Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Мещанин во дворянстве очень кратко. Мольер, краткий пересказ «Мещанин во дворянстве

Комедию “Мещанин во дворянстве” написал в 1670 году Жан-Батист Поклен, больше известный как Мольер. Произведение относится литературному направлению реализм. Автор высмеивает типичного богатого буржуа – господина Журдена, который вознамерился стать аристократом. Но на деле лишь неуклюже подражал дворянской жизни.

Мольер “Мещанин во дворянстве” – действие первое

Действие происходит в Париже. Учитель музыки вместе с учителям танцев репетируют перед предстоящим выступлением. Между собой они обсуждают глупость и невежество господина Журдена. Но, когда появляется сам богач, учителя всячески льстят ему, нахваливая новый халат.

Журден не понимает красоты звучания скрипки, считают ее игру скучной. Собеседники советуют ему больше времени уделять изучению искусств.

Мольер “Мещанин во дворянстве” – действие второе

Журден отдает распоряжение вечером устроить балет, так как к нему приедет очень важная гостья. Учителя, предвкушая наживу, советуют горе-аристократу давать концерты чаще. Далее приходит учитель фехтования. Он считает танцы и музыку никчемными занятиями. Учителя начинают спорить друг с другом.

Пытаясь прекратить спор, Журден призывает на помощь учителя философии. Но тот и сам ввязывается в перепалку. Дело доходит до драки.

Учитель философии преподает Журдену такие научные дисциплины, как физику, этику и логику. Богач считает это неинтересным и скучным. Тогда учитель начинает преподавать грамоту. Журден просит помочь написать любовную записку и неожиданно открывает для себя, что всю жизнь говорил прозой.

Затем приходит портной с новым костюмом. Журден замечает, что он сшит из точно такой же ткани, как и у самого портного. К тому же рисунок расположен неправильно - перевернут вверх дном. Но портной уверяет, что это писк моды и именно так одеваются в высших кругах.


Мольер “Мещанин во дворянстве” – действие третье

Служанка дочери Журдена, Николь, смеется над новым костюмом мещанина. Жена богача тоже осуждает внешний вид мужа.

Граф Дорант же нахваливает обновку мещанина, а потом просит у него деньги. Госпожа Журден осуждает графа, а мужа называет “дойной коровой”. Дорант говорит, что договорился с маркизой, чтобы та посетила дом мещанина.

Жена господина Журден хочет выдать дочь замуж за Клеонта. Служанка Николь в восторге от этой новости, ведь ей так нравится слуга Клеонта.

Клеонт просит у мещанина руки его дочери, но тот отказывает. Журден не хочет отдавать дочь за человека недворянского происхождения. Расстроенного Клеонта утешает его слуга Ковьель, уверяя, что придумал, как обмануть богача.

Оказывается, все подарки маркизе от мещанина, Дорант преподносил как свои. Аристократка согласилась на встречу у Журдена, так как не хотела компрометировать себя, приглашая Доранта к себе или посетив его сама.

Маркиза смеется над неуклюжим поклоном Журдена. Дорант предупреждает его, чтоб тот не говорил о драгоценностях, ранее подаренных мещанином гостье. Объясняет свою просьбу тем, что в высшем обществе о таком не напоминают.


4) Мольер “Мещанин во дворянстве” – действие четвертое

Идет пир. Доримена удивлена, что такое торжество посвящено именно ей. Журден, полагая, что та знает, кто купил ее бриллиант называет украшение безделицей.

Появляется госпожа Журден. Она считает, что муж нашел себе новую пассию и ради нее выпроводил жену из дома.

Ковьель представляется Журдену давним другом его отца. Он рассказывает, что Клеонт на самом деле - сын дворянина. Также от сообщает, что на дочери мещанина желает жениться сын султана из Турции. Появляется Клеонт, переодетый турком, и говорит о своем намерении.

Церемония проходит на турецкий лад, с танцующими и поющими дервишами.


Мольер “Мещанин во дворянстве” – действие пятое

Мещанин говорит жене, что отныне он - мамуши. Госпожа Журден сетует, что ее муж очевидно сошел с ума. Люсиль отказывается от предложение руки и сердца, но затем узнает в чужестранце своего любимого, Клеонта. Девушка дает согласие на брак. Госпожа Журден тоже узнав правду, отдает приказ привезти нотариуса.

Граф говорит, что он и маркиза скоро поженятся. Журден уверен, что это объявление лишь для отвода глаз. Он отдает Николь переводчику, переодетому Ковьелю, а собственную жену - кому угодно.

Ковьель называет господина Журдена сумасбродом.


Комедия Мольера “Мещанин во дворянстве” - шедевр не только французской, но и мировой литературы. Произведение стоит того, чтобы потратить время на чтение полной версии, а не только краткого пересказа.

Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» была написана в 1670 году. Произведение создано в рамках литературного направления реализм. В комедии «Мещанин во дворянстве» автор осмеивает типичного буржуа – невежественного господина Журдена, который пытался примкнуть к «высшему сословию», но у него получалось лишь неуклюже подражать жизни дворянства.

Если вам нужно быстро понять о чем рассказ Мольера, рекомендуем прочитать краткое содержание «Мещанина во дворянстве» по действиям на нашем сайте. Также этот материал позволит быстро подготовиться к уроку мировой литературы. Пьеса «Мещанин во дворянстве» включена в школьную программу 8 класса.

Главные герои

Господин Журден – мещанин, который хотел быть дворянином. Окружающие смеялись над ним, но подыгрывали ему ради собственной выгоды.

Госпожа Журден – жена господина Журдена; не разделяла его желания стать дворянином.

Клеонт – молодой человек, влюблен в Люсиль.

Ковьель – слуга Клеонта.

Дорант – граф, знакомый Журдена, который постоянно занимал у мещанина деньги. Влюблен в Доримену.

Другие персонажи

Люсиль – дочь господина и госпожи Журден, влюблена в Клеонта.

Николь – служанка Люсиль.

Доримена – маркиза; Журден пытался добиться ее расположения через Доранта.

Учителя танцев, музыки, фехтования, философии , которых нанимал Журден.

Действие первое

Явление 1

Париж. Дом господина Журдена. Учитель музыки и учитель танцев готовятся к вечернему выступлению и обсуждают, что хотя Журден нисколько не разбирается в искусстве, «деньги выпрямляют кривизну его суждений, его здравый смысл находится в кошельке» .

Явление 2

Журден хвалится перед учителями своим новым халатом, те во всем ему льстят.

Мещанину кажется заунывным звучание скрипки. Учителя отмечают, что Журдену стоит учиться искусствам, так как «все распри, все войны на земле» , «все злоключения, коими полна история» происходят от незнания музыки и неумения танцевать.

Действие второе

Явление 1

Журден распоряжается, чтобы к вечеру балет был готов, так как приедет особа, для которой он все это устраивает. Учитель музыки, предвкушая хорошую оплату, советует мещанину давать концерты по средам и четвергам, как это делают все знатные господа.

Явления 2-3

Пришедший учитель фехтования обучает мещанина, объясняя, что «весь секрет фехтования заключается в том, чтобы <…> наносить противнику удары» и «самому таковых не получать» . Учитель фехтования высказывает мысль, что танцы и музыка – бесполезные науки. Между учителями начинается спор.

Явления 4-5

Журден просит пришедшего учителя философии помирить ссорящихся. Ссылаясь на трактат Сенеки о гневе, философ пытается их успокоить, однако сам ввязывается в спор, который перерастает в драку.

Явление 6

Урок философии. Учитель предлагает обучить Журдена премудростям философии: логике, этике и физике, но они не вызывают у мещанина интереса. Журден просит научить его правописанию. Учитель рассказывает ему о том, что существуют гласные и согласные буквы.

Журден просит философа помочь ему написать любовную записку, но в итоге они останавливаются на первоначальном варианте мещанина: «Прекрасная маркиза, ваши прекрасные глаза сулят мне смерть от любви» . Неожиданно мещанин узнает, что всю жизнь выражался прозой.

Явления 7-8

Портной приносит Журдену новый костюм. Мещанин замечает, что костюм сшит из той же ткани, что и одежда на портном, а узор (цветочки) расположен вверх ногами. Портной успокаивает его тем, что так модно в высшем обществе.

Явления 9-10

Танцуя вокруг Журдена, подмастерья надевают на него новый костюм. Они называют мещанина «Ваша милость» , «Ваше сиятельство» , «Ваша светлость» , за что получают щедрую плату.

Действие третье

Явления 1-3

Увидев новый наряд Журдена, Николь не может сдержать смеха. Госпожа Журден возмущена внешним видом мужа, который «вырядился шутом» , а над ним и так все смеются. Журден решает похвастаться перед женой и Николь полученными знаниями, но ничем не удивляет женщин. Более того, фехтуя с мужчиной, служанка с легкостью несколько раз колет его.

Явления 4-5

Дорант нахваливает новый костюм Журдена и упоминает, что говорил о нем «в королевской опочивальне» , чем тешит самолюбие мещанина.

Дорант просит у Журдена «еще двести пистолей» , чтобы округлить сумму своего значительного долга. Возмущенная госпожа Журден называет своего мужа «дойной коровой» , а Доранта «проходимцем» .

Явления 6

Дорант сообщает, что уговорил маркизу приехать сегодня к мещанину, передав ей бриллиант – подарок Журдена. Николь случайно слышит часть разговора мужчин и узнает, что мещанин вечером отправляет жену в гости к сестре, чтобы их ничто «не стеснило» .

Явления 7-11

Госпожа Журден уверена, что ее муж «за кем-то приударяет» . Женщина хочет выдать свою дочь за влюбленного в нее Клеонта. Николь в восторге от ее решения госпожи, так как ей нравится слуга Клеонта.

Госпожа Журден советует Клеонту сегодня же просить руки ее дочери у господина Журдена.

Явление 12

Клеонт просит руки Люсиль у господина Журдена. Мещанина интересует только то, дворянин ли будущий зять. Клеонт, не желая обманывать, признается, что таковым не является. Журден отказывает, так как хочет, чтобы его дочь была маркизой.

Явления 13-14

Ковьель успокаивает расстроенного Клеонта – слуга придумал, как «обвести вокруг пальца нашего простофилю» .

Явления 15-18

Доримена не хотела встречаться с Дорантом у нее либо у него дома, поэтому согласилась обедать у Журдена. Все подарки мещанина граф дарил маркизе от своего имени.

Явления 19-20

Встречая маркизу, Журден нелепо кланяется, чем очень забавляет женщину. Дорант предупреждает мещанина, чтобы он не упоминал о подаренном Доримене бриллианте, так как это неучтиво в светском обществе.

Действие четвертое

Явление 1

Доримена удивлена тем, что ради нее устроили «роскошный пир» . Журден, обратив внимание на бриллиант на руке маркизы, называет его «сущей безделицей» , считая, что женщина знает, что это подарок от него.

Явления 2-4

Неожиданно появляется госпожа Журден. Женщина возмущена тем, что выпроводив жену, ее муж устраивает «пир» для другой дамы. Дорант пытается оправдаться, объясняя, что обед устроил он. Госпожа Журден не верит в это. Расстроенная маркиза уходит, за ней отправляется Дорант.

Явления 5-8

Переодетый Ковьель выдает себя за старого друга отца Журдена. Ковьель рассказывает, что отец мещанина был не купцом, а дворянином. Однако основная цель его визита – сообщение, что сын турецкого султана давно влюблен в дочь Журдена и хочет жениться на ней. Вскоре к ним присоединяется переодетый турком Клеонт и через переводчика-Ковьеля сообщает о своих намерениях.

Ковьель просит Доранта подыграть им.

Явления 9-13

Турецкая церемония. Муфтий со свитой, дервиши и турки поют и танцуют, проводя посвящение Журдена, переодетого в турецкие одежды, в турка. Муфтий кладет на спину мещанина Коран, призывает Магомета.

Действие пятое

Явление 1

Журден объясняет жене, что теперь он стал мамамуши. Женщина решает, что ее муж сошел с ума.

Явления 2-3

Дорант уговаривает Доримену остаться, чтобы поддержать идею Клеонта с маскарадом и посмотреть устроенный для нее балет.

Явления 4-7

Люсиль сначала отказывается выходить замуж, но, узнав в турке Клеонта, соглашается.

Госпожа Журден также была против женитьбы, но когда Ковьель тихо объяснил ей, что происходящее только маскарад, распорядилась послать за нотариусом.

Дорант объявляет, что они с маркизой тоже решили пожениться. Журден думает, что граф это сказал для отвода глаз. Радостный мещанин отдает Николь «толмачу» Ковьелю, а свою «супругу – кому угодно» . Ковьель удивляется, что «другого такого сумасброда на всем свете не сыщешь!» .

«Комедия заканчивается балетом» .

Заключение

Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» входит в число самых известных драматических произведений. Пьесу ставили более двадцати ведущих театров, она четыре раза была экранизирована. Привлекая яркостью описанных характеров и тонким юмором, гениальное произведение остается интересным и для современных читателей.

Тест по комедии

После прочтения краткого содержания не забудьте пройти тест:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 2019.

Жан Батист Мольер

Мещанин во дворянстве

Действующие лица комедии

Господин Журден-мещанин.

Госпожа Журден-его жена.

Люсиль — дочь Журдена.

Клеонт — влюбленный в Люсиль.

Доримены — маркиза.

Дорант — граф, влюбленный в Доримену.

Николь — горничная в Журден.

Ковьель — слуга Клеонта.

Учитель музыки.

Ученик учителя музыки.

Учитель танцев.

Учитель фехтования.

Учитель философии.

Его ученик.

Два лакеи.

Действующие лица балета

В первом действии

Двое певцов.

Танцоры.

В втором действии

Ученики портному (танцующие).

В третьем действии

Повара (танцующие).

В четвертом действии

Трое певцов.

Турецкая церемония

Турки, помощники Муфтия (танцующие).

Дервиши (что поют).

Турки (танцующие).

В пятой действия

Балет наций. Действие происходит в Париже, в доме господина Журдена.

Действие первое

Учитель музыки и учитель танцев приглашают певцов, танцоров войти в зал, пока не придет хозяин. Затем учитель музыки берет у своего ученика серенаду, которую он написал для господина, и показывает ее учителю танцев. Просмотрев арию, оба учителя начинают разговор о господина Журдена. Учитель музыки говорит, что они нашли именно такого человека, который им и нужен. Господин Журден прикидывается галантного шляхтича, а сам ничегошеньки не понимает в исскуства, однако хорошо платит, и это самое главное. По его слова учитель танцев отвечает, что его, кроме денег, влечет еще и слава. Ему приятно работать для людей, которые способны ощутить все тонкие нюансы искусства. Учитель музыки соглашается с учителем танцев, им «искренние аплодисменты не накормят желудка!»

Это, может, и хорошо, что господин Журден человек темная и аплодирует каждой бессмыслицы, потому что за его деньги можно простить Журдену всякую глупость. Учитель музыки отмечает, что господин прославит их талант среди великого общества:

«… он нам платить за других, а они нас восхвалять за него».

В зал входит господин Журден. Он немного замешкался, потому что сегодня наряжался именно так, как убирается благородное панство. Журден попросил учителей остаться у него, пока не принесут его нового наряда, которым господин желал похвастаться, и начал рассказывать, что он очень элегантен. Это господин Журден обусловливал тем, что на нем индийский халат, новые красные бархатные штаны и зеленый бархатный камзол. Учителя друг перед другом начали восхвалять его великолепный внешний вид. Затем господин прослушал новую арию, которая, по его мнению, была печальной, и спел в ответ бессмысленную песенку про овечку. Учитель музыки и учитель танцев теперь начали восхвалять прекрасный голос хозяина и доказывать, что музыка и танцы воспитывают у человека чувства прекрасного. Учитель музыки сосредоточил внимание на том, что все неурядицы, все войны, которые творятся в мире, возникли именно потому, что никто не учится музыке. А учитель танцев сказал, что человек делает иногда неверный шаг в жизни, и не умеет хорошо танцевать. Господин Журден согласился с их мнением и размышлял, где бы его найти свободное время овладевать всеми видами искусства, поскольку, кроме учителя фехтования, он еще пригласил учителя философии, который должен был начать занятия этим утром. В конце хозяин послушай музыкальный диалог, который понравился ему «ловкенькимы» выражениями, а танцоры исполнили несколько танцев, чтобы господин Журден увидел образец грациозных движений.

Действие второе

Господину Журдену понравились танцы, а учитель музыки пообещал под музыку создать замечательный балет. Хозяин ответил, что это ему сегодня пригодится, поскольку к нему должна была прийти какая знатная лицо на обед. Он попросил учителей все упорядочить — прислать к обеду певцов и танцоров. Сам господин Журден надел поверх ночного колпака шляпу и начал танцевать с учителем танцев, чтобы доказать свое мастерство в этом виде искусства. Затем он попросил научить его кланяться маркизе.

«Да; маркизе, называемый Доримены».

Лакей сообщает господина Журдена, пришедший учитель фехтования. Хозяин просит учителя музыки и учителя танцев, чтобы они остались посмотреть, как он фехтует.

Учитель фехтования берет в лакея обе рапиры, одну из которых представляет Журден, и начинает учить, как надо правильно фехтовать. После занятия он рассказывает о том, что этот вид искусства заслужил большое уважение в государстве, и он выше всякие другие науки. Учителя музыки и танцев начинают спорить с учителем фехтования о том, что он пренебрежительно относится к непревзойденной красоты музыки и танцев. Дело чуть не доходит до драки, а господин Журден все время пытается прекратить между ними ссору.

Хозяин просит философа, который только что пришел, унять ссору между учителями. И философ начинает рассказывать, что нет худшего, бесчестной за гнев, что надо постоянно управлять своими чувствами, а не оскорблять друг друга. Он доказывает, что люди не должны спорить из суетную славу. На его слова учителя музыки и танцев ответили, что до танцев и музыки человечество испокон веков относилось с уважением, а какой фехтовальщик оскорбляет такие высокие виды искусства. После их доказательств, учитель философии сам вспыхнул гневом, потому как в его присутствии можно называть наукой вещи, которые просто жалкие ремесла сравнению с философией. И снова между учителями началась ссора, которую никак не мог остановить господин Журден.

Господин Журден думал о том, что вообще лучше не вмешиваться в драку, потому что можно порвать одежду, да и самому может перепасть.

Учитель философии поправляет свой воротник и предлагает Журденом вернуться к их лекции. Журден рассказывает ему, что очень хочет стать ученым и злится на родителей, которые не учили его различных наук в детстве. Учитель поддерживает его рассуждения и предлагает начать изучать логику, которая учит нас троих процессов мышления. Но Журденом названия процессов мышления показались сложными, и он не захотел их изучать. Тогда философ предлагает изучать мораль или физику. Журден не понравились и эти науки, поскольку в них тоже много путаницы. А на вопрос учителя, что же они тогда будут изучать, Журден ответил:

«Научите меня орфографии».

И философ начал обучать Журдена, как надо правильно произносить гласные и некоторые согласные звуки. Такое занятие понравилось хозяину, ибо оно не требовало никаких умственных усилий. После этого господин Журден обратился к учителю с просьбой. Он просил помочь ему написать нежную записочку к одной благородной дамы, в которую он влюбился. Учитель согласился. Он только спросил, прозой или стихами хочет написать господин, и разъяснил Журденом значение слов «проза» и «стих». Когда Журден узнал, что такое проза, то был очень удивлен:

«Право, более сорока лет разговариваю я прозой, а мне это никогда и в голову не приходило».

Хозяин и учитель согласились встретиться завтра и решить все дела.

Господин поинтересовался у лакея, не принесли еще его нового наряда. Лакей ответил, что еще не принесли, и Журден, как только мог, обругал портного.

Пришел портной и принес новые наряды. Господин Журден начал жаловаться на чулки, которые он ему прислал, потому были очень узкими. На это господин услышал ответ:

«Так вам только кажется».

Тогда портной начал рассказывать, какой он сшил хороший костюм Журдена, а когда господин Журден спросил, почему цветочки на костюме головками вниз, то узнал, что сейчас так носят все аристократы. Мерить новое платье хозяин решил под музыку.

Кравец приказал надеть на господина Журдена наряд так, как одевают знатных лиц. Под музыку четверо ребят, танцуя, одевают Журдена. Господин ходит к ним, а они разглядывают, хорошо подогнанный на него костюм. После этого один из учеников портного называет хозяина благородным господином и просит дать денег, чтобы выпить за его здоровье. Журдену понравилось, что его так назвали, и он дает парню деньги. Тогда ученик портного называет Журдена светлейшим, за что вновь получает деньги. А сам господин делает вывод:

«Вот оно что значит убираться так, как убираются знатные лица».

Четыре ученики портного танцуют на радостях, что господин Журден так их одарил.

Действие третье

Журден решает в новом наряде пройтись по городу. Он приказывает двум лакеям идти рядом с ним, чтобы все видели, что они его лакеи, и просит позвать к нему Николь.

Подходит Николь и начинает смеяться наряд господина Журдена. Ему не нравится такое поведение горничной, он начинает ее ругать и угрожает дать пощечину. Но Николь не перестает смеяться. Она говорит, что пусть лучше господин ее побьет, поскольку она не может удержаться от смеха. Господин Журден продолжает ругать Николь и приказывает убрать в комнатах в связи с приездом гостей.

Госпожа Журден удивлена новой одеждой мужа. Она говорит, что он нарядился, как огородное чучело, на него все пальцами будут скоро тыкать. Мало того, что в доме каждый день на скрипках играют и песни поют, так он еще разные чудаства выдумывает. Госпожа Журден вместе с Николь начинают спрашивать, зачем господину в таком возрасте нужны учителя танцев, фехтования, философии. Жена просит его фоне подумать о том, что надо уже дочку замуж отдавать. На ее слова господин Журден отвечает, что жена ничего не понимает и говорит глупости. Она даже не знает, что говорит прозой. Тогда господин Журден начинает объяснять Николь, как надо произносить звуки. Жена на все его пояснювання отвечает, что это ерунда, и учителей надо вообще выгнать из дома. Она говорит, что выдумки мужа начались с тех пор, как он «связался» с аристократами. А они только деньги одалживают у Журдена, как, например, тот, что сейчас пришло.

Это пришел Дорант. Он поздоровался с хозяевами и начал расхваливать роскошный наряд господина Журдена, в котором Журден, по его мнению, выглядел очень стройно. Тогда он рассказал господину, что сегодня говорил о нем в королевской спальне и попросил подсчитать, сколько он задолжал Журден. Журден назвал окончательную сумму, но вместо того, чтобы отдать долг, Дорант попросил еще занять денег и добавить их к общему счету. Гость объяснил, что занимает у господина Журдена, ибо это его лучший друг и «я боялся, что вы обидитесь, если я одолжу у кого другого». Господин Журден снова одолжил Доранта деньги, ибо говорил о нем в королевской спальне. А во время их беседы госпожа Журден думала, какой же ее муж дурак.

Дорант интересуется, почему госпожа Журден в плохом настроении и где их дочь. Он приглашает семью Журдене посетить днях к королевскому дворцу посмотреть балет и комедию. По его приглашению госпожи Журден отвечает, что ей сейчас не очень хочется посмеяться над комедии.

Господин Журден одалживает Доранта двести луидоров *. Гость ему очень благодарен и обещает пригодиться при дворе. Тогда они отходят от госпожи Журден, и Дорант говорит, что он отдал маркизе подарок Журдена — бриллиантовый перстень. Дорант доказывает, что этим подарком хозяин завоюет расположение маркизы, что она поймет его безграничное любви. Он подчеркивает, чтобы господин Журден больше дарил маркизе подарков, потому что женщины это очень любят. А сегодня маркиза приедет к ним в дом посмотреть балет. Дорант рассказывает, что он сам ухаживал за маркизой, а когда узнал о любви к ней Журдена, то решил ему помогать в «сердечных делах». А тем временем госпожа Журден просит Николь подслушать, о чем говорит ее муж с Дорант.

* Л у и д е р — старинная французская золотая монета.

Госпожа Журден разговаривает с Николь о том, что давно уже замечает, как мужчина, видимо, впадает круг некой дамы. Только она никак не может узнать, кто же эта женщина.

Кроме того, пора уже и о дочери позаботиться. Госпожа Журден хочет, чтобы Люсиль вышла замуж за Клеонтом, ибо они друг друга любят. На ее слова Николь отвечает:

«… Вам нравится господин, а мне еще больше — его слуга. Ох, и хорошо же было бы, если бы нас обвенчали одновременно!

Тогда хозяйка приказывает Николь побежать к Клеонта и позвать его к ним, чтобы пойти вместе к мужу попросить у него согласия на брак.

Николь приходит к Клеонта, но он вместе с Ковьель ее выгоняет и приказывает передать предательской барышне, что ей больше не удастся его обмануть. Николь ничего не может понять и бежит скорее к Люсиль.

Клеонт рассказывает Ковьель, как он очень любит Люсиль. А последний раз, встретившись на улице, она прошла мимо него молча. Ковьель ему отвечает, что Николь тоже так сделала. И они решают навсегда забыть своих возлюбленных, порвать с ними все отношения, потому девушки лукавые и неблагодарные.

Клеонт просит, чтобы слуга ему постоянно напоминал о плохие черты барышни, изображал ее в худшем виде. Но как только Ковьель начинал говорить, что в Люсиль большой рот, маленькие глаза и рост, Клеонт сразу начинал это отрицать. Но вот появляются Люсиль и Николь.

Люсиль и Николь спрашивают Клеонта и Ковьель случившегося. Видимо, они на них злые, потому смущены сегодняшней встречей. Клеонт отвечает, что рвет все отношения с Люсиль, а Ковьель его поддерживает:

«А куда он, туда и я».

Есть Ковьель будет равнодушным к Николь. Люсиль пытается объяснить Клеонта, почему она уклонилась от встречи с любимым, но он не хочет и слушать.

Наконец, Клеонт унимается, но теперь Люсиль не хочет с ним разговаривать. Тогда он заявляет, что барышня видит его в последний раз. Люсиль и Клеонт начинают спорить, а потом барышня объясняет, почему она не подошла к любимому. С ними шла ее старая тетка, которой не нравится, когда мужчина приближается к девушке. Тетя считает, что этим поступком человек збезчещуе ее. Клеонт и Ковьель обрадовались, что в этом и весь секрет.

Госпожа Журден просит Клеонта воспользоваться возможностью и попросить сейчас у мужа разрешения жениться на Люсиль. Для Клеонта это большая радость, потому что он давно этого хочет.

Клеонт обращается к господина Журдена, чтобы тот разрешил жениться на его дочери. Он говорит, что тогда бы считал себя самым счастливым человеком в мире. Прежде чем дать ответ, Журден спрашивает, шляхтич претендент в зятья. Клеонт отвечает ему благородно и честно — нет. Он отмечает, что не главное быть шляхтичем по социальному положению. Обеспечить семью Клеонт способен, а выдавать из себя шляхтича может каждый дурак, и не надо прятать свое истинное положение. Выслушав Клеонта господин Журден ответил:

«… дочь моя не для вас».

Госпожа Журден сразу начала защищать Клеонта, сказала, что они сами с мещанства, а муж ее уже, наверное, с ума сошел. Она никогда не согласится на неравный брак и никогда не захочет видеть свою единственную дочь маркизой, как того желает человек. На ее слова господин Журден ответил:

«Хватит болтовни! А таки наперекор вам всем, дочь моя будет маркизой! А как разозлит меня еще сильнее, то я с нее герцогиню сделаю!

Госпожа Журден подбадривает Клеонта. А Люсиль приказывает сказать отцу, щськрим Клеонта ни за кого другого не пойдет.

Ковьель говорит Клеонтом, что он натворил беды своим благородством. Но у него есть хорошая идея: обмануть благородного господина Журдена. Скоро будет маскарад, а для идеи Ковьель именно это и нужно.

Господин Журден злится, что все его упрекают благородными господами. А для него нет ничего приятнее, как разбираться с вельможным панством.

«Право, я рад бы себе на руке два пальца отрубить, чтобы родиться второй раз — графом или маркизом».

Лакей сообщает господина Журдена, пришедший граф с какой-то дамой.

Лакей пересказывает гостям, что господин сейчас выйдет.

Доримены колеблется, не допустила она ошибки, позволив привести себя в дом, где она ни с кем не знакома. Дорант ее успокаивает:

«А в каком другом месте, госпожа, могло бы приветствовать вас моя любовь? Ведь, боясь молвы, вы не хотите встречаться со мной наедине ни у вас, ни у меня ».

Маркиза говорит Доранта, что уже привыкла к его любви, дорогих подарков, а наиболее ее поразил бриллиантовый перстень. У нее уже нет сомнений, что она даст ему согласие на брак. Разговор маркизы и Доранта прервал господин Журден, который зашел в комнату.

Журден подходит слишком близко к Доримены и просит ее сделать шаг назад, чтобы он смог поклониться. Господин Журден очень рад, что маркиза одарила его такой лаской — пожаловала в гости. Но маркизу все время поражают смешные манеры хозяина. Тогда Дорант отрекомендовывает хозяина, а сам потихоньку говорит Журден, чтобы тот ничего не спрашивал у Доримены о бриллианте, потому что это с его стороны будет ужасно невежливо.

Лакей сообщайте, что все готово, и Дорант приглашает всех к столу и приказывает:

«… пусть позовут музыкантов».

Шесть поваров танцуют, после чего вносят накрытый стол, уставленный всевозможными яствами.

Действие четвертое

Доримены в восторге от роскошного банкета. А Дорант в свою очередь говорит, что весьма благодарен хозяину, который их так радушно приветствует, и соглашается с мнением господина Журдена, что этот банкет не достоин маркизы. За обедом хозяин обратил внимание на замечательные ручки маркизы. Доримены ответила, что ему, видимо, понравился бриллиант, потому что руки у нее совсем обыкновенные. Господин Журден стал отрицать, потому что он был «благородным человеком». После разговора Доримены пригласила к хорошему обеду музыку. Вышли певцы и начали петь о любви. Маркизе понравились прекрасные песни, а также комплименты господина Журдена. Она даже отметила, что не надеялась галантности от хозяина.

Дорант же обратил внимание маркизы на то, что господин Журден доедал все кусочки пищи, к которой Доримены прикоснулась.

В комнату заходит госпожа Журден и начинает упрекать мужа, что он ее отправил на обед к сестре, а сам устраивает банкеты с музыкой. Он неизвестных дам приветствует, нанимает певцов и комедиантов, «… а меня вон из собственной господи!»

В разговор вмешивается Дорант. Дорант говорит, что этот обед устроил он, что откуда госпожа Журден взяла, будто ее муж тратит на них деньги. Господин Журден только предложил свою усадьбу для развлечения. Дорант, конечно, ее обманул. Он даже не стесняясь рекомендует одеть госпожа Журден очки, чтобы она лучше видела, что творится у нее в доме и не говорила глупостей. Госпожа Журден сильно рассердилась на его слова. Она начала говорить, что Дорант потакает блажью мужа, а маркизе вообще … не подходит сеять в семье ссоры и позволять господину Журдену возле нее впадать. Доримены обижается и уходит из комнаты. Дорант бежит вслед за ней.

Господин Журден кричит на женщину, что она его осрамила и выгнала вельможных панов. Счастье жены, господин Журден не треснул ее тарелкой. В ответ ему жена говорит:

«плюнули я на твой обед! Я защищаю свои права, и все женщины будут стоять за меня ».

Господин Журден остался один в комнате и ругает жену, испортила все удовольствие.

Заходит переодетый Ковьель, которого не узнает господин Журден. Ковьель начинает рассказывать, что знал хозяина еще ребенком и был большим другом его покойного отца — настоящего благородного шляхтича. Господину Журдену понравилось, что хоть кто назвал отца шляхтичем. Он просит Ковьель засвидетельствовать всем его благородное происхождение, а не меркантильное, как доказывает жена. Ковьель соглашается и рассказывает, как он вернулся из долгого путешествия и приехал сообщить господину, что сын турецкого султана посетил города. Сын султана очень чтит личность господина Журдена и хочет сватать его дочь, в которую влюбился. Ковьель говорит, что султанский сын приедет сегодня в Журдена в дом и будет просить руки Люсиль. Приедет он еще и для того, чтобы предоставить господину Журдену почетный сан во всем мире — мамамуши, потому что очень уважает отца возлюбленной. Хозяин обрадовался таким новостям, но подчеркнул:

«Дочь моя ужасно упрямая, — влюбилась по уши в какого Клеонта».

Ковьель успокаивает господина Журдена, потому что сын султана очень схож с этим Клеонтом. А вот и он сам.

Заходит Клеонт в турецком наряде, и три пажи несут полы его кафтана. Клеонт начинает разговаривать по-турецки, а Ковьель переводит Журдену, что гость поздоровался с хозяином и просит его поскорее идти с ним готовиться к церемонии чинопроизводства, потому желает поскорее увидеться с Люсиль и сыграть свадьбу.

Ковьель смеется, какой же дурак господин Журден.

Ковьель просит Доранта помочь в одном деле. Надо заставить Журдена отдать дочь за его паныча. Дорант смеется, говорит, что сразу узнал Ковьель и теперь понял, почему он так одет. Он гарантирует успех, если за дело взялся Ковьель.

Первый выход балета. Турецкая церемония. Шестеро турок входят под музыку на сцену по двое. Они несут три ковра и, протанцевав несколько фигур, поднимают их высоко вверх.

Другие турки, поет, проходят под теми коврами и становятся по обе стороны сцены. Муфтий с дервишами заканчивает этот «поход». Турки стелют на полу ковры, Муфтий становится на них колени и молится несколько раз. После молитвы двое дервишем идут в господина Журдена.

Господин Журден стоит в турецком наряде, с бритой головой без тюрбана и без сабли, а Муфтий говорит ему бессмысленные слова.

Муфтий, турки танцуют и поют о господина Журдена непонятном языке.

Турки, танцуют и поют.

Второй выход балета.

Муфтий в праздничном тюрбане, украшенном зажженными свечами.

Дервиши вводят господина Журдена и ставят его на колени так, чтобы руками он прикасался земли, а спина его служила пюпитром * для корана **. Муфтий кладет господину Журдену на спину коран и начинает, кривляясь, молиться. Когда коран сняли со спины господина Журдена, тот тяжело вздохнул. Муфтий и турки начинают петь в Журдена, не мошенник ли он, не обманщик.

Третий выход балета.

Турки, танцуют, одевают под звуки музыки на господина Журдена тюрбан. Муфтий подает саблю и говорит: «Ты уже не шляхтич, — я не брехай».

Четвертый выход балета.

Турки, танцуют, бьют господина Журдена саблями и вместе с Муфтием произносят:

«Бейте, бейте, не жалейте!

Пятый выход балета. Турки, танцуют, бьют господина Журдена под музыку палками. Муфтий в это время говорит:

«Не стесняться, не кричать, — если хочешь господином стать!

Он вновь призывает Магомета ***, а турки, танцуют и поют, начинают прыгать вокруг Муфтия. Наконец все вместе выходят из комнаты и выводят под руки господина Журдена.

* Пюпитр-подставка для нот или книг в виде наклонной рамки или доски.

** Коран — книга, содержащая изложение догм и положений мусульманской религии.

*** Магомет-пророк, который основал мусульманскую религию — магометанство.

ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ

Госпожа Журден удивлена, почему ее муж так нарядился, как на маскарад собрался. Он отвечает, что с ним надо теперь важно разговаривать, потому что он «мамамуши», то есть имеет высокий сан в мире.

После этого господин Журден начал выкрикивать бессмысленные фразы. А госпожа Журден перепугалась и решила, что ее муж сошел с ума. Здесь появляются Дорант и маркиза.

Дорант рассказывает Доримены, что ее в Журдене ждет интересное развлечение, потому что такого сумасшедшего, как господин Журден, еще не видел. Кроме того, надо помочь Клеонтом получить любимую девушку и поддержать его выдумку по этому маскараду. Доримены отвечает, что этот молодой человек достоин своего счастья, и им не мешало бы уже жениться можно быстрее, ибо Дорант скоро останется без денег, делая ей дорогие подарки. Дорант обрадовался, он уже давно этого добивался. Заходит господин Журден.

Дорант и Доримены приветствуют господина Журдена с присвоением ему нового сана и браком дочери с сыном турецкого султана. Журден ответил, что бесконечно благодарен за визит и просит прощения за «дикарский выходку» своей жены. Доримены прощает все госпожа Журден, ибо она, видимо, очень дорожит своим мужем. Господин Журден начинает признаваться в любви маркизе, но Дорант прерывает его. Он отмечает, что высокий сан его приятеля не мешает ему не забывать знакомых. Появляется Клеонт, сидит турком.

Дорант свидетельствует Клеонта глубокое уважение, как почетному зятю господина Журдена. А тем временем хозяин беспокоится, ‘где делся переводчик, потому что сын султана, пожалуй, ничего не может понять. Он пытается сам перевести слова Доранта, но в Журдена это получается очень смешно.

Господин Журден просит Ковьель перевести Клеонта, что знатные лица — Дорант и Доримены свидетельствуют ему свою признательность и уважение. Ковьель начинает переводить, а хозяин в восторге от турецкого языка.

Журден просит подойти Люсиль ближе и подать руку Клеонта, который будет ее будущим мужем. Люсиль сначала удивилась, почему ее отец так одет.

«Не комедию вы играете?»

Потом сказала, что ни за кого замуж не выйдет, кроме Клеонта. Вдруг Люсиль узнает переодетого любимого и с радостью повинуется воле отца.

Госпожа Журден отрицает бракосочетания дочери с каким сыном турецкого султана. Господин Журден просит ее замолчать, а Доримены и Дорант говорят, что не надо отказываться от такого брака, потому что это большая честь, и Люсиль сама соглашается на этот брак. Госпожа Журден не хочет слушать их советов, а Люсиль обещает задушить собственными руками, если он женится с сыном султана. Тогда в разговор вмешивается Ковьель, он обещает все устроить, поговорив с госпожа Журден наедине. Она сначала не хочет его и слушать, а когда госпожа Журден убедили, то Ковьель объясняет хозяйки тихо, что это все маскарад. Сын турецкого султана — Клеонт, которого она желает видеть своим зятем, а он будто его переводчик. Выслушав Ковьель госпожа Журден соглашается на брак дочери и приказывает послать за нотариусом, чтобы поскорее заключить брачный контракт. Дорант говорит, что это хорошо, потому заодно он женится на маркизой. Его слова господин Журден воспринимает как способ надувательства госпожа Журден, которая ревнует мужа к маркизы, и без возражений соглашается это сделать в его присутствии. Дорант запропоновуе, в знак решение всех дел мирным путем, посмотреть балет. А Николь остается с Ковьель, который думает о том, что более глупой человека, чем господин Журден, пожалуй, в целом мире не найдешь.

Комедия заканчивается балетом p>

ЖАН БАТИСТ МОЛЬЕР
МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ
Комедия
Действующие лица комедии
Господин Журден - мещанин.
Госпожа Журден - его жена.
Люсиль - дочь Журденов.
Клєонт - влюблен в Люси.
Дорімена - маркиза.
Дорант - граф, влюбленный в Дорімену.
Николь - горничная в Журденов.
Ков"єль - слуга Клеонта.
Учитель музыки.
Ученик учителя музыки.
Учитель танцев.
Учитель фехтования.
Учитель философии.
Кравец.
Его ученик.
Два лакеи.
Действующие лица балета
В первой действия
Певица.
Двое певцов.
Танцоры.
Во второй действия
Ученики портному (танцуют).
В третьем действии
Повара (танцуют).
В четвертом действии
Трое певцов.
Турецкая церемония
Муфтий
Турки, помощники Муфтия (танцуют).
Дервиши (поют).
Турки (танцуют).
В пятом действии
Балет наций. Действие происходит в Париже, в доме господина Журдена.

Действие первое
Ява 1

Учитель музыки и учитель танцев приглашают певцов, танцоров войти в зал, пока не придет господин. Затем учитель музыки берет у своего ученика серенаду, которую он написал для господина, и показывает ее учитель танцев. Просмотрев арию, оба учителя начинают разговор о господина Журдена. Учитель музыки говорит, что они нашли именно такого мужа, который им нужен. Господин Журден изображает из себя галантного шляхтича, а сам ничегошеньки не смыслит в искусстве, однако хорошо платит, и это самое главное. На его слова учитель танцев отвечает, что его, кроме денег, привлекает еще и слава. Ему приятно работать для людей, которые способны ощутить все тонкие нюансы искусства. Учитель музыки соглашается с учителем танцев, им «искренние аплодисменты не накормят желудка!».
Это, может, и хорошо, что господин Журден человек темная и аплодирует каждой ерунде, потому что за его деньги можно простить Журдену всякую глупость. Учитель музыки подчеркивает, что господин прославит их талант среди великого общества:
«...он нам будет платить за других, а они нас вихвалятимуть за него».

В зал входит господин Журден. Он немного замешкался, потому что сегодня впитывался именно так, как убирается благородные господа. Журден попросил учителей остаться у него до тех пор, пока не принесут его нового наряда, которым господин желал похвастаться, и начал рассказывать, что он очень элегантный. Это господин Журден оговаривал тем, что на нем индийский халат, новые красные бархатные штаны и зеленый бархатный камзол. Учителя друг перед другом начали восхвалять его великолепный внешний вид. Затем господин прослушал новую арию, которая, по его мнению, была печальной, и пропел в ответ бессмысленную песенку про овечку. Учитель музыки и учитель танцев теперь начали восхвалять замечательный голос хозяина и доказывать, что музыка и танцы воспитывают у человека чувства прекрасного. Учитель музыки сосредоточил внимание на том, что все неурядицы, все войны, которые творятся в мире, возникли именно из-за того, что никто не учится музыке. А учитель танцев сказал, что человек делает иногда неверный шаг в жизни, потому что не умеет хорошо танцевать. Господин Журден согласился с их мыслями и размышлял, где бы его найти свободное время овладевать всеми видами искусства, ибо, кроме учителя фехтования, он еще пригласил учителя философии, который должен был начать занятия этого утра. В конце хозяин послушай музыкальный диалог, который понравился ему «ловкенькими» выражениями, а танцоры исполнили несколько танцев, чтобы господин Журден увидел образец грациозных движений.

Действие второе
Ява 1

Господину Журдену понравились танцы, а учитель музыки пообещал под музыку создать великолепный балет. Хозяин ответил, что это ему сегодня пригодится, потому что к нему должна была прийти какая-то знатная лицо на обед. Он попросил учителей все упорядочить - прислать к обеду певцов и танцоров. Сам господин Журден надел поверх ночного колпака шляпу и начал танцевать с учителем танцев, чтобы доказать свое мастерство в этом виде искусства. Затем он попросил научить его поклоняться маркизе.
«Да; маркизе, что называется Доріменою».

Лакей сообщает господина Журдена, что пришел учитель фехтования. Хозяин просит учителя музыки и учителя танцев, чтобы они остались посмотреть, как он фехтует.

Учитель фехтования берет в лакея обе рапиры, одну из которых подает Журденові, и начинает учить, как надо правильно фехтовать. После занятия он рассказывает о том, что этот вид искусства заслужил большое уважение в государстве, и он выше всякие другие науки. Учителя музыки и танцев начинают спорить с учителем фехтования о том, что он пренебрежительно относится к непревзойденной красоты музыки и танцев. Дело чуть не доходит до драки, а господин Журден все время пытается прекратить между ними ссору.

Хозяин просит философа, который только что пришел, унять ссору между учителями. И философ начинает рассказывать, что нет худшего, позорнее за гнев, что нужно постоянно управлять своими чувствами, а не оскорблять друг друга. Он доказывает, что люди не должны спорить через суєтну славу. На его слова учителя музыки и танцев ответили, что до танцев и музыки человечество испокон веков относилось с уважением, а какой-то фехтовальщик оскорбляет такие высокие виды искусства. После их доказательств, учитель философии сам вспыхнул гневом, потому как в его присутствии можно называть наукой вещи, которые просто жалкие ремесла сравнению с философией. И вновь между учителями началась ссора, которую никак не мог остановить г-н Журден.

Господин Журден думал о том, что вообще лучше не вмешиваться в драку, потому что можно порвать наряды, да и самому может перепасть.

Учитель философии поправляет свой воротник и предлагает Журденові вернуться к их лекции. Журден рассказывает ему, что очень хочет стать ученым и злится на родителей, которые не учили его различных наук в детстве. Учитель поддерживает его рассуждения и предлагает начать изучать логику, которая учит нас троих процессов мышления. Но Журденові названия процессов мышления показались сложными, и он не захотел их изучать. Тогда философ предлагает изучать мораль или физику. Журденові не понравились и эти науки, потому что в них тоже много путаницы. А на вопрос учителя, что же они тогда будут изучать, Журден ответил:
«Научите меня орфографии».
И философ начал обучать Журдена, как надо правильно произносить гласные и некоторые согласные звуки. Такое занятие понравилось хозяину, потому что оно не требовало никаких умственных усилий. После этого господин Журден обратился к учителю с просьбой. Он просил помочь ему написать нежную записочку к одной благородной дамы, в которую он влюбился. Учитель согласился. Он только спросил, прозой или стихами хочет написать господин, и разъяснил Журденові значение слов «проза» и «стихи». Когда Журден узнал, что такое проза, то был очень удивлен:
«Пожалуй, более сорока лет говорю я прозой, а мне это никогда и в голову не приходило».
Хозяин и учитель согласились встретиться завтра и решить все дела.

Господин поинтересовался у лакея, не принесли еще его нового наряда. Лакей ответил, что еще не принесли, и Журден, как только мог, обругал портного.

Пришел портной и принес новую одежду. Господин Журден начал жаловаться на чулки, которые он ему прислал, потому что были очень узкими. На это господин услышал ответ:
«Это вам только кажется».
Тогда кравец начал рассказывать, какой он хороший костюм пошил Журденові, а когда господин Журден спросил, почему цветочки на костюме головками вниз, то узнал, что сейчас так носят все аристократы. Мерить новый наряд хозяин решил под музыку.

Кравец приказал надеть на господина Журдена наряды так, как одевают знатных лиц. Под музыку четыре ребята, танцуя, одевают Журдена. Господин расхаживает между них, а они разглядывают, хорошо подогнанную на него костюм. После этого один из учеников кравца называет хозяина благородным господином и просит дать денег, чтобы выпить за его здоровье. Журдену понравилось, что его так назвали, и он дает парню деньги. Тогда ученик портного называет Журдена ясновельможный, за что вновь получает деньги. А сам господин делает вывод:
«Вот оно что значит убираться так, как носят знатные особы».

Четыре ученика портного танцуют на радостях, что господин Журден так их одарил.

Действие третье
Ява 1

Журден решает в новом наряде пройтись по городу. Он приказывает двум лакеям идти рядом с ним, чтобы все видели, что они его лакеи, и просит позвать к нему Николь.

Подходит Николь и начинает смеяться с наряды господина Журдена. Ему не нравится такое поведение горничной, он начинает его ругать и грозится дать пощечину. Но Николь не перестает смеяться. Она говорит, что пусть лучше господин ее побьет, потому что она не может удержаться от смеха. Господин Журден продолжает ругать Николь и приказывает убрать в комнатах в связи с приездом гостей.

Госпожа Журден удивлена новым одеждой мужа. Она говорит, что он нарядился, как огородное пугало, что на него все пальцами будут скоро тыкать. Мало того, что в доме ежедневно на скрипках играют и песни поют, так он еще разные чудаства придумывает. Госпожа Журден вместе с Николь начинают спрашивать, зачем господину в таком возрасте нужны учителя танцев, фехтования, философии. Жена просит его вместо этого подумать о том, что надо уже дочку замуж отдавать. На ее слова господин Журден отвечает, что жена ничего не понимает и говорит глупости. Она даже не знает, что говорит прозой. Тогда господин Журден начинает объяснять Николь, как надо произносить звуки. Жена на все его объяснялки отвечает, что это чушь, и учителей надо вообще выгнать из дома. Она говорит, что выдумки мужа начались с тех пор, как он «снюхался» с аристократами. А они только деньги берут взаймы у Журдена, как, например, то, что сейчас пришел.

Это пришел Дорант. Он поздоровался с хозяевами и начал восхвалять роскошный наряд господина Журдена, в котором Журден, по его мнению, выглядел очень смирно. Тогда он рассказал господину, что сегодня говорил о нем в королевской спальни и попросил подсчитать, сколько он задолжал Журденові. Журден назвал окончательную сумму, но вместо того, чтобы отдать долг, Дорант попросил еще занять денег и добавить их к общему счету. Гость объяснил, что одалживает у господина Журдена, потому что он его лучший друг и «я боялся, что вы образитесь, если я одолжу у кого другого». Господин Журден снова одолжил Дорантові деньги, потому что тот говорил о нем в королевской спальни. А во время их разговора госпожа Журден думала, какой же ее муж дурак.

Дорант интересуется, почему госпожа Журден в плохом настроении и где сейчас их дочь. Он приглашает семью Журденов посетить на днях до королевского дворца посмотреть балет и комедию. На его приглашение госпожа Журден отвечает, что ей сейчас не очень хочется посмеяться с комедии.

Господин Журден одалживает Доранту две сотни луїдорів*. Гость ему очень благодарен и обещает стать службу при дворе. Тогда они отходят от госпожа Журден, и Дорант говорит, что он отдал маркизе подарок Журдена - бриллиантовый перстень. Дорант доказывает, что этим подарком хозяин вызовет благосклонность маркизы, что она поймет его безграничную любовь. Он настаивает на том, чтобы господин Журден больше дарил маркизе подарков, потому что женщины это очень любят. А сегодня маркиза приедет к ним в дом посмотреть балет. Дорант рассказывает, что он сам ухаживал за маркизой, а когда узнал о любви к ней Журдена, то решил ему помогать в «сердечных делах». А тем временем госпожа Журден просит Николь подслушать, о чем говорит ее муж с Дорантом.
* Л у и д о г - старинная французская золотая монета.

Госпожа Журден разговаривает с Николь о том, что давно уже замечает, как мужчина, видимо, впадает круг какой-то дамы. Только она никак не может узнать, кто же эта женщина.
Кроме того, пора уже и о дочери позаботиться. Госпожа Журден хочет, чтобы Люсиль вышла замуж Клеонтом, потому что они друг друга любят. На ее слова Николь отвечает:
«...Вам нравится господин, а мне еще больше - его слуга. Ох, и хорошо же было бы, если бы нас обвенчали одновременно!»
Тогда хозяйка приказывает Николь побежать к Клеонта и позвать его к ним, чтобы пойти вместе к мужа попросить у него согласия на брак.

Николь приходит к Клеонта, но он вместе с Ков"єлем ее выгоняет и приказывает передать зрадливій барышне, что ей больше не удастся его обмануть. Николь ничего не может понять и бежит скорей к Люсиль.

Клеонт рассказывает Ков"єлю, как он очень любит Люсиль. А в последний раз, встретившись на улице, она прошла мимо него молча. Ков"єль ему отвечает, что Николь тоже так сделала. И они решают навсегда забыть своих любимых, порвать с ними все отношения, потому что девушки злые и неблагодарные.
Клеонт просит, чтобы слуга ему постоянно напоминал о плохие черты барышни, изображал ее в самом худшем виде. Но только Ков"єль начинал говорить, что у Люсиль большой рот, маленькие глаза и рост, Клеонт сразу начинал это отрицать. И вот появляются Люсиль и Николь.

Люсиль и Николь спрашивают у Клеонта и Ков"єля, что случилось. Видимо, они на них злые, потому смущены сегодняшней встречей. Клеонт отвечает, что рвет все отношения с Люсиль, а Ков"єль его поддерживает:
«А куда он, туда и я».
То есть Ков"єль будет равнодушным к Николь. Люсиль пытается объяснить Клеонту, почему она уклонилась от встречи с любимым, но он не хочет и слушать.
Наконец, Клеонт унимается, но теперь Люсиль не хочет с ним разговаривать. Тогда он заявляет, что она видит его в последний раз. Люсиль и Клеонт начинают спорить, а потом барышня объясняет, почему она не подошла к любимому. С ними шла ее старая тетка, которой не нравится, когда мужчина приближается к девушке. Тетя считает, что этим поступком человек збезчещує ее. Клеонт и Ков"єль обрадовались, что в этом и весь секрет.

Госпожа Журден просит Клеонта воспользоваться возможностью и попросить сейчас у мужа разрешения жениться на Люсиль. Для Клеонта это большая радость, потому что он давно этого желает.

Клеонт обращается к господина Журдена, чтобы тот позволил ему жениться на его дочери. Он говорит, что тогда бы считал себя самым счастливым человеком в мире. Прежде чем дать ответ, Журден спрашивает, шляхтич претендент в зяття. Клеонт отвечает ему благородно и честно - нет. Он подчеркивает, что не главное быть дворянином по социальным положением. Обеспечить семью Клеонт способен, а выдавать себя шляхтича может каждый дурак, и не надо прятать свое истинное положение. Выслушав Клеонта господин Журден ответил:
«...дочь моя не для вас».
Госпожа Журден сразу начала защищать Клеонта, сказала, что они сами из мещанства, а муж ее уже, наверное, с ума сошел. Она никогда не согласится на неравный брак и никогда не захочет видеть свою единственную дочь маркизой, как того желает человек. На ее слова господин Журден ответил:
«Довольно болтовни! А таки наперекор всем вам, дочь моя будет маркизой! А как розізлите меня еще сильнее, то я с нее герцогиню сделаю!»

Госпожа Журден подбадривает Клеонта. А Люсиль приказывает сказать отцу, щськрім Клеонта ни за кого другого не пойдет.

Ков"єль говорит Клеонтові, что он натворил своим благородством. Но у него есть хорошая идея: обмануть благородного господина Журдена. Скоро будет маскарад, а для идеи Ков"єля именно это и нужно.

Господин Журден злится, что все ему упрекают благородными господами. А для него нет ничего приятнее, как разбираться с вельможным барином.
«Право, я рад бы себе на руке два пальца отрубить, чтобы родиться второй раз - графом или маркизом».

Лакей сообщает господина Журдена, что пришел граф с какой-то дамой.

Лакей рассказывает гостям, что господин сейчас выйдет.

Дорімена колеблется, не допустила ли она ошибку, позволив привести себя в дом, где она ни с кем не знакома. Дорант ее успокаивает:
«А в каком другом месте, госпожа, могло бы приветствовать вас моя любовь? Ведь, боячися молвы, вы не желаете встречаться со мной один на один ни у вас, ни у меня».
Маркиза говорит Доранту, что уже привыкла к его любви, дорогих подарков, а наиболее ее поразил бриллиантовый перстень. У нее уже нет сомнений, что она даст ему согласие на брак. Разговор маркизы и Доранта прервал господин Журден, который зашел в комнату.

Журден подходит слишком близко к Дорімени и просит ее сделать шаг назад, чтобы он смог поклониться. Господин Журден очень рад, что маркиза одарила его такой лаской - пришла в гости. Но маркизу все время поражают забавные манеры хозяина. Тогда Дорант відрекомендовує хозяина, а сам тихо говорит Журденові, чтобы тот ничего не спрашивал у Дорімени о бриллиант, потому что это с его стороны будет очень невежливо.

Лакей сообщает, что все готово, и Дорант приглашает всех к столу и приказывает:
«...пусть позовут музыкантов».

Шесть поваров танцуют, после чего вносят накрыт стол, уставленный разнообразными блюдами.

Действие четвертое
Ява 1

Дорімена в восторге от роскошного банкета. А Дорант в свою очередь говорит, что весьма благодарен хозяину, который их так радушно приветствует, и соглашается с мнением господина Журдена, что этот банкет не достоин маркизы. За обедом хозяин обратил внимание на замечательные ручки маркизы. Дорімена ответила, что ему, видимо, понравился бриллиант, потому что руки у нее самые обычные. Господин Журден начал возражать, потому что он же был «благородным человеком». После разговора Дорімена пригласила хорошего обеда музыку. Вышли певцы и начали петь о любви. Маркизе понравились прекрасные песнопения, а также комплименты господина Журдена. Она даже отметила, что не надеялась галантности от хозяина.
Дорант же обратил внимание маркизы на то, что господин Журден доедал все кусочки пищи, к которой Дорімена прикоснулась.

В комнату заходит госпожа Журден и начинает упрекать мужа, что он ее отправил на обед к сестре, а сам устраивает банкеты с музыкой. Он неизвестных дам приветствует, нанимает музыкантов и комедиантов, «...а меня прочь из собственной господи?!»
В разговор вмешивается Дорант. Дорант говорит, что этот обед устроил он, откуда госпожа Журден взяла, будто ее муж тратит на них деньги. Господин Журден только предложил свою господу для развлечения. Дорант, конечно, ее обманул. Он даже не стесняясь рекомендует надеть госпожа Журден очки, чтобы она лучше видела, что творится у нее в доме и не говорила глупостей. Госпожа Журден очень разгневалась на его слова. Она начала говорить, что Дорант потакает глупости мужа, а маркизе вообще.не подобает сеять в семье ссоры и позволять господину Журдену круг ней ухаживать. Дорімена обижается и выходит из комнаты. Дорант бежит вслед за ней.

Господин Журден кричит на женщину, что она пристыдила его и выгнала вельможных панов. Счастье жены, что господин Журден не треснул ее тарелкой. В ответ ему жена говорит:
«Плевала я на твой обед! Я бороню свои права; и все женщины будут стоять за меня».

Господин Журден остался один в комнате и ругает жену, которая испортила все настроение.

Заходит переодетый Ков"єль, которого не узнает господин Журден. Ков"єль начинает рассказывать, что знал хозяина еще ребенком и был большим другом его покойного отца - настоящего благородного шляхтича. Господину Журдену понравилось, что хоть кто-то назвал отца шляхтичем. Он просит Ков"єля засвидетельствовать всем его благородном происхождении, а не крамарське, как доказывает жена. Ков"єль соглашается и рассказывает, словно он вернулся из долгого путешествия и приехал сообщить господина, что сын турецкого султана посетил города. Сын султана очень чтит лицо господина Журдена и хочет сватать его дочь, в которую влюбился. Ков"єль говорит, что султанский сын приедет сегодня к Журдена в дом и будет просить руки Люсиль. Приедет он еще и для того, чтобы предоставить господину Журдену самый почетный сан в целом мире - мамамуші, потому что очень уважает отца возлюбленной. Хозяин обрадовался таким новостям, но подчеркнул:
«Дочь моя страх которая упряма,- влюбилась по самые уши в какого Клеонта».
Ков"єль успокаивает господина Журдена, ибо сын султана очень схож с этим Клеонтом. А вот и он сам.

Заходит Клеонт в турецком наряде, и три пажи несут полы его кафтана. Клеонт начинает разговаривать по-турецки, а Ков"єль переводит Журдену, что гость поздоровался с хозяином и просит его поскорей идти с ним готовиться к церемонии чинопроизводства, потому что желает скорее увидеться с Люсиль и справить свадьбу.

Ков"єль смеется, какой же дурак господин Журден.

Ков"єль просит Доранта помочь в одном деле. Надо заставить Журдена отдать дочь за его барина. Дорант смеется, говорит, что сразу узнал Ков"єля и теперь понял, почему он так одет. Он гарантирует успех, если за дело взялся Ков"єль.

Первый выход балета. Турецкая церемония. Шестеро турок входят под музыку на сцену по двое. Они несут три ковры и, протанцевав несколько фигур, поднимают их высоко вверх.
Другие турки, распевая, проходят под теми коврами и становятся по обе стороны сцены. Муфтий с дервишами заканчивает этот «поход». Турки стелют на полу ковры, Муфтий становится на них на коленях и молится несколько раз. После молитвы двое дервішей идут к господина Журдена.

Господин Журден стоит в турецком наряде, с бритой головой без тюрбана и без сабли, а Муфтий говорит него бессмысленные слова.

Муфтий, турки танцуют и поют о господина Журдена непонятном языке.

Турки, танцуют и поют.

Второй выход балета.
Муфтий в праздничном тюрбане, украшенном зажженными свечами.
Дервиши вводят господина Журдена и ставят его на колени так, чтобы руками он касался земли, а спина его служила пюпитром* для корана**. Муфтий кладет господину Журдену на спину коран и начинает, кривляясь, молиться. Когда коран сняли со спины господина Журдена, тот тяжело вздохнул. Муфтий и турки начинают петь Журдена, не мошенник ли он, не обманщик.
Третий выход балета.
Турки, танцуют, одевают под звуки музыки на господина Журдена тюрбан. Муфтий подает саблю и говорит: «Ты уже не шляхтич,- я не брехай».
Четвертый выход балета.
Турки, танцуют, бьют господина Журдена саблями и вместе с Муфтием говорят:
«Бейте, бейте, не жалейте!»
Пятый выход балета. Турки, танцуют, бьют господина Журдена под музыку палками. Муфтий в это время говорит:
«Не стесняться, не кричать,- когда хочешь стать господином!»
Он вновь призывает Магомета***, а турки, что танцуют и поют, начинают прыгать вокруг Муфтия. Наконец все вместе выходят из комнаты и выводят под руки господина Журдена.
* Пюпитр - подставка для нот или книг в виде наклонной рамки или доски.
** Коран - книга, содержащая изложение догм и положений мусульманской религии.
*** Магомет - пророк, который основал мусульманскую религию - ислам.

Действие пятое
Ява 1

Госпожа Журден удивлена, почему ее муж так нарядился, как будто на маскарад собрался. Он отвечает, что с ним надо теперь важно разговаривать, потому что он «мамамуші», то есть имеет самый высокий сан в мире.
После этого господин Журден начал выкрикивать бессмысленные фразы. А госпожа Журден перепугалась и решила, что ее муж сошел с ума. Здесь появляются Дорант и маркиза.

Дорант рассказывает Дорімені, что ее в Журденов ждет интересное развлечение, потому что такого сумасшедшего, как господин Журден, еще мир не видел. Кроме того, надо помочь Клеонтові получить любимую девушку и поддержать его выдумку относительно этого маскарада. Дорімена отвечает, что этот панич достоин своего счастья, и им не мешало бы уже пожениться как можно скорее, потому Дорант скоро останется без денег, делая ей дорогие подарки. Дорант обрадовался, он уже давно этого добивался. Заходит господин Журден.

Дорант и Дорімена поздравляют господина Журдена с предоставлением ему нового сана и брака дочери с сыном турецкого султана. Журден ответил, что бесконечно благодарен за визит и просит прощения за «дикарский выходка» своей жены. Дорімена прощает все госпожа Журден, потому что она, видимо, очень дорожит своим мужем. Господин Журден начинает признаваться в любви маркизе, но Дорант прерывает его. Он отмечает, что высокий сан его приятеля не мешает ему не забывать знакомых. Появляется Клеонт, одет с турком.

Дорант удостоверяющий Клеонту глубокое уважение, как почетному зятю господина Журдена. А тем временем хозяин беспокоится," где делся переводчик, сын султана, видимо, ничего не может понять. Он пытается сам перевести слова Доранта, но в Журдена это получается очень забавно.

Господин Журден просит Ков"єля перевести Клеонту, что знатные особы - Дорант и Дорімена подтверждают ему свою признательность и уважение. Ков"єль начинает переводить, а хозяин в восторге от турецкого языка.

Журден просит подойти Люсиль ближе и подать руку Клеонту, который будет ее будущим мужем. Люсиль сначала удивилась, почему ее отец так одет.
«Не комедию вы играете?»
А тогда сказала, что ни за кого замуж не выйдет, кроме Клеонта. Вдруг Люсиль узнает переодетого любимого и с радостью повинуется воле отца.

Госпожа Журден отрицает бракосочетания дочери с каким-то сыном турецкого султана. Господин Журден просит ее замолчать, а Дорімена и Дорант говорят, что не надо отказываться от такого бракосочетания, потому что это большая честь, и Люсиль сама соглашается на этот брак. Госпожа Журден не хочет слушать их советов, а Люсиль обещает задушить собственными руками, если она вступит в брак с сыном султана. Тогда в разговор вмешивается Ков"єль, он обещает все устроить, поговорив с госпожа Журден сам на сам. Она сначала не хочет его слушать, а когда госпожа Журден убедили, то Ков"єль объясняет хозяйки тихо, что это все маскарад. Сын турецкого султана - Клеонт, которого она желает видеть своим зятем, а он как будто его переводчик. Выслушав Ков"єля госпожа Журден соглашается на брак дочери и приказывает послать за нотариусом, чтобы поскорее заключить брачный контракт. Дорант говорит, что это хорошо, потому что заодно он возьмет брак с маркизой. Его слова господин Журден воспринимает как способ надувательства госпожа Журден, которая ревнует мужа к маркизы, и без возражений соглашается это сделать в его присутствии. Дорант запропоновує, в знак решения всех дел мирным путем, посмотреть балет. А Николь остается с Ков"єлем, который думает о том, что глупее человека, чем господин Журден, пожалуй, в целом мире не найдешь.

Комедия заканчивается балетом.


Жанр произведения: Комедия-балет

Год написания: 1670. Пьеса была заказана Мольеру королём Франции Людовиком XIV. Король принял у себя турецкую делегацию, однако глава делегации оказался обманщиком, не имевшим никакого отношения к султану Османской империи. Раздосадованный король поручил Мольеру написать пьесу, в которой бы высмеивались турецкие послы.

Место и время действия: Действие пьесы происходит во Франции, во владениях богатого мещанина, господина Журдена. Время действия – приблизительно вторая половина семнадцатого века, современное Мольеру время.

Основные герои:

Господин Журден – богатый мещанин, человек самодовольный, доверчивый, падкий на лесть. Он рвётся быть аристократом, стремится подражать знати, хотя у него не слишком-то хорошо выходит.

Госпожа Журден – жена господина Журдена. Не одобряет рвение мужа, довольна своим положением и не понимает желание получить дворянский титул. Любящая мать, уважающая интересы своей дочери.

Люсиль – дочь господина Журдена, спокойная молодая девушка, влюблённая в Клеонта

Клеонт – порядочный молодой человек из незнатной семьи, влюблённый в дочь господ Журден, Люсиль.

Ковьель – слуга Клеонта. Сообразительный человек, способный проворачивать сложные авантюры. Предан своему господину.

Господин Журден, очень богатый мещанин, изо всех сил стремится подражать аристократии: нанимает себе множество учителей, покупает модные, по его мнению, наряды, пытается изучать искусство, домочадцы же его порывов не одобряют.

Граф Дорант использует простодушного Журдена, занимая у него деньги и выдавая подарки, которые мещанин покупает знакомой маркизе Доримене, желая с ней породниться, за свои. Господин Журден отказывает просящему руку его дочери Клеонту, так как тот не благородных кровей. В ответ на это слуга Клеонта Ковьель придумывает отчаянный план – с помощью знакомых артистов, переодевшийся Ковьель представляет замаскированного Клеонта как сына турецкого султана. Журден ведётся на эту уловку, и Ковьель посвящает одураченного мещанина в «благородный» чин «мамомуши», тот соглашается выдать дочь за «турецкого» гостя. Люсиль и её мать пытаются оспорить решение отца семейства, но, узнавая переодетого Клеонта, начинают ему подыгрывать и соглашаются. Пьеса заканчивается росписью у нотариуса двух пар: Клеонта с Люиль и Доранта м Дорименой, сам же проведённый Журден вместе с остальными наслаждается устроенным им балетом.

Мещанин во дворянстве – очень интересная история как для чтения, так и для просмотра. Прочитав произведение в текстовом варианте, вы не будете разочарованы и представлением в сценической форме. В пьесе много музыкальных номеров, проникнутся которыми легче, когда слышишь музыку, под которую они исполняются.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?