Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Влияние дворянского общества XIX века на судьбу Евгения Онегина по роману А. С

Гениальный роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин" запечатлел целую эпоху жизни русского общества первой четверти XIX века, затронул многое социальные и нравственные проблемы того времени. Но само название романа говорит о том, что центральной его темой стали умственная жизнь и искания передовой дворянской интеллигенции. И раскрывается она, в основном, на образе главного героя — Евгения Онегина. Он явился отражением весьма распространенной в 20-е годы российской болезни — скуки. В самом деле, где бы ни находился Евгений — в столице или деревенской глуши, — за ним с удручающим постоянством следует его верная спутница — хандра. Невольно начинаешь задумываться о причинах его постоянной разочарованности и тоски. Может быть, права Татьяна, назвавшая его "Москвич в Гарольдовом плаще", а все его поведение — поза, игра, рассчитанная на возбуждение интереса к своей особе? Но перечитаем еще раз роман великого поэта. И тогда под скучающей, бесстрастной маской героя мы обнаружим пытливый и любознательный ум, доброту, порядочность, такт.

Зная о том, как воспитывался юный Евгений под руководством "француза убогого", который "учил его всему шутя", получаешь полное представление о его весьма поверхностном образовании. Однако, подружившись с Ленским, который обучался в лучшем университете Германии, Онегин на равных спорит с ним на серьезные философские, исторические, политические и экономические темы. Значит, он основательно занимается самообразованием, в чем убеждает нас перечень авторов книг, которые находятся в онегинской библиотеке: Руссо, Смит, Гиббон, Гердер и т. д. Это говорит об интенсивной умственной жизни этого героя, которого не устраивали разговоры "о вине, о псарне, о своей родне". Дружба с Ленским обнаруживает в нем и глубоко скрытую доброту, уважение к людям. Например, слушая восторженные речи романтика Ленского, "он охладительное слово в устах старался удержать". Еще один поступок Евгения убеждает нас в его гуманных, прогрессивных взглядах. Став наследником богатого имения, "ярем он барщины старинной оброком легким заменил", чем заслужил негодование соседей-помещиков.

Едва познакомившись с сестрами Лариными, Евгений сразу увидел пустоту хорошенькой Ольги и богатство внутреннего мира Татьяны. Получив ее нежное, дышащее любовью послание, он сумел подавить в себе волнение и поступил как благородный человек, не желающий воспользоваться наивностью и неопытностью провинциальной девушки. А новая встреча Онегина с Татьяной в Петербурге открывает еще одну неожиданную грань его натуры, которую он в себе не подозревал. Оказывается, он способен на сильные и глубокие чувства. Вспомним одухотворенные, взволнованные строчки его письма к Татьяне:

Я знаю: век уж мой измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днем увижусь я...

Написать такие слова может только любящий, страдающий человек.

Почему же, несмотря на многие замечательные качества, герой несчастлив? На первый взгляд кажется, что судьба жестоко подшутила над ним, даровав ему любовь к женщине, которую он когда-то отверг. Но причина трагедии Онегина гораздо глубже. Она коренится в тех условиях, в которых он живет, в той среде, которая его породила.

Вернемся к первой главе романа, в которой автор детально и подробно воссоздает основные этапы одного дня Онегина: позднее пробуждение, прогулка по бульвару, роскошный обед в ресторане, театр, бал и возвращение домой под утро. Таков распорядок жизни петербургского дворянина. Получает ли Онегин удовольствие от такого времяпрепровождения? Эпизод посещения театра дает исчерпывающий ответ на этот вопрос. "Волшебный край" вызывает в нем лишь усталость и скуку.

На сцену
В большом рассеянье взглянул,
Отворотился — и зевнул,
И молвил: "Всех пора на смену;
Балеты долго я терпел,
Но и Дидло мне надоел".

Онегин прекрасно осознает, что его жизнь "однообразна и пестра", видит ее фальшь и пустоту Он предпринимает попытку наполнить свое существование каким-то смыслом, пытается заняться литературным трудом, но "труд упорный ему был тошен; ничего не вышло из пера его". В этих двух строчках Пушкин гениально указал и причину, и следствие. Праздность, непривычка к труду — вот источник пустой, бессмысленной жизни героя. Постоянная хандра, сосредоточенность на этом состоянии делают Онегина эгоистичным и равнодушным к людям. Особенно ярко проявляется это в сцене именин Татьяны. Поддавшись минутному чувству раздражения, он, сам того не замечая, разбивает хрупкий романтический мирок его друга, заставляет жестоко страдать влюбленную девушку. Случайный каприз обернулся трагедией. Но ведь была же у Евгения возможность ее предотвратить, объяснившись с Ленским. Почему же он этого не делает? Потому что он испугался общественного мнения, которое может обвинить его в трусости, то есть мнения тех людей, которых он глубоко презирал.

Значит, он раб общества, и его чувство превосходства над ним было иллюзорным. Убийство Ленского, единственного человека, которого он любил и уважал, стало причиной позднего прозрения Онегина, тяжких мук совести, от которых пытается уйти герой, отправившись в путешествие. Но человек не может убежать от самого себя так же, как не может не зависеть от общества, в котором живет. Значит, причина трагического разлада Онегина скрывается в тех общественных условиях, в которых он находится, и в нем самом. Это доказывают, как мы видели, и поступки героя, и его судьба. Потеряв любимую женщину, не найдя смысла, цели существования, своего места в жизни он, по меткому выражению Белинского, становится "умной ненужностью", "лишним человеком".


4
«… Онегин - это русский, он возможен только в России, в ней он нужен и его встречают на каждом шагу… «Герой нашего времени» Лермонтова - его младший брат.»
(А.И. Герцен)

Вс тупление

В девятнадцатом веке в России господствовал самодержавно-крепостнический строй. В условиях этого строя положение народа было невыносимым; трагичной оказывалась судьба передовых мыслящих людей. Богато одаренные от природы люди погибали в его душной атмосфере или были обречены на бездействие. Эти люди с прогрессивными взглядами слишком рано появились на арене общественной жизни, для их появления еще не было благоприятных условий, они были «лишними» в жизни, а потому погибали. Это и нашло отражение в произведениях передовых писателей девятнадцатого века. «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени» - лучшие художественные произведения своей эпохи. В центре событий люди из высшего общества, которые не могут найти применение своим способностям и умениям.
«В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества. «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и высшей степени народным произведением».
(В.Г. Белинский)

«Евгений Онегин»

Онегин - типичный представитель дворянской молодежи 20-х годов XIX века. Поэт создал такой образ, в котором отражена «та преждевременная старость души, которая стала основной чертой молодого поколения». Онегин - является современником, как автора, так и декабристов. Главного героя не интересует светская жизнь, карьера чиновника, ему всё скучно. По слова В.Г. Белинского, Онегин «был не из числа обыкновенных людей», а Пушкин же говорит, что скука Онегина происходит из-за того что у него нет полезного дела. Онегин «страдающий эгоист», но все, же незаурядная личность. Русское дворянство того времени было сословием землевладельцев и помещиков. Владение поместьями и крепостными было некой измерительной рулеткой богатства и престижа, а также высокого общественного положения. Отец Евгения «давал три бала ежегодно и промотался, наконец», а сам главный герой после получения наследства от «всех своих родных» стал богатым помещиком и…
Заводов, вод, лесов, земель
Хозяин полный...
Но богатство также связано с разорение и долгами. Закладыванием итак уже заложенных имений, долги были не только делом бедных помещиков, но и многих «сильных мира сего». Одной из таких причин в этой ситуации было сложившееся в царствование Екатерины II представления «истинно дворянское поведение заключается не только в больших тратах, но и в тратах не по средствам». Благодаря появлению из-за границы различной просветительной литературы, люди, а именно молодое поколение начали понимать пагубность крепостнического ведения хозяйства, в их числе был и Евгений. Он «читал Адама Смита и был глубокий эконом». К сожалению таких людей, было немного, поэтому, когда Онегин, под влиянием идей декабристов «ярем он барщины старинной оброком легким заменил»,
…В своем углу надулся.
Увидя в этом страшный вред,
Его расчетливый сосед.
В случае наследник может принять наследство и с ним взять на себя долги или отказаться от него, предоставив кредиторам самим улаживать счета между собой. Молодость время надежд на получение наследства. Во второй половине жизни следовало освободиться от долгов, став наследником «всех своих родных» или выгодно женившись.
Блажен…
Кто в двадцать лет был франт иль хват.
А в тридцать выгодно женат;
Кто в пятьдесят освободился
От частных и других долгов.
Для дворян того времени военная служба была естественной, а отсутствие этой черты должно было иметь специальное объяснения. Онегин как ясно из романа, вообще никогда не служил, что делало Евгения белой вороной в кругу современников. В этом случае показана новая традиция. Раньше отказ от службы называли эгоизмом, то теперь отказ стал приобретать форму борьбы за личную независимость и отстаивание права жить независимо от государственных требований. Так и Онегин ведет жизнь, свободную от служебных обязанностей. Такую жизнь в то время мог себе позволить не каждый. Возьмем в пример порядок, рано ложится и рано вставать, подчинятся которому, должен был не только чиновник, но и император. Это являлось своего рода признаком аристократизма, отделявшим не служащего дворянина от простонародья и деревенских помещиков. А вот мода вставать, как можно позже восходила от французской аристократии и была занесена в Россию эмигрантами. Излюбленные места для прогулок был Невский проспект и Английская набережная, именно там Онегин и гулял «надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар». Возможность в послеобеденное время заполнить промежуток между рестораном и балом, являлся театр. Театр был не только местом зрелищ, но и своеобразным клубом, где велись светские беседы.
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла - все кипит;
Все хлопает. Онегин входит,
Идет меж кресел по ногам.
Двойной лорнет скосясь наводит
На ложи незнакомых дам.
Устав от городской жизни Онегин поселяется в деревне. Там и начинается дружба Онегина и Ленского, которые как говорит Пушкин, сошлись «от делать нечего». Это, в конечном счете, привело к дуэли.
Роман «Евгений Онегин» - неисчерпаемый источник рассказывающий о нравах и жизни того времени. Сам же Онегин является истинным героем своего времени и для того что бы понять его мы изучаем время в котором он жил.
«В идеях Печорина много ложного, в ощущениях его есть искажения; но всё это выкупается его богатой натурой»
(В.Г. Белинский)

«Герой нашего времени»

Печорин-герой совсем иного переходного времени, представитель дворянской молодежи, вступивший в жизнь после разгрома декабристов. Г.А. Печорин - одно из главных художественных открытий М.Ю. Лермонтова. В нем получили свои художественное выражение коренные особенности последекабристской эпохи. В образе и типе Печорина запечатлено разительное несоответствие внешнему и внутреннему миру. Он неоднократно в своем дневнике говорит о своей противоречивости и двойственности. Эта двойственность рассматривалась как результат светского воспитания и воздействие на него дворянской сферы, переходного характера его эпохи.
Объясняя цель создания романа, М.Ю. Лермонтов еще в предисловии дает понять, чем для него является образ Печорина: «Герой нашего времени милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Автор ставил перед собой задачу, желая отобразить на страницах романа, героя своего времени. И вот перед нами Печорин - трагичная личность, молодой человек, страдающий от своей неприкаянности, в отчаянии задающий себе вопрос «Зачем я жил? Для какой цели я родился?». В изображении Лермонтова, Печорин - человек вполне определенного времени. Это дворянин-интеллигент николаевской эпохи, её жертва и герой в одном лице, чья душа испорчена светом. Личность Печорина представлена в романе как неповторимое индивидуальное проявление в нем общечеловеческого видового и родового. От своего предшественника Онегина, Печорин отличается не только темпераментом, глубиной мысли и чувства, силой воли, но и степенью осознанности себя, своего отношения к миру. Печорин в большей степени, чем Онегин, мыслитель, идеолог. Он органично философичен. В этом отношении он характерный представитель своего времени, по словам Белинского «века философствующего духа». Печорин воплощает такие качества как развитое сознание и самосознание, восприятие себя представителем не только наличного общества, но и всей истории человечества в целом. Но будучи сыном своего времени и общества, он несет на себе и их неизгладимую печать. В личности Григория наблюдается особенно характерное для социального неустроенного обще и т.д.................

1. Белинский о лирических отступлениях в романе.
2. Отношение автора к своему герою.
3. Образ автора в романе.
4. Сходство и отличия Пушкина и Онегина.

А. С. Пушкин работал над романом «Евгений Онегин» около восьми лет. Само произведение очень много значило для поэта. Не случайно сам автор говорил, что роман был «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». «Евгений Онегин» стал первым реалистическим произведением русской литературы. В. Г. Белинский писал о романе: «Он (Пушкин) взял эту жизнь, как она есть, не отвлекая от нее только одних поэтических ее мгновений; взял ее со всем холодом, со всею ее прозою и пошлостию».

В романе «Евгений Онегин» есть множество лирических авторских отступлений. Они помогают нам лучше понять личность самого писателя, а также дают возможность узнать о закономерностях той исторической эпохи, в которую довелось жить и творить поэту (XIX век). Белинский не мог не обратить внимания на лирические отступления: «Отступления, делаемые поэтом от рассказа, обращения его к самому себе исполнены необыкновенной грации, задушевности, чувства, ума, остроты; личность поэта в них является такою любящею, такою гуманною. В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества! «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».

Образ автора раскрывается в лирических отступлениях. Более того, на протяжении всего романа личность самого поэта меняется, претерпевает мировоззренческую эволюцию. Многие исследователи обратили внимание, что стиль поэта в первых и заключительных главах существенно различается. Последние главы романа показывают, что на мировоззрение Пушкина заметное влияние оказало восстание декабристов.

Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы,

Где, может быть, родились вы

Или блистали, мой читатель;

Там некогда гулял и я:

Но вреден север для меня.

Сам себя Пушкин не отождествляет с Онегиным, напротив, различия в мировоззрении самого поэта и его героя несомненны. Поэт говорит о том, что они по-разному относятся к жизни, театру, природе, любви и дружбе. Разочарованный герой Онегин не похож на Пушкина, который никогда не считал свою жизнь пустой и бесцельной. Герою романа Евгению еще в молодом возрасте все надоело. «Труд упорный ему был тошен», Онегин привык праздно проводить время. Между тем сам поэт отличался иным отношением к жизни. Пушкин признавался что ему ближе всех Татьяна.

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем, слава богу,

У нас немудрено блеснуть.

В контексте такого разговора об образовании Пушкин говорит о своем герое, что он усвоил самое главное:

Онегин был, по мненью многих

(Судей решительных и строгих),

Ученый малый, но педант,

Имел он счастливый талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С ученым видом знатока

Хранить молчанье в важном споре

И возбуждать улыбку дам

Огнем нежданных эпиграмм.

Однако образование героя романа было весьма поверхностно. Латинский он знал ровно настолько,

Чтоб эпиграфы разбирать,

Потолковать об Ювенале,

В конце письма поставить Vаlе,

Да помнил, хоть не без греха,

Из Энеиды два стиха.

Исторические произведения не привлекали Евгения, ему казалось скучным рыться «в хронологической пыли». В стихосложении он так же был слаб:

Не мог он ямба от хорея,

Как мы ни бились, отличить.

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита,

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему

Пушкин так хорошо понимает своего героя, знает о самых потаенных его желаниях. Но вместе с тем, очевидно, что автор подчеркивает, насколько он сам не похож на Онегина:

Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной...

Как будто нам уж невозможно

Писать поэмы о другом,

Как только о себе самом.

Взгляды поэта и главного героя не совпадают. Пусть Пушкин и называет Онегина своим другом, но разница между ними бросается в глаза даже при не очень внимательном прочтении. Пушкин — оптимист и жизнелюб, ему не свойственна хандра и скука, он сам наполняет свою жизнь смыслом. Онегин пессимистичен, мрачен, не может найти себе применения, мается от скуки. Пушкин испытывает по отношению к своему герою симпатию. Но вместе с тем он не оправдывает недостатки Онегина, прямо говорит о них. Евгений рано пресытился развлечениями, а жизнь без дела тяготит его. Пушкин показывает разочарованную Натуру своего героя, относится к нему с жалостью и сочувствием. Самому поэту чуждо подобное отношение к жизни. Пушкин с восторгом относится к театрам и балам, а Онегину эти развлечения давно наскучили. Онегин тоскует в деревне, мается от пустоты жизни. А Пушкин, напротив, способен восхищаться сельской природой, с интересом наблюдает за народными обычаями. Онегина оставила равнодушным провинциальная девушка Татьяна. А Пушкин считает ее «милым идеалом», о чем восторженно говорит. В некоторые моменты, например, во время дуэли Онегина и Ленского, Пушкин полностью отдаляется от Евгения. Он не оправдывает его, не пытается найти поступку Онегину объяснения.

Между автором и главным героем, безусловно, есть и что-то общее. Они принадлежат к дворянскому сословию, получили хорошее по тем временам образование, вращались в светском обществе. Однако это лишь поверхностные характеристики. По характеру и личностным качествам Пушкин и Онегин совсем разные. Поэт говорит о том, что Евгений так и не был счастлив. И во многом виноват в этом сам. Русская хандра, которой Онегин был подвержен, сделала его несчастным человеком, потому что он отказывался от многих радостей жизни. Герой не стремится приносить пользу обществу, не готов служить людям. Это также отличает его от Пушкина, который полностью разделял идеи декабристов, думал о противоречиях общественно-политической жизни.

Пушкин показывает в романе обычного человека со всеми достоинствами и недостатками, не пытается идеализировать его. Именно это позволяет назвать роман реалистическим произведением.

Роман в стихах А. С. Пушкина насыщен самыми разнообразными образами. Каждый герой Евгения Онегина имеет свой внутренний своеобразный мир, свой взгляд на окружающие вещи, свои пути к духовному успокоению души.

Главный герой романа - блистательный светский лев Евгений Онегин. Юноша имел возможность получить хорошее образование, но первоначально определив для себя ложные жизненные приоритеты, учил только то, что было ему нужно: оставался равнодушным к истории, поверхностно читал поэзию - только для того, чтоб блеснуть при возможности в высшем свете.

Евгения интересуют только произведения Адама Смита, он сравнивает себя с героями его произведения - просвещенными европейцами, ведущими праздный образ жизни. Он старается подстраивать свою жизнь под литературные произведения, надевая маску светского повесы.

К сожалению, это была только роль, которую Онегин мастерски умел играть, не давая отчета в этом даже самому себе. Попадая в светское общество и считая себя его частью, Евгений вступает в яростное противоречие с ним.

Восприятие окружающего мира Онегиным

Онегин привык воспринимать окружающий мир таким, как его описывают его любимые европейские писатели, но петербургская действительность оказывается далекой от литературного идеала.

О тонкой душевной структуре Онегина говорит и его дружба с Ленским. Онегин восхищается умением Ленским чувствовать окружающий мир и воплощать свои ощущения в стихах. Вызывая на дуэль своего друга, Онегин продолжает играть литературного героя, ведь именно так они поступили бы в его ситуации.

Однако он забывает, что находится в реальном мире, что смерть его или его друга будет настоящая. Понимание этого к Евгению придет значительно позже. Даже образ Татьяны он воспринимает как образ героини из книги, которая является абсолютно не подходящей для его героя.

Ведь Ольга более подходящая кандидатура для роли Дамы сердца в его романе. В этом и заключается трагическая судьба героя Онегина и его главные противоречия с миром, который существовал здесь и сейчас, а не летал в призрачном литературном сценарии.

Трагедия Онегина

В конце романа мы не узнаем Евгения. Только спустя несколько лет для него открылась вся глубина собственного самообмана. Онегин понимает, что ошибся еще в молодости, когда выбрал неправильные жизненные приоритеты, когда не разглядел настоящих, верных, искренне любящих его людей, которые встречались на его жизненном пути, и которых он отверг в силу своего иллюзорного призрачного восприятия мира.

Душа Евгения с самого начала стремилась к развитию и духовному поиску, но методы, выбранные для этого, привели его только к страданиям и внутреннему самоуничтожению.

Последний разговор с Татьяной показал Евгению всю необратимость его трагедии. Ведь уже нельзя заново начать с ней любовные отношения, тем более, невозможно вернуть Ленского, настоящего друга, который погиб от его руки.

А. С. Пушкин во всех трагедиях Онегина, делает виновным его и общество, которое очень часто тогда поддерживало способы юношеского формования сознания, которое было свойственно Онегину. Однако финал романа открытый. И кто знает, может быть, наконец - то хорошо разобравшись в себе, Евгений найдет новую настоящую любовь и верных друзей.

При всей широте тематики роман «Евгений Онегин»- это прежде всего роман об умственной жизни и исканиях русской дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века, перед декабристским восстанием 1825 года. Основная
тема его - передовая личность в её отношении к дворянскому обществу и народу. Эту тему Пушкин и раскрывает в образах представителей прогрессивной дворянской интеллигенции - Онегина, Ленского и Татьяны.
Назвав свой роман по имени одного из героев, Пушкин тем самым подчеркнул центральное положение среди них (и во всём романе) Евгения Онегина.
Онегин - «светский петербургский молодой человек», столичный аристократ.
Рисуя образ своего героя, Пушкин подробно говорит о его воспитании и образовании, о жизни в петербургском «свете». «Забав и роскоши дитя», Онегин получил типичное для аристократической молодёжи того времени домашнее образование и воспитание под руководством француза-гувернёра. Он был воспитан в духе аристократической культуры, оторванной от национальной и народной почвы.
Растлевающее влияние «света» еще более удаляло Онегина от народа. Онегин ведёт типичную для «золотой молодёжи» того времени жизнь: балы, рестораны, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. На это ушло у него восемь лет.
Но Онегин по своей натуре выделяется из общей массы аристократической молодёжи. Пушкин отмечает его «мечтам невольную преданность, неподражательную странность и резкий, охлаждённый ум», чувство чести, благородство души. Это не могло не привести Онегина к разочарованию в жизни и интересах светского общества, к недовольству политической и социальной обстановкой, сложившейся в России после Отечественной войны 1812 года, в годы усиления реакции, в годы господства аракчеевщины. Хандра и скука овладели Онегиным. Покинув светское общество, он пробует заняться какой-либо полезной деятельностью. Из попытки писать ничего не вышло: у него не оказалось призвания («зевая, за перо взялся») и привычки к труду, сказалось его барское воспитание («труд упорный ему был тошен»). Попытка борьбы с «душевной пустотой» посредством чтения тоже оказалась безуспешной. Книги, которые" он читал, или не удовлетворяли, или оказывались созвучными его мыслям и чувствам и только укрепляли их.
Пытается Онегин заняться устройством жизни крестьян в имении, которое он получил в наследство от дяди:
Ярем он барщины старинной
Оброком лёгким заменил...
Но вся его деятельность помещика-хозяина этой реформой и ограничилась. Прежние настроения, хотя и несколько смягчённые жизнью на лоне природы, продолжают владеть им.
Незаурядный ум Онегина, его свободолюбивые настроения и критическое отношение к действительности ставили его высоко над дворянской толпой, особенно среди поместного барства, и обрекали, при отсутствии общественной деятельности, на полное одиночество.
Порвав со светским обществом, в котором он не нашёл ни высоких нравов, ни настоящих чувств, а лишь пародию на них, и будучи оторван от жизни народа, Онегин теряет, связь с людьми.
Спасти от «душевной пустоты» не смогли Онегина и сильнейшие чувства, объединяющие человека с человеком: любовь и дружба. Он отверг любовь Татьяны, так как выше всего ценил «вольность и покой», не сумел разгадать всю глубину её натуры и её чувства к нему. Он убил своего друга Ленского, так как не смог возвыситься над общественным мнением того поместного дворянства, которое он внутренне презирал. Сословные предрассудки взяли верх в тех колебаниях, которые он испытывал после получения вызова на дуэль. Он испугался «шёпота, хохотни глупцов», сплетен Зарецких.
В подавленном состоянии духа Онегин уехал из деревни. Он «начал странствия», но и это не рассеяло его.
Возвратившись в Петербург, он встретил Татьяну замужней женщиной, женой своего родственника и друга. В нём вспыхнула к ней любовь, по Татьяна разгадала себялюбие, лежавшее в основе его чувства к ней: он опять не понял глубины её запросов. Сценой свидания Онегина с Татьяной роман заканчивается. О дальнейшей судьбе Онегина ничего не говорится. Однако Пушкин думал продолжать роман. Осенью 1830 года он писал десятую главу, в которой собирался рассказать о возникновении первых тайных обществ декабристов. Но по цензурным условиям он не смог бы её напечатать; более того, и хранить её у себя было опасно. И Пушкин той же осенью сжёг написанное. В бумагах поэта сохранились лишь немногочисленные, разрозненные кусочки начальных строф главы.
Как думал Пушкин развернуть действие в X главе? Привёл ли бы он Онегина в общество декабристов? Есть свидетельство одного из знакомых Пушкина о том, что, по словам поэта, «Онегин должен был или погибнуть на Кавказе, или попасть в число декабристов». Но, насколько точно это свидетельство, неизвестно. В лице Онегина Пушкин первым из писателей изобразил тот тип просвещённого дворянина, который сложился в России в 20-е годы XIX века и был широко известен в годы, последовавшие за разгромом декабристов. Онегин - типичный представитель этой просвещённой части дворянской интеллигенции, которая критически относилась к укладу жизни дворянского общества и к правительственной политике. Это дворянская интеллигенция избегала служить царизму, не желая встать в ряды молчалиных, но она стояла и в стороне от общественно-политической деятельности. А такой путь, хотя и являлся своеобразным протестом против общественно-политического строя, неизбежно обрекал на бездейственность, на отход от народа, на замыкание
в узкий круг эгоистических интересов. Это закономерно приводило таких людей к «душевной пустоте», .лишало их жизнь высокой цели, положительной программы. Белинский прекрасно сказал об Онегине и тем самым о людях такого типа: «Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется, но он... очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность».
Отсутствие положительной программы обрекает Онегина на бездействие. Герцен справедливо сказал о нём:
«...Юноша не встречает никакого живого интереса в этом мире раболепия и мелочного честолюбия. И однако в этом-то обществе он осуждён жить, так как народ ещё более от него отдалён... но ничего общего между ним и народом...»
Образ Онегина обладает огромной обобщающей силой. «Факт тот, что все мы - более или менее Онегины, раз только мы не предпочитаем быть чиновниками или помещиками»,- говорил Герцен. Типичность Онегина была настолько сильна, что с этого времени, по словам Герцена, «каждый роман, каждая поэма имела своего Онегина, т. е. человека, осуждённого на праздность, бесполезного, сбитого с пути, человека, чужого в своей семье, чужого в своей стране, не желающего делать зло и бессильного делать добро, не делающего в конце концов ничего, хотя и берущегося за всё, исключая, впрочем, двух вещей: во-первых, он никогда не становится на сторону правительства, и. во-вторых, он никогда не умеет стать на сторону народа».
На образе Онегина Пушкин показал тот путь, которым шла часть дворянской интеллигенции его времени,- искания в отрыве от общества и от народа. Пушкин осудил этот путь героя-индивидуалиста, делающий его общественно бесполезным, «лишним» человеком.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?