Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Великий князь московский Иван III. Первый государь всея Руси Иоанн III Васильевич

Великий князь Московский (1462-1505).

По праву считается одним из самых заметных политиков Европы эпохи Средневековья. Он отличался выдающимися способностями в искусстве государственного управления. Эпоха Ивана III - это важнейшая часть завершающего этапа объединения русских земель. Именно ему принадлежат заслуги преодоления удельной раздробленности и зависимости от Орды на Руси, выхода молодого Русского государства на международную арену, создания новых механизмов управления страной.

Детство, юность

Иван III родился 22 января 1440 года. Он был старшим сыном в семье великого князя Московского Василия II Васильевича по прозвищу «Тёмный» и его жены великой княгини Марии Ярославны, урожденной княжны Серпуховской (первенец четы Юрий, прожив немногим более двух лет, скончался в тот же месяц, когда родился Иван). Летописец записал о появлении на свет будущего наследника престола: «Родися у великые княгини… сын Тимофеи, дали ему имя Иоан». В двадцать второй день января Православная Церковь отмечает память апостола Тимофея, и апостол стал небесным покровителем будущего государя, которого он будет особо чтить всю свою жизнь. Однако крестят мальчика именем традиционным для московской династии Даниловичей Иван - в честь святителя Иоанна Златоуста, одного из наиболее почитаемых учителей Церкви. Память святителя праздновалась всего через несколько дней после рождения наследника престола, 27 января. В именах Ивана III отразится традиционная для князей-потомков Рюрика двуименность, когда наследник обладал официальным публичным именем и именем внутрисемейным, использовавшимся в домашнем кругу. Крещение мальчика совершили настоятели почитаемых в московском правящем роду монастырей - игумен Троице-Сергиевой обители Зиновий и архимандрит московского Чудова монастыря в Кремле Питирим.

Юные годы Ивана III пришлись на период обострения внутридинастической борьбы за московский великокняжеский престол, в советской исторической науке часто называвшейся «феодальной войной второй четверти XV века». В феврале 1446 года, когда Василий II Васильевич был схвачен его противником Дмитрием Юрьевичем Шемякой, верные Василию II бояре Ряполовские увезли его сыновей в Муром. Из-за вмешательства епископа Рязанского Ионы бояре выдали их Дмитрию Шемяке, после чего дети находились со своим отцом в заточении в Угличе, а впоследствии в вологодском изгнании. В конце 1446 - начале 1447 года состоялось обручение Ивана III с Марией, дочерью великого князя Тверского Бориса Александровича, который поддерживал стремления Василия II вернуть себе престол. Венчание произошло в 1452 году, когда дети подросли, а в 1458 году у пары родился единственный известный ребенок - сын Иван.

Соправитель Василия II

Через некоторое время после того как Василию II удалось заново занять великокняжеский трон, Иван III становится соправителем отца и начинает именоваться «великим князем». Это происходит в конце 1440-х годов. Следует учесть, что Василий II был ослеплён Дмитрием Шемякой и для него, инвалида во главе государства, утверждение прав наследника, а впоследствии реальная помощь в бремени управления становилось делом особой важности. Впрочем, длительное время участие Ивана III в государственной жизни было, скорее, номинальным и ограничивалось присутствием на официальных и неофициальных мероприятиях, а также соучастием в военных походах. Первый военный поход, который Иван III возглавил единолично, состоялся в 1459 году - под предводительством девятнадцатилетнего соправителя на реке Оке московские войска успешно противостояли Орде хана Сеид-Ахмета. Тем не менее, именно эти годы воспитали характер Ивана III, заложили основы его выдающегося политического чутья.

Правление

27 марта 1462 года Василий II ушел из жизни, Иван III становится единоличным властителем. К началу его правления в Северо-Восточной Руси и сопредельных землях, помимо великого княжества Московского, существовали великие княжества Тверское и Рязанское, а также княжества Ярославское и Ростовское. На северо-западе сохраняли независимость Новгородская и Псковская «боярские республики», а на северо-востоке - Вятская земля. Огромная часть территорий на западе, где искони говорили по-русски и исповедовали православие, находилась в зависимости от Великого княжества Литовского. Некоторые западнорусские земли были включены в состав Польши. В стране сохранялась удельная система, в соответствии с которой внутри княжеств существовали независимые от центральной власти владения младших по статусу родственников - уделы, - в которые правящие князья не имели права «вступатися». При том, что большинство всех этих политических образований, за исключением зависевших от Литвы и Польши, либо формально признавало великого князя Московского верховным правителем, либо молчаливо уступало ему первенство, будучи слабее, действительного единства русских земель не было. Положение усугублялось сохранением зависимости от Орды, которой приходилось выплачивать изнурительную дань, именовавшуюся «выход» или иногда совсем скорбно «дань неминучая».

Начиная с первых лет правления, Иван III пытался со всей определённостью заявить себя единственным правителем Русской земли, великим князем «всея Руси» (сама приставка «всея Руси» утвердится в его титуле как постоянная в середине 1480-х годов), в воле которого находилось решение большинства политических вопросов. Он продолжал и углублял политическую линию московских князей, которая еще прежде начала осознаваться ими как особая миссия. Главной целью миссии являлось собирание всех русских православных земель под скипетром могущественного правителя-христианина. Образ благочестивого православного властителя и одновременно князя-воина был одним из важнейших способов утверждения Ивана III, начиная с первых лет его самостоятельного правления. Конкретные меры по созданию единого Русского государства при нем приняли две формы: 1) установление над землями максимально возможного контроля при сохранении видимой независимости (с дальнейшим полным поглощением) и 2) непосредственное включение территорий в состав великого княжества Московского.

При Иване III большие изменения происходили и во внешней политике Великого княжества Московского, что в равной степени отражало и уровень его притязаний, и серьёзные изменения на геополитической карте Восточной Европы, начиная с середины XV века (падение Византии, стремительное усиление Османской империи, распад на несколько государственных образований Золотой Орды и т.д.). Наиболее опасным соседом Московского княжества в первые годы после вступления Ивана III на престол являлось Казанское ханство - образовавшееся в 1440-е годы на землях древней Волжской Болгарии государство, золотоордынский осколок. Весьма агрессивно вела себя и Большая Орда, правопреемница Золотой Орды, хан которой Махмуд в 1464/65 году организовал военный поход. Это было первое выступление против Москвы правящего ордынского хана после похода Тохтамыша 1382 года. Более того, с конца 1460-х годов на московских монетах появляется арабская надпись «это деньга московская», что, видимо, было связано с усилением даннических отношений. Таким образом, сложная обстановка требовала сосредоточения внешней политики именно на восточном направлении, и неслучайно, что первый поход московских ратей в правление Ивана III, состоявшийся уже в 1462 году, был направлен на черемисов (марийцев), казанских данников, а также Великую Пермь. Однако крупномасштабные боевые действия против Казани, требовавшие длительной подготовки и значительного напряжения сил, начались лишь в 1467 году. Казанская война 1467-1469 годов завершилась победно и стала весомым внешнеполитическим успехом Москвы. Она позволила не только добиться спокойствия на московско-казанской границе в течение следующих десяти лет, но и высвободить силы для решительного наступления на Новгород в 1470-е годы.

1460-е годы можно считать подготовкой к покорению Новгородского государства - самому значительному успеху Ивана III в деле «собирания» русских земель. Показательно, что в 1460-е годы титул великого князя «всея Руси» Иван III применял только в отношениях с Новгородом. Он настойчиво проводил в жизнь идею вассалитета Новгорода по отношению к Москве. Через год после вступления на престол Иван III начал активно вмешиваться в традиционную систему отношений Северо-Западной Руси, отправив московские войска на помощь Пскову в его военном столкновении с Ливонским орденом. С конца 1460-х годов древний город на реке Великой полностью оказывается в орбите московского влияния. Чуть раньше, в 1465 году, воеводы Ивана III совершают поход на Югру (земли между рекой Печорой и Северным Уралом), бывшую данницей Новгорода. К началу 1470-х годов дни независимого существования Новгородской «республики» были сочтены.

Присоединение Новгорода можно свести к трем эпизодам, во время которых расширялись властные полномочия Ивана III. Это поход 1471 года, завершившийся разгромом новгородского войска на реке Шелони, поездка Ивана III в Новгород в 1475 году с целью вершения суда над неугодными боярами и военный поход 1477-1478 годов.

1470-е годы стали временем обострения отношения Москвы с Большой Ордой. В 1472 году хан Ахмат отправился против Ивана III военным походом. Нападение было отбито русскими войсками на р. Оке под Алексиным. В Москве результаты скоротечной войны расценили как успех и, по всей видимости, вскоре прекратили выплату дани. Изменялось само отношение к правопреемнице золотоордынского наследия: во внутриполитических документах Большая Орда стала приравниваться к другим татарским ханствам. Ахмат решил восстановить контроль над Русью через восемь лет. Произошедшие в 1480 году события получили название «Стояния на Угре». Не добившись успеха, Ахмат отступил. «Стояние» принято считать завершением ордынского ига.

1480-е годы были важны для укрепления власти Ивана III и ее репрезентации. В 1485 году была подчинена Тверь, в 1489 году - Вятка. 9 июля 1487 года московским войскам удалось захватить Казань. Результатом этого военного похода стало заключение мирного договора «на воле великого князя Московского» и установление протектората над ханством, во главе которого утверждается московский ставленник Мухаммед-Эмин. Данная победа имела исключительно важное значение для Ивана III, который использовал её для повышения своего политического статуса: именно с 1487 года расширяется великокняжеская титулатура, в которой появляются и указание на господство над Казанью («великий князь Болгарский»), и западноевропейские элементы (словосочетание «Божиею милостью»). Также начинает внедряться и новая гербовая символика - двуглавый орёл. Современная наука отошла от понимания того, что двуглавый орел принимался Иваном III в качестве символа восприемничества власти от Византии. На самом деле двуглав не являлся ее гербом. Скорее на решение Ивана III повлияли многочисленные примеры использования этого знака в разных современных ему политических системах. Среди них, в первую очередь, необходимо выделить Германскую империю, с которой как раз в 1480-е годы налаживаются контакты.

В начале 1490-х Иван III перешел в наступление на литовской границе. После десятилетий оборонительной политики в отношении Литвы Москва начинает борьбу за русские земли, входившие в состав этого государства. К началу XVI века значительная часть православных земель была отвоевана у Литвы.

Личная жизнь. Борьба за власть

В 1467 году умерла жена Ивана III, великая княгиня Мария Борисовна. Через два года начались переговоры о новом браке Ивана III с племянницей последнего византийского императора Софией (Зоей) Палеолог, которая стала женой великого князя в 1472 году. От этого брака родилось несколько дочерей и сыновей, старший из которых - Василий.

В конце правления Ивана III при дворе началась острая борьба аристократических кланов за право наследования престола. Во главе одного из них стояла вторая жена государя Софья Палеолог и её сын, будущий великий князь Василий III (1505-1533). Во главе другой - сноха Ивана III Елена Волошанка и его внук Дмитрий, сын Ивана Ивановича Молодого. Страсти начали разгораться после смерти Ивана Молодого в 1490 году. Иван III, потерявший наследника и соправителя, долго колебался в передаче права наследования престола. В начале 1498 года Дмитрий-внук был объявлен соправителем. Церемония передачи наследства была настолько торжественной, что её называют первым в русской истории венчанием на царство. Затем последовало несколько лет закулисной борьбы, в результате которой попавший в немилость Василий Иванович не только вновь оказался приближен ко двору, но, как и Дмитрий-внук, получил статус соправителя. В апреле 1502 года Дмитрий-внук был лишён всех регалий и брошен вместе с матерью в заточение. Его же дядю Василия Иван III «благословил и посадил на великое княженье Володимерьское и Московское и всеа Руси».

1. Государь

Московский государь Иван III Васильевич получил у историков прозвище Великий. Карамзин ставил его даже выше Петра I, ибо Иван III сделал великое государственное дело, не прибегая к насилию над народом.

Объясняется это в общем просто. Дело в том, что мы все живем в государстве, создателем которого является Иван III. Когда в 1462 году он вступил на московский престол, Московское княжество еще отовсюду было окружено русскими удельными владениями: господина Великого Новгорода, князей тверских, ростовских, ярославских, рязанских. Иван Васильевич подчинил себе все эти земли или силой, или мирными соглашениями. Так что в конце своего княжения, в 1505 году, Иван III имел по всем границам Московского государства уже одних лишь иноверных и иноплеменных соседей: шведов, немцев, литву, татар.
Это обстоятельство естественным образом изменило всю политику Ивана III. Ранее, окруженный такими же, как он сам, удельными владыками, Иван Васильевич был одним из многих удельных князей, хотя бы и самым сильным. Теперь, уничтожив эти владения, он превратился в единого государя целого народа. Коротко говоря, если поначалу его политика была удельной, то затем она стала национальной.
Став национальным государем всего русского народа, Иван III усвоил себе новое направление во внешних отношениях Руси. Он сбросил с себя последние остатки зависимости от золотоордынского хана. Он также перешел в наступление против Литвы, от которой Москва до тех пор только оборонялась. Он даже заявил претензии на все те русские земли, которыми со второй половины 13 века владели литовские князья. Называя себя «государем всея Руси», Иван III разумел не только северную, но и южную, и западную Русь, присоединить которые к Москве он считал своей обязанностью. Иными словами, закончив собирание русских удельных княжеств, Иван III провозгласил политику собирания русского народа.
В этом и заключается важное историческое значение княжения Ивана III, которого с полным правом можно назвать создателем национального русского государства - Московской Руси.

2. Человек

Первый русский царь и «государь всея Руси» Иван III обладал крутым нравом - мог снять голову знатному боярину просто за то, что тот «умничает». Именно с таким обвинением в 1499 году взошел на эшафот ближний боярин государя Семен Ряполовский. Недаром в народе Ивана III прозвали Грозным (правда, в истории это прозвище закрепилось за внуком Ивана III и его полным тезкой - Иваном IV Васильевичем. Так что не перепутайте). В последние годы жизни Ивана III его особа приобрела в глазах подданных почти божественное величие. Женщины, говорят, падали в обморок от одного его гневного взгляда. Придворные под страхом опалы должны были развлекать его в часы досуга. А если посреди этого тяжелого веселья Ивану III случалось задремать в кресле, все кругом замирали - иногда на целые часы. Никто не смел кашлянуть или размять затекшие члены, чтобы, не дай бог, не разбудить великого государя.
Впрочем, такие сцены объясняются скорее раболепием придворных, нежели характером самого Ивана III, который по натуре вовсе не был мрачным деспотом. Боярин Иван Никитич Берсень, вспоминая своего государя, позже говаривал, что Иван III был добр и до людей ласков, а потому и Бог помогал ему во всем. В государственном совете Иван III любил «встречу», то есть возражение против себя, и никогда не наказывал, если человек говорил дело. В 1480 году, во время нашествия на Русь хана Ахмата, Иван III покинул войско и возвратился в Москву. Престарелый ростовский архиепископ Вассиан, рассердившись за это на государя, начал, по словам летописца, «зло говорить ему», называя его бегуном и трусом. Иван III со смиренным видом вытерпел укоризны рассерженного старца.
В своих эстетических вкусах Иван III был тонким ценителем искусства, в том числе западноевропейского. Он первый из московских государей широко раскрыл ворота Кремля перед деятелями итальянского Возрождения. При нем в Москве творили выдающиеся итальянские архитекторы, создавшие те самые кремлевские дворцы и храмы, которыми мы любуемся до сих пор. А в московских летописях появились миниатюры, копирующие фрагменты гравюр великого немецкого художника Дюрера.
В общем, недурной был человек Иван III Васильевич.

3. Конец вольности Господина Великого Новгорода

Во второй половине XV века Новгород все больше терял свою былую независимость. В городе образовались две партии: одна стояла за соглашение с Литвой, другая - за соглашение с Москвой. За Москву стояло преимущественно простонародье, за Литву - бояре во главе с посадником Борецким. Поначалу верх в Новгороде взяла литовская партия. В 1471 году Борецкий от имени Новгорода заключил с литовским великим князем и одновременно королем польским Казимиром союзный договор. Казимир обещался защищать Новгород от Москвы, дать новгородцам своего наместника и соблюдать все вольности новгородские по старине. По сути, партия Борецкого совершила национальную измену, предавшись под покровительство иноземного государя, к тому же католика.
Именно так на это дело и смотрели в Москве. Иван III писал в Новгород, убеждая новгородцев отстать от Литвы и короля-католика. А когда увещевания не подействовали, московский государь начал приготовления к войне. Походу на Новгород был придан вид похода на еретиков. Как Дмитрий Донской вооружился на безбожного Мамая, так, по словам летописца, и благоверный великий князь Иван Васильевич пошел на этих отступников от православия к латинству.
Шибко надеясь на литовскую подмогу, новгородские бояре позабыли создать собственную боеспособную армию. Этот недосмотр стал для них роковым. Потеряв в боях с передовыми отрядами московского войска две пешие рати, Борецкий наскоро посадил на коней и двинул против Ивана III тысяч сорок всякого сброда, который, по выражению летописи, отроду и на лошади не бывал. Четырех тысяч хорошо вооруженных и обученных московских ратников оказалось достаточно, чтобы в битве на реке Шелони разбить наголову эту толпу, положив тысяч 12 на месте.
Посадник Борецкий попал в плен и был казнен как изменник вместе со своими сообщниками. А Иван III объявил новгородцам свою волю: чтобы быть в Новгороде такому же государству, как на Москве, вечу не быть, посаднику не быть, а государить по московскому обычаю.
Окончательно Новгородская республика перестала существовать спустя семь лет, в 1478 году, когда по приказу Ивана III вечевой колокол был увезен в Москву. Однако прошло еще не меньше ста лет, прежде чем новгородцы смирились с утратой своей вольности и стали называть свою Новгородскую землю - Русью, а себя - русскими, как и остальные жители Московского государства.

4. Самодержец всея Руси

Иван Васильевич был женат два раза. Первой его женой была сестра его соседа, великого князя тверского, Марья Борисовна. По смерти ее в 1467 году Иван III стал искать другой жены, подальше и поважнее. В то время в Риме проживала царственная сирота - племянница последнего византийского императора Софья Палеолог (напомню, что в 1453 году Константинополь завоевали турки). При посредничестве римского папы Иван III выписал византийскую царевну из Италии и женился на ней в 1472 году.
Оказавшись рядом с такой знатной женой, Иван III стал брезговать тесной и некрасивой кремлевской обстановкой, в которой жили его предки. Вслед за царевной из Италии были выписаны мастера, которые построили Ивану новый Успенский собор, Грановитую палату и каменный дворец на месте прежних деревянных хором. В то же время при московском дворе завелся новый - строгий и торжественный церемониал по образцу византийского.
Почувствовав себя как бы наследником Византийской державы, Иван III начал по-новому писать свой титул, опять же на манер греческих царей: «Иоанн, божьей милостью государь всея Руси и великий князь Владимирский, Московский, Новгородский, Псковский, Тверской, Пермский, Югорский и иных земель».
Софья Палеолог была на редкость полной женщиной. Вместе с тем она обладала чрезвычайно тонким и гибким умом. Ей приписывали большое влияние на Иван III. Говорили даже, что именно она побудила Ивана сбросить татарское иго, потому что стыдилась быть женой ордынского данника.

5. Свержение ордынского ига

Произошло это без громких побед, как-то буднично, почти что само собой. Впрочем, обо всем по порядку.

В начале правления Ивана III по границам России существовала уже не одна, а целых три самостоятельных татарских орды. Истощенная усобицами Золотая Орда доживала свой век. В 1420-х-30-х годах от нее откололись Крым и Казань, где возникли особые ханства со своими династиями. Пользуясь разногласиями среди татарских ханов, Иван III исподволь подчинил Казань своему влиянию: казанский хан признал себя вассалом московского государя. С крымским ханом у Ивана III была прочная дружба, так как оба они имели общего врага - Золотую Орду, против которой и дружили. Что до самой Золотой Орды, то Иван III прекратил с ней всякие отношения: не давал дани, не ездил на поклон к хану, а однажды даже бросил на землю и растоптал ханскую грамоту.
Слабый золотоордынский хан Ахмат пытался действовать против Москвы в союзе с Литвой. В 1480 году он привел свое войско на реку Угру, в пограничные между Москвой и Литвой места. Но у Литвы и без того был хлопот полон рот. Литовской помощи Ахмат не дождался, а московский князь встретил его с сильной ратью. Началось многомесячное «стояние на Угре», так как противники не решались вступить в открытый бой. Иван III приказал готовить столицу к осаде, и сам приезжал с Угры в Москву, боясь не столько татар, сколько своих братьев - они были с ним в ссоре и внушали Ивану III подозрение в том, что изменят в решительную минуту. Осмотрительность и медлительность князя показались москвичам трусостью. Духовенство заклинало Ивана III не быть «бегуном», а храбро стать против врага.
Но решительного сражения так и не произошло. Простояв на Угре с лета до ноября месяца, Ахмат с началом морозов убрался восвояси. Вскоре он был убит в очередной усобице, его сыновья погибли в борьбе с Крымским ханством, и в 1502 году Золотая Орда прекратила свое существование.

Так пало ордынское иго, тяготевшее над Русью два с половиной столетия. Но беды от татар для Руси на этом не прекратились. Крымцы, казанцы, как и более мелкие татарские орды, постоянно нападали на русское пограничье, жгли, разоряли жилища и имущество, уводили с собой людей и скот. С этим беспрестанным татарским разбоем русским людям пришлось бороться ни много ни мало еще около трех столетий.

6. Державный полет российского орла

Диковинная птица появилась в российской государственной символике не случайно. С давних времен она украшала гербы и знамена многих великих держав, в том числе Римской империи и Византии. В 1433 году двуглавый орел утвердился также в гербе ГАбсбургов, правящей династии Священной Римской империи, которые считали себя преемниками власти римских кесарей. Однако на это почетное родство претендовал и Иван III, женатый на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, а после свержения ордынского ига принявший титул «самодержца всея Руси». Именно тогда на Руси появилась новая родословная московских государей, якобы ведущих свое происхождение от Пруса, легендарного брата императора Октавиана Августа.
В середине 80-х годов XV века император Фридрих III Габсбург предложил Ивану III стать вассалом Священной Римский империи, обещая взамен пожаловать ему королевский титул, но получил гордый отказ: «Мы Божьей милостью государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, а поставления на королевство, как прежде ни от кого не хотели, так и теперь не хотим». Чтобы подчеркнуть свою равночестность императору, Иван III принял новый государственный символ Московской державы - двуглавого орла. Брак московского государя с Софьей Палеолог позволил прочертить независимую от Запада линию преемства нового герба - не из «первого» Рима, а из Рима «второго» - православного Константинополя.
Древнейшее в России изображение двуглавого орла оттиснуто на восковой печати Ивана III, привешенной к грамоте 1497 года. С тех пор державный орел знаменует государственный и духовный суверенитет России.

7. Западные веяния

Первого государя всея Руси Ивана III Васильевича некоторые историки называют также первым русским западником, проводя параллель между ним и Петром I.

Действительно, при Иване III Россия шла вперед семимильными шагами. Монголо-татарское иго было сброшено, удельная раздробленность уничтожена. Высокий статус московского государя был подтвержден принятием титула государя всея Руси и престижным браком на византийской царевне Софье Палеолог. Одним словом Россия стала полноправным суверенным государством. Но национальное самоутверждение не имело ничего общего с национальной замкнутостью. Напротив именно Иван III как никто другой содействовал оживлению и укреплению связей Москвы с Западом, с Италией в особенности.
Приезжих итальянцев Иван III держал при себе на положении придворных «мастеров», поручая им строение крепостей, церквей и палат, литье пушек, чеканку монеты. В летописи сохранились имена этих людей: Иван Фрязин, Марк Фрязин, Антоний Фрязин и т. д. Это не однофамильцы и не родственники. Просто мастеров-итальянцев в Москве называли общим именем «фрязин» (от слова «фряг», то есть «франк»). Особенной известностью среди них пользовался выдающийся итальянский архитектор Аристотель Фиораванти, построивший в московском Кремле знаменитые Успенский собор и Грановитую палату (названную так по случаю отделки ее в итальянском стиле - гранями). Вообще при Иване III трудами итальянцев Кремль был отстроен и украшен заново. Еще в 1475 году один побывавший в Москве иностранец писал про Кремль, что «все строения в нем, не исключая и самой крепости, деревянные». Но уже спустя двадцать лет иностранные путешественники стали именовать московский кремль по-европейски «замком», ввиду обилия в нем каменных строений. Так стараниями Ивана III Ренессанс расцвел и на российской земле.
Кроме мастеров в Москве часто появлялись послы от западноевропейских государей. И, как было видно на примере императора Фридриха, первый русский западник умел разговаривать с Европой на равных.

8. Ересь «жидовствующих»

В XV веке над Западной Европой летали хлопья человеческого пепла. Это было время самых жестоких преследований ведьм и еретиков. По самым скромным подсчетам число жертв инквизиции исчисляется десятками тысяч. В одной только Кастилии великий инквизитор Торквемада сжег около 10 тысяч человек. К сожалению, Россия тоже не избежала общего поветрия. При Иване III огненные спектакли ставились и у нас, хотя они и не были столь масштабными.
Ересь «жидовствующих» была занесена в Россию извне. В 1470 году новгородцы, напрягавшие последние усилия, чтобы отстоять свою независимость от Москвы, пригласили к себе по сговору с польским королем православного киевского князя Александра Михайловича. В свите князя прибыли в Новгород лейб-медик еврей Схария и еще два его начитанных в богословии соплеменника. С них все и началось. В спорах с русскими попами заезжие сторонники Торы (то есть Ветхого Завета) выдвигали нехитрый силлогизм: они апеллировали к словам Христа, что он «пришел не разрушить закон, но исполнить». Отсюда следовал вывод о первенстве Ветхого Завета над Новым, иудейства над христианством. Убогая мысль новгородских священников свихнулась на этом силлогизме. Всего год пробыли три ученых еврея в Новгороде, но этого хватило, чтобы их беседы глубоко вонзились в души новгородских попов. Они стали исповедовать странную смесь иудейства и христианства, за что и получили свое название «жидовствующих».
Секта жидовствующих была хорошо законспирирована. Поэтому новгородскому архиепископу Геннадию не сразу удалось вывести еретиков на чистую воду. В конце концов надломился и раскаялся один из «жидовствующих», поп Наум, который и сообщил о доктрине и культе своих единоверцев. Началось церковное расследование. По вопросу о наказании виновных в ереси мнения в Русской Церкви разделились. Часть духовенства призывала действовать на еретиков одним духовным увещеванием, без физического наказания. Но победили те, которые стояли за физическую казнь. И вдохновил их именно иностранный пример. В 1486 году через Новгород проезжал посол австрийского императора. Он рассказал архиепископу Геннадию про испанскую инквизицию и встретил с его стороны большое сочувствие.
Геннадий устроил еретикам особое истязание в стиле испанской инквизиции. Люди Геннадия посадили арестованных задом наперед на коней, на головы надели берестяные колпаки с мочальными кистями и с надписью: «се есть сатанинское воинство». Когда кавалькада прибыла на городскую площадь, шутовские шлемы были зажжены на головах еретиков. Сверх того, некоторые из них были еще биты публично, а несколько человек сожжены заживо.
Это действо и стало первым инквизиционным опытом Русской православной церкви. К чести русского духовенства надо заметить, что ему довольно быстро удалось преодолеть это позорное искушение. Так что, в отличие от инквизиции католической, наши отечественные церковные трибуналы не стали постоянным явлением, а их жертвы исчисляются единицами.

9. Россия при Иване III

Ко времени царствования Ивана III Васильевича и его сына Василия III относятся первые подробные записки иностранцев о России, или о Московии, если придерживаться их терминологии.

Венецианца Иосафата Барбаро, человека торгового, поразило прежде всего благосостояние русских людей. Отметив богатство увиденных им русских городов, он записал, что и вообще вся Русь «обильна хлебом, мясом, медом и другими полезными вещами».
Другой итальянец, Амброджо Кантарини, особо подчеркнул значение Москвы как международного торгового центра: «В город, - пишет он, - в течение всей зимы собирается множество купцов из Германии и Польши». Он же оставил в своих записках интересный словесный портрет Ивана III. По его словам, первый государь всея Руси был «высок, но худощав, и вообще очень красивый человек». Как правило, продолжает дальше Кантарини, и остальные русские «очень красивы, как мужчины, так и женщины». В качестве правоверного католика, Кантарини не преминул отметить неблагоприятное мнение москвичей об итальянцах: «Считают, что мы все погибшие люди», то есть еретики.
Еще один итальянский путешественник Альберто Кампензе составил для папы Климента VII любопытную записку «О делах Московии». Он упоминает о хорошо поставленной московитами пограничной службе, о запрете продажи вина и пива (кроме праздничных дней). Нравственность московитов, по его словам, выше всяких похвал. «Обмануть друг друга почитается у них ужасным, гнусным преступлением, - пишет Кампензе. - Прелюбодеяние, насилие и публичное распутство также весьма редки. Противоестественные пороки совершенно неизвестны, а о клятвопреступлении и богохульстве вовсе не слышно».
Как видим, пороки Запада в Москве конца XV - начала XVI века были не в моде. Впрочем, общий прогресс очень скоро коснулся и этой стороны московской жизни.

10. Конец правления

Конец правления Ивана III был омрачен семейными и придворными интригами. После смерти его сына от первого брака Ивана Молодого, государь полагал передать всю власть его отпрыску - своему внуку Димитрию, для чего в 1498 году совершил над ним первый в русской истории обряд венчания на царство, в ходе которого на Димитрия были возложены бармы и шапка Мономаха.
Но затем взяли верх сторонники другого наследника - Василия, сына от второго брака государя на Софье Палеолог. В 1502 году Иван III «положил опалу» на Димитрия и матерь его, великую княгиню Елену, а Василий наоборот был пожалован великим княжением.
Оставалось найти для нового наследника достойную супругу.
Венец и бармы Мономаха Иван III полагал равными по достоинству королевской и даже императорской коронам. Женившись сам вторым браком на племяннице последнего византийского императора, царевне Софье Палеолог, он и детям своим подыскивал невест царского происхождения.
Когда его старшему сыну от второго брака Василию приспело время жениться, Иван Васильевич, не отступая от своих правил, начал свадебные переговоры за границей. Однако всюду, куда бы он не обратился, ему пришлось выслушать непривычный для его уха отказ. Дочь Ивана III Елена, выданная за польского короля, в письме отцу объясняла неудачу тем, что на Западе не любят греческой веры, считая православных нехристями.
Делать было нечего, приходилось породниться с кем-нибудь из своих холопов. Страдавшее от такого унижения государево сердце утешили ловкие придворные, указавшие на примеры из византийской истории, когда императоры выбирали себе жену из девиц, собранных ко двору со всего государства.
Иван Васильевич воспрянул духом. Суть дела, конечно, не менялась, но государева честь была спасена! Таким вот образом и случилось так, что на исходе лета 1505 года Москва оказалась битком набита красавицами, трепещущими от близости необыкновенного счастья - великокняжеского венца. Ни один современный конкурс красоты не может сравниться по масштабам с теми смотринами. Девиц-то было ни много, ни мало - полторы тысячи! Повивальные бабки придирчиво осмотрели этот прелестный табунчик, а затем признанные годными к продолжению государева рода предстали перед не менее разборчивым взором жениха. Василию приглянулась девица Соломония, дочь знатного московского боярина Юрия Константиновича Сабурова. 4 сентября того же года была сыграна свадьба. С тех пор этот, так сказать, стадный способ женитьбы вошел в обычай между московскими государями и продержался почти двести лет, вплоть до царствования Петра I.
Свадебные торжества стали последним радостным событием в жизни Ивана Васильевича. Спустя полтора месяца он скончался. Василий III беспрепятственно занял отеческий престол.

Великий князь Московский и всея Руси (1462-1505).

Иван III Васильевич родился 22 января 1440 года. Он был сыном Великого князя Московского Темного (1415-1462) и его супруги великой княгини Марии Ярославны, дочери серпуховского князя.

Иван III Васильевич воспитывался при дворе своего отца. В 1452 году молодой князь лично возглавлял московское войско во время междоусобной войны. В 1456 году он уже наравне с отцом принимал реальное участие в управлении государством. Незадолго до своей кончины в 1462 году составил завещание, по которому делил великокняжеские земли между своими сыновьями. Как старший сын, Иван III Васильевич получал не только великое княжение, но и основную часть территории государства - 16 главных городов (не считая , которой он должен был владеть совместно с братьями). Став великим князем, Иван III Васильевич впервые со времен нашествия Батыя не поехал в Орду для получения ярлыка.

Продолжив политику отца, Иван III Васильевич силой или дипломатическими соглашениями подчинил себе княжества: Ярославское (1463), Ростовское (1474), Тверское (1485), Вятскую землю (1489) и др. В 1467-1469 годах он успешно вел военные действия против Казанского ханства, добившись его вассальной зависимости. В 1471 году Иван III Васильевич совершил поход на и, благодаря одновременному удару по городу на нескольких направлениях, совершенному профессиональными воинами, одержал победу в последней феодальной войне на Руси, включив Новгородские земли в состав Русского государства. В 1478 году Новгородская феодальная республика перестала существовать и формально.

В 1480 году ордынский хан Ахмат двинул на Русь огромное войско, желая вновь подчинить страну, не платившую дань с 1476 года. В это время основные силы русских были отвлечены на войну с Ливонским орденом на северо-западных границах государства. Феодальный мятеж младших братьев великого князя также ослаблял силы Ивана III Васильевича. Кроме того, хан Ахмат заключил договор с польским королем Казимиром IV. Силы последнего Ивану III Васильевичу удалось нейтрализовать благодаря мирному договору с крымским ханом Менгли-Гиреем. Стремясь обойти полки великого князя, стоявшие в , Ахмат совершил обходной маневр, но его попытка форсировать реку Угру не удалась. Впервые на поле сражения были применены русские легкие полевые орудия - «пищали», благодаря которым ордынцы были отбиты от бродов. После длительного «стояния на Угре», сопровождавшегося мелкими стычками, в ноябре 1480 года началось отступление и бегство Ахмата. Военный успех Ивана III Васильевича положил конец монголо-татарскому игу на Руси.

Победа над внешними врагами позволила Ивану III Васильевичу ликвидировать большинство уделов. После войн с Великим княжеством Литовским (1487-1494 и 1500-1503) к Русскому государству отошли многие западно-русские города: Чернигов, Новгород-Северский, Гомель, и др.

Усиление центральной власти при Иване III Васильевиче потребовало совершенствования правительственного аппарата, Были созданы новые органы управления - приказы. Появился и первый законодательный кодекс Русского государства - Судебник 1497 года. Придворная жизнь великокняжеского дворца в Московском Кремле стала сложнее и церемоннее.

Иван III Васильевич развил активную дипломатическую деятельность, задачам которой подчинялась и династическая политика. В 1472 году, два года спустя после кончины первой жены великого князя, он вступил во второй брак. Его супругой , племянница византийского императора Константина XI. Благодаря этому браку род великих князей Московских породнился с последней династией Византии, а в русской государственной символике впервые появился двуглавый орел Палеологов.

Великий князь Иван III Васильевич скончался 27 октября 1505 года и был погребен в Архангельском соборе Московского Кремля.

В целом можно сказать, что правление Ивана III Васильевича было чрезвычайно успешным, а распространенное в науке и публицистике прозвище великого князя - «Великий» - как нельзя лучше характеризует масштаб деяний этого незаурядного политического деятеля эпохи создания единого Российского государства.


Годы жизни: 22 января 1440 - 27 октября 1505
Годы правления: 1462-1505

Из династии Рюриковичей.

Сын московского князя и Марии Ярославны, дочери князя Ярослава Боровского, внучки героя Куликовской битвы В.А. Серпуховского.
Известен также как Иван Великий , Иван Святой.

Великий князь московский с 1462 по 1505 год.

Биография Ивана Великого

Он родился в день памяти апостола Тимофея, поэтому в его честь получил имя при крещении - Тимофей. Но благодаря ближайшему церковному праздником — перенесению мощей св. Иоанна Златоуста, княжич получил имя, под которым он больше всего известен.

С юных лет княжич стал помощником своего незрячего отца. Он принимал активное участие в борьбе с Дмитрием Шемякой, ходил в походы. С целью узаконить новый порядок престолонаследия, Василий II еще при жизни назвал наследника великим князем. Все грамоты писались от имени 2-х великих князей. В 1446 г. княжич в 7-летнем возрасте обручился с Марией, дочерью князя Бориса Александровича Тверского. Этот будущий брак должен был стать символом примирения вечных соперников — Твери и Москвы.

Важную роль в воспитании наследника престола играют военные походы. В 1452 году молодой княжич уже был послан номинальным главой войска в поход на устюжскую крепость Кокшенгу, который был успешно выполнен. Вернувшись из похода с победой, он обвенчался со своей невестой, Марией Борисовной (4 июня 1452 г.). Вскоре Дмитрий Шемяка был отравлен, и длившаяся четверть века кровавая междоусобица пошла на убыль.

В 1455 г.молодой Иван Васильевич совершает победоносный поход против татар, вторгшихся в пределы Руси. В августе 1460 г. он становится во главе русского войска, закрывшего путь на Москву наступающим татарам хана Ахмата.

Великий князь московский Иван III Васильевич

К 1462 году, когда умер Темный, 22-летний наследник был уже человеком много повидавшим, готовым к решению разных государственных вопросов. Отличался рассудительностью, властолюбием и умением неуклонно идти к поставленной цели. Начало правления Иван Васильевич ознаменовал выпуском золотых монет с отчеканенными именами Ивана III и его сына, наследника престола. Получив по духовной грамоте своего отца право на великое княжение, впервые со времен нашествия Батыя московский князь не поехал в Орду для получения ярлыка, и стал властителем территории примерно в 430 тыс. кв. км.
В течение всего правления главной целью внешней политики страны являлось объединение северо-восточной Руси в единое Московское государство.

Так, дипломатическими соглашениями, хитрыми маневрами и силой он присоединил Ярославское (1463), Димитровское (1472), Ростовское (1474) княжества, Новгородскую землю, Тверское княжество (1485), Белозерское княжество (1486), Вятскую (1489), часть Рязанской, Черниговскую, Северскую, Брянскую и Гомельскую земли.

Правитель Москвы беспощадно боролся с княжеско-боярской оппозицией, установив нормы налогов, которые собирались с населения в пользу наместников. Большую роль стали играть дворянское войско и дворянств. В интересах дворян-помещиков было введено ограничение на переход крестьян от одного господина к другому. Крестьяне получили право перехода только один раз в году - за неделю до осеннего Юрьева дня (26 ноября) и спустя неделю после Юрьева дня. При нем появилась артиллерия как составная часть войска.

Победы Ивана III Васильевича Великого

В 1467 — 1469 гг. успешно велись военные действия против Казани, в итоге добились ее вассальной зависимости. В 1471 году он совершил поход на Новгород и, благодаря удару по городу на нескольких направлениях, совершенному профессиональными воинами, в ходе битвы на Шелони 14 июля 1471 года, победил в последней феодальной войне на Руси, включив Новгородские земли в состав Русского государства.

После войн с Литовским великим княжеством (1487 – 1494гг.; 1500 – 1503гг.) к Руси отошли многие западно-русские города и земли. Согласно Благовещенскому перемирию 1503 года в состав русского государства вошли: Чернигов, Новгород-Северский, Стародуб, Гомель, Брянск, Торопец, Мценск, Дорогобуж.

Успехи в расширении страны способствовали и росту международных связей со странами Европы. В частности, был заключён союз с Крымским ханством, с ханом Менгли-Гиреем, при этом в договоре прямо назывались враги, против которых стороны должны были совместно действовать - хан Большой Орды Ахмат и великий литовский князь. В последующие годы русско-крымский союз показал свою действенность. В ходе русско-литовской войны 1500-1503 гг. Крым оставался союзником России.

В 1476 году правитель Москвы прекратил уплату дани хану Большой Орды, что должно было привести к столкновению двух давних противников. 26 октября 1480 г. «стояние на р.Угре» завершилось фактической победой Российского государства, получив желанную независимость от Орды. За свержение золотоордынского ига в 1480 году Иван Васильевич получил в народе прозвище Святой.

Объединение ранее раздробленных русских земель в единое государство настоятельно требовало единства правовой системы. В сентябре 1497 года в действие был введён Судебник - единый законодательный кодекс, в котором отразились нормы таких документов, как: Русская Правда, Уставные грамоты (Двинская и Белозерская), Псковская судная грамота, ряд указов и распоряжений.

Время правления Ивана Васильевича также охарактеризовалось масштабным строительством, возведением храмов, развитием зодчества, расцветом летописания. Так, возведены Успенский собор (1479), Грановитая палата (1491), Благовещенский собор (1489), построены 25 церквей, интенсивное строительство московского и новгородского Кремля. Построены крепости Ивангород (1492), в Белоозере (1486 год), в Великих Луках (1493 год).

Появление двуглавого орла в качестве государственного символа Московского государства на печати одной из грамот, выданной в 1497 году Иваном III Васильевичем символизировало равенство рангов императора Священной Римской империи и великого князя московского.

Был женат дважды:
1) с 1452 г. на Марии Борисовне, дочери тверского князя Бориса Александровича (умерла в 30-летнем возрасте, по слухам — была отравлена): сын Иван Молодой
2) с 1472 г. на византийской царевне Софье Фоминичне Палеолог, племяннице последнего императора Византии, Константина XI

сыновья: Василий, Юрий, Дмитрий, Семён, Андрей
дочери: Елена, Феодосия, Елена и Евдокия

Браки Ивана Васильевича

Брак Московского государя с Греческой царевной был важным событием в русской истории. Он открыл путь связям Московской Руси с Западом. Вскоре после этого он первый получил прозвание Грозного, потому что был для князей дружины монархом, требующим беспрекословного повиновения и строго карающим за ослушание. По первому указанию Грозного головы неугодных князей и бояр ложились на плаху. После женитьбы он принял титул «Государь всея Руси».

Со временем 2-й брак Ивана Васильевича стал одним из источников напряжённости при дворе. Сложились 2 группировки придворной знати, одна из которых поддерживала наследника престола - Молодого (сына от 1-го брака), а вторая - новую великую княгиню Софью Палеолог и Василия(сын от второго брака). Эта семейная распря, во время которой столкнулись враждебные политические партии, переплелась еще с церковным вопросом — о мерах против жидовствующих.

Смерть царя Ивана III Васильевича

Поначалу Грозный после смерти своего сына Молодого (умер от подагры), короновал его сына, а своего внука, Дмитрия 4 февраля 1498 года в Успенском соборе. Но вскоре благодаря искусной интриге со стороны Софьи и Василия встал на их сторону. 18 января 1505 года в заточении умерла Елена Стефановна, мать Дмитрия, а в 1509 году в тюрьме умер и сам Дмитрий.

Летом 1503 года московский правитель серьёзно заболел, он ослеп на один глаз; наступил частичный паралич одной руки и одной ноги. Оставив дела, он отправился в поездку по монастырям.

27 октября 1505 года Иван Великий скончался. Своим наследником перед смертью он назвал сына Василия.
Похоронен государь всея Руси в Архангельском соборе Московского Кремля.

Историки сходятся во мнении, что это правление было чрезвычайно успешным, именно при нем Русское государство к началу XVI века заняло почетное международное положение, выделяясь новыми идеями, культурно-политическим ростом.

Дата публикации или обновления 01.11.2017

  • К оглавлению: Правители

  • Иван III Васильевич
    Годы жизни: 22 января 1440 - 27 октября 1505 г.
    Годы правления: 1462-1505 гг.
    Великий князь московский с 1462 по 1505 год.

    Из династии Рюриковичей.

    Важную роль в воспитании наследника престола играют военные походы. В 1452 году Иван уже был послан номинальным главой войска в поход на устюжскую крепость Кокшенгу, который был успешно выполнен. Вернувшись из похода с победой, Иван Васильевич обвенчался со своей невестой, Марией Борисовной (4 июня 1452 г.). Вскоре Дмитрий Шемяка был отравлен, и длившаяся четверть века кровавая междоусобица пошла на убыль.

    В 1455 г. Иван совершает победоносный поход против татар, вторгшихся в пределы Руси. В августе 1460 г. он становится во главе русского войска, закрывшего путь на Москву наступающим татарам хана Ахмата.

    К 1462 году, когда умер Василий, 22-летний Иван III Васильевич был уже человеком много повидавшим, готовым к решению разных государственных вопросов. Отличался рассудительностью, властолюбием и умением неуклонно идти к поставленной цели. Начало княжения великий князь ознаменовал выпуском золотых монет с отчеканенными именами великого князя Ивана III и его сына, наследника престола, Ивана Молодого. Получив по духовной грамоте своего отца право на великое княжение, впервые со времен нашествия Батыя Иван не поехал в Орду для получения ярлыка, и стал властителем территории примерно в 430 тыс. кв. км.

    В течение всего правления Ивана III Васильевича главной целью внешней политики страны являлось объединение северо-восточной Руси в единое Московское государство.

    Так, дипломатическими соглашениями, хитрыми маневрами и силой он присоединил Ярославское (1463), Димитровское (1472), Ростовское (1474) княжества, Новгородскую землю, Тверское княжество (1485), Белозерское княжество (1486), Вятскую (1489), часть Рязанской, Черниговскую, Северскую, Брянскую и Гомельскую земли.

    Иван III Васильевич беспощадно боролся с княжеско-боярской оппозицией, установив нормы налогов, которые собирались с населения в пользу наместников. Большую роль стали играть дворянское войско и дворянств. В интересах дворян-помещиков было введено ограничение на переход крестьян от одного господина к другому. Крестьяне получили право перехода только один раз в году - за неделю до осеннего Юрьева дня (26 ноября) и спустя неделю после Юрьева дня. При Иване Васильевиче появилась артиллерия как составная часть войска.

    В 1467 - 1469 гг. Иван III Васильевич успешно вел военные действия против Казани, в итоге добившись ее вассальной зависимости. В 1471 году совершил поход на Новгород и, благодаря удару по городу на нескольких направлениях, совершенному профессиональными воинами, в ходе битвы на Шелони 14 июля 1471 года, победил в последней феодальной войне на Руси, включив Новгородские земли в состав Русского государства.

    После войн с Литовским великим княжеством (1487 – 1494 гг.; 1500 – 1503гг.) к Руси отошли многие западно-русские города и земли. Согласно Благовещенскому перемирию 1503 года в состав русского государства вошли: Чернигов, Новгород-Северский, Стародуб, Гомель, Брянск, Торопец, Мценск, Дорогобуж.

    Успехи в расширении страны способствовали и росту международных связей со странами Европы. В частности, был заключён союз с Крымским ханством, с ханом Менгли-Гиреем, при этом в договоре прямо назывались враги, против которых стороны должны были совместно действовать - хан Большой Орды Ахмат и великий литовский князь. В последующие годы русско-крымский союз показал свою действенность. В ходе русско-литовской войны 1500-1503 гг. Крым оставался союзником России.

    В 1476 году Иван III Васильевич прекратил уплату дани хану Большой Орды, что должно было привести к столкновению двух давних противников. 26 октября 1480 г. «стояние на р.Угре» завершилось фактической победой Российского государства, получив желанную независимость от Орды. За свержение золотоордынского ига в 1480 году Иван III Васильевич получил в народе прозвище Святой.

    Объединение ранее раздробленных русских земель в единое государство настоятельно требовало единства правовой системы. В сентябре 1497 года в действие был введён Судебник - единый законодательный кодекс, в котором отразились нормы таких документов, как: Русская Правда, Уставные грамоты (Двинская и Белозерская), Псковская судная грамота, ряд указов и распоряжений московских князей.

    Время правления Ивана Третьего также охарактеризовалось масштабным строительством, возведением храмов, развитием зодчества, расцветом летописания. Так, возведены Успенский собор (1479), Грановитая палата (1491), Благовещенский собор (1489), построены 25 церквей, интенсивное строительство московского и новгородского Кремля. Построены крепости Ивангород (1492), в Белоозере (1486 год), в Великих Луках (1493 год).

    Появление двуглавого орла в качестве государственного символа Московского государства на печати одной из грамот, выданной в 1497 году Иваном III Васильевичем символизировало равенство рангов императора Священной Римской империи и великого князя московского.

    Был женат дважды:

    1) с 1452 г. на Марии Борисовне, дочери тверского князя Бориса Александровича (умерла в 30-летнем возрасте, по слухам - была отравлена);

    сын Иван Молодой

    2) с 1472 г. на византийской царевне Софье Фоминичне Палеолог, племяннице последнего императора Византии, Константина XI

    сыновья: Василий, Юрий, Дмитрий, Семён, Андрей

    дочери: Елена, Феодосия, Елена и Евдокия

    Брак Московского государя с Греческой царевной был важным событием в русской истории. Он открыл путь связям Московской Руси с Западом. Иван Васильевич вскоре после этого первый получил прозвание Грозного, потому что был для князей дружины монархом, требующим беспрекословного повиновения и строго карающим за ослушание. По первому указанию Грозного Ивана головы неугодных князей и бояр ложились на плаху. После женитьбы Иван принял титул "Государь всея Руси".

    Со временем 2-й брак великого князя Ивана III Васильевича стал одним из источников напряжённости при дворе. Сложились 2 группировки придворной знати, одна из которых поддерживала наследника престола - Ивана Ивановича Молодого (сына от 1-го брака), а вторая - новую великую княгиню Софью Палеолог и Василия (сын Ивана Васильевича от второго брака). Эта семейная распря, во время которой столкнулись враждебные политические партии, переплелась еще с церковным вопросом - о мерах против жидовствующих.

    Поначалу Иван Васильевич после смерти своего сына Ивана Ивановича Молодого (умер от подагры), короновал его сына, а своего внука, Дмитрия 4 февраля 1498 года в Успенском соборе. Но вскоре благодаря искусной интриге со стороны Софьи и Василия встал на их сторону. 18 января 1505 года в заточении умерла Елена Стефановна, мать Дмитрия, а в 1509 году в тюрьме умер и сам Дмитрий.

    Летом 1503 года Иван III Васильевич серьёзно заболел, он ослеп на один глаз; наступил частичный паралич одной руки и одной ноги. Оставив дела, великий князь Иван Васильевич отправился в поездку по монастырям.

    27 октября 1505 года великий князь Иван III Васильевич скончался. Своим наследником перед смертью он назвал сына Василия.

    Историки сходятся во мнении, что правление Ивана III Васильевича было чрезвычайно успешным, именно при нем Русское государство к началу XVI века заняло почетное международное положение, выделяясь новыми идеями, культурно-политическим ростом.

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
    Каково значение кровеносной системы
    Разделка говядины: что выбрать и как готовить?