Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Основные закономерности менеджмента. Основы управления персоналом

Появление кибернетики - науки об общих закономерностях в процессах управления, осуществляемых в живых существах, машинах и их комплексах , - позволило собрать и обобщить огромное количество фактов, которые показали, что процесс управления во всех организованных системах сходен. Различие в управлении объектами касаются критериев цели, задач и содержания управления. Однако структура и построение процессов управления в организованных системах любых рангов имеют черты глубокого сходства, общности. Это обстоятельство объясняется тем, что процесс управления всегда представляет собой информационный процесс.

Кибернетика изучает процессы получения и передачи, накопления и преобразования, переработки и использования информации в машинах, живых организмах и их объединениях. Установление связи между управлением и информационными процессами - важнейшее достижение кибернетики. Оно позволяет понять технологию процесса управления и, главное, подвергнуть его изучению количественными методами. Отличительная черта кибернетического подхода к познанию и совершенствованию процессов управления - использование их аналогов в живой и неживой природе и моделирование.

Основная задача кибернетики - достижение на основе присущих ей методов и средств оптимального уровня управления, т. е. принятие наилучших управленческих решений. Таким образом, кибернетическим называется такое управление, которое:

    рассматривает организацию как некоторую большую систему, каждый элемент которой берется не только сам по себе, но и как часть большой совокупности, в которую он входит;

    обеспечивает оптимальное решение многовариантных динамических задач организации;

    использует специфические методы, выдвинутые кибернетикой (обратную связь, саморегулирование и самоорганизацию и т. п.);

    широко применяет механизацию и автоматизацию управленческих работ на основе использования вычислительной и управляющей техники и компьютерных технологий.

Благодаря такой трактовке кибернетика находит практическое применение в самых различных областях деятельности человека, в том числе и в экономической. Ее приложение к экономике получило наименование экономической кибернетики, которая рассматривается как "использование научных подходов, основного комплекса понятий и научных инструментов кибернетики для исследования экономических явлений и решения практических экономических задач.

Управление не просто сознательная деятельность, направленная на достижение определенной цели, - это научное управление, осуществляемое на основе познания и использования объективных законов и закономерностей.

В управлении категории «закон» и «закономерность» относятся к одной группе. Как и закон, закономерность устанавливает общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями. В теории управления закономерность рассматривается как предварительная формулировка закона при его теоретическом осмыслении и исследовании.

Управление выступает как основное средство использования экономических законов в процессе совместной трудовой деятельности. [Например, закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, закон повышающейся производительности труда, закон стоимости и т.д.]

В процессе управления учитываются так же законы психологии, социологии и др. наук. Кроме того, каждая отрасль общественного производства имеет свои закономерности, отражающие особенности техники и технологии, специфику труда и т.д. [Например, закономерности специализации и концентрации производства в отраслях сельского хозяйства иные, чем в промышленности.] Без учета этих закономерностей управление не может быть эффективным.

Помимо общих законов и закономерностей, присущих социально-экономической системе, управление подчиняется также своим специфическим законам и закономерностям, наиболее общими из них являются следующие:

1. Единство системы управления означает устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды. Единство системы управления устанавливается не автоматически. Оно сознательно формируется, поддерживается и укрепляется, т.к. его нарушение снижает эффективность организации.

2. Пропорциональность субъекта и объекта управления . Эта закономерность получила наименование закона необходимого разнообразия. В соответствии с этим законом для обеспечения эффективности управления степень разнообразия субъекта (управляющей системы) должна быть не меньше степени разнообразия объекта (управляемой системы). Эта закономерность находит свое проявление через количественные и качественные связи между управляющей и управляемой подсистемами. Это означает, что увеличение управляемой подсистемы диктует необходимость определенного расширения управляющей, т.е. сфера управления должна соответствовать сфере и уровню производства. Кроме того, в последние годы происходят качественные изменения: новая оргтехника существенно изменила качество управленческого труда. Автоматизация производства, компьютеризация управления повышает производительность труда и одновременно высвобождает работников, занятых в сфере управления. В результате происходит перераспределение трудовых ресурсов между управлением и производством.

3. Сочетание централизации и децентрализации управления . При централизованном управлении каждое из звеньев управления подчинено центральным органам управления и обязано согласовывать с ним все свои решения. Однако полная централизация управления в социально-экономической системе принципиально невозможна. Подразделения предприятия различаются условиями работы, решаемыми задачами, интересами. Учесть при управлении специфику работы всех производственных коллективов можно лишь предоставив им право самостоятельно решать те или иные проблемы, т.е. путем децентрализованного управления. В каждом конкретном случае необходимо выбирать оптимальное сочетание централизованного и децентрализованного управления.

4. Функциональная специализация управления . Суть этой закономерности состоит в том, что управление на предприятии осуществляется значительным числом работников, поэтому возникает необходимость в разделении различных функций и полномочий между отдельными руководителями и коллективами. Применительно к управленческой деятельнос­ти эта закономерность управления проявляется в специализации на высших уровнях системы отдельных подразделений и сотрудников на выполнении разнообразных функций и подфункций: информаци­онного обеспечения, подбора и подготовки кадров, аналитической ра­боты, планирования, контроля и т.п.

5. Дифференциация неотделима от интеграции – объединения разрозненных, специализированных действий в единый общий процесс функционирования и развития управления.

6. Демократизация управления – участие в управлении трудовых коллективов. Управление будет эффективным только в том случае, если оно будет соответствовать интересам людей. Для этого необходимо чтобы управление было не только профессиональным, но и демократическим.

7. Управление временем. Время превратилось в экономическую категорию, ценность которой определяет все стороны деятельности предприятий. Запаздывание с принятием управленческих решений приводит к ухудшению показателей эффективности всей системы.

8. Управлению присуща и такая закономерность, как цикличность его процесса, единство в нем познавательно-программирующей и организационно-регулирующей деятельности. Работа любого руководи­теля всегда состоит из ряда постоянно повторяющихся операций по подготовке управленческих решений и организации их исполнения. Данные операции обязательно взаимосвязаны с информацион­ными процессами. Это также одна из закономерностей управления. Управление и информация неразделимы. Информация, циркулирую­щая по каналам прямой (от субъекта к объекту) и обратной (от объек­та к субъекту) связи, служит основой для подготовки и реализации уп­равленческих решений. Преобладающее значение здесь имеют обратные связи, отражающие реакцию объекта управления на воздей­ствия его субъекта. Учет руководителями закономерности особенно важен для обоснования принимае­мых решений, оценки их действенности, исключения дублирования и противоречий в отдаваемых распоряжениях, своевременного установ­ления и устранения причин неисполнительности подчиненных.

Как и экономические законы, закономерности управления объективны, их действия не зависят от воли и желания человека. Чем глубже человек их познает, тем полнее он их использует в своей практической деятельности, тем эффективнее управление.

Принципы управления – это руководящие правила, определяющие основные требования к системе, структуре и организации управления. Принципы управления бывают общие и частные.

Общие принципы управления имеют универсальный характер и распространяют свое действие на все сферы управления и отрасли экономики. Общие принципы управления: целенаправленность, планомерность, стимулирование, иерархичность, дисциплина, компетентность.

Любая деятельность имеет свои законы, закономерности и принципы, которые устанавливают границы, приемлемые в той или иной области. Принципы в менеджменте – одна из наиболее исследуемых категорий, поскольку они предъявляют требования к управлению организацией, описывают то, каким должен быть руководитель, и создают базу для того, чтобы эффективно управлять. Несомненно, что каждая личность имеет свои особенности, и современный руководитель вовсе не обязан следовать принципам управления, к примеру, Анри Файоля, сформулированным в начале 20 века. Напротив, каждый руководитель имеет возможность сформулировать свои требования к персоналу или даже акционерам, но, тем не менее, общие принципы управления являются действительными абсолютно для всех, поскольку такова их природа. Вот, к примеру, принцип компетентности, который говорит о том, что руководитель должен хорошо знать объект управления.

Принцип стимулирования свидетельствует о том, что руководство не может не поощрять работу людей, если не хочет рискнуть остаться вовсе без кадров. Эффективная система стимулирования труда может стать залогом лидерства любой компании.

Принцип иерархичности свидетельствует о неравном характере людских взаимоотношений как внутри организации, так и в обществе вообще, поскольку происхождение термина "иерархия" (священная власть, лат.) свидетельствует о религиозном генезисе структуризации социальных систем.

Подходы к целенаправленности, планомерности, компетентности, дисциплине, стимулированию и иерархичности могут особенно существенно розниться в различных странах, представляющих различные культурные цивилизации. Например, японский подход к дисциплинарному принципу кардинально отличается остальных управленческих взглядов, так как идеологически не приемлет никаких нарушений и неподчинений, причем это стремление к порядку отнюдь не навязывается менеджерами, а просто отражает культурные традиции Востока. Американская свобода и независимость личности превыше всех организационных и управленческих принципов, посему корпорации США не так жестки в своем подходе к менеджменту. В частности, записки восточных и западных менеджеров свидетельствуют о том, чему именно уделяется первоочередное внимание в компаниях различного рода. В записках последних веют свободные мотивы и либерализм, в первых же, при всей их внешней мягкости и послушании обществу, наличествуют требования аналогичной и адекватной дисциплины от подчиненных.

Принцип планомерности отражает стремление человека к познанию будущего, о вечных и бесполезных попытках "пережевать" будущее, сделать его таким обыденным, чтобы оно с легкостью перешло в реальность. Таким образом "человек управляющий" принимает участие в формировании будущего человеческого бытия. Похожую функцию выполняет и принцип целенаправленности, при помощи которого руководители имеют первоочередное право на установление ориентиров, желаемых будущих состояний организации. Но все же действие этого принципа сильно ограничено, поскольку правом на установление целей может и должен воспользоваться собственник организации, который волен оставить менеджеру разработку программы по достижению этих целей. Часто и та, и другая работа выполняется совместно. Так, если речь идет об акционерном обществе, то здесь нет жестких границ между обычными держателями акций и менеджерами (в случае отсутствия держателя крупного пакета, обладающего всеми правами собственника), и все стратегические, а иногда тактические и оперативные цели и задачи вырабатываются и решаются на совместных заседаниях.

Частные принципы управления имеют локальный характер и регулируют лишь отдельные управленческие процессы, отрасли, организации и подразделения. Каждая отрасль экономики или отдельная организация самостоятельно вырабатывают собственные принципы управления в соответствии с установившимися традициями, культурой, исторически сложившимися требованиями и т. п.Все подсистемы управления, любые сферы деятельности создаются, функционируют и развиваются в соответствии не только с общими, специфическими и организационными, но и с частными принципами. Частных принципов много. Все они формулируются в виде правил или требований. Например:

    принципы хозяйственного расчета;

    принципы формирования потоков информации;

    принципы организации заработной платы;

    принципы создания производственных бригад

    принципы добровольности, оперативности и т.д.;

    принципы формирования управленческих штатов и др.

Среди частных принципов могут быть и принципы «неформального»управления, основанные на обычаях, традициях, неформальных отношениях. В Японии - это это широкое идеологическое поле и отношения субординации, охватывающие работника с самого поступления его в организацию. Это могут быть всевозможные морально-трудовые кодексы, кодексы чести, правила поведения работников, требования к руководящим работникам, экономические, социальные, политические, правовые, бытовые и другие установки.

Частные принципы управления не должны перечить общим, но могут существенно от них отличаться. Частные принципы управления вправе отражать характеристику менеджмента как отдельной отрасли, организации или подразделения, так и отдельного руководителя.

Внутреннюю среду организации составляют цели, задачи, технологии, структура управления и люди.

Цель – это желаемое состояние организации.

Задача – предписанная работа (или серия работ), которая должна быть выполнена установленным способом в заранее определенный срок.

Технология – средства, при помощи которых предмет труда трансформируется в готовую продукцию.

Структура управления – логическое соотношение функциональных зон и уровней управления, используемых для достижения поставленных целей.

Люди – главная производительная сила организации. В зависимости от роли в процессе управления их подразделяют на администрацию (занятые в аппарате управления) и персонал.

2.2. Закономерности функционирования социальных систем управления

Социальные системы управления рассматривают на разных уровнях управления: макроуровне (национальная экономика в целом), региональном уровне (например, хозяйство субъекта Российской Федерации), микроуровне (организация, предприятие). При этом существует ряд общих законов функционирования социальных систем управления, которые отражают объективно существующие, систематически повторяющиеся, существенные взаимосвязи между различными элементами и явлениями в процессе управления.

К важнейшим законам функционирования социальных систем управления можно отнести: закон синергии, закон информированности и упорядоченности, закон развития, закон композиции.

Закон синергии выражается в приросте энергии организации, превышающем силу индивидуальных усилий ее членов. Этот феномен определил переход человечества к организационным формам трудовой и общественной деятельности. Синергия выделяет организацию из ряда других систем материального мира, так как для всех естественных систем характерен закон сохранения и превращения энергии, в соответствии с которым в любой замкнутой системе при всех ее изменениях количество энергии остается постоянным. Однако в соответствии с законом синергии в социальных системах управления возможно изменение внутренней энергии как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Наиболее важной особенностью действия закона синергии в рамках социальной системы управления является возможность управления приростом энергии. Так, на предприятии это выражается в целенаправленном управлении производством, а на макроуровне – в целенаправленном регулировании социально-экономического развития страны.

Закон информированности и упорядоченности состоит в том, что любая социальная система управления может существовать только при условии информационного обеспечения. При этом информация внутри системы должна быть структурирована и упорядочена в виде прямых и обратных связей, так как управление возможно только при наличии коммуникаций. В современном обществе уровень развития государства определяется не только экономическими и природными ресурсами, но и состоянием информационного обеспечения (или информационной среды).

Информационная среда включает в себя совокупность всех знаний, которыми владеют граждане данной страны. Часть этих знаний воплощена в материальных ценностях и средствах производства. В то же время значительная часть информационной среды существует в виде норм общей и политической культуры, морали и т. п.

Закон развития заключается в том, что социальная система управления способна к развитию, т. е. организация изменяется во времени. Она «рождается», развивается и «умирает». Другими словами, организация имеет свое прошлое, настоящее и будущее. При этом ее развитие должно осуществляться целенаправленно. Цель – это идеальный мысленный результат деятельности. Цель управления рассматривается как желаемое состояние системы управления. Правильное определение целей является залогом успешного развития организации. После определения цели осуществляется выбор стратегии развития, а затем реализация избранной стратегии.

К числу важнейших законов функционирования организации относится и закон композиции , который отражает стремление организации к объединению. Этот закон особенно актуален для предприятий в условиях экономической нестабильности и резких колебаний рыночной конъюнктуры, экономического давления со стороны конкурентов и криминальных структур. В этих условиях объединение родственных предприятий обеспечивает их более эффективное продвижение к общей цели. Для всех участников объединения должна существовать единая цель, в рамках которой они разрабатывают стратегию совместных действий и следуют ей.

Законы функционирования социальных систем управления реализуются через действия людей и имеют характер закономерностей.

К общим закономерностям управления относятся: закономерность соответствия социального содержания управления формам собственности на средства производства; закономерность преимущественной эффективности сознательного планомерного управления; закономерность соотносительности управляющей и управляемой систем, субъекта и объекта управления; закономерность усиления процессов разделения и кооперации труда в управлении.

Закономерность соответствия социального содержания управления формам собственности на средства производства предполагает создание систем управления, адекватных формам собственности на средства производства. Так, приватизация предприятий промышленности и торговли обусловила многообразие организационно-правовых форм этих предприятий и ослабила централизованное руководство их деятельностью.

Преимущественная эффективность сознательного планомерного управления тоже закономерна, так как система управления с плановой регуляцией протекающих в ней процессов и потенциально, и фактически эффективнее систем управления со стихийной регуляцией этих процессов. Подтверждением тому служит широкое применение программно-целевого, системного подходов и анализа на всех уровнях управления в современном обществе.

Закономерность соотносительности управляющей и управляемой систем, субъекта и объекта управления означает соответствие сферы управления требованиям объекта управления. Так, качественные сдвиги в развитии экономики, наметившиеся в 1970-е гг., потребовали определенной трансформации всего аппарата управления в Китае, что получило свое отражение в комплексе реформ, осуществление которых началось с 1975 г. В результате китайская экономика и управление ею стали более восприимчивы к требованиям научно-технического прогресса, обрели тенденцию устойчивого поступательного развития, без кризисов и потрясений был осуществлен переход к регулируемым рыночным отношениям.

Закономерность усиления процессов разделения и кооперации труда в управлении отражает, с одной стороны, дальнейшее горизонтальное и вертикальное разделение труда в управлении, что связано с развитием отраслей (в том числе и торговли), увеличением масштабов управляемых систем, появлением новых функций и видов деятельности. С другой стороны, разделение труда обусловливает его координацию, т. е. согласованность действий субъектов управления, что выражается в кооперации управленческого труда.

Если общие закономерности присущи управлению в целом, то частные закономерности характерны для отдельных сторон и систем управления. К ним относятся закономерности изменения функций управления, оптимизации числа ступеней управления, концентрации функций управления и распространенности контроля.

Закономерность изменения функций управления означает возрастание одних функций и убывание других на различных иерархических уровнях управления. Так, если на уровне торгового дома решаются стратегические задачи, охватывающие инвестиционную политику фирмы, распределение прибыли и т. п., то на уровне каждого входящего в торговый дом магазина решаются преимущественно тактические вопросы, связанные с реализацией товаров населению.

Закономерность оптимизации числа ступеней управления предполагает устранение излишних звеньев управления, что повышает его гибкость и оперативность.

Закономерность концентрации функций управления состоит в том, что каждая ступень управления стремится к большей концентрации функций, т. е. к расширению и росту численности управленческого персонала. Эту закономерность наглядно иллюстрируют данные о росте численности бюрократического аппарата, который наблюдается во всех странах.

Закономерность распространенности контроля отражает зависимость между числом подчиненных и возможностями эффективного руководства их деятельностью и контроля их действий со стороны руководителя. Оптимальным считается наличие 7-10 человек в непосредственном подчинении у одного руководителя.

Закономерности управления (как общие, так и частные) имеют объективный характер и реализуются в процессе управленческой деятельности людей.

В социальных системах управления нередко происходят сбои и нарушения деятельности. Для объяснения этих явлений следует помнить о некоторых психологических закономерностях, к числу которых обычно относят: закономерность неадекватности оценки человека человеком, неадекватности самооценки, искажение информации по мере ее прохождения по иерархической лестнице, закономерность компенсации и др. Однако эти психологические закономерности не следует абсолютизировать, так как они помогают объяснить сбои и нарушения, возникающие в системе управления.

Закономерности функционирования социальных систем управления должны в полной мере учитываться при формировании принципов управления персоналом.

2.3. Принципы управления персоналом

Принципы управления персоналом отражают руководящие правила, определяющие основные требования к системе, структуре и организации управления людьми. Так же как и закономерности, принципы управления подразделяются на общие и частные.

Общие принципы управления характеризуются тем, что имеют универсальный характер и воздействуют на все сферы управления и отрасли народного хозяйства.

К общим принципам управления относятся: целенаправленность, разделение труда, дисциплина, ответственность, компетентность, стимулирование, иерархичность.

Принцип целенаправленности управления предполагает четкую постановку и ранжирование целей перед каждым предприятием и его подразделением. При этом выделяются основная цель на базе миссии организации и цели-средства, необходимые для ее достижения. Цели управления должны быть нагруженными, но реальными, достижимыми. Определяться они должны предельно конкретно, что придает работе здравый смысл и мобилизует усилия персонала на ее выполнение.

Принцип целенаправленности предполагает не только установку целей, но и соотнесение их с необходимыми ресурсами. При этом важно не только обеспечить увязку целей с главными ресурсами, необходимыми для их достижения, но и акцентировать внимание на самом слабом звене, которое может помешать достижению целей.

Принцип разделения труда применительно к управлению предполагает выделение уровней управления и специализацию отдельных работников на выполнении соответствующих функций. Так, на промышленном предприятии можно выделить следующие уровни управления: мастера, начальника участка, начальника цеха, директора. На каждом из этих уровней решаются свои задачи, что позволяет сделать управленческий труд более эффективным. Например, мастер освобождается от задач, решаемых директором предприятия, и наоборот.

Дисциплина подразумевает безусловное выполнение полученных заданий и распоряжений, а также ответственность каждого исполнителя за порученное ему дело. Уровень дисциплины в значительной мере определяет культуру управления. Применительно, например, к торговле роль этого принципа особенно велика, так как специфика отрасли обусловливает повышенные требования не только к уровню исполнительской дисциплины, но и к финансовой дисциплине в коммерческой деятельности и к самодисциплине всего персонала – от менеджера до продавца. Вместе с тем дисциплина должна не стеснять инициативу работников, способствовать творческому отношению к работе. Только при условии наличия дисциплины можно обеспечить четкую и слаженную работу всех подразделений организации и направить их усилия на достижение поставленных целей.

Принцип ответственности предусматривает наказание членов организации за невыполнение возложенных на них функций или задач. При этом ответственность должна быть равна полномочиям, а мера наказания – возрастать по мере увеличения полномочий. К сожалению, этот принцип далеко не всегда реализуется в практике управления (особенно на высших иерархических уровнях), что приводит к необдуманным решениям, злоупотреблению властью и некомпетентному управлению, а все это в конечном счете нередко становится причиной ликвидации организаций.

Принцип компетентности означает знание менеджером объекта управления или, по крайней мере, его способность воспринимать компетентную консультацию специалистов при принятии решений. Этот принцип связан с горизонтальным разделением труда по функциям.

Возрастание популярности торговой деятельности в современных условиях и увеличение числа лиц, не имеющих специальной подготовки, но фактически занятых в торговле, а также учащающиеся случаи реализации населению недоброкачественных товаров выдвигают на первый план проблему лицензирования торговой деятельности и осуществления специального обучения лиц, получающих лицензии, для обеспечения необходимой компетенции.

Принцип стимулирования предполагает мотивацию трудовой деятельности на основе использования материальных и моральных стимулов. Материальное стимулирование базируется на личной экономической заинтересованности работников в результатах труда, моральное – на психологическом воздействии на работников. В качестве побудительных мотивов здесь могут выступать различные духовные потребности работников: потребности в принадлежности, причастности, успехе и т. п.

Стимулирование неправильно сводить только к оплате труда, как это часто происходит на практике. Оно включает в себя также использование моральных стимулов и мотиваций и справедливое отношение к персоналу.

Принцип иерархичности предусматривает вертикальное разделение управленческого труда, т. е. выделение уровней управления и подчинение низших уровней управления высшим. Этот принцип учитывается при формировании организационных структур управления, построении аппарата управления, расстановке кадров.

Все принципы управления тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Например, невозможно добиться четкого функционирования системы управления, игнорируя остальные принципы управления, так же как нельзя обеспечить целенаправленную деятельность организации без планомерности, компетентности, дисциплины и иерархичности.

К числу частных принципов управления персоналом относят:

Полное доверие к сотрудникам фирмы;

Уделение главного внимания в управлении людям и их инициативе;

Определение результатов работы организации сплоченностью коллектива;

Максимальное делегирование полномочий исполнителям;

Систематическое совершенствование системы стимулирования и мотивации труда и т. п.

2.4. Методы управления персоналом

Методы управления персоналом – это конкретные приемы и способы воздействия администрации на персонал для достижения определенных целей. Они многообразны, но их воздействие на персонал предприятия в целом и на каждого отдельного работника опосредовано мотивацией.

В поведении людей важную роль играют потребности и интересы. Осознанные потребности побуждают к действию. Совокупность потребностей, на удовлетворение которых направлена деятельность людей, определяет мотивационную направленность методов управления: экономических, организационно-распорядительных (административных) и правовых, социально-психологических.

Экономические методы управления. Одним из основных экономических методов, применяемых на уровне предприятия (организации), является внутрифирменное планирование.

Планирование предусматривает заблаговременное принятие решений. Оно устанавливает связь между существующим положением дел и тем, которое необходимо достичь, а также дает возможность реализовать предоставляющиеся возможности и свести к минимуму будущий риск.

Место планирования среди других методов управления обусловливается, во-первых, тем, что результаты планирования непосредственно определяют содержание остальных функций управления, а во-вторых, тем, что именно на этом этапе формируются цели предприятия и устанавливаются средства достижения этих целей.

Таким образом, целью планирования является упрощение достижения целей предприятия путем:

Устранения отрицательного эффекта неопределенности внешней и внутренней среды предприятия;

Сосредоточения внимания руководителей на главных задачах организации;

Эффективного функционирования предприятия за счет оптимального распределения ресурсов;

Облегчения организационной, мотивационной и контролирующей деятельности руководства предприятия.

Для достижения различных целей разрабатывают планы и в зависимости от того, каким целям они служат, выделяют их следующие виды: стратегические, текущие и проектные.

Планирование осуществляется посредством системы планов, включающей в себя долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные планы.

Долгосрочные планы составляются на 5-10, 10–12 лет, они имеют стратегический характер и отражают глобальные цели и основные этапы их достижения. В этих планах точно не указывают, каким образом организация будет достигать своих целей, а только определяют общую политику и генеральное направление деятельности организации, устанавливают приоритеты и распределяют имеющиеся ресурсы. Они должны учитывать состояние и перспективы развития внешней среды, а также собственные преимущества и недостатки, т. е. внутреннюю среду организации.

В стратегических планах решается вопрос о том, чего предприятие хочет добиться в будущем, а в тактических – как добиться поставленных целей. Для увязки стратегии и тактики используют среднесрочные планы . Они составляются на 3–5 лет и охватывают все основные аспекты деятельности торговой фирмы (торгово-технологический процесс, маркетинг, финансы, кадры, научно-исследовательские и др.).

Краткосрочные планы имеют тактический характер, они разрабатываются на различные календарные сроки до одного года включительно. Показатели планов предельно конкретны.

Внутрифирменное планирование – это экономический метод, который является основным инструментом, способствующим оптимизации управленческих решений. В рамках процесса планирования рассматривают следующие направления управленческой деятельности: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и стратегический менеджмент.

Распределение ресурсов включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как товарные фонды, управленческие кадры и технологический опыт и т. п.

Адаптация к внешней среде охватывает все действия, которые улучшают отношения торговой фирмы с ее окружением. Организациям необходимо адаптироваться как к благоприятным внешним факторам, так и возможным опасностям, выявляя соответствующие ситуации и обеспечивая эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям.

Внутренняя координация представляет собой координацию деятельности торговой фирмы, учитывающую ее сильные и слабые стороны, для достижения эффективной интеграции внутренних операций. Важным элементом внутренней координации является разработка организационных стратегий. Эта деятельность предусматривает развитие систематического мышления менеджеров, а также их способность учиться на прошлом опыте, что позволяет корректировать стратегическое развитие организации. Устойчивый успех обеспечивает постоянное стремление руководства учиться на прошлом опыте и прогнозировать будущее.

Основой деятельности предприятий торговли должна быть концепция стратегического менеджмента – система взглядов, позволяющая организации добиться своих целей в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды.

Важным экономическим методом, используемым на уровне предприятия торговли, является коммерческий расчет . Он предусматривает покрытие расходов доходами и получение предприятием прибыли от результатов деятельности.

Для отечественного управления государственными предприятиями был характерен хозрасчет – метод хозяйствования, который предполагал, что предприятие не только покрывает свои расходы доходами, но и получает прибыль от результатов своей деятельности. Этот метод предусматривает определенную экономическую обособленность и самостоятельность предприятий, а также их рентабельную работу.

Различали следующие виды хозрасчета: самоокупаемость, самофинансирование и полный хозрасчет. В современных российских условиях этот метод хозяйствования становится просто неосуществимым из-за низкой рентабельности или даже убыточности государственных предприятий.

Использование экономических методов управления для индивидуальной мотивации трудовой деятельности работников проявляется при оплате труда. Существуют две основные формы оплаты труда: повременная и сдельная.

Повременная оплата труда зависит от отработанного времени и характеризуется фиксированной величиной в виде месячного оклада, размер которого на государственных предприятиях определяется в соответствии с 18-разрядной тарифной системой, а на приватизированных – оговаривается при заключении контракта о найме на работу.

При сдельной форме оплаты труда вознаграждение ставится в прямую зависимость от выполненной работы.

Для усиления заинтересованности персонала в результатах работы организации используется премиальная система . Размер и порядок выплаты премиального вознаграждения увязывается с результатами работы, выраженными важнейшими экономическими показателями: объемом произведенной продукции, объемом товарооборота, размером полученной прибыли или дохода и т. п.

Закономерности управления отражают объективно существующие, существенные взаимосвязи различных повторяющихся элементов, а также явлений в процессе управления. их разделяют на общие и единичные. Общие закономерности присущие всем системам управления, а единичные связанные с функционированием отдельных отраслей, предприятий и организаций.

К общих закономерностей управления можно отнести закономерность соответствия социального содержания управления формам собственности на средства производства; закономерность подавляющего эффективности сознательного равномерного управления; закономерность соотношения управляющих и управляемых систем, субъекта и объекта управления; закономерность усиления процессов разделения и кооперации труда в управлении. Рассмотрим эти закономерности.

Закономерность соответствия социального содержания управления формам собственности на средства производства приводит к созданию систем управления адекватных формам собственности на средства производства. Так приватизация предприятий торговли обусловила многообразие организационно-правовых форм этих предприятий и ослабила централизованное руководство их деятельностью.

Подавляющее эффективность сознательного планомерного управления также закономерна, так как система управления с плановой регуляцией этих процессов, протекающих в ней, и потенциально, и фактически эффективнее системы управления стихийной регуляцией этих процессов. Подтверждением тому является широкое применение программно-целевого подхода, системного подхода и анализа на всех уровнях управления в современном обществе.

Усиление процессов разделения и кооперации труда в управлении. Закономерность отражает, с одной стороны, будущий горизонтальное и вертикальное разделение труда в управлении, связанные с развитием отраслей, увеличением масштабов управленческих систем, появлением новых функций и видов деятельности. С другой стороны, разделение труда обусловливает его координацию, то есть согласованность действий субъектов управления, выражается в кооперации управленческого труда.

Единство системы управления производством , что означает устойчивость внутренних связей при изменениях внешней среды.

В практике управления необходимо единство:

принципов управления для всех звеньев и ступеней управления;

основных функций управления, которая содержится в полноте управленческой деятельности;

методов управления, которые используются при решении различных проблем развития производства;

организационных форм системы управления, которая проявляется при унификации ее структурных характеристик и функциональном разделении управленческого труда;

процесса управления, отражающий его непрерывность и ритмичность, согласованность всех операций, стадий, этапов;

системы управления, которая проявляется в единых требованиях к руководителям и других работников аппарата управления.

Пропорциональность производства и управления необходима в организации для рационального развития основного и вспомогательного производства, как одного из условий высокой производительности труда. Пропорциональность важна и в середине основного производства, для четкой работы его подразделений.

Централизация и децентрализация управления предполагает необходимость эффективного распределения задач, функций и полномочий (рис. 2.1).

Централизованное управление представляет систему, при которой существует безпреревна, постоянно действующая и достаточно устойчивая подчиненность каждого звена субъекту управления. Оно требует обязательной согласованности управленческих решений, содержание которых определяется едиными целями развития системы.

Рис. 2.1. Распределение задач, функций и полномочий в менеджменте

В процессе развития производства уровень централизации меняется. Согласно теории управления нецелесообразно считать лучше: высокоцентрализованной или децентрализованное управление. Для каждого этапа развития производства должен быть свой оптимальный уровень централизации.

Важно на каком уровне иерархии принимается решение. Чем выше уровень, на котором принимается решение, и ниже степень, для которой оно предназначено, тем выше уровень централизации управления.

Соотносительность и адекватность управляющей и управляем систем. Изменения соотносительности субъекта и объекта управления происходит под действием различных факторов. Наиболее значимые из них являются организационные и экономические, которые проявляются в увеличении стоимости управления. Эта тенденция имеет объективную основу и отражает процессы повышения технического уровня управления на базе использования современной техники. Стоимость управления повышается также за счет новых требований, предъявляемых современным производством.

Если общие закономерности присущие управлению в целом, то частичные закономерности характерны для отдельных сторон и систем управления. К частичных закономерностей можно отнести закономерность изменения функций управления, закономерность оптимизации числа стадии управления, закономерность концентрации функций управления и закономерность распространенности контроля.

Закономерность изменения функций управления означает рост некоторых функций и уничтожение других на различных иерархических уровнях управления. Так, если на уровне торгового дома решаются стратегические задачи, которые охватывают инвестиционную политику фирмы и распределение прибыли, то на уровне каждого магазина, который входит в торгового дома, решаются преимущественно тактические вопросы, связанные с реализацией товаров населению.

Закономерность оптимизации числа ступеней управления предполагает устранение лишних звеньев управления, повышает его гибкость и оперативность.

Закономерность концентрации функций управления состоит в том, что каждая ступень управления стремится к большей концентрации функций, т.е. к расширению и росту численности управленческого персонала. Эту закономерность заочно иллюстрируют данные о росте численности бюрократического аппарата, наблюдается во всех странах.

Закономерность распространенности контроля отражает зависимость между числом подчиненных и возможностями эффективного управления их деятельностью и контроля их действий со стороны руководителя. Оптимальным считается наличие 7- 10 подчиненных в непосредственном подчинении у одного руководителя.

Закономерности управления имеют объективный характер и реализуются в процессе управленческой деятельности людей. Закономерности управления должны в полной мере учитываться при формировании принципов управления.

Принципы управления.

Отражают особенности производства и требования к системе управления. Они должны быть объективными и соответствовать закономерностям развития социальной структуры общества. В настоящее время управленческая деятельность базируется на следующих основных принципах:

1. Научный подход к управлению;

2. Государственное регулирование важнейших отраслей промышленности, их развитие;

3. Соблюдение установленных государством требования к экологии и охране труда;

4. Оптимальное сочетание много укладности экономических форм хозяйствования;

5. Соответствие управляемой и управляющей подсистем;

6. Самоуправляемость подсистем;

7. Правильный подход и расстановка кадров;

8. Централизация управления;

9. Единоначалие;

10. Корпоративный дух и единство командования;

11. Стимулирование трудовой деятельности;

12. Свобода для предпринимательской деятельности.

Основные принципы уточняются путем использования в управлении ряда частных принципов:

1. Выделение главного звена в достижении цели;

2. Четкое разделение прав, обязанностей и ответственности за достижение результата;

3. Объективность и конкретность руководства;

4. Оперативность во всех действиях;

5. Обязательность обратной связи;

6. Оперативный надежный и полный учет результатов деятельности;

7. Экономическая эффективность деятельности предприятия;

8. Преемственность положительного опыта, постоянное повышение квалификации и авторитета в коллективе.

Эфективность управленческих решений.

Под качеством управленческих решений следует понимать степень его соответствия характеру разрешаемых задач функционирования и развития производственных систем.

К числу этих факторов следует отнести :

2.четкую формулировку цели – для чего принимается УР, какие реальные результаты могут быть достигнуты

3.объём и ценность располагаемой информации – для успешного принятия УР главным является не объём информации, а ценность, определяемая уровнем профессионализма,

4.время разработки УР – как правило, управленческое решение всегда принимается в условиях дефицита времени и чрезвычайных обстоятельств (дефицита ресурсов, активности конкурентов, рыночной конъюнктуры, непоследовательного поведения политиков);

5.организационные структуры управления;

6.формы и методы осуществления управленческой деятельности ;

7.методы и методики разработки и реализации УР (например, если фирма лидирует – методика одна, если следует за другими – иная);

9.состояние управляющей и управляемой систем (психологический климат, авторитет руководителя, профессионально-квалификационный состав кадров и т.д.);

10.систему экспертных оценок уровня качества и эффективности УР.

Управленческие решения должны опираться на объективные законы и закономерности общественного развития. С другой стороны, УР существенным образом зависят от множества субъективных факторов – логики разработки решений, качества оценки ситуации, структуризации задач и проблем, определённого уровня культуры управления, механизма реализации решений, исполнительской дисциплины и т. п. При этом необходимо всегда помнить, что даже тщательно продуманные решения могут оказаться неэффективными, если они не смогут предвосхитить возможных изменений в ситуации, состоянии производственной системы.

Решения должны быть своевременными. Четкая направленность обеспечивается принятием решений в пределах прав соответствующего руководителя. Каждое решение должно иметь четкий адрес, быть понятным для исполнителей и не допускать разночтений.

Методы управления.

Различают:

1. По продолжительности цикла управления; 2. По способу передачи информации;

3. По способу принятия решений.

По продолжительности различают методы управления:

1) Стратегические планы (от 10 до 15 лет); 2) Годовые планы работы предприятия (1 год);

3) Оперативные планы работы (квартал, месяц);

4) На краткосрочный период (недельно-суточные графики работы предприятия).

По способу передачи информации различают:

1) Личные связи; 2) Телефонные разговоры; 3) Общение по видео и интернет.

По способу принятия решений:

1) Альтернативные – принимаются единолично руководителем;

2) Коллегиальные – решения правления и советы коллектива.

Для активации трудовой деятельности необходимы стимулы. Для стимулирования используют организационные, распорядительные и экономические методы руководства трудовыми коллективами.

К организационным методам руководства относят разработку положений, определяющих состав организационно подготовительных мероприятий и способов их реализации. Организационные методы выступают в виде структуропреобразований, нормирования и регламентирования.

Структуры преобразования включают разработку и периодический пересмотр структуры строительных организаций и структур вышестоящих органов управления.

В сферу этих методов входит установлений объемов полномочий руководителей всех рангов и правового положения и соотношений между линейными и функциональными звеньями в аппарате управления. В результате нормирования устанавливаются нормы времени, нормы выработки, нормативы численности и соотношений категорий разных видов работников. А так же размеры рабочего дня, отпуска.

Истинность организационного нормирования зависит от его сочетания с материальным и моральным стимулированием, а так же с применением соответствующих санкций за нарушение норм.

Регламентирование – это воздействие на деятельность трудовых коллективов и отдельных работников с помощью организационных положений, постановлений, инструкций и правил. С помощью регламентирования уточняются границы деятельности различных организаций, налаживаются взаимоотношения между ними, устанавливаются правила, регламентирующие деятельность коллективов и отдельных должностных лиц.

Распорядительные методы предназначены для конкретизации всех форм воздействия в процессе управления. Исходными положениями для применения распорядительных методов должны быть организационные регламенты и планы работы. Распоряжения могут содержать только задания либо задания и инструкцию по исполнению. В любом случае распоряжения должны быть четко сформулированы, чтобы не было никаких разночтений. Наиболее категоричной формой распоряжения является приказ.

Экономические методы руководства представляют собой способы воздействия, в основе которых лежат объективные экономические законы. Экономические методы реализуются по средствам хозрасчета, главными особенностями которого является достижение производственных результатах при наименьших затратах (труда рабочих, материально-технических, финансовых) при условии выполнения обязательств по договору в установленных срок с получением определенного хозяйственного дохода.

Основу деятельности строительных организаций при экономических методов руководства составляют финансирование и окупаемость затрат за счет хозяйственного дохода. Хозяйственный доход является основным источником оплаты труда и материального поощрения фонда развития производства и социального развития предприятия.

Хозяйственный доход – это разница между договорной ценой строительной продукции и затратами на ее производство. Повышение хозяйственного дохода возможно при повышении производительности труда, сокращении сроков строительства и повышения качества строительной продукции.

Образовавшиеся после уплаты налогов и процентов за кредит остаточная прибыль поступает в распоряжение трудового коллектива. Кредиты позволяют развивать материально-техническую базу, выполнять расширение действующего производства, его реконструкцию и перевооружение.

Таким образом, экономические методы руководства приводят к усилению организованности в работе и к нововведениям.

Социально-психологические методы руководства осуществляются через условия труда или воздействия непосредственно на психику работающих. Социальные методы включают изучение условий труда и их влияние на производственную деятельность предприятия. Эффективность социальных методов зависит от умения руководителя воздействовать на социальную среду с помощью моральных, социальных либо материальных стимулов.

Управление организацией, рассматриваемое как реально существующий феномен, имеющий определенную форму и конкретное содержание, может быть лучше и глубже понято, если знать то, как оно выглядит при обобщенном, теоретическом рассмотрении. Естественно, всякое абстрактное рассмотрение явлений или процессов уводит от реальности, стирает конкретные характеристики и черты. Однако в то же время оно позволяет лучше понять их сущность и природу, вскрыть и описать те лежащие в их основе отношения и общие для них существенные черты, которые определяют форму и содержание рассматриваемых явлений и процессов, логику и направления их развития, а также их возможности и границы осуществления.

3.1. Закономерности управления

Закономерности управления отражают объективно существующие, повторяющиеся существенные взаимосвязи различных элементов и явлений в процессе управления. Их подразделяют на общие и частные. Общие закономерности присущи всем системам управления, а частные связаны с функционированием отдельных отраслей, предприятий и организаций.
К общим закономерностям управления можно отнести следующие: соответствие социального содержания управления формами собственности на средства производства; преимущественная эффективность сознательного планомерного управления; соотносительность управляющей и управляемой систем, субъекта и объекта управления; усиление процессов разделения и кооперации труда в управлении.
Рассмотрим эти закономерности.
Закономерность соответствия социального содержания управления формами собственности на средства производства предполагает создание систем управления, адекватных формам собственности на средства производства.
Преимущественная эффективность сознательного планомерного управления тоже закономерна, так как система управления с плановой регуляцией протекающих в ней процессов и потенциально, и фактически эффективнее систем управления со стихийной регуляцией этих процессов. Подтверждением тому служит широкое применение программно-целевого, системного подходов и анализа на всех уровнях управления в современном обществе.
Закономерность соотносительности управляющей и управляемой систем, субъекта и объекта управления означает соответствие сферы управления требованиям объекта управления.
К общим закономерностям управления можно отнести также усиление процессов разделения и кооперации труда в управлении. С одной стороны, закономерность отражает дальнейшее горизонтальное и вертикальное разделение труда в управлении, что связано с развитием отраслей, увеличением масштабов управляемых систем, появлением новых функций и видов деятельности. С другой – разделение труда обусловливает его координацию, т. е. согласованность действий субъектов управления, что выражается в кооперации управленческого труда.
Если общие закономерности присущи управлению в целом, то частные характерны для отдельных сторон и систем управления. К частным закономерностям можно отнести изменение функций управления, оптимизацию числа ступеней управления, концентрацию функций управления и распространенность контроля.
Закономерность изменения функций управления означает возрастание одних функций и убывание других на различных иерархических уровнях управления. Так, если на уровне торгового дома решаются стратегические задачи, охватывающие инвестиционную политику фирмы, распределение прибыли и т. п., то на уровне каждого входящего в торговый дом магазина решаются преимущественно тактические вопросы, связанные с реализацией товаров населению.
Закономерность оптимизации числа ступеней управления предполагает устранение излишних звеньев управления, что повышает его гибкость и оперативность.
Закономерность концентрации функций управления состоит в том, что каждая ступень управления стремится к большей концентрации функций, т. е. расширению и росту численности управленческого персонала. Эту закономерность наглядно иллюстрируют данные о росте численности бюрократического аппарата, который наблюдается во всех странах.
Закономерность распространенности контроля отражает зависимость между числом подчиненных и возможностями эффективного руководства их деятельностью и контроля их действий со стороны руководителя. Оптимальным считается непосредственное подчинение одному руководителю 7–10 должностных лиц.
Закономерности управления (как общие, так и частные) имеют объективный характер и реализуются в процессе управленческой деятельности людей. Закономерности управления должны в полной мере учитываться при формировании принципов управления.

3.2. Принципы управления

Принципы управления – руководящие правила, определяющие основные требования к системе, структуре и организации управления. Так же как закономерности, принципы управления подразделяются на общие и частные.
Общие принципы управления имеют универсальный характер и воздействуют на все сферы управления и отрасли народного хозяйства.
К общим принципам управления можно отнести целенаправленность, планомерность, компетентность, дисциплину, стимулирование, иерархичность.
Целенаправленность предопределена сущностью программно-целевого управления и предполагает четкую постановку целей перед каждым предприятием и каждым его подразделением. При этом цель должна быть реальной, достижимой и определенной предельно конкретно, что придает работе здравый смысл и мобилизует усилия персонала на ее выполнение.
Принцип целенаправленности предполагает не только постановку целей, но и соотнесение этих целей с необходимыми ресурсами. При этом важно как обеспечить увязку целей с главными ресурсами, необходимыми для их достижения, так и акцентировать внимание на наиболее слабом звене, которое может помешать достижению целей.
Планомерность управления тоже связана с программно-целевым управлением и предусматривает составление программы действий, ее реализацию. Планомерность проявляется в нормализации условий работы и ее распределении между исполнителями, координации действий исполнителей и их инструктировании, а также организации учета и контроля за выполнением каждой работы и программы в целом. Реализация этого принципа на практике обеспечивает плановую организацию всей системы управления.
Компетентность означает знание менеджером объекта управления или, по крайней мере, его способность воспринимать компетентную консультацию специалистов при принятии решений. Принцип компетентности связан с горизонтальным разделением труда по функциям.
Неотъемлемым принципом управления является дисциплина, которой должна быть подчинена любая система управления на любом уровне. Дисциплина предполагает безусловное выполнение указаний руководителя, должностных обязанностей, инструкций, приказов и других директивных документов. Уровень дисциплины в значительной мере определяет культуру управления.
Стимулирование предполагает прежде всего мотивацию трудовой деятельности на основе использования материальных и моральных стимулов. Материальное симулирование базируется на личной экономической заинтересованности работников в результатах труда, моральное – в основном на психологическом воздействии на работников.
Иерархичность предусматривает вертикальное разделение управленческого труда, т. е. выделение уровней управления и подчинение низших уровней управления высшим. Этот принцип учитывается во время формирования организационных структур управления при построении аппарата управления и расстановке кадров.
Все принципы управления тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Как уже отмечалось выше, наряду с общими существуют частные принципы управления, которые имеют локальный характер и регулируют лишь отдельные управленческие процессы и стороны управления.
Закономерности и принципы управления тесно связаны с функциями управления.

3.3. Общие функции управления

Функции управления – виды деятельности, с помощью которых управляющая подсистема воздействует на объект управления. Функции управления подразделяют на общие и частные (специальные). Общие функции присущи всем социальным системам управления. Частные функции имеют определенную специфику. Применительно к менеджменту выделяют следующие общие функции: стратегическое планирование, организация, мотивация, контроль.
Планирование – это набор действий, предпринимаемых для оптимального достижения предприятием (организацией) своих целей. Обычно планирование включает постановку целей и определение этапов их достижения, составление программы действий и концентрацию необходимых средств для достижения поставленной цели.
Организация – это функция управления, которая предполагает создание условий эффективной совместной работы для достижения целей фирмы. Обычно организация рассматривается в двух аспектах: построение аппарата управления и координация деятельности работников.
Мотивация предполагает побуждение работников к действию для достижения их личных целей и целей организации. Чтобы эффективно осуществлять мотивацию, менеджер должен представлять себе потребности своих подчиненных и ожидаемое ими вознаграждение. Потребность – это ощущаемый физиологически или психологически недостаток чего-либо. Вознаграждение – это все то, что человек считает ценным для себя.
Контроль как функция управления предполагает проверку выполнения поставленных задач, исходящих из стратегических и тактических целей организации. Контроль подразделяется на предварительный, текущий и заключительный.
Эти четыре функции объединены связывающими процессами коммуникации и принятия решений.

3.4. Планирование

Стратегическое планирование представляет собой набор действий, предпринимаемых для оптимального достижения предприятием своих целей. Реализация стратегического плана охватывает тактику и политику фирмы.
Суть стратегического планирования заключается в выработке специфической стратегии, направленной на достижение целей предприятия. Стратегия применительно к менеджменту означает всесторонний комплексный план, обеспечивающий оптимальное достижение целей организации.
Стратегическое планирование предполагает четыре основных вида управленческой деятельности: распределение ресурсов; адаптацию к внешней среде; внутреннюю координацию; организационное стратегическое предвидение.
Организационное стратегическое предвидение означает, что стратегический план организации должен разрабатываться с учетом перспективы. Разумеется, предвидение – не только интуиция менеджера, но и научное прогнозирование, основанное на анализе фактических материалов.
Стратегическое планирование предполагает определение миссии и целей организации. Миссия организации – четко выраженная причина ее существования. Формулировка миссии основывается на следующем:
1) определение предмета деятельности организации, т. е. производство продукции (или услуг), основные рынки сбыта и технологии;
2) отношения между организацией и окружающей средой;
3) культура организации, т. е. внутренний режим ее работы и кадры организации.
Определяя миссию организации, важно понимать, что получение прибыли – внутренняя проблема фирмы, а миссия связана с удовлетворением потребности, находящейся вне ее.
На основе общей миссии организации определяются ее цели. При этом цель должна быть конкретной и измеримой. Она должна быть определена во времени и быть достижимой. При определении цели необходимы оценка и анализ окружающей среды и увязка потенциала организации с избранной целью.
Реализация стратегии – важная составляющая планирования как функции управления. Для реализации стратегии прежде всего необходима тактика. Тактика рассчитана на более короткий срок, чем стратегия. Результаты стратегии обычно становятся очевидными через несколько лет, а тактические результаты проявляются быстро и легко соотносятся с поставленными конкретными целями. И наконец, если стратегия обычно определяется высшими эшелонами власти, то тактика часто вырабатывается на уровне руководства среднего звена управления.
Для увязки долгосрочных (стратегических) и тактических планов необходима выработка политики фирмы, которая представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, облегчающее достижение целей.
Политика предполагает разработку и соблюдение правил. Правило точно определяет порядок действий в конкретной ситуации.
Реализация стратегического плана наряду с разработкой тактики, политики и правил подразумевает осуществление контроля за выполнением поставленных задач. При этом контроль предполагает проверку выполнения заданий по объему и срокам, по всему комплексу намеченных показателей.
По сути, планирование отвечает на следующие вопросы:
1) на каком этапе развития находится организация;
2) каковые ее цели, куда она планирует двигаться;
3) как организация будет реализовывать эти цели?

3.5. Организация

Организация – функция управления, которая предполагает создание условий для совместной, эффективной работы, способствующей достижению целей фирмы. Организация предусматривает наличие полномочий и ответственности, а также возможности делегировать полномочия.
Полномочия – право менеджера использовать определенные ресурсы организации, а также направлять усилия отдельных ее сотрудников на выполнение тех или иных задач.
Ответственность – обязательство выполнить поставленные задачи и нести наказание за их неправильное решение.
Делегирование означает передачу полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за выполнение определенных задач. Полномочия делегируются должности, а не конкретному человеку.
Существует два основных аспекта организационного процесса:
    деление организации на подразделения (горизонтальное разделение труда);
    установление взаимоотношений, которые связывают различные уровни управления и обеспечивают возможность распределения и координации задач (вертикальное разделение труда).
и т.д.................
Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?