Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

От навуходоносора до игил. как сражались за пальмиру

О, Мухаммад! Я опечален, что не был твоим современником. Человечество только единожды увидело твою великую силу, и больше никогда ее не сможет увидеть. Я восхищаюсь тобой!

Отто фон Бисмарк

Мухаммад (единственно верное произнесение его имени, после которого, согласно традиции, всегда следует говорить: "Да благословит его Аллах и приветствует") — первый и единственный пророк ислама, центральная фигура после Аллаха. Его жизнеописание хорошо известно и, говоря современным языком, не уступает по накалу страстей приключенческому роману.

Доподлинно известно, что пророк Мухаммад происходил из рода Курайш и относился к клану Хашима. Интересно, что такое наименование клан получил в честь прадеда нашего героя, богатого человека по имени Амр. Хашим — это прозвище, которое Амр получил за то, что "разламывал хлеб", то есть кормил и поил приезжавших в Мекку паломников. У Хашима был сын по имени Абд аль-Мутталиб, очень почитаемый в народе, и внук, Абд Аллах — дед и отец пророка, соответственно. Абд Аллах умер еще до рождения Мухаммада, которое, согласно исследованиям некоторых ученых, произошло 20 или 22 апреля 571 года.

Впрочем, с днем рождения родоначальника ислама все не так просто, на этот счет существует несколько мнений: множество источников называет годом его рождения 570-й, а кто-то и подавно считает точную дату неизвестной. Нет противоречия лишь в том, что день недели пришелся на понедельник, потому что об этом говорил сам Мухаммад: "Я родился в понедельник, в понедельник же началось мое служение людям, и в понедельник мне был ниспослан Коран". Мухаммадом назвал будущего пророка его дед, Абд аль-Мутталиб, и это имя означает "восхваляемый" или "достойный хвалы".

Новорожденный Мухаммад был, по местному обычаю, отдан в кочевое бедуинское племя своей кормилицы Халиме бинт Аби Зу"айб, где прожил четыре года, после чего вернулся в материнские объятия. Семейная радость была недолгой — через два года Мухаммад остался полным сиротой, его мать Амина умерла. Мальчика забрал себе дед, тот самый Абд иль-Мутталиб, но еще через несколько лет скончался и он. Заботу о ребенке взял на себя дядя с отцовской стороны Абу Талиб, человек достойный, но бедный. В течение почти 40 лет он всесторонне оберегал Мухаммада от различных опасностей — сначала бытовых, позднее, после начала проповеди пророка, родовых и военных. (Наградой за милосердие и долготерпение был Абу Талибу его сын, имам "Али, один из первых мусульман и великих имамов.)

Попав в дом дяди, Мухаммад сначала пас овец, а со временем своим отношением к работе, честностью и надежностью он завоевал доверие окружающих и получил имя Амин, то есть верный, хранитель, тот, с кем безопасно. Позднее племянник стал помогать дяде в торговых делах, а когда будущему пророку исполнилось 25 лет, его наняла для поездки в Сирию богатая и знатная женщина по имени Хадиджа — и с этого момента в судьбе Мухаммада наступает крутой перелом.

Поездка в Сирию оказалась удивительно удачной и привела к тому, что Хадиджа вышла за Мухаммада замуж. На момент женитьбы ему было 25 лет, а невесте — сорок. Они прожили вместе четверть века. Это была нелегкая — особенно после начала пророческой миссии, но очень счастливая семейная жизнь. Пока Хадиджа была жива, Мухаммад больше не брал себе жен. И даже после ее смерти столь сильно чтил ее память, что известны сетования по этому поводу Аиши, самой молодой и любимой жены пророка после Хадиджи.

О внешности первой жены Мухаммада практически нет сведений, но зато можно хорошо представить, как выглядел сам пророк. Вот что пишет о нем исламский историк и богослов Абу Джафар Мухаммад ат-Табари в своей книге "Всеобщая история": "Он был среднего роста, ни высоким, ни низким. Лицо у него было розовато-белое, глаза — темные, волосы — густые, блестящие, очень красивые. Лицо обрамляла борода. Длинные волосы ниспадали на плечи. Цветом они были черные. Временами волосы свободно ниспадали у него с головы, иногда он завязывал их в два или четыре пучка. К 62 годам у него практически не было седых волос. Нос у него был прямой, зубы редкие. Походка его была столь живой, что казалось, с каждым шагом он отрывается от земли, и вместе с тем движения его были столь легки, словно он не касался ее. Однако в походке его не было гордости, присущей сильным мира сего. В лице его было столько доброты, что нельзя было отвести глаз. Голодным было достаточно взглянуть на него, как они тотчас забывали о пище. Все видевшие его были единодушны в том, что никогда, ни раньше, ни позже, не встречали человека, беседа с которым была бы столь приятна". Все описания внешности пророка отмечают его удивительную мягкую улыбку. Однако есть разночтения о том, смеялся ли Мухаммад. Некоторые исследователи пишут, что "иногда он смеялся так, что видны были его коренные зубы", но это явно противоречит словам Аиши, сказавшей: "Мне никогда не доводилось видеть, чтобы посланник Аллаха смеялся во весь рот, открывая все свои зубы, потому что свой смех он всегда ограничивал улыбкой".

Так или иначе, можно сказать, чтопророк Мухаммад был приятным в простом общении человеком, а описание его внешности и подавно тяготеет к каноническому описанию праведников практически любой религии. Не будет лишним упомянуть и о том, что по многочисленным свидетельствам Мухаммад всегда довольствовался малым, не заботясь ни о пище, ни об удобствах своего жилища.

Кроме тяги к аскетизму, пророк Мухаммад был склонен к раздумьям и молитвенным созерцаниям, а множественные торговые поездки по разным странам привели к тому, что он всерьез задумался о язычестве, которое исповедовал в то время его народ. В одну из ночей, когда Мухаммад, по обыкновению удалившись от людей, предавался размышлениям и молитвам, и явился к нему впервые ангел Джабраил. Мухаммад оказался в растерянности, но верная Хадиджа, узнав о случившемся, отправилась для совета к своему родственнику Вараке ибн Науфелю, который был (что весьма интересно) одним из христианских богословов. Полученный ответ развеял сомнения: "Твой супруг на протяжении 40 лет был правдив во всем и честен. Ангел, явившийся ему, есть тот, который в свое время являлся Моисею и Иисусу. Мухаммаду будет нелегко. Если я доживу до тех дней, то помогу ему". Приняв откровение Аллаха, первые несколько лет Мухаммад практически не проповедовал новую религию, лишь Хадиджа и самые близкие родственники и друзья стали первыми, кто принял ислам.

С 613 года Мухаммад начинает проповедь. Вот как говорится об этом в Коране: "Провозгласи то, что тебе велено и отвернись от многобожников". Новая религия нашла не только сторонников, но и яростных противников — даже род пророка ополчился против него. Мухаммад и первые мусульмане подвергались яростным гонениям, так что проповедник решил, что пришло время первого переселения его последователей — так в 615 году состоялась первая хиджра (переселение) в Эфиопию. Сам пророк остался в Мекке, продолжая проповедь, однако его ждали испытания не только со стороны противников новой религии. В 619 году, который Мухаммад назвал годом печали, умер сначала его дядя, Абу Талиб, а затем, в месяц Рамадан, скончалась и Хадиджа.

Однако в этот год скорби пророк Мухаммад пережил и настоящую духовную радость: так называемое Ночное путешествие в Иерусалим. Мухаммад находился в Мекке, в состоянии между сном и бодрствованием, когда к нему вновь явился ангел Джабраил. Он призвал его вознестись к Аллаху, рассек грудь, вынул его сердце, омыл и вложил обратно. Затем пророк был перенесен в Иерусалим, в мечеть Аль"Акса, а потом был вознесен на Седьмое небо, откуда и пошло название этого дня: Мирадж (от арабского "лестница" или "вознесение").

Однако после небес всегда приходится возвращаться на землю — и возвращение не было исполнено радости. Лишившись поддержки дяди, Мухаммад оказался практически беззащитным перед воинственными курайшитами, однако он не оставил своей проповеди. Более того, в 621-м и 622-м годах племена Хазрадж и Аус поклялись почитать одного Аллаха и повиноваться его пророку (эти действия получили названия Первой и Второй клятвы в Акабе). Это привело к откровенным покушениям на жизнь Мухаммада, так что в сентябре 622 года пророк со второй женой Саудой бинт Заамой и последователями бежал в Ясриб, с тех пор получивший название Медины. Это бегство и стало началом мусульманского летоисчисления (лунного календаря) и называется Хиджрой.

Мухаммед, судя по сведениям, сообщаемым преданиями, исходящими от его современников, был среднего роста, плотно сложен, мускулист, с большими руками и ногами. В юности он обладал необыкновенной силой и крепостью, а к концу жизни проявлял склонность к тучности. Голову имел большую, прекрасной формы и отлично сидевшую на шее, выступавшей, как колонна, из его полной груди. Лоб у него был широкий и высокий, изборожденный вплоть до бровей жилами, надувавшимися всякий раз, когда он был возбужден или рассержен. Лицо его было продолговатое, выразительное, с резкими чертами; нос орлиный, глаза черные, окаймленные дугообразными, близко сходившимися бровями, рот широкий и выразительный; белые зубы, несколько редкие и неправильные; волосы черные, волнистые, ниспадавшие кудрями на плечи; борода длинная и густая.

В обращении он был спокоен и ровен, иногда допускал шутки, но обыкновенно был серьезен и полон достоинства, хотя улыбка его, как уверяют, была обворожительно приятна. Лицо его было более румяно, чем обыкновенно у арабов, и в минуты возбуждения и восторга сияло, что ученики объясняли сверхъестественным светом пророчества.

Его умственные качества, без сомнения, были незаурядны.

Он отличался быстротой соображения, хорошей памятью и живым воображением. Не получив почти никакого образования, он развил и обогатил свой ум тщательными наблюдениями и массой разнообразных познаний относительно различных религиозных систем, господствовавших в его время или известных с древности по преданию. Разговор его отличался важностью тона и обилием сентенций, обычных у арабов; воодушевляясь, Мухаммед становился красноречивым. Он обладал звучным, приятным голосом.

В пище он был умерен и даже воздержан, тщательно соблюдая все посты. Он не выносил наружного великолепия, этого предмета тщеславия ограниченных умов; но простота его одежды не была искусственная, а выражала его действительное пренебрежение к таким пустякам. Одежда его была иногда шерстяная, иногда полосатая бумажная, какую принято ткать в Йемене, и часто на ней встречались заплаты. На голове он носил чалму, по примеру будто бы ангелов, причем чалма обвивалась вокруг головы так, что один конец спускался и висел между плечами, ибо так, по его словам, носили ее и ангелы. Он запрещал чисто шелковые одежды. Точно так же им не допускались золотые кольца. Сам он имел серебряный перстень, служивший печатью. На внутренней стороне перстня вырезаны были слова: «Мухаммед, посланник Бога». Мухаммед отличался щепетильностью относительно чистоты и соблюдал частые омовения. В некоторых отношениях он был человек очень чувственный и часто повторял: «В мире есть две вещи, восхищающие меня: женщины и благовония. Они радуют мой взор и придают мне силы быть более ревностным в благоговении». Благодаря чистоплотности и употреблению духов и благовонных масел для смазывания волос получалось, вероятно, то приятное благоухание, которое ученики приписывали врожденному и сверхъестественному свойству его тела. Его слабость к женскому полу имела громадное влияние на все его дела. Уверяют, что в присутствии красивой женщины он постоянно гладил лоб и расправлял волосы, как бы из желания казаться интереснее.

Число его жен неизвестно. Абульфеда, наиболее осторожный из всех арабских историков, ограничивал число их пятнадцатью, хотя некоторые утверждали, что у него было двадцать пять жен. В момент смерти у него оставалось девять жен, и каждая обитала в отдельном здании близ мединской мечети. В оправдание того, что он имел больше жен, чем дозволял своим последователям, приводят его желание дать своему народу особенное племя пророков. Если таково было действительно его желание, то оно не осуществилось. Из детей одна только Фатима, жена Али, пережила отца, да и та умерла вскоре после его смерти, а из всего ее потомства лишь старший ее сын Хасан достиг престола халифов.

В своих отношениях пророк был справедлив и обращался одинаково и с друзьями, и с врагами, и с бедными, и с богатыми, и с сильными, и со слабыми - простой народ любил его за то, что он приветливо принимал каждого и внимательно выслушивал жалобы, с которыми обращались к нему.

Мухаммед по своей природе был раздражителен, но научился сдерживаться, так что даже в домашней жизни он был всегда добр и терпелив. «Я служила ему с восьмилетнего возраста, - говорила служанка Анаса, - и он никогда не бранил меня, хотя нередко мне случалось портить разные вещи».

Теперь невольно возникает вопрос: был ли он тем беспринципным самозванцем, каким его рисуют? Были ли все его видения и откровения сознательным обманом, а вся его система - сплетением лжи? Рассматривая этот вопрос, мы должны помнить, что Мухаммед неповинен во многих нелепостях, связанных с его именем. Многие из видений и откровений, передаваемых за полученные будто бы им, в действительности поддельны. Все чудеса, приписываемые ему, являются плодом фантазии ревнителей мусульманской веры. Он положительно и неоднократно отрицал все чудеса, кроме Корана, который, в силу его замечательных достоинств и того, каким способом он ниспосылался ему с неба, признавался Мухаммедом за величайшее чудо.

Письменные воспоминания о Мухаммеде полны извращений, а записанные по преданию нередко являются выдумками. Этим, бесспорно, увеличивается трудность ясно и справедливо разрешить вопрос об истинном характере пророка и образе его действий. История его, по-видимому, распадается на два резко отличающихся периода. В течение первого периода, вплоть до середины его жизни, мы не можем даже придумать достаточно сильного мотива для того бессмысленного и изумительного обмана, в котором его стараются обвинить. В самом деле, какие личные выгоды могли руководить им? Жажда богатства? Но благодаря его женитьбе на Хадидже он уже был достаточно богат, и в течение многих лет, предшествовавших его видениям, он не проявлял никакого желания увеличить свои средства. Желание известности? Но он уже пользовался известностью в родном городе как человек выдающегося ума и честности, а кроме того, он принадлежал к знаменитому племени курайшитов и даже к самой почетной ветви этого племени. Стремление к власти? Место охранителя Каабы и сопряженная с ним власть правителя священного города в течение многих поколений принадлежали членам его рода, а его положение давало ему полное право с уверенностью рассчитывать на этот выдающийся пост. Стремясь упразднить ту веру, в которой он воспитывался, Мухаммед тем самым подрывал в самом корне все эти преимущества. Прежняя вера служила источником богатства и знатности его семьи. Нападать на нее значило вызвать против себя ненависть родственников, негодование своих сограждан и ужас и ненависть соотечественников, поклонявшихся Каабе.

Были ли какие-нибудь внешние выгоды, которые могли бы в начале пророческой деятельности вознаградить за все жертвы и пленить Мухаммеда? Нет, наоборот: деятельность его началась с сомнения и втайне. В течение многих лет она не сопровождалась никаким материальным успехом. По мере того как учение становилось известно и пророк возвещал о своих откровениях, он все больше становился предметом насмешек, злобы, клеветы и, наконец, упорных преследований, разоривших его самого и его друзей, заставивших некоторых членов его семьи и многих его последователей искать убежище в чужих странах. В силу чего упорствовал бы он столько лет в обмане, подрывавшем все его земные блага, и притом в такой период жизни, когда уже было слишком поздно надеяться на возможность восстановить их снова?

За отсутствием достаточных эгоистических или материальных побудительных причин мы вынуждены дать иное объяснение поведению Мухаммеда в этот наиболее загадочный период его жизни. Мы можем предположить только одно: что в это время он сам верил в действительность своих снов или видений, верил тем более, что все его сомнения развивались ревностной и безусловно верившей ему Хадиджей и ловким Баракой.

Убедившись в своей Божественной миссии - идти и проповедовать новую веру, он соответственно этому объяснял и все свои последующие сны и представления, которые считал за указания Божественной воли, различными путями проявлявшейся ему. Мы находим его постоянно подверженным припадкам столбняка или экстаза при малейшем возбуждении или волнении, когда он легко мог воображать себя в общении с Богом, и действительно после таких припадков почти всегда следовали его откровения.

Общий характер его поведения вплоть до бегства из Мекки ясно обнаруживает, что он глубоко убежден был в своем посланничестве; яркий путь, который его восторженный дух пробивал сквозь путаницу верований и диких преданий, не лишен поражающего величия; это был путь к чистому и духовному поклонению единому истинному Богу взамен слепого идолопоклонства его детства.

Все, объявленные им части Корана, даже в том несвязном виде, в каком они дошли до нас, пройдя через различные руки, когда их первоначальная красота была, несомненно, омрачена, отличаются, однако, чистым и возвышенным характером, и от них веет не только религиозным, но и поэтическим вдохновением. Они указывают на то, что Мухаммед многое черпал из живых источников христианства, и если ему не удалось усвоить их во всей безукоризненной чистоте, то это потому только, что он заимствовал эту живую воду из надтреснутых цистерн и нечистых потоков, замутненных теми, которые должны были их охранять. Вера, проповедуемая им, была чище исповедуемой многими мнимыми христианами Аравии.

Таков наш взгляд на Мухаммеда и на его жизнь в течение первой половины его деятельности, когда он терпел преследования и всякие невзгоды в Мекке. Однако после бегства в Медину, когда вместо убежища и защиты, которых он только и искал и на которые и мог только рассчитывать, он встретил неожиданно почитание, слепое повиновение как властелину и очутился во главе могущественной, всевозрастающей и воинственной толпы последователей, в нем, как мы показали в предыдущих главах, произошла резкая перемена. С этого момента мирские страсти и мирские цели слишком часто становятся побудительными причинами его деятельности. Старое учение о долготерпении, прощении и страдании внезапно отбрасывается в сторону. Он становится мстителен к тем, кто гнал его, и проявляет жажду честолюбия. Начиная с этого времени его откровения так преднамеренны и так часто приноровлены к известным обстоятельствам, что мы невольно начинаем сомневаться в его искренности. Впрочем, необходимо помнить, что откровения не всегда записывались точно.

При этом мы не можем признать справедливость мнения, в силу которого Мухаммеду приписывают широкие замыслы и глубоко обдуманные планы завоеваний. Основатель ислама, бесспорно, был человек гениальный, обладавший сильной творческой фантазией, но нам кажется, что он в значительной степени действовал под влиянием минутных порывов и очень сильно подчинялся обстоятельствам. Его планы возникали по мере его успехов, а не наоборот: не успехи его являлись результатом его планов. Ему было сорок лет, когда он впервые возвестил свое учение. Затем он медлил год за годом, не проповедуя его никому, кроме членов своей семьи. К моменту бегства из Мекки прошло уже тринадцать лет со времени возвещения его миссии, и из богатого купца он превратился в разоренного изгнанника. Явившись в Медину, Мухаммед и не мечтал о мирской власти, а единственно желал только построить скромную мечеть, где мог бы проповедовать, и надеялся, что ему безнаказанно позволят это делать. Когда власть внезапно очутилась в его руках, он некоторое время пользовался ею для жалких набегов. Его военные планы разрастались вместе с увеличением возможностей, но их отнюдь нельзя считать искусными, а часто даже и успешными. Они не отличаются ни смелостью замысла, ни определенностью исполнения, но часто изменяются сообразно с мнениями воинственных вождей, приближенных к нему, а иногда даже и с внушениями людей ограниченных, нередко ложно направлявших его. Если бы Мухаммед действительно с самого начала лелеял мысль соединить все разрозненные и враждующие племена Аравии в одну нацию, он был бы одним из первых военных гениев; но мысль о широких завоеваниях, по-видимому, возникла у него впоследствии, как результат его успеха. Он возвестил «религию меча» и вызвал в хищных арабах страсть к грабежам; с этого момента он ринулся на путь завоеваний, который с непреодолимой стремительностью увлекал его все дальше и дальше. Фанатическое рвение, внушенное им своим последователям, значительно больше содействовало успеху, чем его военные знания; вера в его учение о предопределении вызывала победы вопреки всевозможным военным расчетам. При первых нерешительных шагах в роли пророка Мухаммед встретил поддержку в искусных советах своего ученого оракула Бараки, а в деле завоеваний имел при себе Омара, Халида и других пылких воинов, которые помогали ему направлять грозную силу, пробужденную им к деятельности.

Военные победы не породили в Мухаммеде ни гордости, ни тщеславия, как это неизбежно случилось бы, если бы он руководствовался эгоистическими целями. В период своего величайшего могущества он сохранил ту же простоту манер и внешности, как и в дни, когда ему приходилось испытывать всевозможные превратности судьбы. Он чуждался царских почестей, ему не нравилось даже, когда, входя к нему, кто-ни-будь выражал необычайные знаки уважения. Если он и жаждал всемирного господства, то господства веры; что же касается временной власти, возраставшей в его руках, то он пользовался ею без всякого тщеславия и не употребил ни малейшего усилия, чтоб сделать ее наследственной в своей семье.

Богатства, сыпавшиеся на него в виде военной дани и добычи, употреблялись на дела, содействовавшие победе веры, и на помощь бедным его последователям, причем часто его личная касса бывала истощена до последней монеты. Омар ибн аль-Харис утверждает, что у Мухаммеда после смерти не осталось ни одного золотого динария, ни одной серебряной драхмы, ни одного раба или рабыни, а только его седой мул Далдал, его оружие и земля, которые он завещал своим женам, детям и бедным. «Аллах, - говорит один арабский писатель, - предоставил ему ключи от всех богатств земных, но он отказался принять их».

Сколько бы земной примеси ни обнаруживалось в нем после того, как мирская власть досталась ему в руки, ранние влечения его духа всегда сказывались и возносили Мухаммеда над всем земным. Неправы те, кто пытается упрекнуть его в обмане, ибо трудно и даже невозможно примирить столь пламенное благочестие с душою, преданной неблагородным страстям и низким, земным интересам. Молитва, эта религиозная обязанность, предписываемая исламом, и это вернейшее средство хранить чистоту души, всегда соблюдалась им строго. Упование на Бога служило утешением и поддержкой ему во дни невзгод и испытаний. Айша передает, что однажды спросила его: «О пророк, разве никто не входит в рай, как только по милосердию Божию?» - «Никто, никто, никто», - отвечал он, повторяя эти слова задумчиво и с особенным ударением. «А ты, пророк, неужели и ты войдешь в рай, только если Бог смилуется над тобой?» Тогда Мухаммед, положив себе руку на голову, с особенной торжественностью произнес три раза: «И я не войду в рай, если Бог не осенит меня Своим милосердием!»

Когда Мухаммед в сильнейшей печали находился у смертного одра своего сына Ибрагима, покорность воле Божией сказывалась во всем, и надежда на то, что он сам скоро свидится с сыном в раю, служила ему утешением. Провожая останки Ибрагима, он перед страшным зрелищем могилы призывал дух сына твердо верить в единого Бога и в свою миссию как пророка. И в минуты, когда дыхание смерти уже касалось самого Мухаммеда, когда последние слова дрожали в его устах и никакие мирские заботы уже не могли руководить им, в его словах не было места обману - он был переполнен неизменным религиозным благочестием и верой в свою пророческую миссию.

Умственные видения, поразившие восторженный дух Мухаммеда на горе Хира, сопутствовали ему до самого конца земного поприща, до самого последнего дыхания.

В Музее архитектуры им. Щусева открылась выставка отдельных шедевров с предстоящих аукционов «Сотбис». Показывают вещи, отобранные не только для русских торгов, но и для аукциона старых мастеров, а также импрессионистов и модернистов
  • 23.04.2019 Вышедший из печати номер приурочен к открытию в Музее Израиля в Иерусалиме выставки «Победа над солнцем: авангардные течения в русском искусстве XX–XXI века»
  • 19.04.2019 24 апреля 2019 у Главного входа в парк «Сокольники» в честь празднования 140-й годовщины присоединения парка к территории Москвы состоится торжественная церемония открытия памятного знака Сергею Михайловичу Третьякову
  • 15.04.2019 С сенсационным утверждением об ошибочной атрибуции «Спасителя мира» выступил исследователь Бен Льюис - автор монографии «Последний Леонардо. Тайная жизнь самой дорогой картины в мире»
  • 11.04.2019 Классик концептуализма, один из самых дорогих из ныне живущих художников создал дизайн для этикеток белого и красного брюта специальной серии Victor Dravigny русского винного дома «Абрау-Дюрсо»
    • 23.04.2019 27 апреля Аукционный дом «Литфонд» проведет очередные торги предметами изобразительного искусства, на которых будет представлено 170 лотов живописи, графики, фарфора и стекла. Общая экспертная оценка аукциона составляет свыше 25 000 000 рублей
    • 19.04.2019 В четверг, 25 апреля 2019 года, состоится очередной аукцион. Каталог составили 656 лотов: живопись, графика, религиозные предметы, серебро,ювелирные изделия, стекло, фарфор и пр.
    • 17.04.2019 18 апреля аукционный дом «Литфонд» проведет 151-й аукцион, в каталог которого вошли свыше 400 лотов редких книг, рукописей, автографов, фотографий, плакатов, исторических бумаг и открыток на общую сумму свыше 20 000 000 рублей
    • 17.04.2019 18 апреля 2019 года «Русская эмаль» проводит Аукцион антикварных открыток и филателии № 6. В каталоге - 225 лотов
    • 16.04.2019 В субботу, 20 апреля, «Антиквариум» проведет два очных аукциона. В 15:00 начнется аукцион «Литература и искусство Бронзового века» (№ 54), а сразу же после его завершения - «Не все по рублю» (№ 55)
    • 12.03.2019 Такой вывод содержится в исследовании, опубликованном в марте 2019 года Бюро экономического анализа США (BEA) и Национальным эндаументом искусств (NEA)
    • 23.01.2019 Семейная реликвия, наследство, висела себе на стене, да и висела. Но, решив ее продать, люди впервые задумываются. Где лучше продавать? Как не продешевить? Не такие уж и простые вопросы, как только доходит до дела
    • 21.01.2019 Нужны ли коллекционеру документы на владение картиной? Новичкам хочется окончательной бумаги, фактической, брони. А что если украдут? А что если нужно будет продавать? Чем потом я докажу, что картина моя?
    • 16.01.2019 Работая над базой данных аукционных результатов, нам чаще всего удается вычислить повторные продажи. То есть зафиксировать, когда работа продавалась ранее и сколько на ней удалось заработать. Лучшие примеры 2018 года - в нашем обзоре
    • 11.12.2018 Три месяца назад вступило в действие постановление правительства № 285: продавцам картин велено перечислять 5 % при перепродаже в аккредитованную организацию УПРАВИС в пользу художников и наследников авторского права. Объясняю, что с этим не так
  • 29.03.2019 Известный московский художник Татьяна Ян представит свой новый персональный проект Opus incertum в Антикварном центре на Садовом
  • 29.03.2019 Клад примерно из двух тысяч предметов планируют сделать доступным для широкой публики до конца этого года. Экспонировать его будут полностью - в том крыле дворца, где жил Николай I
  • Стоял тихий вечер. Доносились только щебетание птиц и шум пальм. Неожиданно раздался оглушительный взрыв. Около каменных колонн одной из мечетей белый дым поднялся на высоту 40-50 метров. Это производят разминирование российские войска.

    Пальмира расположена в центральной части Сирии. Она известна как древняя столица, памятник мирового наследия ЮНЕСКО. 11 и 12 апреля в Пальмире побывали корреспонденты нашей газеты. 27 марта правительственные войска Асада отвоевали Пальмиру у «Исламского государства». Японские журналисты оказались там впервые.

    По информации представителя правительственных сил, ИГИЛ установило в исторических местах и центре города около трех тысяч противопехотных и противотанковых мин. Нашему журналисту разрешили побывать только в тех местах, которые были разминированы.

    Круговое движение у входа в старый город и основные магистрали усыпаны воронками диаметром примерно один метр и глубиной 60 — 70 сантиметров. По словам нашего проводника из разведывательного управления, это воронки, оставшиеся после взрыва мин.

    По словам директора Музея Пальмиры Халила Харири, боевики ИГИЛ разрушили внутреннюю часть и колоннаду храма Бэла, символа Пальмиры, храм Баалшамина и Триумфальную арку.

    Контекст

    Пальмира, Карабах и «панамские документы»

    An Nahar 12.04.2016

    В освобожденной Пальмире

    La Stampa 05.04.2016

    Представление в Пальмире

    Al Arab 31.03.2016

    Почему Дэвид Кэмерон молчит о Пальмире?

    The Independent 29.03.2016

    Мультимедиа

    Две тысячи лет и один год

    ИноСМИ 04.04.2016

    Разрушенная террористами Пальмира

    ИноСМИ 28.03.2016
    Также они опрокинули статую льва, охраняющего газель, которая украшала храм древнеарабской богини Аллат. У льва нет носа, а сам он разбит на части. Статуя была сделана из известнякового камня во II веке. Ее высота — примерно три метра, вес — 15 тонн. Предполагается, что террористы опрокинули статую, привязав ее проволокой к грузовику.

    Боевики ИГИЛ контролировали Пальмиру на протяжении десяти месяцев с мая прошлого года. Все это время они разрушали памятники мирового наследия, держали в страхе местное население. Восстановить душевное спокойствие людей, а также разрушенные памятники будет непросто.

    Подрыв Триумфальной арки и других объектов

    Террористы ИГИЛ подорвали храм Бэла, а также Триумфальную арку. По словам директора Музея Пальмиры Халила Харири, на месте памятников осталась лишь груда камней. Они не подлежат восстановлению. Также боевики опрокинули все статуи божеств, которые находились в музее. В настоящее время команда специалистов выясняет степень повреждений.

    «Исламское государство» разрушило исторические строения и статуи на территории Сирии и Ирака, основываясь на радикальных трактовках ислама, в соответствии с которыми они могут служить объектами идолопоклонства.

    Бывший директор Музея Пальмиры Халед аль-Асад опасался, что, если ИГИЛ захватит Пальмиру, экспонаты будут уничтожены или проданы на черном рынке. До прихода боевиков ему удалось перевезти статуи божеств и другие экспонаты в другое место. Благодаря этому основная коллекция сохранилась. ИГИЛ казнило Асада за то, что он не рассказал, куда перепрятал экспонаты.

    Детская коляска как щит

    Стены и защитные роллеты гостиниц, ресторанов, а также сувенирных лавок, расположенных на центральной улице, испещрены пулевыми и осколочными отверстиями. Есть и полуразрушенные здания.

    На дороге перед музеем валяются 11 детских колясок. По словам представителя армии Асада, во время боя террористы использовали их в качестве щитов, внушая солдатам, что там находятся младенцы.

    Город превратился в руины

    В жилом квартале, который превратился в руины, я увидел несколько человек. Когда напали террористы, они покинули свои дома в чем были одеты и уехали в Хомс, который находится в 150 километрах на запад. Иногда они возвращались на один день за одеждой и посудой. В Пальмире разрушены водопровод и электросеть разрушены, поэтому жить там непросто.


    © РИА Новости, Михаил Воскресенский

    Супружеская пара, вернувшаяся в Пальмиру спустя десять месяцев, рассказала мне, что в их доме отсутствует стена. Террористы украли мебель и бытовую технику. Сейчас их семья из восьми человек живет в Хомсе в палаточном городке. «Мы больше не можем жить в палатке. Хотим как можно быстрее восстановить наш дом в Пальмире».

    Домохозяйка Руэйда Шарил некоторое время жила в Пальмире после нападения ИГИЛ. Она видела, как боевики раскладывали на площади головы мужчин.

    Г-жа Шарил также хочет вернуться в Пальмиру, если ситуация там стабилизируется. Тем не менее она увидела надпись на стене недалеко от музея, сделанную террористами: «ИГИЛ обязательно вернется». Поэтому ей страшно. «До тех пор, пока не будет гарантий того, что ИГИЛ полностью уничтожено, и оно больше не будет убивать граждан, я не хочу жить в Пальмире».

    Исторический памятник Пальмира — древняя столица, расположенная в пустыне в 230 километрах на северо-восток от Дамаска. Город процветал в I-III веках нашей эры в период Римской империи, находясь на Великом шелковом пути. Хорошо известны такие культурные памятники, как храм Бэла, Великая колоннада и Римский театр. В 1980 году он был внесен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. В мае прошлого года Пальмиру захватило ИГИЛ, разрушило храмы и другие достопримечательности.

    Журналисты нашей газеты приехали в Сирию по рабочим визам. Они посетили места, которые не находятся под контролем ИГИЛ. На передовой они также не были. Во время репортажа их сопровождал сотрудник сирийского разведывательного управления, однако он никак не повлиял на содержание материалов.

    В силу своего расположения Пальмира — единственная возможная логистическая база для движения на север — в Дейр-эз-Зор и Ракку, а со стороны ИГИЛ — в сторону Дамаска, говорит Николай Сухов из Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН. «Это очевидно выигрышная позиция, поэтому за этот пункт и велись такие бои», — объясняет он.

    Контроль над главными дорогами облегчает поступление грузов в районы, присоединившиеся к перемирию и политическому процессу. Командование сирийских вооруженных сил уже заявило, что будет использовать Тадмор в качестве плацдарма для дальнейшего наступления на этих направлениях, передает в понедельник Reuters со ссылкой на сирийские государственные СМИ. В том же сообщении было объявлено​, что после освобождения близлежащих территорий от боевиков открыт и аэропорт Пальмиры.

    О значении Тадмора в военной операции говорит и тот факт, что боевики ИГ, взявшие город в мае прошлого года, уже к лету захватили почти половину территории Сирии. Потеряв Тадмор и Пальмиру, боевики ИГ потерпели самое серьезное поражение с момента объявления «Исламского государства» в 2013 году. С Пальмирой они «автоматически теряют контроль над огромной сирийской пустыней», — считает руководитель Сирийского центра мониторинга за соблюдением прав человека Абдель Рахман, на которого ссылается Die Welt.«Возникает ощущение, что существование ИГИЛ в Сирии подходит к концу», — соглашается Сухов. По его мнению, поражение скажется на моральном духе исламистов: «Ухудшится имидж, снизится приток новой живой силы из-за рубежа, увеличится дезертирство».

    Но поддерживаемая Западом вооруженная сирийская оппозиция с опаской отреагировала на успехи правительственных войск. «Я боюсь одного — прекращение огня позволит режиму Асада поглотить то, что остается от Сирии, освободив территории под контролем ИГИЛ и «Джебхат ан-Нусра» (террористическая организация, запрещенная в России. — РБК ), — цитирует Reuters Рияда Нассана Агу, члена Высшего комитета по переговорам сирийской оппозиции. Режим прекращения огня между войсками Асада и оппозицией вступил в силу 27 февраля, с тех пор столкновения между сторонами практически сошли на нет. ИГИЛ не является участником мирных переговоров, и перемирие на ее боевиков не распространяется.

    Что для освобождения Пальмиры сделала Россия?

    Двухнедельное наступление правительственной армии под Пальмирой было осуществлено при поддержке группы российских ВКС. Перед первой наземной атакой, 9 марта, авиация России нанесла подготовительный авиаудар по позициям ИГИЛ, а в последующую неделю при поддержке российских самолетов и вертолетов отрядам Асада удалось отрезать один из путей снабжения террористов — шоссе, уходящее на север к деревне Иттрия. Кроме того, в ходе массированного двухстороннего наступления на город российские ВКС помогали контролировать пути снабжения и отхода ИГИЛ на северном и восточном направлениях.

    Всего с 20 марта, по сообщениям Минобороны, группировка ВКС провела 121 боевой вылет в районе Пальмиры и нанесла более 400 ударов по объектам ИГИЛ, убив до 500 террористов.

    Особую роль российских ударных вертолетов отметил представитель политуправления сирийской армии генерал Самир Сулейман. В интервью агентству Sputnik он сказал, что российские средства разведки и боевые вертолеты уничтожили засады террористов на высотах вокруг Пальмиры. Сулейман не уточнил, участвовали ли в наземной операции российские военные. Ранее руководитель сирийской кампании генерал-полковник Александр Дворников заявил, что в Сирии действуют наземные части сил специальных операций. В задачи этих подразделений входит доразведка объектов, наведение самолетов и «другие специальные задачи».

    Кроме российской авиации в наступлении на Пальмиру использовалось российское вооружение, переданное сирийской стороне. Правительственная армия задействовала ракетные системы залпового огня «Ураган», тяжелые огнеметные системы «Солнцепек» и 122-миллиметровые гаубицы Д-30.

    Вероятно, российская авиация продолжит оказывать поддержку правительственным силам в дальнейшем наступлении. Как сообщает Сирийский наблюдательный совет по правам человека (Syrian Observatory for Human Rights), российская авиация, при поддержке которой было развито нынешнее наступление правительственных войск, уже нанесла ракетно-бомбовые удары по объектам ИГИЛ вдоль автомобильных трасс к востоку от Тадмора.

    Какие силы остались в Сирии?

    После приказа президента Владимира Путина 14 марта вывести часть группировки российских ВКС из Сирии большая часть самолетов покинула расположение авиабазы Хмеймим в провинции Латакия. Согласно данным журнала Jane"s Defence Weekly, российская группа сохранила ядро из бомбардировщиков Су-24 и дополнила имеющийся парк несколькими ударными вертолетами Ми-28Н и Ка-52. Журнал опубликовал спутниковый снимок, сделанный 20 марта, через пять дней после начала вывода российских войск из Сирии. На снимке отчетливо видны четыре многофункциональных истребителя Су-34, три новейших истребителя поколения «4++» Су-35, три истребителя Су-30, десять бомбардировщиков Су-24 и два вертолета Ка-52. Эксперты отмечают, что, возможно, это неполный состав группировки, так как в это время некоторые самолеты могут находиться на боевых вылетах.

    Кроме авиагруппы на базе остались системы ПВО «Панцирь С-1», предназначенные для ближнего воздушного и наземного прикрытия, и зенитно-ракетный комплекс большой и средней дальности С-400. По оценкам экспертов, обслуживать и управлять имеющейся на базе техникой будут 200-300 человек гражданского персонала и около 2 тыс. военнослужащих.

    Что осталось от Пальмиры?

    После освобождения Пальмиры встал вопрос о восстановлении разрушенных джихадистами памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сохранившиеся с античности постройки уничтожались в рамках кампании ИГИЛ по борьбе с язычеством и идолопоклонством.

    Первым объектом, взорванным ИГИЛ, стал храм финикийского бога Баал-Шамина времен Римской империи. Затем был разрушен храм Бэла, погребальные башни, в том числе наиболее сохранившаяся из них башня Елахбелла (начала II века), а затем и античная Триумфальная арка (конец II века). Историческая колоннада также была взорвана — перед взрывом к колоннам были привязаны приговоренные к смертной казни.

    Храм Баал-Шамина

    Храм финикийского бога Баал-Шамина (II век н.э.) времен Римской империи стал первым историческим памятником, разрушенным боевиками ИГИЛ (организация запрещена в России) в Пальмире. Фотографии заложенной в храме взрывчатки, момента взрыва и его последствий были выложены в соцсетях. ЮНЕСКО назвала уничтожение храма «военным преступлением»

    Храм Бэла

    Храм местного верховного бога Бэла был построен в I веке до н.э. Это одно из древнейших сооружений Пальмиры. После взрывов, устроенных боевиками ИГИЛ летом 2015 года, уцелела только арка главного входа. Гендиректор департамента древностей и музеев Сирии Маамун Абдулкарим предлагал установить копии этой арки на Трафальгарской площади в Лондоне и на Тайм-сквер в Нью-Йорке

    Триумфальная арка

    В октябре 2015 года боевики ИГИЛ частично разрушили Триумфальную арку (II-III век н.э.) и колоннаду. К колоннам перед взрывом привязали приговоренных к смерти. После взятия Пальмиры правительственными войсками глава департамента древностей и музеев Сирии Маамун Абдулкарим заявил о планах восстановить храм Баал-Щамина, храм Бэла и Триумфальную арку

    Сейчас ЮНЕСКО только оценивает ситуацию, связанную с объектами культурного наследия в Пальмире, заявил РБК официальный представитель офиса ЮНЕСКО в Бейруте (отслеживает ситуацию в Сирии) Джад Мерхи. В сентябре 2015 года гендиректор департамента древностей и музеев Сирии Маамун Абдулкарим говорил, что восстановление объектов сирийского культурного наследия, разрушенных ИГИЛ, будет стоить «миллиарды долларов».

    По словам гендиректора ЮНЕСКО Ирины Боковой, специалисты ЮНЕСКО отправятся в Пальмиру, как только это будет возможно с точки зрения безопасности. Совместно с сирийской стороной они должны оценить ущерб, причиненный памятникам. «ЮНЕСКО сделает все, что в ее силах, чтобы задокументировать разрушения Пальмиры», — заявила Бокова.

    По словам Абдулкарима, работы по восстановлению древних памятников могут начаться в течение года, на них может уйти около пяти лет. Сирийские эксперты отправятся в Пальмиру уже сегодня, для того чтобы сфотографировать и задокументировать все разрушения, уточнил он. 80% руин наследия Пальмиры — «в хорошем состоянии», заявил Абдулкарим AFP.

    27 марта в телефонном разговоре с Боковой российский президент Владимир Путин заверил, что представители российского воинского контингента будут участвовать в разминировании древней Пальмиры. В понедельник, 28 марта, гендиректор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский заявил, что Эрмитаж готов оказать помощь в разработке проекта восстановления сирийской Пальмиры — музей предоставит материалы по истории Пальмиры и по российскому опыту реставрации культурных объектов. «Мы как хранители наследия Пальмиры — у нас большая пальмирская коллекция — поможем и изучить ситуацию, и дать рекомендации так, чтобы этот памятник стал памятником культуры и победы над фанатизмом, а не «новодельным» туристским объектом», — заявил Пиотровский ТАСС .

    При участии Георгия Макаренко

    Источники фото: Global Look Press, AFP, Getty Images, REUTERS2016, Валерий Шарифулин/ТАСС

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
    Каково значение кровеносной системы
    Разделка говядины: что выбрать и как готовить?