Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Содержание реформы 1861 года таблица.

1.2. Реализация крестьянской реформы

1. Правовое положение крестьян.

2. Крестьянские наделы и повинности.

3. Выкуп и выкупная операция.

4. Реформа в удельной и государственной деревне.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал «Манифест» об освобождении крестьян и «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» , разъясняющие условия отмены крепостного права в России. «Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей» было отменено навсегда. Свободными в юридическом отношении людьми объявлялись 22 563 тыс. душ обоего пола крепостных крестьян, в том числе 1 467 тыс. дворовых и 543 тыс., приписанных к частным заводам и фабрикам. На Украине крепостные составляли около 42% всего населения в сравнении с 35% в среднем в Российской империи.

Однако, анализируя правовое положение крестьян, следует помнить, что связи крестьян с помещиками отнюдь не обрывались: принятие законов ознаменовало лишь начало перехода крестьянства от крепостной зависимости к состоянию свободных сельских обывателей и земельных собственников. В течение этого периода крестьяне были «обязаны отбывать в пользу помещиков определенные в местных положениях повинности работой или деньгами », поскольку их прежние хозяева предоставляли им в бессрочное пользование усадебную землю, а также полевые и пастбищные наделы.

Условия соглашения по каждому имению на основе общих положений определялись уставными грамотами, на составление которых отводилось два года. Их составляли мировые посредники, которые назначались из местных помещиков. Однако принципиальное различие нового состояния от крепостного заключалось в том, что обязанности крестьян четко регламентировались законом и ограничивались во времени. В продолжение переходного периода бывшие крепостные крестьяне именовались временнообязанными.

Необходимо отметить, что переходный период был введен для того, чтобы не разорять помещиков и дать им возможность переустроить свои поместья для дальнейшей их обработки уже при помощи наемных работников вместо крепостных крестьян. Учитывался здесь и психологический аспект: мгновенная потеря даровой рабочей силы была бы слишком болезненна для привыкших к крепостному укладу помещиков.

По истечении срока временно обязанного состояния крестьяне могли выкупать усадебную и надельную землю. Почему же реформаторы были непоколебимо уверены в том, что преобразования успешно пойдут именно в этом направлении? Ведь крестьянин как свободный человек мог и отказаться от надела, чтобы избежать необходимости выплачивать немалый выкуп.

Во-первых, творцы реформы не верили в то, что крестьяне начнут отказываться от земельных наделов: вне земли, вне собственной усадьбы они себя не мыслили. Количество же городов с их более привлекательным укладом жизни тогда было не очень велико - страна оставалась преимущественно крестьянской.

Во-вторых , крестьянин получал лишь формальную свободу: он «принадлежал» общине «миру», и все вопросы, связанные с предоставлением земельных наделов, государство решало с ней, а не с отдельным хозяином. Так закреплялась круговая порука и ответственность всего «мира» за каждого крестьянина и за его повинности. Да и само понятие индивидуальной «частной» свободы было для крестьянского сознания непривычным, чуждым.

В-третьих, отказаться от полевого надела крестьянин не мог, так как усадебная земля не обеспечивала потребностей его семьи. В таких условиях крестьянин не видел другой возможности, кроме выкупа полевого надела.

Но в не менее жесткие условия попал и помещик. Он имел право не продавать землю крестьянам. Но воспользоваться этим правом ему было невыгодно: выделенная крестьянам земля закреплялась за ними навсегда, их обязанности по отношению к помещику строго регламентировались законом и не могли удовлетворить его потребностей в деньгах. Поэтому помещику ничего не оставалось, как продать свою землю, а не оставаться вечно ее неполным собственником. Таким образом, и помещики, и крестьяне могли поступать в основном так, как планировали Редакционные комиссии: первые были вынуждены землю продавать, а вторые - покупать ее. Это создавало необходимое напряжение, пускавшее в ход механизм реформы.

Расчеты реформаторов оправдали себя: через 20 лет после вступления в силу Манифеста 1961 года большинство крестьян внутренних губерний перешло на выкуп или уже выкупили усадебную и надельную землю. К 1881 году на положении временно обязанных находились только 15 процентов бывших помещичьих крестьян. Перевод их на выкуп завершился к 1895 г. В западных губерниях (в том числе, на Правобережной Украине) крестьяне начали выкупать землю сразу.

Реформа 1861 года привела к катастрофическому обезземеливанию русских крестьян. При предоставлении им земли закон исходил из того, что площади отводимых наделов должны быть такими, какими крестьяне пользовались дореформы. Определение размеров этих площадей возложили на помещиков. Преимущество отдавалось «полюбовному соглашению» между землевладельцами и крестьянами. Если такого соглашения достичь не удавалось, в действие вступали жесткие нормы наделов, рассчитанные для каждой области России. При размерах дореформенного надела больше этой нормы помещик имел право отрезать «излишек» земли в свою пользу. И, наоборот, к наделу меньше нормы землю следовало добавить. Однако в Редакционные комиссии помещики продавали заниженные данные о размерах используемых крестьянами наделов. Попытки комиссий увеличить нормы, как правило, не приводили к успеху. В результате крестьянское землепользование (т.е. площадь обрабатываемой земли) в 27 из внутренних губерний сократилось в среднем на 20 процентов, в некоторых губерниях - на 30 процентов (в их числе оказались Левобережная Украина и Новороссия).

Для прожиточного минимума крестьянину требовалось от пяти до восьми десятин земли в зависимости от ее плодородия . Большинство же крестьян (примерно 70 процентов) получили наделы от двух до четырех десятин. Более того, помещикам предоставляли право самим решать, какие земли отвести крестьянам. Понятно, что лучшие участки, а также выгоны и водопои, без которых крестьяне не могли обходиться, остались у прежних владельцев. Такая практика перераспределения земли существовала во всей Российской империи, но особенно остро борьба за землю развернулась на Украине. Если средний размер крестьянского надела в империи составлял 27 десятин на семью, то на Левобережной Украине и Новороссии – только 18.

Исключение составляла Правобережная Украина. Не будучи уверенным в лояльности польской шляхты этого региона (что подтвердило польское восстание 1863 г.), российское правительство стремилось привлечь на свою сторону украинских крестьян и раздало им наделы на 18% больше, чем они имели до 1861 г. Здесь были установлены и более льготные, по сравнению с остальными губерниями России, условия освобождения: возвращены отрезанные от наделов земли, снижены повинности в среднем на 20%.

Таким образом, реформаторам не удалось сделать из освобожденных крестьян полноценных и независимых земельных собственников. Отныне российские крестьяне станут испытывать постоянный и мучительный «земельный голод», год от года будет происходить обнищание тысяч людей, нерешенность земельного вопроса превратится в истинное проклятие для страны.

Пореформенные отношения между крестьянами и помещиками не были равноправными . При решении вопроса о размерах полевого надела частным собственником на землю выступал только помещик. Для крестьян не существовало даже понятия «собственность на землю». Они говорили, что земля ничья - «Богова», что землю можно только обрабатывать, но не владеть ею (отдавать кому-либо, завещать, менять и т.д.). Крестьяне искренне недоумевали, почему помещикам оставляют так много земли. Помещики и крестьяне при решении земельного вопроса говорили на разных языках. Два взаимоисключающих понимания проблемы - официально-правовое и традиционно-крестьянское - стали основным изъяном реформы, ликвидировать который так и не удалось.

Прежде чем помещик будет продавать, а крестьянин покупать землю, требовалось определить ее стоимость. Предлагалось установить выкуп по среднерыночной стоимости земли. Однако помещик терял не только землю, но и труд крестьянина, а потому хотел компенсировать потерю рабочих рук, т.е. получить выкуп и за землю, и за получившего свободу крепостного.

Правительство нашло способ заставить помещика не изымать причитающиеся ему за землю деньги из Государственного банка. Ведь именно государство, помогая крестьянину, расплачивалось за землю с помещиком. За выкуп, который тот оставлял у государства, оно обязалось выплачивать ему ежегодно столько же денег, сколько он получал с крестьянина еще до реформы в виде ежегодного оброка за пользование помещичьей землей.

Государство выступало здесь в роли ростовщика: крестьяне должны были выплачивать 49 лет по 6 процентов от предоставленной им ссуды ежегодно. Таким образом, государство за их счет расплачивалось с помещиками и получало к тому же немалый доход, так как за полвека крестьянам пришлось бы внести в банк три представленные им ссуды, а все проценты сверх того, что отдавалось помещику, государство забирало себе.

Крестьяне были переведены на обязательный выкуп в 1881 году, а землю, согласно закону, начали выкупать лишь с 1 января 1883 года. Фактически выкупные платежи были отменены в 1906 г. под натиском революции 1905-1907 годов, т.е. крестьяне платили их 22 - 42 года в зависимости от сроков перехода на выкуп. Выкупная операция нисколько не ущемляла прав помещиков, не ухудшила она и финансового положения государства - все издержки на проведение реформы оплачивали крестьяне. У многих современников реформы сложилось убеждение, что крестьян ограбили. Действительно, выкуп оказался больше цены полученной земли, наибольшее несоответствие было в нечерноземных губерниях - выкуп на 90% больше пореформенных цен, а в черноземной полосе - на 20. Только в западных губерниях выкуп был равен цене.

Основные начала Положений затем были распространены на удельных (1863) и государственных (1866) крестьян, составлявших в Украине 50%. Здесь крестьянские наделы были значительно больше, чем у помещичьих крестьян.

В результате крестьянин стал юридическим лицом, т.е. получил право выступать в суде, заключать имущественные сделки от своего имени.

С упразднением вотчинной власти дворянства и приобщением крестьянина к гражданским правам не мог сохраняться прежний порядок местного самоуправления и судопроизводства. В 1861 году было введено крестьянское сельское волостное самоуправление. Их нижним звеном являлось сельское общество из крестьян на земле одного помещика. Оно составляло сельский сход, избиравшего старосту и ряд должностных лиц: сборщиков податей, смотрителей магазинов и др. Сельский староста обеспечивал порядок в своей округе. Следил за исполнением повинностей, мог наказывать за маловажные проступки.

Несколько сельских обществ образовывали волость, которая строилась по территориальному принципу (с числом жителей от 300 до 2 тысяч ревизских душ). Высшим крестьянским органом волости был волостной сход из представителей сельских обществ. Волостной сход избирал волостное правление во главе с волостным старшиной и волостной суд . Волостной старшина имел те же функции, что и сельские старосты, только в объеме волости, сельские старосты ему подчинялись. Что же касается волостного суда, то он разбирал тяжбы крестьян на территории волости и судил виновных за проступки, более серьезные, чем те, за которые наказывал сельский староста.

Создание сельского волостного самоуправления имело цель помочь вчерашним крепостным через сословность войти в неведомый для них мир всесословности постепенно, без революционной ломки. Вместе с тем все это с «самоуправлением» никакой самостоятельности не имело. В целом, основные положения крестьянской реформы сводятся к следующему:

1. Крестьяне получали личную свободу (без выкупа) и установленный земельный надел (за выкуп);

2. Около четверти суммы общей стоимости земли - крестьянин должен был единовременно уплатить помещику. Остальную сумму помещик получал от государства, а крестьянин погашал ее в течение 49 лет;

3. До выкупа крестьянин считался «временно обязанным» по отношению к помещику, платил оброк и отрабатывал барщину;

4. Величина земельных наделов устанавливалась для каждой местности с учетом различных факторов. Если дореформенный земельный крестьянский надел превышал пореформенный, то излишек отходил помещику (так называемые «отрезки»). Они составили 1/5 прежних крестьянских наделов.

Давая оценку крестьянской реформе, следует помнить:

Во-первых, по мнению большинства современных историков, крестьянская реформа стала компромиссом между двумя основными классами российского общества: дворянами и крестьянами. В результате реформы крестьяне получили гораздо больше того, что хотела им дать подавляющая масса крепостников-помещиков, но гораздо менее того, что они сами от нее ожидали после стольких лет разговоров. Причем интересы помещиков были максимально учтены правительством, так как иного пути освобождения крестьян, по-видимому, не было.

Во-вторых, условия освобождения крестьян изначально заключали ни сами будущие противоречия и источник постоянных конфликтов между ними и помещиками: крестьянское малоземелье и наличие крупного помещичьего землевладения, обремененность крестьян различными платежами и повинностями. Это было также следствием компромиссного характера реформы.

В-третьих, реформа предотвращала массовые выступления крестьян, хотя локальные имели место. Среди них – крестьянские волнения на Правобережной Украине, где была жива память о гайдамаках и сохранялась враждебность между православным украинским крестьянством и католической польской шляхтой. Самые значительные из них относятся к 1861 году - восстания крестьян в селах Бездна Казанской губернии и Кандеевка Пензенской губернии.

В-четвертых, с освобождением крестьян уходил в прошлое старый административный строй, основанный на крепостном праве и сословном преобладании дворянства. Таким образом, иные условия общественно-политической системы выдвигали ценный комплекс первоочередных преобразований, имевших целью создать новую систему государственного управления.

Нельзя не признать, что закон 19 февраля 1861 года имел прогрессивное значение и был, по словам Ключевского, одним из важнейших актов русской истории. Отмена крепостного права и освобождение 25 млн. крепостных крестьян стали наиболее яркими достижениями крестьянской реформы. Однако главное ее содержание - не личная свобода крестьянина, сама по себе не столь уж ценная для него, а попытка решения вопроса о земле. Без наделения крестьянина достаточным количеством земли нечего было и говорить о его свободе. Реформа повлекла за собой обезземеливание крестьян. Их права на землю были ограничены властью общины. Крестьянина фактически лишили права на свободу передвижения. Можно ли в таком случае всерьез говорить об освобождении крестьянства? Если сопоставить цели реформы (превращение крестьян в свободных земельных собственников) и ее результаты, то реформа 1861 года провалилась! Строго говоря, она и не вводила принципиально новых отношений между сословиями, а скорее видоизменяла старые. Правовое положение крестьян после реформы не очень изменилось: по целому ряду важных вопросов они не подчинялись общегражданскому законодательству Российском империи и продолжали оставаться ее низшим сословием.

«Мое государственное здание нисколько не потеряло», - писал Александр П Римскому Папе Пию IX, оправдывая взятый российским правительством курс на реформы. Приоритет в решении именно государственных задач в ходе реформы был совершенно очевиден. Только государство получило от реформы безусловную и неоспоримую выгоду. Оно стало более сильным, получив колоссальный резерв дешевой рабочей силы из обнищавших крестьян, а значит, и возможность быстрого промышленного развития; мощную армию, а впоследствии - и стабильные финансы. Международный престиж империи возрос благодаря не только ее победе в Балканской войне 1877-1878 гг., но и избавлению от средневековых пережитков. Однако самое главное заключалось в следующем: государство повысило свой авторитет тем, что само начало и провело в жизнь Великие реформы. Поистине, личная заслуга Александра в этом огромна. Его следует признать главным двигателем реформы, ибо он начал ее в одиночку, еще не имея помощников в правительстве и семье, и завершил ее, несмотря на упорное сопротивление помещиков и высших чиновников. Он вложил в это дело много своих сил, лично разъезжая по губерниям и стараясь смягчить ожесточение помещиков: убеждал, уговаривал, стыдил. В конце концов, благодаря его личному авторитету был утвержден наиболее либеральный из возможных в то время вариантов освобождения (с землей за выкуп).

Но повышение престижа государства оплачивалось крестьянством, по-прежнему пребывающем в нищете, безземелье и бесправии. Императору хорошо было известно, что крестьяне недовольны уменьшением наделов, высокими повинностями, выкупными платежами, но он не считал невозможным уступить в этом вопросе. Выступая 15 августа 1861 года в Полтаве перед крестьянскими старостами, Александр заявил категорически: «Ко мне доходят слухи, что вы ищете другой воли. Никакой другой воли не будет, как та, которую я вам дал. Исполняйте, чего требует закон и Положение. Трудитесь и работайте. Будьте послушны властям и помещикам» . Этому мнению он остался верен до конца жизни.

Многие прозорливые современники реформы высказались о будущем весьма мрачно. В этом смысле замечание министра народного просвещения А.В. Головнина звучит пугающе пророчески. «За последние 40 лет, - писал он на исходе 70-х, - правительство много брало у народа, а дало ему очень мало. Это несправедливо. А так как каждая несправедливость всегда наказывается, то я уверен, что наказание это не заставит себя ждать. Оно настанет, когда крестьянские дети, которые теперь грудные младенцы, вырастут и поймут все то, о чем я только что говорил. Это может случиться в царствование внука настоящего государя». Внуком Александра II был последний российский император Николай П.

Источники и литература

Александр II. Воспоминания. Дневники. - СПб., 1995.

Вдовин, В. А. Сборник документов по истории СССР для семинарских и практических занятий (период капитализма). Вторая половина XIX в. / Вдовин, В.А. - М, 1975, с. 20-121.

Конец крепостничества в России: Документы, письма, мемуары, статьи. - М., 1994.

Отмена крепостного права на Украине: Сб. док. и материалов. – Киев, 1961.

Хрестоматия по истории России: учеб. Пособие / авт.-сост. А.С.Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Гергиева, Т.А. Сивохина. – М.: Проспект, 2009. – С.292 – 297.

Хрестоматия по истории СССР, 1861-1917: Учебное пособие / Под ред. В.Г. Тюкавкина.- М.: Просвещение, 1990, с.36-60.

Александр П // История России (1Х-ХХ вв.): учебное пособие / Под ред. Перехова Я.И. - М.: Гардарики, 1999. С.300-320.

*Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. - М.: Просвещение, 1968. С. 125-292.

Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России. 1856-1861. - М., Изд-во МГУ, 1984.

Захарова Л.Г. Александр II // Вопросы истории. - 1992. - № 6-7.

История России. XIX век: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений: В 2 ч. / Под. ред. В.Г. Тюкавкина. - М., 2001.-Ч. 2.

*Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. - М.,1991.

Лященко Л.М. Царь-освободитель. – М., 1994.

Революционная ситуация в России в середине XIX века./Под ред. М.В.Нечкиной. – М., 1978.

Федоров В.А. История России. 1861-1917: учебник для вузов. - М., 2004.

Эйдельман Н.Я. «Революция сверху» в России. – М., 1989.

Лексикон эпохи

Уставные грамоты, «временнообязанное» состояние, временные повинности. Выкуп, выкупная операция, выкупные ссуды, выкупные платежи.

Сельское общество, сельский сход, староста, сборщик податей, круговая порука.

Волостной сход, волостной старшина, волостной суд.

Мировые посредники.

1861 г. ознаменовался крестьянской реформой, в результате которой крестьянство России было освобождено от многовековой крепостнической кабалы.

Основные положения крестьянской реформы.

Крестьяне получили :

  1. личную свободу;
  2. ограниченную свободу передвижения (оставалась зависимость от крестьянских общин);
  3. право на общее образование, за исключением особо привилегированных учебных заведений;
  4. право заниматься государственной службой ;
  5. право заниматься торговлей, прочей предпринимательской деятельностью ;
  6. отныне крестьяне могли вступать в гильдии;
  7. право обращаться в суд на равных основаниях с представителями других сословий;
  8. крестьяне находились на положении временно обязанных у помещиков до тех пор, пока не выкупали себе надел земли, при этом объем работ или оброк оговаривался законом в зависимости от размера надела; земля не переходила безвозмездно крестьянам, которые не имели достаточных средств, чтобы выкупить себе наделы земли, из-за чего процесс полного освобождения крестьянства затянулся до революции 1917 г., однако государство достаточно демократично подошло к решению вопроса о земле и предусмотрело, что если крестьянин не мог выкупить весь надел, то он выплачивал часть, а остальную – государство.

Порядок выкупа земельного надела крестьянами был следующим :

  1. земля полностью сохранялась за помещиками, крестьянам же полагалась только «их оседлая доля», за которую они должны были выплатить 25 % выкупной суммы наличными;
  2. далее все остальные денежные средства поступали собственнику земли из казны, однако эту сумму с процентами крестьяне должны были возместить государству в течение 49 лет.

Выходя из крепостной зависимости, крестьяне должны были учреждать сельские общества , т. е. поселки, принадлежавшие одному или нескольким владельцам.

Такие поселки, расположенные по соседству, объединялись в волости (приходы).

В сельском обществе формировалось своего рода самоуправление крестьян : во главе волости стояли волостной староста и волостной сход, составленный из домохозяев волости. Эти органы имели хозяйственно-административное значение.

В зависимости от земли, где предоставлялся земельный надел крестьянам (нечерноземной, черноземной или степной полосы), устанавливались разные размеры подушного надела .

Поэтому исходя из плодородия земли в каждой отдельной местности устанавливался максимальный размер земельного надела, выделяемого крестьянам. Этот размер являлся отправной точкой для определения конкретного размера выкупаемого надела, который не мог быть меньше 1/3 максимального размера. Собственники земли могли безвозмездно предоставить земельный надел меньшего размера, так называемый «нищенский надел».

Для всей России высшая норма крестьянского надела составляла 7 десятин, а низшая – 3.

Главным положительным итогом крестьянской реформы является уравнение членов общества в их естественных правах и прежде всего в праве на личную свободу.

Недостатки крестьянской реформы :

  1. сохранение крупного помещичьего землевладения;
  2. маленький размер крестьянских наделов;
  3. учреждение крестьянских общин и установление круговой поруки в пределах этих общин.

1861г – отмена крепостного права. Отмена крепостного права – институт, к-рый играет важную роль в жизни гос-ва. Институт сформировался в сер 17 столетия, крепостнический режим оформится в сер 18в. При его помощи изымается прибавочный продукт. Три формы ренты: барщина, натур оброк, денежный оброк, подушная подать. Подушная подать – прямой налог, важнейшая статья поступления. Пока страна аграрная, она не может обойтись без этого института.

Крестьяне становятся субъектом права. Разные наделы будут выдаваться.

Три зоны: черноземная зона – самый мал. Надел давался крестьянам. На даже в этой зоне нет единого надела. Делиться на 8 местностей, внутри каждой местности – свой размер надела. Оговаривают помещики максимум и минимум. Максиму от 3-6 десятин. Минимум – чуть меньше 1 до 2 десятин.

Нечерноземная зона – формируется промышленный регион, дают больше земли крестьянам. Эта зона делится на 9 местностей. Минимум 1-2 десятины, максимум 3-7.

Степная зона – слабая населенность региона, наличие большого кол-ва неосвоенных земель. Помещик готов отдать большие наделы. 12 местностей. 6-12 десятин. На уровне Государственного совета появятся важные дополнения как отрезки, прирезки,Прирезки – когда дореформенный надел меньше установленного минимума, поэтому нужно додать крестьянину до минимального уровня. Отрезки – размер дореформенный это одно, размер пореформенный это другое. Дореформенный больше. Эта разница и есть отрезки. Массовое явления. Крестьянин оказывается в экономической зависимости от помещика. Дарственный надел – максимальный размер надела делится на 4 части, ¼ - дарственный надел, ¾ - остаются за помещиком. Крестьянин потерял землю. Данный надел давался за выкуп. Сумма выкупа и критерий, заложенный в эту сумма. Понятие рыночная стоимость земли, помещик должен получать тот же размер дохода, к-рый был и до отмены КП. Надо было взять с крестьянина ту сумма, к-рая будет в банке под 6% приносить доход. Выкупая землю крестьянин покупает свою личную свободу.

Положение 1861г содержит 5 основных частей:

1) Положение по личному освобождению крестьян – личная свобода и свободное право распоряжаться имуществом. Право юридического лица, заключение сделок. Объект права. Право участие в институтах местного управления.

2) Положение о наделение крестьянина землей. Из двух частей – усадьба(дом, приусадебный участок) и пашня(земля для обработки). Ревизским душам давался, женщинам надел не давали, т.к. не входили в учетную группу.



3) Положение о выкупе. В основу выкупа была положена стоимость того надела, к-рым наделялся крестьянин. Крестьянин выкупал у помещика свою земли. Что является механизмом исчисления стоимости выкупаемой земли? Авторы реформы либералы Ростовцев и Милютин положили в основу исчисления стоимости тот доход, к-рый помещик получал от крестьянина до реформы. Для этого крестьянин клал свои деньги в банк, чтобы они под проценты давали помещику его же сумму до реформы – форма капитализированного оброка. Крестьянин выкупает свободу, к-рая дарована ему 1ым положением.

4) Положение о выкупной операции, крестьянин получает выкупную сумму, выдаваемую помещику гос-вом, крестьянин должен был погасить это в течение 49 лет. Крестьянин сумевший выкупить надел – становились лично свободными. Положение временнообязанных длилось 49 лет, у тех, кто своевременно не выкупился. Те кто в течение 49 лет под 6% не выплатит. В выигрыше оказывается русский царь. Положены в основу буржуазные капиталистические механизмы были крепостническими, отвечали основной массе помещиков, к-рые могли бы начать некое новое капиталистическое хоз-во.

Повинности, к-рые несет крестьянин(натуральные, барщина, денежный оброк) барщина ограничивалась 30 днями в год для женщин, 40- для мужчин. Размер денежного оброка должен был в каждой губернии соответствовать дореформенной. От 8 до 12 рублей в год, наивысший устанавливался в 25 км от Питера, наименьший для черноземных губерний 8-9р. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал манифест "О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей" и "Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости".

Крестьяне получили личную свободу и большинство общегражданских прав. Учреждалось крестьянское самоуправление, которому передавался сбор податей и ряд судебных полномочий. В то же время крестьяне по-прежнему платили подушную подать, несли рекрутскую повинность, подвергались телесным наказаниям. Сохранялась община и общинное землевладение.



Авторы крестьянской реформы считали, что устойчивое аграрное развитие России обеспечит сосуществование двух типов хозяйств - крупного помещичьего и мелкого крестьянского . Поэтому крестьянам предоставлялись наделы полевой земли, однако, они в среднем на 20% были меньше тех участков, которыми крестьяне пользовались при крепостном праве. Малоземелье крестьян сильно осложнило пореформенное аграрное развитие.

За землю крестьяне должны были выплатить помещикам выкуп, величина которого в 1,5 раза превышала рыночную стоимость земли. 80% выкупной суммы помещикам выплачивало государство, причем долги помещиков государству вычитались из выплачиваемой им суммы. Крестьяне в течение пятидесяти лет должны были выплачивать долг государству с процентами.

С 1858 по 1863 гг. была проведена реформа удельных (принадлежавших императорской фамилии), а в 1866 г. - реформа государственных крестьян. Крестьянская реформа создала значительные возможности для аграрного развития России, однако, она сохранила и немало пережитков (сословная обособленность крестьян, община). Большие сложности создавало и крестьянское малоземелье. Поэтому в будущем реформа непременно нуждалась в дальнейшем развитии - застой или поворот назад грозил революцией. Реформа сосредоточила значительные средства в руках государства, однако из-за этого она оказалась весьма тяжела для крестьян; это затормозило развитие крестьянского хозяйства.

В «Положении» 19 февраля 1861 г. вошли: «Общее положение», четыре «Местных положения о поземельном устройстве крестьян», «Положение о выкупе», «Положение о устройстве Дворовых людей», «Положение о губернских по крестьянским делам учреждениях», а также ряд "правил" - «О порядке введения в действие Положений», «О крестьянах мелкопоместных владельцев», «О приписанных к частным горным заводам людях» и пр. Действие этих законодательных актов распространялось на 45 губерний.

Ликвидация феодальных отношений в деревне - не единовременный акт 1861 г., а длительный процесс, растянувшийся более чем два десятилетия. Полное освобождение крестьяне получали не сразу с момента обнародования Манифеста и "Положений" 19 февраля 1861 г. В Манифесте объявлялось, что крестьяне в течение еще двух лет (до 19 февраля 1863 г. - срок введения в действие "Положений") обязаны были отбывать хотя и в несколько измененном виде, но по сути дела те же самые повинности, что и при крепостном праве.

Отменялись лишь особо ненавистные крестьянам так называемые "добавочные сборы" натурой : яйцами, маслом, льном, холстом, шерстью, грибами и пр. Обычно вся тяжесть этих поборов ложилась на женщин, поэтому их отмену крестьяне метко окрестили "бабьей волей ".

Кроме того, помещикам запрещалось переводить крестьян в дворовые , а оброчных на барщину . В барщинных имениях размеры барщины сокращались со 135-140 дней с тягла в год до 70, несколько сокращалась подводная повинность.

Но и после 1863 г. крестьяне долгое время находились на положении "временнообязанных ", т. е. обязанных нести установленные "Положениями" феодальные повинности - платить оброк и выполнять барщину.

Завершающим актом ликвидации феодальных отношений в бывшей помещичьей деревне являлся перевод крестьян на выкуп. Окончательная дата перевода на выкуп и, следовательно, прекращения временнообязанного положения крестьян законом не была определена. Однако разрешался перевод крестьян на выкуп сразу же по обнародовании "Положений" либо по обоюдному соглашению их с помещиком, либо по его одностороннему требованию (сами крестьяне требовать перевода их на выкуп не могли).

Правовое положение крестьян

По Манифесту крестьяне сразу получали личную свободу . Необходимо подчеркнуть важность этого акта: борьба за "волю" занимала главное место в многовековой истории крестьянского движения.

Богатые крестьяне шли на значительные траты, чтобы выкупиться на волю. И вот в 1861 г. бывший крепостной, являвшийся до этого фактически полной собственностью помещика, который мог отнять у него все его достояние, а его самого с семьей или отдельно от нее продать, заложить, подарить, теперь не только получал возможность свободно распоряжаться своей личностью, но и ряд общих имущественных и гражданских прав: от своего имени выступать в суде, заключать разного рода имущественные и гражданские сделки, открывать торговые и промышленные заведения, переходить в другие сословия. Все это давало больший простор крестьянскому предпринимательству, способствовало росту отхода на заработки и, следовательно, складыванию рынка рабочей силы, а главное - раскрепощало крестьян нравственно.

Правда, вопрос о личном освобождении крестьян в 1861г. не получил еще окончательного разрешения. Черты внеэкономического принуждения еще продолжали сохраняться на период времени обязанного состояния крестьян: за помещиком оставалось право вотчинной полиции на территории его имения, ему в течение этого периода подчинялись сельские должностные лица, он мог требовать смены этих лиц, удаления из общины неугодных ему крестьян, вмешиваться в решения сельских и волостных сходов. Но с переводом крестьян на выкуп эта опека над ними помещика прекращалась.

Последующие реформы в области суда, местного управления образования, военной службы расширяли права крестьянства: крестьянин мог быть избран в присяжные заседатели новых судов, в органы земского самоуправления, ему открывался доступ в средние и высшие учебные заведения. Конечно, этим полностью не снималась сословная неравноправность крестьянства . Оно продолжало оставаться низшим, податным сословием. Крестьяне обязаны были нести подушную подать и разного рода другие денежные и натуральные повинности, подвергались телесным наказаниям, от которых были освобождены другие, привилегированные сословия.

Крестьянское самоуправление

Со дня обнародования Манифеста 19 февраля 1861 г. предусматривалось ввести в селениях бывших помещичьих крестьян в девятимесячный срок "крестьянское общественное управление". Оно было введено в течение лета 1861 г. За образец его было взято крестьянское самоуправление в государственной деревне, созданное в 1837-1841 гг. реформой П.Д. Киселева.

Вводились сельские и волостные органы управления. Первой ячейкой являлось сельское общество, которое до этого составляло имение помещика. Оно могло состоять из одного или нескольких селений или части селения. Сельское общество (общину) объединяли общие хозяйственные интересы - общие угодья и общие обязательства перед помещиком. Сельское управление здесь состояло из сельского схода, представленного всеми дворохозяевами, старосты , его помощника и сборщика податей , избираемых на 3 года. На сельском сходе избирались представители на волосной сход из расчета один человек от 10 дворов.

Сельский сход ведал вопросами общинного землепользования, раскладкой государственных и земских повинностей, имел право удалять из общества "вредных и порочных членов", устранять от участия в сходе на три года тех, кто совершил какие-либо проступки. Решения схода имели законную силу, если за них высказалось большинство присутствовавших на сходе.

Несколько смежных сельских обществ, в которых числилось в общей сложности от 300 до 2 тыс. крестьян муж.пола, составляли волость .

Волостной сход выбирал на 3 года волостного старшину, его помощников и волостной суд в составе от 4 до 12 судей . Часто из-за неграмотности старшины ключевой фигурой в волости являлся служивший по найму схода волостной писарь . Волостной сход ведал раскладкой мирских повинностей, составлением и проверкой рекрутских списков и очередностью рекрутской повинности. При рассмотрении рекрутских дел на сходе присутствовали назначаемые в рекруты юноши и их родители. Волостной старшина, как и сельский староста, выполнял ряд административно-хозяйственных функций: следил за "порядком и благочинием" в волости, в его обязанность входило задержание бродяг, дезертиров и вообще всех "подозрительных" лиц, "пресечение ложных слухов". Волостной суд рассматривал крестьянские имущественные тяжбы, если размер претензий не превышал 100 рублей, и дела по маловажным проступкам, руководствуясь нормами обычного права.

Сельские старосты и волостные старшины обязаны были беспрекословно выполнять требования представителей "установленных властей": мирового посредника, судебного следователя, чинов полиции.

Мировые посредники

Большое значение в проведении в жизнь крестьянской реформы на местах имел созданный летом 1861 г. институт мировых посредников , на которых были возложены многочисленные посреднические и административные функции : проверка, утверждение и введение уставных грамот (определявших пореформенные повинности и поземельные отношения крестьян с помещиками), удостоверение выкупных актов при переходе крестьян на выкуп, разбор споров между крестьянами и помещиками, утверждение в должности сельских старост и волостных старшин, надзор за органами крестьянского управления.

Мировых посредников назначал Сенат из местных потомственных дворян-землевладельцев по представлению губернаторов и (совместно) губернских предводителей дворянства

Мировые посредники были призваны проводить правительственную линию - учитывать прежде всего государственные интересы, пресекать корыстные поползновения откровенных крепостников и требовать от них строго придерживаться рамок закона

На практике мировые посредники в своем большинстве не были "беспристрастными примирителями" разногласий между крестьянами и помещиками. Будучи сами помещиками, мировые посредники защищали в первую очередь помещичьи интересы , порой шли даже на нарушение закона.

Наиболее либеральным был состав мировых посредников, избранных на первое трехлетие (мировые посредники "первого призыва"). Среди них были декабристы А.Е. Розен, П.Н. Свистунов, М.А. Назимов, петрашевцы Н.С. Кашкин и Н.А. Спешнев, писатель Л.Н. Толстой и известный хирург Н.И. Пирогов.

Однако вскоре такие мировые посредники были либо удалены со своих должностей, либо сами подали в отставку.

Крестьянский надел

Центральное место в реформе занимал вопрос о земле . Изданный закон исходил из принципа признания за помещиками права собственности на всю землю в их имениях, в том числе на крестьянскую надельную, а крестьяне объявлялись лишь пользователями своих наделов, обязанными отбывать за них установленные "Положениями" повинности (оброк или барщину).Чтобы стать собственником своей надельной земли, крестьянин должен был выкупить ее у помещика.

При определении норм крестьянских наделов учитывались местные особенности природных и экономических условий. Исходя из этого, вся территория Европейской России была разделена на три полосы - нечерноземную, черноземную и степную , а полосы, в свою очередь, делились на местности (от 10 до 15 в каждой полосе).

В нечерноземной и черноземной полосах устанавливались высшая и низшая (1/3 высшей) нормы наделов, а в степной - одна , так называемая, указная норма .

Закон предусматривал отрезку от крестьянского надела в пользу помещика , если дореформенные его размеры превышали высшую или указную нормы, и прирезку , если он не достигал низшей нормы.

Тяжесть отрезков для крестьян заключалась не только в их размерах. Особое значение имело то, какие земли попадали в отрезки. Хотя законом было запрещено отрезать пахотные земли, но получалось так, что крестьяне лишались наиболее необходимых им угодий (лугов, выгонов, водопоев), без которых было невозможно нормальное ведение хозяйства.

Тогда крестьянин был вынужден арендовать у помещика эти "отрезные земли". Отрезки превратились, таким образом, в руках помещиков в весьма эффективное средство найма на крестьян и стали базисом отработочной системы ведения помещичьего хозяйства .

Землевладение крестьян было "утеснено" не только отрезками, но и чересполосицей лишением крестьян лесных угодий (лес включался в крестьянский надел лишь в некоторых северных губерниях).

Наиболее обделенными оказались крестъяне-дарственники получившие дарственные (нищенские или, как называли крестьяне "сиротские") наделы. Дарственников насчитывалось 461 душ муж пола. "В дар" им было предоставлено 485 тыс. десятин - по 1,05 десятины на душу (против 3,3 десятины остальных крестьян). По закону помещик не мог принудить крестьянина взять дарственный надел. Но нередко крестьяне оказывались поставленными в такие условия, когда они были вынуждены соглашаться на дарственный надел и даже требовать его, если их дореформенный надел приближался к низшей норме, а повинности за землю превосходили доходность с нее. Стремление перейти "на дар" проявлялось преимущественно в слабозаселенных многоземельных губерниях и главным образом в первые годы проведения реформы, когда здесь рыночные и арендные цены на землю были сравнительно невелики.

К получению дарственного надела особенно стремилась небольшая группа зажиточных крестьян, имевшая денежные средства для покупки земли "на стороне" я и желавшая наладить предпринимательское хозяйство на собственной, покупной земле.

Большинство же дарственников, согласившихся на "бесплатный" небольшой надел, просчиталось и оказалось в крайне бедственном положении.

Наделение крестьян землёй носило принудительный характер;помещик обязывался предоставить крестьянину надел, а крестьянин взять его.

По закону после 1870 г. крестьянин мог отказаться от надела. Но право отказа от надела по истечении этого срока было обставлено условиями, сводившими его на нет: крестьянин должен был полностью рассчитаться со всеми податями и повинностями, включая и рекрутскую. Правом отказа от надела смогли воспользоваться после 1870 г. лишь 9,3 тыс. душ муж.пола.

36.-подготовка и проведение крестьянской реформы 1861г.

Причины отмены крепост-го: была обусловлены политическими, экономическими, социальными и нравственными предпосылками. 1.Сохранение крепостного права было обусловлено особенностями (природой) российского самодержавия, которое с момента образования Русского государства и укрепления абсолютизма опиралось исключительно на дворянство, а потому должно было учитывать его интересы2. Помещичье хозяйство, основанное на труде крепостных крестьян, все более приходило в упадок. 3. Объективно крепостничество мешало также индустриальной модернизации страны, так как препятствовало складыванию рынка свободной рабочей силы, накоплению капиталов, вложенных в производство, повышению покупательной способности населения и развитию торговли.4. протест самих крестьян и их частые восстания(огарёв) 5. Поражение в Крымской войне продемонстрировало отсталость социально-политической системы страны, и военно тех-кую 6. Требование отмены крепостного права выдвигалось не только радикальными, но и оппозиционными кругами(славянофилы и западники),- Сперанский при Ник.1, и после крымс. Войны выступали сами консерваторы Погодин, кот. решительной критикой самодержавно-крепостнической системы и потребовал ее реформирования. (фёдоров)

18 февраля 1855 г. умер Николай I. на престол Александром II (1855-1881) встала задача проведения неотложных социальных, экономических и политических реформ, в первую очередь крестьянской. О необходимости отмены крепостного права Александром II официально заявил в его речи перед представителями московского дворянства 30 марта 1856 г.-он говорил, что лучше отмену крепостного права провести сверху, чем это придёт снизу.

И началась подготовка реформы.3 января 1857 г. был образован Секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Составленный из ярых крепостников, но работу они тормозили. В итоге Алек. 2 поручил генерал-губернатору В.И. Назимову обратиться к императору от имени лифляндского дворянства с просьбой о создании комиссий по разработке проекта реформы. В ответ на обращение 20 ноября 1857 г. доследовал указ (рескрипт В.И. Назимову) о создании губернских комитетов «по улучшению быта помещичьих крестьян». С этого момента подготовка крестьянской реформы уже перестала быть секретом, и в феврале 1858 г. Секретный комитет был переименован в «Главный комитет о помещичьих крестьянах, выходящих их крепостной зависимости». В феврале 1859 г. при Главном комитете были учреждены Редакционные комиссии (председатель - Я.И. Ростовцев). Они должны были собирать и обобщать все проекты, разработанные губернскими комитетами.

Подготовка самой реформы проходила при общест-но-полит-м Подъёме в стране- Герцен в Лондоне, и Чернышевский в Питере. – выражали они свои идее в журналах герцен в Колоколе, с 1857г.-он выступал за освобождение крестьян с землёй, Чернышевский «современник». Права, свободу печати, Отношение помещиков к готовящейся реформе было разным, одни- протв, др.- за отмену, но выдвигали свои проекты-помещики чернозёмных губерний предлагали предоставить сразу землю в собственность за выкуп.

В конце августа 1859 г. проект «Положений о крестьянах» Редакционными комиссиями в основном был подготовлен. Затем он под­вергся исправлениям, и только в 1860г. проект был отправлен в Главный комитет где обсуждался он до 14 января1861г., затем поступил в Гос. Совет,но в него были внесены членами гос. Совета исправления о праве помещика предоставить крестьянам в собственность бесплатно четверть высшей нормы надела. 19 февраля его подписал Александр II. Об отмене крепостного права возвестил Манифест и «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» (они включали в себя 17 законодательных актов), в них было о: личное освобождение крестьян, наделение их землей и выкупная сделка.

Личное освобождение. Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права. Отныне крестьянин мог владеть движимым и недвижимым имуществом, открывать торговые и промышленые заведения, выступать как юридическое лицо. Он освобождался от личной опеки помещика, без разрешения вступать в брак, поступать на службу,переходить в сословие мещан и купцов. Вместе с тем, личная свобода крестьянина ограничивалась.Положение» сохранило общину, вводило выборное крестьянское самоуправление - сельские и волостные сходы во главе с сельскими старостами и волостными старшинами. Крестьянам предоставлялось право самим распределять между собой предоставленную им в надел землю, раскладывать повинности, определять очередность в отбывании рекрутской повинности.

Крепостное право было отменено сразу, то ликвидация феодальных экономических отношений в деревне растянулась. По закону крестьяне в течение еще двух лет (до 19 февраля 1863 г.) должны были отбывать практически те же повинности, что и при крепостном праве. До перевода крестьян на выкуп они находились на временнообязанном положении, т. е обязаны за предоставленные им наделы по установленным законом нормам нести барщину или платить оброк. Но окончания временнообязанного положения крестьян закон не устанавливал. Выплата крестьянами помещику растянулась на 20 лет.. Только в 1881 г. был издан закон о ликвидации временнообязанного положения крестьян.

Конкретные экономические условия освобождения крестьян (размеры надела и повинностей за него) фиксировались в уставных грамотах, которые в соответствии со статьями закона должны были составить помещики при содействии мировых посредников(назнач-х из помещиков).

Наделы: Закон исходил из принципа признания за помещиком права собственности помещика на всю землю в его имении, в том числе и на крестьянскую надельную. Крестьяне получали землю в пользование, за установленные законом повинности в виде оброка или барщины. При определении норм надела закон учитывал особенности местных природных и экономических условий. В связи с этим вся территория Европейской России была разделена на три полосы - нечерноземную, черноземную и степную, В первых двух устанавливались «высшая» и «низшая» (1/3 «высшей») нормы наделов, а в степной - одна так называемая «указная» норма. Закон предусмотри нал отрезку от надела» если он превышал «высшую» или «указную» нормы, и прирезку, если он не достигал «низшей» нормы. Отрезки стали правилом –отрезали в основном луга, выпасы, кот. Приходилось крестьянину затем арендовать; усложнялось это всё чересполосицей. В черноземной полосе отрезали от 26 до 40 % земли, в нечерноземной - 10 %. В целом по стране крестьяне получили на 20 % земли меньше, чем они обрабатывали до реформы(орлов).

Перевод крестьян на выкуп знаменовал собой полное прекращение феодальных отношений в бывшей помещичьей деревне.Из категории временнообязанных они переходили в разряд «крестьян-собственников». Однако собственниками своих наделов крестьяне могли стать лишь в том случае, если они выплачивали за них всю выкупную сумму.В о снову ее исчисления была положена не рыночная цена земли, а размеры оброка, так что выкупная цена оказалась в 1,5 раза выше.Дело выкупа взяло на себя государство. Оно сразу выплатило помещикам деньгами и ценными бумагами основную часть выкупной суммы.Выкупную сумму с крестьян государство ежегодно в виде «выкупных платежей» взыскивало с самих крестьян. Срок выплаты выкупных платежей был установлен в 49 лет. Все эти гос. Опреации оказались выгодными для казны, т.к. позволило ликвидировать все помещичьи долги(кот. Закладывали крестьян). Обнародование Манифеста и «Положений» 19 февраля 1861 г., содержание которых обмануло надежды крестьян на «полную волю», вызвало взрыв крестьянского протеста весной - летом 1861 г. крестьяне не верили, что это царь разрешил этот закон, и решили, что документы поддельны. Их возмущало, что на 2 года оставляли их в прежнем подчинении помещикам, принуждали исполнять барщину и платить оброки, лишали их части земли, а предоставленные им в пользование наделы объявляли помещичьей собственностью, которую надлежало выкупить у помещика. Всё это привело к восстниям и волнениям в Поволжье, украине, Бездне(казанская губ). Восстания в бездне было кровавым. К осени 1861г. правительсту с помощью воинских подразделений удалось подавить восстания. Но в 1862г.-новая волна выступлений связан. С введением уставных грамот, но с 1863г. кресть-ие движения пошли на убыль.

В 1863г. –завершена начатая в 1858г. аграр. Реформа в удельной деревне(дворцо. Крестьяне), в этом же году-поземельная реформа, из-за кот. Сократились земельные наделы на 3%, с 1863г-65-удельные крестьяне переведены на выкуп.

Гос-ые крестьяне- положене определено законом 1866г. сельские общины сохраняли земли, находившиеся в их пользовании, но не свыше 8 десятин на 1 душу мужского пола. Земля по за­кону 1866 г. признавалась собственностью казны, и выкуп наделов бы произведен только через 20 лет. При этом выкупные платежи возросли по сравнению с прежней оброчной податью на 45%. Однако условия реформы в удельной и государственной деревне были более благоприятными, нежели в помещичьей: наделы у удельных крестьян оказались в полтора раза большими, чем у бывших поме­щичьих, а у государственных - в два раза; несколько.

Помещики тоже понесли потери, реформа ущемляла их экономические интересы: личное освобождение крестьян ликвидировало монополию помещиков на эксплуатацию дарового крестьянского труда, и отдавали они крестьянам в собственность надельную землю.

По мнению фёдорова Крестьянская реформа 1861 г., несмотря на свою непоследовательность и противоречивость, явилась в конечном счете важнейшим историческим актом прогрессивного значения. Освобождение крестьян дало толчок интенсивному росту рынка рабочей силы. Предоставление крестьянам не только имущественных, но и определенных гражданских прав благоприятствовало развитию их сельскохозяйственного и промышленного предпринимательства.

По мнении. Орлова, Григорьева -реформа имела половинчатый характер. Она была сложным компромиссом между государством и всем обществом, между двумя основными сословиями (помещиками и крестьянами), а также между различными общественно-политическими течениями. Процесс подготовки реформы и ее реализация позволили сохранить помещичье землевладение, обрекли российских крестьян на малоземелье, нищету и экономическую зависимость от помещиков. Реформа 1861 г. не сняла аграрный вопрос в России, который оставался центральным и наиболее острым во второй половине XIX - начале XX в. (О влиянии реформы на экономическое и социально-политическое развитие страны во второй половине XIX в. - см. ниже.). Иг: соловьёв, ключевский, погодин

Основные законы реформы . 19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест об освобождении крестьян, различные положения и особые правила, которые учитывали особенности регионов страны и положение различных категорий крепостного крестьянства, всего 17 документов. В «Общем положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» было определено правовое положение крестьян, их административное устройство, которое везде было одинаковым. Общим было также положение о выкупе (условия выкупа наделов), об освобождении дворовых людей (через 2 года и бесплатно), о местных учреждениях по крестьянским делам.

Итак, по реформе 1861 г. крестьяне получили:

1. Личную свободу, право приобретать недвижимость, открывать промышленные и торговые заведения.

2. Землю -- усадебный и полевой наделы. Размеры полученной земли были меньше по сравнению с той землей, которой крестьяне фактически пользовались до реформы. Часть земли у них была отрезана в пользу помещиков (так называемые «отрезки»): всего в 27 губерниях крестьяне потеряли примерно 13% земли. В итоге средний надел на одну крестьянскую душу составил 3,4 десятины.

Связь крестьян с помещиками не была сразу разорвана. По закону крестьяне на некоторое время становились временнообязанными и должны были выполнять повинности в виде барщины и оброка, а затем переходили на выкуп. Этот выкуп за полученную землю крестьяне должны были выплачивать в течение 49 лет.

Выкупная операция была организована следующим образом. Государство расплачивалось с помещиками за землю, переданную крестьянам, а последние в течение 49 лет выплачивали свой долг в казну. При этом помещики не получили общую сумму выкупа -- 588 млн руб., из нее были удержаны их долги государственным кредитным учреждениям в размере 262 млн руб. Остальную сумму дворяне получили не живыми деньгами, а ценными бумагами с постепенным их погашением также в течение 49 лет.

Создание новых административных органов для проведения реформы . Авторам реформы было ясно, что если передать дело ее реализации в руки помещиков, то она будет провалена. Поэтому были созданы новые (временные) органы. Высшим учреждением стал Главный комитет об устройстве сельского состояния с непосредственным подчинением императору. Средним звеном явились губернские по крестьянским делам присутствия, председателем которых был губернатор, членами -- губернский предводитель дворянства, управляющий госимуществом и четыре местных помещика. Низшим звеном были мировые посредники, выполнявшие следующие задачи: документальное оформление новых отношений между помещиками и крестьянами, надзор за сельским самоуправлением и судебные функции. Благодаря их деятельности реформа постепенно, но неуклонно проводилась в жизнь.

Ограниченность крестьянской реформы . При всем огромном позитивном значении реформа не была свободна и от недостатков. Это объясняется тем, что реформа 1861 г. представляла собой компромисс последовательных либералов с основной массой помещиков, негативно относившихся к освобождению крестьян с землей. Мы уже видели, как в ходе обсуждения проекта реформаторам приходилось делать уступки.

В чем же заключались недостатки реформы?

1. Крестьяне получили недостаточное количество земли и вынуждены были арендовать дополнительные участки у помещиков, прежде всего пастбища, водопои и т.п.

2. Сохранялись различные формы полукрепостнической зависимости крестьян от помещиков, во-первых, в виде барщинных и оброчных повинностей и, во-вторых, за арендованную у помещиков землю крестьяне из-за отсутствия денег отрабатывали на помещичьих полях.

3. Выкупные платежи в итоге оказались значительно выше первоначально намеченной суммы.

4. Крестьяне продолжали оставаться неполноправным податным сословием, платившим подушную подать, которая не зависела от размера имущества и дохода.

5. Оставалась круговая порука -- коллективная ответственность общины за уплату налогов каждым ее членом.

6. Как следствие -- оставалось фактическое прикрепление крестьян к земле, существенное ограничение свободы передвижения.

Отношение крестьян к реформе. Крестьяне были разочарованы реформой, так как ожидали большего. Возникли разговоры о том, что помещики скрыли от крестьян подлинные документы об отмене крепостного права. На этой почве начались волнения: только в январе-мае 1861 г. состоялось 1370 массовых крестьянских выступлений. Наиболее крупным было выступление крестьян в селе Бездна Казанской губернии. Они протестовали против выкупа земли, так как традиционно считали ее своей. Войска стреляли в безоружную толпу, было убито более 350 человек. Всего за 1861 г. имело место 1889 крестьянских волнений, более половины из них было подавлено силой.

Весной 1862 г. движение возобновилось с новой силой в знак протеста против подписания уставных грамот. За этот год было зарегистрировано 544 выступления, которые вновь подавлялись вооруженной силой. В 1863 г. активно выступали крестьяне западных губерний, после этого наметился спад движения. Характерными для всех крестьянских выступлений были стихийность и неорганизованность, наличие разрозненных вспышек. В целом крестьянские волнения первых пореформенных лет отражали недовольство крестьян реформой, постепенным изменением векового уклада их жизни, неурядицами организационного периода.

Сельское хозяйство после реформы . После небольшого периода падения производства сельскохозяйственной продукции, вызванного ходом преобразований, организационной и хозяйственной перестройкой, в аграрном секторе наметился ряд позитивных процессов.

1. Начался процесс интенсификации сельского хозяйства, связанной с повышением культуры земледелия, использованием техники, удобрений, передовых технологий. Рос валовой сбор зерновых. Среднегодовой сбор зерна в 1851 -- 1860 гг. составлял 26,8 млн. т, в 1861-1870 гг. - 28,3, в 1871-1880 гг. - 31,8 млн. т.

2. Сельское хозяйство в большей степени приобретает товарный характер (помещичьи хозяйства -- 25%, кулацкие -- 30--40, середняцкие-- 15--20%).

3. Возрастал экспорт хлеба: в 1860 г. -- 5% от валового сбора, в 70-е гг. - 10, в 90-е-20%.

4. Развивалась аренда земли. Основные арендаторы -- кулацкие хозяйства (предпринимательская аренда) и бедняцкие (аренда от нужды).

5. Увеличивалось количество частновладельческой земли у крестьян: с 1862 по 1882 г. они приобрели 6 млн десятин.

6. Пошел процесс дробления крестьянских хозяйств из-за роста сельского населения, появляются мелкие и мельчайшие наделы (до 2 десятин) и безнадельные дворы (к концу XIX в. до 2,4 млн).

7. Сокращалось помещичье землевладение: с 87 млн десятин в 1861 г. до 53 млн десятин к концу XIX в.

8. Вновь начали расти долги помещиков: к началу 1880-х гг. они составили 400 млн руб., к концу 1880-х гг. -- уже 600 млн.

Таким образом, отмена крепостного права способствовала быстрому развитию капиталистических отношений в сельском хозяйстве, несмотря на сохранение целого ряда пережитков крепостничества, о чем говорилось выше.

Развитие капитализма в промышленности . Крестьянская реформа, наряду с другими либеральными реформами, и прежде всего финансовой, ускорила промышленное развитие страны.

1. Возросли темпы развития промышленного переворота, который в основном закончился к началу 1880-х гг. Капиталистическая фабрика окончательно вытесняет мануфактуру.

2. Наиболее быстрыми темпами развивалась легкая промышленность; постепенно капиталы переливались в тяжелую.

3. В индустриальном развитии России активно участвовал иностранный капитал, в основном из Франции, Бельгии, Англии, Германии. Он устремлялся в горнодобывающую, химическую отрасли промышленности, машиностроение.

4. Формировались новые промышленные районы: Донбасс, Криворожье, Бакинский нефтедобывающий район.

5. Развернулось бурное железнодорожное строительство,

6. Следствием всех этих процессов явился быстрый рост пролетариата (к сер. 1890-х гг. -- примерно 10 млн) и буржуазии (2,4 млн) Реформы в России XVIII-XX вв.: опыт и уроки: Учеб. пособие/Под ред. проф. Я.А. Пляйса. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М., 2011. - 509 с..

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?