IV в. до н.э. это изобретение стало ассоциироваться с народами майя.

Ноль в письме цивилизации был представлен символом, похожим на раковину. Численная система майя основывалась на 20 факторах. Их числа состояли из целых единиц: 1, 20, 400 и т.д. Чтобы написать, к примеру, число 403, они использовали единицу 400, плюс ноль единиц 20, и три единицы 1. Так возникло понятие нуля.

4. Город майя остался под землей

Основные достопримечательности, построенные народами майя, как Паленке в южной Мексике и на севере, были найдены во время археологических раскопок. Другие остаются погребенными под землей. В Гватемале найдены насыпи, под которыми, возможно, спрятаны великие храмы.

Самые мало посещаемые достопримечательности находятся в Эль-Мирадор и Ауксактун, к северу от Тикаля в джунглях Гватемалы. В Белизе находятся открытые руиные Алтун Ха в 30 км от Белиз-Сити

Во всех этих местах можно увидеть пирамиды.

5. Народы майя придумали сауны


Вот это действительно тайна цивилизации майя, о существовании которой сложно поспорить. Древние майя пользовались парной в каменной сайне, известной как «темаскаль» на полуострове Юкатан. Сауны майя, «sweathouse», по-прежнему популярное место отдыха у туристов. Их предлагают гостям отелей и курортов по всему миру.

Древние города народы майя строили из сырцового кирпича – грязи. Они использовались для духовного удовлетворения и здоровья. Пар делали смешивая воду с огнем. Иногда добавляли в воду листья. Пот очищал кожу и разум.

6. Империя майя была уничтожена вулканом


Ряд вулканов в Гватемале остаются активными. В городе Антигуа-Гватемала можно лицезреть извержение вулкана Фуэго, низвергающего столбы дыма и сбрасывающего огненную лаву. Особенно великолепно зрелище в ночное время. Недалеко от Антигуа, примерно в 1,5 часах езды, находится вулкан Расауа, который извергается регулярно уже в течение нескольких лет.

В Антигуа организована продажа однодневных туров по пешей прогулке в нескольких метрах от лавы.

7. Беловодные реки майя пересекали на лодках

Тайна цивилизации майя о строительстве надежных плотов давно разгадана. В Гватемале созданы условия для первоклассного катания на лодках Рио Кахабон. В ходе поездки можно получить массу впечатлений и познакомиться с местностью, где жили древние майя, — джунгли на берегу реки.

Река Усумасинта проходит черех границы Мексики и Гватемалы. Во время прогулки по реке группа останавливается для осмотра руин Пьедрас Неграс.

8. В цивилизации майя был популярен спорт


В городах были найдены площадки для игры в мяч. Проводились состязания среди команд. Футбольный мяч делали из твердой резины. Некоторые ученые считают, что внутри мяча помещался человеческий череп.

Культурно-зрелищные мероприятия заканчивались человеческими жертвоприношениями. Вероятно, эта участь ожидала проигравших. Гиды в Тикаль утверждают, что в жертву приносили победителя.

«Умереть в Тикаль считалось честью», — рассказывают местные проводники.

9. Пирамиды майя построены с учетом астрономических событий


Ни для кого не секрет, что майи разбирались в астрономии. Многие сооружения, такие как Эль Кастильо (Храм Кукулькана) и пирамиды в Чичен-Ица отражают астрономические события.

Эта тайна цивилизации майя связывает историю народа с соседним государством – древним Египтом. , вдоль северной грани Кукулькана проходить тень, похожая на змею. Это явление вызвано прохождением луча солнца через девять террас здания.

Храм Эль-Караколь в Чичен-Ица известен как обсерватория, связанная с орбитой Венеры. Парадная лестница направлена к северной части Венеры, а углы здания соответствуют положению солнца в день летнего солнцестояния на восходе и зимнего солнцестояния на закате.

10. Никто не знает, что стало причиной упадка цивилизации майя


С конца VIII по начало IX в. до н.э. города майя пришли в запустение. Люди погибли или ушли в другие населенные пункты. Культура, высокоорганизованное орошение, сельское хозяйство, астрономия и строительная техника были забыты. Почему, никто не знает ответ.

Ученые выдвинули по поводу гибели древней цивилизации несколько гипотез:
Противостояние между городами-государствами майя.
Перенаселение, что привело к ухудшению экологии, истощению почвы и изменению климата.
Усиление влияния господствующего класса, духовенства и правящей верхушки.

Что же на самом деле стало причиной упадка развитой цивилизации, археологи до сих пор затрудняются сказать.

Они не знали колеса, но знали строение солнечной системы и проводили хирургические операции. Многие века величайшая цивилизация Америки хранила свои секреты. В наши дни археологи открыли неизвестные страницы истории и приблизились к разгадке тайны гибели этой культуры.

Город Ушмаль на полуострове Юкатан достиг пика могущества много позже, чем другие центры классической цивилизации майя. «Голубятня» с витиеватыми зубчиками крыш появилась в IX веке. Великие города майя на юге Мексики к тому времени уже лежали в руинах.

Слуга Короны - золотой век майя начался с него. Он создал новую политику, стоял у истоков небывалого взлета культуры. Но этот человек не был ни художником, ни жрецом, ни королем. Возможно, он даже не был… майя.

Чужеземец появился когда сухой сезон начал укреплять тропинки в джунглях, позволяя войскам пройти. Под охраной воинов он вошел в город Вака, по широким площадям проследовал мимо храмов и рынков. Горожане стояли, разинув рты. Их поражала мощь пришельцев, причудливые головные уборы с перьями, копья и зеркальные щиты - странные вещи из таинственного западного города. Но зевакам и в голову не могло прийти, что эти чужаки изменят судьбу их народа. И что в последующие десятилетия имя незнакомца, идущего во главе этого мирного посольства, появится на монументах по всей территории майя - могущественной цивилизации в джунглях Центральной Америки.

Посмертная маска, сложенная из 340 кусочков нефрита, навеки запечатлела образ правителя Пакаля.

В древних надписях указывается дата - 8 января 378 года и имя чужеземца - Рождающий Огонь. Он прибыл в Ваку (территория нынешней Гватемалы) в качестве посла могучей державы в высокогорьях Мексики. Именно под его влиянием майя достигли вершин своего развития и пять веков удерживались на этом пьедестале.

Правители майя стремились подчеркнуть свою связь с легендарным иноземцем по имени Рождающий Огонь. Они переняли чужеземное вооружение: защитные очки и дротик, с которым он изображен на этом современном рисунке.

МИССИЯ ГОРЦА

Майя всегда были загадкой. Еще несколько десятилетий назад, изучая царственные руины их городов, прекрасную и таинственную письменность, многие ученые представляли себе миролюбивое общество, состоящее сплошь из служителей культа, писцов и любителей астрономии. Но дешифрованные иероглифы поведали совсем о другом: воюющие династии, борьба за власть, предательства, коварные убийства, поджоги дворцов. Зато теперь на страницах истории майя можно начертать точные даты, написать имена и героев, и злодеев.

Этот нефритовый сосуд (слева), увенчанный изображением правителя, - свидетельство высокого уровня развития искусства. Широко была распространена у майя и торговля. Деньгами служили какао-бобы. Именно поэтому из тела керамической богини (справа) «вырастают» стручки «шоколадного дерева».

В IV веке нашей эры по землям майя прокатывается волна перемен. Меняется политика, укрепляются связи городов-государств. Искусство переживает небывалый взлет. Но что вызвало эти события? Расшифрованные недавно тексты кое-что проясняют. Как минимум, они называют имя виновника перемен: Рождающий Огонь. Именно он, совмещая дипломатию и силу, образовывал союзы, утверждал новые династии и расширил влияние далекого Теотиуакана, расположенного в Центральной Мексике, близ нынешнего Мехико. Хотя, возможно, майя в любом случае было суждено стать великими, а Рождающий Огонь просто пришел в нужное время.

Среди джунглей на севере Гватемалы высятся развалины тикальского храма Великого Ягуара. Эти руины и сейчас красноречиво свидетельствуют о величии древних правителей. Тикаль был первой мишенью завоевателей из Центральной Мексики, пришедших сюда в январе 378 года. Но за последующие пять веков побежденный город стал сверхдержавой. Европейцы впервые наткнулись на Тикаль случайно, заблудившись в джунглях.

КНИГИ ДЖУНГЛЕЙ

В наши дни урожай на исконных территориях майя - в долине Южной Мексики и в районе Петен в Гватемале - лишь чуть превышает необходимый для местных жителей минимум. Тут не живут - тут выживают. Природа вовсе не собиралась позволять людям создавать здесь цивилизацию. Да еще высокоразвитую! Однако люди создали, несмотря ни на что.

Величественные руины Паленке на склоне горы в Южной Мексике обозначают западную границу владений майя. Многие сооружения здесь были построены при Пакале, правившем в VII века. Он похоронен глубоко под Храмом надписей (на фото слева). В противостоянии город занимал сторону Тикаля. Но примерно в 800 году Паленке был разгромлен войсками из города-государства Тонина и утратил былое влияние.

На месте города Вака поселения появились около 1000 года до нашей эры. За последние три тысячи лет это место мало изменилось. В густых лесах вьют гнезда красные ара, туканы и грифы. По веткам и лианам прыгают чернорукие паукообразные обезьяны, вдали раздаются крики обезьян-ревунов. Когда в Петене идет дождь, москиты собираются такими плотными тучами, что современные майя выкуривают их при помощи масляных факелов. В сухой сезон жара обезвоживает болотистые долины, реки мельчают, того и гляди начнется засуха. Это земля мачете и ила, змей и пота, а также кошачьих, глава которых - balam, ягуар, король джунглей.

Звезды, во главе с Полярной, проносятся в ночи на сделанном с большой выдержкой снимке Дома волшебника в Ушмале. Майя проявляли особый интерес к астрономии. Они составили точный солнечный календарь, вычислили циклы движения некоторых небесных тел, рассчитывали затмения. Важные мероприятия, такие как битвы и жертвоприношения, планировались с учетом движения Венеры и, возможно, Юпитера.

У первых здешних обитателей, скорее всего, просто не было выбора: все вокруг уже было заселено. И тогда они научились брать от своей бедной земли максимум. Вырубая и выжигая леса, они освобождали место под маис, тыкву и другие культуры, как зачастую делают современные майя. Они повышали плодородность почвы, то высаживая попеременно разные культуры, то позволяя земле отдыхать.

С ростом населения майя освоили более сложные приемы земледелия: компостирование, террасирование склонов, ирригацию. Они засыпали болота, превращая их в поля, и свозили с долин ил и навоз, чтобы удобрять сады. В искусственных прудах водилась рыба, на огороженных участках обитали олени и другие дикие звери, согнанные сюда из лесов. В результате древние майя сумели выжать из скудных почв достаточно пищи, чтобы прокормить несколько миллионов человек - в десятки раз больше, чем сейчас проживает здесь.

Храм воинов, символ силы и мощи, стоит в Чичен-Ице на севере Юкатана. Чичен-Ица стал процветающим торговым центром после 1000 года, в постклассический период, гораздо позже, чем пали города на юге. Фрески внутри храма рассказывают, как майя перевозили товар по суше и по морю, а на квадратных колоннах снаружи изображены фигуры воинов в головных уборах из перьев.

Довольно быстро поселения превратились в города-государства. Среди лиан выросли роскошные многокомнатные дворцы со сводчатыми потолками. Храмы тянулись ввысь на десятки метров. Майя создавали красочные гончарные изделия, фрески и скульптуры. Они, не зная колеса и не имея металлических орудий труда, разработали совершенную систему письма и ввели понятие нуля. Велики успехи майя в диагностике, хирургии, фармакологии: им было известно более четырехсот лекарственных растений, при сложных операциях применялись наркотические средства. Они делили год на 365 дней, корректировали календарь, вводя что-то вроде високосного года, предсказывали затмения.

Посредниками между небесами и землей являлись цари майя - kuhul ajaw, священные правители, которых властью наделяли боги. Они были военными вождями, руководили и светской, и духовной жизнью. Американский ученый Артур Демарест из университета Вандербилта и его коллеги описывают «театральные государства» майя, в которых kuhul ajaw были своеобразными режиссерами-постановщиками сложных общественно-религиозных ритуалов.

Но эти «театры» действовали так, как повсюду действуют государства: заключали союзы, объявляли войны и обменивались товарами на территории, в итоге протянувшейся от нынешней Южной Мексики по равнине Петен до побережья Карибского моря в Гондурасе. Леса изрезали исхоженные тропы и мощеные дороги, реки стали рассекать каноэ. Но пока в регион не пришел Рождающий Огонь, у майя по-прежнему не было единой политической системы и каждый городгосударство сам выбирал свой путь в джунглях.

Общество майя страдало от непомерных притязаний элиты, которая хотела жить красиво. Знатные люди любили головные уборы, богато украшенные наряды, перья редких птиц, нефрит, ракушки. Одного подобного «хозяина жизни» можно узнать в глиняной фигурке (слева). Внизу: для ритуальной игры в мяч требовалась одежда из плотной ткани, и это была игра не на жизнь, а на смерть. За проигрыш могли и обезглавить.

ПРИШЕЛ, УВИДЕЛ, УГОВОРИЛ

К 378 году город Вака стал крупным центром. Четыре площади, сотни зданий, ритуальные дворцы с фресками, двориками, резными алтарями и монументами из известняка. Этот торговый город занимал важное стратегическое положение на реке Сан-Педро, несущей свои воды на запад от сердца равнины Петен. На городском рынке продавалось то, что выращивали майя: маис, бобы, разные виды стручковых перцев, авокадо. А также клей, который получали из сока дерева саподиллы, и резина из каучукового дерева - из нее делали мячи для ритуальных игр. Попадали в Ваку и редкие товары. С гор на юге сюда поставляли нефрит для скульптур и украшений, перья священной птицы кетсаль для нарядов. С дальнего запада, c территории Теотиуакана поступал обсидиан для оружия, пирит для изготовления зеркал.

Теотиуакан, город с населением не менее ста тысяч человек (возможно, крупнейший в мире в то время), не оставил после себя письменных документов, которые можно было бы расшифровать. Но мотивы его посольства очевидны. Город Вака был прекрасным форпостом, укрытая бухта рядом - идеальной стоянкой для больших каноэ. Фактически это был «ключ-город» для миссии Теотиуакана. С него чужеземцы хотели начать завоевание всего Центрального Петена. По возможности - путем убеждения, ну а не удастся - силой. Главная цель, Тикаль, находилась в восьмидесяти километрах к востоку. Это был самый влиятельный город-государство в Центральном Петене. Подчини Тикаль - и остальные города последуют за ним.

Рождающий Огонь хотел продемонстрировать открытые и искренние намерения своего правителя. Ему нужны были союзники, и он пришел за ними в Ваку. Взамен он мог предложить благосклонность своего патрона, таинственного властелина, который фигурирует в древних записях под именем Филин-Копьеметатель. Вероятно, это был царь высокогорий, а может, и самого Теотиуакана.

Правивший Вакой Солнечноликий Ягуар, скорее всего, оказал послам радушный прием. Ученые полагают: два правителя скрепили союз, построив святыню для хранения священного огня Теотиуакана.

ОГНЕМ И КОПЬЕМ

Наряду с дипломатической поддержкой Рождающий Огонь, вероятно, получил и военную. В его экспедиционные войска входили традиционные для теотиуаканцев копьеметатели и копьеносцы. На спине они носили доспехи из блестящего пирита. Благодаря им бойцы, замахиваясь, могли ослепить противника. Теперь пришлую армию пополнили воины Петена, вооруженные каменными топорами и короткими острыми копьями. Броней многим из них служили куртки из хлопка, набитые каменной солью. Одиннадцать столетий спустя испанские конкистадоры сменят свои железные доспехи на такие «бронежилеты» майя.

Войска направились в Тикаль на военных каноэ, следуя на восток вверх по реке Сан-Педро. Достигнув ее верховьев, солдаты пошли походным маршем. По всему маршруту стояли гарнизоны - и Тикаль узнал об угрозе. Километрах в двадцати пяти от города, в проходе между скалами, тикальская армия пыталась остановить Рождающего Огонь. Но всего через неделю после прибытия в Ваку посланец гор уже был в Тикале. Город был завоеван к 16 января 378 года.

Эта дата выбита на знаменитой тикальской «Стеле 31». Дэвид Стюарт из Техасского университета, расшифровав ее в 2000 году, впервые узнал о важной роли Рождающего Огонь. Другая надпись на стеле рассказывает: в день падения города умер Лапа Великого Ягуара, правитель Тикаля. Скорее всего, от рук победителей.

Теперь Рождающий Огонь сбросил маску «посла доброй воли», показав, что если ему и нужен мир - то только весь. Его войска разрушили большинство памятников Тикаля - стел, возведенных 14 предыдущими правителями города. Новым победителям требовались новые монументы. На той же «Стеле 31», которая была воздвигнута много позже завоевания, Рождающий Огонь именуется Очкин Калоомте, Властелином Запада. Вероятно, потому, что он был родом из Теотиуакана, то есть с запада. Но ряд исследователей предложили другую трактовку: якобы Рождающий Огонь был «народным мстителем». Возможно, он представлял оппозиционную группу, которая много лет назад, когда отец Лапы Великого Ягуара устроил переворот, ушла на запад, в Теотиуакан, а теперь вернула себе власть.

Рождающему Огонь потребовалось время, чтобы усмирить Тикаль и окрестности. Но уже через год после его прибытия на тикальских монументах высекается имя другого чужеземного правителя. В надписях тот назван сыном Филина-Копьеметателя. Новому правителю не было и двадцати лет, и, видимо, регентом стал Рождающий Огонь. Без сомнения, дефакто именно он правил покоренным городом.

ВЛАСТЕЛИН ЗАПАДА

При новых правителях Тикаль перешел в наступление. Рождающий Огонь или сам руководил военной кампанией, или был ее идеологом. Упоминания о нем встречаются в таких отдаленных городах, как Паленке, который находится более чем в 250 километрах к северо-западу от Тикаля. А на одной из фресок в городе Уашактун, расположенном в двадцати километрах к северу, изображен знатный майя, приносящий присягу воину в теотиуаканской форме, вероятно, из войска Рождающего Огонь. Похожего воина можно увидеть на стеле, охраняющей могилу, в которой археологи обнаружили останки младенца, ребенка постарше и двух женщин, одна из которых была беременна. Скорее всего, это останки правящей семьи Уашактуна, убитой тикальцами. Самого правителя, вероятно, увезли в Тикаль и принесли в жертву.

На этом недавно обнаруженном шедевре правитель Канкуэна Тай Чан Ахк совершает ритуальный обряд. Дело было в сентябре 795 года. Стелам и фрескам повезло больше, чем рукописям. Переплеты из шкур ягуара не спасли древние манускрипты от костров инквизиции. До нас дошло лишь несколько «книг».

Рождающий Огонь ввел в моду агрессивную политику. И эта политика надолго пережила его. В 426 году Тикаль взял Копан, расположенный далеко на юге, на территории нынешнего Гондураса. Некий Кинич Яш Кук Мо основал здесь новую династию, просуществовавшую четыре века. Похоже, при поддержке Теотиуакана: на посмертном портрете он изображен в костюме типичном для жителей Центральной Мексики. И он тоже именовался Властелином Запада.

Одни ученые утверждают, что Тикаль стал вассальным государством Теотиуакана и распространил власть сюзерена на все земли майя. Другие не считают Рождающего Огонь захватчиком, полагая, что он лишь помог Тикалю расширить собственную сферу влияния.

Судьба этого «посла» таинственна. Не обнаружено никаких записей о его смерти или свидетельств того, что он когда-либо вообще правил землями майя. Скорее всего, он не был царем. Но о царях забыли, а о его делах - нет. Стелу в Ваке, повествующую о прибытии чужеземца в эти края, воздвигло лишь следующее поколение.

Он вывел цивилизацию на новый уровень. Благодаря пришельцу при его преемниках Тикаль из обычного полиса превратился в «сверхдержаву». Началась так называемая классическая эпоха майя. Религия и искусство обогащаются чужеземными мотивами, культура становится более изысканной и разноплановой.

Затем расцвету майя стала способствовать новая сила. В VI веке экспансию начали правители Калакмуля, города севернее долины Петена, которые называли себя kan (что значит «змей»). Через какое-то время Калакмуль бросил вызов Тикалю, и вражда расколола мир. Это противостояние сперва стимулировало бурное развитие майя - а затем и погубило их цивилизацию.

КОГДА УШЛИ БОГИ

Однажды, в 800 году на мирный город Канкуэн обрушилась беда. Предвидя ее, правитель Кан Маакс возводил временные укрепления на подходах к своему дворцу на двести комнат. Но закончить строительство не успел.

Нападавшие мгновенно наводнили предместья города и устремились широким потоком к сакральному центру Канкуэна. То, что атака была молниеносной, не вызывает сомнений. Кругом валялись строительные материалы. На дорожках лежали груды незаконченных каменных монументов. На дворцовой кухне были раскиданы горшки и миски.

Завоеватели взяли 31 заложника. Найденные рядом с их останками драгоценности и украшения указывают на то, что это были люди знатного происхождения, возможно, родственники Кана Маакса или его гости. Среди пленников были дети и женщины, в том числе две беременные. Всех их отвели во внутренний двор, предназначенный для ритуалов, и по очереди казнили. Убийцы орудовали копьями и топорами, пронзая и обезглавливая свои жертвы.

ЧИСТО ИНДЕЙСКОЕ УБИЙСТВО

Тела убитых сложили в дворцовый пруд. Водоем размером девять метров в длину и три в глубину был отделан красной штукатуркой, питал его подземный источник. Тела в ритуальных одеждах и драгоценностях легко туда поместились. Враги не пощадили и Кана Маакса с супругой. Они похоронены в 90 метрах от пруда под 60-сантиметровым слоем стройматериалов, предназначавшихся для реконструкции дворца. На царе остались изысканный головной убор и перламутровое ожерелье, принадлежность «священного повелителя Канкуэна».

Два брата оказались по разные стороны баррикад в затяжном конфликте между городами Тикаль и Калакмуль. В кровавом бою один убил другого. Начиналось новое время - эпоха жестокости, насилия, братоубийств.

Поведение неизвестных убийц загадочно. Почему-то добыча их не интересовала. Более трех с половиной тысяч кусков ценного нефрита, среди них даже несколько целых глыб, лежали нетронутыми. Никто не прикасался к предметам быта во дворце и керамическим изделиям на огромной кухне Канкуэна. Не было грабежа или мародерства - была лишь жестокая бойня. Американский ученый Артур Демарест считает: бросив тела в пруд, убийцы отравили источник. Кроме того, они скололи изображения лиц со всех фигур, высеченных на каменных монументах Канкуэна, и повалили их на землю. «Они не просто уничтожили место, - говорит Демарест, - это был ритуал».

ГОНКА СООРУЖЕНИЙ .

Так пал Канкуэн, один из последних столпов цивилизации майя в долине реки Пасьон, на территории нынешней Гватемалы. Но, чтобы понять жестокость нападавших, необходимо представить себе всю картину происходившего в то время.

Многие города майя уже исчезли к тому моменту. Kuhul ajaw - священные правители, которые прежде прославляли каждое свое деяние во фресках, скульптуре или архитектуре, больше не заказывали новых работ. Иероглифические письмена стали редкостью, с памятников исчезала датировка. Население резко сократилось. Знать покинула дворцы, которые наводнили самозванцы, готовившие еду на огне в бывших тронных залах и возводившие пристройки у обвалившихся стен.
Потом ушли и они, а дворцы и храмы достались джунглям.

Канкуэн уже пал, когда Тикаль на севере все еще возводил ритуальные постройки. Но 30 лет спустя и его население стремительно сокращается. Самый поздний монумент там датирован 869 годом. К 1000 году классическая цивилизация майя перестала существовать.

Почему она исчезла? Почему люди покидали дворцы и храмы, построенные не на века - на тысячелетия? Эти вопросы возникли сразу, как только в джунглях нашли первые «затерянные города». Сперва ученые предполагали внезапную катастрофу: извержение вулкана, землетрясение, смертоносной ураган, загадочную эпидемию. Однако гибель цивилизации растянулась как минимум лет на двести. Причиной оказалось не глобальное бедствие, а череда проблем.

Земледельцы майя не ждали милостей от природы. Они активно использовали ее ресурсы. Земля, обрабатывавшаяся много веков, истощилась. Население разрасталось - а леса вырубались, почвы вымывались. В IX веке началась засуха, а многие крупные города находились вдали от рек. Откладывать здесь часть урожая «на черный день» было невозможно. Все это привело к голоду.

Зашаталась и политическая система. Более тысячи лет люди вверя ли свое благополучие правителям-жрецам. За это время элита превратилась в непосильное бремя для майя. Ей требовалось все больше нефрита, ракушек, перьев редких птиц, керамики, других предметов роскоши. А земля уже не могла даже прокормить. Правители утрачивали доверие людей. Богов по-прежнему обильно поили кровью - но боги больше не помогали своему народу. Безысходность лишала людей жалости. Войны ради славы и пленных превратились в приступы жестокости, подобные резне в Канкуэне.

Мир майя долго был расколот надвое. Противостояние двух мощных союзов длилось более 130 лет. В V веке начал активные действия город Тикаль. Его сферой влияния был юг, а союзником - сильное мексиканское государство Теотиуакан. Век спустя появился соперник. Северный город-государство Калакмуль (нынешние мексиканские низменности в провинции Кампече) объединил северные и восточные города-государства района Петен.

Как это обычно бывает, каждый правитель-соперник старался доказать, что он сильнее, богаче и вообще лучше. То есть делал новые храмы мощнее, чем у соседа, дворцы - краше, зрелища - пышнее. Раскол стимулировал развитие, начался золотой век майя. Они достигли небывалых высот в искусстве, астрономии, медицине.

Но вражда истощала ресурсы, требовала новых войн, пленников - дешевую рабочую силу. В 562 году войска Калакмуля победили соперника, хотя и не уничтожили ни город, ни население. Тикаль ответил черной неблагодарностью, разгромив Калакмуль. На какое-то время установился баланс сил.

На тыльной стороне стелы из города Тонина (слева) указано число: 18 января 909 года. Это последняя обнаруженная дата «длинного счета» майя - календаря, исчислявшего века. Текущий цикл «длинного счета», скорее всего, начался в 3114 году до нашей эры, а закончится скоро, в 2012 году. Это обещание вызывает ажиотаж и сегодня. В руке у глиняной статуи воина из Канкуэна (внизу) - своеобразный топор, которым «каратели» убивали знать.

ЦЕНА РОДИНЫ - ДВА ИСТОЧНИКА

Большие проблемы начались с локального конфликта. Близ реки Пасьон находилось маленькое, но гордое военное государство Дос-Пилас. Оно обладало двумя крупными источниками воды - и больше ничем. В Дос-Пиласе ничего не выращивали и не продавали. Ученые называют его государством-грабителем: оно существовало за счет сбора дани. Война для Дос-Пиласа была не просто ритуалом, призванным прославлять царей и задабривать богов. Она была средством выживания.

Однако «биполярный» мир майя не оставлял маленькому полису шансов на независимость. В противостоянии Тикаль-Калакмуль Дос-Пилас был обязан занять чью-то сторону. И он стал форпостом Тикаля, который как раз пытался вернуть себе контроль над торговыми путями вдоль реки Пасьон.

В 653 году в Дос-Пилас прибыли войска сюзерена. Во главе их стоял один из тикальских принцев по имени Балай Чан Кавиил. Гарнизон соорудил для юного посланника столицу, на вид роскошную, прикрыв резными фасадами хлипкие строительные конструкции. Но Калакмуль, вечный противник Тикаля, тоже проявлял интерес к реке Пасьон. В 658 году он захватил Дос-Пилас и изгнал бывшего правителя, тикальца Балай Чан Кавиила.

Продолжение этой истории стало известно лишь шесть лет назад. Тогда гроза повалила дерево в Дос-Пиласе, и под корнями обнаружилась лестница. Надписи на ней сообщают: два года спустя Балай Чан Кавиил вернулся в Дос-Пилас. Почему новая власть позволила? Просто теперь ловкий юноша стал править от имени Калакмуля, которому помог захватить долину реки Пасьон. А однажды новые хозяева приказали перебежчику пойти войной на своего брата, в Тикаль.

В 679 году он напал на свой родной город. Балай Чан Кавиил победил, залив кровью улицы своего детства. «Кругом были горы черепов, кровь текла ручьями», - гласит надпись на лестнице. Его брат погиб. Братоубийство принесло Дос-Пиласу главенство в Петешбатуне, юго-западной части Петена. Калакмуль достиг пика развития. Тикаль отстроился и меньше чем через двадцать лет разгромил Калакмуль, уже навсегда. Дос-Пилас подхватил эстафету, продолжив борьбу от имени Калакмуля. Но в 761 году удача отвернулась и от Дос-Пиласа. Вассалы захватили город, его правителя изгнали.

Мир майя породил войну - и захлебнулся ею. Победы стали мимолетными и значили все меньше. Хаос расползался по обжитым низинам. Горожане жили в постоянном страхе. Они растаскивали на куски ритуальные постройки, сооружая из камней укрепления на случай атак. Побежденные города не восстанавливались. А победитель лишь ненадолго решал для себя проблему истощения ресурсов.

ПИР ВО ВРЕМЯ ЧУМЫ

Простые люди, спасаясь от войны, голода и засухи, убегали из великолепных городов или умирали. А знать на какое-то время могла найти прибежище в Канкуэне, тихом порту в верховьях реки Пасьон. Когда города ниже по течению уже погрузились в хаос, Канкуэн процветал, торгуя предметами роскоши и расселяя приезжую элиту в богатых домах. Архитектором этого золотого века был правитель Тай Чан Ахк, который пришел к власти в 757 году в 15-летнем возрасте. Он превратил стратегический торговый порт в великолепный священный центр. Сердцем его был трехэтажный дворец со сводчатыми потолками, площадью 25 тысяч квадратных метров. Лучшей сцены для короля-жреца было не придумать! Тай Чан Ахк блестяще играл свою роль - а за стенами дворца гибла эпоха.

Сведений о том, что Тай Чан Ахк когда-либо участвовал в войне или выиграл хоть одну битву, у нас нет. Зато он почти сорок лет контролировал верховья долины Пасьон благодаря тому, что оказывал помощь соседям и заключал альянсы. На алтаре из Канкуэна, датированном 790 годом, он состязается с неизвестным знатным человеком в ритуальной игре в мяч, может быть устроенной, чтобы отпраздновать заключение договора или государственный визит.

Тай Чан Ахк умер в 795 году, преемником стал его сын Кан Маакс, который, стремясь превзойти отца, начал расширять дворец. Однако помпезность и ритуалы - былые атрибуты власти - больше не помогали правителям. За пять лет хаос достиг ворот и этого города. А однажды в ворота вошли убийцы, о которых мы рассказали в начале нашей истории. За один печальный день они уничтожили все величие Канкуэна. Погас один из последних, слабо тлеющих огоньков классического периода майя. Народ не вымер - но цивилизация, пять веков царившая в регионе, навсегда ушла с исторической сцены.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?