Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Орландо лассо произведения. Биография

Содержание статьи

ЛАССО, ОРЛАНДО ДИ (Lassus, Orlande de; Lasso, Orlando di; Rolande de Lattre) (ок. 1532–1594), композитор, уроженец Фламандии, один из крупнейших музыкальных деятелей эпохи Возрождения . Имя его употребляется в разных формах: часто в латинской (Орландус Лассус), итальянской (Орландо ди Лассо, этот вариант предпочитал сам композитор), иногда во французской (Роланд де Латтр). В русском музыкознании употребительна итальянская версия.

Лассо родился в Монсе (ныне Бельгия). Биографы рассказывают о детстве музыканта маловероятные истории. Якобы, когда Лассо мальчиком пел в хоре кафедрального собора Монса, его чудесный голос очаровал вице-короля Сицилии Фернандо Гонзага, воевавшего в Нидерландах в армии императора Карла V, и тот против воли родителей взял ребенка с собой в Италию. Однако, в архивах собора нет никаких упоминаний о подобном факте. Верно то, что позже Лассо жил в Неаполе, по-видимому в доме другого мецената, а возможно, он посетил и Рим, где, по рассказам, в возрасте 22 лет исполнял обязанности руководителя хора в церкви Сан Джованни ин Латерано.

Позже Лассо вернулся в Монс и, узнав о смерти родителей, отправился во Францию, а по некоторым сведениям, совершил и путешествие в Англию. На какое-то время он задержался в Антверпене: там были напечатаны его первые мотеты и мадригалы . Во время пребывания в этом городе он получил приглашение от правящего герцога Альбрехта V Баварского стать музыкантом при его дворе в Мюнхене. Лассо прибыл в Мюнхен в 1556 или 1557 и вскоре получил должность придворного капельмейстера.

В эпоху, когда музыканты часто бывали просто слугами в дворянских домах (даже Бах, столетием позже, в юности носил лакейскую ливрею), Лассо быстро сумел завоевать уважение своего хозяина. Он женился на дочери одной придворной дамы и, по всей видимости, стал другом герцога и его семьи: во всяком случае, герцог принимал от музыканта приглашения на обед. Герцогская семья состояла из страстных любителей музыки, но можно предположить, что в Лассо герцог ценил не только блестящего профессионала, но и остроумного, веселого собеседника: Лассо часто развлекал хозяев оригинальными анекдотами о музыке и музыкантах и даже поставил при дворе собственную музыкальную комедию.

Жизнь Лассо текла относительно спокойно, и благодаря покровительству герцога он мог полностью отдаться сочинению и изданию своих произведений – нескончаемого потока музыки. В качестве интерлюдий можно рассматривать поездки Лассо во Францию и Италию (где папа Римский пожаловал музыканта в кавалеры ордена Золотой шпоры).

Слава Лассо распространилась по Европе, и второй его визит во Францию был связан с приглашением занять пост при дворе. Поступали предложения от короля Саксонского и разных итальянских вельмож. Однако герцог Баварский, не желая потерять музыканта, принял соответствующие меры: был подписан пожизненный контракт.

В последние годы жизни Лассо впал в меланхолию, что, очевидно, сказалось на его здоровье: герцог освободил музыканта от придворных обязанностей, дал ему высокую пенсию и подарил загородный дом. Лассо умер 14 июня 1594 и был похоронен на мюнхенском францисканском кладбище. Ныне его надгробный памятник находится в Баварском национальном музее.

Творчество.

При взгляде на огромное творческое наследие Лассо – полторы тысячи мотетов, 53 мессы, сотня магнификатов и других литургических произведений, полторы сотни мадригалов, сотни французских шансон, немецких песен (Lieder), вилланел, мореск (буквально «мавританская» – музыкально-танцевальная форма; в данном случае зарисовка негров-рабов в Неаполе) и других мелких пьес – вспоминается остроумное замечание Генделя по поводу его современника Телемана: «Он мог положить на музыку любой текст, даже афишу». Лассо рассматривал музыку как зеркало, отражающее все стороны жизни.

Слава Лассо как церковного композитора связана главным образом с его непревзойденными мотетами. Его мессы прекрасны, но вряд ли могут быть названы глубоко духовными произведениями, полностью отвечающими литургическим целям. Существует мнение, что Лассо заходит иногда слишком далеко в этом направлении: например, он вводит в литургию темы песен с красноречивыми названиями «Я никогда не ем свинину», «Доброе вино», «Давай стащим ячмень», приспосабливая к ним слова Св. Писания. Одна из лучших месс Лассо написана на очаровательную мелодию песни с вполне откровенным названием «Сладкое воспоминание». Конечно, композитор не всегда использовал в церковной музыке песенные темы; несколько превосходных месс Лассо не имеют никакого отношения к светским мелодиям.

В полной мере драматические, описательные и изобразительные качества дарования композитора раскрываются в его мотетах, иллюстрирующих едва ли не все евангельские события и сцены, а также в произведениях, основанных на прозаических и поэтических текстах Божественной литургии. Высшее достижение Лассо в церковной музыке строгого стиляСемь покаянных псалмов . В одном из мотетов – изящном трехголосном песнопении на Рождество Христово – можно обнаружить некое предвосхищение вагнеровской лейтмотивной техники: волхвы во время своего путешествия к яслям Младенца все время восклицают: «В Вифлеем!» Созданные композитором сто музыкальных версий Магнификата, образующие, по удачному выражению одного писателя, «духовный букет, преподносимый Пречистой Деве», – уникальный памятник художественного вдохновения и тоже одна из вершин творчества Лассо.

В сфере светской музыки Лассо не имеет соперников среди современников. Здесь открывается широкое поле для его склонности к шутке и сатире, и особенно это проявляется в лаконичных пьесах – зарисовках характеров и сцен из повседневной жизни. Тут и молодая жена, жалующаяся на черствость старого мужа, и смешной судейский чиновник, и молодой монах, и солдат-наемник, взывающий к даме сердца, и серенада влюбленного, и портрет возлюбленной. Уже в молодости, находясь в Италии, Лассо обратился к жанру мадригала; он черпал стихи из сокровищницы ренессансной поэзии, как итальянской, так и французской – Петрарки, Ариосто, Ронсара и их современников, и воплощал вдохновенные строки в музыке.

Лассо считается последним из нидерландских мастеров, которые главенствовали на европейской музыкальной сцене в течение более столетия; на самом деле его творчество демонстрирует слияние нидерландского и итальянского стилей. Влияние итальянских мадригалистов преображает старое нидерландское полифоническое письмо, основанное на равноправии всех голосов, в более современный и богатый возможностями стиль. Лассо – один из величайших художников той эпохи, когда на протяжении жизни двух поколений складывается новая техника гомофонно-гармонического письма (мелодия с аккомпанементом) в мажоро-минорной ладовой системе.

Лассо родился в Монсе (ныне Бельгия). Биографы рассказывают о детстве музыканта маловероятные истории. Якобы, когда Лассо мальчиком пел в хоре кафедрального собора Монса, его чудесный голос очаровал вице-короля Сицилии Фернандо Гонзага, воевавшего в Нидерландах в армии императора Карла V, и тот против воли родителей взял ребенка с собой в Италию. Однако, в архивах собора нет никаких упоминаний о подобном факте. Верно то, что позже Лассо жил в Неаполе, по-видимому в доме другого мецената, а возможно, он посетил и Рим, где, по рассказам, в возрасте 22 лет исполнял обязанности руководителя хора в церкви Сан Джованни ин Латерано.

Позже Лассо вернулся в Монс и, узнав о смерти родителей, отправился во Францию, а по некоторым сведениям, совершил и путешествие в Англию. На какое-то время он задержался в Антверпене: там были напечатаны его первые мотеты и мадригалы. Во время пребывания в этом городе он получил приглашение от правящего герцога Альбрехта V Баварского стать музыкантом при его дворе в Мюнхене. Лассо прибыл в Мюнхен в 1556 или 1557 и вскоре получил должность придворного капельмейстера.

В эпоху, когда музыканты часто бывали просто слугами в дворянских домах (даже Бах, столетием позже, в юности носил лакейскую ливрею), Лассо быстро сумел завоевать уважение своего хозяина. Он женился на дочери одной придворной дамы и, по всей видимости, стал другом герцога и его семьи: во всяком случае, герцог принимал от музыканта приглашения на обед. Герцогская семья состояла из страстных любителей музыки, но можно предположить, что в Лассо герцог ценил не только блестящего профессионала, но и остроумного, веселого собеседника: Лассо часто развлекал хозяев оригинальными анекдотами о музыке и музыкантах и даже поставил при дворе собственную музыкальную комедию.

Жизнь Лассо текла относительно спокойно, и благодаря покровительству герцога он мог полностью отдаться сочинению и изданию своих произведений - нескончаемого потока музыки. В качестве интерлюдий можно рассматривать поездки Лассо во Францию и Италию (где папа Римский пожаловал музыканта в кавалеры ордена Золотой шпоры).

Слава Лассо распространилась по Европе, и второй его визит во Францию был связан с приглашением занять пост при дворе. Поступали предложения от короля Саксонского и разных итальянских вельмож. Однако герцог Баварский, не желая потерять музыканта, принял соответствующие меры: был подписан пожизненный контракт.

В последние годы жизни Лассо впал в меланхолию, что, очевидно, сказалось на его здоровье: герцог освободил музыканта от придворных обязанностей, дал ему высокую пенсию и подарил загородный дом. Лассо умер 14 июня 1594 и был похоронен на мюнхенском францисканском кладбище. Ныне его надгробный памятник находится в Баварском национальном музее.

Творчество. При взгляде на огромное творческое наследие Лассо - полторы тысячи мотетов, 53 мессы, сотня магнификатов и других литургических произведений, полторы сотни мадригалов, сотни французских шансон, немецких песен (Lieder), вилланел, мореск (буквально "мавританская" - музыкально-танцевальная форма; в данном случае зарисовка негров-рабов в Неаполе) и других мелких пьес - вспоминается остроумное замечание Генделя по поводу его современника Телемана: "Он мог положить на музыку любой текст, даже афишу". Лассо рассматривал музыку как зеркало, отражающее все стороны жизни.

Слава Лассо как церковного композитора связана главным образом с его непревзойденными мотетами. Его мессы прекрасны, но вряд ли могут быть названы глубоко духовными произведениями, полностью отвечающими литургическим целям. Существует мнение, что Лассо заходит иногда слишком далеко в этом направлении: например, он вводит в литургию темы песен с красноречивыми названиями "Я никогда не ем свинину", "Доброе вино", "Давай стащим ячмень", приспосабливая к ним слова Св. Писания. Одна из лучших месс Лассо написана на очаровательную мелодию песни с вполне откровенным названием "Сладкое воспоминание". Конечно, композитор не всегда использовал в церковной музыке песенные темы; несколько превосходных месс Лассо не имеют никакого отношения к светским мелодиям.

Лучшие дня

В полной мере драматические, описательные и изобразительные качества дарования композитора раскрываются в его мотетах, иллюстрирующих едва ли не все евангельские события и сцены, а также в произведениях, основанных на прозаических и поэтических текстах Божественной литургии. Высшее достижение Лассо в церковной музыке строгого стиля - Семь покаянных псалмов. В одном из мотетов - изящном трехголосном песнопении на Рождество Христово - можно обнаружить некое предвосхищение вагнеровской лейтмотивной техники: волхвы во время своего путешествия к яслям Младенца все время восклицают: "В Вифлеем!" Созданные композитором сто музыкальных версий Магнификата, образующие, по удачному выражению одного писателя, "духовный букет, преподносимый Пречистой Деве", - уникальный памятник художественного вдохновения и тоже одна из вершин творчества Лассо.

В сфере светской музыки Лассо не имеет соперников среди современников. Здесь открывается широкое поле для его склонности к шутке и сатире, и особенно это проявляется в лаконичных пьесах - зарисовках характеров и сцен из повседневной жизни. Тут и молодая жена, жалующаяся на черствость старого мужа, и смешной судейский чиновник, и молодой монах, и солдат-наемник, взывающий к даме сердца, и серенада влюбленного, и портрет возлюбленной. Уже в молодости, находясь в Италии, Лассо обратился к жанру мадригала; он черпал стихи из сокровищницы ренессансной поэзии, как итальянской, так и французской - Петрарки, Ариосто, Ронсара и их современников, и воплощал вдохновенные строки в музыке.

Лассо считается последним из нидерландских мастеров, которые главенствовали на европейской музыкальной сцене в течение более столетия; на самом деле его творчество демонстрирует слияние нидерландского и итальянского стилей. Влияние итальянских мадригалистов преображает старое нидерландское полифоническое письмо, основанное на равноправии всех голосов, в более современный и богатый возможностями стиль. Лассо - один из величайших художников той эпохи, когда на протяжении жизни двух поколений складывается новая техника гомофонно-гармонического письма (мелодия с аккомпанементом) в мажоро-минорной ладовой системе.

ЛАССО ОРЛАНДО ДИ - фран-ко-фламандский ком-по-зи-тор.

В начале 1540-х годов пев-чий у кон-до-тье-ра Фер-ран-те Гон-за-ги в Ни-дер-лан-дах, в 1545 году пред-поло-жи-тель-но по-сле-до-вал за ним в Ита-лию (Ман-туя, Па-лер-мо, Ми-лан, Не-аполь), где на-пи-сал свои пер-вые со-чи-нения в «италь-ян-ской» ма-не-ре. В 1553 году ка-пель-мей-стер со-бо-ра Сан-Джо-ван-ни-ин- Ла-те-ра-но в Ри-ме. В 1554 году вер-нул-ся в Ни-дер-лан-ды, где, воз-мож-но, со-труд-ни-чал с Т. Су-за-то(по-след-ний в 1555 году осу-ще-ствил боль-шую пуб-ли-ка-цию со-чи-не-ний Лассо под op. 1). С 1556 года жил в Мюн-хе-не, был при-двор-ным пев-чим (те-нор), с 1563 года капель-мей-стер при ба-вар-ском дво-ре. За по-след-ние 30 лет жиз-ни со-вер-шил мно-го-численные за-гра-нич-ные по-езд-ки, в т. ч. в Че-хию, Ав-ст-рию, Фран-цию, Ита-лию; по-езд-ка в 1585 году в Фер-ра-ру, центр музыкального но-ва-тор-ст-ва то-го вре-ме-ни, не ока-за-ла влия-ния на музыкальный стиль Лассо. Бла-го-да-ря его ак-тив-ной профессиональной дея-тель-но-сти Мюн-хен при-об-рёл ре-пу-та-цию од-но-го из круп-ней-ших музыкальных цен-тров Ев-ро-пы.

Творческое на-сле-дие Лассо ог-ром-но, его ху-дожественная зна-чи-мость (многие со-чи-не-ния бы-ли за-каз-ны-ми) в пол-ном объ-ё-ме ещё не оце-не-на. Лассо ра-бо-тал ис-клю-чи-тель-но в во-каль-ных жан-рах, на-пи-сал свыше 60 месс (мес-сы-па-ро-дии на шан-сон, мо-те-ты и мад-ри-га-лы Я. Ар-ка-дель-та, А. Вил-лар-та, Н. Гом-бер-та, Дж. Па-ле-ст-ри-ны, К. де Ро-ре, К. Сер-ми-зи, а так-же на соб-ст-вен-ные шан-сон и мо-те-ты), ре-к-ви-ем, 4 цик-ла «стра-стей» (по всем еван-ге-ли-ям), оф-фи-ций Стра-ст-ной не-де-ли (осо-бен-но зна-чи-мы рес-пон-со-рии ут-ре-ни Ве-ли-ко-го чет-вер-га, Ве-ли-кой пят-ни-цы и Ве-ли-кой суб-бо-ты), бо-лее 100 маг-ни-фи-ка-тов, гим-ны, фо-бур-до-ны, около 150 французских шан-сон (особой популяр-но-стью в XVI веке пользовалась шансон на тему биб-лей-ской ис-то-рии о Су-сан-не «Од-на-ж-ды Су-сан-на», «Susanne un jour»), итальянские (вил-ла-нел-лы, мо-ре-ски, кан-цо-ны) и немецкие (свыше 140) пес-ни, около 250 мад-ри-га-лов. На про-тя-же-нии всей жиз-ни Лассо пи-сал мо-те-ты (все-го свыше 750, в это чис-ло вхо-дят и мо-тет-ные цик-лы) на латинские тек-сты пре-имущественно ду-хов-но-го со-дер-жа-ния, пред-на-зна-чен-ные как для цер-ков-но-го оби-хо-да, так и для свет-ско-го при-ме-не-ния (ди-дак-тические мо-те-ты, це-ре-мо-ни-аль-ные мо-те-ты «на слу-чай» и др.). Круп-ней-шая пуб-ли-ка-ция мо-те-тов под названием «Mag-num opus mu-sicum» осу-ще-ст-в-ле-на по-смерт-но (1604 год).

Твор-че-ст-во Лассо пред-став-ля-ет со-бой слож-ный, ино-гда эк-лек-тич-ный, сплав итальянского и фран-ко-фламандского сти-ле-вых иди-ом и форм. Безу-преч-но вла-дев-ший кон-тра-пунк-ти-че-ской тех-ни-кой, Лассо внёс вклад и в ис-то-рию гар-мо-нии: так, в «Про-ро-че-ст-вах си-вилл» («Prophetiae Sib-yl-larum», 1550-е годы) он соз-дал собственную экс-пе-риментальную мо-дель «хро-ма-ти-че-ско-го» итальянского сти-ля. В це-лом, од-на-ко, он при-дер-жи-вал-ся мо-даль-ной сис-те-мы на ос-но-ве 8 ла-дов («то-нов») гри-го-ри-ан-ско-го хо-ра-ла. Для Лассо ха-рак-тер-на де-таль-ней-шая музыкальная раз-ра-бот-ка тек-стов на раз-ных язы-ках, как бо-го-слу-жеб-ных, так и сво-бод-но со-чи-нён-ных. Серь-ёз-но-стью, дра-ма-тиз-мом кон-цеп-ции и зна-чительной про-тя-жён-но-стью от-ли-ча-ют-ся цикл 7-го-лос-ных ду-хов-ных мад-ри-га-лов «Слё-зы святого Пет-ра» (издан 1595 год) и «По-ка-ян-ные псал-мы Да-ви-да» (ру-ко-пись 1571 года в фор-ма-те ин-фо-лио ук-ра-ше-на ил-лю-ст-ра-ция-ми Г. Ми-ли-ха, пре-дос-тав-ляю-щи-ми цен-ный ико-но-гра-фический ма-те-ри-ал о жиз-ни ба-вар-ско-го дво-ра).

Вме-сте с тем ком-по-зи-тор не чу-ж-дал-ся юмо-ри-стических мо-ти-вов; например, в шан-сон «Раз-да-ёт-ся на пи-рах пи-тие в трёх ли-цах» («Fer-tur in con-vi-vi-is vinus, vina, vinum») пе-ре-ска-зы-ва-ет-ся ане-к-дот из жиз-ни ва-ган-тов; в зна-ме-ни-той пес-не «Ma-tona mia cara» немецкий сол-дат по-ёт лю-бов-ную се-ре-на-ду, ко-вер-кая итальянские сло-ва; в гим-не «Ut queant laxis», ис-поль-зо-вав-шем-ся в ка-че-ст-ве ос-но-вы соль-ми-за-ции, ими-ти-ру-ет-ся не-ук-лю-жее соль-фед-жи-ро-ва-ние. Ряд яр-ких ко-рот-ких пе-сен на-пи-сан на весь-ма лег-ко-мыс-лен-ные сти-хи (не-ко-то-рые из них, осо-бен-но мо-ре-ски, со-дер-жат об-сцен-ную лек-си-ку).

Издания :

Leucht-mann H., Schmid B. O. di Las-so. Seine Werke in zeit-genössischen Drucken, 1555-1687. Kas-sel; N. Y., 2001. Bd 1-3.

Еще в раннем детстве стало ясно, что мальчик одарен от природы выдающимися музыкальными способностями: особенно обращал на себя внимание его великолепный голос. Слухи о необыкновенно музыкальном ребенке дошли до генерала Фердинанда де Гонзаго, приближенного вице-короля Сицилии. Он, удостоверившись, что Ролан действительно очень талантлив, взял его под свое покровительство и увез в Италию, где Лассо и получил образование.

Пробыв некоторое время в Италии, Лассо отправился в Сицилию, занимался два года в Неаполе, затем вернулся на родину. Побывал во Франции и Англии, некоторое время жил в Антверпене, где посвятил себя исключительно композиции, и вскоре о нем заговорила уже вся Европа.

В 1557 году герцог Баварский Альберт V предложил Лассо занять должность главного придворного капельмейстера, последний охотно согласился на это, т. к. в то время баварская капелла являлась одной из лучших в Европе.

Мастерство Лассо как капельмейстера способствовало тому, что значение капеллы, где он служил до самой смерти, еще более возросло. Герцог Альберт пожаловал ему звание обер-капельмейстера, император Максимилиан II возвел в дворянское достоинство, Папа Григорий XIII – в рыцари золотой шпоры.

Кроме того, прославился Лассо и как прекрасный композитор, чьи произведения изобилуют элементами эпико-драматической силы, оказывающей огромное воздействие на слушателя. Его музыкальное письмо отличается поразительной легкостью во многом благодаря тому, что он отказывался от сухих идей предшествовавших ему композиторов нидерландской школы. При создании духовных сочинений Лассо стремится к естественному ведению голосов и впервые расширяет формы мотета, начав работать на создаваемые им самим темы. В своих произведениях он применяет хроматизмы и модуляции, а временами встречающиеся в музыке Лассо, основанной еще на церковных ладах, гармонические сочетания приближаются к современным.

Лассо принадлежит огромное количество сочинений, написанных во всех формах музыки той эпохи. Из них наиболее известны 51 месса, 2 реквиема, 780 мотетов, около 40 гимнов, музыка на Страсти Господни, канцонетты, мадригалы, песни, диалоги, ламентации и т. д.

Величайшими произведениями Лассо считаются его покаянные псалмы. Один из его современников сказал об этих сочинениях так: «В них выражено настроение сильной, благородной души, внушающей доверие, что после падения она снова героически поднимется».

Жизненный и творческий путь Лассо завершился в 1594 году в Мюнхене. Его талант явился достойным завершением нидерландской школы, последним композитором которой и был Лассо.

Говоря об эпохе Высокого Возрождения, необходимо также рассказать еще и о таком гениальном ее представителе-музыканте, каковым является Томас Таллис – знаменитый английский композитор XVI века. Он появился на свет в 1505 году. В царствования Генриха VIII, Эдуарда VI и Елизаветы I Таллис занимал должность придворного органиста.

Сочинения Таллиса по праву считаются образцами того времени в смысле техники. Число голосов в них в некоторых случаях доходит до сорока. Широко используя хроматизм, композитор везде точно обозначает повышение и понижение тонов.

Чтобы создать образ с определенным характером и добиться необходимой экспрессии, Таллис избегает строгих правил контрапункта, употребляя диссонирующие интервалы. В отличие от композиторов английской школы более раннего периода он заканчивает свои произведения и отдельные их части широко развитыми, красивыми каденциями.

Вплоть до самой смерти, последовавшей в 1585 году, Таллис был верен музыке и стремился создавать новые сочинения.

Наиболее талантливым учеником Таллиса был Уильям Бёрд, впоследствии ставший одним из тех, кто сформировал школу, своими традициями напоминающую нидерландскую.

Родился Берд в 1543 году в Линкольншире. В 1563 году Бёрд занял должность органиста в Линкольшире, в 1569 году – певца в Королевской капелле, а в 1575 году получил титул органиста этой капеллы.

Будучи прекрасным композитором, Бёрд в совершенстве владел контрапунктической техникой и по красоте и простоте своего стиля мог сравниться разве что с Палестриной и Орландо Лассо.

В произведениях Бёрда встречаются тональности, близкие современному мажору и минору, правильные модуляции, безукоризненная гармония и прекрасная мелодия. Из всех сочинений композитора наиболее выделяются Cantiones, 2 книги «Sacrae Cantiones», 2 книги «Gradualia ac Sacre cantiones», псалмы и 3 мессы. Причем гениальность Бёрда ярко проявилась в псалмах и мотетах, которые принадлежат к лучшим музыкальным произведениям XVI века. Кроме того, композитор создавал многоголосные светские песни и сочинял для органа и клавесина.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?