Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Трикстер в ссср. Мистер Трикстер: Локи, Карлсон, Одиссей, Остап Бендер и другие легендарные хитрецы Что значит трикстер

Кто сильнее - боги или герои? Любой из ответов будет неправильным. Потому что не надо забывать о трикстерах - самых смешных и самых опасных обитателях мира культуры.

Матвей Вологжанин

Человек прошлого мыслил символами и архетипами. Не потому, что он был дурак, а потому, что тогда это было удобно. Поток информации за пару тысячелетий до открытия «Ютьюба» был, мягко говоря, помельче и поскромнее. Носителей этой информации - книг, картин и странствующих бардов - насчитывалось немного, люди предпочитали держаться знакомых берегов и привычных систем обозначений.

Миф должен быть понятен и традиционен. Прекрасную скромную царевну похитило чудовище, тут прилетел герой и сделал чудовищу ата-та-та, царевна кинула герою розу в знак горячей любви, а папа-царь дал ему полцарства и мешок халвы. Сказ же о том, как чудовище похитило героя, а решать проблему пришлось папе, доводя монстра халвой до диабета, вряд ли бы пользовался большим успехом у тогдашней публики. Привычные амплуа были совершенно необходимы, радость узнавания ценилась выше новизны.

Людям просто необходимо было слушать про победы отважных витязей, про суровых, но справедливых царей, гневливых, но падких до жертв богов. Потому что такие рассказы подкрепляли их уверенность в том, что в этом мире есть закон и норма, зло непременно будет наказано, доблесть - награждена и что всегда где-нибудь поблизости будет ошиваться герой-спаситель, который придет и сияющим мечом наведет порядок.

Но если перебрать невеликую стопочку героических архетипов, то мы обнаружим там образ, явно выпадающий из указанного правила. Этот герой обычно не добр, не справедлив и даже не силен. У него нет никаких внятных целей - ни злодейских, ни благородных (в лучшем случае он просто расположен набить себе карман или живот, но сплошь и рядом занимается искусством ради искусства). Он жульничает, шутит, обводит вокруг пальца и притворяется дураком, при этом шутки его могут быть весьма смертоубийственны.

И он все равно герой, претендующий не только на сочувствие, но и на восхищение слушателей, пусть его подвиги то смехотворны, то отвратительны, а то и вовсе непристойны. Для этого мифологического жулика был придуман термин «трикстер» - обманщик.

Три клейма трикстера

    Он веселый мошенник и жестокий шутник.

    Он теряет все, что приобретает.

    Ему нельзя доверять.

Популярность трикстеров во всех народах и культурах вполне объяснима. Трикстер - это всегда триумф слабости над силой, успешная попытка обмануть жестокие законы жизни и логики. Среднестатистический зритель узнает в нем себя, потому что рубить головы драконам способны только избранные, которых как-то не слишком много вокруг обретается. Но почти каждый может наплевать дракону в суп и, если повезет, стащить его ночные тапочки.

Трикстер - это попытка чахлого существа поверить в то, что при желании оно может стать царем вселенной, если как следует почешет в затылке. Неудивительно, что в конце концов трикстер стал ассоциироваться с дьяволом - бессильным и проклятым слугой всемогущего бога, поверженным неудачником, который лишь ложью и обманом может хоть как-то противостоять своему сопернику и создателю.

И до сих пор трикстеры - вполне почтенные обитатели современной литературы, из которой давно изгнаны все целомудренные девы, безукоризненные рыцари и отцы благородных семейств.

Посмотри, какими бывают трикстеры, и согласись, что их роль на подмостках нашего сознания еще далеко не отыграна до конца.

Шарль де Костер из этого фламандско-германского трикстера постарался сделать революционера и борца с испанцами, так что благодаря книге Уленшпигель теперь воспринимается все-таки более героем, нежели шутом.

В то время как в оригинальных народных сюжетах бродяга-трикстер издевается над солдатами, монахами, вдовами и императорами вполне бесцельно. А прозвище свое - «Я ваше зеркало» - он получил благодаря знаменитому анекдоту-шванку. Суть его в следующем.

В городишко, где никогда не видели зеркал, хотя и слышали о них, явился Тиль, поставил палатку и обещал каждому желающему за медную монетку дать посмотреться в настоящее зеркало и «увидеть свой истинный лик». В палатке же доверчивых бюргеров поджидала рама от зеркала, из которой торчал голый зад трикстера.

Кстати, отражение бюргерам не понравилось, и Тиля за это повесили. Традиционный финал для большинства рассказов о нем. Но так как трикстеры бессмертны, эта маленькая неприятность не помешала ему безобразничать и дальше.

Трикстер многих племен Северной Америки. Когда-то именно он, между прочим, создал землю. Шел себе по дороге и нашел кусок дерьма. Пнул его ради развлечения, а тот - раз! - и превратился в наш мир: с прериями, озерами, лесами и водопадами. В озерах водилась вкусная рыба, а в лесах - отличные ягоды. Койот посмотрел, как обитатели земли все это едят, и тоже испытал приступ аппетита. Сам он ничего добывать не умел, поэтому врал бобрам, сойкам и медведям всякие глупости («Смотри, медведь, сколько у тебя на животе сала! Взрежь себе брюхо да кушай». «Давай, сойка, зажарим твоих птенцов. Я их съем, а они у меня из пасти сразу большие и красивые вылетят»).

Так трикстер пожирал обитателей новой земли и их запасы. Но вскоре его настигла справедливая кара. Питаться-то он питался, но вот комплектация для этого занятия у него была неподходящей: под хвостом все было гладко-гладко… В конце концов раздулся койот до огромных размеров, живот болел у него страшно, он мог только кататься по траве и выть. А тут мимо воин проходил. С копьем. Трикстер взмолился, чтобы воин копьем сделал ему под хвостом дырку.

Воин пожалел беднягу и ткнул копьем куда было сказано, за что тут же был погребен в горе навоза и задохнулся. А койот помчался прочь, издавая страшные громовые раскаты. Так что, детишки, когда вы слышите, что гремит гром, на самом деле это трикстер-койот все никак с последствиями обжорства справиться не может.

Да-да, а что еще оставалось делать бедным индейцам? Ни Штирлица, ни Петьки с Василием Ивановичем, ни даже Вовочки у них не было! Приходилось друг другу неприличные анекдоты про койота рассказывать.

Конечно, это стопроцентный трикстер. Мистическое происхождение - классика. Обжора и лжец. Законченный бездельник, в то же время проявляющий невероятную активность, когда хочет просто повеселиться. Обожает злить и дурачить врагов, приводя их своими невинными, казалось бы, шутками до помешательства (домомучительницу) и паники (Филле и Рулле).

Разыграть лучшего приятеля - тоже святое, особенно ради плюшек и тефтелек. Ну и просто ради баловства. При этом - трагический флер неприкаянности, грустные игры ночью на губной гармошке и рисование очень одиноких петухов в минуты печального просветления.

Один из самых древних литературных трикстеров - легендарный царь Итаки славился и силой, и мужеством, но прежде всего - хитроумием. Его причисляют к трикстерам за любовь ко лжи и мошенничеству, к которым он, конечно, был склонен. Но все его шутки рациональны.

Вспомним, как он пытался улизнуть от войны с Троей, притворившись сумасшедшим. Как он обманул соратников, сделав вид, что первым коснулся земли Трои (по предсказанию, этот человек был обречен), но прыгнул при этом не на землю, а на собственный щит, так что роковую стрелу получил наив­ный воин, смело прыгнувший за ним. Троянский конь - тоже не выдумка праздного ума.

И все плутовство Одиссея во время его долгого странствия домой - это очень осмысленные, хоть и этически спорные действия. И тем не менее бродяга, странствующий по свету и обманывающих всех, встреченных на пути, формально годится в трикстеры.

Еще один совершенно первобытный трикстер чукчей, коряков, ительменов и других северных племен. Он тоже участвовал в создании нашего мира, но в основном мелочевкой занимался - раскрашивал, например, сов. Ворон у северян - могущественный колдун, легко посещающий царство мертвых; мудрец, который, однако, растрачивает свою мудрость на всякие глупые выходки.

Например, Ворон однажды из обглоданных голов горбуши сделал несколько человек, из ошметков водорослей - чу`мы, а сам обернулся девушкой и соблазнил собственного сына. Исключительно с целью поржать, когда ошалевший от любви парень прибежит со свадебными подарками и начнет выпрашивать у тухлых рыбьих голов, чтобы они ему дочь в жены отдали. Очень интеллектуальное времяпрепровождение - все так, как трикстеры любят.

Западноафриканский трикстер - частично паук, частично человек, а частично бог, создатель, ни много ни мало, звезд, луны и солнца! Склонен к жестоким шуткам. Может, например, сварить соседских детей, за которыми его попросили присмотреть, ощипать догола доверившуюся ему птичку или завести в силки охотника наивную антилопу. У Ананси есть классический соперник - его собственная жена, с которой он тоже любит подобным образом пошутить, за что бывает, правда, иногда крепко бит палкой.

При этом Ананси и его жена на самом деле одно существо. И да, в Западной Африке некие племена считают Ананси реально существующим богом, пусть и не самого высокого ранга, зато живо интересующимся делами людей, а потому особенно договороспособным.

Этот всенародно любимый трикстер в апельсиновых штиблетах на босу ногу ищет не просто какие-то там брильянты в стульях. Он ищет для себя новой жизни, он беглец, пытающийся улизнуть от дракона - огромной империи, которая в очередной раз сбросила с себя кожу и явила миру уж совсем монструозный лик. Трикстеры, сбегающие из мира мертвых, - сюжет древнейший и популярнейший.

Сын турецкоподданного тоже мечтает сбежать из этого вывернутого наизнанку загробного царства и возродиться в новом мире в белых брюках и окружении мулаток. Да, в финале он всегда проигрывает. Но зато оцените красоту игры! Как блистательно он проводит сражение за сражением! Хотя дракон ему попался первосортнейший, как непринужденно и ловко он крутит ему кисточки на хвосте! И трикстер бы победил, непременно бы победил, если бы за правым плечом у него не стояла сама смерть - нелепая и зеленоусая, которую он безмятежно таскал за собой, не умея догадаться, что и над ним тоже могут пошутить.

За честь именоваться родиной этого азиатского трикстера спорят Турция, Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан… Да кто только не спорит! И памятники меленькому старичку на ишаке ставят. В России, конечно, благодаря гениальному роману Леонида Соловьева Ходжа является символом борьбы народа с угнетателями, рыцарем в чалме и халате. Но в оригинальных сказках и анекдотах он хулиганит с куда менее благостными целями.

Ходжу, кстати, очень долго держали за персонаж скандальный, ибо видели в нем карикатуру на самого пророка Мохаммеда: Насреддин сплошь и рядом пародировал какие-то истории из Сунны и строчки из Корана. И да, конечно, во множестве анекдотов рассказывается, как Ходже за его проделки оттяпали голову (удушили, утопили и повесили). Но какого трикстера это когда останавливало?

Вот парочка любимых в народе анекдотов о Ходже Насреддине, из которых становится ясно, что революционер из него так себе.

«Однажды Ходжа повез зерно на мельницу. Стоя в очереди, он время от времени пересыпал зерно из чужих мешков в свой. Мельник заметил это и спросил:

Как тебе не стыдно, Молла? Что ты делаешь? - Да я вроде как сумасшедший, - ответил смущенный Ходжа.- Если ты сумасшедший, то почему ты не пересыпаешь свое зерно в чужие мешки? - Э–э, - ответил Ходжа, - я сказал, что я сумасшедший, но не сказал же, что я дурак».

«Однажды, когда Ходжа сидел на берегу реки, к нему подошли десять слепцов. Они попросили перевести их на другой берег. Молла согласился, но с тем условием, что каждый из них даст по четверти таньга.

Он перевел девять слепцов, а когда повел десятого, то посредине реки вода подхватила слепца и унесла.

Слепцы поняли, что случилось, и подняли крик.

Что вы напрасно шумите? - пожал плечами Ходжа. - Дайте на четверть таньга меньше, и дело с концом!»

Самые интересные из приключений этого скандинав­ского трикстера в «Мстителях» все равно никогда не покажут. Например, все знают, что у Одина - восьминогий конь по имени Слейпнир. Но почему-то в кино никогда не сообщают, что Слейпнира родил не кто иной, как Локи, превратившись в кобылицу и спарившись с лучшим в мире конем Свадильфари. Веселье шутки в мифах про Локи получаются очень уж нордические.

Например, норвежским детям некогда казался очень забавным рассказ про то, как Локи был наказан богами за убийство Бальдура. Боги убили сына Локи, вынули ему кишки, привязали Локи этими кишками к скале, а над головой подвесили змею, которая роняет ему кипящий яд на лицо - в такие моменты Локи так бьется, что у нас на земле случаются землетрясения. (С другой стороны, остальные детки у трикстера таковы, что, пожалуй, не так уж асы и погорячились. Локи успел родить Хель, богиню царства мертвых, и таким образом создать смерть, Фенрира - волка, который однажды сожрет солнце и уничтожит наш мир, а еще гигантского змея Йормунганда, который тоже гад порядочный.)

Шутки самого Локи тоже отличаются изящным юмором: в основном он любит обзывать непотребными словами богинь и дразнить всех этих Торов и Одинов за трусость, большие животы и пьянство.

Лиса - умное животное, имеющее немалый интерес к курятникам и проявляющее исключительную изобретательность в деле изъятия кур у законных владельцев. Неудивительно, что у множества народов лиса стала олицетворением хитрости, идеальным зверем-трикстером. Французский лис Ренар, немецкий Рейнеке-лис и наша Лиса Патрикеевна - классические примеры.

Шутки у всех рыжехвостых примерно похожи любовью к членовредительству на пустом месте («Мерзни, мерзни волчий хвост» и тому подобное). Интересным культурологическим моментом можно счесть тот факт, что если лисы-европейцы обычно то и дело попадают под суд, где обожженные, ослепленные и иным образом покалеченные звери свидетельствуют об их преступлениях, то в русских сказках Лиса Патрикеевна - лицо неподсудное за полным отсутствием этого юридического инструмента в наших дремучих лесах.

ТРИКСТЕР (англ. trickster – обманщик, ловкач), архаический персонаж ранней мифологии практически всех народов земли. Термин введен в научный обиход американским антропологом Полом Радином, впервые предпринявшим исследование архетипа трикстера в культурологическом анализе мифологии индейцев виннебаго. Впоследствии трикстер становился предметом исследования множества ученых – философов, антропологов, культурологов, фольклористов, театроведов и др. К концу 20 в. в философии и культурологии трикстер был признан одним из основополагающих персонажей человеческой культуры.

Трикстер (в мифах разных культур воплощенный в Кролике, Вороне, Пауке и т.д.) отличается лукавством, хитроумием, коварством, жестокостью, способностью к трансформациям или перевоплощению. Он всегда одновременно творец и разрушитель, обманщик и жертва обмана. У него нет сознательных желаний, его поведение определяется инстинктами и импульсами. Он не знает ни добра, ни зла, хотя и несет ответственность и за то, и за другое.

Часто трикстер выступает под маской божества или полубога: египетский Сет, скандинавский Локи, греческий Геркулес и т.д. В подавляющем большинстве мифов трикстер – «второй» творец мира; в определенном смысле он является комическим дублером культурного героя. Однако двойственность, амбивалентность заложена в самом трикстере и является его основополагающим свойством: он то остроумен, активен, находчив; то – ленив, невежествен и глуп. Трикстер – зачинщик распрей и конфликтов, которые навлекают унижения и побои на него самого. Иногда он даже меняет пол, что также имеет двоякое истолкование: во многих культурах половая травестия была символом пассивного мужеложства, но в шаманизме считалась одним из высших достижений шамана-мужчины. Любые действия трикстера не поддаются однозначной оценке, в том числе и этической, не укладываясь в рамки «положительного» или «отрицательного». Для него не существует ни моральных, ни социальных ценностей; он руководствуется лишь собственными страстями и аппетитами, и, несмотря на это, только благодаря его деяниям все ценности обретают свое настоящее значение.

Этот персонаж получил огромное развитие в традициях карнавальной культуры (травестия, ряженье, т.е. традиционные карнавальные приемы несомненно, суть продолжения способностей трикстера к превращению в разных животных и перемене пола); а позднее – в театральной культуре Ренессанса, в частности в комедии дель арте (кстати, именно здесь особенно явственно в пластике персонажей сохранены гомосексуальные и бисексуальные особенности трикстера – например, известные гравюры Ж.Калло).

Далее трикстеровская двойственность комедийных персонажей сохранялась в основном в народном театре – уличном, балаганном и особенно кукольном (по одной из версий культурологов кукла всегда в определенном смысле есть воплощение трикстера). От трикстера ведут свою родословную традиционные персонажи народного кукольного театра разных стран: Петрушка, Панч, Пульчинелла, Гансвурст, Видушака, Карагез, Палван-Качал и т.д. Они несомненно обладают трикстеровской амбивалентностью, отсутствием нравственного абсолюта, плутовством, коварством, жестокостью и простодушием; склонностью попадать в дурацкие ситуации и при этом выходить из них победителем.

В литературной же традиции феномен трикстера развивался несколько иным путем. Если в прозе, особенно крупных форм, «наследники» трикстера представлены достаточно широко (скажем, средневековые Гаргантюа и Пантагрюэль Ф.Рабле; позднее – Тиль Уленшпигель Ш.Костера и даже Швейк Я.Гашека и мн.др.), то в драматургии (а значит, и в светском театре) подобных героев не было на протяжении нескольких столетий. Развитие психологической направленности драматургии, стремившейся создавать объемные, но внутренне непротиворечивые характеры, привела к фактическому разделению единого образа трикстера на разные, условно говоря, «положительные» и «отрицательные» персонажи. Несомненно, это связано с традиционно признаваемой воспитательной функцией театрального искусства, призванного формировать высокие чувства и отстаивать нравственные идеалы. Эти традиции были одинаково сильны практически во всех эстетических направлениях постренессансного театра – классицизме, просвещении, романтизме, сентиментализме, реализме, социальной драме. Пожалуй, только театральный символизм остался в стороне от настойчиво формируемого нравственного идеала; однако вся эстетическая и идейная концепция символизма была крайне далека от трикстеровской темы.

Однако с развитием новейшего театра, особенно постмодернистского (в частности, трагикомедии с ее нравственным релятивизмом) в сценическом искусстве вновь появляются персонажи, обнаруживающие свое родство с трикстером. Конечно, их характеры создаются совсем иными изобразительными средствами; тем не менее, в трагикомических и абсурдистских произведениях самых разных авторов встречается новое развитие темы трикстера. Один из самых любопытных и неожиданных ранних примеров новой драматургии – Шарлотта в Вишневом саде А.Чехова , странное, почти бесполое существо, шут, не имеющий прямого отношения к развитию сюжета, но определяющий общую эстетику пьесы и в определенном смысле становящийся ее камертоном.

Наверное, мировому театру было насущно необходимым пройти через этап однозначных сценических амплуа, чтобы на новом витке своего развития вернуться к одному из важнейших архетипов нашей культуры – амбивалентному трикстеру.

Татьяна Шабалина

См. в статье Культурный герой. (Источник: «Мифы народов мира».) … Энциклопедия мифологии

- [англ. trickster обманщик, ловкач] иск., лит. мифологический комический персонаж, плут озорник; нередко изображается как развратник, обжора; комический двойник героя. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006 … Словарь иностранных слов русского языка

Сущ., кол во синонимов: 4 иван дурак (1) лиса патрикеевна (8) ловкач (66) … Словарь синонимов

ТРИКСТЕР Этнографический словарь

трикстер - трикстер, шутовской персонаж в мифологии … Энциклопедия «Народы и религии мира»

Человеческий или животный персонаж, существующий в мифах всех континентов. Как правило, отличается лукавством, хитроумием, способностью к трансформациям или перевоплощению. Часто выступает под маской божества или полубога: египетский Сет,… … Религиозные термины

ТРИКСТЕР - (Trickster) психологически обозначает бессознательные теневые тенденции амбивалентной деятельной переменчивой натуры.«Встреча с фигурой трикстера может впечатлять любого культурного человека. Трикстер предвестник спасителя. Он одновременно и… … Словарь по аналитической психологии

Шутовской персонаж в мифологии … Этнографический словарь

ТРИКСТЕР - шутовской персонаж в мифологии … Словарь этнографических терминов

трикстер - іменник чоловічого роду, істота … Орфографічний словник української мови

Книги

  • , Волхв Богумил. Йога, античные киники, шаманский бубен, скомороший колпак, хаома… Что может объединять столь разные образы? Ответ прост, но на поверхности он не лежит. Разобраться втом можно, если начать…
  • Трикстер в славянской традиции. Мистические практики Шуйного пути , Волхв Богумил. Йога, античные киники, шаманский бубен, скомороший колпак, хаома... Что может объединять столь разные образы? Ответ прост, но на поверхности он не лежит. Разобраться втом можно, если начать…

Пост №3: Хранитель порога

Пост №4 - Вестник, Союзник, Перевертыш


Начнем с Трикстера


Трикстер - пожалуй, самый популярный термин из мифологии. Вы либо прекрасно знаете и без меня, что такое трикстер, либо и так догадываетесь, потому что слышали слово не раз. Но на всякий пожарный:

Трикстер (англ. trickster — обманщик, ловкач) архетип в мифологии, фольклоре и религии — «демонически-комический дублер культурного героя, наделенный чертами плута, озорника» божество, дух, человек или антропоморфное животное, совершающее противоправные действия или, во всяком случае, не подчиняющееся общим правилам поведения. Как правило, трикстер совершает действо не по «злому умыслу» противления, а ставит задачей суть игрового процесса ситуации и жизни. Не сама игра жизни, а процесс важен для трикстера. В художественных произведениях трикстеры часто выступают в роли антигероев. «Трикстер - ум без чувства ответственности».

Вот что говорит нам Википедия. Проще говоря, Трикстер - это персонаж-проказник. И самый известный трикстер всех времен - это Локи, скандинавский бог.


Зачем нужны трикстеры?


У Трикстера несколько функций. Во-первых , он как и Вестник работает катализатором - изменяет положение вещей вокруг, заставляет меняться окружающих, правда, не меняясь при этом сам. Трикстер нарушает привычный устоявшийся ход жизни, устраивая каверзы подставы, и далеко не всегда добрые, но и далеко не всегда злые.


Тристер амбивалентен, что значит - противоречив, одновременно и зол, и добр. Но не как Хранитель порога, который ни зол, ни добр, а сам по себе, а именно и зол и добр одновременно. Такой вот сложный персонаж.


Вторая задача Трикстера - смешить . Это безусловно комический персонаж, он шутит шутки сам и часто сам становится объектом ответной шутки.


И наконец, третья задача , прямо вытекающая из первых двух: Трикстер - эстественный, природные, так сказать, противник статуса кво , то есть текущего положения вещей, устоявшегося мнения о себе других персонажей. Трикстер опускает Героя и остальных с небес на землю, приближает недосягаемых богов к обычным людям, снижает пафос.


Как и Перевертыш, Трикстер меняет угол зрения Героя, обогащает, пусть и агрессивно, картину мира.


Трикстер - зло?


Да вот в том и дело, что нет. Трикстер - любимый герой публики, главный герой множества сказок всех народов мира. Трикстер - воплощение победы ума и ловкости надо грубой силой и властью. Тристер - это лис, обманывающий льва, заяц обыгрывающий волка, черепаха, побеждающая зайца в беге. Мы обожаем Трикстеров. Почему?


Потому что они противоречивы. Они добиваются нашей любви смелыми неординарными поступками и юмором, но остаются при этом несовершенными и не стесняются этого. Наоборот, они утверждают, что весь мир несовершенен, и это нормально. Мало ли что там цари и боги себе навоображали. Прицессы тоже какают.


В общем, Трикстер может быть Героем и Антигероем, может быть спутником и помощником Героя, может быть неоднозначным приспешником зла, который все обернет в свою пользу. Часто бывает, что Трикстер - вообще третья сила, у которой свои цели, и от которой достанется всем - и Герою, и злодею.


Одиссей - самый известный, наверное, Герой-Трикстер из мифологии.


Трикстеры в жизни


При подготовке к посту мне на ум пришли интернет-тролли, как воплощения современных трикстеров. Задача тролля - не доказать свою точку зрения, а вызвать у вас негативные эмоции. Тролли не спорят, они развлекаются, подначивая вас, обнажают ваши болевые точки. Как мы помним, троллей лучше не кормить, а сделать выводы - чем и почему вас задели высказывания тролля. И укрепить там защиту.


Это привер внешнего трикстера. Но гораздо полезнее уметь обращаться с внутренним трикстером, вернее отращивать себе его. Я не призываю сейчас становится интернет-троллем, но принятие на себя роли Трикстера может помочь Герою победить более сильного и могущественного злодея - да-да, с помощью смекалки и смеха! - или миновать Хранителя порога. Полезно побыть Трикстером, не забывайте об этом!


Женская версия Трикстера


У меня возникли некоторые проблемы с тем, чтобы припомнить известных трикстеров-женщин для иллюстрации, и я полезла в матчасть, чтобы разобраться с вопросом. Дело в том, что Трикстер амбивалентен не только в отношении добра и зла, но и в отношении пола. Трикстер очень близок Перевертышу, часто обе эти роли берет на себя один персонаж. Исторически, в сказках и мифах, тристеры частенько обладали признаками обоих полов - тот же Локи стал в свое время мамой Слейпнира, восьминогого коня Одина. Так что не стоит думать, что женщины обделены трикстерскими чертами. Просто их наличие сразу выводит героиню из разряда “хороших девочек”, а общественная мораль такого не любит.


Среди героинь Шекспира много девочек-трикстеров - например, Виола - главная героиня "12 ночи". Она не только не стесняется переодеться в мальчика (см. амбивалентность Трикстеров), но и вполне комический персонаж, высмеивающий гордую и пафосную Оливию.


Тень


И вот мы добрались до образа, который ближе всего к роли злодея. Но и здесь все не так просто. Начнем все же с очевидного.


Что такое Тень?


Это воплощение наших тайных страхов, подавленных чувств и мыслей, все, что мы загоняем вглубь себя, в надежде, что если мы не будем обращать на это внимание, оно само рассосется. Но это так не работает. Наоборот, в темноте и тишине подсознания Тень копит силу, растет, и может однажды прорваться наружу и даже захватить над нами контроль. Да она уже иногда взбрыкивает, когда вы глупо оговариваетесь или внезапно забываете сделать что-то важное - это ваша Тень подает признаки жизни. Она есть у каждого.


В историях Тень воплощается в злодея. Это самый простой выход - дистанцироваться от Тени. Объявить ее соврешенно отличной от вас сущностью. Снять с себя ответственность и отдать ее тому, кто “одет в черное, усат, грязно ругается”.


Чего-чего, а женщин-Теней в искусстве пруд пруди. Все feme fatale относятся к этому архетипу. И это не потому что, "бабы злые" в глазах авторов-мужчин, а потому что миф о сражении с Тенью повествует о схватке с собственной теневой стороной, в данном случае - с вытесненой Анимой, женской частью психики, которая будучи заброшена и задвинута на ндцатый план, может погубить героя.


Как победить Тень?


Самый главный секрет победы над Тенью - вывести ее на свет, перестать прятать источник Тени, разобраться в себе. За этим люди и ходят к психоаналитикам - понять, что с тобой происходит, понять, что корень проблемы внутри, а не снаружи.


В историях это воплощается в гуманизации Тени. Мы быстро приедаемся и перестаем верить в картонных чОрных властелинов. Мы наделяем злодеев человеческими качествами, делаем их противоречивыми, понятными, приближаем к себе.


Вы же знаете, что никто сам не считает себя злодеем. Злодей - это Герой или скорее Антигерой своей собственной истории.


Тень - не зло


Мало того, Тень сама по себе не зло. Также как Трикстер, Перевертыш, Хранитель Порога. Это словно бы заговор разных элементов и функций нашей психики. Так уж устроила эволюция, что мы развиваемся, растем, становимся лучше в условиях конфликта, соревнования, борьбы. И организм сам устраивает нам эту борьбу для нашего же блага.


Если Хранитель порога - это воплощение ваших неврозов, то Тень - это воплощение психозов, гораздо более серьезный противник. Да, организм может перестараться и в попытках усовершенствовать вас в сражении с самим собой - погубить.



Правила мифологической грамотности


Мифологическая грамотность нужна, чтобы не продуть битву самому себе. Правила простые:


    Не кормите свою Тень, не загоняйте ее в глубину, где она окрепнет и сможет управлять вами. Практикуйте осознанность и внимание к самому себе. Дружите со своей Тенью, и она станет вашим союзником, укрепит вас перед вешними схватками. Короче, знайте самих себя, свои страхи, свои чувства и их причины. Не врите себе.


    Не сражайтесь с Хранителем порога, решите его загадку и превратите в союзника.


    Помните, что задача Перевертыша - расширить вашу картину мира. Это не двуличие, это многообразие.


    Иногда сами становитесь Трикстером, чтобы победить более сильных противников ловкостью и умом. Смейтесь над собой сами, не важничайте, и тогда Трикстер будет против вас безоружен.


    Прислушивайтесь к Менторам и умейте отличать ложных менторов от истинных. Ложные не дают вам даров, а сами их с вас получают.


    Прислушивайтесь к вестникам - не упускайте возможности и зовы к приключениям.


    Приобетайте союзников и помните, что самый главный враг - внутри вас самих.


    И наконец, помните, что суть Героя - это альтруизм, жертва во имя других людей, самоотверженность и защита более слабых. Эгоизм превращает вас в Антигероя и ведет к проигрышу.


И еще одно важное заключение


Мы рассмотрели всех персонажей - Героя, Ментора, Хранителя порога, Вестника, Союзника, Перевертыша, Трикстера и Тень. Вы неоднократно могли заметить, что часто функции этих персонажей пересекаются или соединяются в одном человеке. Это нормально. Даже более того - это хорошо. Сочетание ролей делает персонажа глубоким, достоверным, неоднозначным. И наоборот, персонаж, ограниченный только одной функцией, только одним амплуа, становится картонным, одномерным, скучным и не вызывает сочувствия и доверия.


Так что, да - Герой может быть Ментором для кого-то, может внезапно становится Перевертышем или принимать на себя роль Трикстера. У него есть своя Тень, с которой он дружит или конфликтует.




Трикстер или Тень Джокер? Поди разбери! В то время как он, безусловно, сразу обе сущности.

Роли накладывают кое-какие ограничения на их носителя и регулируются работой неких правил, но они ни в коем случае не должны сковывать рост и развитие персонажа, то есть вас. Помните, вы - Герой, а Герой может примерять разные маски и обличия, даже его собственный “героизм” - маска, которую можно снять, потерять, приобрести. И это хорошая новость!


В следующий раз мы поговорим о самом “пути героя” и начнем разбор его структурных элементов.

___________________________________


Упражнение №5


    Возьмите свою сказку - впрочем можно и любое другое произведение вообще - и попробуйте представить, что было бы, если бы Герой вел себя, как Трикстер. Как он тогда решил бы свои задачи?


Например: Золушка. Будь Золушка не послушной безответной доброй девушкой, а озорной, острой на язык оторвой, которая не стесняется переодеться в мальчика, если надо, как бы она повела себя в столкновении с мачехой? А при подготовке к балу? А при знакомстве и Феей-крестной? Как бы она завоевала Принца?


    А теперь проделайте тоже самое с Тенью. Предствьте, что в сказке нет злодея. Что все проблемы Героя вызваны, спровоцированы, допущены им самим? Как изменится история?


Например: Король Лев. Что есть не было никакого дяди Шрама? Что если Симба действительно стал причиной гибели отца на охоте по неосторожности, и чувство вины выдумало ему злобного дядю. Симба сбежал от ответственности перед самим собой, а в это время прайд и королевство без короля захирели, начался голод, гиены захватили власть. Но Симба повзрослел, вспомнил и осознал. Он смог преодолеть в себе чувство вины, взял на себя ответственность за будущее прайда, вернулся и возродил королевство. Изменилась ли сказка? Какой напрашивается вывод?

1. Введение…………………………………………………………………...…3

2. Смех…………………………………………………………………………...4

3. Психология трикстера….……………………………………………………7

4. Трикстер в современном мире и искусстве……………………………….10

5. Заключение………………………………………………………………….12

6. Список используемой литературы...............................................................13

ВВЕДЕНИЕ

Так кто же такой этот самый трикстер? Загадочная, архаичная фигура, без которой не обходится ни одной мало-мальски большой и важной истории. Шут и паяц, жрец и шаман, бог и культурный герой. Маску трикстера может носить любое существо, и в тоже время, это совершенно иное самосознание.

Изначально комическая фигура трикстера не была смеховой. Его главная функция была нарушение запретов. Позднее это нарушение переросло в игру, для уменьшения или предотвращение катастроф. Трикстер сам по себе разрушитель. Но это вовсе не делает его фигуру злодейской. Хотя в средневековье, все, что было связано со смеховой культурой, представлялось как происки дьявола.

«В средние века христианской Европы трикстер порождение дьявольского - дьявол трактовался как simian Dei, как «обезьяна Бога», его недостойный подражатель, трикстер, полишинель неба и земли». (цитата статьи Манина - Мифологический плут»)

Но давайте разберемся подробнее, кто же такой трикстер изначально, и кем он стал сейчас? Для этого нам необходимо понять его мотивы, психологию и так же, что такое смех, стихию которого воплотил для нас трикстер.

СМЕХ

Что такое смех и в чем секрет смешного?

Есть существенная разница между комическим и трагическим.

В древнем комедией называли все, что относилось к низу, к земному и противоположному возвышенному. Первые комедии современному человеку вовсе не покажутся смешными. И это правильно, ведь в них показывалась реальная жизнь, а она и считалась низкой. Все что было связано с физиологией, с телом, то и было комично. Быть голым это комично.

Современное понимание смешного в комедиях изменилось. Соотношение юмористических моментов примерно 1 к 2м, то есть мы почти постоянно над чем-то должны смеяться. А как можно смеяться над «Божественной Комедией» Данте? (не беру во внимание ее постановки и особенно последний корейский полнометражный мультфильм «Ад Данте», который по сути считаю неудачной пародией на великое произведение, и без должной подготовки и хорошего чувства юмора смотреть не рекомендую.)

Однако же действия трагедии, как древней, так и современной вызывают у нас одинаковые чувства: страх скорбь, или сопереживание героям. И не важно, будет это «Медея» Еврипида, «Гамлет» Шекспира, или совсем уж современный «Похороните меня за плинтусом» Павла Санаева.

Так почему трагическое универсально, а комическое культурно зависимо?

Комическое и смешное имеет несколько основных свойств:

Во-первых, оно зависит от человека, смешно только то, что мы привыкли воспринимать как смешное. Пейзаж не может быть смешным. А если и является таковым, то только из-за вызванных у нас ассоциаций.

Во-вторых, смех обычно рождается, когда человек спокоен, если он перевозбужден, то воспринимать комическое он не будет, или же смех вырвется у него нервный, непроизвольный, не веселый.

В-третьих, конечно же, смех социален. Даже в том случае, когда человек один и посмеялся над какой-то своей оплошностью, он смеется над ней, представляя ситуацию со стороны.

В-четвертых, нам всегда гораздо смешнее слышать или рассказывать о смешных ситуациях, а не видеть их. Если рассказчик имеет хорошее чувство юмора, наша фантазия всегда подыграет ему, а испытываемое рассказчиком возбуждение передаётся и нам. Смех заразителен.

Итак, феномен смеха описан - вопрос стоит в его сущности, зачем он нужен. В отличие от внешнего описания наблюдательность здесь не поможет, требуется понять (или придумать) механизм феномена, встроенный в реальный (в данном случае - социальный) мир.

«Жизнь и общество требуют от каждого из нас неустанного и настороженного внимания, позволяющего вникать в каждое данное положение, а также известной гибкости тела и духа, позволяющей нам приспособляться к этому положению. Напряженность и эластичность - вот две взаимно дополняющие друг друга силы, которые жизнь приводит в действие. А если их нет у тела? Это приводит к разного рода несчастным случаям, увечьям, болезням. А если их лишен ум? Отсюда всевозможные формы психических расстройств и помешательств. Если, наконец, то же происходит с характером, то мы являемся свидетелем глубокой неприспособленности к общественной жизни, нищеты, а порой и преступности. Обществу недостаточно раз и навсегда установленного согласия между людьми, оно требует от них постоянных усилий по взаимному приспособлению. Малейшая косность характера, ума и даже тела должна, стало быть, настораживать общество как верный признак того, что в нем активность замирает и замыкается в себе, отдаляясь от общего центра, к которому общество тяготеет. Однако общество здесь не может прибегнуть к материальному давлению, поскольку оно не задето материально. Оно стоит перед чем-то, что его беспокоит, но это всего лишь симптом, едва ли даже угроза, самое большее - жест. Следовательно, и ответить на это оно сможет простым жестом. Смех и должен быть чем-то в этом роде - видом общественного жеста.» (цитата из книги Анри Бергсон "Смех" (Henri Bergson "Le Rire", 1940))

Итак, что же получается? Смех в обществе это порицание несовершенства отдельного индивидуума, предмета, или общества в целом. Не вписываемого в общественные нормы. И это как раз то, что нам нужно!

Трикстер это нарушитель всеобщих норм. Трикстер смешон, потому как общество его боится, страшится его проказ, его действий, и для сдерживания трикстера в рамках, оно смеется над ним. Принижает его значение и относит к смеховой, низменной системе. Сам же трикстер этому не противится.

Мифологические трикстеры - это антагонисты культурных героев. Чаще всего братья или друзья, но иногда предстают по другую сторону баррикад и являются врагами.

Но мифологический трикстер, по сути, не является злом. Давайте рассмотрим его психологию.

ПСИХОЛОГИЯ ТРИКСТЕРА

Мифологические и эпические герои часто «ощущаются «лишенными психологии» - то ли от того, что, по Юнгу, они сами по себе суть порождения психики, манифестации бессознательных архетипов; то ли от того, что, согласно Фрейденбергу и Леви-Стросу, они не столько субъекты жизненных действий, сколько заместители когнитивных категорий.» (цитата из статьи Манина).

Трикстер же не таков, он нам во многом понятен. Более человечный, он часто становится героем сказок, легенд и приданий. Трикстер психологически наполнен, в нем постоянно происходит конфликт культурного с докультурным, низменного и высшего.

Ядром комплекса плута является ювениальность, то есть юность, но не то что мы понимаем под этим словом сейчас, а та древняя юность, когда дети только к 10 годам более-менее начинали говорить, а в 14 уже проходили обряд инициации и становились взрослыми. Трикстер, как раз вот такой вот вечный юноша от 10 до 14, не могущий войти в зрелый период, не отвечающий за свои поступки, интуитивен и игрив. Его чертой является так же склонность к путешествиям и сильная потребность в новых знаниях. Трикстер очень любопытен, и от этого он часто совершает роковые поступки. Локки хотел узнать, что будет, если Бальдр умрет, и он это подстроил. Локки хитер, к его мудрости не раз уже обращались ассы, но в тоже время у Локки множество знаний и сумбур в их применениях.

То, что мифологический плут это обманщик - знают все. Но суть не в его обмане, а в том, что трикстер один из первых владеющих языком. Он пользуется речью как оружием, для достижения своих целей. В этом его гениальность. Он управляет поведением партнера через язык.

Трикстер свободен от предрассудков и вечно стремится вперед. Это очень знакомо нам по переходному периоду юношества, «все законы и запреты нам нипочем». Вот и трикстер их нарушает, и тем самым в глобальных масштабах движет общество к прогрессу, к переосмыслению. Ведь не зря говорили, что правду, царю и королю мог сказать лишь придворный дурак. Шуты это те же трикстеры, не сдержанные на язык, они интригуют и говорят пророчества. Часто такие пророчества называют лжепророчествами, но это не совсем так. Трикстер обрисовывает путь, по которому герой может пойти, а может и избежать его. Пророчество, тут скорее предупреждение об опасности, а не злонамеренная подтасовка фактов.

Трикстеры, так же покровительствуют ученым. Локки, Сырдон, Ворон, Мефистофель и другие, все они учили человека и побуждали в нем страсть к познанию. Но трикстер в этой своей форме опасен, он наслаждается знаниями и в своем любопытстве и жажде может довести и до беды. В этой ученой эйфории он становится гебефренным психотиком, то есть уходит в себя, ведет себя как ребенок, не различает добра и зла, капризничает, проявляется нервозность, повышенная сексуальная тяга, гротескное изменение психики.

Из всего этого мы видим двоякую фигуру трикстера. С одной стороны он учитель и мудрое прорицающее и предостерегающее божество, с другой совершенный ребенок, причем ребенок избалованный и не признающий ни авторитетов, ни каких либо запретов. Из-за этого, понять намерения трикстера крайне сложно… почему он делает то, а не иное? Не потому, что так нужно, нет. Потому что он этого хочет, а вот причины его поступка кроются только в нем самом, так как он сам себе авторитет.

У Манина, многое объясняется через познание человеком языка и возникающих при этом трудностях. Он уверен, что все странности трикстеров, будь то дерущиеся сами с собой руки Вакдьюнкага, или неразборчивое бормотание Гермеса, даже хульная речь Ворона, связаны со становлением речи и расстройством или даже раздвоением при этом психики.

Как пример можно привести шаманскую болезнь. Человек ей подверженный перестает вести себя социально и ему приходится пройти через обряд посвящения(камлание). А в дальнейшем уже и стать шаманом.

То есть люди изначально выделяли отличных от них личностей с антисоциальным поведением и, или осмеивали их, или превращали в служителей культов. Все что необычно исходило извне, снизу или сверху.

Выходит, что фигура трикстера, порой была даже важнее верховных божеств, так как несла в себе понятную и в тоже время таинственную материальную ниточку к небу, к неизвестному. Трикстер - это связь с небесным.

Не зря Мефистофель говорил о себе как о «вечно желающем зла, и вечно творящем добро».

Это суть трикстера.

ТРИКСТЕР В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ И ИСКУССТВЕ.

Наверное, самым известным трикстером России является Жириновский. Непредсказуемый и неудержимый в словах, он отлично визуализирует главные черты трикстерства.

Но мне больше интересна не политика, а искусство, и тут мы тоже не можем обойтись без присутствия трикстера. Правда сейчас роль шутника и проказника трикстера сильно исказилась в силу культурных запретов и цензуры.

Но наиболее приближенными к древним трикстерами можно считать «Бивис и Бадхет», «Симпсоны» и «Сауз парк» в мультипликации, ну и ряд передач и сериалов подобного типа в игровом жанре вроде тех же «6 кадров» или более черное «наша раша». Это юмористические и сатиристические сериалы, кривым зеркалом отображающие окружающую действительность и, осмеивая, показывающие недостатки и проблемы общества. То есть они являют собой лишь одну из сторон трикстерства, это указание на отклонения от нормы и поучение через это правильному поведению в обществе.

Но также есть и более мягкие формы трикстеров, такие как второстепенные персонажи в мультфильмах и фильмах, несущие в себе комические стороны, разрушительные функции и образ прорицателя, направляющие главного героя, напоминающие ему о цели или задающие ее.

В мультипликации полнометражные классические фильмы не могут обойтись без вот такого вот персонажа. Давайте вспомним самые известные примеры в оскораносном «Короле льве».

В этом мультфильме задействовано много трикстеров, или групп трикстеров.

Первыми, конечно же вспомнятся комедийная парочка Тимон и Пумба, которые спасают жизнь принцу, воспитывают его в аморальных и антисоциальных лозунгах типа «Хакунаматата», то есть наплюй на все и живи в свое удовольствие, не делай себе проблем. Это довольно яркая черта трикстерства - а именно нарушение запрета. Симба принц и он должен нести ответственность за свое царство, за свой прайд, а он забывает об этой ответственности, отворачивается от нее по наушению трикстеров. Но в тоже время какими бы телесными и земными Тион и Пумба не были, они учат его таким вещам, которые по идее знать не должны. Вспомним сцену, где они смотрят на звезды, и Пумба дает научное их определение. Здесь это определение выглядит комичным, но только из-за того, что персонаж никак не мог об этом узнать, значит, это было озарение. И далее они первые говорят о том, что пришла любовь, и значит пришли и проблемы, и это их функция как трикстера, сказать о плотском, о низком, о возвышенном же говорят главные герои. Далее раскрывается и мотив страсти к путешествиям трикстеров, а именно Тимон и Пумба отправляются вслед за Симбой на земли прайда.

Еще один трикстер это Рафики- обезъяна-шаман, духовный проводник Симбы, открывающий ему глаза на суть вещей. Главный герой слеп и беспомощен, не смотря на всю свою силу и высокую ступеньку в пищевой и социальной цепочке. Без помощи трикстеров, без направления, он не смог бы увидеть и высшего, духовного, то есть встретиться со своим отцом и найти самого себя.

Функцию же рока берет на себя другая группа трикстеров, это гиены. Изначально они показаны нам антисоциальными, их не принимают и не понимают, но именно они наказывают Симбу, изгоняя его с земель прайда, именно они убивают Шрама за предательство. Гиены анархисты, но в мультфильме есть момент и прорицания, а вернее лжепрорицания связанный с ними. В начале на песне «Скар будет королем» мы видим четкую картину фашизма, марш гиен это апофеоз действия. И мы видим, к чему привела подобная диктатура. Опустошение. Смерть земли. Гиены тут еще связываются с огнем, а огонь во многих легендах связывался с богами трикстерами. Локки был богом огня, Кицуне - лисы оборотни Японии несут с собой огонь, лис Рейнар из французских сказок, Кутх ворон - сжигающий землю в охоте за мышами, и очищающий ее. И тут Гиены, живущие вблизи вулканов, и в конце появляющиеся из огня, это все указывает на их очищающие функции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, я выяснила, кто же такой трикстер и в чем его особенность. Играющий юный и не отдающий себе отчета в своих действиях, незлонамеренный, любопытный и увлекающийся, вечно молодой герой, способный указать истинный путь через обман и ложь, вызывающий смех своей не социальностью и тягой к нарушению правил. Вот такой вот он мифологический трикстер. Каждая культура выявила своего мифологического плута, каждая эпоха по-своему воспринимала его проказы и пророчества.

Трикстер и сейчас актуальная фигура и изучение его глубинной психологии как знать, может быть поможет открыть человечеству еще не одну загадку, подсмотренную хитрым шутом у Бога.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?