Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Рисование углем: от истоков к современности. Как рисовать углем и что для этого нужно? Рисунки угольным карандашом для начинающих поэтапно

Какими бы ни были причины популярности этого средства (и их много), существуют определенные техники рисования углем, используемые многими художниками каждый день. В этой статье я пройдусь по самым главным аспектам и покажу небольшие уловки, чтобы помочь вам. Посмотрите видео внизу, а потом следуйте к успеху.

Вы можете использовать любой вид угля для этих техник. Просто обратитесь в свой местный магазин творчества, и они вам помогут (смотрите пункт 09 о разных видах угля). Если эта статья вдохновит вас на изучение темы самостоятельно, почему бы вам не зайти на сайт Schoolism.com, где вы найдете различные курсы, мастер-классы и т.д. Это просто прекрасный способ обучиться новому с профессионалами.

1. Сделайте главное главным

Главное - сохранить главное главным. Говоря как художник, главное называется сущностью. Это так же важно при рисовании углем, как и в любой другой технике. То, о чем ваш рисунок, и что вы хотите этим сказать – главное при его создании. Как только вы остановитесь на "главной идее" или сущности, все, что вы делаете с этого момента, каждое движение и каждая деталь, которую вы вкладываете или решите убрать, должны действовать на укрепление этого аспекта.

2. Познайте ценность контраста


Слово контраст используется повсеместно в искусстве, и, кажется, немного смущает. Контраст – это простой переход от белого к черному (от светлого к темному) по шкале от 1 до 10. 1 – это белый цвет листа, а 10 – черный. Таким образом 5 – это 50% или же «полутон», серый цвет, что-то среднее между белым и черным. Любой рисунок состоит из контрастов (тень и свет), независимо от цвета.

Чтобы помочь вам с этим, я советую работать от середины к краю. Сохраняйте свой самый темный цвет темным (тени), не темнее, чем 6 или 7 по шкале контраста; а самый светлый (свет и все, что в свете) – 3 или 4. Двигайтесь по направлению к темному (акценты) и светлому (блики).

Представьте, что акценты и блики - близнецы, живущие в разных районах. Они не самый важный элемент вашего рисунка. Но они важны в целом.

3. Используйте иерархию контраста


Нет сомнения в том, что успешный рисунок читается быстро и затрагивает эмоционально. Использование контраста или тона, выделение различных областей рисунка углем может быть очень полезно при рисовании.

На рисунке сверху, основанном на фотографии Джозайи Байса, использованы темные контрасты. Заметьте свет на его щеке и тень на остальной области тела.

Использование иерархий контраста позволяет зрителю увидеть то, что ему необходимо в первую очередь. На данном рисунке Стив курит свою трубку. Все остальное становится менее важным. Он – сущность рисунка.

4. Прищуривайтесь


Иногда стопроцентное зрение не помогает. Когда мы наблюдаем за тем, что рисуем, через наши глаза проходит большое количество информации. И от этого рисунок наполняется множеством посторонних деталей, ухудшающих эффект изображения. Цель – отредактировать и упростить.

Прищуривание размывает общую картину, и мы видим упрощенную версию картины в целом, ясно замечая все простые формы. Воспроизведение этих простых форм помогает при создании сущности всего рисунка.

5. Исследуйте толстые и тонкие линии


Применение толстых и тонких линий – интересная идея, и забавно, что многие художники не используют эту полезную технику в своей работе. Если у каждой линии одна и та же ширина, и нарисована она с одинаковым нажатием, рисунок, нарисованный углем, выглядит как обыкновенная раскраска, что делает его скучным. Использование тонких и толстых линий оживляет образ.

И как же вы будете применять эту технику, и что вам нужно знать? Главное правило – верхние линии объектов тоньше, потому что свет падает на них, а нижние линии могут быть толще из-за теней. Это всё. И это очень просто. Посмотрите на плавные линии и их толщину на рисунке собаки сверху. Теперь вы знаете.

6. Используйте ластик


Самое интересное в угле – это то, что его можно легко контролировать. Вы без проблем можете двигать его. Как только вы нарисуете что-то углем, вы можете удалить его или стереть там, где он не нужен. На рисунке выше, стертая часть показывает место, где свет падает на голову модели.

7. Приобретите набор инструментов


Обычно у художников есть целый комплект инструментов, и инструменты для создания рисунков углем выглядят круто. На приведенном выше рисунке показаны некоторые из них: очень маленький ластик, стирающий тонкой линией; ластик-клячка, который можно размять и раздавить; и хардкорная ластиковая ручка для жестких, тяжелых работ по стиранию.

Использование угля или пастели требует от нас их нанесение, и есть много способов для достижения этой цели. Самое очевидное – это ваш палец, но он может оставлять полоски или быть слишком маленьким. Салфетки Wipe Webril – отличный вариант при работе с углем.

8. Наденьте перчатку


А вы знали, что масла и жиры на наших руках могут испортить чистоту бумаги? Масла могут впитаться в бумагу и оттолкнуть уголь. Для решения этой проблемы используйте перчатку или же подложите еще один лист бумаги под руку, чтобы защитить вашу работу

9. Попробуйте угольные карандаши


Уголь может быть разных видов, от карандашей и палочек до больших кусков. Выбор за вами. На фото выше показаны три примера угольных карандашей. Знайте, что они могут создать грязь, поэтому после их использования стоит опрыскать ваш рисунок углем фиксатором для надежности.

10. Продолжайте совершенствоваться


Помните, что рисование сложно и иногда может утомлять. Не расстраивайтесь. Искусство чрезвычайно трудно, и может понадобиться время, чтобы чувствовать себя счастливым в этом.

Обучение и развитие идут всегда вместе. Найдите контакт с художниками, которыми вы восхищаетесь. Будьте скромны и попросите совета у них о вашей работе. Спросите о своих слабостях, о том, как вам начать и на чем сфокусироваться. Попросите быть честными. Это хорошие вопросы.

У нас у всех бывают моменты, когда мы чувствуем себя несчастливыми. Даже сейчас я чувствую сомнения, а иногда вдохновение переполняет меня. Так что продолжайте ваше дело, расправьте свои крылья и ловите ветер.

Статья из журнала художник 1961 года. И. Изаксон

Один из самых популярных материалов для рисо-вания — уголь. Им выполняют рисунки-штудии и на-броски, эскизы и подготовительные рисунки «под живопись». Нередко в этой технике художники создают станковые произведения самостоятельного значения. Такова, например, серия панно «Хиросима» японских художников Тосико Акамацу и Ири Маруки, за кото-рую они были удостоены Всемирной премии мира. Значительная часть этих панно выполнена углем, не-сколько панно — углем в сочетании с гуашью и тушью.

Популярность этого материала не случайна. Уголь как бы соединяет в себе преимущества нескольких различных материалов. Остро заточенным углем можно провести очень тонкую «карандашную» линию, и в то же время уголек, положенный на ребро, дает широкий живописный «мазок». Уголь позволяет штри-ховать, закрывая большие плоскости ровным тоном, или писать свободными мазками. По богатству тонов уголь едва ли не превосходит все другие живописные материалы и во всех градациях тоновой шкалы — от воздушного серого до глубочайшего черного — отли-чается красотой и бархатистостью цвета.

Углем очень легко работать, так как он хорошо «ложится» на бумагу или холст, не требуя от худож-ника большого физического напряжения: малейший нажим уже оставляет на бумаге видимый след. Это свойство угля позволяет рисовальщику быстро рабо-тать даже тогда, когда приходится покрывать на бума-ге большие поверхности (что совсем нелегко сделать, скажем, карандашом).

Достоинством угля является также и то, что он дает возможность внести поправки в рисунок, переком-поновать целиком или переделать его. Уголь очень легко смахивается с бумаги или грунта, почти не остав-ляя следов.

Большим практическим удобством для художника является также и то, что для работы углем годится почти любая бумага.

Недостатков у угля немного. Главным из них яв-ляется то, что уголь легко смазывается. Чтобы рисунок не был утрачен, надо его закрепить — зафиксировать. Последнее является, в частности, серьезной помехой в использовании угля при работе на природе — рису-нок необходимо зафиксировать и высушить сразу же на месте, иначе его едва ли удастся донести до дома.

Для молодых и для недостаточно требовательных к себе художников недостатком может стать и сама красота материала, так же как и легкость пользова-ния им. Рисунки углем часто получаются очень эф-фектные, а сочетание красивых пятен с линией или «игра» светотени маскируют неточности, грубые про-махи в рисунке. Поэтому начинающий художник легко может власть в самообман, считая законченными и совершенными те рисунки, в которых вся поверхность листа «затушевана», но собственно рисунок — при-стальное изучение формы — еще не начинался. Чтобы избежать этого, не следует ограничиваться только рисунками углем — как бы заманчиво это ни каза-лось, — надо обязательно перемежать рисунки углем рисунками графитным карандашом — материалом более строгим и менее «обманчивым», чем уголь.

Среди рисовальных материалов уголь — наиболее живописный. Им можно передать отношения различ-ных цветов, их прозрачность и плотность, воздушную перспективу, светотень. Начинать рисунок можно так же, как и живопись, с размещения на листе больших тоновых масс, «постепенно уточняя и детально разра-батывая форму с тем, чтобы линия и контур появились только к концу работы. При этом, пользуясь тем, что уголь легко удаляется с поверхности бумаги, худож-ник может начинать работу,

нанося большие силуэты, без всякого предварительного оконтуривания. Однако особенно увлекаться таким методом не следует. Начи-нающим художникам рекомендую в начале работы главное внимание обращать на более жесткое и кон-структивное построение рисунка.

Подготовительные рисунки для живописи также не следует вести чисто живописным путем. Лучше в этом случае выполнить карандашом или твердым углем более жесткий рисунок, построенный не на пятне, а на штрихе и контуре. Важно это потому, что, разработав в угольном рисунке ряд чисто живописных задач, художник обрекает себя — при работе красками непо-средственно на холсте — на повторение уже найденных решений. Этим он отнимает у себя ту радость откры-вания, ту непосредственность, которые составляют значительную часть прелести работы над художест-венным произведением.

Наброски углем можно, так же как и рисунки, де-лать и линиями разной толщины, и широким мазком, и пятном, и соединением пятна с линией. Очень полез-но выполнять быстрые наброски, основанные на силу-этном пятне, сделанном растушеванным углем, и за-тем уже по этому пятну уточнять детали линией. Такие наброски полезны для воспитания у начинаю-щего художника понимания силуэта в рисунке и уме-ния передавать движение.

РАСТУШЕВКА И СТИРАНИЕ УГЛЯ.

Растушевать уголь, размазать по поверхности штрих или несколько штрихов, превращая его в пят-но необходимой интенсивности, практически можно чем угодно — уголь достаточно легко размазывается. Но существуют для этой цели и специальные расту-шевки. Они бывают в продаже, их легко сделать и самому. Для этого плотно свертывают трубочкой полоску бумаги. Один или оба конца этой бумажной трубки сводят на конус, подобно заточенному каран-дашу.

Обычно художники пользуются растушевками только при выполнении маленьких рисунков, когда необходимо

достигнуть особо тонких тональных гра-даций. Чаще всего растушевывают уголь кистью, ват-ным тампоном, тряпочкой или просто пальцами.

Смахивают уголь тряюкой — именно смахивают, а не стирают, потому что при стирании он полностью не удаляется, а втирается в поверхность бумаги, соз-давая определенный тон.

Если после смахивания угля на поверхности бума-ги остаются следы — их стирают карандашной резин-кой.

Стирать жирно положенный уголь, не смахнув его предварительно тряпкой, не следует: резинка сразу замусоливается, и оставляемые ею пятна убрать очень трудно. К концу работы бумага обычно целиком в какой-то степени затонирована углем. Самые светлые места можно протереть резинкой, тогда они станут чуть светлее общего тона рисунка.

ФИКСИРОВАНИЕ.

Как уже было сказано, рисунки, выполненные уг-лем, необходимо фиксировать — закреплять. Для это-го разбрызгивают по поверхности бумаги закрепляю-щую жидкость. Она бывает в продаже редко, и обычно художники не пользуются покупными фиксативами, а приготовляют их сами. Самый практичный фиксатив— снятое молоко, слегка разжиженное водой. Оно остав-ляет поверхность угля матовой, почти не влияет на его цвет и закрепляет уголь достаточно прочно. Можно пользоваться также сахарной водой, но этот фиксатив боится сырости. Можно использовать для фиксирова-ния раствор канифоли в денатурате.

Раствор фиксатива наносят пульверизатором. Для этого рисунки кладут на пол и брызгают из пульве-ризатора, тщательно следя за тем, чтобы на рисунки равномерно оседала самая мелкая «роса», не образуя лужиц и крупных брызг. Весь уголь должен пропи-таться фиксативом. После просыхания проверьте прочность закрепления, потерев сухим пальцем несу-щественное место рисунка, густо покрытое углем. Если уголь плохо закрепился, повторите пульверизацию.

РИСУНОК под живопись.

Если рисунок под живопись не делается краской, то, как правило, — углем. Он легко ложится на холст, как и на бумагу, и так же легко смахивается с него. Углем можно делать рисунок под масляную живопись и под темперу.

После окончания рисунка все нужные для дальней-шей работы контуры прописывают кистью с раство-рителем — лучшим из них является лак со скипида-ром, так как он быстро высыхает. Если холст готовит-ся под темперную живопись, линии прорисовывают.

какой-нибудь одной из красок. После просыхания рас-творителя лишний уголь смахивают, потому что, если его оставить, он будет сильно загрязнять нижние слои краски.

Можно, разумеется, и зафиксировать рисунок, но это менее желательно, так как слабый фиксатив может не закрепить уголь, а крепкий создаст нежелательную прослойку между грунтом и краской. Некоторые жи-вописцы, сами грунтующие холсты, предпочитают после закрепления рисунка нанести на холст еще один слон жидкого грунта во избежание загрязнения красок.

БУМАГА, УГОЛЬ.

Бумага для работы углем годится всякая, кроме гладкой. Рыхлые сорта бумаги даже предпочтитель-ней — уголь хорошо в них впитывается и лучше за-крепляется. Плотную и не очень шероховатую чертеж-ную бумагу можно подготовить под уголь, протерев перед работой всю ее поверхность резинкой.

Уголь продается готовый, но его легко можно на-учиться приготовлять самому.

Затачивают уголь, срезая палочку наискось к одной стороне — наподобие среза пера. Заточенный таким образом, он дает возможность проводить линии и класть штрихи разной толщины и меньше ломается. Лучше перед началом работы заточить побольше уг-лей, чтобы потом не отвлекаться из-за необходимости точить их.

Уголь — материал, не меняющий цвета, в этом смысле — материал вечный. Однако так как даже за-фиксированный уголь сравнительно легко стирается и размазывается, хранить его лучше всего в папке, пере-кладывая рисунки гладкой бумагой или калькой, что-бы как можно меньше один лист терся о другой.

Бумага для угля

На какой бу маге рисовать углём?

Уголь — деликатный и интересный материал. Фактически, кусочек угля - это один из древнейших художественных инструментов. Сегодня, конечно, рисование на стенах пещеры вышло из моды, но вот сам уголь в виде мелков всё также популярен среди художников. Правда рисуют теперь на бумаге, причём хорошая бумага лучше передаст фактуру и оттенки угля. Но лучше всего?

Бумага — это основа вашей работы, если она подобрана верно, то и рисовать на ней будет приятно, и результат сохранится на долго, не осыпаясь и не опадая. Бумага для угля подходит и для рисования карандашом, и в целом к ней предъявляются примерно те же требования. Обычно бумага для угля находится в разделе "Бумага для пастели и угля" - пусть это вас не смущает, углем рисуют по пастельной бумаге, так же как сангиной и сепией. Художественный уголь хорошо ложится на бумагу с рыхлой и шершавой структурой, которая позволяет активно делать растушевку и сгладить жёсткие края угольного мелка или пастели. Вы наверняка видели работы в монохромной гамме, выполненные при помощи угля и завораживающие своими реалистичными градиентами. Грамотно выбранная бумага подчеркнёт все плюсы и скроет все изъяны в процессе работы углём. По этому немного подробнее остановимся на том, на какой бумаге рисовать углём и какую лучше купить для тех задач, которые стоят перед вами.

Следует учитывать несколько важных моментов:

  • Выбирайте только бескислотную бумагу. Наличие кислот в целлюлозе — это враг долгого хранения вашей работы. Безкислотная бумага гораздо надёжнее держит уголь на себе, сохраняя цвет и плотность, линии остаются яркими и чёткими, что особенно важно для графики. Бескислотная бумага в листах и целые скетчбуки доступны и этим критерием не нужно пренеребрегать.
  • Лучше, если бумага не будет идеально белой. У угля очень чёрный штрих, и он резко контрастирует с неестественной белизной целлюлозы, поэтому иногда даже лучше выбрать крафтовую бумагу. Подходит ли для угля крафт-бумага ? Конечно. Ведь традиционные рисунки выполнялись как раз на бумаге такого оттенка и фактуры, поэтому выбирая крафт, вы сделаете свою работу ещё более аутентичной. Даже ошибки на крафтовой бумаге менее видны и смотрятся органично.
  • Наличие зерна в бумаге позволяет штриху надёжно закрепляться на поверхности листа. Скетчбуки с такой бумагой выпускаются компанией Daler Rowney, Lana Dessin, Hahnemuhle Deko. Благодаря высокой плотности и зернистости, они хорошо держат даже несколько слоёв растушёвки углём.
  • Ну и последнее — определитесь с тем, чем и что именно вы планируете нарисовать. Небольшими угольными карандашами как правило рисуют в маленьких скетбуках, а вот натуральный уголь — это материл для серьёзных больших работ на крупных листах. Художественный уголь часто «просится» за пределы листа. Производители Canson и Lana выпускают очень большой ассортимент бумаги, которая даст вам больше простора для творчества.

Теперь вы знаете, на какой бумаге лучше всего рисовать углём. На нашем сайте представлен большой выбор этого материала под любые запросы. Выбирайте и покупайте, у нас есть доставка по всей России!

Растения - неизменный компонент пейзажей и большинства натюрмортов. Сегодня рассмотрим рисование углём ирисов. Следуйте советам самоучителя - от расположения обЪекта на листе до последнего штриха, - и вы сможете мастерски выполнить рисунок цветка

РИСУЕМ УГЛЕМ

Это рисовальное средство имеет много разных форм. На данном снимке снизу вверх представлены: па-лочка натурального рисовального угля цилиндрической формы; палочка натурального рисовального угля прямо-угольной формы; угольный карандаш; еще один вид угольного карандаша — в бумажной оправе, которую вы понемногу отрываете, по мере того как кончик каранда-ша стирается; и цилиндрическая палочка угля в металли-ческой оправе. Натуральный уголь для рисования хоро-шо ложится на бумагу и легко растирается, поэтому им можно добиваться выразительных топовых эффектов; Угольный карандаш способен нанести более четкие ли-пни и штрихи, но они не так легко растираются.

Использование растушевок и мягкой материи.

Для растирания угольных штрихов и нанесения тона в узких местах предназначены растушевки различных размеров. Они делаются из плотно скрученной бумаги, с коничес-кими или острыми кончиками. Конусообразный конец используйте для работы на небольших участках. Ском-канная мягкая материя может применяться для стирания неудачных мест рисунка, выполненного натуральным уг-лем. (Труднее стирается след мелка.) С помощью кусоч-ка мягкой материи вы можете также растереть тон по большому участку рисунка.

Как держать уголь.

Когда паючка натурального угля сломается или сотрется до маленького кусочка, вы може-те купить оправу и поместить в нее оставшийся обломок. Держите уголь за оправу, как будто держите кисть; паль-цы должны располагаться подальше от кончика угольной палочки, таким образом вы получите отчетливые линии. Если вы работаете просто угольной наточкой, без опра-вы, держите ее тем же способом, но пальцы должны нахо-диться ближе к кончику, иначе наточка сломается. Так же держат и угольный карандаш, но вы можете держать его. как обычный карандаш.

Резинки (ластики).

Уголь легко стирается, и при рабо-те с ним художники пользуются пластичной резинкой. В магазине ее можно узнать по квадратной форме. Она раз-минается, как глина или замазка, и принимает какую угодно форму. Вы можете скатать большой шарик для очистки крупных участков рисунка или придать резинке остроконечную форму для работы над мелкими деталя-ми. Прижав и тут же убрав резинку, вы удалите большую часть тонов. Тереть такой резинкой нужно как можно легче и лишь в крайних случаях, поскольку это приводит к истиранию поверхности бумаги.

Нанесение линий и штрихов.

Наиболее простой спо-соб рисования углем — это сочетание тонких линий с бо-лее широкими штрихами на обычной рисовальной бума-ге. На этом фрагменте пейзажа толстым тупым концом угольного карандаша свободными штрихами нанесен тон на стволы трех деревьев. Художник затемняет тона на стволах при помощи более сильного нажима. Затем ост-рым тонким кончиком твердого угольного карандаша он рисует ветви и веточки более четкими линиями.

Бумага, предназначенная для рисования углем.

Бумага, предназначенная для рисования углем, но одина-ково пригодная для работы мелом и карандашом, имеет слегка рифленую и очень плотную поверхность. На такой поверхности путем растушевки прекрасно получаются мягкие, живые тона, как вы можете видеть на этом фраг-менте портрета. Вы не испортите бумагу даже частым стиранием, что видно на освещенных участках лица. По-верхность бумаги подходит и для нанесения широких штрихов, какими нарисованы волосы, и для четких ли-ний, какими изображены здесь глаза.

Нанесение линий и тонов.

Для создания мягких, неж-ных тонов художник работает с твердыми и средней твер-дости угольными карандашами, растирая штрихи с по-мощью растушевки. Сначала он наносит более светлые тона на стволы деревьев и растирает штрихи, затем — бо-лее темные и снова растирает. На толстых ветвях штрихи растерты кончиком растушевки, а тонкие веточки нари-сованы угольным карандашом и не растерты. Важно знать, когда следует прекратить растушевку, иначе ваш рисунок будет выглядеть грязным.

Бумага с шероховатой поверхностью.

Бумага с ше-роховатой фактурой, с еще большим количеством так на-зываемых зубчиков, также прекрасно подходит для рисо-вания углем. Благодаря неровной поверхности бумаги, растушеванные участки выглядят более живыми — обра-тите внимание на текстуру тени на коже. Широкие штри-хи, которыми нарисованы волосы, даже более отчетливы на бумаге такого типа. А острые, отточенные линии, ко-торыми изображены ресницы и брови, выглядят неров-ными и живыми.

Уголь является одним из древнейших художественных материалов, который и в наше время используется для создания как эскизов, так и самостоятельных работ. Читайте далее - и вы узнаете, как рисовать углем, если вы абсолютно незнакомы с этим материалом. Кстати, а какие же виды угля используют в рисовании?

Виды угля для рисования

  • Угольные палочки. Изготавливаются из ивовых, буковых или виноградных веточек, которые обжигают в герметичной печи под воздействием высокой температуры. При растушевывании, создании градиентных переходов, тонировании больших участков легче использовать мягкие виды угля, а при рисовании мелких деталей, четких линий - твердые.
  • Угольные карандаши. Тоже изготавливаются из древесины, но выглядят как графитовые карандаши, только с угольным грифелем внутри. Преимущества таких карандашей перед палочками заключаются в том, что от них не пачкаются руки и рисовать ими проще, особенно мелкие детали. А вот широкая штриховка с ними не удастся.
  • Прессованный уголь. В его производстве используется не цельное дерево, а угольная крошка и растительный клей, которые смешиваются и прессуются. Их выпускают и в виде палочек, и в виде карандашей. Они оставляют очень глубокие, насыщенные черные линии, которые сложно удалить с бумаги.

Дополнительные инструменты

Бумага, на которой лучше всего рисовать углем, должна быть шероховатой - гладкая поверхность не удержит частички материала, и он будет осыпаться. Существует специальная бумага для угля, но рисовать можно и на пастельной или акварельной. В крайнем случае, можно воспользоваться чертежной бумагой, если натереть лист наждаком.

Чем еще примечательна угольная графика: уголь довольно легко удаляется. При этом используется, например, ластик-клячка, тряпочка или даже мякиш хлеба. Угольный след останется, но этого будет достаточно, чтобы что-то подкорректировать. Однако если угольные полосы растирать, то на бумаге могут остаться темные пятна, поэтому и рисовать углем нужно, не касаясь рукой листа.

Картины углем следует обрабатывать сверху специальным средством - фиксативом-закрепителем, создающим на поверхности бумаги тонкую пленку, и работы можно хранить, не боясь, что уголь осыпется.

Техника рисования углем: главные особенности

Если вы только начинаете рисовать, то вам будет проще попробовать рисовать карандашами . Обычный графитовый карандаш позволяет изображать даже самые тонкие линии и детали, стирается обыкновенной резинкой, при хранении рисунки не надо дополнительно обрабатывать, и рисовать карандашом можно на самой обычной бумаге.

К угольной же графике, хоть она и осваивается быстрее, еще нужно суметь приноровиться. Рисуя, нужно постоянно следить за степенью нажима, по необходимости ее варьировать, и все время чередовать это с растушевкой определенных участков. Этим материалом редко прорисовывают прямые линии, он больше используется при тонировании, создании градиента.

При рисовании применяются свободные движения, от простого к сложному - сначала создается набросок композиции, который затем тщательно прорисовывается. Контролировать толщину штриховки при рисовании угольными палочками можно, меняя угол их наклона.

Кроме привычного метода рисования черным углем по светлой бумаге, существует обратный способ, когда лист полностью закрашивается, а «рисовать» по нему начинают с помощью ластика, вытирая угольные участки в нужных местах. Дополнительно может применяться белая пастель или мелки.

Угольная графика: мастер-класс

А сейчас мы рассмотрим, как рисовать углем вот такой интересный рисунок - реалистичную имитацию блокнотного листа, приклеенного к стволу дерева. Выполняется он не слишком быстро, но увлекательно, и позволяет проработать основные детали данной техники.

Вам понадобятся следующие инструменты:

  • бумага для угля (или акварельная, пастельная);
  • самоклеящаяся бумага;
  • перфорированный лист бумаги;
  • твердый прессованный уголь;
  • древесный уголь;
  • ластик-клячка;
  • ватные диски и палочки;
  • остро заточенный карандаш;
  • фиксатив для угля.

Как рисовать углем: начало работы

Возьмите лист бумаги и закрепите его на какой-либо твердой поверхности, чтобы он не смещался при рисовании.

Вырежьте из бумаги-самоклейки кусочки размером с будущий лист, приклеенный к дереву, и скотча, на котором он держится. Отделите самоклейку от защитной основы и наклейте на бумагу в нужном месте.

Теперь возьмите древесный уголь и полностью заштрихуйте лист, после чего растушуйте получившийся объем с помощью ватного диска, чтобы добиться мягкого и однородного фона.

Дабы ничего не размазать и не сдуть с листа, закрепите получившийся результат. Обычно это делается с помощью специального фиксатива, но в случае его отсутствия попробуйте в несколько слоев использовать обыкновенный лак для волос - хотя такой способ может сделать ваш рисунок темнее.

Далее следует передать на бумаге фактуру и текстуру деревянной поверхности. Нужно рисовать углем по растушеванной поверхности, только на этот раз не заполняя весь участок, а создавая вертикальные линии боковыми штрихами.

Впоследствии эти полосы нужно растушевать, однако не целиком, дабы они хорошо просматривались на бумаге.

Теперь используйте прессованный уголь и проведите штрихи потемнее для более подробной прорисовки коры.

Слегка растушуйте получившиеся штрихи, а затем рисуйте и растушевывайте их снова, до тех пор, пока древесная поверхность не станет выглядеть реалистично. Используйте клячку, чтобы стирать угольные следы и оставлять белые полосы, способствуя созданию объема рисунка.

Первая часть рисунка закончена, теперь вы знаете, как рисовать углем текстуру дерева.

Рисуем углем: тонирование

Будущий листик из блокнота висит на дереве, и поэтому должен создавать падающую на ствол тень. Определитесь с участком, который будет тенью, и обклейте его со всех сторон бумагой. Оставшуюся полоску заштрихуйте прессованным углем и растушуйте.

Снимите самоклеящуюся бумагу с рисунка. Возьмите заточенный карандаш и с помощью линейки обведите им участки, которые будут «скотчем».

Затем следует придать реалистичности нарисованному скотчу. Прикрепите самоклейку на рисунок так, чтобы она изолировала «скотч» от остальных участков рисунка. Закрашивайте «скотч» угольными остатками на ватном диске, который вы использовали ранее, придавая полоске бумаги серый тон.

Переклейте бумагу таким образом, чтобы она закрывала собой тот угол листика, который как бы заклеен «скотчем», а затем снова затонируйте свободный участок.

Сверху полос прорисуйте еще раз очертания древесной коры и растушуйте их. Делается это с целью придания прозрачности «скотчу».

Теперь возьмите перфорированный листочек и приложите его к рисунку - через него нужно закрасить дырочки, как через трафарет. Растушуйте закрашенные отверстия ватной палочкой.

Начертите на листике линеечки. Они должны быть ровными, с одинаковым отступом, поэтому облегчите себе задачу и заклейте поля с двух сторон самоклейкой.

На получившемся листике можно нарисовать какой-нибудь простой эскиз. И не забывайте про итоговое закрепление рисунка лаком.

Как только вы разберетесь, как выполнять такие рисунки углем для начинающих, то сможете рисовать и более сложные картины, например, натюрморты и портреты. Такие работы часто выполняют комбинированно, например, делают набросок портрета карандашом , а затем начинают по нему рисовать углем, как показано в следующем видеоуроке для детей:

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?