Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Речевые ошибки в средствах массовой информации. Скриншот врать не будет Морфологические ошибки в сми примеры и источник

СМИ и речевая культура
современных школьников

(Из опыта внеклассной работы по русскому языку)

Статья опубликована при поддержке консалтинговой компании Vertex, предлагающей комплексные, результат-ориентированные услуги. Vertex - это качественные открытые и бизнес-тренинги, в том числе видео и групповые, в области Т-менеджмента, управления, лидерства, переговоров, персонала, продаж, коучинга, инвестиций, бухгалтерии, финансов и финансовой отчетности, риторики, трудового законодательства и кадровой политики. На странице http://vertexglobal.ru/partners2/ можно ознакомиться с расписанием и тематикой ближайших открытых тренингов, организуемых в Москве и Санкт-Петербурге. Более полная и подробная информациея о направлениях деятельности компании и оказываемых услугах представлена на сайте vertexglobal.ru. Если Вам необходимы помощь в разработке стратегии развития бизнес или анализ уже существующей стратегии, составлении бизнес-плана новой компании,то, безусловно, Vertex – лучший выбор. Специалисты компании готовы также организовать и провести тренинги руководителей и персонала по различным направлениям. Вы узнаете, как избежать конфликтных ситуаций в коллективе и мотивировать сотрудников на достижение максимальных результатов.

В нашей школе создана творческая группа, которая в течение двух лет работает по теме «Речевая культура современных школьников». В нее входят ученики старших классов и учителя русского языка и литературы. Мы обратились к этой теме не случайно: в последние годы наблюдается резкое падение уровня речевой культуры в стране. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного среди учащихся нашей школы. В нем приняли участие 190 человек. Среди них 47 семиклассников, 60 восьмиклассников, 38 девятиклассников, 45 одиннадцатиклассников. Они должны были найти и исправить речевые и грамматические ошибки в предложениях. Школьники неплохо выполнили задание по исправлению речевых ошибок. Анализ результатов подсказал нам, что делать дальше. Мы провели второе анкетирование, чтобы узнать, как ученики относятся к речевым и грамматическим ошибкам.

Результаты вызвали недоумение: 94 ученика из 138 к ошибкам относятся нормально. Главное для них: информация должна быть интересной и понятной. 33 человека ошибки раздражают, а 11 учащихся их не замечают совсем. По мнению опрошенных, чаще всего они встречаются с примерами употребления грамматических и речевых ошибок во время повседневного общения, в сфере торговли, реже в СМИ.

Мы решили выяснить: в чем причина низкого уровня речевой культуры учащихся? Чтобы ответить на этот вопрос, обратились к средствам массовой информации, так как они во многом способствуют формированию речевой культуры школьников. Мы создали творческие группы, которые стали работать по темам: «Нарушение норм литературного языка в газетных публикациях», «Грамматические и речевые ошибки в телевизионных выступлениях», «Язык телевизионной рекламы», «Ошибки, допущенные в объявлениях», «Нарушение норм культуры речи в сочинениях учащихся».

Вначале каждая группа собирала материал по теме, затем шла аналитическая работа: находили ошибки, под руководством учителей объясняли их, классифицировали. Для того чтобы правильно определить вид ошибки, учителя создали памятки «Виды грамматических, речевых и стилистических ошибок». В процессе работы опирались на следующие источники: Г.Я. Солганик «Стилистика русского языка», Д.Э. Розенталь «Секреты стилистики», К.П. Щепина «Деловое письмо», А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10–11-е классы». Также использовали разные нормативные словари. (П.Н. Денисов, В.В. Морковкин. Учебный словарь сочетаемости слов русского языка. М., 2005; С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. М., 1997; А.П. Евгеньева. Словарь синонимов русского языка. Том II. Л., 1971; Е.С. Зенович. Словарь иностранных слов и выражений. М., 2000; Д.Э. Розенталь. Русский язык: Учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. М., 2003; С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. М., 2003.)

Обобщили полученные результаты, выявили типичные ошибки, сравнили частотность их появления в разных речевых жанрах. Сделали попытку объяснить причину возникновения ошибок. В результате долгой и кропотливой работы появился проект «СМИ и речевая культура современных школьников». Предлагаем вашему вниманию фрагменты нашей работы, которые могут стать хорошим дидактическим подспорьем на занятиях по стилистике в старших классах.

ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ

Телевизионные выступления относятся к жанру публицистики. Они раскрывают общественно-политические, экономические и культурные отношения. Выступления по телевидению должны отличаться достоверностью, точностью фактов, строгой обоснованностью. В то же время для них характерны эмоциональность, призывность и общедоступность. (См.: Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10–11-е классы. М., 2001. С. 229.)

Телевыступления рассчитаны на широкую аудиторию и должны быть понятны всем. Речь телеведущих – образец для подражания. Именно они (телеведущие) формируют речевую культуру в современной России. Однако не все выступления соответствуют этим нормам. Мы убедились в этом, прослушав 35 телевыступлений по каналам: НТВ, «Россия», «Первый канал», ДТВ, «Енисей – регион». Обнаружили грамматические ошибки в 9-ти телевыступлениях, речевые – в 27-ми (2008–2009 гг.).

1. В следующем включении я могу более подробнее рассказать о выборах в Красноярске.

Ошибка – более подробнее: нарушена форма образования сравнительной степени наречия. Составная форма сравнительной степени наречия образуется при помощи частиц более, менее и исходной формы наречия. Правильно: более подробно.

2. Надо улучшить качество жизни для людей.

Ошибка – жизни для людей: нарушена грамматическая связь между словами (управление). Жизнь (кого?) человека, людей, матери, отца… Правильно: надо улучшить качество жизни людей.

3. В Израиле изобрели электронный меню.

Ошибка – электронный меню: нарушена грамматическая связь между словами (согласование). Меню – несклоняемое существительное среднего рода. Правильно: электронное меню.

4. Питоны лазиют по деревьям.

Ошибка – лазиют: нарушена форма образования глагола. В русском языке есть два глагола: лазить и лазать (разговорное). Глагол лазить второго спряжения, поэтому он имеет следующие формы: лажу, лазим, лазишь, лазите, лазит, лазят. Глагол лазать первого спряжения, поэтому имеет такие формы: лазаю, лазаем, лазаешь, лазаете, лазает, лазают.

Правильный вариант: Питоны лазают по деревьям или Питоны лазят по деревьям.

5. С такого рода проблем нужно бороться.

Ошибка – с такого рода проблем: нарушение грамматической связи между словами (управление). Бороться (с чем?) с трудностями, с недостатками… Значит, слово проблемы должно стоять в творительном падеже с предлогом.

Правильный вариант: с такого рода проблемами нужно бороться.

Замеченные речевые ошибки

1. Мы не можем долго находиться в состоянии жареного.

Ошибка: неоправданный, неуместный выбор отглагольного прилагательного жареный (или нарушение, незнание устойчивого словосочетания). Прилагательное жареный образовалось от глагола жарить, который имеет такие значения: 1) приготовить пищу на сильном жару без воды; 2) употребляется вместо любого глагола для обозначения быстрого, энергичного действия, например: жарь на гармошке! (просторечное).

Возможный вариант: Нельзя долго находиться в состоянии постоянного напряжения.

2. За эту ошибку я и расхлебываюсь.

Ошибка: неоправданное использование разговорного слова расхлебываюсь. Расхлебаться – переносное значение: разобраться в чем-нибудь, с трудом распутав что-нибудь сложное, неприятное (разговорное).

Правильный вариант: за эту ошибку я и отвечаю.

3. Страна процветает и пусть цветет.

Ошибка: тавтология (неуместный повтор однокоренных слов процветает и цветет) .

Правильно: страна процветает, и пусть так будет всегда.

4. В некоторых российских регионах погода не шибко жалует людей.

Ошибка: неуместное использование просторечного слова шибко. Наречие шибко образовано от прилагательного шибкий , которое имеет значение «быстрый, скорый, прыткий». Шибко – то же, что очень, сильно . Например: шибко загрустил, не шибко умен. Наречие имеет помету «просторечное».

Правильно: в некоторых российских регионах погода не очень жалует людей.

5. В Абхазии ситуация двуличная.

Ошибка: слово двуличная употреблено в несвойственном ему значении. Прилагательное двуличный имеет значение «лицемерный, неискренний» и сочетается с существительными: человек, поступок, мораль. Здесь, очевидно, имелась в виду трудная, сложная, тяжелая, нелегкая или, точнее, двусмысленная ситуация .

Правильный вариант: в Абхазии сложилась ситуация сложная, двусмысленная.

6. На острове Шпицберген появилось глобальное хранилище семян.

Ошибка: необоснованный выбор прилагательного глобальный, которое не сочетается с существительным хранилище . Глобальный. 1. Охватывающий весь земной шар. В глобальном масштабе . 2. перен. Полный, всеобъемлющий. Глобальное изучение.

Правильный вариант: огромное (громадное, гигантское) хранилище.

7. Две сестры не взаимодействуют друг с другом по поводу одежды.

Ошибки: 1) плеоназм (употребление лишнего слова) не взаимодействуют друг с другом, неуместно использовано словосочетание друг с другом. 2) книжное слово взаимодействовать употреблено в несвойственном ему значении и здесь неуместно.

Правильный вариант: две сестры не могут договориться насчет одежды .

8. Вокруг ослика всегда ажиотаж.

Ошибка: в предложении неуместно употребляется заимствованное слово ажиотаж . Ажиотаж (фр. agiotage < agioter – играть на бирже): 1. Сильное возбуждение, волнение, борьба интересов вокруг какого-либо дела, события, вопроса. 2. Искусственное повышение или понижение курса ценных бумаг или цен на товары с целью получения прибыли. Ажиотаж на бирже. Поэтому проще сказать: вокруг ослика всегда многолюдно .

ГАЗЕТНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

Материалы, публикуемые на страницах газет, относятся к разным стилям речи: публицистическому, художественному, официально-деловому и научному. Мы обратились к газетно-публицистическому стилю в связи с тем, что его основное назначение – формировать общественное мнение по актуальным вопросам современности. Газетно-публицистический стиль имеет оценочный характер, поэтому берет из литературного языка все средства, обладающие свойством оценочности в рамках литературных норм. Для публицистических текстов характерны изобразительно-выразительные средства художественного стиля речи. Газетное слово должно быть простым, обладающим способностью ясно и точно выражать самые сложные понятия (См.: Г.А. Солганик. Стилистика русского языка. 10–11-е классы. М., 2001. С. 188–190.)

В процессе работы рассмотрели материалы газет «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Кежемский вестник», «Советское Приангарье» – всего 28 статей (2007–2009 годы).

Замеченные грамматические ошибки

1. О том, что победу одержит «Единая Россия», у меня даже сомнения не было

Ошибка: нарушена грамматическая связь между словами (управление) о том сомнения не было. Сомнение (в чем?) в правдивости, правоте, успехе.

Правильный вариант: у меня даже сомнения не было в том, что победу одержит «Единая Россия» или в том, что победу...

2.От фонда красных партизанов до наших дней.

Ошибки: 1) выбрана неправильная грамматическая форма слова партизаны. В родительном падеже множественного числа существительное партизаны имеет нулевое окончание: партизан.

3. Мы не требуем, чтобы эти средства поступали непосредственно к нам, пусть они будут в распоряжении сельских администраций, а те сумеют ими распорядиться на пользу жителей.

Ошибки: 1) распорядиться на пользу жителей : нарушена грамматическая связь между словами (управление). В пользу (кого? чего?) , в интересах кого-нибудь, в соответствии с чьими-нибудь выгодами. На пользу (кому? чему?) людям. Таким образом, надо писать: распорядиться в пользу жителей или на пользу жителям. 2) неоправданный повтор однокоренных слов в распоряжении – распорядиться.

Правильный вариант: ...пусть они будут в распоряжении сельских администраций, а те сумеют распределить их (средства) на пользу жителей.

4. Служа закону – служим народу.

Ошибка: служа – деепричастия несовершенного вида не образуются от глаголов с основой настоящего времени на шипящий согласный. Также нежелатен повтор однокоренных слов: служа, служим.

Правильный вариант: исполняя закон, служим народу.

5. Дети постарше, особенно в летний период, страдают отсутствием спортивных площадок – футбольных, волейбольных, теннисных и т.д.

Ошибка в управлении: страдают отсутствием площадок: Страдать . 1. Испытывать страдание. Страдать (от чего?) от боли . 2. чем? Иметь какую-нибудь болезнь. Страдать (чем?) головными болями. Страдать самомнением (перен.). 3. Подвергаться чему-нибудь неприятному, терпеть ущерб, урон от чего-нибудь. Посевы страдают (от чего?) от сорняков.

Правильный вариант: дети страдают от (из-за) отсутствия площадок… .

Замеченные речевые ошибки

1. «Русский бизнес – жлобский по натуре». (Из интервью.)

Ошибка: в заголовке неуместно использовано стилистически сниженное слово жлоб. Жлоб (просторечное, презрительное) – скряга, скупец. Слово употреблено с целью привлечения внимания читателей к поставленной проблеме, однако это нежелательно.

Возможный вариант: русский бизнес преступный.

2. Финансовым спонсором наших встреч выступает Управление социальной защиты населения района.

Ошибка: речевая избыточность (употребление лишних слов): финансовым спонсором. Спонсор (англ. sponsor < лат. spondere – ручаться, гарантировать). Лицо или организация, финансирующие проведение какого-либо мероприятия, сооружение объекта.

Правильный вариант: нашим спонсором является Управление социальной защиты населения района.

3. На вопросы по этой теме ответил депутат Законодательного собрания Красноярского края Александр Симановский, посетивший с визитом Кодинск и Болтурино.

Ошибка: посетивший с визитом – плеоназм. Визит (фр. visite ) – посещение, преимущественно официальное. Например: прибыть с визитом. Сделать или нанести визит кому-нибудь.

Правильно: побывавший с визитом. К тому же глагол посетить не употребляется с существительным в форме творительного падежа.

4. Зачем Киеву газовый раздрай с Москвой?

Ошибка: неуместное использование слова раздрай . Раздрай (разговорное). Шумный, скандальный разброд в мнениях, поведении. На наш взгляд, слово раздрай не совсем уместно в данном тексте, так как речь идет об экономических и политических отношениях между Россией и Украиной.

Правильно: зачем Киеву конфликтовать с Москвой по поводу газа?

5. Ее улыбку пила вся страна.

Ошибка: неудачная метафора улыбку пила вызывает смысловую неясность.

Правильно: ее улыбкой любовались все (вариант: ее очаровательная улыбка покорила всю страну).

6. И публика потянется послушать их треп, потому что это будут охренительные диалоги в стиле «Криминального чтива». (Из интервью с известным кинорежиссером К.Тарантино.)

Ошибки: неуместно употребляются эмоционально сниженные слова: треп, охренительные, чтиво. Слово треп образовано от глагола трепаться в значении «болтать». Треп – пустая болтовня. Охренительные (просторечное, бранное). Но в данном контексте слово охренительные приобретает противоположное значение «интересные, захватывающие, ощеломляющие». Чтиво (разговорное, пренебрежительное). Низкопробное, низкокачественное чтение или произведение.

Правильный вариант: и публика потянется послушать актеров, потому что это будут ошеломляющие диалоги в стиле...

Возможный правильный вариант: Бибаев не принимает авторитарных решений, а старается выслушать и понять мнение каждого.

ОШИБКИ В ГАЗЕТНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЯХ

Объявления относятся к официально-деловому стилю. Они употребляются в сфере деловых отношений. Для объявлений характерны точность, стандартизованность, стереотипность построения текста. Объявления имеют неличный характер. В них отсутствуют эмоциональность и изобразительные средства языка. (См.: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10–11-е классы. М., 2001. С. 285.) Мы рассмотрели 23 объявления.

1. Администрация Пановского сельсовета извещает граждан, подпадающих под переселение из зоны затопления, о необходимости подачи заявления с указанием нового места жительства.

Ошибка: в предложении слово подпадающих использовано в несвойственном ему значении. Оно образовано от глагола подпадать , который имеет значение «оказаться под влиянием, под действием кого-либо или чего-либо (обычно отрицательного)». Поэтому вместо слова подпадающих надо употребить слово подлежащих, то есть подвергающихся чему-нибудь обязательному, принудительному.

Правильный вариант: Администрация Пановского сельсовета извещает граждан, подлежащих переселению из зоны затопления, о необходимости подать заявления с указанием нового места жительства.

2. Срочно ищу экстренную няню.

Ошибки: 1) лексическая несочетаемость слов экстренную няню. 1. Экстренный . Срочный, спешный. Экстренный вызов . 2. Чрезвычайный, непредвиденный. Экстренные расходы . Прилагательные-синонимы срочный, спешный, неотложный, безотлагательный, экстренный сочетаются только с неодушевленными существительными – экстренный вызов, экстренные расходы;

2) личный характер предложения.

Правильный вариант: срочно требуется няня.

3. Требуются продавцы на продовольственные и промышленные товары.

Ошибка: нарушена грамматическая связь между словами (управление). Продавец (чего?) какого-либо товара… Слово продавец употребляется с существительными в родительном падеже.

Правильный вариант: требуются продавцы продовольственных и промышленных товаров .

4. Продолжается набор на военную службу по контракту в воинские части (г. Улан-Удэ, Борзя, Юрга, Кяхта, р. Чечня). Выплачивается денежное довольствие с выплатами до 20 тысяч рублей в месяц. Предоставляются льготы согласно статуса военнослужащего, включая жилье. Обращаться в Кежемский военкомат.

Ошибки: 1) тавтология выплачивается денежное довольствие с выплатами; 2) речевая недостаточность (предоставляются льготы…, включая жилье); 3) нарушена грамматическая связь между словами согласно статуса (правильно: согласно (чему?) статусу ).

Правильный вариант: продолжается набор граждан на военную службу по контракту в воинские части (г. Улан-Удэ, Борзя, Юрга, Кяхта, р. Чечня). Выплачивается денежное довольствие в размере 20 тысяч рублей в месяц. Согласно статусу военнослужащего, предоставляются льготы, в том числе на получение жилья. Обращаться в Кежемский военкомат.

5. Окажем услуги автомобилем.

Ошибка: нарушена логическая связь между словами, которая ведет к смысловой неясности.

Возможный вариант: оказываем услуги – предоставляем автомобиль (для грузовых и пассажирских перевозок).

6. Стопроцентное знакомство без границ.

Ошибка: объявление лишено какого-либо смысла. Непонятно, о каком знакомстве идет речь и в каком значении употребляется слово граница . Знакомство . Отношения между людьми, которые знают друг друга, начало таких отношений. Знакомство с каким-то человеком, девушкой, чьими-либо родителями, сотрудниками.

Может быть, смысл объявления таков: Поможем завязать знакомство с проживающими в любой стране.

7. Наращивание и коррекция ногтей, наращивание ресниц поштучно.

Ошибки: 1) повтор слова наращивание; 2) на наш взгляд, неудачно использовано слово поштучно, которое образовано от прилагательного поштучный, что значит «исчисляемый за каждую штуку; производимый отдельными предметами, штуками». Например: продавать лимоны поштучно.

Правильный вариант: наращиваем ногти, удлиняем каждую ресницу.

8. Помогу с образованием.

Ошибка: нарушена грамматическая связь между словами (управление). Помочь (в чем?) в работе, в учебе, в борьбе, в развитии чего-либо. Существительное образование в творительном падеже с предлогом с не сочетается с данным глаголом.

Возможный вариант: могу дать знания по определенным дисциплинам (помогу в учебе).

Н.ПОПОВА,
г. Кодинск

Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина по заказу Минкомсвязи составил первый рейтинг грамотности печатных изданий, телеканалов и радиостанций страны. Как сообщили «Известиям» в министерстве, цель проекта - «построить рейтинг корректного использования русского языка среди наиболее популярных СМИ». Всего были проанализированы данные по 17 печатным изданиям, трем новостным агентствам, пяти телеканалам, семи радиостанциям.

По итогам исследования изданиям присвоили уровни грамотности - получилось четыре группы (см. иллюстрацию). У «Ленты.ру» и «Известий», как решили эксперты, «есть все шансы вырваться в отличники» (одна ошибка приходится примерно на три страницы текста).

Большинство СМИ получили «твердую четверку» - одна ошибка на две страницы («Интерфакс», «Ведомости», «Аргументы недели», РИА, «Российская газета», «Независимая газета», РБК, «Эксперт», «Деньги», «Коммерсант», «Газета», «Профиль»).

«Троечниками» (одна ошибка на одну страницу) оказались «Московский комсомолец», «Огонек», ТАСС, «Комсомольская правда».

Как отметили эксперты, «риск остаться на второй год» грозит «Аргументам и фактам» - у издания в среднем две ошибки на одну страницу.

Эксперты посчитали общую долю ошибок в публикуемом тексте. У «Ленты» этот показатель составляет 0,28%, у «Известий» - 0,42%, у «Интерфакса» 0,52%. В хвосте - «Аргументы и факты» (1,99%), «Комсомольская правда» (1,36%), ТАСС (1,32%). Самые распространенные недочеты - ошибки согласования в предложениях, когда неверно используются окончания у согласованных членов предложения или неправильно употребляются предлоги, а также другие орфографические ошибки.

Чтобы узнать всё это, Институт русского языка, как говорится в исследовании, проанализировал месячный объем печатного текста 20 печатных и интернет-СМИ (15 654 статьи, 216 047 предложений), а также теле- и радиопрограмм 12 СМИ (120 часов эфира/ более 200 передач новостного и публицистического характера).

В рейтинге ТВ и радио самыми грамотными оказались «Радио России» (две ошибки в час), «Россия-1» (три ошибки в час), 5-й канал и «Русская служба новостей» (четыре ошибки в час). Чаще всего ошибаются НТВ (13 ошибок в час), «Коммерсант FM» и «Первый канал» (11 ошибок в час), ТВЦ, «Маяк» и «Серебряный дождь» (10 ошибок в час).

По его словам, премию «Золотой типун», которую он сам предложил возродить в октябре 2014 года, пока давать некому.

Да, есть несколько изданий, у которых не очень хорошие результаты, но это точно не «Золотой типун», - сказал он. - Ситуация не такая удручающая.

Он отметил, что телеканалам и радиостанциям труднее избежать речевых ошибок.

Печатные издания отвечают только за собственные недочеты. А телеканалам засчитываются и те ошибки, которые совершают не сотрудники, а ньюсмейкеры: неправильные формулировки невозможно вырезать из эфира, - говорит Волин.

Я ни на секунду не сомневаюсь в том, что главные редактора тех СМИ, которые попали вниз списка, устроят своим сотрудникам головомойку, - сказал он.

Напомним, что чиновники Минкомсвязи заявили о намерении создать рейтинг самых грамотных СМИ и ньюсмейкеров в октябре прошлого года.

Мы считаем, что мощным средством воспитательного воздействия может стать рейтинг и антирейтинг СМИ и ньюсмейкеров на употребление русского языка, то есть мы хотим сделать список «молодцов» и список «подлецов», которые коверкают и корежат русский язык, - заявлял тогда Волин.

В средствах массовой информации встречаются самые разные ошибки, рассмотрим лишь основные.

Морфологические. Ошибки такого рода объясняются нарушениями правил образования различных форм слова. Самое большое количество речевых погрешностей встречается при употреблении имени числительного. В приведенных далее примерах ошибки объясняются именно незнанием особенностей склонения слов этой части речи.

«Вчера еще здесь было около четыреста камер» (правильно: «около четырехсот»). «Операции будут проводиться пятидесятью процентами акций холдинга» (правильно: «с пятьюдесятью процентами»). «Более восемьсот тысяч пенсионеров могут жить теперь достойно» (правильно: «более восьмисот тысяч пенсионеров»).

Несклонение или неполное склонение сложных и составных числительных является нарушением литературной нормы. Редко склоняют журналисты числительное «полтора». В течение полтора суток город опустел» (правильно: «полутора суток»).

Нередки ошибки и в выборе падежной формы составного числительного, оканчивающегося на «два», «три», «четыре» в сочетании с одушевленным существительным. В таких конструкциях независимо от категории одушевленности винительный падеж сохраняет форму именительного, например: «Всего за этот месяц в госпиталь доставили тридцать два раненых» (а не «тридцать двух раненых»).

Не соответствует литературной норме и такое предложение: «Строительство комплекса должно быть завершено к двум тысячам четырнадцатому году» (правильно: «... к две тысячи четырнадцатому году», так как в составном порядковом числительном склоняется только последнее слово).

Встречаются ошибки и такого рода: «Правительство обещает выплатить пенсии к десятому сентябрю» (правильно: «...к десятому сентября»).

Не всегда верно употребляются и числительные «оба» (муж. р.) и «обе» (жен. р.), например: «Введение другой валюты (кроме рубля) пагубно для обоих стран» (правильно: «... для обеих стран»).

Лексические ошибки. Связаны с незнанием значений слов и устойчивых выражений и обусловленным этим незнанием их неправильным употреблением в речи.

Очень живучей ошибкой оказалось употребление слова «обратно» вместо «снова», «опять»: «Габардин пришел к нам обратно», «Рижский вокзал надо переименовать обратно...», «Впоследствии Баланчин дал ей (балерине) эту партию обратно».

Нередко журналисты начинают предложение со слов «в этой связи» («В этой связи хочется вспомнить и о недавних событиях»). Чаще всего это словосочетание употребляется, когда в тексте не указано ни на какую связь предыдущего с последующим. Правильно: «В связи с этим...». Благодаря такому сочетанию слов и устанавливается связь между уже сказанным и тем, о чем будет идти речь в дальнейшем.

Типичными для телерадиоэфира являются погрешности следующего рода: «Пожар возник на очень высокой высоте», «Репортер проводил репортерское исследование», «Отличившиеся в этой операции награждены государственными наградами», «Говоря о разговоре со Степашиным, депутат отметил…» Этот ряд можно продолжать долго. Явления такого порядка в лингвистике принято называть тавтологией.

Фонетические. Фонетические ошибки составляют самую многочисленную группу погрешностей, связанную с нарушениями норм ударения.

Синтаксические ошибки

Самой распространенной синтаксической ошибкой является нарушение норм управления.

взвесил о том...

закон предусматривает о том...

утверждает о том...

понимает о том... и т.д.

мы уже обсуждали (что?) эту тему... и т. д.

Распространенную ошибку допускают журналисты, употребляя существительное в родительном падеже с предлогами "согласно" и "благодаря": согласно приказа, согласно договора, благодаря хорошей погоды. Правильно: согласно приказу, согласно договору, благодаря хорошей погоде. Имя существительное в сочетании с предлогами "благодаря" и "согласно" употребляется в дательном падеже.

Теперь я подробнее напишу о разных типах ошибок и приведу наглядные примеры.

Речевые ошибки в электронных СМИ В. И. Новикова

Морфологические ошибки

Ошибки такого рода объясняются нарушениями правил образования различных форм слова . Самое большое количество речевых погрешностей встречается при употреблении имени числительного . В приведенных далее примерах ошибки объясняются именно незнанием особенностей склонения слов этой части речи.

Рассмотрим несколько примеров.

«Вчера еще здесь (в Североморске) было около четыреста камер» (правильно: «около четырехсот»). «Операции будут проводиться пятидесятью процентами акций холдинга» (правильно: «с пятьюдесятью процентами»). «Более восемьсот тысяч пенсионеров могут жить теперь достойно» (правильно: «более восьмисот тысяч пенсионеров»).

Несклонение или неполное склонение сложных и составных числительных является нарушением литературной нормы. Редко склоняют журналисты числительное «полтора». В течение полтора суток город опустел» (правильно: «полутора суток»).

Нередки ошибки и в выборе падежной формы составного числительного, оканчивающегося на «два», «три», «четыре» в сочетании с одушевленным существительным. В таких конструкциях независимо от категории одушевленности винительный падеж сохраняет форму именительного, например: «Всего за этот месяц в госпиталь доставили тридцать два раненых» (а не «тридцать двух раненых»).

Не соответствует литературной норме и такое предложение: «Строительство комплекса должно быть завершено к двум тысячам третьему году» (правильно: «... к две тысячи третьему году»), так как в составном порядковом числительном склоняется только последнее слово ).

Встречаются ошибки и такого рода: «Правительство обещает выплатить пенсии к десятому сентябрю» (правильно: «...к десятому сентября»).

По-прежнему нередки погрешности и при употреблении собирательных числительных . Их использование в сочетании с существительными, относящимися к официально-деловой лексике, в литературном языке не рекомендуется (тем более в информационных программах). Например: «Не случайно оказались в этом регионе сразу двое сенаторов» (правильно: «...два сенатора...»).

Не всегда верно употребляются и числительные «оба» (муж. р.) и «обе» (жен. р.), например: «Введение другой валюты (кроме рубля) пагубно для обоих стран» (правильно: «... для обеих стран»).

Речевой ошибкой считается образование существительных форм мужского рода в именительном падеже во множественном числе:

инспектора (вместо инспекторы)

почерка (вместо почерки)

слесаря (вместо слесари)

снайпера (вместо снайперы)

фельдшера (вместо фельдшеры)

Случаются ошибки в эфире и при образовании родительного падежа существительных множественного числа. Нормативными считаются такие образования:

баржи - барж (не «баржей»)

будни - будней (не «буден»)

дыни - дынь (не «дыней»)

плечи - плеч (не «плечей»)

полотенца - полотенец

простыни - простынь (не «простыней»)

сумерки - сумерек

ясли - яслей

Напоминаем, что форма единственного числа слова «туфли» - «туфля» (а не «туфель»), а слова «тапки» - «тапка» (а не «тапок»).

Ошибаются журналисты при склонении существительных, обозначающих названия некоторых национальностей. В частности, нередки ошибки при употреблении форм родительного падежа множественного числа, например:

башкиры - башкир (не «башкиров»),

буряты - бурят (не «бурятов»),

туркмены - туркмен (не «туркменов»),

якуты - якутов (не «якут»).

Лексические ошибки

Лексические ошибки связаны с незнанием значений слов и устойчивых выражений и обусловленным этим незнанием их неправильным употреблением в речи.

Приведем несколько примеров.

Очень живучей ошибкой оказалось употребление слова «обратно» вместо «снова», «опять»: «Габардин пришел к нам обратно», «Рижский вокзал надо переименовать обратно...», «Впоследствии Баланчин дал ей (балерине) эту партию обратно».

Нередко журналисты начинают предложение со слов «в этой связи» («В этой связи хочется вспомнить и о недавних событиях»).

Чаще всего это словосочетание употребляется, когда в тексте не указано ни на какую связь предыдущего с последующим. Правильно: «В связи с этим...» . Благодаря такому сочетанию слов и устанавливается связь между уже сказанным и тем, о чем будет идти речь в дальнейшем.

Распространенной ошибкой является употребление слов «роспись» вместо «подпись» и «число» вместо «дата». (Корреспондент: «Вот такое письмо мы получили, а в конце его роспись и число».) Роспись - это живопись на стенах, потолке и на предметах быта (хохломская, городецкая роспись). Не следует путать со словом «расписка», например, расписка в получении денег. Подпись - это собственноручно написанная фамилия под документом, подтверждающая авторство подписавшегося либо его согласие с изложенным. Что касается слов «дата» и «число», они также не являются синонимами, следовательно, взаимозаменяемость в тексте не оправданна. В понятие «дата» (помета, указывающая время) входит и число, и месяц, и год, а число - это лишь день календарного месяца. (Например: «Премьера фильма состоится шестнадцатого числа»). Составляя документ, мы фиксируем именно дату , то есть число, месяц и год его оформления.

К лексико-стилистическим погрешностям относится и незнание особенностей лексической сочетаемости слов в русском языке . Например: «Ухудшается уровень жизни народа» (правильно: «Снижается уровень жизни народа»). Неверно составлено и предложение: «Чтобы улучшить криминогенную обстановку в городе, правоохранительные органы работают в усиленном режиме» . «Криминогенный - способствующий совершению преступления». Правильно: «Чтобы изменить криминогенную обстановку в городе...» или «Чтобы улучшить общую обстановку в городе...» .

Нередки случаи неверного употребления слов «главный» и «заглавный». Так, в предложении «В фильме «Летят журавли» Татьяна Самойлова сыграла заглавную роль» слово «заглавный» было употреблено в значении «главный», что неверно, поскольку «заглавный» означает «вынесенный в заглавие, чего в нашем примере не было (и не подразумевалось). А заглавную роль актриса сыграла в фильме «Анна Каренина», названном по имени героини.

Типичными для телерадиоэфира являются погрешности следующего рода: «Пожар возник на очень высокой высоте», «Репортер проводил репортерское исследование», «Отличившиеся в этой операции награждены государственными наградами», «Говоря о разговоре со Степашиным, депутат отметил…» Этот ряд можно продолжать долго. Явления такого порядка в лингвистике принято называть тавтологией.

Несомненно, разговорные элементы, просторечные вкрапления (именно вкрапления) имеют право на жизнь в публицистике. Однако чувство меры в использовании средств разговорного стиля у журналистов нередко отсутствует, например: «Посетители музея сплошь эмвэдэшники, музейщики постарались для них на славу».

Следует заметить, что разговорная тональность в информационно-аналитических программах нередко тяготеет к грубовато-просторечной, а то и вовсе подменяется ею. Свидетельство тому – откровенно грубая лексика: хавать, халява, козлы, облажаться, лезть в штаны и др.

Что касается иностранных слов, то необходимость некоторых из них несомненна, но зачем нам «конфронтация», «раунд», «саммит», «консенсус», «тинейджер», «шоу», «мимикрия», «брейн-ринг» и сотни других! Современные масштабы заимствования губительны для русского литературного языка.

Фонетические ошибки

Фонетические ошибки составляют самую многочисленную группу погрешностей, связанную с нарушениями норм ударения. Чаще всего ошибки встречаются в следующих словоформах (справка дается по "Словарю ударений русского языка" Агеенко Ф. Л., Зарва М. В., М., 2000); ниже приводятся правильные варианты:

бармен - барменом бочковое (пиво) вёрсты, вёрстам (но: в десяти верстах) возрастов (люди всех возрастов) вручим (награды) (в) госпиталях Девичье поле (но: девичья память) диспансер договорные цены - по договорам завидно заключим (соглашение) занялся запломбированный издали (наречие) издан, издана козырной (не козырный) красивее, крестный ход (не крёстный) лифты (от) массажа мастерски (написано) мастерская (игра) менеджмент наносное обнаружение опека (не опёка) оценён (не оценен) переключим пережил (друга на пять лет) полиграфия (вы) правы преклонимся (в) сети (Интернет, телефонной и т.п.) столяр стороны (но: две стороны, обе стороны) договаривающиеся стороны, на все четыре стороны)

Синтаксические ошибки

Самой распространенной синтаксической ошибкой является нарушение норм управления, например:

взвесил о том...

закон предусматривает о том...

утверждает о том...

понимает о том...

показывая в нескольких словах о том...

мы уже обсуждали об этом... и т. д.

Правильно следует говорить:

взвесил (что?) все "за" и "против"...

утверждает, что...

понимает, что нужно людям...

показывая, как это происходило...

мы уже обсуждали (что?) эту тему... и т. д.

Распространенную ошибку допускают журналисты, употребляя существительное в родительном падеже с предлогами "согласно" и "благодаря": согласно приказа, согласно договора, благодаря хорошей погоды. Правильно: согласно приказу, согласно договору, благодаря хорошей погоде. Имя существительное в сочетании с предлогами "благодаря" и "согласно" употребляется в дательном падеже.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие, виды и характеристика печатных средств массовой информации. Типы печатных изданий, особенности газетной и журнальной индустрии. Социально психологическое восприятие печатных СМИ. Специфика наружной рекламы как вида средств массовой коммуникации.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2016

    Характеристика печатных средств массовой информации города Набережные Челны. Определение значения связей с общественностью в продвижении печатных средств массовой информации. Анализ увеличения доли подписки в общем объеме распространения издания.

    контрольная работа , добавлен 29.01.2012

    Проблема воздействия языка на человека, его способ мышления и поведение. Общая характеристика средств массовой информации (СМИ), особенности их современного языка. Стилистические особенности языка СМИ в публицистике. Роль и значение культуры речи в СМИ.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2015

    Характеристика видов и типов печатных периодических изданий - газет, журналов и альманахов. История изобретения радио, телевидения и интернета как видов средств массовой информации. Сущность и особенности функционирования информационных агентств.

    контрольная работа , добавлен 09.11.2010

    Понятие, критерии, особенности использования и виды средств массовой информации. Анализ гарантий свободы массовой информации. Специальные правила регистрации и освобождение от них для средств массовой информации. Сущность форм выражения информации.

    контрольная работа , добавлен 05.03.2010

    Деятельность средств массовой информации, отражающая состояние региональных социально-политических систем и процессов. Средства массовой информации: понятие, виды, значение. Роль средств массовой информации в политическом пространстве Санкт-Петербурга.

    дипломная работа , добавлен 17.05.2011

    Современное состояние рынка телерадиокоммуникационных, печатных и электронных средств массовой информации в Республике Дагестан. Проблема "свободы слова" и обеспечение государственной безопасности в условиях глобальной угрозы международного терроризма.

    дипломная работа , добавлен 30.08.2013

    Понятие отделов культуры в современных печатных средствах массовой информации (СМИ). Жанровое наполнение отделов культуры. Функционирование отделов культуры в разных типах печатных СМИ. Портал OpenSpace как показатель состояния культурной тематики.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?