Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

"Теория Родиона Раскольникова" (урок по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Меню статьи:

«Преступление и наказание» Федора Достоевского – роман теоретически сложный. Значительную часть произведения занимает «теория Раскольникова», которая отнюдь не является плодом писательского вымысла. Автор старается отобразить в романе тенденции, которые господствовали в области философии, идеологии и социальных теорий того времени.

Связь теории Раскольникова и ницшеанства

Идеи немецкого философа Фридриха Ницше воплотились не только в философии. Эти идеи легли в основу и литературных течений, где также известно направление ницшеанства.

Итак, ницшеанство выступало, во-первых, против натурализма, а во-вторых, главную роль здесь играло учение о «сверхчеловеке». Однако, для литературы характерно переосмысление этой философской идеи. Сверхчеловек предстает как:

  • личность, воплощающая знания и дух;
  • высшая сущность;
  • человек с правом вести других (низших людей, «чернь») к цивилизации.

Другая идея, которая прослеживается в «Преступлении и наказании», связанная с ницшеанством, относится к осмыслению роли христианства. Старое, традиционное представление о христианстве ломается, рушится в концепции Ницше, ведь философ считает эту религию ресентиментом. Вместо этого предлагается идея «воли к власти», которая трактуется также как «воля к силе».

Ницше и Достоевский

Проблема, которая озаглавлена здесь как «Ницше и Достоевский», находится в центре исследования творчества Федора Достоевского на Западе.

В философии есть мнение, что роман русского писателя выступил в роли «предтечи Ницше». Ну а факт, что немецкий мыслитель был знаком с творчеством Достоевского и уважал писателя, как и идеи, высказываемые тем в произведениях, тоже стал общим местом в таких исследованиях.

Во времена написания романа, по свидетельству литературных критиков, российская молодежь увлекалась идеями Ницше. Философия немецкого мыслителя говорила, что человек сегодня живет в унизительном положении, но если человек – это канат, который протянули над пропастью, это молния, ударившая из тучи, то следует найти выход из этого положения.

Теория Раскольникова и проблемы общества

В «Преступлении и наказании» Федор Достоевский выворачивает наизнанку подкладку состояния общества современной писателю России. На страницах романа раскрываются социальные пороки: склонность к прелюбодеяниям и проституции, алкоголизм, неумеренность в удовлетворении потребностей и другие социальные раны. Все это, пишет автор, – результат общественного неравенства.

Федор Достоевский замечает, что увлечение идеями индивидуализма, «сверхчеловека» (иными словами) – это бегство, эскапизм, позволяющий забыть о проблемах.

Истоки теории Раскольникова

Как читатель помнит: центральный персонаж романа Федора Достоевского, Родион Раскольников, живет в жутких условиях нищеты и крайней нужды. Квартира, которую герой арендует, скорее напоминает каморку, нежели жилье. Учебу Раскольников вынужден бросить: причина та же – нехватка денег.

Жалкие условия жизни толкают Раскольникова в увлечение идеями индивидуализма. Образованный и эрудированный, Родион остается наедине со своими мыслями в каморке, где живет. Здесь же в голове юноши зреет коварный план: преступление, призванное освободить мир от воплощенного зла – старухи, у которой герой проживал на пансионе.

Ранее Родион написал в газету статью, символически озаглавленную – «О преступлении». Это и разговор, который юноше удается случайно услышать, становятся толчками к реализации идеи, зревшей в мыслях главного героя.

Сверхчеловек и преступление

В теории Раскольникова содержится идея, что сильная личность, в концепции Ницше – сверхчеловек, имеет право на преступление. Другими словами, сверхчеловек живет по иным законам, и то, что для остальных будет преступлением, для сильной личности – закон.

Родион считал, что, рождаясь, люди уже распределены на два «лагеря»: в первой группе находятся необычные, уникальные личности, которым уготована специфическая судьба, а во втором – люди ведомые. Первая группа людей наделена даром, талантом изменять существующее положение вещей, вносить новую струю в развитие общества.

Великие полководцы, писатели, художники, ученые – люди, которые меняют ход истории, содействуют социальному прогрессу, относятся к тем, кто ведет других. Цель оправдывает средства – под таким девизом живут эти личности. Читатель, разбирающийся в философии, заметит, что теория Раскольникова противоречит просветительским идеям Иммануила Канта.

Кант – тоже немецкий философ. В концепции Канта цель не может оправдывать средства: над всем довлеет категорический императив и высший моральный закон. Если Раскольников уверен, что в любой войне есть человеческие жертвы, и человек порой выступает средством, то Кант говорил: человека всегда следует воспринимать лишь как цель, но никогда как средство.

Раскольников и теория героя «Преступления и наказания» отвергает наличие нравственного, морального закона для сверхчеловека, для сильной, высшей личности. Эта категория называется в романе «право имеющими», другая же группа людей именуется «тварями дрожащими».

Воплощение теории Раскольникова

Писатель характеризует Раскольникова как гордого, тщеславного человека. Конечно, Родион не мог отнести себя к группе ведомых: главный герой считал себя однозначно ведущим.

Близится время внесения платы за жилье и Раскольников впадает в отчаянье, ведь денег у студента в карманах не водится. Кажется, более подходящего момента реализовать идеи и проверить собственную теорию – на своей жизни – не найдется. Тогда Раскольников совершает страшное преступление: Родион убивает старуху-процентщицу.


В теории студента, это убийство призвано принести благо человечеству, ведь старуха мыслилась Раскольниковым как существо жалкое и низкое, отравляющее жизнь. Для сверхчеловека вымарать руки кровью – привычное дело, если это служит высшей цели.

Наказание

В теории, выстроенной Раскольниковым, юридическое наказание, суд не воспринимается карой за проступок. Конечно, Родион не хочет быть арестованным и судимым. Но избежав наказания буквой Закона, герой не сумел избежать наказания совестью.

Совесть – судья и палач в одном лице, совесть – страшнее каторги, ведь от нее не скрыться, не сбежать.

Родион ощущает себя в вакууме, в изоляции. Герой не общается с семьей: оказавшись в одиночестве, Раскольников понимает, что его нынешний удел – соответствующий фамилии душевный раскол. Родион совершил преступление против христианских ценностей, против человечности в целом. Убийство уравнивает героя с другими преступниками (Свидригайлов или Лужин). Раскаиваясь и осознавая глубину душевного раскола, Родион говорит, что убил не старуху, но себя.

Убийство словно сводит на нет положительные качества Раскольникова. Родион из нигилиста становится раскаивающимся преступником, обращающимся к Богу. Это – основное доказательство неправильности убеждений главного героя, неправильности теории Раскольникова.

Уроки, вынесенные после прочтения «Преступления и наказания»

Причины и последствия проступка

Читательские мнение разделяется, когда речь заходит о причинах, толкнувших Раскольникова на совершение преступления: первая версия говорит, что исток проступка – нищета, вторая же – теория главного героя.

Вы сюда попали не зря! Предлагаем ознакомиться с Федора Достоевского

У Раскольникова есть собственная классификация людей: герой делит представителей человеческого рода на «низших людей» и «собственно людей». Себя герой, безусловно, относит к «собственно людям», то есть тем, кто ведет и задает тон, «право имеет».


Впрочем, Раскольников отвечает не на все вопросы, касательно его теории. Например, Порфирий Петрович, следователь, спрашивает главного героя, есть ли критерии, чтобы отличить «собственно людей» от «людей низших», но Родион не дает на этот вопрос ответа.

Соня Мармеладова

Роль Сонечки Мармеладовой велика: героине надлежит привести Раскольникова к душевной целостности. Соня остается с Родионом даже в самые тяжелые минуты: девушка едет с ним в ссылку, на каторжные работы, помогает вернуться в лоно христианства, принимая раскаяние в содеянном проступке.

Софья учит героя, что душу можно облегчить, если признать вину. Примечательно, что именно Соне Раскольников раскрывает сердце и рассказывает о совершенном убийстве. Соня становится для героя своеобразным спасением.

В своем социальном, психологическом и философском романе “Преступление и наказание”, написанном в 1866 году, Федор Михайлович Достоевский воспроизвел жизнь России в 60-е годы XIX столетия, когда страна переживала мощные социальные сдвиги и перемены.

Резкой критике Достоевский подвергает буржуазную цивилизацию, которая порождает не только видимое зло, но и то худшее, бесчеловечное, что таится в глубине человеческого сознания.

Главным героем романа является Родион Раскольников, бывший студент, который живет в глубокой нищете без всякой надежды на какое-то улучшение своего положения. Но, несмотря на то что Раскольников является всего лишь “маленьким человеком”, он - яркая индивидуальность. Он умен, наделен выдающимися способностями, склонен к самоанализу, любит ближних.

Но нищета, из которой уже не способен подняться человек, комната, похожая на гроб, постоянные крики и стоны людей - все это повлекло за собой рождение теории Раскольникова.

Он понимал: для того, чтобы изменить свою жизнь, судьбу матери и сестры, надо изменить весь существующий порядок вещей. В нем рождается чувство протеста, и он восстает против всего мира в одиночку, по своей, им самим выработанной программе.

Анализируя причины существующего в мире несправедливого порядка вещей, Раскольников приходит к выводу, что на свете существует два разряда людей: “материал”, годный лишь для воспроизводства себе подобных, и гении, такие как Магомет и Наполеон, которые имеют право жертвовать ради своих интересов жизнями других людей, не останавливаясь при необходимости и перед преступлениями.

Для того чтобы избавить мир от несправедливости и доказать себе, что он не “тварь дрожащая”, Раскольников идет на убийство старухи-процентщицы. Он одержим идеей всеобщего блага. Желая сделать мир лучше, он становится убийцей и несет наказание за содеянное преступление. Жизнь преподносит ему урок, заключающийся в нравственных муках, которые он испытывает после совершения убийства. Достоевский исследует сознание и подсознание героя. Подсознание подсказывает герою, что он убил не старуху, а себя, свою душу. Для этого писатель вводит в текст романа сны и видения героя.

Содеянное зло никому не принесло пользы. После совершения преступления герой постоянно подвержен и болезни физической: он часто впадает в беспамятство, его лихорадит. Он ослаблен, порой не может даже подняться с кровати. Он уже и сам осознает, что напрасно уверил себя в высшей целесообразности и оправданности своего “эксперимента”. В этот момент он решается открыть свою тайну Сонечке Мармеладовой, которая также является преступницей, нарушившей нравственный закон, погубившей свою душу. Именно Соня, ее жертвенность, милосердие, смирение, покорность судьбе сыграли ведущую роль в развенчании теории Раскольникова. Он осознает, что его эксперимент ни к чему не привел: он не реализовал себя как сверхчеловек.

Предпринятая им проба доказала, что Наполеон и Мессия в одном лице несовместимы, что тиран и благодетель рода человеческого несоединимы в одном лице. Его попытка привести мир к справедливости и доказать себе свое высокое назначение в мире людей терпит крах. При этом терпит крах и теория Раскольникова. Осознав неправильность своих суждений, он сознается в убийстве и получит справедливое наказание, которое явится для него освобождением от нравственных мук.

Родион Раскольников, осознав гибельность своей теории, ее античеловеческую, антигуманную сущность, возрождается к новой жизни - “впрочем, - говорит Достоевский, - это уже совсем другая история”.

Таким образом, писатель в своем романе проводит мысль, что преступление, какую бы благородную цель оно ни преследовало, недопустимо в человеческом обществе, что теория, направленная на уничтожение даже одного человека, не имеет право на существование.

Роман Достоевского «Преступление и Наказание»- это повествование о том, « как долго и трудно сомневалась, колебалась, билась, металась душа человека между совестью и разумом, добром и злом. Это была упорная, изнурительная борьба, и в конце её наступает признание совести, истины, очищение и обновление человека».

Родион Романович Раскольников - главный герой романа. Он «бывший студент», вынужденный оставить учебу из-за нехватки денег, живущий в беднейшем квартале Петербурга в каморке, больше похожей на шкаф. Но он человек умный, личность, способная оценивать окружающую его действительность. Именно в такой обстановке, где вынужден обитать герой, и могла зародиться его бесчеловечная теория.

Решив проверить, к какому разряду относится он сам, а также помочь матери, сестре, Мармеладовым, Раскольников убивает старуху-процентщицу, тем самым, подменяя следствием причину, ведь по его теории: если человек необыкновенный, то он может позволить себе преступление. А Раскольников действует по принципу: если я убью, то я необыкновенный. И проверяет свою исключительность не на себе, а на других, используя при этом бесчеловечные средства того уклада жизни, против которого он выступал.

Человеческая натура его не принимает этого отчуждения от людей. Оказывается, человек не может жить без общения с людьми, даже такой гордый, как Раскольников. Поэтому душевная борьба героя становится все напряженнее и запутаннее, она идет по множеству направлений, и каждое заводит его в тупик. Раскольников по-прежнему верит в непогрешимость своей идеи и презирает себя за слабость, за бездарность; то и дело называет себя подлецом. Но в то же время он страдает от невозможности общения с матерью и сестрой, думать ему о них так же мучительно, как думать об убийстве Лизаветы. И он старается не думать, потому что если начнет думать, то непременно должен будет решить вопрос, куда же их отнести по своей теории - к какому разряду людей. По логике его теории, они должны быть отнесены к «низшему» разряду, и, следовательно, топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы и на головы Сони, Поли, Катерины Ивановны. Раскольников должен, по своей теории, отступиться от тех, за кого страдает. Должен презирать, ненавидеть, убивать тех, кого любит, и он не может этого пережить. Ему невыносима мысль о том, что его теория сходна с теориями Лужина и Свидригайлова, он ненавидит эти теории, но не имеет права на эту ненависть. «Мать, сестра, как люблю я их! Отчего теперь я их ненавижу?» Человеческая натура Раскольникова здесь наиболее остро столкнулась с его нечеловеческой теорией. Но теория победила. И поэтому Достоевский как бы приходит на помощь своему герою. Сразу же после этого монолога он описывает третий сон Раскольникова: тот снова убивает старуху, а она над ним смеется. Сон, в котором автор выносит преступление Раскольникова на суд народный. Эта сцена обнажает весь ужас деяния Раскольникова.

Немецкий философ Фридрих Ницше создал теорию «белокурых бестий», « чистокровных арийцев».« Люди делятся на господ и рабов, господам- сильным личностям, сверхчеловекам, - всё дозволено!»Позднее эта теория послужила основой для создания фашистской идеологии, которая принесла множество несчастий, и бед всему человечеству.

Цель, для которой требуются неправые средства не есть правая цель.

Родион Романович Раскольников – главный герой романа Достоевского «Преступление и наказание». Он оставил учебу в университете из-за своей бедности. Родион - очень умный и способный молодой человек, мечтающий о великом будущем, но в силу жизненных обстоятельств вынужденный жить в мрачной обстановке, ходить в оборванной одежде, терпеть нужду, унижение. Его маленькая комната сравнивалась автором с гробом, каютой, каморкой, а вид из окна был серым и унылым.

Такой образ жизни вполне мог натолкнуть главного героя на жуткие мысли.

В голове Раскольникова родилась теория. В статье, которую он написал для газеты, говорится о том, что все люди поделены на два типа – обыкновенных и необыкновенных. Первые нужны лишь для воспроизведения себе подобных, а вот последние способны на великие дела, они главенствуют над остальными, влияют на ход истории. Необыкновенные люди, по мнению Раскольникова, могут вершить судьбы простых людей ради благой цели.

Родион проверяет свою теорию, совершая ужасное преступление. Он лишает жизни старуху-процентщицу. Раскольников предполагает, что этим он облегчит жизнь другим людям, поможет материально, украв у старухи ценности. Родион Романович – умён, горд, неординарен, а потому считает, что относится к тем самым необыкновенным людям, что ему чужды нравственность, сожаление, угрызения совести. Главный герой неслучайно восхищается Наполеоном. По его мнению, Наполеон бы не задумывался о том, убивать старуху или нет – он бы убил ее без сожаления.

Но на деле все оказывается совсем не так. Несмотря на то, что в убийстве обвиняют совсем другого человека, и все, казалось бы, складывается благополучно для Родиона, он всё же страдает от мук совести. Он осознает, что относится к людям обыкновенным, и это не дает ему покоя. Мнительность, подозрительность, раздражительность, внутреннее напряжение Раскольникова – следствия преступления - доводят его до лихорадки. Из всего того, что взял у старухи, он ничего не оставляет себе, боясь обыска. Изначально он думал помочь нуждающимся, но в конечном итоге преступление не приносит счастья никому: ни ему, ни его близким людям. Более того, Родион оказывается отлучённым от дорогих ему людей.

Переживая страшные душевные переживания, Родион решает открыть себя Соне Мармеладовой. Она считает, что Раскольникову нужно признаться в содеянном. Соня видит спасение в христианстве. Через некоторое время Родион сам идет в полицию и признается в совершённом преступлении. Он попадает на каторгу. Соня следует за ним. На каторге происходит нравственное перерождение героя, он осознает сделанные им ошибки.

Теория Родиона Раскольникова изначально была неправильной, негуманной, бесчеловечной. Поэтому она не удалась. Главная мысль романа заключается в том, что никому не дано распоряжаться жизнями других людей, какими бы они ни были.

Урок «Мастер-класс» по теме:

«Теория Раскольникова»

(роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Подготовил:

преподаватель русского языка и литературы

«Профессионального училища - № 105»

Пешкова Наталья Владиславовна

Г. Норильск

2014 г.

Тема урока . Теория Раскольникова.

Цель урока . Раскрыть суть теории Раскольникова, разобраться в ведущих мотивах преступления.

Методические приемы . Лекция с элементами беседы,

Оборудование . Портрет писателя, текст произведения, музыкальное сопровождение, фрески «Сикстинской капеллы», живописное изображение главного героя романа, слайды.

Ход урока.

Звучит музыка (токката) И. Баха.

1. Вступительное слово преподавателя.

Почему именно Бах? Многие литературоведы отожествляют музыкальное творчество гения Баха с литературным творчеством Достоевского. Что же объединяет их? Это необыкновенная мощь, масштабность, трагичность. Практически все произведения Достоевского трагедийны, несут идею греха: убийство, самоубийство, грехопадение. Но Достоевский не был бы Достоевским, если бы его произведение – роман «Преступление и наказание», являл бы собой произведение криминального характера с описанием жизни «униженных и оскобленных». Это прекрасно делали и до него и после него. У Достоевского каждый герой является носителем определенной идеи, теории. Каковы же истоки теории главного героя?

Созданию пяти лучших романов Достоевского, один из которых «Преступление и наказание», предшествовала философская повесть «Записки из подполья», где обозначился кризис гуманистических идеалов, направленный против теории «разумного эгоизма». Взгляды главного героя отражали идеи, почерпнутые из разных европейских и русских источников и объединенные в единое и цельное мировоззрение.

2. Лекция с элементами беседы по отрывку романа.

Традиции гуманизма в русской литературе.

1. Эпоха Возрождения 14-17 века – расцвет человеческой личности, раскрепощение от пут средневекового католицизма.

2. Французские просветители, 18 век – отрицали божественную сущность мира (атеистическое миропонимание), человеческому разуму приписывались неограниченные возможности.

3. Марксизм выработал систему материалистичных представлений об окружающей действительности, соединив освободительную борьбу рабочего класса с борьбой против религии и церкви.

4. Макс Штирнер – немецкий философ (1806 – 1856). Проповедует самообожествление.

5. Фридрих Ницше – немецкий философ (1844 – 1900) учение о сверхчеловеке.

Что объединяет все эти учения?

( Отрицание Бога )

Отрицание бога постепенно ведет к оправданию дьявольского начала. Достоевский увидел зияющую бездну за этими и подобными учениями. Господь дал человеку свободу. Это великий дар, но и великий соблазн. И там, где начинается своеволие и произвол, там подстерегают человека духи тьмы. Поэтому есть три выхода из «подполья»: обретение веры, самообожествление (демонизм) и самоубийство.

Работа с опорной картой-схемой.

Рассмотрим мотивы убийства Раскольникова.

Опишите социальное положение и условия жизни Родиона Раскольникова.

Охарактеризуйте положение родных Раскольникова.

Охарактеризуйте условия жизни Мармеладовых.

Вывод. Мотивы (Одиночество, крайняя степень нищеты, страх за судьбу своих родных, гордыня, убежденность в своей исключительности, впечатления от страданий окружающих).

Каким образом главному герою пришла идея избрать жертвой процентщицу Алену Ивановну

Вывод. Идея (В услышанном разговоре студента и молодого офицера Раскольников улавливает идею, поразительно схожую с собственной: убить, глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, больную, никому не нужную, а напротив всем вредную старушонку, взять ее деньги, «обреченные на монастырь», и загладить это «крохотное преступленьице тысячами добрых дел»).

Определим теорию главного героя.

Зачитывается текст романа (пояснение Раскольниковым своей теории). Теория Раскольникова, (написанная полгода назад) изложенная героем в статье « О преступлении» и опубликованная за два месяца до преступления в газете «Периодическая речь». 3 ч. романа.

К какому выводу пришел герой, размышляя над историей?

( Исторический прогресс осуществлялся на чьих-то страданиях ).

В чем суть теории героя, в которую он верит?

( Суть в том, что одним дано право вершить прогресс, творить историю. История оправдывала жертвы законами прогресса во все эпохи.)

К какому разряду людей принадлежит сам герой?

Поделив людей на 2 категории, Раскольников сам не может определить, «тварь он дрожащая» или «право имеет».)

Вывод. Теория. (Раскольников ищет неопровержимые доказательства справедливости убийства «по совести», что явилось теорией чудовищной по своей сути, но имеющей вид стройный и убедительный. Раскольников приходит к убеждению, что человечество испокон веков делится на два разряда: на обыкновенных людей, составляющих большинство, и способных производить себе подобных; и на необыкновенных, их меньшинство, навязывающих большинству свою волю, не останавливаясь, если надо, перед преступлением).

3. Заключительное слово преподавателя.

Тема ответственности за свои деяния прослеживается у многих авторов русской и советской литературы.

Теория Раскольникова носит антигуманный характер, так как оправдывает «природное неравенство людей, беззаконие, произвол. Это роднит теорию Раскольникова с теорией фашизма, с его проповедью о превосходстве арийской расы.

Согласно концепции А. Гитлера, общество, государство и правящая партия направлялись единой волей вождя (фюрера), которая не ограничивалась никакими формальными рамками. Особую роль в жизни немецкого общества играла идеология, основанная на идеях расизма, антисемитизма и антикоммунизма

Показ слайдов с музыкальным сопровождением и комментированием.

4. Выставление оценок.

5. Домашнее задание. Прочитать 5 и 6 главы романа.

24 февраля 1920 года , «крестный отец» национал-социализма, организовал в пивном зале (Hofbräuhaus) первое из многих больших публичных мероприятий . В ходе своего выступления он провозгласил составленные им, Дрекслером и Федером , которые стали программой нацистской партии. «Двадцать пять пунктов» сочетали пангерманизм, требования отмены Версальского договора, требования преобразований и сильной центральной власти.

«Чистота нордической крови» была для нацистов критерием отнесения человека или целого народа к «высшей» или же «низшей» расе. «Истинными арийцами» признавались лишь те, кого «расологи» Третьего рейха отнесли по своей классификации внешности и обмера черепов к «нордической» или хотя бы «фальской» подрасам европеоидной расы. И Гиммлер упоминал как эталон « нордическую и фальскую германскую кровь ».

Ге́тто (от ghetto nuovo «новая литейная») - районы крупных , где проживают , добровольно либо принудительно, в более или менее жёстких условиях. Термин зародился в в для обозначения района, являющегося местом изолированного проживания евреев.

Во время словом «гетто» стали называть жилые зоны территорий, куда немецкие и/или поддерживающие их режимы местных насильственно перемещали евреев для компактного проживания под надзором.

В лагерях смерти кроме взрослых находились и дети, которых направляли туда вместе с родителями. Прежде всего, это были дети евреев, цыган, а также поляков и русских. Большинство детей-евреев погибало в газовых камерах сразу же после прибытия в лагерь. Немногих из них после тщательного отбора направляли в лагерь, где они подчинялись тем же строгим правилам, что и взрослые. На некоторых из детей, например, на близнецах, проводились преступные эксперименты.

Большинство депортированных в лагеря смерти евреев погибло в газовых камерах и печах сразу же после прибытия, без регистрации и обозначения лагерными номерами. Именно поэтому очень сложно установить точное число убитых – историки сходятся на цифре около шести миллионов человек

Тяжелая работа и голод приводили к полному истощению организма. От голода узники заболевали дистрофией, что очень часто кончалось смертью. После освобождения взрослые узники и узницы весили от 23 до 35 килограммов.

Лагеря смерти были предназначены для тех, кого гитлеровский фашизм обрекал на изоляцию и постепенное уничтожение голодом, тяжелой работой, экспериментами, а также на немедленную смерть в результате массовых и индивидуальных казней

Список литературы

1. Роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.

2. Энциклопедия для детей. Том 7, Искусство. Ч. 1. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения. ЗАО Издательский дом «Аванта+», Москва, 1998.

3. Путеводитель по Граду Ватикану.

4. Золотарева И. В., Михайлова Т. И. Универсальные поурочные разработки по литературе: 10 класс, II полугодие. Москва: ВАКО, 2007.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?