Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Возглавляет комиссию по расследованию. Процедура создания комиссии по несчастному случаю на производстве – образец приказа для скачивания

ФОРМИРОВАНИЕ КОМИССИЙ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ, В РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРЫХ ПОСТРАДАВШИЕ ПОЛУЧИЛИ ЛЕГКИЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ

В соответствии со ст. 212, 228 ТК РФ работодатель обязан обеспечить расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Кроме того, Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях (утверждено постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73) устанавливает с учетом ст. 227-231 ТК РФ обязательные требования по организации и проведению расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, происходящих в организациях и у работодателей — физических лиц с различными категориями работников (граждан).

Для расследования несчастного случая на производстве работодатель незамедлительно создает комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются:

  • специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя;
  • представители работодателя;
  • представители профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа, уполномоченного по охране труда.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в расследовании страховых случаев, освидетельствовании, переосвидетельствовании застрахованного в учреждении медико-социальной экспертизы и определении его нуждаемости в социальной, медицинской и профессиональной реабилитации имеет право участвовать представитель исполнительного органа страховщика — Фонда социального страхования Российской Федерации (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя) (далее ФСС РФ). В соответствии со ст. 229 ТК РФ лица, на которых непосредственно возложено обеспечение соблюдения требований охраны труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включаются.

Комиссию возглавляет работодатель (его представитель), а в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, — должностное лицо соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Представители работодателя в комиссии, как правило, должны иметь удостоверение о проверке знаний по охране труда. В комиссии они защищают интересы работодателя, поэтому он объективно заинтересован включить в ее состав наиболее опытных и грамотных (в области охраны труда) работников.

Непосредственный руководитель работ из состава административно-технического персонала, выдавший пострадавшему задание на производство работы, при выполнении которой произошел несчастный случай, и осуществлявший контроль за ее выполнением, в состав комиссии не включается.

Специалистом по охране труда считается работник службы охраны труда предприятий и организаций. Но на сегодняшний день чаще всего должности специалистов по охране труда занимают по совместительству в соответствии с приказом директора другие работники предприятия, причем выполнение обязанностей специалиста по охране труда зачастую не главная их работа, выполняют они ее неохотно, больше — из-за отсутствия выбора (или выполняй, или увольняйся). В этом случае принципиально важно, прошел ли работник, на которого дополнительно возложено исполнение обязанностей специалиста по охране труда, проверку знаний по охране труда в соответствии с должностными обязанностями и характером производственной деятельности.

Специалист по охране труда в комиссии не считается представителем работодателя. Его обязанности при расследовании несчастного случая сравнимы с обязанностями государственного инспектора труда — обеспечение объективности расследования и правильности оформления его результатов.

Участие в расследовании несчастного случая представителя ФСС РФ преследует цель: воздействовать на правильность его квалификации как несчастного случая на производстве и предоставляет возможность ФСС РФ дать рекомендации по предупреждению наступления страховых случаев. В связи с этим работодателю экономически выгоднее квалифицировать несчастный случай как несчастный случай на производстве и оформить его актом формы Н-1, возложив все расходы на страховщика — ФСС РФ (оплата больничного листа, возмещение вреда в случае постоянной утраты трудоспособности).

При наличии на предприятии профсоюзной организации представители профсоюзного комитета должны участвовать в работе комиссии и в том случае, если пострадавший не является (не являлся) членом профсоюза.

Под иным уполномоченным работниками представительным органом следует понимать, например, комитет или комиссию по охране труда либо другой орган, образуемый по инициативе работодателя и (или) работников. Если численный состав работников предприятия менее десяти человек, то в обязательном порядке необходимо избрать уполномоченного по охране труда и включить его в состав комиссии.

Представители работников, выдвигаемые в комитет (комиссию), — это, как правило, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюза или трудового коллектива. Выдвижение в комитет (комиссию) представителей работников, профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов проводится на общем собрании (конференции) трудового коллектива. Представители работодателя назначаются приказом (распоряжением) по предприятию.

В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда. Выборы уполномоченных рекомендуется проводить на общем собрании трудового коллектива. Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда предприятия.

Как указывалось выше, минимальное количество членов комиссии должно быть не менее трех. Максимальное количество членов комиссии, участвующих в расследовании, Трудовым кодексом Российской Федерации не регулируется и диктуется исключительно целесообразностью. Во всех случаях состав комиссии должен состоять из нечетного числа членов. Обязанности каждого члена комиссии определяет ее председатель, который осуществляет и руководство ходом расследования несчастного случая. Он же принимает решение о целесообразности привлечения к участию в расследовании представителей, например, санэпиднадзора, пожнадзора, энергонадзора и других специалистов.

В начальный период расследования уже можно сделать предварительные выводы о лицах, допустивших нарушения требований охраны труда. Ими могут быть некоторые члены комиссии. В этом случае их следует вывести из ее состава и назначить других.

Работники службы охраны труда, включенные в состав комиссии по расследованию несчастного случая, часто сетуют на то, что им приходится выполнять всю работу по расследованию (составлять протоколы, чертить схемы, организовывать фотографирование, производить опрос свидетелей и очевидцев, составлять акт формы Н-1 и др.), другие же члены комиссии зачастую в расследовании не участвуют, а только подписывают подготовленный работником службы охраны труда акт формы Н-1. Такая постановка вопроса зависит, прежде всего, от самого работника службы охраны труда и от руководителя предприятия.

Проект приказа об утверждении комиссии готовит, как правило, работник службы охраны труда, т.е. лицо, в первую очередь заинтересованное в эффективности работы комиссии, поэтому к содержанию приказа и к подбору лиц, включаемых в состав комиссии, необходимо подойти очень ответственно. Лиц, о которых уже заранее известно, что они не будут работать в комиссии, а только в ней числиться, включать в состав комиссии не следует. Кроме того, если этот вопрос стоит очень остро, то в приказе можно сразу же установить конкретные обязанности каждого члена комиссии, причем с приказом их нужно ознакомить под роспись. Неправильно, если инженерно-технические работники подразделения, где произошел несчастный случай, никакой нагрузки при его расследовании не несут. Ведь одно только посещение пострадавшего, когда он находится в лечебном учреждении, оказывает на руководителей работ большее воздействие, чем самый строгий приказ о привлечении их к ответственности.

Трудовой кодекс Российской Федерации определяет также состав комиссии. Комиссия, в составе которой отсутствуют представители какой-либо из сторон, поименованных в Трудовом кодексе Российской Федерации, нелегитимна. Следовательно, нелегитимны документы, оформленные такой комиссией. Это надо учитывать при формировании комиссии по расследованию несчастного случая.

Рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев регламентируется ст. 231 ТК РФ.

ФОРМИРОВАНИЕ КОМИССИЙ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ ГРУППОВЫХ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ С ТЯЖЕЛЫМИ ПОСЛЕДСТВИЯМИ, ТЯЖЕЛЫХ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ, НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ СО СМЕРТЕЛЬНЫМ ИСХОДОМ

Расследование групповых несчастных случаев с тяжелыми последствиями, тяжелых несчастных случаев, несчастных случаев со смертельным исходом, происшедших в организациях и у работодателя — физического лица, проводит комиссия, формируемая работодателем (его представителем) и возглавляемая представителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (на практике и далее — государственный инспектор труда).

В комиссию, кроме государственного инспектора труда и лиц, входящих в состав комиссии по расследованию несчастного случая, включают также представителей органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представителя территориального объединения организации профсоюзов.

В случае невозможности включения в состав комиссии представителя соответствующего территориального объединения профсоюзов или его участия в работе комиссии по объективным причинам территориальное объединение профсоюзов дает письменное поручение соответствующей территориальной организации профсоюза на участие ее представителя в расследовании несчастного случая в качестве надлежащего представителя профсоюза.

При отсутствии в составе комиссии, начавшей свою работу, представителя территориального объединения профсоюзов или территориальной организации профсоюза в ее работе принимает участие представитель профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа предприятия (организации).

Все вышеуказанные решения должны быть подтверждены документально с включением их в состав материалов расследования несчастного случая.

По требованию пострадавшего (в случае смерти пострадавшего — его родственников) в расследовании несчастного случая может также принимать участие его доверенное лицо. В случае если доверенное лицо не участвует в расследовании, работодатель или уполномоченный им его представитель либо председатель комиссии обязан по требованию доверенного лица ознакомить его с материалами расследования.

Как было отмечено выше, при расследовании несчастного случая, происшедшего в организации, в состав комиссии в обязательном порядке включают представителей профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа и уполномоченного по охране труда, которые по своему правовому статусу уже являются представителями работников данной организации (включая пострадавшего). Поэтому при расследовании вышеназванных несчастных случаев ни самого пострадавшего, ни какое-либо иное его доверенное лицо (кроме перечисленных выше) в состав комиссии по расследованию несчастного случая, как правило, не включают.

В то же время при расследовании несчастных случаев на производстве, происшедших у работодателя — физического лица, участие доверенного лица пострадавшего непосредственно в составе комиссии обязательно.

При расследовании несчастного случая на производстве все члены комиссии, в т.ч. и председатель комиссии, обладают равными правами в рассмотрении обстоятельств и причин несчастного случая, формировании выводов комиссии.

Лица, принимающие участие в расследовании несчастного случая, обладают равными правами с лицами, проводившими расследование несчастного случая (членами комиссии), за исключением подписи под текстом акта расследования. Такими лицами являются доверенное лицо пострадавшего, специалисты, привлекаемые к участию в расследовании, и другие, т.е. те, кто поименован во вводной части акта расследования группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом) в разделе «Лица, принимавшие участие в расследовании несчастного случая».

Требования к формированию комиссий по расследованию групповых несчастных случаев с тяжелыми последствиями, тяжелых несчастных случаев, несчастных случаев со смертельным исходом аналогичны требованиям к формированию комиссий по расследованию легких несчастных случаев, изложенным в предыдущем разделе (за исключением персонального состава комиссии).

При расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными в состав комиссии включают представителей ФСС РФ (по месту регистрации страхователя).

Расследование групповых несчастных случаев с тяжелыми последствиями или со смертельным исходом при эксплуатации опасных производственных объектов, поднадзорных Ростехнадзору, в т.ч. в результате аварий на указанных объектах, проводит комиссия, состав которой формирует в соответствии с вышеперечисленными требованиями и утверждает руководитель территориального органа Ростехнадзора, возглавляемая должностным лицом этого органа.

При групповом несчастном случае с числом погибших пять человек и более в состав комиссии включаются также представители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и общероссийского объединения профессиональных союзов. Возглавляет комиссию руководитель государственной инспекции труда — главный государственный инспектор труда соответствующей государственной инспекции труда или его заместитель по охране труда, а при расследовании несчастного случая, происшедшего в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу Ростехнадзора — руководитель этого территориального органа.

Несчастные случаи, происшедшие с профессиональными спортсменами во время тренировочного процесса или спортивного соревнования и некоторые другие несчастные случаи расследуют комиссии, формируемые и возглавляемые работодателями (их представителями) с обязательным участием представителей профсоюзного органа или иного уполномоченного профессиональными спортсменами органа, с учетом требований Положения.

ДОВЕРЕННОЕ ЛИЦО ПОСТРАДАВШЕГО ИЛИ ЧЛЕНОВ ЕГО СЕМЬИ

Каждый работник или уполномоченный им представитель имеет право на личное участие в расследовании несчастного случая на производстве, происшедшего с работником. Личное участие работника возможно только в расследовании легких несчастных случаев после их происшествия или других несчастных случаев, расследуемых по заявлению пострадавшего, о которых не было своевременно сообщено работодателю, а работник к моменту обращения выздоровел или вполне дееспособен. Само по себе участие пострадавшего работника в расследовании происшедшего с ним несчастного случая — это головная боль для работодателя и председателя комиссии, особенно если работник грамотный в вопросах охраны труда. Может быть, поэтому случаи личного участия пострадавших работников в расследовании происшедших с ними несчастных случаев не являются массовыми. Многие из пострадавших работников о таком праве, предоставленном им законодательством, даже не подозревают, а работодатель не старается их об этом уведомить.

По требованию пострадавшего (в случае смерти пострадавшего — его родственников) в расследовании несчастного случая может принимать участие его доверенное лицо. Как правило, доверенное лицо пострадавшего может принимать участие в расследовании групповых несчастных случаев с тяжелыми последствиями, тяжелых несчастных случаев, несчастных случаев со смертельным исходом, т.е. тогда, когда работник лично не в состоянии отстаивать свои интересы в ходе расследования несчастного случая. В соответствии с Положением (Трудовым кодексом Российской Федерации) доверенное лицо пострадавшего может принимать участие в расследовании и легких несчастных случаев, однако, такие случаи редки.

О праве пострадавшего (в случае смерти пострадавшего — его родственников) на участие в расследовании несчастного случая его доверенного лица работодатель должен уведомить пострадавшего или его родственников. Лучше, если работодатель сделает такое уведомление в письменной форме. Копия письма работодателя и доверенность пострадавшего, если он будет поручать участие в расследовании своему доверенному лицу, приобщаются к материалам расследования. Но пострадавший может и не поручать участие в расследовании своему доверенному лицу — это его право, а не обязанность. Специальной расписки о том, что он не будет привлекать к участию в расследовании свое доверенное лицо, от пострадавшего, как это иногда делают, требовать не следует. Для этого достаточно расписки пострадавшего в получении уведомления работодателя о праве на участие в расследовании его доверенного лица. Доверенными лицами пострадавшего могут быть его родственники, знакомые, коллеги по работе, может быть приглашен специалист по охране труда и со стороны, например с другого предприятия, и т.д. При групповом несчастном случае доверенных лиц может быть несколько — у каждого пострадавшего отдельно. С доверенным лицом в ходе расследования должен работать в контакте председатель комиссии.

Нельзя выступать доверенным лицом пострадавшего кому-то из членов комиссии по расследованию несчастного случая, например председателю профсоюзного комитета, уполномоченному по охране труда и др. Если пострадавший попросит кого-то из них представлять его интересы в качестве доверенного лица, то они не должны входить в состав комиссии.

Доверенное лицо пострадавшего (в случае смерти пострадавшего — его родственников) наравне с членами комиссии непосредственно участвует в расследовании несчастного случая (в опросах очевидцев, должностных лиц, в осмотре места несчастного случая, знакомится с нормативной документацией по охране труда и др.). Вместе с тем его правовое положение в расследовании несчастного случая определено Трудовым кодексом Российской Федерации как лица, принимающего участие в расследовании несчастного случая, в то время как правовое положение членов комиссии определено как лиц, проводящих расследование несчастного случая.

Форма акта о расследовании группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом) утверждена постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73 (форма 4), во вводной части которого отдельно перечисляются лица, проводившие расследование несчастного случая, и отдельно — лица, принимавшие участие в расследовании несчастного случая. Под текстом акта ставятся лишь подписи лиц, проводивших расследование несчастного случая. Таким образом, акт расследования группового несчастного случая доверенное лицо не подписывает. И это правильно. Как показала практика, доверенные лица во многих случаях не хотели ставить свою подпись под текстом акта, особенно когда в нем отмечались нарушения, допущенные пострадавшим, считая, что такая подпись ограничит их право на дальнейшее обжалование результатов расследования. Эта подпись доверенного лица скорее нужна была председателю комиссии, чем ему. Наличие такой подписи доверенного лица как бы свидетельствовало о том, что расследование несчастного случая проведено объективно и обжалования его результатов не будет.

Доверенное лицо пострадавшего участвует в расследовании несчастного случая для обеспечения большей объективности расследования и защиты интересов пострадавшего, поэтому очень важно, кто является доверенным лицом. Предположим, что это — один из родственников пострадавшего. Чаще всего это жена, отец, мать или еще кто-то из близких родственников. Как правило, они не могут быть объективными, особенно, если до этого не были знакомы с нормативными документами по охране труда. Особого эффекта их участие в расследовании не дает, а в основном создает неудобства для членов комиссии, т.к. таким доверенным лицом положительно воспринимаются только факты, указывающие на нарушения, допущенные работодателем, и болезненно — на нарушения со стороны пострадавшего. В таких случаях некоторые вопросы, возникающие в ходе расследования, приходится обсуждать с членами комиссии в отсутствие доверенного лица.

Если доверенным лицом выступает коллега по работе, то он находится в служебной зависимости от работодателя и поэтому, как правило, не может быть до конца принципиальным.

Наиболее предпочтительно привлекать к участию в расследовании в качестве доверенного лица специалиста по охране труда с другого предприятия или специалиста-пенсионера, они не находятся ни в служебной, ни в экономической зависимости от работодателя. Оказать пострадавшему или его родственникам помощь в подборе доверенного лица, я думаю, должен профсоюзный комитет предприятия или другой уполномоченный работниками представительный орган.

Обязательное участие в расследовании несчастного случая доверенного лица пострадавшего целесообразно, если он произошел при обстоятельствах, связанных с очевидными нарушениями требований по охране труда самим пострадавшим. Это позволяет решить все спорные вопросы уже на стадии расследования и избежать, таким образом, жалоб со стороны пострадавшего или его родственников на необъективность расследования.

В тех случаях, когда доверенное лицо не принимало участие в расследовании, работодатель или председатель комиссии обязаны ознакомить его (по требованию) с материалами расследования, желательно под роспись.

Ознакомление с материалами расследования, в случае их обжалования, должно быть скрупулезным.

В ходе расследования пострадавший или его доверенное лицо имеет право на получение (по их требованию) копий документов, необходимых при возможном дальнейшем обжаловании результатов расследования. Председатель комиссии обязан содействовать в получении доверенным лицом таких документов. Тогда и подпись об ознакомлении с материалами расследования несчастного случая доверенное лицо будет ставить не формально, а вполне осознанно. Здесь подразумеваются только избирательные документы, а не все, которые направляются в органы и организации, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 186 ГК РФ срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года.

А.Б. Демин,
начальник отдела управления охраны труда ОАО «МПСМ»

Несчастный случай – это событие, повлекшее за собой травму или ухудшение здоровья человека. Таковые случаи подразделяются на производственные и непроизводственные. Очевидно, что непроизводственные случаи не связаны с трудовой деятельностью гражданина, выполняемой по трудовому или гражданско-правовому договору.

Дополнительно

Согласно ст. 212 ТК РФ кроме несчастных случаев на производстве расследованию также подлежат и профессиональные заболевания работников. К этой категории относятся острые или хронические заболевания, которые появились у работника в результате воздействия на него вредных производственных факторов, после чего наступила временная или стойкая нетрудоспособность.

Производственный несчастный случай – это происшествие в процессе исполнения служебных обязанностей, вследствие которого гражданину или группе лиц был причинен вред здоровью: от незначительной травмы до летального исхода.

Трактовка формулировки «несчастный случай на производстве» подразумевает:

  • выполнение служебных обязанностей непосредственно на рабочем месте или в командировке;
  • движение к месту проведения работ или обратно;
  • устранение последствий аварийных ситуаций.

Если же о происшествии не были извещены соответствующие органы, то такое событие получает статус сокрытого несчастного случая.

Действия работодателя при несчастных случаях регламентируются Положением Министерства труда №73 от 24.10.2002 года и Трудовым Кодексом (ТК) РФ (ст.227) . Согласно данным документам, все несчастные случаи должны быть расследованы и зафиксированы в реестрах учета.

Алгоритм расследования

Перечень мероприятий, который обязан выполнить работодатель и (или) его представители при наступлении несчастного случая, прописаны в статьях 227 — 231 ТК РФ.

Приведем основные из первоочередных :

  • оказание первой мед. помощи пострадавшим и вызов на место происшествия квалифицированных медицинских работников;
  • предотвращение влияния имеющегося источника опасности на других граждан;
  • фиксирование ситуации на месте происшествия путем фото или видеосъемки, письменного описания, показаний очевидцев произошедшего;
  • проведение проверки с оформлением протокола заседания комиссии по расследованию несчастного случая. Это целый ряд специальных мероприятий:
    • осуществление проверки,
    • создание комиссии,
    • утверждение ее состава,
    • ознакомление комиссии с результатами расследования,
    • вынесение решения с составлением протокола;

    Более подробный алгоритм расследования несчастных случаев на производстве можно найти в статье .

  • уведомить о происшествии надлежащие инстанции (ст. 228.1 ТК РФ):
    • гос. инспекцию по труду,
    • прокуратуру (при имеющихся тяжелых последствиях),
    • орган местной власти,
    • Фонд социального страхования (ФСС),
    • профсоюз.

Обратите внимание: каждый работник вправе принимать участие в расследовании произошедшего с ним несчастного случая. Если по состоянию здоровья он не может присутствовать лично, заменить его имеет право его законный представитель.

Расследование сокрытого несчастного случая проводится по инициативе гос. инспектора по труду в ответ на выявление факта его сокрытия, жалобы пострадавших, их родственников или свидетелей.

О расследовании комиссией несчастного случая на производстве смотрите в следующем видео

Факторы, влияющие на длительность расследования

Временной интервал, отведенный для расследования НС на производстве, регулируется на законодательном уровне, статьей 229.1 Трудового Кодекса (ТК) РФ и пунктом 19 Положения о расследовании несчастных случаев. Отсчет отпущенного законом времени начинается на следующий день после издания приказа о создании комиссии по расследованию происшествия.

Период времени, отведенный на детальное выявление причин, повлекших за собой несчастный случай, зависит от двух факторов:

Дополнительное расследование

Работодатель не вправе отказывать пострадавшему сотруднику в расследовании несчастного случая, произошедшего на производстве. Однако, даже если расследование было проведено, но работник не согласен с решением комиссии или есть данные о нарушении порядка расследования, то пострадавший может обратиться в государственную инспекцию труда. При этом инспектор инициирует проведение дополнительного расследования НС.

  1. От тяжести последствий:
    1. легкий НС с участием одного или нескольких человек – допускается до 3 календарных дней расследования,
    2. НС, повлекший причинение тяжелого ущерба здоровью (вплоть до смертельного исхода) одного и более сотрудников – не более 15 календарных дней расследования.

    Степень тяжести ущерба, причиненного здоровью работника (или работников), определяется в соответствии с Приложением к Приказу Минсоцздравразвития РФ за №275 от 24.02.2005 года. Основанием для определения тяжести повреждений является официальное медицинское заключение, выданное мед. учреждением, куда был доставлен работник после НС. Оформление такого документа осуществляется по официальному запросу работодателя, на территории которого произошло это событие;

  2. От срока уведомления ответственных лиц о произошедшем несчастном случае. Если сообщение о последствиях несчастного случая на производстве поступило сразу после происшествия, то действуют временные интервалы, приведенные выше. Если информация была доведена спустя какое-то время после инцидента, или ущерб здоровью работника проявился позже, то работодателю отводится 1 календарный месяц для проведения расследования. Временной интервал начинает исчисляться на следующий день после подачи гражданином соответствующего заявления.

Продление сроков расследования несчастного случая на производстве

Существуют исключения, при которых возможно продление периода выявления причин НС (часть 3 ст. 229.1 ТК РФ):

Дополнительно

В случае существования объективных причин, по которым расследование НС не может быть завершено в установленные законом сроки, по п. 20 Положения о расследовании несчастных случаев председатель комиссии должен проинформировать пострадавшего или его представителей об увеличении сроков расследования и причинах, приведших к этому.

  • при физической невозможности выполнения всех необходимых следственных мероприятий в указанные сроки. Приведем пример: на участке в цеху произошло замыкание электрооснащения станка, в результате которого станку необходим ремонт, работник не пострадал, т. е. налицо НС с легкими последствиями, на расследование которого отводится 3 дня. Для выявления причин НС, среди прочих следственных мероприятий, необходимо сделать анализ крови работника на выявления следов приема алкоголя, наркотиков или иных психотропных веществ. Время выполнения полного цикла анализов – 5 дней. Следовательно, необходимо продление сроков проведения расследования на 2 дня;
  • при необходимости проведения различных экспертиз, длительность которых превышает отведенные сроки расследования. Следует учесть, что может потребоваться выполнение нескольких экспертиз;
  • в случае если место, где произошел НС, находится в труднодоступном районе, например, на судне, находящемся в длительном переходе, на буровой вышке и т. д.;
  • при необходимости привлечения к расследованию НС правоохранительных или надзорных органов для проведения следственных действий.

Стандартное продление срока расследования несчастного случая на производстве составляет 15 календарных дней, но допускается увеличение срока после согласования с организациями, выполняющими исследовательские и следственные мероприятия.

Ответственные за принятие решения о продлении

При наличии причин, перечисленных выше, срок проведения расследования увеличивается. Решение об этом должен принимать председатель комиссии, созданной на предприятии для выяснения причин НС, после согласования с организациями, привлеченными к проведению расследования несчастного случая на производстве по ТК РФ (ч. 2 ст. 229.1 ТК РФ). Принятое решение должно быть зафиксировано в специально изданном приказе, либо в другом документе в письменной форме с разъяснением причин продления и указанием новых сроков расследования. Данная информация должна быть доведена до сведения всех заинтересованных лиц.

Порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев

Создание комиссии нужно для получения объективного решения по поводу причины несчастного случая, выявления виновных и для принятия мер по устранению предпосылок для повторения подобного в будущем.

Правила создания комиссии прописаны в ст. 229 ТК РФ, где сказано о ее численном и должностном составе, о выборе главы комиссии. Согласно данному документу, комиссию должен формировать работодатель, у которого произошло событие. Состав комиссии по расследованию несчастных случаев утверждается специально изданным приказом за подписью работодателя. Он же должен финансировать работу комиссии.

Результатом деятельности проверочной комиссии являются:

  • акт, констатирующий несчастный случай;
  • акт о выполненной проверке обстоятельств случившегося;
  • запись в реестре фиксации производственных происшествий.

Стоит отметить: работает проверочная комиссия в строго отведенные законодателем сроки. В случае легких травм, полученных работниками, расследование длится 3 календарных дня. При тяжелых повреждениях или несчастном случае со смертельным исходом расследование будет продолжаться 15 дней. Председатель комиссии может продлить сроки расследования, но не более, чем на 15 дней. В это время комиссия проводит дополнительные проверки и получает заключения (к примеру, медицинское освидетельствование пострадавшего).

Состав проверочной группы в стандартных ситуациях

Данный вариант предполагает образование комиссии численностью от 3 проверяющих в составе:

  • ответственного за охрану труда, или работника, выполняющего его функции;
  • работодателя или его представителя;
  • члена профсоюза данной компании.

Председателем комиссии назначается представитель работодателя.

Состав комиссии в случаях с наличием тяжелых пострадавших

Если несчастный случай повлек за собой тяжелые травмы, ухудшение здоровья или даже смерть пострадавшего, то в состав комиссии дополнительно включаются:

  • сотрудник гос. инспекции по труду;
  • представитель местной власти;
  • член территориальной организации профсоюзов;
  • представитель регионального отделения ФСС;
  • представитель органа санитарно-эпидемиологического надзора, если произошло острое отравление.

Главой проверочной группы в подобных случаях назначается гос. инспектор по труду.

При несчастном случае, вследствие которого погибли 5 и более человек, в состав спецкомиссии включаются представители Роструда, общероссийского совета профсоюзов. Главой комиссии назначается главный инспектор по труду РФ.

Расследование

Кратко расследование несчастных случаев на производстве состоит в сборе комиссией всей информации, касающейся произошедшего, и выводах о причинах случившегося.

Смотрите в видео подробные разъяснения, что делать во время расследования несчастного случая

В первую очередь комиссия опрашивает самого потерпевшего, если это возможно, и очевидцев события. Кроме этого в случае необходимости наниматель должен подготовить и предоставить комиссии следующие документы:

Дополнительно

Комиссией должны быть обязательно оформлены протоколы опросов должностных лиц и очевидцев несчастного случая, объяснительная пострадавшего работника, протокол осмотра места несчастного случая формы 7, а также схема или план произошедшего. Отсутствие данной документации считается грубым нарушением процедуры расследования и грозит ответственностью при проверке Государственной инспекцией труда.

  • Фото, видео или схематичный план места происшествия;
  • Бумаги, описывающие состояние рабочего места, где случилось травмирование: есть ли там опасные или вредные производственные факторы;
  • Документы, подтверждающие прохождение инструктажей об охране труда пострадавшими;
  • Заключения экспертов, технические расчёты и выводы специалистов (проводятся за счёт нанимателя);
  • Медицинские документы о степени вреда, причинённого здоровью работника, а также о содержании в крови потерпевшего алкоголя и наркотических веществ;
  • Журналы и другие формы учёта выдачи сотруднику спецодежды и средств индивидуальной защиты;
  • Сведения о выявлении ранее на предприятии профсоюзной организацией или государственной инспекцией труда нарушений трудового законодательства;
  • Иные документы и информация, которая потребуется комиссии.

Расследование несчастного случая, приведшего к гибели работника, а также группового или тяжёлого случая должно быть проведено в течение 15 дней. Остальные травмы на производстве расследуются в трёхдневный срок. Исключением является такой случай, о котором работодателю изначально не было известно. Тогда расследование проводится по заявлению потерпевшего в течение месяца со дня написания.

Алгоритм расследования несчастных случаев на производстве заканчивается составлением соответствующего акта. Документ составляется по утверждённой форме Н-1 по одному экземпляру для нанимателя и работника. Если пострадавших работников несколько, каждый из них должен получить свой экземпляр акта.

Основная информация, которую нужно внести в акт:

  • подробные обстоятельства случившегося;
  • причины несчастного случая;
  • выводы расследования: кто виноват в произошедшем, какие нормы по охране труда нарушены.

Как правильно проводить расследование несчастного случая на производстве — подробности в видео

Протокол осмотра места несчастного случая

После того, как информация о произошедшем на производстве несчастном случае стала известна работодателю, он обязан инициировать организацию комиссии по расследованию обстоятельств несчастного случая. Члены комиссии определяют причину произошедшего случая, после чего работодатель обязан документально оформить результаты расследования.

Протокол осмотра места несчастного случая (форма 7) – документ, в котором фиксируются обстоятельства несчастного случая, а также ход расследования. Документ составляется и формируется работодателем, но подписаться в нем обязаны все члены комиссии, а также другие лица, участвующие в расследовании, тем самым заверив достоверность документа.

Пункты, которые обязательно указываются в документе:

  1. ФИО работника, с которым произошел несчастный случай, а также основные сведения об организации.
  2. Обозначаются трудовые отношения между работодателем и пострадавшим.
  3. Указывается вид несчастного случая, произошедшего с работником. Виды несчастных случаев на производстве зафиксированы законодательно.
  4. Указываются сведения обо всех членах комиссии.
  5. Фиксируется ход и результаты расследования.
  6. Указываются сведения о материалах, прикрепленных к документу (фото, видео и другие материалы).

В случаях когда во время происшествия работник был командирован по работе, комиссию по расследованию причин несчастного случая составляет ответственное лицо по месту возникновения несчастного случая, а не работодатель, который командировал сотрудника. Такие условия необходимы для удобства и достоверности расследования.

Извещение о несчастном случае

При тяжелом несчастном случае (если работник умер или в результате происшествия получил инвалидность либо пострадавших два и более) работодатель обязан сообщить о произошедшем в ФСС, прокуратуру и другие уполномоченные органы. Порядок извещения о несчастном случае на производстве подробнее рассмотрен .

Если имел место групповой несчастный случай или несчастный случай с летальным исходом, несчастный случай признается таким, который имеет серьезные последствия и заполняется по другой форме. Здесь для каждого отдельного пострадавшего сотрудника оформляется отдельный бланк.

Протокол осмотра места несчастного случая произошедшего с сотрудником на производстве или при выполнении трудовых обязанностей служит основным документом для определения результатов происшествия и утверждается строго согласно с условиями, определенными Постановлением Правительства РФ N 73 . При необходимости во время составления документа в состав комиссии могут входить и представители страховой организации.

Акт о несчастном случае

Акт произвольной формы о несчастном случае – документ, в котором фиксируются результаты расследования обстоятельств несчастного случая, а также порядок выхода на работу сотрудника после произошедшего. Образец акта о производственной травме можно найти .

Основная информация, которую следует указать в документе – причины несчастного случая. Такие причины могут быть связаны с износом оборудования, неправильными условиями труда, несоблюдением техники безопасности или быть не связанными с рабочим процессом. Если по результатам расследования несчастный случай произошел по вине работодателя, неисправности оборудования или неподходящие условия трудового процесса придется исправить. Если стала неосторожность работника, страховая компания имеет право лишить его до 25% от положенных страховых выплат.

О документальном фиксировании несчастного случая и результатов его расследования смотрите в данном видео

Также в документе указываются и условия выхода сотрудника на работу. Если по итогам несчастного случая работник потерял работоспособность на один полный рабочий день и более, это следует оформить документально и зафиксировать в акте. Если работник по итогам несчастного случая потерял возможность выполнять свою прежнюю работу по состоянию здоровья, в акте может быть указано о его вынужденном переводе на другую должность или другой режим работы по договоренности с сотрудником. Если же сотрудник полностью потерял работоспособность по итогам несчастного случая или умер, это также фиксируется в акте.

Акт о несчастном случае на производстве хранится у работодателя 45 лет на случай, если возникнут споры по итогам расследования или необходимость ознакомиться с документами. Дополнительно составляется второй равноценный по юридической силе экземпляр документа, который выдается на руки пострадавшему или его родственникам (в случае летального исхода). Такой документ может храниться неограниченное количество лет.

Сообщение о результатах расследования

После того как акт расследования утверждён комиссией у нанимателя есть три дня, чтобы передать его:

  • пострадавшему работника (вручается отдельный экземпляр);
  • прокурору (при тяжёлых несчастных случаях, групповых и связанных со смертью сотрудника);
  • в государственную инспекцию труда (для той же категории происшествий, как и в предыдущем пункте);
  • страховщику (если сотрудник был застрахован от несчастных случаев на рабочем месте).

Экземпляр нанимателя вместе с материалами расследования хранится по месту работы пострадавшего сотрудника в течение 45 лет.

Мы готовы ответить на возникшие вопросы - спрашивайте в комментариях

1. Комментируемая статья предусматривает порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев, воспроизводя в основном устоявшийся порядок создания таких комиссий и сохраняя общее правило о том, что комиссии возглавляются работодателем (его представителем). Однако в данной статье предусмотрены также случаи, когда комиссия должна возглавляться представителями других органов. Например, в ч. 2 комментируемой статьи установлено, что при расследовании несчастного случая (в т.ч. группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в т.ч. группового) со смертельным исходом, комиссию возглавляет, как правило, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

При несчастном случае в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, состав комиссии утверждается руководителем соответствующего территориального органа, а комиссию возглавляет представитель этого органа.

В статье конкретизирован круг родственников работника, пострадавшего от несчастного случая, представители или иные доверенные лица которых - в случае его смерти вследствие несчастного случая - могут принимать участие в расследовании. В этот круг включены иждивенцы пострадавшего и лица, состоявшие с ним в близком родстве или свойстве.

В комментируемой статье не воспроизведено содержавшееся в прежней редакции положение о том, что при крупных авариях с числом погибших 15 человек и более расследование проводится комиссией, состав которой утверждается Правительством РФ. Это позволяет считать, что при указанных обстоятельствах состав комиссии формируется в таком же порядке, как при групповом несчастном случае с числом погибших 5 человек и более.

2. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. N 653 (СЗ РФ. 2002. N 36. Ст. 3497) Минтруд России своим Постановлением от 24 октября 2002 г. N 73 утвердил Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях (Бюллетень Минтруда России. 2003. N 1). Формы документов (формы 1 - 9), необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, утверждены этим же Постановлением Минтруда России (там же, с. 26). О формах этих документов см. коммент. к ст. 230.1.

Указанное Положение с учетом ст. ст. 227 - 231 ТК и особенностей отдельных отраслей и организаций устанавливает обязательные требования по проведению расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, происходящих с различными категориями работников (граждан), занятых, например: на находящихся в плавании рыбопромысловых или иных морских, речных и других судах, независимо от их отраслевой принадлежности; в организациях железнодорожного транспорта; в организациях с особым режимом охраны (в организациях Вооруженных Сил РФ, органах пограничной службы, органах безопасности и внутренних дел, других правоохранительных органах и проч.); в дипломатических представительствах и консульских учреждениях за границей и др.; с лицами, направленными в установленном порядке для выполнения работ к другому работодателю; студентами или учащимися образовательных учреждений, проходящими производственную практику; совместителями; профессиональными спортсменами и другими категориями работников (граждан).

В частности, закрепляя особенности расследования несчастных случаев с лицами, выполняющими работу на основе гражданско-правового договора, п. 16 Положения предусматривает, что тяжелые несчастные случаи и несчастные случаи со смертельным исходом, происшедшие с такими лицами, расследуют государственные инспекторы труда на основании заявления пострадавшего, членов его семьи, а также иных лиц, уполномоченных пострадавшим (членами его семьи) представлять его интересы в ходе расследования несчастного случая, полномочия которых подтверждены в установленном порядке. При необходимости к расследованию могут привлекаться представители соответствующего исполнительного органа Фонда социального страхования РФ и других заинтересованных органов.

Положением предусмотрено также, что при установлении сведений, дающих достаточные основания полагать, что гражданско-правовым договором фактически регулировались трудовые отношения пострадавшего с работодателем, акт о расследовании несчастного случая должен направляться государственным инспектором труда в суд с целью установить характер правоотношений сторон указанного договора. Решение об окончательном оформлении данного несчастного случая принимается государственным инспектором труда в зависимости от содержания судебного решения (п. 28 Положения).

3. Отнесение производственной травмы к категории тяжелого несчастного случая осуществляется в соответствии со Схемой определения степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 24 февраля 2005 г. N 160 (БНА РФ. 2005. N 16).

Согласно названной Схеме квалифицирующими признаками тяжести повреждения здоровья при несчастном случае на производстве являются:

  • характер полученных повреждений здоровья и осложнения, связанные с этими повреждениями, а также развитие и усугубление имеющихся хронических заболеваний в связи с получением повреждения;
  • последствия полученных повреждений здоровья (стойкая утрата трудоспособности).

Наличие одного из квалифицирующих признаков является достаточным для установления категории тяжести несчастного случая. Признаками тяжелого несчастного случая на производстве служат также повреждения здоровья, угрожающие жизни пострадавшего. Предотвращение смертельного исхода в результате оказания медицинской помощи не влияет на оценку тяжести травмы. Помимо квалифицирующих признаков в Схеме приведены несчастные случаи, которые относятся к категории тяжелых.

Учетная форма N 315/у "Медицинское заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести"; учетная форма N 316/у "Справка о заключительном диагнозе пострадавшего от несчастного случая на производстве" утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 15 апреля 2005 г. N 275 (БНА РФ. 2005. N 22).

4. Государственный надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве осуществляют органы федеральной инспекции труда (см. ст. 356 и коммент. к ней).

5. Несчастные случаи на производстве, происшедшие с работниками, временно находящимися в командировке на территории государств СНГ, либо с гражданами России, пребывающими в государствах СНГ по трудовому или иному договору, расследуются в порядке, установленном соответствующими нормативными актами стороны места пребывания в командировке (места заключения договора). Это правило установлено Соглашением о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания, заключенным государствами СНГ 9 декабря 1994 г.

6. Если несчастный случай произошел с работником не на производстве (например, в пути на работу или с работы), выяснение его обстоятельств может осуществляться (по предложению руководителя организации, в которой работает пострадавший) комиссией по социальному страхованию, специально созданной комиссией в составе представителей работодателя и работников и проч.

7. В соответствии с Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. N 967 (СЗ РФ. 2000. N 52 (ч. II). Ст. 5149), расследованию профессионального заболевания должно предшествовать установление его наличия. Основными документами при установлении диагноза профессионального заболевания являются Список профессиональных заболеваний, утв. Приказом Минздравмедпрома России от 14 марта 1996 г. N 90, с Инструкцией по его применению. См. также письмо Роспотребнадзора от 13 января 2005 г. N 0100/63-05-32 "О порядке применения Приказа Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. N 83" (Новая аптека. 2005. N 5).

В установлении профессионального заболевания участвуют:

  • организация здравоохранения по месту жительства или по месту прикрепления работника, устанавливающая предварительный диагноз острого или хронического профессионального заболевания и информирующая об этом территориальный орган, осуществляющий санитарно-эпидемиологический надзор;
  • территориальное управление Роспотребнадзора, осуществляющее надзор за объектом, на котором возникло профессиональное заболевание. Получив сообщение о профессиональном заболевании, этот орган выясняет обстоятельства возникновения болезни и составляет санитарно-гигиеническую характеристику условий труда работника, необходимую для установления окончательного диагноза. Порядок сбора информации и оформления санитарно-гигиенической характеристики условий труда работников регулируется Инструкцией по составлению санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания, утв. Приказом Роспотребнадзора от 31 марта 2008 г. N 103 (РГ. 2008. N 105);
  • специализированное лечебно-профилактическое учреждение или его подразделение, устанавливающее (на основании обследований, сведений о результатах предварительных и периодических медицинских осмотров, санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника и других данных) заключительный диагноз и дающее соответствующее медицинское заключение. Медицинское заключение о наличии профессионального заболевания выдается работнику (под расписку) и направляется Фонду социального страхования РФ, а также в организацию здравоохранения, направившую больного.

В 10-дневный срок с даты получения этого документа работодатель обязан организовать расследование обстоятельств и причин возникновения у работника профессионального заболевания и создать для этих целей комиссию. В состав комиссии входят: представитель работодателя, специалист по охране труда, представитель учреждения здравоохранения, профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа. Возглавляет работу комиссии руководитель территориального органа, осуществляющего санитарно-эпидемиологический надзор. В расследовании могут принимать участие и другие специалисты, а также заболевший.

В процессе расследования комиссия опрашивает сослуживцев работника, лиц, которые нарушили санитарно-эпидемиологические правила, получает необходимую информацию от работодателя и заболевшего, исследует документы. На основании этого комиссия устанавливает обстоятельства и причины профессионального заболевания работника, определяет виновных и предлагает меры по ликвидации причин и предупреждению профессиональных заболеваний.

Если комиссией установлено, что грубая неосторожность заболевшего содействовала возникновению (увеличению) вреда, причиненного его здоровью, то с учетом заключения профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа комиссия, как и при расследовании несчастных случаев, устанавливает степень вины заболевшего (в процентах).

По результатам расследования комиссия составляет акт по форме, установленной названным выше Положением. В акте подробно излагаются обстоятельства и причины профессионального заболевания. Акт подписывается членами комиссии, утверждается руководителем территориального органа Роспотребнадзора и заверяется печатью этого органа. В 3-дневный срок после утверждения акт должен быть выдан заболевшему работнику.

Профессиональные заболевания учитываются территориальным органом, осуществляющим санитарно-эпидемиологический надзор, проводившим расследование. Акт о случае профессионального заболевания вместе с материалами расследования хранится в течение 75 лет в территориальном управлении Роспотребнадзора и в организации, где проводилось расследование.

Более детально порядок расследования и учета профессиональных заболеваний (в т.ч. лиц, изменивших место работы) закреплен в Инструкции о порядке применения Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. N 967, введенной в действие Приказом Минздрава России от 28 мая 2001 г. N 176 (БНА РФ. 2001. N 33).

Названным Приказом утверждены также формы документов, используемых при расследовании профессиональных заболеваний: извещения об установлении предварительного диагноза острого или хронического заболевания (отравления); санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания (отравления) и др.

8. Работодатель (страхователь) обязан в течение суток со дня наступления страхового случая (подтверждения факта повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания) сообщить об этом страховщику - филиалу регионального отделения Фонда социального страхования РФ, где работник застрахован от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Страховщик вправе проверять такую информацию и принимать участие в расследовании страховых случаев.

Об участии в расследовании профессиональных союзов см. коммент. к ст. 370.

Риск возникновения несчастных случаев присутствует на каждом производстве.

При наступлении такой ситуации работодатель обязан провести , по итогам которого будет определен виновник случившегося.

Для того чтобы начать проверку, необходимо создать специальную комиссию, состав которой назначается приказом руководителя.

В процессе создания комиссии указанного типа необходимо руководствоваться 229 статьей ТК РФ и Положением Минтруда и соц. развития №73 . Согласно информации, указанной в нормативной документации, в состав группы должно входить не менее 3-х человек.

Точный состав зависит от вида несчастного случая. Он может быть легким, тяжелым, групповым.

Образование комиссии — обязанность работодателя. В стандартный состав включаются следующие специалисты:

  • представитель работодателя;
  • сотрудник профсоюзного отдела;
  • специалист по охране труда.

Возглавляет группу сам руководитель предприятия. В случае наступления тяжелого несчастного случая в нее в обязательном порядке должно входить лицо, представляющее интересы уполномоченного органа, принимающего участие в расследовании случившегося.

Важно учесть — работодатель обязан уведомить их о несчастном случае в оперативном порядке. В противной ситуации он может быть привлечен к административной ответственности за сокрытие производственной трагедии.

Если в ходе проведения проверки между членами комиссии возникли разногласия, им следует руководствоваться 231 статьей ТК РФ.

Состав

Ранее уже было указано, что состав комиссии зависит от нескольких факторов . Таковыми являются:

  • вид несчастного случая;
  • тяжесть сложившейся ситуации;
  • причина, по которой произошло происшествие.

В обязательном порядке в комиссию должен входить специалист по охране труда , сотрудник профсоюза и лицо, представляющее интересы руководства предприятия.

От работодателя может быть представлен его заместитель или другой сотрудник, занимающий руководящую должность. К примеру, главный инженер или бухгалтер.

Особые требования выдвигаются и к специалисту по охране труда. Обязательным критерием при этом считается наличие опыта работы и соответствующих знаний. Последний факт должен быть зафиксирован документально.

Согласно сведениям, указанным в 229 статье ТК РФ , пострадавший работник или лицо, представляющее его интересы, в состав не входит . Следует отметить, что это не запрещает им принимать участие в самом расследовании.

Представитель работника может входить в состав комиссии при условии, что работодатель — физическое лицо, а случай, который расследуется — тяжелый .

Для того чтобы стать членом комиссии необходимо подготовить соответствующее заявление. При этом работодатель обязан ознакомиться сотрудника (его представителя) с имеющимися материалами расследования.

В случае если несчастный случай был признан тяжелым, групповым или с летальным исходом, в состав, помимо ранее указанных специалистов, входят другие:

  • лицо, занимающее руководящую должность в территориальном отделении Ростехнадзора (председатель);
  • инспектор государственной организации труда (председатель);
  • представитель руководителя (председатель) или сам работодатель;
  • специалист, отвечающий за обеспечение должного уровня охраны труда;
  • представитель местного органа самоуправления;
  • представитель местного профсоюзного органа;
  • представитель ФСС.

При крупном происшествии, в котором смертельные увечья получили 15 и более трудоустроенных граждан, комиссия, а также ее состав, определяется Правительством РФ.

Для расследования легкого НС выделяется 3 дня, для тяжелого — 15 . При возникновении некоторых обстоятельств этот срок может быть увеличен.

Обязанности

Цель создания комиссии — расследование произошедшей ситуации, поиск информации, касающейся данной темы, и виновных в ее возникновении.

В обязанности членов входит выполнение определенных процедур:

  • проведение , оформление соответствующей документации (актов);
  • осуществление осмотра места, в котором произошел несчастный случай, его фиксация (путем оформления схем, эскизов и тд), создание фотографий или видеосъемки, оформление протокола;
  • предоставление работодателем всей необходимой для расследования ситуации бумаг;
  • выявление обстоятельств и подробностей случившегося;
  • установление причины несчастного случая;
  • определение виновных. В случае если их несколько, в % определяется степень вины каждого из них;
  • заполнение необходимых актов, в том числе ;
  • оформление экспертного заключения (обязанность инспектора по охране труда).

Образец приказа

Приказ о создании комиссии, целью которой является расследование несчастного случая, оформляется в свободной форме. Для создания бумаги лучше всего подходит лист формата А4.

Несмотря на то, что приказ не имеет унифицированного бланка для его составления, существуют правила, которых необходимо придерживаться при написании.

В обязательном порядке отражению подлежит следующая информация:

  • наименование фирмы;
  • название, дата, номер и город составления приказа;
  • состав комиссии — ФИО и должности каждого его члена;
  • отметка о председателе;
  • сроки проведения расследования;
  • задачи комиссии;
  • дата возникновения несчастного случая;
  • лицо, ответственное за исполнение приказа;
  • подпись и инициалы генерального директора компании и членов комиссии.

При возникновении на производстве несчастных случаев согласно регулирующему законодательству непосредственный работодатель несет обязательство сообщить о случившемся в компетентные органы и организовать расследование. В ходе организации такого действия согласно действующему порядку собирается комиссия, состав которой определяется в зависимости от тяжести НС самим работодателем или требует включения в нее определенных представителей органов власти. После проведения расследования члены комиссии делают выводы о причине произошедшего и степени вины участников, а также выносят рекомендации для устранения опасных факторов и недопущения повторения аналогичных ситуаций.

Порядок создания

В процессе формировании комиссии по расследованию НС работодателю следует руководствоваться статьей 229 Трудового кодекса РФ, а также действующей редакцией Положения об особенностях проведения расследований, которое утверждено Минтруда и соцразвития. Сама комиссия представляет собой группу из определенного количества человек, причем нормативно-правовыми актами установлено, что минимальный состав такой группы лиц, выясняющих обстоятельства произошедшего, должен составлять не менее 3 человек.

Кроме того, рекомендуется также чтобы количество членов было нечетным - только в такой ситуации при вынесении решения о причинах НС, виновных лицах и непосредственной степени их вины путем мнения большинства будет достигнуто согласие по поводу того, какой будет вердикт. Сама комиссия должна включать в себя компетентных сотрудников или специалистов, которые правомочны делать выводы на основании специализации работы или занимаемой ими должности.

Формирование и назначение членов

Формирование комиссии непосредственным работодателем должно осуществляться незамедлительно после того, как произошел НС. Такое требование вызвано тем, что в ходе расследования возможно потребуется провести анализы определенных последствий (непосредственно измерить или определить значения показателей) или факторов, которые с течением времени могут несколько исказиться. Сам процесс расследования должен осуществиться в течение 3 дней с момента формирования комиссии. В процессе создания комиссии при стандартных ситуациях, когда НС не квалифицируется как тяжелый или в результате него не последовал летальный исход кого-либо из пострадавших, в перечень включают:

  • Квалифицированного специалиста по охране труда, который назначается ответственным за организацию ОТ на производстве, о чем свидетельствует отдельный приказ работодателя;
  • Представителей предприятия или организации, на которой имел место НС;
  • Представителей профсоюзной организации или другого органа, который также отдельно уполномочен по ОТ.

В соответствии с действующим Федеральным законом №125 «Об обязательном соцстраховании от НС на производстве» в проведении расследований имеют право принимать участие представители исполнительного государственного органа - ФСС, который непосредственно осуществляет сбор и накопление направляемых обязательных взносов, а также их последующее направление на нужды, описанные законодательными нормами (оплата лечения, компенсация на период нетрудоспособности и так далее).

Параллельно с этим при формировании комиссии стоит учитывать требование, которое предъявляется статья 229 ТК РФ - те сотрудники, на которых было возложено обязательство соблюдения норм охраны труда и что были назначены ответственными за их выполнение, не могут входить в состав группы. Такой факт связан с тем, что расследование должно проводиться лицами, никаким образом не заинтересованными в результатах вынесенного решения. В обязательном порядке в составе комиссии назначается председатель. Выбор председателя происходит в порядке, который зависит от степени тяжести НС. Если НС не был признан тяжелым, то комиссию может возглавлять непосредственный работодатель, на предприятии которого и произошел НС. Если же случай тяжелый или с летальным исходом, в такой ситуации председателем будет выступать в обязательном порядке представитель ФСС.

Права и обязанности

В процессе непосредственного проведения расследования НС члены специально созданной комиссии имеют право на получение доступа к информации относительно того, какие обстоятельства способствовали возникновению НС и кто может быть виновным в случившемся. Отдельным моментом в таких ситуациях может стать внутренняя документация, которая содержит информацию, не подлежащую разглашению. С другой стороны, согласно ТК РФ и регулирующему законодательству работодатели не имеют права скрывать информацию относительно ОТ на предприятии - такие действия могут повлечь за собой привлечение к ответственности. Кроме того, комиссия имеет право:

  • Собирать свидетельские показания, производя опрос лиц, что могут дать информацию, полезную в расследовании;
  • Запрашивать у непосредственного начальства предприятия проведения дополнительных анализов, технических экспертиз, которые дают основания сделать определенные выводы о случившемся при этом;
  • Делать выводы о причинах НС;
  • Выносить рекомендации относительно устранения мер безопасности для предотвращения возникновения аналогичных ситуаций.

После того, как комиссия заканчивает свою работу, оформляется отдельный акт, в который входит описание причины случившегося (в том случае, если это установлено), определение того, кто непосредственно виновен в НС. В зависимости от таких выводов в отношении лиц, ответственных за ОТ, могут последовать увольнения, дисциплинарные взыскания, предупреждения и так далее. Кроме того, виновные могут кроме последствий административного характера также нести обязательство частичного возмещения причиненного ущерба. Кроме таких выводов членами комиссии указываются рекомендации, которые должны быть приняты работодателем во внимание и в кратчайшие сроки устранены.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?