Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Описание портрета толстого. Сочинение по картине И.Е

Дружба Репина с писателем Львом Толстым


Дружба Репина с писателем Львом Толстым


Репин познакомился со Львом Николаевичем Толстым живя в Москве. Уже с первых встреч между двумя великими людьми, возникла взаимная симпатия, перешедшая вскоре в большую дружбу, продолжавшуюся в течение трех десятилетий, вплоть до смерти писателя.

Почти ежедневные свидания в Москве, когда оба они жили там, далее - переписка и встречи с Толстым в Москве и в Ясной Поляне, куда чуть ли не ежегодно приезжал художник, были плодотворны и для Репина и для Толстого. Их постоянные беседы об искусстве оплодотворяли творческую мысль того и другого.

Их дружба сослужила и большую службу для русского искусства - Репин создал целую галерею портретов Льва Николаевича, и маслом, и акварелью, и пером, и карандашом. Он создал такие портреты Толстого, которые не были превзойдены никем, хотя Льва Николаевича рисовали крупнейшие русские художники.


Портрет писателя Л.Н.Толстого. 1887


В октябре 1880 года, как-то вечером, в репинскую мастерскую в Большом Трубном переулке пришел, совершенно неожиданно для Репина, Лев Николаевич Толстой, ненадолго приехавший в Москву из Ясной Поляны.

Так состоялось их личное знакомство.

Репин писал впоследствии: «...я представлял себе... что Лев Толстой очень своеобразный барин, граф, высокого роста, брюнет и не такой большеголовый... А это странный человек, какой-то деятель по страсти, убежденный проповедник... Он чем-то потрясен, расстроен - в голосе его звучит трагическая нота, а из-под густых грозных бровей светятся фосфорическим блеском глаза строгого покаяния».

К сожалению, художник очень мало записал и в своих воспоминаниях и в письмах о большом разговоре, который произошел при этой первой встрече с Толстым. Лев Николаевич говорил о вопиющем равнодушии к ужасам жизни простого народа, что люди настолько привыкли к этим ужасам, что даже не замечают их, что люди потеряли совесть, несправедливо относятся к бедным людям, бессовестно порабощенным и постоянно угнетаемым.

Репин писал В.В.Стасову: «Я почувствовал себя такой мелочью, ничтожеством, мальчишкой! Мне хотелось его слушать и слушать без конца, расспросить его обо всем. И он не был скуп... он говорил много, сердечно и увлекательно... (Он был глубоко растроган и взволнован, как мне показалось; и было отчего, он высказывал глубокую веру в народ русский)».

Когда Лев Николаевич уходил, Репин попросил позволения проводить его до квартиры - примерно четверть часа ходьбы от дома, где жил Репин. Прощаясь, Толстой предложил Репину по окончании рабочего дня заходить к нему, чтобы вместе совершать предобеденные прогулки. Эти прогулки впоследствии вошли у них в привычку и происходили почти ежедневно.

Они разговаривали, не замечая ни времени, ни места, забывали об обеде, забирались иногда очень далеко и изрядно уставали, так что возвращались домой на конке, обязательно наверху, на «империале», как любил Толстой. «В сумерках, - вспоминал Репин, - Москва зажигалась огнями; с нашей вышки интересно было наблюдать кипучий город в эти часы особенного движения и торопливости обывателей. Кишел муравейник и тонул в темневшей глубине улиц, во мраке».



Лев Николаевич Толстой на отдыхе в лесу. 1891


Репин часто бывал в доме Льва Николаевича в Хамовниках. В 1882 году он рисовал там портрет последователя Толстого - Василия Кирилловича Сютаева, показанный на X Передвижной выставке.
Но к созданию образа Толстого Репин еще долго не приступал, он все изучал Льва Николаевича, присматривался к нему и лишь в 1887 году написал первый портрет писателя.

Еще раньше, в 1882-1886 годах, Репин сделал несколько рисунков, изображающих Толстого на Всероссийской переписи населения.



Пахарь. Лев Николаевич Толстой на пашне. 1887


К созданию же целой толстовской сюиты художник приступил лишь пятью годами позже. В 1887 году, побывав в августе в Москве, Репин съездил в Ясную Поляну, пробыл там неделю, сделал ряд зарисовок Толстого и написал великолепный портрет Льва Николаевича - в кресле с книгой в руке и серию рисунков, изображающих Льва Николаевича пашущим.

Эти рисунки послужили впоследствии Репину материалом для создания картины «Толстой на пашне». «У нас - завтра будет неделя - живет Репин и пишет мой портрет - и отнимает у меня время, но я рад и очень полюбил его, - писал Толстой В.Г.Черткову. - ...он очень хороший и серьезный человек. Мы много говорили с ним. Он очень много подвинулся с тех пор, как я не видал его».

В другом письме Толстой писал: «Я его еще больше полюбил. Живой, растущий человек». И в письме к Н.Н.Страхову: «Репина... я так же высоко ценю, как и вы, и сердечно люблю... Я знаю, что он меня любит, как и я его».

Портрет Толстого был выполнен в двух вариантах. В первом варианте Лев Николаевич сидит в кресле за большим письменным столом. Фоном служит большой книжный шкаф. На столе - книги, бумага, корреспонденция, чернильница. В руке Толстого - брошюра. Этот вариант не понравился Репину, и он сделал второй портрет.

Здесь Репин отбросил все бытовые аксессуары: нет книжного шкафа, убрано все со стола. Все внимание сосредоточено на Толстом. Книга в руке писателя раскрыта, но он не читает ее. Поток мысли заставил его отложить чтение. Толстой весь сосредоточен, он раздумывает над прочитанным. Зритель видит, чувствует эту работу ума великого мыслителя.

«Это - крупный исторический памятник, - писал о портрете Стасов П.М.Третьякову, - но вместе - один из изумительнейших жанров всей русской школы». И Стасов восклицает: «А как наш Репин идет вперед - просто гигантскими шагами!»



Лев Николаевич Толстой босой. 1891. Этюд к портрету


Репинская иконография Льва Николаевича Толстого, нам известная, насчитывает 12 портретов, 25 рисунков, 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к толстовским произведениям; кроме того, Репин вылепил три бюста Льва Николаевича. Огромная и великолепная картинная галерея! Вряд ли найдется другой художник в мире, который так последовательно воспроизводил бы в своих произведениях облик одного человека.

Он писал дочери Толстого Татьяне Львовне: «Как мне хорошо жилось в Ясной Поляне! Эти семнадцать дней были такие чистые, свежие, ясные, наполненные интересным трудом и симпатичным, отрадным отдыхом. Сколько было разнообразных людей, впечатлений и мыслей! Сколько особенных эпизодов, так западающих в душу, настойчиво преследующих, побуждая выразиться в какой-нибудь художественной форме.

И все это только аксессуар, только фон для главной фигуры. Маститый человек с нависшими бровями, все сосредоточивая в себе, своими добрыми глазами, как солнцем, освещает все». «Работаем до упаду!» - писал Репин Стасову из Ясной Поляны. И, действительно, он работал до упаду. Из его полотен 1891 года нужно отметить портрет Толстого в кабинете, затем картину «Толстой на отдыхе» и большой портрет, во весь рост, в лесу.

Толстого на отдыхе Репин изобразил лежащим под деревом в лесу, с книгой в руке - обычный отдых Льва Николаевича. Репин так писал о замысле этой картины:

    «Я все утро жил в Ясной Поляне, в лесу. Лев Николаевич лежал недалеко от меня с книгой в руке, в уютном месте, под деревьями, в тени, на своем синем халате, укрывшись белым. Как живописно местами трогали его сквозь ветви солнечные пятна света!.. Я все изучал их, вспоминал и наслаждался; красивая картинка выходит».

Третья картина 1891 года изображает Толстого в лесу, на молитве. Он в длинной белой рубахе, босиком. Лицо сосредоточенное, серьезное. В 1891 году Репин вылепил и бюст Льва Николаевича.

В воспоминаниях Софьи Андреевны Толстой мы находим краткую запись о том, как работал Репин: «Все время неутомимо работал, - записала Софья Андреевна. - ...После картины неутомимый Илья Ефимович начал быстро и усердно лепить бюст Льва Николаевича... Как интересно было видеть и следить впервые за работой и скульптурой даровитого художника... Сам он, тихий, очень скрытный и в высшей степени трудолюбивый, оставил самое приятное впечатление. Он часто про себя скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив».

Заключительным этапом этой большой и длительной дружбы была телеграмма Репина Софье Андреевне Толстой в день смерти Льва Николаевича: «Свершилось. Сокрушаюсь о вас, но дух его живет. Сердца правды свободны оплакивать искренно. Устранились высокомерные наемники, слава богу». В книге «Далекое близкое» Репин посвятил своему великому Другу великолепные страницы воспоминаний.

Дружба Репина и Толстого началась в Москве в 1880 году и продлилась 30 лет, вплоть до смерти писателя. Уже переселившись из Москвы в Петербург, Репин каждую поездку свою в Москву (а приезжал он сюда почти ежегодно, иногда и по два раза в год), использовал для посещения Льва Николаевича или в Москве, если писатель жил в это время в своем московском доме, или в Ясной Поляне.

Познакомил их Стасов, который в 1880 году писал Толстому, обрадованный его отзывом о Репине: «Что вам Репин симпатичен - это меня бог знает как радует... У Репина такая же цельная, неподмесная, неразвлекающаяся ни на что постороннее натура, как и у вас. А это не всякий день увидишь... А еще, Репин всех умнее и образованнее всех наших художников» . Возможно, именно это и объединило два величайших таланта современности. Но многое и разделяло их - например, взгляды на искусство.

«...Репин в своих воспоминаниях пишет, что в присутствии Льва Николаевича он, «как загипнотизированный», мог «только подчиняться его воле» и что всякое положение, высказываемое Львом Николаевичем, казалось ему в ту минуту бесспорным, — среди близких Толстому людей не было другого человека, который так страстно и упорно боролся бы с толстовским аскетизмом, толстовским непротивлением злу, толстовским утилитарным подходом к искусству» , - вспоминал в своей книге о Репине писатель К. Чуковский.

Толстой не всегда был благосклонен в отношении конкретных картин Репина. «В «Запорожцах» он мне подсказал много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей... - писал Репин Стасову. - И хотя он ни одного намека не сказал, но я понял, что он представлял себе совершенно иначе «Запорожцев» и, конечно, неизмеримо выше моих каракулей. Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену - глупой она мне показалась; я буду искать другую у запорожцев; надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На до-свитках»). «Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый, истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего; и знаете ли, ведь он прав! Конечно, я картину эту окончу после, уж слишком много работаю над ней, много собрано материала, жаль бросать. Да, много я передумал после него, и мне кажется, что даже кругозор мой несколько расширился и просветлел» .

Однако споры Репина с Толстым не помешали им глубоко любить друг друга. Каждая новая встреча двух великих людей радовала их обоих, усиливала их обоюдную привязанность.

Их дружба сослужила и большую службу для русского искусства - Репин создал 12 портретов, 25 рисунков, 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к толстовским произведениям маслом - и акварелью, и пером, и карандашом; кроме того, Репин вылепил три бюста Льва Николаевича.

В воспоминаниях жены Толстого Софьи Андреевны есть записи о том, как работал Репин в Ясной Поляне: «Все время неутомимо работал, - записала Софья Андреевна. - ...После картины неутомимый Илья Ефимович начал быстро и усердно лепить бюст Льва Николаевича... Как интересно было видеть и следить впервые за работой и скульптурой даровитого художника... Сам он, тихий, очень скрытный и в высшей степени трудолюбивый, оставил самое приятное впечатление. Он часто про себя скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив» .

Заключительным этапом этой большой и длительной дружбы была телеграмма Репина Софье Андреевне в день смерти Льва Николаевича: «Свершилось. Сокрушаюсь о вас, но дух его живет. Сердца правды свободны оплакивать искренно. Устранились высокомерные наемники, слава богу».

Репин о Толстом

«Маститый человек с нависшими бровями, все сосредоточивает в себе и своими добрыми глазами, как солнцем, освещает все. Как бы ни унижал себя этот гигант, какими бы бренными лохмотьями он ни прикрывал свое могучее тело, всегда в нем виден Зевс, от мановения бровей которого дрожит весь Олимп».

«Вырубленный задорно топором, он моделирован так интересно, что после его, на первый взгляд грубых простых черт, все другие покажутся скучны... Необыкновенно привлекательны и аристократически благородны были его губы. Широкий рот очерчивался смело, энергично, углы тонко извивались, прячась под львиными усами... Очертание всего рта было классически прекрасно. Выдающийся подбородок... Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу. «Не молчать перед правдой царицею». Выражение победы духа над страстями».

«Боже мой, какая всеобъемлющая душа у этого Толстого! Все, что только родилось, живет, дышит, и вся природа - все это верно отразилось в нем, без малейшей фальши и, прочтенное раз, так и остается перед глазами на всю жизнь с живыми движениями, страстями, словами... все это родные, близкие люди, с которыми, кажется, жил с самого детства».

Уникальные воспоминания Репина о Толстом сохранились в его книге «Далекое близкое» , в отдельной главе « Из моих общений с Л. Н. Толстым » . В ней он избежал критики взглядов Толстого, особенно в отношении искусства, и любых других противоречий в их отношениях, лишь любовно и красочно описав несколько своих встреч с писателем - в частности, эпизод, после которого была написала картина « Л. Н. Толстой на пашне » .

Толстой о Репине

«Мастерство такое, что не видать мастерства!» — похвалил одну из репинских картин Лев Толстой. По душе ему была и беспримерная скромность художника и он говорил ему с сочувственным смехом: «А вы все такой же малодаровитый труженик? Ха-ха! Художник без таланта? Ха! А мне это нравится, если вы действительно так думаете о себе».

«У нас - завтра будет неделя - живет Репин и пишет мой портрет - и отнимает у меня время, но я рад и очень полюбил его, - писал Толстой В.Г.Черткову. - ...он очень хороший и серьезный человек. Мы много говорили с ним. Он очень много подвинулся с тех пор, как я не видал его» . В другом письме Толстой писал: «Я его еще больше полюбил. Живой, растущий человек». И в письме к Н.Н.Страхову: «Репина... я так же высоко ценю, как и вы, и сердечно люблю... Я знаю, что он меня любит, как и я его».

Портреты, рисунки, наброски

И. Репин. Пахарь. Л. Н. Толстой на пашне. 1887




Репин И. Е. Лев Толстой в розовом кресле, 1909

И. Репин. Этюды Л. Н. Толстого. 1891

Скульптуры

И. Е. Репин. Бюст Толстого Л.Н. Гипс, 1891 г.

Илья Ефимович Репин хорошо знал Льва Толстого. Когда Репин жил в Москве, в переулочке рядом с Плющихой, Толстой, тоже живший неподалеку, сам пришел к художнику познакомиться (к большому удивлению и переполоху в семействе Репиных). Знакомство вылилось в большую дружбу. Репин бывал у Толстого в Ясной Поляне, делал множество зарисовок с натуры и оставил очень интересные портреты писателя.

Репин И.Е. Пахарь. Лев Николаевич Толстой на пашне 1887
(Государственная Третьяковская галерея)

Репин сам в своих воспоминаниях сказал, как создавались подготовительные материалы к картине и какой жизненный факт отобразил он. Репин пишет: «В один жаркий августовский день, в самую припеку... Лев Николаевич собирался вспахать поле вдовы... Шесть часов, без отдыха, он бороздил сохой черную землю, то поднимаясь в гору, то спускаясь по отлогой местности к оврагу. У меня в руках был альбомчик, и я, не теряя времени... ловлю чертами момент прохождения мимо меня всего кортежа... А великий оратаюшка все так же неизменно методически двигался взад и вперед, прибавляя борозды. Менялись только тени от солнца да посконная рубаха его становилась все темнее и темнее, особенно на груди, на лопатках и плечах от пота и черноземной садившейся туда пыли».
Этой картиной художник очень дорожил и горячо защищал ее идею в спорах. Так, когда П.М.Третьяков высказал мнение, что неудобно изображать Толстого за плугом, это, мол, будет похоже на рекламу, и что-де с прежних писателей подобных картин не писали, Репин ответил, что он никогда в жизни с этим не согласится: «А что не писали этюдов с натуры с прежних гениев - это очень жаль.


Лев Николаевич Толстой на пашне Ясная Поляна Фотография В.Г.Черткова 1908



Лев Толстой в Ясной Поляне в кругу семьи


Репин И.Е. Лев Толстой за роялем с дочерью А.Л.Толстой 1908 (воспроизведено с антикварной открытки)


Лев Толстой босой, 1891

Характер портрета в определенной манере отражает духовные искания писателя: в то время он стремился к «опрощению», нередко занимался крестьянским трудом. Находясь под большим впечатлением от общения с Толстым, Репин писал его дочери: «Как бы ни унижал себя этот гигант, какими бы бренными лохмотьями не прикрывал свое могучее тело, всегда в нем виден Зевс, от мановения бровей которого дрожит весь Олимп».

Художник лишь по прошествии десяти лет закончил портрет, в котором передал состояние сосредоточенности, самоуглубленности писателя. При всей естественной простоте образ Толстого исполнен той значительности, к которой стремился художник.

Репин И.Е. Л.Н.Толстой босой 1901
(Государственный Русский музей)

Репин И.Е. Семейный портрет С.А. и Л.Н.Толстых

Репинская иконография Льва Николаевича Толстого, нам известная, насчитывает 12 портретов, 25 рисунков, 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к толстовским произведениям; кроме того, Репин вылепил три бюста Льва Николаевича. Огромная и великолепная картинная галерея! Вряд ли найдется другой художник в мире, который так последовательно воспроизводил бы в своих произведениях облик одного человека.

«Новая квартира моя премиленькая, — с радостью сообщает Репин Стасову, как только устраивается на новом месте, — очень располагающая к работе, удобная».

В конце октября 1879 года Репин поселяется на Большом Трубном (ныне Земледельческом) переулке в районе Плющихи. Здесь, в доме баронессы А.А. Симолин, он проживал до осени 1882 года, причем лето, как правило, проводил в подмосковном селе Хотькове (по Северной железной дороге, близ Абрамцева), на даче Эртовой.

В каком этаже проживал Репин? У него нигде — ни в письмах, ни в статьях, ни в книге воспоминаний «Далекое — близкое» нет об этом ни малейшего намека. Разрешить этот вопрос удалось благодаря академику И.Э. Грабарю, который напомнил о существовании карандашного рисунка В.А. Серова, сделанного юным художником из окна репинской квартиры в 1880 году.

Четырнадцатилетний Серов жил в это время вместе с Репиным, взявшим его к себе по просьбе матери юного художника — вдовы композитора А.Н. Серова. Мальчик запечатлел своим карандашом многое из репинского окружения.

На один из этих рисунков и указал академик И.Э. Грабарь. Юный Серов мастерски запечатлел эффектную картину полузанесенного снегом одноэтажного с мезонином дома в глубине симолинского двора. Флигель незадолго до этого горел, почему рисунок так и назван — «После пожара».

Линия горизонта, проходящая в перспективе рисунка поверх обгоревшего флигеля, ясно указывает на то, что рисунок сделан сверху вниз, то есть из окна второго этажа. На заднем плане слегка намечен абрис церкви, повернутой к зрителю своей северо-восточной стороной. Это также неопровержимо свидетельствует о том, что художник сделал зарисовку в сторону юго-запада и вправо от стены дома, смотрящей на юг.

Судя по расстоянию от дома № 9 и по другим признакам, на рисунке Серова изображена церковь Воздвижения, находившаяся за Плющихой, к юго-западу от симолинского дома. Церковь сохранилась лишь частично. Зато хорошо сохранился видимый впереди нее большой дом с многими трубами на крыше на углу Плющихи и 1-го Труженикова переулка. Уцелел даже пень того дерева, часть которого изображена на переднем плане рисунка справа. Еще недавно этот дом выглядел вот так.

Это единственный подходящий под рисунок дом, находящийся по прямой между домом баронессы А.А. Симолин и храмом Воздвижения Креста Господня на Чистом вражке.

Итак, квартира Репина находилась на втором этаже южной стороны старого симолинского дома. Своими девятью окнами она выходила на все стороны, кроме севера. Мастерской художника могла быть скорее всего небольшая, около двадцати метров, комната, обращенная двумя окнами на запад (в одном из писем Репин упоминал о своей «маленькой мастерской»).

В этом доме произошло знакомство Ильи Репина со Львом Толстым. Первое знакомство двух корифеев русской культуры произошло по инициативе неутомимого В.В. Стасова, безмерно любившего и уважавшего как того, так и другого. Еще в семидесятых годах он начал настойчиво напоминать Л.Н. Толстому о появлении на художественном горизонте нового светила, да еще столь близкого по своей творческой сущности самому Толстому. Желая во что бы то ни стало познакомить писателя с художником, в котором Стасов видел прямого продолжателя дела Толстого в смежной сфере изобразительного искусства, он так и писал Толстому: «У Репина такая же цельная, неподмесная, неразвлекающаяся ни на что постороннее натура, как и у вас».

Действительно, нет более разительного сходства в творческом облике двух деятелей смежных искусств, чем у Л.Н. Толстого и И.Е. Репина. Эта близость такого же порядка, как, скажем, Гоголя и Федотова, Некрасова и Перова, Чехова и Левитана, — известные, давно установленные и исследованные творческие параллели.

И после 1878 года критик при каждом удобном случае старается обратить внимание великого писателя на молодого художника. В 1880 году ему, наконец, удается добиться своего: он пишет Репину, чтобы тот ожидал в скором времени Толстого. Репин не хочет верить счастью, но вдруг оно нагрянуло разом: 7 октября, вечером, в Большом Трубном переулке, показалась неторопливая фигура очень пожилого человека, направлявшаяся к дому баронессы Симолин. Это был Л.Н. Толстой.

Через несколько дней Репин пишет Стасову о Толстом. Толстой, оказывается, привел Репина в полное недоумение. К удивлению художника, писатель назвал его любимые детища — «Запорожцев», «Бурлаков» и «Софью» — всего лишь этюдами, а надоевший самому автору и давно заброшенный им холст «Досвитки» — картиной. Что же такое «картина» и что такое «этюд»? — в растерянности думал художник. Где граница между этими понятиями? Он решил еще вернуться к этому вопросу, а пока принял на веру утверждение великого писателя.

Зато, рассуждая о «Запорожцах», Толстой подсказал Репину «много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей». «Видно было тут мастера исторических дел, — с упоением писал Репин. — Да, это великий мастер! Много я передумал после него, и мне кажется, что даже кругозор мой несколько расширился и просветлел».

Так началась дружба двух великих художников. В это время Толстой еще не жил в Москве, а приезжал иногда по разным делам. Например, в памятный для Репина день первого знакомства с Толстым писатель приезжал из Ясной Поляны для приискания учителей своим детям и по издательским делам.

Через год Л.Н. Толстой поселился в Москве у Волконских в Малом Левшинском переулке (№ 3), куда Репин стал часто ходить. «Часто после работы, под вечер,— вспоминал он,— я отправлялся к нему, ко времени его прогулки. Не замечая ни улиц, ни усталости, я проходил за ним большие пространства. Его интересная речь не умолкала все время, и иногда мы забирались так далеко и так уставали, наконец, что садились на империал конки, и там, отдыхая от ходьбы, он продолжал свою интересную беседу».

Под влиянием Толстого Репин даже забросил было «Запорожцев», над которыми долго и любовно работал, и вновь принялся за свои отложенные «Досвитки», не понимая, чем они могли так понравиться писателю. Эта картина была быстро закончена и получила название «Вечорниц». Чем картина так понравилась Толстому, так и осталось загадкой.

Никто из великих людей мира не был увековечен в изобразительном искусстве так широко и многогранно, как Л.Н. Толстой И.Е. Репиным. Их дружба длилась ровно тридцать лет — с 1880 по 1910 год,— вплоть до смерти писателя. «Я только радуюсь и восхищаюсь,— писал В.В. Стасов,— что современником Льва Толстого был такой художник, как Репин, который передал его натуру, жизнь, взгляд, мысль так, как, мне кажется, никто больше не в состоянии был бы передать».

Известны следующие работы И.Е. Репина об Л.Н. Толстом: «Л.Н. Толстой за письменным столом» (1887 г.), «Л.Н. Толстой в кресле с книгой в руке» (1887 г.), «Л.Н. Толстой на пашне» (1887 г.), «Л.Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891 г.), «Л.Н. Толстой на отдыхе в лесу под деревом» (1891 г.), «Л.Н. Толстой в лесу» (два изображения: этюд и портрет по нему — оба 1891 г.), «Л.Н. Толстой в белой блузе» (1909 г.), «Л.Н. Толстой в розовом кресле» (1909 г.), «Л.Н. Толстой в яблоневом саду» (две картины — 1912 и 1913 гг.), «Л.Н. Толстой с женой С.А. Толстой за столом» (1907 г.).

Кроме этих главнейших произведений известно свыше двадцати зарисовок с Л.Н. Толстого карандашом и акварелью, а также около десяти портретов и рисунков членов семьи Л.Н. Толстого. Если к этому прибавить две зарисовки толстовских мест в Ясной Поляне, несколько рисунков, упоминавшихся в печати и неизвестно где находящихся в настоящее время, а также семнадцать упомянутых выше иллюстраций к произведениям Л.Н. Толстого и скульптурный бюст писателя, известный в трех вариантах, то всего, таким образом, насчитывается свыше семидесяти произведений И.Е. Репина о Л.Н. Толстом.

Три года жизни Репина в Большом Трубном переулке были заполнены напряженной и чрезвычайно плодотворной работой. Именно на этот период приходится расцвет творчества художника. Здесь была в основном завершена одна из лучших его картин — «Крестный ход в Курской губернии» — с сотнями этюдов и рисунков к ней.

Здесь была начата другая замечательная картина — «Запорожцы»; выполнены целиком картины: «Вечорницы», «Отказ от исповеди», «В препаровочной»; написан ряд портретов, среди которых — портреты А.Ф. Писемского и Н.И. Пирогова.

Для картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» художнику позировали многие знаменитые в то время люди.

Неоднократно в этот дом приходил Владимир Гиляровский, который тоже позировал Репину для картины «Запорожцы». Он должен был изображать Тараса Бульбу, хохочущего седоусого толстяка в красном.

В этом же доме жил и работал скульптор Ю.Г. Орехов. В нише стены рядом с домом - одна из его работ «Женщина с серпом».

Текст частично взят с сайта «

Портрет Толстого в кресле с книгой в руке. 1891 г.

Толстая-Сухотина Татьяна Львовна. Копия с оригинала И. Е. Репина 1887 г. Холст, масло. 125 × 89.

Автопортрет. 1894 г.

Репин Илья Ефимович (1844-1930). Холст, масло. 90 × 63,5.

Л. Н. Толстой за чтением у лампы. 1901 г.

Пастернак Леонид Осипович (1862-1945). Холст, масло. 62,5 × 44.

Портрет Т. Л. Толстой. 1890-е гг.

Ге Николай Николаевич (1831-1894). Портрет не закончен. Холст, масло. 87 × 61.

Деревня Ясная Поляна от Большого пруда (Большой пруд в Ясной Поляне)

Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942). Холст, масло. 27 × 40,6.

Дом Л. Н. Толстого в Ясной Поляне. 1911 г.

Батурин Виктор Павлович (1863–1938). Холст, масло. 63 × 93.

Портрет Л. Н. Толстого в розовом кресле. 1909 г.

Репин Илья Ефимович (1844-1930). Холст, масло. 107 × 91.

Л. Н. Толстой на концерте Рубинштейна. 1895 г.

Пастернак Леонид Осипович (1862-1945). Холст, масло. 64 × 50.

Л. Н. Толстой за работой. Авторское повторение 1891 г.

Ге Николай Николаевич (1831-1894). Холст, масло. 96 × 68. Справа внизу авторская надпись: «1891 Н. Ге».

Толстой в своем рабочем кабинете. 1909 г.

Моравов Александр Викторович (1878-1951). Холст, масло. 67 × 80.

Этюд к картине «Чтение «Крейцеровой сонаты». 1893 г.

Мясоедов Григорий Григорьевич (1835-1911). Холст, масло. 88 × 62.

Л. Н. Толстой на фоне пруда. 1907 г.

Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942). Холст, масло. 119 × 103.

В фондах музея хранится cвыше 500 произведений живописи. Коллекция включает обширную портретную галерею Толстого и его окружения, пейзажи Ясной Поляны и других мест, связанных с Толстым, иллюстрации к его произведениям. Одно лишь перечисление имен говорит об уровне собрания. В фондах и в экспозиции музея находятся выдающиеся работы И. Е. Репина, Н. Н. Ге, Л. О. Пастернака, М. В. Нестерова.

Современники Толстого, его друзья и почитатели, среди которых было немало художников, понимали важность сохранения для потомков всего, что связано с именем великого писателя. Еще в 1908 году, в канун празднования 80-летнего юбилея Толстого, они задумали создать музей его имени. И. Е. Репин стал почетным членом возникшего в Петербурге Общества Толстовского музея. В «комитете почина» по организации музея в Петербурге принял деятельное участие скульптор И. Я. Гинцбург, так много работавший над изображением Толстого в скульптуре. Многие жертвовали свои произведения в дар музею.

В организации и открытии Толстовского музея в Москве, которое состоялось уже после смерти писателя, в декабре 1911 года, непосредственное участие приняли Л. О. Пастернак, В. В. Переплетчиков, С. Д. Меркуров, автор посмертной маски Л. Н. Толстого, и другие.

Уже тогда в коллекции музея находились значительные художественные ценности, которые и сейчас составляют гордость музея. Среди них - выдающиеся работы И. Н. Крамского, И. Е. Репина, Н. Н. Ге, Л. О. Пастернака, М. С. Башилова, С. Н. Салтанова, И. Я. Гинцбурга, П. П. Трубецкого, работы дочери Толстого Т. Л. Сухотиной-Толстой. Многие художественные произведения были подарены музею старшими детьми Толстого - Сергеем, Ильей и Татьяной. Свою лепту в пополнение коллекции внесли также друзья и близкие писателя: В. Г. Чертков, А. К. Черткова, Ю. И. Игумнова, П. И. Бирюков, Н. Л. Оболенский и др.

Основу изобразительной коллекции составляет галерея прижизненных портретов писателя - от самого первого, выполненного рукой непрофессионального художника, профильного изображения будущего писателя в его студенческую пору, до последнего, одного из самых драматических портретов, созданного художником В. Н. Мешковым незадолго до смерти Л. Н. Толстого.

Открывает живописную портретную галерею блестящий портрет писателя в пору расцвета его творчества, в период между двумя романами - «Войной и миром» и «Анной Карениной», работы И. Н. Крамского (1873 г.). В экспозиции представлена его копия, исполненная в 1912 году художником-передвижником Н. В. Орловым, произведения которого на крестьянскую тему высоко ценил Лев Николаевич.

Среди других выдающихся портретов, исполненных с натуры, особое место занимают работы ближайшего друга и единомышленника Толстого Н. Н. Ге (живописный портрет 1891 г. и бюст - первое изображение писателя в скульптуре, 1891 г.) и портреты работы И. Е. Репина, живописные, графические, а также скульптурные. С И. Е. Репиным писателя связывала многолетняя прочная дружба. Ему же принадлежат портреты ближайшего окружения Толстого, его родных и друзей - С. А. Толстой, дочерей Татьяны и Марии, сына Льва, друзей писателя В. Г. Черткова, М. А. и С. А. Стаховичей.

Художники, которым довелось видеть и знать Толстого, писать его, каждый раз открывали в нем все новые и новые грани сложной грандиозной личности, не всегда доступной пониманию, но обладающей большой притягательной силой.

М. В. Нестеров, писавший Толстого в 1907 году для задуманной им грандиозной картины «На Руси», признается в том, как трудно дать в искусстве целостный образ писателя: «Познакомившись <с Толстым>, я увидел еще многое, что ускользнуло от тех, кто писал с него, ускользнуло и от меня, хотя и я успел взять от него то, что мне было нужно для моих целей». Помимо живописного портрета 1907 года и его повторения 1921 г., в фондах музея находится десять портретных карандашных изображений писателя, сделанных Нестеровым в Ясной Поляне летом 1906 года. Среди них одиy рисунок был особенно дорог Толстому, он напоминал ему «своим выражением, мягкостью братца Николеньку».

Художнику Л. О. Пастернаку, которому, как и Репину, выпало счастье на протяжении многих лет знать Толстого и писать его, более того - работать с ним над воплощением в графике образов романа «Воскресение», удалось в целом ряде картин выразить свое понимание писателя. Сам художник считал все сделанное им о Толстом своего рода мемуарами на языке изобразительного искусства. Музей Толстого - обладатель наиболее полной толстовианы Пастернака (более 200 произведений), только портретных работ в музее 36. Среди них самый значительный, столь непохожий на другие портреты по своей образной характеристике - обобщенный до символа - портрет 1901 года, изображающий Толстого в профиль на фоне грозового неба.

В разные годы писали Толстого художники А. В. Моравов, Ю. И. Игумнова, И. П. Похитонов, П. И. Нерадовский. В советское время - С. В. Малютин, А. А. Пластов, К. И. Рудаков, Б. В. Щербаков, Д. А. Шмаринов и др.

Особую группу произведений в изобразительном фонде музея составляют работы представителей рода Толстых, в том числе и детей Льва Николаевича, а также его жены Софьи Андреевны Толстой. Это барельефы и силуэты Ф. П. Толстого, Д. Н. Толстого, брата писателя, тетушек А. И. Остен-Сакен, А. А. Толстой, многочисленные портреты Толстого и его окружения работы дочери писателя Татьяны Львовны, талант которой ценили И. Е. Репин и Н. Н. Ге. Эту группу замыкают пейзажи Ясной Поляны и Хамовников кисти уже нашего современника, правнука писателя О. В. Толстого.

Виды мест, связанных с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого, запечатлели художники С. Н. Салтанов, В. К. Бялыницкий-Бируля, В. П. Батурин, С. А. Виноградов, П. И. Петровичев, Б. В. Щербаков и др.

Коллекция музея постоянно пополняется, у музея всегда существовали и существуют прочные связи с художниками, которым дорого творчество писателя.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?