Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Мемориальные комплексы: описание. Большая Советская энциклопедия Что такое Мемориальные сооружения, что означает и как правильно пишется Мемориальные места в пространстве и во времени

) или произведения архитектуры ( , ), предполагающие пространственно-развитое, ансамблевое образа. На возникновение Мемориальные сооружения нового времени большое воздействие оказала идея «светского храма» (посвященного прославлению человеческой ), получившая особое развитие в эпоху Просвещения, с характерным для неё культом гения; в 18 - 1-й половине 19 вв. на место традиционной портретной статуи всё чаще выдвигается , связанный с дикой природой или пейзажным парком [утопические проекты французских (Э. Л. Булле), немецких (Ф. Жилли) зодчих, многочисленные , возникают Мемориальные сооружения, в которых культовая функция или задачи прославления победоносного монарха или полководца отступают на задний план перед идеей увековечения памяти воинов - национальных героев, павших в битвах (проект храма-памятника в честь победы в Отечественной войне 1812, 1815, архитектор , см. илл. ; мемориал героев Освободительной войны 1813 близ Келькхейма, Гессен, 1842-63, архитектор Л. фон Кленце и Фр. фон Гёртнер). На протяжении 19 в. в облике и конструкции Мемориальные сооружения ампир сменяется и псевдостилями, зачастую Мемориальные сооружения приобретают помпезный, ложно-торжественный вид (монумент Виктору Эммануилу II в Риме, 1885-1911, архитектор Дж. Саккони, см. илл. ; памятник Битвы народов близ Лейпцига, 1898-1913, архитектор Б. Шмиц, Ф. Мецнер). Многочисленные Мемориальные сооружения 10-30-х гг. 20 в. (посвящённые преимущественно жертвам 1-й мировой войны 1914-18), связанные с традициями и национально-романтических течений, отличаются тягучими, тяжеловесными ритмами, пристрастием к метафорическому осмыслению мотива человеческого тела, застывающего в мёртвой материи камня или высвобождающегося из него, иногда - использованием элементов народной (проект «Мировому страданию», 1915, ; ансамбль Братского кладбища в Риге, 1924-1936, скульптор , архитектор А. Бирзениек и др., см. илл. ; памятник Неизвестному солдату на горе Авала близ Белграда, 1934-38, скульптор и архитектор , см. илл. ; комплекс в , 1937-38, скульптор и архитектор , см. илл. ). Мемориальные здания и музеи этого периода носят преимущественно неоклассицистический характер (мемориалы А. Линкольна, 1914-22, архитектор Г. Бэкон, см. илл. ; и Т. Джефферсона, 1939-41, архитектор Дж. Р. Поуп и др.; оба - в Вашингтоне). Особенно многотипны Мемориальные сооружения, воздвигнутые после 2-й мировой войны 1939-45, которых всё чаще принимает характер общегосударственного дела. Посвящённые павшим воинам и жертвам фашистского террора, а также различным событиям национальной истории, они представляют собой сложные комплексы архитектуры и организованного , и монументально-декоративной , строятся на симфонически-многообразных и пространственных планов, создающих то подавленно-скорбное, то возвышенно-патетическое ; значительно возрастает роль надписей, образно комментирующих основную тему Мемориальные сооружения Если в многочисленных Мемориальные сооружения, оформляющих кладбища американских солдат ( близ Флоренции, 1959, архитектор Ф. Мак-Ким, и С. Уайт, скульптор Э. Во и др.), преобладает холодная и несколько абстрактная идеализация, то лучшие из комплексов, созданных европейскими мастерами (комплекс на Виа Аппиа близ Рима, 1951, архитектор Дж. Априле и др., скульпторы Ф. Кочча, Мирко; мемориал погибшим воинам-освободителям в Мостаре, 1960-1965, архитектор ; Мемориальные сооружения на месте фашистских концлагерей в ГДР: в Бухенвальде, 1958, скульпторы , В. Грцимек и др., см. илл. ; в Заксенхаузене, 1956-60, скульпторы Р. Грец, В. Грцимек, автор витражей ; в Равенсбрюке, 1956-59, скульпторы В. Ламмерт и др.; все - архитекторы Л. Дейтерс, Х. Кутцат и др.; парижский подземный мемориал погибшим в концлагерях, 1961, архитектор А. Пенгюссон), не только навевают скорбь о погибших, но, рождая иллюзию непосредственной близости трагических событий, воспитывают активное и сознательное отношение к истории. В новом типе исторического мемориала (кроме Мемориальные сооружения, связанных с последней войной, - памятник силезским повстанцам близ , 1949-52, скульптор ; мемориал на поле Грюнвальдской битвы 1410, 1959-60, скульптор Е. Бандура) главное приобретает не сама музейная экспозиция (хотя она и может включаться в комплекс), а выразительность архитектурно-пластических масс, органически связанных с тектоникой естественного рельефа, а в городском - с закономерностями застройки.

Мемориальные сооружения играют важную роль в патриотическом советских людей, в образной, ярко эмоциональной форме напоминая о важнейших вехах истории народов . К лучшим образцам ранних советских Мемориальные сооружения относятся в Ленинграде (1917-23, архитектор , ) и (1924-30, архитектор , соавтор И. А. Француз) на Красной площади в Москве. В послевоенное время создание Мемориальные сооружения увенчивает массовое движение по увековечению памяти советских воинов и жертв фашистского террора. Наряду с ансамблями, построенными на чередовании эпически-повествовательных монументально-скульптурных образов, советские мастера создают комплексы, где ведущую роль играют экспрессивные символически-обобщённых элементов, т. н. монументальных знаков. Среди наиболее значительных советские Мемориальные сооружения 1940-60-х гг. мемориалы: героям штурма Кёнигсберга в Калининграде (1945-1946, Б. Пундзюс, архитектор С. С. Нанушьян, И. Д. Мельчаков), воинам Советской Армии в Трептов-парке в Берлине (1946-1949, скульптор , архитектор и др., см. илл. ), на в Ленинграде (1960, В. В. Исаева и др., архитектор А. В. Васильев, ), жертвам фашистского террора в (1960, архитектор В. Габрюнас, см. илл. ) и (1961-67, и др., архитектор и др., см. илл. ), на Мамаевом кургане в Волгограде (1963-67, скульпторы и др., архитектор , см. илл. ), «Неизвестному солдату» в Москве (1967, архитектор , В. А. Климов), в (1968-69, архитекторы , см. илл. ), гигантский комплекс «Зелёный пояс Славы» вокруг Ленинграда (см. ст. ), комплекс «Брестская крепость-герой» в Бресте (1966-71, и др., архитектор и др.). Кроме Мемориальные сооружения, посвящённых Великой Отечественной войне 1941-45, к лучшим советским Мемориальные сооружения относятся: в Ульяновске (1967-70, архитектор и др.), жертвам геноцида армян 1915 в Ереване (1967, архитекторы С. Калашян, А. Тарханян), памятник в честь битвы под Сардарапатом (1918) в Октемберянском районе Армянской ССР (1968, архитектор , и др.; см. илл. ), «26 бакинских комиссаров» в (1968, архитекторы Г. Алескеров, А. Гусейнов, скульпторы И. Зейналов, Н. Мамедов; см. илл. ), памятник жертвам фашизма в Аблинге (Литовской ССР; дерево, 1972, скульпторы В. Майорас, Й. Ушкурнис и др., архитектор Д. Юхнявичюте).

Лит.: Историко-революционные памятники . Краткий , М., 1972; наших дней, [сб.], М., 1973.

Белград. Гора Авала. Памятник Неизвестному солдату.

Ф. Кремер. Группа Монумента борцам Сопротивления фашизму в Бухенвальде. Бронза. Фрагмент. 1958.

Г. Йокубонис. «Мать» (фрагмент). Скульптурная часть памятника жертвам фашизма в деревне Пирчюпис (Варенский район). Гранит. 1960.

А. Л. Витберг. Проект храма-памятника в честь победы в Отечественной войне 1812.

Мемориальный комплекс Хатынь (Белорусская ССР). 1968-69. Архитекторы Ю. М. Градов, В. П. Занкович, Л. М. Левин.

«Стоять на смерть!». Железобетон. Фрагмент памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде (1963-67, скульпторы Е. В. Вучетич и др., архитекторы Я. Б. Белопольский и др.).

К. Брынкуши. «Врата поцелуя». Мемориальный комплекс в Тыргу-Жиу. 1937-38.

Мемориал жертвам фашизма в Аблинге (Литовская ССР). Дерево. 1972. Скульпторы В. Майорас, Й. Ушкурнис и др., архитектор Д. Юхнявичюте.

Музей-памятник боевого содружества Советской Армии и Войска Польского в с. Ленино (Белорусская ССР). 1968. Архитекторы Я. Б. Белопольский и В. И. Хавин, скульптор В. Е. Цигаль.

Что такое "Мемориальные сооружения"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

Мемориальные сооружения в широком смысле - любые произведения изобразительного искусства и архитектуры, создаваемые в память отдельных лиц и исторических событий: Памятник, Монумент, Пирамида, Гробница, Надгробие, Мавзолей, Мазар, Арка триумфальная, Колонна, Обелиск, Храм; в современной практике - архитектурно-скульптурные комплексы (иногда включающие в себя произведения и др. видов искусства) или произведения архитектуры (мавзолеи, Мемориальные музеи), предполагающие пространственно-развитое, ансамблевое решение образа. На возникновение М. с. нового времени большое воздействие оказала идея «светского храма» (посвященного прославлению идеальной человеческой личности), получившая особое развитие в эпоху Просвещения, с характерным для неё культом гения; в искусстве 18 - 1-й половине 19 вв. на место традиционной портретной статуи всё чаще выдвигается архитектурный монумент, связанный с дикой природой или пейзажным парком [утопические проекты французских (Э. Л. Булле), немецких (Ф. Жилли) зодчих, многочисленные мавзолеи], возникают М. с., в которых культовая функция или задачи прославления победоносного монарха или полководца отступают на задний план перед идеей увековечения памяти воинов - национальных героев, павших в битвах (проект храма-памятника в честь победы в Отечественной войне 1812, 1815, архитектор А. Л. Витберг, см. илл.; мемориал героев Освободительной войны 1813 близ Келькхейма, Гессен, 1842-63, архитектор Л. фон Кленце и Фр. фон Гёртнер). На протяжении 19 в. в облике и конструкции М. с. ампир сменяется эклектикой и псевдостилями, зачастую М. с. приобретают помпезный, ложно-торжественный вид (монумент Виктору Эммануилу II в Риме, 1885-1911, архитектор Дж. Саккони, см. илл.; памятник Битвы народов близ Лейпцига, 1898-1913, архитектор Б. Шмиц, скульптор Ф. Мецнер). Многочисленные М. с. 10-30-х гг. 20 в. (посвящённые преимущественно жертвам 1-й мировой войны 1914-18), связанные с традициями «Модерна» и национально-романтических течений, отличаются тягучими, тяжеловесными ритмами, пристрастием к метафорическому осмыслению мотива человеческого тела, застывающего в мёртвой материи камня или высвобождающегося из него, иногда - использованием элементов народной архитектуры (проект памятника «Мировому страданию», 1915, скульптор И. Д. Шадр; ансамбль Братского кладбища в Риге, 1924-1936, скульптор К. Зале, архитектор А. Бирзениек и др., см. илл.; памятник Неизвестному солдату на горе Авала близ Белграда, 1934-38, скульптор и архитектор И. Мештрович, см. илл.; комплекс в Тыргу-Жиу, 1937-38, скульптор и архитектор К. Брынкуши, см. илл.). Мемориальные здания и музеи этого периода носят преимущественно неоклассицистический характер (мемориалы А. Линкольна, 1914-22, архитектор Г. Бэкон, см. илл.; и Т. Джефферсона, 1939-41, архитектор Дж. Р. Поуп и др.; оба - в Вашингтоне). Особенно многотипны М. с., воздвигнутые после 2-й мировой войны 1939-45, строительство которых всё чаще принимает характер общегосударственного дела. Посвящённые павшим воинам и жертвам фашистского террора, а также различным событиям национальной истории, они представляют собой сложные комплексы архитектуры и организованного ландшафта, пластики и монументально-декоративной живописи, строятся на симфонически-многообразных контрастах и созвучиях пространственных планов, создающих то подавленно-скорбное, то возвышенно-патетическое настроение; значительно возрастает роль надписей, образно комментирующих основную тему М. с. Если в многочисленных М. с., оформляющих кладбища американских солдат (кладбище близ Флоренции, 1959, архитектор Ф. Мак-Ким, У. Мид и С. Уайт, скульптор Э. Во и др.), преобладает холодная и несколько абстрактная идеализация, то лучшие из комплексов, созданных европейскими мастерами (комплекс на Виа Аппиа близ Рима, 1951, архитектор Дж. Априле и др., скульпторы Ф. Кочча, Мирко; мемориал погибшим воинам-освободителям в Мостаре, 1960-1965, архитектор Б. Богданович; М. с. на месте фашистских концлагерей в ГДР: в Бухенвальде, 1958, скульпторы Ф. Кремер, В. Грцимек и др., см. илл.; в Заксенхаузене, 1956-60, скульпторы Р. Грец, В. Грцимек, автор витражей В. Вомака; в Равенсбрюке, 1956-59, скульпторы В. Ламмерт и др.; все - архитекторы Л. Дейтерс, Х. Кутцат и др.; парижский подземный мемориал погибшим в концлагерях, 1961, архитектор А. Пенгюссон), не только навевают скорбь о погибших, но, рождая иллюзию непосредственной близости трагических событий, воспитывают активное и сознательное отношение к истории. В новом типе исторического мемориала (кроме М. с., связанных с последней войной, - памятник силезским повстанцам близ Катовице, 1949-52, скульптор К. Дуниковский; мемориал на поле Грюнвальдской битвы 1410, 1959-60, скульптор Е. Бандура) главное значение приобретает не сама музейная экспозиция (хотя она и может включаться в комплекс), а выразительность архитектурно-пластических масс, органически связанных с тектоникой естественного рельефа, а в городском окружении - с закономерностями застройки.

), предполагающие пространственно-развитое, ансамблевое решение образа. На возникновение М. с. нового времени большое воздействие оказала идея «светского храма» (посвященного прославлению идеальной человеческой личности), получившая особое развитие в эпоху Просвещения, с характерным для неё культом гения; в искусстве 18 - 1-й половине 19 вв. на место традиционной портретной статуи всё чаще выдвигается архитектурный монумент, связанный с дикой природой или пейзажным парком [утопические проекты французских (Э. Л. Булле), немецких (Ф. Жилли) зодчих, многочисленные мавзолеи], возникают М. с., в которых культовая функция или задачи прославления победоносного монарха или полководца отступают на задний план перед идеей увековечения памяти воинов - национальных героев, павших в битвах (проект храма-памятника в честь победы в Отечественной войне 1812, 1815, архитектор А. Л. Витберг, см. илл. ; мемориал героев Освободительной войны 1813 близ Келькхейма, Гессен, 1842-63, архитектор Л. фон Кленце и Фр. фон Гёртнер). На протяжении 19 в. в облике и конструкции М. с. ампир сменяется эклектикой и псевдостилями, зачастую М. с. приобретают помпезный, ложно-торжественный вид (монумент Виктору Эммануилу II в Риме, 1885-1911, архитектор Дж. Саккони, см. илл. ; памятник Битвы народов близ Лейпцига, 1898-1913, архитектор Б. Шмиц, скульптор Ф. Мецнер). Многочисленные М. с. 10-30-х гг. 20 в. (посвящённые преимущественно жертвам 1-й мировой войны 1914-18), связанные с традициями «Модерн а» и национально-романтических течений, отличаются тягучими, тяжеловесными ритмами, пристрастием к метафорическому осмыслению мотива человеческого тела, застывающего в мёртвой материи камня или высвобождающегося из него, иногда - использованием элементов народной архитектуры (проект памятника «Мировому страданию», 1915, скульптор И. Д. Шадр; ансамбль Братского кладбища в Риге, 1924-1936, скульптор К. Зале, архитектор А. Бирзениек и др., см. илл. ; памятник Неизвестному солдату на горе Авала близ Белграда, 1934-38, скульптор и архитектор И. Мештрович, см. илл. ; комплекс в Тыргу-Жиу, 1937-38, скульптор и архитектор К. Брынкуши, см. илл. ). Мемориальные здания и музеи этого периода носят преимущественно неоклассицистический характер (мемориалы А. Линкольна, 1914-22, архитектор Г. Бэкон, см. илл. ; и Т. Джефферсона, 1939-41, архитектор Дж. Р. Поуп и др.; оба - в Вашингтоне). Особенно многотипны М. с., воздвигнутые после 2-й мировой войны 1939-45, строительство которых всё чаще принимает характер общегосударственного дела. Посвящённые павшим воинам и жертвам фашистского террора, а также различным событиям национальной истории, они представляют собой сложные комплексы архитектуры и организованного ландшафта, пластики и монументально-декоративной живописи, строятся на симфонически-многообразных контрастах и созвучиях пространственных планов, создающих то подавленно-скорбное, то возвышенно-патетическое настроение; значительно возрастает роль надписей, образно комментирующих основную тему М. с. Если в многочисленных М. с., оформляющих кладбища американских солдат (кладбище близ Флоренции, 1959, архитектор Ф. Мак-Ким, У. Мид и С. Уайт, скульптор Э. Во и др.), преобладает холодная и несколько абстрактная идеализация, то лучшие из комплексов, созданных европейскими мастерами (комплекс на Виа Аппиа близ Рима, 1951, архитектор Дж. Априле и др., скульпторы Ф. Кочча, Мирко; мемориал погибшим воинам-освободителям в Мостаре, 1960-1965, архитектор Б. Богданович; М. с. на месте фашистских концлагерей в ГДР: в Бухенвальде, 1958, скульпторы Ф. Кремер, В. Грцимек и др., см. илл. ; в Заксенхаузене, 1956-60, скульпторы Р. Грец, В. Грцимек, автор витражей В. Вомака; в Равенсбрюке, 1956-59, скульпторы В. Ламмерт и др.; все - архитекторы Л. Дейтерс, Х. Кутцат и др.; парижский подземный мемориал погибшим в концлагерях, 1961, архитектор А. Пенгюссон), не только навевают скорбь о погибших, но, рождая иллюзию непосредственной близости трагических событий, воспитывают активное и сознательное отношение к истории. В новом типе исторического мемориала (кроме М. с., связанных с последней войной, - памятник силезским повстанцам близ Катовице, 1949-52, скульптор К. Дуниковский; мемориал на поле Грюнвальдской битвы 1410, 1959-60, скульптор Е. Бандура) главное значение приобретает не сама музейная экспозиция (хотя она и может включаться в комплекс), а выразительность архитектурно-пластических масс, органически связанных с тектоникой естественного рельефа, а в городском окружении - с закономерностями застройки.

М. с. играют важную роль в патриотическом воспитании советских людей, в образной, ярко эмоциональной форме напоминая о важнейших вехах истории народов СССР. К лучшим образцам ранних советских М. с. относятся Марсово поле в Ленинграде (1917-23, архитектор Л. В. Руднев, И. А. Фомин) и Мавзолей В. И. Ленина (1924-30, архитектор А. В. Щусев, соавтор И. А. Француз) на Красной площади в Москве. В послевоенное время создание М. с. увенчивает массовое движение по увековечению памяти советских воинов и жертв фашистского террора. Наряду с ансамблями, построенными на чередовании эпически-повествовательных монументально-скульптурных образов, советские мастера создают комплексы, где ведущую роль играют экспрессивные сочетания символически-обобщённых элементов, т. н. монументальных знаков. Среди наиболее значительных советские М. с. 1940-60-х гг. мемориалы: героям штурма Кёнигсберга в Калининграде (1945-1946, скульпторы Ю. Микенас, Б. Пундзюс, архитектор С. С. Нанушьян, И. Д. Мельчаков), воинам Советской Армии в Трептов-парке в Берлине (1946-1949, скульптор Е. В. Вучетич, архитектор Я. Б. Белопольский и др., см. илл. ), на Пискарёвском кладбище (См. Пискарёвское кладбище) в Ленинграде (1960, скульпторы В. В. Исаева и др., архитектор А. В. Васильев, Е. А. Левинсон), жертвам фашистского террора в Пирчюпис е (1960, скульптор Г. Йокубонис, архитектор В. Габрюнас, см. илл. ) и Саласпилс е (1961-67, скульпторы Л. В. Буковский, Я. Заринь и др., архитектор О. Н. Закаменный и др., см. илл. ), на Мамаевом кургане в Волгограде (1963-67, скульпторы Е. В. Вучетич и др., архитектор Я. Б. Белопольский, В. А. Дёмин, см. илл. ), «Неизвестному солдату» в Москве (1967, архитектор Д. И. Бурдин, В. А. Климов), в Хатыни (См. Хатынь) (1968-69, скульптор С. И. Селиханов, архитекторы Ю. М. Градов, В. П. Занкович, Л. М. Левин, см. илл. ), гигантский комплекс «Зелёный пояс Славы» вокруг Ленинграда (см. ст. Ленинградская битва 1941-44), комплекс «Брестская крепость-герой» в Бресте (1966-71, скульпторы А. П. Кибальников, А. О. Бембель и др., архитектор В. А. Король и др.). Кроме М. с., посвящённых Великой Отечественной войне 1941-45, к лучшим советским М. с. относятся: Ленинский мемориал в Ульяновске (1967-70, архитектор Б. С. Мезенцев и др.), памятник жертвам геноцида армян 1915 в Ереване (1967, архитекторы С. Калашян, А. Тарханян), памятник в честь битвы под Сардарапатом (1918) в Октемберянском районе Армянской ССР (1968, архитектор Р. Исраэлян, скульпторы А. Арутюнян и др.; см. илл. ), мавзолей «26 бакинских комиссаров» в Баку (1968, архитекторы Г. Алескеров, А. Гусейнов, скульпторы И. Зейналов, Н. Мамедов; см. илл. ), памятник жертвам фашизма в Аблинге (Литовской ССР; дерево, 1972, скульпторы В. Майорас, Й. Ушкурнис и др., архитектор Д. Юхнявичюте).

Лит.: Историко-революционные памятники СССР. Краткий справочник, М., 1972; Советская скульптура наших дней, [сб.], М., 1973.

М. Н. Соколов.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Мемориальные сооружения" в других словарях:

    - (от лат. memorialis памятный), произведения изобразительного искусства и архитектуры. создаваемые в память отдельных лиц и исторических событий: памятник, монумент, пирамида, гробница, надгробие, мавзолей, арка триумфальная, колонна,… … Художественная энциклопедия

    Музеи, посвященные выдающимся историческим событиям, государственным, политическим, общественным и военным деятелям, деятелям науки, литературы и искусства. М. м. создаются обычно на базе охраняемых государством памятных комплексов:… … Большая советская энциклопедия

    Скульптурно архит. сооружения, воздвигнутые в память погибшим в войнах и гражд. смутах, обязательно с пофамильными списками посл. Всего в г. насчитывается 11 комплексов. Наиб. кол во мемориалов (8) посв. погибшим в Вел. Отеч. войне: памяти раб.… … Екатеринбург (энциклопедия)

    Мемориальные колонны - памятные мону ментальные сооружения в Др. Риме, воздвигавшиеся в честь выдающихся личностей, прежде всего императоров. В Риме хорошо сохранились М. к. Траяна и Марка Аврелия, первоначально увенчанные статуями этих императоров. На стволах… … Словарь античности

Чем впечатляет: Стремящаяся вперед фигура с автоматом в поднятой руке. Он или рвется в атаку, или спешит рассказать о победе. Таким застыл в бронзе один из защитников Перемиловской высоты.

Чем впечатляет: Здесь сохранилась раненная во время Великой Отечественной войны церковь Михаила Архангела. Она неоднократно горела и отстраивалась заново. А в войну устояла, несмотря на то, что здесь в 1941 году закрепился гитлеровский пехотный полк. Бои за Белый Раст шли три дня и унесли много жизней. Напоминают об этом памятник, открытый совсем в 1942 году, и застрявшие в царских вратах храма осколки авиабомб.

Чем впечатляет: Когда-то ажурных башен Шухова в России было более 200. Сейчас осталось лишь 7. И одна из них спряталась на территории ВНИИ Кормов в Лобне. Возможно, когда-нибудь к ней можно будет подойти. Пока же можно лишь издали полюбоваться на гениальную гиперболоидную конструкцию.

Чем впечатляет: В 2004 году в честь 200-летия со дня открытия водопровода на улице Мира появился памятник мытищинской воде. Этот своеобразный букет из задвижек виден даже с высоты птичьего полета. Москвичи уже привыкли к тому, что за чистую воду нужно благодарить мытищинские ключи. Но история хранит совсем другие факты: и воды мытищинский водопровод давал мало, и качество ее оставляло желать лучшего… Так в чем же дело?

Рейтинг: 0

Мемориальные сооружения

(от лат. memorialis - памятный), произведения изобразительного искусства и архитектуры. создаваемые в память отдельных лиц и исторических событий: памятник, монумент, пирамида, гробница, надгробие, мавзолей, арка триумфальная, колонна, обелиск; в современной практике - архитектурно-скульптурные комплексы (иногда в сочетании с другими видами искусства) или произведения архитектуры (мавзолеи, мемориальные музеи), предполагающие пространственно-развитое, ансамблевое решение образа. На возникновение мемориального сооружения нового времени большое воздействие оказала идея "светского храма", получившая особое развитие в эпоху Просвещения с характерным для неё культом гения. В искусстве XVIII - первой половины XIX вв. на место традиционной портретной статуи выдвигается архитектурный монумент, связанный с естественным природным окружением или пейзажным парком; возникают мемориальные сооружения, в которых культовая функция или задачи прославления победоносного монарха или полководца отступают на задний план перед идеей увековечения памяти воинов - национальных героев, павших в битвах (проект храма-памятника в честь победы в Отечественной войне 1812 (1815, архитектор А. Л. Витберг)). В последней четверти XIX в. в облике мемориальных сооружений превалируют эклектизм и псевдостили, мемориальные сооружения приобретают помпезный, ложно-торжественный вид (памятник Битвы народов близ Лейпцига, 1898-1913, архитектор Б. Шмиц, скульптор Ф. Мецнер). Мемориальные сооружения 1920-30-х гг. связаны с традициями стиля "модерн" и национально-романтических течений; они посвящены в основном жертвам Первой мировой войны 1914-18 (ансамбль Братского кладбища в Риге, 1924-36, скульптор К. Зале, архитектор А. Бирзениек и др.). Мемориальные здания и музеи носят неоклассицистический характер (мемориал А. Линкольна в Вашингтоне, 1914-22, архитектор Г. Бэкон и др.).

После Второй мировой войны 1939-45 строительство мемориальных сооружений принимает характер общегосударственного дела. Мемориальные сооружения посвящены павшим воинам и жертвам фашизма и представляют собой сложные комплексы архитектуры и организованного ландшафта, пластики и монументально-декоративного искусства с надписями и иногда световыми и звуковыми образами (кладбище близ Флоренции, 1959, архитекторы Ф. Мак-Ким, У. Мид, С. Уайт, скульптор Э. Во и др.; мемориальные сооружения на месте фашистских концлагерей в ГДР, парижский подземный мемориал погибшим в концлагерях, на острове Сите, 1961, архитектор Ж. А. Пенгюссон).

В СССР мемориальные сооружения играют важную роль в патриотическом воспитании советских людей, в образной, эмоциональной форме напоминая о важнейших вехах истории народов СССР (Марсово поле в Ленинграде, Мавзолей В. И. Ленина в Москве), увековечивают память воинов и жертв фашистского террора. Наряду с ансамблями, построенными на чередовании эпически-повествовательных, монументально-скульптурных образов, советские мастера создают комплексы, где ведущую роль играют экспрессивные сочетания символически обобщённых элементов, так называемых монументальных знаков.

Среди наиболее значительных советских мемориальных сооружений - мемориалы воинам Советской Армии в Трептов-парке в Берлине (1946-49, скульптор Е. В. Вучетич, архитектор Я. Б. Белопольский), на Пискарёвском кладбище в Ленинграде (1960), на территории Брестской крепости (1971), жертвам фашистского террора в Пирчюписе (1960) и Саласпилсе (1961-67), в Хатыни (1968-69), на Мамаевом кургане в Волгограде, а также Ленинский мемориал в Ульяновске и др. Литература: Историко-революционные памятники СССР. Краткий справочник, М., 1972.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

  • - мемориа́льные до́ски Самые древние из ныне существующих в Москве мемориальных досок — белокаменные резные доски на Спасской башне Кремля; надписи —...

    Москва (энциклопедия)

  • - в Ленинграде и области, являются отделами Музея В. И. Ленина в Ленинграде. Музеи-квартиры: переулок Ильича, дом 7/4. На этой квартире Ленин жил и работал 12 февраля 1894 - 25 апреля 1895...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - В Екат. учтено 367 досок, классифицированных по трем категориям: персоналистские, событийные и фиксирующие пам. истории и арх-ры...

    Екатеринбург (энциклопедия)

  • - скульптурно-архит. сооружения, воздвигнутые в память погибшим в войнах и гражд. смутах, обязательно с пофамильными списками посл. Всего в г. насчитывается 11 комплексов...

    Екатеринбург (энциклопедия)

  • - памятные мону ментальные сооружения в Др. Риме, воздвигавшиеся в честь выдающихся личностей, прежде всего императоров...

    Словарь античности

  • - К подразделу "" относятся инженерно - строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не...

    Словарь бизнес терминов

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - все операции предприятия, кроме кассовых...

    Справочный коммерческий словарь

  • - музеи, посвященные выдающимся революционерам, гос., парт. и воен. деятелям, ученым, писателям, деятелям иск-ва, а также отдельным ист. событиям. Предшественником М. м. можно считать "Императорский...

    Советская историческая энциклопедия

  • - вид основных фондов по натурально-вещевому признаку...

    Большой экономический словарь

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - "...: результат деятельности исполнителя, направленной на удовлетворение потребностей потребителя в сохранении памяти об умерших или погибших и содержание мест захоронений...

    Официальная терминология

  • - "...: документ установленной формы, удостоверяющий оказание услуг на платной основе при заключении договора на ритуальные и мемориальные услуги..." Источник: "УСЛУГИ БЫТОВЫЕ. УСЛУГИ РИТУАЛЬНЫЕ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ...

    Официальная терминология

  • - музеи, посвященные выдающимся историческим событиям, государственным, политическим, общественным и военным деятелям, деятелям науки, литературы и искусства...
  • - в широком смысле - любые произведения изобразительного искусства и архитектуры, создаваемые в память отдельных лиц и исторических событий: Памятник, Монумент, Пирамида, Гробница, Надгробие, Мавзолей, Мазар,...

    Большая Советская энциклопедия

"Мемориальные сооружения" в книгах

Очистные сооружения

автора Журавлёв Андрей Юрьевич

Очистные сооружения

Из книги До и после динозавров автора Журавлёв Андрей Юрьевич

Очистные сооружения В мезозое животные с активным обменом веществ заняли место тех, кто был излишне пассивен.Морские лилии с мелкими чашечками сменили родственников с крупными чашечками. Хотя и те и другие сосуществовали в палеозое, крупночашечные, не отличавшиеся

Мемориальные доски

Из книги автора

Мемориальные доски Одна из мемориальных досок с портретом Быкова находится на стене одного из студийных корпусов Киностудии художественных фильмов им. Довженко (проспект Победы, 44), где последнее время работал Леонид Быков и где находился его рабочий кабинет. Студийные

Оборонительные сооружения

Из книги На пороге войны автора

Оборонительные сооружения Вопросы обороны в нашей стране всегда были в центре внимания. Еще с тех времен, когда я в Баку посещал школу общественных знаний, хорошо помнилась работа В. И. Ленина «О «левом» ребячестве и о мелкобуржуазности». Она написана с большой страстью,

Оборонительные сооружения

Из книги НА ПОРОГЕ ВОЙНЫ автора Емельянов Василий Семёнович

Оборонительные сооружения Вопросы обороны в нашей стране всегда были в центре внимания. Еще с тех времен, когда я в Баку посещал школу общественных знаний, хорошо помнилась работа В.И. Ленина «О «левом» ребячестве и о мелкобуржуазности». Она написана с большой страстью, и

Из книги Музеи Петербурга. Большие и маленькие автора Первушина Елена Владимировна

МЕМОРИАЛЬНЫЕ И ЛИТЕРАТУРНЫЕ МУЗЕИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

9. Мемориальные места в пространстве и во времени

Из книги Длинная тень прошлого. Мемориальная культура и историческая политика автора Ассман Алейда

9. Мемориальные места в пространстве и во времени Особой задачей мемориальных мест в пространстве и во времени является возвращение тех или иных событий прошлого в настоящее. Подобное осовременивание прошлого происходит в определенной пространственной локализации за

СООРУЖЕНИЯ

Из книги 100 великих чудес техники автора Мусский Сергей Анатольевич

СООРУЖЕНИЯ Плотины Гидроэлектростанция (ГЭС) – это комплекс сложных гидротехнических сооружений и оборудования. Его назначение – преобразовывать энергию потока воды в электрическую энергию. Гидравлическая турбина – главный двигатель на ГЭС. С ее помощью энергия

Музеи мемориальные

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МУ) автора БСЭ Из книги Живее всех живых.Заметки о Шерлоке Холмсе автора Шабуров Александр Евгеньевич

2. Мемориальные доски и памятники Мемориальных досок тоже существует немало. Они украшают: бар «Критерион» на Пиккадилли, где доктор Ватсон впервые узнал о существовании Шерлока Холмса; химическую лабораторию больницы Святого Варфоломея, где произошла их первая

Аморально-мемориальные доски

Из книги автора

Аморально-мемориальные доски Больше всего меня возмутило лицемерие властьпридержащих, когда в Питере на доме Мурузи на Литейном проспекте прибили, как гвоздями к кресту, гранитную доску с надписью «Здесь жил поэт Иосиф Бродский». Сделано было это при Собчаке и Путине,

Мемориальные издания

Из книги Печальные ритуалы императорской России автора Логунова Марина Олеговна
Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?