Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Решебники и готовые домашние задания (ГДЗ): как ими пользоваться? Базанов И.А. Происхождение современной ипотеки

Стремительное развитие общества привело к существенному усложнению школьных программ и общеобразовательным реформам. Информационная нагрузка на современного школьника постоянно растет, и сегодня, чтобы выучить весь необходимый материал, ребенку приходится проводить за партой по 8 часов: целый рабочий день, и это без учета времени, затрачиваемого на подготовку домашних заданий. Такая нагрузка приводит к усталости, снижению эффективности, потере мотивации. Помочь справиться с увеличивающимся объемом информации, научиться анализировать и логически мыслить, повысить успеваемость помогут ГДЗ – готовые домашние задания.

ГДЗ, или «решебники» – это учебные пособия, активно использующиеся в качестве методичек, дополняющих образовательную программу по таким предметам, как русский язык, математика (алгебра), химия, физика и ряду других. В настоящее время функционирует множество ресурсов, созданных для помощи школьникам и их родителям: Ставкур, Спиши.Ру, ГДЗ от Путина и других, но как их использовать для получения реальных знаний?

«Решаки» для родителей

Методические пособия, получившие название ГДЗ, разрабатываются опытными педагогами, в первую очередь, для помощи родителям. На протяжении всей школьной жизни многие взрослые стремятся контролировать образовательный процесс, чтобы быть в курсе успехов и неудач ребенка, помогать ему в освоении новых знаний. Однако это не всегда возможно.

Во-первых, из-за того, что современная образовательная программа претерпела значительные изменения – это легко отметить, посетив такой сайт, как Megabotan, ГДЗ Путина. Во-вторых, не каждый родитель сможет вспомнить теоретические знания, заложенные в школе, а значит, и проконтролировать правильность выполнения домашнего задания своим ребенком. В-третьих, у взрослых может просто не хватать времени для того, чтобы разбирать домашние задания самостоятельно вместе с ребенком (особенно в многодетных семьях). Но это не значит, что надо пустить учебный процесс «на самотек»: иногда родительская помощь просто необходима для того, чтобы ребенок не потерял интерес к предмету, приобрел знания, разобрался в сложном для него материале. И в этом в полной мере могут помочь ГДЗ. С их помощью:

  • Родители быстро разберутся в решении сложной задачи и объяснят ее ребенку;
  • Взрослые могут проконтролировать правильность выполнения домашних заданий школьником;
  • Учащийся средних и старших классов может самостоятельно проверить себя и в случае обнаружения ошибок проанализировать причину их возникновения, лучше усвоить материал и не допускать появления ошибок в дальнейшем.

Таким образом, использование решебников направлено, в первую очередь, на помощь школьникам в усвоении сложного материала.

Дополнение к школьной программе

Как известно, школьная программа нацелена на «среднего ученика», а как же быть тем, кто по какой-либо причине отстал от программы (например, из-за продолжительной болезни) или, наоборот, развивается быстрее, чем подавляющее большинство его одноклассников? В обоих случаях «решаки» станут универсальным ответом.

Отстающий ученик с помощью ГДЗ сможет разобраться в неусвоенном им материале и «нагнать» весь остальной класс, а для учеников, чей уровень выше среднего, ГДЗ станет «волшебной палочкой», с помощью которой он сможет двигаться в своем развитии дальше, усваивая материал, опережающий школьную программу. Более того, часто такие ресурсы, как Megabotan и Ответ.Ру, используются родителями для того, чтобы дать своему ребенку знания сверх школьной программы, расширить кругозор ребенка.

В помощь репетитору

ГДЗ – это также уникальный инструмент для репетиторов и учителей. Не секрет, что усложнение школьной программы привело к тому, что практически каждый школьник для подготовки к выпускным экзаменам и тестам посещает репетиторов. Решебники активно используются учителями для того, чтобы помочь освоить своим студентам весь школьный курс, а также проверять знания школьников и контролировать их успехи.

Кстати, поскольку ресурсы типа «Спиши онлайн» или «Списывай.Ру» изучаются и используются преподавателями, ученики не могут просто списать домашнее задание из решебника – преподаватель сразу заметит это. Поэтому ГДЗ не могут быть использованы в таком ключе.

Мнение специалистов

Несмотря на вышесказанное, мнения специалистов относительно готовых домашних заданий разделились. Часть считает, что такие пособия приносят скорее вред, чем пользу. Поэтому были проведены многочисленные исследования о влиянии решаков на общеобразовательный процесс. И выводы поражают: американские ученые Стивенс и Льонсон доказали, что при применении ГДЗ мозг ребенка работает практически в два раза активнее для анализа изучаемой информации, что повышает коэффициент усвоения материала в 1,4 раза и, соответственно, повышает успеваемость школьника.

Позитивное влияние ГДЗ – это, в первую очередь:

  • Развитие аналитических способностей ребенка: готовые домашние задания учат школьника анализировать собственную домашнюю работу и приведенные в методическом пособии ответы, искать ошибки, выбирать из нескольких вариантов решения оптимальные.
  • Развитие самостоятельности: ГДЗ способствуют выработке навыка научения и самостоятельного поиска информации.
  • Постоянное стимулирование любознательности: если материал слишком сложный или слишком простой, ребенок быстро теряет мотивацию к обучению – как правило, именно это становится причиной того, что даже преуспевающий в прошлом ученик вдруг «скатывается» на двойки. Использование ГДЗ позволяет поддерживать в ребенке интерес к процессу обучения, защищает его от переутомления, облегчает восприятие сложного материала и не позволяет потерять веру в свои силы.

Именно по этим причинам каждый год становится все больше решаков, самые популярные среди которых собраны для удобства учителей, учеников и их родителей на этом ресурсе.

Многие учителя «старой закалки» да и значительная часть молодых педагогов среднеобразовательных школ, гимназий, лицеев, а также внушительная армия родителей школьников (обеспокоенных уровнем и объемом знаний своих детей) ратуют за исключительно самостоятельное выполнение домашних заданий подрастающим поколением.

Но бытует и другое мнение, разительно отличающееся от классического, общепринятого. Часть авторитетных педагогов и не менее внушительная часть родителей не против периодического использования детьми так называемых ГДЗ (книг с готовыми домашними заданиями). Их основной контраргумент – стремительно растущая с каждым годом нагрузка на учеников и как следствие – переутомляемость детей, отсутствие достаточного количества времени на качественное выполнение домашней работы. Также они приводят доводы в пользу того, что зачастую беглое, поверхностное прохождение тем в стенах школы (ввиду ограниченного объема часов, выделяемых на новый материал), не способствует должному усвоению учениками предметов.

К сожалению, реалии современной жизни таковы, что не только взрослым, но и детям, подросткам приходится подстраиваться под требования динамичной жизни, как в калейдоскопе сменяющие друг друга будничные дела и проблемы. Сегодня редко кому ежедневно, безмятежно удается часами лежать на диване и взахлеб читать увлекательные книги или в расслаблении длительно проводить время перед телевизором.

Большинство родителей плотно загружены сами, в том числе и в вечерние часы суток, предусмотренные якобы на отдых, досуг, семейное общение. Не в меньшем, а, порой, и значительно в более высоком темпе вынуждены ежедневно пребывать и дети. Многие школьники после учебы посещают кружки, секции, нередко получают и там домашние задания от своих наставников.

Большой объем необходимого к усвоению устного материала, многочисленные письменные, творческие работы отнимают у школьников в будни и выходные практически все свободное время. А ведь растущему организму регулярно требуется и полноценный отдых, и смена видов деятельности. Да и просто каждому ребенку хочется иметь каждый день чуточку свободного времени на свои любимые внеурочные занятия.

Как все успеть, совместить и не сломаться? Как не потерять интерес к учебе, получать хорошие отметки за свои знания и при этом здесь и сейчас проживать полноценную жизнь, испытывать все прелести, преимущества детского возраста? Палочкой-выручалочкой могут служить ГДЗ или как их еще называют иначе – решебники.

ГДЗ: друг или враг ученика?

Никто не утверждает, что к помощи решебника нужно прибегать ежедневно, бездумно списывая предложенные варианты ответов. Заботящимся о своем чаде родителям, его уровне и качестве знаний, безусловно, стоит контролировать процесс учебы, не допускать поверхностного изучения ребенком школьных предметов, где-то подсказывать, разъяснять не вполне понятные ему темы и, конечно, прививать навыки самостоятельного изучения и отработки нового материала.

Однако, к сожалению, не все родители в силу своей занятости или имеющихся пробелов в знаниях могут в сложных ситуациях помочь своему ребенку справиться с домашней работой. Но при этом большинство из них хотят выработать в своих детях ответственность, умение доводить любое начатое дело до конца. ГДЗ призваны лишь в крайних случаях помочь ученику выйти из затруднительной ситуации, понять сложности предлагаемых заданий. Они позволяют за считанные минуты решить заумные математические задачи, примеры, разобрать упражнения по русскому, иностранному языку, дать верные ответы на непростые вопросы по устным предметам или точным наукам.

Кому-то может казаться, что у готовых домашних заданий практически нет недостатков. Они ведь помогают правильно и быстро выполнять домашнюю работу, способствуют разъяснению и закреплению пройденного материала. Но и у ГДЗ есть свои минусы.

К основным можно отнести:

  • Неосознанно, машинально с помощью решебника переписывая ответы, ученик получает минимальную пользу, поверхностные знания. Находясь в классе, выполняя контрольную, самостоятельную работу, он не сможет разъяснить педагогу и одноклассникам ход своих мыслей, не сможет решить подобную задачу, корректно применить пройденные орфограммы.
  • Кроме того, метод решения задачи, предложенный, к примеру, в ГДЗ по математике не всегда совпадает с методом, разбираемым в классе под руководством учителя.
  • Опытный педагог без труда разберет списана была учеником домашняя работа или выполнена самостоятельно. Как правило, многие ученики имеют дома и пользуются ГДЗ, а значит выдают с помощью решебников абсолютно одинаковые, как под копирку, ответы (особенно это касается таких предметов, как литература, история, обществознание).

Безусловно, готовое домашнее задание по математике, русскому, английскому языкам, физике и прочим предметам полезно школьникам иметь под рукой. Решебник может выручить в ситуациях, когда по объективным причинам ученик не успел подготовиться к урокам.

Однако, и родителям и, конечно, их детям следует помнить, что пользоваться ГДЗ следует только в исключительных случаях. Тогда умная книга-подсказка, знающая ответы на все вопросы школьной программы, не принесет вред, не поспособствует резкому снижению успеваемости, а лишь изредка будет выполнять роль спасательного круга, верного друга, на которого можно опереться в затруднительной ситуации.

января г. – июль 1913 г. Награды и премии:

Деятельность на посту ректора Томского университета

Особого внимания заслуживала деятельность юридического общества, в работе которого И.А. Базанов принимал активное участие. Нередко были случаи, когда зал заседания не мог вместить желающих прослушать доклад и обменяться мнениями. Заседания юридического общества были единственным местом в городе, где происходило свободное обсуждение животрепещущих вопросов общественной жизни. В марте 1902 г. он выступил с докладом о проекте устава молочных товариществ на объединенном заседании Юридического общества и Западно-Сибирского общества сельского хозяйства. В 1909 г. он возглавил комиссию Юридического общества, которая по просьбе сибирских депутатов Государственной Думы занялась разработкой вопроса о местном суде в Сибири. Среди судебных заседателей Сибири была распространена анкета по вопросу о местном суде. На заседаниях общества рассматривались итоги анкетирования и перспективы введения местного суда в Сибири. В ноябре того же года Государственной думой было принято предложение о распространении на Сибирь института выборных мировых судей.

И.А. Базанов активно выступал за открытие физико-математического и историко-филологического факультетов. В 1909 г. им в Министерство народного просвещения была представлена обширная докладная записка по вопросу об открытии новых факультетов. В 1911 г. И.А. Базанов возглавил строительную комиссию по постройке здания Научной библиотеки и актового зала (авторы проекта – Л.П. Шишко и А.Д. Крячков). мая г. началось строительство здания библиотеки. В 1913 г. И.А. Базанов был депутатом от Томского университета на юбилейных торжествах, посвященных 300-летию Дома Романовых.

Преподавательская деятельность в Томском университете

После отъезда из Томска: Санкт-Петербург и Казань

20 июля 1913 г. И.А. Базанов был назначен сверхштатным, с 4 ноября того же года – штатным ординарным профессором кафедры гражданского права и гражданского судопроизводства Санкт-Петербургского университета. 5 июля 1914 г. он был назначен попечителем Казанского учебного округа, а 10 октября 1915 г. – попечителем Киевского учебного округа. Пробыл в этой должности до 22 марта 1917 г., когда согласно прошению указом Временного правительства был уволен со службы.

В эмиграции

Направления научной деятельности

И.А. Базанов занимался исследованиями в области ипотеки. В мае 1900 г. в Московском университете защитил диссертацию “Происхождение современной ипотеки. Новейшие течения в вотчинном праве в связи с современным строем народного хозяйства” на степень магистра гражданского права (официальные оппоненты – профессора А.А. Кассо и В.М. Хвостов). 22 октября 1902 г. на торжественном акте Томского университета произнес речь “Основные черты гражданско-правового строя крестьян по положениям 19-го февраля и позднейшим узаконениям”, посвященную гражданско-правовому положению крестьян в России, подчеркнув, что крестьянский вопрос был одним из самых важных и сложных вопросов внутренней жизни, требовавших скорейшего решения. В дальнейшем он продолжил свои исследования в области гражданского права. Изучив большой массив источников права, законодательные материалы, парламентские акты и юридическую литературу, И.А. Базанов исследовал процесс происхождения современной ипотеки в связи с попытками в России в начале 90-х гг. XIX в. насадить вотчинно-ипотечный режим, который к тому времени имел уже широкую практику в странах Запада. Свои идеи И.А. Базанов развил в докторской диссертации “Вотчинный режим в России”, которую он защитил 27 марта 1911 г. в совете университета Св. Владимира (Киевский).

Неоднократно с научной целью выезжал за границу. В 1921–1930 гг. опубликовал в болгарских и немецких журналах 13 работ по проблемам права, среди них “Римское право” (1940), “Суд при новом российском режиме” (1921), “Ипотека в Болгарии” (1920), “Легальный метод” (1930).

Общественная деятельность

И.А. Базанов принимал активное участие в жизни университета, города и губернии. В 1902 г. был избран председателем профессорского суда Томского университета , кандидатом в члены совета Томского общества вспомоществования недостаточным студентам. Избирался гласным Томской городской думы, выступал с лекциями перед населением. Стал одним из организаторов отдела партии “Союз 17 октября” в Томске, издавал и редактировал местную октябристскую газету “Время” (1906). В апреле 1906 г. сложил с себя полномочия редактора из-за несогласия с направлением газеты. В статье “Политические партии в России”, опубликованной в одном из февральских номеров, И.А. Базанов изложил свое тогдашнее политическое кредо. Анализируя программы различных партий России, он, обращаясь к читателям, писал: “Исходом, удовлетворяющим здоровому чутью большинства русского населения, могла и должна служить такая программа, которая провозгласила бы идею культурного правового государства, ту идею, которой мир обязан величайшими успехами современной гражданственности”. 26 августа 1912 г. на заседании совета Томского университета Орден Святого Владимира III степени);

  • Медаль в память 300-летия царствования Дома Романовых (1913);
  • Светло-бронзовая медаль в честь 100-летия Отечественной войны 1812 г. (1912).
  • Чин по Табели о рангах (до 1917)

    • Действительный статский советник (1913)

    Труды

    • Происхождение современной ипотеки. М., 1900;
    • Происхождение современной ипотеки // Известия Императорского Томского университета. 1900. Кн. 17 ;
    • Основные черты гражданско-правового строя крестьян по положениям 19 февраля и позднейшим узаконениям: Речь, читанная на торжественном акте университета 22 октября 1902 года // Известия Императорского Томского университета. 1902. Кн. 22 ;
    • Проект устава молочных товариществ. Томск, 1902;
    • Вотчинный режим в России: Его происхождение, современное состояние и проект реформы // Известия Императорского Томского университета. 1910. Кн. 39 ;
    • Судьбы крестьянского вопроса после реформы 19 февраля 1861 г. // Известия Императорского Томского университета. 1910. Кн. 48 ;
    • Селският съд в Русия и България. // Юридически преглед. 1922. № 3 и 4 (на болгарском языке);
    • Унификация частного права. // Труды V сьезда русских ученых. София, 1930;
    • Юридически метод в цивилни изследвания // Юридически архив. 1930. № 2 (на болгарском языке);
    • Происхождение современной ипотеки. Новейшие течения в вотчинном праве в связи с современным строем народного хозяйства. М., 2004. 592 с.; М., 2012. 736 с.

    Источники и литература

    • Енциклопедия България. Т. 1. София, 1978;
    • Алманах на Софийския университет. София, 1988;
    • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (в 12 томах): Биографии. М., 1991. Т. 1;
    • Фоминых С.Ф. Доктор права // Красное знамя (Томск).1995. 2 марта;
    • Воробьев О. Ректор Базанов: Русских удовлетворит идея правового государства: Родственные узы связывают семью Морель с первым сибирским университетом // Томский вестник. 1995. 28 февраля;
    • Профессора Томского университета: Биографический словарь. Выпуск 1. 1888–1917 / Отв. ред. С.Ф. Фоминых. Томск, 1996 ;
    • Ратиев Л.А. Участие элиты русской белой эмиграции в культурной жизни Болгарии // Дворянский вестник. 2000. № 1–2;
    • Ректоры Томского университета: Биографический словарь (1888–2003) / С.Ф. Фоминых, С.А. Некрылов, К.В. Петров, А.В. Литвинов, К.В. Зленко. Томск, 2003. Т. 5 ;
    • Фоминых С.Ф., Тюрина И.П. Базановы в истории Томска. Томск, 2003 URL: http://artmuseum.tomsk.ru/index.php/exhibitions/item/738-bazanova ;
    • Харусь О.А. Проблемы формирования гражданского общества в либеральном дискурсе России начала XX в.: (из интеллектуального наследия профессоров Томского университета) // Вестник Томского государственного университета. История. 2011. № 3 (15). URL: http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/his/15/image/15-019.pdf .

    Галерея изображений

    Среди основных научных работ И.А. Базанова следует назвать прежде всего два его сочинения, представляющих собой диссертационные исследования организации ипотечной (вотчинной) системы в иностранном и русском праве: (1) "Происхождение современной ипотеки. Новейшие течения в вотчинном праве в связи с современным строем народного хозяйства" (Томск, 1900; Москва, 1900) и (2) "Вотчинный режим в России. Его происхождение, современное состояние и проект реформы" (Томск, 1910). Оба исследования, как отмечал сам их автор, были "подсказаны одним и тем же правовым событием, объединены общей целью и образуют отделы в исполнении одного более широкого общего плана" . Эти работы получили высокую оценку научной общественности. Во время публичного диспута по первой из них профессор Л.А. Кассо - общепризнанный специалист в области залогового права, выступавший в качестве официального оппонента, признал труд диссертанта заслуживающим особого внимания . Вторая работа, которая, по отзыву критиков, содержала интереснейшие, смелые и несколько неожиданные выводы об исторической судьбе русского ипотечного права , основанные на исследовании не изученных доселе древнерусских юридических документов, также была признана достойной занять "подобающее ей почетное положение в нашей юридической литературе" . Известный исследователь русского залога А.С. Звоницкий упоминал имя И.А. Базанова как автора одной из пяти существующих в отечественной цивилистике самостоятельных теорий о сущности древнерусского залога (наряду с Мейером, Дювернуа, Кассо и Удинцевым) , хотя и подверг эту теорию обстоятельной критике . Хорошо известные специалистам, названные работы не утратили своего значения и сегодня, напротив, для современной России они, возможно, стали даже более актуальными, чем были тогда, во время своего написания, в преддверии ожидавших страну великих потрясений, на долгие годы отбросивших как сам институт ипотеки, так и вообще частное право на задворки истории и предавших забвению сами эти термины.

    Другие написанные до революции труды И.А. Базанова менее известны и отражают несколько иные сферы научных интересов автора. В их числе можно назвать две уже упоминавшиеся речи, произнесенные на торжественных собраниях в 1902 и 1911 гг. в Томске и опубликованные в университетских "Известиях": "Основные черты гражданско-правового строя крестьян по положениям 19 февраля и позднейшим узаконениям" и "Судьбы крестьянского вопроса после реформы 19 февраля 1861 г." . В них автор анализирует послереформенную судьбу крестьянского вопроса, выявляет законодательные просчеты реформы и недостатки правительственных мер, принятых после 19 февраля 1861 г., препятствующие действительному освобождению крестьянства, указывает на пути их устранения. Он показывает, что Положения 19 февраля 1861 г. "постигла общая судьба исторических актов. Они также вышли из горнила острой борьбы разнородных сил и интересов. Они не проводят последовательно каких-либо определенных начал; они открывают место наряду с началами реальной государственной политики - началам мечтательного славянофильства, наряду с началами свободы - начала новой зависимости и крепости, наряду с началами приобщения крестьян общим формам гражданского быта - начала обособленности крестьянства в специальную социальную категорию" . Эти изначальные недостатки реформы усугубились последующей правительственной политикой 80-х годов XIX в.: "по освобождении крестьян правительство отвернулось от деревни, забросило ее и почти ничего не делало для ее культурного преуспеяния. Обычай, с осложнением жизненных отношений, с дифференциацией крестьянства на экономической почве и т.д. превращается в ширму произвола, волостной суд - в искажение идеи правосудия, сельское самоуправление проявляет черты полного беспорядка и т.д. и т.д." Основные препятствия действительному освобождению крестьян Базанов видел в сохранении власти общины над крестьянином, которая, "ограничивая хозяйственную инициативу последнего, вносила в жизнь крестьянина черты коллективизма и коммунизма, резко противоречившие общему гражданскому строю современной России" , в существующей форме крестьянской семьи, зачастую не основанной на кровном родстве, в системе надельного хозяйства, где личности не оставалось никакой инициативы, в подсудности крестьянских дел сословным волостным судам, руководствующимся в своих решениях не законом, единым для всего населения, а "совестью" и обычаем. При таких условиях "всякий сколько-нибудь чуткий и одаренный крестьянин пытался бежать вон из семьи и из общины, чтобы начать деятельность вне надельного хозяйства: Деревня разорялась, падала, приходила в брожение" .

    В этих небольших работах, призывая к распространению на юридические отношения крестьян общегражданского законодательства, по которому живет все остальное население России, Базанов вновь формулирует свое понимание социальной роли законодателя и правотворческой деятельности, контрастирующее с идеологией отживающей свой век исторической школы. "Законодатель, - пишет он, - не простой антикварий, знающий цену только старым вещам. Он художник. Имея дело с историческим материалом, считаясь с его свойствами, законодатель властно строит общественный порядок на будущее время. Отправляясь от исторического сочетания социальных сил, он подчиняет свой властный резец определенной цели, ожидаемой в будущем.

    Таким властным резцом является только закон.

    Этот закон необходимо было бы сделать источником права и для нашего многомиллионного крестьянства" .

    Наконец, до сегодняшнего дня остаются незнакомыми и недоступными российскому читателю работы, изданные И.А. Базановым в эмиграции . Полностью сокрытый от исследователей-цивилистов болгарский период творчества ученого знаменуется его обращением к широкому спектру актуальных тогда, но, безусловно, сохраняющих свое значение и сегодня правовых проблем. Это вопросы судоустройства и судопроизводства в Болгарии и послереволюционной России , проблемы жилищного права и гражданско-правового регулирования оборота недвижимости , общие проблемы гражданского права и методологии научных исследований и др. Всего в болгарских периодических изданиях им опубликовано 13 статей (конечно, для периода в 23 года по сегодняшним меркам - крайне мало), в основном на болгарском языке . Однако наиболее фундаментальным и важным трудом И.А. Базанова в период эмиграции является изданный им уже в конце своей жизни двухтомный курс римского права , обобщивший многолетний опыт автора в изучении и преподавании дисциплин "романистического" цикла, - курс, весьма популярный среди болгарских романистов, но до сих пор неизвестный в России. Думается все же, что он еще ждет своего переводчика и издателя и, хочется надеяться, в недалеком будущем станет доступным российской юридической общественности.

    В настоящем издании вниманию читателя предлагается магистерская диссертация И.А. Базанова "Происхождение современной ипотеки. Новейшие течения в вотчинном праве в связи с современным строем народного хозяйства". Полагаем, что эта работа может служить образцом подлинно научного, классического произведения, одного из тех, которыми так богата была русская юриспруденция конца XIX - начала XX вв., и, несомненно, займет достойное место среди других томов выпускаемой издательством "Статут" и кафедрой гражданского права МГУ им. М.В. Ломоносова серии "Классика российской цивилистики".

    Необходимо также отметить, что с минувшим 2003 г. были связаны две памятные даты, имеющие непосредственное отношение к судьбе автора переиздаваемого произведения: это, во-первых, 125-летний юбилей Томского университета, в стенах которого прошли годы наиболее плодотворной научной, педагогической и общественной деятельности И.А. Базанова, и во-вторых, 60-летняя годовщина со дня его смерти. Мы верим, однако, что переиздание работ Ивана Александровича послужит началом "второй жизни" имени выдающегося томского профессора в сердцах, умах и произведениях российских цивилистов.

    В заключение хотелось бы произнести слова искренней благодарности за предоставленные материалы и оказанную при подготовке настоящего очерка помощь заместителю директора Научной библиотеки Томского государственного университета (НБ ТГУ) Галине Степановне Ерохиной, заведующей отделом литературных памятников НБ ТГУ Галине Иосифовне Колосовой, директору музея истории ТГУ Ирине Борисовне Делич, старшему научному сотруднику Томского областного художественного музея Инне Петровне Тюриной, а также моим друзьям и коллегам из Софийского университета Св. Климента Охридского Константину Таневу и Теодору Пиперкову. Не могу не выразить особого чувства благодарности и признательности внучке Ивана Александровича Базанова Ольге Всеволодовне Морель и ее мужу, французскому послу при Св. Престоле Пьеру Морель за незабываемые минуты общения, душевную теплоту и всестороннюю поддержку в предпринятом начинании.

    Д.О. Тузов

    [Тезисы и протокол обсуждения доклада И.А. Базанова "Гражданско-правовая сторона мер, необходимых для улучшения естественных условий Европейской России"]: Московское Юридическое общество в 1893-94 г. Заседание 8 ноября 1893 г. // Там же. Т. 3. СПб., 1894. Хроника, с. 111-114.

    [Протокол обсуждения доклада И.А. Базанова "Водное право, его основные начала в иностран-ных и русском законодательствах"]: Московское Юридическое общество в 1893-94 г. Заседание 22 ноября 1893 г. // Там же. Хроника, с. 114-124.

    [Научный перевод]: Регельсбергер Ф. Общее учение о праве / Перевод И.А. Базанова под ред. проф. Ю.С. Гамбарова. М.: Типография Высочайше утвержденного Т-ва И.Д. Сытина, 1897. 296 с.

    С.Ш. Ф. Регельсбергер. Общее учение о праве. Перевод И.А. Базанова под редакцией проф. Ю.С. Гамбарова. М., 1897 // Журнал Юридического Общества при Императорском С.-Петербургском Университете. 1897. Кн. VIII. Октябрь. СПб.: Типография Правительствующего Сената, 1897. Критика и библиография. С. 3.

    Происхождение современной ипотеки. Новейшие течения в вотчинном праве в связи с современным строем народного хозяйства. М., 1900; Известия Императорского Томского университета. Кн. XVII. Томск, 1900. 452 с.; М.: Статут, 2004.

    Диспут И.А. Базанова в Московском университете // Право. 1900. N 21. Воскресенье, 21 мая. Стб. 1078-1081.

    Основные черты гражданско-правового строя крестьян по положениям 19 февраля и позднейшим узаконениям: Речь, читанная на торжественном акте университета 22 октября 1902 г. // Известия Императорского Томского университета. Кн. XXII. Томск, 1902. 34 с.

    Проект устава молочных товариществ // Труды Западно-Сибирского сельскохозяйственного общества. Томск, 1902.

    Вопросы для обследования современного состояния местного суда в Сибири ввиду предстоящей его реформы // Право. 1909. N 25. Воскресенье, 21 июня. Стб. 1512-1514.

    Вотчинный режим в России. Его происхождение, современное состояние и проект реформы // Известия Императорского Томского университета. Кн. XXXIX. Томск, 1910. III. 304 с.

    Судьбы крестьянского вопроса после реформы 19 февраля 1861 г. Томск: Типография Приюта и Дома Трудолюбия, 1911. 13 с. // Известия Императорского Томского университета. Кн. XLVIII. Томск, 1910 (вплетено).

    Ипотечный режим в Болгарии // Годишник на Софийския университет. XV-XVI (1918-1919-1920). Т. ___. Юридически факултет. 1921. С. 1-13; Цивилистические исследования. Вып. I / Под ред. Б. Л. Хаскельберга, Д.О. Тузова. М.: Статут, 2004.

    Суд при Временном Правительстве в России // Юбилеен сборник издаден по инициативата на Юридическия факултет при Со-фийския университет в чест на С.С. Бобчев по случай петдесетго-дишната му научна, публицистична и обществена дейност. София, 1921. С. 199-206; Цивилистические исследования. Вып. I / Под ред. Б.Л. Хаскельберга, Д.О. Тузова. М.: Статут, 2004.

    Законът за облекчение на жилищната нужда // Юридически преглед. 1922. N 1. С. 11-15.

    Селският съд в Русия и България // Юридически преглед. 1922. N 3. С. 108-112.

    Селският съд // Юридически преглед. 1922. N 4. С. 158-162.

    Закон за обществените осигуровки // Юридически преглед. 1922. N 6-7. С. 256-259;

    Важна липса в българските съдебни закони // Юридически преглед. 1922. N 9. С. 397-400.

    Влияние продажди недвижимости на наем последней // Юридическа мисъл. 1924. N 3. С. 49-62.

    По въпроса за асистентите в Университета // Юридически преглед. 1927. N 10. С. 417-420.

    Унификация на частното право // Юридически преглед. 1929. N 6. С. 238-243.

    Историческият метод в универсалните изследвания // Юридически архив. 1930. N 4. С. 435-438.

    Резолютивното условие // Юридически преглед. 1931. N 2. С. 68-73.

    Гражданското право през време на кризи в народния живот // Юридически преглед. 1933. N 1. С. 12-19.

    Курс по римско право. Т. 1-2. София: Унив. печ., 1940 (Т. 1. Кратък преглед на римското гражданско право. Учение за лицата и правните актове. Вещно право. Облигационно право. XVI, 564 с.; Т. 2. Семейно право. Наследствено право. Римски граждански процес. X, 296 с.).

    Базанов Иван Александрович // Новый энциклопедический словарь / Под общ. ред. почетного академика К.К. Арсеньева. Издатели Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. СПб., б.г. (но не ранее 1911). Т. IV. Стб. 667.

    Алманах на Юридическия факултет при Софийския университет "Св. Климент Охридски". 1892-1992. София: Университетско издателство "Св. Климент Охридски", 1992. С. 30-31.

    Доктор права. [Беседа об И.А. Базанове с доктором исторических наук, профессором Томского университета С.Ф. Фоминых] // Красное знамя (г. Томск). 1995. N 52. 2 марта. С. 3.

    Мартынов Б. Проф. И.А. Базанов. Вотчинный режим в России. Его происхождение, современное состояние и проект реформы. Томск 1910 г. // Право. 1910. N 50. Воскресенье, 12 декабря. Стб. 3092-3094.

    Профессора Томского университета: Биографический словарь. Вып. I. 1888-1917. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1996. С. 31-34.

    Ректоры Томского университета: Биографический словарь (1888-2003). Томск: Изд-во Томского ун-та, 2003. С. 69-73.

    Базановы в истории Томска / Фоминых С.Ф., Тюрина И.П. Томск, 2003.

    Тузов Д.О. Иван Александрович Базанов, профессор Томского и Софийского университетов // Цивилистические исследования. Вып. I / Под ред. Б.Л. Хаскельберга, Д.О. Тузова. М.: Статут, 2004.

    "Сухой излагатель фактического материала…" (Е.С. Рогова)

    В настоящем томе серии "Классика российской цивилистики" представлена работа Ивана Александровича Базанова "Происхождение современной ипотеки. Новейшие течения в вотчинном праве в связи с современным строем народного хозяйства".

    Это произведение впервые увидело свет более 100 лет назад, и было опубликовано в 1900 г. "по определению Юридического факультета Императорского Томского университета от 28 октября 1899 г." .

    По признанию самого автора, "идея настоящего исследования зародилась: при ознакомлении с русским проектом вотчинного устава 1893 г. Проект вотчинного устава целится насадить у нас тот самый вотчинно-ипотечный режим, который с неодинаковым успехом давно завоевал себе почетное место в праве наших западных соседей и который явился там результатом сложной серии разнообразных факторов. Тем более это новшество нуждалось у нас в научном освещении" .

    Работа И.А. Базанова была написана и опубликована в период, когда в европейских странах происходили существенные изменения в регулировании поземельного оборота. Впервые после принятия Гражданского кодекса Франции (Кодекса Наполеона) в 1804 г. появилась кодификация подобного уровня: в 1896 г. было принято Германское гражданское уложение (ГГУ), проект которого Бисмарк не без оснований называл "ящиком Пандоры". С 1 января 1900 г. на территории Германии началось действие ГГУ, одновременно с ним вступал в силу важный закон о поземельных книгах, закон об ипотечном банке и новый Торговый кодекс Германии.

    Сам ученый так поясняет выбор темы исследования: "Новое движение в вотчинном праве культурных народов открывается на заре современного экономического и социального строя и достигает своего наибольшего развития там, где современный экономический и социальный строй получил наивысшее свое выражение: Ипотека как правовая форма реального кредита стояла в центре всех очерченных изменений вотчинного права за новейшее время. С нее процесс начался, на ней прежде и резче всего он выражался, и к ней относятся все выше сделанные замечания во всей своей полноте" .

    Несомненно, что существенную роль в развитии ипотечного кредитования ("ипотеки как правовой формы реального кредита") сыграло становление и развитие капиталистических отношений. "Со-вокупность... производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка... С изменениями экономической основы... происходит переворот во всей громадной надстройке" . Именно с их развитием меняются даже сами подходы к обороту недвижимости и обеспеченных залогом недвижимости требований. По отношению к ипотеке эти изменения состояли не только в "унификации" довольно-таки самобытных норм различных национальных законодательств, но и в том, что капиталистические отношения потребовали от ипотеки большей гибкости и, выражаясь современным экономическим языком, большей ликвидности. Об этом еще в 1890 г. (т.е. в период раннего развития капиталистических отношений в России) писал Л.В. Гантовер: "Развитие отечественной промышленности и торговли, постройка железных дорог, устройство банков, наконец, государственные займы, - все эти обстоятельства потребовали значительную часть того... запаса капиталов, коими обладает наша страна. В обстоятельствах этих, следовательно, поземельный кредит нашел себе конкуренцию тем более опасную, чем более преимуществ заключала в себе покупка государственных фондов, всякого рода акций и облигаций... Преимущества эти станут особенно очевидны, если сравнить, например, возможность легкой и быстрой продажи означенных бумаг... не сопряженной с какими-либо издержками и формальностями, а следовательно, возможность обратного во всякое вре-мя получения своего капитала и нового помещения его, с тою неподвижностью, которая... составляет отличительную особенность по-земельного кредита"

    Биология, 8 класс, Базанова Т.И., Павиченко Ю.В., Шатровский А.Г., 2008

    В 7 классе вы ознакомились с царствами Растения, Грибы и Бактерии, а в этом году приступаете к изучению царства Животные. Как и растения, животные встречаются во всех средах обитания. Среди них есть и многоклеточные организмы разных размеров, есть и микроскопические одноклеточные. Отличия между представителями этого царства бывают разительными: трудно поверить, что все существа на рисунке 1.1 являются животными, но это так. Какими общими свойствами обладают эти организмы, по каким признакам их относят к царству Животные?

    Принципы классификации.
    Сравните кошку и актинию, а затем кошку и лису. У какой пары животных вы найдете больше общих признаков? Вне сомнения, у лисы и кошки. Значит, кошку и лису по количеству общих признаков можно объединить в группу «близких родственников», а кошку и актинию - в группу «дальних родственников». Именно так, объединяя животных в группы, характеризующиеся определенным количеством общих признаков, ученые их классифицируют. Принципы классификации предложил великий шведский ученый Карл Линней почти 300 лет назад. Однако и доныне ученые продолжают работать над ее совершенствованием.

    В современной классификации признаками, по которым животных объединяют в группы, являются особенности их внутреннего и внешнего строения, процессов жизнедеятельности, возможность производить жизнеспособное потомство и т. д. Предмет науки систематики - описание, наименование и классификация животных по группам в соответствии с общими признаками. Чтобы выяснить, к какой систематической группе принадлежит то или иное животное, используют специальные книги - определители животных.


    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
    Скачать книгу Биология, 8 класс, Базанова Т.И., Павиченко Ю.В., Шатровский А.Г., 2008 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

    • Биология, 8 класс, Мамедова Н., Гасанова Б., Махмудова К., Фатиева Л., 2019
    • Биология, Человек и его здоровье, Учебник для 8 классов школ общего среднего образования, Мавлянов О., Тилавов Т., Аминов Б., 2019
    • Биология, Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений с обучением на русском языке, Соболь В.И., 2016

    Биология. 8 класс. Базанова Т.И., Павиченко Ю.В. и др.

    Харьков: 2008. - 307 с.

    Каждая глава учебника состоит из небольшого введения, нескольких параграфов, рубрик «Человек и мир животных», «Наша лаборатория», «Итоги». Рубрика «Человек и мир животных», где рассказывается о взаимосвязи человека с другими животными, обязательна для изучения. А вот материалы рубрики «Наша лаборатория» изучать необязательно. Однако они могут быть интересны и любителю биологии, и просто лю­бознательному человеку. Рубрика «Итоги» поможет вам обобщить изученное. После основного текста параграфа вы найдете два блока заданий. Задания первого блока помогут вам уяснить содержание параграфа, овладеть приемами работы с учебным текстом. Во втором блоке помещены задания для самоконтроля. Среди них есть несложные, но есть и требующие серьезных рассуждений.

    Формат: djvu

    Размер: 36 ,4 Мб

    Смотреть, скачать: yandex.disk

    СОДЕРЖАНИЕ
    Мир животных - составная часть природы.
    Классификация животных.
    Строение и жизнедеятельность животных.
    Строение и жизнедеятельность животной клетки.
    Процессы жизнедеятельности и системы организмов животных.
    Ткани организма животного.
    Размножение и развитие животных.
    Среды обитания животных. Животные как компонент экосистемы.
    Поведение животных.
    Одноклеточные животные или Простейшие.
    Тип Саркожгутиковые. Класс Саркодовые. Амеба протей.
    Тип Саркожгутиковые. Класс Жгутиковые (Жгутиконосцы). Бодо и эвглена зеленые.
    Тип Инфузории. Инфузория-туфелька.
    Многоклеточные животные. Типы Губки и Кишечнополостные.
    Тип Губки: строение и жизнедеятельность. Разнообразие губок.
    Тип Кишечнополостные. Гидра: строение и жизнедеятельность.
    Разнообразие кишечнополостных. Их роль в экосистемах.
    Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви.
    Типы Плоские черви. Класс Ресничные черви. Планария - образ жизни, троение и процессы жизнедеятельности.
    Типы Плоские черви. Класс Сосальщики, класс Ленточные черви.
    Тип Первичнополостные, или Круглые черви. Класс Нематоды.
    Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви.
    Разнообразие Кольчатых червей, их роль в природе.
    Членистоногие.
    Класс Ракообразные. Речной рак, образ жизни и строение.
    Разнообразие ракообразных, их роль в экосистемах.
    Класс Паукообразные. Паук-крестовик, образ жизни и строение.
    Разнообразие паукообразных, их роль в экосистемах.
    Класс Насекомые. Строение и процессы жизнедеятельности насекомых.
    Индивидуальное развитие насекомых. Разнообразие насекомых.
    Общественные насекомые. Поведение членистоногих. Роль членистоногих в природе.
    Моллюски.
    Класс Брюхоногие моллюски.
    Класс двустворчатые моллюски.
    Класс головоногие моллюски.
    Тип Хордовые. Бесчерепные. Рыбы.
    Ланцетник - представитель подтипа Бесчерепные.
    Подтип Черепные. Рыбы - позвоночные животные, приспособленные к жизни воде.
    Размножение и поведение рыб. Сезонное явление в жизни рыб.
    Класс Костные рыбы. Разнообразие Костных рыб.
    Класс Хрящевые рыбы.
    Класс Земноводные (Амфибии).
    Земноводные - строение и процессы жизнедеятельности.
    Размножение и развитие земноводных. Сезонные явления в жизни земноводных.
    Разнообразие земноводных, их роль в экосистемах.
    Класс Премыкающиеся (Рептилии).
    Премыкающиеся - строение и процессы жизнедеятельности.
    Размножение и развитие пресмыкающихся, сезонные явления в их жизни. Поведение пресмыкающихся.
    Разнообразие пресмыкающихся, их роль в природе.
    Класс Птицы.
    Внешнее строение птиц.
    Внутреннее строение птиц.
    Размножение и развитие птиц.
    Сезонные явления в жизни птиц. Поведение птиц.
    Разнообразие птиц.
    Класс Млекопитающие (Звери).
    Внешнее строение млекопитающих.
    Внутреннее строение млекопитающих.
    Размножение и развитие млекопитающих. Поведение млекопитающих во время размножения.
    Сезонные явления в жизни млекопитающих. Поведение млекопитающих.
    Разнообразие млекопитающих.
    Разнообразие плацентарных млекопитающих.
    Организмы и среда обитания.
    Влияние среды обитания на животных.
    Взаимосвязи между человеком и другими животными.
    Охрана животного мира.
    Основные этапы исторического развития мира животных.

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
    Каково значение кровеносной системы
    Разделка говядины: что выбрать и как готовить?