Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Возрождённый шедевр Леонардо да Винчи. Евангельский сюжет «Поклонение волхвов» на картинах А

Возрождённый шедевр Леонардо да Винчи March 4th, 2017

Новость из мира искусства


Леонардо да Винчи. Поклонение волхвов, 1481. Доска, масло. 246 × 243 см. Уффици, Флоренция

Картина "Поклонение волхвов" Леонардо да Винчи в последние годы была объектом пристального внимания со стороны как профессионалов, так и дилетантов. Наконец шестилетние реставрационные работы завершены, и картину можно будет увидеть во флорентийской Галерее Уффици с 17 марта по 24 сентября на выставке "Волшебный космос. Возрожденное Поклонение волхвов ".
Заказанная монахами в 1481 году для алтаря монастыря Сан-Донато в Скопето, картина была начата Леонардо, однако художник прервал работу из-за переезда в Милан. Предположительно, после него завершить евангельский сюжет пытался другой мастер. Из-за этого специалисты боялись приступать к восстановлению, чтобы не исказить первоначальный замысел.

Заказчики картины, прождав несколько лет и убедившись, что работа не будет завершена, обратились к ученику Боттичелли - Филиппино Липпи, который в итоге и выполнил заказ монахов из Скопето вместо Леонардо. На выставке эта картина Липпи составит пару восстановленному шедевру. Картина получилась менее значительной, поскольку утеряла новое содержание, которое пытался вложить в сюжет Леонардо.


Поконение волхвов. Фра Филиппо Липпи, 1496, 200×219 см

Картина "Поклонение волхвов" была начата Леонардо во Флоренции, когда там правила династия Медичи, в то время возглавляемая Лоренцо Великолепным. Леонардо только вступил в Гильдию святого Луки и получил диплом мастера, но слава о нём уже прогремела.
Композиция картины необычна и почти не имеет аналогов в итальянской живописи. Пространственное решение первого плана Леонардо свел к пирамидальной форме. Две фигуры, изображенные по краям картины, органично завершают композицию первого плана. На втором плане виднеются развалины какого-то дворца (по некоторым версиям, языческого храма), всадники на конях, едва намеченные скалы вдалеке. В центре картины изображена Мария с новорожденным Иисусом, окруженная пришедшими поклониться Сыну Божию. Свободное место на переднем плане оставлено для зрителя. Молодой человек справа, предположительно, - сам художник в возрасте 29 лет. Каждый фрагмент картины несет смысловую нагрузку.

Интересно, что Леонардо акцентирует внимание и на группе сражающихся всадников в верхней части картины, не имеющих отношения к евангельской истории. Изучение подготовительных рисунков позволило специалистам утверждать, что именно через второй план художник хотел раскрыть внутреннее содержание произведения.
Слева, среди величественных развалин некой древней цивилизации он изобразил сцену "поклонения злу". Персонажи второго плана буквально бросаются под копыта коня, на котором восседает обнаженный всадник - страшное воплощение мирового зла. Ближе к центру - еще одна группа фигур. Одни указывают на всадника, другие предостерегающими жестами просят не приближаться к чудовищу. Мир как бы разделился: часть людей поклоняется злу, другие - добру, олицетворением чего в религиозной живописи была Мария с младенцем, иные сомневаются.
Среди группы сражающихся всадников прекрасный юноша на вздыбленном коне побеждает своего врага - страшного всадника в виде дракона, изображенного на подготовительном рисунке. Добро торжествует над злом - вот главная идея произведения.
Огромное значение Леонардо придавал жесту. В "Трактате о живописи" он говорит: "Хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представление его души. Первое - легко, второе - трудно, так как оно должно быть изображено жестами и движениями членов тела". Именно этим приёмом, отработанным в подготовительных рисунках, он выразил всю гамму переживаний персонажей картины.


Леонардо да Винчи. Перспективный набросок "Поклонения волхвов", 1481, 16.3×29 см. Тушь, Бумага. Уффицы

"Поклонение волхвов" не было закончено. Принципы флорентийского искусства XV века, на которых воспитывался Леонардо да Винчи, вошли в противоречие с новой трактовкой содержания. Пройдет всего два года, и Леонардо справится с этой задачей, создав шедевр "Мадонна в скалах".


Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах, 1483—1486. Дерево, переведённое на холст, масло. 199 × 122 см. Лувр, Париж

"Поклонение волхвов" да Винчи послужила высоким примером для многих художников. Филиппино Липпи, который и написал новое "Поклонение", также заключил центральную группу в пирамиду, но не рискнул использовать другие леонардовские принципы. В 1487 году Доменико Гирландайо использовал пирамидальный способ построения композиции.


Доменико Гирландайо (1449-1494). Поклонение волхвов,1488. Доска. 285 x 243. Музей Оспедале дельи Инноченти. Флоренция

Рафаэль, работая над ватиканскими фресками, зарисовывал жесты персонажей из "Поклонения волхвов".


Рафаэль Санти. Станца "Добродетели и закон", 1509-1511

Вокруг "Поклонения волхвов" строилось и продолжает строиться множество конспирологических теорий. Например, итальянский исследователь творчества Леонардо - Маурицио Серачини, находит в картине скрытую сцену возрождения ордена тамплиеров. Он по собственной инициативе в течение четырех лет детально анализировал "Поклонение" при помощи инфракрасных фотографий. Колонны с капителями, украшенными лотосами, в левом верхнем углу, по его мнению, изображают руины египетских храмов, которые достраивают рабочие. Серачини усматривает в строящемся храме иллюстрацию страницы истории ордена тамплиеров, втайне восстановивших свою структуру. По его мнению, художник, чьей рукой картина записана поверх оригинальных эскизов Леонардо, намеренно скрыл этот фрагмент картины, как противоречащий церковной доктрине. Некоторые искусствоведы считают исследование Серачини заслуживающим внимания.

В Галерее Уффици также планируется открытие выставки произведений искусства, уцелевших после землетрясений прошлого года. На ней представят обломки разрушенных церквей и памятников из городов Асколи-Пичено, Фермо и Мачерата, объединив их с рисунками советского режиссера Сергея Эйзенштейна, вдохновленного искусством Ренессанса. Вся выручка от продажи билетов пойдет на восстановление объектов культурного наследия, пострадавших в результате стихийных бедствий.

Ещё несколько публикаций о Леонардо да Винчи

Орехова Елизавета

Исследовательская работа на тему "Евангельский сюжет «Поклонение волхвов»

на картинах А. Дюрера, Рафаэля, П. Рубенса, Леонардо да Винчи" . «Поклонение волхвов» – знаменитый евангельский сюжет о мудрецах, пришедших с Востока, чтобы поклониться младенцу Иисусу и принести ему дары. Эта тема широко представлена в искусстве: музыке, литературе, скульптуре. Но особенно ярко и широко эта тема отражена в живописи. Данная работа направлена на изучение и анализ реализации евангельского сюжета на картинах А. Дюрера, Рафаэля, П. Рубенса, Леонардо да Винчи.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Частное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа «Новый путь» г. Армавир

Исследовательская работа

Евангельский сюжет «Поклонение волхвов»

на картинах А. Дюрера, Рафаэля, П. Рубенса, Леонардо да Винчи

Орехова Елизавета, ученица 6 «А» класса

ЧОУ-СОШ «Новый путь»

Руководитель работы:

Волошина В.П., учитель русского языка и литературы

ЧОУ-СОШ «Новый путь»

Армавир

2017

1. Введение

2. Евангельский сюжет «Поклонение волхвов» на картинах А. Дюрера, Рафаэля, П. Рубенса, Леонардо да Винчи – сравнительный анализ:

2.1 Образ Волхвов

2.2 Дары Волхвов

2.3 Место и время сцены поклонения

2.4 Животные

2.5 Образ Марии

2.6 Образ младенца Христа

2.7. Цвет, фон, композиция картины, манера письма художника

3. Заключение

4. Список источников

5. Приложение

1. Введение

Тема исследовательского работы: «Евангельский сюжет «Поклонение волхвов» на картинах А. Дюрера, Рафаэля, П. Рубенса, Леонардо да Винчи».

Цель работы: выполнить сравнительный анализ реализации евангельского сюжета «Поклонение волхвов» на картинах А. Дюрера, Рафаэля, П. Рубенса, Леонардо да Винчи».

Задачи:

Ознакомиться с первоисточником, повествующем о событии – Поклонение волхвов;

Изучить литературу по данной теме;

Сопоставить события первоисточника и картины, изображающие данный сюжет;

Сравнить картины А. Дюрера, Рафаэля, П. Рубенса, Леонардо да Винчи;

Определить общее и различное в реализации сюжета «Поклонение волхвов» в картинах А. Дюрера, Рафаэля, П. Рубенса, Леонардо да Винчи.

Объект исследования: воплощение, реализация евангельского сюжета «Поклонение волхвов» в живописи.

Предмет исследования: особенности картин «Поклонение волхвов» А. Дюрера, Рафаэля, П. Рубенса, Леонардо да Винчи.

Методы исследования: сравнительно-исторический анализ (сопоставление), метод аналогий, наблюдение, описательный метод.

«Поклонение волхвов» – знаменитый евангельский сюжет о мудрецах, пришедших с Востока, чтобы поклониться младенцу Иисусу и принести ему дары. Эта тема широко представлена в искусстве: музыке, литературе, скульптуре. Но особенно ярко и широко эта тема отражена в живописи.

Впервые по хронологии памятников, отражающих данный сюжет, входит катакомбная живопись и рельефы на саркофагах IV века.

Затем этот сюжет становится одним из наиболее распространённых сюжетов в живописи средневековых мастеров, писавших картины на тему рождения Иисуса . Для художников сцена поклонения волхвов зачастую служила поводом продемонстрировать своё мастерство. При росписи стен христианских храмов этот сюжет являлся неотъемлемой частью.

Сюжет чаще распространен в Европе в разных странах, но встречается и в России, только в иконописи.

Художественные полотна на данный сюжет создали многие великие художники, среди которых: Г. Давид, И. Босх, А. Дюрер, Д. Веласкес, Рубенс, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти и другие.

2. Евангельский сюжет «Поклонение волхвов» на картинах А. Дюрера, Рафаэля, П. Рубенса, Леонардо да Винчи – сравнительный анализ .

В нашей работе мы попробуем проанализировать несколько картин на данный сюжет: «Поклонение волхвов» А. Дюрера, П. Рубенса, Рафаэля, Леонардо да Винчи. Но будем рассматривать данные художественные полотна, используя первоисточник, чтобы лучше понять идею шедевров живописи и ее реализацию у разных художников.

Итак, что же говорится об этом событии в первоисточнике?

В Библии, в Евангелии от Матфея говорится: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (2:1 - 2).

Попробуем рассмотреть, как данная информация реализовалась в картинах.

2.1. Образ Волхвов

Вопросы о том, кто такие волхвы, откуда они пришли, сколько их было, какой возраст был у каждого, не освещены у Матфея. Их называли в разное время магами, мудрецами, звездочетами, волшебниками, кудесниками, гадателями, астрономами, даже царями. Евангелие не называет числа явившихся к Младенцу волхвов. Отсюда образ волхвов разнится на картинах в зависимости от автора и эпохи, в которую написано произведение.

Так, у Дюрера на картине 3 волхва разного возраста: юный чернокожий (европейская традиция), старец и мужчина средних лет. Изображение таких волхвов у Дюрера символично: три волхва разного возраста – символ трех возрастов человека: юности, зрелости и старости. Темнокожий юноша - символ того, что Христу поклоняются повсюду. На картине из трех волхвов только один стоит на коленях перед Христом, остальные просто ждут своей очереди.

В картине Рафаэля Санти количество волхвов больше, но солируют три, только у них в руках есть подарки. Среди волхвов также присутствует темнокожий человек. Но если у Дюрера волхвы одеты в богатые одежды, то у Рафаэля волхвы одеты в похожую и простую одежду, без украшений. В отличие от картины Дюрера на полотне Рафаэля практически все волхвы стоят на коленях перед Иисусом.

Волхвы у Рубенса так же, как и у Дюрера и Рафаэля, разного возраста и разных рас. Изображение одежды волхвов у Дюрера и Рубенса в какой-то мере совпадает: они богатые, расшитые, яркие, прописанные детально. На картине Рубенса огромное количество действующих лиц, поэтому понятно, почему Рубенс так ярко выделил волхвов, которых тоже всего три, тоже разного возраста.

И последняя картина, которую мы рассмотрим, это шедевр Леонардо да Винчи. Здесь волхвы обезличены, так как по композиции картины центр полотна – это Мария с ребенком. Волхвы лежат ниц, поклоняются Христу, что сближает по изображению волхвов у Рафаэля Санти. Они тоже в простой одежде, так как для Леонардо это не так важно.

2.2 Дары Волхвов

Волхвы пришли с дарами к младенцу Иисусу. «Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею , Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото , ладан и смирну . (Мф. )

Каждый подарок имеет определенный смысл, символ.

После смерти второй жены синьор Пьеро да Винчи женился в третий раз. Отношения с новой мачехой (которая, как говорят, даже была моложе своего пасынка) у художника, не сложились. Она, вполне справедливо, полагала, что двадцатишестилетний человек должен сам зарабатывать на жизнь, а не просить помощи у отца. Леонардо, хоть и считался во Флоренции даровитым живописцем, заказов получал мало. Он их не искал, предпочитая заниматься своими фантастическими проектами, а заказчики его сторонились, потому что за ним прочно закрепилась слава чудака. Отцу такое положение дел, конечно, не нравилось. Он попросил монастырь Сан Донато Скопето, где исполнял должность нотариуса, отдать сыну заказ на большую картину «Поклонение волхвов».

Итак, в 1481г, при содействии отца, нотариуса монастыря, Леонардо получил самый большой и важный, к тому времени, заказ на большую картину для алтаря в Сан Донато Скопето, церкови монастыря Огастина. В то время, он все еще работал над "Св.Иеронимом", но новый заказ был очень важен и пришлось отложить "Св.Иеронимома".

Договор был заключен на два с половиной года, и в 1481-м Леонардо приступил к работе.

В картине в полной мере воплотился придуманный Леонардо язык «говорящей» живописи. Подобная интенсивность жестов, выразительность эмоций через столетия будут воспроизведены в немом кино. И само «Поклонение волхвов» весьма кинематографично. Момент приношения даров передан как взрыв в человеческой истории – весь мир начинает двигаться вокруг Божественного Младенца и Его Матери. Тарковский использовал эту картину в «Жертвоприношении»: один из героев фильма, глядя на ее репродукцию, говорит, что всегда боялся Леонардо. В стоящем справа юноше Леонардо изобразил себя.

Картина осталась незаконченной. В 1482 году Леонардо уехал из Флоренции в Милан. Лоренцо Великолепный, флорентийский банкир, отправил его к миланскому герцогу Лодовико Сфорца, в качестве «посланника муз»: да Винчи должен был представить в Милане изобретенную им лиру, поскольку он был единственным, кто умел на ней играть. Во Флоренцию Леонардо вернется только через 18 лет. Монахи Сан Донато посчитали его поступок бесчестным и пригласили доделать работу другого художника. Но тот решил, что лучше все начать заново. Так что можно считать настоящим чудом то, что эта неоконченная картина Леонардо сохранилась и дошла до наших дней.

Несмотря на незаконченность, главные особенности картины ясны. На ней показан момент, когда второй король предлагает дар ребёнку

На первом плане- Мария с младенцем, за ними скала с двумя деревьями. Три короля, которых в Вифлием привела звезда поклоняются Ребёнку, сидящему на коленях у матери.

Первый король, Каспар(слева,считается, что он самый старый), кланяется низко Матери и Ребенку. второй король, вероятно Балтазар, прильнув к скале, в страхе, протягивает подарок. Человек, опускающийся на колени, с поднятой головой, наиболее вероятно, Мельхиор(самый молодой) из этих трех королей.(считается,что они представляют Азию, Африку и Европу)
Вокруг много других людей, сопровождавших волхвов, полукругом окружающих Марию с ребёнком. На заднем плане-более свободно. Видны руины дворца царя Давида. Два молодых дерева, растущие на развалинах, связаны по смыслу с более старыми около Марии, и могут пониматься, как символы новой эры, время мира и милосердия, которое должно было следовать за рождением Христа.Более высокое из этих двух деревьев в средине цепляется корнями за неприветливую поверхность скалы. Один из этих корней, как бы связывает дерево и голову ребенка Христа и может пониматься, что он - корень и дерево Давида.

Две лошади, на заднем плане, с наездниками в боевой позиции, могут быть ссылкой на другую легенду. Согласно этой легенде, три короля были жестокими врагами, но после их удивительной поездки в Вифлием заключили мир. Резкий контраст, между миром и враждой на переднем и заднем планах картины, показывает противопоставление между временем перед Появлением Бога и временем, которое началось с рождения Христа.
На основании бронзовой фигуры, выполненной Вероккио, моделью которой был его ученик Леонардо, считается что в одиноко стоящем от толпы молодом человеке (справа-внизу) Леонардо изобразил себя. В то время, живописцы часто рисовали себя среди персонажей картины

Евангелие от Матфея (2:1-12) говорит:
1 пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:
2 где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.
3 Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.
4 И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должен родиться Христос?
5 Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка:
6 и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который спасет народ Мой, Израиля. Мих.5,2; Иоан.7,42
7 Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды
8 и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.
9 Они, выслушав царя, пошли. И вот, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.
10 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великой,
11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Марией, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
12 И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

(Нажмите для увеличения)

Картина «Поклонение волхвов» Леонардо да Винчи – одна из самых популярных живописных работ на Рождественскую тему. Леонардо не закончил ее. «Поклонение волхвов» — важная веха для эпохи Возрождения, практически прорыв. Почему? Дело в том, что Леонардо да Винчи использовал здесь приемы, которые позволяют зрителю испытать ощущение присутствия, почувствовать себя среди волхвов.

Леонардо родился в 1452 году в Итальянском селении Анкиано, близ городка Винчи, который и дал прозвище художнику. Крестили Леонардо во Флоренции, в базилике Святого Креста. В тринадцать лет Леонардо отказался от карьеры юриста и пожелал заниматься искусством. Он был отдан на обучение к Андреа дель Верроккьо, прославленному живописцу того времени. В годы пребывания в мастерской Верроккьо Леонардо формировался не только как художник. Он обучался и инженерному искусству, и механике…

Леонардо был дитя эпохи Возрождения. Идея, что наш мир – это отражение той гармонии, которая существует на небесах, ярко отразилась в его творчестве. Художник видел в центре вселенной человека, однако человек был для него ценностью не сам по себе, а в сочетании с духом. Мысль Леонардо: где нет Духа Божия, там нет искусства, а где мысль не работает рядом с рукой – там нет художника.

В 1472 году Леонардо открыл собственную мастерскую, постепенно получил признание. Ему начали заказывать работы. Самые лучшие из них связаны с Божией Матерью. «Мадонна с гвоздикой» , где Младенец тянет руки к цветам, а красный цвет гвоздик символизирует Распятие. «Благовещение» , где Мария сидит у дома, занимается рукоделием, Архангел Гавриил устремляется к Ней, но в то же время замирает в молитвенном почитании. На заднем плане пейзаж, который как будто застывает в тот момент, когда Архангел произносит слова: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою…»

Поклонение волхвов

«Поклонение волхвов» — картина датирована 1481 годом. Ее заказал монастырь Сан-Донато под Флоренцией. Картина должна была украсить алтарь. Леонардо конечно, гений, но был человек необязательный: незаконченная картина «Поклонение волхвов» – яркий тому пример.

В самом центре холста здесь Божия Матерь с Младенцем, все остальные фигуры группируются вокруг Нее. Это самые разные люди, но основная цель у них общая – увидеть, дотянуться, поклониться Младенцу. Леонардо специально сделал смысловой акцент на физиономических типах людей второго плана. Все они очень разные по возрасту, по выражению лиц, по динамике, по тому, как они склоняются перед Богородицей… Тут же присутствуют и животные – лошади, они как будто разделяют человеческие чувства.

Но можно сказать и иначе… Да Винчи прекрасно знал Священное Писание, не чужд был богословия. И в «Поклонении волхвов» есть очень важная мысль. С Рождеством Христа для человека появляется возможность вернуть себе утраченный рай, то состояние Эдема, прямое богообщение, которое было доступно ему до грехопадения и было утрачено. Так вот животные не просто разделяют человеческие чувства. Как пишет апостол Павел, всякая тварь вместе с человеком ждет окончательного преображения. Поскольку животные были созданы для человека, то разделили его участь. Поэтому всякая тварь с воздыханием ждет преображения человека, ждет восстановления вселенской гармонии, а потому разделяет и радость Рождества Спасителя. В «Поклонении волхвов» это очевидно проявляется.

Другой смысловой момент связан с деревьями – пальмой и дубом. На холсте они являются своеобразными осями, вокруг которых разворачивается композиция. Здесь да Винчи выступил и как символист. Пальма отсылает нас к Иерусалиму, дуб – к кельтской культуре, где он почитался как символ вечности. Когда христианские миссионеры просвещали языческий Рим, они наполнили символ дуба новым содержанием. Пальма – это растение, ветвями которого приветствовали Спасителя в Иерусалиме, исповедуя Его как Царя. Но это еще и то растение, которое паломники издавле привозили со Святой земли. Таким образом, дуб – символ Рима и Италии, пальма – символ Иерусалима, и на холсте происходит соединение этих двух пространств.

(Нажмите для увеличения)

Смысловой центр композиции – Пресвятая Богородица, именно к Ней и к Младенцу все здесь устремлено. Волхвы приносят Ему дары. У да Винчи был излюбленный прием: Спаситель у него как будто играет. Христос очень по-человечески протягивает руку к Дарам волхвов. Божия Матерь с любовью, с человеческими чувствами смотрит на Младенца. Но в то же время Она понимает, что у Нее на руках Христос, Который эти Дары принимает и откликается на человеческий зов. Во всем здесь проявляется особая сущность Христа, божественная и человеческая одновременно.

А на заднем плане холста разворачивается битва. Не очень понятно, что на самом деле там происходит. Но можно допустить такую мысль: в Рождестве Христовом должно быть преодолено то зло, та разрозненность и враждебность, которые есть в мире. И битва уже началась…

Слева на холсте – изображение разрушенного храма. Видно, что он был грандиозных форм. Так символически обозначено, как рушится ветхий античный мир, потому что приходит новое Слово. Но в то же время, можно дальше проследить богословскую мысль о пришествии Христа и значении этого события для мира. Тогда получится, что перед нами не разрушенный храм, а тот, который, напротив, только начинает строиться – сначала с Рождеством Богородицы, а затем – с Рождеством Христовым. Этот храм – приношение молящегося человечества Господу, образ синергии, образ сотрудничества человека и Бога: люди начинают строить храм – Бог откликается на это Рождеством. Так прослеживается мысль: когда-нибудь Божественная и человеческая воля соединятся, и тогда мир преобразится. Начало этому уже положено, и оно в Рождестве Христовом.

Сюжет «Поклонения волхвов» хотя и ограничен холстом, но как-бы выходит за рамки картины. Леонардо использует для этого такой прием: полукругом за Божией Матерью он располагает огромное число людей, но перед Богородицей он оставляет свободное пространство. Оно как бы высвобождено для зрителя. Смотришь на холст и понимаешь: вокруг все занято, кроме одного места, которое осталось специально для тебя. Именно этот прием сделал картину очень личностной, адресованной каждому человеку. Леонардо понимал: только тогда картина станет иконой, когда в ней будет оставлено место для молящегося. Как вокруг Богородицы собрались волхвы, так и для каждого из нас есть возможность припасть к Божией Матери, стать соучастником события. Это очень важная мысль.

В 1482 году Леонардо уехал из Флоренции в Милан. Там начался иной период его творчества. Там Леонардо создал целый ряд своих шедевров, там он написал

Библейский сюжет, связанный с рождением Спасителя мира, был популярен в эпоху Возрождения. Все изображали эту сцену примерно в одном ключе. Однако Леонардо подошел к этой теме совсем по-иному. «Поклонение волхвов» - картина Леонардо да Винчи, которую можно назвать первой достаточно зрелой работой, в которой он смог проявить свою индивидуальность.

В ней он использовал знания анатомии человека и животных, а также результаты экспериментов с перспективой и свои инженерные изыскания. Но есть в этой картине и нечто большее - тайна ее замысла не раскрыта до сих пор.

История создания

Картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» выставлена в Галерее Уффици во Флоренции - городе, в котором она появилась на свет в 1481-1482 годах. Полотно написано темперой и маслом на скрепленных досках из тополя.

29-летний Леонардо получил этот заказ по рекомендации отца от его друга - настоятеля монастыря августинцев. Картина предназначалась для алтаря церкви Сан Донато Скопето. Он работал над заказом всего семь месяцев, однако закончить картину не смог (или не захотел), решив отправиться в Милан к Лодовико Сфорца в качестве военного инженера. Во Флоренцию Леонардо вернулся только через много лет.

Возмущенные монахи для завершения картины наняли другого художника, который не очень церемонился с замыслом автора и вносил изменения на свой вкус (а может быть, следовал указаниям церкви). К счастью, сохранились многочисленные эскизы, которые помогают разгадать сюжет картины.

Леонардо да Винчи: «Поклонение волхвов». Описание картины

Некоторые искусствоведы считают, что картина представляет собой набросок из нескольких тем, не связанных с основным смысловым фокусом - Марией с младенцем Иисусом. Не видно на ней, как положено, животных, например, осла и вола.

В центре картины изображена Богоматерь с новорожденным. Вокруг нее полукруг почитателей в коленопреклоненных позах. На переднем плане три царя-волхва, преподносящих святые дары. Есть еще задний план, более темный, с большим деревом, которое прописано с натуралистической точностью.

В верхнем левом углу видно полуразрушенное здание. Вверху справа просматриваются два сражающихся всадника.

В правом нижнем углу изображен молодой человек, отвернувшийся оттого, к которому прикованы все взгляды, хотя его жесты указывают на Святое Семейство. Искусствоведы считают, что этот юноша имеет портретное сходство с молодым Леонардо.

Вся композиция выстраивается на фоне силуэтов горных вершин, что характерно для многих работ Леонардо.

Традиционная трактовка смысла изображенного библейского сюжета

«Поклонение волхвов» - картина Леонардо да Винчи, анализ которой достаточно труден, так как ее содержание не вписывается в обычные рамки.

Сама композиция выстроена по принципу пирамиды, где голова Марии определяет ее вершину. Главной темой является поднесение дара будущему Спасителю одним из волхвов. В то время как самый старый царь припадает к ногам Марии, второй, униженно прижимаясь к скале, одаривает младенца. Третий волхв только собирается опуститься на колени. Предполагается, что эти фигуры олицетворяют народы Азии, Африки и Европы, готовые принять новую веру.

Руины слева символизируют дворец Давида, на развалинах которого уже выросло два молодых дерева, как символы нового времени - эры милосердия и любви. Центральное дерево своими корнями тянется к голове младенца Христа, намекая на его родство с царем Давидом.

Два всадника справа напоминают враждовавших королей, которые, побывав в Вифлееме, решили помириться. В целом композиция подчеркивает контраст между светом, исходящим от Марии с младенцем, и темнотой окружения.

Находки Маурицио Серачини

Применив глубокое сканирование красочного слоя, флорентийцу Серачини удалось проникнуть под верхние слои краски и увидеть первоначальное изображение «Волхвов». Оказалось, что картина была обрезана снизу на 10 см. Она была отполирована растворителями, а потом загрунтована белилами. Со временем появились трещины, которые опять замазали, теперь уже синим цветом. То есть «незавершенной» картину сделали в основном последующие манипуляции.

Картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» оказалась наполненной массой людей, занятых разнообразными действиями. Всего было выделено около 66 фигур. Нашлись и животные: осел, бык и слон.

Стала более выраженной трехмерность картины. На первом плане происходит принесение даров священному младенцу. Но Богородица стоит не на земле, а на скале, как на постаменте. Наверху справа четко проявились сцены сражений. А левый верхний угол заполнился рабочими, возводящими новый храм.

Жест Иоанна Крестителя

«Поклонение волхвов» - картина Леонардо да Винчи, интересные факты о которой можно отметить в связи с жестом В католицизме он трактуется как призыв к покаянию.

Известно, что Иоанн Предтеча был всего на полгода старше Иисуса. Но под центральным деревом Леонардо изобразил взрослого человека с

Так кто же важней, Иоанн или Иисус? Эта тема стала значимой для Леонардо, сопутствуя ему на протяжении всей его жизни. Иоанн следовал за ним везде:

Иоанн Креститель покровительствовал Флоренции.

Леонардо неоднократно обращался к Крестителю и его жесту в своем творчестве.

Рафаэль на своей картине «Школа в Афинах» изобразил Леонардо в образе Платона, с тем же жестом Иоанна.

Таким образом, картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» направляет внимание зрителя к подтексту, связанному с Иоанном Крестителем. Жест отчетливо виден, и персонажи второго плана, кстати, более молодые, чем окружение Богородицы, смотрят не на Марию с младенцем, а на человека, воздевшего палец вверх.

Дерево Иоанна: что о нем известно

Все сходятся к тому, что Леонардо поместил над Марией (кароб, цератония), которое ассоциировалось в католической символике с Иоанном Крестителем, так как странствуя по пустыне, он питался его плодами.

Эти бобы были пищей бедных слоев общества в Древнем Египте. Впоследствии ими стали кормить животных. Иоанн был настолько неприхотлив в годы своих скитаний, что питался только стручками цератонии.

Во времена Возрождения изображение «Иоаннова дерева» стало ассоциироваться с его реальным присутствием.

Лестница в никуда?

На самом деле в левой верхней части картины видны две лестницы, каждая по 16 ступеней. И ведут они к верхней площадке - последней ступени восхождения. Значит, в сумме, это лестница в 33 ступени. Это число, объявленное очередным «кодом да Винчи», дало возможность некоторым исследователям предположить о связи Леонардо с орденом тамплиеров - оно совпадает с числом «градусов» посвящения у адептов этой секты.

Так как под краской на верхней площадке здания были обнаружены строители, занятые возведением его стен, стало понятно, что «символ язычества», по замыслу автора, должен был возродиться.

«Поклонение волхвов» - картина Леонардо да Винчи, в которой сам он «замечен» дважды.

Один из волхвов оказался подозрительно похож на самого Леонардо в старости, а молодой человек, отвернувшийся от будущего Спасителя - Леонардо в молодости. Здесь есть над чем задуматься.

Не дуэль, а битва

В верхнем правом квадрате - там, где первоначально было изображение двух сражающихся воинов, высветилось целое побоище. Сам Серачини сообщает, что вид этого сражения вызвал у него ужас. Это настоящая баталия, скрытая под слоями краски.

Возможно, картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» содержит в себе первоначальный замысел батальной темы, реализованной им позже в «Битве при Ангьяри». Эта фреска была найдена недавно в Палаццо Веккьо под картиной Вазари.

Если говорить о символизме всех образов художника, то в этой части «Волхвов» он изобразил свое отношение к войнам, в том числе и Крестовым походам - тем более что под батальной сценой заметны лица людей, повернутых в сторону строящегося храма иной веры.

По мнению исследователя Серачини, ключом к пониманию наследия великого художника и мыслителя является «Поклонение волхвов» Леонардо да Винчи. Анализ и описание картины, сделанные этим автором, во многом проясняют те подводные течения, которые являлись предпосылками для создания его загадочных картин. Тем не мене, можно утверждать, что главные открытия еще впереди.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?