Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Литературная викторина «Путешествие по сказкам». Урок литературного чтения "викторина по сказкам" Викторина сказка сказке открывает свою тайну

Игра-викторина "В гостях у сказки"

Цель:

  • заинтересовать детей в чтении книг;
  • расширить их кругозор и словарный запас;
  • воспитывать у ребят чувство добра, справедливости, умение любить видеть красивое.

Оборудование: эмблемы команд, выставка книг, рисунки сказочных героев, билеты с заданиями, карточки со скороговорками, диск с песнями, поощрительные призы.

Условия игры: в игре принимают участие дети младшего школьного возраста. Играют 2 команды. За каждый правильный ответ - 1 очко. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Ход викторины.

Каждый человек с самого раннего возраста стремится быть умным, любознательным, сообразительным, всесторонне развитым. Мы все хотим быть интересными собеседниками и много знать. А получится это может лишь у того, кто любит читать. Самые первые наши произведения - это сказки. В самом раннем детстве мы знакомимся с русскими народными сказками. Придя в школу, мы изучаем литературные сказки и устное народное творчество. Как вы думаете - зачем? (ответы детей) Верно, ведь благодаря сказке мы становимся чувствительней к красоте, учимся осуждать зло, восхищаться добротой.

Цель нашей сегодняшней викторины - вспомнить как можно , их авторов и героев, а ещё больше приобщиться к чтению.

Представление жюри. Класс делится на две команды, отвечающий участник зарабатывает очко для своей команды. Если представитель команды не знает ответа, может ответить участник другой команды, принеся своей команде очко.

Давайте будем мы играть!

Раз, два, три, четыре, пять…

Кто в викторине победит?

Конечно, лучший эрудит!

У нас сомнений в этом нет -

Он самый первый даст ответ.

Первый конкурс «Сказочные фразы».

Есть начало фразы из сказки, но нет конца. Закончить фразу.

(команды отвечают по очереди)

  1. В некотором царстве…(в некотором государстве).
  2. По щучьему велению…(по моему хотению).
  3. Скоро сказка сказывается…(да не скоро дело делается).
  4. Несёт меня лиса…(за дальние леса, за быстрые реки, за высокие горы).
  5. И я там был, мёд - пиво пил…(по усам текло, а в рот не попало).
  6. Стали они жить - поживать…(и добра наживать).

Второй конкурс «Угадай сказку».

(за каждый правильный ответ 1 очко)

Вопросы для первой команды:

Рыжая плутовка,

Хитрая да ловкая.

К дому подошла - обманула петуха.

Унесла его в тёмные леса,

За высокие горы, за быстрые реки.

(Петушок - золотой гребешок.)

2. В какой сказке главных героев спасает от догонявших гусей речка с кисельными берегами, яблоня с ржаными пирожками?

(Гуси - лебеди.)

3. В сказке у хозяйки было три дочери: одноглазка, двуглазка, трёхглазка?

(Крошечка Хаврошечка.)

4. «В некотором царстве, в некотором государстве, жил да был царь с царицею; у него было три сына-все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером описать…» (рус.нар.сказ. Царевна-лягушка.)

Вопросы для второй команды:

1. Колотил да колотил

По тарелке носом,

Ничего не проглотил

2. В какой сказке девочка, чтобы попасть из леса домой, спряталась в коробке с пирогами, которую нёс медведь?

(Маша и медведь.)

3. В какой сказке главный герой говорит такие слова:

Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах.

Несу косу на плечах: хочу лису посечи!

Слезай, лиса, с печи!

(Лиса и заяц.)

4. «Жил-был старик, у него было три сына. Старшие занимались хозяйством, были тороваты и щеголеваты, а младший, Иван - дурак, был так себе - любил в лес ходить по грибы, а дома всё больше на печи сидел. Пришло время старику умирать…»(Сивка-бурка.)

Третий конкурс «Бой скороговорок».

Разрешите нам начать.

Кто-то пусть скороговорит.

Остальных прошу молчать.

Кто три раза без ошибки

Сразу вслух произнесёт,

Два очка своей команде

Непременно принесёт.

Произнести скороговорку, побеждает тот, кто меньше сделал ошибок.

(Соревнуются капитаны команд).

Король - орёл, орёл - король.

Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.

Четвёртый конкурс «Невидимка».

(звучит песня «В гостях у сказки»)

Загадки про сказочных героев. (Команды отвечают по очереди)

Он пиявок добыл,

Карабасу продавал,

Весь пропах болотной тиной,

Его звали…(Буратино - Дуремар).

В Простоквашино он жил

И с Матроскиным дружил.

Простоват он был немножко.

Звали пёсика…(Тотошка - Шарик).

Он гулял по лесу смело.

Но лиса героя съела.

На прощанье спел бедняжка.

Его звали…(Чебурашка - Колобок).

Бедных кукол бьёт и мучит,

Ищет он волшебный ключик.

У него ужасный вид,

Это доктор…(Айболит - Карабас).

И красива, и мила,

Только очень уж мала!

Стройная фигурочка,

А зовут…(Снегурочка - Дюймовочка).

Потерял он как-то хвостик,

Но его вернули гости.

Он ворчлив, как старичок,

Этот грустный…(Пятачок - ослик Иа).

С голубыми волосами

И огромными глазами,

Эта куколка - актриса,

И зовут её… (Алиса - Мальвина).

Это что за очень странный

Человечек деревянный?

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос суёт он длинный. Кто же это? (Буратино).

Музыкальная пауза под песню «Буратино».

Пятый конкурс «Удивительные превращения».

В кого превращались или были заколдованы сказочные герои?

Вопросы для 1 команды:

Князь Гвидон (в комара, в муху, в шмеля).

Гадкий утёнок (в лебедя).

Чудище из сказки Аксакова «Аленький цветочек» (в принца).

Вопросы для 2 команды:

Братец Иванушка (в козлёнка).

Василиса Прекрасная (в лягушку).

Одиннадцать братьев - принцев из сказки Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди» (в лебедей).

Шестой конкурс «Лотерея».

Чтоб пыл веселья не угас,

Чтоб время шло быстрее,

Друзья, мы приглашаем вас

На конкурс - лотерею.

Участники подходят к жюри, берут билеты, на которых написано, что им надо сделать: прочитать стихотворение, спеть песенку назвать несколько пословиц или загадок. Лучший в этом конкурсе приносит команде 2 очка.

(звучит песенка Чебурашки)

Молодцы! Ребята, вы все сегодня отлично потрудились и справились со всеми заданиями. Вы отлично знаете сказки и можете безошибочно их угадывать. А в заключение мне хочется сказать: «Ребята, читайте сказки, они помогут вам в жизни. Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»

Литература:

1. Кузнецова Э.Г. Игры, викторины, праздники в школе и дома. Занимательные сценарии./м.: "Аквариум». К.: ГИППВ,1999 г.

2. Внеклассные мероприятия: 1 класс./ Авт. -сост. О.Е. Жиренко, Л.Н. Яровая и др. -3-е изд. перераб. и доп. - м.: ВАКО, 2006 г.

3. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию: 1-4 классы. - М.:Вако,2007 г.

4. Летний лагерь на базе школы / Авт. - сост. Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко, С.И. Лобачёва, Е.И. Гончарова. - М.: ВАКО, 2007 г.

5. Басюк О.В., Головкина М.А. и др. Классные часы 1-4 классы. - Вып.2. Кн. для учителя. - Волгоград, 2008 г.

Викторина по сказкам А.С. Пушкина
«Что за прелесть эти сказки!»
Цель викторины – формирование интереса к творчеству А. С. Пушкина.
Задачи:
1. Проверить знание детьми сказок А. С. Пушкина.
2. Расширить кругозор учащихся 5 классов
3. Развивать внимание, память, речь и мышление.
4. Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.
5. Развитие коммуникативных способностей.
6. Формирование навыков работы в команде и групповой сплоченности.
Учитель:
Есть у каждого свой Пушкин.
В самого себя взгляни:
Есть и у тебя свой Пушкин,
Он твоей душе сродни.
Если из сердец влюблённых
Пушкиных извлечь на свет,
То предстал бы в миллионах
Разных обликов поэт.
Но творит законы гений:
Тем­то гений и хорош,
Что хоть несколько мгновений
Даже самый скромный схож…
С тем, который по заслугам
Почитаем и любим.
Все мы связаны друг с другом
Этим образом одним.

Вспомним
Дорогие ребята, сегодня мы с вами поговорим о творчестве этого великого
поэта.

Сегодня мы проведем викторину по этим сказкам. Но для начала, вам
необходимо разделиться на 2 команды. Каждая из команд должна придумать
себе название и выбрать капитана.
сказки.

1 конкурс «Из какой сказки отрывок?»
(Каждой команде предлагается по очереди по 4 отрывка. За каждый
правильный ответ по 1 баллу)
1. Три девицы под окном, Пряли поздно вечерком («Сказка о царе
2.
3.
Салтане…»)
«Свет мой, зеркальце! Скажи и всю правду доложи…»
(«Сказка о спящей царевне и семи богатырях».)
«Год, другой проходит мирно. Петушок сидит все смирно».
(«Сказка о золотом петушке».)
4. «Воротился старик домой. На пороге сидит его старуха, а пред нею
разбитое корыто». (« Сказка о рыбаке и рыбке»)
5. «Жил­был поп, толоконный лоб». («Сказка о попе и его работнике
6.
7.
8.
Балде»)
«В тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил­был славный
царь Дадон» («Сказка о золотом петушке».)
Снова князь у моря ходит, С синя моря глаз не сводит; Глядь – поверх
текучих вод Лебедь белая плывет. («Сказка о царе Салтане»)
«Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе. Не видал ли где царевны?» («Сказка о
спящей царевне и семи богатырях»)
2 конкурс «Узнай, от кого пришла телеграмма»
Командам выдаются телеграммы. Они должны угадать, кому из
сказочных персонажей они принадлежат (За каждый правильный ответ
– 2 балла)
Не могу прибыть к вам, очень занят, так как веревкой хочу море
морщить, да проклятое племя корчить. (Ответ: Балда)
Телеграмма 1.
Ветер весело шумит, судно весело бежит мимо острова Буяна.
Ждите, ждите. Очень спешим! (Ответ: Корабельщики)
Телеграмма 2.
Приеду с подарками, так как на весь мир одна наткала я полотна.
(Ответ: Вторая сестрица)
Телеграмма 3.

Телеграмма 4.
Очень жаль, приехать не могу. Горе мне! Попались в сети оба наших
сокола! Горе! Смерть моя пришла.
(Ответ: Царь Дадон)
3 конкурс «Чёрный ящик»
Каждой команде по очереди нужно угадать, что спрятано в черном
ящике. На вопросы они получают ответ «да» или «нет».
Например:
­Это одушевленный предмет?
­Нет.
(одной команде можно положить зеркальце, а другой – яблоко)
За угаданный предмет – 3 балла.
4 конкурс «Лучший знаток сказок»
Вопросы задаются по очереди каждой команде. За каждый правильный
ответ по 1 баллу (максимум за этот конкурс – 4 балла)
1. Какими словами царица обращается к волшебному зеркальцу?
(Ответ: «Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи…»)
2. Какими словами обращается старик к Золотой рыбке?
(Ответ: «Смилуйся, государыня рыбка…»)
3. Что

кричал
Петушок,

спице?
(Ответ: «Кири­ку­ку! Царствуй лежа на боку!»)
4. Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал
Балда с укоризною?
(Ответ: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною»)
5. Что молвила третья сестрица?
(Ответ: Я б для батюшки царя родила богатыря»)
6. Что молвила Золотая рыбка, когда старик её поймал?
(Ответ: «Отпусти ты, старче, меня в море…»)
7. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?
(Ответ: «Жил старик со своею старухой у самого синего моря…»)
8. Какими словами начинается «Сказка о царе Салтане…» ?
(Ответ: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»)
5 конкурс «Кроссворд»

В выделенной
«Лукоморье»
строке (по вертикали) должно получиться
1 С А Л Т А Н
2 Р У С А Л К А
3 К О Т
4 Б О Ч К А
5 Т Е М Н И Ц А
6 К О Л Д У Н
7 Ч Е Р Н А В К А
8 Л Е Б Е Д Ь
9 Н Е В О Д
КРОССВОРД
Разгадав кроссворд, вы сможете прочитать по вертикали его название.
Оно и будет ключом.
1. Как звали отца князя Гвидона?
2. Кто сидит на ветвях известного вам дуба?
3. Самое учёное животное на свете?
4. Вид морского транспорта князя Гвидона и его матери?
5. Где обычно тужат царевны?
6. Кто носит богатырей по воздуху?
7. Какзвали служанку, которая отвела царевну «в глушь лесную»?
8. Кем была жена Гвидона до свадьбы?
9. Чем старик ловил рыбу?
6 конкурс «Помести героя в сказку»
Ведущий: Вам дан список героев и сказок, необходимо поместить каждого
героя в его сказку.

1. Тридцать три богатыря
2. Царь Дадон
3. Старуха
4. Семь богатырей
5. Шамаханская царица
6. Князь Гвидон
7. Молодая царевна
8.
9. Царевич Елисей
10. Рыбка
11. Белочка
12. Петушок
Сватья баба Бабариха
«Сказка о царе Салтане»_____________________
«Сказка о рыбаке и рыбке»_______________________
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»_______________________
«Сказка о золотом петушке»_______________________
7 конкурс «Шифровка»

Расшифруй слово и назови, из какой оно сказки.
АЗРОКЕЛ
ЫБАРК
ТЕОШПКУ
ЕЛАБК
АРХИБААБ
ЬЕЛДЕБ
Ответы:
Зеркало («Сказка о мертвой царевне»)
Рыбак («Сказка о рыбаке и рыбке»)
Петушок («Сказка о золотом петушке»)
Белка («Сказка о царе Салтане»)
Бабариха («Сказка о царе Салтане»)
Лебедь («Сказка о царе Салтане»)
8 конкурс «Капитанов»
Капитан должен составить как можно больше слов из слова ЛУКОМОРЬЕ.
8 конкурс «Сказка – ложь, да в ней намёк…» Для болельщиков

1. Где встретились поп и Балда? (на базаре)
2. Что хотел посмотреть поп на базаре? (Кой­какого товару)
3. Какую смежную профессию имел Балда? (повар)
4. Кто обещал за своё спасение дорогой откуп? (рыбка)
5. Кем был муж сварливой старухи? (рыбак)
6. Кто чахнет над златом? (Кащей)
7. Кого Балда назвал своим младшим братом? (Зайку)
8. Куда попала золотая рыбка? (невод)
9. Кто указал дорогу королевичу Елисею? (ветер)
10.Кого убил из лука князь Гвидон? (коршуна)
11.Советник царя Дадона. (Полкан)
12.Что помогло Салтану с корабля увидеть Гвидона? (Труба)
13.Каков был рост Гвидона при рождении? (Аршин)
14.Что захотел устроить себе под старость царь Дадон? (Покой)
15.Что должен был есть Балда согласно договору? (Полбу)
16.Что принёс Балда от чертей попу? (Оброк)
17.Что увидел Дадон промеж высоких гор? (Шатёр)
18.Кто ел за четверых, а работал за семерых? (Балда)
19.Что является уроком для добрых молодцев? (Сказка, намёк)
9 конкурс «Доскажи словечко и узнай сказку»
1. Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных …(усачей).

2. «Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому …(зверюшку)».

3. Пошел поп по базару
Посмотреть кой­какого товару.
Навстречу ему …(Балда)
Идет, сам не зная куда.

4. Пошел старик к синему морю;
(Не спокойно синее море.)
Стал он кликать …(золотую рыбку).

5. И соседи присмирели,
Воевать уже не смели:
Таковой им царь…(Дадон)
Дал отпор со всех сторон!

6. «А теперь нам вышел срок -
И лежит нам путь далек:
Мимо острова Буяна
В царство славного … (Салтана...)
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
7. «Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей…
(Королевич Елисей)».
А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
8. Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка…
(Золотого петушка).
А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»
9. Призадумался поп,
Стал себе почесывать лоб.
Щелк щелку ведь розь.
Да понадеялся он на …(русский авось).
А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
10.И среди своей столицы,
С разрешения царицы,
В тот же день стал княжить он

И нарекся: князь…(Гвидон).
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
11.Делать нечего. Она,
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе …(Чернавку).
А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
12. Воротился старик ко старухе:
У старухи новое корыто.
Еще пуще старуха бранится:
«Дурачина ты, …(простофиля)!
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
13. Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька …(Черномор).
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Подведение итогов
Учитель:
Пушкин ­ это сказки детства.
Мне достались по наследству
Книжки мамы. Я читаю
И за всех переживаю.
Вот о рыбке золотой.
Старику, увы, с женой
Из­за жадности и злобы
Не набить своей утробы.
Золотого петушка
Я читаю не спеша.
Шамаханская царица…
Не хочу с такой жениться.
Царь Гвидон. Обидно, право,
Что словесная отрава
Даже тут внесла раздоры,
Разрослась до долгой ссоры.
Очень нравится Людмила
И Руслан. И сердцу мило
Лукоморье. Наизусть
По строкам знакомым мчусь.

Позже будет и «Онегин»,
И любовные забеги
На лирические строчки.
Запятые будут, точки.
А пока читаю сказки
И беру в ладони краски, и рисую то, что слышу,
То, чем книга эта дышит.
Пушкин – это красота,
Пушкин – это доброта.
Чтобы лучше было жить,
Надо с Пушкиным дружить.
Итог: Дорогие ребята! Вас ждет еще много прекрасных встреч с великим
поэтом, вы прочтете его стихи о дружбе, о свободе, о любви к Отчизне, его
повести, поэмы, романы. До новых встреч!!!

МОУ-Ворошиловская СОШ,

д. Горки. 2013г.

Тема: Урок – викторина по сказкам.

Ребята мы с вами на протяжении нескольких уроков изучали сказки. Сегодня я предлагаю вспомнить и закрепить наши знания. Урок наш необычный. Проведем мы его в форме викторины по сказкам любимого поэта.

Для этого нам нужно разделиться на две команды. Каждая команда будет получать орехи за правильные ответы. (Дети делятся на 2 команды, подходя к столу и выбирая себе перевернутую эмблему.)
Первая команда - «золотая рыбка», вторая команда - «золотой петушок».

Разминка.
(Детям предлагается среди портретов известных писателей найти портрет.) – слайд 2
Вопросы разминки
1.Где родился? (В Москве.)
2.Когда он родился? (6 июня 1799 г.)
3.На каком языке говорили в семье Пушкина?(В семье говорили на французском языке
4.Когда начал сочинять стихи?(Он начал сочинять рано, когда был совсем маленьким.)
5.Кто учил его писать по–русски (Писать по-русски учила его бабушка)
6.От кого маленький Саша узнал русские народные сказки? (От няни Арины Родионовны.)
7. Сколько всего сказок написал? (6;5 и1 – не закончил.)
Слайд 3,4,5,6,7
5. А какие сказки вы знаете? Посмотрите на экран и назовите сказки по очереди. (Слайды – с 8 по 19)
(Дети в командах по очереди перечисляют названия известных им сказок.)
(Сказка о царе Салтане, Сказка о рыбаке и рыбке, Сказка о попе и о работнике его Балде, Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях, Сказка о золотом петушке, поэма «Руслан и Людмила», О Медведихе…)
Учитель: Молодцы! Победила команда.. Но это было легкое задание!
1 конкурс .

Узнайте, из какой сказки эти строчки, продолжите.

1. Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
“Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
………………………...
(То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир”.)

“Кабы я была царица, -
Говорит ее сестрица, -
……………………….
(То на весь бы мир одна
Наткала я полотна”,)

“Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица, -
(Я б для батюшки царя
Родила богатыря”.)

2. Жил старик со своей старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно…(тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.)
3. “Свет мой, зеркальце скажи! Скажи
(Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?”)
4. Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
“Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?”
Поп ему в ответ: …(“Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?”)
Слайды – с 20-23

2 конкурс
Вопросы
1. Как звали сына царя Салтана? (Князь Гвидон.)
2. В кого и в какой последовательности превращался князь Гвидон? (Комар – муха – шмель.)
3. Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку? (3 раза.)
4. Что поймал старик в первый и во второй раз? (1-й раз – тину, 2-й раз – морскую траву.)
5. Помогла ли рыбка старику и как?
6. Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны? (Солнце, месяц, ветер.)
7. За какую плату согласился работать Балда? (За 3 щелчка.)
Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу.

3 конкурс
Узнай сказку по следующим словам:
1. Путь – дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба. («Сказка о мертвой царевне».)
2. Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке».)
3. Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, веревка, наказание. («Cказка о попе и о работнике его Балде».)
6. Рать, воеводы , царь, мудрец, шатер, шамаханская царица, звездочет, петушок. («Сказка о золотом петушке».)
Конкурс капитанов
Слайды – с 24 по 32

ВОПРОСЫ по сказкам Пушкина (после того как ребенок ответил, показывается слайд с правильным ответом)
1. Какое животное в произведении Пушкина рассказывает сказки? (КОТ УЧЕНЫЙ)
2. Кто обманул чертей и наказал попа за жадность? (БАЛДА)
3. Про какого героя своей сказки писал:
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку!
Царствуй, лежа на боку!» (Петушок)
4. Кого послал старый бес соревноваться с Балдой? (Внука бесенка)
5. С кем сражался князь Гвидон? (с коршуном)
6. На чем плыли по морю Гвидон с матерью? (в бочке)
7. Как звали жениха царевны из «Сказки о мертвой царевне»?(Елисей)
8. Кто говорил такие слова «ты прекрасна, спору нет!» (зеркало)
Учитель – Молодцы, капитаны! Выиграла в этом конкурсе команда…

4 конкурс

За ответ – очко.

В дорогой собольей душегрейке,

Парчевая на маковке кичка.

Жемчуга огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

Узнаете, кто это? (Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке».)

Соку спелого полно.

Так свежо и так душисто.

Так румяно-.золотисто.

Будто медом налилось!

Видны семечки насквозь...

(Яблоко из «Сказки о мертвой царев­не...*.)

Печкин вынимает из сумки газету «Волшеб­ные известия».

Недавно вышла новая газета «Волшеб­ные известия», в ней печатают сказочные объявления. Кто поместил вот эти объявле­ния?

5 конкурс

Читает - по очереди командам, за ответ – очко.

Предлагаю свои услуги: работаю за се­мерых, могу запрягать лошадь, топить печь, закупать продукты на рынке, печь яйца, ва­рить кашу, нянчить детей.

Мой адрес... (Балда из «Сказки о попе и о работнике его Балде».)

Торговая фирма - Пальмира» предлага­ет импортные товары.

Соболя. Черно-бурые лисы. Донские жеребцы. Чистое серебро. Злато. И все это по доступным ценам. «Пальмира» ждет вас.

Наш адрес... (Купцы из «Сказки о царе Салтане...».)

Тем. кто интересуется жилплощадью! Сдаю на лето свою горницу в аренду. В горнице имеются лавки, «крытые ковром, под святыми стол дубовый, печь с лежан­кой изразцовой». («Сказка о мертвой ца­ревне...»)

На работу в лесопункт требуются по­вар, конюх, плотник. П о результатам ра­боты выплачиваются премиальные, воз­награждение но итогам работы за год. (Поп из «Сказки о воле н о работнике его Балде».)

Школа целителей и экстрасенсов прово­дит ежемесячные платные курсы; излечиваются такие заболевания, как укусы правого и левого глаза, волдыри на носу. Начало ближайших занятий в субботу.

(«Сказка о царе Салтане...»)

Хорошо вы знаете сказки. Мне даже захотелось остаться с вами до конца турнира, а почту я потом разнесу.

Садится в зал. Жюри подводит предварительные итоги.

6 конкурс «Кроссворд». Обе команды получают одинаковые кроссворды, зрите­лям тоже дается кроссворд.

Задания командам (написаны на листочках).

По горизонтали: 4. И жених сыскался ей... Елисей. (Коро­левич)

6.Не печалься, ступай себе с богом. Так и быть: ...вам уж будет. (Изба)

7. Там за речкой тихоструйной есть вы­сокая гора - в ней глубокая... (нора).

8. .„песенки пост да орешки все грызет. (Белка)

9. Сказка ложь, да в ней..., добрым мо­лодцам урок. (Намек)

10. Ах ты. мерзкое... это врешь ты мне назло! (Стекло)

13. Глянь: опять перед ним землянка: <...>

А перед нею разбитое... (корыто).

14. Ей в приданое дано было... одно. (Зеркальце)

По вертикали:

1. Слушай: платить обязались черти мне..до самой смерти. (Оброк)

2. А...над морем опять шумит да чертям веревкой грозит. (Балда)

3. Раз он в море закинул... пришел... с од­ною тиной. (Невод)

4. Ветер по морю гуляет и...подгоняет. (Кораблик)

5. Все красавцы молодые. Великаны удалые.

Все равны, как на подбор. С ними дядька... (Черномор)

11. И соседи присмирели.

Воевать уже не смели:

Таковой им царь Дадон

Дал... со всех сторон. (Отпор)

12. И послушалась...:

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько. (Волна)

13. Пристают к заставе гости;

Гвидон зовет их в гости. (Князь)

Задания зрителям .

По горизонтали:

1. Как звали находчивого, трудолюби­вого работника в сказке? (Балда)

2. Злой, сварливый персонаж из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке». (Стауха)

3. Исполнительница песни «Во саду ли, в огороде». (Белка)

4. Место встречи попа с Балдой. (Базар)

5. Чем отравилась молодая царевна? (Яблоко)

По вертикали:

2. Кличка собаки из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» (Соколко)

4. Название острова, мимо которого проплывали корабельщики. (Буян)

6. Как звали няню? (Арина)

7. Имя жениха молодой царевны из «Сказки о мертвой царевне и о семи бога­тырях ». (Елисей)

7 конкурс капитанов «Круглая посло­вица»

- (По кругу вписана пословица. Чи­тать ее надо по ходу часовой стрелки, пропуская каждый раз по две буквы. Начи­найте с выделенной буквы.) «Летний день год кормит».

8 конкурс «Счастливый случай».

Каждой команде задается по 7 вопросов, за ответ - жетон.

Команде «Золотой петушок»

1. Исполнительница желаний в сказке. (Золотая рыбка.)

2. Любимый предмет злой мачехи, на ко­торый она разозлилась. (Зеркальце.)

3. Лесной зверек, живший в хрусталь­ном дворце. (Белка.)

4. Прозвище старика в «Сказке о рыбаке и рыбке». (Дурачина ты. простофиля.)

5. От чего поп подпрыгнул до потолка? (От щелчка.)

6. Сколько братьев было у царевны-ле­беди? (33 богатыря.)

7. Для кого Балда был тятей? (Для по­повича.)

Команде «Золотая рыбка»

1. Средство передвижения Гвидона и его матери по морю, (Бочка.)

2. Птица, которая была посажена на спи­цу для охраны границы (Петушок.)

3. Как звали девушку, в облике ко­торой было что-то необычайное, но это ее нисколько не портило? (Царевна-лебедь.)

4. Сколько раз старик ходил к морю? (Пять раз.)

5. Кто был меньшим братом Балды? (Заяц.)

6. Насекомое, которое стало оружием мести. (Комар)

7. Любимое кушанье Балды. (Полба.)

9 конкурс художников «Следы не­чистой силы».

Учитель. Вспомните пушкинские строки «Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей». Никто не видел ни этих следов, ни этих зверей. Попробуйте нарисовать их.

10 конкурс
Числа
(Каждая команда вспомнит все числа, которые встречались в сказках!
- Сколько лет рыбачил старик? 33 года
- Сколько раз кидал старик невод прежде чем поймать золотую рыбку? 3 раза
- Сколько раз ходил он с просьбами к рыбке? 5 раз (корыто, изба, дворянство, царица, владычица морская)
- Сколько просьб она выполнила? 4раза
- Сколько сыновей было у Дадона? (2 сына)
- Сколько раз летал царь Гвидон к Салтану? (3 раза)
- Сколько девиц сидело вечером под окном (3 девицы)
- Сколько вышло витязей на берег? (30 витязей прекрасных)
- Сколько было богатырей в сказке про мертвую царевну? (7 богатырей)
- Сколько щелчков отвесил Балда попу? (3 щелчка)

IX. Подведение итогов.

Учитель. Дорогие друзья! На этом наш конкурс заканчивается. Надеюсь, что вам захочется еще и еще раз перечитать сказки, быть похожими на положительных героев. Когда станете взрослыми, будете перечитывать эти сказки своим детям, каждый раз открывая для себя что-то новое. Ведь сказки Пушкина - это наука о жизни, которую он передал нам и на которой выросло не одно поколение людей.

О, Пушкин! Над его строкою.

Задумавшись в который раз.

Вдруг открываешь в ней такое,

Что прежде пряталось от глаз.

Тема: Урок – викторина по сказкам А.С.Пушкина

Провела: Гаврилова Е.А.

Цели: 1. Закрепить у учащихся знание сказок А.С. Пушкина. 2. Развивать образное мышление, речь, память. 3. Прививать интерес к предмету.

1.Организационный момент . Дети делятся на 3 команды.

2. Ход урока.

Ребята, сегодня у нас викторина по сказкам вашего любимого поэта А.С. Пушкина.

Начнем с разминки:

    », «Где родился А.С. Пушкин? (В Москве)

    От кого маленький Саша узнал русские народные сказки? (От няни Арины Родионовны)

    Сколько всего сказок написал А.С. Пушкин? (6;5 и1 – не закончил)

    Какие? («Сказка о царе Салтане и о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.» , «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатыряхСказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде»)

1-й этап

Узнайте, из какой сказки эти строчки, продолжите.

    Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица,-

Говорит одна девица,-

………………………

(То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир».)

«Кабы я была царица,-

Говорит ее сестрица,-

………………………

(То на весь бы мир одна

Наткала я полотна)

«Кабы я была царица,-

Третья молвила сестрица,-

……………………………..

(Я б для батюшки царя

Родила богатыря»)

2. Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно… (тридцать лет и три года

Старик ловил неводом рыбу

3. Свет мой, зеркальце, скажи

(Да всю правду доложи:

Я ль на свете милее,

Всех румяней и белее?»)

    Навстречу ему Балда

Идет. сам не зная куда.

«Что, Батька, так рано поднялся?

Чего ты взыскался?»

Поп ему в ответ:…(Нужен мне работник

Повар, конюх и плотник.

А где найти мне такого

Служителя не слишком дорогого?»)

2 этап

1. Как звали сына царя Салтана? (Князь Гвидон.)

2. В кого и в какой последовательности превращался князь Гвидон? (Комар – муха – шмель.)

3. Сколько раз старик закидывал невод в тот день, когда поймал золотую рыбку? (3)

4. Что поймал старик в первый и во второй раз? (1-й раз – тину, 2-й раз – морскую траву)

5. Помогла ли рыбка старику и как?

6. Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны? (Солнце, месяц ветер.)

7. За какую плату согласился работать Балда? (За 3 щелчка)

Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно.

В год за три щелка тебе по лбу,

Есть же мне давай вареную полбу.

3 этап

Узнайте сказку по следующим словам:

    Путь-дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба. («Сказка о мертвой царевне»).

    Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке»)

    Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, веревка, наказание. (Сказка о попе и о работнике его Балде»)

    Рать, воеводы, царь, мудрец, шатер, шамаханская царица, звездочет, петушок. (Сказка о золотом петушке»)

4 этап

Узнай сказку по рисунку. (Детям показывают рисунки.)

    Кораблик («Сказка о царе Салтане»)

    Зеркало («Сказка о мертвой царевне»)

    Корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»)

    Яблоко («сказка о мертвой царевне»)

    Зайчонок («Сказка о попе и о работнике его Балде»)

    Месяц («Сказка о мертвой царевне»)

    Лебедь («Сказка о царе Салтане»).

Итоги урока. Награждение команды – победительницы и лучших знатоков сказок А.С.Пушкина.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?