Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Выставка «Караваджо и последователи" - отчёт. Выставка «Караваджо и последователи" - отчёт Караваджо картины выставка

«Не делать на холсте ни одного мазка, кроме как подсказанного жизнью» – Микеланджело Меризи да Караваджо.
После оглушительного успеха картин Караваджо, которые были выставлены в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2011-12 годах, музей решил представить работы последователей темпераментного художника – так называемых «караваджистов». Начиная с 29 сентября и по 10 января музей будет проводить экскурсии как для взрослых, так и для детей. Микеланджело Караваджо (1573-1610) – итальянский художник эпохи барокко, перевернувший представления о живописи в XVII веке, положил начало направлению под названием «реализм». Мастер и его последователи писали на бытовые темы, отойдя от идеализированных образов эпохи Возрождения.

На экспозиции представлены картины таких мастеров, как Бартоломео Пассаротти (1529-1592), Гвидо Рени (1575-1642), Джакомо Черути (1698-1767), и многих других. Искусство Караваджо оказало влияние не только на его сограждан, итальянцев, но и на испанцев, французов и жителей других европейских стран. Этот факт подчеркивают организаторы выставки, представляя нашему вниманию самых разнообразных художников.

Выставка проходит под названием «Караваджо и последователи. Картины из собраний Фонда Роберто Лонги во Флоренции и ГМИИ им. А.С. Пушкина». На ней вниманию зрителей представлено более 50 произведений, среди которых знаменитый «Мальчик, укушенный ящерицей» руки самого мастера. Он, конечно же, является центром всеобщего внимания. Несмотря на то что эта картина относится к раннему периоду творчества мастера, в ней как нельзя ярко отражены характерные особенности реализма: мимика и жесты не оставляют сомнений в том, что мальчику больно от укуса. Караваджо был одним из первых художников, которые писали так называемой техникой «кьяроскуро» (итал. светотень). Она позволяет акцентировать внимание зрителя на тех частях картины, которые мастер считал главными. Например, в «Мальчике» свет падает на лицо и руки ребенка, тем самым подчеркивая его эмоции: гримаса боли и маленькие кисти, непроизвольно отдернутые от источника несчастья.

Живые эмоции, «живые» лица побуждают к сопереживанию героям картин, втягивают нас в свой мир при помощи реалистичности и эмоциональности. Так, мы перестаем замечать наше состояние онемения, погруженные в мысли о том, сколько личных переживаний и боли скрывается за каждой слезой картезианского монаха Джачинто Бранди (1623-1691).

Как же максимально прочувствовать тот переворот, который совершил итальянский художник? Сперва стоит проникнуться традиционным стилем работ эпохи Возрождения, а после оценить стиль и манеру исполнения произведений Караваджо. Становится очевидно, почему реалистичная манера художника взбудоражила его современников и поначалу была воспринята ими в штыки. После торжественных и величественных картин Боттичелли и скульптур Микеланджело, созерцая произведения караваджистов особенно остро ощущается в чем-то приземленная, однако не менее талантливая техника реализма.

«Основная задача выставки – как можно обстоятельнее продемонстрировать роль Караваджо в истории европейской живописи, и потому, помимо превосходного собрания Фонда Лонги, в рамках этой экспозиции музей показывает значительную группу произведений из собственного собрания. Специально для этого случая некоторые произведения, постоянно хранившиеся в фондах, отреставрированы и впервые показаны зрителям » – сообщила идеолог и куратор выставки Виктория Маркова.

Кстати, именно Роберто Лонги , выдающийся итальянский искусствовед, в 1950-х поспособствовал вознесению Караваджо в число самых прославленных художников мира. Он стал организатором первой персональной выставки мастера, которая взбудоражила весь мир и вознесла новую звезду на небосвод художественного искусства.

Цены:
В рабочие дни: 300-500 р.,
в выходные: 400-500 р.
Для льготных категорий скидка 50%.

Помните, не так давно в Москве проходила выставка Караваджо? Проходила, надо сказать, с аншлагом.

Теперь в ГМИИ им. Пушкина своеобразное продолжение проекта: не только Караваджо, но и «караваджисты». То бишь последователи.

Однако работа Караваджо в экспозиции, разумеется, присутствует. Это «Мальчик, укушенный ящерицей» - одна из ранних работ художника.

Картину, по сложившейся традиции, торжественно встречали в посольстве.

Ну, а еще в Москву прибыло три десятка работ разнообразных «караваджистов» - итальянцев, разумеется, но также представителей Голландии, Испании, Франции… Все это – из Фонда Роберто Лонги, который ныне хранит собрание этого историка искусства. Что требует пояснений.

Представьте себе ситуацию: начало ХХ века. Юный студент, увлекающийся – как, вероятно, многие его современники, – импрессионизмом и прочими модернистскими течениями. Однако для дипломной работы получает от руководителя тему Караваджо.

Тут требуется второе пояснение: это нам сейчас кажется, что художник неизменно был предметом уважения, а то и поклонения – а как иначе? Но нет: представьте, Караваджо был надолго забыт и считался автором малозначимым.

И вот именно благодаря трудам Роберто Лонги Караваджо вновь выплыл на поверхность. А вслед за ним – и многие другие, шедшие по его стопам.

Ведь отличался Микеланджело Меризи да Караваджо не только своей manera tenebrosa (у нас переводят как «темная манера», хотя я, пожалуй, предпочла бы «сумрачная»). Важен и его отход от возвышенной, академичной красивости предшественников, прямой контакт с реальностью (что впоследствии многие критики назовут «натурализмом»).

Ну, и добавлю, что ГМИИ им. Пушкина, «разобрав своих архивов», тоже извлек на свет ряд работ караваджистов и присовокупил их к выставке. Что в экспозиции разнесено по отдельным залам – ну, а мы здесь без труда можем и объединить.

Начну, впрочем, с нарушения хронологии – привезенная работа Бартоломео Пассеротти, «Торговки птицей», сделана задолго до того, как Караваджо вообще появился на свет. Однако она важна с точки зрения появления в живописи «простонародного» типажа (а уж Караваджо с последователями успешно внедрят его даже в религиозную живопись).

Ну, а теперь итальянцы-современники. Сразу с оговоркой: никто из них не был в прямом смысле учеником Караваджо – тот вообще не держал мастерской. И вообще отношения с Караваджо у них были более чем разные, и друзей было не так уж много.

Один из непосредственно знакомых – Орацио Борджанини. Среди его работ на выставке – «Святое семейство со святой Анной» (кто забыл, напомню: она младенцу бабушка по материнской линии, и это, право, заметно).

Его же уже совершенно «караваджистский» святой Себастьян.

Анджело Карозелли (также из непосредственно знакомых), «Аллегория бренности».

Еще один человек из более-менее близкого круга – Карло Сарачени. Вот его работы портрет кардинала Капоччи.

Его же – «Нахождение Моисея». Тут, правда, не без влияния маньеризма.

А вот Томмазо Салини, еще один современник, был с Караваджо в крайне плохих отношениях. Но его влияние испытал несомненно (показано «Коронование терновым венцом» из фондов ГМИИ).

В этом «первом поколении» караваджистов необходимо назвать испанца Хусепе Риберу. Вообще и в его случае, и в случае других иностранцев это было влияние, испытанное непосредственно на месте – Рибера, как и многие другие, работал непосредственно в Италии (даже получил там итальянское прозвище «Спаньолетто»). И к большому удовольствию зрителей привезено сразу несколько его работ. Точнее, пять – покажу некоторые.

«Святой Павел».

«Святой Фома».

«Святой Филипп».

Но и в ГМИИ тоже есть работа Риберы явно из этой серии – «Апостол Иаков старший».

Геррит ван Хонхорст, один из первых голландских караваджистов с успешной карьерой в Италии. «Читающий монах».

А в московском собрании – его «Пастух и пастушка».

Француз Никола Ренье настолько, похоже, прижился в Италии, что его стали называть Николо Реньери (а работа – тоже московская). Есть предположение, что это автопортрет.

Дирк ван Барбюрен процветал, получая в Италии немало заказов. Приехало в Москву его «Взятие Христа под стражу».

В XVII веке, начиная со второй его четверти, караваджизм стал отступать на второй план, уступая место барокко. Однако уступил не совсем – влияние сохранялось.

Среди представленного любопытным образом оказались две работы француза Валантена де Булоня на один сюжет – «Отречение святого Петра». Вот сначала работа из Фонда Лонги – она более ранняя, предположительно написана до 1620 года.

Матиас Стомер, «Старуха со свечой» (из фондов ГМИИ).

И также «москвичи» - веселая парочка «Лютнист» и «Флейтистка» Яна Харменса ван Бейлерта.

Вторая половина XVII века – «Монах» Джачинто Бранди.

А вот и XVIII столетие. «Спящий паломник» Джакомо Черути.

«Служанка» Гаспаре Траверси.

И «Портрет юного художника» Витторе Гисланди. На чем обзор и закончим.

Ну, а выставка запланирована по начало января.

«…Из этих картин я подчеркнул множество важных советов, которые пригодятся мне в моём творчестве живописца. Я обязательно вернусь. И готов отстоять ради этого не 1 час.» Стручков Егор Игоревич 15.09.2015

(Книга отзывов ГМИИ им.Пушкина)

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и собрание Фонда Лонги во Флоренции представляют новую экспозицию.

В главном ГМИИ им. Пушкина с 15 сентября 2015 года открылась выставка «Караваджо и последователи». Благодаря усилиям Министерства культуры Российской Федерации, ГМИИ им. Пушкина и фонда Лонги во Флоренции в Москве выставлены 50 шедевров, многие из которых предстанут перед российскими зрителями впервые. Экспозиция продолжает тему произведений известного новатора в мире европейской живописи Микеланджело Меризи да Караваджо (1571–1610).

Центральное место в нынешней экспозиции является легендарная работа раннегоКараваджо«Мальчик, укушенный ящерицей» (1594). Это полотно имеет огромное значение в развитии европейской живописи эпохи Возрождения. Реалистичность изображения, напряженность каждого изгиба тела «безумного» юноши производит неоднозначное впечатление, и даже пугает. Внимание художника к каждой детали поражает даже современного искушенного посетителя. Для художников XVI века это был настоящий вызов. Гармоничный мир академичнойживописи того времени был взорван экспрессивным реализмом Меризи де Караваджо. Многие современники считали художника эксцентричным и вспыльчивым. Источником его вдохновения стали не высокосветские гостиные и всевозможные гранды на фоне романтических пейзажей, а простые люди среди толпы, на улицах, в тавернах и на площадях. Примечательно, что художник не прибегал к эскизам, а воплощал свои замыслы сразу на холсте. В своих работах художник использует контрастную манеру письма. Прием резкого противопоставления света и тени в картинах Караваджо и его последователей получил название «кьяроскуро».

В этом году гостям выставки предоставляется возможность сравнить работы последователей натуралистичного стиля известного мастера.Из Италии привезены 30 уникальных картин. В коллекции легендарного искусствоведа и ценителя эпохи Барокко Роберто Лонги (1890–1970) особое место занимают работы Караваджо. Его новаторский стиль дополняется индивидуальным исполнением каждого последователя . На примере итальянских, французских, голландских и испанских живописцев можно проследить изменения манеры письма «караваджистов» вплоть до XVII века. Собрание включает в себя таких именитых художников, как Дирка ванн Бабюрена, Маттиаса Стомера, Валантена де Булоня, Хусепе Риберы, Джованни Ланфранко, а также более поздник матсеров: Джакомо Черути, Фра Гальгарио, и Гаспаре Траверси.

Полотна на библейские мотивы составляют большую часть работ представленных на выставке. В начале экспозиции размещена Картина Джордано Черути «Спящий паломник». Святой Рох предстает в обличии задремавшего от усталости путника, и только свет, который излучает его изможденное лицо, указывает на то, что перед вами возвышенный над земным миром человек.

Работы голландского художника Маттиаса Стомера словно превращают посетителей выставки в очевидцев ветхозаветных событий. Например, на полотне «Благовестие Ма ною и его жене» архангел Гавриил изображен, как простой юноша, однако серебристые тона одежды подчеркивают его неземную природу. Атмосфера картины передает радостный трепет, в котором пребывают будущие родители легендарного Самсона и сам «благовеститель». В картине нет нимбов и прямых лучей света, но есть сияние, которое пронизывает все пространство на холсте.

Работы Дирка ван Бабюрена «Взятие Христа под стражу» и «Отречение святого Петра» Валантена де Булоня раскрывают трагизм событий, о которых повествует Новый Завет. Работы поражают своей реалистичностью и эмоциональностью. Создается ощущение, что живописцы преодолели барьер времени, и запечатлели события двухтысячелетней давности с натуры. Такое пугающее чувство реальности происходящего посещает вас при взгляде на эти полотна.

Мартиа Прети – единственный масштабный художник в Калабрии (Южная Италия). Его полотно под названием «Концерт» резко выделяется на фоне картин других мастеров. Лицо девушки и двух музыкантов, сидящих за столом, мертвецки бледны. Прекрасные особы переполнены гордыней, отрешенностью и мистическим злом. В этой картинеМартиа Прети не осуждает пороки этих молодых людей, а словно печально наблюдает за ними.

Испанская школа караваджистского направления представлена серией работ Хусепе Рибера . По мнению многих посетителей, эта часть экспозиции одна из самых запоминающихся. Серия портретов «Апостолы» подчеркивает земное и личностное начало учеников Христа. Перед посетителями предстают не иконы, а люди, носящие в себе великий дух. Святой Варфоломей изображен в образе старика. В одной руке он держит острый нож, в другой собственную кожу. Его твердый взгляд пристально направлен на зрителя. Дряхлость тела противопоставляется мужеству и решительности святого. Ни старость, ни гонения не смогли пошатнуть твердость веры Апостола на его мученическом пути, словно он бросил вызов земной природе человека.

На выставке можно проследить дальнейшее развитие натуралистических традиций вплоть доXVIII века . В частности серия работ неаполитанского портретиста Гаспаре Траверси впечатляет своим реализмом. Это картины «Старуха, греющая руки над жаровней», «Служанка» и т.д.

Среди других картин, в заключительной части экспозиции расположилась яркая работа Витторе Гисланди (Фра Гальгарио) «Портрет юного художника в красном берете». Несмотря на красочные детали в одежде, именно выражение лица молодого человека приковывает внимание гостей. Его напряженный и пытливый взгляд словно адресуется лично каждому посетителю. Эта яркая, наполненная экспрессией работа итальянского живописца эпохи рококо особенно привлекает внимание посетителей.

Трудно подвести к общему знаменателю оценки содержания и оформления новой выставки. Р аботы «караваджистов» размещены по мере демонстрации коллекций Фонда Лонги во Флоренции, а затем собрания ГМИИ им. Пушкина. Расположение полотен в зависимости от принадлежности к коллекциям смутило некоторых посетителей. Тем не менее, освещение в зале создает ритм и акценты на картинах. Создается атмосфера полного погружения в события, изображенные на полотнах.

Сегодня посетители смогут продолжить знакомство последователей школы Караваджо. Напомним, что несколько лет назад в стенах Музея уже выставлялась масштабная коллекция картин итальянского живописца. При сравнении экспозиции 2011 и 2015 года среди гостей можно заметить расхождения в оценках. В толпе выделяются скучающие группы школьников и восхищенные взгляды ценителей искусства. Неудивительно, что открыв книгу отзывов , можно увидеть как хвалебные, так и негативные мнения. Многие посетители оказались разочарованны небольшим количеством картин самого Меризи да Караваджо, особенно в сравнении с экспозицией 2011 года. Шанс продолжить или начать свое знакомство с новаторским реализмом Караваджо есть у всех желающих до 10 января 2016 года.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?