Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Мона лиза самая известная картина в мире. Интересные факты о искусстве

Картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» написанная в далеком 1505 году до сих пор считается одним из самых известных произведений искусства. Мона Лиза была источником дискуссий в течение многих столетий. Загадочное выражение лица женщины на картине по-прежнему является нерешенной задачей.

Несколько интересных фактов о Джоконде Леонардо да Винчи, которые вас удивят.

Оказывается, Леонардо да Винчи дважды переписывал «Джоконду». Эксперты считают, что краски на первоначальных вариантах были значительно ярче. А рукава платья Джоконды изначально были красного цвета, просто краски со временем потускнели.

Кроме того, на первоначальной версии картины по краям полотна были колонны. Позже картина была обрезана, вероятно, самим же художником.

Первым местом, где увидели «Джоконду», была баня великого политика и коллекционера короля Франциска I. По легенде, перед смертью Леонардо да Винчи продал «Джоконду» Франциску за 4 тысячи золотых монет. По тем временам это была просто огромная сумма.

Король поместил картину в баню не потому, что не осознавал, какой шедевр ему достался, а как раз наоборот. В то время баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов.

В свое время Мона Лиза так понравилась Наполеону Бонапарту, что он перевез ее из Лувра во дворец Тюильри и повесил в своей спальне. Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил да Винчи. Правда, не как художника, а как гения-универсала, коим, к слову, считал и себя. Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем.

В глазах Моны Лизы спрятаны крошечные цифры и буквы, которые невооруженным глазомзаметить навряд ли удастся. исследователи предполагают, что это инициалы Леонардо да Винчи и год создания картины.

Повреждение картины. Эта картина имеет повреждение. В 1956 году человек по имени Хьюго Унгаза (Hugo Ungaza) бросил камень в произведение искусства. Это привело к повреждению краски на небольшом участке, рядом с левым локтем Моны.

Во время Второй мировой войны многие произведения из коллекции Лувра спрятали в замке Шамбор. Среди них была и «Мона Лиза». Место, где спрятана «Мона Лиза», держалось в строжайшем секрете. Картины прятали не зря: позже окажется, что Гитлер планировал создать самый большой в мире музей в Линце. И организовал для этого целую кампанию под руководством немецкого знатока искусства Ганса Поссе.

Считается, что на картине изображена Лиза Герардини, жена Франческо дель Джоконда – флорентийского торговца шелками. Правда, существуют и более экзотические версии. По одной из них Мона Лиза – это мать Леонардо Катерина, по другой – это автопортрет художника в женской ипостаси, а по третьей – это Салаи, ученик Леонардо, наряженный в женское платье.

Большинство исследователей считают, что пейзаж, нарисованный за Джокондой — выдуманный. Есть версии, что это долина Вальдарно или регион Монтефельтро, но убедительных доказательств этих версий нет. Известно, что Леонардо написал картину в своей миланской мастерской.

Без бровей. Еще одним интересным фактом о картине является то, что женщина на картине не имеет бровей. Ходят слухи, что это потому что, когда власти пытались восстановить картину, брови были случайно удалены.

Тем не менее, некоторые специалисты считают, что Леонардо да Винчи специально не завершил работу, потому что он был непревзойденным перфекционистом.

У картины в Лувре есть собственный зал. Сейчас картина находится внутри специальной защитной системы, которая включает в себя пулестойкое стекло, сложную сигнализацию и установку по созданию микроклимата, оптимального для сохранения полотна. Стоимость этой системы составляет 7 миллионов долларов.

Страховка картины. Картина считается бесценной и поэтому она не может быть застрахована.

Три слоя. Исследования показали, что существует три различных слоя, нанесенные до настоящей версии картины. По одной из версий Мона Лиза сжимает руку вместо стула перед ней.


» - самая известная в мире. Наверное, с ней связано больше домыслов и легенд, чем доказанных фактов.

Мы попытаемся добраться до истины: о картине «Мона Лиза».

1. Полное название картины — Портрет госпожи Лизы дель Джокондо. На итальянском ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona.

2. Считается, что на картине изображена супруга торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо (отсюда второе название — «Джоконда»). Возможно, на картине Да Винчи нарисовал самого себя в женской ипостаси, или свою мать Катерину. Существует ещё много версий.

3. Сейчас картина выставляется в Лувре, в отдельной комнате, стоившей музею семь миллионов долларов. Защищена пуленепробиваемым стеклом. Создан специальный микроклимат для предотвращения любых негативных воздействий внешней среды.

4. В ходе подробных исследований было выяснено, что на полотно нанесены три версии картины, написанные в разное время. Очевидно, художник стремился довести своё творение до совершенства. Эксперты утверждают, что более ранние версии намного светлее и ярче современной.

5. В 1911 году картина была похищена работником Лувра. Все поиски полиции не увенчались успехом. Картину нашли спустя два года - вор отозвался на газетное объявление директора картинной галереи. В 1914 «Джоконда» вернулась в Лувр.

6. Картина неоднократно подвергалась вандализму — её обливали кислотой и бросали камнем, что нанесло небольшие повреждения. Попытки распылить краску и бросить глиняную чашку не принесли ущерба.

7.
Это произведение искусства бесценно, и попытка продать его принесла бы миллиардную прибыль. Оценить «Джоконду» достаточно сложно. Лувр заключил страховое соглашение на сумму три миллиарда долларов.

«Сестра-близнец» Моны Лизы

В музее «Prado» в Мадриде была обнаружена «сестра-близнец» знаменитой «Моны Лизы». Испанское телеграфное агентство «EFE» сообщило, что речь идёт о копии всемирно известной картины, которая рисовалась одновременно с оригиналом в мастерской .

Картина давно висела в Мадридском музее, однако о её ценности до сих пор ничего не было известно. Только сейчас, во время реставрационных работ выяснилось, что произведение создавалось параллельно с оригиналом. Нарисовать его могли предположительно Андреа Салай или Франческо Мельци, лучшие ученики да Винчи.

Во время работ над картиной было установлено, что чёрный фон на копии был сделан позже. Под ним эксперты Прадо обнаружили изображение итальянского ландшафта, какое можно увидеть также на оригинале. Копия имеет те же размеры, что и оригинал «Моны Лизы» и её создание тоже относится к началу 16-ого века.

С помощью инфракрасных лучей было установлено, что художник во время своей работы над картиной предпринял такие же исправления, как да Винчи на оригинале. Это доказывает, что оба произведения возникли одновременно. Как итальянский музей, так и Лувр, в котором находится оригинал, подтвердили происхождение копии. Официально копия была представлена 21 февраля 2012 года.

В Королевском замке Амбуаз (Франция) Леонардо да Винчи завершил знаменитую "Джоконду" - "Мона Лизу". Принято считать, что Леонардо похоронен в капелле святого Губерта замка Амбуаз.

В глазах Моны Лизы спрятаны крошечные цифры и буквы, которые невозможно заметить невооруженным глазом. Возможно, это инициалы Леонардо да Винчи и год создания картины.

"Мона Лиза" считается самой загадочной картиной, создававшейся когда-либо. Эксперты-искусствоведы до сих пор разгадывают ее тайны. В то же время, "Мона Лиза" - одна из самых разочаровывающих в Париже достопримечательностей. Дело в том, что к ней ежедневно выстраиваются огромные очереди. Мона Лиза защищена пуленепробиваемым стеклом.

21 августа 1911 года произошло громкое хищение "Моны Лизы". Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей. Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину. Первые попытки найти картину ни к чему не привели. Была уволена администрация музея. В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён. Под подозрением также находился Пабло Пикассо. Картина нашлась два года спустя в Италии. 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. После этих событий картина набрала небывалую популярность.

В кафе DIDU находится большая пластилиновая Мона Лиза. Ее лепили в течение месяца обычные посетители кафе. Процессом руководил художник Никас Сафронов. Джоконда, которую лепили 1700 москвичей и гостей города, попала в Книгу рекордов Гиннеса. Она стала самой большой пластилиновой репродукцией Мона Лизы, слепленной людьми.

Во время Второй мировой войны многие произведения из коллекции Лувра были спрятаны в замке Шамбор. Среди них была и Мона Лиза. На снимках - экстренная подготовка к отправке картины перед приходом фашистов в Париж. Место, где спрятана Мона Лиза, держалось в строжайшем секрете. Картины прятали не зря: позже окажется, что Гитлер планировал создать "самый большой в мире музей" в Линце. И организовал для этого целую кампанию под руководством немецкого знатока искусства Ганса Поссе.


По сюжету фильма "Жизнь после людей" (Life After People) производства History Channel, через 100 лет без людей "Мону Лизу" съедают жуки.

Большинство исследователей считают, что пейзаж, нарисованный за Джокондой - выдуманный. Есть версии, что это долина Вальдарно или регион Монтефельтро, но убедительных доказательств этих версий нет. Известно, что Леонардо написал картину в своей миланской мастерской.

КАРТИНА МЕНЯЕТСЯ С ГОДАМИ Мона Лиза меняется, как настоящая женщина… Ведь сегодня перед нами изображение потускневшего, выцветшего лица женщины, пожелтевшее и потемневшее в тех местах, где раньше зритель мог видеть коричневые и зеленые тона (не зря же современники Леонардо не раз восхищались свежими и яркими красками полотен итальянского художника). Портрет не избежал разрушительного действия времени и повреждений, причиненных в результате многочисленных реставраций. А деревянные опоры - сморщились и покрылись трещинами. Претерпели изменения под воздействием химических реакций и свойства пигментов, связующего вещества и лака с годами. Почетное право создать серию снимков "Моны Лизы" в высочайшем разрешении было дано французскому инженеру Паскалю Котте, изобретателю мультиспектральной фотокамеры. Результатом его работы стали детальные снимки картины в диапазоне от ультрафиолетового до инфракрасного спектра. Стоит отметить, что Паскаль потратил около трех часов, создавая снимки "голой" картины, то есть без рамы и защитного стекла. При этом он использовал уникальный сканер собственного изобретения. Результатом работы стали 13 снимков шедевра с 240-мегапиксельным разрешением. Качество этих изображений абсолютно уникально. Потребовалось два года для анализа и проверки полученных данных. ВОССОЗДАННАЯ КРАСОТА В 2007 году на выставке "Гений да Винчи" были впервые обнародованы 25 секретов картины. На ней посетители впервые смогли насладиться оригинальным цветом красок "Моны Лизы" (то есть цветом оригинальных пигментов, которые использовал да Винчи). Снимки представили перед читателями картину в первозданном виде, подобно тому, какой ее видели современники Леонардо: небо цвета лазурита, тепло-розовый цвет кожи лица, отчетливо прорисованные горы, зеленые деревья… Фотографии Паскаля Котте показали, что Леонардо не закончил работу над картиной. Мы наблюдаем изменения в положении руки натурщицы. Видно, что поначалу Мона Лиза поддерживала рукой покрывало. Также стало заметно, что выражение лица и улыбка сначала были несколько другими. А пятно в уголке глаза является повреждением в лаковом покрытии от воды, возникшем, скорее всего в результате того, что картина какое-то время висела в ванной комнате Наполеона. Мы также можем определить, что некоторые части картины со временем стали прозрачными. И увидеть, что вопреки современной точке зрения у Моны Лизы были брови и ресницы! КТО НА КАРТИНЕ "Взялся Леонардо выполнить для Франческо Джокондо портрет Моны Лизы, жены его, и, потрудившись в течение четырех лет, оставил его незавершенным. Во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, которые удаляли от нее меланхолию и поддерживали веселость. Потому улыбка ее столь приятна". Это единственное свидетельство о том, как создавалась картина, принадлежит современнику да Винчи, художнику и писателю Джорджо Вазари (правда, ему было всего восемь лет, когда умер Леонардо). На основании его слов вот уже несколько веков женский портрет, над которым мастер трудился в 1503-1506 годах, считается изображением 25-летней Лизы – жены флорентийского магната Франческо дель Джокондо. Так написал Вазари – и все поверили. Но вероятностно, это ошибка, и на портрете другая женщина. ПОКЛОНЕНИЕ Как утверждают эксперты, ее звали Мона Лиза Герардини дель Джокондо, … Хотя, может, Изабелла Гуаландо, Изабелла д"Эсте, Филиберта Савойская, Констанция д"Авалос, Пачифика Брандано… Кто знает? Неясность происхождения лишь способствовала ее известности. Она прошла сквозь века в сиянии своей тайны. Долгие годы портрет "придворной дамы в прозрачном покрывале" был украшением королевских коллекций. Ее видели то в спальне мадам де Ментенон, то в покоях Наполеона в Тюильри. Людовик ХIII, резвившийся еще ребенком в Большой галерее, где она висела, отказался уступить ее герцогу Букингемскому, заявив: "Невозможно расстаться с картиной, которую считают лучшей в мире". Повсюду – и в замках, и в городских домах – дочерей пытались "обучить" знаменитой улыбке. Так прекрасный образ превратился в модный штамп. У профессиональных художников популярность картины всегда была высока (известно более 200 копий "Джоконды"). Она породила целую школу, вдохновляла таких мастеров, как Рафаэль, Энгр, Давид, Коро. С конца XIX века "Моне Лизе" стали посылать письма с объяснением в любви. И все же в причудливо складывающейся судьбе картины недоставало какого-то штриха, какого-то сногсшибательного события. И оно произошло! 21 августа 1911 газеты вышли под сенсационным заголовком: "Джоконда" украдена!" Картину энергично разыскивали. О ней горевали. Опасались, что она погибла, сожженная неловким фотографом, снимавшим ее при помощи магниевой вспышки под открытым небом. Во Франции "Джоконду" оплакивали даже уличные музыканты. "Бальдассаре Кастильоне" кисти Рафаэля, установленной в Лувре на месте пропавшей, никого не устраивал – ведь это был всего лишь "обыкновенный" шедевр. "Джоконду" нашли в январе 1913 года, спрятанной в тайнике под кроватью. Вор, бедный итальянский эмигрант, хотел вернуть картину на родину, в Италию.

ГЛАВНАЯ ТАЙНА… …Скрыта, конечно же, в ее улыбке. Как известно, улыбки бывают разные: счастливые, печальные, смущенные, обольстительные, кислые, язвительные. Но ни одно из этих определений в данном случае не годится. В архиве музея Леонардо да Винчи во Франции хранится множество самых разнообразных толкований загадки знаменитого портрета. Некий "специалист широкого профиля" уверяет, что изображенная на картине особа беременна; ее улыбка – попытка уловить движение плода. Следующий настаивает, что улыбается она своему возлюбленному… Леонардо. Кто-то вообще считает: на картине изображен мужчина, поскольку "его улыбка очень привлекает гомосексуалистов". По мнению британского психолога Дигби Квестега, сторонник последней версии, в этой работе Леонардо показал свою латентную (скрытую) гомосексуальность. Улыбка "Джоконды" выражает широкий диапазон чувств: от смущения и нерешительности (что скажут современники и потомки?) до надежды на понимания и благосклонность. С точки зрения сегодняшней этики такое предположение выглядит вполне убедительно. Вспомним, однако, что нравы эпохи Возрождения были куда более раскрепощенными, чем нынешние, и Леонардо вовсе не делал тайны из своей сексуальной ориентации. Его ученики всегда были скорее красивы, нежели талантливы; особым же расположением пользовался его слуга Джакомо Салаи. Еще одна схожая версия? "Мона Лиза" - автопортрет художника. Недавнее сравнение на компьютере анатомических особенностей лица Джоконды и Леонардо да Винчи (по автопортрету художника, сделанному красным карандашом) показало, что геометрически они идеально совпадают. Таким образом, Джоконду можно назвать женской ипостасью гения!.. Но тогда и улыбка Джоконды – его улыбка. Высказал свое мнение о портрете и Зигмунд Фрейд (естественно, в духе фрейдизма): "Улыбка Джоконды – это улыбка матери художника". Идею основоположника психоанализа позднее поддержал Сальвадор Дали: "В современном мире существует настоящий культ джокондопоклонства. На Джоконду много раз покушались, несколько лет назад даже были попытки забросать ее каменьями – явное сходство с агрессивным поведением в отношении собственной матери. Если вспомнить, что писал о Леонардо да Винчи Фрейд, а так же все, что говорят о подсознании художника его картины, то можно без труда заключить, что, когда Леонардо работал над Джокондой, он был влюблен в свою мать. Совершенно бессознательно он писал новое существо, наделенное всеми возможными признаками материнства. В то же время улыбается она как-то двусмысленно. Весь мир увидел и все еще видит сегодня в этой двусмысленной улыбке вполне определенный оттенок эротизма. И что же происходит со злополучным беднягой-зрителем, находящимся во власти Эдипова комплекса? Он приходит в музей. Музей – это публичное заведение. В его подсознании – просто публичный дом или попросту бордель. И вот в том самом борделе он видит изображение, которое представляет собой прототип собирательного образа всех матерей. Мучительное присутствие собственной матери, бросающий нежный взор и одаривающей двусмысленной улыбкой, толкает его на преступление. Он хватает первое, что подвернулось ему под руки, скажем, камень, и раздирает картину, совершая таким образом акт матереубийства". ОКУТАННЫЙ ТАЙНОЙ ПЕЙЗАЖ За спиной Моны Лизы на легендарном полотне Леонардо да Винчи изображен не абстрактный, а вполне конкретный пейзаж - окрестности североитальянского городка Боббио (Bobbio), утверждает исследовательница Карла Глори (Carla Glori), чьи доводы приводит в понедельник, 10 января, газета Daily Telegraph. К таким выводам Глори пришла после того, как журналист, писатель, первооткрыватель могилы Караваджо и глава Национального итальянского комитета по охране культурного наследия Сильвано Винчети (Silvano Vinceti) сообщил, что разглядел на полотне Леонардо загадочные буквы и цифры. В частности, под аркой моста, расположенного по левую руку от Джоконды (то есть, с точки зрения зрителя, в правой части картины), обнаружились цифры "72". Сам Винчети считает их отсылкой к неким мистическим теориям Леонардо. По мнению Глори, это указание на 1472 год, когда протекающая мимо Боббио речка Треббия (Trebbia) вышла из берегов, снесла старый мост и вынудила властвовавшее в тех краях семейство Висконти возвести новый. Весь остальной вид она считает пейзажем, открывавшимся из окон местного замка. СЕКРЕТ РАСКРЫТ? В прошлом году профессор Маргарет Ливингстон из Гарвардского университета заявил, что улыбка Моны Лизы видна лишь если смотреть не на губы изображенной на портрете женщины, а на другие детали ее лица. Маргарет Ливингстон представила свою теорию на ежегодном собрании Американской ассоциации за прогресс в науке, которое прошло в Денвере, штат Колорадо. Исчезновение улыбки при смене угла зрения связано с тем, как человеческий глаз обрабатывает визуальную информацию, считает американский ученый. Есть два вида зрения: прямое и периферическое. Прямое хорошо воспринимает детали, хуже - тени. - Ускользающий характер улыбки Моны Лизы можно объяснить тем, что она почти вся расположена в низкочастотном диапазоне света и хорошо воспринимается только периферическим зрением, - заявила Маргарет Ливингстон. Чем больше смотришь прямо на лицо, тем меньше используется периферическое зрение. То же самое происходит, если смотреть на одну букву печатного текста. При этом другие буквы воспринимаются хуже, даже с близкого расстояния. Да Винчи использовал этот принцип и поэтому улыбка Моны Лизы видна лишь, если смотреть на глаза или другие части лица изображенной на портрете женщины…

Привет, друзья! Сегодня расскажу вам интересные факты о картине «Мона Лиза» или «Джоконда». Это практически самая известная картина на сегодняшний день. О ней знают все от школьников до самых искусных ценителей прекрасного.

Кто изображен на полотне?


Начну с того, что автором этого бесценного полотна является никто иной, как сам . На его счету очень много знаменитых работ, но эта была его любимой. Он посвятил ей очень много времени в отличие от других работ. Предположительно, Леонардо писал ее с 1503 по 1505 год.

По поводу того, кто изображен на картине ведется много споров. Основная версия такова: на полотне написан портрет Лизы Герардини, жена торговца шелком по имени Франческо дель Джокондо (отсюда и второе название картины). О том, что это портрет этой дамы свидетельствует запись в дневнике ученика Леонардо да Винчи, который ее и унаследовал.

Также, по другим версиям, называется около 6 женщин, которые могли быть моделями для этого произведения искусства. Но самые смелые из всех версий таковы, что это портрет самого автора в женском образе или же тот самый ученик мастера, а может и просто красивая женщина, о которой никто ничего не знал.

Местонахождение и кража Моны Лизы

На эту картину заглядывались не только многие знатоки искусства, но и известные короли и политические деятели. После того, как ее выкупил король Франции Франциск 1 она долгое время была украшением его двора и его последователей. Но когда отгремела французская революция полотно попало в и находилось там вплоть до того, пока ее не заметил и не захотел себе Наполеон.

Он не был особым ценителем искусства, но восхищался да Винчи, как неподражаемым изобретателем и хотел иметь при себе такую дорогую ему вещь. Бонапарт распорядился, чтобы Мону Лизу повесили у него в спальне. Но надолго она там не осталась и вернулась назад в музей.

После с картиной произошел печальный инцидент, в 1911 году ее похитили, причем сделал это сотрудник, на которого никто бы и не подумал. Зато в краже начали подозревать Пабло Пикассо и одного поэта. Ее бы скорее всего так и не нашли, но алчность вора сыграла ему совсем не на руку. Спустя два года после похищения, он решил продать ее по объявлению на чем и попался.

Не исключено, что во время Второй Мировой Войны ее похитители нацисты, потому что в ранние годы еще есть свидетельства о ее местонахождениях, а потом полотно пропадает на три года и только в 1945 году возвращается в музей.

После она еще несколько раз выставлялась в разных городах, но с 2005 года Мона Лиза не покидала Лувр.

Состояние полотна и покушения на картину


На сегодняшний день состояние Джоконды вызывает опасения и значительно ухудшилось. Ее краски очень потемнели и полотно сильно отличается от первоначального варианта. Есть даже предположение, что рукава платья Джоконды были изначально красного цвета и только спустя время приобрели свой сегодняшний цвет. Также картина сильно потрескалась, что тоже искажает внешний вид.

Не обошлось и без вандализма. На Мону Лизу покушались четыре раза. Первый раз был в 1956 году. В нее бросили кислотой, тем самым повредив низ полотна. Второй раз в нее бросили камень, и он повредил локоть женщины, а вот третий и четвертый были безвредными, так как после второй попытки ее поместили под пуленепробиваемое стекло.

Еще один интересный факт про картину Мона Лиза. Знаменитый уличный художник решил изменить образ женщины на полотне и нарисовал ее в полный рост, но при этом в не очень приличной позе. На его рисунке Джоконда поднимает юбку и всем показывает свою пятую точку. Может он хотел сказать, что ей надоело, что на нее все всё время пялятся? Ему же принадлежит и интерпретация – Джоконда с гранатометом.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?