Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Урок развития речи. Подготовка к сочинению по картине Ф.П

Уроки 54–55. ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ В СОЧИНЕНИИ ПО КАРТИНЕ
(Ф. П. РЕШЕТНИКОВ «ОПЯТЬ ДВОЙКА»)
Обучать написанию сочинения с грамматическим заданием, отрабатывать
умения правильно писать
Урок развития речи
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать
понятия «тема», «основная мысль», «художественные средства»; уметь
составлять рассказ­повествование на основе жанровой картины, раскрывать
основную мысль.
Метапредметные (компоненты культурно­компетентностного
опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию
из различных источников, включая средства массовой информации, компакт­
диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться
словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на
электронных носителях.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных
национально­культурных ценностей русского народа; определяющей роли
родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и
моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного
образования
Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая,
фронтальная
Цель
деятельности
учителя
Тип урока
Планируемые
образовательн
ые
результаты
http://www.uroki.net
http://www.zavuch.info
http://www.intergu.ru
Методы и
формы
обучения
Образователь
ные
ресурсы
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
М у л ь т и м е д и й н ы й р я д: презентация по теме урока, выполненная
Наглядно­
учителем или группой подготовленных обучающихся
демонстрацио
нный
материал
Основные
понятия
Диалог, монолог
http://akademius.narod.ru/vibor­rus.html
http://festival.1september.ru/subjects
http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192

Организационная структура (сценарий) урока
Этапы
урока
1.
Актуа
лизаци
я
и
пробн
ое
учебно
е
действ
ие
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Воспроиз
ведение
ранее
изученно
го,
установл
ение
преемств
енных
связей
прежних
и новых
знаний и
применен
ие их в
новых
ситуация
х.
Словесно
­
иллюстра
тивный
рассказ о
художни
ке
с
элемента
ми
беседы
по
Деятельность учителя
– Сегодня мы с вами на уроке
вновь работаем по картине и
познакомимся с художником
Федором Павловичем
Решетниковым. А картина, по
которой вы будете писать
сочинение, очень интересна тем,
что на месте ее главного героя
может оказаться любой из вас.
Сообщение учащегося о
художнике.
Родился Федор Павлович
Решетников в 1906 году в селе
Сурско­Литовском
Екатерининской области в семье
потомственного иконописца.
Интерес к живописи рано
проявился у мальчика. Маленький
Федя присматривался ко всему,
что делал его старший брат­
художник, часто помогал ему:
растирал краски, натягивал
холсты, мыл кисти, а иногда
рисовал и сам.
Четырнадцатилетним мальчиком
Решетников покинул дом отца:
настало время начинать
самостоятельную жизнь, самому
зарабатывать кусок хлеба. Ездил
он по стране, работал в различных
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Груп
повая
Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Отвечают
на
вопросы.
Строят
понятные
для
партнера
высказыв
ания
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
Устн
ые
ответ
ы
Личностные:
имеют
мотивацию к
учебной
деятельности.
Познаватель
ные:
выполняют
учебно­
познавательны
е действия в
материализова
нной и
умственной
форме;
осуществляют
для решения
учебных задач
операции
анализа,
синтеза,
сравнения,
классификации
,
устанавливают
причинно­
следственные
связи.
Регулятивны

Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
е: принимают и
сохраняют
учебную
задачу.
Коммуникат
ивные: задают
вопросы,
отвечают на
вопросы
других,
формулируют
собственные
мысли,
высказывают и
обосновывают
свою точку
зрения
Этапы
урока
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
содержан
ию
картины
Деятельность учителя
мастерских, на шахтах, но не
забывал любимое с детства
ремесло. С особым удовольствием
он рисовал декорации для местных
театров.
В 1926 г. Решетников приезжает в
Москву и поступает сначала на
рабфак искусств, а затем в
Московский художественный
институт. Будучи студентом, он
плавал на легендарном корабле
«Челюскин» и сделал там
множество зарисовок. Суровая и
необычная природа Арктики,
героический труд мужественных
людей – всё это захватило
художника. Вместе с другими
героями­челюскинцами он был
снят с дрейфующей льдины
отважными летчиками и,
возвратившись, написал несколько
картин, посвященных Арктике.
В годы Великой Отечественной
войны Решетников был на фронте,
защищал Севастополь, освобождал
от фашистов Крым. После войны
художник вернулся к своей
профессии. Любимыми героями
его полотен стали дети. Известные
картины художника:
«Нарушитель», «За мир», «За
уроками», «Прибыл на каникулы»,

Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
Этапы
урока
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Деятельность учителя
«Переэкзаменовка», «Достали
языка», «Опять двойка!».
– Еще в юности, бывая в
Третьяковской галерее, художник
задерживался у картины В. Е.
Маковского «Свидание с сыном»
(на доске – репродукция
картины). Он не мог без волнения
смотреть на голодного,
оборванного мальчика, с
жадностью жующего калач,
принесенный матерью. Наверное,
именно в эти минуты и зародилась
тема детства в творчестве
Решетникова. Полотна художник
создает для детей, дети и
становятся главными героями его
картин.
Н а д о с к е: репродукции картин,
главными героями которых стали
дети: «Прибыл на каникулы»
(1948 г.), «Опять двойка» (1952 г.),
« Достали языка» (1943 г.), «За
мир» (1950 г.).
Этимологическая страничка:
Картина (от русского «карта») –
произведение живописи в красках.
Репродукция (лат.) –
воспроизведенный посредством
печати рисунок или картина.
– Обратите внимание на
выражение лиц героев. Художник

Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
Этапы
урока
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Деятельность учителя
умеет точно передать мысли и
чувства, переживания и
настроение героев.
Картина «Опять двойка!» была
написана
в 1952 году.
Сообщение учащегося об истории
создания картины «Опять
двойка».
Однажды художник сидел на
уроке математики и в одной из
московских школ и наблюдал, как
ученик не мог решить задачу у
доски. Он сразу представил себе,
как дома встретят мальчика с
двойкой, как горько опять будет
родным. Художник хотел
показать, почему не пятерки, а
двойки приносит в портфеле этот
ученик. Сейчас картина «Опять
двойка» выставлена в Москве, в
Третьяковской галерее. Зрителей
перед ней всегда много, особенно
школьников. Тут есть на что
посмотреть и над чем задуматься.
Одни улыбаются, глядя на
неудачника, другие смотрят с
сочувствием, даже с тревогой,
вспоминая свои злополучные
двойки. Но равнодушных перед
этим полотном не бывает. А вот
что о работе над картиной говорил

Этапы
урока
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Эвристич
еская
беседа,
чтение
творческ
их работ
2.
Выявл
ение
места
и
причи
ны
затруд
нения
Деятельность учителя
сам Решетников: «Для героя
картины мне позировали четыре
обыкновенных мальчика. Что
стало с ними потом? Как только
картину поместили на выставке,
трое из ребят пришли ко мне. Они
рассказали о своих успехах.
Недавно я встретил четвертого
«двоечника» и с трудом узнал его:
он вырос, окреп, закончил
ремесленное училище и сейчас
работает мастером на заводе»
Проверка домашнего задания.
Учащиеся читают свои
придуманные истории,
выявляют самые оригинальные,
нелепые; оценивают.
С л о в о у ч и т е л я. Ч т е н и е
п и с ь м а
Ф. П. Решетникова.
Дорогие ребята!
Мне известно, что на одном из
ваших уроков вы будете
обсуждать содержание
картины «Опять двойка!».
Мне очень приятно, что мой
творческий труд заслуживает
вашего внимания, и поэтому
хочется для вас еще многое
сделать (в меру своих сил и
возможностей, конечно).
Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
Формули
руют
собственн
ые мысли,
высказыв
ают и
обосновы
вают
свою
точку
зрения.
В
сотрудни
честве с
учителем
и
одноклас
сниками
делают
Груп
повая
,
инди
видуа
льная
Вопро
сы
для
уточн
ения
инфо
рмаци
и
Личностные:
осознают свои
трудности и
стремятся к их
преодолению;
проявляют
способность к
самооценке
своих
действий,
поступков.
Познаватель
ные:
устанавливают
причинно­
следственные
связи, делают
выводы.
Регулятивны

Этапы
урока
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
выводы
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
е: осознают
недостаточнос
ть своих
знаний.
Коммуникат
ивные: задают
вопросы с
целью
получения
необходимой
для решения
проблемы
информации
Деятельность учителя
Вообще обсуждение
художественных произведений
принесет вам большую пользу
для развития вашего кругозора.
Вы будете в дальнейшем лучше и
свободней разбираться в
искусстве.
Да и нам, художникам,
интереснее создавать
произведения для тех, кто в них
заинтересован, кто правильно
понимает. Поэтому я желал
бы, чтобы вы провели
обсуждение картины «Опять
двой­ка» – на пятерку! Желаю
вам здоровья и больших успехов в
учебе!
Ф. Решетников
3.
Целеп
олаган
ие
и
постро
­ение
проект
а
выход
а из
затруд
нения
Раскрыти
е
сущност
и новых
понятий,
усвоение
новых
способов
учебной
и
умственн
ой
деятельн
– Что объясняет нам название
картины?
– Чем вам понравилась картина?
– В каком жанре она написана?
(Картина написана в бытовом
жанре.)
– Как художник показал, что
главный герой картины – ученик?
(Мальчик композиционно
расположен на переднем плане.
Взгляды остальных героев
картины (матери, сестры,
братика) устремлены на него.)
Фрон
тальн
ая,
инди
видуа
льная
Отвечают
на
вопросы.
Строят
понятные
для
партнера
высказыв
ания
Личностные:
осознают свои
возможности в
учении;
способны
адекватно
рассуждать о
причинах
своего успеха
или неуспеха в
учении,
связывая
успехи с
Устн
ые
ответ
ы.
Вопро
сы
для
уточн
ения
инфо
рмаци
и

Этапы
урока
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
ости
учащихс
я. Беседа
по
вопросам
.
Анализ
содержан
ия
картины
Деятельность учителя
– Определите возраст ученика.
(Мальчику примерно 10–11 лет.)
– Опишите внешний вид
мальчика, его позу. Что можно
сказать о выражении его лица?
(Мальчик одет в школьную
форму, на нем пальто на вырост
с меховым воротником, на ногах
новые блестящие галоши. Он
стоит, опустив голову, не смея
поднять глаз на своих родных.)
– Нам без слов ясно, что сегодня
он опять получил двойку. И
название картины подтверждает,
что это его не первая двойка.
– О чем говорит его «бывалый»
портфель? (В руках мальчик
держит потертый, рваный
портфель. Зимой он служит ему
санками, а летом – футбольным
мячом. Замок на портфеле
давно сломан, поэтому
портфель перевязан длинной
бечевкой. Из него вместо
учебников торчат коньки.)
– Какова обстановка квартиры,
изображенной на картине? Как
живут ее герои? (Живут они
небогато. Может быть, мама
одна воспитывает детей. Но она
заботится о них, несмотря ни на
какие трудности. Дома
Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
усилиями,
трудолюбием.
Познаватель
ные:
извлекают
необходимую
информацию из
прослушанного
объяснения
учителя,
высказываний
однокласснико
в,
систематизиру
ют
собственные
знания.
Регулятивны
е: планируют

сотрудничеств
е с учителем и
одно­
классниками
или
самостоятельн
о)
необходимые
действия,
операции,
действуют

Этапы
урока
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
по плану.
Коммуникат
ивные: строят
небольшие
монологически
е
высказывания,
осуществляют
совместную
деятельность в
парах и
рабочих
группах с
учетом
конкретных
учебно­
познавательны
х задач
Деятельность учителя
чистота, у героя картины новое
пальто, девочка стоит в
выглаженной форме, младшему
братишке купили велосипед.)
– Как относится мама к появлению
своего сына с очередной двойкой?
(Стиснув руки, эта молодая, но
уставшая от забот женщина с
немым упреком смотрит на
сына. Сколько проблем у матери,
да еще сын ее подводит. Вот как
он отплатил ей за ее заботу о
нем и любовь!)
– Каково отношение к мальчику
младшего братишки? (Он
катается на велосипеде и
посмеивается над двоечником.)
– Что выражают взгляд и поза
сестры? Как она учится? (Сестра
смотрит на своего брата
с осуждением, укоризной.
Чувствуется, что
девочка очень аккуратная и
учится на «отлично».
Сейчас она повторяет уроки,
собирается в школу. Ее
портфель новый, не
потрепанный, как у мальчика.)
– Кто встречает мальчика с
радостью? (Собака с радостью
бросилась к мальчику, положив
лапы ему на грудь. Для нее

Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
Этапы
урока
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Деятельность учителя
возвращение хозяина домой –
всегда радостное событие, так
как ожидается прогулка. Собака
любит своего друга.)
– Есть ли у мальчика возможность
учиться? (Условия есть. В
комнате мы видим обеденный
стол, левее – письменный стол с
настольной лампой; на стене в
другой комнате висит
географическая карта.
Прилежность сестры и
трудолюбие мамы должны
быть примером для мальчика.)
– Какова основная мысль
картины? (Невесело приносить
домой двойки.)
– Какими художественными
средствами автор ее выразил?
(Средствами живописи. Он
расположил героев так, чтобы
каждый, находясь на своем
месте, был хорошо виден. Все
действующие лица связаны
одним общим переживанием. Об
этом говорят их позы,
выражения лиц.)
– Раскрытию замысла художника
помогают и краски. Каков колорит
картины/сочетание различных
цветов? (Художник сочетает
различные цвета, которые в

Этапы
урока
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
4.
Прак­
тическ
ая
деятел
ьность
Анализ
языковы
х единиц,
подбор
своих
примеро
в,
иллюстр
ирующих
природу
изучаемо
го
языковог
Деятельность учителя
основном неяркие, приглушенные,
ведь он рассказывает не о
праздничном событии, а об
обычном дне в одной семье. Это
голубовато­серые стены
комнаты, коричневый пол,
пальто болотного цвета на
мальчике и т. д. Представим
эту картину без красок. Мы бы,
конечно, поняли, что происходит
в комнате, но характеристики
действующих лиц побледнели бы,
исчезло бы настроение
напряженности – картина
потеряла бы свою
выразительность.)
Дополняет ответы, организует
и сопровождает деятельность
обучающихся
С л о в а р н а я р а б о т а.
1. Записать словосочетания,
объяснить орфо­
граммы:
потертый портфель,
поношенное пальто, длинная
бечевка, детский велосипед,
любимая собачка, голубовато­
серые стены, простенький
коврик, хохолок на макушке,
темная косынка, смотрит с
укоризной.
2. Работа над деформированными
Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
Отвечают
на
вопросы,
под
руководс
твом
педагога
составля
ют план
работы
над
заданием
Фрон
тальн
ая,
инди
видуа
льная
Вопро
сы
для
уточн
ения
инфо
рмаци
и
Познаватель
ные: читают и
слушают,
извлекая
нужную
информацию, а
также
самостоятельн
о находят ее в
материалах
учебников,
рабочих

Этапы
урока
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
о
явления,
составле
ние
плана
сочинени
я
Деятельность учителя
предложениями:
Держит, руках, портфель, в,
потертый, мальчик, рваный.
Него, сестра, осуждением, на,
смотрит, с.
3. Работа со словами, записанными
на доске:
печаль, грусть, тоска, скорбь,
огорчение, беспокойство,
неприятность, беда, горе,
несчастье.
– Распределите данные слова­
синонимы на две группы. В чем
разница между словами?
– Подберите слова­антонимы для
характеристики сестры и
мальчика.
Составление плана.
1) История создания картины.
2) Главный герой картины
(внешность, поза, портфель).
3) Осуждающий взгляд матери.
4) Взгляд и поза сестры.
5) Собака – верный друг мальчика.
6) Основная мысль картины.
7) Мое отношение к картине
Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
тетрадей.
Регулятивны
е:
контролируют
учебные
действия,
замечают
допущенные
ошибки;
осознают
правило
контроля и
успешно
используют его
в решении
учебной
задачи.
Коммуникат
ивные:
осуществляют
совместную
деятельность в
парах и
рабочих
группах с
учетом
конкретных
учебно­
познавательны
х задач, умеют
задавать

Этапы
урока
5.
Перви
чное
закреп
ление.
6.
Самос
тоятел
ьная
ра­
бота
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Подбор
своих
примеро
в,
иллюстр
ирующих
природу
изучаемо
го
языковог
о
явления,
составле
ние
связных
рассказо
в об
изученны
х
нормах.
Письмен
ная
работа
Деятельность учителя
Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
Составление устного рассказа по
картине.
Опрос 2–3 учеников.
Инди
видуа
льная
Отвечают
на
вопросы,
выполняю
т
упражнен
ия.
На втором уроке учащиеся
пишут сочинение
(образцы сочинений см. в
Приложении к уроку)
Пишут
сочинени
я
Устн
ые
ответ
ы.
Пись
менн
ые
работ
ы
вопросы для
уточнения
последователь
ности работы
Познаватель
ные:
осуществляют
для решения
учебных задач
операции
анализа,
синтеза,
сравнения,
классификации
,
устанавливают
причинно­
следственные
связи, делают
обобщения,
выводы.
Регулятивны
е: адекватно
оценивают
свои
достижения,
осознают
возникающие
трудности,
ищут их
причины и

Этапы
урока
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
7.
Включ
ение в
систем
у
знаний
и
повтор
ение
Обобщен
ие
полученн
ых
на уроке
сведений
,
оцениван
ие
Деятельность учителя
Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
Проверка письменных работ
пути
преодоления.
Коммуникат
ивные:
формулируют
собственные
мысли,
высказывают и
обосновывают
свою точку
зрения
Познаватель
ные:
приобретают
умения
использовать
полученные
знания и
умения в
практической
деятельности и
повседневной
жизни
Оцен
ивани
е
работ
ы
учащи
хся
на
уроке
Инди
видуа
льная
,
групп
овая
Отвечают
на
вопросы.
Определя
ют
уровень
приобрет
енных
знаний

Приложение
Образец сочинения (первый)
Известный русский художник Решетников очень любил рисовать детей.
Однажды художник посетил одну из московских школ, сел за последнюю парту и
стал наблюдать. На уроке математики к доске вызвали мальчика, чтобы тот
решил задачу. Так как вчера он весь вечер пробегал на улице, то справиться с
решением не смог и получил двойку. Решетникову захотелось нарисовать этого
мальчика у доски, крошащего мел, но он представил, как этого двоечника
встретят дома, какими будут лица родных. Так появилась картина «Опять
двойка».
Главный герой картины изображен на переднем плане. Он даже не смотрит на
своих родных, потому что ему стыдно за полученную двойку. Опустил
нерадивый ученик голову и не смеет поднять грустные глаза. Одет мальчик в
коричневое пальто с меховым воротником, под пальто – школьная форма. На
ногах у него новые блестящие галоши. В руках главный герой картины держит
потертый, старый портфель. Замок на нем давно сломан, поэтому перевязан
портфель длинной бечевкой. Он стал таким потрепанным, потому что мальчик
осенью и весной гоняет его вместо мяча, а зимой ездит на нем с горок.
Выглядывают из портфеля не учебники, а коньки.
Мальчик пришел домой грустный, и все поняли, что он получил плохую
оценку. Мама с осуждением смотрит на сына. Сжав до боли руки, сложила их на
колени. Ей обидно, ведь она старается для семьи: готовит, убирает, покупает
сыну новые вещи, а он лишь огорчает ее.
Старшая сестра тоже смотрит на мальчика с укоризной. Ей жалко маму, так
как брат вновь расстроил ее. Сама она очень аккуратная, все ее вещи в порядке,
портфель выглядит как новый. Девочка учится на «отлично» и обижена на
брата: как можно постоянно получать двойки?
Посмеивается над нерадивым учеником его младший братишка, который в
школу еще не ходит и не может понять, что произошло. С усмешкой на лице
катается он на велосипеде.
И только собака радостно встретила мальчика. Она бросилась к хозяину,
положила лапы ему на грудь. Собака уверена, что они сейчас пойдут гулять.
Наверное, и вчера, пробегав весь вечер с собакой по улицам, не сделал мальчик
уроки, поэтому и получил двойку.

Мальчик плохо учится в школе, но ведь у него есть возможность учиться
хорошо. Есть у мальчика свой письменный стол, настольная лампа, на стене
висит географическая карта. Я считаю, что главный герой этой картины просто
лентяй. Своей картиной художник хотел показать, что плохо приносить домой
двойки, потому что все родные расстраиваются, да и самому тоже стыдно.
Образец сочинения (второй)
Перед нами репродукция картины Ф. П. Решетникова «Опять двойка». Общий
фон таков: просторная городская квартира. Нам видна только гостиная с
паркетным полом, на котором лежит коврик. На стене – отрывной календарь и
часы. У стены – стол, покрытый светлой скатертью.
Через широко распахнутую дверь видна часть второй комнаты. Большое окно
с тюлевыми занавесками. Под ним расположены отопительные батареи. Слева от
окна, на стене, висит большая географическая карта. На подоконнике стоит
горшок с растением.
На переднем плане изображен главный герой. «Светлая голова с хохолком на
макушке. Пухлые губы, живые, немного грустные глаза» – так описывает его
художник.
Мальчик только что пришел из школы. В руках у него портфель, который
перевязан веревкой. Лицо и поза мальчика выражают раскаяние в совершенном
проступке.
На втором плане картины мы видим маму, маленького братишку и сестру
двоечника. Серьезная девочка в школьной форме с аккуратно заплетенными
косичками с осуждением смотрит на брата.
Присела на стул мама. На ней домашняя одежда, передник, на голове
косынка. Наверное, она пришла с кухни, услышав звонок в дверь. У нее очень
грустное лицо. Мама расстроилась из­за двойки больше, чем мальчик.
Зато на лице младшего брата мы видим улыбку. Он даже остановил свой
велосипед, чтобы посмотреть на провинившегося. «Вот сейчас тебе достанется!»
– будто бы говорит его взгляд.
И только собака с радостью встретила своего хозяина. Она положила лапы
ему на грудь и преданно смотрит на мальчика.

Познакомить с творчеством русского художника Ф. П. Решетникова.

Продолжить работу по формированию у учащихся умения писать сочинение по картине.

Развивать навыки осознанного речевого высказывания в устной и письменной форме.

Воспитывать положительное отношение к учебе, стремление лучше учиться.

Планируемые результаты:

Запомнить сведения о жизни и творчестве художника;

Анализировать содержание картины;

Составлять связные высказывания при описании картины как устно, так и письменно;

Уметь формулировать свое мнение и вести диалог с окружающими;

Учиться понимать причины успеха или неуспеха в учебной деятельности;

Зная признаки текста, написать сочинение по теме;

Самостоятельно вносить коррективы в написанный текст.

Оборудование:

Портрет Ф. П. Решетникова;

Репродукции картин;

Орфографические словари.

Ход урока:

I. Вступительное слово о жизни и творчестве Ф. П. Решетникова.

В самом начале урока предлагаю вам рассмотреть репродукции картин известного русского художника Федора Павловича Решетникова. Прочитайте названия. «Достали «языка», «Прибыл на каникулы», «Мальчишки», «Опять двойка».

Кто герои этих картин?

Как вы думаете, какова будет тема сегодняшнего урока?

Верно, мы будем писать сочинение по картине. Чтобы узнать, по какой именно, необходимо расставить буквы по порядку.

У автора этих картин очень необычная судьба. Он родился в 1906 г. на Украине в селе Сурско-Литовское. Отец его был иконописцем. Талант художника передался от отца Федору и его старшему брату. Мальчик остался сиротой в 3 года. Он жил у брата, который расписывал церкви. Еще совсем маленьким Федя старался помочь брату, как мог: готовил краски и кисти, сам учился рисовать. Но шла Гражданской война, еды в семье брата не хватало. И Федя ушел в поисках работы. Не боясь, он брался за любой тяжелый труд. В каждую свободную минуту рисовал. Очень хорошо у него получались веселые карикатуры. Позднее он закончил художественный институт и стал профессиональным художником.

В студенческие годы осуществилась его детская мечта. Он с экспедицией ученого Отто Юльевича Шмидта на ледоколе «Сибиряков» побывал в Арктике. В члены экипажа его брать не хотели. Но когда он нарисовал смешные карикатуры на всех членов экипажа, Шмидт зачислил его в штат. И не пожалел. Работы Федор не боялся, его помощь нужна была и кочегарам, и матросам, он и сам стоял на вахте. А в самые трудные минуты его жизнерадостные рисунки поднимали всем настроение.

Шмидт взял его и в следующую экспедицию на пароход «Челюскин». Когда случилась беда, и льды сдавили пароход со всех сторон, Решетников вселял во всех надежду на спасение своим оптимизмом. Даже в это сложное время он умудрялся выпускать газету под названием «Не сдадимся», которая поддерживала людей до самого спасения. Позднее Решетников нарисовал групповой портрет всех членов экипажа.

Труды его жизни высоко были оценены советским государством. Он был лауреатом разных премий. Присвоено высокое звание Народного художника СССР. Умер в 1988 г.

II. Беседа по картине. Составление плана.

Картину «Опять двойка» Федор Павлович написал в 1952 г.

Послушаем сообщение о том, как художник готовился ее писать.

(Ученица рассказывает предысторию написания).

(1-й вариант картины "Опять двойка")

Чтобы воплотить все свои замыслы, художник выполнил очень много набросков. Сначала он решил изобразить класс, сидящих учеников и учителя. Потом ему пришла мысль нарисовать учительницу, ведь в основном в школе работают женщины. Картина показалась ему обычной и скучной. И он перенес действие домой. Вместо учительницы нарисовал маму паренька.

Вначале на рисунках были только мальчик с матерью. Интересно, что писал он всех персонажей с натуры. Так, он попросил позировать для картины мальчика-вратаря из дворовой команды. Он не сказал ему, о чем будет картина. Иначе ушастый вратарь с вихрами на голове мог и не согласиться.

Позднее появились и остальные герои. Даже пса он написал с натуры. Вы можете представить, как можно заставить собаку позировать? Так вот художник придумал держать кусочки колбаски на весу, чтобы собака стояла на задних лапках. И за это время он успел сделать наброски.

Рассмотрим картину внимательно. Каков ее жанр? (Бытовой жанр).

Назовите место, где происходит событие. (Комната в квартире).

Нашего ли времени изображенный эпизод? Что помогло вам это определить? (Определенные вещи).

Перечислите всех героев картины.

Что за момент на ней изображен? Подтвердите свою мысль развернутым ответом.

(Мальчик только что зашел домой)

Каким образом художник выделил главного героя?

(Во всей композиции он изображен на переднем плане. Остальные смотрят на него).

Опишите мальчика: внешний вид, поза, выражение лица. Что он испытывает?

(У него поношенное пальто и старый портфель. Он катался на коньках, возможно, и на портфеле. В игре забыл про уроки. Опустил голову, вот-вот заплачет. Ему стыдно).

Так же опишите остальных героев.

(Мама расстроена. Руки печально и устало опущены.

Сестра явно отличница, аккуратная, смотрит строго, осуждает.

Брату смешно, он лукаво ухмыляется.

Пес рад, виляет хвостом).

Ваши предположения, что хотел сказать нам этой картиной художник?

(Плохо и невесело приносить двойки. Огорчаются самые близкие люди, которые о тебе заботятся).

(Они неяркие, приглушенные, потому что далеко не праздничное событие).

Назовем пункты плана, по которому будем писать.

  1. Начало — где происходит эпизод.
  2. Кто бросился навстречу мальчику первым?
  3. Какие чувства у всех членов семьи на его отметку?
  4. Заключение. Мои чувства по поводу картины.

III. Словарная работа.

Портфель, пальто, перевязан бечевкой, радостная собака, велосипед, смотрит с укоризной и осуждением, голубоватый цвет стен.

Другие трудные для написания слова можно посмотреть в словаре.

IV. Прослушивание одного устного рассказа.

V. Письменная запись текста.

VI. Дома дописать и проверить сочинение. Дополнительно устно придумать свой заголовок.

Расставьте знаки препинания: 1. Пятью восемь сорок. 2. Превосходная должность быть на земле человеком. 3. Музыкальное воспитание это не воспитание

музыканта. 4. Он скептик и материалист. 5. Производить эффект наслаждение. 6. Производить эффект их наслаждение. 7. Слово одежда для фактов. 8. Путь в лесах это километры тишины безветрия. 9. Его цель сделаться героем романа. 10. Боевая рубка это мозг корабля. 11. «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина. 12. Первая цель искусства воспроизведение действительности. 13. Оценить такое произведение значит оценить самого поэта во всем объеме его творческой деятельности. 14. Точность и краткость вот первые достоинства прозы. 15. Мое занятие этнография изучение жизни русских людей. 16. Его цель сделаться героем романа. 17. Ты счастье. 18. Пруд как блестящая сталь. 19. Бедность не порок. 20. Он скептик и материалист.

Я увидел Тобика после смерти Грина. Он ослеп, как говорили, от старости. Он сидел на пороге глинобитного белого дома, в котором умер Грин, и солнце

отражалось в его жёлтых беспомощных глазах. Услышав, как скрипнула за мной калитка, он встал, неуверенно подошёл ко мне, ткнулся холодным носом в ноги и замер. Только старый и пушистый его хвост помахивал из стороны в сторону и поднимал белую известковую крымскую пыль. – Давно он ослеп? – спросил я. – Да после смерти хозяина. Всё тоскует, всё ждёт. Я ожидал, что ответ будет именно таким, так как знал давно, что единственные живые существа на земле, которые умирают от разлуки с человеком, – это собаки. Найти сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью!

Опять двойка

Художник на своей картине изобразил обычную семью 60-х годов двадцатого века. Героем картины - является мальчик, на котором одето пальто, чёрные ботинки, брюки. В руке он крепко держит портфель, из которого выглядывают коньки. Ученик в плохом настроении, он наклонил голову и глядит вниз. Мальчик знает свою вину, потому что схлопотал два балла в школе. Он хочет поскорее переждать волну материнского гнева и бежать кататься с друзьями на коньках. Ученик выжидает, что же произнесёт мать.

Мать с горечью смотрит на сына за его провинность. Однако она на него не сердится, только сострадает. Однако её очень обидно за своего мальчика, ведь может вырасти лентяй и неуч. На велосипеде уселся малыш - брат двоечника. Он смотрит на брата и улыбается, потому что мало ещё понимает и у него на уме только игры. Когда-нибудь и этот маленький малыш станет учеником.

Сестра мальчика стоит около стола, на котором лежат книги и тетрадки, вероятно она хорошо учится. Рядом с сестрой стул, на котором лежит её портфель с учебниками. Девочка взирает на брата с укором. Ей нет дела до него - сам виноват, лучше надо было учить уроки.

Собака подбежала к провинившемуся и поставила свои лапы ему на живот. Она весела и думает, что с хозяином всё в порядке.

Семейные отношения довольно просты, однако здесь каждый держится друг за друга, так как семья крепка. Да, действительно, в то время семьи были куда крепче и строже, нежели на сегодняшний момент. Обратим внимание на то, как Решетников нарисовал тогдашний старый быт: одежда достаточно объёмно и плотно одета на людях, а квартира двадцатого века, способна перенести зрителей в прошлое.

В конце осмотра картины я остался ей вполне доволен, потому что художник правильно изобразил всех персонажей: мальчика двоечника, которому сначала вроде бы стыдно, но потом он снова бежит гулять и не делать свои уроки, отличница девочка, которая на самом деле тоже любит брата, страдающая мать, которая устала терпеть ошибки своего нерадивого пасынка, весёлый малыш и жизнерадостная собака. Это картина - весьма трогательная и душевная, которая заставляет нас задуматься о всех своих ошибках и недочётах в жизни, изменить отношение к родным и близким. В картине заключается надежда, что человек исправится и будет всегда послушен своим родителям.

Сочинение по картине Опять двойка Решетникова 7 класс

Ф.П. Решетников - это известный художник. Он написал множество чудесных картин, но самая любимая для многих людей это «Опять двойка». Ведь каждый взрослый человек когда-то был ребенком и хоть раз в жизни получал плохую отметку. Самое страшное - это было прийти домой и обо всем рассказать.

5 класс

Вот и на этой картине изображен мальчик лет десяти, который только-только пришел из школы и рассказал о своей двойке. Смотря на него, испытываешь чувство жалости и горечи: мальчишка стоит очень расстроенный, и, судя по всему, не из-за плохой оценки, а все потому, что пришлось расстроить мать. Придя домой, он даже не снял пальто и прямо в обуви поспешил скорее сообщить эту новость. Он виновато смотрит в пол - ведь знает свою вину. В руках у него портфель, перевязанный веревкой, а из него выглядывают коньки, значит можно сделать вывод, что за окном зима и белокурый мальчишка, уделив учебе, слишком мало времени, катался с друзьями на коньках. Виляя радостно хвостиком, малыша встречает пес, животное всеми силами пытается утешить своего любимого хозяина.

На заднем плане картины изображены три человека: женщина, девочка и мальчик. Женщина сидит в фартуке и платке, сложа руки на коленях. Лицо у нее встревоженное и грустное - ведь это мать мальчика и ее расстроила новость о двойке. Смотря на сына, она думает о том, как бы помягче рассказать строгому отцу семейства эту новость. Ведь вероятнее всего, мальчику попадет от отца, и матери жаль сына. Рядом с мамой, маленький мальчик на велосипеде - брат главного героя этой картины. Он смотрит на старшего брата и улыбается, ведь он слишком мал и не понимает серьезности всего происходящего.

С другого конца стола стоит строгая сестра. Одета в школьную форму, в красном галстуке и лентами в косах - сразу видно, что она отличница, и поступок брата не одобряет. В руках у нее книга, рядом на стуле, стоит раскрытый портфель, а на столе разложены тетради - перед приходом мальчика она учила уроки.

Изображенная комната на картине так и пропитана разными эмоциями и мыслями: виновник, боится получить ремня от отца, мать грустит, ведь в том, что сын плохо учится, есть и ее вина, маленький мальчишка радуется при виде брата, а школьница-пионерка негодует, ведь двойка брата плохо повлияет на ее репутацию в школе.

Художник очень точно выразил атмосферу, видно, что в комнате царит молчание, которое разбавляет маятник часов и повизгивание пса.

Глядя на картину, не перестаешь удивляться мастерству Решетникова - ведь так точно изобразить эту ситуацию не под силу каждому.

2, 5, 7 класс.

Описание картины Опять двойка 5 класс

Ф.П. Решетников – один из самых известных русских художников, защищавший свою страну в годы страшной войны XX столетия. Возможно, это и дало свои отголоски, что частыми героями, которых он изображал на своих картинах, были дети. Одна из таких картин «Опять двойка», написанная в 1952 году.

Сам сюжет картины очень прост, но с глубоким смыслом. На картине видны мать с детьми. В первую очередь внимание привлекает к себе мальчик – двоечник. Он вновь принес домой плохую оценку. Одет мальчишка просто. На нем пальто, брюки и ботинки. Глаза его опущены в пол, в руках портфель из которого видны коньки. Судя по всему, мальчик не сразу после уроков пошел домой. Весь его образ дает понять, что ему стыдно за свое поведение, но и исправляться у него нет желания.

В целом все настроение картины передает усталость и некое бессилие матери по отношению к сыну. Это можно увидеть в том, что мать сидит на стуле, сложив руки, ослабшие от горя и при этом ее взгляд полон тоски и горечи. Но, что самое интересно в ее глазах совсем нет злости.

Все это можно понять по приглушенной цветовой гамме картины, выделяется лишь яркий красный пионерский галстук на шее у сестры мальчишки. До прихода парня, дома все были заняты: сестра делала уроки, мать занималась домашними делами, а брат катался на велосипеде.

Собака – единственный друг героя, которому все равно на отметки в дневнике. Она радостно его встречает, как бы утешая.

Глядя на картину, можно понять, что отношения в семье не такие простые, как хотелось бы, но при этом все друг – друга любят. Сама же картина написана так что, кажется, ты сам перенесся в то время, в тот быт.

Картина очень проста по смыслу. В ней нет ни каких лишних предметов, которые смогли бы отвлечь зрителя от центрового персонажа полотна. Мы видим высокую русскую девицу.

  • Сочинение по картине Нестерова Лель, 5 класс (описание)

    Эта очень красивая картина, будто из сказки. На ней не так много ярких красок, но она очень светлая и лёгкая. Больше всего здесь леса

  • Сочинение по картине Васнецова Ковер-самолет 5, 6 класс

    Васнецов очень любил писать свои картины по мотивам русских народных сказок. Одним из таких полотен и было полотно «Ковер самолет». Оно было написано известным русским художником в конце ХIХ века.

  • Тема урока: Сочинение по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка"

    (5 класс).

    Цели урока: 1) раскрыть основную мысль картины;

    2) подготовить учащихся к описанию изображённого на картине, активизировать лексику ребят,

    пополнять их словарный запас;

    3) средствами урока воспитывать сознательное отношение к учёбе; показать, какие огорчения приносит в

    свою семью ученик-двоечник.

    Тип урока: урок развития речи.

    Повторение: орфография и пунктуация.

    Методы и приемы: 1) слово учителя;

    2) беседа;

    3) самостоятельная работа учащихся.

    Оборудование: портрет Ф.П. Решетникова;

    репродукция картины Ф.П. Решетникова "Опять двойка" и других его картин.

    Литература: «Материалы к практическим и лабораторным занятиям по методике преподавания русского языка»,

    М.В. Шаманова.

    Структура:

    1. Орг. Момент.

    3. Слово о художнике. История создания картины.

    4. Беседа по картине.

    6. Составление плана.

    Ход урока.

    Структура

    Ответы учащихся

    Примечания

    1. Орг. момент.

    Сегодня мы с вами на уроке вновь работаем по картине и знакомимся с новым художником Фёдором Павловичем Решетниковым. А картина, по которой вы будете писать сочинение, очень интересна тем, что на месте её главного героя может оказаться любой из вас.

    2. Слово о художнике.

    История создания картины.

    Слово учителя или заранее подготовленного ученика о художнике.

    Родился Фёдор Павлович Решетников в 1906 году в селе Сурско-Литовском Екатерининской области в семье потомственного иконописца. Интерес к живописи рано проявился у мальчика. Маленький Федя присматривался ко всему, что делал его старший брат-художник, часто помогал ему: растирал краски, натягивал холсты, мыл кисти, а иногда рисовал и сам.

    Четырнадцатилетним мальчиком Решетников покинул дом отца: настало время начинать самостоятельную жизнь, самому зарабатывать кусок хлеба. Ездил он по стране, работал в различных мастерских, на шахтах, но не забывал любимое с детства ремесло. С особым удовольствием он рисовал декорации для местных театров.

    В 1926г. Решетников приезжает в Москву и поступает сначала на Рабфак искусств, а затем в Московский художественный институт. Будучи студентом, он плавал на легендарном корабле “Челюскин” и сделал там множество зарисовок. Суровая и необычная природа Арктики, героический труд мужественных людей - всё это захватило художника. Вместе с другими героями-челюскинцами он был снят с дрейфующей льдины отважными лётчиками и, возвратившись, написал несколько картин, посвящённых Арктике.

    В годы Великой Отечественной войны он был на фронте, защищал Севастополь, освобождал от фашистов Крым. После войны художник вернулся к своей профессии. Любимыми героями его полотен стали дети. Его известные картины: “Нарушитель”, “За мир”, “За уроками”, “Опять двойка!”

    Доклад о истории создания картины

    “Опять двойка”.

    Картина “Опять двойка!” была написана в 1952 году. Однажды художник сидел на уроке математике в одной из московских школ и наблюдал, как ученик не мог решить задачу у доски. Он сразу представил себе, как дома встретят мальчика с двойкой, как горько опять будет родным. Художник хотел показать, почему не пятёрки, а двойки приносит в портфеле этот ученик.

    Сейчас картина “Опять двойка!” выставлена в Москве, в Третьяковской галерее. Зрителей всегда много перед ней, особенно школьников. Тут есть на что посмотреть и над чем задуматься. Одни улыбаются, глядя на неудачника, другие смотрят с сочувствием, даже с тревогой, вспоминая свои злополучные двойки. Но равнодушных перед этим полотном не бывает.

    А вот что о работе над картиной говорил сам Решетников: “Для героя картины мне позировали четыре обыкновенных мальчика. Что стало с ними потом? Как только картину поместили на выставке, трое из ребят пришли ко мне. Они рассказали о своих успехах. Недавно я встретил четвёртого “двоечника” и с трудом узнал его: он вырос, окреп, окончил ремесленное училище и сейчас работает мастером на заводе”.

    4. Беседа по картине.

    Решетников назвал свою картину «Опять двойка». Скажите, а почему он выбрал эту тему?

    Придумайте рассказ на тему: “История двойки”. Отразите в своих рассказах, почему ученик мог получить плохую оценку.

    А в каком жанре написана эта картина?

    (Чтение с доски и запись в тетради определения бытового жанра).

    Как художник показал, что главный герой картины - ученик?

    Определите возраст ученика.

    Опишите внешний вид мальчика, его позу. Что можно сказать о выражении его лица?

    Нам без слов ясно, что сегодня он опять получил двойку. И название картины говорит, что это его не первая двойка.

    О чём говорит его “бывалый” портфель?

    Какова обстановка квартиры, изображённой на картине? Как живут её герои?

    Как относится мама к появлению своего сына с очередной двойкой?

    Каково отношение к мальчику младшего братишки?

    Что выражает взгляд и поза сестры? Как она учится?

    Кто встречает мальчика с радостью?

    Есть ли у мальчика возможность учиться?

    Какова основная мысль картины?

    Раскрытию замысла художника помогают и краски. Каков колорит картины?

    Потому что в жизни часто встречаются дети, которые получают двойки. Мысль написать картину «Опять двойка» (1952г.) родилась у Ф.П.Решетникова в школе, когда он сидел на уроке, наблюдая за учеником, который не мог решить у доски задачу. Художник живо представил себе, как дома встретят мальчика, если он получит двойку, и решил написать об этом картину

    Картина написана в бытовом жанре.

    Мальчик композиционно расположен на переднем плане. Взгляды остальных героев картины (матери, сестры, братика) устремлены на него.

    Мальчику примерно 10-11 лет.

    Мальчик одет в пальто на вырост с меховым воротником, новые блестящие галоши, школьную форму. Он стоит, опустив голову, не смея поднять глаза на своих родных.

    В руках мальчик держит потёртый, рваный портфель. Зимой он служит ему вместо санок, а летом - футбольным мячом. Замок на портфеле давно сломан, перевязан длинной бечёвкой. Из портфеля вместо учебников торчат коньки.

    Живут они небогато. Может быть, мама одна воспитывает детей. Но она заботится о своих детях, несмотря ни на какие трудности. Дома чистота, старшему сыну купили новое пальто, девочка стоит в выглаженной форме, младшему братишке купили велосипед.

    Стиснув до боли руки, эта молодая, но уставшая от забот женщина с немым упрёком смотрит на сына. Сколько проблем у матери да ещё сын её подводит. Вот как он отплатил ей за добро!

    Катается на велосипеде да посмеивается над двоечником.

    Она смотрит на своего брата с осуждением, с укоризной. Чувствуется, что девочка очень аккуратная и учится она на отлично. Сейчас она повторяет уроки, собирается в школу. Ее портфель новый, не потрёпанный, как у мальчика.

    Собака с радостью бросилась к нему, положила лапы ему на грудь. Для неё возвращение хозяина домой - всегда радостное событие, так как ожидается прогулка. Собака привыкла все вечера бегать со своим другом по улицам.

    Условия есть. В комнате мы видим стол, левее - письменный стол с настольной лампой; в другой комнате висит географическая карта. Сестра уйдёт во вторую смену учиться, мама поедет на работу (похоже, что она собирается на работу), мальчику никто мешать не будет.

    Невесело приносить домой двойки.

    Средствами живописи. Он расположил героев так, что каждый, находясь на своём месте, хорошо виден. Все действующие лица связаны одним общим переживанием. Об этом говорят их позы, выражения лиц.

    Художник сочетает различные цвета, которые в основном неяркие, приглушённые, ведь он рассказывает не о праздничном событии, а говорит об обычном будничном дне в одной семье. Это голубовато-серые стены комнаты, коричневый пол, пальто мальчика болотного цвета и т.д.

    Запись на доске. Бытовой жанр повествует о повседневной жизни людей, об их труде, быте, семейных отношениях, общественной деятельности.

    5. Словарно-стилистическая работа.

    Записать словосочетания, объяснить орфограммы.

    Потёртый портфель, поношенное пальто, длинная бечёвка, детский велосипед, любимая собачка, голубовато-серые стены, простенький коврик, хохолок на макушке, тёмная косыночка, смотрит с укоризной.

    Работа над деформированными предложениями.

    Держит, руках, портфель, в, потёртый, мальчик, рваный.

    Него, сестра, осуждением, на, смотрит, с.

    Велосипеде, на, смеется, братишка, маленький.

    6. Составление плана.

    1. История создания картины.

    2. Главный герой картины (внешность, поза, портфель).

    3. Осуждающий взгляд матери.

    4. Взгляд и поза сестры.

    5. Собака - верный друг мальчика.

    6. Основная мысль картины.

    7. Моё отношение к картине.

    8. Систематизация материала. Написание сочинения.

    Составление устного рассказа по картине. Опрос 2-3 учеников.

    Фёдор Павлович Решетников

    Ф.П.Решетников «Прибыл на каникулы»

    Ф.П.Решетников «За мир»

    Ф.П.Решетников «Достали «языка»

    Ф.П.Решетников «Опять двойка»

    Образец сочинения

    Известный русский художник Решетников очень любил рисовать детей. Однажды художник посетил одну из московских школ, сел за последнюю парту и стал наблюдать. На уроке математики к доске вызвали мальчика, чтобы тот решил задачу. Так как вчера он весь вечер пробегал на улице, то справиться с решением он не смог и получил двойку. Решетникову захотелось нарисовать этого мальчика у доски, крошащим мел, но он представил, как этого двоечника встретят дома, какими будут лица родных. Так появилась картина “Опять двойка”.

    Главный герой картины - мальчик, он изображён на переднем плане. Он даже не смотрит на своих родных, потому что ему стыдно за полученную двойку. Опустил нерадивый ученик голову и не смеет поднять грустные глаза. Одет мальчик в коричневое пальто с меховым воротником, под пальто - школьная форма. На ногах у него новые блестящие галоши. В руках главный герой картины держит потёртый, старый портфель. Замок на нём давно сломан, поэтому перевязан был портфель длинной бечёвкой. Он стал таким потрёпанным, потому что мальчик осенью и весной использует его в качестве мяча, а зимой ездит на нём с горок. Выглядывают из портфеля не учебники, а коньки.

    Мальчик пришёл домой грустный, и все поняли, что он получил плохую оценку. Мама с осуждением смотрит на сына. Сжала до боли руки, сложила их на коленях. Ей обидно, ведь она старается для семьи: готовит, прибирается в квартире, покупает сыну новые вещи, а он лишь огорчает её.

    Старшая сестра тоже смотрит на мальчика с укоризной. Ей жалко маму, так как сын вновь расстроил её. Сама она очень аккуратная, все её вещи в порядке, портфель выглядит как новый. Девочка учится на отлично и не может понять, как можно постоянно получать двойки.

    Подсмеивается над нерадивым учеником его младший братишка, который в школу ещё не ходит и не может понять, что произошло. С усмешкой на лице катается он на велосипеде.

    И только собака радостно встретила мальчика. Она бросилась к хозяину, сложила лапы ему на грудь. Собака уверена, что они сейчас пойдут гулять. Наверное, и вчера, пробегав весь вечер с собакой по улицам, не сделал мальчик уроки, поэтому и получил двойку.

    Мальчик плохо учится в школе, но ведь у него есть возможность учиться хорошо. Есть у мальчика свой письменный стол, настольная лампа, на стене висит географическая карта. Я считаю, что главный герой этой картины - просто лентяй. Своей картиной художник хотел показать, что плохо приносить домой двойки, потому что все родные расстраиваются, да и самому тоже стыдно.

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
    Каково значение кровеносной системы
    Разделка говядины: что выбрать и как готовить?