Рисование углем. Как рисовать углем и что для этого нужно? Как рисовать угольным карандашом
Юлия Гаврилова
исование углём очень привлекает детей своей необычностью. В процессе рисования ребёнок чувствует силу нажима,учиться передавать объём предмета, тени и развивает мелкую моторику рук. Рисовать можно угольными палочками или угольным карандашом. Раскрашивать удобно пальцем, растирать салфеткой или ватным диском. Ребёнок учится рисовать и передавать сюжет или предмет одним цветом. Бумага,на которой лучше рисовать должна быть шероховатая. Уголь легко удаляется ластиком-клячка. Рисовать следует аккуратно . Чтобы не оставлять тёмных отпечатков можно с детьми выучить правило : "левая рука всегда чистая". Выполненные картины следует обрабатывать лаком для волос. Тогда уголь не будет осыпаться. Кроме привычного способа рисования углём существует обратный способ. Лист полностью закрашиваетя, а "рисовать " по нему начинают ластиком.
Творческих успехов!
Публикации по теме:
«Рисуем углем» Конспект НОД в старшей группе (с использованием ИКТ) Аннотация: Данный конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству в старшей группе «Рисование углем».
«Зимние узоры». Рисование в нетрадиционной технике - рисование капустным листом «Зимние узоры» (Рисование в нетрадиционной технике – рисование капустным листом) Цель: Познакомить с новой техникой рисования – рисования.
Конспект НОД изобразительной деятельности (рисование) для детей 4–5 лет «Жираф» (Рисование кистью и пальчиками.) Конспект НОД изобразительной деятельности (рисование) для детей 4-5 лет «Жираф» (Рисование кистью и пальчиками.) Цель: Продолжать знакомить.
Конспект занятия по художественно эстетическому развитию для детей старшей группы. Рисование цветов Тема: Рисование цветов. Цель: развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Учить передавать характерные особенности цветов.
В. А. Сухомлинский:«…Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из.
Осень золотая ходит по дорожкам, У нее на ножках - желтые сапожки, У нее на платье листики лесные, А в ее лукошке есть грибы лесные! (А. Яранова).
Нетрадиционное рисование - рисование манной крупой. Видео Рисование манной крупой – интересное и увлекательное занятие. Заниматься этим увлекательным делом можно не только в детском саду, но и дома.
Появление в нашем мире маленького человечка – процесс не из легких, и если малыш испытывает какие-либо трудности в адаптации к окружающим.
Растения - неизменный компонент пейзажей и большинства натюрмортов. Сегодня рассмотрим рисование углём ирисов. Следуйте советам самоучителя - от расположения обЪекта на листе до последнего штриха, - и вы сможете мастерски выполнить рисунок цветка
РИСУЕМ УГЛЕМ
Это рисовальное средство имеет много разных форм. На данном снимке снизу вверх представлены: па-лочка натурального рисовального угля цилиндрической формы; палочка натурального рисовального угля прямо-угольной формы; угольный карандаш; еще один вид угольного карандаша — в бумажной оправе, которую вы понемногу отрываете, по мере того как кончик каранда-ша стирается; и цилиндрическая палочка угля в металли-ческой оправе. Натуральный уголь для рисования хоро-шо ложится на бумагу и легко растирается, поэтому им можно добиваться выразительных топовых эффектов; Угольный карандаш способен нанести более четкие ли-пни и штрихи, но они не так легко растираются.
Использование растушевок и мягкой материи.
Для растирания угольных штрихов и нанесения тона в узких местах предназначены растушевки различных размеров. Они делаются из плотно скрученной бумаги, с коничес-кими или острыми кончиками. Конусообразный конец используйте для работы на небольших участках. Ском-канная мягкая материя может применяться для стирания неудачных мест рисунка, выполненного натуральным уг-лем. (Труднее стирается след мелка.) С помощью кусоч-ка мягкой материи вы можете также растереть тон по большому участку рисунка.
Как держать уголь.
Когда паючка натурального угля сломается или сотрется до маленького кусочка, вы може-те купить оправу и поместить в нее оставшийся обломок. Держите уголь за оправу, как будто держите кисть; паль-цы должны располагаться подальше от кончика угольной палочки, таким образом вы получите отчетливые линии. Если вы работаете просто угольной наточкой, без опра-вы, держите ее тем же способом, но пальцы должны нахо-диться ближе к кончику, иначе наточка сломается. Так же держат и угольный карандаш, но вы можете держать его. как обычный карандаш.
Резинки (ластики).
Уголь легко стирается, и при рабо-те с ним художники пользуются пластичной резинкой. В магазине ее можно узнать по квадратной форме. Она раз-минается, как глина или замазка, и принимает какую угодно форму. Вы можете скатать большой шарик для очистки крупных участков рисунка или придать резинке остроконечную форму для работы над мелкими деталя-ми. Прижав и тут же убрав резинку, вы удалите большую часть тонов. Тереть такой резинкой нужно как можно легче и лишь в крайних случаях, поскольку это приводит к истиранию поверхности бумаги.
Нанесение линий и штрихов.
Наиболее простой спо-соб рисования углем — это сочетание тонких линий с бо-лее широкими штрихами на обычной рисовальной бума-ге. На этом фрагменте пейзажа толстым тупым концом угольного карандаша свободными штрихами нанесен тон на стволы трех деревьев. Художник затемняет тона на стволах при помощи более сильного нажима. Затем ост-рым тонким кончиком твердого угольного карандаша он рисует ветви и веточки более четкими линиями.
Бумага, предназначенная для рисования углем.
Бумага, предназначенная для рисования углем, но одина-ково пригодная для работы мелом и карандашом, имеет слегка рифленую и очень плотную поверхность. На такой поверхности путем растушевки прекрасно получаются мягкие, живые тона, как вы можете видеть на этом фраг-менте портрета. Вы не испортите бумагу даже частым стиранием, что видно на освещенных участках лица. По-верхность бумаги подходит и для нанесения широких штрихов, какими нарисованы волосы, и для четких ли-ний, какими изображены здесь глаза.
Нанесение линий и тонов.
Для создания мягких, неж-ных тонов художник работает с твердыми и средней твер-дости угольными карандашами, растирая штрихи с по-мощью растушевки. Сначала он наносит более светлые тона на стволы деревьев и растирает штрихи, затем — бо-лее темные и снова растирает. На толстых ветвях штрихи растерты кончиком растушевки, а тонкие веточки нари-сованы угольным карандашом и не растерты. Важно знать, когда следует прекратить растушевку, иначе ваш рисунок будет выглядеть грязным.
Бумага с шероховатой поверхностью.
Бумага с ше-роховатой фактурой, с еще большим количеством так на-зываемых зубчиков, также прекрасно подходит для рисо-вания углем. Благодаря неровной поверхности бумаги, растушеванные участки выглядят более живыми — обра-тите внимание на текстуру тени на коже. Широкие штри-хи, которыми нарисованы волосы, даже более отчетливы на бумаге такого типа. А острые, отточенные линии, ко-торыми изображены ресницы и брови, выглядят неров-ными и живыми.
.Уголь мягок,
пластичен , дает матовый , бархатистый черный тон , но требует закрепления - фиксации .Простой уголь как рисовальный материал использовался художниками с глубокой древности. Несложный по технике приготовления, уголь обладает большим тональным диапазоном, удобен в работе, легко стирается, незаменим при исполнении больших рисунков, им удобно пользоваться в эскизных работах и беглых набросках. Простым углем можно рисовать на бумаге, картоне, холсте и других материалах, пригодных для рисунка.
Изготовление угля
Уголь для рисования приготавливают из высушенных очищенных от коры прутков ивы или бересклета путем обжига без доступа воздуха. Для обжига применяют тигли, в которые вертикально закладывают прутки. Тигли закрывают крышками и для герметичности обмазывают глиной. Обжиг производят при температуре 300 °С в течение 3-5 часов. Окончание обжига прутков определяют по сизому дымку двуокиси углерода, выходящему через контрольное отверстие в крышке.
Уголь для рисования можно изготовлять и самому, используя для обжига прутков высокую консервную банку, в которую ставят прутки вертикально и засыпают их сухим песком для уменьшения объема воздуха в банке и 6oлee равномерного обжога. Банку закрывают крышкой, обмазывают глиной и по выделяющемуся газу двуокиси углерода определяют окончание обжига. Процесс обжига длится непрерывно 3 - 5 часов. После обжига банка должна сутки остывать.
Если уголь будет обожжен не полностью, то он будет оставлять на бумаге слабый серый след, к тому же слабообожженный уголь царапает бумагу.
Рисовальный уголь обладает теплым черным цветом, легко ложится на холст, бумагу, картон. Он растушевывается от черного до светло-серого цвета.
Рисование углём
Уголь как рисовальный материал использовался художниками с глубокой древности. Рисовальный уголь обладает большими выразительными возможностями, им можно выполнить пейзаж, портрет, натюрморт и сюжетную композицию.
Изучение рисования углем имеет громадное значение, и на него обязательно надо обращать внимание, тем более что по своей технике оно более всего имеет сходство с живописью .
Рисование углем отличается быстротой исполнения в сравнении с другими способами, потому что уголь легко поддается всевозможным изменениям. Вообще это чрезвычайно податливый и благодарный материал, дающий возможность достигать значительных эффектов. Изучение рисования углем не представляет больших трудностей; материал же, необходимый художнику, весьма незатейлив и дешев.
Углем можно проводить как самые тонкие линии, так и широкие, можно быстро заштриховывать большие поверхности боковой стороной. Уголь дает глубокий бархатистый черный цвет и большой диапазон тональных переходов. Уголь, как и карандаши, имеет разную твердость. Чинят уголь так же, как и карандаш. Законченные рисунки этим способом достигают полного впечатления натуры. Несмотря на то, что рисование углем одноцветно, рисунок можно довести до того, что в нем будут чувствоваться краски, хотя на самом деле их и нет. Есть много произведений известных художников, исполненных этим способом. Им можно выполнять быстрые наброски, эскизы и длительные рисунки. Он очень удобен в работе и легко стирается. Уголь четко выявляет форму предмета, дает возможность передать свет и тень.
Углем можно рисовать на бумаге, картоне, холсте, стене и других поверхностях, пригодных для рисунка. Лучше использовать шероховатую бумагу, можно и плотную чертежную, которую следует слегка протереть мелкой наждачной бумагой или серую оберточную. Интересные рисунки углем получаются на цветном фоне неярких тонов.
Рисовальные угольки должны быть различными по величине и форме. Для проведения тонких линий уголь затачивают косо, так как средняя часть (сердцевина ) угольков, приготовленных из прутиков, более рыхлая. При работе на холсте уголь самозатачивается.
Допускается сочетание угля с другими материалами - с сангиной, мелом, пастелью, цветными карандашами, акварелью, специальным угольным карандашом «Ретушь ».
Углем можно работать двумя способами: обычным графитным карандашом, используя линии и штрихи, и с применением тональной тушевки. Растирать уголь можно тряпочкой, рукой или специальной растушевкой, которая изготавливается из замши, лайковой кожи или плотной бумаги и представляет собой туго скрученный валик с заостренными концами. Не следует использовать для этого резинку, так как после нее уголь ложится неровно.
Можно облегчить тон, смахнув лишний уголь тряпочкой или щетинной кистью. По освещенным местам формы рекомендуется пройтись мягкой булкой или проработать их мелом. Рисунки углем следует закреплять. Можно использовать для этого специальный фиксатив или лак для волос. Фиксируют, распыляя лак постепенно, в несколько приемов, с расстояния примерно один метр, не допуская образования капель. Имейте в виду, что даже самое осторожное фиксирование делает рисунок темнее.
При работе углем следует пользоваться шероховатой
зернистой бумагой , можно и плотной чертежной, слегка протертой мелким наждаком или жесткой резинкой. Для рисунков углем можно использовать так называемую мундштучную бумагу.Для выполнения длительных рисунков бумагу надо наклеить на рисовальную доску или толстый картон.
В средние века художники пользовались грунтованной бумагой (покрытой смесью цветного порошка, мела и клея ).
Углем можно работать двумя способами:
- Первый близок к работе карандашом, когда рисуют в основном линией, штрихом. Вы рисуете сначала контур предмета, а затем приступаете к тушевке, совершенно таким же образом и в той же последовательности, как делали это при рисовании карандашом . Мы не рекомендуем, однако, пользоваться этим приемом, так как при нем исключается самая ценная и характерная особенность техники рисования углем - сходство с техникой живописи.
- Второй способ связан с большим применением тона. При этом способе рисуют, широко прокладывая тени и фон, для чего уголь на бумагу кладут плашмя. Прежде всего быстро и в общих чертах набрасывают контур предмета. При набрасывании рисунка уголь удобнее всего держать так, как показано на рисунке, то есть вы должны держать его не так, как держите карандаш или перо, а тремя пальцами за конец угля, повернув ладонь кверху. Затем кладете уголь плашмя на бумагу, как показывает рисунок, и затираете все теневые места в общей - массе, нажимая несколько сильнее в более темных местах и ослабляя нажим в более светлых. Проделав эту операцию, вы вооружаетесь клячкой или размятым между пальцами мякишем хлеба, которые служат для рисования светом и вообще для удаления угля в темных местах, а также растушевкой, которой пользуются для получения полутонов. Хлеб для рисования берут бе лый и не содержащий в себе масла, присутствие которого может испортить рисунок. Взяв часть мякиша, начинают его раскатывать между пальцами до тех пор, пока он не превратится в однородную тестовидную массу. Затем придают одному концу острую форму и, взяв мякиш, как показано на рисунке, концом снимают уголь на тех местах, которые надо осветить. Кроме мякиша, применяемого для снятия угля, существует особо мягкая резинка «клячка»; она с большим успехом может заменить мякиш хлеба, который быстро сохнет, особенно если ра ботать приходится на воздухе; клячка же всегда будет мягка и гибка. При работе ее так же, как и хлеб, следует разминать в руках.
В процессе работы применяют также различные растушки-кожаные и бумажные, представляющие собой туго скрученные валики с заостреными концами. Растушки делаются из замши, лайковой кожи и плотной бумаги.
Замшевые растушевки более мягкие. Как держать растушевку и пользоваться ею при работе, видно на рисунке. Вместо растушевки можно пользоваться для получения полутонов просто пальцем: растирая пальцем уголь, вы получите прелестные полутоны самых разнообразных оттенков; пальцем же можно смягчить слишком резкие или, как говорят художники, «кричащие» световые пятна.
Итак, пользуясь попеременно клячкой, растушевкой и углем, вы исправляете дефекты контура и теней, от общего переходите к более мелким подробностям и доводите рисунок до полной законченности.
Можно делать и так: когда рисунок прорисован довольно детально, его растирают ребром ладони, потом снова рисуют, выбирая мягкой булкой освещенные места формы (резинки лучше избегать, после нее уголь ложится неровно ). Для проведения тонких линий уголь затачивают косо на край, так как средняя часть (сердцевина ) угольков, приготовленных из прутиков, более рыхлая. При работе на холсте в затачивании угля нет необходимости, он самозатачивается. Для удобства уголь может быть вставлен в рейсфедер-держатель.
На рисунках наглядно представлен весь вышеописанный ход работы. Иллюстрация а показывает, как следует начинать рисунок. Вы видите на нем лишь самый общий контур кувшина. На рисунке б плашмя углем проложена общая масса теней. Иллюстрация в показывает, до какой степени законченности следует доводить работу.
Понятно, что на первых порах, пока вы не овладеете материалом, зарисовки углем будут не вполне вас удовлетворять. Будет затруднять и пользование мякишем хлеба, и применение растушевки или пальца, и различные особенности угля; вы будете обращаться с материалами робко и неуверенно; рисункам будет недоставать мягкости; они будут, как говорят, «засушены».
Неудобства работы углем заключаются, главным образом, в том, что приходится обращаться с рисунком весьма осторожно, так как уголь легко сдувается ветром, осыпается от легкого сотрясения или стирается от прикосновения руки. Но эти свойства имеют и свои преимущества; так непонравившийся или испорченный этюд
на бумаге или холсте легко можете сбить тряпочкой бесследно и не портя основы, а затем, удалив его, снова начинать рисовать на той же бумаге. Цвета бумаги следует по возможности разнообразить. Размер штудий желательно делать покрупнее.
Нарисованы старинные русские предметы домашнего обихода. Несмотря на встречающиеся мелкие украшения, рисуете данную группу так же, как и предыдущие, то есть прежде всего набрасываете контур, потом плашмя углем покрываете общий тон рисунка с тенями, затем отделяете более темные места от светлых, вынимаете клячкой или мякишем хлеба «света», наконец, тонким угольком прорисовываете все подробности и украшения натуры.
Натюрморт
Группа, составленная из предметов домашнего обихода: стеклянный кувшин, деревянная чашка, ложка и скатерть. Это задание в отличие от предыдущих исполнено так называемым «прессованным» углем и итальянским карандашом. Прессованным углем рисуют так же, как простым мягким карандашом. Он не так легко стирается, как обыкновенный уголь, а следовательно, и при рисовании им надо соблюдать большую осторожность, чем с обыкновенным. Прессованный уголь существует в продаже также нескольких номеров разной твердости. Контуры предметов можете рисовать обыкновенным углем, а приступая к передаче света и тени, вводите прессованный, для окончательной же отделки воспользуйтесь итальянским карандашом. Не забывайте все время следить за формой и за отношением пятен.
Гипсовая голова волка.
Уголь незаменим при зарисовках животных и птиц как с натуры, так и с гипсовых моделей и с чучел. Быстрота и точность передачи как света и тени, так и характера перьев и шерсти едва ли может быть достигнута карандашом в такой же мере, как углем, а особенно если приходится рисовать живую беспокойную натуру из животного царства. На нашей иллюстрации показано, как начинать работу. Сначала набрасываете общую форму, затем затираете теневую часть и, наконец, постепенно переходя от общего к частностям, доводите работу до законченности, как показано на втором рисунке.
Так как и законченные рисунки углем отличаются непрочностью, то для сохранения их прибегают к закреплению.
Фиксирование угля
Фиксируют пульверизатором постепенно, в несколько приёмов, с расстояния не ближе одного метра, не допуская образования капель. Нужно иметь в виду, что даже самое осторожное фиксирование делает рисунок темнее.
Прессованный (жирный) уголь
Уголь допускает сочетание с другими материалами - сангиной, мелом, пастелью, цветными карандашами, акварелью, специальным
угольным карандашом «ретушь» .Как сделать уголь самому
Чтобы приготовить угли для рисования, нужно взять несколько прямых веточек березы толщиной в карандаш и длиной 8 - 10 см. Очистить их от коры, связать небольшими пучками и положить в металлическую коробку, доверху наполненную сухим мелким песком. Коробку закрыть крышкой, замазать глиной и поставить в печь. Когда огонь прогорит, коробку вынуть, остудить, и угли готовы.
Рисунок углём, мастер-класс
Осязание помогает нам воспринимать различные качества предметов: гладкость и шероховатость, твердость и мягкость, сухость и влажность. Наша цель – передать эти тактильные ощущения на рисунке.
„Дайте слово вашему рисунку – возможно, он подскажет вам такие способы рисования, о которых вы никогда бы и не подумали”.
Конечно, в отличие от настоящих, нарисованные предметы не потрогаешь и не возьмешь в руки. Поэтому нужен исключительно визуальный способ передачи осязательных ощущений. Несмотря на кажущуюся сложность этой задачи, она вполне выполнима. В самом деле, не надо прикасаться к фарфоровой чашке, чтобы понять: она твердая и хрупкая. Тонкий фарфор – гладкий, изящный, блестящий; он выглядит твердым и хрупким. Передайте это на рисунке, и зритель «почувствует» изысканность изображенной чашки так, будто держит ее в руках!
Очень важен в этом случае выбор принадлежностей для рисования. Я остановился на угле и белом восковом карандаше Conte. Уголь передаст темные и средние тона, а более светлые тени «изобразит» серая бумага. Карандашом же мы нарисуем отблески, благодаря которым предметы будут выглядеть твердыми.
ВАМ ПОНАДОБИТСЯ:
- серая оберточная бумага формата А2
- несколько угольных стержней разной толщины
- белый восковой карандаш Conte 2В
- мнущаяся резинка (клячка) и хлопковая ткань
- фиксирующий раствор или лак для волос (без блесток)
Композиция.
Выберите несколько твердых предметов. Расположите их в произвольном порядке и посмотрите на композицию под разными углами. Попробуйте поменять предметы местами, повернуть другой стороной, заполнить свободное пространство.
Обратите внимание на общие очертания композиции. Не расставляйте предметы симметрично – это неинтересно, лучше немного сместите некоторые из
них.
1 Рисуя от плеча, наметьте основные очертания (они могут быть достаточно небрежными). Руководствуйтесь тем, что вы уже знаете о свете и тенях. Взгляните на композицию – источник света находится вверху и перед ней. Поэтому тени располагаются практически по центру, под предметами.
2 Прищурьтесь, чтобы оценить тона предметов. В нашем случае тарелка выделяется на темном фоне. Ее оттенок приближается к серому цвету бумаги, поэтому я просто очертил диск фоновой штриховкой, положив угольный стержень на бок, чтобы работа шла быстрее.
3 Посмотрите на оловянный кувшин. Он состоит из нескольких эллипсов. Обратите внимание, что я нарисовол полные эллипсы, как будто кувшин прозрачен, хотя на самом деле мне не видно его дальняя сторона. Советую так же поступить и вам: этот прием облегчает геометрическое построение рисунка. Постарайтесь в точности передать изгибы ручки и носика кувшина.
4 Горлышко лежащего на боку глиняного кувшина напоминает изумленно раскрытый рот. Хотя кувшин достаточно массивен, зритель видит в основном только пустоту внутри него. Поэтому внутреннюю часть кувшина изобразите с помощью эллипсов. А его вес передаст толщина ободка и носика.
5 Преимуществом угля является то, что он легко стирается мнущейся резинкой и даже пальцем. Благодаря этому рисунок получается более живым и непосредственным. Орехи, которые я слегка наметил в начале работы, требуют дальнейшей прорисовки, но, заметьте, не детализации – этим мы займемся позже. Фоновой ткани я уделил не меньше внимания, чем гранатам и орехам на первом плане
.
6 Постоянно возвращайтесь к элементом композиции, поправляя их по ходу работы. Ручку глиняного кувшина нелегко нарисовать правильно, так кок мы смотрим на нее сверху. Зато если у вас это получится, все изображение станет более правдоподобным. Представьте, что ручка – это полоска глины, свернутая, как лента. А теперь попробуйте изобразить ее изнутри. Обратите внимание, что в том месте, где ручка соприкасается со столом, линии более толстые. Ток создается впечатление, что кувшин лежит на твердой поверхности.
7 Не бойтесь использовать по ходу работы пальцы – самую универсальную принадлежность для рисования. Тем более что их потом можно вымыть! Закрашивая большие участки бумаги, мы клали стержень на бок. И вот теперь пришло время растушевать этот слой пальцами. Старайтесь передать мягкость бархатного фона, а также светлые и темные оттенки в складках ткани
Совет.
Соблюдаем чистоту
Углем легко и интересно работать, в то же время он очень пачкается. Если у вас нет желания долго и нудно отмывать руки от въедливой угольной пыли, оберните стержень фольгой. А вместо того чтобы растушевывать рисунок пальцами, используйте ватную палочку или торшон. Наконец, все кусочки угля, упавшие на пол, нужно сразу подмести, чтобы не растоптать их!
8 Когда все предметы займут свои места, пройдитесь по рисунку чистой хлопковой тканью. Изображение станет бледнее, но ток и было задумано! Теперь, когда рисунок вдруг «отступил» назад, вам будет намного легче переоценить тона, свет и тени.
9 Обратите внимание на светлые тона -не на самые яркие отблески, а, скажем, на мягкое сияние оловянной тарелки и отражение света от разрезанных и целых гранатов. С помощью резинки сотрите уголь на поверхностях этих предметов там, где необходимо: серый цвет бумаги создаст нужный тон. Представьте, что вы рисуете резинкой, а не просто стираете.
10 Мне хотелось немного детализировать поверхность разрезанных гранатов. Легко перекатывая заостренный конец угольного стержня по бумаге, я наметил гранатовые зерна насыщенными штрихами. Кстати, эти штрихи были открыты мной в результате многочисленных экспериментов. Но, возможно, вы придумаете свой способ для изображения гранатовых зернышек.
Орехи, гранаты, оловянная посуда и керамический кувшин оказались прекрасными моделями.
Хотя цветовая палитра этого натюрморта очень богата – как на картинах старых голландских мастеров, – мы сосредоточили свое внимание на фактуре предметов. Итак, отложим в сторону уголь и возьмем белый восковой карандаш Conte.
11 Отсветы на керамическом кувшине неодинаковы по яркости. Так, тонкий и четкий отсвет на ободке, носике и ручке создает контур предмета. Изобразите его уголком воскового карандаша. На коричневой части кувшина светлое пятно выглядит более рассеянным. Это место легонько заштрихуйте.
12 Если отсветов очень много, они привлекают внимание не к рисунку в целом, а, так сказать, тянут одеяло на себя, поэтому будьте с ними осторожны.
Обратите внимание: небольшие блики, нарисованные белым карандашом, не только передают фактуру предметов, но и подчеркивают их форму. Легкое прикосновение карандаша к грецким орехам на первом плане – и вот они уже смотрятся более выразительно, чем остальные элементы композиции.
Стараясь передать фактуру предмета, обычно обращают внимание на то, как отражается от его поверхности свет. У нас наиболее твердый предмет – керамический кувшин, поэтому он дает самые яркие отсветы. Оловянная посуда мягче даже на вид, и отсветы на ней более приглушенные. Однако, пытаясь оценить твердость предметов, не стоит полагаться исключительно на блеск. Грецкий орех с его матовой поверхностью явно тверже, чем мягкий гранат с блестящей кожурой, и в этом случае твердость ореха передает бугристая скорлупа.
13 Используйте те приемы, которыми вы уже владеете. Особое внимание уделяйте свету, оттенкам и тени. Взгляд зрителя должен проникать в глубь рисунка, скользя от грецких орехов к разрезанному гранату, затем к целому, потом к оловянному кубку и кувшину, тарелке на втором плане и, наконец, «к удивленно раскрытому рту» керамического кувшина – самому темному тону на рисунке (создается впечатление, будто протянешь руку – и она окажется в кувшине!).
Уголь и восковой карандаш легко стираются, поэтому не забудьте закрепить рисунок фиксирующим раствором.
Муниципальное автономное образовательное учреждение
детский сад №79 «Гусельки» городского округа Тольятти
«Рисуем углем»
Конспект НОД в старшей группе
(с использованием ИКТ)
Составитель:
Воспитатель
Перевозчикова Евгения Владимировна
Тольятти 2012 г.
Аннотация:
Данный конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству в старшей группе «Рисование углем». Знакомство детей с нетрадиционным способом рисования.
К ребятам приходит Художник и приглашает их в гости в художественную мастерскую. Дети на время занятия становятся друзьями художника, им на время НОД прикрепляются бейджики с картинкой героя.
НОД проходит с использованием ИКТ.
Цель: Обучение детей нетрадиционной технике рисования углем.
Задачи:
Обучающие задачи:
- Познакомить с нетрадиционным материалом для рисования – углем;
- Учить создавать детей самостоятельно сюжет рисунка с помощью трафаретов;
- Расширять знания детей о художниках, рисовавших углем.
Развивающие задачи:
- Развивать элементарные навыки работы с углем;
- Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство композиции;
- Развивать сенсорные умения – координацию руки и глаза при рисовании, мелкую моторику пальцев рук;
Воспитательные задачи:
- Воспитывать в детях чувство прекрасного через изобразительное искусство;
- Воспитывать интерес к отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности;
- Воспитывать аккуратность при работе с углем.
Методические приёмы:
- Игровой (использование сюрпризных моментов).
- Наглядный (использование иллюстрации).
- Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Оборудование: магнитная доска, компьютер, проектор.
Демонстрационный материал:
- картинка с изображением Художника,
- презентация по теме (Приложение 2) ,
- смайлики грустные и веселые.
Раздаточный материал:
листы плотной бумаги формат А4, уголь,Простые карандаши, салфетки бумажные,
Влажные салфетки, трафареты, листы бумаги 10*10
Для пробного рисования углем.
Ход занятия.
Вводная часть.
Воспитатель:
Ребята, здравствуйте!
Сегодня по дороге в детский сад я встретила Художника.
Он живет в сказке о Незнайке. И он вам предлагает стать его друзьями:
Незнайкой, Знайкой, Звездочетом, Мушкой, Ромашкой, Звездочкой и т.д.
(дети выбирают бейджики с картинками героев, прикрепляют
На одежду).
- Я теперь знаю, как к вам обращаться.
А чем же занимается Художник?
Дети: рисует.
Воспитатель:
- Художники не рисуют, а пишут свои картины. У каждого художника есть
Своя художественная мастерская. Вы хотите побывать в мастерской
Нашего художника?
Дети: да.
Воспитатель:
Тогда закрывайте глазки:
Раз, два, три, четыре, пять
Мастерская встречай наших ребят!
Основная часть.
Слайд 1. Художественная мастерская
Воспитатель:
Открывайте глазки, мы оказались в художественной мастерской.
Посмотрите, чего тут только нет и краски, и карандаши, и кисточки,
И написанные картины.
У Художника есть вот такой красивый сундучок, в ней лежат нужные
Для его работы предметы. Но он просит сразу его не открывать,
А попробовать отгадать загадки что там. Вот послушайте…
Нарисую портрет мамы
Натюрморт или пейзаж
Деревянный тонкий длинный
Я волшебник ….(карандаш)
Дам подсказку - краска я,
Скажу без скромности друзья
Ярче я, чем карандаш,
Очень сочная...
(гуашь)
Нанесу узор я нежный
Иней тонкий белоснежный,
Зеленеющий апрель –
Всем знакома...
(акварель)
Напишу я объявленье
И открытку-поздравленье.
Рисовать плакаты мастер
Потому что я...
(фломастер)
Воспитатель :
Ребята, для чего нужны эти предметы?
Дети:
-
Они нужны для того, чтобы рисовать.
Воспитатель:
Ребята в коробочке остался еще один предмет. А загадок больше нет.
Давайте посмотрим, что же это?
Воспитатель:
Ребята это же уголь. Уголь - это мягкий материал для рисования.
Слайд 2. Обжиг веток
Воспитатель:
Уголь изготавливают путем обжига тонких древесных веток в печи.
Уголь используется художниками с глубокой древности. Углем
Можно рисовать пейзажи, портреты, натюрморты, делать зарисовки
И наброски.
Слайд 3. Илья Ефимович Репин «Портрет Элеоноры Дузе».
Воспитатель:
Углем рисовали великие художники.
Обратите внимание на картину известного художника
Репина Ильи Ефимовича «Портрет Элеоноры Дузе».
Слайд 3. Михаил Александрович Врубель «После концерта».
Воспитатель:
- Вот еще одна картина, которая называется «После концерта».
Художник, когда ее писал, уже почти ничего не видел.
Слайд 4. Иван Иванович Шишкин «Заросший пруд»
Воспитатель:
А это «Заросший пруд» Шишкина Ивана Ивановича.
Картина выполнена углем и мелом.
Слайд 5. Исаак Левитан «Деревня. Ранняя весна»
Воспитатель:
- Вот еще один пейзаж, Исаака Левитана «Деревня. Ранняя весна»
Слайд 6. Рисунки детей.
Воспитатель:
А это рисунки ребят, с которыми я работаю.
Им очень нравится рисовать углем.
А вы хотите научиться рисовать углем?
Дети:
Да.
Воспитатель:
Чтобы ручки нас слушались, нам нужно сделать небольшую пальчиковую
Гимнастику «Две сороконожки»:
Две сороконожки бежали по дорожке
(две ладошки рядом шевелят пальцами)
Бежали – бежали,
Друг друга повстречали.
(две ладошки замерли)
Так друг друга обнимали,
Так друг друга обнимали,
Так друг друга обнимали,
(пальцы левой и правой рук обнимают друг друга)
Что мы еле их разняли.
(руки в замке рассоединяются)
Воспитатель:
Пальчики разогрели, можно приступать к работе.
Уголь хрупкий и очень пачкается, надо быть предельно аккуратным,
Чтоб не испачкать свою работу.
У вас на столах лежат листы квадратной формы, подвиньте их к себе.
На нем нарисована геометрическая фигура карандашом.
Это пробный рисунок, попробуйте обвести по карандашным линиям углем.
Уголь в руке надо держать как обычный карандаш. При сильном нажатии
Получается жирная линия, если нажимать слегка, то линия будет
Еле заметна. Получился квадрат.
Чтобы его закрасить нужно взять салфетку, смять ее и растушевать
Или по-другому растирать получившиеся линии.
(приемы рисования воспитатель демонстрирует на листе А3, прикрепленном на мольберте, дети выполняют за педагогом на листе 10*10)
Воспитатель:
Вам понятна техника рисования углем? Тогда подвиньте к себе альбомный
Лист бумаги. Для того что бы нарисовать интересную картину,
Мы создадим сюжет с помощью трафаретов.
Ход работы:
- Обводим трафареты простым карандашом;
- Обводим углем карандашные линии;
- Дорисовываем мелкие детали;
- Растушевываем
(дети рисуют, воспитатель следит за работой, помогает в выборе сюжета, в овладении детьми навыками работы с новым материалом – углём)
Воспитатель:
Сейчас мы завершим ваши работы и поместим их в рамочки
(приклеивание ранее приготовленных рамок)
(работы детей представлены в Приложении 1)
Воспитатель:
- Возьмите свои работы в руки, покажите друг другу.
Вам понравилось заниматься в художественной мастерской?
Нам пора возвращаться в детский сад. Закрывайте глазки.
Раз, два, три в садик деток всех верни!
Подведение итогов НОД:
Воспитатель:
Ребята, где мы сегодня были?
Дети:
- В художественной мастерской.
Воспитатель:
- Кто нас туда позвал?
Дети:
Художник.
Воспитатель:
А чем мы там занимались?
Дети:
Рисовали углем.
Воспитатель:
Вам понравилось, было трудно или легко?
У вас на столах смайлики грустные и веселые.
Покажите, какое у вас настроение от проделанной работы.
(дети показывают смайлики)
Воспитатель:
Мне очень понравилось с вами заниматься.
Хотите узнать мое настроение?
Слайд 7. Веселый смайлик.
Воспитатель:
Вы можете забрать ваши картины, отнести их домой.
Ну и, конечно же возьмите смайлики. Это вам мой подарок.
До свидания!
Список литературы:
- http://www.art911.ru Уроки Графики. Уроки рисования карандашом, углем, красками.
- А.В.Никитина Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
- Н.Е. Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
Приложение 1
Работы детей.