Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Шереметьевский дворец интерьер архитектура описание белого зала. Шереметевский дворец

Сегодня расскажу о Шереметьевском дворце в Останкино. К сожалению, дворец в настоящее время реставрируется, поэтому на фотографиях будут присутствовать леса и другие атрибуты стройки. На первом фото вид дворца и церкви с .


В XVI веке подмосковная деревня Останкино принадлежала дьяку Василию Щекалову, который в 1584 году в этом месте устраивает пруд, сажает рощу, строит дом и церковь. Из всего этого до наших дней сохранился только пруд. Все остальное было уничтожено в Смутное время. Усадьбу восстанавливает в XVII веке князь Черкасский, которому эти владения пожаловал царь Михаил Федорович. Одна из наследниц правнучка князя выходит замуж за графа Шереметьева и Останкино переходит в его собственность в качестве приданного. Настоящий вид усадьба приобрела в XVIII—XIX веках. Строительство самого дворца было завершено в 1795 году.

Вид на дворцовую церковь и Шереметьевский дворец, которого почти не видно за деревьями. со стороны пруда. Пруд, как я отмечал в , ужасно грязный и требует очистки.

Шереметьевский дворец, закрыт лесами и навесом. Перед ним проезжая часть - Первая Останкинская улица, которая до эпохи большевиков называлась Дворцовая.

Кентавры на воротах оригинальной ограды дворца:

Вазы на столбах ограды, также стилизованы под античность.

Центральная часть дворца, в центре портик в коринфском ордере, по бокам - в аттическом. Перед дворцом псевдоантичная статуя.

Правое крыло дворца с дорическими колоннами. Таким образом, в колоннаде использованы все античные стили.

Хозяйственный флигель.

Относящаяся к дворцу церковь Храм Троицы Живоначальной в Останкине. Год постройки 1692. Была построена на месте деревянной церкви. Впоследствии неоднократно перестраивалась.

Церковь невероятно красива. По красоте уступает, наверное, только Храму Василия Блаженного на Красной площади. Все фасады украшены декором.

Фрагменты внешней отделки церкви:

Фонтанный дом — одна из самых интересных достопримечательностей Санкт-Петербурга, практически ровесник города. Название «Фонтанный дом» еще с XVIII в. закрепилось за усадьбой графов Шереметевых, построенной на обширном участке между набережной реки Фонтанки и Литейным проспектом. Архитектором главного усадебного дома стал С. И. Чевакинский. Возможно, в проекте были использованы чертежи Ф.-Б. Растрелли. В создании интерьеров дворца и усадебных построек на протяжении нескольких веков участвовали именитейшие архитекторы разных эпох: Ф. С. Аргунов, И. Д. Старов, А. Н. Воронихин, Д. Кваренги, Х. Мейер, Д. Квадри, И. Д. Корсини, Н. Л. Бенуа, А. К. Серебряков и др. При графах Шереметевых Фонтанный дом был одним из великосветских центров Петербурга, местом встреч выдающихся музыкантов, деятелей культуры и науки. Шереметевская хоровая капелла, созданная для сопровождения богослужений в домовой церкви Фонтанного дома, была хорошо известна не только в России, но и в Европе. Дворец являлся практически музеем истории рода Шереметевых, в течение многих столетий игравших важную роль в российском государстве. С 1990 г. Шереметевский дворец — один из филиалов Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства. В стенах дворца создается Музей музыки, в основе которого лежит . Ныне в залах Шереметевского дворца можно увидеть предметы шереметевских коллекций, а также произведения живописи и декоративно-прикладного искусства XVIII-XIX столетий, поступившие в музей за последнюю четверть века.

Контакты

Адрес: набережная реки Фонтанки, 34

Справки, заявки на экскурсии и концерты: тел. 272-44-41, 272-45-24 (диспетчер, касса)

Концертно-экскурсионный отдел: тел. 272-32-73, 272-40-74

Режим работы

Экспозиции "Анфилада парадных залов дворца" (2 этаж) :

четверг-понедельник 11.00-19.00 среда 13.00-21.00

Выходные: вторник и последняя пятница месяца

со среды (13.00-21.00) по воскресенье (чт, пт, сб, вс; 11.00-19.00),

Касса закрывается на час раньше

Выходные дни: понедельник, вторник и последняя пятница месяца

  • Экспозиция "Анфилада парадных залов дворца" (2 этаж):
    взрослый - 300 руб., студенты и школьники - 100 руб., пенсионеры - 200 руб.,
  • Экспозиция музыкальных инструментов "Открытые фонды" (1 этаж):
    взрослый - 300 руб., студенты и школьники - 100 руб., пенсионеры - 200 руб.,
    дети до 7 лет - бесплатно, льготные категории граждан - 70 руб.

Бесплатно :

  • посетителям до 18 лет третий четверг каждого месяца
  • посетителям с Картой Гостя Санкт-Петербурга , в течение срока действия карты
  • посетителям с St. Petersburg CityPass бесплатно в течение срока действия карты

Стоимость билетов с экскурсионным обслуживанием:

  • Для одиночныхпосетителей: - 400 руб.
  • Для групп: от 2500 до 5000 руб. на группу, входные билеты оплачиваются дополнительно

Аудиогид по экспозиции «Открытые фонды» - 50 руб.

Постановочная фотосессия в интерьерах дворца (юбилей, свадьба) 1 час - 5000 руб. запись по тел. 272-44-41 или 272-45-24

После революции Шереметевский дворец был музеефицирован и как Музей дворянского быта просуществовал до 1931 г. В основу его фондов было положено формировавшееся в течение 200 лет частное собрание Шереметевых, представлявшее собой сложный комплекс разнообразных наслоений. Собрание, универсальное по характеру и разнообразное по предметам, включало в себя живописную картинную галерею, собрание скульптуры, оружия, нумизматику, предметы декоративно-прикладного искусства (в т.ч. собрания бронзы, фарфора, серебра, мебели), библиотеку (нотное и книжное собрание, рукописные материалы, открытки), собрание церковной утвари и икон (из домовой церкви Фонтанного дома) и т.д. Позже и вплоть до 1984 г. Шереметевский дворец был приспособлен под нужды научно-исследовательского учреждения. Интерьеры дворца погибли, а коллекции были переданы ведущим музеям Ленинграда и Москвы, за исключением отдельных предметов оформления интерьеров, оставшихся в здании. В 1989 г. Шереметевский дворец был передан Музею театрального и музыкального искусства для создания Музея музыки Петербурга и размещения государственной коллекции музыкальных инструментов, также имеющей статус филиала Музея театрального и музыкального искусства. С конца 1980-х годов в Шереметевском дворце начались реставрационные работы, связанные с воссозданием парадных и мемориальных интерьеров XIX столетия.

Экспозиция дворца организована по трем направлениям: а) история рода Шереметевых и дворянский быт XVIII - XX вв. б) открытые фонды уникальной коллекции музыкальных инструментов; в) выставка частных коллекций. В музее функционирует постоянная выставка "Шереметевы и музыкальная жизнь Петербурга XVIII - начала XX веков", открывшаяся в 1995 г. и осуществленная совместно с Государственным Эрмитажем, Государственным Русским музеем, Российской национальной библиотекой, Пушкинским Домом, Государственной Третьяковской галереей, Останкинским дворцом-музеем, Музеем русского фарфора Кусково, владельцами частных коллекций. В четырех залах Шереметевского дворца в продолжение традиций Музея дворянского быта, воссозданы интерьеры дома В.В.Стрекалова-Оболенского, являющие собой поистине благородное собрание уникальных произведений декоративно-прикладного и изобразительного искусства XVII-XX веков, которое отражает духовную жизнь интеллигенции России (этот бесценный дар, более 700 предметов, Шереметевский дворец получил от его жены А.М.Сараевой-Бондарь).

Музей Музыки демонстрирует коллекцию музыкальных инструментов, насчитывающую более трёх тысяч экспонатов. Здесь можно увидеть и услышать русские колокола, копии античных инструментов, изготовленные в XIX веке на основе оригиналов, найденных при раскопках древней Этрурии. Барочная причудливость форм европейских инструментов XVII-XVIII столетий - старинных арф, виол, клавесинов - необыкновенно созвучны стилю дворца, ажурным узорам чугунной ограды, лепным украшениям интерьеров. Знаменитая коллекция в старинной оправе барочной архитектуры воспринимается как одна из новых страниц музыкально-исторической летописи Фонтанного дома, хранящей имена знаменитых артистов прошлого, известных историков, живописцев, архитекторов.

Дворец стал популярным местом проведения концертов.

В Музее помимо временных выставок действует постоянная экспозиция "Возращённое наследие", в которой отражён последний зарубежный период жизни русского композитора, педагога, дирижёра Александра Глазунова. Сохранение наследия и передача его в Петербург - заслуга приёмной дочери композитора Елены Александровны Глазуновой-Гюнтер. При жизни отца она много концертировала как пианистка, и музыка Глазунова постоянно была в её репертуаре. После кончины отца она основала Фонд Глазунова. В 2003 году Фонд и его глава Николай Воронцов при содействии Министерства культуры Российской Федерации вернули наследие композитора в Россию. Архив Глазунова, включающий в себя книги, письма, нотные автографы и издания произведений композитора, передан на постоянное хранение в Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства.

В экспозиции воссоздана обстановка парижской квартиры, где Глазунов провёл последние свои годы. Здесь представлены: мебель, фотографии, документы семьи Глазуновых; письменный стол, рояль фирмы Bechshtein, дирижёрская палочка, личные вещи, ноты и автографы композитора, его посмертная маска

Фонтанный дом - одна из самых интересных достопримечательностей Санкт-Петербурга, это практически ровесник города.

Название «Фонтанный дом» еще с XVIII века закрепилось за усадьбой графов Шереметевых, построенной на обширном участке между набережной реки Фонтанки и Литейным проспектом.

Летом 1712 года фельдмаршал граф Борис Петрович Шереметев, известный полководец и сподвижник Петра I, получил из Городовой канцелярии, ведавшей застройкой новой российской столицы, «данную» на участок на границе города для создания загородной усадьбы.

Осуществил эту идею сын фельдмаршала граф Петр Борисович Шереметев, который в середине XVIII века повелел выстроить ныне существующий главный усадебный дом со службами и садом. Архитектором постройки стал С. И. Чевакинский. Этот дворцово-парковый ансамбль служил столичной резиденцией потомков графа Петра Борисовича - сына графа Николая Петровича, внука графа Дмитрия Николаевича, правнука графа Сергея Дмитриевича.

При графах Шереметевых Фонтанный дом был не только одним из великосветских центров Петербурга, но и местом встреч выдающихся музыкантов, деятелей культуры и науки. Шереметевская хоровая капелла, созданная для сопровождения богослужений в домовой церкви Фонтанного дома, была хорошо известна не только в России, но и в Европе. К началу XX столетия здесь находились многие уникальные реликвии: родовой архив, библиотека, собрания произведений искусства, памятные подарки, полученные Шереметевыми от русских царей и зарубежных монархов. Дворец был практически музеем истории рода Шереметевых, в течение многих столетий игравших важную роль в российском государстве.

18 июля 1918 года усадьба была национализирована. Благодаря усилиям авторитетных для новой власти людей, понимающих ценность собраний Фонтанного дома, прежде всего академика С. Ф. Платонова, директора Археологического института, удалось добиться на некоторое время разумного решения о дальнейшем использовании усадебного дома (Шереметевского дворца). Народный комиссариат по просвещению (Наркомпрос), принимая во внимание особую историко-художественную ценность усадьбы и заслуги членов рода Шереметевых перед отечественной наукой и культурой, принял решение создать во дворце Музей быта, который работал здесь с 1919 по 1929 год.

Попутно заметим, что в первые годы после революции подобные музеи открылись еще в нескольких дворцах Петрограда - во дворце графов Строгановых на Невском проспекте, графов Шуваловых на набережной Фонтанки, князей Юсуповых на набережной Мойки; под охрану взяли и дворец графов Бобринских на Красной (Галерной) улице.

В Музее быта сохранялось все историческое, художественное и бытовое собрание Шереметевых как иллюстрация жизни ушедших с исторической арены слоев населения. В конце 1929 года правительство страны приняло решение о финансировании Музея быта из местного бюджета, а ленинградские власти сочли ненужным существование идеологически «неподходящего» музея. Более 160 тысяч предметов были распределены между различными музеями и учреждениями, а некоторые проданы за границу или внутри страны через комиссионные магазины.

С 1935 по 1941 год в части помещений дворца действовал Дом занимательной науки под эгидой Ленинградского областного отдела народного образования. Это был образовательный проект, предложенный и осуществленный группой ленинградских интеллигентов, увлеченных идеей широкой популяризации естественнонаучных знаний среди населения, прежде всего среди молодого поколения.

С конца 1930-х по 1988 год в стенах дворца работал Арктический институт (НИИ Арктики и Антарктики), ученые которого решали многие важные народно-хозяйственные задачи, однако из культурной жизни города дворец был исключен, многие его интерьеры пострадали при перестройках и ремонтах.

С 1990 года Шереметевский дворец - один из филиалов Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства. Здесь активно проводятся реставрационные работы, создано несколько постоянных экспозиций, устраиваются временные выставки, ведется интенсивная концертная деятельность. В стенах дворца создается Музей музыки, одной из страниц которого является и музыкальная история дома. Ныне в залах Шереметевского дворца можно увидеть предметы шереметевских коллекций, а также произведения живописи и декоративно-прикладного искусства XVIII-XIX столетий, поступившие в музей за последнюю четверть века. В восстановленных парадных залах и бывших жилых покоях представлена одна из лучших в мире коллекций музыкальных инструментов, в составе которой такие раритеты, как инструменты, принадлежавшие Императорам Александру I, Александру III, Николаю II; инструменты рогового оркестра; коллекция барочных виол; стеклянные гармоники; именные инструменты, принадлежавшие М. И. Глинке, А. Г. Рубинштейну, А. С. Даргомыжскому, А. К. Глазунову и др.

Усадьба Кусково действительно прекрасна – в роскошной летней резиденции Шереметьевых хорошо сохранились дворец и павильоны, единственный в Москве регулярный французский парк с цветниками и множеством скульптур, есть большой пруд.

Основные постройки в усадьбе были возведены в 18 веке графом Петром Борисовичем Шереметьевым. Он частенько называл землю, которая ему досталась в наследство от отца, «куском» — отсюда и пошло название усадьбы. Кусково имеет еще одно название – Подмосковный Версаль.

Уже от входа открываются чудесные виды на ухоженные газоны, аккуратно подстриженные деревья и прекрасные архитектурные сооружения.

Действующая усадебная церковь Спаса Всемилостивого. Шпиль стоящей рядом колокольни очень напоминает архитектурные решения питерских Адмиралтейства и Петропавловской крепости.

Ангел на крыше церкви.

Дворец в музее-усадьбе Кусково, построенный в стиле раннего классицизма с элементами барокко — деревянный.

Ко входу ведут два пандуса для въезда карет, заканчивающиеся фигурами сфинксов.

Затейливый вензель – одно из украшений дворца.

К возведению дворца и павильонов привлекались как известные архитекторы того времени, так и крепостные мастера.

Пирамидка на берегу пруда. Не очень поняла ее предназначение. Может быть, солнечные часы?

Голландский домик был построен в честь Петра Первого. Внутреннее убранство было привезено из Голландии и полностью сохранилось.

В солнечный день фото в Кусково получаются просто прекрасными.

Недалеко от Голландского домика я увидела фотосессию возле павильона Эрмитаж:

Классическая музыка в прекрасном антураже:

Свадьба в Кусково — очень красиво и романтично.

Центральная часть французского регулярного парка.

Статуи большей частью изображают львов, римских героев и богов. Всего их больше 60.

Парк украшен не только скульптурами, но и цветами.

Каменная оранжерея, построенная крепостным архитектором Ф.С. Аргуновым. В центральной части проводились балы, а в стеклянных крыльях зимних садов — гуляли среди тропических растений.

Еще один парковый павильон, Итальянский домик, похож на небольшой дворец.

Нарядный Грот отражается в водах Итальянского пруда. Его внутренняя отделка перламутровыми раковинами поражает воображение.

Этот прекрасный павильон был местом обеда императрицы Екатерины Второй во время ее визита в имение Шереметьева в 1774 году.

Летом гостеприимные Шереметьевы часто проводили балы, собиравшие весь цвет московского дворянства: на особо роскошных вечерах присутствовало до 30 тысяч гостей. Увеселений было множество: катание на лодках по большому усадебному пруду, театральные оперные и балетные постановки, парады, выступления оркестров, фейерверки. Театр графа Шереметьева считался лучшим в Москве.

В последнем десятилетии 18 века на кусковской сцене блистала крепостная актриса Прасковья Жемчугова, к которой был неравнодушен Н.П. Шереметьев. В 1800 году граф и актриса переехали в Останкино, а Кусково было позабыто. Только через десятилетия его сын возродил былую роскошь.

После революции шереметьевское владение избежало участи большинства дворянских усадеб – его объявили музеем-заповедником и впоследствии разместили тут музей фарфора. В наши дни здесь регулярно проводятся концерты классической музыки, выставки.

Как добраться до Кусково

На общественном транспорте: м. «Рязанский проспект», далее автобусом 133 или 208 до остановки «Музей Кусково».

На автомобиле: Москва, улица Юности, дом 2. В выходные приезжать лучше к открытию – потом будет сложно припарковаться.

Координаты: 55°44’11″N 37°48’34″E

Часы работы

  • Территория парка — с 10-00 до 18-00 (касса работает до 17-30)
  • Дворец, Голландский домик — с 10-00 до 16-00
  • Эрмитаж, Большая каменная оранжерея — с 10-00 до 18-00
  • Понедельник и вторник – выходные дни.
  • Последняя среда каждого месяца – санитарный день.

Стоимость билетов

Музей-усадьба принимает участие в акции Департамента культуры города Москвы «Музеи — бесплатно в третье воскресенье каждого месяца».

В обычные дни вход на территорию и в музеи платный:

  • Вход в парк — 50 рублей
  • Дворец — 250 рублей
  • Большая каменная оранжерея с выставками — 150 рублей
  • Голландский домик — 100 рублей
  • Итальянский домик — 100 рублей
  • Эрмитаж — 50 рублей
  • Единый билет на все павильоны — 700 рублей
Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?