Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Отзыв о рассказе дракон замятин. В.и.заика анализ рассказа евгения замятина "дракон"

Прочитав рассказ Е. Замятин а "Дракон ", мы не сразу можем уловить смысл произведения. Чересчур много метафор. Давайте проанализируем его по частям.

Вообще, прочитав сначала название, мы представляем в голове образ сказочного дракона, думаем, что рассказ, скорее всего, для детей написан. Но первое впечатление обманчиво.

Рассказ написан в 1918 году, когда к власти пришли большевики и разгорелась Гражданская война. Этот суровый период и показывает Замятин в "Драконе".

_____________________________________________
1-|Люто замороженный, Петербург горел и бредил. |- сразу мы видим в первом предложении рассказа такой приём, как оксюморон. На улице зима, но город "горел", что наводит на мысль о каких-то страшных событиях в нем.

2-|Было ясно: невидимые за туманной занавесью, поскрипывая, пошаркивая, на цыпочках бредут вон желтые и красные колонны, шпили и седые решетки. |- Замятин использует для описания желтые и красные цвета. Первый ассоциируется с болезнью, а второй с пролитой кровью. Шпили и решетки нагнетают атмосферу происходящего.

3-|Горячечное, небывалое, ледяное солнце в тумане - слева, справа, вверху, внизу - голубь над загоревшимся домом. |- "ледяное солнце" также оксюморон, как бы придает значение угасания всего светлого в жизни. Оно сравнивается с голубем, символом хоть какой-нибудь надежды.

4-|Из бредового, туманного мира выныривали в земной мир драконо-люди, изрыгали туман, слышимый в туманном мире как слова, но здесь – белые, круглые дымки; выныривали и тонули в тумане. |- люди в Петербурге сравниваются с драконами. Они потеряли человеческий облик, выходили из "тумана", который скрывал их настоящее лицо, но долго не смогли продержаться снаружи. Им надо было окунуться с головой в революцию, чтобы власть не наказала их.

5-|И со скрежетом неслись в неизвестное вон из земного мира трамваи. |- трамвай олицетворяет человеческую нравственность, которая в тот период начала исчезать (например, вера в Бога стала запретной, жизнь человека начала обесцениваться).

6-|На трамвайной площадке временно существовал дракон с винтовкой, несясь в неизвестное. Картуз налезал на нос и, конечно, проглотил бы голову дракона, если бы не уши: на оттопыренных ушах картуз засел. Шинель болталась до полу; рукава свисали; носки сапог загибались кверху - пустые. И дыра в тумане: рот. |- вот и появился перед нами тот самый "дракон". Он не оправдал наши ожидания, пришедшие к нам после прочтения названия рассказа. Этот "дракон" создаёт впечатление чего-то нелепого, несуразного при рассмотрении его портрета. Казалось бы, что в нем страшного? Да не тут-то было...

7-Далее идет ключевой момент рассказа :
| Это было уже в соскочившем, несущемся мире, и здесь изрыгаемый драконом лютый туман был видим и слышим:
— ...Веду его: морда интеллигентная -- просто глядеть противно. И еще разговаривает, стервь, а? Разговаривает!
— Ну, и что же - довел?
— Довел: без пересадки - в Царствие Небесное. Штыком.
Дыра в тумане заросла: был только пустой картуз, пустые сапоги, пустая шинель. Скрежетал и несся вон из мира трамвай.
|-
Тут мы видим, что “ сказочный герой ” не безобиден вовсе. Ведя "человека думающего" (именно такие не нужны были новой власти) на допрос, Дракон не сдержался и убил его штыком. Туман в рассказе - символ зла и зачерствения человеческой души из-за антигуманных взглядов, диктуемых советской властью. А трамвай с моральными ценностями уходит всё дальше и дальше...

8-|И вдруг – из пустых рукавов – из глубины – выросли красные, драконьи лапы. Пустая шинель присела к полу – и в лапах серенькое, холодное, материализованное из лютого тумана.
— Мать ты моя! Воробьеныш замерз, а! Ну скажи ты на милость!
Дракон сбил назад картуз – и в тумане два глаза – две щелочки из бредового в человечий мир.
|- в этой сцене мы убеждаемся, что не до конца Дракон потерял человеческие качества. Увидев замерзшего воробья (причем, заметьте, Замятин употребляет слово "воробьеныш", чтобы подчеркнуть беззащитность этого маленького создания), он сразу старается его пригреть. От этого из того затуманенного мира прорезаются "две щелочки", то есть два глаза, но не широко распахнутые и не смотрящие на происходящее вокруг трезво.

9-|Дракон изо всех сил дул ртом в красные лапы, и это были, явно, слова воробьенышу, но их – в бредовом мире – не было слышно. Скрежетал трамвай.
— Стервь этакая; будто трепыхнулся, а? Нет еще? А ведь отойдет, ей-бо... Ну скажи ты!
|- в Драконе просыпается надежда на то, что воробушек всё же сможет очнуться. Он чуть ли не сказал "ей-богу". Это означает, что религиозное начало в человеке не так-то просто уничтожить одним махом, как попыталась новая власть.

10-|Изо всех сил дунул. Винтовка валялась на полу. И в предписанный судьбою момент, в предписанной точке пространства серый воробьеныш дрыгнул, еще дрыгнул – и спорхнул с красных драконьих лап в неизвестное. |- та деталь, что "винтовка валялась на полу", заставляет читателя задуматься, возьмет ли её дракон снова? Или всё же пойдет по пути истинному? А та "предписанная точка пространства" - грань между "затуманенным миром" и "человеческим миром". Именно в тот момент оживает воробьёныш, почувствовав теплоту и доброту, повеявшую из мира людей.

11-|Дракон оскалил до ушей туманно-полыхающую пасть. Медленно картузом захлопнулись щелочки в человечий мир. Картуз осел на оттопыренных ушах. Проводник в Царствие Небесное поднял винтовку.
Скрежетал зубами и несся в неизвестное, вон из человеческого мира, трамвай.
|- в заключительном эпизоде мы видим, что дракон всё же выбрал путь жестокости и зла. А добро (трамвай) всё дальше уходит от него...

Евгений Замятин
ДРАКОН

Евгений Замятин
ДРАКОН

Люто замороженный, Петербург горел и бредил. Было ясно: невидимые за туманной занавесью, поскрипывая, пошаркивая, на цыпочках бредут вон желтые и красные колонны, шпили и седые решетки. Горячечное, небывалое, ледяное солнце в тумане - слева, справа, вверху, внизу - голубь над загоревшимся домом. Из бредового, туманного мира выныривали в земной мир драконо-люди, изрыгали туман, слышимый в туманном мире как слова, но здесь - белые, круглые дымки; выныривали и тонули в тумане. И со скрежетом неслись в неизвестное вон из земного мира трамваи.

На трамвайной площадке временно существовал дракон с винтовкой, несясь в неизвестное. Картуз налезал на нос и, конечно, проглотил бы голову дракона, если б не уши: на оттопыренных ушах картуз засел. Шинель болталась до полу; рукава свисали; носки сапог загибались кверху - пустые. И дыра в тумане: рот.

Это было уже в соскочившем, несущемся мире, и здесь изрыгаемый драконом лютый туман был видим и слышим:

- …Веду его: морда интилигентная - просто глядеть противно. И еще разговаривает, стервь, а? Разговаривает!

Ну, и что же - довел?

Довел: без пересадки - в царствие небесное. Штычком.

Дыра в тумане заросла: был только пустой картуз, пустые сапоги, пустая шинель. Скрежетал и несся вон из мира трамвай.

И вдруг - из пустых рукавов - из глубины - выросли красные, драконьи, лапы. Пустая шинель присела к полу - и в лапах серенькое, холодное, материализованное из лютого тумана.

Мать ты моя! Воробьеныш замерз, а? Ну скажи ты на милость!

Дракон сбил назад картуз - и в тумане два глаза - две щелочки из бредового в человечий мир.

Дракон изо всех сил дул ртом в красные лапы, и это были явно слова воробьенышу, но их - в бредовом мире - не было слышно. Скрежетал трамвай.

Стервь этакая: будто трепыхнулся, а? Нет еще? А ведь отойдет, ей-бо… Ну скажи ты!

Изо всех сил дул. Винтовка валялась на полу. И в предписанный судьбою момент, в предписанной точке пространства серый воробьеныш дрыгнул, еще дрыгнул - и спорхнул с красных драконьих лап в неизвестное.

Дракон оскалил до ушей тумано-пыхающую пасть. Медленно картузом захлопнулись щелочки в человечий мир. Картуз осел на оттопыренных ушах. Проводник в царствие небесное поднял винтовку.

Скрежетал зубами и несся в неизвестное, вон из человеческого мира, трамвай.

Прочитав рассказ Е. Замятин а "Дракон ", мы не сразу можем уловить смысл произведения. Чересчур много метафор. Давайте проанализируем его по частям.

Вообще, прочитав сначала название, мы представляем в голове образ сказочного дракона, думаем, что рассказ, скорее всего, для детей написан. Но первое впечатление обманчиво.

Рассказ написан в 1918 году, когда к власти пришли большевики и разгорелась Гражданская война. Этот суровый период и показывает Замятин в "Драконе".

_____________________________________________
1-|Люто замороженный, Петербург горел и бредил. |- сразу мы видим в первом предложении рассказа такой приём, как оксюморон. На улице зима, но город "горел", что наводит на мысль о каких-то страшных событиях в нем.

2-|Было ясно: невидимые за туманной занавесью, поскрипывая, пошаркивая, на цыпочках бредут вон желтые и красные колонны, шпили и седые решетки. |- Замятин использует для описания желтые и красные цвета. Первый ассоциируется с болезнью, а второй с пролитой кровью. Шпили и решетки нагнетают атмосферу происходящего.

3-|Горячечное, небывалое, ледяное солнце в тумане - слева, справа, вверху, внизу - голубь над загоревшимся домом. |- "ледяное солнце" также оксюморон, как бы придает значение угасания всего светлого в жизни. Оно сравнивается с голубем, символом хоть какой-нибудь надежды.

4-|Из бредового, туманного мира выныривали в земной мир драконо-люди, изрыгали туман, слышимый в туманном мире как слова, но здесь – белые, круглые дымки; выныривали и тонули в тумане. |- люди в Петербурге сравниваются с драконами. Они потеряли человеческий облик, выходили из "тумана", который скрывал их настоящее лицо, но долго не смогли продержаться снаружи. Им надо было окунуться с головой в революцию, чтобы власть не наказала их.

5-|И со скрежетом неслись в неизвестное вон из земного мира трамваи. |- трамвай олицетворяет человеческую нравственность, которая в тот период начала исчезать (например, вера в Бога стала запретной, жизнь человека начала обесцениваться).

6-|На трамвайной площадке временно существовал дракон с винтовкой, несясь в неизвестное. Картуз налезал на нос и, конечно, проглотил бы голову дракона, если бы не уши: на оттопыренных ушах картуз засел. Шинель болталась до полу; рукава свисали; носки сапог загибались кверху - пустые. И дыра в тумане: рот. |- вот и появился перед нами тот самый "дракон". Он не оправдал наши ожидания, пришедшие к нам после прочтения названия рассказа. Этот "дракон" создаёт впечатление чего-то нелепого, несуразного при рассмотрении его портрета. Казалось бы, что в нем страшного? Да не тут-то было...

7-Далее идет ключевой момент рассказа :
| Это было уже в соскочившем, несущемся мире, и здесь изрыгаемый драконом лютый туман был видим и слышим:
— ...Веду его: морда интеллигентная -- просто глядеть противно. И еще разговаривает, стервь, а? Разговаривает!
— Ну, и что же - довел?
— Довел: без пересадки - в Царствие Небесное. Штыком.
Дыра в тумане заросла: был только пустой картуз, пустые сапоги, пустая шинель. Скрежетал и несся вон из мира трамвай.
|-
Тут мы видим, что “ сказочный герой ” не безобиден вовсе. Ведя "человека думающего" (именно такие не нужны были новой власти) на допрос, Дракон не сдержался и убил его штыком. Туман в рассказе - символ зла и зачерствения человеческой души из-за антигуманных взглядов, диктуемых советской властью. А трамвай с моральными ценностями уходит всё дальше и дальше...

8-|И вдруг – из пустых рукавов – из глубины – выросли красные, драконьи лапы. Пустая шинель присела к полу – и в лапах серенькое, холодное, материализованное из лютого тумана.
— Мать ты моя! Воробьеныш замерз, а! Ну скажи ты на милость!
Дракон сбил назад картуз – и в тумане два глаза – две щелочки из бредового в человечий мир.
|- в этой сцене мы убеждаемся, что не до конца Дракон потерял человеческие качества. Увидев замерзшего воробья (причем, заметьте, Замятин употребляет слово "воробьеныш", чтобы подчеркнуть беззащитность этого маленького создания), он сразу старается его пригреть. От этого из того затуманенного мира прорезаются "две щелочки", то есть два глаза, но не широко распахнутые и не смотрящие на происходящее вокруг трезво.

9-|Дракон изо всех сил дул ртом в красные лапы, и это были, явно, слова воробьенышу, но их – в бредовом мире – не было слышно. Скрежетал трамвай.
— Стервь этакая; будто трепыхнулся, а? Нет еще? А ведь отойдет, ей-бо... Ну скажи ты!
|- в Драконе просыпается надежда на то, что воробушек всё же сможет очнуться. Он чуть ли не сказал "ей-богу". Это означает, что религиозное начало в человеке не так-то просто уничтожить одним махом, как попыталась новая власть.

10-|Изо всех сил дунул. Винтовка валялась на полу. И в предписанный судьбою момент, в предписанной точке пространства серый воробьеныш дрыгнул, еще дрыгнул – и спорхнул с красных драконьих лап в неизвестное. |- та деталь, что "винтовка валялась на полу", заставляет читателя задуматься, возьмет ли её дракон снова? Или всё же пойдет по пути истинному? А та "предписанная точка пространства" - грань между "затуманенным миром" и "человеческим миром". Именно в тот момент оживает воробьёныш, почувствовав теплоту и доброту, повеявшую из мира людей.

11-|Дракон оскалил до ушей туманно-полыхающую пасть. Медленно картузом захлопнулись щелочки в человечий мир. Картуз осел на оттопыренных ушах. Проводник в Царствие Небесное поднял винтовку.
Скрежетал зубами и несся в неизвестное, вон из человеческого мира, трамвай.
|- в заключительном эпизоде мы видим, что дракон всё же выбрал путь жестокости и зла. А добро (трамвай) всё дальше уходит от него...

Какая главная мысль рассказа дракон Е. Замятина? bv и получил лучший ответ

Ответ от Alexey Khoroshev[гуру]
Рассказ "Дракон" может показаться беглой зарисовкой, но автор сумел поднять её на высоту почти символической картины, осмысливая которую, Замятин дает свой взгляд нановую действительность и "нового" человека.
Название имеет двойственное значение: передать внешнее сходство людей с образом дракона, также отразить внутреннюю (звериную) сущность персонажа, спокойно "пожирающего" человека только потому, что у него "морда интеллигентная – просто глядеть противно". Необычно то, что этот же дракон спасает от замерзания воробья - согревает его. Это уже человеческое, нравственное пробуждается в персонаже. Наверное, в проявлении этих двух начал и формируется конфликт рассказа. А закладывается это уже в самом названии. Окружающая действительность, тот мир, в котором формируется драконо-человек. Он тоже двойствен. Замятин показывает мир, разделенный надвое: один – "бредовый, туманный, неизвестный", другой – "земной, человечий, человеческий". Двоемирье новой действительности отражает двойственную сущность "нового" человека, рожденного этим миром. Связывают эти миры несущиеся "в неизвестное вон из земного мира трамваи". Мир "неизвестный" – это то будущее, к которому стремятся, но какое оно будет – не знают. Изображая его, автор использует развернутые метафоры ("невидимые за туманной занавесью, поскрипывая, пошаркивая, на цыпочках бредут вон желтые и красные колонны, шпили и седые решетки. Из бредового, туманного мира выныривали в земной мир драконо-люди") и сравнения ("изрыгали туман, слышимый в туманном мире как слова, но здесь – белые, круглые дымки", "солнце в тумане – слева, справа, вверху, внизу – голубь над загоревшимся домом"). С помощью оксюморона (" горячечное, небывалое, ледяное солнце", " Люто замороженный, Петербург горел и бредил") Замятин усиливает "бредовость" этого мира, показывая, что в этом мире все безумно и, в первую очередь, безумен человек, оказавшийся там.
Образ драконо-человека формируется с помощью сопоставления портретных деталей, что также отражает двойственность персонажа. Рот – "дыра в тумане", руки – "красные драконьи лапы", "два глаза – две щёлочки". Единственная конкретная деталь – оттопыренные уши, на которых "картуз засел", что подчеркивает физическую мелкость данного персонажа. По словам ("морда", "стервь", "воробьеныш", "трепыхнулся") и речевым оборотам ("Ну скажи ты на милость", "ей-бо… ", "мать ты моя! ") видно, что это малограмотный, скорее всего деревенский мужичок, захваченный историческим водоворотом. Причем, одним словом "стервь" он называет и интеллигента, которого конвоирует, и воробья, которого согреет. Меняется только интонация, с которой он это произносит: раздраженная (" И еще разговаривает, стервь, а? ") и умилительно-радостная ("Стервь этакая; будто трепыхнулся, а? "). Скорее всего, герой не понимает всего происходящего, но, следуя идее, рьяно её защищает, в первую очередь, выступая против тех, кто превосходит его интеллектуально и имеет иные жизненные принципы. Его раздражает интеллигент, который не боится представителя новой власти, поэтому дракон с идейной легкостью отправляет его " без пересадки – в Царствие Небесное. Штыком". Но то, что не относится к идеологии, заставляет проявиться гуманному человеческому началу, отсюда жалость к воробышку и спасение его.
Образом трамвая как символа движения и завершается рассказ. Финал остается открытым, так как трамвай "скрежетал зубами и нёсся в неизвестное, вон из человеческого мира", унося с собой драконо-человека. Образом драконо-человека автор как бы показывает – каждый человек двойствен, в каждом есть и "высокое" и "низкое". Каждому предстоит выбор одного из двух начал, и от того, каков будет этот выбор, что победит: духовное, гуманистическое - или звериное, утробное – и зависит будущее, от выбора личности зависит путь развития общества. Е. Замятин заставляет нас задуматься об ответственности за тот выбор, который сделает каждый из нас, так как именно этим мы определяем не только свою судьбу, но и судьбы будущих поколений.

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО

учитель высшей квалификационной категории

Политическая сказка Евгения Замятина «Дракон»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

Тип урока: урок-исследование.

Цели и задачи урока:

· проведение анализа идейно-художественных особенностей политической сказки Евгения Замятина «Дракон» в форме урока-исследования (с постановкой и решением проблемных задач литературоведческого характера);

· формирование целостного представления об особенностях художественного мира Евгения Замятина, о глубинных связях между сказкой «Дракон» и романом «Мы»;

· развитие когнитивных и креативных способностей.

Оснащение:

на доске – портрет писателя, его имя и название сказки, ниже – дата написания (1918); на обороте крыла доски – имя писателя, название романа «Мы», дата написания (1921) (записи расположены таким образом, чтобы при повороте крыла они были симметричны и складывались в единое целое);

карточки с заданиями для работы в парах.

ХОД УРОКА

1. Эпиграф урока: «О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух…»

Слово учителя.

– Сегодня мы действительно совершим ряд «чудесных открытий», потому что проводим урок-исследование, урок практического анализа необычного художественного текста – политической сказки Евгения Замятина «Дракон».

2. Знакомство с основными вехами биографии Евгения Замятина (обращаем внимание на его прозвище «Англичанин», на организацию травли после опубликования в 1929 году в Чехии романа «Мы») – сообщение учащихся (индивидуальное домашнее задание).


3. Чтение отрывка из письма Замятина к Сталину, в котором он излагает просьбу разрешить ему отъезд за границу и говорит о возможности стать «английским писателем».

Приговоренный к высшей мере наказания – автор настоящего письма – обращается к Вам с просьбой о замене этой меры другою. (…) Для меня как для писателя именно смертным приговором является лишение возможности писать, а обстоятельства сложились так, что продолжать свою работу я не могу, потому что никакое творчество немыслимо, если приходится работать в атмосфере систематической, год от году все усиливающейся, травли. (…)Если обстоятельствами я буду приведен к невозможности быть русским писателем – может быть, мне удастся стать на время английским, тем более, что по-русски об Англии я уже писал, а писать по-английски мне немногим труднее, чем по-русски <…>».

ВЫЗОВ (постановка проблемы).

2. – К какому художественному методу можно отнести данное произведение?

ОСМЫСЛЕНИЕ (исследование политической сказки Замятина «Дракон»).

Чтение вслух сказки Замятина по эпизодам и выявление ассоциативных связей с произведениями русской и зарубежной литературы на уровне темы, мотивов, героев, проблем и стилевых особенностей (домашнее задание).

ДРАКОН

Люто замороженный, Петербург горел и бредил. Было ясно: невидимые за туманной занавесью, поскрипывая, пошаркивая, на цыпочках бредут вон желтые и красные колонны, шпили и седые решетки. Горячечное, небывалое, ледяное солнце в тумане – слева, справа, вверху, внизу – голубь над загоревшимся домом. Из бредового, туманного мира выныривали в земной мир драконо-люди, изрыгали туман, слышимый в туманном мире как слова, но здесь – белые, круглые дымки; выныривали и тонули в тумане. И со скрежетом неслись в неизвестное вон из земного мира трамваи.

На трамвайной площадке временно существовал дракон с винтовкой , несся в неизвестное. Картуз налезал на нос и, конечно, проглотил бы голову дракона, если б не уши: на оттопыренных ушах картуз засел. Шинель болталась до полу; рукава свисали; носки сапог загибались кверху – пустые. И дыра в тумане: рот.

Это было уже в соскочившем, несущемся мире, и здесь изрыгаемый драконом лютый туман был видим и слышим:

- …Веду его: морда интеллигентная – просто глядеть противно. И еще разговаривает, стервь, а? Разговаривает!

- Ну и что же – довел?

- Довел: без пересадки – в Царствие Небесное. Штычком.

Дыра в тумане заросла: был только пустой картуз, пустые сапоги, пустая шинель. Скрежетал и несся вон из мира трамвай.

И вдруг – из пустых рукавов – из глубины – выросли красные, драконьи лапы. Пустая шинель присела к полу – и в лапах серенькое, холодное, материализованное из лютого тумана.

- Мать ты моя! Воробьеныш замерз, а? Ну скажи ты на милость!

Дракон сбил назад картуз – и в тумане два глаза – две щелочки из бредового в человечий мир.

Дракон изо всех сил дул ртом в красные лапы, и это было явно слова воробьенышу, но их – в бредовом мире – не было слышно. Скрежетал трамвай.

- Стервь этакая: будто трепыхнулся, а? Нет еще? А ведь отойдет, ей-бо… Ну ска-жи ты!

Изо всех сил дул. Винтовка валялась на полу. И в предписанный судьбою момент, в предписанной точке пространства серый воробьеныш дрыгнул, еще дрыгнул – и спорхнул с красных драконовых лап в неизвестное.

Дракон оскалил до ушей туманно-пыхающую пасть. Медленно картузом захлопнулись щелочки в человечий мир. Картуз осел на оттопыренных ушах. Проводник в Царствие Небесное поднял винтовку.


Скрежетал зубами и несся в неизвестное, вон из человеческого мира, трамвай.

Предполагаемые ответы:

    заголовок – Евгений Шварц «Дракон»; предложения 1,2 – образ холодного Петербурга – Гоголь «Шинель», Блок «12»; образ «живого» Петербурга – Достоевский «Белые ночи»;
    предл. 3 – «ледяное солнце» - «черный диск солнца» в финале романа Шолохова «Тихий Дон»; предл. 4 – слова как «белые, круглые дымки» – Писахов «Мороженые песни»; предл. 5 – образ несущегося трамвая – Гоголь «Мертвые души», Гумилев «Заблудившийся трамвай», Блок «На поле Куликовом» - образы мчащихся вперед тройки, трамвая, кобылицы; предл. 6 – «На трамвайной площадке временно существовал дракон с винтовкой, несся в неизвестное» – стиль Платонова, «Котлован»; предл. 7,8 – портрет красногвардейца – Иванушка-дурачок в русских сказках и главный герой романа В. Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина»; предл. 9 – «И дыра в тумане: рот» – Герберт Уэллс «Человек-невидимка»; предл. 11-16 – разговор об убийстве – Шолохов «Тихий Дон», Чубатый и его «баклановский» удар, убийство пленного; предл. 21-25 – идея «вочеловечивания» – Шолохов «Жеребенок», «Чужая кровь»; предл. 31-33 – сцена возвращения воробья к жизни – идея фатализма («в предписанный судьбою момент») в романе Лермонтова «Герой нашего времени»; предл. 34-37 – исчезновение в драконе признаков «человечьего мира» - Мишка Кошевой из романа Шолохова «Тихий Дон», «проводник в Царствие Небесное» - Харон из мифов Древней Греции; предл. 38 – мотив несущегося в неизвестное скрежещущего трамвая как рефрен – рефрен в «Слове о полку Игореве», в «Песне … про купца Калашникова» Лермонтова; особенный, «кинематографический», способ монтажа эпизодов – Бунин «Легкое дыхание».

2. Обобщение.

· обращение к образу Петербурга, наделение его качествами человека;

· использование пейзажа как средства передачи психологического состояния человека;

· образ главного героя – маленького, неказистого человека;

· обращение к образу революции; столкновение народа и интеллигенции;

· психологизм ситуации;

· использование мотива дороги, движения как знакового для авторского замысла;

· особая роль деталей;

· уподобление человека животному и животного – человеку;

· жанр – сказка, хотя и особого типа (политическая).

С европейской литературой его сближает

· образ дракона, не характерный для русской культуры;

· мотив шинели без человека («Человек-невидимка» Герберта Уэллса);

Вывод: произведение Евгения Замятина обнаруживает несомненную связь прежде всего с традициями русской классики. Это, конечно, русское произведение, но с особенной стилистикой и особенной формой изложения. Евгений Замятин, бесспорно, русский писатель.

3. Самостоятельная работа в парах над заданием с карточек (5 минут).

А. Выделите эпизоды в сказочном рассказе Замятина; понаблюдайте за изменениями художественного пространства в нем; найдите особенности течения художественного времени.

(Эпизоды: пейзаж зимнего Петербурга; разговор в трамвае об убийстве «интеллигента» - потеря «драконом» человеческого начала; спасение замерзающего воробья – временное обретение человеческого образа; продолжение маршрута – возврат к облику «дракона». Художественное пространство: первый абзац – общий вид зимнего Петербурга, со второго – задняя площадка несущегося трамвая. Параллельно идет представление двух миров: земной, «бредовый» и «человечий», то есть мир души. Художественное время течет неравномерно: сначала оно дано как нечто застывшее – в пейзаже города; затем с образом несущегося трамвая оно ускоряется; в сцене с воробьем замедляется, чтобы перейти позже в некое символическое время. Несущееся в неизвестность.)

Б. Охарактеризуйте форму повествования. Какова авторская позиция? Какими средствами она передается?

(Форма повествования – от третьего лица, от лица повествователя. Прямо автор себя не показывает, но авторская оценка проявляется в негативном портрете красноармейца, в авторской характеристике – «проводник в Царствие Небесное», в пейзаже: революционный Петербург «горел и бредил».)

В. Охарактеризуйте героя. Какими средствами создает автор его образ? Почему в диалогах нет авторских слов?

(Герой – солдат с винтовкой, явно красноармеец. По мнению Замятина, он потерял человеческий облик, стал просто «драконом». Он только что собственноручно убил интеллигента. В то же время солдат испытывает нежные чувства при виде замерзающего воробышка. Автор уверен: революция убивает в солдате человеческую душу. Образ красноармейца, героя революционного Петербурга, писатель создает с помощью портрета, сравнения, перифраза, речевой характеристики, поступков, художественной детали. Автор отстраняется от происходящего, оставляя все без комментария.)

Г. Понаблюдайте за приемом «художественная деталь» (портретная, пейзажная, вещественная), найдите примеры. Какие из них явно относятся к символическим?

(Портретные: большая. Не по росту шинель, пустые рукава, картуз, оттопыренные уши, щели глаз. Пейзажные: «седые решетки», «туманная занавесь». Вещественные: винтовка, трамвай. Две последние явно символические: человек с ружьем как символ эпохи революции и трамвай как символ несущегося времени.)

Д. Понаблюдайте за вариантами рефрена. Чем они отличаются?

(1. «И со скрежетом неслись в неизвестное вон из земного мира трамваи». Первое обращение к образу трамвая пока довольно нейтральное. Обращают на себя внимание лишь слова «вон из земного мира».

2. «Скрежетал и несся вон из мира трамвай». Эта фраза стоит сразу после портрета «дракона», она усиливает мотив опустошенности его души, отрыва от человеческого мира.

3. «Скрежетал трамвай». Скрежет трамвая заглушает человеческие слова, сказанные «драконом» воробью. Образ можно понять и в прямом, и в переносном смысле.

4. «Скрежетал зубами и несся в неизвестное, вон из человеческого мира, трамвай». Фраза удлинилась, и образ несущегося трамвая приобрел более зловещий и явно символический характер.)

4. Прослушивание ответов и обсуждение итогов исследования с целью установления соответствия данного произведения законам того или иного художественного метода.

Вывод: метод Замятина в данном произведении далек от реализма, это модернизм, символизм в прозе.

5. Творческий практикум.

Обсуждение возможности введения в финальную часть пейзажа. Определение места вводимой пейзажной зарисовки – до последнего предложения или после него.

Вывод: поместить пейзажную зарисовку надо именно перед последним предложением, так как в нем заключена очень важная мысль, помогающая увидеть эволюцию взглядов писателя: «трамвай 1918 года» в политической сказке писателя несется в «неизвестное», в «никуда». А уже через 3 года (переворачивается крыло доски – две записи складываются воедино) будет написана книга, где этот «трамвай» примчится в страшный, абсурдный мир Единого Государства из романа «Мы».

РЕФЛЕКСИЯ.

– Какие «чудные открытия» сделаны нами сегодня?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

– Составьте свою пейзажную зарисовку для финала сказочного рассказа в стиле Замятина. (Например: «Полыхнуло на миг горяче-стылое солнце и вновь утонуло в тумане».)

ИТОГИ УРОКА. ОЦЕНКА РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?