Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Отношения чичикова с дамами урок литературы. Урок «Образ Чичикова

Урок литературы в 9 классе

Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души».

Урок по теме: « Чичиков и «чичиковщина».

Калинина Ирина Борисовна
учитель русского языка и литературы, МОБУ "СОШ №54" г. Оренбург

Целью данного урока является создание условий для понимания основных черт характера Чичикова как социально-психологического обобщения, а также вневременной сути «чичиковщины».

Оборудование: мультимедиа проектор; компьютер, локальная сеть, Интернет.

Ход урока.

    Проверочная: «Кто этот герой?» (презентация).

Каждый слайд представляет собой иллюстрацию одного из героев и сопровождается чтением описания этого героя. Задача учеников узнать, что это за герой.

    Тема сегодняшнего урока: «Чичиков и «чичиковщина». Нам с вами предстоит выяснить, кто же он такой, Чичиков, и какой смысл вкладывается в понятие «чичиковщина».

    Анализ образа Чичикова.

Давайте обобщим все то, что мы узнали об этом герое.

? Чем похож герой на тех, с кем ведет дела по покупке крестьян?

Чичиков может быть деликатнее, чем Манилов, способен копить упорнее, чем Коробочка, может жить на широкую ногу не хуже, чем Ноздрев, он прижимист и деловит, как Собакевич, в бережливости не уступит Плюшкину.

? А есть ли черты в характере Чичикова, которые отличают его от остальных?

Давайте попробуем нарисовать образ Чичикова, попытаемся ответить на этот вопрос: «Кто ж он? Стало быть, подлец?» ( Используется схематичное изображение человека, которого, по мере обсуждения биографии Чичикова, окружают со всех сторон словами, обозначающими черты характера. Все это отражается в презентации).

    Работа в группах .

Давайте разобьемся на группы и в течении 3-4 минут пообсуждаем, используя материал, собранный вами дома в виде двойного дневника, какие черты проявляются в характере Чичикова на протяжении всей его жизни:

1группа – детство;

2 группа – служба в казенной палате;

3 группа - строительная комиссия и таможня;

4 группа – новый способ обогащения;

5 группа – поиск определения «чичиковщина» в Интернете.

5. Детские годы Чичикова. Учеба в училище. (Группа 1).

    Что рассказывает Гоголь о происхождении и
    детстве Чичикова?

    Какой совет получил он от отца, поступая в училище? Как им воспользовался?

    Как прошли его школьные годы?

(Он плохой товарищ, все делает ради выгоды, угождает учителям,

эпизод с учителем свидетельствует о душевной подлости Чичикова.

В ступая в жизнь, Чичиков поставил перед собой цель о богащение, поклонение копейке).

Вывод: Уже в детстве и отрочестве сформировались у Чичикова такие качества характера как: способность достигнуть цели любой ценой, манера угождать, находить во всем выгоду для себя, душевная подлость и др .

    Центральное место в биографии Чичикова занимает описание его служебной карьеры. (Группа 2) Служба в казенной палате.

    С чего началось служебное поприще Чичикова?

    Какие средства избирает он, чтобы сделать карьеру?

(Служебная деятельность Чичикова началась с казенной палаты, куда он определился сра­зу же после окончания училища. «Обхождение» повытчика было первым и самым трудным препятствием, через которое ему удалось переступить. Как и в исто­рии со старым учителем, когда Чичиков отказался ему помочь, оно убедило его в том, что успех в жизни мо­жет быть достигнут тем скорее и легче, чем быстрее освободится человек от принципов морали, чести, по­рядочности, сковывающих его, что эти принципы ме­шают и вредят тем, кто твердо решился завоевать себе место под солнцем.)

Вывод: мы видим, что те же качества, о которых говорили выше, не только не утратились, но и получили развитие.

7. Участие в строительной комиссии. Служба на таможне.

    Куда перешел Чичиков из казенной палаты?

    Чего достиг на новом месте?

    Почему пришлось ему уйти из комиссии по сооружению казенного здания?

    Как складывалась его карьера в качестве таможенного чиновника?

    Почему она закончилась крахом?

(Следующий этап служебной карьеры Чичикова - участие в комиссии по сооружению казенного здания. Оно принесло ему солидные приобретения, значитель­но превысившие те доходы, которые имел он, занимая «хлебное местечко» в казенной палате. Но неожидан­но в комиссию был назначен новый начальник, объ­явивший решительную войну взяточничеству и казно­крадству. Чичикову пришлось искать новое место. Катастрофа, раз­ разившаяся над ним, снесла почти до основания пло­ды его «трудов», но не заставила отступить).

Придя на таможню, как и раньше, Чичиков начи­нает здесь с того, что втирается в доверие к начальству, проявив необычайную «расторопность, проницательность и прозорливость. В непродолжительное время не было от него житья контрабандистам». Усыпив, таким образом, бдительность окружающих, получив даже но­вый чин, он снова переходит к мошенническим опера­циям, и они приносят ему полумиллионное состояние. Однако судьба подготовила новый удар: Чичиков повздорил со своим сообщником, и тот написал на него донос. И снова ему пришлось лишиться всего.

Вывод: этапы служебной карьеры Чичи­кова - это история его взлетов и падений, но при всем том она обнаруживает такие черты его характера, как энергичность, деловитость, предприимчивость, неуто­мимость и упорство, расчетливость, хитрость. (Слайд с человеком)

8. Изобретение нового способа обогащения.

    Как возникла у него мысль о при­обретении «мертвых душ»?

    Какие черты характера позволяют расположить к себе чиновников и помещиков?

(В поисках новых барышей, будучи ничтожным поверенным, он и открыл возможность выгодных сделок с «мертвыми душами», когда хлопо­тал о закладе имения разорившегося помещика в казну.)

Вывод: «Вот весь на лицо герой наш, каков он есть!» стремление к обогащению, непорядочность в отношениях с людьми, предприимчивость, упорство, умение угождать, бесчувственность, , аморальность, расчетливость, хитрость, неутомимость, целеустремленность – вот те черты, которые формируют характер Чичикова. ( Итоговый слайд с человеком )

9. Понятие «чичиковщина».

Давайте обратимся к нашим экспертам и попросим их дать нам то определение понятию «чичиковщина», которое они нашли, используя ресурсы Интернета. НЕТ!

А употребление этого слова в печатных статьях вам встретилось? ДА. Зачитайте фрагменты.

Что же мы подразумеваем, говоря про «чичиковщину»?

Давайте сами дадим определение этому термину.

Чичиковщина – стремление к обогащению, за которым забываются порядочность, сострадание, душевная теплота, а на первый план выходят расчетливость, хитрость, беспринципность, удовлетворение любыми способами эгоистических интересов, прикрытое самыми благопристойными доводами и объяснениями.

10. Чичиковщина сегодня

Как вы думаете, есть ли место чичиковщине в нашей жизни? (Чичиковщина характерна и для современного общества, Чичиковы сегодня процветают, и вина всему – приобретение).

Домашнее задание: Некоторые критики, современники Гоголя, упрекали его в том, что он в поэме смеялся над русским народом. Докажите несправедливость этого упрека, приведите примеры из текста.


Тема. Образ Чичикова. Тема «живой» и «мёртвой» души в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Цели урока:

Показать отношение Гоголя к современной ему действительности;

Раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность;

В ходе исследовательской деятельности прийти к решению проблемного вопроса.

Задачи:

    Научить ребят мыслить, развивать свои читательские умения, способствующие проявлению интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления.

    Развить исследовательские и коммуникативные компетентности учащихся, навыки анализа текста.

Эпиграф

Он всё же подлец какой-то странный…

И. Золотусский

Ход урока

    Организационный момент.

    Вступительное слово учителя.

Н. В. Гоголь… О творчестве и жизни русского писателя Николая Васильевича Гоголя известно многое, но очень малое известно о духовной жизни писателя.

У каждого художника есть творение, которое он считает главным делом своей жизни, в которое он вложил самые заветные, сокровенные думы, всё своё сердце. Для Н.В. Гоголя таким делом жизни стала поэма “Мёртвые души”. Его писательская биография продолжалась 23 года, 17 лет из них были отданы работе над этой поэмой.

На предыдущих уроках мы с вами увидели, что, показывая похождения Чичикова, автор создал незабываемые образы помещиков и чиновников.

- В каком порядке Гоголь знакомит нас с помещиками? В чём смысл такого порядка?

(Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин - глубокий внутренний смысл: писатель стремился раскрыть в своих героях всё большую степень утраты человеческих начал, деградацию человека, омертвение его души)

Чичиков – подлец и мошенник, но не более, чем любой чиновник города N, “знающий дело”. Такие люди лезли из всех щелей, исповедуя только одну веру, которую внушал Павлуше его отец: “всё сделаешь и прошибёшь на свете копейкой”.

- А как же аферист Чичиков? “Мёртвая” душа Чичиков или “живая”?

Это центральный, проблемный вопрос нашего урока.

Эпиграф нашего урока – слова И. Золотусского: “…Он всё же подлец какой-то странный…”.

    Исследовательская деятельность.

Исследование 1 - “Замысел писателя”

- В чём особенность замысла Гоголя при создании поэмы? Перечитайте высказывание Гоголя, чтобы ответить на этот вопрос.

“…Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём!”

(Писатель хотел показать “всю Русь”.)

- Какое влияние на замысел Гоголя имела «Божественная комедия» Данте? Почему замысел писателя не был полностью осуществлён?

Гоголю удалась лишь первая часть, где показаны тёмные стороны жизни. Второй том не удовлетворил писателя и был им лично сожжён. Во 2 и 3 томах Гоголь хотел предложить “рецепт” преображения каждому. Разговор шёл о внутреннем перерождении человека, спасении его души.

Исследование 2 – “Чичиков и помещики”

Исследовательская работа в группах.

Так можно ли было “спасти” главного героя – Чичикова – может, он – “мёртвая” душа, и спасение его невозможно?

Чтобы ответить на этот непростой вопрос, посмотрим, что представляют из себя помещики.

У вас на столах есть схемы-тезисы по теме “Помещики в поэме Н.В. Гоголя”.

Вам предстоит поработать над 5 образами. Каждый из вас должен выявить то качество, которое роднит того или иного помещика с Чичиковым.

Ребята работают в группах. Затем выдвигаемые версии обсуждаем вместе, в конце работы заполняем схему.

Так есть ли отличительные черты в характере героя, что делает его первым лицом в галерее представленных помещиков и чиновников?

Черты, которые являются отличительными в характере Чичикова:

Гибкость

Выживаемость

Приспособляемость

Угодливость

Энергичность

Воля

Наблюдательность

Посмотрите на эпиграф урока. И. Золотусский назвал Чичикова “странным подлецом”. Почему же всё-таки подлец?

(Вся энергия Чичикова направлена на одну страсть – приобретение. Возможно, желание иметь деньги не так уж плохо. Но дело в том, что для Чичикова нравственные идеалы отсутствуют, и он не гнушается, не брезгует никакими средствами. Перед нами подлец, способный переступить все нравственные законы)

Исследование 3 – “Средства раскрытия образа Чичикова”

Для раскрытия образов персонажей Гоголь использует различные средства: деталь, портрет, одежда, манеры, речь, характеристика другими персонажами, биография.

Назовите из перечисленных то средство, которое используется в большей степени только для характеристики Чичикова.

(Биография)

Так почему же Гоголю так важно было посвятить целую 11 главу биографии Чичикова?

(Она важна для мотивировки его поступков и черт характера.)

Биография Чичикова – это история “падения души”, но если душа “пала”, значит, была когда-то чистой. Так возможно ли возрождение души Чичикова?

(Да, через покаяние.)

А что необходимо для покаяния, очищения души? (Внутреннее “я”, внутренний голос, а он как раз есть у Чичикова. Гоголь постоянно фиксирует чувства и раздумья своего героя. А иногда внутренний голос Чичикова переходит в авторский голос и сливается с ним в поэтических отступлениях)

Как вы полагаете, случайно ли Гоголь дал своему герою имя Павел?

Ребята выдвигают свои предположения, затем слушаем сообщение подготовленного ученика “Тайна имени главного героя”.

(Апостол Павел был одним из гонителей Христа, а потом стал распространителем христианства по всему миру. В мировоззренческих представлениях Гоголя послания Святого апостола Павла, который “всех наставляет и выводит на прямую дорогу”, занимают исключительно важное место.)

Исследование 4 – “Необычное превращение: тройка Чичикова – Русь-тройка”

Смысл финала – лирического отступления о Руси-тройке – загадочен. Гоголь знал, что книгу допишет время. Давайте попробуем приоткрыть эту завесу тайны, загадки.

Прослушайте отрывок, заключающий I том.

Какой мотив лежит в основе этого лирического отступления и всей поэмы в целом?

(Мотив дороги)

Выявите контраст, лежащий в основе данного отрывка, на основании схемы.

Вывод:Чичиков постоянно в дороге, он “движется”, в отличие от других персонажей. Его тройка вырывается из замкнутого, неподвижного круга, она лихо, с ветерком уносится в запредельное.

Возвратимся к теме нашего урока и проблемному вопросу одновременно. “Живая” душа Чичиков или “мёртвая”?

(Можно предположить, что в представлении Гоголя этот персонаж – “живая” душа. Сам автор сочувствует герою и дивится его настойчивости. Цель Чичикова – довольство и счастье семейной жизни – вполне достойная цель. Другое дело, что он избирает сомнительные средства для её достижения – средства, которыми живут “мёртвые” души Гоголя.)

Проговорим ещё раз те выводы, к которым мы пришли в результате исследования.

(Записать выводы в тетрадь)

Вывод: Чичиков – “живая” душа в большей степени, чем “мёртвая”. Поэтому автор хотел привести своего героя к нравственному очищению, обновлению одним из первых. С этими мечтами связано изображение летящей, необгонимой Руси – тройки.

Скажите, а только ли Чичикову даёт Гоголь надежду на спасение?

(Нет, всему человечеству. Духовное возрождение – одна из высших способностей, дарованных человеку, и, по Гоголю, этот путь открыт всем, у кого душа ещё совсем не “омертвела”. В этом и заключалась одна из “сверхзадач” поэмы “Мёртвые души”.)

Как вы понимаете смысл названия поэмы?

(С “мертвыми душами” связан сам сюжет произведения: Чичиков скупает “души” умерших крестьян, чтобы, оформив купчую, заложить купленных крестьян уже как живых в опекунский совет и получить за них кругленькую сумму. Постепенно изменяется и содержание понятия “мертвая душа”. Абакум Фыров, Степан Пробка, каретник Михей и другие умершие крестьяне, купленные Чичиковым, не воспринимаются как “мертвые души”: они показаны как люди яркие, самобытные, талантливые. Это нельзя отнести к их хозяевам, которые и оказываются “мертвыми душами” в подлинном смысле этого слова)

    Составление синквейна на тему «Чичиков».

А в ваших душах, ребята, как напутствие, пусть звучат замечательные гоголевские слова: “Забирайте же с собою в путь… все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!”. Мне бы хотелось, чтобы всё доброе, хорошее, светлое вы не растеряли на пути, а пронесли через всю жизнь.

    Домашнее задание.

Определить тематику лирических отступлений, заполните таблицу.

Приложение 1

Манилов

«Черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами».

«Говорящая» фамилия помещика образована от слов «заманивать, обманывать».

Восторженная наивность, мечтательность, беспечность, глупость и несамостоятельность - основные черты помещика. Хозяйством не занимается и не может сказать, умирали ли у него крестьяне со времени последней ревизии. Зато заботится о процветании человечества. Его можно было бы назвать мечтателем, если бы был хоть какой-нибудь смысл в его мечтах. Результаты его труда - или пустые мечты или «горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками».

В запущенном саду есть беседка с надписью «Храм уединенного размышления». В кабинете вот уже два года лежит книга, заложенная на 14-й странице. Всюду бесхозяйственность и непрактичность: в доме вечно чего-то недостает. Мебель обтянута щегольской материей, но на два кресла ее не хватило. На столе бронзовый подсвечник с тремя античными грациями, а рядом «какой-то медный инвалид, хромой и весь в сале».

Коробочка

Смысл фамилии: помещица заключена в «коробочку» своего пространства и своих понятий.

«Женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее...». В портрете повторяются почти одинаковые детали одежды, но на лицо и глаза Гоголь не обращает внимания, словно их нет - это подчеркивание ее бездуховности.

У нее «хорошая деревенька» и «обильное хозяйство», которое она сама ведет и уделяет хозяйству много времени. Большое количество псов в деревне говорит о том, что хозяйка заботится о сохранности своего состояния. Копит деньги в пестрядевых мешочках (правда, не умеет ими распорядиться - они лежат мертвым грузом). Всюду развешаны пучки трав.

Важная деталь - охрипшие стенные часы, которые всякий раз неожиданно нарушают тишину дома и дают ощущение глухой удаленности от жизни. Все лежит на своих местах, есть даже веревочки, которые «уже никуда не нужны».

Главная ее черта -упрямство. Хозяйственность Коробочки - единственная ее добродетель. Гоголь говорит о таком типе людей : «...иной и почтенный, и государственный... человек, а на деле выходит совершенная Коробочка. Как зарубил что себе в голову, то уж ничем не пересилишь, сколько ни представляй ему доводов, ясных как день, все отскакивает от него, как резиновый мяч отскакивает от стены» . Перед нами типичная мелкая помещица - владелица 80 душ крепостных.

Ноздрёв

«Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец, с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его...»

В 35 лет Ноздрев такой же, как и в 18. Отсутствие развития - признак неживого. Гоголь называет его «историческим человеком», потому что «где бы он ни был, всюду не обходилось без истории».

Груб, его речь наполнена ругательствами. Игрок, кутила, завсегдатай злачных мест. Всегда готов ехать «куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять все, что ни есть, на все, что хотите». Но все это не приводит к обогащению, а, напротив, разоряет его. Ведет себя нагло, вызывающе, агрессивно, энергия его превратилась в разрушительную и скандальную суету. Ноздревым управляет стихия. Главная черта - самовлюбленность.

«...кабинет, в котором, впрочем, не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабли и два ружья».

Хозяйство запущено, в отличном состоянии только псарня. Важная деталь - шарманка. И вот перестанет звучать шарманка, а дудка в ней все никак не угомонится. Так и неугомонный, буйный Ноздрев в любой момент готов без причины совершить непредвиденное и необъяснимое.

Собакевич

«Человек здоровый и крепкий». Говорится, что природа, создавая его, «рубила ер всего плеча», и этим подчеркивается его неживая», «деревянная» сущность.

Похож «на средней величины медведя»; «...казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но совсем не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами, и закрыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности».

«Чертов кулак», расчетливый хозяин. Вокруг него все прочно, все в изобилии; в деревне все добротно и надежно, мужиков знает, ценит их трудовые качества. Подчеркивается его сила, здоровье, степенность. А что же душа его? А у души требования только гастрономические (притом колоссальные: вся свинья, весь гусь, весь баран). Тяготеет к старым, крепостническим формам ведения хозяйства. Презирает город и просвещение. Автор подчеркивает его корыстолюбие, узость интересов. Главные его черты - грубая прижимистость и цинизм.

В комнате «все было прочно, неуклюже... и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья - все было самого тяжелого и беспокойного свойства». «Каждый предмет, казалось, говорил: „И я тоже Собакевич"!»

Плюшкин

Фамилия подчеркивает «сплющенность», искаженность персонажа и его души.

Непонятно, кто это - «баба или мужик» (Чичиков решил, что перед ним ключница), «...платье неопределенное, похожее на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы...»; «...маленькие глазки еще не потухли и бегали из-под высоких вросших бровей, как мыши...» (эта деталь подчеркивает не человеческую живость, а юркость и подозрительность зверька).

Только этому помещику дана биография (то есть его характер дан писателем в развитии) - показано, как происходил процесс деградации. Не знай мы о том, что когда-то Плюшкин был добрым семьянином, разумным хозяином и приветливым человеком, образ, созданный Гоголем, вызывал бы лишь усмешку и брезгливость. Но рассказ о прошлом Плюшкина делает его образ скорее трагическим, чем комическим. «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!., все может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его портрет в старости». Гоголь называет Плюшкина «прорехой на человечестве».

Имение - «вымершее место», о жизни здесь напоминает лишь прекрасный сад (подчеркивается трагизм запустения и вымирания). Господский дом выглядит «дряхлым инвалидом», в нем темно, пыльно, дует холодом, как из погреба; беспорядок, в углу куча хлама. Важная деталь в доме - остановившиеся часы (время здесь остановилось). В хозяйстве всего много, но все пропадает (хозяин собирает всякое добро и гноит его), все в запустении (описание огромных кладей сгнившего хлеба). Крестьяне нищие, «мрут, как мухи», десятки числятся в бегах.

Урок 51 ОБРАЗ ЧИЧИКОВА (урок с элементами диспута)

28.03.2013 21804 2386

Урок 51 образ чичикова (урок с элементами диспута)

Цели: учить аргументированно высказывать свое мнение, используя текст: цитировать, ссылаться на мнение автора.

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя, беседа.

– Какие же перемены происходят в «географии» гоголевской книги?

– Ваше ви́ дение города в «Мертвых душах».

– Почему столь подробно запечатлел писатель его краски, «архитектуру» – вплоть до непременного мезонина?

– Где конечный пункт наших странствий?

– Да, «Повесть о капитане Копейкине» – гоголевский Санкт-Петербург! Сравните его с «Невским проспектом». Гоголь считал эту вставную новеллу «очень нужной» и не мог смириться с исключением ее из текста «Мертвых душ» по требованию цензуры, пошел на компромисс: «переделал… так, чтобы никакая цензура не могла придраться».

Итак, последуем вместе с нашим «предпринимателем» Чичиковым в город, который «ничем не уступал другим губернским городам».

С уездным чиновничеством, изображенным в «Ревизоре», мы уже познакомились в 8 классе; теперь попытаемся сопоставить уездное и стоящее на следующей ступени административной лестницы губернское чиновничество.

Автор «Мертвых душ» прозрачно намекает на кровное родство чиновников всех рангов и департаментов. Даже в событиях, взволновавших уездный и губернский города, можно заметить немало общего. И там, и здесь «важная пружина действия» – страх, который, как сказано в поэме, «прилипчивее чумы и сообщается вдруг». з амечательно, что как Чичикова, так и Хлестакова совсем уже было приняли за «подосланного чиновника из канцелярии генерал-губернатора для проведения тайного следствия». Инспектор губернской врачебной управы в «Мертвых душах» дрожал совершенно так же, как уездный попечитель богоугодных заведений в «Ревизоре»: «…не разумеются ли под словом «мертвые души» больные, умершие в значительном количестве в лазаретах и других местах от повальный горячки, против которой не было взято надлежащих мер».

Новые слухи о Чичикове – что он фальшивомонетчик, шпион, капитан Копейкин, Наполеон – уже не меняли сущности страха: все равно чиновники пуще всего боялись начальственной грозы. Губернские чиновники, как и уездные, трепетали, вспоминая свои грехи и упущения, и ждали, что вот-вот обрушатся «переборки, распекания, взбутетенивания» и иные «должностные похлебки». Дело дошло до того, что представитель губернского правосудия, оказавшийся слабее духом, нежели судья из «Ревизора», «пришедши домой, стал думать, думать и вдруг, как говорится, ни с того ни с другого – умер».

2. Литературный монтаж.

Учитель. Мой рассказ о губернском городе продолжит литературный монтаж, подготовленный вашими товарищами. В этот монтаж включены отрывки из 8-й и 9-й глав. Здесь картина губернского общества, набросанная немногими крупными штрихами еще в 1-й главе, развертывается широко и многосторонне.

Во мнениях и поступках двух «партий» – мужской и женской – отражаются и нравы города, и отношение к Чичикову и его афере, и духовный мир российского обывателя.

Примерный план монтажа:

1) «…Жители города… душевно полюбили Чичикова…» (до слов: «Великую тайну нравиться»).

2) «Но несравненно замечательнее было впечатление… которое произвел Чичиков на дам…» (до слов «…тяжелее всякой дуэли»).

3) «В нравах дамы города были строги…» (до слов «…что приглашен миллионщик»).

4) «Сам даже Чичиков не мог отчасти не заметить такого необыкновенного вниманья…» (до слов «…будет присутствовать сам оригинал»).

5) «Появление его на бале произвело необыкновенное действие…» (до слов «…веселье необыкновенное»).

6) «Дамы ухватились за руки, поцеловались и вскрикнули…» (до слов «– Признаюсь, – отвечала просто приятная дама»).

7) «Вообразите себе только то, что является вооруженный с ног до головы…» (до слов «скрывается что-то другое»).

8) «– Ну, слушайте же, что такое эти мертвые души…» (до слов «…а дочка еще превзойдет матушку»).

9) «Но как ни вооружались и ни противились мужчины, а в их партии совсем не было такого порядка, как в женской…» (до слов «…страх прилипчивее чумы и сообщается вдруг»).

В зависимости от характера каждого отрывка его могут читать от одного до трех учащихся. Например, разговор двух дам желательно читать по ролям: две дамы и автор-рассказчик.

Учитель. Оттенки горечи и презрения мы чувствуем в отрывках, отобранных для монтажа, не так ли?

Гоголь не без удивления замечает, что в слове «миллионщик» «заключается что-то такое, что действует и на людей-подлецов, и на людей ни се, ни то, и на людей хороших, словом, на всех действует».

II. Диспут на тему: «Кто же он? Стало быть, подлец?»

Учитель. По жанру «Мертвые души» – поэма, лироэпическое произведение с элементами романа.

Именно с образом Чичикова связано романное начало.

Помните, первый том начинается с загадки: два мужика обсуждают, доедет колесо чичиковской брички до Москвы или не доедет. Кто же он такой, который в этой бричке находится, кто есть Чичиков – подлец, мелкий бес, а может, «новый человек», предприниматель?

Чичиков как бы соединяет многие образы «Мертвых душ» – и не только потому, что втягивает их в свою аферу: он сочетает в себе черты многих других персонажей, представляет собой самый высокий уровень обобщения. Чичиков – это как бы «тип типов».

Чем же похож хитроумный путешественник на тех, с кем он обделывает свои дела?

Оказывается, Чичиков может быть не менее деликатен, чем Манилов, способен копить добро более упорно, чем Коробочка, может кутнуть не хуже Ноздрева, а в умении жить «прижимист и деловит, как Собакевич, в бережливости не уступит Плюшкину той поры, когда тот еще был мудрым хозяином, и уж безусловно, в искусстве брать взятки перещеголял Ивана Антоновича – «кувшинное рыло».

Но есть в характере Чичикова черта, которая придает всем его свойствам новое значение, делает его первым лицом в галерее подлости.

Какая? Поразительная гибкость, цепкость, приспособляемость к любым обстоятельствам. Уже сама внешность Чичикова – воплощение этого свойства («…не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтоб стар, однако же и не так, чтоб слишком молод»).

Пересказ биографии Чичикова с цитированием:

1) детские годы;

2) наставления отца;

3) учеба в училище;

4) служба.

Что же касается службы в таможне, то, согласитесь, гоголевский герой мог бы потягаться с самыми хитроумными из сыщиков и преступников. Кстати, Чичиков совмещал в себе и тех и других: он проявлял дьявольское чутье как таможенный контролер и удивительную изобретательность в контрабандных операциях.

Необыкновенную живучесть выказал гоголевский герой и после двух своих провалов: он ушел, как колобок, от суда, сохранил незапачканным послужной список, даже деньги кое-какие затаил. Прошло немного времени – и вот он уже вновь занят спекуляцией, которая вполне может сделать его «миллионщиком».

Учитель. В чем же «механизм» аферы Чичикова? Какая тут могла быть выгода?

Дело в том, что еще с петровского времени в России проводились ревизии крепостных душ, в результате которых составлялись «ревизские сказки» – списки. За каждую душу мужского пола помещик платил в казну подушную подать. Если в период между ревизиями крестьянин умирал, за него все равно нужно было платить подать, пока он числился в списках. Вот этих-то мертвых, но числившихся живыми крестьян Чичиков и скупал. Их можно было заложить в Опекунском совете как живых и получить за каждую душу в десятки раз больше, чем за нее пришлось заплатить. (Вспомните, самая высокая цена, которую пришлось отдать Чичикову за мертвую душу, – Собакевичу, – 2 с полтиной. А в Опекунском совете могли дать за душу до 250 рублей, т. е. в 100 раз больше.) Разумеется, деньги полагалось вернуть в установленный срок, в противном случае Опекунский совет конфисковал бы крестьян. Но души разрешалось и перезакладывать. К тому же, получив изрядную сумму на определенный срок, можно было пуститься с нею на новые аферы.

Итак, перед нами находчивый мошенник или деловой человек?

Гоголь прямо заявляет, что берет в герои подлеца, а не добродетельного человека, потому что «обратили в рабочую лошадь добродетельного человека, и нет писателя, который бы не ездил на нем, понукая и кнутом, и всем, чем попало». Гоголь намекает, что добродетельный герой превратился в затасканную фигуру, что это не живой человек («остались только ребра да кожа вместо тела»), а ходячий набор добродетелей. «Нет, пора припрячь и подлеца, – заключает он. – Итак, припряжем подлеца».

ч то же имеет в виду писатель, называя своего героя подлецом? Обличает ли он Чичикова как нарушителя законов?

Гоголь, конечно же, был за то, чтобы законы, «хотя бы те, которые уже есть», соблюдались.

Но ведь в покупке «мертвых душ» не было прямого нарушения закона: ведь смерть крестьянина не отменяла до очередной ревизии уплаты за него налога в казну. Значит, официально он оставался как бы живым. А живых помещик имел право продавать за любую сумму – это уже было его дело. Чичиков не так уж был далек от правды, когда говорил Манилову: «з акон – я немею перед законом». Он нашел лазейку между законами! Конечно, Чичиков пускался и на прямые нарушения законов: брал взятки, утаивал казенные деньги, когда состоял в строительной комиссии, вступал в сделки с контрабандистами. Но вспомните деятельность чиновников в «Ревизоре»! В общем, Чичиков – подлец и мошенник не более чем любой чиновник города N, «знающий дело». Подлость Чичикова – «концентрированное» выражение той морали, которая в кругах, правящих Россией, считалась добродетельной и почтенной.

Чтение-рассуждение «о толстых и тонких».

Вот почему в изображении Чичикова синонимами оказываются столь разные слова: подлец, хозяин, приобретатель. И ключевое тут – слово «приобретатель». «Приобретение – вина всего, – замечает Гоголь, – из-за него произвелись дела, которым свет дает название не очень чистых». Приобретение – своего рода знамение времени: наступила эра буржуа, и ловкие, энергичные, цепкие приобретатели полезли из всех щелей, исповедуя только одну веру, ту, которую внушал Павлуше его отец: «все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».

Итак, перед нами если и авантюрист, то претендующий на роль «хозяина жизни», если и подлец, то выразитель господствующей общественной морали. Сегодня он еще может потерпеть неудачу («пострадать за правду», как говорил Павел Иванович), но завтра… Как знать, кем будет Чичиков завтра?

– И последний, итоговый вопрос диспута: «живая» душа Чичиков или «мертвая»?

Принимая во внимание, что автор хотел провести своего героя из ада через чистилище в рай, можно предположить, что в представлении Гоголя этот персонаж – «живая» душа. Впрочем, и сам автор, говоря о чичиковской воле к победе над враждебной судьбой, сочувствует герою и дивится его настойчивости. Цель Чичикова – довольство и счастливая семейная жизнь – вполне достойная цель. Другое дело, что он избирает сомнительные средства для ее достижения, средства, которыми живут «мертвые» души Гоголя.

2) одно стихотворение Н. А. Некрасова – наизусть;

3) индивидуальное задание: подготовить сообщение о жизни Н. А. Некрасова.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Разделы: Литература

Цели урока:

Показать отношение Гоголя к современной ему действительности;

Раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность;

В ходе исследовательской деятельности прийти к решению проблемного вопроса.

1) научить ребят мыслить, развивать свои читательские умения, способствующие проявлению интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления;

2) развить исследовательские и коммуникативные компетентности учащихся, навыки анализа текста.

Организационные формы: самостоятельная групповая работа, беседа по тексту с элементами исследовательской работы, сообщение учащегося, презентация учащихся.

Оборудование: компьютеры, проектор, проекционный экран; мультимедийная презентация урока

Опережающее задание: подготовка учащимися презентации “Средства раскрытия образа Чичикова”, сообщение учащегося “Смысл названия поэмы. Тайна имени главного героя”.

Ход урока

Работа осуществляется с применением презентации учителя (Приложение 1 )

I. Вступительное слово учителя о главном деле жизни писателя – поэме “Мёртвые души”; учитель напоминает о результатах работы на прошлых уроках, ставит проблемный вопрос для предстоящего исследования, знакомит с эпиграфом (одновременно демонстрируются слайды 1 - 3 Приложения 1).

У каждого художника есть творение, которое он считает главным делом своей жизни, в которое он вложил самые заветные, сокровенные думы, всё своё сердце. Для Н.В. Гоголя таким делом жизни стала поэма “Мёртвые души”. Его писательская биография продолжалась 23 года, 17 лет из них были отданы работе над этой поэмой.

На предыдущих уроках мы с вами увидели, что, показывая похождения Чичикова, автор создал незабываемые образы помещиков и чиновников. В том порядке, в котором Гоголь знакомит нас с помещиками (Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин) есть глубокий внутренний смысл: писатель стремился раскрыть в своих героях всё большую степень утраты человеческих начал, деградацию человека, омертвение его души.

Чичиков – подлец и мошенник, но не более, чем любой чиновник города N, “знающий дело”. Подлость Чичикова – выражение той морали, которая в правящих кругах России считалась добродетельной и почтенной. Приобретение в 40-е годы XIX века – своего рода знамение времени: наступала эра буржуа, и ловкие приобретатели лезли из всех щелей, исповедуя только одну веру, которую внушал Павлуше его отец: “всё сделаешь и прошибёшь на свете копейкой”.

Мы с вами пришли к выводу, что, действительно, “…не ревизские – мёртвые души”, а помещики и чиновники города N.

А как же аферист Чичиков? “Мёртвая” душа Чичиков или “живая”? Это центральный, проблемный вопрос нашего урока.

Эпиграф нашего урока-исследования – слова И. Золотусского: “…Он всё же подлец какой-то странный…”.

II. Исследовательская деятельность.

  • Исследование 1 - “Замысел писателя”

Учитель представляет вопросы для 1 исследования, схему замысла поэмы (работа со слайдами 4 – 6 Приложения 1)

В чём особенность замысла Гоголя при создании поэмы? Перечитайте высказывание Гоголя, чтобы ответить на этот вопрос.

“…Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём!” (из письма к В.А.Жуковскому от 12 ноября 1836 года)

(Писатель хотел показать “всю Русь”.)

Почему замысел писателя не был полностью осуществлён? (работа со схемой на слайде 6 Приложения 1)

Комментарий к слайду: “Мёртвые души” задумывались по аналогии с “Божественной комедией” Данте - в трёх частях.

(Гоголю удалась лишь первая часть, где показаны тёмные стороны жизни. Второй том не удовлетворил писателя и был им лично сожжён. Во 2 и 3 томах Гоголь хотел предложить “рецепт” преображения каждому. Разговор шёл не о политической, а о духовной революции, о внутреннем перерождении человека, спасении его души.)

  • Исследование 2 – “Чичиков и помещики”

Исследовательская работа в группах

Так можно ли было “спасти” главного героя – Чичикова – может, он – “мёртвая” душа, и спасение его невозможно? Чтобы ответить на этот непростой вопрос, посмотрим, что роднит Чичикова с помещиками и в чём его отличие от них. У вас на столах есть схемы-тезисы по теме “Помещики в поэме Н.В. Гоголя” (Приложение 2 ). Вам предстоит поработать в 5 группах. Каждая группа должна выявить то качество, которое роднит того или иного помещика с Чичиковым.

Ребята работают в группах. Затем выдвигаемые версии обсуждаем вместе, в конце работы заполняем схему (слайд 9 Приложения 1).

Посмотрите на эпиграф урока. И. Золотусский назвал Чичикова “странным подлецом”. Так есть ли отличительные черты в характере героя, что делает его первым лицом в галерее подлости?

Ребята обсуждают вопрос в группах, затем представители от групп высказывают мнения “за” и “против”. На слайд выводятся те черты, которые являются отличительными в характере Чичикова

(слайд 10 Приложения 1).

Гибкость

Выживаемость

Приспособляемость

Угодливость

Энергичность

Наблюдательность

  • Исследование 3 – “Средства раскрытия образа Чичикова”

(работа со слайдами 11 – 13 Приложения 1)

Для раскрытия образов персонажей Гоголь использует различные средства. Просмотрите презентацию ребят по теме 3 исследования (Приложение 3 ).

Найдите то средство, которое используется в большей степени только для характеристики Чичикова (биография героя).

Ребята в группах работают возле компьютеров, знакомятся с презентацией по данной теме, находят то средство, которое используется для характеристики только Чичикова, оценивают содержательность представленной работы. Отвечают на вопросы, аргументируя ответ.

Так почему же Гоголю так важно было посвятить целую 11 главу биографии Чичикова? (Она важна для мотивировки его поступков и черт характера.)

Биография Чичикова – это история “падения души”, но если душа “пала”, значит, была когда-то чистой. Так возможно ли возрождение души Чичикова? (Да, через покаяние.)

А что необходимо для покаяния, очищения души? (Внутреннее “я”, внутренний голос, а он как раз есть у Чичикова. Гоголь постоянно фиксирует чувства и раздумья своего героя. А иногда внутренний голос Чичикова переходит в авторский голос и сливается с ним в поэтических отступлениях.)

Как вы полагаете, случайно ли Гоголь дал своему герою имя Павел?

Ребята выдвигают свои предположения, затем слушаем сообщение подготовленного ученика “Смысл названия поэмы. Тайна имени главного героя” (Приложение 4 ).

(Ученик расскажет, что Апостол Павел был одним из гонителей Христа, а потом стал распространителем христианства по всему миру. В мировоззренческих представлениях Гоголя послания Святого апостола Павла, который “всех наставляет и выводит на прямую дорогу”, занимают исключительно важное место.)

  • Исследование 4 – “Необычное превращение: тройка Чичикова – Русь-тройка”

(работа со слайдами 14 – 19 Приложения 1)

Смысл финала – лирического отступления о Руси-тройке – загадочен. Гоголь знал, что книгу допишет время. Давайте попробуем приоткрыть эту завесу тайны, загадки.

Прослушайте отрывок, заключающий I том, в исполнении Качалова (Приложение 5 ).

Какой мотив лежит в основе этого лирического отступления и всей поэмы в целом? (мотив дороги)

Выявите контраст, лежащий в основе данного отрывка, на основании схемы (работа со слайдом 18 Приложения 1).

Ребята делают вывод по этому исследованию. Говорим о том, что Чичиков постоянно в дороге, он “движется”, в отличие от других персонажей. Его тройка вырывается из замкнутого, неподвижного круга, она лихо, с ветерком уносится в запредельное.

  • Обобщение по теме, ответ на проблемный вопрос, выводы

(слайды 20, 21 Приложения 1)

Возвратимся к теме нашего урока и проблемному вопросу одновременно. “Живая” душа Чичиков или “мёртвая”?

(Можно предположить, что в представлении Гоголя этот персонаж – “живая” душа. Сам автор сочувствует герою и дивится его настойчивости. Цель Чичикова – довольство и счастье семейной жизни – вполне достойная цель. Другое дело, что он избирает сомнительные средства для её достижения – средства, которыми живут “мёртвые” души Гоголя.)

Проговорим ещё раз те выводы, к которым мы пришли в результате исследования.

Учащиеся проговаривают те положения, которые помогли ответить на проблемный вопрос, записывают их в тетрадях. Все положения выводятся на слайд.

Вывод: Чичиков – “живая” душа в большей степени, чем “мёртвая”. Поэтому автор хотел привести своего героя к нравственному очищению, обновлению одним из первых. С этими мечтами связано изображение летящей, необгонимой Руси – тройки.

Скажите, а только ли Чичикову даёт Гоголь надежду на спасение?

(Нет, всему человечеству. Духовное возрождение – одна из высших способностей, дарованных человеку, и, по Гоголю, этот путь открыт всем, у кого душа ещё совсем не “омертвела”. В этом и заключалась одна из “сверхзадач” поэмы “Мёртвые души”.)

III. Заключительное слово учителя

(Слайд 22 Приложения 1)

А в ваших душах, ребята, как напутствие, пусть звучат замечательные гоголевские слова: “Забирайте же с собою в путь… все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!”. Мне бы хотелось, чтобы всё доброе, хорошее, светлое вы не растеряли на пути, а пронесли через всю жизнь.

IV. Домашнее задание

(Слайд 23 Приложения 1)

Напишите небольшое рассуждение на тему: “Есть ли Чичиковы в наши дни? Какое положение занимают подобные люди в современном обществе?”

Приложение 1 - мультимедийная презентация урока

Приложение 2 - схемы-тезисы по теме “Помещики в поэме Н.В. Гогол я”

Приложение 3 – презентация учащихся “Средства раскрытия образа Чичикова”

Приложение 4 - сообщение подготовленного ученика “Смысл названия поэмы. Тайна имени главного героя”

Приложение 5 – звукопись (отрывок из поэмы о Руси-тройке в исполнении Качалова)

Урок-исследование

по литературе

Проблема:

«Живая» душа Чичиков или «мёртвая»?

Тема:

Учитель русского языка

и литературы I категории

МОУ СОШ №22

Никишова Ирина Владимировна

2009-2010 г.

Урок-исследование в 10 классе

Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

Цели урока :

    выявить отношение Гоголя к современной ему действительности;

    раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность;

    в ходе исследовательской деятельности прийти к решению проблемного вопроса.

Задачи:

    продолжить формирование мыслительной деятельности, читательских умений, способствующих проявлению интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления;

    продолжить развитие исследовательской и коммуникативной компетентности учащихся, навыков анализа текста.

    продолжить воспитание социально-адаптированной личности.

Организационные формы: самостоятельная групповая работа, беседа по тексту с элементами исследовательской работы, сообщение учащегося, презентация учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, проекционный экран; текст поэмы, критические статьи, мультимедийная презентация урока

Опережающее задание: подготовка учащимися презентации “Средства раскрытия образа Чичикова”, сообщение учащегося “Смысл названия поэмы. Тайна имени главного героя”.

Ход урока

Работа осуществляется с применением презентации учителя.

    Вступительное слово учителя о главном деле жизни писателя – поэме “Мёртвые души”; учитель напоминает о результатах работы на прошлых уроках, ставит проблемный вопрос для предстоящего исследования, знакомит с эпиграфом (одновременно демонстрируются слайды 1 — 3 презентации).

У каждого художника есть творение, которое он считает главным делом своей жизни, в которое он вложил самые заветные, сокровенные думы, всё своё сердце. Для Н.В. Гоголя таким делом жизни стала поэма “Мёртвые души”. Его писательская биография продолжалась 23 года, 17 лет из них были отданы работе над этой поэмой.

На предыдущих уроках мы с вами увидели, что, показывая похождения Чичикова, автор создал незабываемые образы помещиков и чиновников.

А кто же такой Чичиков? Подлец и мошенник? Может быть, но не более, чем любой чиновник города N, “знающий дело”. Подлость Чичикова – выражение той морали, которая в правящих кругах России считалась добродетельной и почтенной. Приобретение в 40-е годы XIX века – своего рода знамение времени: наступала эра буржуа, и ловкие приобретатели лезли из всех щелей, исповедуя только одну веру, которую внушал Павлуше его отец: “всё сделаешь и прошибёшь на свете копейкой”.

Мы с вами пришли к выводу, что, действительно, “…не ревизские – мёртвые души”, а помещики и чиновники города N. А как же аферист Чичиков? “Мёртвая” душа Чичиков или “живая”? Это центральный, проблемный вопрос нашего урока.

Эпиграф нашего урока-исследования – слова И. Золотусского: “…Он всё же подлец какой-то странный…”.

    Исследовательская деятельность.

Исследование 1 — “Замысел писателя”

Учитель представляет вопросы для 1 исследования, схему замысла поэмы (работа со слайдами 4 – 6)

    В чём особенность замысла Гоголя при создании поэмы? Перечитайте высказывание Гоголя, чтобы ответить на этот вопрос.

“…Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём!” (из письма к В.А.Жуковскому от 12 ноября 1836 года). (писатель хотел показать “всю Русь”).

    Почему замысел писателя не был полностью осуществлён? (работа со схемой на слайде 6)

Комментарий к слайду: “Мёртвые души” задумывались по аналогии с “Божественной комедией” Данте — в трёх частях.

(Гоголю удалась лишь первая часть, где показаны тёмные стороны жизни. Второй том не удовлетворил писателя и был им лично сожжён. Во 2 и 3 томах Гоголь хотел предложить “рецепт” преображения каждому. Разговор шёл не о политической, а о духовной революции, о внутреннем перерождении человека, спасении его души.)

Исследование 2 – “Чичиков и помещики”

Исследовательская работа в группах. (работа со слайдами 7 – 10)

    Так можно ли было “спасти” главного героя – Чичикова – может, он – “мёртвая” душа, и спасение его невозможно? Чтобы ответить на этот непростой вопрос, посмотрим, что роднит Чичикова с помещиками и в чём его отличие от них. У вас на столах есть схемы-тезисы по теме “Помещики в поэме Н.В. Гоголя” (Приложение 1). Вам предстоит поработать в 5 группах. Каждая группа должна выявить то качество, которое роднит того или иного помещика с Чичиковым.

Ребята работают в группах. Затем выдвигаемые версии обсуждаем вместе, в конце работы заполняем схему (слайд 9).

    Посмотрите на эпиграф урока. И. Золотусский назвал Чичикова “странным подлецом”. Так есть ли отличительные черты в характере героя, что делает его первым лицом в галерее подлости?

Учащиеся обсуждают вопрос в группах, затем представители от групп высказывают мнения “за” и “против”. На слайд выводятся те черты, которые являются отличительными в характере Чичикова (слайд 10):

    Гибкость

    Выживаемость

    Приспособляемость

    Угодливость

    Энергичность

    Воля

    Наблюдательность

Исследование 3 – “Средства раскрытия образа Чичикова”

(работа со слайдами 11 – 13)

    Для раскрытия образов персонажей Гоголь использует различные средства. Просмотрите заранее подготовленную учащимися презентацию по теме 3 исследования.

    Найдите то средство, которое используется в большей степени только для характеристики Чичикова (биография героя).

Учащиеся в группах знакомятся с презентацией по данной теме, находят то средство, которое используется для характеристики только Чичикова, оценивают содержательность представленной работы. Отвечают на вопросы, аргументируя ответ.

    Так почему же Гоголю так важно было посвятить целую 11 главу биографии Чичикова? (Она важна для мотивировки его поступков и черт характера.)

    Биография Чичикова – это история “падения души”, но если душа “пала”, значит, была когда-то чистой. Так возможно ли возрождение души Чичикова? (Да, через покаяние.)

    А что необходимо для покаяния, очищения души? (Внутреннее “я”, внутренний голос, а он как раз есть у Чичикова. Гоголь постоянно фиксирует чувства и раздумья своего героя. А иногда внутренний голос Чичикова переходит в авторский голос и сливается с ним в поэтических отступлениях.)

    Как вы полагаете, случайно ли Гоголь дал своему герою имя Павел?

Ребята выдвигают свои предположения, затем слушаем сообщение подготовленного ученика “Смысл названия поэмы. Тайна имени главного героя” (Приложение 2).

(Ученик расскажет, что Апостол Павел был одним из гонителей Христа, а потом стал распространителем христианства по всему миру. В мировоззренческих представлениях Гоголя послания Святого апостола Павла, который “всех наставляет и выводит на прямую дорогу”, занимают исключительно важное место.)

Исследование 4 – “Необычное превращение: тройка Чичикова – Русь-тройка

(работа со слайдами 14 – 19)

    Смысл финала – лирического отступления о Руси-тройке – загадочен. Гоголь знал, что книгу допишет время. Давайте попробуем приоткрыть эту завесу тайны, загадки.

Прослушайте отрывок, заключающий I том, в исполнении Качалова (слайд 16).

    Какой мотив лежит в основе этого лирического отступления и всей поэмы в целом? (мотив дороги)

    Выявите контраст, лежащий в основе данного отрывка, на основании схемы (работа со слайдом 18).

Учащиеся делают вывод по этому исследованию. Говорим о том, что Чичиков постоянно в дороге, он “движется”, в отличие от других персонажей. Его тройка вырывается из замкнутого, неподвижного круга, она лихо, с ветерком уносится в запредельное.

Обобщение по теме, ответ на проблемный вопрос, выводы

(слайды 20, 21)

    Возвратимся к теме нашего урока и проблемному вопросу одновременно. “Живая” душа Чичиков или “мёртвая”?

(Можно предположить, что в представлении Гоголя этот персонаж – “живая” душа. Сам автор сочувствует герою и дивится его настойчивости. Цель Чичикова – довольство и счастье семейной жизни – вполне достойная цель. Другое дело, что он избирает сомнительные средства для её достижения – средства, которыми живут “мёртвые” души Гоголя.)

    Проговорим ещё раз те выводы, к которым мы пришли в результате исследования.

Учащиеся проговаривают те положения, которые помогли ответить на проблемный вопрос, записывают их в тетрадях. Все положения выводятся на слайд.

Вывод: Чичиков – “живая” душа в большей степени, чем “мёртвая”. Поэтому автор хотел привести своего героя к нравственному очищению, обновлению одним из первых. С этими мечтами связано изображение летящей, необгонимой Руси – тройки.

    Скажите, а только ли Чичикову даёт Гоголь надежду на спасение? (Нет, всему человечеству. Духовное возрождение – одна из высших способностей, дарованных человеку, и, по Гоголю, этот путь открыт всем, у кого душа ещё совсем не “омертвела”. В этом и заключалась одна из “сверхзадач” поэмы “Мёртвые души”.)

III. Заключительное слово учителя

(слайд 22)

    А в ваших душах, ребята, как напутствие, пусть звучат замечательные гоголевские слова: “Забирайте же с собою в путь… все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!”. Мне бы хотелось, чтобы всё доброе, хорошее, светлое вы не растеряли на пути, а пронесли через всю жизнь.

IV. Домашнее задание

(Слайд 23)

Напишите небольшое рассуждение на тему: “Есть ли Чичиковы в наши дни? Какое положение занимают подобные люди в современном обществе?”

Приложение 2

(сообщение учащегося)

Смысл названия поэмы.

Тайна имени главного героя

Апостол Павел был одним из гонителей Христа, а потом стал распространителем христианства по всему миру. В мировоззренческих представлениях Гоголя послания Святого апостола Павла, который «всех наставляет и выводит на прямую дорогу», занимают исключительно важное место.

В предсмертной записи Гоголь писал: «Будьте не мёртвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк, прелазай иначе, есть тать и разбойник». По Гоголю, души его героев не вовсе умерли. В них, как и в каждом человеке, таится жизнь – образ Божий, а вместе с тем и надежда на возрождение.

В Толковом словаре В.Даля одно из значений слова «мёртвый» — «человек невозрождённый, недуховный». Это значение близко к тому, в котором его употребляет Гоголь.

Итак, писатель шёл от евангельской традиции, к которой восходит понимание «мёртвой» души как духовно умершей. Гоголевский замысел созвучен христианскому нравственному закону, сформулированному святым апостолом Павлом: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все живут». С этим связана и главная идея «Мёртвых душ» — идея духовного воскресения падшего человека. И её должен был воплотить в первую очередь главный герой поэмы с символическим именем Павел.

«И, может быть, в сем же Чичикове… заключено то, что потом повергнет в прах и на колени человека пред мудростью небес», — предсказывает автор грядущее возрождение своего героя, то есть оживление его души.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?