Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Поворот головы человека для начинающих. Рисуем голову человека

БАЗОВЫЕ ФОРМЫ

Чтобы нарисовать голову под каким-то углом, сначала вы должны понять ее базовую структуру. Взгляните на все очевидные детали и нарисуйте основные формы. Можно упростить детали лица так, чтобы потом можно было их легко развить и доработать. Но мы игнорируем эти мелочи и подготавливаем самую простую основу головы. Я использую метод Эндрю Лумиса (Andrew Loomis), описанный в его книге “Drawing the Head & Hands.

Голова образуется из двух фигур: сферы – черепной коробки, и многоугольного блока, имитирующего челюсть и скулы.

ЧЕРЕП В ФОРМЕ СФЕРЫ

Голова с обеих сторон плоская, поэтому можно смело отрезать боковые части сферы. В профиль это будет идеальный круг, но под любым другим углом форма будет овальная, потому что меняется перспектива. Разделите этот овал на четыре равные части. Вертикальная линия является началом линии челюсти. Горизонтальная линия проходит по линии бровей. Верхняя и нижняя границы овала помогут вам найти линию роста волос и нижнюю часть носа.

ЧЕЛЮСТЬ И СКУЛЫ В ФОРМЕ БЛОКА

Прикрепляем форму челюсти. Верхняя часть будет начинаться с линии бровей, а задняя часть будет отходить от центра овала. На рисунке вы видите трехмерное изображение основы головы с передней и боковой плоскостями (нижняя часть видна под некоторыми углами).

НАКЛОНЫ ГОЛОВЫ ПОД УГЛОМ

ШАГ 1 – УСТАНАВЛИВАЕМ УГОЛ НАКЛОНА

Угол наклона устанавливается на самом первом этапе с шаром. Чертим три оси:

Ось X – наклоны головы вверх и вниз определяются по углу наклона горизонтальной и вертикальной линии овала. При сильном наклоне или поднятии голова будет находиться в ракурсном сокращении из-за перспективы.

Ось Y – поворот головы (влево или вправо) передается путем изменения ширины овала. Когда голова повернута больше лицом к вам, вы видите больше передней части и меньше боковой, таким образом, овал, который находится сбоку лица, будет сужаться. Так же, когда голова от вас отворачивается, вы видите в основном боковую часть, и овал становится намного шире.

Ось Z – наклоны головы в сторону определяются по углу наклона центральной линии, углу овала и его положению на сфере.

ШАГ 2 – НАХОДИМ ТРЕТИ

После выбора угла наклона шара, разделите лицо на трети. Расстояние от линии роста волос до линии бровей должна равняться расстоянию между линией бровей и нижней частью носа. Добавляем такой же отрезок, и получаем линию подбородка. Обратите внимание, что линия роста волос и нижняя граница носа проходят параллельно верхней и нижней точке овала, если обвести ее вокруг головы. Представьте голову в виде коробки. Трети должны проходить как по боковой, так и по передней плоскости.

ШАГ 3 – ДОБАВЛЯЕМ ЧЕЛЮСТЬ

Распространенной ошибкой в этом месте является слишком длинная челюсть по отношению к шару. Убедитесь, что вы правильно отметили все трети. Обратите внимание, как форма челюсти меняется в зависимости от угла наклона.

ШАГ 4 – ДОБАВЛЯЕМ ДЕТАЛИ ЛИЦА

Когда основа заложена правильно, дорисовать детали лица на нужных местах становится намного легче. Про каждую деталь лица (глаза, нос, губы, уши) я расскажу в следующих уроках, не пропустите!

Практикуйтесь в рисовании голов под совершенно разными углами. Возьмите свой альбом и зарисуйте его маленькими головами. Не используйте для этого фото-образцы, тогда вы с легкостью сможете обнаружить свои слабые места.

Обычно в книгах, и я говорю о хороших книгах по рисунку, материалом в которых можно действительно руководствоваться при изучении рисунка головы, обучение- как научиться рисовать голову человека, портрет- начинается с того, что сначала книга вас знакомит с самим строением головы- кости, мышцы и так далее. Как бы считается, (я говорю о книгах), что только изучив все названия мышц, их функции, строение, можно приступать собственно к рисованию самой головы. Но как понимать ход работы, пошаговость обучения? Попробуйте сами для начала выучить терминологию и принадлежность всех мышц- вы и до середины списка не выдержите, или будете себя "тупо" заставлять. Все потому, что наряду с книжкой обязательно нужно присутствие учителя, который будет координировать каждое ваше действие, пошаговость. Это- секрет учителя. Никому и в голову не придет рассказать вам в книге как научиться рисовать самостоятельно , так как это довольно трудно, да и придется ломать саму систему образования в этой области.

Мне бы хотелось помочь вам понять рисунок головы человека так, что бы вы могли сами координировать свои дальнейшие действия, понимать возникающие свои ошибки, понимать наработанные достоинства и избирать самим дальнейший ход действий. Мне хочется, чтобы вы становились как можно более самостоятельными как в обучении, так и в рисовании как таковом. Тогда любую книгу вы сможете анализировать сами, избирать то, что вам на данном этапе нужно, и даже видеть в ней ошибки. Поверьте, я совсем не супер-пупер рисовальщик, так как постоянно не практикую. Но мне порой заметны ошибки даже в хороших книгах по рисунку, так как я отлично понимаю саму суть процесса.

Это ладно, книг много, и хорошие есть, и вынести из них можно много положительного. Но все же, как научиться рисовать голову человека- самостоятельно? Или начать учиться? Как понять- что за чем делать, как понять сам ход работы: когда одно действие провоцирует другое и запутаться и отступить с пути трудно? Ставим перед собой задачу: нам нужно разработать ход действий, по которым можно в первую очередь- понять ход работы над рисунком головы, второе- рисовать, третье- в последствии уже самостоятельно воспроизводить весь процесс рисования, прекрасно понимая его и зная, что для этого нужно использовать. Попробуем? Ну так мы уже начали. Предисловие закончилось.

Итак, раз вы здесь, то скорее всего вы учитесь дома, самостоятельно. В нашем арсенале наверное далеко не у всех есть пособия- череп человеческий, гипсовая голова Давида или бюст Лаокоона или подобные, гипсовые элементы головы... особенно, когда вы живете в отдаленных уголках России и к ближайшему районному центру на их поиски нужно проехать 200км....но учиться хочется и как- то надо. Как всегда, будем выходить из этого положения сами.

Мы будем использовать тот же путь, которым шли раньше. С чего мы начинали? Мы начинали с основного но простого для понимания и продолжали до сложного, но после пройденного уже не такого непонятного, так как выстраивали логически понятные шаги. Так поступим и здесь. Никто сейчас не будет вам сразу рассказывать о пластанатомии головы человека. Ее вы будете изучать в институтах, если вам нужно будет. Для этого есть там данная одноименная дисциплина- пластанатомия человека. Ну или продолжать обучение самому- это труднее, но также вполне возможно.

Сейчас нужно будет нарисовать голову человека. Можно рисовать с натуры- лучше всего. Посадите перед собой свою бабушку, деда- кто может уделить вам время, посадите друга. Хорошо, если учитесь вместе и есть возможность рисовать натуру поочередно. Если и этого нет- используйте картинку, фотографию, кудаж деваться, но по возможности хорошего качества. Может у вас есть неплохая репродукция. Но помните: фотографии и репродукции это ваш враг, а с врагом нужно вести себя очень осторожно. Их нужно использовать только на самый крайний случай.

Нашли натуру, посадили? Нашли соответствующую картинку- крепим на мольберте вверху слева. Крепим к мольберту листок А2 из обоев и берем уголь.

Теперь рисуем голову человека- конструктивные наброски, как получится, о чистоте не беспокоимся. Начинаем...

1. Компонуйте голову человека (не забывайте о шее и можно с плечами) в плоскости листа- для поиска основных пропорциональных соотношений высоты и ширины используем глазомер и проверяем себя.

2. Находим основные объемы головы, шеи, плечевого пояса. Глазомер работает в полную силу, проверяйте свои действия несколько раз.

3. Теперь вспоминаем предыдущие уроки. Вспоминайте, как мы рисовали с вами кубик, потом геометрические фигуры, как делали упражнения для развития логического мышления. Теперь смотрите: перед нами не страшнющий человек, вернее его голова. Перед нами- форма, объем и не более того. Он не кусается (шучу). На этом этапе голова человека для нас это невоодушевленный предмет.

Сейчас постарайтесь понаблюдать за этим объемом и перенести весь этот объем в плоскость листа. Как получится, просто давайте посмотрим, что мы сможем сейчас сделать. Только начинайте не с деталей, а с основных объемов и плоскостей. Достаточно основных, не дробите форму, не вырисовывайте глазики и реснички, их сейчас нет. Можете сразу предупредить свою натуру, что, скорее всего, она не увидит того, что от вас ожидает и не воскликнет- "Ой, как похоже!"- этого не будет.

Не забывайте о трехмерном изображении формы. Вы не рисуете плоскую картинку, прочувствуйте как объем, например- шар затылочной части головы "заворачивается" в пространство. Прочувствуйте конструкцию формы лицевой части, в этом помогут видимые выступающие части скелета. А невидимые можно попытаться проанализировать самостоятельно. Попытайтесь. Мне нужно знать (и вам в первую очередь нужно понять самим), как вы можете видеть конструкцию этого объема.

Если вы поленитесь работать со мной, возможно в последствии вам трудно будет уловить некие тонкости, о которых я буду рассказывать дальше. Вы должны четко понимать весь рабочий процесс. Что мы делаем, как и почему. Такчто, берите карандашики и попробуйте нарисовать сейчас голову человека, говорить будем потом. Я подожду.

Итак, что дала нам эта совместная работа? Главное: мы понимаем, что, чтобы нарисовать голову человека, ее объем, нужно в первую очередь "цепляться" за что-то, понять- с чего начинать, браться рисовать форму, по чему "ловить" объем, как его строить. Цепляться есть за что. Во-первых, это могут быть некие точки, которые видны при осмотре сразу, их наличие дают понять сильно выпирающие области на объеме головы, как большие так и меньше. На рисунке вы можете видеть, как я нахожу общий объем головы, как нахожу эти основные точки- они выделены сильнее всего. Второе- нахожу основные плоскости, которые образуются изломами формы. Видно, как я пытаюсь найти пропорциональные соотношения при помощи воображаемых трех точек- можно увидеть, как они образуют углы.


Смысл: в процессе работы можно понять, что самые "улавливаемые" нами точки и плоскости, изломы, находятся не случайно. Это конструктивные моменты головы человека. Это ее структура, образующая характерный объем как самой головы, так и пропорции каждого человека в отдельности.

Сейчас нам на глаза наиболее всего попадаются во внимание проще сказать- скулы, или скуловые точки, дальше- нос, который из основных своих плоскостей образует пирамиду (в основе носа есть пирамида или еще называют призмой), плоскость лба, выпирающий объем подбородка, шары глаз, расположенные в глазницах. Да и саму высоту головы мы нашли по ее характерным точкам- самой высокой точке на черепе и выпирающей точке на подбородке.

Ну а под конец нашей работы можно еще обозначить свет и тень. Вот так как видите, общими основными плоскостями. Для этого не нужно смотреть "влоб" натуре, прищурьте глаза и основные свет и тень вам будет хорошо видно. Замечу только, что и голову человека так- же можно вписать в куб, отсюда и тень найти будет не проблема- как общего объема головы, так и носа и глазниц в частности.

На данном этапе работы еще могу добавить, что вы начали изучать, "прощупывать" пропорциональные соотношения частей скелета головы человека. Главное вы поняли, надеюсь, что голова человека это такой же объем, где существуют плоскости и грани, так называемые конструктивные точки, светотень, высота, глубина и ширина. А при наличии всего этого можно успешно рисовать голову человека, как и все то, что мы рисовали до этого. Также вы поняли, что даже голову можно вписать в куб, о чем свидетельствует распределение света и тени. А значит и здесь то, что к нам ближе будет активнее, то, что дальше- будет уходить в воздух. Тоесть, будем знать, как распределяется свет по форме.

Все, на данном этапе мы свою задачу выполнили, если вам трудновато понять то, что мы сейчас делали- проработайте еще раз.

Как нарисовать голову человека

Продолжаем... Из предыдущей работы мы поняли, что существуют некие конструктивные точки, которые образуют форму головы человека. В рисовании головы они очень важны. Именно по ним находятся пропорциональные соотношения всех плоскостей объема головы, по ним строится объем головы. Сейчас мы с вами их разберем детально и добавим еще кое- что. Пока читаем и улавливаем суть.


Здесь показаны основные конструктивные точки черепа человека. Давайте разбирать:

1. Самое первое, что попадает в поле зрения рисующего, это, конечно, глазницы и глазничные впадины.

2. За ними идут скуловые точки,

3. и лобные бугры.

4. Точка подбородка,

5. точка (угол) нижней челюсти.

7. Уделим внимание височной точке. Височные кости, (в книгах) считаются не самые выпуклые по ширине на черепе, "книги" считают самыми выпуклыми по ширине- теменные бугры. Но книги не говорят, что теменные бугры редко "используются" в рисунке. Понаблюдайте за людьми, за строением их черепа, порисуйте хотя- бы наброски и вы поймете это. Вы еще поймете то, что есть точки более значимые для рисования- височные точки, которые, кстати, очень часто расположены шире теменных. Именно эта система обучения настаивает на введение в арсенал для построения головы человека- височные точки. Как они образуются будем говорить дальше.

8. А самые выпуклые по ширине кости- на затылочной части черепа- мозговой коробке- теменные бугры, они и образуют еще одни характерные точки, используются в зависимости от характера поворота головы в пространстве.

Пока этих точек достаточно, нужно проработать и по- возможности запомнить. Дальше обратите внимание на разноцветные линии, которые рассекают голову человека. Эти оси разделяют, схематически делят голову человека на определенные части.


Смотрим на следующий рисунок. Здесь сохранены все конструктивные точки, которые мы только что рассматривали, можете сравнить, этот рисунок уже не обделен "мышечной массой", такие рисунки- схемы нам вполне пригодны и не мешают усваивать информацию. Красоту будем наводить потом.

Итак, продолжим разговор о осях, разделяющих голову человека на определенные части. Смотрим и сравниваем рисунки.

1. Красным цветом показано ось симметрии, которая разделяет голову на две равные половины.

2. Линия надбровных дуг показана синим- она проходит по линии надбровных дуг и нижней части затылка. Делит голову на верхнюю черепную часть и нижнюю лицевую.

3. Линия делящая голову на лицевую часть и затылочную показана зеленым цветом. Она проходит через самую высокую точку на черепе и ушные отверстия.

4. Желтая линия- линия трехчетвертного поворота, очень важная линия, по которой вы можете безошибочно определить поворот головы. Она проходит в первую очередь через скуловую точку и височную точку. Повторяю, по этой линии мы будем определять поворот головы.

5. Не надо забывать о цилиндре шеи, на котором "восседает" человеческая голова.

6. Есть еще одна ось, определяющая нижнюю часть пирамиды носа и проходит она, естественно, через нижнюю линию носа и по нижним точкам ушей. Показана она бирюзовым.

Все схемы, которые вы увидели, можно пока просто просмотреть. Это для визуального усвоения понимания конструкции головы. А ниже я даю несколько упрощенную "версию" происходящего. Начинать учиться рисовать голову и изучать присутствие конструктивных точек, осей и основных плоскостей и пропорции головы лучше с рисования болванок. Вот как раз теперь и переходим к нашим болванкам.


Смотрите: я рисую болванки сразу в трех положениях- спереди, сбоку и трехчетвертной поворот и обозначаю конструктивные точки и оси.

Для прощего понимания можно начать с болванок в виде прямоугольника. Голову можно вписать в квадрат, но это делается просто для лучшего понимания распределения светотени. На самом деле голова вписывается в прямоугольник. Но сути дела это не меняет. А вот в болванках овальной формы четко просматривается уже структура, похожая на структуру головы- в черепную часть очень хорошо вписать шар или овал. Более приближено к натуральной форме.

Здесь показаны основные конструктивные точки в каждом из поворотов головы. Показаны основные оси, которые делят голову на части. Также уже смотря на эти схемы можно заметить, что существуют четкие пропорциональные соотношения частей головы. Добавлю больше: четко просматривается строение. Например: высота между надбровной дугой и линией, определяющей нижнюю часть пирамиды носа равна высоте уха, ухо обычно и располагается в этих пределах. Еще: на одной линии располагается рот и угол нижней челюсти. Понимая это можно осознанно рисовать голову, заранее зная ее конструктивные особенности, то- есть, если вы намечаете рот, то проверить его месторасположение можно проведя дугу по его уголкам и точке нижней челюсти. Выше- ниже линию рта вы уже воздержитесь намечать. Конечно, люди бывают разные, как и формы их ртов, но это- основы. Далеко от них вы все равно не уйдете.

Кстати, можно в свою работу вносить элементы перспективы. На рисунке показано как ее добиться. Та часть головы, которая расположена к нам ближе всего, будет иметь оригинальные размеры. Все, что будет уходить в пространство, будет немного (не переусердствуйте) искажаться в размерах в меньшую сторону.

Самое время закрепить материал, осталось порисовать наброски головы человека в виде болванок, рисуем пока по представлению, натура вас может отвлекать и пугать (опять шучу=)) деталями. Кто посильнее, я конечно не против- рисуйте с натуры и сразу сравнивайте рисунок болванки с живой головой. Но все- же советую пока работать без натуры, по представлению. Сейчас нам надо поискать эти самые конструктивные точки и оси. Теоретическая часть закончилась, теперь рисуем вместе со мной.

Болванка может стать для нас неким инструментом, прототипом, шаблоном, матрицей в рисовании головы человека. Изучая голову человека можно понять ключевые моменты в построении и рисовании ее на основе этой простой формы- болванки. Притом, очень просто понять перспективные соотношения частей головы на ее основе. И, наконец, понять сам ход работы в построении объема головы. Смотрите:


1. Допустим, вы рисуете голову человека. Вы уже наметили композицию в листе, нашли основные объемы, нашли место для самой головы.

2. Теперь вам нужно найти сам объем головы, найти пропорциональные соотношения высоты и ширины, сам характер головы- круглая голова, овал или грушевидная (допустим). Используем принцип рисования болванки. Ее форма будет зависеть от характера объема головы человека. Вот, основа для головы, болванка у нас намечена.

3. Следующий шаг- есть огромное желание показать вертикальную ось, которая делит голову человека на две симметричные части- левую и правую. Определяется эта ось очень просто, зацепиться за нее можно по расположению носа. Эта ось, разделив голову на две части, даст нам две конструктивные точки- высокую точку черепа и самую нижнюю точку на голове человека- точку подбородка.
Ага, зацепка у нас есть, процесс выстраивания объема нашей головы запущен, ведем его дальше.


4. Мы начали находить поворот головы, сейчас определимся с этим окончательно. Для этого нужно наметить так называемую линию трехчетвертного поворота, которая и определяет поворот головы в пространстве.

Эта линия находится очень просто, достаточно остановиться на скуловой кости, конструктивной скуловой точке. Намечаем точку скулы и проводим линию.

В процессе этой работы наш глазомер улавливает пропорциональные соотношения основной лицевой части и всего остального объема головы.

Скуловую точку можете только слегка наметить, так как точное ее месторасположение еще будет определено окончательно далее, этот этап при поиске скул подготовительный. Достаточно сейчас просто наметить поворот головы и предварительное место точки скулы (точек скул). Итак, у нас есть общий объем головы, ось, делящая голову на симметричные части, точка подбородка, высокая точка черепа, линия трехчетвертного поворота, намечены скуловые точки. Работаем дальше.

5. Сейчас находим линию надбровных дуг.
Наш глазомер должен определить эту линию, вернее- нужно заметить, сколько объема будет занимать черепная часть головы, располагающаяся выше относительно надбровных дуг (линии бровей), и сколько лицевой части головы, располагающейся ниже линии надбровных дуг.

Немного усилий уделяем наблюдательной перспективе и линия надбровных дуг найдена. Смотрите:


Дальнейший ход:
6. определяем линию, котрая определяет нижнюю часть пирамиды носа. Найти ее не составляет труда, достаточно глянуть на нос натуры, а проверить себя можно следующими знаниями:

линия надбровных дуг и линия, определяющая нижнюю часть пирамиды носа разделяют нашу голову на равные части (в идеале), берем за основу это, сопоставляем с особенностями строения головы нашей натуры, возможно могут быть какие- либо отклонения (возможно мозговая часть у натуры большая или подбородок слишком массивный, или наоборот маленький), и обозначаем эту линию.


7. А теперь нужно наметить линию, которая будет разделять нашу голову на две части: лицевую часть и затылочную. Эта конструктивная линия проходит через ушные отверстия, а также через самую высокую точку на черепе.

8. А когда вы ее проведете, автоматически найдется височная точка на пересечении этой найденной линии и линии трехчетвертного поворота.

Линии проводятся по форме головы, если в вашем рисунке этого не чувствуется пока, то корректируйте свои действия глазомером. Или анализируйте- если линия, делящая голову на затылочную и лицевую часть, при пересечении с линией трехчетвертного поворота дает височную точку, то это равнозначно тому, что височная точка будет находиться на пересечении этих линий.

Глазомер определяет это выпуклое место на черепе человека, находится височная точка- это является основанием того, что через нее идут две линии, о которых мы сейчас говорим. Так можно свои действия проверять и в нужный момент корректировать пропорциональные соотношения.


В нашем рисунке уже намечено, найдено очень много конструктивных моментов, позволяющих сделать следующее:

9. Во- первых, наметить нос- место для него уже уготовлено, найдено.

10. Наметить ухо.

Место для него найдено благодаря предшествующим действиям автоматически. Линия, разделяющая лицевую и затылочную часть проходит через ушные отверстия, а высота уха (в идеале) равна той величине, которая образовалась у нас после того, как были намечены линия надбровных дуг и линия, показывающая нижнюю часть пирамиды носа. То- есть, расстояние между ними будет равно высоте уха.

Конечно, как и в предыдущем случае, себя можно проверять и в случае ошибок- исправлять их. Достаточно только напрячь свою наблюдательную перспективу. Но теперь вы можете сами видеть свои ошибки, можете сами анализировать то, что рисуете, каждый свой шаг. Рассеивайте почаще свое зрение, смотрите почаще на общий объем головы, основные пропорциональные соотношения. А детали никуда не убегут, они всегда будут иметь свое место внутри основного.


Находим остальные основные пропорциональные соотношения. Смотрим на рисунок:

11. находим скуловые точки- теперь их расположение найти проще простого, когда они зажаты в рамки.

12. И находим угол нижней челюсти: эта точка будет находиться на пересечении линии делящей голову на лицевую и затылочную часть и линии, которая образуется при нахождении рта.

13. Я думаю рот вы быстро найдете.

Смотрим на рисунок второй. Что нам осталось сделать?

14. Найти место для глаз- раз,

15. найти надбровные бугры, выступающие точки на бровях (по простому)- два, и

16. найти лобные бугры, месторасположение которых проверяется визуально, располагаются лобные бугры на одной горизонтальной линии и найти их просто, достаточно от надбровных бугров провести линии вверх к самым выпуклым точкам лба. Добавлю: так как мозговая часть- черепная часть головы человека имеет форму шара, то и конструктивнее ее понимать проще именно так. Нам нужно привязать лобные бугры к форме головы. Для этого связываем точки лобных бугров с высокой точкой на черепе и с височной (височными). Так лучше понимается откуда появляется объем, какой он имеет характер и все в нашей форме связано между собой. Вот такая конструкция у нас получается.

К этому, если, конечно, поворот головы позволяет видеть, определяем теменной бугор- самую выпуклую часть по ширине на затылочной части головы.


Вот так, на основе рисования простейшей формы- болванок можно находить конструкцию головы и воспроизводить все это на бумаге. Но в этом случае вы можете отлично понимать весь процесс и в случае неудач самостоятельно корректировать его.

Да и светотень распределяется и вылепливается форма головы штрихом гораздо охотнее, когда четко понимаешь ту форму, на которую собственно и собираешься "ложить" штрих.

Повращайте болванки, основываясь при рисовании конструктивными особенностями, которые мы рассмотрели. Слева вы можете видеть рабочий рисунок. Можно начинать вращать болванки так. Пока порисуйте так, как запомнили материал. Сколько запомнили конструктивных точек, те и используйте. Попробуйте просто повращать их в пространстве.

Когда рука немного привыкнет к этой форме, когда вы усвоите то, что запомнили сразу, то сравните с рисунками болванки, которые мы сделали выше. Возможно все конструктивные моменты не учтены. Потом "повращайте" болванку с учетом всех конструктивных моментов, дабы усвоить весь материал. Предполагаю, что лучше всего вы можете пока рисовать болванки в тех положениях- фас, профиль, трехчетвертной, с небольшими отклонениями в наклонах головы. Ну и хорошо, для начала и это не плохо.


Не забывайте, что голова- объемная форма, старайтесь проводить линии по форме, по объему, ложите на объем головы линии, тогда они у вас не будут получаться вырезанными, чужими, прямыми, ну и так вы учитесь "чувствовать" объем, "прощупывать" его конструкцию.

Как нарисовать голову человека

Сейчас то, что мы находили, изучали на болванках, будем переносить на живую голову человека. Переводить теоретические знания в практические. Будем потихоньку приближаться к живому объему головы. Сейчас садите натуру перед собой, у кого нет- берите картинки, фото и начинаем работать. Я, что- бы вам показать ход работы, использую схематические рисунки, уж извините, фото показать не могу.

Итак.... Рассмотрите внимательно голову своего натурщика, во всех трех поворотах, привыкните к ней. Вполне возможно уже сейчас вы совсем не смотрите на человека как на личность и сам образ его вас не отвлекает, вы этого не боитесь. У вас проснулся интерес понять саму структуру головы и подсознательно хотите понять его объем. Профессиональный взгляд заинтересованного рисовальщика, ищущего не красоту в картинке, а "устройство" этой красоты. Заинтересованный, оценивающий взгляд- это именно то, что нам нужно.

А теперь все то, что мы изучили выше, попытаемся перенести на живую голову. Все конструктивные точки, все важные линии и оси спроецируем на натуральный живой объем головы. Смотрите:


Это весь материал, который мы с вами изучали выше. Все то, что мы делали с болванками спроецировано на живую голову.

Как видите, здесь так- же точно присутствуют все конструктивные точки, все линии и оси. К этому мы еще можем видеть- как образуется, находится высота уха и конструктивная точка- угол нижней челюсти.

А теперь все тоже, что вам сейчас было показано, проработайте со своей натурой. Найдите все то, что найдено здесь мной.

Названия осей и конструктивных точек не пишу, к этому этапу вы должны были уже запомнить как что и где называется еще работая с болванками. Забыли- возвращаетесь и изучаете еще раз.

И сейчас, вклинясь в процесс, я вам расскажу еще кое- что о пропорциях. Есть две вещи. 1) идеальные пропорции человеческой головы, их еще можно назвать "греческие", так как греки создавали каноны красоты, которые как раз и основывались на точности и правильности. 2) а есть те пропорции, которые присутствуют абсолютно у каждого человека именно в конструкции его головы и они могут несколько отличаться от идеальных. И именно расхождения между ними, между каждым человеком и помогают иметь свою индивидуальность. Это когда вы делаете рисунок, безошибочно находите пропорциональные соотношения частей головы данного человека и достигаете похожести- значит, уловили правильно пропорции. Посмотрите на следующий рисунок, здесь показаны основные, большие пропорции:


Если соединить расположенные так сказать- напротив друг к другу конструктивные точки или точки наиболее значимых частей лица (нос, рот или подбородок), то все они будут проходить через ушное отверстие. А вот эти радиусы, если так можно выразиться, или просто- величины от ушного отверстия до конкретно взятой точки, как раз и могут помочь нам в успешном поиске пропорциональных соотношений частей головы.

Эта столь существенная деталь ни в одной книге мне, к огромному сожалению, не встречалась. На уроках рисунка на этом акцентируют внимание учителя. Скорее всего, этот момент относится непосредственно к практическим навыкам, которые улавливаются, нарабатываются в процессе работы. И нам он очень важен.

Естественно, такой принцип поиска основных пропорций можно применять и в трехчетвертном повороте, и в вид- спереди, то- есть в фас или когда голова имеет ракурс, с той только разницей, что в профиль эти "длины" или линии видны визуально практически ровными, а в других случаях, они будут "ложиться" по форме, "заворачиваться" в пространстве по объему головы. Поиск их всего лишь дело опыта, а опыт- есть практика. Но вы об этом уже предупреждены, осталось дело за малым.

Рисование головы человека. Закрепление пройденного материала

И сейчас закрепим пройденный материал. Давайте порисуем голову, просто учтем то, что прошли.


Работаем по шагам:

1. Компонуем место головы с плечами в плоскости листа. У меня голове человека немного тесновато в листе- что- бы лучше было видно. Вообще можно делать ее поменьше. Но принцип такой: перед лицевой частью головы отступ от края планшета больше, чем от затылка до края планшета. Сверху отступ меньше, чем снизу. Плечи могут быть видны полностью, но сейчас не обязательно. Итак, вы закомпоновали композицию в листе по общей ширине и высоте (используем поиск этих величин с помощью условных трех точек).

2. Находим место объему головы, шеи и плечам по отдельности основными массами.

3. Рисуем болванку головы, учитывая пропорциональные особенности натуры. Не забываем о шее: объем головы крепится на объем, цилиндр шеи- она не плоская. А шея крепится на плечах, как на постаменте. Плечевой пояс- тоже объемная форма, сейчас достаточно просто уловить основные пропорциональные соотношения его и наметить объем плечей.

А) Намечаем ось, разделяющую голову на две равные половины- левую и правую. Образуются точки- высокая точка и точка подбородка.

Б) Намечаем линию трехчетвертного поворота. Она идет через скуловую точку, следовательно, будет предварительно найдена и последняя.

В) Находим линию надбровных дуг. Ее можно намечать по линии бровей, проведя ее дальше. Но сюда добавим еще один момент- точку, где скуловой отростк лобной кости переходит в лобный отросток скуловой кости. Эту точку заметить не сложно, это место излома, где надбровные дуги меняют свое направление (смотрите по бровям). Названия из раздела пластанатомии, углубляться не будем, просто назовем ее- точка излома надбровных дуг.

Г) Находим линию, которая располагается под пирамидой носа и проводим ее так- же, как и в случае с линией надбровных дуг. Проверяйте себя постоянно глазомером и не смотрите "влоб" натуре. Во время нахождения пропорций старайтесь сидеть в одном положении, не меняя угол зрения.

Д) Находим височную точку. Ее на натуре очень хорошо видно. На одной линии располагается височная точки, высокая и ушное отверстие. Линия ложится по форме, по объему головы. В моем случае эта линия совпадает с "краем" головы, "заворачивается" в пространстве.

Ж) Намечаем уши и нос. Уши- высота уха найдена, особенности формы получаем с натуры. Теперь нос: обобщенная форма- пирамида. Намечаем ее схематически общим объемом, который нос занимает. У моей натуры нос довольно массивный, очень хорошо развита его нижняя часть- будет видна нижняя плоскость пирамиды, намечаю ее.

Теперь следующее и очень важное: ни одна форма на голове человека не "живет" сама по себе. Присутствует постоянное перетекание, вхождение, сопрекасание, переход из одной формы в другую. Вот так происходят дела и с нашим носом. Он соединяется с надбровными буграми образуя еще одну плоскость, которая находится между бровей и хорошо видна.

З) Находим скуловые точки окончательно. Замечу, точки скуловых отростков лобной кости и точки скул дадут нам характерную условную плоскость. У каждого человека она разная. Ловите пропорции. А от этих- же точек можно наметить еще одну условную плоскость, проведя линии от этих точек к середине уха.

К) Находим место для рта. Проведя линию рта по форме определяем угол нижней челюсти.

Л) Находим место для глаз. Пока линию, на которой располагаются глаза. Линия примерно идет по уголкам глаз. В идеале если провести линию от края пирамиды носа вверх, то она сопрекасается с внутренним уголком глаза. В живой форме не всегда так получается, можно проверить себя следующим образом: между глаз должно хватать места еще для одного глаза.

М) Не забываем о лобных буграх. От тех самых конструктивных точек, которые были найдены при построении пирамиды носа- надбровных бугров, ведем линии к самым выпуклым точкам на лбу человека, которые также располагаются симметрично относительно центральной оси. Так мы "завязываем" лобные бугры в общую форму головы и не даем им свободно "болтаться" в пространстве листа. А от них можно уже провесли линии к высокой и височным точкам- таким образом образуются еще одни плоскости.

И естественно, всю эту работу мы поддерживаем нашими знаниями линейной перспективы. Посмотрите как я делаю. Если все условно горизонтальные линии провести дальше, то где- нибудь в точке схода на линии горизонта они сойдутся. Объем головы не имеет больших величин- ширины и глубины, так что совсем немного вводим перспективу, что- бы она только чувствовалась. Ведь голова у нас все- же форма объемная и находится в пространстве.

Все, на начальном этапе дальше вести работу не нужно. Усвойте этот материал, запомните, проработайте, нужно что- бы вы чувствовали себя уверенно с этой порцией знаний, прежде чем переходить к следующему материалу. Следующий материал вас подождет здесь- рисуем голову человека простым карандашом часть вторая.

И, на- последок, разрешите дать маленький совет лично- лично от себя: иногда крепкий здоровый сон может помочь усвоить информацию и "переварить" ее намного лучше и быстрее, чем бессонные часы трудоемкой работы с воспалившимися от усталости глазами и затертым до дыр планшетом. Работа очень важна, но и отдыхать не забывайте. Именно во сне ваш мозг предназначен сам себе и именно в это время он и "расставляет все аккуратно по полочкам", чем вы его за день нагрузили. Другого времени- пока вы спите, у него для приведения себя в порядок - нет.

Портрет передает не только внешние характеристики лица, но и отражает внутренний мир человека, его отношение к реальности и эмоциональное состояние в определенный момент времени. Фактически, портрет, как и любая другая жанровая картина, — это расположение линий, форм и цветов на холсте или бумаге так, что их конечное сочетание повторяет форму человеческого лица.

Звучит почти как волшебство? Чтобы правильно располагать на бумаге те самые линии, формы и оттенки, нужно прежде всего изучить пропорции лица человека (при рисовании портрета их необходимо соблюдать в обязательном порядке) и их зависимость от движений, направления и формы головы.

Что такое портрет?

Вне зависимости от уровня мастерства, работа над ним пугает любого художника. Замечательный живописец Джон Сингер Сарджент дал портрету две характеристики, с которыми согласится каждый художник:

  1. «Каждый раз, рисуя портрет, особенно на заказ, я теряю друга».
  2. «Портрет - это картина, на которой в конечном итоге губы выглядят как-то не так».

Портрет - один из самых сложных жанров рисунка и живописи. Причиной является то, что художник часто работает на заказ, а давление со стороны мешает творческому процессу. Портрет в представлении заказчика зачастую отличается от того, что создает художник. Кроме того, для работы над изображением человеческого лица необходимы специальные знания и изрядная доля терпения.

Зачем изучать пропорции

Пропорции нужны для того, чтобы понять, как объекты расположены относительно друг друга в размерном, плоскостном и промежуточном соотношении. Если для портрета важна хоть небольшая доля реализма, без знания пропорций этого не добиться. С другой стороны, абстрактные портреты никто не отменял.

Знание пропорций помогает передавать не только черты лица, но и эмоции и мимику человека. Зная зависимость изменения внешнего вида от положения головы, эмоционального состояния модели и освещения, художник может перенести на холст характер и настроение человека, тем самым создавая предмет искусства. Но для этого необходимо знать правильные пропорции лица и уметь строить композицию в соответствии с правилами.

Идеальные пропорции

В период Высокого Возрождения Рафаэль создавал картины, которые считались эталоном совершенства. Фактически все сегодняшние идеальные пропорции берут свое начало в овале лиц Мадонн Рафаэля.

Если провести вертикальную линию в самом центре лица и разделить ее на три части - от линии роста волос до бровей, от бровей до кончика носа и от кончика носа до подбородка, то у идеального лица эти части будут равны. На представленном ниже рисунке показаны идеальные пропорции лица человека, схема рисования и построения идеального овала лица, а также соотношение основных черт. Стоит учесть, что идеал мужского лица характеризуется более угловатыми чертами, но, несмотря на это, основное их расположение соответствует представленной схеме.

Исходя из данной схемы, идеальные пропорции лица при рисовании портрета соответствуют следующей формуле:

  1. BC = CE = EF.
  2. AD = DF.
  3. OR = KL = PK.

Форма лица

Правильно построенные пропорции лица человека при рисовании портрета зависят во многом и от формы этого лица. Рафаэль, создал совершенный овал, а природа не ограничивает совершенство лишь одной геометрической формой.

Вероятно, изучить построение пропорций и их изменение при движении удобнее всего на идеально овальном лице, для этого существует масса способов и приемов, которые будут рассмотрены ниже, но суть портрета не в создании идеала, а в изображении человека со всеми его особенностями и несовершенствами. Именно поэтому важно знать, какой может быть форма лица и как она влияет на построение пропорций при рисовании портретов.

Округлые формы лиц

Удлиненное лицо обладает закругленными формами линии роста волос и подбородка. Вертикальная средняя линия лица гораздо длиннее горизонтальной. Характеристикой удлиненных лиц обычно является высокий лоб и большое расстояние между верхней губой и основанием носа. Обычно ширина лба примерно равна ширине скул.

Овальное лицо схоже по форме с перевернутым острой стороной вниз яйцом. Самой широкой его частью являются скулы, затем идет чуть менее широкий лоб и сравнительно узкая челюсть. Длина овального лица немного больше его ширины.

Круглое лицо характеризуется практически равными средними линиями вертикального и горизонтального сечения лица. Широкие скулы сглаживаются плавной округлой линией подбородка.

Угловатые формы лиц

Прямоугольное лицо характеризуется широкой челюстью, подчеркнутой угловатым подбородком и прямой линией роста волос. Средняя линия вертикального сечения намного длиннее горизонтальной. Ширина лба человека с прямоугольным лицом примерно равна ширине скул.

Треугольное отличается от сердцеобразного только линией роста волос, у треугольного она прямая. Характерная черта этой формы лиц - высокие скулы и очень узкий, острый подбородок, в то время когда скулы практически так же широки, как и лоб. Вертикальная линия сечения треугольного лица обычно чуть длиннее горизонтальной.

Квадратная форма свойственна лицам с низкими, широкими скулами и угловатым подбородком. Длина квадратного лица равна его ширине.

Трапециевидное определяется широкой челюстью, низкими скулами и узким лбом. Обычно на таком лице подбородок угловат и широк, а скулы намного шире лба.

Ромбовидную форму лицу придают пропорционально узкие лоб и подбородок, причем последний обычно заострен. Высокие скулы - самая широкая часть ромбовидного лица, а его горизонтальное сечение гораздо меньше вертикального.

Правильное построение лица

Правильное построение при рисовании портрета основывается на измерении черт лица модели и расстояния между ними. Каждый портрет индивидуален, так же как нет и двух абсолютно одинаковых лиц, за исключением близнецов. Формулы вычисления пропорций дают лишь основные советы, следуя которым можно намного облегчить процесс рисования.

Для создания собственных персонажей или рисования лиц по памяти крайне важно знать правильную передачу пропорций. Здесь важно помнить, что форма головы гораздо сложнее перевернутого яйца или овала, а потому стоит следовать правилам, чтобы избежать глаз на лбу или слишком маленького рта.

Очертания лица

Для начала рисуем круг - это будет широкой частью черепа. Как известно, основные черты лица занимают место под кругом. Чтобы примерно определить их место, делим круг пополам вертикально и линию продолжаем вниз так, чтоб нижнее очертание окружности делило ее ровно пополам. Низ линии будет подбородком. От боков круга к «подбородку» нужно провести линии, которые станут предварительными очертаниями скул и щек.

Если портрет рисуется с лица модели или по памяти, то можно несколькими легкими линиями подкорректировать форму, определить примерную ширину подбородка и линию роста волос. Стоит обратить внимание, что волосы на портрете будут занимать некоторую часть круга, который был нарисован в самом начале.

Глаза и брови

У основания круга проводим горизонтальную линию, перпендикулярно первой. На этой линии располагаются глаза. Именно на ней, не выше, как бы ни хотелось! Горизонтальную линию нужно разделить на пять равных частей - каждая из них равна ширине глаза. Центральная часть может быть немного шире. Глаза расположены по бокам от нее. Для дальнейшего вычисления пропорций лучше всего указать, где будут располагаться зрачки.

Чтобы определить, насколько высоко над глазами должны быть брови нужно разделить круг на четыре равные части, снизу вверх. По горизонтальной линии, проходящей прямо над глазами, будут располагаться брови.

Нос и губы

Вертикальную линию нижней части лица нужно разделить пополам. Отметка середины там, где должно быть основание носа. Ширину носа легко определить, проведя параллельные линии вниз от внутренних уголков глаз.

Оставшуюся часть - от носа до подбородка - нужно снова разделить пополам. Средняя линия совпадает с линией рта, то есть прямо над ней располагается верхняя губа, а под ней - нижняя. Ширину рта можно вычислить, проведя параллельные линии вниз от середины зрачков. Ширина подбородка обычно равна ширине носа.

Построение пропорций человеческого лица, описанное выше, является упрощенным методом и подходит для идеальных лиц, которых в природе не так много.

Вначале постройте сетку на основе квадрата. Для этого по вертикали разделите квадрат на четыре равные части, а по горизонтали на пять равных частей (вы получите ЛИНИЮ ВОЛОС, ЛИНИЮ носа и линию подбородка). Пятую часть можете вычеркнутькарандашом или стереть ластиком, так как она уже вам не понадобится.

Через конец отрезка проведите вертикальную ось симметрии, которая, пересекая верхнюю грань квадрата, даст вам точку - высоту головы модели. Теперь найдите линию бровей, разделив отрезок между линией волос и линией глаз на пять равных частей. Тонкая пунктирная линия, проведенная через 1/5 часть, и будет этой линией.

Разделите верхнюю грань квадрата на пять равных частей так, чтобы третья часть была разделена пополам вертикальной осью симметрии. Далее, опустив перпендикуляры на линии носа, глаз и рта, как на рис. , найдете размеры глаз, ширину носа и рта.

Теперь прорисуйте детально все элементы лица, а также скулы и уши. Пунктирной линией обозначьте форму черепа и, придав нужный объем, рисуйте волосы.

СХЕМА ПОЭТАПНОГО ПОСТРОЕНИЯ РИСУНКА ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА В ПРОФИЛЬ

Нарисуйте квадрат и разделите его по горизонтали на четыре одинаковые части. Вы получите соответственно линию волос, линию глаз, линию носа и линию подбородка.

Далее, по вертикали разделите квадрат на две одинаковые части. Первую вертикальную часть еще разделите на пять равных частей и через 1/5 проведите пунктир вверх до пересечения с линией глаз: вы получили место расположения глаза на рисунке.

Вторую часть разделите на 10 одинаковых отрезков, а 1/10 сотрите из-за ненадобности. Через первые три отрезка проведите пунктир вверх до линии глаз, чтобы определить место расположения уха.

Разделите расстояние между линией волос и линией глаз на пять равных отрезков и через 1/5 проведите пунктирную линию. Эта линия является линией бровей. Расстояние между линией носа и линией подбородка разделите на три равных отрезка и через 1/3 проведите пунктирную линию. Таким образом, вы получили линию рта рисунка головы человека.

Определите точку высоты головы X, точку затылка У и точки основания шеи Р и Р1. Заметьте, что задняя точка основания шеи Р1 всегда находится на линии рта рисунка головы человека. А точка затылка У всегда находится на линии глаз. Форма черепа плавно проходит через все эти точки. Этап Г. Прорисуйте схемы головы и лица и дайте дополнительный объем на прическу (максимум сверху и минимум - сзадиголовы человека ).

Простой метод выполнения рисунка головы человека карандашом

Рисунок головы состоит из двух пересекающихся линий. Первая - средняя лицевая линия - проходит вниз от переносицы к середине основания носа и затем к середине подбородка; вверх она идет от переносицы

посередине лба и темени к затылочной части. Вторая линия крестовины проходит через переносицу влево и вправо к краям головы через середину разреза глаз, как бы охватывая всю голову горизонтальным обручем. Пересекаясь, эти две линии образуют некий каркас, характеризующий положение головы в пространстве по отношению к точке зрения рисующего.

Если, например, голова расположена в фас без на­клона и уровень глаз совпадает с линией горизонта, то рисунок головы человека будет иметь вид прямых, пересекающихся под прямым углом (рис. а).

Если голова расположена в фас, но немного запрокинута назад, то средняя лицевая линия останется вертикальной прямой, а поперечная линия рисунка головы человека превратится в эллипс, ближняя часть которого окажется выше, а задняя, затылочная, ниже уровня глаз (рис. б).

Если голова расположена в трехчетвертном повороте без наклона, а глаза по прежнему находятся на уровне горизонта, то средняя лицевая линия будет иметь вид овала, а поперечина крестовины - вид прямой горизонтальной линии (рис. в).

Определив положение крестовины головы в пространстве по натуре, легко изобразить это положение на рисунке в виде каркаса рисунка головы человека, по которому и будет строиться рисунок головы в нужном ракурсе.

Применение крестовины при построении рисунка головы человека в начальной стадии овладения рисунком дает наибольший эффект, так как многие ошибки в рисунке возникают в результате неправильного определения положения головы в пространство. Только тогда, когда вы твердо усвоите основы построения рисунка, то можете учитывать крестовину головы, не изображая ее. Обычно это наступает не так скоро.

Пропорции головы и тела человека

Здесь приведу снимки страничек из замечательной книги Джека Хамма "Как рисовать голову и фигуру человека", которые наглядно показывают пропорции головы и тела человека.

Павлинов П.Я. Для тех, кто рисует: советы художника. М.: Сов. художник: 1965.

Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. М., 1953.

Рабинович М.Ц. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц. М.: Высшая школа. 1978.

Карцер Ю.М. Рисунок и живопись. М.: Высшая школа. 1992.

Начиная с первобытной эпохи, могучим средством в развитии науки, техники, искусств вместе с языком, его речью, словами, буквами был рисунок с его точками, линиями, штрихами, пятнами, мазками, тушевкой, изображениями.

Рисунок – основа всех изобразительных искусств, одновременно и самостоятельная ветвь в виде окончательных произведений карандашом, пером, кистью и так далее.

Большой вклад в русскую школу рисования внесли А.П. Лосенко, А.И. Иванов, К.П. Брюллов, П.П. Чистяков. Чистяков полагал: «Рисовать значит соображать. Никогда не рисуйте молча, а всегда задавайте задачу... Для начала надо рисовать как видишь и более подробно вырабатывать. Это и есть начало учения живописи. Не забудьте рисовать линию через две точки, все с расчетом... и проверять с общей формой». (Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. М, 1953. – с. 359–442).

«В рисунке головы человека сначала помечают положение головы и шеи относительно вертикали. И сразу же размер лица и шеи, расположение глаз, относительно горизонтали. Рисовать не линией, а формой, то есть чертить линию, а не видеть массу, заключенную между двумя, тремя и так далее линиями. Когда общая масса верна относительно горизонтали и вертикали, тогда можно приступать к разбивке и прорисовке более мелких частей. Тушевка и светотень – окончание дела. Её начинают с рисунка теней или пятен. Брать самую сильную и по отношению к ней приводить к гармонии другие тени, полутени, полусвета и света».

АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА

Внешняя форма головы человека чрезвычайно сложна и разнообразна (рис. 1). Вместе с тем ее строение основывается на одинаковой для всех объектов анатомической, конструктивной структуре, которая определяет общий характер пластики ее форм независимо от индивидуальных черт отдельного человека.

Жестким основанием головы служит череп (рис. 2). Он состоит из значительного по объёму мозгового раздела и относительно небольшого лицевого. Жесткую коробку свода черепа составляют затылочная, лобная, две теменные и две височные кости. Опускаясь вниз, лобная кость образует внешний край глазных впадин, защищенных сверху надбровными дугами. Ниже располагается верхняя челюсть с грушевидным отверстием носа и верхним рядом зубов. С боков челюсть охватывают скуловые кости с уходящими назад к ушным отверстиям скуловыми дугами. Снизу череп завершает подвижная кость нижней челюсти с парным суставом у ее основания. Нижняя челюсть несет нижний ряд зубов и мощными жевательными мышцами может прижиматься к верхней.

Мышцы лица делятся на жевательные и не совсем правильно называемые «мимические» (рис. 3). Жевательные мышцы, прикрепляясь к костям, управляют движением нижней челюсти. «Мимические» же мышцы, вплетаясь своими окончаниями в мягкие ткани и кожу лица, позволяют нормально функционировать глазам, носу, рту, а также выражают внутреннее эмоциональное состояние человека – мимику лица.

Кости лицевой части служат основой его пространственной структуры, внешнюю пластическую форму его определяет сложный покров хрящей, мышц и жирового слоя. В силу этого форма свода черепа относительно проста и статична, а форма лица необычайно сложна и подвижна.

Для того чтобы полнее представить характер объемной формы головы (рис. 4), ее следует не только повнимательнее рассмотреть со всех сторон (спереди, сзади, сверху и снизу), но и сделать так называемые «характерные разрезы» в основных плоскостях (фронтальной, профильной и горизонтальной). Пластинка головы познается также с помощью целого ряда анатомических пунктов-узлов (опорных точек или маяков) и линий. Так, например, при виде спереди форму головы определяют: лобные бугры, надбровные дуги, височные линии, глазничные впадины, основание и крылья носа, углы рта, подбородочные бугры, макушка, теменные бугры, углы нижней челюсти, скуловые кости.

Маяками боковых частей головы являются: макушка, ушные отверстия, затылочный, теменной, лобный и надбровный бугры, кончик и основание носа, подбородок, угол нижней челюсти, вершина скуловой кости и верхний край глазницы.

При виде сзади – симметрично расположенные относительно средней линии теменные и затылочный бугры, сосцевидные отростки, ушные раковины и выступающие валики затылочной кости.

При виде сверху следует отметить лоб, широкую теменную и скуловые кости с уходящими назад скуловыми дугами.

Снизу мы увидим подковообразную нижнюю челюсть, широко расположенные скуловые кости и выступающие вперед надбровные дуги, основание и кончик носа, нижний край глазницы.

Соединительное звено туловища и головы – шея, жесткую конструкцию которой составляют семь верхних позвонков позвоночного столба. Передними границами шеи и туловища являются ключица и яремная ямка.

ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Движение головы (рис. 5) относительно туловища (вращение и наклоны во все стороны) обеспечивают подвижной атлантозатылочный сустав, гибкое сочленение семи шейных позвонков, а также большое число мышц шеи – регуляторов этих движений.

На рис. 6 показаны различные положения головы по отношению к зрителю. Они помогают уяснить суть объёмно-пространственного построения всей головы и ее частей. Разглядывая эти рисунки головы в различных наклонах и поворотах, следует, прежде всего, обратить внимание на то, как зрительно меняются опорные линии ее построения: срединная, профильная, надбровных дуг, глаз, основания носа, рта и нижней челюсти.

Изображение головы человека находилось в центре постоянного внимания мастеров изобразительного искусства всех времен. В эпоху итальянского Возрождения пытливое изучение природы, накапливание и обобщение знаний по анатомии человека и геометрии вылились в определенные приемы изображения, привели к созданию стройной системы построения головы.

СТРУКТУРА ЛИЦА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ

На основании анализа произведений старых мастеров и указаний профессоров Петербургской академии художеств П.П. Чистякова и Г.Р. Залемана. Проф. М.И. Курилко разработал схему построения головы (рис. 7) исходя из характерных анатомических особенностей строения костей и мышц. Интересно сравнить его схему со схемами А. Дюрера и А. Голубкиной. Схемы приводятся, конечно, не для того, чтобы рисовать их вместо живой формы, ибо ясно, что никакая схема не в состоянии подменить собой живую, чрезвычайно сложную саму по себе форму, изменяющуюся в зависимости от индивидуальных особенностей. Схемы необходимы в качестве наглядных пособий для грамотного и убедительного изображения головы любого человека.

В схеме из чрезвычайно сложной анатомической конструкции головы выбраны наиболее характерные опорные пункты построения костей, мышц. Их совокупность – структурный стержень объёмной формы головы человека, позволяющий четко и верно построить ее видимую пластическую форму. Зная анатомические пункты-маяки и характерные направляющие линии, рисующий острее видит главные структурные элементы формы и никогда на запутается во множестве деталей, верно и достаточно быстро изобразит её с помощью линий и светотени.

На основе схем мастеров С.В. Тихонов предложил свою схему человеческой головы, более детально связанную с анатомическим строением (рис. 8). В ней показана система надбровных дуг, лобных бугров, надпереносья, задней части головы.

Наибольший интерес представляет структура лица и его частей (глаз, носа, губ и ушей). Жёстким основанием глаз служат глазничные впадины, находящиеся под надбровными дугами лобной кости (рис. 9). Эта сложная пространственная конструкция образована четырьмя костями. Наружный край глазничной впадины, имея изгиб назад, образует пятую опорную точку глазничного отверстия в месте соединения лобной и отростка скуловой кости. Внешние края глазничных впадин расположены в черепе не фронтально, а развернуты несколько в стороны и наклонены вперед. Разворот верхнего края меньше нижнего, поэтому при виде сверху, снизу и сбоку линия глазничного отверстия напоминает по очертаниям восьмерку.

В глазничной впадине помещается глазное яблоко. Передняя часть глазницы и глазного яблока прикрыта лентой круговой мышцы глаза, включающей толщину двух частей век (верхнюю и нижнюю). Форма наружного края отверстия глазной впадины близка к прямоугольнику, а глазное яблоко имеет шаровидную форму. Поэтому углы глазничного отверстия полностью не заполняются, особенно внутренний верхний угол. Верхний край наклоненной глазничной впадины частично перекрывает глазное яблоко.

Радужная оболочка прикрыта верхним более подвижным веком и малоподвижным нижним (рис. 10). Глазная щель между веками, начинаясь у нижнего внутреннего угла глазного отверстия – слезника, кончается несколько ниже его верхнего наружного угла. При нормально раскрытом глазе верхнее веко частично прикрывает радужку зрачка нижней части. Толща верхнего века, проходя над выпуклостью вокруг зрачка, несколько приподнимается, благодаря чему изгиб верхнего века всегда следует за движением зрачка. Четыре прямые и две косые мышцы глазницы сообщают глазному яблоку большую подвижность. Каждый зрачок, следуя за предметом, может перемещаться вверх, вниз и в стороны (рис. 11).

Жестким основанием носа служат носовые кости наверху и край грушевидного отверстия верхней челюсти внизу, само тело носа состоит из хрящей и одной слаборазвитой носовой мышцы (рис. 12). В силу этого нос малоподвижен. Надпереносье образовано плоской трапециевидной с широким верхним основанием площадкой верхней кости, лежащей между надбровными дугами под углом к фронтальной поверхности лба. Спускаясь вниз и уходя несколько назад, она соединяется с двумя носовыми костями, которые вместе образуют переднюю прямоугольную площадку носа, расположенную под углом к надпереносью. Боковые поверхности верхней части носа, образованные отростками верхней челюсти, имеют форму прямоугольников, уходящих от носовых костей назад к щеке.

Форму среднего раздела носа определяет пирамидный хрящ, заключенный между двумя треугольными хрящами. Прикрепляясь к носовым костям и уходя вниз, он образует треугольную площадку фронтальной части носа, нижняя часть которого теряется между двумя крыловидными хрящами кончика носа (рис. 13). Перелом между носовыми костями, пирамидальными и крыловидными хрящами придает различный характер профилю носа (горбатый, прямой, курносый).

Фронтальную поверхность кончика носа определяет передняя часть крыловидных хрящей, боковые их части образуют раковины крыла носа и их нижние срезы, в которых расположены отверстия ноздрей. Построение сложной формы нижнего раздела носа должно опираться на анатомические маяки. Это места примыкания треугольных хрящей и несколько точек, определяющих перегородку носа. Так как основание носа располагается на подковообразной, в плане кости, верхней челюсти, то крылья носа, естественно, уходят назад от выступа кости носа, места крепления перегородки и круговой мышцы.

Сложную пластическую форму верхней и нижней губ образует своей толщей круговая мышца рта, лежащая на верхнем и нижнем костных сводах челюстей и зубов (рис. 14). Губы – наиболее динамичная часть лица. Объясняется это подвижностью нижней челюсти и относительно свободным прикреплением к костям круговой мышцы рта, большим числом управляющих ею мышц (рис. 15). Основная пространственная форма губ обусловлена подковообразной формой костей верхней и нижней челюстей, на которых располагается круговая мышца рта (рис. 16). Своеобразная конфигурация красной каймы губ – результат воздействия волокон радикальных мышц, вплетающихся в круговую мышцу.

Волокна щечных мышц, включаясь во внутренний слой круговой мышцы, подворачиваются внутрь и создают вертикальные складки у углов рта. Волокна квадратной мышцы верхней губы крепятся к наружному слою круговой мышцы, разворачивают ее толщу наружу и поднимают кверху красную кайму верхней губы.

Две квадратные мышцы нижней губы тоже крепятся к круговой мышце, разворачивают ее наружу и тянут красную кайму нижней губы вниз и несколько в сторону.

Уши расположены на боковой поверхности головы, имеют чрезвычайно сложную пространственную форму (рис. 17). Ушная раковина образована хрящами, покрытыми тонким слоем кожи. Наружный край раковины носит название завитка. Внутри него проходит раздваивающийся кверху противозавиток. Перед слуховым отверстием помещаются разделенные вырезкой выступы – козелок и противокозелок. Нижняя часть ушной раковины – мочка – без хряща. Ушная раковина, прикрепленная к височной кости тугими связками, неподвижна.

При общей округленной форме поверхность лба имеет более или менее выраженные пять граней (рис. 8). Фронтальную часть лба образуют два лобных и два подбровных бугра, к ней под углом примыкают боковые поверхности, ограниченные снизу надбровными дугами, с внешней стороны – височными линиями, за выступами последних располагаются направленные назад височные поверхности.

Подковообразная в плане нижняя челюсть определяет пластическую форму нижнего раздела головы. Между двумя квадратными мышцами нижней губы помещается подбородок. Форма его образована двумя подбородочными буграми и жировым наростом между ними.

Под нижней челюстью располагаются три площадки: одна прямая – от подбородка к гортани и две треугольные боковые, расположенные по ее сторонам. Ограничены эти площадки сбоку телом нижней челюсти, в середине – двубрюшными, а сзади – шиловидно-подъязычными мышцами, обозначающими нижнюю границу сопряжения головы и шеи спереди.

Округлая поверхность щеки, образованная большим числом мягких тканей, делится на три раздела, выраженных своеобразными переломами скуловой и жевательной мышц. Фронтальная часть щеки ограничена нижним краем глазной впадины, боковой поверхностью носа и скуловой мышцей.

приложение

Рис. 1. Исходное положение головы с тремя главными плоскостями, на которые проектируются основные изображения

Рис. 2. Череп: 1 – надпереносье; 2 – глазница; 3 – надбровная дуга; 4 – верхняя челюсть; 5 – скуловая кость; 6 – носовая кость; 7 – носовое (грушевидное) отверстие; 8 – лобная кость; 9 – лобный бугор; 10 – скуловая дуга; 11 – височная кость; 12 – височная линия; 13 – собачья ямка; 14 – угол нижней челюсти; 15 – подбородочные бугры; 16 – теменная кость; 17 – теменные бугры; 18 – затылочная кость; 19 – затылочный бугор; 20 – сосцевидный отросток височной кости; 21 – шейные позвонки; 22 – седьмой шейный позвонок; 23 – ключица; 24 – яремная ямка; 25 – рукоятка грудины

Рис. 3. Мышцы головы и шеи: 1 – лобная; 2 – круговая глаза; 3 – круговая рта; 4 – поднимающая крыло носа и верхнюю губу; 5 – жевательная; 6 – височный пучок жевательный; 7 – опускающая углы рта; 8 – двубрюшная; 9 – гортань; 10 – грудино-ключино-сосцевидная; 11 – капюшонная; 12 – яремная ямка; 13 – ключица; 14 – малая и большая скуловые мышцы; 15 – ланитная мышца

Рис. 4. Схемы исходных изображений головы и шеи с пометкой основных анатомических пунктов: а – спереди; б – сбоку; в – сзади; г – снизу (шея показана в разрезе); д – разрез головы по глазам и скуловым костям; е – сверху; ж – основные пункты и линии для рисования головы

Рис. 5. Возможности движения головы по отношению туловища: а – наклон вперед и назад; б – за счет поперечных перемещений шейных позвонков; в – наклон вбок; г – повороты вправо, влево

Рис. 6. Принципиальные схематические изображения головы с разных точек зрения: а – при исходном положении; б – при наклоне вбок; в – назад; г – вперед

Рис. 7. Схемы головы (методическая разработка С.В. Тихонова)

Рис. 8. Схемы головы: а – по А. Голубкиной; б – по А. Дюреру; в – по М. Курилко

Рис. 9. Исходные изображения глаза с анатомическим анализом

Рис. 10. Характерные разрезы век глаза

Рис. 11. Движение глаз: а – при закрытых, прищуренных и широко открытых веках; б – движение зрачка и изменение рисунка век в зависимости от направления взгляда

Рис. 12. Строение носа: а – внешний вид; б – костная основа носа; в – хрящи; г – основные анатомические точки носа и его схема

Рис. 13. Мышцы и схема профилей носа, изменение его характера в зависимости от направления и размеров переносицы, носовых костей, пирамидального и крыловидных хрящей

Рис. 14. Губы: а – исходный вид; б – поперечный и продольный разрезы

Рис. 15. Мышцы рта: а– вид спереди; б – вид сбоку; 1 – поднимающая верхнюю губу; 2 – малая скуловая; 3 – большая скуловая; 4 – поднимающая концы губ; 5 – четырехугольная мышца, опускающая нижнюю губу; 6 – треугольная; 7 – круговая мышца рта; 8 – подбородочная; 9 – жевательная мышца; 10 – квадратная мышца верхней губы; 11 – щечная мышца

Рис. 16. Основные анатомические точки и схемы губы: а – опорные точки; б – возрастные изменения; в – движение губ

Рис. 17. Исходные виды ушной раковины: а – спереди; б – сбоку; в – снизу; г – сверху; 1 – козелок; 2 – противокозелок; 3 – межкозелковая вырезка; 4 – завиток; 5 – противозавиток; 6 – ножки противозавитка с треугольной ямкой между ними; 7 – мочка

В этом уроке рисунка я подготовил материал так, чтобы были видны ключевые принципы рисования головы человека. Чтобы научиться рисовать портрет, нужно понять форму головы, а это возможно при помощи упрощения и обобщения излишних подробностей. Для этой цели я использовал схематичное изображение головы с названием «обрубовка», академический рисунок черепа, поэтапный рисунок головы человека и дополнительные схематичные рисунки, позволяющие понять особенности анатомического строения.

1. Объемность формы. Упрощение и обобщение.

На начальном этапе обучения рисованию люди чаще всего видят контуры объекта вместо его объема. Именно так начинающие и рисуют портрет: срисовывают контуры глаз, носа… А ведь голова человека, глаза, нос, губы — все они имеют объем, это не просто контуры. Кроме того, у них достаточно сложная форма. Поэтому в начале обучения нужно уметь обобщать второстепенное и осознавать объем каждой формы.

Вначале, попробуем нарисовать лицо человека с выступающими вперед носом и лбом, представленными в виде прямоугольных геометрических фигур.

2. Череп — основа формы головы.

Далее нужно усвоить один важный урок. Все основные изгибы и контуры лица образуются от выпуклостей и изгибов черепа. Ведь именно череп является той основой, на которой строится форма головы в портрете. Попробуйте проследить эту взаимосвязь, сопоставляя форму черепа с рисунком головы. Это очень важный момент в обучении.

Поскольку череп имеет сложную форму, то понять сразу эту взаимосвязь будет непросто. Поэтому сначала мы нарисуем череп обобщенно.

Череп состоит из двух основных отделов: мозгового и лицевого.

К тому же форму черепа можно условно представить в виде куба. Череп имеет фронтальную сторону, две боковые, затылочную и, так называемый, свод черепа или крышу.

После условных, обобщенных рисунков привожу в качестве примера учебный академический рисунок черепа. При множестве деталей, в нем можно увидеть фронтальную, затылочную, боковые стороны и свод. Также видно как детали группируются в два основных отдела — мозговой и лицевой.

Еще следует отметить, что самая широкая часть черепа находится ближе к затылку. Ее хорошо видно на рисунке ниже.

Для тех, кто учится рисовать портрет, могут пригодиться следующие анатомические названия различных частей черепа:

  • надбровные дуги;
  • лобная кость;
  • теменная кость;
  • затылочная кость;
  • височная кость;
  • скуловой отросток;
  • скуловая кость;
  • верхнечелюстная кость;
  • нижнечелюстная кость;
  • носовая кость;
  • глазница или глазная впадина.

3. «Орубовка» — ключ к пониманию формы головы человека.

Кроме черепа, на форму головы и лица влияют мышцы, хрящи, жировые отложения и т. п. Чтобы не запутаться в деталях, разобраться в анатомическом строении поможет обрубовка. Обрубовка представляет собой условное изображение головы человека, состоящее из граней. При помощи таких плоскостей формируется объем всей головы. Благодаря этим граням хорошо видны основные изгибы черепа и основные мышечные группы лица. В любом портрете, у любого человека форма головы строится на основе этих граней обрубовки. Конечно у каждого человека свои особенности лица, свои пропорции, но ключевые точки в построении головы соответствуют обрубовке. Поэтому в рисовании портрета художник всегда держит в памяти эти ключевые грани.

Попробуйте проследить основные плоскости обрубовки в рисунке черепа и в тональном рисунке головы, выполненном карандашом.

4. Формирование объема посредством светотени на фронтальной, боковой и верхней сторонах головы.

Чтобы рисунок головы был объемным, его нужно проработать штриховкой. Штриховка создает нужный тон. Посредством изменения тона (светлее-темнее) мы видим объем и форму. По закону светотени свет распределяется на поверхности формы в следующей последовательности: блик, свет, полутень, тень, рефлекс, падющая тень. Если рисовать шар или подобные простые геометрические фигуры, то все намного проще. Но как показать светотень в тональном рисунке головы человека? В портрете светотень также прокладывается штриховкой как и в рисунке шара. Но с той разницей, что художник должен проследить свет и тень на каждом отдельном фрагменте лица в частности и на всей голове в целом. Т. е. нужно показать свет, полутень, тень — на носу, на лбу, на глазных впадинах, на губах, подбородке и т. д. Но кроме этого, свет и тень нужно показать на всей голове в целом, то есть на ее основных крупных гранях или сторонах. Например, одна сторона головы может быть темнее другой. Это важный момент при создании объема головы в портрете.

Для лучшего понимания данной темы я привожу в качестве примера наглядные схемы и рисунки гипсовой обрубовки, черепа и головы человека. В них вы можете отчетливо увидеть фронтальную, боковую и верхнюю грани головы. Схемы и рисунки карандашом составлены таким образом, что с помощью них можно поэтапно проследить основные грани головы, что поможет начинающим художникам увидеть светотень на поверхности головы в целом.

5. Мозговой и лицевой отделы головы.

Выше я уже приводил схематичный рисунок в котором были видны мозговой и лицевой отделы черепа. Но, как на практике увидеть эти области в рисовании портрета? В этом может помочь ряд рисунков и схем ниже. Здесь вы можете проследить границу между лицевой и мозговой частями головы в привычном рисунке карандашом, гипсовой обрубовке и учебном рисунке черепа.

6. Поэтапный тональный рисунок карандашом.

После изучения основных анатомических особенностей строения головы, можно приступить к поэтапному рисунку карандашом. Здесь нужно усвоить такую последовательность. Сначала мы рисуем обобщенно. Потом усложняем рисунок, добавляя подробности.

а) Поскольку форма головы напоминает форму яйца, то в начале рисуем линией соответствующую фигуру.

б) После этого выполняем построение рисунка головы. Рисуем ось симметрии, которая будет проходить по середине головы. Это очень важно так как ось позволит сравнивать левую и правую стороны, что поможет избежать ошибок и неровностей. Далее, намечаем уровни на которых располагаются брови, глаза, нос, губы. Намечаем их с помощью легких линий. О том, как определить эти уровни я писал в уроке

в) На следующем этапе можно наметить глазные впадины, глаза, нос, губы, а также скуловую кость, лобные доли, основные мышечные группы и складки на лице.

г) Уточняем детали.

д) Облегчаю ластиком черноту вспомогательных линий, которые будут стерты в итоге, однако, нужны в начале построения головы.

е) Начинаем тональный рисунок. Вводим штриховку. Обозначаем тени и свет. «Лепим» форму головы тоном. Я не стал фиксировать промежуточные стадии штриховки, поэтому опубликовываю сразу заключительный этап рисунка.

7. Различная манера и техника исполнения рисунка.

В конце этого урока хочу добавить, что манера и техника исполнения рисунка может быть разной. Рисунок может быть линейный и тоновой. Можно рисовать линией, а можно рисовать с помощью пятна. Можно вести работу в свободной манере наброска, допуская неточности. А можно выполнить точный академический рисунок. Можно рисовать подробно, а можно обобщенно.

Но при всем многообразии подходов, в рисунке должна быть видна грамота. Принципы построения головы сохраняются — будь то на бумаге или в сознании художника. Профессиональный художник, имеющий опыт работы, может и не рисовать вспомогательные линии построения. Он может вести работу в другой последовательности. Однако, какой бы ни была техника исполнения, в его рисунке будет видно понимание основ пластической анатомии. Поэтому если Вы хотите научиться рисовать портрет, нужно понимать суть, а не просто поэтапно копировать натуру или картинку. Когда начинающий художник обретает такое понимание и начинает видеть натуру анализируя, а не просто копируя, то он будет значительно более успешен в обучении. Надеюсь рисунки и схемы из этого урока помогут начинающим в этом.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?