Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Обряды и обычаи в русском фольклоре. Урок музыки «Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов Почему именно кольцами обмениваются жених и невеста

Цель: через творческий союз учителя и ученика в музыкально-эстетическом воспитании способствовать становлению высокодуховной личности.

Задачи:
образовательная: ознакомление с фольклором через произведения композиторов, творчество которых обращено к народной музыке,знакомство с историей свадебного обряда на Руси;
развивающая: развитие слушательских, вокально-хоровых навыков, музыкального слуха, памяти, мышления, умения слушать и анализировать музыкальные произведения;
воспитательная: воспитание в школьниках уважения и интереса к родному фольклору и музыке русских композиторов.

Оборудование: презентация к уроку, мультимедийный проектор, экран, ноутбук,баян, текст песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно…».

Ход урока

I . Организационный момент
(Приложение 1.слайд1)
Здравствуйте, ребята. Тема сегодняшнего урока «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов", запишите.
(Приложение 1.слайд 2)
А эпиграфом уроку будут слова нашего великого русского поэта А.С.Пушкина:

Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой...

II . Повторение пройденного материала.
(Приложение 1.слайд 3)
Итак, вернемся к теме сегодняшнего урока. Давайте вспомним, что значит фольклор?
-Фольклор – народное творчество, чаще всего устное.
(Приложение 1.слайд 4)
Музыкальный фольклор?
- Народная музыка – вокальное, инструментальное, вокально- инструментальное и танцевальное творчество народа.
(Приложение 1.слайд 5)
Так что же нам помогает проникнуть в культуру прошлого, понять душу народа?
-Знакомство с народными песнями, былинами, старинными преданиями.
-О чем же они нам рассказывают?
- О важных моментах жизни человека, о народных традициях, запечатленных в различных обрядах.
Да, все значительные события человеческой жизни – будь то рождение ребенка, смена времени года, начало и конец сельскохозяйственных работ, вступление в брак сопровождались обрядами.

III . Изучение нового материала
(Приложение 1.слайд 6)
Сегодня мы будем говорить об одном из самых красивейших обрядов – старинной русской свадьбе (в том числе включенной в оперный жанр).
Немного из истории свадебных обрядов на Руси.
В русских селениях свадьба была главным торжественным обрядом. Решение вступить в брак принималось не самими молодыми людьми, а их родителями. Мнение детей практически никогда не учитывалось. Отсюда и поговорка «Стерпится, слюбится».
(Приложение 1.слайд 7)
Итак, старинная русская свадьба представляла собой сложную цепь торжественных церемоний.
«Свадебная игра» проходила, как театрализованное действо, которое длилось несколько дней, а иногда несколько недель. Действующими лицами свадебной игры были сват, сваха, дружка жениха, подруги невесты. Центральным действующим лицом была невеста. Свадебная игра подразделялась на две части.
Первая часть посвящалась прощанию девушки с родной семьей и разыгрывалась в доме невесты. В старину замужество означало конец вольной жизни девушки и переход ее в чужую семью. Песни невесты поэтому были драматичными и назывались плачами, причетами, причитаниями. С моментапросватанья и до самого отъезда к венцу невеста должна была плакать и причитать. А плакала и причитала невеста для того, чтобы показать любовь и уважение к родителям, признательность за то, что они «вспоили, вскормили».Иначе они могли бы сетовать на неблагодарность дочери, без сожаления покидающей отчий дом.Так она прощалась со своей волей, родной семьей.
(Приложение 1.слайд 8)
Ребята, вы посмотрели и прослушали песню-причитание из "крестьянской" мелодрамы - "Тульская свадьба", в исполнении нашего Тульского фольклорного ансамбля"Услада" - уникального ансамбля, участники которого не только поют и танцуют, но и играют, как драматические артисты, таких коллективов больше нет.
(Приложение 1.слайд 9)
Репертуар "Услады" построен на музыкальном фольклоре Тульского края. Ансамбль изучает секреты русской песни в поездках по деревням, собирает предметы крестьянской старины, исторически точно подходит к музыкальному строю песни. Как говорят сами участники коллектива: "надевая лапти, мы чувствуем себя на голову выше, ведь будучи современными молодыми людьми, мы не забываем о традициях родной культуры".
(Приложение 1.слайд 10)
Особую красоту народным свадебным песням придают сравнения, обращенные к природе: девушка сравнивается с рекой, лебедушкой, с утушкой, ягодкой; парень, добрый молодец – с ясным соколом. Слушание русской народной песни«На море утушка купалася».
Как река течет – не колыбнется, так и девушка-невеста сидит – не улыбнется; как утушка горюет, расставаясь с наступлением холодной зимы с синим морем, по которому она вольно плавала, так и девушка в утро свадебного дня горько плачет при мысли о предстоящей разлуке с родителями.
Смятение и тревога, переживаемые девушкой- невестой во время ожидания свадебного поезда, звучат в разных вариантах песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно…» Которую мы сейчас прослушаем в исполнении Ж.Бичевской, а создать более полный образ песни и всего происходящего в ней помогут вам произведения великих русских художников.
(Приложение 1.слайд 11)
- Какое впечатление произвела на вас песня?
-В песне мать и дочь как бы разговаривают
-Т.е. песня построена в форме диалога
- А что мы можем сказать о мелодическом рисунке?
- В теме матери слышно переживание, призыв к покорности, смирению с безысходной ситуацией
- В теме дочери звучит тревога, драма
-Что вы увидели на картинах?
-Какие эмоции переживают героини этих картин?
- Эти эмоции схожи с эмоциями героини песни «Матушка…»?
У каждого из вас на парте лежит текст песни. Давайте разучим ее (исполнение песни).
Молодцы! Продолжаем работать по теме.
(Приложение 1.слайд 12)
Вторая часть свадьбы – традиционный пир, который начинался в доме родителей жениха после обряда венчания. Свадебное торжество сопровождалось пением величальных песен, прославляющих жениха и невесту, шуточных и плясовых песен, а также плясками, катанием на лошадях.
Композиторы часто обращались в своих операх к песням красочного свадебного обряда.
(Приложение 1.слайд 13)
Свадебная игра и ее действующие лица ярко представлены в опере русского композитора, нашего земляка А.С.Даргомыжского «Русалка».
-Что мы знаем о композиторе?
- А.С.Даргомыжский родился в селе Троицкое Белевского уезда Тульской губернии.
- Очень увлекался изучением русского музыкального фольклора.
- А.С.Даргомыжский приглашал к себе в усадьбу крестьян и любил слушать и смотреть их песни, пляски, игры, хороводы.
Вынашивая замысел оперы «Русалка», композитор внимательно изучил все значительное, что было в литературе того времени, - образцы устной народной поэзии, описания народного быта, обрядов. И особенно – русские народные песни. Не удивительно, что русская народная песня занимает большое место во всем его творчестве.
В центре оперы два крестьянских образа: Мельник и его дочь Наташа. Это побудило композитора наполнить все сцены народно-песенными элементами. Некоторые песни подлинно народные, некоторые написаны самим Даргомыжским.
Во втором действии оперы показана картина княжеской свадьбы. В ней большое место отведено хорам.
(Приложение 1.слайд 14)
Действие начинается хором «Как во горнице, светлице». Содержанием его является прославление Князя и Княгини. В основе хора лежит оригинальная тема в стиле русской народной обрядовой и величальной песни. Свадебный хор является замечательным образцом празднично-торжественной русской музыки.Слушание.
(Приложение 1.слайд 15)
Особенно выделяется трехголосный женский хор «Сватушка». В нем композитор очень красочно передал шуточно-бытовую сцену свадебного обряда. По народному обычаю девушки окружают свата и требуют у него подарки. Девушки поют песню, в которой высмеивают незадачливого свата. Хор «Сватушка» носит шуточный характер.
Сватушка, сватушка, бестолковый сватушка;
По невесту ехали, в огород заехали,
Пива бочку пролили, всю капусту полили.Слушание. Анализ.
-Жанр произведения?
-Шуточная свадебная песня. Хор «Сватушка» близок к народным песням, т.к. здесь встречаются распевы.
Музыкальная форма?
-Форма произведения двухчастная куплетная, 2-я часть – это два куплета, между которыми есть проигрыш.
Аккомпанемент играет основную или вспомогательную роль?
-Вспомогательную. Он подчеркивает оживленность сцены, шутку девушек и неуклюжесть свата.
В аккомпанемент включен изобразительный момент. В проигрыше между куплетами аккомпанемент напоминает наигрыш свирели, которая сопровождает народное гуляние.
Что мы можем сказать о дикции?
-Хор «Сватушка» носит легкий, шутливый характер, чтобы подчеркнуть это, нужна четкая дикция.
Скажите,свадебные хоры из оперы, воссоздают народный обряд?
-Да.

IV . Подведение итогов урока.
(Приложение 1.слайд 16)
О чем мы сегодня говорили?
Что означает фольклор?
Музыкальный фольклор?
Красивейший старинный русский обряд?
Как называется Тульский фольклорный ансамбль?
Что можно сказать о репертуаре этого ансамбля?
Назовите композитора и его оперу, где ярко представлена свадебная игра.
Чему отведено большое место в опере «Русалка»?
Что воссоздают хоры в опере?
Что для нас важно? Ведь мы русские люди!
(Приложение 1.слайд 17)

Очень важно, чтобы народная песня была доступна всем и каждому. Мы должны помнить, что мы русские, что у нас есть русское слово, есть сказки, есть традиции.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Общеобразовательная школа №660 г.Москвы

Конспект урока музыки для 6 класса

«Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве

Композиторов»

подготовила

учитель музыки

Княжева Анастасия Владимировна

г. Москва

2012

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве

композиторов

Цель: продолжить знакомство учащихся с эмоционально-образным строем русской песни.

Задачи:

· знакомство с музыкальными образами народных песен и произведениями изобразительного искусства, связанных с обрядами и обычаями в фольклоре и в творчестве композиторов;

    формировать умение давать характеристику музыкальным темам, проводить аналогии с пройденными произведениями;

    развивать музыкальное мышление, навыки творческого анализа музыкального произведения.

Музыкальный материал:

народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно»;

хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского;

·хор «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки.

Оборудование: магнитофон, CDдиск, портреты М. Мусоргского, М. Глинки, раздаточный материал: текст народной песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно».

ХОД УРОКА

1: организационный момент

Здравствуйте, ребята. Обратите внимание не тему урока: «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов» (написана на доске).

— Как вы понимаете слово ФОЛЬКЛОР ?

Фолькло́р (англ. folklore - «народная мудрость») - народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание , песни , частушки , анекдоты , сказки , эпос ), народная музыка (песни , инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы , сатирические пьесы , театр кукол ), танец , архитектура , изобразительное и декоративно-прикладное искусство .

2: повторение пройденного материала

ФОЛЬКЛОР делится на две группы - обрядовый и необрядовый . К обрядовому фольклору относятся:

· календарный фольклор (колядки , масленичные песни, веснянки),

· семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные , свадебные песни, причитания ),

· окказиональный фольклор (песни, заговоры, исполнявшиеся по важному для жизни и благополучия общины случаю - например, засухи, мора скота).

Обряды в русской деревне считались столь же необходимым компонентом жизни, как и праздники. Все более или менее значительные события в жизни людей - будь то рождение ребенка, вступление в брак, смерть, смена времен года, начало и конец сельскохозяйственных работ - сопровождались исполнением специальных, приуроченных к данному случаю, обрядовых действий. Более того, религиозным сознанием людей крестьянского, традиционного общества обряд осмыслялся как действие, фактически создающее событие.

Обряды, знакомые нам по материалам XVIII- XX вв., возникли в глубокой древности и воплощали древние верования.

Сегодня мы будем говорить о поэтизации быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов – старинной русской свадьбы (в том числе включённой в оперный жанр)

3: изучение нового материала

Из ИСТОРИИ свадебных обрядов на Руси

С момента возникновения русских селений, свадьба была главным, основным торжественным обрядом. Любая девушка или парень с трепетом относились к дню, когда вступят в брак. Хотя решение принималось не самими молодыми, а их родителями, все равно невесты проводили целые ночи, гадая на своего жениха.

На Руси молодые люди вступали в брак в возрасте 13-15 лет. Все, кто засиделся в невестах или женихах до 20 лет, вызывали опасения у соседей и знакомых. Родители старались найти подходящую пару для своего ребенка, когда тот только начинал ходить и говорить. Мнение самих детей практически никогда не учитывалось, так как старшее поколение было более опытным и знающим. Отсюда и пошли поговорки: «Стерпится — слюбится», «С лица воды не пить» и многие другие.

Не могло не отразиться такое положение вещей в русской песне.

Слушание: русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно» в исполнении Ж. Бичевской.

— Какое настроение создаёт эта песня?

— Эта песня построена в форме монолога невесты? (нет, есть диалог девушки и матери)

Рассмотрим мелодический рисунок в нотах. (нотная запись мелодии на доске) Что вы видите?

Тема дочери

Тема матери

взволнованное обращение дочери построено на повторяющихся нисходящих и вновь взлетающих интонациях, которые не получают завершения

Смятение, тревога, переживание, драматический накал чувств

Успокаивающие ответы матери построены на неторопливой, постепенно спускающейся мелодии, которая приводит к устою (устойчивому звучанию в тонике)

Покорность, смирение с безвыходной ситуацией

Песня звучит напряжённо, в миноре

— Как вы думаете, почему героиня песни так встревожена?

Создать более полный образ песни и всего происходящего в ней помогут вам произведения художников.

Рассмотрим некоторые их них.(демонстрация картин или слайдов на интерактивной доске).

— Что вы видите на этих картинах?

— Какие эмоции переживают героини этих картин? (смятение и тревогу или покорность)

— Эти переживания схожи с настроением героини песни «Матушка…»?

Запишем текст песни в тетрадь и попробуем исполнить её в лицах.

Пение: народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно»

Матушка, что во поле пыльно?

Русская народная песня

— Матушка, матушка, что во поле пыльно?

Сударыня матушка, что во поле пыльно?

— Дитятко милое, кони разыгралися.

— Матушка, матушка, на двор гости едут,

Сударыня матушка, на двор гости едут!..

— Матушка, матушка, на крылечко идут,

Сударыня матушка, на крылечко идут!..

— Дитятко милое, не бойсь, не пужайся…

— Матушка, матушка, в нову горницу идут,

Сударыня матушка, в нову горницу идут!..

— Дитятко милое, я тебя не выдам!

— Матушка, матушка, за столы садятся,

Сударыня матушка, за столы садятся!

— Дитятко милое, не бойсь, не пужайся!

— Матушка, матушка, образа снимают,

Сударыня матушка… Меня благословляют…

— Дитятко милое, господь с тобою!

Сцены свадьбы в операх русских композиторов.

Свадебные хоры из опер, воссоздают народный обряд. Сегодня мы познакомимся с лирическим образом и образом величальной заздравной песни.

Слушание: хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского;

Слушание: хор «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки.

Сравнительный анализ этих музыкальных фрагментов запишем в таблицу.

Итог: обращение к народному творчеству помогает слушателю почувствовать национальную принадлежность музыки.

4: домашнее задание

Записать в тетрадь текст русской народной песни, нарисовать к ней иллюстрацию.

5: подведение итогов урока

Светлые свадебные эпизоды, воспроизведённые во многих русских операх, являются драматургически значимыми моментами в развитии действия оперы. Опера – это не отдельные номера, не концерт в костюмах, а художественно воссозданная драма жизни.

На сегодняшнем уроке мы познакомились с народной песней «Матушка…» в обработке Михаила Матвеева, народной песней «Плывёт, плывёт лебёдушка», включённой в оперу «Хованщина» Модеста Мусоргского и мелодией в народном стиле «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» Михаила Глинки.

— Существует интонационная общность этих произведений?

ВЫВОД должны сформулировать ученики: существует родственное внимание к миру, оценке всего происходящего и выражения отношения к жизни.

СПИСОК Литературы:

    Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки: 5-6 класс: пособие для учителя.-М.:Просвещение, 2007.

ИНТЕРНЕТ-ресурсы:

    И.И. Шангина «Русские традиционные праздники» http://sueverija.narod.ru/Obrjadi/Obrjadi.htm

    Ноты к песне «Матушка…» http://www.a-pesni.golosa.info/rus/matuchka.htm

Что такое обрядовый фольклор? Прежде всего, это народное творчество, коллективное или индивидуальное, устное, реже письменное. Фольклорный стиль общения между людьми обычно не предполагал эмоций. В нем высказывались мысли и желания, связанные с определенными событиями и приуроченные к ним. Поэтому обряды в основном состоят из песен, причитаний, семейных рассказов, колыбельных распевок, свадебных похвал. Отдельной категорией считаются окказиональные заговоры, заклинания и заклички, считалки и наговоры.

Что такое обрядовый фольклор в более широком понимании

Это произведения искусства малой формы, связанные с традициями, обычаями, религиозными и этнографическими жанрами. Следует отметить, что во всех случаях обряды носят признаки народного характера. Современность при этом как бы размывается. Старинные традиции с обычаями лучше всего укладываются в прошедшее время.

Спектр фольклорных обрядов достаточно широк. Это деревенская хореография, хоровое пение на природе, во время полевых работ, сенокоса или выпаса скота. Поскольку традиционные обычаи присутствовали в жизни простых людей постоянно, обрядовый фольклор русского народа был и остается неотъемлемой частью их существования. Появление обычаев всегда связано с долговременными обстоятельствами. Непрекращающаяся засуха, угрожающая урожаю, может стать поводом для обращения людей к богу с просьбой о помощи. Любые природные явления, опасные для человека, также заставляют его искать выход из создавшейся ситуации. И чаще всего это молитвы и просьбы, свечи и записочки в церквях.

Многие обряды и обрядовый фольклор в целом имеют ритуально-магическое значение. Они лежат в основе поведенческих норм в обществе, а иногда даже приобретают черты национального характера. Этот факт свидетельствует о глубине фольклорных ценностей, а значит,

Фольклорные обряды делятся на трудовые, праздничные, семейные и приворотные. Русские тесно переплетаются с фольклором других славянских народностей. И кроме того, они зачастую связаны типологически с населением некоторых стран, расположенных на другом конце света. Взаимосвязь различных на первый взгляд культур часто обусловлена исторически сложившейся аналогией.

Праздник Ивана Купала

Обрядовый народный фольклор в России всегда был самодостаточным и не нуждался в подпитке извне. Самобытность русских традиций и обычаев не только переходила из поколения в поколение, но и прирастала новыми обрядами, зачастую экзотическими. Наиболее заметным фольклорным обрядом является Этот обряд имеет языческие корни. В ночь на Ивана Купала разжигались высокие костры, и каждый из присутствующих должен был перепрыгнуть через огонь. Не всегда это удавалось, существовала опасность упасть и обжечься.

Ночью на Ивана Купала принято было совершать ритуальные бесчинства, красть домашний скот у соседей, разорять ульи, топтать огороды и накрепко подпирать двери в избах палками, чтобы жильцы не могли выйти. До сих пор неясны мотивы всех этих поступков. На следующий день бесчинствующие односельчане вновь становились уравновешенными гражданами.

Песенный обряд

Значительное место в русском обрядовом фольклоре занимает поэзия, которую условно можно разделить на песенную (заклинания, корильные, величальные песни) и магическую (привороты, приговоры, причитания).

Песни-заклинания обращали к природе, просили благополучия в хозяйстве и семейных делах. Величальные пели в на Масленице, коляде и других торжествах. Корильные песнопения носили насмешливый характер.

Обряды и календарь

Наряду с прочими, на Руси существовал обрядовый фольклор календарного типа, который имел прямое отношение к сельхозяйственным работам в самом широком смысле. Календарно-обрядовые песни - это древнейшее народное творчество, исторически сложившееся за долгие годы крестьянского труда в поле и на сенокосе.

Сельскохозяйственный календарь, распорядок полевых работ по временам года - это своеобразная программа песенного жанра. Мелодии все народные, рождавшиеся за плугом, бороной и на прополке. Слова простые, но в этой песенной поэзии заключалась вся гамма людских переживаний, надежда на удачу, тревожные ожидания, неуверенность, сменяющаяся ликованием. Ничто так не объединяет людей, как единая для всех цель, будь то уборка урожая или хоровое пение. Общественные ценности неизбежно принимают какую-либо форму. В данном случае это фольклор и с ним русские и обычаи.

Фольклор по временам года

Песни весеннего обрядового репертуара звучали весело. Они похожи на прибаутки, бесшабашные и дерзкие. Напевы летних месяцев казались более глубокими, их пели с чувством выполненного долга, но как бы с затаённым ожиданием чуда - хорошего урожая. Осенью, уборочной порой, обрядовые песни звенели, подобно натянутой струне. Люди не расслаблялись ни на минуту, иначе не успеешь все собрать до дождей.

Повод для веселья

А уж когда закрома были полны, тут-то и начиналось народное веселье, частушки, хороводы, пляски и свадьбы. Обрядовый фольклор календарной фазы напряженного труда плавно переходил в гулянья и вольную жизнь с застольями. Молодежь присматривалась друг к другу, заводились новые знакомства. И здесь традиционные обычаи не забывались, обрядовый фольклор русского народа "вставал во весь рост". В избах начинались гаданья на суженых-ряженых, девки часами жгли свечи и раскачивали колечки на тонких нитях. Черевички и валенки кидались через плечо, шепоток слышался в горнице.

Рождественские колядки

Что такое обрядовый фольклор с точки зрения религии? Праздник Рождества Христова считается на Руси одним из самых традиционных. Он следует сразу за Новым годом. Принято считать, что как этот праздник проведешь, таким и весь год будет. Рождество иные считают за начало нового года. Это главное русское религиозное событие. 6 января, в канун Рождества, начиналось колядование. Это праздничные обходы домов и квартир с песнями и мешочками, полными зерна. Колядовать идут обычно дети. Каждому хочется получить от хозяев дома пирожок или горсть конфет в ответ на поздравления с праздником.

Самый старший в процессии колядующих обычно несет на шесте "Звезду Вифлеема", которая появилась на небе, когда родился Иисус Христос. Хозяева, к которым пришли с колядками, не должны скупиться на подарки детям, иначе им придется выслушивать шуточные упреки детворы.

Главная ночь в году

Через несколько дней после Рождества наступал Новый год (сегодня мы называем его Старым Новым годом), который тоже сопровождался фольклорными обрядами. Люди желали друг другу счастья, долгих лет жизни и всяческих успехов в делах. Поздравления преподносились в виде коротких колядок. Народным обрядом были также "подблюдные" песни, сопровождавшие гадания после полуночи. Вот что такое обрядовый фольклор в новогоднюю ночь!

А когда зима на исходе, наступает время ее проводов - и народ выходит на улицы встречать Масленицу. Это время веселых фольклорных обрядов зимних с катаньем на тройках, с гонками на скрипучих санях, с играми на коньках с клюшками. Веселье продолжается дотемна, а поздним вечером вся семья усаживается у печи и вспоминает прошедший праздник. Во время таких посиделок исполняли песни, пели частушки, играли в игры. Это тоже обрядовый семейный фольклор русского народа. В него входят и семейные рассказы, и свадебные песни, и колыбельные, и причитания, и многое другое.

«Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов»

Цель: через творческий союз учителя и ученика в музыкально-эстетическом воспитании способствовать становлению высокодуховной личности.

Задачи:
образовательная: ознакомление с фольклором через произведения композиторов, творчество которых обращено к народной музыке,знакомство с историей свадебного обряда на Руси;
развивающая: развитие слушательских, вокально-хоровых навыков, музыкального слуха, памяти, мышления, умения слушать и анализировать музыкальные произведения;
воспитательная: воспитание в школьниках уважения и интереса к родному фольклору и музыке русских композиторов.

Оборудование: презентация к уроку, мультимедийный проектор, экран, ноутбук,баян, текст песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно…».

Ход урока

I. Организационный момент
(слайд2)
Здравствуйте, ребята. Тема сегодняшнего урока «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов", запишите.
(слайд 3)
А эпиграфом уроку будут слова нашего великого русского поэта А.С.Пушкина:

Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой...

II. Повторение пройденного материала.
(слайд 4)
Итак, вернемся к теме сегодняшнего урока. Давайте вспомним, что значит фольклор?
-Фольклор – народное творчество, чаще всего устное.
(слайд 5)
Музыкальный фольклор?
- Народная музыка – вокальное, инструментальное, вокально- инструментальное и танцевальное творчество народа.
(слайд 6)
Так что же нам помогает проникнуть в культуру прошлого, понять душу народа?
-Знакомство с народными песнями, былинами, старинными преданиями.
-О чем же они нам рассказывают?
- О важных моментах жизни человека, о народных традициях, запечатленных в различных обрядах.
Да, все значительные события человеческой жизни – будь то рождение ребенка, смена времени года, начало и конец сельскохозяйственных работ, вступление в брак сопровождались обрядами.

III. Изучение нового материала
(слайд 7)
Сегодня мы будем говорить об одном из самых красивейших обрядов – старинной русской свадьбе (в том числе включенной в оперный жанр).
Немного из истории свадебных обрядов на Руси.
В русских селениях свадьба была главным торжественным обрядом. Решение вступить в брак принималось не самими молодыми людьми, а их родителями. Мнение детей практически никогда не учитывалось. Отсюда и поговорка «Стерпится, слюбится».
(слайд 8,9)
Итак, старинная русская свадьба представляла собой сложную цепь торжественных церемоний.
«Свадебная игра» проходила, как театрализованное действо, которое длилось несколько дней, а иногда несколько недель. Действующими лицами свадебной игры были сват, сваха, дружка жениха, подруги невесты. Центральным действующим лицом была невеста. Свадебная игра подразделялась на две части.
Первая часть посвящалась прощанию девушки с родной семьей и разыгрывалась в доме невесты. В старину замужество означало конец вольной жизни девушки и переход ее в чужую семью. Песни невесты поэтому были драматичными и назывались плачами, причетами, причитаниями. С момента просватанья и до самого отъезда к венцу невеста должна была плакать и причитать. А плакала и причитала невеста для того, чтобы показать любовь и уважение к родителям, признательность за то, что они «вспоили, вскормили».Иначе они могли бы сетовать на неблагодарность дочери, без сожаления покидающей отчий дом.Так она прощалась со своей волей, родной семьи
(слайд 10,11)
Особую красоту народным свадебным песням придают сравнения, обращенные к природе: девушка сравнивается с рекой, лебедушкой, с утушкой, ягодкой; парень, добрый молодец – с ясным соколом. Слушание русской народной песни«На море утушка купалася».
Как река течет – не колыбнется, так и девушка-невеста сидит – не улыбнется; как утушка горюет, расставаясь с наступлением холодной зимы с синим морем, по которому она вольно плавала, так и девушка в утро свадебного дня горько плачет при мысли о предстоящей разлуке с родителями.
Смятение и тревога, переживаемые девушкой- невестой во время ожидания свадебного поезда, звучат в разных вариантах песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно…» Которую мы сейчас прослушаем в исполнении Л.Зыкиной, а создать более полный образ песни и всего происходящего в ней помогут вам произведения великих русских художников.
(слайд 12)
- Какое впечатление произвела на вас песня?
-В песне мать и дочь как бы разговаривают
-Т.е. песня построена в форме диалога
- А что мы можем сказать о мелодическом рисунке?
- В теме матери слышно переживание, призыв к покорности, смирению с безысходной ситуацией
- В теме дочери звучит тревога, драма
-Что вы увидели на картинах?
-Какие эмоции переживают героини этих картин?
- Эти эмоции схожи с эмоциями героини песни «Матушка…»?
У каждого из вас на парте лежит текст песни. Давайте разучим ее (исполнение песни).
Молодцы! Продолжаем работать по теме.
(слайд 13)
Вторая часть свадьбы – традиционный пир, который начинался в доме родителей жениха после обряда венчания. Свадебное торжество сопровождалось пением величальных песен, прославляющих жениха и невесту, шуточных и плясовых песен, а также плясками, катанием на лошадях.
Композиторы часто обращались в своих операх к песням красочного свадебного обряда.
(слайд 14)
Свадебная игра и ее действующие лица ярко представлены в опере русского композитора, нашего земляка А.С.Даргомыжского «Русалка».
-Что мы знаем о композиторе?
- А.С.Даргомыжский родился в селе Троицкое Белевского уезда Тульской губернии.
- Очень увлекался изучением русского музыкального фольклора.
- А.С.Даргомыжский приглашал к себе в усадьбу крестьян и любил слушать и смотреть их песни, пляски, игры, хороводы.
Вынашивая замысел оперы «Русалка», композитор внимательно изучил все значительное, что было в литературе того времени, - образцы устной народной поэзии, описания народного быта, обрядов. И особенно – русские народные песни. Не удивительно, что русская народная песня занимает большое место во всем его творчестве.
В центре оперы два крестьянских образа: Мельник и его дочь Наташа. Это побудило композитора наполнить все сцены народно-песенными элементами. Некоторые песни подлинно народные, некоторые написаны самим Даргомыжским.
Во втором действии оперы показана картина княжеской свадьбы. В ней большое место отведено хорам.
(слайд 15)
Действие начинается хором «Как во горнице, светлице». Содержанием его является прославление Князя и Княгини. В основе хора лежит оригинальная тема в стиле русской народной обрядовой и величальной песни. Свадебный хор является замечательным образцом празднично-торжественной русской музыки.Слушание.
(слайд 16)
Особенно выделяется трехголосный женский хор «Сватушка». В нем композитор очень красочно передал шуточно-бытовую сцену свадебного обряда. По народному обычаю девушки окружают свата и требуют у него подарки. Девушки поют песню, в которой высмеивают незадачливого свата. Хор «Сватушка» носит шуточный характер.
Сватушка, сватушка, бестолковый сватушка;
По невесту ехали, в огород заехали,
Пива бочку пролили, всю капусту полили.Слушание. Анализ.
-Жанр произведения?
-Шуточная свадебная песня. Хор «Сватушка» близок к народным песням, т.к. здесь встречаются распевы.
Музыкальная форма?
-Форма произведения двухчастная куплетная, 2-я часть – это два куплета, между которыми есть проигрыш.
Аккомпанемент играет основную или вспомогательную роль?
-Вспомогательную. Он подчеркивает оживленность сцены, шутку девушек и неуклюжесть свата.
В аккомпанемент включен изобразительный момент. В проигрыше между куплетами аккомпанемент напоминает наигрыш свирели, которая сопровождает народное гуляние.
Что мы можем сказать о дикции?
-Хор «Сватушка» носит легкий, шутливый характер, чтобы подчеркнуть это, нужна четкая дикция.
Скажите,свадебные хоры из оперы, воссоздают народный обряд?
-Да.

IV. Подведение итогов урока.
(слайд 17)
О чем мы сегодня говорили?
Что означает фольклор?
Музыкальный фольклор?
Красивейший старинный русский обряд?
Назовите композитора и его оперу, где ярко представлена свадебная игра.
Чему отведено большое место в опере «Русалка»?
Что воссоздают хоры в опере?
Что для нас важно? Ведь мы русские люди!
(слайд 18)

Очень важно, чтобы народная песня была доступна всем и каждому. Мы должны помнить, что мы русские, что у нас есть русское слово, есть сказки, есть традиции.

Фольклор – народное творчество, отражающее историю, быт, стремления и думы народа.

Жанры народных песен:

Обрядовые

Сатирические

Трудовые

Лирические

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов

Русская старинная свадьба

Первая часть «свадебной игры»
посвящалась прощанию девушки с родной семьей.

Послушайте русскую народную песню

«Матушка, что во поле пыльно» в исполнении Людмилы Зыкиной.

Ф.Журавлев «Перед венцом»


В.Феоктистов
«Приготовление невесты к венцу»

Что общего между картинами и песнями?
Какое состояние передают они?

Послушайте свадебный хор

«Разгулялися, разливалися» -

Это мелодия народная или ее сочинил композитор?

Послушайте свадебный обряд из оперы «Хованщина» М.П.Мусоргского

Что роднит эту музыку с народными песнями?

Какие интонационные особенности народной песни слышны в этом фрагменте?

1.С какими музыкальными образами романсов и песен вы познакомились?

2.В чем сходство и различие жанров романса, народной песни и песни современного автора?

3.Способна ли музыка оказывать на человека сильное воздействие?

1.От чего зависит способность человека воспринимать, чувствовать красоту и силу музыки?

2.Почему одних людей музыка волнует, возвышает и придает им силы, а другие не замечают ее красоту и не чувствуют ее благотворного влияния?.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Фольклор – народное творчество, отражающее историю, быт, стремления и думы народа. Жанры народных песен: Обрядовые Сатирические Трудовые Игровые лирические

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов Русская старинная свадьба

Первая часть «свадебной игры» посвящалась прощанию девушки с родной семьей. Послушайте русскую народную песню «Матушка, что во поле пыльно» в исполнении Людмилы Зыкиной.

Ф.Журавлев «Перед венцом»

Послушайте песню М.Матвеева «Матушка, что во поле пыльно» в исполнении Жанны Бичевской.

В.Феоктистов «Приготовление невесты к венцу»

1.Чем они отличаются песни друг от друга? 2.Какая из песен передает драматическое столкновение двух душевных состояний? 3. Какое исполнение понравилось больше? Почему?

Что общего между картинами и песнями? Какое состояние передают они?

Послушайте свадебный хор «Разгулялися, разливалися» - Это мелодия народная или ее сочинил композитор?

Послушайте свадебный обряд из оперы «Хованщина» М.П.Мусоргского Что роднит эту музыку с народными песнями? Какие интонационные особенности народной песни слышны в этом фрагменте?

Что роднит эту музыку с народными песнями? Какие интонационные особенности народной песни слышны в этом фрагменте?

1.С какими музыкальными образами романсов и песен вы познакомились? 2.В чем сходство и различие жанров романса, народной песни и песни современного автора? 3.Способна ли музыка оказывать на человека сильное воздействие?

1 .От чего зависит способность человека воспринимать, чувствовать красоту и силу музыки? 2.Почему одних людей музыка волнует, возвышает и придает им силы, а другие не замечают ее красоту и не чувствуют ее благотворного влияния?.


Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?