Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Предлоги в русском языке примеры. Все про предлоги в русском языке

Предлог – довольно любопытная . Они выражают отношения между объектом и субъектом, и эти отношения могут быть сколь угодно сложными. Предлоги – это не только «маленькие слова» вроде «к», «по», «за», «через» и т. д., но и целые словосочетания – «в силу того что», «вследствие того что», «по случаю того что» и другие. Такие предлоги, состоящие из нескольких слов, называются составными. Естественно, что сформировались они в русском языке не сразу: своё развитие они начали в XIX – XX веке, когда всеобщую популярность получила научная и литература и средства массовой информации. Отношения между членами предложения (высказывания) в такой литературе достаточно сложные и тонкие и далеки от тех, которые используются в речи «наивных» носителей языка.

Различные виды «новых» специфических предлогов – составные, сложные (пишущиеся через дефис: «из-за», «по-над», «из-под» и др.), производные (образованные от других частей речи: «путём», «вследствие», «в продолжение» и т. д.) ещё на рубеже XIX – XX веков ассоциировались с канцелярской и другими видами «нехудожественной» речи (например, публицистической). Корней Чуковский в своей книге «Живой как жизнь» приводит любопытный пример. Один старый чиновник, вышедший на пенсию, решил заняться и попытался перевести романтическую сказку «Красная роза». Перевод в целом получился неплохой, однако язык, которым он был написан, больше напоминал канцелярский. Вот один из фрагментов: «За неимением красной розы жизнь моя разбита». В издательстве чиновнику сказали, что такие предлоги неприемлемы в романтической . Старик как будто всё понял и переделал текст: «Ввиду отсутствия красной розы жизнь моя разбита», сделав речь отчаявшегося героя ещё более канцелярской.

Новый виток популярности составных предлогов пришёлся на первые десятилетия Советской власти, когда политизации подверглись все стороны человеческой жизни. Документация, отчёты, декреты, постановления, пропагандистские газеты – всё это принуждало простых людей употреблять «канцелярские» предлоги даже в бытовых разговорах.

В современном стали востребованными такие составные , как «по части», «в деле»; они характерны для деловой речи.

Кстати, размеры этих «непростых» предлогов, иногда, поражают: некоторые из них значительно длиннее существительных, прилагательных и глаголов. Самый длинный предлог (и одновременно союз) – «соответственно», он состоит из 14 букв. Этот предлог часто используется преподавателями, а также работодателями.

Как запомнить написание составных предлогов

Нередко написание составных предлогов вызывает затруднение. Например, окончание у таких предлогов, как «в продолжение», «в течение», а также у пишущегося слитно «вследствие». Эти предлоги образовались от устойчивых словосочетаний, в которых существительное стоит в винительном падеже. Все подобные существительные (ср. «приду в час», «минута в минуту») имеют значение времени, какого-то длящегося периода. Простой предлог «в» в данном случае синонимичен выражению «во время»: «В продолжение разговора (то есть во время продолжения разговора) он больше не упомянул о деле».

В то же время в сочетаниях «в продолжении», «в течении» стоит в предложном падеже и отвечает на вопрос «где?», «в чём?»: «В продолжении рассказа (то есть в тексте) герой делает то-то и то-то».

Предлог «несмотря на» тоже очень часто подвергается ошибочному написанию. Когда-то, в момент своего зарождения, он действительно представлял собой сочетание деепричастия с частицей «не» и простого предлога «на», поэтому писался раздельно. Но эти времена давно прошли, и предлог «несмотря на» пишется слитно.

Некоторые ошибки поражают. «В заключении расскажу о том…» — создаётся впечатление, что говорящий сидит в или собирается сесть. Интересно, понимают ли те, кто делает подобные ошибки, смысл того, что они пишут?

Написание производных предлогов

Производные предлоги, образованные от словосочетаний, примыкают к составным по происхождению и сложности написания. Как правильно написать «предмет (на)подобие куба»? в данном случае следует подобрать синоним к предполагаемому предлогу: «предмет вроде куба». Смысл остаётся прежним – значит, перед нами производный предлог, который пишется слитно. А вот «задача (на)подобие треугольников» такой проверки не выдерживает: «задача вроде треугольников» — бессмыслица; значит, здесь предлог и существительное, которые пишутся раздельно (а существительное к тому же входит в состав устойчивого словосочетания – термина «подобие треугольников»). Кстати, «вроде» — тоже составной предлог. Их простым синонимом служит разговорное «типа», а также союз «как»: «предмет как куб». Этот предлог имеет своего «двойника»: «В роде Пантера семейства Кошачьих четыре вида – лев, тигр, ягуар и леопард».

Предлог «вместо» синонимичен предлогу «за», «насчёт» — «о», «ввиду» — «из-за». Предлог «вслед» приблизительно соответствует простому предлогу «на»: «Мы смотрели вслед уходящему поезду» — «смотрели на уходящий поезд». Следует отличать эти предлоги от словосочетаний с существительными и простыми предлогами: «Положи мне деньги на счёт в банке», «мы приехали в место, которое он указал», «охотник посмотрел в след и определил, что за зверь здесь пробежал», «иметь в виду».

Предлоги Отличие от сочетания существительного с предлогом
Ввиду (=по причине, из-за) Иметь в виду, в виду(=вблизи, в пределах видимости)
Наподобие, вроде (=подобно, как) Обрати внимание на подобие матери и дочери. В роде Ивановых все блондины
Насчёт (=о) Положи деньги на счёт в банке
Вместо (=за) В лесу мы зашли в место , куда с трудом проникали солнечные лучи
Вследствие (=по причине, из-за) В следствие по данному уголовному делу добавлены новые документы
Вслед :Мы с лёгкой грустью смотрели вслед уплывающему паруснику Дедушка внимательно всматривался в след пробежавшего недавно по снегу зверя
Образованные от наречий: быть внутри дома, идти навстречу ветру, растут вдоль дороги и др. На встречу одноклассников мы собираемся каждые десять лет

Такие предлоги, как «внутри» и «вдоль», пишутся слитно: «что лежит внутри коробки», «вдоль дороги растут деревья». Запомнить это несложно, ведь нет слов «нутрь» и «доль», хотя в древнерусском языке, возможно, они и были. Эти предлоги образовались от наречий со значением пространства, а наречия всегда пишутся слитно. К этой же группе относится и предлог «навстречу», также образованный от наречия: «Идти навстречу ветру» (предлог), «он идёт навстречу» (наречие); однако его нужно отличать от существительного с предлогом: «мы едем на встречу выпускников».

Почему же столько людей делают ошибки в написании предлогов? Скорее всего, дело в простой невнимательности – пишущие не осознают смысл текста или понимают его приблизительно. Каждый элемент языка имеет своё значение, и если опираться на него, можно без особого труда определить правильное написание.

Предлог является служебной частью речи, главной функцией которой является связь между местоимениями, существительными, числительными и словами, принадлежащими к другим частям речи.

Понятие предлога

Предлоги обозначают отношения между двумя объектами (лодка с парусом), между объектом и действием (смотреть на речку), между объектом и признаком (готовый на самопожертвование). Предлоги не могут изменяться по падежам, числам, времени и родам.

Они никогда не выступают самостоятельными членами в предложении. Зачастую в предложении предлоги ставятся либо перед существительными, либо перед определениями, которые относятся к существительному. Например: в красном платье. Некоторые предлоги могут употребляться и после существительного. Например: чего ради или ради чего.

Виды предлогов по образованию

Согласно способ образованию предлоги делятся на две категории: непроизводные и производные. Непроизводные предлоги (иногда их называют первообразными) – это предлоги, которые не имеют связей с другими части речи, то есть не образованны от них. Примеры непроизводных предлогов: при, из-за, от, с, без.

Производные предлоги (непервообразные) – это предлоги, которые образовались на основе слов, принадлежащих к самостоятельным частям речи. Производные предлоги делятся на три группы:

Наречные: напротив, вокруг, вдоль, вблизи;

Отыменные: в виде, за счет, ввиду, по поводу, в течение;

Отглагольные: включая, начиная, исключая, спустя, благодаря.

Виды предлогов по строению

Согласно строению, предлоги делятся на две группы: простые и составные. Простые предлоги пишутся слитно: около, благодаря, вокруг, вследствие. Составные предлоги включают в себя два и более слова, которые следует писать раздельно: в продолжение, в связи с, по направлению к, в зависимости от, за исключением.

Морфологический разбор предлога

Предлоги следует разбирать по такой схеме:

1. Часть речи, грамматическая роль (для чего в предложении служит данный предлог);

2. Выделение морфологических признаков:

Производный или непроизводный;

Простой или составной.

Например: Мария Ивановна, заложив руки за спину, быстро ходила по гостиной из угла в угол, смотря вперед себя, и задумчиво покачивала головой. В данном предложении есть четыре предлога:

- по : простой, непроизводный, употреблен в предложении с существительным в дательном падеже;

- из : простой, непроизводный, употреблен в предложении с существительным в родительном падеже;

- в : простой, непроизводный, употреблен в предложении с существительным в винительном падеже;

Тема урока: “Общее понятие о предлоге”.

Цель урока: познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  2. расширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.
  3. Развивающие:
  4. развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, делать выводы.
  5. Воспитательные:
  6. воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: мультимедийные слайды; учебники “Русский язык. 2 класс.” Авторы: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова; индивидуальные карточки с заданиями для учащихся; сигнальные карты.

Контингент участников: - учащиеся 2-го класса (9 лет).

Ожидаемый результат: расширены знания учащихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке; отрабатывается умение учащихся писать предлоги отдельно от других частей речи. Учащимися показаны умения: правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи; анализировать предлагаемые задания, находить правильные пути решения. Продемонстрированы навыки работы учащихся в парах и группах; выполнение индивидуальных заданий. В конце урока учащиеся оценили сою работу и работу класса.

Тип урока: урок получения новых знаний.

План урока

  1. Словарная работа.
  2. Постановка учебной цели урока (проблемный вопрос).
  3. Поэтапное изучение нового материала.
  4. Первичное закрепление. Отработка навыков применения теоретических знаний на практике.
  5. Вторичное закрепление. Самостоятельное выполнение практических заданий (работа по группам).
  6. Проверка и оценивание самостоятельной работы.
  7. Подведение итогов урока.

Ход урока.

I. Организационный момент.

  • Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте своему соседу удачи.
  • II. Актуализация знаний учащихся.

  • Работа со словами:
  • Б*реза, п*щит, з*леный, м*ро*, под, м*стерит, за*ц, бл*стит, у*кая, б*льшая. Слайд 1.

    а). Орфографическая зарядка.

    • Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. (Цепочкой).
    • Какие орфограммы встретились в словах?

    б). Разделить слова на группы.

    • Прочитайте еще раз эти слова глазками и скажите, по какому признаку можно разделить эти слова на группы?
    • Сколько будет групп? Какие? Слайд 2.
    • Запишите слова в три группы самостоятельно: 1 ряд – имена существительные, 2 ряд – имена прилагательные, 3 ряд – глаголы.

    (Проверка путем чтения учащихся с места и высвечивание на слайде). Слайд 3.

    • Прочитайте первую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
    • Прочитайте вторую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
    • Прочитайте третью группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
    • Покажите сигналами, кто выполнил это задание без ошибок.
    • Какое слово оказалось лишнее? Почему? Слайд 4.
    • Кто знает, как можно назвать слово под ?
    • Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами?

    Но мы не говорили о них подробно.

    • Может, кто-нибудь догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    III. Работа над новым материалом.

    1. Объявление темы урока и постановка целей.
    • Правильно, сегодня мы поговорим о предлогах, как части речи; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как они пишутся с другими частями речи. Тема нашего урока: “Общее понятие о предлоге”.

    2. Выполнение упражнения №83, стр. 54 учебника. Слайд 5.

    • Отвечая на вопросы, вы использовали слова: на, под, за, к. Как они называются?
    • Совершенно верно, это – предлоги. В русском языке существует множество и других предлогов: на, из, по, об, от, в, у, о, с, над и много других.
    • Слайд 6.

    Таблица 6.

    • Ребята, попробуйте задать к предлогам вопрос. Получается у вас это сделать?
    • Предлог – это часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются.
    • Слайд 7.

    Таблица 8.

    • А вот для чего служат предлоги в русском языке, вы мне попробуете ответить, выполнив следующее задание.

    3. Работа с текстом.

    Кружатся снежинки ….. холодном воздухе. Катаются дети ….. коньках …. льду.

    Весело детям ….. зимнее время …. улице. Слайд 8.

    • Прочитайте предложения. Скажите, связаны ли в них слова по смыслу?
    • Как установить связь слов в предложениях? Чего не хватает в тексте?
    • Давайте вставим предлоги.

    Ученики записывают в тетрадях, по ходу записи комментируют ученики, названные учителем.

    • Установилась ли связь слов в предложениях?
    • Какую роль предлоги выполняют в русском языке?
    • Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи.
    • Слайд 9.

    Таблица 9

    • Обозначьте в предложениях части речи. (Цепочкой).
    • Перед какими частями речи стоят предлоги? Перед какой частью речи предлогов нет?
    • Правильно, предлоги дружат с именами существительными и прилагательными, а вот с глаголами предлог не дружит, поэтому перед глаголами предлоги не употребляются.
    • Слайд 10.

    Таблица 10



    Таблица 11 Таблица 13 Таблица 14

    (Схемы употребления предлогов с другими частями речи).

    Обратите внимание, как написаны предлоги с другими словами.

    • Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.
    • Слайд 11.

    Таблица 11

    • Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами нужно помнить правило: между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. Например:

    за дерево – за высокое дерево; за (какое?) дерево. Слайд 12.

    Таблица 7
    Таблица 1

    4. Формирование навыка написания предлогов с другими частями речи.

    • Списать текст, раскрывая скобки. Между предлогом и словом вставить подходящие по смыслу слова. Объяснить написание предлогов. Слайд 13.

    Пришла весна (в) лес. Набухли почки (на) деревьях. Оживает (под) снегом молодая травка.

    Запись предложений по рядам, каждый ряд - по одному предложению.

    5. Составление алгоритма темы урока. Слайд 14.

    1). Предлог – служебная часть речи.

    2). Предлоги не изменяются, к ним нельзя поставить вопрос.

    3). Предлоги служат для связи слов в предложении.

    4). Перед глаголами предлоги не употребляются.

    5). Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.

    6). Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (для глаз)

    6. Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации.

    1 группа. (3 человека, слабоуспевающие учащиеся, работающие только на продуктивном уровне).

    Упражнение 87 стр. 56 учебника.

    • Списать скороговорку, подчеркнуть предлоги. Слайд 15.

    У Семёна с Саней в сетях сом с усами.

    2 группа. (6 человек, учащиеся, работающие на репродуктивно-продуктивном уровне).

    • Объединить пары слов с помощью предлогов. Слайд 16.

    Выходить ….. (дом); идти ….. (лес); заботиться ….. (щенок)

    3 группа. (4 человека, учащиеся, работающие на продуктивном и творческом уровнях).

    • Найти в предложениях ошибки, исправить их, правильно записать предложения в тетрадь. Слайд 17.

    Налесную тропку изкустов вы скочил рябчик. Мяч за бросили всетку ворот.

    (Проверка путем чтения учащимися заданий, одновременно высвечивается на слайде. Учащиеся сигналами показывают, как они справились с заданием.) Слайды 18-20.

    IV. Итог урока.

  • Обобщение знаний о предлоге.
    • Представьте, что ваш товарищ заболел и не был сегодня в школе.
    • Что вы ему расскажите об уроке русского языка?
    • Итак, мы с вами знали части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Сегодня мы выучили еще одну часть речи – предлог. Слайд 21, 24.

      Тест – опрос.

    У вас на столах листы с тестом по теме урока. Выполните его.

    1. Выбери верное утверждение.
    2. А. Предлоги не служат для связи слов в предложении.
      Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.

    3. Перед какой частью речи не бывает предлогов?
    4. А. Перед именем существительным.
      Б. Перед именем прилагательным.
      В. Перед глаголом.

    5. Как пишутся слова:
    6. (с) веселой, (на) улице, (за) клюквой?
      А. Раздельно.
      Б. Слитно.

    7. Укажите номера, в которых допущена ошибка.
    8. А. по танцевал
      Б. за школой
      В. на писать

    9. В каких предложениях есть предлоги?
      А.
    10. У берлоги вырос холмик желтой глины.
      Б. Летят на землю белые хлопья снега.
      В. Потускнела зелень елок.

    Взаимопроверка с образца. Сигналами покажите, кто справился без ошибок? У кого все задания выполнены не верно? Слайд 22.

    V. Домашнее задание.

    Стр. 55 – выучить правило.
  • Раскрасить рисунок и составить по нему рассказ о приключениях котёнка, используя данные предлоги. Слайд 23.

  • Таблица 3

    VI. Рефлексия.

    Сегодня первый день весны. Весной природа просыпается, оживает. С приходом весны появляются первые весенние цветы – подснежники. И мне хотелось бы, чтобы у нас в классе тоже наступила весна. У вас на партах лежат подснежники. Возьмите один из них и прикрепите на нашу поляну. Если вам урок понравился, у вас хорошее настроение – прикрепите цветок, который уже распустился, если что-то не понравилось, что-то не поняли – прикрепите цветок, который распустился наполовину, если урок вам не понравился совсем, у вас плохое настроение – прикрепите цветок, который еще не распустился совсем.

    Таблица 5
    Таблица 4

    Предлог - это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении (беседовать в кабинете , по вечерам , за столом ). Предлоги выражают различные отношения между предметами, действиями и признаками, которые называются этими словами, например пространственные (отправиться на юг ), временны́е (встретиться перед закатом солнца ), причинные (исключить из-за неуспеваемости ), целевые (бороться ради счастья ).

    Предлоги бывают однозначными и многозначными. Так, предлог внутри указывает на место в пределах чего-либо (внутри шара , дома ), около обозначает время (около часа ) и место (около школы ). Многозначные предлоги могут употребляться с несколькими падежами. Так, под употребляется с В.п. и обозначает направление (отправиться под Москву ), состояние (взять под контроль ), время (случиться под вечер ), назначение (ящик под инструменты ). Под употребляется и с Т.п., обозначая пространство (стоять под деревом ) и причину (признаться под тяжестью улик ).

    По структуре предлоги бывают простые, состоящие из одного слова (в, на , с , до ), и составные, состоящие обычно из двух-трех слов (вместе с , независимо от , в качестве , в течение , несмотря на , в связи с , в соответствии с ).

    Предлоги бывают непроизводными и производными. Непроизводными, первообразными являются предлоги, не образованные от знаменательных слов: с, до , для , о и др. Они могут употребляться, как это было показано на примере под , с разными падежами. В эту группу предлогов входят: без (безо ) + Р.п., в (во ) + В.п. и П.п., для + Р.п., до + Р.п., за + В.п. и Т.п., из (изо) + Р.п., к (ко ) + Д.п., кроме + Р.п., меж , между + Р.п. и Т.п., на + В.п. и П.п., над (надо ) + Т.п., о (об) + В.п. и П.п., от (ото ) + Р.п., перед (передо ) + Т.п., по + Д.п., В.п. и П.п., под (подо ) + В.п. и Т.п., при + П.п., про + В.п., ради + Р.п., через + В.п. Сюда же относятся двойные предлоги, образованные от двух простых: из-за и из-под + Р.п.

    Производные предлоги образуются посредством перехода знаменательных слов в служебные. При этом они теряют свое лексическое значение и морфологические признаки, употребляются обычно с одним падежом. Так, предлог вокруг + Р.п. (вокруг сада ) происходит из наречия вокруг (посмотрите вокруг ); путем + Р.п. (образовать слово путем сложения ) - от существительного путь в Т.п. (идти другим путем ). Производные предлоги образуются:

    • 1) от наречий - и употребляются обычно с Р.п. (вблизи кого- , чего- либо , вглубь чего-либо , вдоль чего-либо и т.д. ), реже с Д.п. (вопреки чему-либо , навстречу кому- , чему-либо , согласно чему-либо и т.д. );
    • 2) от существительных - и употребляются обычно с Р.п. (посредством , путем , в роли , в виду , в зависимости от и т.д.), реже с Т.п. (в связи с , по сравнению с и т.д.); 3) от глаголов - и употребляются с разными падежами, что обусловливается управлением этих глаголов (благодаря кому- , чему-либо , несмотря на кого- , что- либо , начиная с кого- , чего-либо и т.д.).

    Предлоги, употребляемые вместе с существительными и местоимениями в определенных падежных формах, образуют их предложно падежные формы. Значение этих форм зависит от значения падежей и предлога, а также от лексического значения имени.

    Предлоги по характеру выражаемых отношений

    Поскольку предлоги выражают не только зависимость одних слов от других в словосочетаниях и предложениях, но и отношение между существительными (местоимениями) и этими словами, укажем на характер выражаемых отношений и приведем соответствующие примеры.

    1. Предлоги, выражающие пространственные отношения, встречаются наиболее часто. К ним относятся: в, на, внутрь , сквозь , через , между , но и др. В табл. 42-44 иллюстрируются их частные значения и основные случаи употребления.

    Таблица 42. Предлог в

    Со значением направления

    (при вопросе куда? + В.п.)

    Со значением нахождения

    (при вопросе где? + П.п.)

    Направление внутрь чего-либо: в стол , в шкаф

    Нахождение внутри чего-либо: в столе , в шкафу

    Направление в сторону континента: в Америку , в Австралию

    Нахождение на континенте: в Америке , в Австралии

    Направление в какую-либо страну: в Российскую Федерацию , в Китайскую Народную Республику , в Соединенные Штаты Америки

    Нахождение в какой-либо стране: в Российской Федерации , в Китайской Народной Республике , в Соединенных Штатах Америки

    Направление в какую-либо область или в какой-либо район (штат, провинцию): в Московскую область , во Всеволжский район , в штат Арканзас

    Нахождение в какой-либо области или в каком-либо районе (штате, провинции): в Московской области , во Всеволжском районе , в штате Арканзас

    Направление в город, деревню, село: в Москву , в столицу , в деревню Старополье , в село Отрадное

    Нахождение в городе, деревне, селе: в Москве , в столице , в деревне Старополье , в селе Отрадном

    Направление в какое-либо учреждение, организацию (вуз, лицей, школу, колледж, театр): в Московский университет , в медицинский лицей , в среднюю школу , в соседний колледж , в класс , в группу , в городской музей , в Организацию Объединенных Наций

    Нахождение в каком-либо учреждении, организации (вузе, лицее, школе, колледже, театре): в Московском университете , в медицинском лицее , в средней школе , в соседнем колледже , в классе , в группе , в городском музее , в Организации Объединенных Наций

    Таблица 43. Предлог на

    Со значением направления

    (при вопросе куда? + В.п.)

    Со значением нахождения

    (при вопросе где? + П.п.)

    Направление на поверхность чего-либо: на стол , на шкаф

    Нахождение на поверхности чего-либо: на столе , на шкафу

    Направление на одну из четырех сторон света: на восток , на юго-запад , а также на родину , ни Кавказ , на Урал

    Нахождение на одной из четырех сторон света: на востоке , на юго-западе , а также на родине , на Кавказе , на Урале

    Направление на предприятие (завод, фабрику): на электростанцию , на шахту , а также на стадион , на почту , на вокзал

    Нахождение па предприятии (заводе, фабрике): на электростанции , на шахте , а также на стадионе , на почте , на вокзале

    Направление на общественное мероприятие (собрание, съезд, заседание, конференцию, конгресс): на профсоюзное собрание , на партийный съезд , на международный конгресс , ни всероссийскую выставку , на производственную практику

    Нахождение на общественном мероприятии (собрании, съезде, заседании, конференции, конгрессе): на профсоюзном собрании , на партийном съезде , на международном конгрессе , на всероссийской выставке , на производственной практике

    Направление на улицу, проспект, площадь: на центральную улицу , на Невский проспект , на Манежную площадь , а также на остановку , на станцию , на первый этаж

    Нахождение на улице, проспекте, площади: на центральной улице , на Невском проспекте , на Манежной площади , а также на остановке , на станции , на первом этаже

    Направление на факультет, отделение, курс: на физико-математический факультет , на филологическое отделение , на первый курс

    Нахождение на факультете, отделении, курсе: на физико-математическом факультете , на филологическом отделении , на первом курсе

    Таблица 44. Предлоги, выражающие пространственные отношения (кроме в , на )

    Предлоги

    Значение предлогов

    Примеры на употребление

    внутрь

    Направление движения в середину, в пределы чего-либо + Р.п.

    внутрь лаборатории , внутрь музея

    сквозь

    Направление движения через внутреннюю часть чего-либо +В.п.

    сквозь что?

    сквозь стекло , сквозь стену , сквозь оболочку

    через

    Направление движения с одной стороны на другую + И.п.

    через что?

    через мост , через площадь

    Направление движения, путь, траектория движения, в частности по поверхности + Д.п.

    по стене , по полу , по городу

    внутри

    Место в пределах чего-либо, в середине + Р.п.

    внутри кабинета , внутри театра

    Место за пределами чего-либо, снаружи + Р.п.

    вне кабинета , вне Земли

    Направление движения в сторону кого-, чего-либо + Д.п.

    к вокзалу , к окну , к руководителю

    Предел, граница действия + Р.п.

    Исходная точка движения, действия + Р.п.

    отбежать от дома , уйти от бабушки

    Направление действия, движения откуда-либо + Р.п.; употребляется с теми же группами слов, что и предлог в (см. табл. 42)

    из стола , из Америки , из Российской Федерации , из области , из города , из университета

    Направление действия откуда- либо + Р.п.; употребляется с теми же группами слов, что и предлог на (см. табл. 43)

    со стола , с востока , с предприятия , с собрания , с улицы , с факультета , с высоты

    Направление или нахождение ниже кого-, чего-либо + соответственно В.п. и Т.п.; с Т.п. может означать также близость от чего- нибудь

    положить под стол , лежать под столом , под Псковом , т.е. недалеко от Пскова

    Нахождение выше, поверх кого-, чего-либо + Т.п.

    самолет над городом , лампа над столом

    перед

    Нахождение на некотором расстоянии от лицевой стороны чего-либо, напротив чего-либо

    перед кем (чем?)

    перед бойцами , перед зданием

    Нахождение по ту сторону, позади кого-, чего-либо или вокруг чего-либо + Т.п.; направление по ту сторону чего-либо + В.п.

    сад был за домом , все сидели за столом , выезжать за пределы страны

    Предлоги могут передавать очень тонкие пространственные оттенки, например: - Здорово живете! Теперь ваша хата на краю , да не с краю ! - смеется входящая в калитку тетка Арина [почтальон] и трясет свежим журналом (В. Федоров). Здесь обыгрывается субстантивно-предложное сочетание с краю , ассоциирующееся с поговоркой моя хата с краю , т.е. в стороне от общих дел, и субстантивно-предложное сочетание на краю (деревни) в его прямом значении.

    • 2. Временные отношения выражаются большим количеством предлогов. В табл. 45 иллюстрируется значение и употребление самых распространенных из них.
    • 3. Условно-временные отношения, т.е. условие с временным оттенком; выражаются предлогом при + П.п. (При проведении конкурса должна быть проявлена максимальная объективность со стороны комиссии ).
    • 4. Причинные отношения выражаются при помощи предлогов от , из-за , благодаря , из , до , со , вследствие , в результате , в связи , а также предложных сочетаний под действием (под воздействием ), под влиянием.

    Таблица 45. Предлоги, выражающие временные отношения

    Предлоги

    Значение предлогов

    Примеры на употребление

    в , во

    Указывает на день недели + В.п.; Указывает на месяц + П.п.; Указываем на год + П.п.; Указывает на час + В.п.

    Митинг состоялся в среду (в четверг, в воскресенье ); Сильные дожди шли в июне (в августе, в сентябре ); А. С. Пушкин родился в тысяча семьсот девяносто девятом году; Кто-то позвонил ко мне в час ночи (в два часа, в пять часов )

    в период , во время , в век

    Обозначает период, в пределах которого совершается действие + Р.п.

    В период революционных преобразований в обществе меняется многое; Во время дебатов произошел неприятный инцидент; В век научно-технического прогресса обострились проблемы экологии

    в течение (в продолжение ), в процессе , в ходе

    Обозначают период, на протяжении которого совершается действие + Р.п.

    В течение суток погода изменялась несколько раз; В процессе (в ходе) избирательной кампании кандидаты в депутаты выступали со своими программами

    Указывает на отрезок времени, в течение которого завершается выполнение действия + В.п.

    За год ребенок сильно вырос; Весенняя грязь за ночь покрылась тонким слоем льда (Д. Мамин-Сибиряк)

    Указывает на срок, в течение которого совершается действие или сохраняется его результат + В.п.

    Совет Федерации первого созыва избирался сроком на два года

    Указывает на начальное время действия + Р.п.

    Каждый русский человек знал его стихи со школьной скамьи (Н. Тихонов)

    Указывает на конечное время действия + Р.п.

    Мне иногда хочется жить до 120 лет (К. Паустовский)

    Указывает на срок, к наступлению которого совершается действие + Д.п.

    Приходите к девяти часам; К вечеру стало холодно

    через

    Обозначает время, по окончании которого совершается действие + В.п.

    Через несколько минут послышались шаги , и Анна Михайловна вошла в комнату (В. Короленко)

    после

    Указывает на что-либо, завершающееся действием + Р.п.

    После театра мы решили погулять по городу; Увидимся после отпуска ; Встреча после разлуки

    перед

    Обозначает некоторое время до чего-либо + Т.п.

    Перед экзаменом преподаватель провел консультацию; Прогулка перед сном

    накануне

    Обозначает день, предшествующий чему-либо + Р.п.

    Накануне праздника я получил телеграмму от друга; Страна накануне новых выборов

    Предлоги из + Р.п. и по + Д.п. различаются тем, что из употребляется при указании на причину, которая поддается контролю, а по - при его отсутствии (сделал из неосторожности - по неосторожности ). Предлог из + Р.п. и от + Р.п. различаются чаще всего тем, что из используется при глаголах, обозначающих статическое состояние (молчал из страха ), а от - при глаголах, обозначающих изменение состояния действующего лица (побежал от страху ).

    Различие предлогов благодаря + Д.п. и из-за + Р.п. состоит в том, что благодаря употребляется для обозначения причины, положительно влияющей на что-либо (Благодаря выступлению директора резолюция была принята на собрании ), а из-за - для указания причины, отрицательно влияющей на что-либо (Из-за выступления директора резолюция не была принята на собрании ).

    Различие предлогов по и из-за заключается в том, что предлог по указывает на причину, которая связана с поведением, действием кого-либо, а предлог из-за - на причину, не связанную с этим (по приговору суда; из-за отсутствия сырья ).

    После глаголов, обозначающих отношение к кому-, чему-либо (типа любить , уважать , ненавидеть , сердиться , благодарить , критиковать ), для указания причины того или иного отношения употребляются конструкции с предлогом за (Люди уважали его за объективность . -Люди уважали его за то , что он был объективен ).

    Предлоги вследствие , в результате , в связи с , а также предложные сочетания под действием (воздействием ), под влиянием носят книжный характер. Все они, кроме предлога в связи с , требуют после себя Р.п.

    После предлога в связи с употребляется Т.п. (Вследствие сильной засухи урожай в этом году был ниже обычного; В результате принятых мер последствия засухи были минимальными; Под действием тепла металл стал плавиться; Под влиянием прочитанного юноша все чаще задумывался над смыслом жизни; В связи с приездом иностранной делегации на улицах города были вывешены флаги ).

    5. Целевые отношения выражаются предлогами для , за , в целях , с целью и др. В обычной речи употребляется предлог для + Р.п. (Каждый имеет право на объединение для защиты своих интересов ).

    В разговорной речи может употребляться предлог за (Сходи в магазин захлебом ), который сочетается только с глаголами движения (ходить , сбегать и т.д.).

    Для книжной речи характерны предлоги в целях и с целью. Они различаются тем, что первый сочетается только с отглагольными существительными (в целях изучения , проверки , ликвидации ), а второй - и с отглагольными существительными (с целью изучения , проверки , ликвидации ), и с инфинитивом (с целью изучить , проверить , ликвидировать ).

    • 6. Отношения совместимости выражаются предлогами с , вместе с + Т.п. (Поравнявшись с первыми избушками , он круто своротил к огородам. Д. Григорович; Запах травы и влажных камней проникал в комнату вместе с голосами птиц. К. Паустовский ).
    • 7. Объектные отношения выражаются многими предлогами, например: предлогами о + П.п., относительно + Р.п., про + В.п., которые указывают на объект речи и мысли, причем первый имеет нейтральный характер, второй - книжный, третий - разговорный (Дискуссия шла о дальнейших путях развития экономики - (относительно дальнейших путей развития экономики ); Молодые артисты поют обычно про любовь ); предлогом на + В.п. (на что? ) или П.п. (на чем? ) при указании на транспорт как способ передвижения (На трамвае можно проехать в любую часть города ). Однако, если имеется в виду указание не на вид транспорта, а только на направление внутрь чего-либо и место действия чего-либо, употребляется по общему правилу предлог в + В.п. (во что? ) и П.п. (в чем? ) (В трамвае было тесно и душно ).

    Примеры употребления других предлогов, выражающих объектные отношения: Жениховой родне , согласно уговору , поднесли по три рюмки водки (М. Шолохов); Командование Южного фронта разработало , в соответствии с указанием главкома , план контрнаступления (К. Федин); Разбить зеркало - к беде (К. Симонов); Алексей мысленно уже наметил себе противника и , не теряя из виду остальных , несся на него (Б. Полевой).

    • 8. Отношения сравнения выражаются предлогами в + В.п., с + Р.п., наподобие + Р.п. (Сын весь в отца , ростом с него , фигура наподобие чучела ).
    • 9. Отношение орудия к действию обозначается предлогами на + П.п., при помощи помощью ) + Р.п., путем + Р.п. (играть на гитаре , открыть при помощи (с помощью ) ключа , решить вопрос путем голосования . Ср.: беспредложные конструкции открыть ключом , решить голосованием ).
    • 10.Отношение источника информации к действию обозначается предлогами от , у + Р.п. одушевленных существительных (О переносе зачета студенты узнали от преподавателя ; Спросите расписание у лаборанта ). При этом предлог от употребляется при пассивном отношении действующего лица к источнику информации, а предлогу - при активном. Отношение источника информации к действию может обозначаться также предлогом из + Р.п. неодушевленных существительных (Эту новость сотрудники узнали из беседы сначальником. Ср.: у начальника , от начальника ).
    • 11. Определительные отношения обозначаются предлогами в -I- В.п., по + Д.п. (сосуд объемом в два кубических дециметра - в профессиональной речи в этом случае употребительна беспредложная конструкция, имеющая разговорный характер: объемом два кубических дециметра ; опыт по разведению ранних овощей - эта предложная конструкция свойственна официально-деловому стилю в отличие от беспредложной конструкции опыт разведения , которая является нейтральной).
    • 12. Отношения уступки обозначаются предлогами вопреки +Д.п. , несмотря на + В.п. (Вопреки прогнозу в выходной день дождя не было; Несмотря на усталость путники продолжали идти без отдыха ).

    Морфологический разбор предлога

    План разбора: 1. Часть речи. Общее значение. 2. Морфологические признаки: простой или составной; производный или непроизводный.

    Образец разбора. Соревнования проходили на стадионе и в бассейне.

    Устный разбор. На и в - предлоги. 1. Служат для связи главного слова проходили с зависимыми существительными стадионе и бассейне в П.п. 2. Имеют морфологические признаки - простые, непроизводные, неизменяемые слова.

    Письменный разбор. На и в - предлоги. 1. Проходили на стадионе и в бассейне (П.п.). 2. Морф, призн.: прост., непроизв., неизм.

    Предлог «за» является словом. Все части речи в русском языке делятся на две группы: служебные части речи и самостоятельные части речи.Предлог «за» не является словом. Все части речи в русском языке делятся на две группы: служебные и самостоятельные.

    Служебные части речи

    Служебные части речи – это служебные слова, которые не имеют синтаксической самостоятельности. То есть, предложение, состоящее из них, не несёт никакой смысловой нагрузки. Существует несколько служебных частей речи.

    • Предлоги. Употребляются для выражений грамматической зависимости в словосочетании. Примеры предлогов: в, с, к, из-за, из-под, в следствии, несмотря на и так далее.
    • Союзы. С помощью них соединяются простые предложения в составе сложных. Они бывают двух видов: подчинительные и сочинительные.Подчинительные союзы связывают два простых предложения в составе СПП. В таком случае от одного предложения можно поставить вопрос к другому, и у нас появляется зависимое и главное предложение. Примеры: когда, чтобы, как, что, потому что и так далее. Сочинительные союзы связывают два простых предложения в составе ССП. Таким образом, у нас получается два равноправных предложения, в которых нельзя поставить вопрос от одного к другому. Примеры: и, да (=и), но, зато (=но), или и так далее.
    • Частицы. Вносит различные смысловые оттенки, а так же помогает в создания новых форм слов. Примеры: далеко не, бы, совсем не, даже, же и так далее.

      Самостоятельные части речи

    Самостоятельные части речи – это слова, которые обозначают предмет, их признаки и их действия. Они делятся на:

    • Существительные. Обозначают предмет. Отвечают на вопрос (Кто? Что?). Примеры: мяч, яблоко, пастила, жюри.
    • Прилагательные. Обозначают признак предмета. Бывают полными и краткими. Полные имена прилагательные отвечают на вопросы (Какой?). Краткие имена прилагательные отвечают на вопросы (Каков?). Примеры: короток, мягкий, глубока.
    • Глаголы. Обозначают действие предмета. Бывают совершёнными, которые отвечают на вопросы (Что сделал?), и несовершёнными, которые отвечают на вопросы (Что делал?). Примеры: сумел, выиграл.
    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
    Каково значение кровеносной системы
    Разделка говядины: что выбрать и как готовить?