Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Выставки и музеи в кремле. В музеях Московского Кремля пройдет выставка «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель Выставка в кремле марте года

В связи с проведением ремонтно-реставрационных работ вход посетителей на территорию Кремля осуществляется через Троицкие ворота, выход - через Боровицкие. Проход посетителей в Оружейную палату и выход осуществляется через Боровицкие ворота.

С 15:00 7 января до 15:00 8 января

Успенский собор закрыт для посещения.

С 1 октября по 14 мая

Музеи Московского Кремля переходят на зимний режим работы. Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 10:00 до 17:00, Оружейная палата открыта с 10:00 до 18:00. Продажа билетов в кассах осуществляется с 9:30 до 16:30. Выходной - четверг. Обмен электронных билетов производится в соответствии с условиями Пользовательского соглашения.

С 1 октября по 14 мая

экспозиция колокольни "Иван Великий" закрыта для посещения.

С целью обеспечения сохранности памятников при неблагоприятных погодных условиях доступ в некоторые музеи-соборы может быть временно ограничен.

Приносим извинения за доставленные неудобства.

Самые интересные выставки Москвы 2017 года по версии редакции

К концу подходит 2017 год, ставший в области культуры очень насыщенным. В 2017 году мы отмечали 100-летие Октябрьской революции, перекрестный год туризма Австрия-Россия, XIX Международный фестиваль молодежи и студентов, год Японии в России, 130-летие со дня рождения Марка Шагала, 140-летие «Лебединого озера» Чайковского и другие юбилейные даты. В этом году прошли такие важные события как 7-я Московская международная биеннале современного искусства, Триеннале российского современного искусства, 5-ая юбилейная ярмарка современного искусства Cosmoscow, 6-ая Московская международная биеннале молодого искусства.

2017 год оказался годом масштабных и ретроспективных выставок великих художников. В Москву впервые привезли таких знаменитых художников, как Хаим Сутин, Эгон Шиле, Густав Климт, Такаси Мураками, Цай Гоцян.

ArtTube составил список лучших московских выставок уходящего года. Некоторые из них можно будет посетить и в новом 2018 году!

  1. Константин Бранкузи . Скульптуры, рисунки, фотографии, фильмы из собрания Центра Помпиду

Эта выставка – первая попытка показать наиболее полно феномен Константина Бранкузи (Брынкуши) и все аспекты его наследия: скульптуру, рисунки, фотографии и фильмы. Работы Константина Бранкузи стали символом нового модернистского подхода в искусстве.

Важная часть проекта - рисунки автора, в том числе знаменитые портреты Джеймса Джойса, а также зарисовки животных, карандашные наброски скульптур, портреты и автопортреты. Кроме того, Бранкузи был фотографом и автором фильмов. Фотография занимала огромное место в его творчестве. Начиная с 1914 года, он сделал несколько тысяч фотографий, на многих из которых были запечатлены его скульптуры и мастерская.

Незадолго до смерти Константин Бранкузи выразил желание передать свое наследие в дар Франции - стране, ставшей для него второй родиной. На выставке в Мультимедиа Арт музее работы художника из собрания Центра Помпиду впервые будут продемонстрированы за рубежом.

Константин Бранкузи. Спящая муза, 1910

  1. Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена)

Выставка Густава Климта и Эгона Шиле, открывшаяся осенью, это совместный масштабный проект российского Пушкинского музея и венской Альбертины. Плодотворное сотрудничество Альбертины и ГМИИ им. А.С. Пушкина позволило впервые представить россиянам около 100 работ: этюды, эскизы к живописным работам, автопортреты, обнаженная натура.

Густав Климт, главный художник венского модерна, обладал талантом превосходного рисовальщика, благодаря которому стал мировым классиком. Его графичный стиль оказал огромное влияние на последующие поколения, в том числе на Эгона Шиле, который начинал карьеру, когда Климт стал уже корифеем модерна. Шиле усвоил опыт своего знаменитого учителя и вскоре обрёл свой неповторимый и уникальный стиль, который ознаменовал переход от модерна к экспрессионизму.

Работы художников попали в коллекцию Альбертины ещё при их жизни. Последующие поступления осуществлялись за счет пожертвований и завещаний коллекционеров, таких как Август Ледерер, Артур Рёсслер, Генрих Бенеш и другие. За последующие сто лет общее количество произведений Климта и Шиле составило около 350.

Выставка даёт возможность зрителю проследить стилистическую эволюцию в графике обоих художников, а также понять насколько сильно искусство стремилось к собственному раскрепощению.

Выставка рисунков Густава Климта и Эгона Шиле из собрания музея Альбертина (Вена) © ArtTube

  1. Некто 1917

Названием выставки стали слова, которыми Велимир Хлебников закончил свои вычисления о времени падения государств, опубликованные в 1912 году в сборнике «Пощечина общественному вкусу».

Эту выставку, приуроченную к годовщине революции, Третьяковка готовила три года! Тут представлены в основном произведения, созданные как раз в 1917 году. Выставка ставит вопрос о месте искусства в переломную эпоху. Целью этого масштабного проекта является попытка приближения к пониманию всей сложной обстановки, общей картины этого важного в истории России времени. «Искусство перед неизвестной реальностью» – таков выбранный кураторами девиз проекта.

В духе весеннего проекта про оттепель «Некто 1917» поделен на структуралистские разделы: «Мифы о народе», «Город и горожане», «Эпоха в лицах», «Прочь от этой реальности!», «Смутное», «Утопия нового мира», «Шагал и еврейский вопрос». Среди 147 экспонатов - большие имена: Петров-Водкин, Серебрякова, Родченко, Попова, Малевич, Кандинский, Шагал, Альтман, Юон и другие. Создатели выставки демонстрируют весь срез того времени, то, как представители разных направлений реагировали на изменения в мире. Именно это многоголосье и являлось характерной и одной из главных черт этой эпохи.

Выставка “Некто 1917” в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу

  1. Хаим Сутин . Ретроспектива

Выставка «Хаим Сутин. Ретроспектива» – первая в России, максимально полно представляющая творчество художника. «Сутин – художник одновременно счастливой и чрезвычайно трудной судьбы. Творчество мастера высоко ценилось при жизни, он не был забыт и после своего раннего ухода. С каждым годом имя Сутина привлекает все больше внимания как исследователей, так и коллекционеров» , – говорит директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак.

Эта выставка стала примером плодотворного российско-французского межмузейного сотрудничества последних лет. Хотя ГМИИ им. А.С. Пушкина и Музей Орсэ связывает многолетняя дружба, для московского и парижского музеев выставка Сутина – первый масштабный совместный проект.

Уникальность проекта состоит в том, что организаторы представили публике не только работы Хаима Сутина, но и работы старых мастеров, которые повлияли на его художественный гений, и современных художников, которые испытали его влияние – в целом, более 60 произведений. По мнению куратора выставки Сурии Садековой, Сутин обладал уникальным умением выбрать все самое революционное в каждой из эпох и каждой из школ. Невероятная экспрессивность живописи Сутина и драматизм его цветовой палитры вдохновляли художников последующих поколений американской и британской школ.

Российским зрителям предоставлена возможность увидеть шедевры классического, модернистского и новейшего искусства из крупнейших французских музеев: Музея Оранжери, Центра Помпиду, Музея современного искусства города Парижа, Лувра, Музея Пикардии.

Выставка “Хаим Сутин. Ретроспектива” в ГМИИ им. А.С. Пушкина © kudamoscow.ru

  1. «Будет ласковый дождь» Такаси Мураками

Хулиган и представитель стиля нео-поп Такаси Мураками впервые представил свой масштабный проект на территории нашей страны. Выставка охватывает несколько периодов его творчества - с начала 1990-х годов до наших дней. Впервые помещая произведения Мураками в более широкий контекст японской культуры, выставка отдает должное многолетней работе художника, который переосмысляет и объединяет художественные традиции Востока и Запада.

Выставка состоит из пяти разделов, каждый из которых посвящен одному из феноменов японской культуры, освоенному в художественной практике Мураками. Проект демонстрирует результаты исследования художником некоторых особенностей национальной культуры и коллективного сознания: в его работах стирается граница между «высоким» и «низким», «элитарным» и «массовым», а различные медиа существуют в едином потоке образов.

Всего на выставке представлено более 80 работ художника - живопись, графика, полнометражные фильмы и анимация из музеев Токио и Канадзавы, японская гравюра и живопись из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, различные артефакты из студии Мураками, а также фотографии и манги из Мемориального музея мира в Хиросиме.

Открытие выставки “Будет ласковый дождь” Такаси Мураками в ЦСИ “Гараж” © The Art Newspaper Russia

  1. Оттепель: лицом к будущему . Искусство Европы 1945–1968

Эта выставка была приурочена к фестивалю «Оттепель», в рамках которого были организованы выставки еще в Государственной Третьяковской галерее и Музее Москвы. Кураторы представили колоссальную передвижную выставку, приехавшую в Россию из Германии, где была создана известными кураторами Петером Вайбелем и Экхартом Гилленом. Именно благодаря этой выставке произошло долгожданное событие – признание советского андерграундного искусства как европейского. В Россию выставка приехала в немного измененном виде, уменьшилось число экспонатов, но тем не менее, под крышей Пушкинского собрали более 200 произведений ведущих художников, творивших в 1940-1960-х гг. – Герхарда Рихтера, Георга Базелица, Марка Шагала, Александра Дейнеки, Пабло Пикассо, Ива Кляйна, Люсьена Фрейда, Фернана Леже, Отто Дикса, Вадима Сидура, Отто Мюля, Элия Белютина, группы Zero, Ханса Рихтера, Армана, Макса Бекмана, Анри Матисса и др.

Выставка была посвящена одной из сложных и событийно насыщенных вех в мировой истории – первым десятилетиям после Второй мировой войны. Экспозиция была поделена на семь разделов, которые раскрывают основные этапы развития послевоенного искусства: «Конец войны», «Скорбь и память», «Холодная война», «Борьба за мир», «Новый реализм», «Новый идеализм», «Конец утопии?».

Выставка “Лицом к будущему” в ГМИИ им. А.С. Пушкина © Daily.afisha.ru

  1. Эль Лисицкий. Ретроспектива

Еврейский музей и центр толерантности + Государственная Третьяковская галерея / 16 ноября 2017 – 18 февраля 2018

Выставка «Эль Лисицкий» – первая масштабная ретроспектива художника в России и совместный проект Еврейского музея и центра толерантности и Государственной Третьяковской галереи. Эль Лисицкий – один из ведущих художников русского и европейского авангарда, во многом определивший развитие архитектуры и дизайна XX века, изобретатель нового направления в искусстве, названного им «проуны» (проун - Проект утверждения нового). Выставочный проект состоит из двух частей и проходит одновременно на двух площадках – Еврейском музее и центре толерантности и в Новой Третьяковке. Зрителям представлено около 400 экспонатов из собраний российских и зарубежных музеев, частных коллекций. Выставка воссоздает творческий путь художника и знакомит со всеми этапами и направлениями в творчестве Лисицкого.

Доавангардный период творчества Лисицкого и работы, связанные с его деятельностью в Культур-Лиге представлены в Еврейском музее. Помимо них туда вошли его графические работы, например, знаменитый плакат «Клином красным бей белых», а также проуны, фотоколлажи, типографика, фотомонтажи, рукописи и документальные фотографии.

В залах Третьяковcкой галереи выставлено около 200 работ, среди которых проуны и архитектурные проекты, эскизы проектов выставочного дизайна, фотографии из коллекции галереи. Здесь впервые в России показаны шесть живописных проунов Лисицкого из крупнейших зарубежных собраний – в отечественных музеях нет ни одной живописной работы художника. Эти произведения Лисицкий создал в Германии в начале 1920-х годов, куда он был направлен для налаживания художественных контактов, где, кстати, подружился с дадаистом Куртом Швиттером, который создавал похожие объемные коллажи.

Выставка на двух площадках представляет зрителям Лисицкого как художника-универсума, сочетающего в себе живописца, книжного графика, дизайнера, архитектора, типографа и фотографа.

Выставка “Эль Лисицкий. Ретроспектива” © Еврейский музей и центр толерантности

  1. Система дизайна в СССР

Сейчас тема советского дизайна очень актуальна, и одним из популяризаторов этой темы в России и за рубежом выступает Московский музей дизайна во главе с Александрой Саньковой. 22 ноября в Центре моды и дизайна открылась выставка «Система дизайна в СССР». Экспозиция рассказывает посетителям о деятельности различных конструкторских бюро и дизайн-служб в 1960-1980-х годах. В состав экспозиции вошли редкие фотографии из архива МИА “Россия сегодня”, выступившего генеральным информационным партнером мероприятия.

Это первая выставка, которая показывает, как функционировала система дизайна в СССР в 1960-1980-е годы, рассказывает о деятельности важнейших институтов, конструкторских бюро и дизайн-служб на заводах и фабриках, работавших в области художественного конструирования и технической эстетики, их взаимодействии и роли в развитии промышленного производства.

На выставке представлено более 500 экспонатов: мебель, посуда, одежда, книги, чертежи, плакаты, открытки, альбомы, этикетки, созданные на известных предприятиях – «Зенит», ЗИЛ, ВАЗ, ЛОМО и многих других, а также архивные материалы (фото, видеохроника, рукописи, автографы).

Выставка “Система дизайна в СССР” © МИА “Россия Сегодня”

  1. Цай Гоцян. Октябрь

Пушкинский музей в этом году был очень щедр на масштабные проекты. Выставка китайского художника Цая Гоцяна не исключение. Вдохновившись 100-летием Великой революции Цай Гоцян создал серию работ специально для Пушкинского музея. В них художник размышлял о роли личности отдельного человека в мировой истории, а также о взаимосвязях между личными мечтами и коллективными идеалами. Этот проект оказался действительно очень грандиозным, и не только потому, что художник впервые в России представил свое «пороховое» искусства. Причина в другом – академический музей позволил художнику распространить свое искусство по всему выставочному пространству, но и, в прямом смысле, вне его. Инсталляция «Осень» - первое, что видел посетитель выставки. Она располагалась у входа в музей. Это метафорическая гора, основа которой - детские кроватки и коляски, из которых прорастают десятки молодых берез. Музей выращивал деревья в питомнике специально для выставки, а кроватки и коляски музею пожертвовали жители Москвы. «Эти детские коляски символизируют мечты, детство, социалистическую утопию в сердцах людей», - говорил художник. Это был своеобразный эксперимент и очень смелый, на который пошло руководство музея.

Над главной лестницей музея Цай Гоцян растянул шелковое полотно, на котором порохом была выведена цитата из «Интернационала»: «Никто не даст нам избавленья: ни бог, ни царь и не герой». Дальше художник представил инсталляцию «Земля», которая была создана из сухих растений. Советские символы были скрыты среди колосьев, но они отражались в зеркальной поверхности над ними. Эта инсталляция символизировала русскую ниву, художник хотел воссоздать ощущение тайны, которое возникало у него в детстве при просмотре советских фильмов.

По бокам от инсталляции находились два полотна, выполненные художником в его знаменитом «пороховом стиле» – «Река» и «Сад». Черно-белая «Река» символизирует поток ушедших воспоминаний. Красные маки и гвоздики на цветном полотне «Сад» расположены рядом с советскими пропагандистскими плакатами – это воплощение идеалов прошлого.

Кульминация выставки - видеопроект «Октябрь. Дневные фейерверки на Красной площади»: в небе над главной площадью страны один за другим взрываются огни под музыку Петра Чайковского. Завершался перформанс 100 секундами залпов, которые оставили после себя огромное белое облако, медленно уносимое ветром.

Выставка “Цай Гоцян. Октябрь” в ГМИИ им. А.С. Пушкина © Ведомости

Текст: Анастасия Бойе

Громкие имена и юбилейные торжества, увеличение площадей и инсталляции-аттракционы – все это стало залогом успеха крупнейших музеев мира и самых популярных выставок в 2017 году

Выставка «Шедевры нового искусства. Коллекция Щукина» в Фонде Louis Vuitton. Фото: Manuel Lagos Cid/Getty Images

Отметивший четырехлетие Музей Фонда Louis Vuitton в Париже в прошлом году совершил огромный рывок, приняв более 1,2 млн человек, которые пришли посмотреть на работы французских импрессионистов и модернистов, собранные российским промышленником Сергеем Щукиным между 1898 и 1914 годом.

Древние скульптуры в Токио против модернистов в Париже

На выставку «Шедевры нового искусства. Коллекция Щукина» российские музеи, прежде всего Государственный Эрмитаж и Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, предоставили первоклассную подборку произведений Поля Гогена, Анри Матисса, Клода Моне, Пабло Пикассо, не говоря уже о других мастерах европейского модернизма, а также шедевров русского авангарда из Государственной Третьяковской галереи. Таким образом, выставка в парижском частном музее, основанном французским миллиардером Бернаром Арно, поставила мировой рекорд посещаемости.

Выставка «Исаму Ногучи, архаичный, современный» в Смитсоновском музее американского искусства». Фото: Smithsonian American Art Museum

Хотя выставка коллекции Щукина превзошла все прочие по общему числу зрителей, мы все-таки оцениваем и сравниваем выставки по среднему количеству посетителей в день, а не по абсолютному результату (см. методологию подсчета). Именно поэтому, невзирая на то что в Фонд Louis Vuitton приходило 8926 человек в день (далее — ч/д), выставка в Париже занимает второе место после экспозиции 22 буддийских скульптур японского художника Ункэя (1150-1223) в Токийском национальном музее. В день эта ретроспектива собирала около 11,3 тыс. человек.

Бразилия, Великобритания и Тайвань традиционно доминируют в списке 20 самых популярных выставок мира, но в 2017 году в него также вошли Австралия, Испания и Франция. Многие выставки в Музее императорского дворца в Тайбэе в этом году переместились в категорию «Общий билет» (выставки, на которые не продается отдельный билет или где в стоимость билета включено посещение постоянной экспозиции). Французские музеи, не вошедшие в топ-20 в 2016 году, сейчас заняли четыре места. А вот бесплатная передвижная выставка, посвященная 100-летию голландской группы De Stijl («Мондриан и De Stijl», 6700 ч/д), в Культурном центре Банка Бразилии в Рио-де-Жанейро — единственная из Бразилии в топ-20. В 2016 году их было шесть.

Геррит Ритвельд. Красно-синее кресло. 1919-1950. На выставке «Мондриан и группа
De Stijl» в культурном центре Банка Бразилии. Фото: Stedelijk Museum Amsterdam

Юбилей или обновление — хороший повод сходить в музей

Юбилеи всегда помогают увеличить число посетителей, и прошлый год не стал исключением. Программы, посвященные 20-летию Музея Гуггенхайма в Бильбао, обеспечили появление Испании в нашем рейтинге. Ретроспектива видеохудожника Билла Виолы, работы, созданные Георгом Базелицем примерно в 20-летнем возрасте, а также фильм американского режиссера экспериментального кино Кена Джейкобса, включающий в себя съемки XIX века, сделанные братьями Люмьер, — каждое из этих событий привлекло более 6100 ч/д. Празднование также способствовало увеличению общей посещаемости Музея Гуггенхайма более чем на 150 тыс. человек — до 1,3 млн, это второй по величине результат в его истории. Другой юбилей вознес к вершине рейтинга мадридский Центр искусств королевы Софии: 5200 ч/д увидели «Гернику» Пикассо в честь 80-летия с момента ее создания.

Среди музеев, выигравших от юбилейных торжеств, — Музей Фонда Бейелера в Базеле, отпраздновавший 20-летие выставкой Моне (2300 ч/д), ставшей второй по популярности в его истории, а также Музей современного искусства в Чикаго, где 50-летие отметили приростом аудитории на 125 тыс. В Австралии выставка «Сахарная спираль» (4700 ч/д) в Художественной галерее Квинсленда в Брисбене легко попала в топ-20. Групповая выставка современных художников, на которой посетители музея, благодаря инсталляции-аттракциону Left/Right Slide Карстена Хеллера, получили возможность скользить между этажами, вошла в число событий, устроенных музеем в честь своей десятой годовщины. В 2017 году у него было рекордное количество посетителей — 1,4 млн, что на 760 тыс. человек больше, чем в 2016-м. Еще один большой скачок по количеству посетителей в Австралии и Новой Зеландии случился в Национальной галерее Виктории в Мельбурне, куда в 2017 году пришло на 540 тыс. человек больше благодаря рекордному интересу к выставкам Винсента ван Гога (6100 ч/д) и дома моды Dior (3800 ч/д).

Кен Джейкобс. «Гости». Выставка в Музее Гуггенхайма в Бильбао. Фото: Guggenheim museum Bilbao

Уже не первый год толпы сходят с ума от Яёи Кусамы (передвижная выставка японской художницы заняла вершину нашего рейтинга в 2014 году), поэтому, решив выставить 270 ее работ на свое десятилетие, Национальный художественный центр в Токио попал в яблочко. Эта экспозиция (6700 ч/д) — пятая по популярности в нашем рейтинге и самая популярная выставка ныне живущего художника. Кусама также способствовала почти удвоению посещаемости Музея Хиршхорна в Вашингтоне с 659 тыс. до 1,1 млн. Но в этом музее ее обогнало интерактивное шоу Йоко Оно (3000 ч/д), где зрители могли добавить свои пожелания к «Дереву желаний» художницы.

Еще один музей из Вашингтона, Национальная художественная галерея, в прошлом году добился роста посещаемости на 1 млн человек — этому успеху он обязан открытию осенью 2016 года расширенного Восточного здания с коллекцией из 750 произведений современного искусства. Музей современного искусства Сан-Франциско (SFMOMA) также получил прирост публики от расширения, стоившего $305 млн: 1,1 млн человек пришли увидеть новое крыло музея, возведенное по проекту шведского бюро Snøhetta.

Пабло Пикассо. «Герника». 1937. Выставка «Жалость и террор» в Центре искусств Королевы Софии, Мадрид. Фото: Succession Picasso

Золотой трон Америки

Музей Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке снискал неожиданный успех благодаря золотому унитазу Маурицио Каттелана, установленному в туалете. Вокруг исправно функционирующего унитаза возник шум, когда главный куратор музея Нэнси Спектор предложила его Белому дому вместо запрошенной администрацией Дональда Трампа картины ван Гога. Золотая сантехника попала в нашу категорию «Общий билет», так как трудно определить, кто из 3 тыс. посетителей музея в день пришел просто посмотреть на творение Каттелана, а кто воспользовался им по прямому назначению. Лидером же в Нью-Йорке остается Музей современного искусства (MоMA): ретроспектива Роберта Раушенберга (5500 ч/д) была самой популярной выставкой в городе, и интересно, что в Нью-Йорке на Раушенберга пришло почти в четыре раза больше посетителей, чем на ту же выставку в Лондоне (1500 ч/д).

Фанерой по Pink Floyd

Для лондонского Музея Виктории и Альберта (V&A) 2017 год стал самым успешным в его истории — чуть менее 3,8 млн посетителей благодаря эклектичной программе, включавшей выставку о нижнем белье, неизвестную историю фанеры и психоделическое исследование британской музыкальной группы Pink Floyd. Удивительно, но посмотреть на фанеру пришло больше людей (2324 ч/д), чем на Pink Floyd (2258 ч/д). Вероятно, потому, что первая была бесплатной, а билеты на последних были одними из самых дорогих в Лондоне.

Музеи Ватикана. Фото: ТАСС / Alamy

В целом это был неоднозначный год для музеев Лондона. Меньше блокбастеров и туристов, а значит, меньше публики. Посещаемость Национальной портретной галереи и Британского музея снизилась на 677 тыс. и 514 тыс. человек соответственно. Но самый тяжелый удар получила Национальная галерея: число ее посетителей сократилось более чем на 1 млн, — и это несмотря на выставку «После Караваджо» (2100 ч/д) о влиянии итальянского гения на современников, которая стала самой популярной в музее и шестой среди наиболее успешных платных выставок в Лондоне.

Количество посетителей Тейт Модерн в 2017 году сократилось на 183 тыс. Тем временем расположенная на другом берегу Темзы Тейт Бритен побила свой собственный рекорд, приняв почти 1,8 млн человек. Увеличению количества публики на целых 60% помогла ретроспектива британской звезды Дэвида Хокни (4300 ч/д), которая стала самой популярной выставкой ныне живущего художника во всех подразделениях Галереи Тейт (прежний рекорд принадлежал Дэмиену Херсту в Тейт Модерн в 2012 году — 2900 ч/д). Но, несмотря на успех Хокни на родине, еще больше людей стояло в очереди, чтобы увидеть его выставку, в Париже (5800 ч/д), что сделало Центр Помпиду вторым по популярности во французской столице в прошлом году.

Национальный музей Китая в Пекине. Фото: ТАСС

Новый герой из Китая

В рейтинге самых посещаемых музеев произошла заметная рокировка и появился новый герой. Национальный музей Китая, бегемот на площади Тяньаньмэнь, который может похвастать коллекцией, насчитывающей более 1 млн произведений искусства, впервые появляется в нашем рейтинге сразу на втором месте (8,06 млн посетителей в год) и совсем немного не дотягивает до первого, давно занятого Лувром, который все еще приходит в себя от падения посещаемости в 2016 году после терактов в Париже (с 8,6 млн в 2015-м до 7,4 млн в 2016-м). В прошлом году в Лувр пришло 8,1 млн человек, и он пока остается самым популярным музеем мира.

Методология

Среднее количество посетителей в день (ч/д) рассчитывается автоматически базой данных. Вычисляется количество дней, в течение которых выставка была открыта, с учетом непредвиденных закрытий, а затем общая цифра посещения делится на количество дней.

Все использованные данные предоставлены музеями и галереями.

Некоторые музеи предлагают несколько выставок по одному билету — они показаны как одно посещение.

Выставки, которые были бесплатными для посещения, будь то весь музей или отдельная экспозиция, отмечены звездочкой (*).

Полотно Винсента ван Гога на выставке в Национальной галерее Виктории в Мельбурне. Фото: National Gallery of Victoria

Самые посещаемые художественные музеи мира. Топ-50

Место в рейтинге Общее число посетителей Музей Город
1 8 100 000 Лувр Париж
2 8 062 625 Национальный музей Китая Пекин
3 6 692 909 Метрополитен-музей* Нью-Йорк
4 6 427 277 Музеи Ватикана Ватикан
5 5 906 000 Британский музей Лондон
6 5 656 004 Тейт Модерн Лондон
7 5 232 277 Национальная художественная галерея Вашингтон
8 5 229 192 Национальная галерея Лондон
9 4 436 118 Музей императорского дворца Тайбэй
10 4 220 133 Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
11 3 880 812 Мадрид
12 3 789 748 Музей Виктории и Альберта Лондон
13 3 476 606 Национальный музей Кореи Сеул
14 3 370 872 Центр Помпиду Париж
15 3 223 350 Сомерсет-Хаус Лондон
16 3 177 842 Музей Орсе Париж
17 2 986 908 Токио
18 2 824 404 Национальный музей Прадо Мадрид
19 2 752 719 Музей современного искусства Нью-Йорк
20 2 746 405 Музеи Московского Кремля Москва
21 2 723 955 Токио
22 2 522 696 Национальная галерея Виктории** Мельбурн
23 2 363 090 Смитсоновский Национальный музей афроамериканской истории и культуры Вашингтон
24 2 255 010 Музей ван Гога Амстердам
25 2 235 355 Галерея Уффици Флоренция
26 2 178 825 Токийский национальный музей Токио
27 2 165 601 Национальный музей Шотландии Эдинбург
28 2 160 000 Рейксмузеум Амстердам
29 2 087 597 Шанхай
30 2 024 000 Государственная Третьяковская галерея Москва
31 1 813 626 Национальный музей народного искусства Кореи Сеул
32 1 809 568 Галерея Саатчи Лондон
33 1 777 877 Тейт Бритен Лондон
34 1 623 677 Галерея Академии Флоренция
35 1 619 316 Чикагский институт искусств Чикаго
36 1 600 761 Национальные галереи Шотландии** Эдинбург
37 1 590 410 Музей Акрополя Афины
38 1 544 000 Национальная галерея Сингапур
39 1 451 801 Центр Гетти** Лос-Анджелес
40 1 436 941 Токио
41 1 427 225 Бельведер Вена
42 1 425 826 Художественная галерея Квинсленда** Брисбен
43 1 424 149 Музей истории искусств Вена
44 1 412 060 Национальные галереи Гран-пале Париж
45 1 402 245 Фонд Louis Vuitton Париж
46 1 389 696 Королевский музей Онтарио Торонто
47 1 353 176 Австралийский центр движущихся образов Мельбурн
48 1 337 566 Рио-де-Жанейро
49 1 323 837 Монреальский музей изящных искусств Монреаль
50 1 322 611 Музей Гуггенхайма Бильбао

* Без учета посещаемости филиала Метрополитен-Бройер (398 922 человек), но с учетом посещаемости Клойстерс.

** Звездочкой отмечены институции, располагающиеся в нескольких зданиях. В этом году мы разделили разные площадки, чтобы получить более точные данные посещаемости каждой из них. Дополнительные площадки и общие показатели посещаемости таковы: Национальная галерея Виктории (Австралийская национальная галерея Виктории — 613 801; общая посещаемость — 3 136 497); Национальные галереи Шотландии (Национальная галерея современного искусства Шотландии — 605 766; Национальная портретная галерея Шотландии — 358 199; общая посещаемость — 2 564 726); Центр Гетти (Вилла Гетти — 379 214; общая посещаемость — 1 831 015); Художественная галерея современного искусства Квинсленда (Художественная галерея Квинсленда — 751 406; общая посещаемость — 2 177 232).

Выставка «Сахарная спираль» в Художественной галерее Квинсленда. Фото: Natasha Harth

50 самых посещаемых художественных выставок мира

Место в рей- тинге Среднее число посетите-лей в день Общее число посетителей Выставка Площадка Город Даты
1 11 268 600 439 Ункэй, великий мастер буддийской скульптуры Токийский национальный музей Токио 26 сентября – 26 ноября
2 8 926 1 205 063 Шедевры нового искусства. Коллекция Щукина Фонд Louis Vuitton Париж 22 октября 2016 – 5 марта 2017
3 8 505 657 350 Альфонс Муха Национальный художественный центр Токио Токио 8 марта – 5 июня
4 7 509 833 490 Художники художников* Галерея Саатчи Лондон 30 ноября 2016 – 22 марта 2017
5 6 714 518 893 Яёи Кусама. Моя бессмертная душа Национальный художественный центр Токио Токио 22 февраля – 22 мая
6 6 687 516 834 Мондриан и группа De Stijl* Культурный центр Банка Бразилии Рио-де-Жанейро
7 6 388 597 702 Кен Джейкобс. Гости Музей Гуггенхайма Бильбао 27 июля – 12 ноября
8 6 229 710 995 Билл Виола. Ретроспектива Музей Гуггенхайма Бильбао 30 июня – 9 ноября
9 6 161 534 221 Георг Базелиц. Герои Музей Гуггенхайма Бильбао 14 июля – 22 октября
10 6 082 462 262 Ван Гог и времена года Мельбурн 28 апреля – 12 июля
11 5 813 379 527 «Вавилонская башня» Брейгеля Токийский художественный музей «Метрополитен» Токио 18 апреля – 2 июля
12 5 788 620 945 Дэвид Хокни Центр Помпиду Париж 21 июня – 23 октября
13 5 568 597 390 Рене Магритт. Вероломство образов Центр Помпиду Париж 21 сентября 2016 – 23 января 2017
14 5 500 660 052 Роберт Раушенберг. Среди друзей Нью-Йорк 21 мая – 17 сентября
15 5 415 693 125 Исаму Ногучи, архаичный, современный* Вашингтон 11 ноября 2016 – 19 марта 2017
16 5 198 245 795 Чайная церемония. Квинтэссенция Японии Токийский национальный музей Токио 11 апреля – 4 июня
17 5 154 681 127 Жалость и террор. Путь Пикассо к «Гернике» Центр искусств королевы Софии Мадрид 4 апреля – 4 сентября
18 5 145 569 673 Синьяк, Редон, Тулуз-Лотрек Музей Гуггенхайма Бильбао 12 мая – 17 сентября
19 5 090 453 740 Мистический пейзаж от Моне до Кандинского Музей Орсе Париж 13 марта – 25 июня
20 4 729 628 924 Сахарная спираль. Ты, я, искусство и все на свете* Художественная галерея Квинсленда/GoМА Брисбен 3 декабря 2016 – 17 апреля 2017
21 4 693 750 943 От селфи к самовыражению* Галерея Саатчи Лондон 31 марта – 6 сентября
22 4 657 415 773 Портреты Сезанна Музей Орсе Париж 13 июня – 24 сентября
23 4 613 539 688 Франсис Пикабиа Музей современного искусства (МоМА) Нью-Йорк 21 ноября 2016 – 19 марта 2017
24 4 562 520 046 Премия Фонда Карминьяка* Галерея Саатчи Лондон 16 мая – 6 сентября
25 4 519 426 036 Фредерик Базиль (1841–1870). Юность импрессионизма Музей Орсе Париж 15 ноября 2016 – 5 марта 2017
26 4 450 351 574 Los Carpinteros. Живой объект* Культурный центр Банка Бразилии Рио-де-Жанейро 3 мая – 2 августа
27 4 446 313 131 Шедевры из коллекции бостонского Музея изящных искусств Токийский художественный музей «Метрополитен» Токио 20 июля – 9 октября
28 4 389 365 562 Арчимбольдо. Природа в искусстве Национальный музей западного искусства Токио 20 июня – 24 сентября
29 4 346 478 082 Дэвид Хокни Тейт Бритен Лондон 9 февраля – 29 мая
30 4 344 406 435 Пьер Юиг. (Без названия). Человеческая маска Музей Гуггенхайма Бильбао 30 марта – 16 июля
31 4 260 325 000 Вермеер и мастера жанровой живописи Лувр Париж 22 февраля – 22 мая
32 4 210 300 102 Тадао Андо. Подвиги Национальный художественный центр Токио 27 сентября – 18 декабря
33 4 087 217 791 Фигура человека в коллекции Художественного музея Сан-Паулу* Культурный центр Банка Бразилии Рио-де-Жанейро 8 февраля – 10 апреля
34 4 039 180 596 Сисеро Диас. Поэтическое путешествие* Культурный центр Банка Бразилии Рио-де-Жанейро 5 августа – 25 сентября
35 4 035 208 097 Йоко Оно. Небо по-прежнему голубое, знаете ли Институт Томиэ Отакэ Сан-Паулу 30 марта – 28 мая
36 4 033 311 665 Патриция Пиччинини. Сознание* Культурный центр Банка Бразилии Белу-Оризонти 12 октября 2016 – 9 января 2017
37 3 977 269 834 Чжао Баньди. Китайская вечеринка Центр современного искусства Улленсов Пекин 5 августа – 22 октября
38 3 946 365 874 Перемотка вперед. Живопись 1980-х гг. Музей Уитни Нью-Йорк 27 января – 14 мая
39 3 931 364 475 Пельо Ирасу. Панорама Музей Гуггенхайма Бильбао 10 марта – 25 июня
40 3 873 395 000 Дональд Салтан. Картины катастроф* Смитсоновский музей американского искусства (SAAM) Вашингтон 26 мая – 4 сентября
41 3 809 327 000 Диана Арбус Сан-Франциско 21 января – 30 апреля
42 3 781 276 034 Дом Dior. 70 лет высокой моды Национальная галерея Виктории Мельбурн 27 августа – 7 ноября
43 3 732 515 000 Американский визионер. Жизнь и время Джона Ф. Кеннеди* Смитсоновский музей американского искусства (SAAM) Вашингтон 3 мая – 17 сентября
44 3 719 267 261 Брюс Коннер Музей современного искусства Сан-Франциско (SFMOMA) Сан-Франциско 29 октября 2016 – 22 января 2017
45 3 676 338 209 Луиза Лоулер. Почему сейчас картины Музей современного искусства (МоМА) Нью-Йорк 30 апреля – 30 июля
46 3 628 355 000 Элегантность и роскошь ар деко. Институт костюма Киото, ювелирные дома Cartier и Van Cleef & Arpels Музеи Московского Кремля Москва 20 сентября 2016 – 11 января 2017
47 3 627 370 000 История мира в 100 предметах* Шанхайский художественный музей Шанхай 29 июня – 8 октября
48 3 594 304 434 Фрэнсис Бэкон. От Пикассо до Веласкеса Музей Гуггенхайма Бильбао 30 сентября 2016 – 8 января 2017
49 3 549 419 740 Шедевры из коллекции Художественного музея Bridgestone Музей Оранжери Париж 5 апреля – 21 августа
50 3 443 434 263 Джованни даль Понте Галерея Академии Флоренция 22 ноября 2016 – 17 апреля 2017

Морис Дени. «Шествие под деревьями». 1893. Выставка «Мистический пейзаж от Моне до Кандинского» в Музее Орсе. Фото: Musee d‘Orsay/Henry Lewandowski

Самые посещаемые бесплатные выставки и посещение в формате «Общий билет». Топ-15

В этом году категорию «Общий билет» возглавляет «Ночь искусств» — бесплатный фестиваль, проходивший в течение одной ночи на различных площадках Лондона и включавший в себя более 50 мероприятий: инсталляции, перформансы, кинопоказы. Одной из самых популярных была работа живущей в Лондоне художницы из Германии Мелани Маншо под названием «Танцы» («Вся ночь, Лондон»). Художница сделала ее совместно с десятью разными школами танцев, которые прошли по улицам города в ритме танго или кубинской руэды, а затем собрались на площади в районе Бродгейт, где предлагали всем желающим присоединяться к танцам до утра. В категорию «Общий билет» (или Big Ticket) входят мероприятия, которые нельзя отнести к обычным музейным выставкам. В их числе выставки, билет на которые дает доступ и к иным достопримечательностям, как, например, в случае Версальского дворца; выставки, расположенные на территории других культурных объектов, как в случае пекинского Музея дворца в Запретном городе; выставки в лобби музеев вроде Турбинного зала и «Нефтехранилищ» в Тейт Модерн; выставки, проходящие на нескольких площадках одновременно, в том числе биеннале и фестивали. Несмотря на то что в 2017 году проходила очередная Венецианская биеннале, она с показателем в 3709 посетителей в день не попала в топ-10. Стоит, однако, отметить, что, в отличие от других биеннале, в том числе в корейском Пусане, а также таких фестивалей, как ArtPrize и Scape, вход на Венецианскую биеннале платный.

Дэвид Хокни. «Бассейн с двумя фигурами». 1971. Выставка в Тейт Бритен и Центре Помпиду. Фото: Art Gallery of New South Wales / Jenni Carter

Среднее число посетителей в день Общее число посетителей Выставка Площадка Город Даты
35 968 71 937 Ночь искусств* Различные площадки Лондон 1 июля – 2 июля
27 512 522 737 ArtPrize 2017* Различные площадки Гранд-Рапидс 20 сентября – 8 октября
23 153 231 527 BMW Tate Live 2017. Десять дней, шесть ночей* Тейт Модерн Лондон 24 марта – 2 апреля
21 892 1 882 751 История китайской каллиграфии Тайбэй 1 октября – 25 декабря
16 465 2 930 788 По заказу Hundai. Филипп Паррено* Тейт Модерн Лондон 4 октября 2016 – 2 апреля 2017
15 116 650 000 Scape: сезон паблик-арта - 2017. Время в пространстве* Scape Крайстчерч 7 октября – 18 ноября
12 818 384 526 Пусанская биеннале. Фестиваль «Море искусства - 2017»* Пусанская биеннале Пусан 16 сентября – 15 октября
11 923 1 025 393 Переданная в дар живопись и каллиграфия Национальный музей императорского дворца Тайбэй 1 октября – 25 декабря
11 868 985 056 Шедевры живописи и каллиграфии Национальный музей императорского дворца Тайбэй 4 октября – 25 декабря
11 683 973 000 Ансельм Кифер - Велимиру Хлебникову Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург 30 мая – 3 сентября
10 669 358 188 Шелковый путь. Современная живопись Китая Музей дворца в Запретном городе Пекин 6 июля – 13 августа
10 165 935 224 Медведь Браво в Национальном музее императорского дворца Национальный музей императорского дворца Тайбэй 1 августа – 31 октября
10 133 851 206 Китайская живопись/Птицы/Юмор/Куры Национальный музей императорского дворца Тайбэй 1 января – 25 марта
9 994 909 437 Произведения, переданные в дар семьей Фу Чуаньфу Национальный музей императорского дворца Тайбэй 25 января – 25 апреля
9 673 1 634 778 Император Цзяцин из династии Цин и искусство его времени Национальный музей императорского дворца Тайбэй 1 января – 18 июня

* Звездочкой отмечен бесплатный вход на выставку и в музей.

Просмотры: 10274

Популярные материалы

Абу-Даби, Берлин, Венеция, Лондон, Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Париж, Сан-Франциско - чем удивят зрителей ведущие музеи мира

Февраль

Ретроспектива Дэвида Хокни пройдет в галерее Тейт в феврале 2017 г. PHOTO: RICHARD SCHMIDT

«Дэвид Хокни»

Дэвид Хокни сейчас повсюду. В этом году британский художник отмечает свое 80-летие. Празднование пройдет с размахом и будет отмечено первой за последние 30 лет ретроспективой по эту сторону Атлантики. Выставка, где будет представлено более 160 произведений Хокни, созданных им за 60 лет, станет одной из самых масштабных в истории музея. Посетителей ждут знаменитые полотна Хокни с бассейнами, его эксперименты с портретной живописью и фотографией. Кроме того, в экспозицию войдут недавно написанные пейзажи Йоркшира и ряд других новых работ. В июне выставка отправится в Париж в Центр Помпиду, а в ноябре переедет в Метрополитен-музей в Нью-Йорке. А. Д.

Мерс Каннингем и его труппа исполняют программу «Повторный телепоказ» в Нью-Йорке в 1975 г. Photo: JACK MITCHELL/GETTY IMAGES

«Мерс Каннингем. Общее время»

Центр искусств Уокера, Миннеаполис, 8 февраля — 10 сентября
Музей современного искусства, Чикаго, 11 февраля — 30 апреля

Два американских музея совместно представляют обзорную выставку наследия хореографа Мерса Каннингема . Центр искусств Уокера, где хранится коллекция танцевальной труппы Каннингема, насчитывающая более 4,5 тыс. экспонатов, связанных с полувековой историей коллектива, представит сценические декорации, созданные такими художниками, как Фрэнк Стелла и Джаспер Джонс . Кроме того, в экспозицию войдут недавние инсталляции Эрнесто Нето и Таситы Дин , вдохновленные творчеством Каннингема. А Музей современного искусства в Чикаго покажет среди прочего проект Чарльза Атласа , в него вошло видео хореографии Каннингема, которое художник и режиссер снимал на протяжении 35 лет. Кроме того, в обеих институциях будут показаны танцевальные постановки, заказанные специально к выставке. П. П.

Ян Вермеер. «Молочница». Около 1660. Courtesy of RIJKSMUSEUM AMSTERDAM

«Вермеер и мастера жанровой живописи»

Выставка, на которой собрано около трети полотен Яна Вермеера , опровергает утверждение, что он был одиноким гением, и демонстрирует, что на самом деле художник работал в богатый и плодородный период в истории живописи бок о бок с коллегами, которые уважали, вдохновляли, а иногда и соперничали друг с другом. «Вермеер и его соотечественники постоянно стремились превзойти друг друга в техническом мастерстве и эстетической привлекательности», — говорит Адриан Э Вайбур , куратор Национальной галереи Ирландии, где была задумана выставка и куда она отправится в июне. Вместе с парижским и дублинским музеями над экспозицией работали специалисты из Национальной художественной галереи в Вашингтоне, там выставка откроется в октябре. Дж. С.

Март

Ники де Сен-Фалль. «Птеродактиль над Нью-Йорком». 1962. Courtesy of NIKI CHARITABLE ART FOUNDATION

«Акт создания. Перформанс, процесс, присутствие»

Посетители художественного центра «Манарат аль-Саадият» уже во второй раз будут иметь возможность получить представление о растущей коллекции Музея Гуггенхайма в Абу-Даби, давно откладывающей свое открытие институции. В отличие от прошедшей в 2014 году выставки «Видеть сквозь свет», посвященной преимущественно абстрактному искусству, на этот раз будет показано больше фигуративных работ начиная с 1960-х годов, а особое внимание будет уделено создавшим их художникам со всего мира. Здесь будут произведения 18 авторов, среди которых Рашид Араин , Мохаммед Казем , Аниш Капур , Ники де Сен-Фалль , Кадзуо Сирага , Сюзан Хефуна и Гюнтер Юккер , а сквозной темой станут города, в том числе Абу-Даби, Лондон, Нью-Йорк, Париж и Токио.

«Голубое окно» (1913) Анри Матисса, оказавшего сильное влияние на Ричарда Дибенкорна. Courtesy of MоMA

«Матисс/Дибенкорн»

Эта выставка приедет из Балтиморского художественного музея. Она посвящена долгому увлечению американского художника Ричарда Дибенкорна творчеством француза Анри Матисса . Интерес Дибенкорна можно проследить вплоть до 1943 года, но по-настоящему он расцвел в 1952-м, когда в Лос-Анджелесе проходила обзорная выставка живописи Матисса. Именно после ее посещения Дибенкорн усвоил палитру и текстуру французского живописца, которую продолжил исследовать после посещения в 1964 году Государственного Эрмитажа и Пушкинского музея в СССР, где широко представлено творчество Матисса. В экспозицию в Сан-Франциско вошло 40 картин Матисса и 60 Дибенкорна. П. П.

В «Я в образе Каон с маской себя в руках» Джиллиан Уэринг исследует гендер и идентичность. COURTESY OF FXP PHOTOGRAPHY

«Джиллиан Уэринг и Клод Каон. Под маской — другая маска»

Несмотря на 70 лет, разделяющих британскую художницу-концептуалистку Джиллиан Уэринг и французскую сюрреалистку Клод Каон , их объединяют темы гендера, идентичности, маскарада и перформанса. Работы двух художниц впервые будут показаны вместе в Национальной портретной галерее в Лондоне. В выставку войдет более 100 произведений, в числе которых «Я в образе Каон с маской себя в руках» (2012) Уэринг, представляющее собой воссоздание автопортрета Каон под названием «Не целуй меня, я тренируюсь» (ок. 1927). Куратор Сара Хоуидж говорит, что эта выставка «кажется особенно своевременной» в этом году, когда отмечается 50-летие с момента декриминализации гомосексуальности в Англии и Уэльсе. А. Д.

Апрель

Лучник, стоящий на коленях (221-206 вв. до н.э.), был обнаружен в 2001 г. во время раскопок гробницы императора Цинь Шихуана. COURTESY OF QIN SHIHUANG MAUSOLEUM MUSEUM.

«Эпоха империй. Китайское искусство династий Цинь и Хань»

Выставка в Метрополитен-музее — выдающееся событие в сфере культурного обмена: 31 китайский музей отправил в Нью-Йорк 160 экспонатов, представляющих искусство династий Цинь и Хань. На экспозиции, охватывающей исторический период длиной около 440 лет, рассматривается развитие единой китайской идентичности Хань в свете новых исследований и археологических раскопок, которые велись в последние 50 лет. Выставку открывает группа знаменитых терракотовых воинов, охранявших мавзолей первого императора Китая Цинь Шихуана . Кроме того, там представлены и более поздние работы, в том числе монументальный резной каменный лев, в образе которого прослеживается влияние персидского и эллинистического искусства, что свидетельствует о существовании ранних связей между Востоком и Западом. П. П.

Об ожидаемой с огромный нетерпением весенней выставке Дэмиена Херста не известно практически ничего, кроме места и времени проведения. COURTESY OF GAZANFARULLA KHAN

«Дэмиен Херст»

Это не только первая крупная итальянская выставка Дэмиена Херста за последние десять с лишним лет, но и первая выставка, которая займет обе венецианские площадки коллекционера Франсуа Пино одновременно. Согласно пресс-релизу, она является «плодом целого десятилетия работы». Выставка окутана завесой тайны: за исключением даты открытия, о ней до сих пор практически ничего не известно. В прошлогоднем интервью газете Guardian Херст дал несколько намеков касательно того, чего от нее можно ожидать. Так, художник рассказал о своем намерении достать работы, которые он погрузил в море неподалеку от побережья Мексики два десятилетия назад, поскольку «хотел, чтобы они полностью покрылись кораллами». Возможно, он пошутил. Впрочем, уже сам масштаб этой двойной выставки сделает ее важной темой для разговоров в преддверии Венецианской биеннале. Дж. С.

«Мартин Лютер в кругу реформаторов». 1625-1650. Courtesy of DEUTSCHES HISTORISCHES MUSEUM

«Эффект Лютера. 500 лет протестантизма»

Началом эпохи Реформации принято считать 31 октября 1517 года, когда Мартин Лютер прибил свои 95 тезисов с критикой католической церкви к двери замковой церкви в Виттенберге в Саксонии. В нынешнем году исполняется 500 лет с этого события, изменившего религиозный и политический облик не только Европы, но и всего мира. Лютерова критика церкви породила множество протестантских течений и стала зерном, из которого выросли и современный индивидуализм, и права человека в их сегодняшнем понимании, и национализм. Эта выставка, организованная Немецким историческим музеем (но демонстрируемая в доме Мартина Гропиуса ), иллюстрирует историю Реформации и ее международное значение от истоков до наших дней. Д. Л.

Май

Альберто Джакометти. «Мужской бюст». COURTESY OF THE FONDATION ALBERTO ET ANNETTE GIACOMETTI

«Альберто Джакометти»

После получившей широкое признание выставки портретов в лондонской Национальной портретной галерее творчество Альберто Джакометти возвращается в британскую столицу в виде еще более крупного показа в Тейт Модерн. Полвека назад галерея Тейт уже делала экспозицию работ Джакометти — тогда ее организацией занимались критик Дэвид Сильвестер и сам швейцарский художник. Теперь Тейт Модерн представит выставку, которая охватит все творчество Джакометти в его развитии: от ранних работ до сюрреалистических композиций и формирования зрелого стиля художника. Музей получил беспрецедентный доступ к обширному архиву и коллекции Фонда Альберто и Аннетт Джакометти. Особое внимание кураторы уделят разнообразным влияниям, которые сформировали творческий почерк скульптора. Э. Р.

Фотография Пола Фуско из агентства Magnum, сделанная в 1968 г. с траурного поезда Роберта Ф. Кеннеди. Photo: PAUL FUSCO/MAGNUM PHOTOS

«Манифест Magnum»

Семьдесят лет назад, вскоре после окончания Второй мировой войны, Роберт Капа , Анри Картье-Брессон , Джордж Роджер и Дэвид Сеймур основали фотоагентство Magnum. Это, пожалуй, самое знаменитое объединение фотографов, создавших бесконечное множество ставших культовыми изображений. В роли организатора этой выставки в Международном центре фотографии, основанном братом Капы Корнеллом , выступил Клеман Шеру из Музея современного искусства Сан-Франциско, ранее работавший в Центре Помпиду. Как рассказала представительница центра, выставка, на которой фотографии агентства будут представлены в том виде, в каком они были опубликованы изначально — в газетах, журналах и художественных книгах, — будет посвящена «натяжению между объективностью и субъективностью». Дж. С.

Обложка альбома Pink Floyd «Animals» 1977 г.

«Pink Floyd. Их бренные останки»

Лазерное шоу, неизвестные ранее концертные съемки и более 350 экспонатов ждут посетителей на выставке в Музее Виктории и Альберта, посвященной британской рок-группе Pink Floyd. По примеру предыдущих сверхпопулярных выставок о Кайли Миноуг и Дэвиде Боуи , эта экспозиция, как гласит пресс-релиз, будет «иммерсивной (погружающей зрителя в среду, обеспечивающей полный эффект присутствия. — TANR), мультисенсорной и театральной». Она расскажет об экспериментах группы в области музыки и дизайна, об их выступлениях в разные периоды — от лондонской андерграундной психоделической сцены 1960-х до настоящего времени. В число экспонатов войдут знаменитые образы Pink Floyd: летающие свиньи, коровы, марширующие молотки, гигантские надувные учителя и призма с обложки альбома The Dark Side of the Moon. А. Д.

Июнь

«Голова» (1984-1995), вошедшая в ретроспективу Марисы Мерц в Музее Хаммера, демонстрирует ее вклад в движение arte povera. COURTESY OF THE ARTIST AND FONDAZIONE MERZ

«Мариса Мерц. Небо — огромное пространство»

Итальянский скульптор Мариса Мерц долгое время оставалась в тени своего мужа Марио , но эта ретроспектива доказывает, что ее творчество абсолютно самостоятельно. В экспозицию, которая приедет из Метрополитен-музея, войдут как ее ранние работы, созданные из нетрадиционных материалов, так и инсталляции, сделанные в середине творческого пути, и серия глиняных бюстов, относящихся к периоду после 1975 года. По мнению кураторов, в скульптурах Мерц отражен тот факт, то она была единственной женщиной в движении arte povera («бедное искусство»), отсюда глубоко личный характер ее произведений. В ней также видят предвестницу будущего искусства: бюсты, которые Мариса Мерц создавала в 1970-х годах, проторили путь к возвращению фигуративности в итальянское искусство 1980-х. П. П.

Гобелен Грейсона Перри «Смерть рабочего героя» (2016), исследующий британские представления о маскулинности. COURTESY OF THE ARTIST

«Грейсон Перри представляет: cамая популярная в истории художественная выставка!»

За самоуверенным названием выставки Грейсона Перри в галерее Serpentine скрываются вполне серьезные вопросы. «Какое искусство нравится людям? Какие темы? Почему им сегодня нравится ходить в художественные галереи? Каковы отношения между традиционным искусством и социальными сетями?» — спрашивает Перри. На выставке будут представлены в основном новые произведения; они о том, каким образом современное искусство эффективнее всего может привлечь к себе внимание людей, которых, по словам художника, музейщики называют посетителями «с нетрадиционным бэкграундом». Кроме того, в экспозицию войдет ряд работ, фигурировавших в недавнем телешоу художника Grayson Perry: All Man, где он исследовал представления о мужчинах и мужском в современной Великобритании. А. Д.

Пит Мондриан. «Победа буги-вуги». 1942-1944. Courtesy of GEMEENTEMUSEUM DEN HAAG

«Открытие Мондриана. Амстердам, Париж, Лондон, Нью-Йорк»

Художественное движение De Stijl зародилось в Амстердаме 100 лет назад. В честь его первого векового юбилея Муниципальный музей Гааги организует целый ряд выставок, в том числе «Пит Мондриан и Барт ван дер Лек. Изобретая новое искусство» (11 февраля — 21 мая) и «Архитектура и интерьеры De Stijl» (10 июня — 17 сентября). Музей обладает самой крупной в мире коллекцией работ Пита Мондриана и планирует представить в экспозиции «Открытие Мондриана» все 300 входящих в нее произведений. Эта масштабная выставка проведет зрителя путями Мондриана, уделяя особое внимание крупным европейским городам, которые художник считал своим домом, до тех пор пока во время Второй мировой войны не переехал в Нью-Йорк, где прожил до самой своей смерти в 1944 году. За то недолгое время, которое Мондриан провел в этом американском городе, он успел создать ряд своих самых значительных полотен, на которые оказали влияние сетчатая планировка и звуки буги-вуги. Дж. С.

Июль — август

«Элиу Ойтисика. Упорядочить делирий»

Нью-Йорк — последний пункт маршрута первой в США крупной обзорной выставки Элиу Ойтисики , одного из самых влиятельных бразильских художников. Выставка организована совместно с Институтом искусств Чикаго, где она откроется в феврале, и Художественным музеем Карнеги в Питсбурге, где она уже прошла минувшей осенью. Несмотря на то что европейский модернизм оказал влияние на творчество Ойтисики, вскоре художник порвал с этой традицией и начал создавать работы иного рода, как, например, те, что вошли в серии «Двусторонние» и «Пространственные рельефы». В них художник преобразовывал двухмерные произведения в трехмерные, которые сам называл «живописью в пространстве». Ойтисику также занимали вопросы переосмысления традиционных взаимоотношений произведения искусства и зрителя, поэтому посетители выставки в Музее Уитни получат возможность взаимодействовать с некоторыми элементами экспозиции и даже примерять их. Дж. С.

Анри Матисс. «Тыквы. Исси-ле-Мулино». 1915-1916. Courtesy of THE MUSEUM OF MODERN ART, NEW YORK/MRS SIMON GUGGENHEIM FUND

«Матисс в мастерской»

«Матисс в мастерской» станет первой большой выставкой коллекции из мастерских художника, в которую вошли азиатские и африканское маски, ткани, декоративные вазы и кувшины. Выставка приедет в Королевскую академию художеств из бостонского Музея изящных искусств, где она откроется в апреле. Кураторы ставят себе задачу воссоздать обстановку, в которой работал художник, и продемонстрировать различные предметы, оказавшие на него влияние. У Матисса было несколько студий: в Коллиуре, Исси-ле-Мулино, Ницце и Венеции, — и в экспозицию войдут фотографии их интерьеров и многих полотен в процессе создания. На выставке будут экспонаты из Музея Матисса в Ницце, а также ранее не выставлявшиеся работы из частных коллекций. Дж. С.

«Купальщицы» Пикассо, написанные приблизительно в тот же период, когда художник работал над «Герникой», будут представлены на выставке в Венеции. SUCCESSION PICASSO BY SIAE

«Пикассо на пляже»

Эта тематическая выставка, в основу которой легла картина Пабло Пикассо «Купальщицы» (1937) из собрания Пегги Гуггенхайм , будет посвящена образу пляжа как лейтмотиву всего творчества художника во время его пребывания в Провансе. В этом году также начинается двухгодичная серия из 40 выставок о связях художника со Средиземноморьем, которую организует парижский Музей Пикассо. Первой в ней станет экспозиция костюмов и декораций, созданных художником для балета «Парад» труппы Сергея Дягилева , она откроется в апреле в неаполитанском Музее Каподимонте. Еще одну, более пронзительную, выставку под названием «Сострадание и ужас. Пикассо на пути к „Гернике“» (до 4 сентября) можно будет увидеть с апреля в Музее королевы Софии в Мадриде. Она посвящена 80-летию с момента первой публичной демонстрации шедевра, изображающего ужасы бомбардировки баскской деревни во время гражданской войны в Испании. Дж. С.

Просмотры: 23690

Популярные материалы

17 апреля откроется выставка «Династия Мин: сияние учености». Экспозиция развернется в залах Патриаршего дворца и Успенской звонницы. Она будет посвящена одной из самых ярких страниц в истории Китая - культуре династии Мин (1368–1644). Увлечение искусством, литературой, музыкой, глубокое знание философских и исторических трактатов стало в то время настоящим культом. Именно это в средневековом Китае вкладывали в понятие «ученость».

«Выставка продолжает традицию сотрудничества Музеев Московского Кремля с Шанхайским музеем, которое началось в 2012 году с показа в Шанхае коллекции Фаберже. В 2015-м мы представили проект “Оружейная сокровищница русских самодержцев”, который за три месяца посетили 642 948 человек - это огромная цифра даже для Китая. В апреле в Москве откроется ответная выставка, посвященная культуре династии Мин - важнейшему периоду в истории Поднебесной. Все вещи, которые увидят гости музея, впервые будут показаны в России и позволят познакомиться с самыми разными направлениями искусства, почувствовать очарование времени», - рассказала Елена Гагарина, генеральный директор Музеев Московского Кремля.

Одним из главных экспонатов станет великолепная процессия - набор из 66 фарфоровых фигур почетного эскорта: ученых, военных, музыкантов - конных и пеших, молодых и пожилых, одетых соответственно их рангу и социальному положению. Группу нашли в захоронении представителей императорской фамилии, однако точная ее принадлежность неизвестна. То, что такой эскорт был помещен в гробницу, означало, что и после смерти человек станет занимать высокие должности, пользоваться теми же благами, что и при жизни. Богато украшенный комплект хорошо сохранился и выполнен с удивительным вниманием к деталям.

Выставка подчеркивает, что интеллектуалы средневекового Китая были увлеченными ценителями произведений искусства. Здесь покажут предметы из нефрита, бронзы, резные лаки и перегородчатые эмали. Они служили не только украшениями интерьера или одежды, но были также предметом коллекционирования.

Посетители увидят уникальную мебель периода династии Мин с характерными линиями и благородной резьбой по дереву: часть выставочного пространства воссоздаст интерьер кабинета интеллектуала.

Визитная карточка династии Мин - фарфор, который специалисты по праву считают вершиной в производстве «белого золота» и высоко ценят. Именно в это время мастера разрабатывают цветные глазури и создают технологию надглазурной росписи. Гости выставки смогут полюбоваться изысканными изделиями, выполненными керамистами этого периода.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?