Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Купание красного коня. «Купание красного коня»: почему бытовую картину назвали предвестником грядущих перемен



Картина написана: 1912 г.
Холст, масло.
Размер: 160 × 186 см

Описание картины «Купание красного коня»

Художник: Кузьма Сергеевич Петров-Водкин
Название картины: «Купание красного коня»
Картина написана: 1912 г.
Холст, масло.
Размер: 160 × 186 см

Имя великого художника Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина ассоциируется со знаменитым произведением "Купание красного коня". Именно эта картина сделала имя Кузьмы Петрова-Водкина известным по всей России, принесла славу и вызвала много разномыслий и споров

Это было этапное творение в творчестве великого художника. Впервые картина была показана на выставке "Мир искусства", причем устроители выставки картину повесили не в общей экспозиции, а над входной дверью - поверх всей выставки, "как знамя, вокруг которого можно объединиться". Но если одни воспринимали "Купание красного коня" как программный манифест, как знамя, для других это полотно было мишенью. Центральной частью полотна был огненно - пылающий конь, который напоминал коня Михаила Архангела с древнерусских икон. В картине он прозвучал как символ могучей воли, благородства и энергии.

Сам художник опасался и сомневался до последнего момента, что картину не станут выставлять для публичного просмотра, потому что уже тогда догадывался, каковы могут быть толкования этого произведения, связывающие образ красного коня и судьбы России. И действительно, в образах "Купания" чувствительный зритель увидел Набатный красный цвет коня, который звучал как призыв к новой жизни, прекрасной и неведомой, которая должна воссиять над страной, предзнаменование грядущего обновления, очищения человечества. Но если современники только чувствовали пророческий характер картины, то потомки уже уверенно и убежденно заявляли о значении картины, объявив ее "буревестником революции в живописи". Великий русский поэт А. Блок считал, что именно К. Петров – Водкин умел не только видеть, но и догадываться о будущем, предвидеть зарю.

Конец мая 1912 года принято считать началом работы над картиной Петрова-Водкина, когда Кузьма Сергеевич с женой приехали в Хвалынск перед тем как отправиться в гостеприимное имение генерала армии Петра Грекова, его дочь - Наталья была ученицей К.С.Петрова- Водкина.

Всего известно три варианта картины. Ненатурные и недатированные карандашные наброски с композиционным изображением будущей картины - это первый вариант, который был впоследствии уничтожен самим художником. Эти наброски свидетельствуют о том, что замысел картины у художника уже был, и композиционно в целом был близок к окончательному решению. Это была почти реальная сцена купания лошадей и мальчишек на реке Волге, так хорошо знакомая с детства Петрову - Водкину. А потом перед его глазами появилось великолепное, зелено - голубоватое озеро. Низко висело стылое небо, раскачивали ветки голые деревья над бурой землей. Солнце то выглядывало, то пряталось тучи, а по небу рассыпались первые удары грома. Лошади прядали ушами и осторожно, как на цирковой арене, перебирали передними ногами. Мальчишки гикали, ерзали на лоснящихся спинах коней, били их голыми пятками в бока...

Так именно в Хвалынске был написан первый, датированный 31 мая, карандашный рисунок "Мальчик-всадник" к будущей картине "Купание красного коня". На этом карандашном рисунке был изображён младший двоюродный брат Кузьмы Петрова – Водкина – Шура, которого художник по-отечески любил. Шура - Александр Иванович Трофимов, он и стал прообразом всадника, сидящего на коне.

Рисунок "Мальчик-всадник" выполнен с натуры, и мальчик уже сидит на крупе ещё пока воображаемого коня.

Своего коня в усадьбе родителей Петрова-Водкина в Хвалынске в то время не было. Конь по кличке Серый, появится только весной 1915 года, поэтому круп коня пока слегка обозначен.

Сразу по приезде на хутор Мишкина Пристань в имение генерала П.Грекова художник начинает работать над эскизами лошади, о чем сообщает в письме своей матери 22 июля 1912года.

Вспоминая о работе над картиной "Купание красного коня" на своём творческом вечере в Москве в 1933 году К.С. Петров-Водкин рассказывал о том, что в деревне была гнедая лошадёнка, старая, разбитая на все ноги, но с хорошей мордой. Изначально, как говорил сам Петров –Водкин, он начал писать вообще купанье.

Но в процессе работы, художник предъявлял больше и больше требований живописного характера, которые дали бы картине социальную значимость.

Второй вариант картины, вероятно, был написан в начале августа 1912 года. 2 августа, т.е. через две недели после приезда на Мишкину Пристань, Кузьма Сергеевич сообщает Шуре о работе уже над картиной, где он «посадил» всадника на коня «Мальчик называется» (2 августа 1912). Из письма не совсем понятно, идёт ли речь о коне по кличке Мальчик или о первоначальном названии картины. На основании карандашных эскизов композиции можно только предположить, что на картине был изображён мальчик на коне, морда которого обращена вглубь пейзажа с горизонтальной линией высокого берега реки и двумя фигурами мальчиков на первом и втором планах.

В письме к жене в Петербург от 4 сентября 1912 художник также упоминает о работе над этюдами с лошадью.

Впервые название картины "Красный конь" появляется также в письме к жене от 8 сентября 1912 года, где Петров- Водкин говорит о том, что ему приходится для работы изучать Мальчика, чтобы знать все, что надо, для его "Красного коня".

Образу коня художник уделял особое внимание, потому что в русском искусстве с давних времен конь воспринимался сознанием многозначительно. В славянской мифологии конь был советчиком и спасителем человека, провидцем, это был конь-судьба, каждый шаг которого многое значил. В искусстве XIX века этот образ был использован многими русскими мастерами: "Холстомер" Л.Н. Толстого, картина В. Перова "Проводы покойника", "Коняга" М.Е. Салтыкова-Щедрина, васнецовские "Богатыри" и другие произведения. В направлении именно этой традиции К. Петров-Водкин и создает свою картину "Купание красного коня". От повествовательности он идет постепенно к созданию грандиозно-величественного, значимого произведения, обобщенного образа коня-символа, коня-олицетворения.

Художник рисовал Мальчика и в предпоследний день своего пребывания на Мишкиной Пристани - 12 сентября 1912 года. Именно этим временем датируется последний рисунок коня, выполненный в имении Грековых.

Как видно, работа над двумя вариантами картины продолжалась на протяжении полутора месяцев, начиная с первого эскиза, датированного 20 июля и кончая этим последним рисунком от 12 сентября.

После возвращения в Петербург в начале октября 1912 года художник продолжил свою работу над картиной, теперь уже над третьим, окончательным вариантом. Об этом он сообщает матери в Хвалынск. В письме художник говорит о том, что нужно спешить, чтоб окончить картину "Купанье" к выставке в Москве (16 октября 1912).

В подготовительных рисунках к картине, которые сохранились до наших дней, сначала изображалась самая обычная, даже захудалая деревенская лошаденка. В ней даже намека нельзя было увидеть на образ гордого коня. Перевоплощение старой гнедой лошаденки в величественного красного коня происходило постепенно. Подтверждение этому также находим в воспоминаниях жены: "Рисунки, которые Кузьма Сергеевич делал с верховой лошади "Мальчик", были началом его работы над картиной "Купание красного коня". На первом наброске были три мужские фигуры, причём один из мужчин находился на первом плане, впереди лошади. Затем мой муж изменил первоначальное расположение фигур на картине». Кузьма Сергеевич продолжал работу над картиной с осени 1912 года до открытия очередной выставки.

По контрасту с конем хрупким и слабым кажется юный всадник - обнаженный мальчик-подросток. И хотя рука его держит поводья, сам он подчиняется уверенной поступи коня. Мощь коня, его сдержанная сила и огромная внутренняя энергия как раз и подчеркиваются хрупкостью всадника, его мечтательной отрешенностью, словно он пребывает в особом внутреннем мире.

Былинная мощь огненного коня, нежная хрупкость и своеобразная изысканность бледного юноши, резкие разводы волн в небольшом заливе, плавная дуга розового берега - вот из чего складывается эта необычайно многогранная и по-особому обостренная картина. На ней почти всю плоскость холста заполняет огромная, могучая фигура красного коня с сидящим на нем юным всадником. Судьбоносное значение коня передано К. Петровым-Водкиным не только державным, торжественным шагом и самой позой коня, но и по-человечески гордой посадкой его головы на длинной, по-лебединому изогнутой шее. Горение красного цвета тревожно и радостно - победно, и вместе с тем зрителя томит вопрос: "Что же все это значит?" Почему так тягостно неподвижно все вокруг: плотные воды, розовый берег вдали, кони и мальчики в глубине картины, да и сама поступь красного коня?

Движение на картине лишь только обозначено, но не выражено, как бы застыли на полотне красочные пятна. Именно эта застылость и рождает у зрителя чувство неясной тревоги, неумолимости судьбы, дыхания грядущего.

Петрову - Водкину, может быть, и важно было рассказать не столько о коне, о мальчике и об озере, а о своих (порой не ясных и самому) смутных предчувствиях, которым тогда и названия еще не было. О страстности, о душевном пламени, о красоте говорит красный цвет коня; о холодной, равнодушной и вечной красоте природы - чистые и прозрачные изумрудные воды...

В окончательном третьем варианте торжественное монументальное полотно, оттолкнувшись от действительного, земного события, обнаружило свой всеобъемлющий символический смысл. "Купание красного коня" стало кульминацией всего предшествующего пути К.С. Петрова-Водкина. В ней, как считает Ю.А. Русаков, "ассимилированы различные воздействия, которым подвергался художник в те годы, особенно – традиции древнерусского искусства и современной европейской символисткой картины. Никогда до того Петрову-Водкину не удавалось столь блистательно доказать, что стремление к чистоте живописных средств – целостности формы, ясности цвета, простоте линий – более действенно и создаёт более яркий, глубокий и запоминающийся образ, чем добросовестное следование натуре".

Дальнейшая судьба картины "Купание красного коня" полна самых разнообразных приключений. В 1914 году ее отправили в русский отдел "Балтийской выставки" в шведский город Мальмё. За участие в этой выставке К. Петров-Водкин получил от шведского короля Густава V медаль и грамоту. Первая мировая война, потом начавшаяся революция и гражданская война привели к тому, что картина на долгое время осталась в Швеции. Только после окончания Второй мировой войны начались переговоры о возвращении ее на родину, хотя директор шведского музея предлагал вдове художника продать "Купание красного коня". Мария Федоровна отказалась, и только в 1950 году полотно было возвращено в Советский Союз (вместе с десятью другими произведениями К. Петрова-Водкина). От вдовы художника картина попала в коллекцию известной собирательницы К. К. Басевич, которая в 1961 году преподнесла ее в дар Третьяковской галерее.

И еще раз хочется вернуться к древнему образу коня в русском искусстве. Наши предки верили, что солнце ездит на коне, а иногда даже принимает его облик, что если нарисовать солнце в виде красного коня, то оно охранит нас от несчастий и бед, поэтому и сочиняли русские люди сказки о Сивке-бурке и украшали крыши своих изб деревянными коньками. Не в этом ли внутренний смысл картины К. Петрова-Водкина?

КУПАНИЕ КРАСНОГО КОНЯ

Кузьма Петров-Водкин

Картина «Купание красного коня» принесла славу Кузьме Петрову-Водкину, сделала его имя известным на всю Россию и вызвала много споров. Это было этапное произведение в творчестве художника. Написанное в 1912 году, оно было показано на выставке «Мир искусства», причем устроители выставки повесили картину не в общей экспозиции, а над входной дверью - поверх всей выставки, «как знамя, вокруг которого можно объединиться». Но если одни воспринимали «Купание красного коня» как программный манифест, как знамя, для других это полотно было мишенью.

Сам К. Петров-Водкин до последнего момента опасался, что картину не выставят для публичного обозрения, так как уже тогда догадывался, какие возможны трактовки, связывающие образ красного коня и судьбы России. И действительно, произведение это воспринималось современниками как своего рода знамение, метафорическое выражение послереволюционной (1905) и предреволюционной (1917) эпохи, как своеобразное предвидение и предчувствие грядущих событий. Но если современники только чувствовали пророческий характер «Купания красного коня», то потомки уже уверенно и убежденно заявляли о значении картины, объявив ее «буревестником революции в живописи».

Великий А. Блок считал, что «художник - это тот, для кого мир прозрачен, кто роковым образом, даже независимо от себя, по самой природе своей видит не один только первый план мира, но и то, что скрыто за ним... Художник - это тот, кто слушает мировой оркестр и вторит ему, не фальшивя». Именно таким был и К. Петров-Водкин, умевший не только видеть, но и предвидеть, догадываться о будущем, смотреть сквозь грозовые тучи и предвидеть зарю.

Работа над картиной началась еще зимой (или ранней весной) 1912 года. Первые этюды художник начал писать на хуторе «Мишкина пристань» в Саратовской губернии. Впоследствии сам К. Петров-Водкин вспоминал: «В деревне была гнедая лошаденка, старая, разбитая на все ноги, но с хорошей мордой. Я начал писать купание вообще . У меня было три варианта. В процессе работы я предъявлял все больше и больше требования чисто живописного значения, которые уравняли бы форму и содержание и дали бы картине социальную значимость».

Первый вариант (впоследствии уничтоженный самим автором) композиционно в целом был уже близок к окончательному решению. Это была почти реальная сцена купания лошадей и мальчишек на Волге, с детства хорошо знакомая художнику. А потом перед его глазами возникло великолепное, голубовато-зеленое озеро... Низко висело стылое небо, голые деревья раскачивали ветки над бурой землей. Солнце то выглядывало, то пряталось, а по небу рассыпались первые удары грома. Лошади прядали ушами и осторожно, как на цирковой арене, перебирали передними ногами. Мальчишки гикали, ерзали на лоснящихся спинах коней, били их голыми пятками в бока...

Рука художника неспешно срисовывала лошадей, голых ребятишек, озеро, небо, землю и дальние холмы. В эту реальную и вполне безоблачную картину вдруг прокралось какое-то смутное видение: за дальними холмами художник внезапно увидел большую, до боли знакомую и родную страну. По ней шли темные толпы людей с красными стягами, а навстречу им другие - с ружьями...

Образ коня в русском искусстве с древних времен воспринимался многозначительно. В образно-поэтическом строе славянской мифологии конь был советчиком и спасителем человека, провидцем, это был конь-судьба, каждый шаг которого многое значил. В отечественной литературе XIX века этот образ был использован многими русскими мастерами, достаточно вспомнить «Конягу» М.Е. Салтыкова-Щедрина, «Холстомера» Л.Н. Толстого, картину В. Перова «Проводы покойника», васнецовских «Богатырей» и другие произведения. Именно в русле этой традиции К. Петров-Водкин и создает свою картину «Купание красного коня». От повествовательности он идет к созданию монументально значимого произведения, обобщенного образа коня-символа, коня-олицетворения. Потом в композиции картины появляется всадник (судя по эскизам, в первом варианте его не было).

В 1912 году начались расчистка и собирательство древнерусских икон. Под большим впечатлением от них находился и К. Петров-Водкин, особенно от икон новгородской и московской школ XIII-XV веков. С тех пор традиции древней иконописи вошли в русло его художественных исканий, повлияли они и на создание картины «Купание красного коня».

В сохранившихся подготовительных рисунках к картине сначала изображалась самая обычная, даже захудалая деревенская лошаденка. В ней и намека нельзя было увидеть на образ гордого коня. Превращение старой гнедой лошаденки в величественного красного коня происходило постепенно. К. Петров-Водкин, конечно же, учел широкую философскую обобщенность этого образа (пушкинское «Куда ты скачешь, гордый конь?», гоголевскую птицу-тройку, блоковское «Летит, летит стальная кобылица...» и др.) и стремился тоже «возвысить» своего коня, дать его идеальный, пророческий образ.

Вначале конь мыслился рыжим, но потом рыжий цвет, доведенный до предела и очищенный от какого-либо взаимодействия с другими цветами, становится красным. Правда, некоторые говорили, что таких коней не бывает, но эту подсказку - цвет коня - художник получил у древнерусских иконописцев. Так, на иконе «Чудо архангела Михаила» конь изображен совершенно красным.

Былинная мощь огненного коня, нежная хрупкость и своеобразная изысканность бледного юноши, резкие разводы волн в небольшом заливе, плавная дуга розового берега - вот из чего складывается эта необычайно многогранная и по-особому обостренная картина. На ней почти всю плоскость холста заполняет огромная, могучая фигура красного коня с сидящим на нем юным всадником. Судьбоносное значение коня передано К. Петровым-Водкиным не только державным, торжественным шагом и самой позой коня, но и по-человечески гордой посадкой его головы на длинной, по-лебединому изогнутой шее. Горение красного цвета тревожно и радостно-победно, и вместе с тем зрителя томит вопрос: «Что же все это значит?» Почему так тягостно неподвижно все вокруг: плотные воды, розовый берег вдали, кони и мальчики в глубине картины, да и сама поступь красного коня? Движение на картине действительно только обозначено, но не выражено, красочные пятна как бы застыли на полотне. Именно эта застылость и рождает у зрителя ощущение неясной тревоги, неумолимости судьбы, дыхания грядущего.

По контрасту с конем хрупким и слабым кажется юный всадник - обнаженный мальчик-подросток. И хотя рука его держит поводья, сам он подчиняется уверенной поступи коня. Недаром искусствовед В. Липатов подчеркивал, что «конь величав, монументален, исполнен могучей силы, помчись он - и не удержать его неукротимый бег». Мощь коня, его сдержанная сила и огромная внутренняя энергия как раз и подчеркиваются хрупкостью всадника, его мечтательной отрешенностью, словно он пребывает в особом внутреннем мире. «Купание красного коня» сравнивали, как уже говорилось выше, «со степной кобылицей», отождествляющей у А. Блока Россию, его истоки находили в русском фольклоре, считая прародителями его карающих коней Георгия-Победоносца, а самого К. Петрова-Водкина называли древнерусским мастером, каким-то чудом попавшим в будущее.

Художник отказался от линейной перспективы, его красный конь как будто наложен (по принципу аппликации) на изображение озера. И зрителю кажется, что красный конь и всадник находятся как бы уже и не в картине, а перед ней - перед зрителем и перед самим полотном.

В этом произведении К. Петров-Водкин стремился еще не столько передать цвет того или иного предмета, сколько через цвет выявить смысл изображаемого. Поэтому конь на переднем плане - красный, другие кони вдали - розовый, буланый и белый. Воскрешая и восстанавливая традиции древнерусской иконописи, К. Петров-Водкин пишет свою картину звонко, чисто, сталкивая цвета, а не смешивая их. Пламенеющий красный цвет коня, бледная золотистость юношеского тела, пронзительно синие воды, розоватый песок, свежая зелень кустов - все на этом полотне служит и неожиданности композиции, и самим живописным приемам мастера.

Художнику, может быть, и важно было рассказать не столько о коне, о мальчике и об озере, а о своих (порой не ясных и самому) смутных предчувствиях, которым тогда и названия еще не было. О страстности, о душевном пламени, о красоте говорит красный цвет коня; о холодной, равнодушной и вечной красоте природы - чистые и прозрачные изумрудные воды...

Один из первых откликов на «Купание красного коня» принадлежит поэту Рюрику Ивневу:

Кроваво-красный конь, к волнам морским стремящийся

С истомным юношей на выпуклой спине,

Ты, как немой огонь, вокруг меня крутящийся

О многом знаешь ты, о многом шепчешь мне.

Картина К. Петрова-Водкина поразила и юного Сергея Есенина, который в 1919 году написал своего «Пантократора» под двойным впечатлением - и от картины, и от стихов Р. Ивнева. А еще через несколько лет он вспомнит:

Я теперь скупее стал в желаньях

Жизнь моя, иль ты приснилась мне.

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Дальнейшая судьба картины «Купание красного коня» полна самых разнообразных приключений. В 1914 году ее отправили в русский отдел «Балтийской выставки» в шведский город Мальмё. За участие в этой выставке К. Петров-Водкин получил от шведского короля Густава V медаль и грамоту. Первая мировая война, потом начавшаяся революция и гражданская война привели к тому, что картина на долгое время осталась в Швеции. Только после окончания Второй мировой войны начались переговоры о возвращении ее на родину, хотя директор шведского музея предлагал вдове художника продать «Купание красного коня». Мария Федоровна отказалась, и только в 1950 году полотно было возвращено в Советский Союз (вместе с десятью другими произведениями К. Петрова-Водкина). От вдовы художника картина попала в коллекцию известной собирательницы К. К. Басевич, которая в 1961 году преподнесла ее в дар Третьяковской галерее.

И еще раз хочется вернуться к древнему образу коня в русском искусстве. Наши предки верили, что солнце ездит на коне, а иногда даже принимает его облик, что если нарисовать солнце в виде красного коня, то оно охранит нас от несчастий и бед, поэтому и сочиняли русские люди сказки о Сивке-бурке и украшали крыши своих изб деревянными коньками. Не в этом ли внутренний смысл картины К. Петрова-Водкина?

Из книги Ближний Восток [История десяти тысячелетий] автора Азимов Айзек

Пришествие коня Ко времени захвата Месопотамии амореями, после 2000 г. до н. э., бронза использовалась почти повсюду уже тысячу лет. Она перестала быть решающим фактором, как прежде. Знание ее обработки распространилось теперь по всему Плодородному Полумесяцу и за его

Из книги Сексуальная жизнь в Древней Греции автора Лихт Ганс

5. Купание Мы можем вкратце указать еще на одну возможность видеть обнаженное человеческое тело, которой располагали греки, - публичные бани. Уже в гомеровскую эпоху общепринятым было купаться и плавать в море или реках; однако уже тогда такая роскошь, как теплые бани (а

Из книги МЖ. Мужчины и женщины автора Парамонов Борис Михайлович

Из книги Крылатые слова автора Максимов Сергей Васильевич

Из книги Об искусстве [Том 2. Русское советское искусство] автора Луначарский Анатолий Васильевич

Из книги День народного единства: биография праздника автора Эскин Юрий Моисеевич

Из книги Страна чая или Изысканность простоты автора Виногродская Вероника

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Кузьма Захарьевич Минин-Сухорук Народ давно знал и уважал старосту Кузьму Минина и теперь стал просить его не отказываться от великого дела, собирать казну и заведовать ею.Минин по принятому обычаю стал отказываться. Отказывался он не потому, что не хотел принимать на

Из книги Народный быт Великого Севера. Том II автора Бурцев Александр Евгениевич

Кузьма скоробогатый Не известно, в какой стране, далеко за синим морем, жил старик со старухой, а у них был сын по имени Кузьма, по прозванью Скоробогатый! Когда старик и старуха померли, не захотелось Кузьме сидеть дома, а захотелось по земле походить, света Белаго

Из книги 100 знаменитых художников XIX-XX вв. автора Рудычева Ирина Анатольевна

ПЕТРОВ-ВОДКИН КУЗЬМА СЕРГЕЕВИЧ (род. 05.11.1878 г. – ум. 15.02.1939 г.) Известный русский художник-символист, мастер портрета и натюрморта, график, театральный художник, теоретик искусства и педагог. Профессор Ленинградской академии художеств, заслуженный деятель искусств РСФСР,

Из книги История борделей с древнейших времен автора Кинси Зигмунд

Фонарики из красного шелка Во время правления династии Тан (618–907) Пекин становится конечным пунктом шелковых путей. Иноземцы едут туда из Персии, Индии, Самарканда, со всей Центральной Азии; среди них буддисты, мусульмане и несторианцы. Китайцы тоже прибывают со всех

Из книги Игра как феномен культуры автора Гузик М. А.

ГОЛОВОЛОМКА «ХОДОМ ШАХМАТНОГО КОНЯ» Начиная с одной из клеток, прочтите ходом шахматного коня, как называлась игра в кости в Древней Греции, в России, в Германии и Венгрии. Подобные головоломки могут быть составлены на 20 клеток (одну из них можно занять фигурой шахматного

Из книги Казаки [Традиции, обычаи, культура (краткое руководство настоящего казака)] автора Кашкаров Андрей Петрович

Головоломка «Ходом шахматного коня» В Древней Греции – тавлей, в России – короткие нарды, в Германии и Венгрии –

Из книги Два лица Востока [Впечатления и размышления от одиннадцати лет работы в Китае и семи лет в Японии] автора Овчинников Всеволод Владимирович

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

Красный конь. А вот когда я - маленький городской мальчик - впервые увидел коня, то он был белоснежно-белого цвета. Нет, это был не живой конь. Это был конь на картинке. Позже я узнал, что картинка эта называлась иконой. Икона находилась в углу бабкиной комнаты над огромным сундуком, на котором я спал. И когда я засыпал, это иконное изображение коня было последнее видение перед тем, как неизвестная сила погружала меня во временное небытиё. А в предутренний час этот конь, бывало, и оживал, и мчался стрелой над клубящимся в предсмертной агонии страшеннего змия.

А всадник сидящий на нем, изящным энергичным движением вонзал тонкое, длинное копьё прямо в пасть с острыми зубами, которыми змий искусал столько невинных жертв. Именно с этой картинки, стало формироваться в моём раннем детстве убеждение в том, что добро непременно поразит зло. Зло не может победить. Потому как добро – это и есть сама жизнь. И жизни никакой не было бы, если бы этот самый змий победил.

А конь уже в те времена для меня, ребёнка, был неким воплощением добра, силы и помощника. Вот знал же я уже картину «Три богатыря». А Илью Муромца без коня и представить себе не мог. Конь и всадник – это одно, нечто целое в сиянии силы и добра. Ну а конёк горбунок! Он ведь был для всех нас совсем живой. Без него с длинными ушами наш герой, Иванушка-дурачок, не преодолел бы все козни, устроенные ему. И не стал бы он прекрасным принцем.

*****
А вы когда-нибудь видели в жизни красного коня, вот такой необычной масти? Никто не видел. Потому как таких невозможно красных коней в природе не бывает. Почему же он красный? И вот такой вопрос, я больше чем уверен, задаст себе каждый, кто остановится перед оригиналом этой картины в одном из залов Третьяковки.

И вопрос этот естественно возникнет сам в голове. Особенно у тех, кто не сильно отягощен глубокими познаниями в живописи мировой и отечественной тоже. И таких из приходящих в Третьяковку, абсолютное большинство. Знаю, потому что я сам вожу в ней экскурсии.

И потом я и сам себе задавал и задаю тот же вопрос. Ну почему же он такой красный. И такой огромный. И этот обнаженный весь такой субтильный и хрупкий юноша, сидящий на нем, почему он так контрастирует с этим мощным конём. Ведь это было кому-то нужно. То есть самому художнику было нужно. Ведь он хотел же нам что-то всем этим самым сказать. Как и любой художник, берущий в руку кисть, каким бы умелым или неумелым он не был бы. И какого не был бы он возраста. Но об этом чуть позже.

*****
А сначала … А сначала нас привлечёт фамилия художника. Какая-то странная она, необычная, уникальная фамилия. Ну что это такое? ПЕТРОВ-ВОДКИН. А может быть – это броский, эпатажный, явно сочиненный псевдоним? Со смыслом.
И, оказывается, в этом случае нет никакого смысла. Фамилия настоящая. И нет ничего в нем намеренного, на что-то намекающего.

Просто дед у художника был сапожник. И пьяница. Чему же удивляться. Напротив, всё сходится. Пьяный, как сапожник, - кто ж этого не знает. Вот именно таким он был и известен всему Хвалынску, небольшому городке на Волге. И прозвали его в городе Петров- Водкин. А потом, как это часто и бывало на Руси, прозвище стало фамилией. Кончил, кстати, он очень плохо. Однажды, в приступе белой горячки он взял острый сапожный нож и зарезал жену свою. И сам тоже вскоре умер. А вот сын его, Сергей, хотя и был тоже сапожником, но так удивительно в рот не брал спиртного. А удивительная фамилия осталась. И прославил её Кузьма на весь мир.

Спираль судьбы, вознесшая его в элиту самых знаменитых художников 20 века, берёт своё начало, как уже было сказано, в городе Хвалынск. Ныне это мелкий городок (13 тыс. жителей) известный лишь своими яблоневыми садами, да вот ещё и как место рождения Петрова-Водкина.

Меня тут удивляет несказанно одна вещь. А именно то, как вообще Кузьма стал художником. Ну не было совсем никаких предпосылок. Какой то мелкий городок на Волге. Такая Тмутаракань.

В этой связи я вновь задаюсь одним и тем же вопросом. Почему и как мы от рождения по прошествии некоторых лет становимся теми, кто мы есть. Кто и что приводит нас к нынешнему состоянию. Есть ли во всём этом какая-то мистическая предопределённость, может даже и генетическая. А может быть все звенья нашего жизненного пути – это всё случайные звенья, сложившиеся необъяснимо без всякой логики. И без намёка зажегшейся на небосводе божественной звезды. И её горение упрямо высветило нам прожитый путь. Не знаю. А кто знает? Никто.

Вот и один из самых известных и знаменитых художников по всему просто не мог стать художником. Его звезда взошла из занюханного захолустья. И в роду его не было художников. Были сапожники, не имеющие к живописи ну никакого отношения. И никак не могли они поспособствовать рождению в глубине его души таинственного желания изобразить красками мир, так как он его видел и мыслил. Да так, что даже и тот, кто не сильно искушён в истории живописи, узнает руку, создавшую все его живописные творения.

А на его жизненном пути были внезапные повороты, которые могли бы его повести совсем по другой стезе. Но вот судите сами из какого сора взрос этот необыкновенный талант.
*****

Про сапожников уже было сказано. Ну рос обыкновенный мальчик. Ну да, любил рисовать. А какой ребёнок не любит рисовать. Но вот пришло первое везение, давшее первый начальный импульс к мировой славе. В доме его приятеля жили богомазы. И в нем мальчик Кузя познакомился с тем, что такое икона. И что такое живопись. Это был дом старообрядцев. Там он познакомился не только с очень сложной техникой иконографии, но и со всем процессом изготовления икон. А главное он увидел, что живописное изображение – это не просто отражение того, что воспринимает наш глаз, но и то, что оно может быть наполнено особой духовностью. То есть тем, чем наполнена твоя душа. И вот вероятно поэтому всё, что было написано художником Петровым – Водкиным, так напоминает иконы.

А ещё он понял всю завораживающую силу красок. Их воздействие на наше состояние души. Вот как он сам вспоминает об этом сам в одной из его книг, написанной им; «У меня уже установилось уважение к краске, и для меня небрежность к цветовому материалу означало то же самое, как если по клавишам фортепьяно барабанили палкой».

*****
Итак, школа окончена. Ему пятнадцать лет. И встал вопрос « где работать мне тогда». Стать художником в плане не стояло. Он поработал в судоремонтных мастерских, а потом поехал в Самару поступать в железнодорожное училище. И стал бы Кузьма машинистом, да только Бог отвратил его от этого неверного поступка и весьма похвального желания. А знаете как? Вот шёл наш Кузя на первый экзамен и увидел он вывеску. «Классы живописи и рисования». И понял он, что это сама судьба выставила ему на пути это послание. И не смог он ему противиться.

До экзамена в железнодорожное училище он дошёл и благополучно провалил его. К своему облегчению. И пошёл он потом в эти самые классы живописи. Зачисли его. Руководителем классов был некий Бурков. Вот ему-то будущий художник и должен был бы поставить свечку. Да ещё и какую. Принял мальчика пятнадцати лет «императорский художник первой степени». И начал учить его непростому искусству живописи. Два года учил. И тут новая подножка. Умер учитель. И несостоявшийся художник вынужден был вернуться в дом родной в Хвалынске.

И снова судьба ли, Бог вернули его на стезю живописца. Казалось бы совершенно случайно. Мать его работала горничной в одном барском доме. Сестра её хозяйки решила построить дачу. Такой барский дом. По индивидуальному проекту. Представьте себе, рядом с Хвалынком. По проекту архитектора Р. Мельцера.

И вот мама мальчика Кузи отнесла несколько работ юного художника знаменитому столичному архитектору. Архитектор пришёл в восторг. И опять судьба, которая из цельной цепи случайностей, выстроила закономерность. Архитектор увёз юное дарование в Петербург и устроил в приличное училище живописи Штиглица (ныне училище Мухиной, или просто «Муха»).

А ведь и Петербургу тоже нужны деньги. Се ля ви (c’est la vie). Деньги стали приходить от хвалынских купцов и самой барыни-хозяйки. 25 руб в месяц. Не знаю, много это или мало. Ну наверное достаточно для жизни, учёбы, посещения музеев и мелких развлечений в столице. А художнику эти посылки не нравились. Он называл их подачками.

А потом он решил, что это училище исчерпало все свои возможности, чтобы научить его чему-то новому и поступил он в знаменитое Московское училище Живописи, Ваяния и Зодчества. Оно и поныне стоит в конце Мясницкой у Чистых прудов. А какие учителя у него были! Серов, Левитан, Коровин. А каким было его окружение студенческое! Будущие знаменитые художники Кузнецов, Ларионов, Сарьян, Машков. И не только.

Вот художника Петрова –Водкина при жизни кое-кто называл художником деревенщиком. Если не деревенщиной. Намекая на его сапожное происхождение в глухой провинции. А ещё на примитивизм его живописных творений. Ровным счётом ничего не понимая в них. А этот художник был одним из самых образованных по части живописи человеком. Он учился не только в самых лучших художественных заведениях в обеих наших столицах. У лучших художников. Он несколько лет провёл и в западных столицах. И постигал дело живописи в лучших мировых музеях.

А впервые он отправился в Европу, движимый страстным желанием познать всё то, что было уже достигнуть в этой области до него. Отправился, не поверите, на велосипеде. Нет, это не шутка. На велосипеде! Так вот сел и поехал. Через всю Европу. А вы можете представить себе, каким был этот велосипед ещё тех времён. Времён начала прошлого века. Драндулет, да и только.

Петров – Водкин несмотря на своё происхождение и такое, я сказал бы не очень интеллектуальное лицо, был очень одарённым человеком. Он играл на скрипке. Причем не натужно пиликал, а как профессионал. А ещё он был настоящим писателем. То есть он замечательно владел не только кистью, но и пером. Он писал книги и пьесы, которые имели успех. Был момент, когда он выбирал, кем ему стать, художником или писателем. Он выбрал палитру и кисть.

*****
Но вернёмся к «Купанию красного коня». Но почему же он всё-таки красный. Ну как, почему, скажет кое-кто. Особенно из тех, кто видел и другие картины художника, в которых дух революции отменно выражен. Красный – это значит революция. Почему-то вспоминается всем известный некогда милый стишок. «Как повяжешь галстук – береги его. Он ведь с красным знаменем цвета одного»

Вспоминается и другой стишок в связи с вопросом, куда скачет этот конь. «Ведь кузнечик скачет, а куда не знает». Вот и наш конь красный не знает, куда он скачет. Потому как субтильный всадник им совсем не правит. Но мечта уже есть. Мечта светлая. « Мечта прекрасная, еще не ясная, уже зовет тебя вперед.» И эти слова мы тоже помним из прекрасного гимна ушедшей навсегда эпохи. А теперь, в скобках будет сказано, у нас нет мечты. Ни красной, и вообще никакой. Осталась она только что вот на этой картине Петрова-Водкина.

Но есть одна любопытная деталь. Картина-то была написана в 1912 году. То есть не только до Революции, но и до начала первой мировой войны. И художник и в мыслях не держал делать какие-то намёки – предсказания. Да и вообще неизвестно, что он хотел сказать этим конём. И замысел у него изобразить его таким, каким мы его знаем, родился не сразу.

Вначале была задумка просто написать такую почти бытовую сцену. Как мальчики обнаженные купают своих коней. Наверное, такие же как и те, которые выводили их в ночное на Бежин луг. И цвет коня первоначально был гнедым. И у гнедого коня, прототипа красного, было имя. Вот как о нём пишет сам художник:

"В деревне была гнедая лошаденка, старая, разбитая на все ноги, но с хорошей мордой. И я начал писать купание вообще» Звали этого «росинанта» гнедого, не удивляйтесь, Мальчик

И у стройного юноши тоже было имя. Это был один из учеников художника, Сергей Калмыков. Кстати, именно этот Серёжа написал картину, изображавшей купание красных коней. Очень может быть, эта ученическая работа и вдохновила учителя на создание известного всем шедевра. И Сергей очень гордился этим фактом, благодаря которому он вошёл в историю живописи.

*****
Интересная деталь. Этот конь был написан в его родном Хвалынске. То есть тогда, когда Петров-Водкин стал уже зрелым художником, постигшим уже многое в истории мировой живописи. И у него уже есть выработанный свой собственный стиль. Узнаваемый стиль. А истоком рождения этого стиля была икона. Всё его приобщение к волшебной способности отображать и изображать мир окружающий на плоскости, свойственной только человеку, произошло благодаря двум иконописцам старообрядцам в детстве художника. Вот и конь красный тоже несёт на себе все признаки иконы. Это отсутствие линейной перспективы, это плоскостность изображения, это чистые, яркие не смешанные краски.

А надо сказать, что именно в это время стала происходить расчистка древних икон. Или раскрытие, как говорили тогда. То есть снятие с первоначальной живописи икон поздние поновления и особенно олифы, из-за которой икона темнела с годами. Именно в это время икона впервые перестала рассматриваться только как предмет культа, но ещё и как произведение искусства. Именно в это время была раскрыта знаменитая «Троица» Рублева. Открыли и восхитились, и поняли, каким живописным богатством обладала средневековая Россия.

Восхитились не только у нас. Вот и Матисс, приехавший к нам, тоже восхитился. И замечательно использовал в написание своих признанных шедевров технику иконописи. Потому то так и узнаваем его стиль среди прочих. И в ещё большей степени использовал её наш художник Петров-Водкин. Ему,как говориться, и Бог велел. С детства он приобщался к живописанию икон.

Мы во всём ищем символику. И особенно в живописи. А в иконе всё, что не есть на ней, всё есть символ. Икона – это ведь не портрет. И упомянутая Троица – это не портрет трёх ангелов, которых никто в глаза не видел, кроме разве что Авраама. Вот и в живописи Петрова-Водкина тоже ищут символы.

Конь красный. А почему? Как уже было сказано, картина была написана в 1912 года. То есть тогда, когда пролог революционный уже состоялся, но о продолжении пока никто и не говорил. Первая мировая война была на носу. Да и сам художник ни о чём таком даже и не думал. На мой взгляд, ответ надо искать в том истоке, с которого начал развиваться живописный талант художника. У него в подсознании накрепко засело отношение к цвету с детства, то есть, когда он усваивал уроки живописи у двух монахов – староверов.

А в иконографии каждый цвет – это символ. Так вот красный цвет на иконе – это символ мученичества и жертвенного подвига. Это символ страдания за веру. Поэтому великомученики на иконах облачены в красные одежды.

А мы помним, почему у классического пасхального яйца цвет должен быть красным? Давайте вспомним. Мария Магдалина узнала, что Христос воскрес. И с этой радостной вестью отправилась в Рим к императору Тиберию. Она принесла ему яйцо и сказала «Христос воскресе». А тот ей в ответ: «Не может человек воскреснуть, как не может белое яйцо стать красным.» И в этом момент яйцо и покраснело. Ну император и вынужден был ответить нам всем известными словами: «Воистину воскресе!» С тех пор и мы тоже по сию пору красим яйца в красный цвет, чаще всего не зная почему. А ведь этот цвет нам напоминает кровь Христа и его победе над смертью. Это цвет Воскресения и символ нашего возрождения в жизнь будущую.

И потом здесь нельзя не упомянуть о том, что красный цвет – это ещё и цвет той самой революции. И цвет флага, бывшим нашим государственным флагом долгие годы. Целой эпохи в нашей многовековой истории. А ещё ведь была Красная армия, которая была, как известно, «всех сильней». И это правда. А почему красный стал цветом революции?

У этой темы есть своя история. И по-настоящему всё началось во Франции. А по роду моей профессии эта страна мне ближе всего. Великая Французская революция 1789 год. Даже и не 1793 год – время пика кровавого её развития. Нет, это было самое её начало А именно день взятия Бастилии. 14 июля. Восставшие пошли на штурм с красным знаменем с этой фразой, начертанной на нём: «Военное положение объявлено вооруженным народом»

Красный цвет с тех пор стал символом санкюлотов и якобинцев. Они носили красные шапочки и шарфы. И это неизбежно. Потому как у каждого движения должно быть знамя, имеющее свой цвет. И таким образом символом революции стал красный цвет.

В 1791 году огромная революционная толпа берёт штурмом королевский дворец Тюильри. И после штурма нашли белую королевскую хоругвь, всю пропитанною красной кровью. И так вот белое и красное стали кодами революции и контрреволюции.

А вот со времени Парижской Коммуны (1871 год), заметьте опять-таки во Франции, красный цвет стал цветом международного движения пролетариата. А потом красное знамя появляется и в России. Оно становится партийным знаменем РСДРП. Не забудем при этом, как во время Февральской революции депутаты и даже некоторые члены императорской фамилии тоже цепляли на свои сюртуки и фраки красные бантики. Ну как же, потому как революция!

Вот такая история. В глазах русских революционеров, как ни странно, точно так же как и на иконе, красный цвет – это символ крови, жертвенной крови, пролитой во имя высокой идеи или веры (а это одно и тоже. Это символ страдания, мужества и справедливости.

Искусствоведы и тех времён. утверждали, что "Купание красного коня" это предчувствие первой мировой войны. Петров-Водкин так с иронией говорил: "Когда разразилась война, то наши многоумные искусствоведы заявили: “Вот что значило "Купание красного коня"”, а когда произошла революция, поэты наши написали:“Вот что значило "Купание красного коня" – это праздник революции”

А некоторые связывали это совсем с другим. Этот живописный конь, утверждали они, и изящный юноша на нем - это просто символ судьбы, это начало жизни, наполненной романтикой и радужными ожиданиями.

А что же имел в виду Петров - Водкин, написав это знаменитое полотно. А я думаю всё то, что было выше перечислено, касательно жертвенной крови Христа, первых христиан – великомучеников и в равной степени и первых революционеров, которые умирали тоже во имя высоких идей. И романтическое состояние души юного всадника тоже. Выбирайте, что хотите.

Хотя может быть это и не так. Может быть, вовсе он ни о чём и не думал. Просто этот конь явился из глубокого подсознания, как предчувствие грядущих судьбоносных событий, ещё не открывшихся ему. Вот как он сам выразился по этому поводу, когда началась Первая мировая война,: «Так вот почему я написал «Купание красного коня»!» А когда началась та самая революция, он уже сказал другое. Нетрудно догадаться, что.

*****
Ещё раз повторю. Петров-Водкин, не смотря на своё простейшее происхождение, был очень образованным человеком. И прежде всего в области живописи. Это вам не художник самоучка, типа примитивистов Пиросмани или Анри Руссо таможенника. Они мне оба очень нравятся, но в искусстве живописи они не ушли далеко от детского рисунка. В чем собственно и состояла их главная ценность и прелесть. Но вот этого как раз совсем нельзя сказать о нашем Петрове-Водкине. Вот что он сам пишет по этому поводу. «За полтора с лишним десятка лет мне пришлось переиспытать на моей спине всяких учительских сноровок – и русских, и западноевропейских».

И остался при этом самим собой, создав свой собственный стиль. Неподражаемый и легко узнаваемый. Он не примкнул к новомодному в те времена импрессионизму. Он был бесконечно далёк от кубизма. И все прочие извращенцы от живописи со всеми их футуристическими экспериментами ему были абсолютно чужды. Да он, кажется, ни к какому течению не примкнул.

И при всём при том Бенуа обозвал его «деревенщиной», намекая на его провинциальное происхождение. Ну конечно. Куда там ему до Бенуа – такого рафинированного аристократа, чьё творчество в основном было сосредоточенно на описании Версаля времён Людовика четырнадцатого. Правда, в отличие от Петрова-Водкина он художественного образования не получил. И академиев не кончал. Он учился на юридическом факультете. А вот в живописи -настоящий самоучка. Но зато стал теоретиком искусств. Писал книги об искусстве. Ну совсем как профессор из пьесы «Дядя Ваня»

Но совсем забавное было не в этом. Александр Бенуа был ведь ещё основателем и главным идеологом объединения «Мир искусств» Так вот картина «Купание красного коня» была впервые показана на выставке этого объединения. И картина висела не в общем зале. Нет! Эта картина «деревеньщины» Петрова – Водкина висела над входом. Она стала как бы знаменем всего выставленного. И все разговоры были только о ней.

*****
В России в начале века на смену передвижникам пришла новая волна живописцев. Было среди них не мало интересных и самобытных, прославивших нашу страну. Из всех прочих говорят и упоминают прежде всего троих. Кандинского, Малевича и Петрова-Водкина.

Первые два опять-таки в отличие от Петрова Водкина тоже систематического и глубокого образования в живописи не получили. Однако ж оба стали основателями новых художественных направлений. Кандинский – абстракционизм. Малевич - мало понятный для многих супрематизма. По правде сказать, их трудно назвать русскими художниками. Да и сами они себя таковыми не считали. Один – немец, другой - поляк. А вот Кузьма Петров-Водкин был русским художником и по имени, и по сути, и по духу. Каждая его картина – воплощение национального русского мироощущения.

Малевич только и известен всем, как создатель «Чёрного квадрата». Это его такой бренд. Это такая его марка, чуть не сказал торговая. Потому как нашлёпали этих квадратов просто несметное количество. А сколько статей и книг! И все гадают и гадают. Что есть такого таинственного и неразгаданного в этом «квадрате"?

А мысль его, простыми словами, была такая. Человечество в области живописи уже всё сказало. Попробовали уже всё. Наплодили измов просто невозможно сколько. И сказать уже больше и нечего. В многотрудных поисках нового все мировые художники дошли вот до этой чёрной дыры. То есть до квадрата черного, который вместил в себя всё. Как и вообще черный свет, который вмещает в себя всё радужное разнообразие. И стал квадрат заключительной точкой в желании человеком отобразить видимый и невидимый мир. Точка. Квадрат. И безнадёга, чтобы не сказать больше.

Слава тебе, Господи, что не ведает ничего об этом пятилетний ребёнок, который берёт впервые в руки цветные карандаши и пытается ими воспроизвести мир, окружающий его. А вместе с ним и свои ощущения, и мысли. Ну вот как это делал великий художник Петров-Водкин. И земной поклон ему за это.

P.S. У этой картины очень не простая история. Два года спустя после написания она была отобрана для «Балтийской выставке» в Швеции. Там художнику, несмотря на провокационный цвет коня, король страны вручил медаль и грамоту. А потом случилась война, а потом февральская смута и революция в России. А потом ещё и гражданская война. Словом было не до картины. Она так и осталась в Швеции. Вернулись к этому вопросу только после второй мировой. В 1950 г. Попросили вернуть. И вернули картину нам. Да и как не вернуть державе, сокрушившей Гитлера.

Вернули, правда, вдове художника. А она, непонятно почему, вверила картину одной собирательнице московской Басевич. Может быть и продала. Ну а та в свою очередь в 1961 году преподнесла шедевр в дар в Третьяковскую галерея. А я так думаю, попробовала бы она не преподнести картину, которая уже рассматривалась как народное достояние, которое никак не могло принадлежать частному лицу. Это вам не наше время, при котором Ваксерберг выкупил в США пасхальный яйца Фаберже и оставил их у себя. Всемирно известные шедевры ювелирного искусства теперь его частная собственность. А частная собственность – это святое.

Кузьма Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912 г. Третьяковская галерея, Москва

Мы все привыкли смотреть на «Купание красного коня» Петрова-Водкина, как на символ Революции 1917 года.

Да, Петров-Водкин с симпатией отнёсся к революции. И один из немногих дореволюционных художников смог адаптироваться к новому миру.

Но все ли так однозначно? Ведь картина была написана за 5 лет до революции, в 1912 году.

Откуда вообще взялась идея «Красного коня»? И как он превратился из жанровой сцены в символ целой эпохи?

Особенности «Купания красного коня»

Работа Петрова-Водкина была очень смелой для начала 20 века.

Хотя изображено не такое уж значительное событие. Всего-то мальчишки купают коней.

Но главный конь неожиданного цвета. Красного. Причем насыщенного красного.

Позади – розовый и белый кони. На их фоне краснота главного коня проступает ещё явственнее.

Изображение почти плоское. Четкий контур. Чёрные удила, чёрное копыто и чёрный глаз придают коню ещё большую стилизованность.

Кузьма Петров-Водкин. Купание красного коня (деталь). 1912 г.

Вода под копытами больше похожа на тонкую ткань. Которая пузырится под копытами и расходится складками.

А ещё сдвоенная перспектива. На коня мы смотрим сбоку. А вот на озеро – сверху. Поэтому мы не видим неба, горизонта. Водоем почти вертикально стоит перед нами.

Все эти живописные приемы были необычны для России в самом начале 20 века. Учитывая, что в то время большой популярностью пользовались работы Врубеля, и . Восходящей звездой была .

Где же Петров-Водкин взял все эти идеи для своей картины?

Как развивался стиль Петрова-Водкина

Упрощённое цветовое решение и минимализм в деталях – прямое влияние работ Матисса.

Особенно это заметно по работе «Играющие мальчики». Которая была создана почти тогда же, что и «Купание красного коня».

Она Вам ничего не напоминает?


Кузьма Петров-Водкин. Играющие мальчики. 1911 г.

Конечно, многое в ней перекликается с . На тот момент работу уже купил русский коллекционер Сергей Щукин. И Петров-Водкин ее видел.


Анри Матисс. Танец (II). 1909-1910 гг.

В это же время ученые и художники стали активно интересоваться иконописью. Именно в начале 20 века расчистили немало старинных икон. И мир понял, какой важный пласт мировой живописи до сих пор игнорировался.

Петров-Водкин был восхищён иконописью. Именно на них он и увидел красных коней. До Эпохи Возрождения художники вольно обращались с цветом.

И если конь считался красивым, то символично его изображали красным.


Икона «Святой Дмитрий Солунский на коне». 16 век. Албанский музей средневекового искусства

Фирменная трёхцветка Петрова-Водкина (красный-синий-желтый) – преобладающие цвета как раз икон.

Вот так, смешав черты модернизма и иконописи, Петров-Водкин и сформировал свой неповторимый стиль. Который мы и видим в «Купании красного коня».

«Купание красного коня» в ряду других работ Петрова-Водкина

Чтобы понять, в чем же уникальность картины, важно сопоставить ее с другими работами художника.

Формально «Купание красного коня» не сильно выделяется среди других работ Петрова-Водкина.

Конечно, к своей узнаваемой цветовой гамме он пришёл не сразу.

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

Несколькими годами ранее цветовые решения мастера были другими, оттенки поразнообразнее. Это хорошо видно по работе «Берег» 1908 года.


Кузьма Петров-Водкин. Берег. 1908 г. Русский музей, Санкт-Петербург

В те же годы, что «Купание красного коня» Петров-Водкин создаёт картины в той же стилистике: трёхцветка, упрощенный фон.


Кузьма Петров-Водкин. Две девушки. 1913 г.

Уже после революции стиль остаётся тот же. И даже конь вновь появляется.


Кузьма Петров-Водкин. Фантазия. 1925 г. Русский музей, Санкт-Петербург

В советское время осталась простота. Но вернулись тени и объём. Балом правил соц. реализм. И всякие модернистские «штучки» были под запретом.

Поэтому фон усложняется. Это не просто закрашенный чистым зелёным луг. Это уже обрыв со сложным рисунком камней. И хорошо прописанные деревенские домишки.

Хотя мы по-прежнему видим «фирменную» трехцветку.


Кузьма Петров-Водкин. Весна. 1935 г. Русский музей, Санкт-Петербург

Когда смотришь на ряд этих работ, созданных художником за 30 лет, понимаешь, что «Купание красного коня» не выделяется какой-то особой уникальностью.

Так как же картина стала самой известной работой художника? И главное – как «умудрилась» стать символом целой эпохи?

Почему «Купание красного коня» превратилось в символ эпохи?

Сначала Петров-Водкин начинал писать «Купание красного коня», как очередную картину на бытовой сюжет. И в самом деле, что необычного в том, что мальчишки, помощники конюха пришли помыть коней к озеру.

Но потом художник начал сознательно придавать ей черты монументальности. Понимая, что он все больше выходит за рамки бытового жанра.

Как мы уже поняли, красный цвет Петров-Водкин любил. Но в данном случае красным является не просто юбка крестьянки или кепка рабочего. А целый конь. Цвет становится не просто доминирующим. А просто всепоглощающим.

К тому же конь намеренно укрупнен. Он просто не помещается в картине. В кадр не попали ноги, хвост и уши коня.

Он очень близко к нам. Он буквально наваливается на нас. Отсюда ощущение тревоги и дискомфорта.

И в довершении – отрешенный, не к месту спокойный взгляд юного наездника. Мало того, что нам сложно поверить, что такой юнец может справиться с такой махиной. Он ещё и не особо сосредоточен.


Кузьма Петров-Водкин. Купание красного коня (фрагмент). 1912 г. Третьяковская галерея, Москва

Как правило, это к добру не приводит. И все мы знаем, к чему привели благие намерения революционеров. Когда «Красный конь» в какой-то момент вышел из-под контроля и начал давить всех. Уже не разбираясь, кто прав, а кто виноват.

Все это в совокупности и делает картину символичной и пророческой.

Можно ли Петрова-Водкина назвать провидцем? В какой-то степени, да. Гениальные художники умеют считывать невидимые пласты Вселенной, сами того не осознавая.

Он и не осознавал. Считая, что написал коня в преддверии Первой Мировой войны. Не подозревая, что в красный цвет скоро окрасится вся его страна. На карте мира.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

PS. Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

Вконтакте

Показанная в 1912 году на выставке "Мира искусства" картина "Купание красного коня" была воспринята зрителями как художественное откровение, став самым знаменитым произведением Козьмы Петрова-Водкина. Здесь художнику с редкой силой удалось добиться возведения "момента живой натуры" в "вечную реальную окаменелость" живописного шедевра, соединившего в себе общечеловеческие нравственные и художественные традиции.

Замысел картины "Купание красного коня" родился из реального мотива и был отшлифован в многочисленных натурных штудиях, которым было отдано лето 1912 года, проведенное художником на хуторе Хвалынске близ Дона. В окончательном варианте торжественное монументальное полотно, оттолкнувшись от действительного, земного события, обнаружило свой всеобъемлющий символический смысл. Чуткий зритель увидел в ней своеобразный призыв и предчувствие грядущего обновления, очищения человечества.

Козьма Петров-Водкин
Купание красного коня , 1912
Холст, Масло. 160×186 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва


При работе над "Купанием красного коня" между первым вариантом композиции и окончательным ее решением в картине был еще один эскиз маслом (местонахождение неизвестно, сохранилась фотография).
Композиционно близкий к картине, отличающийся лишь в деталях, он все же весьма далек от нее в образном плане. Конь в этом втором варианте уже превратился из реальной деревенской лошади в того чудо-коня, которого мы видим и на картине. Купающийся мальчик исчез и еще не заменен мальчиком, держащим за поводья коня, появившимся у левого края картины. Всадник справа остался тот же, но пейзаж упростился и, за исключением песчаной косы справа, близок к окончательному решению. Наконец, центральная фигура всадника, крепко опиравшегося (в первом варианте) левой рукой о круп коня, посажена в той же не очень устойчивой позе, что и на картине.

Сопоставление эскизов позволяет убедиться в том, что главный рубеж в создании композиции был уже преодолен, когда Петров-Водкин приступал ко второму ее варианту.
Сильнейшее воздействие на художника в процессе его работы над "Купанием красного коня" оказала встреча с русскими иконами. Она не была первой, но следует иметь в виду, что истинные художественные достоинства древнерусской иконы были до рубежа 1900-х и 1910-х годов сокрыты и лишь наиболее просвещенные ценители и собиратели о них догадывались Расчистка от позднейших наслоений, начавшаяся около этого времени, привела к открытию русской иконы как явления искусства мирового значения.

Иконы, собиравшиеся до тех пор, главным образом как памятники древнего благочестия, оказались произведениями живописи редкостной красоты и духовной чистоты. Все это не могло пройти мимо внимания Петрова-Водкина, остро чувствовавшего свою кровную связь с национальной культурой и живо интересовавшегося древнерусской стенописью и иконописью. Бывая в московских собраниях, Петров-Водкин видел только что расчищенные, сияющие красками иконы, и они все больше привлекали его, так как отвечали его собственным поискам монументальной формы и ясного пластического решения станковой картины философского содержания.
Очевидно, иконы произвели на него такое впечатление, что он переосмыслил образный строй уже начатой в эскизе картины и самое ее содержание. Таким образом, переход от первого ко второму варианту был обусловлен сильным художественным "шоком", заставившим Петрова-Водкина по-новому взглянуть на задачу картины и вообще своей живописи, решительно обратившим его взоры к богатейшему наследию древнерусского искусства.

Теперь Петров-Водкин писал не только и не столько купание лошадей. Он хотел передать в своей картине ощущение каких-то самому ему еще не вполне ясных, но томивших его предчувствий очистительных перемен во всей жизни страны.

Набатный красный цвет коня звучал как призыв к новой жизни, неведомой и прекрасной. Неконкретность своих предчувствий невольно подтвердил сам Петров-Водкин, сказавший через два года после создания картины, когда началась мировая война, что "у него неожиданно для него самого мелькнула мысль - так вот почему я написал "Купание красного коня".
С большим, кажется, основанием он мог бы сказать это спустя еще три года - с наступлением кроваво-красной революции 17-го года. Это было то смутное, но пророческое предчувствие, даром которого наделены истинные поэты и художники.
Итак, от гнедой деревенской лошадки первых набросков Петров-Водкин приходит к богатырскому красному коню, дивному своей мощной статью. Облик его больше связан с образами старой русской былины и песни, чем с реальной лошадью.
Цвет его - тот "красный", что в народных песнях означает "красивый", "добрый", "сильный", "славный".
Таким образом, как сказочно могучая фигура коня, так и его цвет становятся в картине метафорой.

Образ юноши-всадника также дозревал в процессе работы над картиной, но развивался, так сказать, в противоположном направлении: в то время как конь наливался богатырской мощью, всадник из обычного мускулистого деревенского паренька (для него летом на Волге художнику позировал его двоюродный брат Шура) превратился в картине в безвольного отрока, своей тонкой, как плеть, рукой только держащегося за поводья, а не удерживающего ими коня.
В этом есть своя логика: энергичная пластическая проработка формы вступила бы в противоречие со звучностью цветового аккорда и нарушила бы весь плоскостный строй картины. Голова юного всадника несомненно восходит к облику того же Шуры, но несколько абстрагированному, каким уже однажды запечатлел его Петров-Водкин ("Голова юноши", 1910, Картинная галерея Армении).
Разумеется, не стоит искать прямых аналогий "Купанию" среди расчищенных икон, но в известном смысле прообразом его для Петрова-Водкина могли служить иконы Георгия Победоносца - героя-победителя, святого заступника Руси, - аллегории победы над злом и скверной. Если это так, то можно утверждать, что Петров-Водкин весьма решительно трансформировал этот образ, переакцентировав основное внимание со всадника на коня, сохранив, однако, в облике всадника вневременную отрешенность от всего суетного. Художник упорно стремился к эффекту, которого и добился в картине, - красный конь с его величественной поступью замер, заняв собой почти всю поверхность холста; он идет, но не уходит, он величав и праздничен, и, конечно, не этому слабому, тонкому юноше мальчику заставить его повиноваться.

Впечатление необыкновенной мощи коня рождается не только от его стати, но и оттого, что его огромное тело как бы не вмещается в картину и срезано ее краями, и оттого, что оно залито цельным, не раздробленным, плакатно-плоским пятном огненно-красного цвета. Моделировка, явная на эскизах-вариантах, настолько притушена в картине, что поначалу и вообще не заметна, разве только в энергичной скульптурной лепке головы коня, впрочем, тоже не нарушающей единства цвета. Только желтое тело мальчика, черная сбруя и темный с золотом огромный косящий на зрителя глаз коня прорезают этот массив красного, контрастно рисующегося четким силуэтом на сине-зеленой воде реки. Остановленное движение коня, приковывающий к себе цветовой контраст - все это вырывает картину из окружения и замыкает ее композицию в пределах холста. Тому же впечатлению способствует концентрическое построение второго плана, где дуге берега вторят зеленоватые волны и движения второпланных фигур.

Незадолго до начала работы над картиной, в конце декабря 1911 года, Петров-Водкин участвовал в трудах Всероссийскою съезда художников в Петербурге и, очевидно, должен был прослушать обширный доклад В.В.Кандинского "О духовности в искусстве" (его на двух заседаниях читал, в отсутствие докладчика, Н.И.Кульбин). Подробно излагая свое понимание основных цветов спектра, в частности красного цвета, Кандинский писал: "Киноварь звучит подобно трубе и может быть поставлена в параллель с сильными барабанными ударами". И далее, прослеживая различные ипостаси красного в контексте тех или иных изображений, он специально останавливался на примере с красной лошадью, утверждая, что "естественная невозможность красной лошади повелительно требует подобной же неестественной среды, в которую поставлена будет эта лошадь". Именно на примере красной лошади Кандинский отстаивал свой тезис о том, что "внутренняя необходимость" диктует художнику единую меру условности для всех компонентов картины. Не оказалось ли окончательное решение "Купания красного коня" как-то связано с этой мыслью Кандинского?

"Купание красного коня" стало кульминацией всего предшествующего пути Петрова-Водкина. В ней ассимилированы различные воздействия, которым подвергался художник в те годы, особенно традиции древнерусского искусства и современной европейской символистской картины. Никогда до того Петрову-Водкину не удавалось так блистательно доказать, что стремление к чистоте живописных средств - целостности формы, ясности цвета, простоте линий - более действенно и создает более яркий, глубокий и запоминающийся образ, чем добросовестное следование натуре. Никогда "двуслойность" его картин не была столь очевидна, ибо разрыв между обыденностью изображаемой сцены и мощью образного решения иной, несравнимо более серьезной и важной художественной задачи достигал здесь огромных размеров.
Именно благодаря этому в пору стремительного отхода многих художников русского авангарда от фигуративных форм искусства "Купание красного коня" пытались сделать знаменем, под которым могли бы объединиться молодые художники, не поддавшиеся чарам беспредметничества. Это-то, думается, и имели в виду устроители экспозиции, повесившие картину над входной дверью выставки "Мира искусства". И все же знаменем она не стала, потому что личный опыт и ход творческой мысли Петрова-Водкина были настолько индивидуальны и трудны для претворения их другими, что картину поняли и приняли немногие. Так еще раз определилось особое - вне каких-либо течений и художественных группировок - положение Петрова-Водкина в искусстве предреволюционного десятилетия. (

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?