Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Почему Гагарин не был в космосе? Сколько в космосе был Гагарин и был ли там вообще.

Владимир Комаров. Советский Космонавт Номер 1 ?

Когда советские космонавты впервые полетели в космос? Ээээ, а в своем ли уме задающий такой вопрос? Гагарин, Титов, Терешкова - эти имена знает весь мир. И все таки, последние события на фронте американо-российской пропагандистской войны заставляют предположить, что все не так просто, как кажется.

В последнее время эпопея "Американцев не было на Луне" вышла на новый уровень. Теперь "Исследователи" доказывают, что американцев не только на Луне, их и в космосе не было примерно до 1986 года, когда взорвался "Челленджер". Для начала они взялись за фотографии астронавтов после приземления (приводнения) и пытаются доказать, что человек пробывший в космосе 2 недели не может быть таким бодреньким, какими были американцы. Дескать, вот "Союз-9" тоже долго летал, 17 дней, но когда приземлился, то якобы Севастьянов на четвереньках ползал, а у Николаева вообще был инфаркт.

То самое видео с Борманом и Ловеллом на борту "Уоспа" с врезкой до сих пор засекреченной хроники посадки Союза-9.
Кстати, качество видео ужасное по простой причине - посадка "Джемини-7" была первой, репортаж о которой передавался в прямом эфире, а качество тогдашних видеомагнитофонов было еще довольно низким. Кстати о том, что полеты на Луну снимали в Голливуде. А где снимали Королева, разговаривающего с Гагариным и отдающего команду на старт "Востока" ?

Но вот что интересно, в отличии от американцев, у нас в свободном доступе вообще отсутствуют кино и видео-съемки посадок спускаемых аппаратов "Союзов" практически до самых последних лет. Попробуйте их найти - не получится! Эпизодически, в пропагандистских документальных фильмах типа того бреда, что показывают на "России" и "РЕН-ТВ", какие то фрагментики тайной хроники возникают, но редко и мало. Это реально государственная тайна. В 1985 году работник Центрального Телевидения по фамилии Суслов продал некоторое количество космической хроники американцам за что получил 15 лет колонии строгого режима по статье за шпионаж и измену Родине. Что удивительно - телезапись суда над Сусловым была показана на Первом канале. Ни до, ни после ничего подобного советские телезрители не видели! Причем, в приговоре конкретно говорилось, что Суслов продавал именно съемки запусков и посадок кораблей. Ни о чем секретном речь даже не шла. И такой громадный срок! При этом, что еще более удивительно - как минимум с Союза-17 посадки кораблей уже показывали по советскому телевидению.

Отсюда возникает вопрос - а сколько на самом деле успешных космических запусков было совершено в СССР до миссии "Союз-Аполлон" ? Нет никаких стопроцентных подтверждений полетов "Востоков" и "Восходов". Много народу видели старты "семерок" якобы с космонавтами на борту, но нет ни одного кадра, запечатлевшего их посадку. Нет также доступных съемок первых стыковок в космосе. Также известна довольно странная история - когда Леонов был с турне в США, его в Хьюстоне спросили, а были ли какие либо проблему у него в открытом космосе и он сказал, что все было супер, никаких проблем не было. Но спустя буквально несколько недель Уайт столкнулся с определенными проблемами (раздувшийся скафандр) с которым обязательно должен был столкнуться и Леонов, но он почему то об этом умолчал. Вопрос - почему? Не потому ли, что он никуда не выходил? Да и вопрос документирования: чудовищно низкое качество съемки Леонова в космосе и роскошные снимки Уайта, сделанный МакДивиттом. Юмор ситуации в том, что советским космонавстам были доступны точно такие же по качеству фототехника и фотоматериалы, как и те, что были у американцев, но почему они не использовались? То, что они были доказывают роскошные съемки Луны, сделанные с бортов космических кораблей серии "Зонд" сделанные буквально через три года.

Польская марка, выпущенная в октябре 1957, изображающая первый искусственный спутник и болгарская 1958 с более или менее реалистичным изображением третьего советского искусственного спутника.

Марка 1969 года, посвященная стыковке кораблей Союз-4 и Союз-5. Первое в советской филателии реалистичное изображение пилотируемых космических кораблей.

Еще один загадочный момент - изображение советских космических кораблей на почтовых марках. Вот первые спутники изображались практически так, как они выглядели на самом деле. И первый и большой третий. С третьим есть небольшие отклонения, но в целом выглядит он реалистично, а вот вместо "Востоков" и "Восходов" изображалось нечто, абсолютно ничего общего с ними не имеющее и только после первых удачных полетов "Союзов" на марках по всему миру начали изображать именно их, а не абстрактные корабли. Почему? Не потому ли, что никаких "Востоков" и "Восходов" просто не было?

Слева марка почты СССР 1965 изображающая космический корабль "Восход" в момент выхода Леонова в открытый космос. Слов нет. Справа - вот так по версии ГДРовских почтарей приземлялся Юрий Гагарин.

Мое предположение примерно такое. Первая попытка полета в космос это "Союз-1", во время полета которого погиб Комаров. На следующем корабле должен лететь "первый космонавт Юрий Гагарин", но он, в "прямом эфире" наблюдавший агонию Комарова с первых секунд полета, понимал, что живым он не вернется и решает погибнуть быстро и мгновенно, а не так как погиб его друг. Да, Серегина жалко.

В сентября 1968 года впервые удается послать корабль к Луне (Зонд-5), который и вернуться сумел успешно. Пора совершать реально первый пилотируемый полет. Георгий Береговой, герой Советского Союза, всю войну провоевавший на штурмовике, трижды сбитый и не боявшийся вообще НИЧЕГО получает приказ лететь в космос. Если кто то и был в то время реально готов к подобной миссии в Советском Союзе, то только он. Тем более, разработчики божились, что все обойдется. Береговому не удалось пристыковаться к беспилотному Союзу-2, но он, по крайней мере, вернулся живым и здоровым, получил своего второго героя и через четыре года назначение руководителем Центра Подготовки Космонавтов. Больше в космос его не пускали, а "высокое" назначение народ воспринял, как "сажание на крючок". Но ведь можно рассмотреть эту ситуацию и по другому - как тайную награду за первый в истории успешный космический полет на советском орбитальном корабле. Хотя, скорее всего, его назначили по совокупности.

Кстати, в лыко "советской космической аферы" прекрасно ложатся не только гибель Гагарина и Комарова, но и смерть Королева, который настойчиво просил выпустить его за границу для участия в международных научных конференциях. А ведь Королев реально все знал.

Кстати, есть очень простой ответ, почему наших космонавтов буквально доставали из спускаемых аппаратов, а американские были веселые и довольные. Дело в том, что советские космонавты при спуске с орбиты в спускаемых капсулах "Востока", "Восхода" и "Союза" испытывали куда большие перегрузки, чем американцы. Спускаемые аппараты первых двух просто кувыркались в атмосфере, а "Союзы" вращаются.

И еще один миф о "Джемини-7" и "Союзе-9". Дескать, американцы имели всего 1,3 кубических метра на душу населения в "Джемини", а наши по 4.25, но американцы провели свои 2 недели без каких либо последствий, а наши типа от клаустофобии мучились. Однако, не все так просто. Да, у американцев было именно по 1,3 куб. метра в "Джемини" и по 2 куб. метра в спускаемом аппарате "Аполлона" (и это еще не все!), но критики американской программы допускают сознательное передергивание. Дело в том, что жизненное пространство в спускаемом аппарате "Союза" было всего 2,5 метра, а объем служебного отсека составлял 4 куб. метра, но сколько там реально было свободного пространства я сказать не могу. Если пропорция такая же, как и в спускаемом, то примерно 2 кубическим метра. Итого, на душу населения "Союза" приходилось не более 2,25 куб метров. , то есть, лишь чуть больше, чем в Аполлоне. И это при экипаже в 2 человека, а если три, то 1,5 куб. м. И ведь еще не учитывается внутренняя конфигурация отсеков. Вот например, видео с борта Аполлона-7, во время этого полета три астронавта находились в спускаемой капсуле почти 11 дней.

Да, тесно, никто не спорит. Но обратите внимание, что в поле зрения камеры почти всегда попадает только один человек и иногда двое. То есть, места достаточно, чтобы "не толкаться локтями". Теперь посмотрим видео из спускаемого аппарата "Союза".

Смотрим с 2.20. Напомню, что это вот сейчас - 2,5 кубометра жилого объема: "расчищали территорию" к полету Союз-Т3 с экипажем из Кизима, Макарова и Стрекалова в ноябре 1980 года, потом еще. И вот 2,5 кубометра это СЕЙЧАС, то есть вот сейчас в спускаемом отсеке "Союза" у космонавтов места меньше, чем в гробу!!! и в полтора раза меньше, чем у их коллег в "Джемини" 50 лет назад! Другое дело, что им терпеть недолго - только долететь до МКС. А сколько места реально было во времена полета Севастьянова и Николаева? Как бы не меньше, чем у тех же Бормана и Ловелла. Да, конечно, служебный отсек, еще 2-2,5 кубометра. Но, как я сказал, вопрос еще и в конфигурации этого самого пространства. Человек не жидкость, заполнять "весь доступный объем" не может.

Кстати, астронавты летавшие к Луне на кораблях Аполлон с номерами 9-17 кроме 5,9 кубометров спускаемой капсулы имели еще и 4,5 кубометра пригодного для обитания объема лунного модуля. Не общего объема, а именно жилого. Итого - 10,3 кубометра на троих. На всем протяжении полета к Луне и обратно.

Наталья Кустинская, звезда "Три плюс Два" и "Иван Васильевич меняет профессию" - главный приз "космонавта" Егорова.

Вернемся к теме "полетов" "Востоков" и "Восходов", Почему молчали "первые советские космонавты" ? Потому что они были настоящими советскими людьми. Партия сказала надо - комсомол ответил есть. А если кто сомневался, то тем могли показать хронику сожжения Бондаренко или предложить подержать в руках кусок летной куртки Гагарина - всего, что от него осталось. Но, скорее всего, все было куда проще - люди прошедшие ужас Коллективизации, Большого Террора и Великой Отечественной понимали, что лучше всю жизнь притворятся героем космоса и занимать доходные синекуры, чем сгинуть в одночасье. Тем более, часть из бывших космонавтов получили "второй шанс". Из пилотов "Востоков" в космос еще летали Быковский, Попович, Николаев. Леонов, якобы впервые вышедший в космос, получил возможность слетать в космос в составе миссии "Союз"-"Аполлон". Беляев умер, Комаров погиб, а Егорову досталась крутая американская тачка и самая сексуальная актриса советского кинематографа конца 60х - 70х Наталья Кустинская. Феоктистову и Титову больше в космос летать не пришлось, зато впереди их ждала долгая интересная работа в области разработки космических систем, которой они посвятили всю жизнь и в которой достигли впечатляющих успехов.

upd: Дочитали? Ну как? Поняли теперь, что немного владея предметом, можно сочинить любую мистификацию? Свободны. Продолжайте верить в то, что американцы никогда не были на Луне.

Не секрет, что человечество начинает осваивать все большие и большие просторы нашего мира, в том числе и космические. Впервые выйти на Луну удалось Нилу Армстронгу в ходе космической экспедиции 1969 года, после чего людей очень заинтересовали космические, никому не виданные, просторы. Но так ли легко добраться до другой планеты? Да даже до Луны, ведь кажется, что она так близко. И сколько лететь от Земли до на самом деле?

Луна – естественный спутник Земли, находящийся примерно в 384 401 км от нашей планеты (примерное значение, т.к. орбитой Луны является эллипс, а не окружность). Зная расстояние и проведя несложные математические действия (деление на скорость), мы можем с вами узнать, сколько же лететь от Земли до Луны.

  • Человек пешком (5 км/час).

Если брать траекторию движения – прямую, то человек дойдет до Луны примерно за 9 лет. Не так уж и много, не правда ли?

  • Человек на велосипеде (15 км/час).

Прямой путь от нашей планеты до Луны составит 3 года, но это при условии, что велосипедист будет передвигаться без остановок. Не думаю, что это самая простая задача.

  • Автомобиль (110 км/час).

По прямой путь при постоянном движении займет примерно полгода.

  • Современный космический корабль (11 км/с).

Если посчитать, то можем увидеть, что хватит всего 7 часов, чтобы долететь до Луны, но почему же полет Аполлона продолжался 3 суток? Дело в том, что 11 км/с – начальная скорость корабля, заданная ему, чтобы он смог покинуть земную орбиту. Далее его скорость постепенно снижается, ведь корабль летит не по прямой, а по эллиптической орбите с помощью силы инерции (полет по прямой – лишний расход топлива), и, исходя из этого, мы видим, что корабль достигнет Луны за 3 суток.

Теперь мы видим, путь очень долгий, и не каждый человек сможет выдержать столько времени постоянного полета. Так сможет ли простой человек в будущем полететь в Космос?

Ответить на этот вопрос сейчас очень трудно, но в мире уже существовали попытки создать космический туризм, и некоторые закончились вполне успешно – семь коммерческих космонавтов смогли побывать в Космосе на Международной космической станции. Но данная деятельность вполне сомнительна и доступна далеко не каждому.

  • Затратность космических полетов.

Более 10 000$ на 1 кг веса + затраты на топливо, питание и запуск ракеты. Не каждый богатый человек сможет себе это позволить, что уж и говорить о среднестатистических людях.

  • Недостаточно развитые технологии.

Представьте, расстояние от ближайшей планеты, Марса, до Земли составляет 56 млн км. Максимальная скорость современного космического корабля 40 000 км/час. Человек просто не сможет вынести такой длительный полет как физически, так и морально. Конечно, если отправлять людей на МКС, то все возможно. Но хватит ли нам одной околоземной орбиты в будущем?

  • Космические опасности.

На данном этапе Космос для человека – это что-то совершенно новое и неизвестное. Космический мусор, излучение, вакуум – это только малая часть всех опасностей, подстерегающих нас. Предугадать, что ждет нас в неизведанном пространстве, невозможно, а отправлять обычных людей в космическое пространство просто опасно.

  • Подготовка людей.

Для полета в Космос нужна усиленная подготовка, занимающая от нескольких месяцев (в экстренном случае) до нескольких лет, и хорошее здоровье, которым, к сожалению, могут похвастаться далеко не все. Да даже если вспомнить, сколько лететь от до Луны. Пребывать трое суток на космическом корабле не каждому под силу.

Космический полет – дело опасное и недоступное обычным людям на данном временном этапе, но раньше людям также были недоступны кругосветные путешествия или обычные перелеты. Время не стоит на месте, появляются новые теории и идеи, развивается техника. Мы верим, что в будущем, с приходом новых технологий, у нас появится возможность посетить Космос и насладиться неземными видами.

Обычно в рубрике «Как всё устроено» представители разных профессий анонимно рассказывают о тонкостях своей работы. Космонавт - слишком почётная профессия, чтобы оставаться анонимом. О своей работе нам рассказал лётчик-космонавт Центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина, полковник ВВС Валерий Токарев.

О страхе


Я не сказал бы, что там страшно. Ты профессионал и адаптируешься к работе, поэтому тебе некогда думать о страхе. Я не боялся ни на старте, ни на спуске - у нас же постоянно фиксируются и пульс, и давление. На станции вообще через какое-то время чувствуешь себя как дома. Но есть щекотливый момент, когда надо выходить в открытый космос. Прямо-таки не хочется туда выходить.

Это как первый прыжок с парашютом. Вот перед тобой открытая дверь и высота 800 метров. Пока сидишь в самолёте и под тобой вроде какая-то твердь - не страшно. А потом надо шагнуть в пустоту. Победить в себе естество человеческое, инстинкт самосохранения. Такое же чувство, только гораздо более сильное, когда ты выходишь в открытый космос.

Перед выходом ты надеваешь скафандр, в шлюзовой камере сбрасываешь давление, но находишься ещё внутри станции, которая летит со скоростью 28 тысяч километров в час по орбите, но это твой дом. И вот ты открываешь люк - открываешь вручную, - а там темнота, бездна.

Когда ты на теневой стороне, ты не видишь ничего под собой. И понимаешь, что внизу сотни километров бездны, мрака, темноты и тебе из освещённой обжитой станции надо идти туда, где ничего нет.

При этом ты в скафандре, а это не деловой костюм, в нём неудобно. Он жёсткий, и эту жёсткость надо преодолевать физически. Двигаешься только на руках, ноги висят балластом. К тому же ухудшается обзор. А тебе надо перемещаться вдоль станции. И ты понимаешь, что если отцепился, то смерть неминуема. Достаточно на два сантиметра промахнуться, тебе может одного миллиметра не хватить - и будешь вечно дрейфовать рядом со станцией, а оттолкнуться-то не от чего, и тебе уже никто не поможет.

Но даже к этому привыкаешь. Когда выплываешь на солнечную сторону, становится видно планеты, родную голубую Землю, становится спокойнее, пусть она от тебя в тысячах километров.

О том, каких берут в космонавты

Космонавтом может стать любой гражданин России, подходящий под определённые требования. Это только первый, гагаринский, набор был из военных лётчиков, потом стали брать ещё и инженеров, и представителей других специальностей. Сейчас заявку в космонавты можно подать, имея любое высшее образование, хоть филологическое. А потом уже людей отбирают по стандарту: проверяют здоровье, проводят психологические тесты... В последнем наборе, например, только один лётчик.

Но в космос в итоге летят далеко не все, по статистике около 40−50 % из тех, кто прошёл обучение. Кандидат постоянно готовится, но не факт, что в конце концов полёт состоится.

Минимальное время подготовки - пять лет: полтора года общая космическая подготовка, потом полтора года подготовка в группе - это ещё не экипаж, ещё полтора года подготовка в экипаже, с которым предстоит лететь. Но в среднем до первого полёта проходит гораздо больше времени - у кого-то десять лет, а у кого-то и дольше. Поэтому юных и неженатых космонавтов практически не бывает. В центр подготовки люди приходят обычно уже в возрасте около 30, как правило, женатые.

Космонавт должен изучить Международную космическую станцию, корабль, динамику полёта, теорию полёта, баллистику... В наши задачи на орбите также входит вести съёмки, монтировать и отправлять на Землю сюжеты с борта станции. Поэтому космонавты осваивают и операторскую работу. И, безусловно, требования к поддержанию физической формы постоянные, как у спортсменов.

О здоровье

У нас шутят: космонавтов отбирают по здоровью, а спрашивают потом как с умных. Проблема здоровья даже не в том, чтобы пережить перегрузки, это не так сложно, как принято считать, сейчас даже неподготовленные люди летают в космос как туристы.

Но туристы всё-таки летают на неделю, а профессиональный космонавт проводит на орбите много месяцев. И мы там работаем. Это туриста на взлёте к креслу пристегнул - и всё, его задача - выжить. А космонавт должен работать, невзирая на перегрузки: и связь поддерживать с Землёй, и быть готовым взять на себя управление в случае отказов, - в общем, должен контролировать всё.

Медицинский отбор в космонавты сейчас, как и раньше, очень сложный. Мы проходили его в Седьмом научном испытательном госпитале ВВС в Сокольниках и называли это место «гестапо». Потому что там тебя насквозь сканируют, что-то заставят пить, что-то уколют, что-то вырвут.

Тогда модно было удалять гланды, скажем. Они у меня и не болели совсем, но мне сказали, что надо вырезать. И когда ты проходишь отбор, противоречить врачам себе дороже.

Хотя у некоторых было гораздо хуже. Многие лётчики просто боялись идти в космонавты, потому что многих из них после медосмотра списывали с лётной работы. То есть ты и в космос не летишь, и на самолёте тебе летать запрещают.

О первом полёте

Ты к нему долго готовишься, ты профессионал, всё умеешь, но ты же никогда по-настоящему не испытывал ощущение невесомости.

Всё происходит очень быстро: предполётное волнение, потом сильная вибрация, ускорение, перегрузки и тут - раз! Ты в космосе. Двигатели выключаются - и полная тишина. И одновременно весь экипаж всплывает, то есть вы пристёгнуты ремнями, но тело уже обезвешено. Вот тогда наступает чувство эйфории. За окном - ярчайшие краски. В космосе нет полутонов, там всё насыщенное, очень контрастное.

Сразу хочется всё ощутить, покрутиться в воздухе, поддаться чувству радости, но когда ты член экипажа, в первую очередь надо работать. Очень много всего происходит одновременно: надо следить за тем, как раскрываются антенны, проверять герметичность и так далее. И только после того, как ты убедился, что всё в порядке, можно снять скафандр и по-настоящему насладиться невесомостью - покувыркаться.

Опять же, кувыркаться опасно. Помню, опытные космонавты начинали двигаться очень плавно, а мы, новички, крутились-вертелись. А потом вестибулярный аппарат сходит с ума. И ты понимаешь, что с ним надо аккуратнее, потому что могут начаться приступы тошноты.

О запахах

Это ты на Земле добежал до туалета, а даже если не добежал - ничего страшного. А там, если промахнулся, всё это будет летать внутри в атмосфере. И надо будет собирать специальным пылесосом. Но запахи пылесосом не соберёшь. А атмосфера одна, и она портится.

Запахи на станции постоянно накапливаются, так что, когда первый раз туда прибываешь, чувствуешь себя не очень комфортно. Мы же там и спортом занимаемся, а форточку не откроешь, не проветришь.

Но человек к запахам привыкает очень быстро. Так что нельзя сказать, что всё время на орбите ты чувствуешь дискомфорт. Только первое время, когда открываешь люк корабля и вплываешь на станцию. Хотя ещё несколько месяцев назад время со старта до стыковки составляло 34 часа, так что атмосфера и на самом корабле успевала наполняться разными запахами и особой разницы не чувствовалось. Это сейчас летишь всего шесть часов, так что в корабле остаётся более-менее свежий воздух.

О невесомости

Первые дни сложно спать: голова не чувствует никакой опоры, это очень непривычно. Некоторые привязывают голову к спальнику. Никакие вещи нельзя оставить незакреплёнными: улетят. Но уже через неделю ты полностью привыкаешь к невесомости и живёшь в штатном режиме, вырабатывается распорядок дня: сколько спать, когда есть.

Ногами в невесомости ты не пользуешься вообще, некоторые мышцы атрофируются, несмотря на то, что каждый день ты тренируешься на специальных тренажерах. Поэтому и возвращаться на Землю гораздо труднее, чем улетать, перегрузка переносится сложнее.

А потом первое время на Земле ты всё не можешь привыкнуть, что надо нести вес своего тела. Там же пальчиком оттолкнулся - полетел. Передавать предметы товарищу не надо, кинул предмет - он полетел. Чем грешили некоторые после того, как полгода провели в космосе? Застолье, кто-то просит передать что-нибудь, рюмку, например. Ну космонавт и кидает рюмку через стол.

О международной космической станции

Станция, как и космический корабль, состоит из модулей. Это отсеки метра четыре в диаметре и не больше 15 метров в длину. У каждого космонавта есть свой уголок: ночью приходишь, привязываешь спальник, сам туда заплываешь. Рядом обычно плавает ноутбук, радио, чтобы можно было тебя, если что, быстро поднять.


Это похоже на общежитие. Ничего нет изолированного, даже каюты без ширмы, только в туалете можно немного уединиться. Хотя в американских кораблях полностью изолированные каюты.

Нахождение на станции не похоже ни на тюрьму, ни на больницу. Это просто твоя работа с конкретными задачами. Надо проводить эксперименты, уводить станцию от столкновения с мусором, поддерживать её работу, менять какое-то оборудование, если понадобится.

Считается, что космонавтов в экипажи тщательно подбирают по психологическим характеристикам, но это не совсем так. Если экипаж многонациональный, то каждая страна просто предоставляет своего человека. Во время подготовки врачи, конечно, наблюдают, как вы друг другу подходите.

Но мне с экипажами всегда везло. Некоторые космонавты после совместного полёта на Земле друг с другом не общаются, а я вот со всеми своими коллегами поддерживаю отношения.

Хотя в космосе эмоции, как и цвета, очень насыщенные. Они протекают сильнее, достаточно малейшего толчка - и сразу скандал. То есть главное искусство - искусство управлять собой. Как и на земле, в общем-то.

О смысле

Мой путь в космонавты был довольно последовательным. Я отучился в лётном училище, лётная работа мне нравилась, но хотелось постоянно испытывать новую технику. Тогда я отучился на лётчика-испытателя, испытывал новейшие самолёты палубного базирования - это когда тебе надо посадить свою машину на палубу корабля. При таких упражнениях пульс у лётчиков зашкаливает сильнее, чем когда влетаешь в зону боевых действий. Потом, когда я стал лётчиком-испытателем первого класса, я понял, что всё, выше в атмосфере не прыгнешь. И очень логично было пойти и полетать на космической птичке. То есть для меня это был последовательный путь. Это свойственно мужчине и космонавту. Хотя космонавты тоже бывают разные.


Ну а бога в космосе не увидать, это мы ещё от Гагарина знаем. Но могу вам сказать, что космос - живой. Когда ты там, через тебя проходит какая-то информация, надо только к ней прислушаться. Инопланетян мы не видели, но, когда побываешь там, есть твёрдое убеждение, что мы во Вселенной не одни, есть те, кто умнее и сильнее нас.

Иллюстрации: Саша Похвалин

А вам нравится, когда собеседник откровенно врет или говорит о вещах, о которых не имеет ни малейшего понятия? К сожалению, большинство людей давно стало жертвами ошибочных или намеренно лживых стереотипов о космосе. Вдобавок наши знания о Вселенной постоянно меняются, и разобраться в новой информации бывает непросто даже самим ученым. Но какие именно из распространенных убеждений на самом деле не имеют ничего общего с реальностью? Узнай об этом прямо сейчас из подборки 25 самых ярких заблуждений о космосе!

25. Астронавты на орбите пребывают в условиях полной невесомости

Ну почти, но не совсем… На записях с видеокамер на орбитальных станциях мы часто наблюдаем за тем, как по кабине плавают предметы, а сами астронавты кажутся легче пушинки. Специалисты из НАСА попробовали объяснить это самым простым образом, чтобы не загружать вас сложными терминами. Внутри орбитального шаттла все незакрепленные предметы словно не имеют веса потому, что сам космический корабль находится в свободном падении, а астронавты внутри него испытывают пониженную гравитацию. Почему же тогда МКС никак не упадет на Землю? Дело в том, что аппарат движется так быстро, что все время промахивается. Другими словами, космонавты все время падают за горизонт.

24. Солнце желтое

Вообще-то оно белое. Нам оно кажется желтым из-за искажения солнечного излучения во время его прохождения через нашу атмосферу.

23. Ваш мобильный телефон работает благодаря спутникам

Обычно 99% всех сигналов проходит по обычным кабелям. Только очень небольшая часть коммуникаций связана со спутниками.

22. Полет через пояс астероидов смертельно опасен

Если вы смотрели Звездные войны, вы уже успели представить себе эту страшную картину. Однако правда заключается в том, что если бы вы на самом деле пролетели сквозь пояс астероидов, вы бы этого даже не заметили. Плотность небесных тел в этой зоне настолько низка, что не представляет почти никакой опасности для космических путешественников, но Голливуд был вынужден лгать, чтобы снять как можно более зрелищное кино.

21. Великая Китайская стена – единственное видимое из космоса рукотворное строение

И снова мимо, потому что Великая Китайская стена не такая уж и уникальная. С МКС на расстоянии примерно 400 километров можно рассмотреть и другие здания и строения, причем некоторые из них намного заметнее, чем легендарное китайское укрепление.

20. Земля – это идеально круглая сфера

Из-за постоянного вращения наша планета в районе экватора немного выпуклая, и она представляет собой скорее эллипс, чем идеально округлый шар.

19. Меркурий – самая жаркая планета Солнечной системы

Вы, наверное, думали, что раз уж Меркурий ближе остальных планет к Солнцу, то там наверняка жарче всего. Однако такое мнение – очередное заблуждение. Благодаря атмосферным условиям вторая планета Солнечной системы, Венера, может похвастать средней температурой в 480 °C, в то время как на Меркурии этот показатель находится в районе 167 °C.

18. Солнце – это огромный огненный шар

Нет там никакого огня. Для огня в привычном для нас понимании необходим кислород, а Солнце состоит в основном из гелия и водорода. Источник солнечного кроется в процессе термоядерной реакции. Давление и температура внутри солнечного ядра так велики, что атомы водорода вступают в реакцию и преобразуются в атомы гелия. Этот процесс и обеспечивает нас столь необходимым теплом и светом.

17. У Луны есть «темная сторона»

Существуют легенды о той стороне Луны, которая якобы вечно объята тьмой и хранит какие-то жуткие секреты. Знайте, на самом деле не существует ничего подобного. Зато есть обратная (или дальняя) сторона Луны, которую с Земли обычно не видно из-за вращения и нашей планеты, и нашего естественного спутника. Чтобы увидеть эту сторону надо просто облететь Луну вокруг. Всего лишь.

16. Плутон – планета Солнечной системы

В школе нас учили, что в Солнечной системе есть 9 планет, и что Плутон – одна из них. Но наука не стоит на месте, и терминология постоянно меняется. С 2006 года по постановлению Международного астрономического союза (МАС) Плутон разжалован и признан карликовой планетой. Но почему? Все дело в том, что в 2006 году тот самый МАС дал новое определение термину «планета», и Плутон, как оказалось, не обладает всеми необходимыми качествами. Вы наверняка слышали, что дальше Нептуна находится пояс Койпера. По сути это огромный астероидный пояс, и Плутон – не самый крупный объект в его пределах.

15. Загадочная девятая планета (или планета 9)

Плутон больше не считается девятой планетой Солнечной системы, но ученые все же полагают, что некая девятая планета существует. Это гипотетическое транснептуновое небесное вполне может оказаться реальным. Ученые пришли к такому выводу на основании наблюдений за орбитами нескольких других космических объектов из пояса Койпера, на которые явно оказывается некое постороннее гравитационное влияние. Вероятно, планета 9 находится очень далеко от нас, и она намного крупнее Земли.

14.Черные дыры – это воронки

В кино и мультфильмах черные дыры обычно изображают в виде огромных воронок, засасывающих все вокруг себя. В реальности черные дыры больше похожи на гигантские сферы. По сути это скорее невероятно плотные звезды с мощнейшей гравитацией.

13. В Средневековье люди думали, что Земля плоская

Почти любой ученый тех лет знал, что наша родная планета шарообразная. Именно по этой причине европейцы и принялись совершать героические плавания – чтобы добраться до Запада через Восток и найти новый морской путь. Вдобавок о форме Земли знали еще древние греки. Упоминание об этом есть в записях 300 года до нашей эры.

12. Космос холодный

Не совсем. Измерить температуру космоса не так уж и легко. Наверное, потому что измерять просто нечего. Высокие температуры обычно значат, что атомы субстанции находятся в возбужденном состоянии. Однако космический вакуум явно не отличается подвижностью атомов. Правильнее было бы сказать, что в космосе нет никакой температуры.

11. В открытом космосе вы замерзнете до смерти

Как мы уже убедились, с температурой в космосе не все так просто. Более того, если человек внезапно окажется в открытом космосе и без скафандра, он скорее перегреется. Почему? Потому что тепло, производимое нашим телом, будет лишено возможности покинуть организм. На Земле мы с легкостью охлаждаемся - потеем, обмениваемся температурами с окружающей средой и так далее. В космосе же такие способы уже не сработают, ведь обмениваться там попросту не с чем.

10. В космосе человеческая кровь вскипает

Это утверждение тоже ошибочно. Да, при условии более низкого давления жидкости вскипают на более низких температурах (если это давление не позволяет жидкости преобразоваться в газ), но с вашей кровью такого не произойдет. Почему? Потому что ваша находится в закрытой системе, и эффект нулевого давления не окажет такого скоротечного влияния. Конечно, жидкости, открытые для внешней среды (слюна, внешняя оболочка глаз) вскипят почти тотчас. А вот кровь – нет. Вдобавок, не путайте кипение с нагревом. Слюна не станет горячей, из-за пониженного давления она просто перейдет в газообразное состояние.

9. В открытом космосе ваше тело взорвется

Эта яркая картинка не раз представала перед взором любителей научно-фантастических фильмов. И да, это очередная ложь, придуманная для драматизации и кассовых сборов. Человеческое тело слегка распухнет, но уж точно не разлетится на части. В 1966 году один ученый из Хьюстона испытывал скафандр в условиях искусственного вакуума, эквивалентного пребыванию на высоте 37 километров. Защитный костюм оказался неисправен, и техник пережил опаснейшую декомпрессию. Давление было восстановлено в течение 30 секунд, поэтому мужчина не испытал никаких губительных для здоровья последствий, и позже ученый даже вспоминал, что перед потерей сознания он почувствовал, как у него вскипела слюна.

8. Хвост кометы зависит от траектории пути этого небесного тела

Нет, все опять не так, ведь хвост кометы образуется под воздействием тепла и солнечного ветра, а не от трения или какого-то другого механического влияния. Это значит, что хвост всегда обращен к солнцу, вне зависимости от направления движения кометы.

7. В космосе можно услышать взрывы

В космосе невозможно услышать ровным счетом ничего, потому там нет среды, по которой могли бы передаваться звуковые сигналы.

6. Мы не можем летать слишком быстро, потому что современные двигатели недостаточно мощные

В космосе нет практически никакого сопротивления, так что даже самый скромный двигатель может разогнать огромный корабль до невероятных скоростей. НАСА сейчас как раз экспериментирует над ионными двигателями малой тяги. Однако главная проблема заключается в запасах топлива. Чтобы длительное время разгонять столь крупный объект, двигателю необходим серьезный источник питания. Когда космолет все же достигнет своей максимальной скорости, его двигатель можно будет отключить, ведь теперь судно достигнет другого конца Вселенной без каких-либо проблем. Другое дело, что когда-то вам захочется и остановить корабль, а для этого нужна будет уже обратная тяга. На остановку судна пригодится столько же топлива, сколько и на разгон, так что ученым есть еще над чем поломать свои светлые умы.

5. Взрывы в космосе сопровождаются пламенем

Звездные войны – все же плохой источник информации. Как мы уже выяснили на примере Солнца, огню необходим кислород. Поскольку в космосе нет воздуха, взрывы там будут выглядеть совсем иначе, то есть далеко не как в голливудских фильмах. Что касается ракетных двигателей, они производят пламя, но только лишь потому, что в танкере с топливом есть заодно и запас кислорода.

4. Астронавты в открытом космосе летают с помощью маленьких реактивных моторчиков

Почти, но не совсем. Скафандры, действительно, оснащены чем-то похожим, но только на всякий случай, и в таких системах недостаточно топлива для полетов в стиле голливудских фильмов.

3. Нет ничего быстрее скорости света

Это относительно верно, но ученые стали все чаще приходить к выводу, что квантовая механика не всегда следует собственным же правилам. Например, квантовая запутанность и другие подобные феномены могут привести к открытию возможности путешествовать на скоростях, превышающих скорость света. Это станет чрезвычайно важным прорывом не только для космических полетов, но и для сферы вычислительных устройств.

2. НАСА потратило миллионы долларов на разработку ручки, которая бы писала в космосе

Этот миф часто рассказывают, когда вспоминают про космическую гонку 60-х годов, разгоревшуюся между агентствами США и СССР. Народ посмеивался, что НАСА потратило миллионы долларов на разработку шариковой ручки, которая писала бы в условиях относительной невесомости, в то время как советские космонавты проявили знаменитую русскую смекалку и взяли с собой обычные карандаши. Однако правда заключается в том, что оба государства использовали сначала карандаши и фломастеры, а потом перешли на специальную ручку, но ее разработка не стоила никому никаких миллионов долларов. Письменная принадлежность для космонавтов была создана по собственной инициативе частной компании Fisher Pen Company, которая потом стала продавать свои ручки по 6 долларов за штуку.

1. Земля вращается вокруг Солнца

А вот и самая невероятная ложь! Теперь вам будет, чем щегольнуть перед друзьями в праздной беседе, и удивить всех не на шутку. Каждый объект воздействует на любое другое тело, и это значит, что не только гравитация Солнца влияет на Землю, но и гравитация нашей планеты влияет на движение Солнца. Технически оба этих небесных тела вращаются вокруг так называемого барицентра. В случае Земли эта условная точка так близка к центру Солнца, что ее стали попросту игнорировать. Однако в случае Юпитера барицентр находится в 48 280 километрах от поверхности Солнца. В каком-то смысле все мы вращаемся вокруг друг друга…

Все фотографии: pixabay (public domain)

Сложно поверить, что освоение космоса для СССР прошло столь успешно: первая попытка с участием человека - и сразу удача! Во время напряженного соперничества между Советским Союзом и Америкой был слишком большой соблазн выдать желаемое за действительное, чтобы поддержать престиж страны. Поэтому среди тогдашних диссидентов и сегодняшних скептиков есть сомневающиеся в официальной версии. Нельзя совершенно точно утверждать, что у Гагарина не было предшественников, чья жизнь закончилась в космосе трагично.

Космонавт Бондаренко погиб в марте 1961 года при исполнении

В начале 1990-х, когда появилась возможность работать с прежде засекреченными архивами, начали изучать советскую космическую тему, отбрасывая слухи. По итогам исследования А. Железнякова и А. Первушина лишь один космонавт погиб до полета Гагарина.

В связи с тем, что все подробности о смерти члена первого отряда космонавтов были засекречены, многие люди охотно верили в альтернативные версии.

На самом деле старший лейтенант Бондаренко погиб на Земле, в Институте авиационной медицины. Это произошло во время эксперимента, имитирующего космические условия. Атмосфера в барокамере содержала чрезвычайно большую долю кислорода, а также поддерживалось высокое давление. Эти характеристики способствовали быстрому распространению огня, когда космонавт по ошибке бросил вату, смоченную в спирте, на горячую электроплитку. Этой ватой он протирал кожу, снимая медицинские датчики.

Горело не только все содержимое барокамеры, но даже шерстяной костюм испытателя. Помочь Валентину быстро не удалось, так как открытие дверей требовало времени из-за перепада давления. 24-летнего парня доставили в больницу с обширными ожогами, но спасти его жизнь не удалось.

Недоступность информации об этом происшествии стала косвенной причиной подобной трагедии для американских астронавтов в 1967 году. Когда готовили миссию «Аполлон» в космическом комплексе им. Кеннеди во время испытаний, случился сильный пожар, унесший 3 жизни. Объем инструкции по безопасности готовили очень подробно, она содержала более 200 страниц. Но риск возникновения пожара не учли, этот пробел стал фатальным.

Владимир Ильюшин - космонавт, опередивший Гагарина, неудачно приземлился на территории Китая и был пленен

В 1961 году в американской левой газете Daily Worker появилась сенсационная заметка о том, что первый полет в космос совершил вовсе не Гагарин, а В. Ильюшин. И состоялось событие не 12 апреля, а пятью днями ранее.

Представление мировой общественности ложной информации со стороны СССР объясняли так: Владимир Ильюшин неудачно приземлился на территории Китая. Там космонавта держали в плену, выведывая секретную информацию о достижениях советской космонавтики. Поэтому публике представили Гагарина, который в соответствии со слухами, был вовсе не первым.

В действительности же В. Ильюшин никогда в космосе не был, и перспектив таких перед ним не стояло. Он был летчиком-испытателем, и притом блестящим пилотом, мировым рекордсменом, заслужившим множество наград. Отец Владимира - Сергей - был известным авиаконструктором, имя которого носят самолеты «Ил».

В воздухе Владимир Ильюшин был неуязвим, не терял ясности мысли даже в самых сложных ситуациях. Но вот на земле аварии избежать не удалось - она произошла летом 1960 года, состояние здоровья летчика серьезно ухудшилось. Он решил обратиться к нетрадиционной китайской медицине, отправившись в Ханчжоу. Так и появилась легенда, будто В. Ильюшина после сложной посадки в плохом состоянии удерживают китайцы.

Алексей Белоконев задохнулся от недостатка кислорода

Немало противоречивой информации, которую оживленно подхватывали западные газеты, исходило от итальянских радиолюбителей по фамилии Юдика-Кордилья. Они сообщали, что неоднократно слышали сигналы из космоса, на которых различали стук человеческого сердца, сбивчивое дыхание, морзянку, просьбы о помощи и просто речь космонавтов, общающихся со станцией. Одной из жертв системы, тайными свидетелями гибели которого стали итальянцы, был А. Белоконов (встречается вариант написания Белоконев). По версии нескольких газет, в том числе Reader`s Digest и Corriere della Sera, названный советский космонавт задохнулся во время полета.

Правдоподобности этой версии добавляло, что фото Белоконева вместе с коллегами, которые готовятся к космическим условиям, публиковали в журнале «Огонек». Подготовку показали, а результаты - нет, значит под железным занавесом прячут неудачу, значит космонавты погибли - так выглядела логическая цепочка событий для всех вовлеченных в космическую тему западных журналистов.

На самом деле человек с таким именем существовал и с космонавтикой был связан, но ни одного полета не совершил, так как был испытателем оборудования. Более того, он жил и здравствовал почти 30 лет после описанной трагедии в космосе, еще в 70-х продолжал работать в Институте космической медицины. Умер в 1991 году.

Иван Качур погиб из-за взрыва во время запуска в 1960 году

По версии агентства «Рейтер» в число «нулевых» космонавтов вошел и коллега Алексея - Иван Качур, тоже испытатель оборудования, который специализировался на высотных испытаниях, где приходилось дышать кислородом под избыточным давлением. Западные СМИ утверждали, что космонавт погиб во время запуска баллистической ракеты осенью 1960 года, при взрыве.

На самом деле действительно осуществлялся запуск в сентябре 1960 года, и действительно он был неудачным - прогремел взрыв. Но на борту были лишь 2 собаки, они погибли. А испытатель оборудования Иван Качур на тот момент уже был уволен из Советской армии (это событие датируется 28 апреля), вернулся в УССР, в родную Ивано-Франковскую область.

Заводовского во время космического полета унесло в неизвестном направлении

Еще один техник-испытатель Геннадий Заводовский по версии информационного агентства «Рейтер» затерялся в открытом космосе в 60-м. Причиной называют поломку системы ориентации космического корабля. И вместо того, чтобы приближаться к Земле корабль стал отдаляться.

На самом деле испытатель Заводовский, как и его коллеги, не попал в космос раньше Гагарина, и вообще никогда там не был. Этот человек помогал в развитии космонавтики тем, что проходил испытания - специализировался на дыхании при перепадах высот и давления. Его деятельность отмечена в Книге почета испытателей.

Умер испытатель в 2002 году, покоится на кладбище «Ракитки» в Подмосковье.

Историк космонавтики А. Песляк пишет о том, что труд испытателей на Земле был довольно сложным и опасным. Многие солдаты, участвовавшие в развитии советской космонавтики, жертвовали здоровьем. За 10 лет, пока СССР готовился к триумфальному освоению космоса, 20 % испытателей было признано ограниченно годными для дальнейшей службы, а еще около 16 % комиссия вообще не допустила к дальнейшей работе в условиях «Земного космоса». Средняя продолжительность жизни испытателей не превышала 50 лет.

Апр 13, 2018 Геннадий

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?