Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Первые шаги малыша рассказ родителей. Первые шаги малыша: как помочь ребенку быстрее научиться ходить

Ваш ребенок встает на ножки и переступает по периметру гостиной, держась за мебель? Тогда он уже на пороге своих первых самостоятельных шагов - а это важный этап в развитии малыша!

Ваш малыш в настоящее время находится на стадии развития, ведущей к его большей «независимости». Скоро должен произойти переход. В этом месяце он еще передвигается по комнате боком, держась за мебель, а в следующем (или в одном из следующих) уже сможет сделать свои первые самостоятельные шаги.

Обретенные малышом относительные самодостаточность и мобильность позволят ему расширить «зону исследований». Именно поэтому пора подумать о том, чтобы ввести понятие ограничений. Слово «нет» должно показать малышу, что пока для него свобода имеет определенные границы. В первую очередь, конечно, введение границ дозволенности поможет защитить его от опасных ситуаций, а вас - от чрезмерных переживаний.

В каком возрасте ребенок сделает первый шаг?

Конечно, просто сидеть и смотреть по сторонам ребенку больше не интересно. Начиная с 9 и в течение последующих трех-шести месяцев малыш будет очень быстро развиваться. К его достижениям можно будет отнести такие:

  • Вставание на ножки (в возрасте от 9 до 12 месяцев).
  • Передвижение по комнате, держась за мебель (в возрасте от 9 до 13 месяцев).
  • Стояние без поддержки (от 9 до 14 месяцев).
  • Ходьба (от 10 до 15 месяцев).

Но имейте в виду, что возраст указан в среднем диапазоне. Ваш кроха может расти и развиваться в своем собственном, индивидуальном теме. То есть перечисленные события могут произойти как в начале или конце приведенных периодов, так и за их пределами - и это не повод для беспокойства.

Обучение малыша ходьбе

Многих мам волнует вопрос, как научить ребенка ходить и стоит ли предпринимать какие-нибудь особые действия? Рассмотрим процесс развития малыша, чтобы найти ответ.

Большинство детей через несколько недель после того момента, как научатся вставать, делают первые попытки ходьбы, удерживаясь за мебель . Чтобы закрепить у ребенка этот новый для него навык, медленно «прогуливайтесь» вместе с ним, поддерживая его за обе ручки и помогая переставлять ножки. Постепенно он научится уверенно переносить весь вес на ноги, а руками (с вашей поддержкой) пользоваться для равновесия. С этого момента кроха будет ходить за ручку, самостоятельно поднимая и переставляя ноги.

Последний «этап» перед передвижениями без посторонней помощи наступит тогда, когда малыш узнает, что от одного предмета мебели до другого можно переместиться, если держаться одной рукой за первый, а второй тянуться к следующему «пункту назначения».

Когда ребенок начинает самостоятельно передвигаться по комнате, держась за все, что попадается под руку, убедитесь, что «попасться» могут только крепкие, устойчивые предметы мебели. Чтобы помочь ему потренироваться, организуйте расположение этих предметов так, чтобы юный исследователь мог побывать в большей части помещения (естественно, в его доступности не должно быть потенциально опасных вещей, оставленных без присмотра). Чтобы он не упал на скользком полу, пусть походит босиком (это, ко всему прочему, позволяет ножкам правильно развиваться и укрепляет лодыжки) или, если холодно, в и носочках, снабженных нескользящей подошвой.

Последний этап обучения ходьбе - передвижение без поддерживания . Это достаточно сложная задача для малютки. Ведь ноги ребенка все еще непропорционально малы по сравнению с туловищем и головой, а он должен нести весь собственный вес. Кроме этого малыш должен понять, как координировать разрозненные движения тазобедренных, коленных, голеностопных суставов и не упасть при этом. Именно поэтому часто дети делают первые шаги с неловко раздвинутыми ногами и руками, вытянутыми вперед для поддержания равновесия!

Читайте в этой статье:

Дети не просто цветы жизни, они являются настоящим счастьем и смыслом жизни их родителей. Многие моменты из жизни ребенка навсегда запоминаются родителями и греют душу. Особенно врезаются в память первые шаги ребенка. С новорожденными малышами такие моменты бывают чаще: первая улыбка, первый зуб. Самый интересный момент, когда беспомощный, неприспособленный малыш делает первые шаги самостоятельно. Вот ему захотелось баночки потрогать, в ванную заглянуть. Родителям остается только следить за малышом, радоваться его успехам и, конечно, не забыть подарить ему новую игрушку.

Особенности приобретения навыка самостоятельно хождения

Развитие двигательных умений, мышц и координации движения начинается с первого дня рождения:

  1. С 1 до 3 месяцев дети учатся держать голову, стараются удерживать предметы в руках.
  2. С 3 до 6 месяцев малыши начинают поворачиваться, поднимать верхнюю часть туловища, стараются сидеть.
  3. С 6 до 9 месяцев учатся стоять с поддержкой и вставать на четвереньки.
  4. С 9 до 12 месяцев могут уже передвигаться на четвереньках и стоять без поддержки.
  5. С 13 до 14 месяцев наблюдается самостоятельное хождение детей.
  6. С 14 до 15 месяцев малыши начинают наклоняться, отходить назад, таскать игрушки за собой.
  7. С 1,5 до 2 лет дети начинают осваивать спуски и подъемы по лестницам, прыгать и толкать мячик ногами.
  8. С 3 лет дети уже обладают скорректированной ходьбой.

Возраст указан приблизительно, ведь каждый ребенок развивается по-своему. У каждого малыша своя комплектация, умение держать равновесие, мышечный тонус, мотивация и помощь от родителей.
Ребенок делает первые шаги, пусть и не самостоятельные, уже на первых неделях своего существования. Для этого кому-то из родителей необходимо взять малыша под мышки и поставив его ножки на твердую поверхность, придерживать. При этом ребенок должен опираться на свои ноги. При наклоне его корпуса немного вперед малыш должен начать переступать ножками. Это еще не шаги ребенка. Это эффект опоры. Отсутствие такого рефлекса означает возможный перенос гипоксии или свидетельствует о каких-либо травмах в утробном периоде и внутричерепной травме самого малыша.

Развитие навыка самостоятельного хождения

Мышцы ног развиваются от количества поворачиваний и увеличения навыков самостоятельной посадки и сидения. Если малыша взять за подмышки примерно в 5 месяцев, он должен с радостью отталкиваться ножками от коленей взрослого.

Около 8 месяцев дети ощущают всю прелесть и удобство нахождения в вертикальном положении. Так ребенку удобнее играть, больше видимый обзор. В таком положении они начинают пытаться подняться на ножки, хватаясь за всяческие опоры, находящиеся поблизости. Через несколько недель такой малыш будет ходить по квартире, держась за мебель, падать и снова подниматься. Родителям в такие моменты важно ничего не упустить из виду во избежание различных травм.

Затем наступает период изучения сопутствующих движений, малыши стараются уронить и поднять игрушку из положения стоя. Некоторое время спустя можно наблюдать, как ребенок быстрыми шажками перебегает от одной опоры к другой. С 13 месяцев дети начинают самостоятельно ходить. Конечно, первые месяцы, они будут делать это неустойчиво, но с каждой попыткой, ходьба будет совершенствоваться.

Некоторое время дети ходят, практически не сгибая широко расставленных ног, стараясь держать равновесие, не опираясь на что-либо. Ходьба такого типа будет наблюдаться, пока у ребенка не окрепнут связки. По мере освоения этих навыков стопы начнут сближаться, руки перестанут помогать держать равновесие и станут свободными для игрушек и других важных малышу вещей.

Проблемы развития навыков ходьбы

Проблемы возникают по ряду различных причин. В первый год жизни важно проходить профилактическое обследование. Прохождение медицинских специалистов сможет выявить возможные нарушения в раннем возрасте, когда их можно будет исправить.

Наиболее часто встречаются следующие проблемы:

1. В возрасте более 1,5 года ребенок не ходит или пошел около года, но его ходьба неуверенная и недолгая. Это нарушение может возникнуть из-за перенесенной родовой травмы, черепно-мозговой, ДЦП, наследственных нервных заболеваний. Возможен курс реабилитации. После осмотра врачом-специалистом назначается комплексное лечение.

2. Ребенок постоянно падает, старается все время держать за руку родителей, практически самостоятельно не ходит. Рассматриваемая проблема сообщает о том, что, возможно, у малыша плохое зрение. В этом случае требуется осмотр у окулиста.

3. Физически ребенок ходит отлично, но боится делать это без опоры (мебель, родители). Данная проблема, скорее всего, указывает на психологическую причину. Возможно, ребенок был чем-то сильно напуган или ушибся, когда пытался пойти сам. Родителям в такой ситуации рекомендуется поддержать кроху, кричать и торопить ни при каких обстоятельствах нельзя.

5. Малыш все время передвигается на носочках. Скорее всего, у ребенка спазм икроножных мышц. Требуется массаж, специальная обувь и гимнастическая программа. Обязательно рекомендуется обратиться к специалисту.

6. Стопы расположены не по норме, то есть при ходьбе не сохраняется параллельное положение стоп. Можно исправить, пока у малыша они не сформировались, обратившись к специалисту.

Правила для родителей

Родители могут помочь, когда ребенок делает первые попытки самостоятельного хождения. Некоторые правила, которые следует выполнять:

1. Рекомендуется не торопить малыша с первым шагом. Опорно-двигательный аппарат должен быть готов к таким нагрузкам. Приступать к этапу ходьбы необходимо только после полного освоения ребенком этапа ползания. Именно на предыдущем этапе развиваются и укрепляются мышцы. Не стоит забывать, что взрослым ходить легко, а для малыша это тяжелое усилие над собой.

2. Необходимо заинтересовать малыша. Например, когда он находится на четвереньках, показать какую-нибудь игрушку выше уровня глаз ребенка. Потом ее надо медленно положить на кровать или тумбочку так, чтобы он все видел. Когда малыш поднимется и потянется за игрушкой, необходимо переместить ее чуть подальше, так у заинтересовавшегося малыша появится мотив сделать несколько шагов.

3. Покажите пример. Сделать это можно находясь на прогулке или дома. Необходимо просто показать малышу передвигающихся пешком или бегущих людей.

4. «Все сам». Ходунки использовать не рекомендуется. Это средство лишь создает видимость обучения ходьбе, на самом деле ребенок и вовсе может отказать ходить потом самостоятельно, прилагая какие-то усилия. Это правило касается и других способов применения опор (например, ходьба с поддержкой под мышками). Оба варианта могут развить у ребенка неправильную осанку, деформацию стоп. Наиболее безопасным, по мнению педиатров, будет использование катающихся предметов с ручкой.

5. Очень полезно играть с малышом. Так как удержать непоседу будет непросто, рекомендуется учить ходить, играя. Можно придумать игры, в которых малыш даже не заметит, что выполняет полезные гимнастические упражнения.

7. Дома только босиком. Или в носках с резиновой подошвой. Выполнение этого правила поспособствует профилактике плоскостопия и других нарушений формирования стопы.

8. Прежде всего должна соблюдаться безопасность. Давая ребенку действовать самостоятельно, не следует забывать о его безопасности. Рядом с малышом не должно быть никаких опасных предметов. Хождение ребенка должно быть в просторном помещении без препятствий. В современных магазинах продается множество приспособлений, обеспечивающих безопасность для детей (блокираторы дверей, мягкие крепления на углы мебели и т.д.).

Вывод: родителям следует запастись терпением, чтобы хорошо понимать своего ребенка. Самое важное — вовремя отслеживать нарушения и всевозможные отклонения от нормы, и тогда с помощью специалистов можно будет их исправить. Когда малыш делает первые небольшие, но самостоятельные шаги, это огромная радость для родителей и самого малыша.

Первый шаг – едва ли не самое важное событие в жизни малыша и его родителей. Вспомните эти исполненные восхищения и гордости фразы ваших друзей и знакомых: «Мы сегодня пошли!» Разумеется, и вы с нетерпением ждете этого момента, который, несомненно, до неузнаваемости изменит образ жизни вашей крохи. Поэтому нужно сразу разобраться со всеми вопросами и опасениями, которые могут возникнуть. Этим мы сейчас и займемся.

Один из главных вопросов, связанных с первым шагом: «Когда же, собственно, детки должны начинать ходить?» Здесь мы сразу готовы развеять любые ваши сомнения и опасения, потому что нет никакого определенного возраста, когда малыш должен это сделать. Все зависит от его комплекции, умения держать баланс и, конечно же, помощи родителей. Как правило, свои первые шаги дети делают в возрасте от 9 до 15 месяцев, поэтому нет никаких поводов для переживаний, если в годик ваш ребенок еще не научился самостоятельно ходить.

Чем помочь малышу, делающему свои первые шаги?

Для начала опровергнем распространенное заблуждение о том, что чем раньше ребенок научится ходить, тем лучше.

На самом деле это совсем не так. Малыш сможет полноценно ходить только тогда, когда его мышцы достаточно окрепнут и будут готовы к большой нагрузке. Именно поэтому считается, что сначала крохе лучше научиться ползать – так опорно-двигательный аппарат подготовится к будущей нагрузке. Однако для первого шага в большую жизнь малышу просто необходима помощь и поддержка родителей.

Поэтому сейчас мы с вами рассмотрим, чем мы можем помочь нашим деткам в этих стремлениях.

Используем любопытство

Ваш малыш активно познает мир, хочет все увидеть и потрогать, так почему бы не использовать любознательность ребенка в качестве стимула для первых шагов? Привлеките внимание карапуза яркой игрушкой или погремушкой, но положите ее на некотором расстоянии. Чтобы дотянуться до нее, малыш будет вынужден встать, сделав первые неуверенные шаги. Однако необходимо помочь ему и поставить рядом стульчик или пуфик, за который кроха мог бы держаться.

Повторяем за старшими

Все мы хорошо знаем, что малыши берут пример со старших и повторяют за ними буквально все. Именно поэтому на прогулке необходимо обращать внимание ребенка на то, как ходят взрослые или дети постарше. После этого ваш кроха, не желая отставать от других, обязательно захочет попробовать и сам.

Отказываемся от ходунков!

Специалисты считают, что ходунки вредны для малышей, поскольку в результате их использования у ребенка могут возникнуть нарушения в осанке, дефекты развития стопы и голени. В ходунках малыш находится в сидячем положении и не напрягает мышцы, поэтому они не помогают ему сделать первый самостоятельный шаг. Гораздо полезнее учиться ходить самостоятельно. Тогда будет формироваться правильная осанка, и мышцы будут развиваться равномерно.

Мотивируем к движению

Чтобы ребенок быстрее научился ходить, он должен как можно больше двигаться. На прогулках не держите малыша в коляске, помогайте ему почувствовать ножками землю и сделать первые шаги пока с вашей помощью. Берите на прогулку игрушечные машинки или специальные каталки, которые бы побуждали кроху двигаться. Кроме того, старайтесь давать ребенку больше самостоятельности, когда он перемещается по своей комнате. Создайте импровизированные препятствия из подушек, преодолевая которые малыш начинал бы тренировать свой опорно-двигательный аппарат.

Уберегаем от опасностей

Прежде чем учить ребенка ходить, внимательно осмотрите его комнату на наличие острых углов, розеток или других опасных вещей, которые могли бы поранить малыша. Внимательно следите за крохой, ведь только так вы убережете его от травм.

Не боимся падений

Помните, что ребенок не сможет научиться ходить, ни разу не упав. Поэтому не делайте из падения трагедию, так как это может только напугать малыша и отбить у него желание учиться ходить. Подбадривайте кроху в любой ситуации и старайтесь передать ему только положительные эмоции, ведь без падений не бывает взлетов!

Как выбрать подходящую обувь для тех, кто учится ходить?

Особое внимание родителям стоит уделить обуви для малыша, который только учится ходить. В этот период свод стопы ребенка не сформирован, на ней есть небольшая жировая подушечка. Кроме того, кроха много встает на носочки, бегает и прыгает.

Для дома идеальным вариантом становятся обычные носочки, которые дают максимальную свободу передвижения и не травмируют формирующуюся стопу.

Для улицы же необходима специальная обувь, ведь там малыш может запросто пораниться. Для таких случаев существуют обычные или ортопедические ботиночки. В ортопедической обуви присутствует жесткий задник, высокий супинатор и застежка на липучке, которая надежно фиксирует ботиночек на ноге. Чтобы определить, какая обувь подойдет именно вашему малышу, советуем обратиться к доктору.

Какие подгузники лучше всего подойдут для деток, совершающих первые шаги?

Малыши, которые делают свои первые шаги, очень активны, поэтому им уже не подходят стандартные подгузники. Специально для таких случаев созданы тонкие подгузники-трусики, которые не сковывают движения крохи и помогают ему быстрее учиться ходить.

Японская компания Goo.N, завоевавшая доверие миллионов родителей по всему миру, предлагает одни из самых комфортных подгузников-трусиков на современном рынке. Выбирая подгузники этой фирмы, вы можете быть уверены в том, что малыш будет свободно постигать этот мир, и ничто не помешает его первым шагам:

Подгузники-трусики Goo.N прекрасно прилегают к талии и ножкам, что полностью предотвращает протекание даже при самых активных действиях. Они выполнены из мягкого и нежного эластичного волокна, которое не вызывает раздражения.
Многие мамы сталкиваются с проблемой опрелостей у детей, особенно зимой и летом, однако подгузники от Goo.N полностью лишены этого недостатка, ведь они изготовлены из дышащих материалов, обеспечивающих испарение влаги наружу.
Подгузники-трусики Goo.N отлично тянутся и легко надеваются, поэтому поменять их можно за считанные секунды без каких-либо проблем.
Кроме того, любой маме особенно понравится удобный индикатор наполнения, сообщающий о необходимости смены подгузников.
Приятным дополнением станет и тот факт, что подгузники-трусики снабжены технологией нейтрализации запаха после использования.
Компания Goo.N по-настоящему заботится о малышах и их мамах, изготавливая подгузники из самых комфортных и нежных материалов.

Подводя итог, хочется отметить, что каждый малыш индивидуален, поэтому никто не сможет с точностью сказать, когда ваше маленькое чудо начнет делать первые шаги. Однако именно родители могут сделать это событие незабываемым, вселив крохе веру в собственные силы и подарив ему свою любовь.

Медики считают, что ребёнок с нормальными показателями здоровья должен сделать первые шаги в возрасте от 9 до 18 месяцев; самые резвые карапузы начинают передвигаться на своих двоих задолго до года, малыши более обстоятельные могут пойти ближе к полутора.

В принципе, уже по разнице в сроках можно догадаться: первые шаги — дело сугубо индивидуальное, и не стоит даже пытаться подвести достижения конкретного младенца под единый стандарт. Конечно, практика показывает, что есть дети, развивающиеся "по книжке" и проходящие последовательно все этапы, описанные в тематической литературе. "Правильный" ребёнок сначала учится ползать, потом, сдав все мыслимые нормативы по бегу на четвереньках, начинает вставать в кроватке, потом осваивает передвижение по периметру манежа — и наконец делает первый робкий шаг в открытое пространство. Однако на одного такого малыша приходится как минимум один, который знать не знает педиатрических канонов и, спокойно пропуская "пластунский" этап, практически без подготовки меняет сидячий образ жизни на прямохождение.

В этой немудрёной статистике заложен ответ на вопрос, волнующий большинство молодых мам: когда он должен пойти? И этот ответ таков: тогда, когда созреет и достаточно окрепнет для того, чтобы встать на ноги; природе нужная дата известна лучше, чем целому консилиуму врачей.

На зарядку становись!

Разумеется, сказанное выше не означает, что нужно пустить развитие малыша на самотёк, что ему не нужно помогать — дескать, рано или поздно сам пойдёт. И следить, и помогать — нужно. Первые шаги могут задерживаться как в случае, если мышцы ног ребёнка слишком слабые, так и в случае гипертонуса — то есть тогда, когда мышцы находятся в очень сильном напряжении (в гипертонусе ребёнок не ставит ногу на полную ступню, всё время приподнимаясь на цыпочки). Точную диагностику состояния опорно-двигательного аппарата малыша должны проводить специалисты (ортопед, хирург, невролог). Как правило, если диагностируется гипертонус, доктора прописывают ванночки с травами или морской солью и массаж. Если же малышу необходимо укрепить мышцы, развить координацию движений и вселить уверенность в собственных силах, очень полезной может оказаться специальная гимнастика.

Упражнение 1

Возраст: с 9-10 месяцев, когда ребёнок уже начал переступать, держась за руки взрослых.

Инвентарь: игрушечная коляска или прогулочная коляска самого малыша.

Ребёнок стоит, держась за ручки коляски , взрослый поддерживает малыша. Когда коляска начинает медленно двигаться с места, малыш тянется за ней, наклоняется и наконец делает первый шаг.


Упражнение 2

Возраст: с 9 месяцев.

Инвентарь: стол или любая жёсткая поверхность.

Взрослый сажает ребёнка на корточки, спиной к себе. Крепко держа за бёдра, взрослый раскачивает малыша вперёд и назад, вынуждая встать на ровные ножки. Нужно помочь ребёнку наклониться как можно глубже вперёд, одновременно поддерживая его в области грудной клетки. Если карапуз не спешит подниматься — значит, ножки ещё слабы и упражнение можно оставить, а спустя некоторое время к нему вернуться. Цель упражнения — закрепить умение самостоятельно стоять.

Упражнение 3

Возраст: 6-9 месяцев.

Инвентарь: фитбол средней величины, надутый на 2/3.

Взрослый сажает ребёнка на мяч спиной к себе и, крепко держа за бёдра, наклоняет в разные стороны. Цель — развить координацию движений, научить балансировать и удерживать равновесие.

Упражнение 4

Возраст: когда ребёнок уже умеет подниматься с коленей при помощи опоры.

Инвентарь: любимая игрушка малыша и кресло.

Игрушка по полу передвигается в направлении кресла, «призывая" малыша на четвереньках ползти за ней, поднимается над креслом (чтобы ребёнок попытался опереться об него ручками) и кладётся на край кресла. Если упражнение проведено успешно, малыш должен встать без посторонней помощи, опираясь на кресло.

Упражнение 5

Возраст: 9 месяцев и старше.

Инвентарь: два шеста высотой около 120 см или обруч.

Ребёнок берётся за шесты, взрослый на его ручки сверху кладёт свои. Взрослый начинает медленно переступать вместе с ребёнком, переставляя шесты на манер лыжных палок. В случае если используется обруч, ребёнок находится внутри, а взрослый, передвигая обруч в разные стороны, подталкивает малыша к разным движениям — ходьбе по кругу, вперёд или назад.

Упражнение 6

Возраст: когда малыш перемещается по комнате, держа взрослого за руку.

Инвентарь: длинный шнурок или верёвка.

Шнурок натягивается между мебелью на высоте коленей ребёнка. Держа ребёнка за руку, взрослый подводит малыша к шнурку. Смысл в том, чтобы ребёнок переступил через препятствие.

Как облегчить путь?

В стремлении облегчить первые шаги малышей от родителей и педиатров не отстаёт и современная индустрия, год от года расширяющая ассортимент развивающих товаров для детей. Какие-то из них признаются полезными, по поводу других мнения специалистов могут расходиться в диаметрально противоположные стороны. Приведём ниже три самых популярных и самых обсуждаемых приспособлений для обучения ходьбе.

Ходунки. Маленький круглый столик с матерчатым сиденьем, устроенным по принципу рюкзака-кенгуру, снабжённый у основания колёсиками. Сидя в ходунках, ребёнок достаёт ножками до пола и, отталкиваясь, может свободно перемещаться по квартире. Высота сиденья, как правило, регулируется: малыш может доставать до пола одними носочками, а может вставать на полную стопу.

Именно ходунки вызывают наиболее ожесточённые дебаты в "околомладенческой" среде: существуют как убеждённые сторонники, так и ярые противники данного приспособления. На самом деле, если не покупать дешёвые и, следовательно, потенциально травмоопасные модели и соблюдать элементарную технику безопасности, ходунками вряд ли можно навредить. Техника безопасности очень проста:

  • ходунки не подходят ребёнку, который ещё не умеет самостоятельно сидеть;
  • ребёнок в ходунках не может оставаться без присмотра (как, собственно, и без них);
  • слишком длительное пребывание в ходунках создаст излишнюю нагрузку для спины.

Справедливости ради надо заметить, что от ходунков немного не только вреда, но и пользы: большие сомнения вызывает сама идея, что ходунки способны помочь малышу с первыми шагами. Сидящий в ходунках ребёнок, по сути, не ходит, а катается, отталкиваясь от пола ногами. При этом он лишён необходимости держать равновесие и координировать собственные движения, он застрахован от падений. С другой стороны, на этапе, когда карапуз уже начал активно передвигаться по дому на четвереньках, но ещё не научился ходить, описанное приспособление может стать настоящим спасением для мамы, давая ей передышку в бесконечной "гонке за лидером".

Коляска-каталка. Устройство, по форме напоминающее четырёхколёсную тележку с ручкой: малыш делает первые шаги, держась за ручку и толкая каталку перед собой. Она удобнее обычной детской коляски, которую тоже нравится возить большинству годовалых младенцев, так как соответствует росту малыша. На определённом этапе пользы от подобного предмета много, так как он позволяет ребёнку передвигаться без помощи взрослых, не теряя равновесия и уверенности в себе.

Вожжи-поводок. Конструкция из ремней, напоминающая шлейку для собаки и визуально, и по способу использования. "Вожжи" используются на этапе самых первых шагов, когда малыш уже готов перемещаться без посторонней помощи, но при этом ещё недостаточно хорошо координирует движения. В этой ситуации "поводок" исполняет роль страховочной лонжи, не дающей упасть и сильно удариться начинающему "канатоходцу". Главный минус приспособления — со стороны оно выглядит малопривлекательно. Но в случае, если малыша приходится выгуливать бабушке, страдающей ревматизмом, "поводок" может стать настоящим спасением.


Босоногий мальчик

Ещё один спорный момент, касающийся первых шагов малыша, связан с его первыми ботинками. Сегодня практически каждый ортопед, видя, что ребёнок вот-вот пойдёт, предлагает родителям приобрести сандалики с поддерживающим супинатором. По мнению большинства современных врачей, такая обувь служит эффективной профилактике и к тому же помогает более устойчивому сцеплению ножки с поверхностью. Вместе с тем данный подход в ортопедии — не единственный, и его притязания на статус истины в последней инстанции несколько преждевременны.

Ещё в середине ХХ века американский ортопед Саймон Виклер выпустил книгу "Сними ботинки — и иди" (Dr Simon J. Wikler. Take Off Your Shoes and Walk), в которой описал результаты своих многолетних исследований. Изучив сотни ног пациентов от года до девяноста, Виклер пришёл к выводу, что самые здоровые стопы у тех из них, кто носит свободную обувь на гнущейся подошве и часто ходит босиком. Именно супинаторы ослабляют мышцы стопы, так как её изгиб, который должен возникать естественным путём, в случае с супинатором достигается механически, полагает врач. Вывод ортопеда таков: обувь должна быть свободная настолько, чтобы сохранялась возможность пошевелить пальцами внутри ботинка, в ней не должно быть супинаторов, и при каждой подходящей возможности ребёнок должен ходить босиком (в том числе и дома, по гладкому полу).

Шаги к безопасности

Заботясь о том, чтобы ребёнку было удобно и комфортно ходить, важно не забыть и о его элементарной безопасности: как только малыш встаёт на ножки, он в самом буквальном смысле переходит на новый уровень... и начинает доставать до тех полок и предметов, о которых раньше мог только мечтать. А значит, чтобы первые шаги крохи были поводом для радости, а не для перманентного стресса, к этим самым шагам нужно подготовиться.

Итак, осмотрите критическим взглядом квартиру и...

  • переложите все хрупкие, ценные и тяжёлые предметы, находящиеся меньше чем в 1,2 м от пола;
  • уберите скатерти: они очень легко стягиваются со стола вместе со всем содержимым;
  • спрячьте в недосягаемое место всю бытовую химию: стиральным порошкам, пятновыводителям и отбеливателям отныне не место в легко открываемом ящике под ванной;
  • заблокируйте электрические розетки специальными заглушками;
  • заведите привычку убирать все острые, колющие, режущие предметы в такое место, где младенец их не достанет — даже если очень постарается.

Помимо потенциально опасных предметов, способных ушибить, уколоть или обжечь малыша, на "первопроходческой" стадии в квартире обнаруживается несметное количество углов и мебельных ручек, расположенных ровно на уровне глаз крохи. К счастью, современная индустрия предлагает целый ассортимент устройств, способных в самом буквальном смысле сгладить острые углы. Уголки на столы, специальные чехольчики на ручки, заглушки для выдвижных ящиков, ограничители дверей и окон, блокираторы лестниц имеются сегодня в любом более-менее крупном детском магазине. И всё же не стоит обольщаться: соломки, которую, согласно народной мудрости, не помешало бы подстелить в нужном месте, современные производители так и не изобрели. В тот момент, когда ребёнок делает свой первый шаг, он делает шаг к своей независимости. И на этом пути непременно будут острые углы и коварные ступеньки, слёзы, ссадины и шишки. Малыш ещё тысячу раз упадёт — и тысячу один поднимется, пока наконец по-настоящему твёрдо не встанет на ноги.

Фото Legion-Media.ru

Обычно здоровый доношенный малыш начинает ходить самостоятельно в 10-12 месяцев; вполне укладываются в норму колебания от 9 до 16 месяцев. Первые шаги с поддержкой могут совершаться в 7-12,5 месяцев. Разрыв в нормативных сроках в полгода объясняется тем, что многое зависит от пола ребенка (девочки обычно осваивают этот навык раньше), индивидуальных особенностей созревания центральной нервной системы и мышц, навыка ползания.

Стремление активно передвигаться в пространстве сильно опережает физиологические возможности малыша. Уже с 6-7 месяцев ребенок делает попытки самостоятельного движения. Лучше всего, если они «выльются» в ползание. Именно оно способно помочь малышу осваивать новые территории, не превышая допустимую нагрузку на еще слабые мышцы ног и туловища. Как правило, ползать дети начинают с .

Часто родители, видя неодолимое желание ребенка двигаться, покупают ему ходунки, но с точки зрения физиологии, это не самый лучший выход. Во-первых, для перемещения в ходунках нужен совсем иной механизм, чем при самостоятельной ходьбе: в них ребенок просто наваливается всем телом на переднюю часть рамы, толкая ее, и, при этом, пружинисто ступает на носочках.

Во-вторых, широкая рама основания не дает ребенку упасть или удариться об угол мебели. В результате малыш привыкает «не заботиться» о поддержании равновесия и осторожности, что в будущем аукнется лишними падениями и ушибами.

В-третьих, из-за слабости мышц конечностей ребенок быстро устает, а самостоятельно сесть или лечь, находясь в ходунках, не может.

Лучше всего использовать манежи, где ребенок защищен от травм, может самостоятельно перемещаться, тренируя мышцы ног, но, при этом, способен регулировать нагрузку на нижние конечности в зависимости от степени утомления. Если же ходунки уже куплены и нет сил отказать малышу в их использовании, видя его радостную реакцию на них, не держите малыша в ходунках долго – оптимальное время не более 30 минут. Ходунки можно применять с 6-7 месяц жизни, когда ребенок уже умеет самостоятельно сидеть.

Первые шаги малыша очень сильно отличаются от уверенной походки взрослого. Ножки ребенка широко расставлены, согнуты в коленных и тазобедренных суставах, стопы слегка направлены внутрь. Позвоночник в верхней части прогибается вперед, в нижней – назад. Руки малыша при первых шагах обычно тоже вытянуты вперед – к ближайшей опоре. Чуть позже ребенок начинает балансировать, используя руки для поддержания равновесия, или же сгибает их и прижимает к груди. Конечно, такая походка кажется взрослым неуклюжей, но она вполне физиологична для этого возраста.

С первыми шагами ребенка встает вопрос о первой обуви. Нужна она, или нет? Если нужна, то какая?

Большинство педиатров сходится во мнении, что дома малыш вполне может ходить босиком, или же обходиться носочками. Так он лучше чувствует опору.

Для выхода на улицу, конечно, потребуется . Раньше медики настаивали, что она непременно должна быть из натуральной кожи. Сейчас требования смягчились. Главное, чтобы ножка в ней могла «дышать», не потела. Обувь не должна быть очень твердой, при этом голеностопные суставы обязательно должны быть жестко фиксированы застежкой и высокой пяткой. Подошва должна быть твердой, но легко гнущейся. Лучше, если носок обуви будет закрытым, потому что малыши часто «загребают» носочками землю и легко могут травмировать пальцы ног.

Вопрос о необходимости супинаторов или специальных ортопедических прокладок решается индивидуально, в зависимости от особенностей ребенка. Здоровому малышу супинатор вполне может заменить квадратный широкий каблучок высотой около 0,3 см.

Обычно ходить малышам очень нравится. К 2-3 годам они осваивают бег и прыжки. Прыгать раньше категорически не рекомендуется из-за несформированного свода стопы – в раннем возрасте у детей отмечается физиологическое .

На выработку зрелой походки с участием многих содружественных мышц потребуются годы. На смену сгибанию конечностей в суставах через 1-2 года приходит их распрямление, и тогда малыш ходит, почти не сгибая ног, переставляя их, как ходули. К 4-5 годам формируется структура шага, подобная взрослой. Но ходьба, в целом, еще неритмична и нестабильна, отсутствует связь между темпом ходьбы и длиной шага (даже когда ребенок торопится, он не может шагать шире и семенит). Он все еще очень быстро устает. Только к 10 годам навык ходьбы формируется полностью, и ребенок начинает ходить, как взрослый.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?