Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Полеты в космос в художественной литературе. Исследование-проект на тему «Космическая тематика в русской (мировой) литературе» (6 класс) Космос в литературе и искусстве

Своими впечатлениями о выставке «Космос завтрашнего дня» делится известный американский художник, ученый, главный редактор журнала «Леонардо» Фрэнк МАЛИНА.

Здесь, на выставке в Баку, оценивая творения моих собратьев – художников-фантастов, беседуя с восторженными, скептически настроенными, потрясенными посетителями, я не раз задавался вопросом: каковы пути и возможности изобразительных искусств в эпоху освоения околоземных просторов? Древняя мечта человека обрести крылья, летать в воздухе осуществилась, как известно, в начале нынешнего века. Естественно, развитие авиации повлияло и на зрительное восприятие художников. Некоторые из них пытались создать на холстах впечатление быстрого движения тел, пользуясь обычными приемами живописи. Другие разрабатывали так называемое «кинетическое» искусство, создающее у зрителя ощущение реального движения во времени. Третьи как бы вводили в свои произведения «авиационные» сюжеты: так рождались пейзажи, напоминающие просторы матушки Земли, наблюдаемые с борта летящего самолета. Но в общем-то я бы не сказал, что искусство эпохи воздухоплавания можно было сравнить – с точки зрения эстетики – с достижениями классической живописи.

Что же нового привнесла (или привнесет) в искусство астронавтика, чем обогатят его новые представления о Земле и вселенной?

Для большинства из нас первый полет в самолете – переживание более острое, нежели первая поездка верхом на лошади или в автомобиле. А первый космический полет вызывает еще более сильные ощущения.

Искусство «космического века» вплоть до недавнего времени носило характер иллюстрирования пейзажей других планет на основании либо скупых астрономических сведений, либо научно-фантастических домыслов; встречались и сюжеты, взятые из космической технологии. Советский космонавт Алексей Леонов сделал несколько замечательных зарисовок Земли, видимой из космоса, – и сразу стало ясно, что действительность может быть намного прекрасней и неожиданней воображаемого. Именно творчество Алексея Леонова и его соавтора Андрея Соколова навело меня на мысль разнообразить свои творческие приемы. Так, к примеру, я начал вводить в кинетические картины и композиции изображения космических траекторий и орбит, хотя и реальных, но невидимых как для человека, так и для его приборов.

Выход представителя земной цивилизации в космическое пространство можно сравнивать по своему значению с переходом наших предков с дерева на землю. Психологические и философские последствия этого выхода для будущего развития человечества могут быть огромными. Впервые в истории человек получил возможность наблюдать самого себя в чуждой ему среде, которая простирается бесконечно во все стороны мира. Обживая эту среду, он должен заботиться не только о запасах воздуха и пищи, но и о том, чтобы не угас в нем прометеев огонь творчества. Какие полотна будут висеть на стенах космических кораблей, бороздящих эфирные волны? Что увидят наши дети (а может быть, и мы?) в картинной галерее на Луне или на Марсе? Вопросы далеко не праздные. Ибо там, в небе, законы восприятия разительно отличаются от земных.

Представим себя, например, на Луне. Там нет атмосферы и, стало быть, нет рассеяния света. Небо кажется черным, а звезды и планеты видны всегда. Тени тоже совершенно черные. Оценивать расстояние на Луне труднее, чем на Земле, смотреть на Солнце или на отражающие его лучи. полированные поверхности опасно. Очевидно, живописцу здесь легче всего будет создавать гравюры.

Зато возможностям скульптора на Луне позавидуешь! Тут можно без заметных усилий сооружать памятники под стать египетским пирамидам, притом практически вечные! Кинетические объекты, движимые ветром, на Луне невозможны, но энергия солнечного света в вакууме заставит двигаться кинетические скульптуры. Какой они будут формы? В какие цвета окрашены? Засияют ли фосфоресцирующим светом или будут подсвечены изнутри? На эти и другие бесчисленные вопросы ответит недалекое будущее. Но уже теперь я убежден: результаты, полученные на нынешней стадии выхода человека в космос, заслуживают большего внимания со стороны мастеров, работающих в области изобразительного искусства. Выставка «Мир 2000 года» – залог того, что искусство не стоит на месте, что оно вечно в движении, что спектр земных красок раздвигается в космические пределы. Удачи вам и вдохновения собратья-живописцы!

В начале XX века К.Э.Циолковский написал книгу «Вне Земли» (в Калуге эта книга была издана в 1920 году), а Юрий Гагарин после приземления первого корабля «Восток» сказал: «...Сейчас, вернувшись из полета вокруг Земли, я просто поражаюсь, как правильно мог предвидеть наш замечательный ученый все то, с чем только что довелось встретиться, что пришлось испытать на себе. Многие, очень многие его предположения оказались совершенно правильными». Так фантастика предвосхищала реальность.

Способ, которым авторы фантазий о космических путешествиях отправляли своих героев в космическое пространство, многообразны. Они прямо зависят от уровня научных представлений своего времени. До тех пор, пока благодаря нашему земляку, К.Э.Циолковскому, не была изобретена ракета на реактивной тяге, способы изобретались один причудливее другого, даже комические: и на воздушном шаре, и верхом на пушечном ядре, и в птичьей упряжке, и, конечно же, во сне.

Отбросим заведомо сказочные способы и рассмотрим те, авторы которых пытались дать какое-то научное обоснование полета. Первым в этом ряду был, видимо, Жюль Верн, который написал дилогию «Из пушки на Луну» и «Вокруг Луны "пушки на лунувидимо Жюль Верн, который написал "полета. ос.\оизведений прошлых веков.

Он не единственный, кто отправил людей в космос таким образом. Точно так же отправил на Луну своих героев польский писатель XX века Ежи Жулавский, автор «Лунной трилогии». Жулавский должен был уже знать о принципах реактивного движения, но почему-то избрал такой архаичный способ полета. Может быть, он не хотел, чтобы его герои вернулись на Землю?

Примерно в то же время Алексей Толстой пишет «Аэлиту», где описывает полет в «настоящей» ракете. И гораздо дальше: на Марс.

Другой способ предложил знаменитый английский писатель Герберт Уэллс в книге «Первые люди на Луне». Он заставил своего героя Кэйвора изобрести кэйворит – вещество, экранирующее от поля притяжения. Всего-то и нужно: покрыть металлический шар-снаряд слоем такого вещества, чтобы оказаться в невесомости. Путешественники управляют своим снарядом, открывая окошки-иллюминаторы так, чтобы в поле зрения оказалась цель путешествия. Принцип прост: смотрим на Луну – значит летим к Луне. Хотим притормозить – смотрим на Землю. Только не очень долго, а не то Земли притянет к себе.

Заметим, что оба способа разбирались в научно-технической литературе (в частности, в известной книге Я. И. Перельмана «Занимательная физика»). Сейчас уже нет необходимости изобретать экзотические способы путешествия в космос, потому что пока достоверно известен один: космическая ракета на реактивной тяге.

Артур Кларк, известный ученый-астрофизик и писатель, в своем романе «Фонтаны рая» рисует картины путешествий на орбиту в космическом лифте (этот лифт появляется и в одном из романов о космической одиссее).

Французский ученый-геолог и опять же писатель Ф. Карсак (Франсуа Бордо) вслед за своими соотечественниками Жюль Верном сталкивает два космических тела, в результате чего группа землян оказывается на другой планете. Возникает вопрос: можно ли считать такую переброску космическим путешествием? Ведь люди не покидают поверхности планеты. Разве что оставляют родную солнечную систему, как и в случае, когда средством передвижения оказывается целая планета. Тот же Ф. Карсак заставляет своих героев искать способ «убежать» от солнца, которому грозит превращение в Новую, в результате чего Земля увеличивает скорость и, покинув свою орбиту, устремляется в космические дали.

Такой же способ описывает Георгий Гуревич в повести «Прохождение Немезиды», только на этот раз солнечная система выступает не как пункт направления, а как принимающая сторона. Может быть, имея в роли космического корабля целую планету, путешествовать по космосу было бы легче, чем в любом искусственно построенном ковчеге. Но не надо забывать, что никакое солнце планету-путешественницу уже не будет согревать, а значит, ее население вынуждено будет переселиться под землю, укрывшись слоем замёрзших атмосферных газов на все века, которые потребуются для преодоления межзвездной бездны.

В качестве средств передвижения использовались также сравнительно мелкие космические тела – астероиды, внутри которых оборудовалась жилая зона. Надежнее, чем в металлической оболочке, но сколько нужно потратить топлива, чтобы разогнать такую массу! А ведь ее – массу – еще ведь потом и остановить нужно!

Расстояния в космосе настолько велики, что авторы книг о космических полетах вынуждены изобретать совсем уже фантастические методы, заставляя своих героев просто прокалывать пространство, но мы считаем, что такие способы вряд ли будут реализованы в ближайшем будущем, если вообще будут реализованы. Правда, в не столь далекие времена Французская Академия прославилась утверждением, что камни с неба падать не могут, это антинаучно… а камни все же падают. Не попадем ли мы впросак со своим утверждением о невозможности гиперпространственных проколов?

А обыкновенные звездолеты все-таки были: в книге Станислава Лема «Магелланово Облако» описывается первый полет к звезде-соседке, в систему Центавра. Путь был долог и тернист, но в конце его путешественников ожидало заслуженное вознаграждение: встреча с дружественной цивилизацией. Звездолет как средство передвижения использует и Иван Ефремов в романе «Туманность Андромеды», и эта книга появилась почти одновременно с полетом Юрия Гагарина.

Исследование-проект на тему «Космическая тематика в русской (мировой) литературе»

Методические «подсказки»

Возможные направления работы

1. Поэтическая память о Юрии Гагарине

2. Русский фантастический роман

3. Космос в русской поэзии

4. Зарубежная новеллистика о космосе

5. Тема «контакта» в мировой литературе

6. Космическая тематика в творчестве бр. Стругацких

Г. Уэллс, Р. Бредбери, К. Саймак, А. Азимов, Ж. Верн, К. Воннегут,

А. Казанцев, Р. Шекли.

7. Древние мифы о космосе

Содержание (структура работы)

    Вступление (обоснование выбора темы)

    Цели проекта и проблематика (основные вопросы)

    Основная часть:

Тезисы (предположительные ответы);

Исследование (обзор литературы по выбранной проблематике, исследование текстового материала, его отбор, анализ, синтез)

    Итоги (выводы, обобщение)

    Используемые источники (список)

Основное содержание работы (представление проекта)

Вступление (актуальность темы, вневременной характер жизненно важных для человечества вопросов, личные предпочтения, интерес к творчеству писателя, воспитательное значение темы: героизм, гуманизм, толерантность...)

Проблематика

Каким представляется космос (иные миры, чужой разум, внеземная жизнь, будущее человечества)?

Какова роль художественной литературы в развитии представлений человека о космосе?

Могут ли фантасты повлиять на развитие научной мысли в области космоса?

Могут ли писатели помочь человечеству подготовиться к контакту с внеземной цивилизацией?

Почему профессия «космонавт» представляется героической? Какое значение для сохранения памяти о подвиге имеет поэзия?

Почему так часто писатели обращаются к теме космоса? Что такое космос для поэта (в поэзии)?

Что влечёт человека в космос? (литература о космических путешествиях)

Цели проекта «Космическая тема в русской (мировой) литературе»:

Изучить хронологию создания литературных произведений, в которых получает развитие тема космоса;

Собрать и обобщить сведения об изображении космоса, космических полётов в мировой художественной литературе;

Подготовить обзор литературных источников по данному вопросу;

Сравнить, какими показаны космос, способы преодоления космического пространства в фольклоре, литературе разных эпох, творчестве разных писателей.

Примерное содержание презентации

    Титульный слайд

    Содержание работы

    Цели и проблематика

    Иллюстративный материал (количество слайдов не определено)

    Итоги

    Источники

Источники

Интернет-источники:

(поэзия)

(образ космоса)

(Гагарин)

(Гагарин)

(космические путешествия)

(космос и литература, космические мифы)

(фантастическая литература о космосе)

(всё о космосе)

(космос в искусстве)

Литература :

Сирано де Бержерак, «Иной свет».

Джонатан Свифт, «Путешествия Гулливера».

Рудольф Эрих Распе, «Приключения барона Мюнхгаузена».

По Эдгар А., «Беспримерное приключение некоего Ганса Пфооля».

Жюль Верн, «С Земли на Луну прямым путём за 97 часов 20 минут».

Жюль Верн, «Вокруг Луны».

Г. Гуревич «Прохождение Немезиды».

КОСМОС В ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ

Список литературы к выставке, подготовленной ко Дню космонавтики. Экспонировалась в зале литературы по искусству в апреле 2011 года.

«Невозможное сегодня станет возможным завтра». ( К. Э. Циолковский)

Циолковский К. На Луне. - М., 1957. I 722593

Толстой А. Аэлита. - М., 1955. I 634434

Беляев А. Звезда КЭЦ. - Пермь, 1987. I 1848377

Ефремов И. Звездные корабли. Туманность Андромеды. - М., 1965. II 1064836

Булычев К. Сто лет тому вперёд: фантаст. повести. - М., 1991. I 1948142

Раздел 1. Космонавтика в изобразительном искусстве

«Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно». (Д. И. Менделеев)

Шилов А. Сын Родины. 1980 // Шилов А. Живопись, графика. - М.,1990. - С. 43. IV 1936429

Первые минуты: фотографии // Песков В. Отечество. - М., 1978. - С. 38-40. III 1578947

Плотнов А. И. До свидания, земляне. 1977 // Образ Родины: альбом. - Л., 1982. - Т. 2. 85.14 О-232 гум

Чернович И. Человек, земля, космос: космос в искусстве // Искусство№ 12. - С. 4-10.

Тихомирова О., Тихомиров Л. Во имя человечества. // Тихомирова О., Тихомиров Л. Живопись. - М., 1977.

Решетников Ф. Портрет дважды Героя Советского Союза генерал-майора авиации летчика-космонавта А. А. Леонова // Люди земли советской. - Л., 1986

Савельев В. Космонавты в районе приземления: фото // В ритме века. - М., 1981. - С. 15. III 1671231

Космос на службе мира: живопись, скульптура, графика. - М., 1987. II 1849072

Королев Ю. Звездные братья. 1980 // Образ Родины: альбом. - Л.,1982. - Т. 1. 85.14 О-232 гум 1708591

Раздел 2. Космос в научной фантастике

«Научная фантастика в конце концов есть смелое задание науке и технике». (К. А. Федин)

Штерн Б. Чья планета?: фантаст. рассказы. - М., 1987. I 1838648

Стругацкий А., Стругацкий Б. Обитаемый остров; Малыш: фантаст. романы. - М., 1997. I 2001027 Полдень, ХХI век№ 11.

Иванов А. Корабли и галактика. - М., 2004. II 2048697 Уральский следопыт№ 4.

Злотников Р., Орехов В. Звёздный десант: фантаст. роман. - М., 2009. II 2083879

Лукьяненко С. Донырнуть до звёзд: повести и рассказы. - М., 2008. II 2076614

Космическая фантастика, или Космос будет нашим!: антология. - СПб., 2008. II 2079473

Раздел 3. Космос в живописи и кинематографе

« Сила воображения увеличивается по мере роста знаний». ( К. Г. Паустовский)

Колосов Л. Выстрел во Вселенную; Долина полета // Деяния небожителей: фантастика в живописи. – Н. Новгород, 1993. 85.14 Д 39 гум 110639

Герчук Ю. Чувство космоса // Декоративное искусство СССР№ 4. - С. 21-22.

Леонов А., Соколов А. На благо всего человечества: художественное освоение космоса // Искусство№ 4. - С. 9-16.

Покров М. Космическая тема в творчестве А. Леонова и А. Соколова // Искусство№ 3. - С. 18-22.

Джанибеков В. Космос - это мир, в котором интереснее, чем на Земле // Мир музея№ 4. - С. 20-21.

Чанышев И. «Республика на Марсе»: о фильме «Аэлита» // Советский экран № 20. - С. 18-19.

Сосина Н. «Укрощение огня»: о фильме Д. Храбровицкого // Советский экран. -1971. - № 7. - С. 9.

Васильев Р. «Через тернии к звёздам»: фильм по мотивам произведений К. Булычёва // Советский экран. -1981. - № 7. - С. 9-10.

Стишова Е. Космос как страдание: о фильме «Бумажный солдат» // Искусство кино. 2009. - № 2.- С. 26-34.

Что влечет человека в космос ? Путешествия в космос в литературе и произведениях научной фантастики

Одним из первых произведений фантастического жанра является, вероятно, сочинение Плутарха «О лице, видимом в диске Луны». В нем Плутарх пишет о размерах и форме Луны, а также о возможности ее обитания. Полвека спустя греческий сатирик Лукиан создает фантастические повести «Правдивые истории» и «Икароменипп». В первой из них смерч поднимает корабль с путешественниками в воздух и через несколько дней опускает его на неизвестную землю, оказавшуюся Луной. Во второй повести герой сам планирует путешествие на Луну - очень важная идея, если проследить историю зарождения и осуществления человеком идеи путешествия в космос.

В 1516 году был опубликован эпос «Неистовый Орланд» итальянского поэта Людовика Ариосто . Герой его прилетает на Луну в колеснице, запряженной четверкой лошадей. Знаменитый астроном Кеплер , открывший законы движения планет Солнечной системы, также обратил свой изобретательный ум к фантастике и в 1609 году написал повесть « Сон », которая была опубликована только в 1634 году. Хотя «космонавт» Кеплера попадает на Луну с помощью демонических сил, эта повесть оказалась в какой-то мере пророческой, поскольку ее автор предвидел проблемы ускорений и космического вакуума и их воздействия на человеческий организм. Однако средство, которое он предложил против этих воздействий, в свете современных знаний оставляет желать лучшего: Кеплер рекомендовал во время путешествия на Луну закрывать нос и рот влажной губкой. В 1638 году два английских епископа опубликовали научно-фантастические повести, которые заслуживают упоминания, так как были широко известны и переиздавались в течение многих лет. Это «Человек на Луне, или трактат о путешествии туда» Франциска Годвина и «Открытие нового мира» Джона Уилкинса . В XVII веке французский поэт Сирано де Бержерак случайно напал на единственно реальный способ достичь Луны - с помощью последовательно воспламеняемых пороховых ракет. В XVIII столетии сатирики Англии и Франции часто обращались к теме путешествия в космос, чтобы осмеять человеческую косность и глупость на Земле. С наступлением XIX века и началом промышленной революции путешествия в космос в фантастической литературе приобретают более реалистический характер. Люди путешествуют на Луну в герметизированных цилиндрах, или шарах, правда, запускают их из пушек или другими столь же невероятными способами, например, используя в качестве движущей силы антигравитацию. Последний способ применил в своем романе « Первые люди на Луне » Герберт Уэллс .

Пророческий характер научно-фантастической литературы можно продемонстрировать на примере небольшой повести К. Картмилла « Мертвый рубеж », увидевшей свет в 1944 году. В ней говорится об атомной бомбе из урана-235, которая взрывается, когда его масса достигает критической величины. Среди описанных автором деталей упоминаются температура взрыва, ударная волна и последующая радиация. Это литературное произведение увидело свет за год до того, как утром 16 июля 1945 года настоящий атомный взрыв превратил в пар стальную башню в пустыне Нью-Мексико.

Человек проникает в космос . Первым человеком-космонавтом, облетевшим вокруг земного шара, был Юрий Алексеевич Гагарин , 27-летний майор ВВС СССР. Его корабль стартовал из Байконура в 9 час. 07 мин. (по московскому времени) 12 апреля 1961 года. Совершив один виток вокруг Земли, он в 10 час. 55 мин. приземлился возле деревни Смеловка Саратовской области. Во время полета Ю. А. Гагарин делал наблюдения, фотографировал. Он отметил, что в иллюминаторе были видны большие квадраты колхозных полей на территории СССР, и можно было отличить распаханные земли от невозделанных. Космонавт принимал пищу, пил воду и вел бортовой журнал. Кроме того, он сделал много сообщений по радио, а биотелеметрическая система непрерывно передавала на Землю данные о частоте его дыхания и сердечных сокращений. 27 марта 1968 года Ю. А. Гагарин трагически погиб во время обычного тренировочного полета на самолете. Имя Гагарина - первого человека, покинувшего свою планету и взлетевшего в космос, - стало бессмертным, а его полет, заняв особое место в истории, доказал, что человек в условиях космического полета может жить и работать более или менее нормально.

Живопись дает возможность увидеть несозданное, поместить взгляд в точку, где еще не было фотокамеры, поэтому неудивительно, что тематика космоса достаточно хорошо в ней представлена. Эта публикация - ни в коем случае не обзор всех художников, изображавших космос, а скорее пробежка по вехам через призму моего вкусового восприятия.


Художник Анатолий Мущенко

Вряд ли получится найти первого "космического художника", но у истоков этого жанра явно стояли иллюстраторы фантастики Жюля Верна. "С Земли на Луну" и "Вокруг Луны" читали будущие пионеры космонавтики, и, запуская свои ракеты, они могли вспоминать картину эпического, пусть и не реалистичного, выстрела колумбиады.

В 1920-х годах в СССР была группа художников-космистов "Амаравелла", но они вдохновлялись в основном идеями Рерихов, Блаватской, Чюрлёниса и культур Востока, поэтому рисовали всякую неопределенную мистику. Вряд ли картина Сергея Шиголева "Работа в космосе", написанная в 1927 году, изображает реальных людей, работающих в реальном космосе.

Судьба Шиголева сложилась печально, но другим представителям его поколения удалось сделать больше. Челси Боунстелл (старше Шиголева на 7 лет) стал маяком в живописи для американцев, мечтающих о космосе. Его иллюстрации появлялись в журналах начиная с середины 1940-х и использовались в книге "Покорение космоса" 1949 года, которую зачитывали до дыр мальчишки, пораженные в самое сердце советским спутником.


В 10 км над полюсом Луны,


Маленький спутник

В СССР работал Юрий Швец. Он больше трудился для кино, художником-постановщиком, и его труд виден в прекрасных фильмах Клушанцева, но и картины вполне могли вам попадаться.


Увы, в реальности 1996 год прошел под знаком совсем других событий


Стартовая площадка орбитальной космической станции

Затем пришла очередь художников, которые, кроме фантазий, видели космические полеты непосредственно. Пол Калли (официальный сайт), например, стал единственным художником, приглашенным зафиксировать процесс облачения в скафандры астронавтов "Аполлона-11" перед стартом. Кроме этого он писал картины и активно рисовал для почтовых марок.


Нил Армстронг


"Мощь"

Заметного успеха уже успела добиться молодая художница Анастасия Просочкина. Ее работы сочетают художественный взгляд и внимание к техническим деталям (Анастасия консультируется у работников отрасли). Самобытный стиль пользуется популярностью, картины заказывали и Роскосмос, и частные космические компании.

На краудфандинговой платформе "Планета" заканчивается проект Анастасии по выпуску космического календаря, и уже собрано в пять раз больше требуемой суммы. Радует, что идея повесить себе на стену календарь на следующий год с космическими рисунками интересна и широкой общественности.

Кроме указанных выше ссылок на сайты художников, огромную и уникальную коллекцию космического арта собрал паблик

В своём изначальном понимании греческий термин «космос» имел философскую основу, определяя гипотетический замкнутый вакуум вокруг Земли - центра Вселенной. Чёткой границы - где начинается космос - не существует, атмосфера разряжается постепенно по мере удаления от земной поверхности, и до сих пор нет единого мнения, что считать фактором начала космоса.

Часто космос вдохновляет художников на создание эпических внеземных картин. Сегодня мы их и посмотрим.

1. Глизе 667 Cc - экзопланета в обитаемой зоне, вторая экзопланета у звезды Gliese 667 C в тройной системе Gliese 667. Планета удалена от Земли на ~ 22,7 световых лет. Так, по мнению художников, может выглядеть там закат. (Фото L. Calcada | Reuters | ESO):


2. На апрель 2011 года планетная система звезды OGLE-2005-BLG-390L являлась самой удалённой от Солнца из всех известных планетных систем (21500 ±3300 св. лет). Планета представляет собой сверхземлю, которая обращается на среднем расстоянии 2,6 а. е. от своей звезды. Масса планеты - 5,5 масс Земли. Температура поверхности планеты оценивается всего в 50 K, так как материнская звезда - тусклый красный карлик.


3. Планета Kepler-16b с двумя звездами. Холодная планета размером с Сатурн с газовой поверхностью, считается непригодной для зарождения жизни. (Фото R. Hurt | Reuters | NASA):


4. Астрономы обнаружили более 1284 планет за пределами нашей Солнечной системы, 9 из них, возможно, пригодны для жизни. (Фото Courtesy W. Stenzel | Reuters | NASA):


Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?