Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

XV Международный конкурс имени П. И

Одно из самых знаменитых музыкальных событий в мире — конкурс имени Чайковского завершен. Три недели на сцены Московской консерватории, Московской и Санкт-Петербургской филармонии, Мариинского театра выходили романтики и виртуозы, мыслители и даже «гении». Всем, кто следил за программой XV конкурса имени Чайковского, запомнится его совершенно потрясающая музыкальная атмосфера и невероятно тяжелая конкуренция, какую только возможно представить в формате конкурсной борьбы.


Главный сюрприз XV конкурса Чайковского преподнесли напоследок члены жюри. Оказалось, что конкурс, об исполнительском уровне которого говорили в самых превосходных степенях, не нашел претендента на 1-ю премию в номинации «скрипка». Удивило и распределение лауреатских званий в «фортепианной» и «виолончельной» номинациях. И хотя решения жюри всегда были самой дискуссионной частью конкурса Чайковского, на этот раз, казалось, «темных сюрпризов» удастся избежать. Членам жюри было предложено комментировать свои решения конкурсантам, а фото с их «нулями» и проходными «единицами» в листках голосования постоянно публиковались в соцсетях. По этим «отчетам» и можно было определить индивидуальные предпочтения. Но прогнозы не подтвердились. Почти все, на кого делались ставки в публике, попали во второй лауреатский ряд, а некоторые участники стали даже поводом для раздоров. Для читателей «Российской газеты» члены жюри XV конкурса Чайковского прокомментировали свои позиции.

В вокальной номинации решения жюри при сложившемся финальном раскладе были достаточно предсказуемыми. На первую премию выдвинули солистку Академии Мариинского театра Юлию Маточкину, а у мужчин вперед вышел монгольский баритон Ганбаатар Ариунбаатар. Как сказал Михаил Казаков, бас, заслуженный артист России: «Для самих участников этот конкурс стал большим испытанием. Среди наших победителей — представитель из Монголии Ганбаатар Ариунбаатар. Он учился в Москве, работает в России. Это был уже сложившийся вокалист, умеющий держаться на сцене, ощутивший на своих плечах тот посыл, который виден благодаря залу. Победительница в женской группе — Юлия Маточкина — яркая представительница питерской школы. Она очень интеллигентная исполнительница, но мне показалось, что ее эмоциональные проявления несколько аскетичны. Московская школа, к примеру, требует намного больше эмоций и страстей. Среди членов жюри были разногласия в оценках. На мой взгляд, все нивелировала очень удачная система судейства: кровавых обсуждений, как это бывало ранее, мы не пережили. Все члены жюри расстались в дружеских отношениях».

Торжественное закрытие XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского
Члены жюри комментируют результаты XV конкурса имени Чайковского.

Первую премию у виолончелистов присудили румыну Андрею Ионице, уверенно выступавшему на всех турах, а самый опытный участник, лауреат XIII конкурса Чайковского (2007 г.) Александр Бузлов, претендовавший на золото, остался с 3-й премией.

Миша Майский, виолончелист:

— Я начал слушать конкурсантов со II тура, и это было труднее, чем я ожидал, потому что уровень конкурса оказался исключительно высоким, просто на редкость высоким! Практически все 12 полуфиналистов могли участвовать в III туре. Ситуация была очень накаленной и оставалась невероятно напряженной до последней минуты. Мы, члены жюри, долго сами не могли понять, каков все-таки будет окончательный результат? А теперь для нас стало ясно, если посмотреть на весь конкурс в перспективе, — он подготовил нам некоторые неожиданные «сюрпризы». У каждого из 12 членов судейской команды было свое собственное видение, потом математический подсчет голосов дал результаты. Но мое мнение такое: я бы не дал ни четвертого, ни пятого, ни шестого места; я бы все три премии поделил на шестерых, хотя первое место не делится (смеется). У меня бы все получили медали, потому что эти музыканты — виртуозы. Они стояли так невероятно близко, что даже невозможно представить, до какой степени близко. Все держалось буквально на волоске и могло в каждую следующую секунду измениться, и тогда был бы совершенно иной расклад.

Торжественное закрытие XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского
Первая премия Андрей Ионица — просто великолепно сыграл Концерт Шостаковича в финале. Это, конечно же, и решило его судьбу. Александр Бузлов, которого я слышал и знал ранее, — исключительный виолончелист и музыкант. Остальных я узнал впервые, но все они — молодцы. Мне очень понравилась виолончелистка Сон Мин Кан из Южной Кореи. Она — интеллектуальный музыкант, что вызывает иногда противоречивую реакцию: многим она очень понравилась, а некоторым — наоборот. Но это, на мой взгляд, — хороший признак. Александр Рамм — потрясающий исполнитель с большим будущим. Молодой голландец Джонатан Роузман в 17 лет сыграл сложнейшую конкурсную программу, испанец Пабло Феррандес тоже талантливый человек. Поэтому, подводя итоги, я бы не хотел выделять кого-то одного. Все шесть премий — действительно замечательные исполнители.

Торжественное закрытие XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского
Скрипка. Почему не выбрали

Результаты голосования скрипичного жюри удивили всех. Главной претенденткой на золото, по мнению зала, на всех этапах конкурса считалась Клара-Джуми Кан (Германия), но жюри вообще не присудило первую премию никому, а Кан переместили на 4-ю позицию. Зато скрипачам выдали три третьих премии, явно в поисках компромисса.

Максим Федотов, скрипач и дирижер:

— Как говорили на церемонии и маэстро Гергиев, и Денис Мацуев, в жюри много крупных, выдающихся музыкантов, все они очень разные. Почти каждый из кандидатов был кем-либо поставлен на первое место, ситуация сложилась практически тупиковая. Мы пытались пересмотреть ее несколько раз, потому что конкурс был очень сильный и, в целом, безусловно, удался. По-моему, он удался уже с первого тура — и первый, и второй тур были очень сильными. Сожалею, что в финал прошли не все, кого я назвал бы сильнейшими. Мне жалко, что нет первой премии, и не могу сказать, что результаты меня устроили. Думаю, они не устроили никого. Это абсолютно компромиссное решение, все разошлись во мнениях полностью. Но, что для меня очень важно, на конкурсе появилась когорта великолепнейших новых скрипачей, новых имен, новых трактовок. Я получил огромное удовольствие от игры большинства конкурсантов. Клара-Джуми Кан — феноменальное дарование. Замечательно себя показал Павел Милюков на всех трех турах — ярчайший представитель нашей отечественной школы. Я болел и за Гайка Казазяна, уже второй раз выступавшего на конкурсе. Очень порадовала меня Александра Конунова, очень талантливая скрипачка.

Фортепиано. И первый, и последний — лучшие

Торжественное закрытие XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского
У пианистов был самый острый финал и самый неожиданный по своим результатам. Лауреатские звания получили в итоге все, кроме любимца публики — Люки Дебарга, которому после его выступлений скандировали до тех пор, пока не гас свет, и которого признала музыкальная критика, вручив ему свой приз — концерт в декабре 2015 года в Московском доме музыки.

Борис Березовский, пианист:

— Я безумно доволен первой премией. Это безусловное открытие, совершенно гениальный парень. И я искренне очень рад его успеху — он абсолютно заслуженный. Не рад я тому, что наш любимый француз Люка Дебарг, который должен был получить, по крайней мере, третью премию, а на мой вкус даже и вторую, был «задвинут». Но это, как ни странно, решение иностранных членов жюри. На них не повлиял даже такой весомый аргумент, что нужно уважать московскую публику, которая оценила Люку и встречала его с восторгом. На их взгляд, он — не профессионал. Если смотреть на его руки, то замечаешь это. Но когда ты слушаешь, этого не слышно абсолютно. Он замечательно играл на первом и втором турах! Финал, может быть, был чуточку слабее, но все равно это было хорошее исполнение. Тем более, он первый раз играл с оркестром, о чем все знают. Для меня лучшие в этом конкурсе заняли первое и последнее место.

Торжественное закрытие XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского
Денис Мацуев, пианист, народный артист России:

— Разочарования происходят на любом конкурсе: всегда есть довольные и недовольные. Доволен только победитель. Мы обсуждали эту тему с Владимиром Фельцманом и с некоторыми членами жюри. Дело в том, что не существует идеальной системы оценки: ни баллы, ни суммы, ни схемы, ни система да-нет, которая, на мой взгляд, справедливее других, не дают единомыслия. Все музыканты в жюри разные, у всех свои представления, и каждый голосует так, как считает нужным. Я надеюсь, что списки голосования жюри опубликуют, и все увидят, кто и как голосовал. Скрывать нам нечего: никто никого не тянул, не ангажировал, не подговаривал. Но я уверен, что каждый из наших шести лауреатов станет глубочайшим музыкантом и найдет свое место на сцене, какую бы премию он ни получил. Все это полная чушь — третье, четвертое, даже первое. Хотя первое место — это бренд, это обязательство. Несколько лет ты должен выходить и подтверждать этот статус. Надеюсь, что у Дмитрия Маслеева это получится. Желаю ему успеха! А то, что касается Люки Дебарга, я уверен, что у него все будет хорошо. Когда я услышал его «Ночного Гаспара» и Метнера во втором туре, я сказал: это счастье, что такой конкурс у нас есть. И именно ради таких моментов мы работаем много лет на этот конкурс. Дебарг уже супергерой. Он здесь завоевал сердца слушателей, критиков. Он обязательно сюда приедет: я приглашу его на свои фестивали, Валерий Гергиев позовет на свои.

Торжественное закрытие XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского
В Астане я всегда говорю своим лауреатам, что все они теперь члены нашей команды. И здесь будет то же самое. Не только первого, но и всех других мы будем приглашать. Они все серьезные ребята. Десять миллионов человек их посмотрело, десять! Если бы в 1998 году на моем конкурсе Чайковского мы только бы представили, что нас посмотрело десять миллионов человек! Тогда у нас не было ни Интернета, ни мобильных телефонов и даже ни одного официального концерта от конкурса Чайковского. Поэтому мы говорим: они все — счастливчики! Все финалисты! И не думайте о том: четвертая, третья, вторая, первая премия. Завтра для них всех шестерых начнется новая история.

Владимир Путин посетил гала-концерт лауреатов международного конкурса им. П. И. Чайковского

Прямая речь

Дмитрий Маслеев, пианист, 1-я премия XV конкурса Чайковского:

— Я восемь лет учился в Московской консерватории и в аспирантуре у Михаила Петухова и со 2 курса стабильно готовился и ездил на разные конкурсы. Ездил с переменным успехом, но премий получал много, в том числе и первых. Потом меня пригласили в итальянскую Академию на озере Комо. Там были замечательные педагоги. Кроме того, у меня там появилась возможность сосредоточиться конкретно на работе и с утра до вечера заниматься. Если говорить проще, чтобы победить в конкурсе, я очень много занимался. И какой бы ни была усталость, а усталость невероятная на самом деле, руки мои всегда в форме. Концертов у меня было не много: за весь прошлый год — всего два. Один в Германии, другой — в моем родном городе Улан-Удэ. Я надеюсь, теперь что у меня будут концерты. И это большая, гигантская ответственность. Это еще и сложно, потому что это же не один концерт играть. Поэтому надо много сидеть и вкалывать. Но я очень надеюсь, что все будет хорошо. Конечно, на конкурсе у меня была удача какая-то, причем большая удача. И мы все не застрахованы ни от чего, это факт. Но я очень надеюсь, что и дальше эта удача будет. Мне помогала моя мама. Я мысленно собирался и посвящал ей свои выступления. Может, и поэтому моя несбыточная мечта, ну почти несбыточная, стала явью.

Кстати

Сегодня в Петербурге во время Гала-концерта лауреатов XV конкурса Чайковского назовут победителя Гран-при. Если, конечно, такого выберут среди трех лауреатов первой премии.

XV Международный конкурс им. П.И. Чайковского открылся в Большом зале консерватории 15 июня в 19-00 торжественным концертом, в котором приняли участие Большой симфонический оркестр им. П. И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева , солистка Мариинского театра и член жюри XV Международного конкурса им. П. И. Чайковского Ольга Бородина , лауреат XIV Международного конкурса им. П. И. Чайковского пианист Даниил Трифонов , лауреат I премии VIII Международного юношеского конкурса им. П.И.Чайковского пианист Александр Малофеев и лауреат I премии XV Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик» Георгий Ибатулин . Ведущие церемонии - Валерий Гергиев и Денис Мацуев .

На участие в Конкурсе поступили 623 заявки из 45 стран мира : России, Австралии, Австрии, Азербайджана, Армении, Белоруссии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Вьетнама, Германии, Греции, Грузии, Испании, Италии, Казахстана, Канады, Китая, Колумбии, Латвии, Литвы, Македонии, Молдовы, Монголии, Нидерландов, Новой Зеландии, Норвегии, Польши, Португалии, Румынии, Северной Кореи, США, Тайваня, Турции, Узбекистана, Украины, Финляндии, Франции, Чехии, Хорватии, Швеции, Швейцарии, Эстонии, Южной Кореи, Японии.

Возраст конкурсантов по специальностям фортепиано, скрипка и виолончель - не младше 16 и не старше 32 лет на момент открытия Конкурса (15 июня 2015 года). Возраст конкурсантов по специальности сольное пение - не младше 19 и не старше 32 лет. К участию в Конкурсе допущены 36 пианистов, 25 скрипачей, 25 виолончелистов, а предварительные прослушивания по специальности сольное пение завершатся 19 июня.

ДАТЫ И ЗАЛЫ

Музыкальные состязания по специальности фортепиано пройдут в Большом зале Московской консерватории имени П. И. Чайковского, по специальности скрипка - в Малом зале Московской консерватории имени П. И. Чайковского (I и II туры) и в Концертном зале имени П. И. Чайковского (III тур), по специальности виолончель - в Малом зале Санкт-Петербургской Филармонии (I и II туры) и в Большом зале Санкт-Петербургской Филармонии (III тур), по специальности сольное пение - в Мариинском-2 и Концертном зале Мариинского театра.

Объявление имен победителей и торжественная церемония награждения лауреатов состоится 1 июля в 19-00 в Концертном зале имени П. И. Чайковского. Гала-концерты лауреатов пройдут в Москве и в Санкт-Петербурге: 2 июля в 19-00 в Большом зале Московской консерватории имени П. И. Чайковского и 3 июля в 19-00 в Мариинском-2, где будет объявлен обладатель Гран-при.

ЖЮРИ

В составе жюри по специальности фортепиано: Дмитрий Башкиров, Борис Березовский, Мишель Берофф, Питер Донохоу, Сергей Доренский, Барри Дуглас, Денис Мацуев, Владимир Овчинников, Александр Торадзе, Владимир Фельцман, Клаус Хельвиг, Мартин Энгстрём.

В составе жюри по специальности скрипка: Сальваторе Аккардо, Юрий Башмет, Максим Венгеров, Лиана Исакадзе, Леонидас Кавакос, Илья Калер, Борис Кушнир, Михаэла Мартин, Вадим Репин, Роман Симович, Виктор Третьяков, Максим Федотов, Михаэль Хефлигер, Николай Цнайдер, Вера Цю Вей Лин, Джеймс Энес.

В составе жюри по специальности виолончель: Вольфганг Бёттхер, Марио Брунелло, Цзянь Ван, Давид Герингас, Клайв Гиллинсон, Александр Князев, Миша Майский, Иван Монигетти, Сергей Ролдугин, Мартти Роуси, Линн Харрелл, Ян Фоглер, Мён Хва Чон.

В составе жюри по специальности сольное пение: Сара Биллинхёрст, Ольга Бородина, Ева Вагнер, Юлия Варади, Лариса Гергиева, Михаил Казаков, Томас Квастхофф, Деннис О’Нил, Михаил Петренко, Тобиас Рихтер, Джон Фишер, Ченье Юань.

НАГРАДЫ

По итогам XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского будут вручены 6 премий пианистам, 6 премий скрипачам, 6 премий виолончелистам, 4 премии певцам и 4 премии певицам. Среди обладателей первых премий по всем специальностям может быть объявлен только один обладатель Гран-при. Премия Гран-при – 100 000 $ США – дополнительно к сумме I премии.

Призовой фонд XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского для каждой специальности:
I премия 30 000 $ США и Золотая медаль
II премия 20 000 $ США и Серебряная медаль
III премия 10 000 $ США и Бронзовая медаль
IV премия 5 000 $ США и Диплом
V премия 3 000 $ США и Диплом
VI премия 2 000 $ США и Диплом

Кроме того, премия «За лучшее исполнение концерта с камерным оркестром во Втором туре» - 2 000 $ США и Диплом (по каждой из специальностей: фортепиано, скрипка и виолончель). Два лучших участника Второго тура, определенных жюри по каждой специальности и не прошедших в Третий тур, будут награждены дипломами и поощрительной премией в размере 1000 $ США.

В зависимости от достигнутых результатов и в пределах установленного количества премий, жюри оставляет за собой право присудить не все премии, а также разделить премии между конкурсантами (кроме Гран-при). Кроме того, жюри может присудить дипломы и премии в размере 1000 $ США лучшим концертмейстерам Конкурса (не более двух по каждой специальности).

ОНЛАЙН ТРАНСЛЯЦИИ КОНКУРСА

15 апреля 2015 г. XV Международный конкурс им. П.И. Чайковского и medici.tv объявили о подписании договора об освещении всех мероприятий конкурса в прямом интернет-эфире с 15 июня по 3 июля 2015 г. В рамках нового партнерства зрителям по всему миру будет доступно 18 дней непрерывного бесплатного интернет-вещания в прямом эфире. В реальном времени будут показаны выступления 120 участников конкурса из разных стран в Москве (конкурс пианистов и скрипачей) и Санкт-Петербурге (конкурсы виолончелистов и вокалистов).

ДЕТСКИЕ КОНКУРСЫ

Впервые в рамках Международного конкурса имени П. И. Чайковского прошли два детских конкурса, приуроченных к 175-летию П. И. Чайковского. Первый конкурс прошел в детских музыкальных школах по специальностям фортепиано, скрипка, виолончель и сольное пение. Второй конкурс – в общеобразовательных школах, на лучший рисунок и лучшее сочинение на тему о творчестве П. И. Чайковского. В детских конкурсах приняли участие все 85 субъектов Российской Федерации.

Наградой для победителей станет поездка в Москву с 28 июня по 2 июля для посещения событий XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского. А лучшие рисунки и лучшие сочинения будут представлены на специально организованных выставках.

Пресс-служба Конкурса имени Чайковского

Официальный хэштег Конкурса: #TCH15

Официальный сайт Конкурса: www.tchaikovskycompetition.com

Официальный сайт Онлайн-трансляций: tch15.medici.tv

Официальные страницы в соц-сетях:

Условия XV Международного конкурса им. П. И. Чайковского.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. XV Международный конкурс имени П. И. Чайковского (далее – Конкурс) состоится в городах: Москва (фортепиано, скрипка) и Санкт-Петербург (виолончель, сольное пение) в период с 15 июня по 3 июля 2015 года. Учредителями Конкурса являются Правительство Российской Федерации и Министерство культуры Российской Федерации.

2. Специальности Конкурса: фортепиано, скрипка, виолончель, сольное пение (мужчины и женщины).

3. В Конкурсе могут принять участие музыканты из всех стран. Возраст конкурсантов по специальностям фортепиано, скрипка и виолончель должен быть не младше 16 и не старше 32 лет на момент открытия Конкурса (15 июня 2015 года). Возраст конкурсантов по специальности сольное пение должен быть не младше 19 и не старше 32 лет на момент открытия Конкурса (15 июня 2015 года). Лауреаты первых премии Международных конкурсов имени П. И. Чайковского не вправе принимать участие в Конкурсе.

4. К участию в Конкурсе будет допущено не более 30 пианистов, 25 скрипачей, 25 виолончелистов и 40 вокалистов (20 мужчин и 20 женщин). Участники Конкурса будут отобраны авторитетным жюри, назначенным Оргкомитетом Конкурса, по результатам отборочного тура (рассмотрение заявки и присланных документов, просмотр видеозаписи программы) и предварительных прослушиваний.

5. Официальный адрес Дирекции Конкурса:
119002, Россия, г. Москва
ул. Арбат, д. 35, офис 557
Российская государственная концертная компания «СОДРУЖЕСТВО»
E-mail: [email protected]
Сайт: http://competition-tchaikovsky.com

Тел. 8-499-248-19-43

ПОРЯДОК ПОДАЧИ ЗАЯВОК

1. Заявку на участие необходимо подать online: apply.competition-tchaikovsky.com/ru/users/sign_in до 01 марта 2015 года . Заявка на участие в Конкурсе должна включать следующие документы и материалы:

  • заявка, заполненная надлежащим образом;
  • копия документа, удостоверяющего личность кандидата (свидетельство о рождении или паспорт);
  • биография (примерно 1000 знаков);
  • цветные фотографии в цифровом формате с разрешением не менее 300 dpi, включая одно фото крупным планом, подходящее для публикации.
  • копия Диплома о музыкальном образовании;
  • копии дипломов лауреатов международных конкурсов за последние 3 года;
  • два рекомендательных письма: одно от педагога кандидата, другое от концертирующего исполнителя/исполнителей с международным признанием. Письма должны быть написаны в виде специальной рекомендации к участию кандидата в XV Международном конкурсе имени П. И. Чайковского;
  • подробная программа, с указанием тональностей произведений, их частей, а также продолжительности исполнения как для прослушиваний, так и для Конкурса. Внесение изменений в программу допускается только до 14 апреля 2015 года;
  • список концертов с оркестром в репертуаре кандидата (не менее четырех), готовых к исполнению в течение сезона 2015-2016 года (для специальностей: фортепиано, скрипка, виолончель);
  • список крупных сольных и камерных произведений или оперных партий (для специальности сольное пение) с датами их последних публичных исполнений (предоставляется при наличии таковых);
  • видеозапись 30-минутной программы (свободный репертуар по выбору участника), неотредактированная, сделанная в период времени с ноября 2013 года по февраль 2015 года. Данная запись должна быть предоставлена в формате AVI на DVD носителе или в виде web-ссылки. Видеозапись должна быть снята на одну неподвижную камеру, без перерывов в ходе исполнения одного произведения и отображать музыканта в полный рост (вид из зрительного зала).

2. Одновременно с подачей Заявки (или не позднее 01 марта 2015 года ) необходимо заплатить невозмещаемый вступительный взнос в размере 200 $ США или сумму в российских рублях, эквивалентную указанной сумме в долларах по курсу Центрального банка Российской Федерации на день оплаты. Комиссионный сбор за перевод оплачивается участником дополнительно к сумме. Копия о переводе взноса должна прилагаться к пакету документов. Документы без копии банковского перевода не рассматриваются. Оплата производится банковским переводом на следующий счет:

В рублях (только для переводов внутри России) с пометкой: взнос за участие в XV Международном конкурсе им. П.И.Чайковского, ФИО и страна отправителя.

Сбербанк

р/с 40501810600002000079
Банк ОТДЕЛЕНИЕ 1 МОСКВА
БИК 044583001
КБК 00000000000000000130
ИНН 7704011869 КПП 770401001

Полное наименование:

компания «СОДРУЖЕСТВО»



3. Заявка должна быть заполнена на английском или русском языке. Неполные заявки или заявки без перечисленных выше сопроводительных материалов к рассмотрению не принимаются. Кандидатам следует сохранять у себя копии всех материалов, высланных вместе с заполненной заявкой. Материалы, представленные на Конкурс, не возвращаются.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА

1. Конкурс состоит из отборочного тура, предварительных прослушиваний и трех основных туров: первого, второго и третьего (финал).

1.1. В отборочном туре участвуют все кандидаты, подавшие необходимые документы и материалы. Отбор кандидатов для предварительного прослушивания будет проводиться на основе присланных видеозаписей программы и представленных документов. Отборочная комиссия имеет право пригласить принять участие непосредственно в конкурсе лауреатов Первых премий конкурсов Всемирной Федерации международных конкурсов, Фонда Алинк-Аргерих и Всероссийского музыкального конкурса.

1.2. Предварительные прослушивания будут проходить в Москве перед началом основных конкурсных прослушиваний:
с 9 по 13 июня 2015 года для специальности фортепиано,
с 11 по 14 июня 2015 года для специальности скрипка,
с 10 по 13 июня 2015 года для специальности виолончель,
с 14 по 20 июня 2015 года для специальности сольное пение.

Дирекция оповестит кандидатов о допуске к участию в предварительных прослушиваниях Конкурса не позднее 30 марта 2015 года.

Точные дата, время и место прослушиваний будут размещены на сайте Конкурса не позднее 30 марта 2015 года.

Кандидаты, приглашенные на предварительное прослушивание, должны будут исполнить любую часть программы, подготовленной для участия в Конкурсе, по собственному выбору. Продолжительность выступления для инструменталистов составляет 20 минут, для вокалистов – 15 минут.

Кандидаты, приглашенные на предварительное прослушивание, оплачивают транспортные расходы и расходы на проживание самостоятельно. Кандидатам, прошедшим на I тур будут компенсированы расходы на проезд до Москвы.

1.3. К участию в Первом туре будет допущено не более 30 пианистов, 25 скрипачей, 25 виолончелистов и 40 вокалистов (20 мужчин и 20 женщин).

2. К участию во Втором туре будет допущено не более 12 пианистов, 12 скрипачей, 12 виолончелистов и 20 вокалистов (10 мужчин и 10 женщин). К участию в Третьем туре будет допущено не более 6 пианистов, 6 скрипачей, 6 виолончелистов и 8 вокалистов (4 мужчины и 4 женщины).

2.1. Второй тур у пианистов, скрипачей и виолончелистов проводится в два этапа. Первый этап – сольное выступление, второй этап – выступление с камерным оркестром.

3. Конкурсанты (кроме пианистов) могут прибыть на Конкурс со своими концертмейстерами, о чем они должны указать в Заявке, или выступить с концертмейстером, предложенным Оргкомитетом (2 репетиции и выступление в Первом и Втором турах).

4. Порядок выступлений конкурсантов в Первом туре определяется жеребьевкой и сохраняется на протяжении всего Конкурса. Однако, члены жюри по каждой специальности могут принять решение об изменении порядка выступлений в связи с болезнью конкурсанта или другими форс-мажорными обстоятельствами.

5. Конкурсантам будут предоставлены репетиционные классы и время для акустических репетиций перед каждым туром на сцене концертного зала, где будет проходить Конкурс.

6. Пианистам будет предоставлено право выбора инструмента в течение 13 и 14 июня 2015 года. Конкурсанты имеют возможность изменить выбор инструмента в любой момент, информировав Дирекцию Конкурса не позднее чем за один день до своего следующего выступления. Однако, возможность пробы инструмента будет предоставлена только перед финальным туром.

7. Все произведения исполняются наизусть, кроме сонат для скрипки и фортепиано и сонат для виолончели и фортепиано.

8. Конкурс проводится в соответствии с расписанием, опубликованным на сайте Конкурса.

9. Все прослушивания проводятся публично.

10. Конкурсанты не могут контактировать с кем-либо из членов жюри во время участия в Конкурсе. Любое нарушение
этого правила может привести к дисквалификации конкурсанта.

11. Итоги каждого тура Конкурса объявляются по его окончании.

ФИНАНCОВЫЕ УСЛОВИЯ

1. Конкурсанту, прошедшему на Первый тур и его концертмейстеру (пианисту), будут компенсирован проезд до Москвы при наличии отчетных документов (счет об оплате за билет, билет, посадочный талон) на сумму, не превышающую 1000 $ США. Расчет будет производиться в рублях по курсу Центрального Банка Российской Федерации на день представления конкурсантом документов.

Обратный авиабилет экономического класса или ж/д билет от Москвы до места проживания будет приобретен Дирекцией при наличии заявки.

Конкурсанту и его концертмейстеру (пианисту) предоставляются проживание в гостинице и питание со дня приезда в Москву/Санкт-Петербург, но не ранее:
12 июня 2015 года – для специальности фортепиано,
13 июня 2015 года – для специальности виолончель,
14 июня 2015 года – для специальности скрипка,
20 июня 2015 года – для специальности сольное пение
и до окончания его участия в Конкурсе, но не позднее двух дней после выбывания.

2. Конкурсанты, получившие приглашение для участия в Конкурсе и проживающие в стране, имеющей визовый режим с Российской Федерацией, должны самостоятельно обратиться в ближайшее консульство Российской Федерации для оформления визы. Дирекция Конкурса обязуется предоставить все необходимые приглашения, но не несет ответственность за получение визы и связанные с этим затраты.

3. Конкурсанты, прибывшие для участия в Конкурсе и отказавшиеся от выступления, берут на себя все расходы по пребыванию и проезду.

4. Сумма регистрационного взноса 200 долларов США должна быть переведена на счёт Дирекции конкурса банковским переводом. Комиссионный сбор за перевод оплачивается участником дополнительно к сумме. Копия о переводе взноса должна прилагаться к пакету документов. Документы без копии банковского перевода не рассматриваются.

В рублях (только для переводов внутри России)
(с пометкой: взнос за участие в XV Международном конкурсе им. П.И.Чайковского, ФИО и страна отправителя)

Сбербанк
УФК по г.Москве (РГКК «СОДРУЖЕСТВО» л/с 20736Х72780) в л/с Х на английском
р/с 40501810600002000079
Банк ОТДЕЛЕНИЕ 1 МОСКВА
БИК 044583001
КБК 00000000000000000130
ИНН 7704011869 КПП 770401001
ОКАТО 45286552000, ОКТМО 45374000
Полное наименование:
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Российская государственная концертная
компания «СОДРУЖЕСТВО»

Сокращенное наименование: РГКК «СОДРУЖЕСТВО»
Юридический и фактический адрес:
119002, г. Москва, ул. Арбат, 35

ПРЕМИИ И НАГРАДЫ

1. Оргкомитет XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского объявляет 6 премий для пианистов, 6 премий для скрипачей, 6 премий для виолончелистов, 4 премии для певцов и 4 премии для певиц. Среди обладателей первых премий по всем специальностям может быть объявлен один обладатель Гран-при.

Устанавливаются следующие премии:
Гран-при 100 000 $ США – дополнительно к сумме I премии
I премия 30 000 $ США и Золотая медаль
II премия 20 000 $ США и Серебряная медаль
III премия 10 000 $ США и Бронзовая медаль
IV премия 5 000 $ США и Диплом
V премия 3 000 $ США и Диплом
VI премия 2 000 $ США и Диплом

Премия «За лучшее исполнение концерта с камерным оркестром во Втором туре» 2 000 $ США и Диплом (по каждой из специальностей фортепиано, скрипка, виолончель).

2. Премии выплачиваются в рублях по курсу Центрального Банка Российской Федерации на день выплаты.

3. В зависимости от достигнутых результатов и в пределах установленного количества премий жюри имеет право:
а) присудить не все премии
б) делить премии между конкурсантами (кроме Первой и Гран-при).

4. Два лучших участника Второго тура, определенных жюри по каждой специальности, не прошедших в Третий тур, награждаются дипломами и поощрительной премией в размере 1000 $ США.

5. Жюри имеет право присудить дипломы и премии в размере 1000 $ США лучшим концертмейстерам Конкурса (не более двух по каждой специальности).

6. Решения жюри окончательны и пересмотру не подлежат.

7. По согласованию с Оргкомитетом возможно учреждение специальных и дополнительных премий другими государственными, коммерческими, общественными или творческими организациями, как российскими, так и зарубежными. Премии должны быть согласованы с Оргкомитетом не позднее начала Конкурса.

ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ

1. Финалисты Конкурса и их концертмейстеры будут обязаны бесплатно принять участие в церемонии закрытия Конкурса и концертах лауреатов 2 июля 2015 года в Москве и 3 июля 2015 года в Санкт-Петербурге.

2. Все туры Конкурса могут транслироваться в прямом эфире и записываться для последующих трансляций и изданий на аудио- и видеоносителях. Конкурс частично или полностью будет доступен для просмотра через Интернет.

3. Все права на трансляцию, аудио- и видеозаписи Конкурса и заключительных концертов лауреатов без дополнительного гонорара его участников принадлежат Дирекции конкурса, равно как продажа и распространение названных материалов.

4. Конкурсанты обязуются подписать документ, подтверждающий отсутствие претензий на использование Оргкомитетом и его уполномоченными представителями вышеуказанных материалов. Оргкомитет и его уполномоченные представители не несут финансовых обязательств перед конкурсантами за использование полученных материалов.

5. По согласованию с Оргкомитетом лауреаты первых трех премий по каждой специальности безвозмездно выступят максимум с двумя сольными концертами в пользу XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского.

6. Дирекция не обеспечивает конкурсантов, концертмейстеров и других сопровождающих лиц какими-либо видами страхования.

7. Конкурсанты не должны иметь каких-либо других профессиональных обязательств во время проведения Конкурса.

8. Заявка, подписанная кандидатом на участие в Конкурсе, является свидетельством того, что будущий участник Конкурса полностью принимает настоящие Условия.

9. Вся информация, размещенная на официальном веб-сайте Конкурса, является корректной на момент публикации. При этом Оргкомитет оставляет за собой право вносить изменения, если того требуют обстоятельства, но не позднее, чем за два месяца до начала Конкурса. В случае возникновения разногласий в прочтении текстов и условий между русскоязычной и англоязычной версиями, правильной является русскоязычная версия.

Одно из самых знаменитых музыкальных событий в мире - конкурс имени Чайковского завершен. Три недели на сцены Московской консерватории, Московской и Санкт-Петербургской филармонии, Мариинского театра выходили романтики и виртуозы, мыслители и даже "гении". Всем, кто следил за программой XV конкурса имени Чайковского, запомнится его совершенно потрясающая музыкальная атмосфера и невероятно тяжелая конкуренция, какую только возможно представить в формате конкурсной борьбы.

Главный сюрприз XV конкурса Чайковского преподнесли напоследок члены жюри. Оказалось, что конкурс, об исполнительском уровне которого говорили в самых превосходных степенях, не нашел претендента на 1-ю премию в номинации "скрипка". Удивило и распределение лауреатских званий в "фортепианной" и "виолончельной" номинациях. И хотя решения жюри всегда были самой дискуссионной частью конкурса Чайковского, на этот раз, казалось, "темных сюрпризов" удастся избежать. Членам жюри было предложено комментировать свои решения конкурсантам, а фото с их "нулями" и проходными "единицами" в листках голосования постоянно публиковались в соцсетях. По этим "отчетам" и можно было определить индивидуальные предпочтения. Но прогнозы не подтвердились. Почти все, на кого делались ставки в публике, попали во второй лауреатский ряд, а некоторые участники стали даже поводом для раздоров. Для читателей "Российской газеты" члены жюри XV конкурса Чайковского прокомментировали свои позиции.

В вокальной номинации решения жюри при сложившемся финальном раскладе были достаточно предсказуемыми. На первую премию выдвинули солистку Академии Мариинского театра Юлию Маточкину, а у мужчин вперед вышел монгольский баритон Ганбаатар Ариунбаатар. Как сказал Михаил Казаков, бас, заслуженный артист России: "Для самих участников этот конкурс стал большим испытанием. Среди наших победителей - представитель из Монголии Ганбаатар Ариунбаатар. Он учился в Москве, работает в России. Это был уже сложившийся вокалист, умеющий держаться на сцене, ощутивший на своих плечах тот посыл, который виден благодаря залу. Победительница в женской группе - Юлия Маточкина - яркая представительница питерской школы. Она очень интеллигентная исполнительница, но мне показалось, что ее эмоциональные проявления несколько аскетичны. Московская школа, к примеру, требует намного больше эмоций и страстей. Среди членов жюри были разногласия в оценках. На мой взгляд, все нивелировала очень удачная система судейства: кровавых обсуждений, как это бывало ранее, мы не пережили. Все члены жюри расстались в дружеских отношениях".

Члены жюри комментируют результаты XV конкурса имени Чайковского.

Первую премию у виолончелистов присудили румыну Андрею Ионице, уверенно выступавшему на всех турах, а самый опытный участник, лауреат XIII конкурса Чайковского (2007 г.) Александр Бузлов, претендовавший на золото, остался с 3-й премией.

Миша Майский, виолончелист:

Я начал слушать конкурсантов со II тура, и это было труднее, чем я ожидал, потому что уровень конкурса оказался исключительно высоким, просто на редкость высоким! Практически все 12 полуфиналистов могли участвовать в III туре. Ситуация была очень накаленной и оставалась невероятно напряженной до последней минуты. Мы, члены жюри, долго сами не могли понять, каков все-таки будет окончательный результат? А теперь для нас стало ясно, если посмотреть на весь конкурс в перспективе, - он подготовил нам некоторые неожиданные "сюрпризы". У каждого из 12 членов судейской команды было свое собственное видение, потом математический подсчет голосов дал результаты. Но мое мнение такое: я бы не дал ни четвертого, ни пятого, ни шестого места; я бы все три премии поделил на шестерых, хотя первое место не делится (смеется). У меня бы все получили медали, потому что эти музыканты - виртуозы. Они стояли так невероятно близко, что даже невозможно представить, до какой степени близко. Все держалось буквально на волоске и могло в каждую следующую секунду измениться, и тогда был бы совершенно иной расклад.

Первая премия Андрей Ионица - просто великолепно сыграл Концерт Шостаковича в финале. Это, конечно же, и решило его судьбу. Александр Бузлов, которого я слышал и знал ранее, - исключительный виолончелист и музыкант. Остальных я узнал впервые, но все они - молодцы. Мне очень понравилась виолончелистка Сон Мин Кан из Южной Кореи. Она - интеллектуальный музыкант, что вызывает иногда противоречивую реакцию: многим она очень понравилась, а некоторым - наоборот. Но это, на мой взгляд, - хороший признак. Александр Рамм - потрясающий исполнитель с большим будущим. Молодой голландец Джонатан Роузман в 17 лет сыграл сложнейшую конкурсную программу, испанец Пабло Феррандес тоже талантливый человек. Поэтому, подводя итоги, я бы не хотел выделять кого-то одного. Все шесть премий - действительно замечательные исполнители.

Скрипка. Почему не выбрали

Результаты голосования скрипичного жюри удивили всех. Главной претенденткой на золото, по мнению зала, на всех этапах конкурса считалась Клара-Джуми Кан (Германия), но жюри вообще не присудило первую премию никому, а Кан переместили на 4-ю позицию. Зато скрипачам выдали три третьих премии, явно в поисках компромисса.

Максим Федотов, скрипач и дирижер:

Как говорили на церемонии и маэстро Гергиев, и Денис Мацуев, в жюри много крупных, выдающихся музыкантов, все они очень разные. Почти каждый из кандидатов был кем-либо поставлен на первое место, ситуация сложилась практически тупиковая. Мы пытались пересмотреть ее несколько раз, потому что конкурс был очень сильный и, в целом, безусловно, удался. По-моему, он удался уже с первого тура - и первый, и второй тур были очень сильными. Сожалею, что в финал прошли не все, кого я назвал бы сильнейшими. Мне жалко, что нет первой премии, и не могу сказать, что результаты меня устроили. Думаю, они не устроили никого. Это абсолютно компромиссное решение, все разошлись во мнениях полностью. Но, что для меня очень важно, на конкурсе появилась когорта великолепнейших новых скрипачей, новых имен, новых трактовок. Я получил огромное удовольствие от игры большинства конкурсантов. Клара-Джуми Кан - феноменальное дарование. Замечательно себя показал Павел Милюков на всех трех турах - ярчайший представитель нашей отечественной школы. Я болел и за Гайка Казазяна, уже второй раз выступавшего на конкурсе. Очень порадовала меня Александра Конунова, очень талантливая скрипачка.

Фортепиано. И первый, и последний - лучшие

У пианистов был самый острый финал и самый неожиданный по своим результатам. Лауреатские звания получили в итоге все, кроме любимца публики - Люки Дебарга, которому после его выступлений скандировали до тех пор, пока не гас свет, и которого признала музыкальная критика, вручив ему свой приз - концерт в декабре 2015 года в Московском доме музыки.

Борис Березовский, пианист:

Я безумно доволен первой премией. Это безусловное открытие, совершенно гениальный парень. И я искренне очень рад его успеху - он абсолютно заслуженный. Не рад я тому, что наш любимый француз Люка Дебарг, который должен был получить, по крайней мере, третью премию, а на мой вкус даже и вторую, был "задвинут". Но это, как ни странно, решение иностранных членов жюри. На них не повлиял даже такой весомый аргумент, что нужно уважать московскую публику, которая оценила Люку и встречала его с восторгом. На их взгляд, он - не профессионал. Если смотреть на его руки, то замечаешь это. Но когда ты слушаешь, этого не слышно абсолютно. Он замечательно играл на первом и втором турах! Финал, может быть, был чуточку слабее, но все равно это было хорошее исполнение. Тем более, он первый раз играл с оркестром, о чем все знают. Для меня лучшие в этом конкурсе заняли первое и последнее место.

Денис Мацуев, пианист, народный артист России:

Разочарования происходят на любом конкурсе: всегда есть довольные и недовольные. Доволен только победитель. Мы обсуждали эту тему с Владимиром Фельцманом и с некоторыми членами жюри. Дело в том, что не существует идеальной системы оценки: ни баллы, ни суммы, ни схемы, ни система да-нет, которая, на мой взгляд, справедливее других, не дают единомыслия. Все музыканты в жюри разные, у всех свои представления, и каждый голосует так, как считает нужным. Я надеюсь, что списки голосования жюри опубликуют, и все увидят, кто и как голосовал. Скрывать нам нечего: никто никого не тянул, не ангажировал, не подговаривал. Но я уверен, что каждый из наших шести лауреатов станет глубочайшим музыкантом и найдет свое место на сцене, какую бы премию он ни получил. Все это полная чушь - третье, четвертое, даже первое. Хотя первое место - это бренд, это обязательство. Несколько лет ты должен выходить и подтверждать этот статус. Надеюсь, что у Дмитрия Маслеева это получится. Желаю ему успеха! А то, что касается Люки Дебарга, я уверен, что у него все будет хорошо. Когда я услышал его "Ночного Гаспара" и Метнера во втором туре, я сказал: это счастье, что такой конкурс у нас есть. И именно ради таких моментов мы работаем много лет на этот конкурс. Дебарг уже супергерой. Он здесь завоевал сердца слушателей, критиков. Он обязательно сюда приедет: я приглашу его на свои фестивали, Валерий Гергиев позовет на свои.

В Астане я всегда говорю своим лауреатам, что все они теперь члены нашей команды. И здесь будет то же самое. Не только первого, но и всех других мы будем приглашать. Они все серьезные ребята. Десять миллионов человек их посмотрело, десять! Если бы в 1998 году на моем конкурсе Чайковского мы только бы представили, что нас посмотрело десять миллионов человек! Тогда у нас не было ни Интернета, ни мобильных телефонов и даже ни одного официального концерта от конкурса Чайковского. Поэтому мы говорим: они все - счастливчики! Все финалисты! И не думайте о том: четвертая, третья, вторая, первая премия. Завтра для них всех шестерых начнется новая история.

прямая речь

Дмитрий Маслеев, пианист, 1-я премия XV конкурса Чайковского:

Я восемь лет учился в Московской консерватории и в аспирантуре у Михаила Петухова и со 2 курса стабильно готовился и ездил на разные конкурсы. Ездил с переменным успехом, но премий получал много, в том числе и первых. Потом меня пригласили в итальянскую Академию на озере Комо. Там были замечательные педагоги. Кроме того, у меня там появилась возможность сосредоточиться конкретно на работе и с утра до вечера заниматься. Если говорить проще, чтобы победить в конкурсе, я очень много занимался. И какой бы ни была усталость, а усталость невероятная на самом деле, руки мои всегда в форме. Концертов у меня было не много: за весь прошлый год - всего два. Один в Германии, другой - в моем родном городе Улан-Удэ. Я надеюсь, теперь что у меня будут концерты. И это большая, гигантская ответственность. Это еще и сложно, потому что это же не один концерт играть. Поэтому надо много сидеть и вкалывать. Но я очень надеюсь, что все будет хорошо. Конечно, на конкурсе у меня была удача какая-то, причем большая удача. И мы все не застрахованы ни от чего, это факт. Но я очень надеюсь, что и дальше эта удача будет. Мне помогала моя мама. Я мысленно собирался и посвящал ей свои выступления. Может, и поэтому моя несбыточная мечта, ну почти несбыточная, стала явью.

Кстати

Сегодня в Петербурге во время Гала-концерта лауреатов XV конкурса Чайковского назовут победителя Гран-при. Если, конечно, такого выберут среди трех лауреатов первой премии.

  • Почти ежедневно с утра до вечера идут соревнования конкурса им. Чайковского в самой популярной специальности. В разгаре второй тур. Перед его началом, прослушав безостановочный пятидневный марафон первого тура, жюри — можно только догадываться, с каким трудом — выбрало из 36 пианистов 12 полуфиналистов. Результаты отбора произвели на публику сильное впечатление. У многих пошатнулись представления об объективности не только судей, но и вообще материи искусства. Как будто пристрастия и оценки в искусстве случайны, а разница во вкусах предполагает, что вообще никого ни с кем не надо сравнивать. Вот и мы и не станем. Но все-таки, не претендуя на объективность, предлагаем список музыкантов, за которыми интересно будет следить не только на этом конкурсе, но и на других, и просто на концертной сцене, невзирая на промежуточные и будущие конкурсные итоги.

    1. Андрей Коробейников

    Одна из самых спорных фигур в российском фортепианном ландшафте, человек, известный своеобразным, мощным и недобрым чувством юмора. Способен устроить такой розыгрыш самому важному импрессарио и самым близким друзьям, что им впору вызывать скорую помощь.

    Коробейников — новый «отверженный»: жюри не выпустило его из первого тура, чем вызвало ярость поклонников, так же как . Конкурсный неудачник со стажем, с хорошими европейскими ангажементами и московской концертной славой, с неординарными взглядами на музыку и индустрию, манерой злить судейские бригады, а также изумлять в музыке зубодробительной иронией и пылкой искренностью в самом горючем из сочетаний, какие только можно вообразить. За Коробейниковым, пока тот витиевато заговаривает зубы прелестными, словно не относящимися к делу подробностями или колдует с формой, как будто летит амур на веревочке и посылает стрелы в самое сердце слушателя. Привычно ищущая крепости традиций, публика готова принять в Коробейникове непредсказуемость как таковую, с любой нагрузкой.

    2. Люка Дебарг


    Общеизвестно, что конкурс Чайковского считается состоявшимся, если на нем для московской публики загорается сверхъяркая европейская звезда, ничем не напоминающая о русской школе. Такими героями, иногда проигрывающими отечественным музыкантам в премиальном раскладе, но выигрывающими неофициальные зрительские голосования, в свое время становились Питер Донохоу и Барри Дуглас (оба — члены нынешнего жюри), Паскаль Девуайон и Фредерик Кэмпф. Люка Дебарг очарованием своей игры, прозрачностью трактовок и вдохновенной свободой развивает французскую тему в истории симпатий конкурса. Но, кажется, и без нее, в любом другом контексте Дебарг будет звучать не менее прихотливо и пылко, не теряя при этом ни тонкости чувств, ни свежести звука, ни органичности мысли. Российскую публику всерьез интересует то обстоятельство, что заниматься музыкой Дебарг начал только в 11 лет, а профессию музыканта окончательно выбрал только в 20, отказавшись от литературы и искусства, что немыслимо поздно по здешним меркам. Но для Европы это не чудо, а вполне возможный сценарий. И еще не известно, что будет дальше: сейчас Дебарг играет не только конкурсную классику, но и джаз сразу в нескольких парижских ансамблях.

    В третьем туре конкурса Дебарг исполнит 1-й концерт Чайковского и 2-й концерт Листа для фортепиано с оркестром. в четверг, 29 июня, в 18.00.

    3. Лукас Генюшас


    В третьем туре конкурса Генюшас исполнит 2-й концерт Чайковского и 3-й концерт Рахманинова для фортепиано с оркестром. в четверг, 29 июня, в 19.40.

    4. Дмитрий Онищенко


    Вырос во Львове, начал учиться музыке у своей мамы, закончил Львовскую национальную музыкальную академию и только потом стал гражданином мира, проучившись в Москве, в Англии и Германии. Но Украина не забывает своего героя, так же как и он ее. У Онищенко есть почетная грамота Министерства культуры Украины «За весомый вклад в культуру и высокое профессиональное мастерство» и статус лауреата украинской общенациональной программы «Человек года».

    Удивительный музыкант: большой виртуоз не школьного образца и одновременно — живого и мощного чувства. Он идет к музыке будто совсем напрямик, не утопая в тексте, не обращая большого внимания на заветы традиций и школ, но и не ломая их. Онищенко — лауреат пятой премии конкурса Чайковского 2002 года, за выход которого во второй тур теперь не проголосовал ни один из членов жюри, включая Сергея Доренского, в 2002-м работавшего в должности председателя. Сказать, что Онищенко что-то потерял в игре за эти 12 лет, решительно невозможно. Скорее наоборот, свободы, яркости, любви к захватывающей красоте движения в хрестоматийных текстах только прибавилось. Но, очевидно, это не вполне то, чего ищет в перспективных участниках новый конкурс. Несмотря на это, послушайте, как играет Онищенко.

    5. Юрий Фаворин


    Один из нескольких взрослых артистов, к удивлению многих, почему-то вышедших на конкурс Чайковского соревноваться с юношами, и один из главных любимцев московской филармонической публики. Умник, философ, вундеркинд, в шесть лет уже знавший наизусть все симфонии Чайковского и Бетховена, ученик не только профессора Михаила Воскресенского, но и композитора Карена Хачатуряна. Пианист с бесспорной культурой звука, тонким слухом, чутким к красоте деталей и изяществу конструкции, музыкант с по-настоящему персональным, авторским видением музыки, стиля, смысла, не склонный при этом противопоставлять его духу и силе композиторского текста. В игре Фаворина публика склонна видеть приятное сочетание интеллектуализма и театральности. Причем театр этот сделан изящно, а производит впечатление антично масштабного. Во второй тур Фаворин не прошел, но его имя совсем не трудно обнаружить на концертных афишах.

    6. Андрей Гугнин


    «Универсальное дарование» — это определение, обыкновенно ничего и никому не говорящее, словно специально придумано для Гугнина и в его случае многое объясняет. Он мастер универсального, как будто обобщенного, но все же красиво отмеренного и очерченного звука и широкой стилистической оснащенности. Она позволяет ему быть изощренным в полифонии, тонким в классике и порывистым в романтизме. Гугнин, как и Фаворин, не чужд театральности, но его фортепианный театр другого рода: он словно оперный, с технологически ловкими громом и молниями. Про Гугнина говорят, что, играя, он высекает искры в Бахе, зажигает пламя в сонатах, превращает этюды в кипящую лаву. Словом, все у него с огоньком. И эта универсальная формула делает музыканта одним из лидеров современного русского фортепианного романтизма. После объявления результатов первого тура рыжий Гугнин был серого цвета и не мог говорить, но тем не менее паникером его никак назовешь. Он настоящий вундеркинд и человек невероятной работоспособности, с 1997 по 2000 годы он выигрывал в год по одному международному детскому конкурсу, а такое просто так не забывается.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?