Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Выставка название зодчество дерево церкви. О деревянном зодчестве рассказывает выставка в музее имени щусева

В рамках проекта «Русское деревянное. Взгляд из XXI века» Музей архитектуры им. А.В. Щусева развернул выставку «Возрождение. Деревянные храмы Русского Севера». Экспозиция, посвященная северному деревянному зодчеству, организована в музейном флигеле «Руина».

Выставка расскажет о деревянных храмах и часовнях Архангельской, Вологодской, Ленинградской областях и Карелии. Проект куратора Марии Уткиной посвящен показу памятников - жемчужин деревянного зодчества, находящихся на грани гибели.

Благодаря усилиям волонтеров некоторые храмы удалось восстановить и сохранить. Посетителям будут представлены фотографии, макеты деревянных храмов, а также видеофильмы, снятые за несколько лет экспедиций.

Деревянные бревенчатые храмы составляют оригинальную и самобытную часть культурного наследия России и не имеют в мире аналогов. На Русском Севере, в селах и деревнях Архангельской, Вологодской, Ленинградских областях и Карелии, еще сохранились удивительные памятники деревянного зодчества, среди которых несколько сотен деревянных церквей и часовен конца XIX - начала ХХ века.

Если раньше деревянная церковь была в каждой деревне и поселке, то теперь их, если верить статистике, осталось около семисот: 356 церквей и 338 часовен в Архангельской и Вологодской областях и Карелии.

Сложная ситуация, сложившаяся в сфере реставрации памятников, законодательные, технологические и кадровые и иные проблемы ведут к неизбежным утратам деревянных построек, многие из которых расположены вне населенных пунктов, а некоторые вообще не учтены. Деревянные храмы, дома, часовни гибнут из-за небрежения, гниения, ударов молний и пожаров.

Интерес, проявленный в последние годы к возрождению заброшенных северорусских храмов, инициативные и волонтерские работы приезжих горожан сегодня становятся первыми шагами к сохранению уникальных памятников и возрождению храмов.

Несколько лет назад были созданы волонтерские движения, которые проводят консервационные работы: убирают мусор, латают крыши, выходят на субботники с местными жителями, занимаются с детьми. За годы существования волонтерских проектов было проведено более 100 консервационных работ, 3 храма и 3 часовни были полностью отреставрированы.

Организаторы и участники выставки надеются, что экспозиция привлечет внимание широкой общественности к катастрофическому состоянию памятников деревянного зодчества, и поможет найти ресурсы - финансовые, инициативные, административные - для спасения и реставрации деревянных храмов Русского Севера.

Организаторами выставки выступили Музей архитектуры, Министерство культуры РФ и Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи».

Русский Север давно является предметом исследований историков, этнографов, искусствоведов и архитекторов. Так, например, в июле этого года состоялась премьера полнометражного документального фильма , посвященного жизни российских северных деревень и рассказывающего об исчезающих деревянных церквях и обычаях местных жителей.

О степени изученности архитектурного наследия северных регионов России говорит, среди прочих, тот факт, что здесь до сих пор находят бесхозные, заброшенные храмы. Последний подобный случай произошел в августе 2015 года, когда в результате прокурорской проверки в Архангельской области были обнаружены сразу .

Существенную сложность в деле сохранения и реставрации памятников деревянной архитектуры Русского Севера представляет отсутствие достаточного финансирования в местных бюджетах. Иногда ради спасения уникальных памятников энтузиасты предлагают даже перевозить их на новое место. Такой вариант решения проблемы обсуждается, в частности, в отношении а погоста Леждома Грязовецкого района Вологодской области (XVIII в.). Вполне возможно, для сохранения храма его перевезут в Татарстан.

«Русское деревянное. Взгляд из XXI века» — под таким названием в московском Музее архитектуры открылась выставка весьма внушительных масштабов: на все три музейных здания.

Из фондов извлекли все, что можно — живопись и графику, чертежи, фотографии, макеты, архивные документы… И начали с первых исследований — а они в основном разворачивались во второй половине XIX столетия.

Чему, в общем, не стоит удивляться — именно в это время возникла мода на так называемый «историзм». А вместе с ним — интерес и к этнографии, и к старинной архитектуре. Что для севера и средней полосы России означало архитектуру большей частью деревянную.

И архитектуру большей частью церковную. Выше — церковь XVIII века из Архангельской губернии. Оттуда — и колокольня того же времени (не сохранилась).

А вот эту прелесть вообще датируют концом XV века (поверю музейщикам на слово — но есть и версия начала XVII столетия). Ленинградская область — хотя надо бы все-таки говорить о Санкт-Петербургской губернии.

А вот крестьянский дом XIX века (Карелия).

Еще один, начала XIX столетия (Вологодская область).

Другие строения хозяйственного назначения. Особенно хороши мельницы.

А вот Якутский острог XVII века (в терминологии того времени — не тюрьма, а крепость).

Конечно, все эти макеты — уже ХХ столетия. Однако к тому времени многие представленные строения были уже давно утрачены. На какой же основе делали макеты? Тем более, что очень подробно указываются все данные — и о церквях, и о частных домах.

Тут нам следует вернуться в XIX столетие. То самое, с его интересом к «историзму». И для этого достаточно внимательно читать таблички с экспликациями к экспонатам: рядом с именами исполнителей макетов значится «по обмерам Л. Даля» (кстати, сын автора небезызвестного словаря, да), «по обмерам В. Суслова».

Для профессионалов эти имена, вероятно, не потребуют пояснений. И Лев Даль, и Владимир Суслов, и многие другие отправлялись в самые настоящие экспедиции к отдаленным памятникам деревянного зодчества. Делали зарисовки, обмеры, позже и фотографировали. Результаты публиковались — в конце концов появлялись не только отдельные статьи, но и целые научные труды. Суслов издал на рубеже XIX-XX веков «Памятники древнего русского зодчества».

Публиковались архитектурные данные и в «Истории русского искусства» Игоря Грабаря. Который, кстати, отметился древнерусской тематикой и в живописи. Вот его масштабная панорама селения на Северной Двине.

К живописным работам как к историческому источнику надо, разумеется, относиться осторожно — художники зачастую стремились не столько к архитектурной точности, сколько к композиционному равновесию работы, а то и просто к почти театральным эффектам. С исторической точки зрения интерес могут представлять скорее маленькие натурные этюды, нежели большие сюжетные полотна.

Ну, тут благо есть честный архитектурный рисунок — с планами, обмерами и даже указанием сторон света.

Но надо сказать, что возникший в XIX веке интерес к «историзму», и истории русской архитектуры в частности, вызвал к жизни и еще несколько линий использования достижений древнего русского зодчества. О чем — в следующий раз.

Время проведения: 15.05.2018 – 07.10.2018

Место проведения: Церковь святого великомученика Георгия Победоносца

из Архангельской области в Коломенском

Отсчет истории создания Музея деревянного зодчества начался с 1 августа 1920 года, с даты выступления основателя музея «Коломенское» и его первого директора Петра Дмитриевича Барановского на заседании ученого совета Всероссийских государственных реставрационных мастерских. Его доклад назывался «О научных задачах организации Музея русского деревянного зодчества на открытом воздухе в Коломенском».

Практически с самого начала основания музея из окрестностей Москвы и с Русского Севера в Коломенское стали привозить деревянные постройки, которые, по словам П.Д. Барановского, были «подлинными памятниками деревянного русского зодчества, лишившимися своего функционального содержания и стихийно разрушавшимися».

Выставка, подготовленная к 95-летию музея «Коломенское» и посвященная созданию музея на открытом воздухе, рассказывает об исследовательской работе сотрудников музея-заповедника по изучению и сохранению уникальных памятников русского деревянного зодчества. На выставке экспонируются старинные инструменты мастеров-строителей, многочисленные фотоизображения деревянных сооружений, их чертежи. Каждому памятнику соответствует фоторепортаж, который включает в себя рассказ о первоначальном месте нахождения памятника, о его установке и сборке на территории Коломенского. Произведения графики отражают художественный образ памятников.

Экспозиция выстроена в хронологической последовательности. Памятники представлены в соответствии с датой их поступления в Коломенское.

Первым экспонатом, перевезенным в Коломенское, стала хозяйственная постройка из села Преображенского. В 1927 году П.Д. Барановский обнаружил в окрестностях Москвы большой деревянный сарай конца XVII–начала XVIII века, сложенный из массивных бревен, которые остались от дворца Петра I в Преображенском. В том же году постройку перевезли в Коломенское и установили на территории Государева двора.

Затем в Коломенское были перевезены и тем самым спасены уникальные деревянные строения: Моховая башня Сумского острога (1931 г.), Проездные ворота Николо-Корельского монастыря (1933 г.), Домик Петра I (1934 г.), Башня Братского острога (1959 г.), церковь святого великомученика Георгия Победоносца 1685 года из Архангельской области (2008 г).

Выставка о Музее деревянного зодчества не случайно располагается в церкви святого великомученика Георгия Победоносца, которая и сама является прекрасным произведением архитектуры Севера. Ее старинный интерьер дополняет и обогащает содержание выставки.

У каждого памятника есть свои неповторимые истории. Приглашаем вас познакомиться с ними.

Экспозиция в анфиладе позволяет проследить, как видоизменялась деревянная архитектура в России на протяжении истории, как развивалось изучение деревянного зодчества, как приходило осознание необходимости его сохранения, консервации и реставрации. Деревянная архитектура стала неотъемлемым символом русской культуры, и интерес к исследованию её истории и перспективам развития с каждым днем возрастает.

Дом Е.А. Ершовой. Начало XIX века. С Ястребово, Великоустюжский район, Вологодская область. Макет, 1980.

Открытие русского деревянного зодчества как художественного направления произошло во второй половине XIX века. Усилившийся в российском обществе интерес к собственной истории, осознание особого исторического пути России в реде славянофилов активизировали в середине XIX века развитие новой науки - Истории русского искусства и ее особой части - Истории отечественной архитектуры.

Ветряная мельница-столбовка. XVII век. С. Щелкова, Кирилловский район, Вологодская область.

Ветряная мельница-столбовка (столбянка) - сооружение для размола зерна, конструктивной основой которого служил центральный неподвижный столб, вкопанный в землю. Устойчивость конструкции придавали рамы, столбы, «ряжи», «срубы». Вокруг центрального столба вращалась клеть амбара с мельничным оборудованием, включающим бревенчатый горизонтальный вал, крылья-махи на 4, 6, 8 лопастей, «воротила» (брёвна, при помощи которых клеть амбара поворачивается вокруг столба). Стенки амбара рубили из брусьев, обустраивали двускатную кровлю, снижая тем самым вес мельничного помещения. В зависимости от вида опоры мельницы-столбовки подразделяли на мельницы «на рамах», «на столбах», «на срубах», «на ряже» (ряж - деревянный сруб, заполнявшийся вязкой глиной или булыжником, служивший фундаментом всего сооружения). Срубная конструкция фундамента могла соединяться с фундаментом «в режь».

Успенская церковь. 1774. г. Кондопога, Карелия. Макет, 1980. Автор В.И. Садовников. Дерево, камень, металл, стекло, опилки, окраска.


Неподдельный интерес к древнерусской архитектуре, к русскому деревянному зодчеству был обсловлен желанием российских исследователей обратиться к историческим корням русской культуры. Ученые стремились обрести представление о подлинно русском искусстве, определить «черты его самобытности», отрешившись от произведений, созданных в европейских стилях, которые пришли в Россию после Петровских преобразований.

Фрагмент главы церкви Иоанна Богослова на Ишне, 1687 г. с. Богослов, Ростовский район Ярославская область. Копия. 1950-е годы.
Автор Б.В. Гнедовский. Дерево, резьба, столярная работа, лемех.

Лемех — кровельный материал в виде небольших деревянных пластин. В современном храмовом строительстве и в зодчестве Древней Руси использовался для покрытия куполов, бочек, кокошников, луковичных главок православных храмов. Изготовляется из осиновых дощечек, концы которых заостряются в виде ступенчатого клина (городчатый) либо имеют округлое или треугольное завершение. Профиль лемеха имеет выпуклую форму (сообразно покрываемой поверхности), что значительно усложняет его изготовление и повышает требования к качеству древесины. Длина одного элемента — до 50 см. Прибиваются рядами, внахлёст. Назван «лемехом» благодаря всё той же выпуклой форме, по аналогии с плугом.

Троицкая церковь. 1727. С. Нёнокса, Приморский район, Архангельская область. Макет. 1977.
Авторы: В.И. Садовников, В.В. Суслов (обмеры). Дерево, опилки, пластик, тонировка.


Изучая вновь обнаруженные произведения русского деревянного зодчества, делая их зарисовки, обмеры, фотографии, ученые второй половины XIX -начала XX века пытались определить специфику дерева как строительного материала, делали первые шаги в определении архитектурных особенностей русских деревянных храмов, выявляя основные типы сооружений.

Д.П. Сухов. Троицкая церковь. 1727. С. Нёнокса, Приморский район, Архангельская область.
Перспектива. 1925. Бумага на картоне, акварель.


Один из залов анфилады практически полностью отведен проектам выставочных павильонов. Начиная с Всемирной выставки в Париже 1867 года, начала практиковаться постройка национальных павильонов, что стало особой профессиональной задачей для российских архитекторов. Такое проектирование вырывалось из канвы каждодневной работы зодчих, вольно или не вольно переводило их творения в разряд временных объектов, родственных театральным декорациям.

М.Н. Чичагов. Императорский павильон на Политехнической выставке в Москве. 1872. Фасад, план.


В начале 1870-х годов народнические идеи, активно пропагандировавшиеся известным художественным критиком Владимиром Стасовым, пробудили в художественных кругах России повышенный интерес к национальной культуре, крестьянскому деревянному зодчеству и русской архитектуре XVI-XVII вв. Они способствовали появлению на Международных выставках XIX века выставочных павильонов выполненных в «русском» стиле, который отличался острой выразительностью и узнаваемостью самобытного национального образа.

И.П. Ропет при даче С. Мамонтова, близ Москвы. Главный фасад.
Из сборника «Мотивы русской архитектуры». Лист 33-34. Издание и литография А. Рейнбот, С. Петербург. 1878.

М. Кузьмин. Загородный дом. Боковой фасад.
Из сборника «Мотивы русской архитектуры». Лист 15. Издание и литография А. Рейнбот, С. Петербург. 1878.


После революции от проведения выставок не отказались, но теперь павльоны отражали дух нового времени, а не сказочные русские терема.

К.С. Мельников. Павильон «Махорка» на Всероссийской сельскохозяйственной и кустано-промышленной выставке 1923 года.
Макет 1982.


«Махорка» - павильон Всероссийского махорочного синдиката - является первой моей работой, построенной в 1923 году на первой Сельскохозяйственной выставке у Крымского моста в Москве. По заданию требовалось разместить на 270 кв. м. фабрику с механизированным оборудованием, помещения для экспонатов и оранжереи.» К.С. Мельников.

А.В. Щусев. Павильон боевых трофеев в ЦПКиО им. Горького. 1941. Перспектива. Бумага, карандаш, тушь, акварель.


В архитектуре нового советского государства применение дерева в качестве строительного материала носило вынужденный характер и было обусловлено отсутствием возможности масштабного каменного строительства. Большое распространение деревянная архитектура получила при возведении временных сооружений, наделенных большой смысловой нагрузкой. Мемориальные и выставочные сооружения, трибуны различного характера, общественные задния, требующие быстрого возведения, наряду с различного рода хозяйственными постройками в 1920 годы строились в основном из дерева. Этот строительный материал позволял в сжатые сроки добиться необходимого образного решения при относительной легкости конструкции.

Второй деревянный мавзолей В.И. Ленина. Май 1924 года. Архитектор А.В. Щусев. Макет выполнен А. Юрковым под руководством автора.

А.В. Щусев. Деревянный мавзолей В.И. Ленина на Красной площади. Вторйо вариант. 1924 год. Перспектива. Бумага, уголь, сангина.

Строительство второго временного мавзолея В.И. Ленина на Красной площади. Обшивка деревянными панелями фасадов.
Упаковка памятника «Рабочему». (худ. Франц Лехт, 1922). Фото, весна 1924.

Первый деревянный мавзолей В.И. Ленина. Январь 1924 года. Архитектор А.В. Щусев.
Макет выполнен Музеем архитектуры. Исп. Р. Кожевников. 1970 г.

Первый временный мавзолей В.И. Ленина на Красной площади. Общий вид с памятником «Рабочий» (худ Франц Лехт, 1922)
Фото, январь 1924. Пересъемка из Партийного архива.


В середине 1930-х годов отмечался размах в проектировании и строительстве новых типов общественных зданий для колхозов, и прежде всего сельских клубов. Совесткий клуб являлся одним из важнейших общественно-политических и культурных сооружений социалистичсекой деревни. Ему отводилась ведущая роль в общей планировочной композиции поселка, взамен церковной доминанты.
Новый интерес к традиционному строительному материалу - дереву - возникает в один из наиболее драматических периодов в истории нашей страны - во время Великой Отечественной войны.

Н.И. Гайгаров. Памятник на месте сожженной деревни. 1940-е. Фасад. Бумага, карандаш, тушь, акварель, гуашь.


Большие людские потери, огромное количество индивидуальных и массовых захоронений, привели к возникновению большого количества памятных знаков. Материалом для такого рода сооружений была выбрана древесина.

Н.И. Гайгаров. Памятные знаки на могилах воинов. 1940-е. Перспектива. Бумага, карандаш, тушь.


Заключительный зал анфилады посвящен музеям под открытым небом, в которых сохраняются деревянные постройки. Часто российские музеи под открытым небом основывались на месте значимых архитектурных ансамблей. Иногда основной будущего музея становился памятник каменного зодчества с обширной свободной от застройки территорией или закрытый в период советской власти монастырь с большим пространством, ограниченным монастырскими стенами.

Якутский острог. 1683. Г. Якутск, республика Саха(Якутия). Макет. 1956.
Авторы: А.Т. Юрков, Н.Д. Виноградов. Дерево, нитки, пластик, тонировка
.


Наверное самый известный музей деревянного зодчества - это выдающийся памятник русской архитектуры XVIII-XIX веков, объект Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО - ансамбль Кижского погоста. Памятники острова были поставлены на охрану в 1920 году. В 1945 году территория погоста была объявлена государственным заповедником.

Погост Кижи. XVIII века. Карелия. Макет. 1947. Дерево, латунь, оргстекло, пластмасса, металл, камень, нитки, окраска, тонировка.


История практически всего русского деревянного зодчества открывается для посетителей в Музее Архитектуры. Утилитарные строения и фантазии архитекторов все переплелось в залах анфилады дворца Талызиных на Воздвиженке. Приходите в музей увидеть красоту деревянных строений и почувствовать тепло живого дерева, затейливость старых мастеров и утилитаность нового времени.

Выставка продлится до 22 ноября 2015 года.

В прошлую пятницу случилась у нас очередная выставка народного творчества в музее деревянного зодчества под Иркутском.Съехались мастера со всей Иркутской области,привезли музыкальные коллективы,мастеров и их произведения.Очень люблю такие мероприятия,стараюсь не пропускать. Открытие,праздничное шествие

Песни,пляски,было весело несмотря на дождик

скульптуры из кедра вырезает мастер из деревни Мышелёвка(красивое название,правда?).Приезжала на выставку делегация во главе с министром транспорта Китая и нашим российским министром транспорта(что-то они заключали,какие-то договоры подписывали по нашему аэропорту,ну а устав от работы вечерком в музей поехали на весёлый сибирскои народ посмотреть.)Увидели чудесные скульптуры,и купили у мастера сразу две,поторговавшись при этом.Мастер продавал по 3тыс,а наш министр посчитал видимо,что дорого ему,попросил две за 5,и когда получил согласие,купил и одну тут же подарил своему китайскому коллеге. Вы бы видели лицо китайского министра! Он так удивился и по-детски обрадовался,чуть не захлопав в ладоши! Видимо,ему никто никогда не дарил таких чудесных подарков ручной работы..Вообще дядька забавный,ходил всем улыбался и делал ручкой приветствие.Мы все в ответ как истинно доброжелательные сибиряки так же ему делали ручкой,а я вообще обнаглела и даже ему подмигнула,ну уж очень он мне понравился своей искренностью и детской улыбкой на лице.А потом дома мне муж сказал,что все они сначала улыбаются,потому что китайцы просто так улыбаться не будут,то им лес подавай,то воду байкальскую почти даром давай,и вообще все они шпионы и нечего их пускать без разбору(он у меня человек военный и часто в иностранцах ему шпионы мерещутся). С министрами приезжала целая свита из нескольких автобусов,я столько китайцев давно не видела.Фотографировались со всеми нашими коллективами в народных костюмах.
ну и самое моё любимое-изделия мастеров

МК по ткачеству.Все коврики тканые,и те с маками,и с подсолнухами,и бабушкины половички

пальто и куртки тоже тканые.
полотенца вышитые.Обожаю филейную кайму,такая красота! Сама когда-то такую вязала.
а это коврик с вплетёными душистыми травами


ну и ещё немного.что я успела заснять в перерыве между дождичками







больше всего люблю на таких праздниках атмосферу радости.несмотря на погоду,взаимного интереса и отношения мастеров друг к другу.и ВАМ ЖЕЛАЮ ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ и спасибо всем за внимание.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?