Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Пантелеев трус чему учит рассказ. Лит-ра.docx - Определение характеристики поступка главного героя

Главные герои рассказа Пантелеева «Главный инженер» — ленинградский школьник Леша Михайлов и его товарищи. Во время войны, неподалеку от дома Леши, в роще на берегу пруда, стояла зенитная батарея, которая отражала налеты вражеских бомбардировщиков. Батарея была хорошо замаскирована, и враг ее не мог обнаружить, потому что днем батарея никак не реагировала на появление вражеского самолета-разведчика.

Местные мальчишки, которые давно разведали все подступы к батарее, даже выражали свое недовольство зенитчикам, что те не сбивают вражеский самолет. Но военные сказали ребятам, что они маскируются от врага, а потом прогнали их, потому что никому нельзя было подходить к зенитным орудиям.

Однажды, в конце ноября, ребята после школы стали играть в снежки, а потом Леша предложил построить на пруду копию зенитной батареи. Мальчишки все делали, как по-настоящему, и даже соорудили зенитное орудие из тележной оглобли. Когда прилетел немецкий самолет-разведчик, ребята стали наводить на него свое орудие и изображать стрельбу.

Наигравшись, мальчишки отправились по домам. Леша тоже пошел домой обедать. Но пока он обедал, прилетели вражеские бомбардировщики и разбомбили игрушечную зенитную батарею, приняв ее за настоящую.

Военные узнали о проказах мальчишек, и на следующее утро за Лешей приехал красноармеец на мотоцикле. Он отвез мальчика в штаб, где состоялся серьезный разговор между Лешей и пожилым полковником. Полковник был недоволен тем, что ребята построили свою игрушечную батарею рядом с настоящей. Потом он предложил ребятам помочь армии и построить еще несколько таких ложных батарей, но в безопасных местах.

Леша с радостью согласился, и вскоре под его руководством мальчишки стали строить из снега игрушечные зенитные батареи в местах, указанных военными. Теперь военные уважительно называли Лешу «главным инженером». Немецкие бомбардировщики регулярно сбрасывали бомбы на игрушечные постройки, считая, что они бомбят настоящие зенитные батареи.

Когда число построенных ребятами ложных батарей достигло дюжины, мальчишек вызвали в штаб фронта. Там Леше вручили медаль, а ребятам дали почетные грамоты за выполнение задания командования и помощь в обороне Ленинграда.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Пантелеева «Главный инженер» заключается в том, что не обязательно быть взрослым, чтобы делать серьезные дела. Мальчишки построили игрушечную зенитную батарею, а враг принял ее за настоящую и сбросил на нее бомбы. Этим воспользовались наши военные, которые поручили построить ребятам еще несколько таких ложных целей для обмана врага.

Рассказ Пантелеева «Главный инженер» учит быть осмотрительным и продумывать последствия своих действий. Свою первую постройку ребята затеяли на берегу пруда и тем самым подвергли опасности настоящую зенитную батарею, а также жилые дома. Военные вовремя среагировали на шалости ребят и взяли процесс сооружения игрушечных оборонительных сооружений под свой контроль. Самодеятельность на войне не допускается!

В рассказе мне понравился главный герой, школьник Леша Михайлов, который придумал отличный способ обмануть вражескую авиацию и тем самым принес большую пользу своей стране. Вот только побольше дисциплины, и дела пойдут лучше!

Какие пословицы подходят к рассказу Пантелеева «Главный инженер»?

Где силой не возьмёшь, там хитрость на подмогу.
Смекалка на войне помогает вдвойне.
Мал, да удал.

(слайд №3)

Заинтересовало ли вас начало рассказа?

Какое предложение готовит нас к предстоящему развороту событий?

Как вы думаете, продолжение рассказа будет связано с этим высоким, крутым и скользким берегом?

Давайте предположим, что произойдет дальше?

(слайд №4)

Представьте себе состояние мальчика, увидевшего эти огромные острые камни. Что произошло с ним, что он почувствовал?

Представьте, как он поступит, как будет вести себя в сложившейся ситуации?

(слайд №5)

Почему же мальчик дышать боится?

Испытывали ли вы чувство страха?

Приходилось ли вам забывать о страхе и совершать нужный поступок?

Когда люди испытывают это чувство?

Все ли одинаково ведут себя люди в этих ситуациях?

Групповая работа

Как поступили бы вы на месте мальчика?

Давайте прочитаем, что же произошло дальше.

(слайд №6)

Как вы думаете, как поступит девочка, поможет ли она мальчику?

(слайд №7)

Как вы думаете девочка положительный персонаж или отрицательный?

Почему?

Как вы считаете, заставил ли смех девочки стать его смелее?

Прочитаем продолжение и узнаем, кто был прав.

(слайд №8)

Как вы относитесь к этому мальчику?

Почему?

Было ли мальчику стыдно?

Как вы можете его охарактеризовать?

Физкультминутка

Чтобы продолжить работу по сюжету, давайте впустим сейчас в класс летнее настроение. Внимательно следите глазками за появляющимися объектами. Не отрываясь, перемещайте взгляд, так как будто вы глазами рисуете картинку. А веселая песенка поднимет настроение и поможет отдохнуть.

Что вы можете предположить о продолжении сюжета? Не может же он сидеть там всю жизнь?

(слайд №9)

Ну, теперь – то он спустить или нет, как вы думаете?

(слайд №10)

Что нам доказывает это поступок мальчика?

Как вы думаете, как отреагировали на поведение героя девочка и ее отец?

(слайд №11)

Зачем девочка схватила удочку, оброненную мальчиком?

Спустить ли теперь мальчик вниз?

Аргументируйте свою точку зрения. Почему?

(слайд №12)

Изменилось ли ваше мнение о мальчике?

(слайд №13)

Как вы теперь относитесь к девочке? Изменилось ли ваше мнение?

Докажите словами из текста?

Удивил ли ее поступок мальчика?

Почему?

Что он подумал, когда девочка забрала удочку?

(слайд №14)

Почему рассказ назван «Трус», а не «Жадина»?

(слайд №15)

Только смелый и храбрый человек может пожертвовать своей жизнью ради спасения других людей. Таких примеров много и в наше современное время. Я вас познакомлю с некоторыми из них.

Алдар Цыденжапов (слайд №16)

Мурат Калманов (слайд №17)

Саша Ершова (слайд №18)

Максим Перегоедов (слайд №19)

А вы знаете таких ребят? Какую информацию вы собрали?

О смелости и храбрости в русском фольклоре существует много пословиц и поговорок. Давайте подберем те, которые раскрывают главную мысль рассказа Леонида Пантелеева «Трус»?

Конспект урока чтения (3 класс). Тема: Л.Пантелеев «Трус» Цель: познакомить с рассказом Л.Пантелеева «Трус»; Задачи: формировать технику правильного, осознанного чтения; обогащать и активизировать речь; корректировать недостатки речи; формировать умение рассуждать, устанавливать связи, делать выводы, анализировать поступки героев; воспитывать учебную мотивацию. Оборудование: выставка книг Л.Пантелеева, отдельно напечатанный текст для пересказа для каждого ученика. Ход урока I. II. Орг.момент. Речевая зарядка. Предложение с различной интонацией Ребята пришли.!? Работа над четверостишьем Как начну конфеты есть, У меня друзей не счесть. Как закончились конфеты И друзей в помине нету. III. Проверка домашнего задания. А. Котовщикова «Как же так получилось?» - Чтение текста. IV. Подготовка к восприятию текста Работа с заглавием. - Прочитайте название произведения, с которым будем знакомиться на уроке («Трус») - Как вы думаете, о чем этот рассказ? (О плохом поступке – трусости) - А вас когда-нибудь называли трусом? Почему? - Итак, как называется рассказ, с которым мы будем знакомиться на уроке? - Кто автор? Первичное чтение текста учителем УЗ - Давайте познакомимся с этим рассказом. Закройте книги. Слушайте внимательно. После чтения ответите на вопрос: Где произошел случай с героем? Учитель начинает читать рассказ, еще раз назвав автора и произведение. - Итак, где же произошел случай с героем рассказа? (На берегу моря, в Крыму) - Кто знает, где находится Крым? (Если дети не знают, сказать: на берегу Черного моря) Региональный компонент (у нас есть рядом море, чем природа заменила в нашей местности море, чем отличается река от моря, какие рыбы обитают в нашей реке) Чтение трудных слов УЗ - Сейчас будем учиться читать рассказ и разбирать его. Встретятся трудные слова, прочитаем их отдельно. Когда будете читать текст читайте эти слова правильно и целиком. ПРИТВОРЯТЬСЯ, РАССЕРДИЛСЯ, ПОЖАЛУЙСТА. - Прочитайте слова про себя. - Теперь прочитаем эти слова вслух. (Отчитываем хором до уровня целых слов). - Что значит слово ПРИЕЗЖИЙ? (Человек, который приехал из другого города) VIII. Чтение по частям. УЗ - Сейчас будем читать текст по частям и разбирать его содержание. Читая текст по частям мы научимся разговаривать с автором. - Итак, первую часть читает Данил, остальные следят. (Читает сильный ученик). После чтения – выборочное чтение - по первой части. - Зачем пошёл мальчик на море? (Ловить удочкой рыбу) - Что случилось с мальчиком, когда он начал спускаться? (Увидел под собой огромные острые камни и испугался. Ни назад, ни вниз. Вцепился в какой-то колючий кустик, сидит на корточках и дышать боится). - Что происходило в это время на море? (Рыбак ловил рыбу, с ним была его дочка, которая поняла, что случилось с мальчиком, поэтому смеялась и показывала на него пальцем). - Как чувствовал себя мальчик? (Ему было стыдно, он стал притворяться, будто сидит просто так и будто ему очень жарко) - Как он притворялся? (Он даже снял кепку и стал ею махать около своего носа.) - Продолжаем читать. Вторую часть читать начнет Алена, остальные следят. (Читает несколько слабых детей) Разбор по вопросам второй части. - Что случилось, когда подул ветер? (Ветер вырвал у мальчика из рук удочку и бросил ее вниз) - Что сделал мальчик? Прочитайте. (Он попробовал ползти вниз, но опять у него ничего не вышло) - Что сделала девочка, когда увидела упавшую удочку? Прочитайте. (Она сказала об этом отцу, который чтото сказал ей. Потом она спрыгнула в воду и зашагала к берегу, взяла удочку и пошла обратно к лодке.) - Как повел себя мальчик, когда увидел, что девочка взяла удочку? (Рассердился, забыл всё на свете, и кубарем покатился вниз) - Что он сказал девочке? Прочитайте с выражением. (Эй! Отдавай! Это моя удочка!) - Что и как ответила девочка. (На, возьми, пожалуйста. Мне твоя удочка не нужна. Я нарочно взяла, чтобы ты слез вниз). - Дочитаем наш рассказ. (Читает сильный ученик) Разбор третьей части. - Чему удивился мальчик? (Откуда девочка знала, что он слезет) - Что ответила девочка? Прочитайте. (Папа сказал: если трус, то, наверно, и жадина). - Какова главная мысль рассказа? (Если трус, то наверно, и жадина). - Ребята, посмотрите на картинку в учебнике на с.94. Найдите отрывок в рассказе, который подходит к иллюстрации и прочитайте. Физкульминутка. Руки за спину, головы назад (Закрыть глаза, расслабиться.) Глазки пускай в потолок поглядят. (Открыть глаза, посмотреть вверх.) Головы опустим – на парту глядим. (Вниз.) И снова наверх – где там муха летит? (Вверх.) Глазами повертим, поищем ее. (По сторонам.) И снова читаем. Немного еще. -Возьмите карточки, синим карандашом обведите черты характера мальчика, красным черты характера девочки (два слова остаются лишние у 1 группы) вежливость смелость находчивость грубость IX. Чтение текста «Эстафетой» трусость ловкость жадность веселый нрав X. Заключительная работа по прочитанному (индивидуальный набор для каждого ученика, 1 группа – 6 полосок; 2 группа – 3 полоски) Мальчик пошел на море, но испугался крутого берега. Девочка посмеялась над трусом. Мальчик стал притворяться, что ему жарко. Удочку унесло. Девочка забрала удочку. Разговор мальчика с девочкой. - Какое качество характера заставило мальчика преодолеть страх? Жадность последнего ума лишает. XI. Домашнее задание. Повторное чтение текста: научиться читать целыми словами, не по слогам; 1,2 гр.- пересказ текста. XII. Итог урока. - Как называется рассказ, который сегодня читали? Кто автор? - Какой эпизод, герой понравился? Кто не понравился? - Чему учит рассказ? Оценка детей

Хафизова Асия Назировна,

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ № 50»

г. Набережные Челны

Технологическая карта урока

Предмет

Литературное чтение

Класс

Тип урока

Знакомство с новым произведением

Тема

Л. Пантелеев «Трус»

Цель

Достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.

Задачи

1. Развивать предметные умения:

Прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, иллюстрации.

Ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл при прослушивании и чтении про себя,

Определять главную мысль произведения,

Этически оценивать поступки персонажей, формировать своё отношение к героям произведения,

Находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, описание героев), заданную в явном виде,

Задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них,

Составлять характеристику персонажа,

Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами,

Прочитанного текста (высказывать собственное мнение), опираясь на текст,

Различать художественные произведения разных жанров (рассказ, сказка).

2. Формировать ориентацию в нравственном содержании и смысле поступков окружающих людей (Личностные результаты).

3. Формировать УУД:

Принимать и сохранять учебную задачу; давать оценку (осознавать качество и уровень усвоения); (Регулятивные УУД);

- (Познавательные УУД).

Оборудование

Учебник «Литературное чтение. 2 класс», 2 часть, стр.110-111.

Приложения 1, 2, 3, 4

Карточки со словами, предложениями

Презентация к уроку

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (предметные)

Планируемые результаты (метапредметные)

I . Работа с текстом до чтения

1. Мотивация учебной деятельности

(3 мин)

Наш урок я начну со стихотворения Сергея Михалкова «Сила воли».

Читает стихотворение (приложение 1).
- Что помогло герою стихотворения справиться с трусостью?

- Воля – это сознательное преодоление человеком трудностей на пути к поставленной цели.

- Сила воли - черта характера человека, в зависимости от уровня которой человек может управлять своими поступками.

Поднимите руки, кто боится темноты.

Думаю, что пример нашего героя вам поможет справиться с этим страхом.

Вывешивает на доске таблички:

СИЛА ВОЛИ


ТРУСОСТЬ



Чем же ещё можно «вылечить» трусость, об этом мы узнаем из произведения Леонида Пантелеева.

Сила воли.

Находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения), заданную в явном виде.

2. Антиципация (прогнозирование содержания)

(3 мин)

Откройте учебник на стр. 110 и прочитайте название произведения, которое мы сегодня будем читать.

Посмотрите на иллюстрацию.

Кого можно назвать трусом: мальчика или девочку?

Почему вы так решили?

Чего боится мальчик? Предположите.

А чью удочку держит девочка?

Как удочка оказалась у неё?

- Кто помог или что помогло мальчику справиться с трусостью? Предположите.

Мальчика.

У него испуганное лицо, он держится за куст.

Воды, ….

Наверное, эта удочка мальчика.

Мальчик ловил рыбу, и удочка упала в воду. А он боится слезть вниз и достать удочку.

Девочка, …

Прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, иллюстрации.

3. Постановка цели

(2 мин)

- Проверим наши предположения.

Давайте уточним, какие предположения нам нужно проверить.

Помогает ученикам при затруднении. Записывает на доске схематично. Например:

ТРУС - МАЛЬЧИК


МАЛЬЧИК БОИТСЯ ВОДЫ


ДЕВОЧКА ПОМОГЛА СПРАВИТЬСЯ С ТРУСОСТЬЮ


- Что трус – мальчик……

Принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД).

II . Работа с текстом во время чтения

1. Чтение текста с использованием приёма «диалог с автором» (5 мин)

Организует работу с текстом (приложение 2).

Текст читает учитель.

Слушают текст, следят по ходу чтения, вступают в «диалог с автором».

Ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл при прослушивании и чтении про себя.

Задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них.

2. Обобщающая беседа (3 мин)

Какие наши предположения оправдались при чтении?

Обращает внимание на карточки на доске.

Что испытывал мальчик, когда девочка взяла его удочку?

Можно ли сказать, что жадность помогла мальчику справиться с трусостью ?

На доске вывешивает табличку:

СИЛА ВОЛИ


ТРУСОСТЬ


ЖАДНОСТЬ


Произведение какого жанра мы читали: сказку или рассказ?

Докажите.

Трусом оказался мальчик.

Девочка помогла ему справиться с трусостью.

- Жадность.

- Можно.

- Рассказ.

Нет сказочных героев, нет троекратных повторов, ….

Участвовать в обсуждении прослушанного/

Различать художественные произведения разных жанров (рассказ, сказка).

III . Работа с текстом после чтения

1. Концептуальная беседа (7 мин)

- Определить, кто прав, нам поможет следующее задание.

- О чём главным образом хотел сказать автор? Выберите верное предложение и покажите номер этого предложения на пальчиках.

1. Не нужно быть жадным.

2. Не нужно смеяться над другими.

3. Учитесь бороться со своими страхами.

4. Не нужно брать чужую удочку.

Текст задания на листочках.

Фиксирует на доске № выбранных предложений. Организует фронтальную работу по выбору верного предложения. Например:

Какие предложения мы точно не выберем?

Уточняет, почему не выберем эти предложения.

Остались предложения 1 и 3.

Какое первое чувство испытал мальчик: трусость или жадность?

А справиться с трусостью помогла жадность? Так?

Следует ли из этого, что верное 3-е предложение?

А жадность – хорошее качество человека?

Что вы можете предложить мальчику, чтобы он смог побороть свой страх?

Возможны разные ответы.

Трусость.

Возможные ответы:

Записаться в спортивную секцию.

Найти друга, который покажет пример, как прыгнуть вниз.

Участвовать в обсуждении прослушанного/

прочитанного текста (высказывать собственное мнение), опираясь на текст.

Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД).

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков окружающих людей (Личностные результаты).

2. Составление характеристики героя (15 мин)

В рассказе у нас два основных героя: мальчик и девочка.

Предлагаю вам поработать самостоятельно и составить характеристику героев, используя таблицу вас на парте (приложение 3). Мальчики составляют характеристику мальчика, а девочки составляют характеристику девочки.

Проводит инструктаж по выполнению задания.

Организует фронтальную проверку.

- Предлагаю оценить свою работу.

Если вы смогли ответить полностью на все 5 вопросов, поставьте отметку «5». Если смогли ответить на 4 вопроса, поставьте отметку «4». Если смогли ответить на 3 вопроса, поставьте отметку «3».

Поднимите руки, кто поставил отметку «5».

Поднимите руки, кто поставил отметку «4».

Эти ученики после урока сдадут свою работу. Если моя отметка совпадёт с вашей, я поставлю её в журнал.

Самостоятельно выполняют задание на листочках (приложение 3) 5 минут.

По 2 человека (мальчика и девочки) озвучивают свою работу.

По заданным критериям оценивают свою работу, ставят отметку.

Составлять характеристику персонажа.

Этически оценивать поступки персонажей, формировать своё отношение к героям произведения.

Находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, описание героев), заданную в явном виде.

Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД).

Осуществлять пошаговый контроль по результату (Регулятивные УУД).

Давать оценку (осознавать качество усвоения) (Регулятивные УУД).

3. Творческое задание (2 мин)

Дома предлагаю вам пересказать текст от лица одного из героев:

Мальчика,

Девочки,

Отца девочки.

Чтобы получить отметку «5», нужно соблюдать следующие требования (приложение 4).

Показывает пример пересказа от лица одного из персонажей.

Рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц.

Осуществлять пошаговый контроль по результату (Регулятивные УУД).

IV . Рефлексия учебной деятельности (5 мин)

С каким произведением мы сегодня работали на уроке?

Что мы учились делать на уроке?

Объясняет, как выполнять задание.

Поднимите руки, кто сам может определить жанр произведения.

А кому нужна помощь учителя или одноклассников?

Аналогично другие умения.

- Трус

Леонид Пантелеев

Если затрудняются, то могут воспользоваться таблицей (приложение 5).

Оценивают перечисленные умения, используя таблицу.

Давать оценку (осознавать уровень усвоения) (Регулятивные УУД).

Приложение 1.

Сергей Михалков

Сила воли

Я откровенно признаюсь,
Что в темноте я спать боюсь.

Мне так и хочется вскочить
И поскорее свет включить,
Когда вокруг меня темно
И занавешено окно.

Я чувства этого боюсь,
Но силой воли с ним борюсь -
Я говорю себе: "Лежи!
Глаза закрытыми держи!"

И я лежу, лежу, лежу,
Глаза закрытыми держу
И засыпаю наконец.
Ну, разве я не молодец!

А можно было бы начать
С того, чтоб свет не выключать
И, чтобы не было темно,
Не занавешено окно.
И до утра при свете спать…

Но так же можно трусом стать!

Приложение 2.

Леонид Пантелеев

Трус

Дело было в Крыму. Один приезжий мальчик пошёл на море ловить удочкой рыбу. А там был очень высокий, крутой, скользкий берег. Мальчик начал спускаться, потом посмотрел вниз, увидел под собой огромные острые камни и испугался. Остановился – и с места не может сдвинуться: ни назад, ни вниз. Вцепился в какой-то колючий кустик, сидит на корточках и дышать боится.

Какие наши предположения оправдались? Трус – мальчик. У него упала удочка. Он боится спуститься. Что именно испугало мальчика? Огромные острые камни.

А внизу, в море, в это время рыбак ловил рыбу. И с ним в лодке была девочка, его дочка. Она всё видела и поняла, что мальчик трусит. Она стала смеяться и показывать на него пальцем.

Слышал ли мальчик её смех? Слышал (Не слышал, было высоко). Как он стал себя вести, если бы услышал, что над ним смеются? Высказывают предположение. Проверим.

Мальчику было стыдно, но он ничего не мог с собой сделать. Он только стал притворяться, будто сидит просто так и будто ему очень жарко. Он даже снял кепку и стал ею махать около своего носа.

Слышал мальчик смех девочки? Слышал . Но повёл себя так, как мы предполагали? Нет.

Вдруг подул ветер, вырвал у мальчика из рук удочку и бросил её вниз. Мальчику было жаль удочки, он попробовал ползти вниз, но опять у него ничего не вышло. А девочка все это видела. Она сказала отцу, тот посмотрел наверх и что-то сказал ей.

Вдруг девочка спрыгнула в воду и зашагала к берегу. Взяла удочку и пошла обратно к лодке. Мальчик так рассердился, что забыл всё на свете и кубарем покатился вниз.

– Эй! Отдавай! Это моя удочка! – закричал он и схватил девочку за руку.

– На, возьми, пожалуйста, – сказала девочка. – Мне твоя удочка не нужна. Я нарочно её взяла, чтобы ты слез вниз.

Мальчик удивился и говорит:

– А ты почём знала, что я слезу?

– А это мне папа сказал. Он говорит: если трус, то, наверно, и жадина.

Оправдались ли наши предположения о том, что сказал отец девочки? Нет.

Приложение 3. Характеристика мальчика

Вопросы

Ответы

Мальчик ………………………………………………………………………………………………………………….. .

Мальчик ………………………………………………., потому что …………………………………………………. .

(смелость, трусость, жадность, доброта, ?

Черты характера мальчика: ……………………………………………………………………………………………. .

Выбери слова.

1. Я переживаю за мальчика.

2. Мне не нравится мальчик.

Характеристика девочки

Вопросы

Ответы

1. Чем занимается герой произведения?

Девочка ………………………………………………………………………………………………………………….. .

2. Какие поступки совершает герой произведения? Почему?

Девочка ………………………………………………., потому что …………………………………………………. .

3. Какие черты характера у героя произведения (смелость, трусость, жадность, доброта, ….) ?

Выбери из предложенных или запиши свой вариант.

Черты характера девочки: ……………………………………………………………………………………………. .

5. Как ты относишься к герою этого произведения? Подчеркни одно из предложений. Напиши свой вариант.

1. Я переживаю за девочку.

2. Мне нравится девочка.

3. ………………………………………………………………………………………………………………………….

Приложение 4.

Требования к пересказу:

1. Пересказ текста должен быть подробным.

2. При пересказе не пропускать основных событий, не нарушать их последовательность.

3. Пересказ текста должен быть от лица одного из героев (мальчик, девочка, отец девочки).

Приложение 5.

УМЕНИЯ

МОГУ САМ

МОГУ С ПОМОЩЬЮ УЧИТЕЛЯ

ИЛИ ОДНОКЛАССНИКОВ

ПОКА НЕ МОГУ

Определять жанр произведения.

Определять главную мысль произведения.

Составлять характеристику героя.


Урок Литературное чтение 2 класс
Тема: Л. Пантелеев «Трус»
Цели: Воспитывать смелость, храбрость, доброе отношение к людям, стремление побеждать свои страхи, умение адекватно оценивать свои возможности, нести ответственность за свои поступки. Дать детям возможность размышлять, рассуждать, высказывать собственные мысли, отстаивать свою точку зрения. Развивать навык беглого, выразительного чтения, знания и умения работы с текстом: выделять главную мысль, вести сюжетную линию, выявлять авторскую позицию, давать характеристику героям произведения, делать выводы, формировать свое отношение к прочитанному. Познакомить с произведением Л. Пантелеева «Трус».
Оборудование: электронное приложение.
Ход урока
Организационное начало
(Эмоциональное настроение – «Настроение на 5? Значить будем начинать!»)
Проверка домашнего задания

На прошлом уроке мы познакомились с произведением М.М. Зощенко «Самое главное»
К какому выводу пришел герой произведения Андрюша Рыженький – что же в жизни самое главное?
Сразу ли пришел к этому выводу герой?
Кто ему помог ответить на этот сложный вопрос?
Согласны ли с мнением мамы Андрюши? Самое главное в жизни – это иметь знания. А чтобы получить знания надо учиться.
Нет. Сначала он решил быть храбрым, потом сильным, затем иметь смекалку, быть умным.
После разговора с мамой Андрюша понял, что недостаточно быть сильным, храбрым и умным, надо еще иметь знания.
Рассуждения детей, высказывание собственных мыслей
Введение темы урока
Деятельность учителя Деятельность ученика
Можно ли назвать рассказ М.М. Зощенко поучительным?
Сегодня мы познакомимся с произведение еще одного советского писателя, который посвяти свою жизнь детской литературе. Все произведения этого писателя имеют нравственный характер. Запомните его имя Леонид Пантелеев. (слайд №1)
Краткая биография писателя
(слайд №2) Рассуждение, высказывание своих мыслей.
Просмотр
Знакомство с новой информацией.
Чтение и анализ произведения
Деятельность учителя Деятельность ученика
(слайд №3)
Заинтересовало ли вас начало рассказа?
Какое предложение готовит нас к предстоящему развороту событий?
Как вы думаете, продолжение рассказа будет связано с этим высоким, крутым и скользким берегом?
Давайте предположим, что произойдет дальше?
(слайд №4)Представьте себе состояние мальчика, увидевшего эти огромные острые камни. Что произошло с ним, что он почувствовал?
Представьте, как он поступит, как будет вести себя в сложившейся ситуации?
(слайд №5)
Почему же мальчик дышать боится?
Испытывали ли вы чувство страха?
Приходилось ли вам забывать о страхе и совершать нужный поступок?
Когда люди испытывают это чувство?
Все ли одинаково ведут себя люди в этих ситуациях?
Групповая работа
Как поступили бы вы на месте мальчика?
Давайте прочитаем, что же произошло дальше.
(слайд №6)
Как вы думаете, как поступит девочка, поможет ли она мальчику?
(слайд №7)
Как вы думаете девочка положительный персонаж или отрицательный?
Почему?
Как вы считаете, заставил ли смех девочки стать его смелее?
Прочитаем продолжение и узнаем, кто был прав.
(слайд №8)
Как вы относитесь к этому мальчику?
Почему?
Было ли мальчику стыдно?
Как вы можете его охарактеризовать?
Физкультминутка
Чтобы продолжить работу по сюжету, давайте впустим сейчас в класс летнее настроение. Внимательно следите глазками за появляющимися объектами. Не отрываясь, перемещайте взгляд, так как будто вы глазами рисуете картинку. А веселая песенка поднимет настроение и поможет отдохнуть.
Что вы можете предположить о продолжении сюжета? Не может же он сидеть там всю жизнь?
(слайд №9)
Ну, теперь – то он спустить или нет, как вы думаете?
(слайд №10)
Что нам доказывает это поступок мальчика?
Как вы думаете, как отреагировали на поведение героя девочка и ее отец?
(слайд №11)
Зачем девочка схватила удочку, оброненную мальчиком?
Спустить ли теперь мальчик вниз?
Аргументируйте свою точку зрения. Почему?
(слайд №12)
Изменилось ли ваше мнение о мальчике?
(слайд №13)
Как вы теперь относитесь к девочке? Изменилось ли ваше мнение?
Как автор относить к девочке?
Докажите словами из текста?
Удивил ли ее поступок мальчика?
Почему?
Что он подумал, когда девочка забрала удочку?
(слайд №14)
Как вы думаете, как автор назвал свой рассказ?
Почему рассказ назван «Трус», а не «Жадина»?
(слайд №15)
Только смелый и храбрый человек может пожертвовать своей жизнью ради спасения других людей. Таких примеров много и в наше современное время. Я вас познакомлю с некоторыми из них.
Алдар Цыденжапов (слайд №16)
Мурат Калманов (слайд №17)
Саша Ершова (слайд №18)
Максим Перегоедов (слайд №19)
А вы знаете таких ребят? Какую информацию вы собрали?
О смелости и храбрости в русском фольклоре существует много пословиц и поговорок. Давайте подберем те, которые раскрывают главную мысль рассказа Леонида Пантелеева «Трус»?
Чтение отрывка текста
Обсуждение

Анализ образа главного героя
Мальчик испугался

Испытывает чувство страха
Высказывание своих мыслей
Обсуждают, делятся мнениями, выслушивают чужую точку зрения, аргументируют свой выбор
Чтение отрывка текста
Обсуждение
Характеристика героя
Рассуждение
Чтение отрывка текста
Характеристика героя
Двигательная активность
Предположение разворота сюжета
Рассуждение
Характеристика героя
Предположение сюжета
Чтобы заставить мальчика спуститься
Рассуждение высказывание своих мыслей.
Характеристика героев
Обсуждение авторской позиции
Смелый и храбрый человек не может быть жадным.
Знакомство с новой информацией
Сбор информации, работа с источниками, сообщения
Работа с пословицами, толкование, выделение главной мысли
Итог урока
Деятельность учителя Деятельность ученика
Что поучительного вы для себя вынесли из урока?
Какие черты характера вы хотели бы в себе воспитать? Плохо быть трусом, надо учиться преодолевать свои страхи
смелость, храбрость, доброе отношение к людям, стремление побеждать свои страхи, умение адекватно оценивать свои возможности, нести ответственность за свои поступки
Домашнее задание
Задание по выбору:
Вспомнить прочитанные произведения, где герои сумели преодолеть свой страх
Вспомнить кинофильмы о смелых людях
Найти информацию о детях – героях Великой Отечественной войны.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?