Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Международный конкурс теноров Фонда Елены Образцовой «Хосе Каррерас Гран-при»: объявлены лауреаты. Лауреаты и дипломанты - это кто? В чем сходства и различия? «душа фестиваля» главный приз

Международный конкурс теноров «Хосе Каррерас Гран-при», организованный Фондом Елены Образцовой и театром «Геликон-опера», завершился в Москве. Из 65 участников, представлявших 15 стран, на третий тур прошло 11, и все они получили награды. Но только трое могли претендовать на звание лауреата, обладателя первой, второй или третьей премии.

На третьем туре — прослушивании с оркестром — публика заполнила весь Большой зал, и пока шло обсуждение, никто не ушел во время полуторачасового перерыва, все с волнением ждали, кому же достанутся главные награды, и будет ли присужден Гран-при президента конкурса Хосе Каррераса.

И вот, под фанфары открывается занавес. На сцене слева ряд стульев для конкурсантов, справа – для жюри и директора Фонда Елены Образцовой Натальи Игнатенко. Ведущие приглашают участников и арбитров, публика энергично приветствует аплодисментами членов жюри: это певцы международного уровня – Марина Мещерякова, Паата Бурчуладзе, Дмитрий Корчак, а также итальянский пианист Лоренцо Бавай, выступивший с Хосе Каррерасом в 600 концертах, и известный оперный режиссер, художественный руководитель театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман. Когда вышел Хосе Каррерас, зал аплодировал стоя.

Кроме дипломов участника и трех главных премий, было вручено 11 специальных наград. В частности, премию имени знаменитого тенора Большого театра Зураба Соткилавы учредила семья артиста. Его дочь Кетеван Соткилава вручила ее Евгению Либерману: «Думаю, что папа согласился бы с нашим выбором. Он всегда поддерживал молодых певцов, и эта премия — знак удачи, чтобы успех всегда сопутствовал таланту». Зал стоя почтил память Зураба Соткилавы долгими аплодисментами. Михаил Пирогов из Бурятии удостоился сразу трех специальных призов – выступления в спектаклях театра «Геликон-опера» от Дмитрия Бертмана, премии за лучшее исполнение арии из оперы Верди от Фонда Елены Образцовой и премии за лучшее исполнение арии из репертуара Хосе Каррераса, которую вручил сам президент конкурса маэстро Каррерас.

Среди других специальных призов были: выступление в Архиерейских палатах Суздальского Кремля – Константину Захарову, музее-усадьбе Рахманинова в Ивановке Тамбовской области – Сергею Писареву, участие в спектаклях театра «Новая опера» имени Евгения Колобова – Андрею Данилову, концертах Большого симфонического оркестра им. Чайковского под управлением Владимира Федосеева – Шоте Чибирову и другие ангажементы.

Приз зрительских симпатий зала получил Шота Чибиров, а по итогам интернет-голосования (свыше полутора миллиона просмотров) любимцем публики стал Константин Захаров. Специальный приз за лучшее исполнение арии из сарсуэлы (испанский музыкальный театр) получил Сергей Писарев, а за исполнение русской арии – Роман Арндт. О его прекрасном вокальном образе Ленского из оперы Чайковского «Евгений Онегин» долго говорили после закрытия конкурса.

Не забыли и концермейстеров — за высокое мастерство специальными призами отметили пианистов Елену Сосульникову и Дмитрия Мячина.

Ну а главные награды распределились так: первая премия (500 000 рублей) – Шота Чибиров, вторая (350 000 рублей) — Евгений Либерман, третья (250 000 рублей) — Роман Арндт. По мере того так приближалось время объявления счастливчика, удостоенного Гран-при (700 000 рублей), волнение в зале нарастало. Но вот называют его имя, зал взрывается аплодисментами, и сам маэстро Каррерас вручает Гран-при Андрею Данилову.

Торжественная церемония завершилась его выступлением с песней Гофмана из оперы Оффенбаха «Сказки Гофмана». Это было очень артистично, эмоционально и закончилось криками «Браво!». Яркое выступление новоиспеченного победителя как будто проиллюстрировало слова Хосе Каррераса: «Лучшая профессия в мире – быть тенором».

Ольга Новикова

Фотографы Антон Дубровский и Дмитрий Коробейников

В театре «Геликон-опера» завершился .

По итогам третьего тура жюри, в состав которого вошли президент конкурса Хосе Каррерас , мировые оперные звезды Марина Мещерякова , Дмитрий Корчак , Паата Бурчуладзе , профессор Россиниевской академии им. Альберто Дзедды Лоренцо Бавай, художественный руководитель театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман , объявило лауреатов и обладателей специальных призов.

Специальный приз – «Лучший концертмейстер конкурса» присужден концертмейстеру «Геликон-оперы» Елене Сосульниковой и Дмитрию Мячину .
Специальная премия – «За лучшее исполнение испанской песни» присуждена Сергею Писареву .
Специальная премия – «За лучшее исполнение арии из оперы Дж. Верди», учрежденная Фондом Елены Образцовой, присуждена Михаилу Пирогову .
Специальный приз – участие в концерте цикла «Золотые голоса конкурсов Елены Образцовой», учрежденный Фондом Елены Образцовой, присужден Сергею Писареву .
Специальная Премия имени Зураба Соткилавы присуждена Евгению Либерману .
Специальный приз – участие в спектакле Московского музыкального театра «Геликон-Опера» под руководством Дмитрия Бертмана присужден Шоте Чибирову и Михаилу Пирогову .
Специальный приз – участие в спектакле Московского театра «Новая Опера» присужден Андрею Данилову .
Специальный приз Дмитрия Корчака и Дмитрия Бертмана – участие в Гала-концерте победителей «Хосе Каррерас Гран-При» в «Геликон-опере» присужден всем участникам третьего тура.
Специальный приз – участие в концерте Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского в сезоне 2018/2019, учрежденный Государственным академическим Большим симфоническим оркестром имени П.И. Чайковского (художественный руководитель и главный дирижерНародный артист СССР Владимир Федосеев), присужден Шоте Чибирову .
Специальный приз – сольный концерт в Музее-усадьбе С.В. Рахманинова «Ивановка» присужден Сергею Писареву .
Специальный приз – сольный концерт в Архиерейских палатах Суздальского Кремля, присужден Константину Захарову .
Специальный приз от «Галереи образов» – фотосессия, присужден Александру Федорову .
Специальная премия – «За лучшее исполнение арии из репертуара Хосе Каррераса» присуждена Михаилу Пирогову .

ЛАУРЕАТЫ КОНКУРСА :
Дипломом и званием лауреата III премии Международного конкурса теноров Фонда Елены Образцовой «Хосе Каррерас Гран-При» награжден Роман Арндт .
Дипломом и званием лауреата II премии Международного конкурса теноров Фонда Елены Образцовой «Хосе Каррерас Гран-При» награжден Евгений Либерман .
Дипломом и званием лауреата I премии Международного конкурса теноров Фонда Елены Образцовой «Хосе Каррерас Гран-При» награжден Шота Чибиров .
Гран-при Международного конкурса теноров Фонда Елены Образцовой «Хосе Каррерас Гран-При» выиграл Андрей Данилов .
По итогам голосования в зале Приз зрительских симпатий получил Шота Чибиров , а по итогам интернет-голосования – Константин Захаров .

Поздравляем лауреатов и дипломантов конкурса!
Третий тур «Хосе Каррерас Гран-При» прошел в сопровождении симфонического оркестра театра «Геликон-опера», главный дирижер – Валерий Кирьянов.

Конкурса или просто его участники? А в чем отличие от лауреата? Есть ли вообще что-то схожее или отличное? Если вы тоже задаетесь этими вопросами, то данная статья непременно ответит на них. Я хочу подробно разъяснить вам, что представляет каждое из этих понятий, и найти разницу. Но давайте по порядку.

Общее

Лауреаты и дипломанты - это те участники престижного конкурса или фестиваля, которые отличились высоким уровнем подготовки и смогли впечатлить строгое жюри. Они обычно поощряются организаторами, что, несомненно, стимулирует у них желание к творческому росту. Стать лауреатом и дипломантом не только престижно, это обязывает соответствовать высокому статусу и продолжать двигаться к успеху, достигая новых целей.

Лауреаты и дипломанты - это кто?

Тот, кто выиграл конкурс или фестиваль высокого уровня; человек, получивший престижную премию за заслуги в области музыки, танца, спорта, науки, искусства или кино.

Дипломант 1 степени - это один из участников конкурса, который занял призовое место. Есть также дипломанты 2 и 3 степеней, которые подтверждают успешность выступления или высокий уровень исполнения конкурсной работы.

Лауреат

Сначала разберем, что собой представляет лауреат. статусов связана с давно сложившимися порядками награждения. Всем известно, что победителем может стать только один участник. Именно он и является лауреатом конкурса, получая вознаграждение, то есть премию. Обычно она утверждается конкурсным комитетом. Остальные же участники награждаются разными призами в зависимости от занятого ими места.

Немного углубимся в историю, чтобы найти значение слова "лауреат". В переводе с латинского языка это означает "увенчанный лаврами". В Древнем Риме герои, политики, спортсмены награждались лавровым венком. Эта традиция сохранилась и в наше время, правда, она видоизменилась. Вместо веточек лавра победители получают призы и премии за свои заслуги.

Скорее всего, вы знаете, что одним из самых престижных званий в области науки, культуры, литературы является следующее: лауреат Нобелевской премии. Других же призов могут быть удостоены победители различных конкурсов в любой сфере. Участник, занявший первое место, получает медаль или ценный приз, кубок. Также может стать обладателем диплома в одной из номинаций.

Дипломант

Дипломанты - это участники, заслуги которых были отмечены жюри или организаторами конкурса как особенно выдающиеся. Все это отмечается в дипломе, который заверяется печатью тех, кто провел конкурс. Также каждый член жюри оставляет свою подпись.

В отличие от лауреата, дипломант конкурса - это не всегда один человек. А диплом - не только почетная награда, но и своеобразное свидетельство высокого уровня подготовки, профессионализма и таланта участника. Он позволяет обладателю представлять свои работы более широкому кругу ценителей.

Основные отличия

Чтобы структурировать информацию, приведенную выше, и закрепить знания, отметим основные отличия.

1. Дипломанты - это участники конкурса, которые получили награду в виде диплома за особые отличия, а лауреат - победитель, награжденный премией или другим ценным призом.

2. Дипломант может и быть призером, и одновременно занимать первое место. В свою очередь, лауреат - это высшая степень награды.

3. Дипломантом может стать и не призер конкурса, а лауреат - стопроцентный победитель, имеющий особенные заслуги в той или иной области.

Теперь вы непременно сможете отличить друг от друга эти понятия и не будете выглядеть нелепо в обществе, ведь разница между ними существенна. А в заключение я хочу вам пожелать стать и дипломантом важного конкурса, и лауреатом какой-нибудь престижной премии! Удачи и новых побед!

Уже ясно, что Первый международный конкурс молодых пианистов Grand Piano Дениса Мацуева в Москве стал сенсацией в музыкальном мире. Суть ее не в том, что все услышали вундеркиндов из разных стран, а в реальных итогах конкурса. Grand Piano дал возможность увидеть поколение новых музыкантов, которые выходят на концертный рынок, почувствовать ценности разных фортепианных школ, а главное - самим участникам ощущать себя не конкурентами в музыкальном мире, а единой командой. В этом - абсолютно новое качество московского конкурса. Итоги первого Grand Piano для "Российской газеты" прокомментировал его худрук Денис Мацуев:

Как это вышло - два Гран-при и семь лауреатов? Все ваши решения оказались поперек вашего же регламента?

Денис Мацуев: А я - за такое нарушение регламента! Это происходит на всех моих конкурсах. В Астане, например, у меня было четыре первых премии в младшей группе, потому что невозможно было их делить: каждый из юных музыкантов был дорог мне. И сейчас в Москве я предложил сделать не пять, а семь лауреатств - так сердце мое говорило. И члены жюри меня поддержали. Я все время повторяю: любой мой конкурс имеет приставку "фестиваль", и распределение наград - это формальность. Некоторые дипломанты получили на нашем конкурсе даже больше, чем лауреаты: это бесценные спецпризы - работа с выдающимися российскими дирижерами, участие в фестивалях, записи CD, стажировки, концерты в Вербье, в Токио, в Америке. Но высшая награда конкурса - все-таки Гран-при. И наши победители - Саша Малофеев и Сандро Небиеридзе - стали настоящим открытием для всего мира. Почему я горжусь этими двумя гран-при? Потому что почти на каждом конкурсе возникает вопрос: давать или нет первую премию? И даже последние конкурсы Чайковского не были исключением. А у нас, наоборот, стоял вопрос: сколько давать Гран-при? Это и показывает, какого уровня наш конкурс.

Какая аудитория была у конкурса? Как прошли трансляции?

Денис Мацуев: Если говорить о мировом охвате, то наши трансляции смотрели сотни тысяч человек, и все еще продолжают смотреть. Сигнал нам давали Medici.tv, а канал "Культура" предоставили ПТС (передвижную телевизионную станцию), команду операторов и звукорежиссеров. Соцсети просто рухнули в эти дни: у всех было потрясение и шок от того, что слышали. Ни один юный пианист не то, что не сбился, но в какие-то моменты от этой игры было не по себе: как вообще возможно выходить в таком возрасте на сцену Большого зала консерватории и играть с Госоркестром им. Е.Ф. Светланова в прямом эфире! Александру Сладковскому с оркестром - отдельное спасибо: они не просто аккомпанировали, а были соучастниками потрясающего процесса и сыграли 15 разных аккомпанементов с разными солистами за кратчайшее время репетиций. А музыканты Госоркестра подходили и говорили, что такого даже на Конкурсе Чайковского не слышали. Я и сам заряжался игрой наших пианистов так, что после прослушиваний бежал домой к инструменту и занимался по несколько часов.

Теперь все говорят: гениально, потрясающе, но что с ними будет дальше?

Денис Мацуев: Именно, что дальше, если в 12-летнем возрасте китайский пианист Тинхун Ляо уже так играет Концерт Шумана, а Ольга Иваненко в свои 11 лет - блестящая пианистка? Мы, кстати, позвали ее в Анси играть со мной Тройной концерт Моцарта. А 12-летняя Варя Кутузова будет играть сольный концерт в Геликон-опере - спец-приз от Дмитрия Бертмана, поставившего нам церемонии открытия и закрытия конкурса. А Владик Хандогий из Беларуси? Мне очень жаль, что он не стал лауреатом, но он получил потрясающие спецпризы: участие в фестивале в Анси, концерт с Юрием Башметом, запись CD на "Мелодии", участие в моих проектах. Я давно знаю его и вижу, как он здорово развивается. И в таком возрасте он рискнул играть в третьем туре Второй концерт Рахманинова в Большом зале консерватории! А это очень неудобный для конкурса концерт, требующий полной сыгранности с оркестром. Я уверен, что Владика ждет огромное будущее. Так же, как и Илью Ломтатидзе из Грузии, которого я считаю выдающимся талантом. В 12 лет он играет любой репертуар, причем - блестяще. И Иван Бессонов из Петербурга - уникальное явление, универсальный музыкант. В третьем туре он играл концерт Моцарта. Но как он играл в первом туре Прокофьева, фантазию-экспромт Шопена - совершенно неизведанные, глубинные вещи, которые просто поразили меня и всех членов жюри! На лица жюри надо было вообще ставить во время конкурса отдельную камеру.

Поразительно, но и в сольном туре, и в туре с симфоническим оркестром у юных конкурсантов не ощущалось никакой стрессовости в игре. Этому есть объяснение?

Денис Мацуев: По поводу их нервов скажу, что у нас была совершенно уникальная атмосфера. Все, кто сидели в зале, получали удовольствие от их игры, в том числе, и члены жюри, которые стали первыми фанатами этих ребят. После обсуждения результатов каждый из членов жюри попросил слово, и все они - Сергей Доренский, Арье Варди, Ванесса Латарш, Мартин Энгстрём, Валерий Пясецкий, Хёнджун Чан - говорили, что сидели на разных конкурсах, но никогда ничего подобного не слышали. Их просто потрясло удивительное самообладание и концентрация юных музыкантов. Но, конечно, их пока надо контролировать, дозировать выступления, иметь к каждому свой подход, правильно подбирать репертуар. Критический возраст у ранних талантов наступает обычно в 15-16 лет, когда становится понятно, развиваются они дальше или останавливаются. И может так сложиться, что у кого-то расцвет случился именно сейчас. Так бывает: Оскар Питерсон играл свои лучшие концерты в 50 лет, Горовиц - в 75, а кто-то в 12 играл так, как больше уже никогда не сыграл. Это тонкая история. И мы, безусловно, будем в контакте и с их педагогами, и с родителям. Родители ведь - это тоже достаточно хрупкий организм: у некоторых из них звездная болезнь наступает раньше, чем у их самородков.

Что хотелось бы передать из своего опыта юным пианистам?

Денис Мацуев: Всем им надо понимать, что каждый раз, выходя на сцену, тем более, с титулами лауреата Grand Piano или Конкурса Чайковского, надо играть так, как в последний раз, отдаваться на 150 процентов. И я знаю примеры, когда лауреаты последних Конкурсов Чайковского не все свои концерты проводили на высоком уровне, считая, что раз они лауреаты, то достаточно выучить концерт за неделю, приехать в знаменитый концертный зал, забитый до отказа, и просто сыграть. Но одно-два таких проходных выступления, и все может закончиться в одно мгновение: тебя больше не пригласят, пойдет слух, и точка. Бренд победителя - это огромная ответственность. Расслабляться нельзя: каждый концерт должен быть триумфом. Если уже вы вошли в эту историю, если вам дали шанс, вы его не должны упустить. Ну, а мы будем продолжать наш конкурс. Второй Grand Piano состоится через два года, в канун Чемпионата мира по футболу.

Прямая речь

Сандро Небиеридзе (Грузия), обладатель Гран-при Первого конкурса Grand Piano:

Когда мы узнали про новый конкурс в Москве, я очень захотел здесь выступить. Я уже участвовал в проектах Дениса Леонидовича в Астане в 2015 году и в 2013 году Киеве. Но в Москве в жюри собрались такие знаменитые музыканты, что очень захотелось перед ними сыграть. В сольном туре я исполнил свою Сонату №1. Композицией занимаюсь уже несколько лет, и у меня есть Фортепианный концерт, посвященный Прокофьеву, камерная опера на сюжет грузинской сказки, которую обещали поставить на фестивале в Аугсбурге в 2017 году. По заказу фестиваля пишу сейчас Трио для фортепиано. Мой педагог по фортепиано - профессор Тбилисской консерватории Лали Саникидзе. Она закончила Гнесинский институт, и во время конкурса мы приходили в ее класс, были в музее института. По ее совету я начал два года назад учить русский язык, чтобы читать русскую классическую литературу. Пока, правда, лучше говорю по-английски. Но я очень рад, что впервые приехал в Москву. Здесь на конкурсе такая хорошая атмосфера: мы все общаемся, дружим. Многих из тех, кого я знаю по прежним конкурсам Дениса Мацуева, я снова встретил в Москве.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?