Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

О упокоении на проскомидию. Отличия проскомидии от молитвы за здравие и за упокой

Поминовение на Проскомидии (о здравии или о упокоении) — это то же самое, что и заказная записка. За поминаемого вынимается частица из просфоры и погружается в Чашу со Святыми Тайнами (Телом и Кровью Господа Иисуса Христа). Таким образом верующий, за которого приносится на Престоле эта очистительная жертва, получает благодать, освящение, и отпущение грехов. О поминовении Главное моление о здравии живых и упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных, православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их здравие или за упокоение, а в конце литургии опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия в знак омовения Христом человеческих грехов. Будем помнить, что поминовение на Божественной литургии это наибольшее благо для тех, кто нам дорог. Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения: «О здравии» или «О упокоении», после чего крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы). Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких. Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заздравной и заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Касаясь дополнительных сведений о человеке, упоминаемом в записке, нужно сказать следующее. Единственное, что нужно знать совершающему проскомидию священнику, это имя христианина, данное ему при крещении или (для монахов) при постриге, а также священный сан или степень монашества, если таковые имеются. Многие, правда, указывают в своих записках перед именами некоторые сведения о возрасте, звании или положении своих сродников, например, мл. (младенец, то есть дитя до 7 лет), отр. (отрок или отроковица до 14 лет), в. (воин), бол. (болящий, болящая), закл. (заключенный, заключенная), пут. (путешествующий, путешествующая), уб. (убиенный, убиенная). Православная Церковь не приветствует такого обычая, но и не возбраняет следовать ему. Не указываются в записках фамилии, отчества, мирские звания и титулы, степени родства. Не стоит писать «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего». В записках «О упокоении» усопший в течение сорока дней по кончине именуется «новопреставленный». Кроме общих богослужений (литургия, вечерня, утреня) в Православной Церкви существуют частные богослужения, называемые требами (так как они совершаются по требованию, по заказу прихожан), в том числе молебен (о живых) и панихида (об умерших). Они совершаются обычно по окончании литургии и заказываются там же, где принимают записки и продают свечи. Молебен можно заказать Спасителю (благодарственный, о болящих, о путешествующих и др.), Божией Матери (разным Ее иконам) или почитаемым святым по желанию прихожанина. Бог благоволит, чтобы мы получали помощь от Него в своих нуждах через молитвы к Богородице и святым. Так, например, молитвы перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», к святому мученику Вонифатию, праведному Иоанну Кронштадтскому помогают от недуга винопития; святитель Николай Чудотворец является покровителем путешествующих, помогает выдать дочерей замуж, вообще скоро отзывается на различные просьбы о помощи; святые воины Феодор Стратилат, Иоанн Воин, благоверный князь Александр Невский и другие, а также Иоанн Предтеча покровительствуют православным воинам; в болезнях мы прибегаем за помощью к великомученику и целителю Пантелеимону, святым врачам-бессребренникам Косьме и Дамиану; название же многих икон Божией Матери (например, «Всех скорбящих Радость», «Споручница грешных», «Умягчение злых сердец», «Млекопитательница», «Милующая», «Скоропослушница», «Целительница», «Неопалимая Купина», «Взыскание погибших», «Нечаянная Радость», «Утоли моя печали», «Призри на смирение») г оворит о том, что Она наша усердная Заступница пред Богом в различных нуждах. В конце молебна обычно священник совершает освящение икон, крестиков, кропя их святой водой и читая молитву. Панихида служится перед кануном особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких. Записки на молебен или панихиду оформляются следующим образом: вверху указывается вид записки (например, «Молебен благодарственный Спасителю», «Молебен Владимирской иконе Божией Матери о здравии», «Панихида»), а далее пишутся имена обычным порядком. Во многих монастырях существует особая треба поминовение живых и усопших во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). В монастырях и храмах принимают записки для поминовения живых и усопших христиан на 40 дней (сорокоуст), на полгода и на год. В этом случае имена записываются в поминальный синодик и братия обители или храма в течение указанного срока за каждым богослужением молится о наших сродниках. Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших близких (особенно усопших), это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

Если вы хотите, чтобы поданная вами в алтарь поминальная записка было прочитана внимательно и неспешно, помните правила:

1. Пишите четким, понятным почерком, лучше — печатными буквами, стараясь упоминать в одной записке не более 10 имен.

2. Озаглавьте ее — «о здравии» или «о упокоении».

3. Имена пишите в родительном падеже (вопрос «кого»?).

4. Ставьте полную форму имени, даже если поминаете детей (например, не Сережи, а Сергия).

5. Узнайте церковное написание светских имен (например, не Полины, а Аполлинарии; не Артема, а Артемия; не Егора, а Георгия).

6. Перед именами священнослужителей укажите их сан, полностью или в понятном сокращении (например, иерея Петра, архиеп. Никона).

7. Ребенок до 7 лет называется младенцем, от 7 до 15 лет — отроком (отроковицей).

8. Не надо указывать фамилии, отчества, титулы, профессии поминаемых и их степени родства по отношению к вам.

9. Допускается включение в записку слов»воина», «монаха», «монахини», «болящего», «путешествующего», «заключенного».

10. Наоборот, не надо писать «заблудшего», «страждущего», «озлобленного», «учащегося», «скорбящего», «девицы», «вдовицы», «беременной».

11. В заупокойных записках отметьте «новопреставленного» (усопшего в течение 40 дней по кончине), «приснопамятных» (усопших, имеющих в этот день памятные даты), «убиенных».

12. За тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению), молиться уже не нужно.

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении — только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию — первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых;

На обедню — так в народе называют литургию вообще, и поминовение за ней в частности. Обычно такие записки прочитывают священно- и церковнослужители перед Святым Престолом;

На ектению — поминовение во всеуслышание. Его обычно совершает диакон. По окончании литургии эти записки во многих храмах поминаются вторично, на требах. Также можно подать записку на молебен пли панихиду.…



"Проскомидия" - слово греческое и значит принесение. Так называется первая часть Литургии от обычая древних христиан приносить хлеб, вино и все нужное для совершения Литургии; поэтому, и самый хлеб, употребляемый на ней, называется просфорою, что значит приношение. Хлеб (просфора) должен быть квасный (поднявшийся), чистый, пшеничный. Сам Господь Иисус Христос для совершения Таинства Св. Причащения взял квасный, а не пресный хлеб. Просфора должна быть круглою и состоять из двух частей во образ двух естеств Иисуса Христа - Божеского и человеческого; на верхней части просфоры имеется печать с изображением креста и по углам его - начальных букв имени Христа Спасителя: IС-ХС и греческого слова NI-КА ; это означает: Иисус Христос побеждает. Вино для Таинства требуется виноградное, красное, потому что красный цвет напоминает цвет крови; вино смешивается с водой в воспоминание того, что из прободенного ребра Спасителя на кресте истекли кровь и вода. Для проскомидии употребляется пять просфор в воспоминание чудесного насыщения Христом пятью хлебами более пяти тысяч человек, каковое обстоятельство дало Иисусу Христу повод учить народ о духовном насыщении и о нетленной, духовной пище, подаваемой в Таинстве Св. Причащения (Ин. 6, 22-58). Но собственно для причащения употребляется одна просфора (Агнец), по слову апостола: "Один хлеб, и мы многие - одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба" (1 Кор. 10, 17), а потому по своей величине эта просфора должна соответствовать числу причастников.

СОВЕРШЕНИЕ ПРОСКОМИДИИ

Приготовившись, по церковному уставу, к совершению Литургии, священник и диакон читают пред закрытыми царскими вратами так называемые "входные" молитвы и облачаются в алтаре в священные одежды. Подойдя, затем, к жертвеннику, священник, благословив начало проскомидии, берет первую (агничную) просфору и копием делает на ней трижды изображение креста, произнося: "В воспоминание Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа" . Это значит проскомидия совершается по заповеди Иисуса Христа. Из этой просфоры священник копием вырезает средину в форме куба с произнесением слов прор. Исаии: "Яко (как) овча на заколение ведеся, и яко Агнец непорочен, прямо стригущаго его безгласен, тако не отверзает уст Своих; во смирении Его суд Его взятся; род же Его кто исповесть; яко вземлется от земли живот (жизнь) Его" (Ис. 53, 7-8). Эта кубическая часть просфоры называется Агнцем (Иоан. 1, 29) и полагается на дискос. Затем, священник крестообразно надрезает с нижней стороны Агнец с произношением слов: "Жрется (приносится в жертву) Агнец Божий, вземляй (взявший на Себя) грех мира, за мирский живот (жизнь) и спасение" , и прободает правую сторону Агнца копием, произнося слова евангелиста: "един от воин копием ребра Ему прободе и абие (тотчас) изыде кровь и вода; и видевый свидетельства и истинно есть свидетельство его" (Ин. 19, 34); сообразно с этими словами в чашу (потир) вливается вино, смешанное с водою.

Из второй просфоры, называемой "богородичною", священник вынимает одну частицу в честь Божией Матери и полагает ее по правую сторону Агнца на дискосе. Из третьей просфоры, называемой "девятичинной", вынимается девять частиц в честь святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, Богоотец Иоакима и Анны, святых, чья память совершается в нынешний день, и того святителя, имени которого совершается Литургия; эти части полагаются по левую сторону Агнца на дискосе, по три частицы в ряд. Из четвертой просфоры вынимаются частицы за живых и полагаются ниже Агнца на дискосе; из пятой - за умерших и полагаются ниже частиц, вынутых за живых. Наконец вынимаются частицы из просфор, подаваемых верующими; одновременно прочитываются соответствующие "поминания" о здравии и спасении живых и об упокоении усопших рабов Божиих; частицы из этих просфор полагаются вместе с частицами, вынутыми из четвертой и пятой просфор.

В конце проскомидии священник благословляет кадило с фимиамом и, покадив звездицу, ставит ее на дискосе над Агнцем и частицами, чтобы сохранить их в положенном порядке, покрывает дискос и потир двумя небольшими покровцами и поверх них еще одним, несколько больших размеров, называемым "воздухом", кадит пред Дарами и молит Господа благословить предложенные Дары, помянуть принесших эти Дары и тех, за кого они принесены, самого же его соделать достойным для священнодействия божественных Таин.

Применяемые на проскомидии священные предметы и совершаемые действия имеют символическое значение: дискос знаменует и вифлеемскую пещеру и Голгофу; звездица - вифлеемскую звезду и крест; покровы - пелены рождественские, пелены и плащаницу, бывшие во гробе Спасителя; потир - ту Чашу, в которой священнодействовал Иисус Христос; приготовление Агнца - суд, страдания и смерть Иисуса Христа, а прободение его копием - прободение, сделанное одним из воинов на Теле Спасителя. Соединение всех частиц в известном порядке на дискосе означает всю Церковь Божию, членами которой состоят Божия Матерь, ангелы, все святые угодники Божий, все верующие христиане - живые и умершие, а Главою ее Сам Господь наш Спаситель. Каждение знаменует осенение Св. Духа, благодать Которого сообщается в таинстве Св. Причащения.

Проскомидия совершается священником на жертвеннике, при закрытом алтаре, вполголоса. Завершается она, когда на клиросе читаются 3-й и 6-й (а иногда и 9-й) часы по Часослову.

Слово «проскомидия», как и все другие православные термины, греческого происхождения. Оно переводится как «приношение» и служит для обозначения начальной части Божественной литургии - главной церковной службы. Литургию в народном обиходе нередко называют обедней, поскольку это утренняя служба, которая заканчивается как раз к обеденному времени. То есть проскомидия - это часть обедни, связанная с неким приношением.

Во время Литургии проводится таинство причащения, для которого требуются хлеб и вино, символизирующие плоть и кровь Христа. К хлебу и вину предъявляются особые требования. Хлеб должен быть свежим, мягким и выпеченным из пшеничной муки. Вино допускается только красное виноградное. Приготовлению хлеба и вина к причащению и посвящена проскомидия.

Просфоры на проскомидии

Во время церковной службы используется не менее пяти особых хлебов , которые иначе называют . Все они имеют своё назначение.

Из первой, самой большой, священник вырезает часть в виде куба и кладёт её на специальное блюдо - дискос. Эта часть символизирует жертвенного Агнца, именно она позже распределяется между причастниками.

Вторая просфора называется Богородичной, из неё вынимается треугольная частица в честь Девы Марии.

Из третьей просфоры, именуемой девятичинной, вырезается девять частиц, символизирующих святых: Иоанна Крестителя, апостолов и пророков, мучеников и бессребреников, святителей и преподобных, Иоакима и Анны, а также того святителя, во имя которого совершается Литургия.

Четвёртая просфора используется для извлечения частиц о живых - патриархе и священнослужителях. Из пятой просфоры извлекаются частицы об усопших.

Затем священнослужитель переходит к малым просфорам, поданным прихожанами. Начинается очень важный этап службы.

До начала службы верующие подают записки , в которых указывают имена людей для поминовения. Священник зачитывает их вслух, на каждое имя из просфоры вынимается часть, при этом произноситься молитва: «Помяни, Господи, называется имя». Каждая такая частица символизирует душу указанного в записке человека и вместе с частицами из богослужебных просфор укладывается на дискос. Эти частицы не используются в причащении, но по окончании Литургии их опускают в вино, что означает омовение от грехов, очищение.

Получается, что частицы, вынутые за упомянутых в записках людей, участвуют в богослужении. Поэтому такое поминовение считается очень важной, сильной молитвой, которая оказывает душе большую помощь.

Важно понимать, что такое проскомидия о здравии и проскомидия за упокой. Для каждой из них подаются отдельные записки с именами здравствующих или покойных православных. Поминовение о здравии можно заказать не только о болеющем человеке, но и для здравия в широком смысле слова - для душевного покоя, для мира и благополучия, а в первую очередь для спасения души. Проскомидия за упокой предназначена для облегчения загробной участи усопших, которые уже не могут подать милостыню или покаяться, поэтому им необходима помощь живущих.

Записка на проскомидию

Обычно на свечном прилавке можно взять специальные бланки, на которых изображён крест и написан заголовок - «О здравии» или «Об упокоении». Если нет бланков, то обязательно найдутся чистые листки , на которых следует самостоятельно нарисовать крест и написать заголовок. Нужно быть внимательным и не перепутать заголовки.

Для записок на проскомидию действуют те же правила, что и для записок на обедню или на панихиду. Имена пишутся столбиком, в родительном падеже, полностью. Следует писать имя, которое дано было при крещении, оно может отличаться от того, что стоит в документах. Например, не Иван, а Иоанн, не Светлана, а Фотиния. Женщина, официально носящая имя Олеся, может быть крещена и как Ольга, и как Александра. Поэтому необходимо точно знать церковные имена людей.

Нельзя указывать самоубийц, некрещенных, иноверцев . Имена священнослужителей нужно писать с указанием сана, желательно записывать их первыми. Детей в возрасте до семи лет указывают как младенцев, от семи до четырнадцати лет - как отроков (или отроковиц). Кроме того, в списке на поминовение о здравии допустимы такие уточнения, как «болящего», «путешествующего», «воина», «заключённого». Беременных женщин возможно записывать как «плодоносящих». Вот примерный образец записки о здравии:

  • протоиерея Виктора;
  • Геннадия.
  • болящей Татианы;
  • младенца Марии;
  • путешествующего Иоанна;
  • отроковицы Анны.

В записке об упокоении допустимы следующие уточнения: «воин», «убиенный», «приснопамятный» (указывается, если служба проходит в день именин или смерти покойного). В течение сорока дней после смерти покойный именуется новопреставленным. Например, вот так:

Сами записки на проскомидию могут никак не отличаться от записок на обедню или панихиду, достаточно написать их отдельно, а затем сказать служителю церковной лавки, что они предназначены именно на проскомидию.

На сегодняшний день очень много людей верят в Бога, вот только каждый по-разному понимает ритуалы. Рассуждать о том, как правильно их нужно соблюдать, можно очень долго. На самом деле любой человек в праве самостоятельно принимать решение по поводу веры в Бога. Самое главное, абсолютно в любой жизненной ситуации оставаться настоящим человеком и не причинять ни кому вреда.

Если вы только недавно стали посещать церковь, вам будет сложно понять смысл всех ритуалов. Проскомидия является одним из таких действий. Данный обряд вызывает множество вопросов. Далее рассмотрим, как происходит данный ритуал и чем он отличается от простой молитвы за близких.

Проскомидия: что это?

Что такое проскомидии? Под этим серьезным термином сегодня имеют ввиду первую часть обедни или Божественной литургии. Обедней в Древней Руси называли утреннюю церковную службу. Свое название она получила потому, что завершалась до обеда. Одним из главных действий на проскомидии является приготовление вина и хлеба для таинства причащения. Выпечка на данном обряде является символом плоти Христа, а вино - крови Спасителя. Происходит таинство в память о Тайной Вечере. На ней Христос первый раз выполнил для своих последователей обряд причащения. Это таинство напоминает о том, что ради нашей жизни Спаситель отдал свою. После обряда причащения мы получаем благодать и чувствуем единение с Богом.

Кроме того, евхаристия является символом единства христиан. Это проявляется даже в том, что Иисус отламывал от одного куска хлеба, угощая своих последователей. На службу прихожане приносили различные сорта хлеба, вино, сахар, масло и другие продукты. Лучшую еду использовали для проведения литургии. Остальное употребляли в пищу после ее окончания за общим столом. Этот обряд подчеркивал общность всех людей, присутствующих в храме.

Многие, ища ответ на вопрос «что такое проскомидии», стараются найти дословный перевод этого слова. На греческом оно означает «приносить». Хлеб, который используется во время церемонии, называется просфорой. Это слово в переводе с греческого значит «дар».

Вино и хлеб: требования

Проскомидия о здравии: что это означает? Как ее проводят? Сегодня уже никто не следует традиции, по которой в храм необходимо вносить продукты для проведения литургии. Обычно выпечкой хлеба занимаются супруги священников и вдовствующие прихожане.

К хлебу предъявляются следующие критерии:

  • он должен быть квасным или белым;
  • при приготовлении хлеба обязательно должны использоваться дрожжи, ведь именно такое блюдо и предлагал своим последователям Иисус;
  • тесто должно быть хорошо вымешано;
  • в пищу используется только свежая выпечка;
  • по форме просфоры делают круглыми. Также они должны быть двухъярусными, подчеркивая тем самым двойственность земной и небесной природы Спасителя;
  • при приготовлении просфор применяются печати с изображением святых. Для причащения используется просфора Агнца. На нем обязательно должны быть нанесены буквы НИ КА (что означает победитель) и ICXC (что означает Иисус Христос). Эти символы разделены крестом. Фактически, это означает следующее: как Иисус спас человечество, погибнув на распятии, так и пшеница после свой смерти позволяет человеку выживать;
  • вино для проскомидии обязательно берется виноградное красное. Такое вино выпил и Иисус на тайной вечере. В храмах для проведения службы для этой цели используется кагор. Именно вино этой марки во все времена считалось лучшим;
  • вино для проведения обряда обычно разбавляют водой. Оно служит напоминанием о том моменте, когда Иисуса на кресте пронзили копьем.

Церковные записки

При совершении проскомидии осуществляется поминовение усопших и живых. Традиция молиться за близких уходит корнями в глубокую древность. Чтобы священнослужитель прочитал имена ваших близких в алтаре, ему заранее передается записка на проскомидию. Они обычно подаются с вечера или с утра еще до начала службы. Допустимо писать имена только тех, кого крестили при жизни. Подавать записки с именами самоубийц запрещено. В некоторые храмах надписи даже делятся на заказные и обычные. При подаче простой записки из хлеба делаются кусочки по количеству указанных имен. После этого эти кусочки просфоры помещаются в вино. Этот ритуал символизирует очищение через кровь Христа поминаемых душ.

Также имена, написанные в записках, звучат дополнительно во время ектений. Произносит их священнослужитель перед алтарем. Молитва о здравии живых продолжается во время молебна после литургии. О мертвых молятся во время проведения панихиды.

Как правильно заготовить записки о здравии

У многих вызывают недоумения такие термины, как литургия, проскомидия, обедня. Церковная молитва сама по себе отличается большой силой. Во время проскомидий требуется указывать только имена тех людей, которые страдают тяжелой болезнью или нуждающихся в божьей помощи. Под термином «здравие» церковь имеет ввиду не только психическое и физическое здоровье человека, а также его духовные стремления, благополучие, материальный достаток. Записка о здравии должна содержать, в первую очередь, имена Преосвященного Архиерея, Архипастыря, Патриарха. Именно от них будет зависеть благополучие всей паствы.

Далее указывается имя духовного отца, который будет наставлять человека. После этого идут имена близких людей и родственников. В завершающей части записки можно написать прозвища недоброжелателей и недругов. Молитва об их здравии позволит привнести в их душу покой и гармонию, что поможет окружающим прийти к примирению.

Молитвы об упокоении

Еще одним распространенным обрядом является проскомидия об упокоении. Поминовение усопших помогает их близким ощутить единение с ними. По канонам православия смерти как таковой нет. Души людей вечны. Молитва живых поможет душам ушедших найти свое место в жизни небесной, так же, как и они нам могут помочь оттуда. Священнослужители рекомендуют подавать записки об упокое с регулярностью. Особенно они важны в день рождения покойного, на именины, день смерти и крещения.

Как правильно написать записку на проскомидию

Для написания записки существует целый ряд правил.

Перечислим лишь некоторые из них:

  • записка пишется на специальном бланке, который можно взять в церкви, или на простом листке бумаги. В том случае, если вы пишите на своей бумаге, обязательно нужно указать для чего она: для молитвы за упокой или за здравие.
  • записку следует писать крупным разборчивым почерком;
  • в одной бумажке указывается 5-10 имен сразу;
  • можно подавать сразу несколько записок;
  • записывая имя человека, необходимо от всего сердца пожелать ему всех благ. Это уже будет молитва о нем;
  • в молитвах указывается имя, полученное при крещении;
  • имя пишется полностью, никаких сокращений быть не должно;
  • прозвище необходимо записывать в родительном падеже;
  • указание фамилий, отчеств и степени родства не допускается;
  • если в записке перечислены имена детей, возрастом менее 7 лет, их при молитве называют младенцами.
  • укажите сан духовного лица. Допустимо также для молитвы о здравии написать следующие слова: болящего, воина, заключенного, путешествующего;
  • в записках о поминовении пишут такие слова, как «приснопамятный», «убиенный», «воин»;
  • если со дня смерти не прошло 40 дней, покойника называют новопреставленным;
  • на проскомидию записки продаются отдельно от записок на панихиду и молебен.

Проскомидия: порядок проведения

Часто бывают следующие ситуации: прихожанка заказала проскомидию, а как она проводится, не знает. Чтобы не допустить таких курьезов, необходимо обладать начальными знаниями о проведении обряда.

Проскомидию проводят за закрытыми Царскими вратами, скрытно от прихожан. Связано это с тем, что Иисус Христос также в тайне пришел в наш мир. Во время проведения проскомидии читают Часы по Часослову. Перед проведением ритуала читают входные молитвы. Иерей омывает руки и одевает специальную одежду.

Приготовление Агнца

Что такое проскомидии? Как она проводится? Для божественной литургии заготавливают пять булок особого хлеба. Такое количество должно напоминать верующим о пяти хлебах, которыми Иисусу удалось накормить 5000 человек. Хлеб играет роль символа насыщения, которое доступно только через Спасителя. Однако для таинства евхаристии используется только просфора Агнца.

По задумке, этого куска хлеба должно быть достаточно для всех, кто проходит обряд. Подходя к жертвеннику, священник вырезает четырехугольную часть из просфоры. Она и называется Агнцем. Ягненка во ветхозаветные времена придавали в жертву богу для искупления грехов. Кроткое и чистое существо страдало за чужие грехи. Иоанн Креститель назвал Иисуса Агнецом Божьим. Он пришел в этот мир, чтобы умереть за человечество. Данная часть обряда символизирует рождение и смерть.

Что делают с другими просфорами?

У всех остальных просфор также есть свое предназначение. Они задействуются, когда проводится проскомидия (обедня). Из второй, Богородничной, вынимается треугольная часть. Это символ поминовения Божьей Матери. Из третьей, девятичинной, вынимается девять частей. Они символизируют святых и раскладываются с левой стороны от Агнца. Из четвертой вынимается всего две части. Первая предназначается для живущих священнослужителей, а вторая - за здравие православных мирян. Они раскладываются ниже Агнца. В последнюю очередь на дискос кладется часть, вынутая из пятого хлеба, который является символом поминовения усопших.

Завершение

Мы уже почти разобрались с тем, что такое проскомидии. Обряд завершается установкой звездницы. Она является символом Вифлеемской звезды. Потир и дискос с вином накрывается полотнами, символизирующими пеленки младенца Христа и погребальные одеяния.

Многих сегодня интересует проскомидия. Что это означает в глубоком смысле? Завершение проскомидии означает смерть Иисуса.

).
В храме для совместной молитвы собираются верующие. В храме таинственно пребывает Сам Бог. Храм – дом Бога. В храме священники приносят Святейшую Бескровную Жертву. Еще в ветхозаветные времена молитвы сопровождались принесением в жертву животных во очищение от грехов и умилостивление Бога. В Церкви же Нового Завета жертвоприношения животных не существует, ибо «Христос умер за грехи наши » (). «Он и есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира » ().
Он принес в жертву за всех Свою Пречистую Кровь и Плоть и установил на Тайной Вечере Таинство Святого Причащения, принесение под видом бескровных даров – хлеба и вина, – Его Пречистой Плоти и Крови во оставление грехов, что и совершается в храмах на Божественной литургии.

Церковная молитва имеет особенную силу еще и потому, что она возносится священником, специально поставленным для того, чтобы совершать священнодействия, возносить за людей молитвы и жертвы Богу.
«Я вас избрал и поставил вас , – говорит Спаситель Своим Апостолам, – чтобы… чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам » ().
Данные от Господа апостолам права и возложенные на них обязанности и полномочия они передали поставленным ими преемникам: епископам и пресвитерам, завещав им и власть, и право, и непременный долг прежде всего… «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» ().
Потому святой апостол Иаков и говорит христианам: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним » ().

Как часто следует подавать записки для поминания

Молитва Церкви и Святейшая Жертва привлекают на нас милость Господа, очищающую и спасающую нас.
Мы всегда, и при жизни, и по смерти, нуждаемся в милости Божией к нам.
Поэтому удостаиваться молитв Церкви и принесения о нас или наших близких, живых и усопших, жертвы Святых Даров, необходимо как можно чаще, и обязательно в те дни, которые имеют особое значение: в день рождения, день крещения, день именин как своих, так и членов своей семьи.
Почитая память святого, чье имя мы носим, мы этим призываем своего покровителя на молитву и ходатайство пред Богом, потому что, как говорится в Священном Писании, много может усиленная молитва праведного ().
Обязательно надо подавать записку на поминание в дни рождения и крещения вашего ребенка.
За этим должны тщательно следить матери, ибо забота о ребенке составляет их святой долг .
Влечет ли нас к себе грех, овладевает ли нами какая страсть, искушает ли диавол, постигает ли нас отчаяние или неутешная скорбь, посетили беда, нужда, болезнь – в таких случаях молитва Церкви с принесением Бескровной Жертвы служит самым верным средством к избавлению, укреплению и утешению.

Памятка для желающего подать записку о живых и усопших

1. Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.
2. Вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того, чье имя вы вписываете – это уже молитва .
3. Записка должна содержать не более десяти имен. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких – подайте несколько записок.
4. Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»).
Первыми указываются имена архиереев и иереев (священников), причем указывается их сан – например, «о здравии» епископа Тихона, игумена Тихона, иерея Ярослава, затем пишите свое имя, своих родных и близких.
То же относится и к запискам «о упокоении» – например, митрополита Иоанна, протоиерея Михаила, Александры, Иоанна, Антония, Илии и т.д.
5. Все имена должны быть даны в церковном написании (например Иулии, а не Юлии) и полностью (например Александра, Николая, но не Саши, Коли),
6. В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства.
7. Ребенка до 7 лет в записке можно указывать как младенца – младенца Иоанна.
8. Если хотите, в записках о здравии перед именем можно упомянуть «болящего», «воина», «путешествующего», «заключенного». Не пишут в записках – «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего».
9. В записках «О упокоении» усопший в течение 40 дней по кончине именуется «новопреставленный». Допускается в записках «О упокоении» написание перед именем «убиенный», «воин», «приснопамятный» (день смерти, день именин усопшего).

Можно ли написать в записках «За здравие» и «За упокой» людей, в отношении которых неизвестно, крещены ли они?

В записках, которые подаются в алтарь на проскомидию, перечисляются люди, за которых Святая Церковь на литургии приносит Бескровную Жертву. Поэтому подразумевается, что все эти люди не только крещены, но и осознают себя членами Церкви.
Если же люди крещены, но не живут церковной жизнью (), то уместнее подавать за них записки на поминовение при чтении Псалтири.

Как писать в записках имена людей, имён которых нет в святцах?

Традиция крестить с именем «из церковного календаря», т.е. по святцам — это лишь хорошая русская традиция, не исключающая поминовения тех христиан, чьи имена ей не соответствуют. Существует даже специальный циркуляр на эту тему:

«В Московскую Патриархию поступают письма, в которых обращается внимание на случаи отказа в литургическом поминовении и участии в Таинствах по отношению к тем православным верующим, которые крещены в других Поместных Православных Церквах (например, в Болгарской, Грузинской, Румынской, Сербской, Финляндской и т. д.) с наречением имен, отсутствующих в месяцеслове Русской Православной Церкви.
В традициях некоторых Поместных Церквей допускается при крещении нарекать младенцев национальными именами, отсутствующими в церковных месяцесловах.
В связи с вышеизложенным по благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла напоминаю о том, что не следует допускать каких-либо ограничений в богослужебном поминовении и допущении к Таинствам Церкви для верующих, носящих национальные имена и крещенных в других Поместных Православных Церквах.
Прошу донести данную информацию до настоятелей монастырей и приходов вверенной Вам епархии».

(function (d, w, c) { (w[c] = w[c] || ).push(function() { try { w.yaCounter5565880 = new Ya.Metrika({ id:5565880, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true, webvisor:true, trackHash:true }); } catch(e) { } }); var n = d.getElementsByTagName("script"), s = d.createElement("script"), f = function () { n.parentNode.insertBefore(s, n); }; s.type = "text/javascript"; s.async = true; s.src = "https://cdn.jsdelivr.net/npm/yandex-metrica-watch/watch.js"; if (w.opera == "") { d.addEventListener("DOMContentLoaded", f, false); } else { f(); } })(document, window, "yandex_metrika_callbacks");

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?